Экологические праздники в дошкольном образовательном учреждение. Учебно-методический материал на тему: Экологические праздники и досуги

СЦЕНАРИЙ
Экологического праздника для подготовительной группы
с участием родителей
«Приключения Маши и Вити в лесу»

Цель: Формирование у детей основ экологического сознания и экологической культуры
Задачи:
1. Закреплять знания о культуре поведения в природе, верно оценивать свои поступки и поступки окружающих. Средствами музыки, поэзии показать, что природа прекрасна во все времена года.
2. Создать условия для эмоционального и психологического сближения детей и родителей, повысить интерес родителей к экологическому воспитанию детей.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, доставить детям и взрослым радость, создать праздничную атмосферу.

Роли Лесовичка, Лешего, Бабы - Яги, Кота Матвея, Феи исполняют родители.

ХОД ПРАЗДНИКА

Под музыку П.И.Чайковского «Осенняя песня» дети с листьями в руках входят в зал, встают у центральной стены.
Ведущий. Когда слышится шум дождя, когда разноцветные листья кружат в
воздухе, опадая с деревьев, и стаи птиц улетают на юг, мы узнаем в этом приметы
осени. Немного печального, но прекрасного времени года, чьей красотой всегда
восхищались поэты, музыканты, художники. Мы с вами тоже радуемся осени и
посвящаем ей свой праздник.
«Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная к
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса» - так писал об осени великий русский поэт А.С. Пушкин.
Ребята, а кто из вас хочет рассказать стихи об осени?
Чтение стихов.
1ребенок 1ребенок. «Осень» Чурилова.
Снова осень наступила,
Всю листву позолотила,
Улетают птичьи стаи,
Крик прощальный посылая.
Кружат в танце паутинки,
Манят дальние тропинки,
А в корзинку на опушке
Так и просятся волнушки.
2ребенок Снова листья закружили
В танце золотом,
Только солнышко все реже
К нам приходит в дом.
Снова стали дни короче,
Больше нет тепла.
И длиннее стали ночи –
Осень к нам пришла.

3ребенок Осень холодная в гости пришла
Серым туманом на землю легла.
Дождик из тучки идет и идет,
Ветер листочки с деревьев несет.
Кружит их вихрем до самых небес,
Стал обнаженным весь лиственный лес.
4ребенок. Закружился надо мной
Дождь из листьев озорной
До чего же он хорош!
Где такой еще найдешь -
Без конца и без начала?
Танцевать под ним я стала.
Мы плясали, как друзья -
Дождь из листиков и я.
5ребенок. «Воробей» Степанов
Заглянула Осень в сад –
Птицы улетели.
Целый день в саду шуршат
Желтые метели.
Под ногами первый лед
Крошится, ломается…
Воробей в саду вздохнет,
А запеть стесняется.

6ребенок. Мне совсем не грустно
В садике гулять,
Разноцветных листьев
Хочется набрать.
С неба рассыпаются
Капельки дождя.
Осень золотая,
Я люблю тебя!

«Упражнение с листьями»
(муз. А.Петрова «Вальс» из кинофильма «Берегись автомобиля»)
Ведущий. Да, красива осень в своем наряде; но постепенно все листья опадают, льет дождь, становится холоднее, птицы собираются в теплые края.
Стихотворение «Улетели скворцы» расскажет…
Ребенок. Улетели сегодня скворцы…
Ведущий. А куда улетели, скажи!
Ребенок. А туда улетели они,
Где на солнышке греются дни,
Где совсем не бывает зимы…
Но милее им все-таки мы!
И они прилетят по весне
И опять запоют в вышине.

Песня «Скворушка прощается» (муз.Т.Попатенко)
Ведущий. Жаль, что улетают птицы, не слышно их пения, но ведь в лесу остаются зимовать звери. Они готовят запасы на зиму. Отправимся в лес и спросим у белочек: «Как у них дела?»
(Звучит песня «Паровозик-облачко», дети друг за другом двигаются по кругу топающим шагом. Девочки-«белочки» - одевают в это время шапочки, берут орешки. Ведущая разбрасывает листья на полу).
Инсценировка песни «Белочки» (Муз. З. Левиной)

(одна из белочек берет корзину с грибами)
Ведущий. Ребята, вот белочка хочет вас что-то спросить?
Белка. Ребята! Помогите мне разобраться, можно ли есть эти грибы?
Игра «Хороший грибок положи в кузовок».
Белка. Наблюдала я в бору интересную игру:
На полянке под сосной,
Прыгал весь народ лесной!
Вот так! (змейкой обегает грибы)

Аттракцион «Змейка»
Участвуют 2 команды; по сигналу, команды змейкой обегают грибы по «Извилистой тропинке» - каждый ребенок держится за плечи впереди стоящего; считается победителем та команда, которая не уронила ни один гриб, не потеряла ни одного участника, быстрее оказалась у финиша). Второй раз в аттракционе участвуют родители.

