Проект "Помощь в социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов, детей из приемных и опекаемых семей «терапией творчества. Фонд «Измени одну жизнь» запустил проект «Передышка» для приемных семей

Название документа: (с изменениями на 21 сентября 2016 года)
Номер документа: 8-ПП
Вид документа:
Принявший орган: Правительство Москвы
Статус: Действующий
Опубликован:
Дата принятия: 23 января 2014
Дата начала действия: 03 февраля 2014
Дата редакции: 21 сентября 2016

О проведении в городе Москве пилотного проекта по имущественной поддержке семей, принявших на воспитание по договорам о приемной семье детей старшего возраста и (или) детей-инвалидов

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О проведении в городе Москве пилотного проекта по имущественной поддержке семей, принявших на воспитание по договорам о приемной семье детей старшего возраста и (или) детей-инвалидов


Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 15.07.2015);
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 71, 29.12.2015) (о порядке вступления в силу см. пункт 49 постановления Правительства Москвы от 23 декабря 2015 года N 932-ПП);
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 54, 27.09.2016).
____________________________________________________________________


В целях развития семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, старшего возраста и детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из числа детей-инвалидов, а также повышения уровня социальной защищенности и материальной поддержки приемных семей, принявших на воспитание указанных детей, Правительство Москвы

постановляет:

1. Провести с 3 февраля 2014 года в городе Москве пилотный проект по имущественной поддержке семей, принявших на воспитание по договорам о приемной семье детей старшего возраста и (или) детей-инвалидов (далее также - пилотный проект).

2. Утвердить Положение о порядке проведения в городе Москве пилотного проекта по имущественной поддержке семей, принявших на воспитание по договорам о приемной семье детей старшего возраста и (или) детей-инвалидов (приложение).

3. Установить, что:

3.1. Перечень жилых помещений, подлежащих передаче в установленном порядке в хозяйственное ведение Государственному унитарному предприятию города Москвы "Московская социальная гарантия", предназначенных для предоставления в рамках пилотного проекта на основании договоров безвозмездного пользования, определяется Департаментом городского имущества города Москвы на основе заявок Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.
(Пункт 3.1 в редакции, введенной в действие с 26 июля 2015 года постановлением Правительства Москвы от 14 июля 2015 года N 431-ПП ; в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2015 года постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 2015 года N 932-ПП .

3.2. Информация об условиях и порядке проведения пилотного проекта размещается на официальном сайте Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
(Пункт 3.2 в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2015 года постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 2015 года N 932-ПП .

3.3. На период участия в пилотном проекте детям, воспитывающимся в семьях граждан, признанных участниками пилотного проекта в порядке, предусмотренном настоящим постановлением, и не имеющим места жительства в городе Москве, предоставляется право на бесплатный проезд на всех видах транспорта общего пользования, осуществляющего перевозки пассажиров и багажа в городском сообщении по проездным билетам и тарифам, установленным Правительством Москвы, а также на железнодорожном транспорте общего пользования в пригородном сообщении, включая Малое кольцо Московской железной дороги.
(Пункт дополнительно включен с 26 июля 2015 года постановлением Правительства Москвы от 14 июля 2015 года N 431-ПП постановлением Правительства Москвы от 21 сентября 2016 года N 577-ПП .

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Печатникова Л.М.

Мэр Москвы
С.С.Собянин

Приложение. Положение о порядке проведения в городе Москве пилотного проекта по имущественной поддержке семей, принявших на воспитание по договорам о приемной семье детей старшего возраста и (или) детей-инвалидов

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет условия и порядок проведения в городе Москве пилотного проекта по имущественной поддержке семей, принявших на воспитание по договорам о приемной семье детей старшего возраста и (или) детей-инвалидов (далее - пилотный проект).

2. В пилотном проекте участвуют граждане Российской Федерации, которые состоят в браке между собой не менее трех лет.

3. Гражданам Российской Федерации (п.2 настоящего Положения), заключившим в соответствии с настоящим Положением соглашение об условиях участия в пилотном проекте и принявшим на воспитание по договорам о приемной семье 5 и более детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из которых не менее трех детей в возрасте старше 10 лет и (или) дети-инвалиды (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), на период участия в пилотном проекте предоставляется жилое помещение в городе Москве по договору безвозмездного пользования на условиях и в порядке, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы, а также настоящим Положением.

Указанные граждане, заключившие на условиях и в порядке, установленных разделом V настоящего Положения, договор безвозмездного пользования жилым помещением, признаются участниками пилотного проекта.

4. Гражданам, изъявившим желание участвовать в пилотном проекте, на воспитание передаются дети, оставшиеся без попечения родителей, проживающие на территории города Москвы, сведения о которых содержатся в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, либо дети, оставшиеся без попечения родителей, выявленные на территории города Москвы и являющиеся жителями города Москвы.

5. В период участия в пилотном проекте численность детей, находящихся на воспитании в семье участников пилотного проекта, как правило, не может превышать 8 человек с учетом родных детей, усыновленных детей, детей, принятых под опеку (попечительство) до начала участия в пилотном проекте.

6. Участники пилотного проекта исполняют обязанности по воспитанию и содержанию детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения такими детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

II. Порядок рассмотрения обращений граждан, обратившихся с заявлением об участии в пилотном проекте

7. Граждане Российской Федерации обращаются в Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы с письменным заявлением об участии в пилотном проекте, подписанным обоими обратившимися (далее - заявители).

