Упражнения на развитие логического мышления. Самообслуживание и помощь взрослым

Возраст 5–6 лет называют старшим дошкольным. То есть не только предшествующим, но и благоприятствующим дальнейшему обучению. Этому способствуют все психоэмоциональные и физиологические изменения, происходящие с маленьким человеком. Это базовый период для закладки основных черт характера и манеры поведения. Знание основных возрастных особенностей развития детей 5 – 6 лет поможет родителям оценить и скорректировать многие значимые аспекты.

С чем подходим к школе?

Самое важное изменение, которое происходит с ребенком в этот период, – замена непроизвольности произвольностью. Что это значит? Теперь ребенок может заставить себя целенаправленно думать, запоминать, быть усидчивым, внимательным, концентрироваться на задании взрослых, управлять своим поведением. Раньше эти процессы у него регулировались степенью эмоциональной заинтересованности. Поэтому сейчас наступает самый благоприятный период для развития познавательных способностей и формирования мотивации к обучению.

Большую часть возрастных особенностей детей этого возраста составляют психологические аспекты.

  • Формируется образ «я». Теперь это не просто самоутверждение. Ребенок начинает оценивать себя с позиции сверстников (стремится быть успешным, популярным), родителей (ему важно быть для них умным, правильным, хорошим), и – внимание! – самого себя. То есть он не только может критично оценить свои действия или их результат, не только понимать, насколько он умный или добрый, но и представлять, каким он хочет стать в будущем. При этом оценка его родителями рассматривается критически, сравнивается с собственной оценкой своего «я». Сейчас как никогда важно дать ребенку ощущение «я могу». Через мелкие успехи он охотнее будет стремиться к большим. Тем более что соревновательная успешность в среде ровесников становится крайне важной. Малыша нужно учить побеждать и проигрывать достойно.Формирование такого отношения к своей личности – залог развития мотивации к обучению. Ребенок будет стремиться к знаниям, чтобы вырасти грамотным, образованным, успешным.
  • Все большую значимость приобретает общение в детском коллективе, отношение к малышу его сверстников, возможность строить отношения, основанные на мотиве личной привязанности. Хотя дружба сейчас в основном однополая, дети уже в состоянии охарактеризовать свои предпочтения в выборе друзей (она – добрая, веселая, не жадная, он – не кричит, не отбирает игрушки, соглашается со мной). Среди детей начинается разделение на более и менее популярных, дружелюбных, авторитетных.
  • Воображение, которое по праву можно назвать основой успеха в любой творческой деятельности, у ребенка в 5 лет развивается с особой активностью. Это период бурной фантазии, когда дети могут сочинять замысловатые сюжеты, представлять картины читаемого им произведения.Особенно широко воображение проявляется в игровой и творческой деятельности. Дошкольники могут разрабатывать для себя самые невероятные сценарии игр, а в творчестве появляется замысел, и ребенок работает на его воплощение.Кроме того, развивается продуктивное воображение, когда ребенок на основе услышанного (например, во время чтения ему книги) может представить неизвестные ему образы волшебников, далеких миров или планет, космос вообще, жителей других галактик.
  • Дети начинают понимать социальные отношения, субординацию в разных сферах деятельности взрослых. Они переносят эти роли в игры. Поэтому у них зачастую возникают споры о том, кому играть менее значимую с этой точки зрения роль – кому быть подчиненным.

Подбирайте для ребенка такие игры, которые заставят его думать, размышлять, искать решение, строить логическую цепочку действий, действовать последовательно, выявлять закономерность (найти выход из лабиринта, построить пирамиду по образцу, собрать головоломку, кубик Рубика, по схеме).

Недетский кругозор

Главное для родителей — развивать у ребенка 5 – 6 лет познавательный интерес, расширять кругозор. Накопленный ранее багаж знаний об окружающей действительности нужно постоянно пополнять, расширять горизонты известных понятий, при этом подталкивая малыша к рассуждениям. Ответ взрослого на любой вопрос ребенка этого возраста должен быть не только полным, но и побуждающим его самого к логическим размышлениям. В таком диалоге важно задавать ему вопросы с формулировкой «обоснуй», «докажи», «объясни», «как ты думаешь, почему» (почему сейчас холодно, почему в доме нельзя жечь костер, почему нельзя бить животных, есть ядовитые грибы, ходить на лед в оттепель). Все это должно выстраиваться в цепочку ненавязчивых речевых и умственных упражнений, готовящих дошкольника стать школьником.

Уже сейчас дошкольник может:

  • называть и различать виды транспорта, их назначение (общественный, грузовой, специальный, сельскохозяйственный, наземный, водный, воздушный);
  • называть и различать не только основные цвета, но и по несколько их оттенков;
  • объединять предметы на классы по тем или иным признакам, определять, из каких материалов они изготовлены;
  • рассказать о явлениях природы и действиях людей в разные времена года;
  • объяснить, для чего нужны воздух, вода и солнце растениям, животным, человеку;
  • назвать свой точный адрес, город, в котором живет, свою Родину, ее столицу;
  • относиться к природе с рациональностью, бережливостью, заботой.

С чувством времени пока еще существуют проблемы (ребенок может путаться во времени года либо днях недели).

Но родительское внимание и мудрость помогут ребенку еще больше расширить свой кругозор.

Лучший источник достоверной научной информации для старшего дошкольника – детские энциклопедии. Из них он может в доступной для себя форме извлечь полную информацию о животных, растениях, строении человека, космосе, странах и многом другом.

Внимание, логика, мышление, счет

Характеристика возрастных особенностей старшего дошкольника в плане развития интеллекта тоже довольно объемна. Как уже было сказано, предшкольный возраст – самый благоприятный для развития всех сфер жизни ребенка, и интеллекта – в первую очередь. Благодаря зарождению произвольности малыш уже в состоянии принять, что запомнить или выполнить что-то ему нужно, полезно, а не просто интересно.