Ведущий. Ребята, а вы знаете как нужно вести себя в лесу?
(дети отвечают, родители дополняют)
Дети читают стихи:
1. Цветок на лугу я сорвал на бегу.
Сорвал, а зачем? Объяснить не могу.
В стакане он день простоял и завял,
А сколько бы он на лугу простоял!
2. Колокольчик рвать не стану,
Пусть растет себе в лесу.
Из него, как из стакана,
Станут пчелы пить росу!
3. Если ягоду не знаешь, лучше ты ее не рви!
Если ягоду не знаешь в рот ее ты не клади!
Ягоды берите аккуратно, не топчите зря кусты,
Чтоб сюда другие люди после вас могли прийти.
Ведущий. Ребята, а какие осенние ягоды вы знаете?
Дети: брусника, клюква, калина, рябина….
Без рябины не обходится ни одно описание осенней поры, осенней грусти. Рябина - это символ осенней поры, и у каждого поэта свое отношение к этому дереву: «плывут паутины над сонным жнивьем, краснеют рябины под каждым окном» - у Твардовского; «запылали алым цветом кисти спелые рябин» - у Есенина; «чахлая рябина мокнет под окном, смотрит деревушка сереньким пятном» - у Плещеева.
Наши дети тоже расскажут стихи о рябине.
1. 1. В тихий час рассвета
В дымке голубой
Потащили лето
Журавли с собой.
Вспыхнула рябина
Ярким огоньком
И стоит у тына
Красным петухом. 2 Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят.
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко - красные вянущих рябин.
Красненькую ягоду мне дала рябина.
Думал я, что сладкая, а она горчит.
То ли это ягодка просто недозрела,
То ль рябина, хитрая, подшутить хотела?

Хоровод «Вокруг рябинушки» (муз.М.Михайленко)
Ребенок. Я узнал, что у меня есть огромная родня:
И тропинка, и лесок, в поле каждый колосок.
Все, что рядышком со мною,-
Это все мое, родное.
Как же мне в краю родном
Не заботиться о нем?
Песня «Край, в котором ты живешь» (муз.Г.Гладкова)
Ведущий. Сегодня мы грустить не будем!
Осень очень хороша!
Все станцуем танец дружно,
Веселится пусть душа!
Танец «Кузнечик» (муз.В.Шаинского)
Ведущий. Ребята! Часто в лес приходят недобрые люди. Они ломают деревья, обижают птиц, разоряют муравейники. Саша нам расскажет историю, которая произошла в лесу.
Дикарь. Г.Ладонников.
Хозяйка – белочка в лесу
Орехи собирала.
Она в лесу том каждый сук
И каждый кустик знала.
Однажды в лес противный тип
Пришел с большой котомкой.
Небрежно сбил ногою гриб
И выругался громко!
Стал гнуть орешину – сломал,
Зажал под мышкой ветви:
Нашел один орех – сорвал,
Сорвал второй и третий…
Отбросил куст и, как медведь,
Пошел себе, довольный,
А бедной белке и смотреть
На это было больно.

В зал входит Лесовичок(родитель). Он грустный, печально вздыхает, к нему обращаются дети Маша и Витя.
Маша. Что с вами, дедушка?
Витя. Что за беда у вас?
Лесовичок. Ой, мой лес! Мой дивный лес!
Был высок он до небес!
Пели птицы до зари,
Заливались соловьи!
А теперь тишина, только мусор кругом. Баба Яга, Леший, кот Матвей решили лес извести, птиц распугать, зверей перебить, свои порядки установить! Помогите мне, друзья!

