Материал (старшая группа) на тему: Родительское собрание на тему «Гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников через воспитание любви к родному городу. Родительское собрание «Патриотическое воспитание в семье» Цель: Задачи

Ц ель:привлечь родителей к обмену мнениями о нравственно-патриотическом воспитании в семье.
Задачи:
-помочь родителям овладеть знаниями о нравственном и патриотическом воспитании;
-объединение усилий детского сада и семьи в вопросе формирования нравственно – патриотических качеств у детей.
Предварительная работа:
- подбор произведений для музыкального оформления («Родительский дом»)
- провести анкетирование родителей на тему «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников», которое поможет определить уровень знаний родителей о нравственно – патриотическом воспитании
- дать родителям задание подготовить презентацию семьи на тему «Самая, самая семья …»;

    подготовить фотовыставку «Моя семья. Традиции нашей семьи»;
    - заучивание стихотворений на тему «Семейное воспитание»
    - подготовить атрибуты для игры «Бабушкин сундук»;

    подготовить буклеты;
    - подготовить заготовки и ленточки для оберегов;
    - подготовить фрагменты пословиц о семейном, нравственном и патриотическом воспитании, для составления родителями;
    - подготовить сладкие призы для награждения за участие в конкурсе.
    Участники:воспитатель , родители,
    Место проведения: музыкальный зал
    План проведения:
    1.Вступительный этап:

разминка «Сложи пословицу».

2.Основная часть:
педагогический всеобуч (понятие: воспитание, семейное воспитание, нравственное и патриотическое воспитание);
введение в проблему (выступление воспитателя группы на тему: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»

игра «Бабушкин сундук»;

В сундуке находятся:
*красивая книга русских народных сказок;

*альбом и краски;

*букварь;

*банка варенья, шоколад, конфеты;

*старинные семейные фотографии;

*игрушки бабушек и дедушек;
*открытки памятников города Котово
*картинки с изображением орденов и медалей;

*пряники, ватрушки;
*спорт

*перчаточные куклы для кукольного театра;
*рыбий жир.
презентация «Самая, самая семья ….

    Практическая часть
    "Обереги»

    Подведения итогов собрания.Чтение стихов воспитателями
    памятка «Нравственно – патриотическое воспитание»;

Хо д собрания

Вступительный этап
- Добрый вечер , уважаемые родители. Мы рады приветствовать вас на очередном родительском собрании. Сегодня вашему вниманию мы предлагаем круглый стол с элементами игры и продуктивной деятельности.
- Хотим попросить Вас быть активными , инициативными , придерживаться следующих правил:
1. Время свято – говори ясно и сжато.
2. Закон один: все слушают, когда говорит один.
3. Не согласен – возражай, возражаешь – предлагай, предлагаешь – действуй.
- Итак, мы начинаем. Чтобы было ясно, какая сегодня тема нашего круглого стола, надо собрать из фрагментов пословицы. На трех столах разложены фрагменты пословиц. Родители делятся на группы и собирают пословицы. Звучит тихо в грамзаписи музыка «Родительский дом».
Зачитываются родителями пословицы:
1.Родительское слово мимо не молвится (семейное воспитание).

2.Добрый человек добру и учит (нравственное воспитание).

3.Родной край – сердцу рай (патриотическое воспитание).
Итог разминки.
- Уважаемые родители. Теперь можно сделать вывод, о чем мы сегодня будем с вами говорить. Тема нашего круглого стола «Семейное воспитание» (воспитание нравственно – патриотических качеств).

Основная часть:
Педагог группы раскрывает понятия:
Воспитание– процесс целенаправленного воспитания личности.

Семейное воспитание– систематическое целенаправленное воздействие на ребенка взрослых членов семьи и семейного уклада.
Нравственное воспитание– это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
Нравственные качества– доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм, товарищество и т.д.
Патриотическое воспитание– это процесс формирования личности, воздействие на личность, которая будет любить свою Родину.

Патриотические качества– гордость, забота, гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности и т.д.
Введение в проблему
Круглый стол«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Выступление воспитателя

Доклад
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.
В.В. Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

И ведущая роль в воспитании нравственно-патриотических качеств у ребёнка принадлежит семье.

Всё начинается с семьи, с её традиций. Папа и мама – самые близкие и самые убедительные «образцы», с которых ребёнок берёт пример, которым подражает, по которым он строит своё поведение. Именно в любви ребёнка к своей маме и своему папе заложено его будущее чувство семейного воспитания.
Помочь ребёнку разобраться что есть зло, добро, не оставить его равнодушным ко всему живому, к своему городу, народу – вот та цель, которая должна стоять перед нами, взрослыми. Проанализировав ваши анкеты, которые вы заполнили накануне, можно сделать вывод, что в каждой семье, как и в
дошкольном учреждении уделя ется большое внимание воспитанию у подрастающего поколения нравственных качеств личности, коллект ивизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.
Родной город... Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?
Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется - это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.
Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.
Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);
везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
люди берегут и охраняют природу;
есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Мы предлагаем вам послушать песню: «Малиновый звон» (исполнении песни в моём исполнении)

А сейчас мы поговорим о методах и средствах, которые можно использовать для успешного воспитания нравственно-патриотических качеств у ребёнка. О семейных традициях, кото

нам понадобится

« Бабушкин сундук» в котором лежат разные вещи. Я буду доставать, а вы должны назвать варианты использования предмета в воспитании детей.