Сейчас он уже в состоянии удивить родителей своими интеллектуальными познаниями и достижениями:

  • может запомнить за пару минут до 8 картинок;
  • помнит и рассказывает наизусть несколько стихотворений с выражением;
  • может найти до 6 различий между картинками;
  • пересказать прочитанное близко к тексту;
  • выполнять задания, не переключаясь и не отвлекаясь, от 10 до 20 минут;
  • находить логическую закономерность в цепи событий;
  • объяснить разницу между предметами и явлениями;
  • обнаружить и объяснить на рисунках несоответствие действительности;
  • находить из 4-5 предметов лишний по какому-то признаку, объясняя этот признак;
  • складывать разрезанный рисунок или пазл минимум из 9 частей;
  • правильно употреблять количественные и порядковые числительные;
  • уравнивать группы предметов;
  • объяснять положение предмета относительно себя, других людей или других предметов (сзади тебя, слева от стула).

Всегда подавайте ребенку достойный пример, ведь в этом возрасте дети все еще учатся на нем. Ребенок будет более успешным, если ему спокойно, комфортно, нет обиды, страха, вины, тревоги.

Речь, эмоции, творчество

Психология ребенка 5–6 лет отличается всплеском воображения – это тоже можно назвать основной возрастной особенностью детей этого возраста. А развитие фантазии неизбежно влечет за собой расширение эмоциональной палитры и бурное развитие речевых навыков. Старшему дошкольнику доступен весь спектр человеческих эмоций, которые он активно проявляет в игре, общении со сверстниками, взрослыми, при пересказе, чтении стихов. Речь ребенка сейчас богата интонациями, сменами темпа и громкости. Она активно дополняется мимикой, жестами.

Сейчас у ребенка закладываются и развиваются такие качества, как любознательность и любовь к близким, очень ярко проявляется удивление.

А также формируются моральные, эстетические качества, интеллектуальные чувства:

  • чувство гордости;
  • юмора;
  • стыда;
  • прекрасного, героического;
  • дружбы.

Речь становится еще более богатой. Старший дошкольник может высказывать свое мнение, играть роль в стихотворении, небольшой сценке. Может составить рассказ по одной сюжетной картинке или нескольким последовательным картинкам. Может назвать жанры прочитанных произведений (рассказ, сказка, стихотворение), а также любимого детского автора, любимое произведение.

К этому моменту в нормальных условиях ребенок способен чисто выговаривать практически все звуки (иногда – за исключением [р]). Сейчас он вполне готов к чтению по слогам (или уже умеет это делать).

Произведения юных художников на этом этапе – это зачастую предметы, изображенные схематично. Но вместе с тем старший дошкольник способен изобразить и сюжетную композицию.

Самообслуживание и помощь взрослым

К наступлению старшего дошкольного возраста большинство детей уже практически полностью себя обслуживают: могут уверенно обходиться со всеми видами застежек на одежде и обуви, со столовыми приборами, знают необходимые им правила гигиены, этикета, дорожного движения.

Им можно доверить довольно большой перечень домашних дел:

  • помыть посуду;
  • убрать со стола;
  • аккуратно сложить одежду в своем шкафу;
  • убрать в письменном столе, на книжной полке (разложить или расставить книги по размеру, толщине, прочности переплета – своего рода полезная логическая головоломка);
  • полить цветы;
  • покормить домашних питомцев,
  • выгулять собаку (если она не крупная);
  • подмести пол (дорожку во дворе);
  • протереть пыль;
  • вымыть обувь;
  • понести покупки;
  • некоторые дети уже могут сами делать небольшие покупки в близлежащем магазине, пользоваться микроволновкой или кухонной плитой для разогрева еды.

У ребенка в этом возрасте должны быть свои «должностные обязанности» по дому. Постарайтесь сделать так, чтобы выполнение повседневных дел стало его хорошей привычкой, а не «обязаловкой». Найдите для него правильные положительные стимулы, подайте домашнюю работу в виде игры, а еще лучше – состязания, в котором ваше чадо будет вас непременно превосходить.

Распознаем сигналы SOS

Каждый родитель понимает, что совсем скоро ребенок пойдет в школу. А раз сейчас самое подходящее время для подготовки к ней, то эта подготовка и начинается. К сожалению, довольно часто мы, взрослые, так активно начинаем готовить ребенка к школе, впихивая в него все положенные и даже «сверхположенные» знания (чтобы он превзошел нас самих, чтобы мы им гордились), что детская психика не справляется: ребенок становится очень нервным, агрессивным. Мы требуем, давим, обязываем, ограничиваем ребенка, «вдалбливаем» ему, как нам кажется, все необходимое, чтобы он нам потом «спасибо сказал». А вместо этого получаем бесконечные капризы, слезы, протесты, истерики, упрямство – все то, чего за ребенком раньше не замечалось (по крайней мере, уже давно).

Конечно, нами движут самые благородные намерения, мы хотим для своего чада только лучшего. Но ребенок упорно не хочет заниматься, ищет любой повод уклониться от занятия, может сказаться больным или предъявить родителям ультиматум… Не ожидали? Наверняка. Почему так происходит?

Причин такого поведения немало.