Маша и Витя. Мы найдем злодеев и выгоним их из вашего леса.
Лесовик. Вот, спасибо, молодцы! А я вам дам волшебное зеркальце, посмотрите на него в трудную минуту и скажите: «Просим от души, Фею леса покажи!».
Она вам поможет.
Дети. Мы готовы! (уходят)
Появляется Баба – Яга, в руках рогатка, она целится в птиц
(поет на мотив «Как у наших у ворот»:
По лесочку я хожу, из рогатки птиц я бью.
Я их всех перебью, а цветы растопчу!
За ней идет Кот Матвей.
Кот. Кот Матвей к тебе идет, склянки, банки он несет,
Под кусточки их кладет(2 раза) - (разбрасывает мусор) Входит Леший.
Леший. Мимо Леший пробегал кустики все поломал,
Всех зверей перепугал (2 раза)
Баба – Яга. (принюхивается) Дух человеческий чую, кто-то к нам пожаловал, прячемся! (присели за елку).
Выходят Маша и Витя.
Маша. Мы по лесу шли-шли и поляночку нашли!
Витя. Но на солнечной полянке тут и там пустые банки
И как-будто нам назло, всюду битое стекло.
Маша. Значит злодеи здесь побывали, все кусты переломали!
Витя. Давай полянку приберем, а потом здесь отдохнем!
Маша. Я полянку приберу, весь я мусор соберу. Ой, Витя, я порезала палец!..
Витя. Ребята, какая трава может помочь Маше? (подорожник)
Да, подорожник нужно размять и приложить к ранке.
Выходит Баба - Яга с рогаткой, Маша и Витя здороваются.
Дети. Это ты, бабушка, птичек испугала, мусор разбросала? А это что?
Баба Яга. Это не я! И рогатка не моя! (отбрасывает в сторону)
А зато я знаю грибную полянку - там грибов видимо-невидимо!
(проходят на полянку с поганками)
Витя. Разноцветные поганки сами лезут на полянки.
Нам не надо ни одной, их обходим стороной.
Маша. Пучеглазый мухомор боком сел на косогор.
Что-то Баба - Яга, больно стала ты хитра!
Нас со свету хочешь сжить, меня с Витей погубить?
Баба Яга. Тогда сбейте их ногами!
Витя. Зачем же, бабушка? Это для людей они опасны, а некоторые звери ими лечатся! А вот, чтобы больше грибов найти, в старину пели закличку на грибы.
Дети. Тимка - Тимошка, наполни лукошко, полным - полно, с краями ровно!
Маша. А еще грибы украшают лес!
Баба Яга. Ой-ой, какие вы грамотные, придется убегать из вашего леса!
(грозит детям, уходит).
Появляются кот Матвей и Леший.
Леший. (хватает детей) А, попались! Вяжи их, кот! Ишь, пришли сюда, раскомандовались, бабулю нашу обидели!
Кот. Все, связал! Пойдем похулиганим еще! (уходят)
Маша. Витя, попробуй меня развязать! Надо зеркальце достать, Фею леса на помощь позвать! (развязываются)
Витя (вынимает зеркало) Просим, зеркальце, от души, Фею леса покажи!
Выходит Фея леса.
Фея. Кто звал меня? Я здесь, друзья!
Маша. Фея леса, помоги! Как нам справиться, скажи!
Фея. Запомните, друзья, только добро всегда побеждает зло! Я верю, что злодеи вас не одолеют и вы научите их бережно относиться к природе! (уходит)
Входят кот Матвей с букетом и Леший с ружьем
Леший. Птицы летят в небесной высоте, вокруг тишина и дремота,
Но смерть их прячется недалеко, охота, охота, охота!
Витя. Брось ружье!
Леший. Ишь ты, развязались, да еще нас учат! Как это я без охоты останусь?
Маша. Но, ведь есть охота, которая разрешена круглый год! Ребята, вспомните, с каким ружьем охотился Шарик из Простоквашино? Дети:С фоторужьем!
Маша. Правильно, в фоторужьем!
Витя. Подружись с нами и мы подарим тебе фоторужье! Но зверей и птиц не пугать! На деревьях не писать! Правила поведения в лесу соблюдать!
Кот. А я только цветы люблю и рву их всегда!
Маша. Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если все: и ты, и я- дружно соберем цветы,
Опустеют все поляны, и не будет красоты!
Кот. Согласен! Больше цветы рвать не буду, сорить тоже не буду!
Вбегает Баба Яга. Я обегала весь лес и скажу вам всем, друзья:
Дети все о лесе знают, птиц, зверей не обижают,
Говорят, что неуч я, прямо скажем –темнота!..
Я теперь пойду в избушку, буду книжки я читать и природу охранять!
Входит Фея. Вот, и хорощо, что все подружились! А вы (злодеям) стали друзьями природы!
Лесовичок.
Не стало зла, одно добро, в лесу уютно и светло!
Лес –не только для забавы!
Он – богатство родимой страны:
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу взращены!
Фея. Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой!
А уж сколько орехов и ягод!
Так, пожалуй, считать – не сочтешь!
Свято помни, что лес - наша радость,
Вместе с лесом и сам ты растешь!
Выходят дети.
1. Чтоб могли леса цвести, и сады, и реки
Все живое береги ты на этом свете!
2. Ты природу полюби, каждую травинку,
С птицами всегда дружи, береги былинку!
3. Мусор ты не оставляй в лесу и на полянке,
Реки ты не засоряй, бой объявим склянке!
4. Не неси домой ужа, бабочку не трогай!
Нужно помнить всегда: их не так уж много!
Ведущий. Наш осенний праздник мы закончим веселым танцем!

«Парная пляска»
Ведущий. А теперь я всех приглашаю в кафе «Осеннее», где нас ждет угощенье.

Одним из видов культурно-досуговой деятельности в детском саду являются экологические праздники. Экологические праздники – это одна из увлекательных форм экологического воспитания дошкольников.

Основной целью проведения экологических праздников в дошкольном учреждении будет создание положительного эмоционального настроения, праздничной атмосферы, приобщение детей к праздничной культуре.

Велико их значение и в гармоничном развитии ребёнка. Экологические праздники в доступной для ребятишек форме помогают в решении серьезных воспитательных и образовательных задач: помогают усвоить знания о живой и не живой природе, а также способствуют развитию эмоциональной сферы дошкольников и накоплению экологического опыта у детей. У детей формируются бережное отношение к природе и способность к сочувствию и доброте. Ребёнок учится действовать в коллективе, у него развиваются коммуникативные способности, то есть умение контактировать и сотрудничать друг с другом, решать проблемные ситуации.

Экологические праздники в детском саду: участие детей

При подготовке к экологическому празднику важно учесть возможности детей и имеющиеся у них умения и навыки:

  • Так, например, в младших группах детей учат принимать посильное участие в праздниках – одни дети смогут хорошо рассказать стихи, другие станцевать.
  • В средней группе у дошкольников воспитывают желание принимать участие в праздниках.
  • Детей старшей группы привлекают к участию в подготовке праздничного мероприятия, например, оформлению группы или зала.
  • В подготовительной группе дети способны принять активное, разнообразное участие в подготовке и в проведении праздника.

Экологические праздники в детском саду: оформление

В соответствии с темой экологического праздника оформляется и музыкальный зал, либо другое помещение.

Должно способствовать созданию праздничного настроения и развитию художественно-эстетического вкуса у детей.

