Тема: «Организация работы с одаренными детьми в ДОУ. Доклад «выявление и система работы с одаренными детьми в ДОУ




Актуальность Одаренные дети ценная, но хрупкая часть нашего общества, один из важнейших ресурсов. Одаренные дети представляют собой культурный и научный потенциал общества, от них зависит, как будет развиваться наука, техника и культура в будущем. Задача поддержания и развития творческого потенциала личности по-прежнему остается актуальной и требует дальнейшего разрешения


Программа «Выявление и развитие интеллектуально- творческой личности в условиях дошкольного учреждения Данная программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста, обладающими творческим и интеллектуальным потенциалом, способствует активному развитию личности дошкольника и превышает временный образовательный стандарт.


C 2005 года, в МДОУ детский сад 3 «Красная Шапочка» комбинированного вида муниципального района Большеглушицкий Самарской области в рамках «Программы развития ДОУ» и Программ дополнительного образования функционируют детские объединения и кружки для работы с одаренными детьми. Детское объединение «Ранний английский»; Театрализованная студия «Теремок»; Кружки художественно-прикладного творчества: «Задумка», «Очумелые ручки»; Интеллектуальный кружок «Маленькие умники»




Система отбора детей в творческие объединения и кружки включает: Наблюдение за детьми; Анкетирование взрослых (родителей и воспитателей тех групп, откуда приходят дети); Групповое обследование детей с помощью стандартизированных методик, оценивающих общий уровень развития; Индивидуальное обследование, направленное на выявление способностей в сферах образного и логического мышления, воображения и познавательной активности




Основные задачи: Выявление одаренных детей, с использованием различных диагностик; Использование в работе с детьми дифференцированный подход к детям, учитывая их индивидуальные особенности; Использование различных форм и методов работы; Организация разнообразной кружковой деятельности; Вовлечение родителей в работу с одаренными детьми и установление с ними тесного сотрудничества.






Взаимодействие с семьями детей, посещающих детские объединения и кружки цели: привлечение родителей к участию в жизни группы повышение уровня психолого-педагогической культуры родителей осуществление общей стратегии воспитания и обучения детей в детском саду и семье дифференциация работы с родителями




Организация кружковой работы с одаренными детьми в ДОУ Работа с одаренными детьми включает гибкое содержание и педагогические технологии, обеспечивающие развитие способностей с учетом интересов и склонностей детей. Кружковая работа способствует целостности учебно – воспитательного процесса и дальнейшему развитию умственной и творческой одаренности. Предметно – развивающая среда стимулирует умственное и творческое развитию. Содержание процесса работы с детьми определяется Программой «Выявление и развитие интеллектуально-творческой личности в условиях дошкольного учреждения» Предусматривает дополнительные виды занятий в соответствии с программой по развитию одаренных детей и индивидуальным склонностям ребенка.


Особенности организации кружковой работы в ДОУ В группы одаренных детей отбирается не более 10 человек, что дает возможность обеспечить более успешную и продуктивную работу с детьми. На занятиях используются наглядные модели как основные средства обучения дошкольника. Воспитатели всегда готовы поддержать детскую инициативу, и изменить ход занятия в соответствии с ней. Осуществляется индивидуально дифференцированный подход, задания распределяются с учетом возможностей и интересов ребенка. В группах организована работа с детьми по интересам. Большая часть заданий дается детям в игровой максимально привлекательной для них форме. Работа проводятся по подгруппам, предусматриваются и индивидуальные занятия. Введены дополнительные виды занятий: - занятия с логопедом по коррекции звукопроизношения; - занятия с психологом; английский язык; арт-терапия.


Виды кружковой и студийной работы с одаренными детьми в МДОУ 3 «Красная Шапочка» Театрализованная студия «Теремок» ЦЕЛЬ: Создание ус ловий для развития творческих способностей, эстетического вкуса в передаче образа детей старшего дошкольного возраста. ЗАДАЧИ: Развитие зрительного восприятия, воображения, фантазии у детей; Формирование совместногрупповый действий и индивидуального творчества МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: Игры-этюды с воображаемыми предметами; Упражнения с куклами; Коллективные и индивидуальные театрализованные выступления. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Выявление молодых талантов; Участие в различных мероприятиях разного уровня


Интеллектуальный кружок «Маленькие умники» ЦЕЛЬ: Создание ус ловий для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, превышая требования Госстандарта. ЗАДАЧИ: Развивать математические процессы, наглядно-образное внимание, логическое мышление; Учить детей моделировать, находить решение проблемных ситуаций; МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: Логические задачи и цепочки; Использование элементов ТРИЗа; Решение ребусов, лабиринтов, кроссвордов. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Выявление молодых талантов с математическим, логическим мышлением;



Кружок художественно-прикладного творчества «Очумелые ручки» ЦЕЛЬ: Художественно-эстетическое развитие личности. ЗАДАЧИ: Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение; Знакомство с нетрадиционной художественно-графической техникой рисования; МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: нетрадиционные техники рисования; Использование техники Оригами; Использование традиционных и нетрадиционных материалов и оборудования. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Художественно выполненные детские работы; участие в выставках различного уровня.


