Конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе. Составление рассказов по картине "В лесу". Составление рассказа по сюжетной картине "зимние развлечения"

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе по теме:

« Составление рассказа по картине «В зимнем парке» ».

Программные задачи:

1) Образовательные: обобщить представления детей о сезонных изменениях в природе зимой.

2) Речевые: а) обучать детей составлению рассказа по сюжетной картине «В зимнем парке»;

Б) совершенствовать умение составлять распространенные предложения;

В) формирование словаря: обогащение (скрипучий, зеркальный, забавный);

Активизация: (морозный, блестящий, скользкий);

3) Развивающие: развивать мышление, зрительное внимание, творческое воображение, общую мелкую моторику.

4) Формирование навыков учебной деятельности: продолжать учить детей внимательно слушать воспитателя, действовать по предложенному им плану, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности.

5) Воспитательные: воспитывать интерес к происходящим изменениям в природе, умение с пользой проводить свободное время.

Материал:

Демонстрационный: магнитная доска, картина М. Пишвановой « В зимнем парке» из серии демонстрационных картин «Круглый год» (Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2005г.), игрушка снежного колобка, мнемотаблица – план для составления рассказа, модель круга.

Предварительная работа:

Чтение и обсуждение произведений И.С Никитина «Встреча зимы», Е. Трутневой « Первый снег», Г. Скребицкого «Зима», Игра « Подбери признаки».

Ход занятия:

1)Вводная часть.

Дети стоят в кругу, воспитатель вносит в группу игрушку снежного колобка.

Сама бабушка Зима

Его из снега испекла.

Он - необычный колобок,

А колобок – снежный бок.

Он от бабушки ушел

И дорогу к нам нашел.

Как и вы, ребята, колобок – снежный бок очень любит играть.

Давайте с ним сыграем в Игру: « Подбери признаки».

Я поочереди буду бросать вам колобка, и кто его поймает должен правильно подобрать признаки к зимним явлениям.

Игра малой подвижности: «Подбери признаки».

Снег (какой?) - белый, холодный, скрипучий.

Ветер зимой (какой?) – колючий, холодный, сильный.

Воздух зимой (какой?) – свежий, морозный, холодный.

Лед (какой?) – блестящий, зеркальный, скользкий.

Объявление темы:

Опять колобок снежный бок покатился (дети садятся на стулья).

Сегодня мы с вами будем учится составлять рассказ по картине о прогулке детей в зимнем парке (выставляется картина).

А колобок – снежный бок послушает.

2)Основная часть.

Беседа по картине М. Пишвановой « В зимнем парке»

Рассмотрите картину скажите:

Куда пришли дети?

(Дети пришли на прогулку в парк)

Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?

(На картине зима, потому что снег лежит на земле, на деревьях и кустах)

Какие деревья вы видите на картине?

(Слева нарисована рябина с гроздями красных ягод, а справа – елка, вся в больших шишках. Вдалеке – другие заснеженные деревья.)

Что делают дети в парке в ясный зимний день?

(Дети катаются на лыжах и санках, лепят снежную бабу)

Какое настроение у детей? Почему вы так думаете?

(Детям весело, у них радостные лица, они улыбаются).

Кого вы видите на картине слева?

(Мы видим мальчика в голубом комбинезоне, он катается на лыжах)

Кого вы видите на картине справа?

(Справа на картине мы видим девочку с санками, она в красном комбинезоне).

Что делает девочка, нарисованная в центре картины?

(Девочка лепит снежную бабу)

Предложить детям придумать имена.

Какая снежная баба?

(Снежная баба большая и красивая. На голове у нее шляпа, а на шее шарф. Нос у снежной бабы сделан из морковки.)

Кто сидит рядом со снежной бабой? Расскажите о нем?

(Рядом с ней сидит щенок. Он маленький и забавный. Щенок хочет лизнуть снежную бабу.)

Какие еще животные есть на картине?

(На картине мы видим зимующих птиц: синичек, снегирей, воробья.)

Какое настроение вызывает у вас эта картина?

(Картина вызывает радостное настроение.)

Физкультминутка « Прогулка»

Дети, давайте мы со снежным колобком тоже погуляем по зимнему парку.

Раз, два, три, четыре, пять

(Дети загибают пальчики на обеих руках.)

В зимний парк пошли гулять.

(Дети шагают на месте)

Бабу снежную лепили,

(«Лепят» снежок ладонями.)

Птичек крошками кормили,

(« Крошат хлеб» всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались,

(Ведут правой ладонью по левой.)