Мы предлагаем вашему вниманию презентации на тему: «Самая, самая семья» Какие же методы, формы, традиции используете вы уважаемые родители в современных условиях. Можно ещё раз сделать вывод, что всё закладывается в семье.
В своем выступлении вы должны рассказать:
* из кого состоит семья (родословная);
*историю происхождения семейной фамилии, имен членов семьи;
* о семейных реликвиях;
* о семейных традициях;
* о семейном увлечении, хобби;
* о семейной мечте.
  • Можно ещё раз сделать вывод, что всё закладывается в семье.
    По итогам презентации, награждение семей сладкими призами.
  • Практическая часть

Возьмите заготовки, которые лежат перед Вами. В дырочки мы будем завязывать ленточки, при этом приговаривать: 1 «Привязываем красную ленточку, чтобы дети были здоровыми» 2 «Привязываем синюю ленточку, чтобы были умными» 3 «Зелёную ленточку чтобы были жизнерадостными» 4 Оранжевую ленточку-добродушными» 5 «Жёлтую ленточку ласковыми» 6 «Розовую-послушными»

Любите своих детей ВСЕГДА, уважайте своих детей ВСЕГДА, и никогда не забывайте, что даже совсем маленький малыш – это уже ЧЕЛОВЕК! Принимайте и цените его таким, какой он есть. Пусть ваш ребёнок, ваше солнышко всегда согревает вас, дарит вам только тепло, свет, ласку и радость!
Чтение стихов о семейном воспитании

Семья - источник радости и счастья,
Любви неиссякаемый родник.
И в ясную погоду, и в ненастье
Хранит семья и ценит жизни миг.
Семья - оплот и сила государства,
Хранящая традиции веков.
В семье ребёнок - главное богатство,
Луч света, как маяк для моряков.

Семейная радость
Счастливые лица!
Желаю всем семьям
Любовью светиться!
Пусть в семьях весёлый
Звучит детский смех,
Добрый и радостный
Праздник для всех!

Уважаемые родители! Возьмите по ромашке, положите на свои ладошки и встаньте вдоль тропинки. Вот и подошла к концу наша встреча. По этой тропинке мы шагали с вами и с вашими детишками на протяжении 6 лет. Этот путь был нелёгким,мы были вместе и в радости и в горе.

И вот через месяц, мы будем прощаться с Вами, а ребят будем провожать в новый, интересный, школьный путь. И чтобы этот путь был ясным, светлым, солнечным-давайте выложим его из ромашек.

Мы благодарны Вам за душевную, встречу. До свидания!

рые передаются из поколения в поколение. Для этого

Родительское собрание.

«Гражданин воспитывается

с детства»

Цель: привлечь родителей к обсуждению вопросов патриотического воспитания дошкольников, раскрыть сущность и значение работы родителей и педагогов по патриотическому воспитанию детей.
Предварительная работа: 1. Анкетирование родителей по проблеме патриотического воспитания, обсуждаемой на собрании. 2. Изготовление памяток на тему собрания. 3. Фотовыставка "Мой родной город Караганда", «Моя любимая страна».

Ход собрания.

1. Вступление. Воспитатель знакомит родителей с темой родительского собрания, обобщает представления родителей о правильном воспитании гражданина своей страны – патриота своей Родины.

Нравственное воспитание детей, по Аристотелю, основывается на упражнении в нравственных поступках – частом повторении желательных действий, в которых не должно быть крайностей, а наоборот, они должны быть продуманными и умеренными.

Родина, Отечество... В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Объединяет эти чувства единая основа – привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

На мой взгляд, суть гражданско-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах (смотря, где живет ребенок); знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Воспитание у дошкольников начал патриотизма и толерантности – одна из важнейших составляющих нравственного воспитания. Сложность решения данной задачи состоит в том, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно – все лишь зарождается и гуманизм, и коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства. Тем не менее практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте.

Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному краю. Роднит эти чувства единая основа – привязанность и чувство защищенности. Если воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

Чувство патриотизма многогранно по структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, гамма эстетических чувств. Воспитывают эти чувства на разном материале: учим детей ответственно относиться к делу, беречь вещи, книги, природу, т.е.воспитываем бережливость, приобщаем к красоте окружающей природы.

Средствами патриотического воспитания дошкольников является само окружение (природное и социальное) в котором они живут, худ.литература, музыка, изо. Средствами служат та или иная деятельность (игра, труд), праздники, которые отмечаются в стране и в д/саду.

2. Дети читают стихотворения для родителей. О караганде...(Ильяс, Дана, Ксюша) Город наш Караганда
Красивый самый для меня…
Еще, что есть в Караганде-
Степи, пшено, хлеба…

Сама она же по себе….
Простым же городом была…
Народ давал ей имена,
И вдруг назвал Караганда…
С тех пор в сердцах живет она.