Детское объединение «Ранний английский» ЦЕЛЬ: Вызвать интерес к языковому и культурному многообразию мира, уважение к языкам и культурам других народов, способствовать развитию коммуникативно-речевого такта ЗАДАЧИ: Развивать эмоционально-образное восприятие иностранного языка, память, речевой слух; Обучать азам общения на иностранном языке. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ Игры с использованием иностранных слов; Аудио и видео материалы, наглядные пособия; Использование фольклорных произведений ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Приобретение навыков общения на иностранном языке; Пробуждение интереса к жизни и культуре других стран.


Принципы обучения дошкольников английскому языку Учение без принуждения (занятия имеют положительную, эмоциональную окраску); Учение с увлечением; Учение в игре; Создание духа коммуникативности; От простого к сложному; Создание комфортных условий для деятельности; Укрепление связи с семьей





Основные принципы организации работы с одаренными детьми Создание обогащенной предметной и образовательной среды, способствующей развитию одаренности ребенка Психолого - педагогическая поддержка ребенка Индивидуализация и дифференциация обучения Обучение на более высоком уровне трудности Использование новых образовательных технологий


Требования к деятельности педагога Высокий уровень профессиональной подготовки для работы по программе Склонность педагога к творческой деятельности Умение обеспечить оптимальные условия развития всем детям группы Наличие в общении педагога с ребенком тактики сотрудничества Личностная готовность к работе с одаренными детьми Наличие у педагога специальных способностей и навыков, позволяющих ему заинтересовывать детей процессом выполняемой им самим деятельности


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29 «Стриж» г.Смоленска

Консультация для педагогов

Формы работы с одаренными детьми

Подготовила

Педагог-психолог

Моторыкина Е.А.

Смоленск, 2016

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми

Самым сензитивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромных потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.

Основной идеей работы по выявлению и развитию одаренных детей является объединение усилий педагогов и родителей ДОУ с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.

Система воспитательно - образовательной деятельности по развитию детских способностей основывается на максимальном раскрытии природного потенциала каждого воспитанника. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у детей

Раннее выявление, воспитание и обучение талантливых дошкольников является прекрасной возможностью для качественного и эффективного образования в дальнейшем. При организации работы с одаренными детьми в условиях ДОУ особое внимание уделяем созданию образовательной среды, которая обеспечит возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.

В работе необходимо руководствоваться следующими принципами:

    Преемственность, реализуемая в процессе сотрудничества воспитателей, педагогов дополнительного образования и родителей.

    Учет синзитивности дошкольного детства.

    Индивидуальный подход,

    Своевременное начало.

    Возможность выбора.

    Комплексный подход.

    Рациональное соотношение индивидуальной и коллективной деятельности ребенка, объема специальных и объема общеразвивающих занятий.

У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет детям погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию. В образовательном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Вот почему методы и формы работы педагога должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы:

Исследовательский;
-частично-поисковый;
-проблемный;
-проективный;

Формы работы:
- работа в парах, в малых группах,

Разноуровневые задания,

Творческие задания;
- дискуссия;
- игры.

Очень важны:

Предметные олимпиады;
-интеллектуальные марафоны;
-различные конкурсы и викторины;
-словесные игры и забавы;
-проекты по различной тематике;
-ролевые игры;
-индивидуальные творческие задания.

Эти методы и формы дают возможность одарённым детям выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Выявление одаренных детей проводится уже в средней группе детского сада на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Педагог уделяет внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере.

Как правило, у одаренных детей проявляются:

Высокая продуктивность мышления;
- легкость ассоциирования;
- способность к прогнозированию;
- высокая концентрация внимания.

Используя дифференцированный подход, каждый педагог работает над развитием этих качеств.

Успеху этого процесса способствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются.

Дети с признаками одаренности имеют возможность раскрыть и реализовать свои способности в кружках, секциях, организованных в ДОУ и учреждениях дополнительного образования.

В нашем детском саду имеются 4 кружка:

Занимательная математика – гр.3

Грамотейка – группа 1 и 3

Правознайка - группа № 2

Маленький дизайнер - группа № 6.

Но не каждый кружок является мастерской для одаренных детей. Данные кружки, музыкальные занятия, праздники и развлечения, в частности народные праздники - это сопровождающий фон развития ребенка, пробуждение его природного потенциала, первый этап развития способностей дошкольника.