А еще в снегу валялись.

(«Отряхиваются» от снега.)

Коллективное составление плана рассказа с помощью вопросов педагога и опорой на мнемотаблицу.

А теперь давайте научим колобка составлять рассказ по картине с помощью мнемотаблицы. Но чтобы рассказ получился красивым и интересным, давайте вспомним основный части рассказа.

Воспитатель напоминает основные части рассказа.

Любой рассказ состоит из частей: начало, середина, конец. Посмотрите на этот круг. (Воспитатель вывешивает на доску круг из трех частей). Он состоит из частей. Если я уберу одну часть, будет круг целым? Так и рассказ не получиться полным, если в нем не будет начала, или середины, или конца.

С чего вы начнете рассказ?

(Мы начнем рассказ с описания времени года.)

А чем вы расскажите?

(Мы расскажем о том, где лежит снег. Расскажем о деревьях.)

(Потом мы расскажем о детях, о том, что они делают.)

О ком вы еще расскажите?

(Мы расскажем о птице и щенке.)

Чем закончите рассказ?

(Мы закончим рассказ описанием настроения от картины)

Образец рассказа воспитателя.

В зимнем парке.

На картине нарисована зима. Снег лежит на земле и на деревьях: на рябине, на елке, и на всех деревьях вдалеке. Слева мальчик в голубом комбинезоне. Он идет на лыжах. Справа мы видим девочку с санками.

Она в красном комбинезоне. Девочка в центре картины лепит снежную бабу. Снежная баба большая и красивая. У нее нос из морковки. На голове у нее шляпа, а на шее – шарф. Мы видим птиц: синичек, снегирей, воробья. Рядом со снежной бабой сидит маленький забавный щенок. Он хочет лизнуть снежную бабу. Дети на картине веселые. Им нравится гулять в парке. Картина вызывает радостное настроение и желание погулять в зимнем парке.

Составление рассказа по картине (несколькими детьми по частям.)

3)Заключительная часть.

Дифференцированная оценка деятельности детей.

Колобок – снежный бок благодарит детей за интересные рассказы и прощается с ними.


Алёна Дзоблаева
Конспект НОД в подготовительной группе. Составление рассказа по сюжетной картине «Зима»

Тема :Составление рассказа по сюжетной картине «Зима » .

Цели и задачи :

Образовательные :

Работа над связной речью.

Развитие внимания.

Развивающие :

Обучение детей последовательному пересказу с опорой на предметные.

Воспитательные :

Воспитывать дружеские отношения, умение оценивать свои действия и действия друзей.

Развивающая среда :

Предметные картинки ,сюжетная картинка по тем «Зима » .

Ход НОД

Ребята! А давайте отгадаем загадки?

1. Моет как синее стекло

Скользко, весело, светло. (лёд)

2. Скатерть бела,

Всё поле одела. (снег)

3. С неба звездой

На ладошку водой. (снежинка)

4. Растет вниз головой

Ни летом растет а зимой

Лишь солнце его прикрывает

Она и умрет. (сосулька)

5. Белый он пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает ложится. (снег)

К какому времени года относятся эти загадки? (к зиме)

Эти загадки волшебные и красивые как сама зима .

Все мы её долго ждем а когда она приходит мы говорим

«Наступила (какая) долгожданная : зима .

Зимой очень холодно. Мы говорим : Зима (какая) холодная. Зимой сильные морозы. Мы говорим зима (какая) морозная. а что можно сказать про снег? Какой он? Снег белый? Снег пушистый. Снег липкий. Снег блестящий.

Из чего состоит снег ? (из снежинок)

Что можно сказать про снежинку? Какая она? (белая, узорная

Легкая) Вы любите зиму (да) Почему? (Зимой можно кататься на лыжах. Можно кататься на санках. Можно кататься на коньках.

Как приходится птицам зимой? Птицам холодно и голодно. Их нужно подкармливать.

Игра на внимание. я буду называть зимние слова. Если слова не относится к зиме дети хлопают.

Санки,лыжи, велосипед, белый, лучистый, жаркий,холодный, прозрачный, мелкий, горячий, скользкий, рыхлый.

На краю стола лежат картинки отгадки . Положите их перед собой. Я загадаю вам загадки--- вы их отгадайте. Но послушайте как нужно подробно ответить отгадку.

Вопрос : «У кого блестящие, скользкие, железы! У меня блестящие, скользкие,коньки.