Форма заявления об участии в пилотном проекте утверждается Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы.
постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 2015 года N 932-ПП .

8. Одновременно с заявлением об участии в пилотном проекте (далее - заявление) заявителями представляются:

8.1. Документы, удостоверяющие личность заявителей.

8.2. Свидетельство о браке.

8.3. Заключения органа опеки и попечительства о возможности заявителей быть опекунами или попечителями, выданные в порядке, установленном Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах , утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" .

8.4. Документы, подтверждающие наличие у заявителей в собственности и (или) на праве владения и (или) пользования жилых помещений (при наличии).

8.5. Письменное согласие достигших 10-летнего возраста несовершеннолетних детей заявителей (с учетом усыновленных детей, детей, принятых под опеку (попечительство) до начала участия в пилотном проекте), которые будут проживать совместно с заявителями в период участия в пилотном проекте (при наличии таких детей), на принятие в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

8.6. Свидетельство (свидетельства) о рождении ребенка (детей) (при наличии).

8.7. Договор (договоры) о приемной семье (при наличии).

8.8. Письменное обязательство о совместном проживании заявителей с детьми, оставшимися без попечения родителей, в жилом помещении, предоставляемом на период участия в пилотном проекте, подписанное обоими заявителями.

8.9. Согласие заявителей на обработку персональных данных в целях реализации пилотного проекта.

8.10. Автобиография каждого из заявителей.

9. Рассмотрение заявлений осуществляется в соответствии с Порядком учета заявителей, обратившихся с заявлением об участии в пилотном проекте.

Порядок учета заявителей, обратившихся с заявлением об участии в пилотном проекте, устанавливается Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы.
постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 2015 года N 932-ПП .

10. Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы в срок не позднее 10 рабочих дней со дня регистрации заявления в установленном порядке:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2015 года постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 2015 года N 932-ПП .

10.1. Осуществляет проверку представленных сведений, в том числе путем направления соответствующих запросов в органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

10.2. Запрашивает в образовательных и медицинских организациях, органах опеки и попечительства информацию об исполнении заявителями родительских обязанностей (обязанностей законных представителей) в отношении несовершеннолетних детей (при наличии таких детей у заявителей).

11. При представлении неполного пакета документов, а также при наличии в представленных документах неполных или неточных сведений (пп.7 и 8 настоящего Положения) заявление и представленные документы в срок не позднее трех рабочих дней со дня завершения мероприятий, предусмотренных пунктом 10.1 настоящего Положения, возвращаются заявителям с указанием причин такого возврата.

При повторном обращении заявителей новое заявление и прилагаемые к нему документы рассматриваются Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы в порядке и сроки, установленные пунктами 7-10 настоящего Положения.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2015 года постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 2015 года N 932-ПП .

12. После регистрации Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы заявлений в количестве, соответствующем предельному количеству жилых помещений, переданных в установленном порядке в хозяйственное ведение Государственному унитарному предприятию города Москвы "Московская социальная гарантия" (далее - ГУП "Моссоцгарантия") и предназначенных для предоставления в рамках пилотного проекта (п.3.1 настоящего постановления), рассмотрение заявлений приостанавливается по решению Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.

Информация о приостановлении рассмотрения заявлений размещается на официальном сайте Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2015 года постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 2015 года N 932-ПП .

13. Рассмотрение заявлений возобновляется:

13.1. При увеличении количества жилых помещений, переданных в установленном порядке в хозяйственное ведение ГУП "Моссоцгарантия" и предназначенных для предоставления в рамках пилотного проекта.

13.2. При возврате заявителям заявления и представленных документов в соответствии с пунктом 11 настоящего Положения.

13.3. При принятии решения об отказе заявителям в участии в пилотном проекте по основаниям, предусмотренным пунктом 19 настоящего Положения.

13.4. При освобождении жилого помещения в связи с предоставлением участникам пилотного проекта иного жилого помещения в соответствии с пунктом 30 настоящего Положения.

13.5. При незаключении заявителями соглашения об условиях участия в пилотном проекте.

13.6. При расторжении соглашения об условиях участия в пилотном проекте по основаниям, предусмотренным пунктами 32.1, 32.2 и 32.5 настоящего Положения (в случае незаключения договора безвозмездного пользования жилым помещением), либо расторжении договора безвозмездного пользования жилым помещением в связи с расторжением соглашения об условиях участия в пилотном проекте по указанным основаниям.

13.7. При расторжении соглашения об условиях участия в пилотном проекте по основанию, предусмотренному пунктом 32.4 настоящего Положения.

13.8. При расторжении договора безвозмездного пользования жилым помещением в связи с расторжением соглашения об условиях участия в пилотном проекте по основаниям, предусмотренным пунктами 32.3 и 32.6 настоящего Положения.

13.9. При прекращении соглашения об условиях участия в пилотном проекте по основанию, предусмотренному пунктом 34 настоящего Положения.

14. Информация о возобновлении рассмотрения заявлений и количестве жилых помещений, предназначенных для предоставления в рамках пилотного проекта, размещается на официальном сайте Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в срок не позднее одного рабочего дня со дня наступления обстоятельств, указанных в пункте 13 настоящего Положения.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2015 года постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 2015 года N 932-ПП .