Наши дети участвуют в различных мероприятиях и выступают на городской сцене. также в детском саду ежегодно проводится творческий отчет деятельности ДОУ на родительской конференции.

Государственная система работы с одаренными детьми включает несколько уровней. Основой этой системы является детский сад и школа. Эти учреждения охватывают наиболее широкий круг детей. На уровне детского сада необходимым условием является наличие навыков распознавания одаренности своих воспитанников, создание для них оптимальных условий в плане развития, учебы и отношений со сверстниками. Следует помнить: как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить.

Эссе на тему "Система работы с одарёнными детьми в ДОУ". В данной работе изложенна проблемма современности, как суметь правильно организовать и помочь раскрыться одарённым детям. Как не заглушить их таланты собственными амбициями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

Кафедра педагогики и психологии детства

(наименование кафедры)

Тайбарей Кристина Михайловна

(фамилия, имя, отчество студента)

Институт

ПиП

курс

группа

333306

ЭССЕ

По дисциплине

Работа с одарёнными детьми в ДОУ

На тему

Система работы с одарёнными детьми в ДОУ

(наименование темы)

Отметка о зачёте

(дата)

Руководитель

Г.Н.Голоухова

(должность)

(подпись)

(и.,о., фамилия)

(дата)

Архангельск 2016

Тему для своего эссе «Система работы с одаренными детьми в ДОУ» я выбрала не случайно. В современное время встал острый вопрос проблемы одарённости, её выявления на ранних сроках развития детей. Допустим, что мы успешно выявили всех одарённых детей в отдельно взятом дошкольном учреждении, а дальше что? Это ещё самая малая часть данной проблемы, ведь обучение и воспитание таких детей требует определённых условий. Для начала рассмотрим понятия «Одарённость» и «Одарённый ребёнок», которые очень чётко изложены в рабочей концепции разработанной учёными Российского психологического общества, Института психологии РАН, Психологического института РАО, факультета психологии МГУ. В состав авторского коллектива вошли: канд. психол. наук Бабаева Ю.Д., докт. психол. наук, проф. Богоявленская Д. Б., докт. психол. наук, член-корр. РАН, проф. Брушлинский А.В. и др.

Итак, одарённость - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённый ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Исходя из определений мы видим, что одарённые дети требуют особого обучения, а это в свою очередь предполагает наличие специальной системы работы с такими детьми. Она должна быть тщательно выстроена, индивидуальна и ее реализация должна приходиться на более ранний срок, а именно дошкольный возраст.

Почему система работы с одарёнными детьми должна быть строго выстроена в ДОУ? Казалось бы, зачем она нужна? Педагоги в детском саду занимаются с детьми. Их творческому, физическому и интеллектуальному развитию способствует абсолютно всё: непосредственно образовательная деятельность (НОД), факультативы, окружающая и развивающая среда, игровая деятельность и т.д. К тому же статистика показывает, что в дошкольном возрасте процент одарённых детей составляет 98%. Это в первую очередь связано с тем, что в детском саду дети всё делают вместе. Как мне кажется, ещё потому, что в дошкольном учреждении не ставят оценки. Скажем так – дети находятся в равных условиях.

Но всё таки система работы с одарёнными детьми должна быть, во первых для того чтобы помочь им в психологическом плане, во вторых в развитии коммуникативных качеств (у многих одарённых детей слишком завышена самооценка или наоборот занижена, что серьёзно сказывается на взаимоотношениях со сверстниками), в третьих чтобы не затормозить их развитие.

Систему дошкольных образовательных учреждений составляет, в первую очередь, детские сады общеразвивающего вида, центры развития ребенка, в которых созданы наиболее благоприятные условия для формирования способностей дошкольников, а также обучающие учреждения для детей дошкольного и младшего возрастов, обеспечивающие преемственность среды и методов развития детей при переходе в школу.

Система деятельности по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми в ДОУ

1. Выявление одарённых и талантливых детей.

2. Психолого–педагогическое сопровождение одарённых детей.

3. Контроль над развитием познавательной деятельности одарённых и талантливых детей.

4. Поощрение одарённых детей.

5. Работа с педагогическим коллективом: обучение, консультации, семинары. Подбор методической литературы и т.д.

Конечно, никто не может с точностью сказать, что предложенная система является эталоном, так как сама по себе одарённость детей до сих пор изучается. В рабочей концепции одаренности говориться, что существуют две крайние точки зрения: "все дети являются одаренными" - "одаренные дети встречаются крайне редко". Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность – уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей.