Отан туралы (Егор,Саша, Вероника)
Мен оның түнін сүйем, күнін сүйем,
Ағынды өзен, асқар тау, гүлін сүйем,
Мен оның қасиетті тілін сүйем,
Мен оның құдіретті үнін сүйем.
Бар жәндігін сүйемін қыбырлаған,
Бәрі маған: «Отан! » деп сыбырлаған
Жаным менің,
Кеудемді жарып шық та,
Бозторғайы бол оның шырылдаған!
Отан!
Отан!
Бәрінен биік екен.
Мен оны мәңгілікке сүйіп өтем.
Отанды сүймеуің де күйік екен,
Отанды сүйгенің де күйік екен...
3. Круглый стол. Дискуссия "Какого человека мы называем гражданином?" Быть гражданином - значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед обществом, Родиной, обладать такими качествами личности, как патриотизм, гуманное отношение к людям. Зачатки этих качеств надо формировать в ребенке как можно раньше. Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как "труд", "долг", "честь", "Родина".
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они обречены на гибель. Однако осуществляться это воспитание должно очень чутко и тактично, и заниматься им нужно сообща, с малых лет прививая ребенку уважение и любовь к родной земле.
Сформировать нравственную основу и помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими невозможно без воспитания любви к близким и своему отечеству, уважения к традициям и ценностям своего народа, доброты и милосердия.
В детском саду проводится работа по расширению представлений детей о родной стране, об обычаях и культуре своего народа. Большое значение придается изучению российской символики, гербов. Дети знакомятся с многообразием природы нашей страны, различными профессиями, получают первые знания о нашем городе. Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданин, ему нужно помочь в осознании своего собственного "я", своей семьи, своих корней - того, что близко, знакомо, понятно. Семья занимает ведущее место в системе патриотического воспитания. В семье, как первоначальной ячейке общества начинается процесс воспитания личности, формирования и развития патриотизма, который в дальнейшем продолжается в образовательных учреждениях. Начиная с младшего возраста, педагоги детского сада ведут работу по формированию у детей представлений о себе как о личности, имеющей право на индивидуальные отличия от других. Одним из таких отличий является имя ребенка. Показать разнообразие имен позволяют специально организованные занятия, дидактические игры и упражнения, а также другие виды детской деятельности. Такая работа позволяет помочь ребенку осознать собственную индивидуальность, повысить самооценку, понять собственную значимость в сердцах своих родителей. Взрослые объясняют, что означает имя ребенка, почему оно выбрано, приводят примеры, как ласково можно назвать. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе. С младшего возраста воспитатели знакомят детей с ближайшим окружением – детским садом, его работниками, с профессиями в детском саду, улицами, постройками, зданиями, родным городом... Надо показать ребенку, что наш город славен своей историей, достопримечательностями, лучшими людьми. Важно, чтобы любимый город предстал перед ребенком как самое дорогое, красивое, неповторимое.
4. Прослушивание диктофонной записи с рассказами детей «Я люблю свой город». Игра для родителей «Узнай по голосу»
5. Викторина для родителей на тему "Знаете ли Вы свой город?" (игра «Ромашка», вопросы написаны с изнаночной стороны лепестков).

    Назовите дату образования города Караганда. (10 марта 1934 года) В каком году и кем был найден уголь на территории нашего края? Какие шахты Карагандинского угольного бассейна вы знаете? (в черте города) Назовите реку, протекающую по территории города. (Букпа). В каком году в городе построен цирк? (1982 г.) В честь кого названа гостиница “Чайка”? (В. Терешковой). С какого года городе празднуют День Шахтера? (1948 г.) Как называется Карагандинский концертный зал? (Шалкыма). От какого слова пошло название Караганда? (Караган). Назовите главный проспект города? (Бухар Жырау). Когда построен железнодорожный вокзал города? (1950 г.).
6. Музыкальная пауза. 7. Знакомство родителей с народными пословицами в соответствии с темой собрания:
    Любовь к Родине сильнее смерти. Человек без Родины - соловей без песни. Береги землю родимую, как мать любимую. Посеянное вовремя жемчугом взойдет. Дома стены помогают. Без корня и полынь не растет. Всякая сосна своему бору шумит.
8. Памятка для родителей "Известные люди о воспитании любви к Родине"
    "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец... Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям" (А.С.Макаренко) "Есть много родов образования, но выше всего стоит нравственное воспитание, которое делает нас человеком" (В.Белинский) "Посейте поступок - пожнете привычку, посейте привычку - пожнете характер, посейте характер - и вы пожнете судьбу" (Уильям Теккерей) "Светлые дни детских впечатлений, полученных от общения с родной природой, провожают человека далеко в жизнь и укрепляют в нем желание отдать свои силы служению Родине" (А.И.Герцен) «Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости- это семья; отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам является испытанием человечности" (В.А.Сухомлинский).
9. Подведение итогов. Разное. Предлагаю высказать родителям свое мнение о проведенном собрании и обсудить памятку, которую они получили. Формулируются положения, которые будут внесены в решение родительского собрания. Подводя итоги собрания, подчеркиваю, что в каждой семье есть проблемы и это неизбежно, но важно не закрывать глаза на них, а следует решать ех. Увидеть проблему – это сделать шаг к ее решению. И не следует откладывать ее решение на более поздний период, успокаивая себя тем, что ребенок еще маленький, он не понимает. Откладывая ее решение, вы просто усугубляете ситуацию. Предлагаю продолжить данный разговор и поговорить о правилах жизни ребенка в семье, что “можно” и “нельзя”.на следующем родительском собрании.
Анкета для родителей по проблеме патриотического воспитания дошкольников. 1. Как Вы знакомите детей с окружающим миром? 2. Воспитываете ли Вы у своего ребенка бережное отношение к природе родного края - принимает ли участие Ваш ребенок в работе на огороде, ухаживает за животными, за цветами? 3. Беседуете ли Вы о родном городе? 4. Бываете ли на праздниках, посвященных Дню города? 5. Как часто Вы с детьми слушаете (поете, рассказываете) песни, стихи о Родине, о природе родной страны; 6. Совершаете выезды на природу; 7. Совместно читаете книги; 8. Смотрите телевизор; 9. На Ваш взгляд, обладаете ли Вы достаточной информацией о родной стране, городе, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы? 10. Нужна ли Вам помощь педагогов в получении информации о родной стране, городе; в чем-то еще?

Наталия Прилуцкая

Родительское собрание «Патриотическое воспитание в ДОУ "

Сегодняшний наш разговор, уважаемые папы и мамы, мы посвятим непростым вопросам : с чего начинается любовь к Родине ; нужно ли воспитывать в детях патриотические чувства ; и как это делать.

Цель родительского собрания–

привлечь родителей к обсуждению вопросов патриотического воспитания дошкольников , раскрыть сущность и значения работы родителей и педагогов по патриотическому воспитанию детей .