III. Порядок и условия принятия решения о возможности участия в пилотном проекте. Основания для отказа в участии в пилотном проекте

15. При установлении полноты представленных документов и точности содержащихся в них сведений Департамент социальной защиты населения города Москвы в срок не позднее трех рабочих дней со дня завершения мероприятий, предусмотренных пунктом 10 настоящего Положения, выдает заявителям направление в организацию, уполномоченную Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы (далее - уполномоченная организация), для прохождения психологической диагностики.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2015 года постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 2015 года N 932-ПП .

Заявители проходят психологическую диагностику в сроки, указанные в направлении. Оплата проезда и проживания заявителей в целях прохождения психологической диагностики осуществляется за счет собственных средств.

16. Уполномоченная организация в срок не позднее 5 рабочих дней со дня прохождения заявителями психологической диагностики направляет в Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы заключение о целесообразности или нецелесообразности участия заявителей в пилотном проекте, основанное на результатах такой диагностики.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2015 года постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 2015 года N 932-ПП .

17. Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы формирует пакет документов по каждому заявлению и в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения результатов психологической диагностики направляет сформированный пакет документов на рассмотрение Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Комиссия), созданной , для принятия решения о возможности участия заявителей в пилотном проекте либо об отказе заявителям в участии в пилотном проекте.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2015 года постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 2015 года N 932-ПП ; в редакции, введенной в действие с 8 октября 2016 года постановлением Правительства Москвы от 21 сентября 2016 года N 577-ПП .

18. Комиссия в срок не позднее 30 календарных дней со дня поступления документов, указанных в пункте 17 настоящего Положения, принимает решение о возможности участия заявителей в пилотном проекте либо об отказе заявителям в участии в пилотном проекте.

На заседание Комиссии приглашаются заявители, в отношении которых решается вопрос о возможности участия в пилотном проекте. Уведомление о дате и месте проведения заседания Комиссии направляется Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы заявителям в срок не позднее чем за 14 календарных дней до дня проведения такого заседания способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного уведомления.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2015 года постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 2015 года N 932-ПП .

Решение Комиссии принимается на заседании Комиссии в порядке, установленном Положением о Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным распоряжением Правительства Москвы от 19 апреля 2002 года N 547-РП "О создании Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" .
(Абзац в редакции, введенной в действие с 8 октября 2016 года постановлением Правительства Москвы от 21 сентября 2016 года N 577-ПП .

Решение Комиссии принимается путем всестороннего, полного и объективного рассмотрения представленных документов и содержащихся в них сведений, а также сведений, полученных в соответствии с пунктом 10 настоящего Положения, результатов психологической диагностики и с учетом индивидуального собеседования с заявителями, проводимого в рамках заседания Комиссии.

19. Основаниями для отказа заявителям в участии в пилотном проекте являются:

19.1. Наличие сведений о ненадлежащем исполнении заявителями родительских обязанностей (обязанностей законных представителей), полученных в соответствии с пунктом 10.2 настоящего Положения.

19.2. Заключение уполномоченной организации о нецелесообразности участия заявителей в пилотном проекте, полученное в соответствии с пунктом 16 настоящего Положения.

20. В решении Комиссии об отказе заявителям в участии в пилотном проекте указывается основание такого отказа, предусмотренное пунктом 19 настоящего Положения.

21. В решении Комиссии о возможности участия заявителей в пилотном проекте указываются сведения о предоставлении заявителям по договору безвозмездного пользования жилого помещения при соблюдении условий, установленных разделом IV настоящего Положения.

22. Решение Комиссии (пункты 20 и 21 настоящего Положения) в срок не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения направляется в Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2015 года постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 2015 года N 932-ПП .

23. Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения решения Комиссии направляет копию решения заявителям способом, обеспечивающим подтверждение получения копии решения.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2015 года постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 2015 года N 932-ПП .

IV. Порядок и условия заключения соглашения об условиях участия в пилотном проекте

24. Заявители, в отношении которых Комиссией принято решение о возможности участия в пилотном проекте, в срок не позднее 5 рабочих дней со дня получения копии указанного решения заключают с Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы соглашение об условиях участия в пилотном проекте.

Форма соглашения об условиях участия в пилотном проекте утверждается Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2015 года постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 2015 года N 932-ПП .

25. В срок не позднее 60 календарных дней со дня заключения соглашения об условиях участия в пилотном проекте заявители заключают договоры о приемной семье, в результате которых на воспитание будут приняты не менее 5 детей, оставшихся без попечения родителей. При этом договоры о приемной семье заключаются с каждым из заявителей.

V. Условия и порядок предоставления заявителям жилых помещений в городе Москве по договорам безвозмездного пользования

26. Заявителям, заключившим договоры о приемной семье (п.25 настоящего Положения), предоставляется жилое помещение по договору безвозмездного пользования жилым помещением, заключаемого с ГУП "Моссоцгарантия" в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы, а также настоящим Положением.

При этом за заявителями сохраняются жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности либо на праве владения и (или) пользования.

27. Предоставляемое по договору безвозмездного пользования жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям города Москвы и находиться в пределах территории города Москвы.

Жилое помещение предоставляется площадью не менее 10 кв.м площади жилого помещения, но не более 18 кв.м площади жилого помещения на каждого из заявителей, заключивших договоры о приемной семье (п.25 настоящего Положения), их несовершеннолетних детей (с учетом усыновленных детей, детей, принятых под опеку (попечительство) до начала участия в пилотном проекте) и детей, оставшихся без попечения родителей.