1. У кого белый, пушистый, рыхлый…

У меня --- --- ---(снег)

2. У кого стройная, нарядная, зелёная…

У меня --- --- ---(ёлка)

3. У кого деревянные, длинные, быстрые?

У меня --- --- ---(лыжи)

4. У кого скользкая, ледяная, высокая?

У меня --- --- ---(горка)

Работа над предложениями

Каждому я раздала по картинке . (Дети кормят птичек и собаку. Вокруг зелёной нарядной ёлки танцуют дети)

Игра «Волшебный мешочек»

В одном мешочке снег (в ведре)

В другом вата

Зачитывается письмо с инструкцией.

«Я прислал вам два волшебных мешочка : один – салатовый, другой – красный, в мешочках что –то лежит. Вы должны угадать что там есть.

Условия : потрогайте, но не берите,угадайте, но не говорите. Дед Мороз.

Кто догадался, что лежит в салатовам мешке?

А почему? А в красном (Вата)

Сюжетная картина «Зима » какое время года наступила : ответ полным предложением. Наступила долгожданная зима .

Что лежит кругом? Кругом лежит пушистый снег

Чем укутаны ели? Зелёные ёлки укутаны снегом.

Кого кормит Андрей? Андрей кормит птиц.

Посмотрите ребята, кто катается с горы на санках? … катается с горки на санках.)

Кто катается на лыжах?

Кто лепит снеговика?

Кто лепит зайчика?

Ребята, получился рассказ . Давайте перескажем.

Кто расскажет о зиме , о снеге?

Кто расскажет о птичках ?

А кто хочет рассказать про зимнее забавы детей?

После пересказа по частям вызывается ребёнок и полностью пересказывает рассказ .

Как можно озаглавить рассказ Зима . «Зимнее забавы» .

И тог занятия

О чём мы сегодня говорили?

Что делали на занятиях?

Сегодня хорошо занимались. Молодцы!

Публикации по теме:

Составление рассказа по сюжетной картине «Лето красное пришло» Цели: активизация и актуализация словаря по теме; совершенствование навыка составления рассказа по сюжетной картине; развитие связной речи,.

Занятие по речевому развитию «Составление рассказа по сюжетной картине «Настоящий друг» Цель: учить детей составлять рассказ по сюжетной картине. Задачи: 1. Познавательное развитие Учить детей логично, последовательно составлять.

Интегрированное занятие в подготовительной группе «Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Золотая осень» Тема: Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Золотая осень». Задачи: Продолжать формировать умение составлять рассказ по.

Конспект интегрированного НОД в старшей группе «Составление рассказа по картине И. И. Шишкина «Зима» Конспект интегрированного НОД в старшей группе. (интеграция образовательных областей: коммуникация, художественное творчество). Тема: «Составление.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно- исследовательская, игровая. Цель: воспитывать интерес и внимание к слову, обогащать.

Конспект НОД рассматривание и составление рассказа по сюжетной картине «Семья» РАССМАТРИВАНИЕ И СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ «СЕМЬЯ» Средняя группа. Цель: Формировать умения рассказывать по содержанию сюжетной.

Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы».

Цель : развивать умение составлять рассказ по сюжетной картине .

Образовательные задачи :

Развитие речи :

Учить детей составлять логический , эмоциональный и содержательный рассказ ;

Закрепить навыки целенаправленного рассматривания картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание картины , отдельных самостоятельных эпизодов);

Упражнять детей в четком произношении звука «з» - «с» . Совершенствовать фонематическое восприятие;

Активизировать речь детей, обогащать словарный запас.

Воспитательные задачи : воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, умение слушать своих товарищей.

Развивающие задачи : развивать воображение детей.

Интеграция : физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Методические приемы : беседа-диалог, составление рассказа , физкультминутки.

Предварительная работа :

Беседы о зиме.

Чтение художественной литературы.

Наблюдения на прогулке за зимней природой , играми детей.

Материал : мультимедийный проектор, подбор слайдов по теме занятия , картина « Зимние забавы » .

Ход занятия.

Воспитатель : - Ребята, к нам сегодня пришел гость, только вы должны отгадать кто он. Послушайте загадку :

Что за нелепый человек пробрался в 21 век,

Морковкой нос, в руке метла

Боится солнца и тепла, кто это?

Дети : Снеговик.

Воспитатель : - Правильно. (Появляется снеговик на экране доски) . Снеговик принес коробочку, что же в ней? Здесь конверт с заданием (открывает конверт, читает) . «Здравствуйте, ребята. Я очень люблю зиму и все, что с ней связано. Подберите, пожалуйста, ласковые названия для зимних слов : зима, снег, снеговик, санки, сугроб, снегурка, лед, сосулька, шуба.