К изготовлению оформления и атрибутов можно привлечь детей старшего возраста. В зале можно организовать выставку. Например, выставки

  • рисунков «Береги лес от огня»,
  • поделок из овощей и фруктов «Что нам осень принесла»,
  • кормушек «Птичий городок»,
  • веночков «Красивый веночек для мамы».

Все экспонаты готовятся заранее детьми вместе с родителями.

Экологические праздники в детском саду: сценарий

Экологические праздники предполагают использование в сценарии знакомый детям материал:

  • стихи разных авторов в исполнении детей или взрослых о природе;
  • песни в исполнении детей или взрослых по теме праздника;
  • танцы в исполнении детей, например, «Весёлые бабочки», «Танец с зонтиками» и другие;
  • небольшие по длительности кукольные спектакли и сценки, например, «Как Зайчик ни в кого не превратился» и другие.

В экологическом празднике, как и в любом другом, много времени отводится играм. Это будут экологические игры. В зависимости от возраста детей можно использовать предметные, словесные и подвижные игры соответствующей тематики.

В младшем и среднем возрасте это будут простые предметные игры. Например, можно провести игру «Угадай на вкус», в которой детям предлагают узнать на вкус знакомые овощи и фрукты. В командной игре «Собери цветок» дети собирают из лепестков цветы – ромашку и ноготки. У цветов одинаковое количество лепестков, побеждает та команда, которая быстрее выполнит задание.

С детьми старшего возраста на осеннем празднике можно провести игру «Съедобный грибок положи в кузовок», в которой дети собирают в корзинку только съедобные грибы. На празднике, посвящённом приходу весны, интересной будет командная игра «Растопи льдинку». Льдинку передают из рук в руки. Побеждает команда, которая быстрее растопит льдинку.

Дети второй младшей группы уже с удовольствием играют в такую словесную игру, как «Летает – не летает». В игре «Большие и маленькие» дети учатся образовывать уменьшительно-ласкательные слова, например, большое яблоко – маленькое яблочко. С возрастом игры в детском саду усложняются. В игре «Прыгает, плывёт, летит» детям предлагается показать действие называемого предмета (кузнечик прыгает, льдина плывёт, бабочка летит). Такие игры можно использовать на празднике как организационный момент, так как участие в таких играх принимают все дети сразу.

Очень любимы детьми всех возрастных групп подвижные игры. В младших группах это игры с подражательными движениями. Дети очень любят игры «Солнышко и дождик», «Лохматый пёс», «Воробушки и автомобиль».

В старшем возрасте это будут игры с правилами. Детям нравятся: «Хитрая лиса», «Мышеловка», «Гуси-гуси», «Лиса и куры».

Экологические праздники в детском саду: как организовать

Экологические праздники в младших группах организуют силами сотрудников детского сада. В этом случае дети будут только зрителями. Оптимальный вариант – это показ кукольного театра, театра на ширме. Малыши очень эмоционально реагируют на такой показ. Вместе с тем, как показывает практика, дети младшей группы не очень воспринимают переодевание взрослых и старших детей в сказочных и других персонажей.

Экологические праздники со средней группы проводят с участием, как взрослых, так и детей.

Чем старше дети, тем более активное участие в празднике они принимают. В этих праздниках можно задействовать знакомых детям персонажей, как в исполнении взрослых, так и в исполнении дошкольников. Большая роль принадлежит музыкальному руководителю, так как он отвечает за подбор музыкального репертуара.

Тематика праздников во многом зависит от возраста детей.

Экологические праздники в младшей группе проводят по темам наиболее понятным для малышей, например, осенний праздник «Собирай урожай», весенний праздник «В гостях у Весны». У детей, начиная со средней группы , кругозор расширяется, углубляются знания. Поэтому экологические праздники охватывают различные темы. Например, летний праздник «Большая Вода» со стихами, песнями о воде и дожде, играми, танцами морских обитателей, конкурсами с водой, выходом морского царя Нептуна.

Можно организовать экологический праздник «Цветочные сны» о садовых цветах с соответствующими стихами, песнями, танцами, конкурсами «Сплети веночек» или «Летний букет».

Как вариант, праздник «Путешествие к Старичку-Лесовичку», на котором дети путешествуют по «лесной стране» и выполняют задания: отгадывают загадки по определённой теме, складывают пазлы, рисуют рисунок и др.

Экологические праздники, как и любые другие, хорошо бы закончить вручением символических подарков, которым будут очень рады дети. В осенний праздник это могут быть фрукты, работники кухни могут испечь печенье в виде колосков или грибочков. Весной к празднику «Проводы зимы» детей угощают блинами. Можно подарить каждому ребёнку наклейку с изображением животных, птиц, цветов и другое.

Благодаря проведению в дошкольном учреждении таких мероприятий у детей закладываются основы экологической культуры.

Представляю авторский сценарий экологического праздника «В гостях у Лесовушки» для детей старшего дошкольного возраста. Он направлен на закрепление у детей знаний о растительном и животном мире родной природы, воспитания любви и бережного отношения к природе, закрепления правил поведения в лесу.

Данный сценарий был представлен на конкурс экологических мероприятий международной акции «Марш парков». За сценарий и участие воспитанников в экологическом празднике было присвоено 2 место.

Ход праздника

Звучит музыка, в зал входят дети, их встречает Лесовушка в народном костюме.

Лесовушка: Здравствуйте, дети. Давно вас поджидаю, в гости к себе приглашаю.