Форма договора безвозмездного пользования жилым помещением утверждается Департаментом городского имущества города Москвы.
постановлением Правительства Москвы от 14 июля 2015 года N 431-ПП .

28. В срок не позднее 5 рабочих дней со дня заключения договоров о приемной семье (п.25 настоящего Положения) Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы направляет копии указанных договоров и копию соглашения об условиях участия в пилотном проекте в ГУП "Моссоцгарантия" для заключения договора безвозмездного пользования жилым помещением, а также уведомляет заявителей о необходимости заключения такого договора способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного уведомления.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2015 года постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 2015 года N 932-ПП .

При этом заявители вправе представить указанные документы в ГУП "Моссоцгарантия" по собственной инициативе.

Договор безвозмездного пользования жилым помещением заключается в срок не позднее 5 рабочих дней со дня получения ГУП "Моссоцгарантия" указанных документов.

Указанный договор заключается сроком на 5 лет. Не менее чем за 3 месяца до истечения срока действия договора безвозмездного пользования жилым помещением ГУП "Моссоцгарантия" уведомляет участников пилотного проекта о необходимости продления срока действия этого договора на новый срок.

29. При уменьшении численности детей, оставшихся без попечения родителей и принятых на воспитание в рамках пилотного проекта, участники пилотного проекта обязаны в срок не позднее 60 календарных дней со дня наступления указанного обстоятельства заключить договоры о приемной семье, в соответствии с которыми у них на воспитании будут находиться не менее 5 детей, оставшихся без попечения родителей.

30. При увеличении численности детей в семье участников пилотного проекта (рождение, усыновление, установление опеки (попечительства) Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы в срок не позднее 30 календарных дней со дня представления участниками пилотного проекта документов и сведений, подтверждающих наступление указанного обстоятельства, выносит на рассмотрение Комиссии вопрос о предоставлении им иного жилого помещения соответствующей площади взамен ранее предоставленного.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2015 года постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 2015 года N 932-ПП .

Рассмотрение вопроса о предоставлении участникам пилотного проекта иного жилого помещения и заключении договора безвозмездного пользования таким помещением осуществляется в порядке, установленном пунктами 18-23, 26-28 настоящего Положения.

31. Гражданам, принимавшим участие в пилотном проекте продолжительностью не менее 10 лет со дня заключения договора безвозмездного пользования жилым помещением, при условии надлежащего и непрерывного исполнения ими обязанностей по воспитанию 5 и более детей, оставшихся без попечения родителей, продолжающим воспитывать таких детей, не достигших возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), по договору безвозмездного пользования предоставляется жилое помещение из жилищного фонда города Москвы Департаментом городского имущества города Москвы в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы, а также настоящим Положением.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 26 июля 2015 года постановлением Правительства Москвы от 14 июля 2015 года N 431-ПП .

Жилое помещение предоставляется площадью не менее 10 кв.м площади жилого помещения, но не более 18 кв.м площади жилого помещения на каждого гражданина, принимавшего участие в пилотном проекте, несовершеннолетних детей таких граждан (с учетом усыновленных детей, детей, принятых под опеку (попечительство) до начала участия в пилотном проекте) и детей, оставшихся без попечения родителей.

Договор безвозмездного пользования жилым помещением заключается на срок до достижения детьми, оставшимися без попечения родителей и принятыми в семью в рамках пилотного проекта, возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), но не более чем на 5 лет.

Заключение договора безвозмездного пользования жилым помещением на новый срок осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы, а также настоящим Положением.

VI. Основания и порядок расторжения (прекращения) соглашения об условиях участия в пилотном проекте и расторжения (прекращения) договора безвозмездного пользования жилым помещением

32. Основаниями для расторжения соглашения об условиях участия в пилотном проекте являются:

32.1. Соглашение сторон.

32.2. Вступление в силу актов органа опеки и попечительства об освобождении или отстранении обоих участников пилотного проекта от исполнения возложенных на них обязанностей по воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей.

32.3. Выявление факта постоянного проживания участников пилотного проекта и (или) одного или нескольких детей, оставшихся без попечения родителей, вне жилого помещения, предоставленного по договору безвозмездного пользования.

32.4. Нарушение установленного пунктом 25 настоящего Положения срока заключения договоров о приемной семье либо незаключения указанных договоров.

32.5. Невозможность исполнения обязанностей по воспитанию и содержанию детей, оставшихся без попечения родителей, одним из участников пилотного проекта (смерть, признание недееспособным, болезнь, расторжение брака, длительное отсутствие, освобождение (отстранение) от исполнения возложенных на него обязанностей в соответствии с актом органа опеки и попечительства).

32.6. Нахождение в течение 60 и более календарных дней подряд в семье участников пилотного проекта на воспитании менее 5 детей, оставшихся без попечения родителей.

33. Решение о расторжении соглашения об условиях участия в пилотном проекте по основаниям, предусмотренным пунктами 32.3-32.6 настоящего Положения, принимается Комиссией с учетом:

33.1. Состояния здоровья участников пилотного проекта и несовершеннолетних детей, находящихся на воспитании в семье.

33.2. Возможности создания детям, оставшимся без попечения родителей, необходимых условий для воспитания и развития.