Дети : - Зимушка, снежок, снеговичок, саночки, сугробик, Снегурочка, льдинка, сосулечка, шубка.

Воспитатель : - Ребята, давайте с вами вспомним - какое сейчас время года? (Зима) .

Назовите мне зимние месяцы (декабрь, январь, февраль) .

Какой сейчас месяц зимы? (Январь) .

Какая погода бывает зимой? (Снежная, суровая, морозная, холодная, солнечная, веселая, вьюжная и др.)

Чем можно заниматься на улице зимой? (Кататься на санках, лыжах, на коньках, играть в хоккей, в снежки, строить снежные крепости, лепить снеговиков и др.)

(После каждого ответа детей появляется картинка на экране ).

Воспитатель : Да, зима – холодное и интересное время года . Ой, а снеговик снова придумал нам задание (достает другой конверт) .

Артикуляционная разминка.

Произнести на одном дыхании.

Вдох – СИ – СА – СО – СУ – СЫ - выдох.

Вдох – ЗИ – ЗА – ЗО – ЗУ – ЗЫ – выдох.

7. Игра «Лишний слог».

Воспитатель : - Ребята вы сейчас должны вслед за мной четко проговаривать ряды слогов, и должны определить слог, который не подходит:

Са – са – са – са – за

Со – со – со – со – зо

Су – су – су – су – зу

Назовите все лишние слоги со звуком З? (ЗА, ЗО, ЗУ).

Зы –зы –зы – зы – сы

Зи - зи – зи – зи – си

Зу – зу – зу – зу – су

Назовите все лишние слоги со звуком С? (СЫ, СИ, СУ).

Воспитатель : - Ребята, я знаю чудесную зимнюю чистоговорку , попробуйте ее повторить:

ОЗЫ-ОЗЫ-ОЗЫ- за окном морозы,

ЗИ-ЗИ-ЗИ- саночки вези.

ОЗА-ОЗА-ОЗА- на окне ледяная роза,

ОЗЕ-ОЗЕ-ОЗЕ- озябнешь на морозе.

ИСКО-ИСКО-ИСКО- зимой солнце низко.

АСКА-АСКА-АСКА- вокруг снега сказка,

ИСТО-ИСТО-ИСТО- снег все спрятал чисто.»

Воспитатель : - Молодцы, чисто, ясно произнесли чистоговорку. Теперь отдохнём?

Физкультминутка :

Как на горке снег, снег

И под горкой снег, снег.

И на елке снег, снег

И под елкой снег, снег.

А под елкой спит медведь,

Тихо, тихо не шуметь.

(Садятся на места) .

Воспитатель : - Посмотрите, ребята, наш снеговик принес нам интересную картину о зиме , о зимних забавах (демонстрирует картину

« Зимние забавы » ). Ребята, он хочет, чтобы мы с вами составили рассказ по этой замечательной картине .

Воспитатель : - Посмотрим внимательно на картину . Скажите о чем эта картина ? (Ответы детей) .

Воспитатель : -Какое время года здесь изображено? (Зима)

Воспитатель : -А почему вы так решили? (Вся земля и деревья покрыты белым, пушистым снегом) .

Воспитатель : -А как одеты дети? (Они одеты в зимнюю , теплую одежду)

Воспитатель : -Какая погода на картине ? ( Зимний , солнечный день. Выпало много снега.)

Воспитатель : -Что произошло дальше? (Ребята вышли на прогулку. Каждому нашлось дело по душе) .

Воспитатель : -Теперь рассмотрим , что делают дети. Что здесь делают дети? (Малыши лепят снеговика.

Воспитатель : -Как дети его лепят? (Они скатали снежные комья : один большой, другой – поменьше, третий - самый маленький. Из маленького сделали голову, из пуговиц – глаза, из морковки – нос. На голову одели ведро. Замечательный получился снеговик)

Воспитатель : - Как ребятишки играют в снежки? (Они бросают снежки друг в друга, по их лицам видно, что им весело, они громко кричат, что-то может «берегись!» , «пли!»

Воспитатель : - Рассмотрим детвору , которая катается с горки на санках. (Дети катаются на саночках с горки. По их лицам тоже видно, что им весело, потому что санки с горы катятся быстро.)

Воспитатель : - А вот ребята катаются на коньках. Расскажите , как они одеты, как катаются? Придумайте им имена. (Саша и Маша одели коньки, теплый спортивный костюм, шапку и пошли на каток. Они кружились, скользили по льду. Рисовали лезвием конька красивые узоры).