Дети проходят в зал и садятся на стулья.

Лесовушка: Здравствуйте, ребята. Я - Лесовушка.

Кто я - сразу не поймешь,
На неведомых дорожках ты в лесу меня найдешь.
Домик мой в глуши лесной, Лес я слушаю весной.
На деревья и цветы льется солнце с высоты.
Охраняю лес густой, И друзья мои со мной:
Белки, ежики, кроты,
Будь же другом мне и ты!

Лесовушка: Ребята, вы, наверное, знаете, что лес имеет много названий. А как можно еще лес назвать? Как называется сибирский лес? (Ответы детей).

Лесовушка приглашает детей в зал, чтобы исполнить песню о лесе. Дети встают врассыпную.

1 ребенок.

Сосновые свечки, березовый свет.
Деревьям у речки кричал я:
- Привет!
А лес улыбался, играя листвой,
И громко смеялся он вместе со мной!
Смотрел я влюблено на свечки сосны
И слушал зеленое эхо весны!

Песня о лесе.

2 ребенок.

Здравствуй лес, дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листьвой
Ночью темной, грозовой?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится
Что за зверь, какая птица?
Все открой не утаи
Ты же знаешь - мы свои!

Лесовушка:

Когда ты входишь в лес,
Где все нам с детства мило,
Где чистым воздухом приятно так дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать.

Дети садятся на стулья.

Лесовушка: А сейчас, ребята, для вас загадки . И все они о цветочках наших лесных.

1. Стоит в лесу кудряшка: белая рубашка, сердечко золотое. Что это такое? (Ромашка)
2. Он стоит в одежке, как огонь на ножке. Станет без одежки шариком на ножке. С этих шариков пушистых полетят парашютисты. (Одуванчик)
3. Голова на ножке, в голове звоночки. Эй, звоночки, синий цвет, с язычком, а звона нет! (Колокольчики)
4. Первым вылез из землице на проталинке. Он мороза не боится, хоть и маленький. (Подснежник)

Танец цветов.

Лесовушка. А сейчас, ребята, я хочу проверить, знаете ли деревья нашего леса.. Я предлагаю поиграть вам игру «С какой ветки детки?» .

Игра с мальчиками. Деревья: осина, береза, сосна, ель, рябина. Мальчики под музыку собирают плоды и листья и выкладывают к деревьям. Объясняют какой лист или плод, и как называется - сосновый, еловая шишка и т.д.

Лесовушка: Молодцы, ребята. Вы оказывается и про деревья все, все знаете! А вот я хочу еще проверить, знаете ли вы лекарственные растения.

«Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке -
И микстура и таблетки.
Ну, а чем и как лечить
Я могу вас научить.
Все целебные растения
Знаю я без исключения.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения.

Задание для вас такое: вам нужно собрать лекарственные растения и назвать, от каких болезней помогают. (Ромашка, подорожник, крапива, брусника, мать - мачеха).

Игра «Зеленая аптека»

Лесовушка: Но ведь в лесу не только растения и деревья растут. Для кого лес является домом? Посмотрите, кто спрятался в лесу и за нами наблюдает?

Игра «Найди лесного жителя»

Лесовушка: Молодцы, ребята. Всех зверей нашли.

Шум за дверью.

Лесовушка: Вы не слышите, шумят в моем лесу. Пойду-ка я посмотрю. (Уходит за дверь).

Входит хулиган.

Что-то ни зверей, ни птиц сегодня не видать,
А мне срочно нужно новую рогатку испытать…
Чем заняться, лес совсем пустой…

Увидел муравейник.

Наконец-то! Муравейник.
Словно вырос предо мной.
Ну-ка, я для интереса
Пну его слегка ногой…

Пинает муравейник.

Фу… устал… Пора передохнуть,
Подзаправиться, как следует,
И снова в путь!

Ломает ветку, рвет цветы, траву, бросает на землю и садится.

Славно я устроился! Где ж моя еда?
Хорошо поесть люблю всегда!

Расстилает газету, ест, бросает мусор. Встает.

Вот и отдохнул, могу идти,
А бутылка лишняя в пути.
О сосну сейчас я разобью ее,
На стволе я имя вырежу свое.

Уходит.

Входит Лесовушка. Смотрит на разоренный муравейник.

Это кто такое сотворил?
Старый муравейник разорил?
Муравьишки бедные остались без жилья
Многолетняя работа их пропала зря!
Неужели он не знает
Что лес без муравейников здоровым не бывает!
Ребята, какую пользу лесу приносят муравьи?

Ответы детей.

Лесовушка подходит, видит мусор.

Видно здесь он тоже побывал
Стекла, пленку и бумагу разбросал.

Входит, похрамывая белочка (девочка).

Я сижу совсем одна в своем дупле.
Искалечил он рогаткой лапку мне
Долго будет эта рана заживать
По ветвям я не смогу теперь скакать.

Лесовушка.

Рыженькая белочка, дай лапочку твою,
Ранку я водой промою, посмотрю,
Подорожника целебный лист я приложу тебе,
Заживет, и будешь снова прыгать в вышине.

Посмотрите, вот следы,
Меня капкан зажал
Чуть живой тогда я из него сбежал…

Лесовушка.

Ссадину твою я соком трав помажу,
Шерстка обрастет, дай я тебя поглажу.