Оба утверждения имеют место быть, но я больше склоняюсь к тому, что одарёнными детьми рождаются абсолютно все дети. Могу привести несколько примеров из опыта моей работы. К нам в группу ходили уникальные дети, теперь они уже первоклассники. Одни рисовали, другие отличались умственными способностями, кто-то отличался в спортивных достижениях, а мне запомнился мальчик, у которого, на мой взгляд, присутствует эмоциональная одарённость. Он мог очень долго рассматривать одну травинку, небо, цвет глаз. Миша, так его зовут, отличается чрезвычайной чувствительностью, эмоциональностью, какой-то особой добротой, окружающий мир он видит по-своему. Хотя в других областях он особо не отличался, скорее отставал. А кто сказал, что гении должны учиться только отлично? Вспомним таких выдающихся людей, как: С.А. Пушкин, Менделеев, Л.В. Бетховен, А.П.Чехов, Б.Гейтс. Это лишь малая часть великих людей, которые плохо учились в школе, но внесли огромный вклад в историю и развитие всего человечества «без правильного образования».

Чтобы выстроить систему работы с одарёнными детьми в ДОУ, надо придерживаться следующих целей, предложенных в рабочей концепции одарённости:

Развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь);

Создание условий для развития творческой личности;

Развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей);

Обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся.

При написании эссе я опиралась на рабочую концепцию одарённости. Прочитав её от и до, я поняла, насколько не совершенна наша система образования. И наконец-то правительство забило тревогу по данной проблеме. Как часто мы сталкиваемся с тем, что ребёнок имеет талант (талант – это социально проявленная одарённость), он хочет и может хорошо учиться, но в силу некоторых обстоятельств его глушат, прогибают под общепринятые рамки. Я, конечно, немного отклонилась от заявленной темы, но давайте вспомним о тех детях, которые вынужденны были оставить свою мечту из-за финансовой несостоятельности их семей. Буквально 10-15 лет назад дети из простых семей не могли получить желаемого образования, так как родители не в состоянии были оплатить учёбу. За каждый экзамен надо было платить энную сумму денег. Причём на сегодняшний день эта ситуация повторяется. Очень трудно поступить в хороший ВУЗ ребёнку, чьи родители не имеют дружеских отношений в образовательной среде или достаточного колличества денег. Или такой пример, девочка мечтает стать художником, а авторитарная мама говорит: «Поступай на учителя - художники мало зарабатывают». Очень часто родители направляют своего ребёнка в том направлении, в котором они сами не смогли достичь успеха, о чём сами мечтали в детстве. Круг замыкается, пока мы, наконец, не поймём, что каждый ребёнок, каждый человек уникален. Нам надо только помочь юному дарованию в выбранном пути.

Я считаю выбранная мною тема, весьма актуальна. Надо развивать систему работы с одарёнными детьми. Сюда входит подготовка специалистов, родителей, руководства ДОУ. И самое главное её надо начинать с дошкольного образования. Не зря говорят, что достичь успеха можно следуя детской мечте, потому, что ребёнок на уровне подсознания чувствует свои способности. Задача взрослых вовремя распознать и помочь развить одарённость ребёнка.


Муниципального дошкольного образовательного казенного учреждения села Троицкое Целинного района Республики Калмыкия

Пояснительная записка.

  1. Цели и задачи программы работы с одаренными детьми.
  2. Принципы организации педагогического процесса.
  3. Методы диагностики в ходе реализации программы.
  4. Реализация направлений работы.
  5. Ожидаемые результаты выполнения работы.
  6. Планирование.

Пояснительная записка

В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. Дошкольное детство является очень благоприятным периодом для развития одаренности. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, долго преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка, с другой стороны –отсутствием у работников системы дошкольного образования необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников. В эту работу должны быть включены родители, социальные институты. Работа с одаренными и способными детьми, является одним из важнейших аспектов деятельности нашего детского сада. Направление деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения осуществляется в рамках приоритетного национального проекта «Образование» : создание развивающей творческой среды, способствующей выявлению и развитию индивидуальных способностей в раннем возрасте; развитие системы поддержки и сопровождения детей, с целью формирования их социального опыта и развития жизненно необходимых умений и навыков для успешной адаптации к условиям изменяющейся действительности; повышение профессионального уровня педагогов; сохранение и укрепление здоровья дошкольников через создание интересной, насыщенной, и увлекательной дошкольной жизни; использование современных технологий.