Воспитатель : - Посмотрите, ребята, на катке еще есть мальчишки, играющие в хоккей. У них есть клюшки, и шайба. Я, думаю, что им очень весело.

Воспитатель : - А здесь детки катаются на лыжах. Они едут по лыжне. У них есть лыжные палки, чтобы отталкиваться ими от снега. Снега выпало много, лыжи легко скользили по снегу.

Воспитатель : - А если подойти к детям поближе, что можно услышать? (Можно услышать шум, смех детей, веселые крики, голоса) . У них веселое, хорошее настроение.

Воспитатель : -Вы рассказали обо всех детях на картине , теперь нам осталось закончить рассказ . Например: «Долго играли и гуляли ребята, пока не замерзли, усталые и довольные ушли домой отдыхать и греться».

Воспитатель : -Молодцы, теперь послушайте мой рассказ .

«Зимний , солнечный день. Вся земля и деревья покрыты белым, пушистым снегом. Ребята одели теплую одежду, вышли на прогулку. Всем нашлось дело по душе. Одни дети стали лепить снеговика. Они скатали снежные комья: большой, средний, и из маленького сделали голову. На голову одели ведро, нос – морковка. Замечательный получился снеговик! Недалеко от них мальчишки играют в снежки. А вот и горка! На ней дети быстро скатываются вниз на саночках. Другие ребята катаются на лыжах, у них есть лыжные палки, чтобы отталкиваться от снега. А на катке ребята катаются на коньках, играют в хоккей. Долго ребята гуляли, пока не замерзли. Усталые и довольные ушли домой отдыхать и греться. Весело детям зимой!»

Воспитатель : - А теперь вы попробуйте рассказать свой рассказ . (Слушаем рассказ 4-5 детей , воспитатель помогает, если возникают трудности, добивается полного и развернутого ответа. Следит за грамотным построением предложений).

Воспитатель : - Молодцы, ребята! Какие хорошие рассказы вы придумали .

И снеговику они очень понравились. Ребята, сейчас мы покажем снеговику как мы гуляем зимой.

Физкультминутка :

Мы бежим с тобой на лыжах,

Снег холодный лыжи лижет.

А потом – на коньках,

Но упали мы. Ах!

А потом снежки лепили,

А потом снежки катали.

А потом без сил упали

И в детский сад мы прибежали.

Итог : - Ребята, мы сегодня с вами были и писателями, придумали интересный рассказ о зимних забавах . А кто хочет прочитать стихотворение о зиме ранее изученные? (Ребенок читает стихотворение)

Как на горке, на горе

На широком на дворе

Кто на санках,

Кто на лыжах,

Кто повыше

Кто пониже,

Кто потише,

Кто с разбегу,

Кто по льду,

А кто по снегу.

С горки – ух!

На горку – ух!

Бух, захватывает дух!

Конструкт "Составление творческих рассказов по картине "Прогулка в лесу" (Образовательная технология: обучение дошкольников составлению творческих рассказов по сюжетной картине методами ТРИЗ)

Группа: подготовительная группа
Образовательная область : Речевое развитие
Тема : Составление творческих рассказов по картине "Прогулка в лесу"
Образовательная технология: обучение дошкольников составлению творческих рассказов по картине методами ТРИЗ
Виды деятельности : игровая, познавательная, коммуникативная
Учебно-методический комплект:
1. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена 2014. – 321с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./ Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
3. Репродукция картины " Прогулка в лесу".
4. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине: Методическое пособие для воспитателей детских садов и родителей.-4-е изд., испр. и доп.-М.: АРКТИ, 2014.-40с.: ил. (Растём умными (Технология ТРИЗ)).
Формы организации: фронтальная, индивидуальная.
Цель: освоение умений самостоятельно сочинять разнообразные виды творческих рассказов по сюжетной картине методами ТРИЗ. Развитие всех компонентов устной речи детей.

Планируемый результат:
- Дети проявили умение строить связную грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
- Проявили речевое творчество в составлении творческого рассказа по сюжетной картине методами ТРИЗ
- Дети определили объекты, изображенные на картине и схематизировали их.
- Дети правильно объяснили взаимосвязи объектов, изображенных на картине и обозначили эти связи стрелками.
- Дети запомнили эмблему этапа и озвучили правило: «Смотрю на картину и называю объекты»; «Один объект связан с другим»; «Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь».
- Дети проявили умения слушать других, не перебивая их.
- Дети активизировали словарь в соответствии с сюжетом картины (называние объектов и их частей; называние действий и взаимодействий объектов; слова, характеризующие звуки запахи и тактильные ощущения)
- Дети на основе восприятия представили возможные ощущения через разные органы чувств (обоняние, осязание, зрение).