  • Слишком большая загруженность (кружки рисования, иностранного языка, танцев, гимнастики, лепки и бог знает чего еще) лишает ребенка нормального детства. Он истощается и морально, и физически. Такое расписание обязательно нужно урезать до состояния, когда ребенку станет комфортно. А возможно, среди этих занятий есть такие, которые ребенку не нравятся (либо нет общего языка с педагогом).
  • Попытки наверстать упущенное. Это стремление родителей впихнуть в ребенка все, до чего он недотягивает, исходя из ориентировочных требований к будущим первоклассникам. А ведь они сами ему не додавали это систематически – в течение предыдущих 4 — 5 лет его жизни. Почему нежная детская психика теперь должна отвечать за промашки взрослых?
  • Недостаток внимания, общения. Возможно, протесты против обучения – это попытка ребенка привлечь к себе внимание родителей, которого ему так не хватает. Дети часто действуют по принципу: «даже если будут орать или наказывать – это все равно внимание ко мне».
  • Не хочу, а надо! Это ситуация, при которой ребенок всю жизнь живет в жестких рамках (режима дня, правил приличия, ответственности перед родителями), постоянно подчиняя свои потребности их желаниям и требованиям. Маленькая личность рано или поздно встанет перед проблемой выхода из ситуации. И тогда дошкольник либо начнет сам себя максимально ограничивать во всем, либо объявит войну любым правилам и канонам, установленным взрослыми.
  • Гиперактивность. Явление сегодня нередкое. При этом дошкольник протестует против любых занятий, потому что во время них его заставляют спокойно сидеть, не отвлекаться довольно продолжительное время. А это при такой особенности психики для него сущий кошмар.
  • Отставание в развитии. Если дошкольник имеет неврологические или психические отклонения, он может просто отставать в развитии от сверстников. Прежде чем «доталкивать» его до одногодок, нужно пройти обследование для выявления возможных причин и их коррекции.


Избежать проблем с подготовкой ребенка к школе помогут советы психолога.

  • Выбирайте оптимальное для занятий время. Возможно, ребенку лучше запоминать с утра, а думать, к примеру, после прогулки. Нужно немного поэкспериментировать с этим. Если время выбрано неверно, мозг маленького человека не будет работать эффективно.
  • Сделайте познавательные занятия таким же повседневным ритуалом, как умывание или чистка зубов. Ведь это – правильно и полезно.
  • Усложняйте последовательно. Начав с самых простых развивающих задач, постепенно их усложняйте. Иначе, не осилив один раз заданное, ребенок не захочет делать даже простого задания, потеряет веру в себя. А это уже утрата мотивации. Без нее никакого обучения не получится.
  • Избегайте жесткой критики, выговоров, наказаний за неуспех. Это не только отвратит от учебы, но и лишит уверенности.
  • Доверьте ребенку самому выбрать при покупке игрушки, игры, пособия среди тех, которые ему сейчас нужны (по цвету, форме или еще какому-то признаку). Ему должно быть интересно в это играть и это изучать. Хотя бы потому, что его мнение было учтено.
  • Подавайте ребенку пример. Показывайте, что сами постоянно чему-то учитесь, развиваетесь: читаете, разгадываете кроссворды, играете в шашки, домино.
  • Полный позитив. Любое обучение должно быть наполнено положительными эмоциями. Только тогда оно принесет ребенку и радость, и – что немаловажно – пользу. Да и к самим занятиям у него будет больше интереса.

Таким образом, если на пороге первого класса отбить (или не развить) у ребенка мотивацию к обучению, неверно рассчитать его возможности, перегрузить нервную систему дошкольника, можно обеспечить ему неуспех не только в обучении, но и в дальнейшей социализации. Поэтому работа родителям предстоит большая. А главное – последовательная.

Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст, он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные качества, формируется образ «Я. Важным показателем этого возраста - является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослыми или взрослым и ребенком.

Ведущая потребность в этом возрасте - потребность в общении и творческая активность. Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речи и неречевых средств (жестов, мимики). Творческая активность проявляется во всех видах деятельности, необходимо создавать условия для развития у детей творческого потенциала. Ведущая деятельность - игра. В игровой деятельности дети уже могут распределять роли и строить своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью. С 5 лет ребёнок начинает адекватно оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом начинает доставлять ребёнку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе. Ведущая функция - воображение, у детей бурно развивается фантазия. Воображение - важнейшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека. Детей необходимо обучать умению планировать предстоящую деятельность, использовать воображение для развития внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи.
В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В познавательной деятельности продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины. Дети называют не только основные цвета, но и их оттенки, знают формы. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.
Это период наивысших возможностей для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих процессов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать. Конструктор хорошо развивает логическое мышление. Здесь важным моментом является складывание по схеме - образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму, величину. В логических играх ребенок должен увидеть последовательность, проследить логическую закономерность и обосновать.
В играх на логику прослеживается и личностный аспект дошкольника. Правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Есть дети, которые сдаются, не верят в свои силы и задача родителей выработать у ребенка стремление победить. Важно, ребенок должен знать, что «Я могу». Необходимо прививать интерес к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых усилий и получаемого результата. Важно, чтобы детям сопутствовал успех.
ВНИМАНИЕ:
. выполнить задание, не отвлекаясь в течение 10-12 минут, наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию;
. находить 5-6 отличий между предметами, выполнять задания по предложенному образцу, находить пары одинаковых предметов - это концентрация внимания;
ПАМЯТЬ:
. запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут;
. рассказывать наизусть несколько стихотворений;
. пересказать близко к тексту прочитанное произведение;
МЫШЛЕНИЕ :
. определять последовательность событий;
. складывать разрезанную картинку из 9 частей;
. находить и объяснять несоответствия на рисунках;
. находить и объяснять отличия между предметами и явлениями;
. находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.
МАТЕМАТИКА
. Счет в пределах 10, знакомство с цифрами.
. Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?». «Который по счету?»
. Уравнивает неравные группы предметов двумя способами.
. Сравнивает предметы (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определенным путем наложения или приложения.
. Выражает местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам.
. Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур.
. Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток.
. Называет текущий день недели.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
. Имеет достаточно богатый словарный запас.
. Может участвовать в беседе, высказывать свое мнение.
. Составляет по образцу рассказ по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.
. Определяет место звука в слове. Обучение чтению необходимо начинать с формирования фонематического анализа слова.
ПОЗНАНИЕ
. Различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту.
. Классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны.
. Знает название родного города, страны, ее столицы, домашний адрес.
. Знает о взаимодействии человека с природой в разное время года.
. Знает о значении солнца, воздуха, воды для человека, животных, растений.
. Бережно относится к природе.
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
. Знает стихотворения, считалки, загадки.
. Называет жанр произведения.
. Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения.
. Называет любимого детского автора, любимые сказки и рассказы.
В изобразительной деятельности 5 - 6 летний ребёнок свободно может изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных предметов, дети любят рисовать, лепить. Дети успешно справляются с вырезыванием предметов прямоугольной и круглой формы, умение вырезывать по контуру - один из показателей готовности к школе.
В развитии эмоциональной сферы необходимо формировать позитивное эмоциональное отношение к самому себе и своему имени, к членам своей семьи, к друзьям, учить детей сопереживать, помогать по мере возможности, заботиться о младших. Ребёнок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями.