33.3. Взаимоотношений, сложившихся между участниками пилотного проекта и несовершеннолетними детьми, находящимися на воспитании в семье.

34. Соглашение об условиях участия в пилотном проекте прекращается в связи со смертью обоих участников пилотного проекта.

35. Для расторжения (прекращения) соглашения об условиях участия в пилотном проекте по основаниям, предусмотренным пунктами 32.1, 32.2 и 34 настоящего Положения, решение Комиссии не требуется.

36. Решение Комиссии о расторжении соглашения об условиях участия в пилотном проекте по основаниям, предусмотренным пунктами 32.3-32.6 настоящего Положения, в срок не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения направляется в Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы. При этом Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения указанного решения либо получения информации о наступлении обстоятельства, указанного в пункте 32.2 настоящего Положения, направляет уведомление участникам пилотного проекта либо заявителям о расторжении соглашения об условиях участия в пилотном проекте способом, обеспечивающим подтверждение получения этого уведомления.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2015 года постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 2015 года N 932-ПП .

37. В срок не позднее трех рабочих дней со дня расторжения (прекращения) в соответствии с настоящим Положением соглашения об условиях участия в пилотном проекте указанная информация направляется Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы в ГУП "Моссоцгарантия".
(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2015 года постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 2015 года N 932-ПП .

38. Договор безвозмездного пользования жилым помещением расторгается в связи с расторжением в соответствии с настоящим Положением соглашения об условиях участия в пилотном проекте путем направления ГУП "Моссоцгарантия" в срок не позднее 5 рабочих дней со дня получения информации о расторжении указанного соглашения (п.37 настоящего Положения) соответствующим участникам пилотного проекта уведомления об отказе от исполнения договора безвозмездного пользования жилым помещением (о расторжении указанного договора в одностороннем порядке).

Расторжение договора безвозмездного пользования жилым помещением влечет прекращение участия указанных граждан в пилотном проекте.

39. Договор безвозмездного пользования жилым помещением прекращается в связи с прекращением в соответствии с пунктом 34 настоящего Положения соглашения об условиях участия в пилотном проекте.

VII. Порядок и условия предоставления участникам пилотного проекта жилых помещений в городе Москве в собственность или по договорам социального найма

40. Участникам пилотного проекта, принимающим (принимавшим) участие в пилотном проекте продолжительностью не менее 10 лет со дня заключения договора безвозмездного пользования жилым помещением, при условии надлежащего и непрерывного исполнения ими обязанностей по воспитанию 5 и более детей, оставшихся без попечения родителей, при согласии таких граждан однократно предоставляется жилое помещение.

41. Гражданам, не являющимся нанимателями жилых помещений по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а также не являющимся собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, предоставляется жилое помещение по договору социального найма площадью, соответствующей норме предоставления площади жилого помещения на каждого участника пилотного проекта и их несовершеннолетних детей (родных и усыновленных).

42. Гражданам, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, предоставляется жилое помещение в городе Москве в размере 10 кв.м площади жилого помещения на каждого участника пилотного проекта и их несовершеннолетних детей (родных и усыновленных).

43. Гражданам, являющимся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, предоставляется жилое помещение в городе Москве по договору социального найма в размере 10 кв.м площади жилого помещения на каждого участника пилотного проекта и их несовершеннолетних детей (родных и усыновленных).

44. Гражданам, являющимся собственниками жилых помещений в городе Москве, предоставляется жилое помещение в городе Москве по договору социального найма в размере 10 кв.м площади жилого помещения на каждого участника пилотного проекта и их несовершеннолетних детей (родных и усыновленных) или предоставляется жилое помещение в городе Москве по договору мены с учетом дополнительной площади в размере 10 кв.м площади жилого помещения на каждого участника пилотного проекта и их несовершеннолетних детей (родных и усыновленных).

45. При участии в пилотном проекте единственного участника пилотного проекта (п.32.5 настоящего Положения) продолжительностью не менее 10 лет со дня заключения договора безвозмездного пользования жилым помещением такому участнику предоставляется жилое помещение, размер площади которого аналогичен размеру площади жилого помещения, предоставляемого на двоих участников пилотного проекта (пп.40-44 настоящего Положения).

46. Жилые помещения (пп.40-44 настоящего Положения) предоставляются участникам пилотного проекта (гражданам, принимавшим участие в пилотном проекте) в порядке, установленном Департаментом городского имущества города Москвы.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 26 июля 2015 года постановлением Правительства Москвы от 14 июля 2015 года N 431-ПП .

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

О проведении в городе Москве пилотного проекта по имущественной поддержке семей, принявших на воспитание по договорам о приемной семье детей старшего возраста и (или) детей-инвалидов (с изменениями на 21 сентября 2016 года)

Название документа:
Номер документа: 8-ПП
Вид документа: Постановление Правительства Москвы
Принявший орган: Правительство Москвы
Статус: Действующий
Опубликован: Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 5, 28.01.2014

Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы, www.mos.ru, 23.12.2013

Дата принятия: 23 января 2014
Дата начала действия: 03 февраля 2014
Дата редакции: 21 сентября 2016