Вопрос родителям : Что такое патриотическое воспитание ?

(устные ответы родителей )

Толковый словарь Ожегова С. И.

«Патриотизм – это преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу».

В других источниках можно увидеть такое определение «Патриотизм – это любовь к родине , преданность ей, стремление своими действиями служить ее интересам, ощущение неразрывной связи со своим народом, с его языком, культурой, бытом и нравами».

Почему сегодня мы начали об этом говорить? Я думаю, что для вас не будет большим секретом, что в последние десятилетия наше общество очень сильно изменилось. И изменилось не в лучшую сторону. Мы должны понимать, что вопросы патриотического воспитания должны стать ключевыми в обучении и воспитании наших детей . Начинаться воспитание должно уже в дошкольном возрасте. А участниками этого процесса должны стать не только педагоги и наше общество, но и родители . Вопрос этот сложный и многогранный. Поэтому сегодня мы с вами постараемся выработать единые принципы в решении вопросов, связанных с воспитанием настоящих граждан нашей страны, т. е. в воспитании наших детей .

Первые уроки патриотизма ребенок получает в семье. Родители передают ему свое восприятие жизни : свою любовь к природе, к народной песне, к народным традициям, к людям, которые делают жизнь лучше и интереснее. На долгие годы дети запоминают свои прогулки с родителями в ближайший лес , в поле, на озеро, полные ярких впечатлений и переживаний. Эти прогулки и зажигают в душе ребенка первую искру большой любви к родной природе.

Семейные праздничные вечера, шествие со взрослыми по нарядной площади на праздничный салют – все это вызывает у детей те особые, светлые чувства, которые запечатлеваются на всю жизнь. Большое внимание на детей оказывают конкретные проявления патриотических чувств родителей в повседневной жизни.

-Например : отец, придя с работы, увлеченно рассказывает о своих делах на производстве, об успехах.

-Или : мать, листая семейный альбом, рассказывает детям о членах семьи, о бабушках и дедушках, которые воевали за родную землю, имеют награды за свой труд, вспоминает истории из жизни семьи.

Если в семье ценят искусство, показывают детям шедевры народного творчества, уважительно относятся к искусству всех народов нашей страны – все это воспитывает в детях чувство патриотизма .

Любовь к родине проявляется в постоянном стремлении человека делать жизнь лучше – хорошо учиться в школе, хорошо работать, помогать тому, кому нужна наша помощь. Поддержать хорошее дело, выступить против зла и насилия – это тоже патриотизм . (ПРИМЕР : видя несправедливость)

Из недостатков семейного воспитания вырастают различные пороки. Вырастают молодые люди, у которых нет ничего святого : ни семьи, ни родины .

Именно в семье закладывается фундамент патриотизма , зарождается чувство любви к матери, к своей семье, своему родному городу, к человечеству в целом.

От родителей дети узнают о хороших и плохих людях, о долге и справедливости, смелости и отваге. Сила примера родителей в формировании истинного патриота Родины очень велика .

Все чем славится настоящая семья – нравственные формы поведения, любовь к отечеству, святое отношение к его культурным и духовным ценностям, гражданские чувства – все это должно быть передано детям в наследство.

Задачами нравственно – патриотического воспитания дошкольников в ДОУ являются :

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду ;

Развитие интереса к русским традициям и промыслам;

Формирование элементарных знаний о правах и обязанностях человека;

Расширение представлений о городах России;

Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ;

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Виды деятельности :

Беседа и рассказ воспитателя ;

Рассматривание альбомов («Моя семья» , «Мой город» , «Защитники Родины » , «Моя малая Родина » );

Рисование;

Экскурсии;

Изготовление витражей.

Рисование "МОЙ ДОМ", рисование "Моя семья"

Занятие "Защитники отечества", "Знакомство с праздниками России", "Великая Отечественная война".

Чтение русских народных сказок;

Викторина "Угадай сказку";

Знакомство с глобусом;

-Рассматривание альбомов :

Моя семья;

Счастливое детство;

Мои защитники;

Моя Малая Родина ;

Моя Москва;

Защитники Родины и др .

Памятка для родителей

Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живете.

Рассказывайте своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.

Знакомьте своего ребенка с памятными и историческими местами своей Родины .

Даже если вам очень не хочется в выходной день отправляться с ребенком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребенок маленький, тем больше вероятность того что он будет посещать культурные

заведения в подростковом возрасте и в юности.

Помните, что чем больше вы будете выражать недовольство каждым прожитым днем, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребенок.

Когда вы общаетесь со своим ребенком, пытайтесь не только оценивать его учебные и психологические проблемы, но и позитивные моменты его жизни (кто ему помогает и поддерживает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты были на занятиях и после них).

Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой вы живете, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.

Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас.

Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой в старости.

В заключение нашей беседы мне очень хочется надеяться на то, что тема сегодняшнего собрания не оставила вас равнодушными. К патриотизму можно относиться по-разному. Мы не всегда задумываемся о том, патриотичны наши мысли и поступки или нет. Но многие вещи : любовь к своей семье, к своей Родине , помощь нуждающимся, защита обиженных являются ключевыми в воспитании хорошего человека и гражданина.

Закончить я хочу словами известного английского философа Ф. Бэкона «Любовь к родине начинается с семьи » .



Общешкольное родительское собрание

«Патриотическое воспитание в семье»

форма проведения: интерактивная лекция для родителей

Цели:

    расширить знания родителей о роли семьи в воспитании патриотических чувств детей;

    познакомить родителей с приёмами и методами патриотического воспитания.

Храни тепло родного очага

И не позарься на костры чужие.

Таким законом наши предки жили

И завещали нам через века:

Храни огонь родного очага!