Проблема организации педагогического процесса, развивающего одарѐнность, рассматривается в работах Ю.К. Кулюткина, М.И. Махмутова, А.М. Матюшкина, В.И. Панова, А.В. Хуторского и др. Исследователи отмечают, что следует осуществлять системное формирующее воздействие на одаренных детей через определенный комплекс психолого-педагогических условий. Среда детского сада, в которой одарѐнность может актуализироваться, должна обладать следующими особенностями:

  • Высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариативностью (богатством возможностей) . Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых. Многовариативность обеспечивает возможность нахождения путей решения. Кроме того, такая среда должна содержать образцы креативного поведения и его результаты.
  • Предметно-информационное обогащение среды. Предполагает наличие необходимого (максимального) материального и информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной среде, возможность любого их использования.
  • Активизация трансформационных возможностей предметно-пространственной среды. Предметно-пространственная среда должна быть способна к самым разным, неожиданным преобразованиям.
  • Гибкость в использовании времени, средств и материалов. Предполагает отсутствие прямых указаний, предоставление дошкольникам возможности самостоятельно ставить задачу, выбирать время, последовательность, способы ее решения.
  • Сочетание индивидуальной игровой и исследовательской деятельности с ее коллективными формами. Одаренного ребенка необходимо обучать не только в индивидуальной, но и коллективной творческой деятельности.

Программа разработана в соответствии:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» .
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.
  • Закон Республики Калмыкия от 15 декабря 2014 года № 94-V-3 "Об образовании в Республике Калмыкия". Принят постановлением Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия от 12 декабря 2014 года № 200-V
  • Конвенция о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20. 11. 1989г.)
  • Принципы развивающего обучения;
  • Изменениями в содержании образования (Работа с талантливыми детьми.) ;
  • Учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Спецификой и возможностями образовательных областей;
  • Использование диагностических материалов.

I. Цели и задачи программы работы с одаренными детьми

Цель: Создание оптимальных условий для выявления, гармонического развития детей с высоким уровнем способностей в условиях детского сада и их самореализации при тесном взаимодействии с семьей и другими социальными институтами.

Задачи:

  1. Проанализировать основные направления работы с одаренными детьми в ДОУ
  2. Определить общие организационные методы и приемы «Одаренный ребенок в ДОУ»
  3. Повышение научно-теоретических и практических знаний педагогов по вопросам работы с одаренными детьми. Повышение качества методической работы с кадрами в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
  4. Интеграция основного и дополнительного образования на основе привлечения всех существующих и потенциальных ресурсов. Обеспечение преемственности в работе с одаренными детьми между ступенями обучения (дошкольное образование –начальное общее) .
  5. Оказание консультативной помощи родителям детей с признаками одаренности.

Педагогические задачи:

  • Осуществление индивидуализации обучения и воспитания;
  • Реализация личностно-ориентированных технологий в практику обучения;
  • Формирование системности в знаниях и умениях по разным предметам;
  • Повышение качества обучения;
  • Осуществление мероприятий по социальной адаптации одаренных воспитанников.

II. Принципы организации педагогического процесса.

Принцип индивидуализации – состоит в учете психологических индивидуальных различий воспитанников: их темперамента, типа мышления, динамики психических процессов и т.д. Индивидуализация одаренных воспитанников заключается в психолого - педагогической поддержке, разработке индивидуальных образовательных маршрутов, подборе педагогического инструментария для контроля и коррекции хода и результатов процесса обучения и воспитания.

Принцип дифференциации – это такой подход к обучению и воспитанию, который учитывает различие воспитанников. Для обучения одаренных воспитанников применяется как внутренняя, так и внешняя дифференциация. Используются адаптивные разноуровневые формы обучения и контроля.

Принцип гуманитаризации – заключается в преобладании наук, связанных с изучением общества, культуры, истории народа в учебных планах. В процесс обучения включены такие предметы, как «Музейная педагогика» , «Краеведение» и др.

III. Методы диагностики в ходе реализации программы:

  1. Наблюдение и регистрация данных о продвижениях ребенка (дневниковые записи) .
  2. Интервью и беседы. Помогают составить представления о том, как ребенок включается в ту или иную деятельность, чем он интересуется больше всего, какие у него предпочтения.
  3. Специальные методы (деятельность психолога: тестовые задания, проективные методы, анкетирование родителей, педагогов) .
  4. Коллекции детских работ (достижения ребенка в проектной деятельности, практической деятельности) .
  5. Регулярное отслеживание результатов деятельности педагогов (промежуточный, итоговый контроль) .
  6. Творческие отчеты, презентации детско-родительских проектов.
  7. Конкурсы, фестивали, выставки.

IV. Реализация направлений работы.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей:

  • создание банка данных индивидуально-психологических характеристик одаренных воспитанников;
  • организация и проведение психолого-педагогического консультирования дошкольников, педагогов, родителей;
  • разработка конкретных рекомендаций по работе с каждым из одаренных детей;
  • оказание поддержки всем участникам программы «Одаренные дети» ;
  • организация консультаций для педагогов.