Слава Богу! Дай Бог нашим правителям еще больше таких умных мероприятий в поддержку сирот и семей! Мы с мужем тоже, наверное, приняли бы участие в этом проекте. Мы в браке уже давно, намного более трех и пяти лет, но деток у нас своих нет. А приемных взять, прямо скажем, некуда! У нас даже нет своей однокомнатной квартиры. Заработать своих 6 млн.руб. у нас пока не получилось! Поэтому такого рода помощь конечно, могла бы и нам самим облегчить жизнь и деткам сиротам оказать реальную помощь!
Единственное, я бы добавила несколько замечаний:
1. Я считаю, что выдавать жилье только семьям, взявшим 5 и более детей – это недостаточно мудрое решение в отношении детей. Скажу о себе, что я сомневаюсь, что сразу смогу взять на воспитание столько детей, а вот постепенно, начиная от трех или даже с одного – я точно бы смогла, — уверена в своих силах! Да и детям в такой многочисленной семье все равно не так уж и здорово, учитывая, что у мамы мало времени остается на то, чтобы уделять им персональное внимание, так чем получается лучше для таких детей в такой многодетной семье, чем в детском доме? Ну, не так ли получается, что для детей – это почти, одно и тоже? Я бы взяла для себя детей меньше, но чтобы иметь возможность каждому персонально уделять внимание! Ведь можно при выдаче жилья обойтись и квартиркой поменьше – не шестикомнатной, а в зависимости от количества взятых приемных детей.
2. Второй момент: было упомянуто такое условие, что дети должны быть из Москвы. Это почему? Дело в том, что, если я, как потенциальный родитель со всей искренностью ищу ребенка сироту, которого смогу воспитать как своего, то совсем нет гарантии, что этот ребенок будет из Москвы. Ведь дети –это не товар серийно-массового производства, что лежат на полках. И часто получается так, что будущая приемная мама смотрит анкеты детей и видит, что именно «её» ребенок, имеется в виду психологически «ее» располагается в другом регионе. Люди едут за так называемыми «своими» детьми – то есть теми, кто им запал в душу чем-то, как-то, кто похож на них физически или еще как-то так, едут в другой регион. А привозят его туда, где они сами проживают.
3. Вот тут, может быть более значимым фактором мог бы быть то факт, уроженцами какой области являются сами родители. Если приемный родитель сам уроженец Москвы и области и он проживает здесь более 10 лет, к примеру, то у него достаточно обоснования получить жилье именно в этом регионе, независимо откуда его приемные дети. А если он, например, приезжий и живет здесь всего один год, но взял 5 детей, чтобы получить жилье, то этот фактор недостаточный для обоснования выдачи ему здесь жилья – возможно человек за счет таких сирот просто хочет обосноваться в Мосвке, а вовсе не имеет правильных мотивов: сострадания и любви к этим детям. Ведь это все можно усмотреть в законе и обусловить, так, чтобы все было хорошо!
4. Вообще, я считаю, что всем искренне желающим служить сиротам родительской любовью, нужно всячески материально помогать. Вплоть до того, чтобы и усыновленным детям, а предоставлять все социальные выплаты и жилье, не только опекаемым, чего пока в законе, почему-то нет. Дай Бог, чтобы все у нас получилось и стало просто замечательно!

Социализация и адаптация детей-инвалидов, детей из приемных и опекаемых семей в условиях школы посредством художественно-эстетического развития на базе объединения дополнительного образования; наглядная демонстрация возможностей детей с особенностями развития; перспектива включения в общество через проведение выставок детского творчества, участия в различных конкурсах и приобщения к исследовательской работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

Проект

Помощь в социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов ,

Проект

детей-инвалидов , детей из приемных и опекаемых семей «терапией творчества»

1.Наименование Проекта

«Помощь в социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов , детей из приемных и опекаемых семей «терапией творчества»

2.Основание для разработки Проекта

1 Президентская федеральная целевая Программа «Дети России» Постановление Правительства РФ от 21 марта 2007 г. № 172. Внесены изменения постановлением Правительства РФ от 11 августа 2007 г. № 511. Концепция утверждена распоряжением Правительства РФ от 26 января 2007 г. № 79-р;

2. Конвенция ООН «О правах ребенка» - международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг, и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН

3. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»от 24.07.98г. №124

5. ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.99г. №120

6. Программа «Право ребенка», 1997г.

3.Разработчик Проекта

Гуфранова Надежда Вениаминовна, учитель изобразительного искусства высшей квалификационной категории

4.Основной исполнитель и соисполнители Проекта

Основной исполнитель: Районный отдел образования исполнительного комитета Тукаевского муниципального района,

Соисполнители:

  • Исполком
  • Органы местного самоуправления
  • МОУ ДОД «ЦВР»
  • Общественные организации, волонтерское движение
  • Средства массовой информации;

6.Цель Проекта

  • художественно-эстетическое развитие на базе объединения дополнительного образования;

7.Задачи Проекта

  1. Создание условий в помещениях для занятий;
  2. Разработка программы для занятий с детьми-инвалидами и детьми, из приемных и опекаемых семей, на базе дополнительного образования;
  3. Организация и проведение регулярных занятий с детьми-инвалидами. с детьми из приемных и опекаемых семей индивидуально, в малых группах;
  4. Проведение выставки работ, выполненных детьми - в рамках выставки детского творчества и самостоятельной выставки;
  5. Помощь в участии детей в конкурсах различного уровня;
  6. Ознакомление детей с искусством и исследовательской работой в целом.
  7. Информация населения о достижениях объединений дополнительного образования.