Лесовушка детям: Что же делать, ребята? Правильно ли поступил хулиган? Обидел зверей, мусор разбросал. Как мы можем помочь лесу? (Ответы детей).

Игра - эстафета «Очистим лес от мусора». (Две команды по 5 человек).

Лесовушка.

Где же нам этого разбойника
Найти, чтобы срочно с ним беседу провести.
Рассказать, как следует вести себя всегда,
Не чиня природе бедствий и вреда.
Я пойду и поищу. (уходит).

Входит хулиган со спичками.

Что-то скучно мне в лесу
Лучше я костер зажгу.

Собирает ветки, разжигает костер.

Гори - гори ясно, чтобы не погасло.
Что-то сильно он горит. Ой-ой-ой, ну помогите мне кто-нибудь!

На шум приходит Лесовушка: Ребята, чем можно потушить костер в лесу? (Ответы детей).

Лесовушка обращается к зверям.

Несите скорее воду из ручья,
Землей огонь засыплю я.
Ребята, не гаснет огонь, давайте дождик позовем
«Дождик лей веселей!
Теплых капель не жалей.
Для лесов, для полей
И для маленьких детей,
И для мам и для пап
Кап - кап! Кап - кап!» (шум дождя).

Лесовушка хулигану:

Видишь, сколько бед ты натворил
Чуть наш лес в огне не погубил!
Мусор и стекло кругом ты разбросал!
Белку и зайчишку обижал!
Сам в огне едва ты не пропал.

Хулиган утирает слезы:

Прошу простить меня за то, что сделал много бед!
Я обещаю на земле оставить добрый след!
Природу буду охранять, от злых поступков защищать!

Лесовушка к детям: Ну, что ребята, простим его? Но сначала надо его научить правилам поведения в лесу.

Дети выходят в зал и рассказывают правила поведения в лесу. Лесовушка обращает внимание детей на радугу.

Стихотворение о радуге.

Песня «Радуга».

Все дети выбегают в зал.

Ребенок 3.

Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!

Ребенок 4:

В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить,
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить.

Ребенок 5:

Летят, звеня дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым…
Все это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим!

Песня «Мир похож на цветной луг».

Лесовушка:

Давайте будем дружить
Друг с другом
Как птица с небом,
Как поле - с плугом,
Как ветер с морем,
Трава с дождями, как дружит солнце
Со всеми нами!

Сценарий экологического праздника для детей старшей группы

«Приключения в осеннем лесу»

Дети под музыку входят в зал.

Танцевальная композиция "Разноцветная осень"

с султанчиками (красного, желтого, оранжевого цвета)

Ведущая:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льётся,

Это время года… как зовётся?

Все: Осень!

Песня «Что случилось, в чём секрет?» Н. А. Маслухиной

Ведущая : Ребята, посмотрите, как красиво вокруг! Мы попали в настоящий осенний лес! А где же хозяйка леса - Осень Золотая? Позовём её все вместе!

Дети:

Осень, Осень, появись,

С нами в танце закружись! Под музыку входит Осень.

Осень:

Как вы славно веселитесь!

Здравствуйте, друзья,

В день осенний, в день чудесный

Рада вас увидеть я.

Я к вам в гости собиралась, торопилась, наряжалась:

Бусы дуб мне подарил, веночек клён мне смастерил.

Очень рада вам, друзья, вместе нам скучать нельзя!

Дети:

Бродит в роще листопад

По кустам и клёнам,

Скоро он заглянет в сад

Золотистым звоном.

Листья золотом расшиты,

Тропки дождиком умыты,

В ярких шапочках грибы.

Всё нам, осень, даришь ты!

Листья с веток, облетая,

Кружат пёстрою гурьбой.

Это осень золотая

Радует нас красотой.

Танец с вуалями

«Осенние дорожки» (девочки).

Осень: Я, Осень - хозяйка леса. Берегу его красоту и чистоту. Тихо в моём лесу. Только слышно, как ветерок шумит, да листочки шуршат. Птицы мои собираются в стаи и улетают в тёплые края.

Дети:

Осень, осень за окошком:

Дождик сыплется горошком,

Листья падают, шурша…

Как ты, осень, хороша!

И дорожки, и тропинки

Солнца луч позолотил.

Дождь хрустальные слезинки

На листочки уронил.

Двери ветром распахнула,

Листьев веер развернула,

Птиц в дорогу собрала,

Нас на праздник позвала.

Песня «Осенний мотив» И. Г. Смирнова

Осень: Хорошо в моём лесу, но иногда приходят безобразники. Устраивают здесь такой беспорядок! Вот и сейчас, слышите? Кто-то так шумит!

Вбегает Антошка.

Антошка:

Я люблю в лесу гулять! Птиц пугать! Зверей гонять!

Всё вокруг бросать, ломать, Насекомых обижать!

Ведущий: Ты кто такой? Почему так шумишь?

Антошка (неряшливо одетый): Я Антошка.

Ведущий: Ты, наверно, целый день бездельничаешь?

Тебе даже умыться, да причесаться лень?

Антошка: Это у меня причёска такая! Называется «Воронье гнездо». И дел у меня в лесу видимо - невидимо! Да я их столько сегодня переделал! Вот, например, костёр в лесу разводил, чтоб тепло было. Ведь Осень ветром студёным дует.