ВАМ КАК ЕГО РОДИТЕЛЮ ВАЖНО ЗНАТЬ: . С уважением относиться к его фантазиям и версиям, не заземляя его магического мышления. Различать «вранье», защитное фантазирование и просто игру воображения.
. Поддерживать в ребенке стремление к позитивному самовыражению, позволяя развиваться его талантам и способностям, но не акцентируя и не эксплуатируя их. Постараться обеспечить ребенку возможности для самого разнообразного творчества.
. Быть внимательными к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу там, где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать.
. Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками, помогая своему малышу только в случае его эмоциональных затруднений, обсуждая сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривая варианты выхода из нее.
. Обеспечивать общение с близкими, организовывая отдых всей семьей, вместе с ребенком обсуждая совместные планы.
. Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам ребенка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины неудачи.
. Помнить, что в этом возрасте (да и всегда) ваш ребенок охотнее будет откликаться на просьбу о помощи, чем на можетствование и обязанность. Осознавать, что, обращаясь к нему как к помощнику, вы больше развиваете в нем «взрослую» позицию. Делая его подчиненным и обязанным выполнять ваши требования, вы развиваете его «инфантильно-детскую» составляющую.
. По возможности не пугаться и не увиливать от «неудобных», но очень важных для ребенка вопросов. Отвечать ясно и максимально просто только на те вопросы, которые он задает, не распространяясь и не усложняя. Уметь объяснить ему специфику разности полов на его языке, в соответствии с его возрастом, в случае трудностей запастись детской литературой на эту тему.
. На вопросы о смерти отвечать по возможности честно в соответствии с вашими, в том числе и религиозными, представлениями. Помнить, что отсутствие, информации по этой теме порождает у ребенка фантазии, которые могут быть тревожнее и страшнее, чем реальность.
. Помогать ребенку (вне зависимости от пола) справляться со страхами, не осуждая его и не призывая «не бояться». Внимательно выслушивать ребенка и сочувствовать ему, разделяя его беспокойства и тревоги. Поддерживать его в процессе проживания страха, быть по возможности рядом, когда это нужно пугливому ребенку, но и постепенно предоставлять ему возможность справляться самому с чем-то менее страшным. В случае навязчивых страхов обращаться за помощью к психологам.

У ребенка формируется определенный кругозор и появляется база навыков. Он уже может адекватно оценивать свои действия и окружающих людей, также может дать самооценку своей внешности, характеру и поведению. Все умения для жизнедеятельности у него уже развиты, родителю остается подкорректировать их перед вступлением в новую жизнь. Чтобы не навредить ему, требуется учитывать психологические навыки детей 5-6 лет.

Потребность в общении

Основная потребность ребенка в этом возрасте - это общение со сверстниками и взрослыми людьми. Делает он это с помощью речи и специальных жестов. Категорически не рекомендуется его игнорировать, так как это может негативно отразиться на его дальнейшем развитии. Выделяют такую возрастную психологическую особенность для детей 5-6 лет, как «почемучка». Ребенка начинает интересовать все вокруг, он задает родителям самые разнообразные вопросы и желает получить максимально подробный ответ на них. Многие мамы и папы ввиду своей занятости ругают ребенка и просят не спрашивать всякие глупости. Стоит учесть, что именно на этом этапе у него развивается воображение, память, внимание, мышление и восприятие. Своим неверным действием можно нарушить этот естественный процесс.

Развитие логических способностей

Родители ребенка, который достиг дошкольного возраста, начали замечать, что его общение заметно изменилось. Он стал уже не просто однотипно отвечать на поставленные вопросы, а начинает размышлять и фантазировать. Это говорит о том, что он достиг той самой стадии, когда активно развивается логическое мышление. Первое, что нужно сделать, - направить возрастную психологическую особенность детей 5 лет в нужное русло. Сделать это можно в игровой форме:

  • Отлично развивает логическое мышление конструктор. Лучше всего, если в его комплект будут входить различные гаечки, ключи и другие соединительные элементы. Сначала малышу необходимо импровизировать, собирать самостоятельные детали. Затем можно усложнить задачу, предложив ему собрать определенную часть, изображенную на рисунке.
  • Необходимо дать ему две одинаковые картинки и попросить найти между ними несколько отличий. Вероятнее всего, что сначала эта задача покажется для него затруднительной. Постепенно эти навыки начнут улучшаться.
  • Существует множество книг с задачами для этого возраста. Среди детей пользуются популярностью задания, где нужно найти лишний предмет.

Выполняя упражнения с ребенком, родители должны набраться терпения. Помогать им крайне не рекомендуется. Пусть на занятия придется потратить множество времени, главное, чтобы он научился добиваться поставленной цели сам и прекратил ожидать подсказок от старших товарищей.

Занятия на формирование памяти

Уже через 2 года ребенку будет пора идти в первый класс. А это значит, что заботливому родителю уже сейчас пора задуматься о психологических особенностях развития детей 5 лет. В этот период можно активно начинать тренировать его память. Если это сделать заблаговременно, то будущему школьнику заметно легче будет усваивать материал, входящий в образовательную программу. Уже в 4,5 года можно попробовать провести несложную для него игру. В ряд требуется расставить несколько предметов и попросить ребенка отвернуться на несколько секунд. За это время нужно убрать один из них. Основная задача ребенка - понять, чего не хватает. Постепенно задание можно усложнять, увеличив этот ряд.