Задачи совместной деятельности:

Воспитательные задачи:
- Воспитывать умение слушать других, не перебивая их.
Развивающие задачи:
- Развивать связную грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
- Развивать речевое творчество в составлении творческого рассказа по сюжетной картине методами ТРИЗ.
- Активизировать словарный запас (называние объектов и их частей; называние действий и взаимодействий объектов; слова, характеризующие звуки запахи и тактильные ощущения).
Обучающие задачи:
- Учить детей определять объекты, изображенные на картине и схематизировать их.
- Упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине, соединять связи стрелками.
- Учить запоминать эмблему этапа и озвучивать правило: «Смотрю на картину и называю объекты»; «Один объект связан с другим»; «Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь» ».
- Учить детей на основе восприятия представлять возможные ощущения через разные органы чувств (обоняние, осязание, вкус, зрение).
Средства воспитания и обучения: Наглядные (сюжетная картина «Прогулка в лесу», картинки - объекты картины, мольберт с магнитами, схемы этапов).

1. Этап ознакомления с методом

2. 1 Этап «Определение состава картины»
2. 2 Этап «Установление взаимосвязей между объектами на картине»
2. 3 Этап «Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств»
Физминутка
3. Этап продуктивной деятельности
4. Этап рефлексии
5. Этап оценки уровня творческих работ
6. Открытость.

1. Этап ознакомления с методом
Задача: организовать детей на предстоящую деятельность.
Воспитатель мотивирует детей к деятельности.
- Ребята, вы помните, что к нам в группу вчера пришла посылка? Скажите, а что было в ней?
- Ребята, да, нам прислали картину. Дети взаимодействуют с педагогом.
2. Этап организации системы игр и творческих заданий по освоению метода
Задача: побуждать детей на совместную деятельность.
Воспитатель организует игры и творческие задания реалистического и фантастического плана. Организует обсуждение объекта и его свойств с реалистической и фантастической точек зрения.
- Ребята, а вы бы хотели поиграть с картиной еще раз в новые игры? Тогда давайте начнем
Воспитатель вместе с детьми подходит к картине.
2.1 Этап
«Определение состава картины»

Задачи:
Учить детей определять объекты, изображенные на картине и схематизировать их.
Активизировать словарь в соответствии с сюжетом картины (называние объектов и их частей).
Учить детей запоминать эмблему этапа и озвучивать правило: «Смотрю на картину и называю объекты»
-Ребята, посмотрите на картину. К нам в гости пришел Волшебник «Дели» и предлагает нам поиграть в игру. Хотели бы вы, поиграть с ним? Нужно назвать как можно больше объектов на картине и описать его в подробностях. Тот, кто назовет больше всех объектов, тот окажется самым внимательным.
Воспитатель показывает пример. У него приготовлены разрезанные объекты картины. По ходу называния детьми объектов, воспитатель вывешивает их на доске.
- Ребята, в игре есть правило – не выкрикивать, поднимать руку, отвечать полными предложениями.
- Миша, какой объект ты увидел. Хочешь его описать? (Когда я смотрю на картину, я вижу….).
В итоге перечисляются все названые объекты. Воспитатель хвалит детей. Воспитатель вывешивает схему данного этапа.
Воспитатель просит детей смотреть на эмблему и запомнить ее правило «Смотрю на картину и называю объекты».
Дети рассматривают картину. Описывают предметы на картине по очереди, соблюдая правило.
2.2 Этап «Установление взаимосвязей между объектами на картине»
Задачи:
Упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине, обозначать эти связи стрелками.
Учить детей запоминать эмблему этапа и озвучивать правило: «Один объект связан с другим».
Активизировать словарь детей в соответствии с сюжетом картины (называние действий и взаимодействий объектов).
- Еще к нам пришла Фея Объединяй и соединила два предмета (педагог указывает на них) - Девочка и земляника. Фея просит объяснить, почему она это сделала (ответы детей).
- Они между собой связаны, потому что девочка собирает землянику.
- Белка и дупло (они взаимосвязаны, потому что белка сидит в дупле).
- Мальчик и кепка (они взаимосвязаны, так как кепка одета на голову мальчика), и т.д.
Последовательность объединения объектов получается случайная, в зависимости от выбора детей.
- Ребята, что мы с вами делали? С кем играли? (мы играли с волшебником «Объединяй»).
- Что мы делали? (мы объединяли объекты на картине).
Воспитатель просит детей смотреть на эмблему и запомнить ее правило «Один объект связан с другим"
Дети играют в игру с Феей Объединяй- объясняют взаимосвязи объектов, изображенных на картине.
Отвечают на вопросы, слушают друг друга, не перебивают друг друга.
2.3 Этап «Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств»
Задачи:

Учить детей на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств (слух, обоняние, осязание).
Активизировать словарь в соответствии с сюжетом картины (слова, характеризующие звуки запахи и тактильные ощущения).
Учить детей запоминать эмблему этапа и озвучивать правило «Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь».
- Ребята, вместе с Волшебником «Дели» и Феей «Объединяй» к нам пришли: гномик - «Я чувствую запах», гномик - «Я пробую на вкус», гномик - «Я слышу», гномик - «Я вижу», гном - «Я трогаю руками». Хотите с ними поиграть?
- Ребята, я предлагаю вам, отправиться в путешествие по картине. Возьмите с собой любого гномика, «войдите в картину» и опишите свои ощущения от лица любого героя картины или стороннего наблюдателя.
- Я советую вам начинать предложение так: «Я слышу, как… », «Я чувствую запах… » (в зависимости от того, какого гнома вы взяли с собой в картину) и т. д. Описывать свои чувства можно от лица постороннего наблюдателя или одного из персонажей картины.
Например, « Я слышу, как шелестит трава, когда я иду по ней».
-«Я смотрю на картину и чувствую запах свежих ягод».
-«Я ощущаю руками, какой гриб мокрый и скользкий»
- Ребята, какие интересные истории вы придумали, мне так было интересно слушать их.
Воспитатель вывешивает схему данного этапа.
Воспитатель просит детей смотреть на эмблему и запомнить ее правило «Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь».
Дети с картинкой гнома в руках описывают свои ощущения «внутри картины»
Дети по очереди рассказывают, что они слышат, какие запахи чувствуют и что они ощущают руками.
Дети на основе восприятия представили возможные ощущения через разные органы чувств (обоняние, осязание, зрение)
Физ. минутка
Задача: развивать общую моторику и речь детей.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)
Дети отдыхают, выполняют упражнения. .

3. Этап продуктивной деятельности
Задачи:

Организовать продуктивную деятельность.
Воспитывать умение слушать других, не перебивая их.
Воспитатель организует продуктивную деятельность детей.
- Ребята, на картине, с которой мы играли, изображено, как мальчик и девочка вместе с мамой пошли в лес собирать ягоды и грибы.
- Кто хотел бы составить рассказ по картине? Когда мальчик и девочка с мамой пришли в лес, какие запахи они чувствовали? Какие звуки слышали? Что ощущали, когда собирали ягоды и грибы в лесу?
Воспитатель записывает рассказы детей с помощью схем, слов и т.п. Затем предлагает свой рассказ детям. Дети составляют творческий рассказ по картине. Дети проявили активность в продуктивной деятельности.
Дети проявили умения слушать других, не перебивая их.
4. Этап рефлексии
Задачи:

Учить детей анализировать свою деятельность.
Развивать связную грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
Воспитатель стимулирует детей к самоанализу собственной деятельности, задаёт им вопросы.
- Ребята, что мы с вами делали? - Как мы это делали?
- Зачем мы это делали?
- В какие игры мы играли?
- Какая игра вам понравилась больше всего?
- Что было труднее всего?
- Вам было интересно играть с картиной?
- Ребята, вы так хорошо играли, мне так понравилось с вами играть. Дети высказывают свое мнение. Слушают воспитателя. Дети оценили собственную деятельность.
Дети проявили умения строить связную грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
5. Этап оценки уровня творческих работ
Задача: побуждать детей к обсуждению своих действий
Воспитатель оценивает уровень оригинальности работы.
-Ребята, вам понравилось составлять рассказы?
- Маша, чей рассказ тебе понравился больше всего? А тебе Вова?
- Мне понравились все ваши рассказы, вы такие молодцы. Ваши рассказы получились очень интересными. Дети отвечают на вопросы, высказывая свое мнение. Дети проявляют инициативность, отвечая на вопросы, обсуждают свои действия.
6. Открытость
Задача: ориентировать детей на самостоятельную деятельность. Вопросы - Ребята, мы записали ваши рассказы на листочках. Я хочу предложить вам вечером с родителями снова посмотреть эту картину и озвучить им ваши рассказы. Дети высказывают свое мнение.