О.Фокина

Ход собрания

Что такое патриотизм и какого человека можно назвать патриотом? Ответы на этот вопрос достаточно сложны. Для простоты суждения условимся считать Владимира Даля первым, кто внятно определил понятие «патриотизм». Патриот, по Далю, - «любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».

Патриотизм включает:

1.Почитание места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и заботу о данном территориальном формировании, уважение к местным традициям, преданность до конца своей жизни данной территориальной области.

2.Уважение к своим предкам, проживавшим на данной территории, любовь и терпимость к землякам, желание помогать им.

3.Конкретные каждодневные дела для улучшения состояния Родины, её приукрашивания и обустройства (начиная от поддержания порядка и упрочения дружеских отношений с соседями в своей квартире, подъезде, доме, дворе до достойного развития всего города, района, края, Отчизны в целом), взаимопомощь и взаимовыручка среди земляков и соотечественников.

Патриотизм – очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе (подсознании). О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить в этом качестве другие, прежде всего его соотечественники. Чем шире территория, которую патриот считает своей Родиной (вплоть до границ своего государства), чем больше любви он проявляет к своим соотечественникам, чем больше каждодневных дел он совершает для блага данной территории и её обитателей (по нарастающей: дом, двор, улица, район, город, край и т.д.), тем больший патриот данный человек, тем выше и истиннее его патриотизм.

Таким образом, настоящим (идеальным) патриотом можно считать человека,

постоянно укрепляющего своё физическое и нравственное здоровье,

хорошо воспитанного, образованного и просвещённого,

имеющего нормальную семью,

почитающего своих предков,

растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков,

содержащего в надлежащем состоянии своё жилище (квартиру, подъезд, дом, двор),

постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения,

работающего во благо своего Отечества,

участвующего в общественных мероприятиях или в деятельности организаций патриотической направленности.

Исходя из этого, можно определить основные направления в работе по воспитанию патриотических чувств у учащихся:

1.Воспитание любви к своей Родине.

2.Приобщение к боевым и трудовым традициям народа, Российской армии.

3.Разъяснение истоков героизма и самоотверженности людей.

4.Воспитание гордости за подвиги представителей разных поколений защитников Отечества и стремления подражать им.

5.Изучение своей семьи: семейных реликвий, профессий членов семьи, увлечений родителей, бабушек, дедушек. Это направление в работе по воспитанию патриотических чувств у учащихся мы считаем приоритетным среди других.

Ведь народная мудрость гласит: «Без корня и полынь не растёт».

Для каждого ребёнка первый шаг к познанию Родины – изучение своей семьи. Изучение истории семьи не только способствует духовному сближению взрослых членов семьи и детей, но и является первым шагом в познании Родины, её традиций, истории.

В результате такой поисковой работы дети должны усвоить, что мир семьи – это…

Родной дом, уют, тепло;

Взаимопонимание, любовь, уважение;

Праздники, традиции.

А взрослые должны постараться объяснить детям: чтобы в семье царили мир и дружба, надо запомнить пять важных правил:

Уважай старших и люби их;

Позаботься о младших в семье;

Помни, что своей жизнью ты обязан многим поколениям своей семьи;

Дорожи всеми своими родственниками;

Помни, что ты в семье помощник и продолжатель семейных традиций.

«Познание, постижение человеком своей Родины, становление в нашей душе патриотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и ранней юности,– это самые тонкие, самые сложные вещи в том безгранично сложном переплетении идей, поступков, стремлений, которое называется патриотическим воспитанием», - писал В.А.Сухомлинский. Об этом надо постоянно помнить, воспитывая детей.

Что значит сегодня воспитывать в семье детей убежденными патриотами своей Родины?

– значит поддерживать, развивать и направлять их стремление к приобретению и использованию на практике знаний, в том числе знаний Родины и ее народа-патриота, совершившего невиданный в истории человечеству подвиг.

Воспитывать в семье детей убежденными патриотами – значит вырабатывать у них потребность своей повседневной учебной и трудовой деятельностью вносить вклад в ускорение социально-экономического развития страны, в преодолении сложных и трудных задач.

Воспитывать детей убежденными патриотами – значит вырабатывать у них потребность и любовь к многонациональной Родине, чувство дружбы и товарищества между нациями, помогать обретать самому с раннего возраста чувство интернационализма в межнациональном общении, учебе, труде.

Воспитывать в семье детей убежденными патриотами – значит готовить их к выполнению своего гражданского долга.

Воспитывать в семье детей убежденными патриотами – значит готовить их стойкими борцами за сохранение богатств и природы родной земли, гуманистических ценностей и традиций нашей материальной и духовной культуры и идеологии.

Семья, в отличие от школы, является специфической сферой (микроколлективом), в которой у детей рождаются первоначальные патриотические чувства, воспитывается уважение к родителям и родословной семьи, к ее боевым и трудовым традициям, любовь к своему дому, деревне, городу, к Родине.

Семья является благодатной средой для воспитания патриотического сознания, чувств и убеждений у детей. Это обусловлено:

Во-первых, тем, что она представляет собой своеобразный микроколлектив, который основывается на самых близких, доверительных отношениях между супругами, родителями и детьми.

Во-вторых, в семейной среде живым воплощением патриотических чувств для ребенка являются его родители - мать и отец. С ними у детей связываются понятия о своем доме, своих родных местах, своем крае, его городе, своей Родине. Не случайно, как подметил В. А. Сухомлинский, «слова Родина, Отечество являются единокровными братьями слов родить, отец».
В-третьих, в семейной среде ни на минуту не прекращается процесс внутрисемейного общения между старшим и младшим поколениями. Это общение способствует не только простому обмену информацией, но и передаче детям и внукам богатейшего духовного опыта и героики прошлых лет, формированию патриотического сознания, чувств и убеждений, установок и поведения.
Практика показывает, что дети, внуки, правнуки, если с ними ведется в семье целенаправленная работа, наследуют боевую и трудовую славу своих отцов, дедов, прадедов. Для воспитания у них патриотического сознания и чувств следует активнее использовать неисчерпаемый материал о боевых событиях и трудовых свершениях людей в годы Великой Отечественной войны, в послевоенные годы.