Ребенок в обществе

Кто такой ребенок? Это индивид, который постоянно находится в контакте с другими личностями. Психологические особенности развития детей 5-6 лет должны заметно отличаться от тех, которые были ранее. Они должны уметь общаться между собой, самостоятельно решать различные опросы и совместно выполнять какие-либо задачи.

К сожалению, в настоящее время многие молодые мамы отказываются водить ребенка в детский сад. Связано это с высоким риском приобретения инфекционных заболеваний. Соответственно, индивид привыкает к плотному общению с матерью и не воспринимает других людей. В таких случаях рекомендуется записать его на занятия, где бы он мог находиться без родителей. В противном случае поход в школу станет для него большим стрессом.

Стоит просить ребенка сделать покупку самостоятельно, попросить помощи у постороннего взрослого или занять очередь в поликлинике. Все эти приемы позволяют формировать уверенность в себе.

Грамотное развитие мышления

Очень важной составляющей, определяющей психологические особенности детей 5 лет, является мышление. Помочь добиться успеха в этой области помогут несложные задачки:

  • Наверняка каждому ребенку мама рассказывает сказки. Необязательно делать это полностью. Требуется озвучить определенный отрывок и попросить его продолжить. Основная его задача - придумать последовательность событий.
  • Отличной игрой, способствующей формированию возрастных психологических особенностей детей 6 лет, являются пазлы. Можно самостоятельно разрезать картинку на несколько отдельных частей и попросить ребенка восстановить её.
  • Рекомендуется вместе смотреть с ребенком мультики и размышлять на различные темы, например, почему герой в определенной ситуации поступил именно таким образом.

Способность правильно размышлять также пригодится для обучения в школе, детям будет легче справляться с поставленными задачами.

Особенности воспитания мальчика

Возрастные психологические особенности детей 5 лет различны для юных представителей мужского и женского пола. Когда-то мальчик с любовью и нежностью относился к своей матери, словно не имея возможности прожить без нее ни секунды. В этом же возрасте он начинает тянуться к отцу. Для него становится интересным все, что он делает: ремонтирует детали, чинит розетки или водит автомобиль. Главе семейства важно в этот момент не отвернуться от него, показав положительный пример.

Именно в этот период необходимо сформировать в мальчике уважительные черты характера. Следует научить их трепетно относиться к девочкам, подавать им руку при спуске со ступенек, уступать место старшим в общественном транспорте.

Родителям необходимо обратить внимание на общение между собой. Все конфликты лучше отложить на то время, когда дети будут спать. Старшие товарищи станут для будущего мужчины примером, опираясь на него, он аналогично станет выстраивать свои отношения.

Аналитический склад ума

Медицинские специалисты и педагоги, которые длительное время занимались изучением возрастных психологических особенностей детей 5-6 лет, утверждают, что им просто необходимо развитие аналитического склада ума. Это позволяет сформировать мышление, логику и память. В этом возрасте дошкольник должен уметь делать следующее:

  • Считать до десяти в прямом и обратном направлении.
  • Выполнять несложные математические примеры.
  • Знать все геометрические фигуры.

Помимо этого ребенок должен превосходно ориентироваться в окружающем мире. Он должен без труда уметь отвечать на вопрос о том, какое время суток, года и текущий день недели. Для приобретения этих навыков вовсе не обязательно посещать какие-либо курсы, можно сделать и в домашних условиях, используя подручные предметы.

Особенности воспитания девочек

Молодая мама девочки должна придать значение психологическим особенностям ребенка 6 лет. В этом возрасте ей важно понимать, что она, в отличие от мальчиков, должна быть воспитанной, нежной и аккуратной. Сначала следует привить ей любовь к чистоте: необходимо, чтобы вещи всегда были сложены на полочке, уголок убран, а игрушки положены в коробку после каждого использования.

Девочка - это будущая хозяйка и верная помощница для своих родителей. Требуется приглашать её совместно делать уборку, готовить и накрывать на стол. Все эти, казалось бы, сложные задания очень быстро войдут в привычку и станут неотъемлемой частью образа жизни.

Каждая дочка мечтает быть похожей на свою маму, следует стать для неё хорошим примером.

Физические способности

Маленькие дети всегда выглядят мило, у них пухленькие щечки, милые глазки и непосредственная улыбка. К 5 годам жизни черты лица становятся более грубыми, тело крепнет и приобретает совершенно иную форму. У дошкольников становится лучше координация, появляется резкость и ловкость. Основные психологические особенности детей 5-6 лет позволяют им быстро принимать решение в спорной ситуации, уметь хитрить и решать сложные задачи.

Все это говорит о том, что людям такой возрастной категории доступны сложные игры: волейбол, футбол, баскетбол и другие. Родитель может отдать свое чадо абсолютно в любую секцию. Девочкам рекомендовано посещать танцы или гимнастику, так как эти занятия делают фигуру красивой и женственной. Мальчиков стоит отдать в бокс, легкую атлетику и в силовую борьбу, подобные занятия научат их постоять за себя.

При выборе спортивной секции стоит учитывать психологические особенности детей 5-6 лет. Лучше чтобы они имели любительский характер. Профессиональные занятия могут вызвать у подрастающего ребенка большой стресс и навсегда отобьют желание продолжать их посещение.

Психологические особенности развития детей 5 лет - это очень тонкая грань отношения между родителями и ребятами. Нарушив её, можно заметно навредить душевному состоянию подрастающей личности. Чтобы этого не допустить, нужно соответствовать следующим правилам:

  • Именно в этом возрасте должно быть сформировано доверие между двумя поколениями. Необходимо, чтобы ребенок не стеснялся рассказать о своей проблеме, а родитель сумел его выслушать и дать дельный совет. В противном случае эта нить может оборваться, а восстановить её в дальнейшем будет практически невозможно.
  • Дошкольник может задавать вопросы из самых различных областей. Нужно научиться правильно реагировать на них и давать адекватный ответ. Любые насмешки приведут к тому, что малыш замкнется в себе.
  • У ребенка в этом возрасте появляются свои мечты, цели, планы на будущее. Категорически не рекомендуется говорить, что у него это не получится. Психологически особенности детей 5-6 лет не приемлют любую критику, напротив, нужно внушать уверенность в собственных силах.