Ведущий: (детям) Разве можно в лесу костры жечь? (нет)

Антошка: А ещё я в птиц шишки бросал, чтоб потише кричали.

Ведущий : Ребята, неужели можно в птиц что-то бросать? (дети отвечают) Антошка: Да ладно вам! А чем же ещё в лесу заниматься?

Ведущий : В лесу на полянке можно хоровод водить!

Дети:

Красива, осень, погляди:

И жёлтый лист, и красный!

Леса, и рощи, и кусты

Наряд надели разный.

А рябину ярче всех

Осень нарядила.

Спелых ягод к празднику.

Рябине подарила.

Хоровод «Рябинушка» Н. Б. Караваевой

(платочки жёлтого и оранжевого цвета)

Антошка: Да, ребята замечательно пляшут. А если дождик пойдёт? По лужам скакать придётся? Бр-р! Мокро и холодно!

Ведущий: А наши ребята дождя не боятся.

Они танцуют и веселятся.

Дети:

Туча хмуро поплыла,

Песню туча завела,

Льёт и льёт её на крыши,

Эту песню долго слышим.

Вдоль окошек, точно тень,

Дождик бродит целый день:

Кап-кап-кап, кап-кап-кап -

Дождик бродит целый день.

Танец с зонтиками

"Ой, кажется дождик начинается!" (мальчики)

Антошка: Осень, в твоём лесу столько грибов! Я их рвал и топтал. А самые красивые - красные с белыми пятнышками - домой взял, в вазу поставил.

Осень: Ребята, правильно Антошка делал? Как надо грибы собирать? (Дети отвечают.) Какие грибы он домой принёс? (Мухоморы.) Для чего нужны ядовитые грибы?

(Их едят лоси, они ими лечатся. А люди делают из этих грибов лекарства.)

Ведущий: Ребята, а вы можете отличить съедобные грибы от ядовитых? Антошка, ты запомнил, как надо грибы собирать? А сейчас для тебя ребята станцуют танец.

Танец «Мухоморы»

Осень. Я богата не только лесными дарами, грибами, да ягодами. А какой богатый урожай созрел на полях, огородах. Все собирали урожай или кто-то поленился?

Ведущий : Антошка, наши ребята знают хорошую песню. Не про тебя ли она?

Инсценировка песни «Антошка» сл. Ю. Энтина, муз. В. Шаиского

Осень: Отгадайте-ка, ребятки, вы осенние загадки!

Появляюсь я из грядки, вырастаю ловко.

Скушайте меня, ребятки, рыжую…. (морковку)

Удивился в поле ежик: «вот так овощ, сто одежек!»

А зайчонок, слопал с хрустом, аппетитную… (капусту)

Он на солнце греет бок, дарит нам томатный сок,

Любят люди с давних пор, красный, спелый… (помидор)

Им стручок, любимый дом. Хорошо братишкам в нем!

Каждый братец - зелен гладок, каждый шарик - вкусен, сладок. (горох)

А теперь честной народ, все пойдём на огород!

Инсценировка песни «Урожайная» сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко

Игра «Пугало»

Ведущий: А ещё Антошка, наши ребята умеют играть на музыкальных инструментах. Они и тебя могут научить.

Оркестр "Весёлый огород",

муз. "Полька" Ю. Чичков.

Осень: Мне пора прощаться,

А вам в садик возвращаться

С вами весело играть,

Песни петь и танцевать!

Я за все благодарю

И вам яблочки дарю!

И вам яблочки дарю!

Ведущий :

До свиданья, до свиданья,

Наша осень золотая,

Открываем ворота,

Здравствуй, Зимушка-зима!

Антошка: Спасибо, ребята, до свидания!

Ведущий:

Давайте скажем спасибо Осени и Антошке.

Сценарий к месячнику по экологии «Птицы - наши друзья» (для детей старших и подготовительных групп)

Ход праздника

Звучит музыка П. И. Чайковского из цикла «Времена года» - «Октябрь».

Ведущая.

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Ночью ветер злится.

Лист сухой валится.

Дождь стучится к нам в окно,

И на дворе уже темно.

Да, травы завяли,

Леса опустели,

И многие птицы

На юг полетели!

Исполняют песню «Осень пришла», музыка Попатенко.

Дети, смелее мне скажите -

Какие на юг улетают птицы?

Ответы детей.

Ведущая.

Да, улетели лебеди, утки и гуси -

Только весною они к нам вернутся.

Грачи и ласточки пропали -

На юг несутся птичьи стаи.

В теплые края земли

Улетают журавли.

«Вы без нас там не скучайте,

Иногда нас вспоминайте!»

Песня «Журавли», музыка Лившица. (Дети говорят по очереди.)

1 . Журавли летят,

На всю Русь кричат:

Гу-гу-гу -

Не догнать никому!

2. Утки летят,

На всю Русь кричат:

Далеко на юг лети!

3 . Ласточки летят,

На всю Русь кричат:

Фить-фить,

Родного дома не забыть!

Ведущая.

А сейчас, детвора,

Для вас веселая игра!

Игры: «Птичьи домики», «Воробьи и вороны».

Ведущая.

Птицы поднимаются

Выше облаков.

Птицы - это звуки

Садов, полей, лесов.

Птицы - это красота!

Любить должны

Мы их всегда!

В природе птицы

Так важны,

Ведь очень все

Они нужны!