Организация работы с одаренными воспитанниками в рамках

образовательного процесса:

Эта работа будет осуществляться через исследовательско-образовательную комплексную деятельность в процессе разных форм работы, направленных на расширение потенциала творческих и интеллектуальных способностей детей через активизацию детской жизнедеятельности.

  • Выбор педагогов для работы с одаренными воспитанниками.
  • Формирование учебных групп из одаренных воспитанников (с разной целевой направленностью) .
  • Выбор стратегии обучения для каждого одаренного воспитанника.
  • Разработка программ индивидуальной работы с одаренными воспитанниками.

Организация работы с одаренными воспитанниками во внеурочной

деятельности:

  • Организация индивидуальной работы
  • Организация проектной деятельности, проекты индивидуальные, групповые, семейные

Организация опытно-исследовательской деятельности

Организацию экскурсий, выходов в театр, музеи и т.д.

Организация предметных (персональных) выставок.

Организацию вечеров и праздников.

Создание театральных уголков в каждой групповой комнате.

Создание спортивных центров в группах.

Организация конкурсов, викторин, интеллектуальных игр.

Выпуск стенгазет.

Организация кружков, секций, занятия в клубах, учреждениях дополнительного образования

Для успешной работы по реализации программы особо важным для нас является использование не только уже хорошо себя зарекомендовавших форм и методов работы с детьми в МДОКУ «Детский сад «Золотой ключик» , но и внедрение новых. Одной из таких форм являются кружки:

  1. Кружок калмыцких национальных игр «Альвн харадас»
  2. Кружок изобразительного творчества «Волшебный мир фантазий» - художественное творчество. Ведущим свойством способности к изобразительной деятельности является воображение, без которого невозможно воплощение замысла. Свойством, обеспечивающим изобразительную деятельность и составляющим как бы фон этой деятельности, является определенный эмоциональный настрой. Эти особенности структуры изобразительных способностей следует учитывать, строя систему обучения изобразительной деятельности. Основная цель обучения изобразительной деятельности - развитие творческих способностей детей.
  3. Хореографическая студия «Тюльпанчик»

Немаловажное значение имеет применение интегративного метода работы с дошкольниками, предполагающего содержательное обогащение, дополнение к обязательному базовому стандарту дошкольных дисциплин. Хорошо себя зарекомендовал и будет в дальнейшем использоваться «метод проектов» в работе с детьми старшего возраста. Работа над проектом предполагает рост познавательной активности и самостоятельности детей, способствует развитию индивидуального творческого потенциала ребенка.

Организация взаимодействия с родителями одаренных детей:

  • родительский клуб анкетирование, по результатам которого мы узнали об отношении родителей к данному развитию их детей;
  • родительское собрание, на котором были показаны результаты усвоения программы детьми за учебный год и предложены основные положения программы "Одаренный ребенок" и значение ее в будущей адаптации ребенка в социуме;
  • подготовлены папки-передвижки, консультации, перспективный план, рекомендации для родителей по воспитанию и развитию детей;
  • система работы с родителями по внедрению программы «Одаренный ребенок»
  • детско-родительские проекты

Формы работы с педагогами:

  • педагогическое проектирование

Открытые показы, семинары-практикумы, консультации.

Взаимодействие с организациями:

  • ДШИ села Троицкое
  • Детские сады Целинного района
  • ОУ села Троицкое

V. Ожидаемые результаты:

В результате целенаправленной исследовательско - образовательной работы предполагаем выявить и проследить возможности психолого-педагогического сопровождения развития детей с высоким уровнем способностей на основе комплексной диагностики и дальнейшего маршрута индивидуального развития.

В процессе работы планируем значительно обогатить предметно-развивающую среду, приобрести современные диагностические материалы, которые позволят качественно проводить диагностику творческого и интеллектуального развития детей, а также диагностику готовности детей к обучению в школе. Планируем детально разработать и более качественно организовать систему дополнительного образования. В результате нашей совместной деятельности произойдет активизация и обогащение воспитательных умений родителей. Повысится профессиональный уровень педагогов.

Воспитатели смогут вести целенаправленное наблюдение за каждым ребенком, вовремя выявлять признаки одаренности, и тем самым помогут родителям создать все необходимые условия для развития таких детей.

Гимназии «Образовательный центр «Гармония»

г. о. Отрадный, «Детский сад №13»

Концепция

системы работы ДОУ

с одаренными детьми

Цели деятельности ДОУ:

1.Сохранение и укрепление здоровья детей посредством организации развивающего пространства на территории детского сада.

2.Создание благоприятных условий для максимальной реализации потенциальных возможностей детей дошкольного возраста.

В современных условиях важ­нейшей задачей системы образования является фор­мирование личности, обладающей не только суммой готовых знаний, умений и навыков, но и способной адаптироваться в новых условиях, проявить самостоятельность и ини­циативу. В Международной Конвен­ции о правах ребенка акцентируется значение реализации индивидуаль­ности формирующейся личности: «...образование ребенка должно быть направлено на развитие лично­сти, талантов, умственных и физиче­ских способностей в самом полном объеме».