Многие родители стремятся раньше положенного времени отдать своего ребенка в школу, а педагоги любезно помогают им разрешить этот вопрос. Готов ли ребенок в этом возрасте к школе? Ответ на этот вопрос могут дать только близкие ему люди, оценив степень усидчивости.

Заключение

Изучая вопрос о психологических особенностях детей 5-6 лет, следует помнить, что каждый ребенок - это индивидуальная личность, и развивается она абсолютно иным способом. Если соседский сын отлично знает английский язык, это вовсе не говорит о том, что в срочном порядке нужно искать соответствующего педагога. Возможно, есть другие сферы, в которых превосходит именно ваш ребенок.

На протяжении всей жизни человеку свойственно меняться. Естественно, такие очевидные этапы, как рождение, взросление и старение, проходит абсолютно все живое, и не важно, животное это, растение или человек. Но именно Homo sapiens преодолевает колоссальный путь в развитии своего интеллекта и психологии, восприятия себя и окружающего мира. Наиболее значимо и наглядно проявляются возрастные психологические особенности детей. 5-6 лет после рождения ребенка составляют фундамент будущего взрослого индивидуума, опыт первых годов жизни определяет отношение к себе, личной жизни, семье, карьере и увлечениям.

Кризис первого года жизни ребенка

На протяжении всей жизни человека преследуют кризисы. Самый первый проявляется в столь раннем возрасте, что очень трудно адекватно оценить, насколько перенес его. Это так называемый он происходит в три месяца отроду. Для мамы и ее чада это первое преодоление трудностей. В случае успеха ребенок ощущает уверенность в своей родительнице, он осознает, насколько может на нее положиться.

Такая неразрывная связь длится до одного года, пока малыш не научится элементарным вещам, не почувствует свою самостоятельность. И пусть она абсолютно эфемерная, ведь все понимают (кроме самого карапуза), что без семьи и поддержки он пропадет, но для ребенка крайне важно осознать, что он может делать сам определенные действия. Гиперопека в этот период чревата последствиями в более зрелом возрасте и в полной мере выразит психологические особенности детей 5-6 лет. Такие ребята не хотят помогать родителям, не могут самостоятельно собраться на прогулку, не стремятся к знаниям.

Малышу три года. Как с ним справиться?

Следующим сложным периодом, который предстоит пройти как ребенку, так и его маме с папой, становится трехлетний кризис. Маленький человек может самостоятельно себя обслуживать. Для него не составляет труда кушать, одеваться, справлять нужду, он может играть с друзьями или сам, у него уже есть свои предпочтения, любимые герои и игрушки. Родителям очень важно не переоценить способностей своего малыша. Несмотря на всю показную браваду, он еще слишком мал, не понимает многого и живет сиюминутными бедами и радостями. В три года не наступило время, когда ребенок в состоянии делать сложные логические выводы, умозаключения. С ним можно договориться о деле, но через полчаса все благополучно забудется. Не из вредности или баловства, как думают многие родители. Мозг в таком возрасте не готов создавать сложные цепочки взаимодействий между людьми, процессами и событиями в жизни.

Первые шаги человека в социуме

Особенности психологии детей 5-6 лет отличаются как раз тем, что это огромный скачок в развитии ребенка. Значительно подросший малыш - это уже не тот ангел, которому все простительно. Начинаются кардинальные перестройки в физиологии и психологии. Это промежуточный этап перед подростковым возрастом и подготовка к школе. Для каждого такие процессы проходят индивидуально. Чтобы обобщить, можно сказать, что психологические особенности ребенка 5-6 лет заключаются в его становлении в социуме. В этот период все дети выходят из привычного для себя круга.

Многие преодолели этот сложный путь раньше, еще в три-четыре года, когда только пошли на занятия в садик или развивающую группу. У детей, столкнувшихся с первыми трудностями взаимодействия с чужими взрослыми, другими детьми, этот кризис проходит легче, им проще адаптироваться и осознать нормы поведения. Поэтому мамам, которые предпочли самостоятельные занятия с малышом дома, без посещения дошкольных заведений, стоит организовывать досуг ребенка так, чтобы он не был одинок и имел возможность отшлифовать коммуникативные способности. В этом периоде жизни ребенок начинает перенимать модель поведения своих родителей, их способ жизни, привычки и психологические особенности.

Детей 5-6-летнего возраста трудно обмануть. Они чувствуют фальшь и неискренность. И если самые близкие будут хитрить и создавать двусмысленные ситуации, ребенок может растеряться и не воссоздать тот идеал, к которому хотелось бы стремиться.

Активный рост тела и души

В шест лет начинают проявляться отличительные особенности физиологии. Это сказывается как на внешнем виде ребенка, так и на его эмоциональном настрое. Начинается активная фаза роста, исчезает детская пухлость, скелет вытягивается, организм растет и развивается, готовясь к последующей трансформации. Уже через несколько лет наступит половое созревание, и подготовка всех систем происходит загодя. Очень часто такие процессы сказываются на аппетите, дети начинают кушать с большим удовольствием. Также это связано с лучшей координацией в пространстве, умением ощущать себя в нем, совершать сложные комбинации движений, повышенной активностью.

Допустимы ли интенсивные занятия спортом в раннем возрасте?