По словам педагога В. А. Сухомлинского, «никогда человек не переживает так глубоко чувство долга перед Родиной, как в те часы размышлений над судьбами Отчизны, когда он сам мысленно повторяет путь, пройденный своим народом, видит и ощущает себя как частицу народа».

Дети растут, и приходит время, когда они спрашивают, как прожили жизнь дедушка и бабушка, отец и мать. На этот закономерный и серьезный вопрос нельзя не дать ответа, так как в нем - прямой путь к воспитанию чувства патриотизма у сына и дочери, внука и правнука, продолжающих дела родителей, своей родословной. <Где был до войны ты и твой отец?., <Где ты был в годы войны?, <Как погибли мои дедушка и бабушка? С этими и десятками других вопросов сталкиваются отцы и матери, дедушки и бабушки. Дети, особенно подростки, готовые день и ночь слушать, читать и смотреть о войне, уже имеют свой идеал из книг, теле- и кинофильмов, рассказов, воспоминаний ветеранов и др. Но им прежде всего хочется иметь таким идеалом своих самых близких людей - дедушку и бабушку, отца и мать, старших членов семьи. Вот почему и возникают у них бесконечные вопросы о жизни, боевых и трудовых делах своей семьи, ее родословной. Дети хотят сравнивать свой обобщенный идеал с конкретным человеком, который должен быть хоть в чем-то героическим. Они должны знать о жизни и деятельности родителей, родственников, старших. И если те заслуживают, гордиться ими и их делами, подражать им, продолжать их дела, обогащать лучшие семейные традиции.

Все ли родители говорят с детьми о Родине? Все ли отцы и матери говорят о ее богатстве и красоте, о преданности и служении ей, о защите ее чести и славы? Отдельные родители считают, что в семье об этом говорить излишне, много об этом говорят и в школе. Но в том-то и ценность семейных бесед и разговоров, что проходят они чаще всего в непосредственной доверительной обстановке.

Именно в такой непринужденной обстановке сердца ребят открыты для патриотических чувств. И тогда умное и умелое слово отца или матери о Родине, долге, труде глубоко входит как в сознание, так и в сердце сына или дочери.
Рассказы и беседы-воспоминания о Семейной чести, о патриотических делах родителей, размышления над прошлым своей Родины - это хорошие уроки мужества для детей. В то же время это и связь времен, это и передача эстафеты от поколения к поколению. В эти минуты и часы дети чувствуют себя как бы единым целым, неотъемлемым от героического прошлого своих дедов, отцов.

Семья вместе с детьми путешествует по дорогам нашей необъятной Родины, совершает поездки и походы в соседние и отдаленные страны. Важно, чтобы эти путешествия, поездки и походы носили не только познавательный характер но и воспитательный, уважение к людям населяющим нашу страну, их традициям, обычаям.

Большая роль в семье отводится чтению книг о ВОВе, подвиге народа. Родители должны стремиться к тому, чтобы посредством литературы и искусства ребенок как можно раньше прикоснулся сердцем к человеческим судьбам, судьбам героических людей.

Чувство любви к Родине - это лишь основа формирования патриотизма. Его высшим проявлением является осознание молодыми людьми своего гражданского долга, готовность активно включаться в труд, быть сознательными тружениками уже в школьные годы.

Для наших детей-школьников их важнейшим трудом является учение, приобретение знаний, умений применять их в различных сферах деятельности.

Опыт лучших семей показывает, что родители могут оказать действенную помощь школе в работе по формированию у детей сознательного отношения к приобретению знаний. Кроме функций требования и контроля учебной деятельности детей, в этих семьях главное внимание уделяется следующим важным путям и средствам работы:

Создание необходимых условий для развития познавательных интересов детей (приобретение научной и справочной литературы, технических средств обучения, материалов для конструирования;

Привитие навыков рациональной работы с книгой;

Использование радио-телепередач для обогащения детей знаниями;

Приведение ярких и убедительных доводов о необходимости и важности знаний для прогресса нашей Родины и благосостояния семьи.

Практика семейного воспитания убедительно говорит о том, что в воспитании детей сознательными тружениками особенно велика роль отца. Как хочется ребенку, чтобы отец его был личностью сильной, ярко выраженной, умеющей быть ответственной. Отцы личным примером и повседневными трудовыми делами вырабатывают у своих детей активную позицию в труде.

Школа как центр воспитательной работы признана квалифицированно руководить патриотическим воспитанием детей в семье. Она имеет возможности вовлекать в эту работу родителей, общественность. В осуществлении педагогического руководства воспитанием детей в семье патриотами своей Родины школа использует разнообразные пути, формы и средства.

Остановимся на некоторых из них:

Сочинения на темы «Сыны Отечества», «Я – гражданин России!», «Россия. Что я могу о ней сказать»;

Конкурс рисунков «Мой дом. Мое Отечество», «Дружат дети всей Земли», «Возьмемся за руки, друзья».

Проведение военно-спортивных соревнований «А ну-ка, мальчики!»

Физкультурно-массовые мероприятия;

Смотры строя и песни;

Почетный караул у памятника погибшим в годы ВОВ;

Встречи с ветеранами и тыловиками ВОВ, участниками локальных войн;

Проведение уроков-мужества;

Тематические заочные экскурсии;

Проведение общегосударственных всенародных праздников;

Просмотры и обсуждения к/ф о ВОВ.