8.Сроки реализации Проекта

2011 - 2012 года

9.Потребность в объемах и источниках финансирования Проекта

Потребность общего объема финансирования Проекта составляет:

2,5 млн. рублей:

Средства гранта – 1 млн. руб.

Муниципальный бюджет – 750 тыс. руб.

Внебюджетные инвестиции – 750 тыс. руб.

Потребность объема финансирования Проекта носит прогнозный характер и подлежит ежегодной корректировке с учетом изменения ситуации, но в пределах установленных сумм.

10.Ожидаемые конечные результаты реализации Проекта

  • Социальная адаптация и реабилитация детей-инвалидов, детей из приемных и опекаемых семей в объединениях художественно-эстетического направления:
  • Поднятие рейтинга школы между общеобразовательными учреждениями района;
  • Развитие у детей художественно-эстетического вкуса;
  • Расширение услуг дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями;
  • Формирование личности высокой общечеловеческой культуры
  • Удовлетворение социальных и культурных потребностей
  • Создание новых рабочих мест

Стр.

Введение______________________________________________________5

Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости

Ее решения.__________________________________________________ 6

Раздел II. Основные цели и задачи проекта.________________________ 7

Раздел III. Оценка социально - экономической эффективности

Реализации Проекта и ожидаемые конечные результаты.____________8-9

Приложения

Введение

Размеры социального сиротства, при котором дети утрачивают семейные связи и родительское попечение, имея живых родителей, постоянно увеличиваются. Когда дети утрачивают семейные связи и родительское попечение, заботу о них берет на себя государство либо попечители, опекуны. Это обиженные судьбой дети и к ним нужен отдельный подход. Одним из условий реабилитации и адаптации детей-инвалидов, детей из приемных и опекаемых семей является переориентация или развитие его интересов, способностей и возможностей. Успешно решит эти проблемы дополнительное образование.

Цель Проекта: Социализация и адаптация детей-инвалидов, детей из приемных и опекаемых семей в условиях школы посредством художественно-эстетического развития на базе объединения дополнительного образования; наглядная демонстрация возможностей детей с особенностями развития; перспектива включения в общество через проведение выставок детского творчества, участия в различных конкурсах и приобщения к исследовательской работе.

Проект содержит наиболее актуальные направления социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов, детей из приемных и опекаемых семей по их реализации в целях создания правовой, организационно-управленческой и экономической среды, благоприятной для дальнейшего развития, раскрытия детской души. Реализация Проекта предполагает сочетание бюджетных и внебюджетных, грантовых источников финансирования

Проект носит комплексный характер и призван обеспечить формирование высокоэффективной и конкурентоспособной воспитательной деятельности, способствующей социализация и адаптация детей-инвалидов, детей из приемных и опекаемых семей.

Проект подготовлен коллективом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа пос. Круглое Поле» Тукаевского муниципального района.

программными методами

Актуальность проблем социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов, детей из приемных и опекаемых семей, определяется приоритетами государственной политики в области образования и воспитания данной категории, активизацией деятельности Министерства образования и науки, принятием и исполнением президентской федеральной целевой Программы «Дети России».

Дети-инвалиды, дети из приемных и опекаемых семей, относятся к категории детей, находящихся в исключительно экстремальных условиях бытия, которые не обеспечивают возможности удовлетворения основных потребностей в психологическом развитии, эмоциональной и социальной защищенности.

Реформирование политической, социальной и экономической жизни России обострило существующие социальные проблемы. Эти проблемы, в первую очередь, отражаются на жизнедеятельности семьи, а следовательно, затрагивают интересы детей. Наблюдается рост детей – сирот, детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть "социальных сирот" (ежегодно количество детей, оставшихся без попечения родителей, увеличивается на 110 тыс. детей).

Отношение государства к детям, находящимся в жизненной экстремальной ситуации, является показателем гуманности современного общества. В Международной Конвенции ООН о правах ребенка (1989г.) сказано, что «ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством».

Необходимо создать такую систему социально-педагогической помощи ребенку, которая помогла бы быстрее адаптироваться в школе и чувствовать себя полноправным членом коллектива, а этому могут помочь объединения художественно-эстетического направления. «Искусство лечит», дети перестают себя чувствовать ущербными, брошенными.

II. Основные цели и задачи Проекта

Цель Проекта: Социализация и адаптация детей-инвалидов и детей, из приемных и опекаемых семей, в условиях школы:

Художественно-эстетическое развитие на базе объединения дополнительного образования;

Наглядная демонстрация возможностей детей с особенностями развития;

Перспектива включения в общество через проведение выставок детского творчества, участия в различных конкурсах и приобщения к исследовательской работе

Задачи Проекта; Создание условий для социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов, детей из приемных и опекаемых семей в группах с обычными сверстниками, опираясь на методы «терапии творчеством»

1. Создание условий в помещениях для занятий;

2. Разработка программы для занятий с детьми-инвалидами и детьми, из приемных и опекаемых семей, на базе дополнительного образования;

3. Организация и проведение регулярных занятий с детьми-инвалидами. с детьми из приемных и опекаемых семей индивидуально, в малых группах;

4. Проведение выставки работ, выполненных детьми - в рамках выставки детского творчества и самостоятельной выставки;

5. Помощь в участии детей в конкурсах различного уровня;

6. Ознакомление детей с искусством и исследовательской работой в целом.