Родители, чтобы унять кипучую энергию, стараются отдать свое чадо в спортивную секцию, в гимнастическую или хореографическую студию. Но педиатры настоятельно не рекомендуют занимать детей в таком возрасте профессиональным спортом. Тренировки должны быть, и довольно интенсивные, они помогают развивать все системы и способствуют здоровому образу жизни, однако активный рост органов и несформированный иммунитет не позволяют производить гипернагрузки. Хотя психологические особенности детей 5-6 лет вполне способствуют решению сложных задач, ребенок может показать волю и характер для достижения результата, не стоит эксплуатировать его чрезмерно.

Как мальчики реагируют на свое взросление

Возрастные психологические особенности детей 5-6 лет также проявляются в сугубо мужских и женских чертах Это может вылиться в первую влюбленность или в стремление показать себя настоящим мужчиной или хозяйкой.

Ребенка стоит поощрять и поддерживать в таких начинаниях. И если сын раньше больше тяготел к матери, был с ней то теперь ему становится интереснее с отцом. Папа обязан поощрять такое стремление своего ребенка. Не обязательно проводить с ним все время и неотступно следовать друг за другом. Достаточно будет выделить некоторое время для ежедневного разговора и создать определенный ритуал, занятие, доступное только мужчинам. Это сформирует стержень и характер, поможет развитию мужественности и ответственности будущего главы семейства, отца.

Однако это не значит, что мама в воспитании и жизни сына стала не важна. Особенности психологического развития 5-6 лет требуют максимального внимания. Малышу важно понимать, что ему есть с кем поговорить и обсудить свои проблемы. Он должен получать ответы на все свои вопросы, ведь это именно тот благодатный возраст, когда ребенок впитывает в себя знания и умения словно губка.

Особенности развития девочек в 5-6 лет

У девочек в этот период жизни закладываются полезные привычки, хозяйственность, аккуратность и нежность. Их необходимо научить следить за собой, своей одеждой, игрушками. Девочки в таком возрасте более усидчивы и скрупулезны, чем мальчики. Они раньше учатся читать и писать благодаря этим особенностям.

Каждая дочь старается быть похожей на маму и во всем ей помогать. Она следует за ней на кухню, в ванную, на прогулку, слушает беседы с подругами. Очень важно не отстранять ее от общения, не приостанавливать и не ограничивать, ведь таковы особенности Детей 5-6 лет очень просто замкнуть в себе, испугать. Они уже осознают, что время, отведенное на игры, скоро закончится, близится пора учебы. Такое будущее не все способны принять с легкостью, ведь оно абсолютно новое, и стоит тщательно подбирать слова и методы воспитания.

Готов ли ребенок к школе в 6 лет?

Многие родители задумываются о том, во сколько лет их ребенок пойдет в школу. И хотя принимают в учебные учреждения шестилеток, не каждый готов к такому ответственному для себя шагу. Специалисты советуют обращаться за консультацией, чтобы оценить психологические особенности ребенка 5-6 лет. Кто-то готов к школьной парте, и для него не составит труда старательно заполнять прописи и учить иностранные языки, ежедневно просыпаться в семь утра и делать домашнее задание, принимая это как данность. Но обязательно найдутся ребята, чье детство еще нельзя прерывать, ведь школа не научит их дисциплине, если они абсолютно к ней не готовы. Это только будет ломать их, провоцировать проблемы в будущем, в том числе и психологические. Особенности детей дошкольного возраста (5-6 лет) заключаются в том, что они уже могут учиться, и делают это с успехом не только из удовольствия. Они могут концентрировать внимание на предметах, различать и сопоставлять силуэты, формы, оттенки, решать несложные логические задачи, заниматься разными видами творчества.

Речевое развитие малышей старшего возраста

Очень важным нюансом, определяющим особенности 5-6 лет, оценивающим уровень развития, явяляется речь ребенка. Уже не должно быть проблем с произношением звуков. Разговор строится на основе сложных предложений. Малыш очень четко выражает мысли, даже фантазирует и с удовольствием рассказывает реальные или вымышленные истории. Кроме того, в разговоре уже может проявляться временная связь. Для ребенка прошел тот период, когда все происходило только здесь и сейчас, он может вспоминать прошлое, мечтать о будущем и облекать все эти мысли в словесную форму.

Друзья и общение

Этот возраст предполагает возможность самостоятельной игры, во время которой ребенок моделирует разные жизненные ситуации, составляет диалоги для игрушек, которые играют отведенную им роль. При помощи таких занятий можно увидеть, как малыш осознает себя, свою семью в мире, есть ли у него страхи и сомнения. Игра отображает возрастные психологические особенности детей 5-6 лет.

Общение со сверстниками немного видоизменилось. Дети начинают понимать, что их «хочу» не всегда сопоставимо с жизненными реалиями. Игра помогает регулировать взаимоотношения, ведь дети еще достаточно малы, подсознательно нуждаются в опеке и контроле, и проявляют эти черты в коллективных занятиях. Кроме того, появляются предпочтения и избирательность в компании. Ребенок еще не совсем разбирается в людях, но может делать выбор, основывая его на своих понятиях о добре и зле.

Психологические особенности игровой деятельности детей 5-6 лет отображаются в принятии норм поведения, выполнении правил. Раньше родители диктовали свои условия, придерживались их сами, и ребенок привык к ним. Именно сейчас он начинает проецировать их на игру на детской площадке, в игровой комнате.

В связи с расширением круга его могут интересовать разные вопросы, иногда довольно глобальные (относительно жизни, смерти, разницы между мальчиками и девочками). Очень важно, чтобы родители помогли преодолеть возможные страхи и беседовали с малышом. Упустив нить общения сейчас, очень трудно будет ее нащупать в старшем возрасте.

Кроме того, ребенок начинает оттачивать способы влияния на взрослых, он уже может поддавать критике слова и действия родных и близких людей, менять систему ценностей и авторитетов.

У малыша начинается этап наблюдения и создания планов на будущее, и как бы рано это все ни происходило, чтобы не спугнуть ребенка в его стремлениях, нельзя насмехаться или язвить, проявлять сарказм. Психологические особенности детей 5-6 лет не позволяют им принять это как шутку. Скорее, это станет поводом для комплексов и неуверенности в себе, в вере в родителей и в их поддержку в любой ситуации.