Заключение

А закончить это родительское собрание я хотела стихотворением:

Я – русский человек, и русская природа

Любовна мне, и я ее пою.

Я с гордостью гляжу на Родину свою.

Ты сыновей растишь – пилотов, мореходов,

У крымских скал, в полуночном краю.

Я – русский человек, сын своего народа,

Я с гордостью гляжу на Родину свою.
Спасибо за внимание.

Добрый вечер, уважаемые родители!

Мы сегодня собрались, чтобы поговорить о патриотическом воспитании детей.

Родина - не просто слово. Родина – это место, куда человек возвращается с радостью. У каждого Родина своя. Каждый гордиться ею, любит её. У кого-то это душистые луга и белые березы; у кого-то – бескрайние степи, каждой весной покрывающиеся ковром ярко-красных тюльпанов. Кто-то при мыслях о Родине вспоминает море, шум набегающих волн и привкус соли на губах от налетевшего бриза; а кто-то носит в глубине своего сердца белую волшебную вьюгу, хрустящий снег. Родина – детство, когда мы лазили по деревьям, играли в разные игры. Родина – это люди, которых любишь, доверяешь, защищаешь.
Проблема воспитания детей в духе любви к Родине и преданности Отечеству всегда стояла в центре внимания на протяжении всей истории развития человечества. Когда я начинала свою педагогическую деятельность 30 лет назад, молодым специалистам вручали «Наказ молодому учителю». Первым пунктом в нем было: «Самая главная твоя миссия в том, чтобы каждый твой питомец стал Гражданином, верным сыном своей Родины».

Воспитание патриотизма - одно из ведущих направлений всех учебных заведений. О нашей работе я скажу дальше, а сейчас давайте поговорим о воспитании патриотизма в семье.

Семья является благодатной средой для воспитания патриотического сознания, чувств и убеждений у детей. Это обусловлено, во-первых, тем, что она представляет собой своеобразный микро коллектив, который основывается на самых близких отношениях между супругами, между родителями и детьми. В семейной среде живым воплощением патриотических чувств для ребенка являются его родители – мать и отец. С ними у детей связываются понятия о своем доме, своих родных местах, своем крае, его природе, своей Родине.

Дети растут, и приходит время, когда они спрашивают, как прожили жизнь дедушка и бабушка, мама и папа. На этот закономерный и серьезный вопрос нельзя не дать ответа, так как в нем – прямой путь к воспитанию чувства патриотизма у сына и дочери, продолжающих дела родителей, своей родословной. «Как жили до ВОВ твои предки?», «Где были в годы войны?», «Как погиб мой прадедушка?». С этими и десятками других вопросов сталкиваются родители. Дети уже имеют свой идеал из книг, кинофильмов, рассказов, воспоминаний ветеранов. Но им, прежде всего, хочется иметь таким идеалом своих самых близких людей – родителей, старших членов семьи. Вот почему и возникают у них бесконечные вопросы о жизни, боевых и трудовых делах своей семьи, ее родословной. Дети хотят сравнивать свой обобщенный идеал с конкретным человеком, который должен быть хоть в чем-то героическим. Они должны знать о жизни и деятельности родителей, родственников, старших. И если те заслуживают, гордиться ими и их делами, подражать им, продолжать их дела, обогащать лучшие семейные традиции.

Все ли родители говорят с детьми о Родине? Все ли родители говорят о ее богатстве и красоте, о преданности и служении ей, о защите ее чести и славы? Может вы думаете, что много об этом говорят в школе. Но в том-то и ценность семейных бесед и разговоров, что проходят они чаще всего в непосредственной и доверительной атмосфере. Именно в такой непринужденной обстановке сердца ребят открыты для патриотических чувств, тогда умное и умелое слово отца или матери о Родине, долге, труде глубоко входит как в сознание, так и в сердце сына или дочери.

Рассказы и беседы-воспоминания о семейной чести, о патриотических делах родителей, размышления над прошлым своей Родины – это хорошие уроки мужества для детей. В то же время это и связь времен, это и передача эстафеты от поколения к поколению. В эти минуты и часы дети чувствуют себя как бы единым целым, неотделимым от своей семьи.

В нашей школе разработана программа «Воспитание патриотизма через искусство». В этом году мы проводили диагностику самоактуализации личности учащихся. Что такое самоактуализация – вы поймете по вопросам.

Определение уровня самоактуализации .

    Чувствуешь ли ты себя нужным? (99,2)

    Чувствуешь ли ты, что с тобой считаются? (88,7)

    Чувствуешь ли свою причастность к жизни школы, свою важность и значимость? (94)

    Получаешь ли ты в школе что-то, чего тебе не достает дома? (95)

    Осознаешь ли ты себя полноценной личностью? (89,8)

    Ощущаешь ли ты себя успешным в учебе? (89,4)

    Устраивают ли тебя твои отношения с учителем? (100)

    Устраивают ли тебя твои отношения с одноклассниками? (96,2)

    Ощущаешь ли ты поддержку со стороны родителей? (99,2)

    Вносишь ли ты свой особый вклад в жизнь класса и школы? (86)

Можно заметить, что процент довольно высокий. Практически 90% учащихся ощущают себя полноценной личностью.

Патриотическое воспитание учащихся осуществляется, прежде всего, в учебном процессе.

Это – включение в репертуар произведений композиторов Казахстана, народных песен и танцев, сочинений региональных композиторов. Изучение традиций народов Казахстана через танец.Изучение особенностей творчества а художников Казахстана, области, района.