Программное содержание:

Продолжать учить детей составлять последовательный рассказ, по картине ориентируясь на план, приложенный воспитателем. Последовательно передавать события, закреплять умение придумывать название рассказа. Уточнять знания детей о жизни диких животных (ежей) в природе. Закрепить умение составлять предложения с предлогами: на , под , за , перед , около . Воспитывать доброжелательность, сдержанность, умение слушать собеседника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

занятия по развитию речи в подготовительной группе

РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ «ЕЖИ»

Составила:

воспитатель МДОУ №20 «Веснушки»

пос. Железнодорожный

Подольского района Московской обл.

Сидельникова Н.М.

Программное содержание:

Продолжать учить детей составлять последовательный рассказ, по картине ориентируясь на план, приложенный воспитателем. Последовательно передавать события, закреплять умение придумывать название рассказа. Уточнять знания детей о жизни диких животных (ежей) в природе. Закрепить умение составлять предложения с предлогами: на , под , за , перед , около . Воспитывать доброжелательность, сдержанность, умение слушать собеседника.

Словарная работа:

Пробирается, принюхивается, гуськом, мухоморы – великаны.

Предварительная работа:

Чтение рассказов Т.А. Шорыгина «Какие звери в лесу?», И. Соколов – Митков «Ежи», Ю. Пономарев «Ежонок» сказка.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Загорелись, как пожар.

На ребенке кисти

Катится навстречу шар

Из осенних листьев

Ты его не узнаешь?

Приглядись – ка – это…!

Как вы догадались, что это еж?

Давайте вспомним, как выглядит еж (ведь вы наверняка видели этого зверька на рисунках, в мультфильмах, в живом уголке, на даче или в лесу). Мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом. Черные, как бусинки глаза, кажутся внимательными и умными. Лапы у ежа короткие с маленькими коготками. Ежи очень интересные животные. Живут они семьями: папа – (еж или ежик), мама (ежиха), дети - …(ежата). Как можно назвать их ласково? Ответы детей (ежатки), а если один малыш, то …(ежонок).

Воспитатель приглашает детей сесть на стулья.

Среди опавших листьев тихо

Пробирается ежиха

А за ней гуськом спешат

Четверо ее ежат.

На мольберте выставляется картина. Дети некоторое время рассматривают ее. Воспитатель задает вопросы:

Кто изображен на картине?

Как вы думаете, где они находятся?

Как вы догадались, что это лес?

Воспитатель обобщает.

«В осенний день мама ежиха привела свое семейство на лесную полянку, где растут мухоморы – великаны».

Как вы думаете, зачем мама привела ежат на лесную поляну?

Посмотрите, что делает ежиха?

Обобщение высказываний.

А что делают ежата?

Как можно сказать о ежатах, которые делят червяка?

Почему этот ежонок спрятался?

На что он стал похож?

Каким мы можем назвать этого ежонка?

Обобщение высказываний.

Теперь мы немного отдохнем, поиграем.

Физкультминутка.

Еж спешил к себе домой Шагать на

Нес запасы он с собой месте.

Через кочки он скакал Прыжки на месте.

Быстро по лесу бежал Бег на месте.

Вдруг он сел и изменился, Присесть, обнять колени,

В шарик круглый превратился прижать голову к коленям.

А потом опять вскочил Выпрямиться и шагать

И к детишкам поспешил. на месте.

Посмотрите еще раз внимательно на картину. Как бы вы ее назвали? Придумайте рассказ по этой картине.

  1. Подумайте, о чем вы расскажите в начале: кто нарисован на картине, в какое время года и где происходит действие?
  2. О том, зачем пришли сюда ежи. Расскажите о маме ежихе, о ее детишках – ежатах.
  3. Закончить рассказ можно о том, как себя чувствуют ежи на лесной полянке.

Заслушиваются 3 - 4 детских рассказа. Предложить детям дополнить рассказ товарища. Воспитатель дает свою оценку детскому рассказу. Интересные рассказы придумали дети. Теперь поиграем в игру «Составь предложение».

Дети составляют предложения по демонстрируемым воспитателем действиям. Выставляется силуэт дерева. Воспитатель помещает игрушечного кота: на дерево; под дерево; за дерево; перед деревом; около дерева и т.д.

Итог занятия:

Дети, мы с вами сегодня составляли рассказы о ежиной семье. Вы все активно участвовали, хорошо отвечали на вопросы. Молодцы!