В пять лет ребенок вступает в особый период своей жизни – старший дошкольный возраст. называют его базовым, так как в этот период закладываются 90 процентов черт личности взрослого человека. Он уже отходит от авторитета и полного принятия мнения взрослого, продолжаются активные процессы самоидентификации, начавшиеся . У малыша формируется свое мнение и свой взгляд на мир. Для взрослых в этот период важно найти подход к ребенку, чтобы сохранить с ним эмоциональную связь и помочь ему сделать первые шаги к взрослению.

Что умеет ребенок в 5–6 лет?

Здоровый малыш с пяти до шести лет:

    Хорошо развит физически: может менять скорость и направление ходьбы или бега, ходить на пятках и носках, приставными шагами, высоко поднимая колени. Может совершать различные манипуляции с мячом: ловить, забрасывать, подбрасывать, прыгать на двух ногах, в том числе через препятствия. Спрыгивать с небольшой высоты, играть в спортивные игры, соблюдая правила;

    Обладает навыками самообслуживания: сам чистит зубы, моет руки, раздевается и одевается, складывает свою одежду, спокойно сидит за столом;

    Владеет навыками общения: здоровается и прощается, благодарит и просит прощения, взаимодействует с людьми, активно включается в игровую и познавательную деятельность со сверстниками, понимает инструкции взрослого и действует в соответствии с ними;

    Развивается интеллектуально: знает геометрические формы, фигуры, цвета. Способен к целенаправленному запоминанию, прослеживает пространственно-временные и причинно-следственные связи, начинает анализировать, группировать, обобщать, считает минимум до десяти и знает цифры, решает простые задачи на сложение и вычитание, знаком с днями недели и месяцами;

    Развивает речь: оперирует всеми частями речи, знает синонимы и антонимы, умеет присоединять суффиксы к словам, образует прилагательные от существительных, подбирает слова с одинаковым корнем, делит слова на слоги, произносит все звуки, может придумать короткий рассказ.

10 принципов развития ребенка 5–6 лет

Я – Родитель предлагает вам десять принципов воспитания ребенка (http://www.сайт/parents/base/) в возрасте от пяти до шести лет, которые помогут ему успешно преодолеть сложности данного этапа развития.

С пяти лет ребенок может и хочет систематически учиться. Для того, чтобы в будущем малышу было легче , постарайтесь организовать регулярные обучающие занятия для ребенка. Это могут быть как развивающие занятия с педагогом с обучением грамоте и основам математики, так и домашние уроки вместе с родителями. Не стоит относиться к занятиям так же серьезно, как в школе, – обучение проводится в более легкой и игровой форме, однако оно способствует формированию привычки к регулярному получению и усвоению знаний.

2. Формируйте навык концентрации внимания

Пяти-шестилетка еще очень нуждается в игре, он не умеет в нужной мере контролировать свое внимание и отвлекается на внешние раздражители. Задача родителей – постепенно, в игровой форме, помочь ему сформировать навык удержания внимания на одной задаче с целью довести ее до завершения.

3. Расширяйте кругозор ребенка

Доказано, что в пять лет ребенок способен запомнить максимальный объем информации. Именно сейчас он начинает активно интересоваться окружающим миром. Взрослым стоит поощрять этот интерес: читайте с малышом энциклопедии об окружающем мире, посещайте музеи и выставки, рассказывайте о том, что знаете сами.

4. Тренируйте память

Пока у малыша в большей степени функционирует непроизвольная память, он хорошо запоминает только то, что ему интересно. Нужно тренировать и память произвольную: учить стихи, пересказывать рассказы, играть в игры на запоминание.

5. Следите за развитием речи

Родителям важно обратить внимание на то, насколько четко ребенок произносит звуки, связна ли его речь, может ли он четко выразить свои мысли. При появлении проблем стоит обратиться к логопеду: сейчас самое время для коррекции речевых нарушений. Лучше устранить все проблемы до школы, чтобы они не стали причиной трудностей в обучении и общении со сверстниками.

6. Начинайте учить чтению

Многие дети, с которыми часто занимались, уже сами проявляют интерес к грамоте. Необходимо больше читать ребенку, выбирая . Читая, посадите ребенка так, чтобы он видел текст: водите пальцем по строкам или используйте закладку для чтения. Так закладывается связь между звучанием слов и их написанием.

7. Играйте в сюжетно-ролевые игры

В пять-шесть лет ребенок начинает придавать значение правилам игры и соблюдать их. Также в этом возрасте начинает бурно развиваться фантазия. Поэтому важна осмысленная игровая деятельность. Если ребенок не ходит в детский сад, он обязательно должен регулярно проводить время вместе со сверстниками: сейчас он особенно нуждается в обществе детей того же возраста и совместных, так называемых, .

Старший дошкольный возраст – самый плодотворный возраст для занятий рисованием, музыкой, конструированием. Если вы не сделали этого раньше, то теперь самое время выбрать малышу кружок по . Хорошо, если родители найдут время и для домашних занятий: ребенок уже может вырезать ножницами, самостоятельно делать аппликации, рисовать, лепить.

9. Привлекайте ребенка к трудовой деятельности

С возраста пяти–шести лет ребенок уже готов к осмысленной трудовой деятельности. Нужно понемногу приучать его к домашнему труду, пусть у него будут свои обязанности по дому.

10. Подавайте детям хороший пример

Родители по-прежнему остаются для ребенка главным авторитетом. Одновременно он приобретает способность анализировать и оценивать их поведение, подмечать особенности взаимоотношений между взрослыми. Поэтому грамотное поведение родителей и позитивные отношения в семье станут залогом полноценного развития и душевного здоровья ребенка.

Насколько самостоятелен будущий школьник?
!

Екатерина Кушнир