Важное значение имеет правильный выбор эффективных форм и методов патриотической работы во внеурочное время. Прежде всего это школьные мероприятия, посвященные государственным праздникам: День Независимости, Наурыз, День Первого Президента, День Языков.

Каждую четверть мы проводим музыкальные гостиные, посвященные творчеству композиторов, истории искусства, творчеству народов Казахстана.

Одним из направлений гражданско-патриотического воспитания является формирование у учащихся умения жить в современном обществе, быть конкурентоспособным, успешным. Поэтому дети принимают участие в огромном количестве конкурсов. Это - конкурс авторской песни, районных конкурсах «Цвети, мой Казахстан», «Когда поют солдаты», «Струны столетий», «В вихре танца», «Дружба народов», «Я рисую Независимый Казахстан», «Алтын казына», «Дорога, открытая в будущее». Областные конкурсы «Тәуелсіз Қазақстаным», «Голоса Востока», «Лад», «Как прекрасен этот мир», «Одаренные дети – будущее Казахстана». Республиканские и Международные конкурсы «Сәлем, Астана», «Куншуак», имени Латифа Хамиди, «Прииртышские напевы», «Көзге Иртыш моннары», «Я нарисую мир», «Дружат дети на планете», «Дети будущего». Огромное количество интернет – конкурсов. Особенно много проводится конкурсов в преддверии юбилейных дат, в которых мы активно принимаем участие.

Важной деятельностью по формированию патриотического самосознания является исследовательская, проектная деятельность учащихся. Вот некоторые темы работ: «Школа искусств – дорога в будущее», «Коллективы г.Шемонаиха, исполняющие инструментальную народную музыку», «Жизненный путь и творчество Ахмета Жубанова», «Орнаменты и узоры народов мира», «Музыка в жизни президента», «Абай – великий сын казахского народа», «Легенды о домбре».

Учащиеся изобразительного отделения организуют выставки «Вместе дружная семья», «Пейзажи родного края», к государственным праздникам, «9 Мая» и многих других.

Наша школа активно сотрудничает с музеями, библиотеками, общественными организациями. Планируется посещение выставок художников Шемонаихинского района, экскурсии в районный и областной музеи и галереи. Так же мы организуем персональные выставки в районном музее не только преподавателей изобразительного отделения, но и учащихся.

Гражданин и патриот начинается в школе: прежде чем стать гражданином и патриотом родины, школьник должен научиться быть гражданином и патриотом своей школы, знать ее историю, активно участвовать во всех делах и акциях, таких, как: уроки доброты и милосердия «Посмотри, кто сидит на скамейке», акции «Помоги птицам зимой», «Любимый цветок – любимой школе». Верность школьным традициям формируется через школьные мероприятия «Первый звонок», «День учителя», «Посвящение в первоклассники», «Выпускной вечер».

Память – важнейшая составляющая патриотического воспитания, она отражает связь поколений, их преемственность. Участие в праздновании 9 Мая, поздравление ветеранов войны и труда воспитывает гордость за боевые достижения народа, уважение к старшим. В школе организована фотовыставка «Отчизны верные сыны» с фотографиями участников ВОВ.

Важное место в жизни детей занимает школа, которая как сложный социальный организм отражает характер, проблемы, противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет профессиональную ориентацию ребенка. В школе оформлены стенды «Школа – дорога в будущее» с фотографиями выпускников, продолжающих обучение в высших учебных заведениях. Так называемая «Лестницы славы», где помещены фотографии победителей Международных конкурсов. Это, конечно, встречи выпускников, концерты студентов музыкальных колледжей и консерваторий, освещение работы в средствах массовой информации, на сайтах в Интернет.

Вот коротко о нашей работе.

1. Направляйте детей в школьные и городские объединения, которые занимаются патриотическим воспитанием.

2. Вместе со своими детьми участвуйте в тех патриотических мероприятиях, которые проводятся в школе и в городе. Интересуйтесь у детей, не нужна ли им помощь в подготовке к мероприятиям. По мере сил помогайте детям.

4. Вместе с детьми посетите памятные места нашего города. Расскажите детям о них, постойте возле памятников, вспомните о тех, кто отдал свои жизни за нашу великую страну, посопереживайте вместе с детьми. Объясните, как себя вести в таких местах.

5. Пройдитесь по улицам родного города. Расскажите детям о тех людях, в честь кого они названы.

6. Вместе с детьми смотрите патриотические художественные фильмы: «Офицеры». «В бой идут одни «старики», «Освобождение» и т п. Обсуждайте их содержание.

7. Ни в коем случае в присутствии своих детей не говорите плохо о своей стране, не обсуждайте отрицательные стороны нашей жизни. Дети ещё многих вещей не понимают и сделают неправильные выводы.

8. Смотрите вместе с детьми научно-популярные передачи о нашей стране, о её природе и культуре. Обсуждайте интересные цифры и факты.

9. Выписывайте газеты и научно-популярные журналы. Приучайте детей их читать. Обсуждайте статьи, показывающие положительные стороны нашей жизни.

10. Изучайте историю страны через историю своей семьи. Выясняйте и изучайте свою родословную.

11. Покупайте детям красочные научно-популярные издания о культуре и истории нашей страны, такие как: «Дворцы и усадьбы», «Наша история: 100 великих имён» и другие. Интересуйтесь, что нового они узнали, читая журналы.

12. Вместе с детьми участвуйте в патриотических праздниках нашего города.

13. Отмечайте дома в семье День батыра, День Победы, День Конституции, День Независимости и другие государственные праздники.

Историю, географию, культуру, литературу своей страны нужно не только знать, но и прочувствовать. Только тогда возникает сопричастность, приближение к ним. Только тогда можно стать настоящим гражданином и патриотом.


Я – гражданин своего государства

Родительское собрание