Представьте, дети, если птиц не станет! Тогда случится настоящая беда: умолкнут степи, леса и поля, расплодятся вредные насекомые и грызуны: ведь все знают, что, например, ласточки едят комаров. А есть птицы, которые поедают мошек и мух. Если бы не было птиц, то мух развелось бы столько, что они бы уничтожили все.

А птицу - дятла - все называют лесным доктором: он острым клювом в коре деревьев добывает вредных жучков. Многие птицы питаются семенами растений, трав, цветов, они помогают разносить семена лесных ягод. Повсюду рассеивают семена орехов, желудей. Можно сказать - помогают украсить опушки и полянки разными травами и цветами.

Птицы - верные помощники наших лесов, садов, полей и огородов!

Ведущая.

Прогуляйтесь по осеннему лесу...

Тук - да - тук -

Раздается дятла

Веселый громкий стук.

Оркестр с молоточками -русская народная мелодия «Ах, вы, сени».

Ведущая.

Очень жалко, когда птиц

На птичьем рынке покупают

И в железные клетки

Птичек заточают.

Бедные зяблики, соловьи, чижи.

Канарейки, попугаи и щеглы!

Милые живые существа,

Отпустите их на волю, детвора!

Ведущая . В неволе птицам очень плохо, даже цвета их перьев тускнеют, например, красные снегири становятся белыми.

Улететь на волю птицам помогите.

Их от смерти в клетках, дети, вы спасите!

Инсценирование стихотворения «Птичка».

Ведущая . Одни птицы улетают в теплые края, а другие живут постоянно с нами, они всегда рядом с людьми. Кто из вас, дети, может назвать таких птиц?

Ответы детей.

Ведущая . Осенью можно наблюдать в природе такие приметы:

1-й ребенок . Гусь стоит на одной ноге - к холоду.

2-й ребенок . Воробьи дружно собирают пух, утепляют свои укрытия - к морозам.

3-й ребенок. Вороны вьются в воздухе - перед снегом. Садятся на верхушки деревьев - к морозу, на нижние ветки - к ветру.

Ведущая.

А вот в холодные

Осенние дни

В наши края

Летят снегири.

Несут нам холод и мороз,

Да еловых шишек воз.

Ну-ка, кто, ребятишки,

Перенесет быстрее шишки?

Игра.

Раз прилетели снегири -

Быстрее печь ты затопи!

Песня «Печь упала», чешская народная песня.

Ведущая.

Если ранние морозы

Будут в этом году, -

Очень жалко яблоньку,

Продрогшую в саду!

Если лютый холод

Будет во дворе, -

Очень жалко Жучку

В холодной конуре.

Ведущая.

Но больше всего -

Беспокойно за птиц:

За наших воробышек,

Галок, синиц.

Ведь холодно очень

В воздухе им.

Поможем ли мы -

Беззащитным таким?

Ведущая.

Поможем! Их надо кормить,

Им будет легко пережить холода!

Вылетает «Воробей» -ребенок исполняет танец.

1-й ребенок.

Прыгает и кружится

Воробей по лужицам.

Перышки взъерошены.

Хвостик распушил,

Песенкой веселою

Ребят всех насмешил.

2-й ребенок.

Киньте крошек воробью,

Он споет вам песнь свою.

Воробей.

Чик-чирик, чик-чирик.

Жить с людьми я так привык.

Песня «Дрессировка воробья», музыка Компанейца.

1-й ребенок.

Эй, вороны, снегири!

Сороки, синицы, воробьи!

Птички милые, привет!

Прилетайте на обед!

2-й ребенок.

Крошек хлебных накрошим,

Вкусных зерен вам дадим.

На кормушках ваших

Вам положим каши!

3-й ребенок.

Мы кормушки смастерим,

Птиц накормим, напоим!

Ведущая. После нашего праздника мы все отправимся на улицу вешать кормушки для птиц.

Затем ведущая читает стихотворение Я. Яшина «Покормите птиц».

1. Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма -

Горсть зерна нужна,

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима.

2. Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать -

Улететь могли.

А остались зимовать

Заодно с людьми.

3. Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

Ведущая.

Эй, птичий народ,

Собирайся в хоровод!

Пляска (в шапочках птиц) под музыку «Полька» Глинки.

1-й ребенок.

На осенние лужки

Прилетали голубки,

Они пили, они ели,

На дороженьке сидели.

Напились водички в луже...

И вспорхнула стая дружно!

2-й ребенок .

Голубочки, голубки,

Чистой вам нальем воды,

Крошек хлебных вам дадим

И зерном вас угостим.

3-й ребенок.

Гули, гули, гули -

Голуби вспорхнули.

Раз, два, три -

Голубь, к нам скорей лети.

Упражнение с голубями («Плавные руки» или под фонограмму «Летите, голуби»), музыка Дунаевского.

Ведущая (с кормушкой).

Тут для птиц насыпано зерно:

Рис, горох, пшеница и пшено.

Зерна назовите,

Друг от друга отличите!

Игра.

Ведущая.

Вы слышите, дети,

Это птицы зовут нас помочь им!

Ведущая.

Птиц всегда оберегайте,

Никогда не обижайте!

Ведущая.

Всех птиц на планете

Охраняйте, дети!

Можно исполнить любую песню о птицах («Улетают журавли», музыка Кикты).

Затем дети идут на улицу вешать кормушки и кормить птиц.