Как известно, одарённость - это результат сложного взаимодействия наследственности. Нами были выделены основные понятия, входящие в определение одарённость.

Задатки – наследственные анатомо-физиологические особенности, на основе которых развиваются способности творчески одарённой личности.

Способности – индивидуально-психологические свойства личности, которые представляют ей возможность более успешно овладевать и выполнять определённую деятельность с её конкретными задачами и проблемами.

Одарённость – специфическое сочетание способностей, интересов, потребностей, что даёт возможность выполнять определённую деятельность на качественно новом, высоком уровне, который значительно возвышается над условным средним уровнем.

В отечественной науке определилась чёткая позиция: понимать развитие одаренности детей, как развитие определённых способностей, включение в деятельность, создание благоприятной среды для детей с тем, чтобы раскрыть их потенциальные возможности. Особую актуальность данная проблема приобретает в работе с де­тьми дошкольного возраста, так как дошкольное детство - это период первоначального становления лично­сти, развития личностных механиз­мов поведения и опыт ранних лет жизни ребенка влияет на все даль­нейшее развитие личности (Л. С. Вы­готский, Ж. Пиаже и др.).

В современной психологии одарённые дети понимаются как проявляющие общую или специальную одарённость (к музыке, к рисованию, к технике), раньше других можно выявлять художественную одарённость детей (в области музыке, затем в рисовании). В сфере науки, скорее всего, проявляется одарённость к математике. Но даже самые выдающиеся проявления ребёнка не являются достаточным залогом будущего таланта. Врождённые задатки – только одно из условий сложного процесса становления индивидуально-психологических особенностей, в значительной мере зависящих от окружающей среды, от характера деятельности.

По нашему мнению, работа с одарёнными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. При создании в ДОУ благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности. Считаем, что такими условиями являются:

Наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей;

Наличие богатой предметно-пространственной среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;

Создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у него чувство собственной значимости, поощряющей проявление индивидуальности;

В ходе организации целенаправленной работы по выявлению и развитию детской одарённости мы опираемся на следующие принци­пы гуманистической психологии:

1.Безоценочность (принятие, психологиче­ская безопасность, поддержка).

2. Принципы раз­вивающего обучения (проблемность, диалогичность, индивидуализация, эвристические и поисковые методы обучения).

3. Принцип индивидуально-творчес­кого подхода (создание креативной среды, включение в творческую дея­тельность, сотворческое взаимодействие).

4.Принципы активизации и стимуляции мотивационной, интеллектуальной, волевой и эмоциональной личност­ных структур.

5. Принцип учёта возрастных и индивидуально-психологических особенностей дошкольников.

Разрабатывая программу действий педагогического коллектива , придерживаемся основных закономерностей развития одарённости детей данного возраста:

1. Все дети от природы одарены. Одарённость ребёнка дошкольного возраста носит скрытый характер, для её развития требуется включение ребёнка в творческую деятельность.

2.В силу психических особенностей одарённость ребёнка дошкольного возраста проявляется раньше и чаще всего, как художественно-творческая.

3.Развитие одарённости ребёнка дошкольного возраста напрямую зависит от организации образовательного творческого пространства ДОУ.

4.Креативность как фактор одарённости ребёнка выражается в получении созидательного творческого продукта.

5.Становление и развитие одарённости ребёнка дошкольного возраста опирается на духовно-нравственные ценности общества. У таких детей обычно менее покладистый характер, поэтому они испытывают трудности в общении, не умеют идти на компромиссы, решать конфликты.

6. Развитие одарённости ребёнка дошкольного возраста напрямую зависит от творческого саморазвития педагогов ДОУ, их компетентности в области организации творческого образовательного пространства.

Считаем, что одарённым детям должны быть представлены такие условия развития, при которых они могли бы полностью реализовать свои способности в соответствии со своими собственными интересами и интересами общества.

Система работы с одарёнными детьми в ДОУ.

Нами была подобрана и изучена разнообразная методическая литература: «Педагогика способностей», «Психология социальной одарённости», «Одарённый ребёнок», «Психология одаренности детей и подростков», «Способности и индивидуальность», «Способности ребёнка: как выявить и развить», Научно-практический журнал «Одарённый ребёнок». Это позволило определить само понятие «одаренности», и помогло в теоретической подготовке педагогов.

Наш детский сад не первый год занимается выявлением, поддержкой одарённых детей и развитием их способностей. Считаем, что одарённые дети это будущий потенциал страны в целом и очень важно ещё в дошкольном возрасте создать условия для всестороннего развития природных задатков таких малышей. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Но на наш взгляд не всякий одаренный ребёнок имеет шанс раскрыть свой талант без поддержки со стороны взрослых: родителей, педагогов. Поэтому свою работу мы строим в тесном взаимодействии всего педагогического коллектива.

Содержание воспитания и обучения в ДОУ определяем парадигмой личностно-деятельностного подхода. В ведущих для дошкольника видах деятельности продуктивного, творческого характера он усваивает знания, овладевает умениями и навыками учения и общения, а также опытом творческой деятельности, что обеспечивает формирование его интеллектуальной и субъектной активности. Поэтому считаем, что выявлению и развитию одарённости детей дошкольного возраста способствует организация кружковой деятельности в учреждении. Так как система дополнительных услуг уникальна тем, что ребёнок может «искать себя». Дети могут попробовать себя в разных направлениях, проявить свои таланты в разных видах деятельности.

Процесс организации работы кружков по интересам, а так же привлечение в них воспитанников включает в себя следующие этапы.

1. Организация взаимодействия участников образовательного процесса: педагогический коллектив (воспитатели, специалисты: педагог-психолог, музыкальный руководитель, руководитель по физическому воспитанию, педагоги-предметники), родители по проблеме выявления одарённых детей.

Анкетирование родителей;

Беседы специалистов ДОУ с родителями воспитанников;

Наблюдение за деятельностью дошкольников в процессе посещения ДОУ;

Психолого-педагогическая диагностика дошкольников;

Психолго - педагогические консилиумы, семинары по вопросу развитие одарённости у детей.

2. Организации кружковой работы.

Работа творческих мини-групп по планированию деятельности дополнительных услуг;

Посещение мастер-классов учреждений культуры и спорта по обогащению опыта кружковой работы.

3. Презентация кружков родителям воспитанников.

Стендовая информация;

Размещение информации на сайте ДОУ;

Проведение ежегодной акции «Неделя открытых дверей» с приглашением детей и родителей на занятия кружков;

Организация творческих и спортивных показательных выступлений юных кружковцев на праздничных садовых и городских мероприятиях;

Кружки, организованные в нашем ДОУ имеют различную направленность: творческие, спортивные, интеллектуальные. Выбор направлений кружковой деятельности определился следующими актуальными позициями.

I . Творческие

    Кружок ритмической пластики «Мозаика»

Педагогам известно, какие огромные возможности для воспи­тания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности. Эти занятия содействуют эстетическому воспитанию детей, оказывают положительное воздействие на их физическое развитие, способствуют росту их общей культуры. Музыкально - ритмические движения детей дошкольного возраста очень тесно взаимосвязаны с их эмоциональной выразительностью. Поэтому считаем, что данный вид кружковых занятий способствует раскрепощению детей и формированию у них творческих способностей.

    Театральная студия «Буратино»

Театрализованная деятельность является самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

    Кружок декоративно-прикладного творчества

По мнению «При помощи искусства развивается творческая личность ребёнка. В игре, рисовании лепке, рассказывании ребёнок учится ставить перед собой цели, определять свои желания, предвидеть пути их осуществления их результаты. Преобразуя действительность по собственному замыслу, ребёнок развивает творческую инициативу, волю, выдержку, сосредоточенность, умение довести замысел до конца. Искусство является величайшим средством общения и взаимопонимания , сближает и объединяет детей в совместных переживаниях и действиях».

II . Спортивные.

    «Занимательная аэробика »

В основу занятий кружка вошли элементы ритмической гимнастики и степ-аэробики. Подбор форм работы с детьми обоснован тем, что в течение последнего десятилетия имеет место неудовлетворённость традиционными занятиями физической культурой в дошкольных учреждениях значительной части детей. В этой связи для нас явился актуальным поиск эффективных путей оздоровления и физического развития детей повышения уровня их физической подготовленности, приобщения к здоровому образу жизни.

Так в ритмическую гимнастику входит неограниченный набор движений, воздействующий на все части тела, на развитие всех физических качеств, таких как: ловкость, гибкость, выносливость, пластичность. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на организм.

    Кружок для детей с высоким уровнем физического развитию «Крепыш»

От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Уменьшение удельного веса движений в режиме дня отрицательно сказывается на формирование всех систем и, несомненно, понижает защитные силы детского организма. Оптимизации двигательного режима отводится, таким образом, ведущая роль в воспитании здорового ребёнка. Поэтому мы считаем, что очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус, тем самым развивая способности детей в спортивной области.

III . Интеллектуальный

    «Почемучка»

Проблема формирования и развития математических способностей детей - одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики.

Известно, что математическое развитие играет огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными детьми.

1. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.

2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.

3. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.

4. Повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.