7. Информация населения о достижениях объединений дополнительного образования.

III. Оценка социально - экономической эффективности

Реализации Проекта и ожидаемые конечные результаты.

Занятия в объединении благоприятно сказываются на эмоциональном, сенсорном, эстетическом развитии детей с особенной психикой. Во время совместных занятий творческой деятельностью создаются благоприятные условия для установления глубоких эмоциональных контактов и дружеских отношений между детьми, в том числе между детьми с особенностями развития и без таких особенностей. Таким образом, результатом работы в объединениях художественно-эстетического направления является усиление коррекционно-развивающего и интегративного эффекта наших программ в целом. Все дети на свете любят рисовать, работать с бумагой, петь и танцевать. Терапевтические индивидуальные занятия при работе с детьми развивают мелкую моторику рук, глазомер, внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение: формируют умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; развивают художественный вкус и творческие способности, активизируют воображение и фантазию; способствуют созданию игровых ситуаций, расширяют коммуникативные способности; совершенствуют трудовые навыки, формируют культуру труда; развивают у обучающихся изобразительные, художественно-конструкторские способности, нестандартное мышление, творческую индивидуальностб. Это вооружает детей, будущих взрослый граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром. Занятия предоставляют возможность для безопасной и эффективной разрядки излишних внутренних напряжений, освобождают, "расковывают" ребенка.

Выставки детского творчества моделей демонстрирует, в какой степени позволила нашим детям найти новые возможности для самовыражения, раскрыть внутренние способности, развить чувство формы и цвета. Демонстрация достижений каждого ребенка имеет важное социальное значение, поднимает авторитет и самоуважение каждого ребенка - участника работы в мастерской, является наглядной демонстрацией его возможностей и способностей.

Дети начинают постепенно осваивать изобразительное искусство, учатся делать проекты и включаются в исследовательскую работу не только культурологического направления, но и затрагивают другие области науки, такие как: география, биология, история и т.д. Дополнительное образование – это толчок к изучению других предметов, это адаптация и социализация личности в коллективе, это общение со сверстниками, которая делает их такими же как все. Они полностью растворяются в коллективе и получают реабилитацию. Наблюдения психолога школы до начала реализации проекта и в конце показали эффективность терапевтического воздействия работы в объединении для разных детей.

Приложение

Рабочий план реализации проекта для детей:

Мероприятия, запланированные для реализации проекта

Сроки проведения указанных мероприятий

Занятия детей в объединениях

С 01.09.2011 по 31.05.2012

Конкурс «Спорт как альтернатива пагубным привычкам»

С 10.09.2011 по 01.11.2011г

«Моя малая родина: природа, культура, этнос» Всероссийский конкурс

04.11-01.12 г.-региональный этап

02.12 г..-федеральный этап

«Лучший знаток государственной символики»

до 15.09.2011

«Театр здоровья»

до 01.11.11

«Лучший отряд юных инспекторов движения и лучший руководитель» Республиканский конкурс

Сентябрь 2011 – муниципальный этап, 10-28.10.11- республиканский (заочный) этап,

«Президентские спортивные игры»

Сентябрь- декабрь 2011- школьный этап, январь – апрель 2012 – муниципальный этап

«Спасение на пожаре» Всероссийский конкурс детского рисунка

до 20.09.2011 года

«Новое пространство России» Всероссийский конкурс социальной рекламы

09.09.11-

30.05.12

«Что не соринка, то картинка»

Декабрь2011

«Творческая семья» Республиканская выставка-конкурс

«Художественная обработка древесины» Республиканская выставка

Март-апрель 2012

«Алтын куллар» Республиканский фестиваль-конкурс хореографических коллективов

Март 2012

«Я, такой же, как ты!» Республиканский конкурс-выставка поделок для детей с ограниченными возможностями

Апрель 2012

АРТ-фестиваль IV Республиканский открытыйАРТ-фестиваль

Апрель 2012

«Жар-птица» Республиканский конкурс-выставка по декоративно-художественной росписи

«Поисково-исследовательские и творческие работы учащихся»

Октябрь

2012 г.

«Моё Я в Большой науке» имени Р.И. Утямышева Республиканская конференция исследовательских работ обучающихся

«Дебют в науке» Республиканский конкурс исследовательских работ и проектов младших школьников

«Паруса науки» Региональный фестиваль исследовательских работ учащихся

Январь-апрель

«Шаг в науку» Подготовка и проведение Республиканского конкурса исследовательских работ учащихся

Январь-апрель

«Детство без границ» Республиканский этап Международного фестиваля

«Свободно летающие модели» Республиканские лично-командные соревнования школьников

Зимний этап, летний этап (по отдельному плану)

«Судомоделизм (младшие школьники)» Первенство России

Апрель 2012

Всероссийский конкурс исследовательских работ «Леонардо»

Ноябрь-апрель 2012г.

Экскурсия в Казань

Осенние каникулы

Экскурсия в Москву, посещение Кремля, Третьяковской галереи и т.д.

Зимние каникулы

Экскурсия в Санкт-Петербург, посещение Эрмитажа, Петергофа, Царскосельского лицея и т.

Весенние каникулы.


Фонд «Измени одну жизнь» объявляет о запуске проекта «Передышка» для поддержки приемных семей. Проект направлен на профилактику эмоционального выгорания приемных родителей и кризисных ситуаций в семье, а также на предотвращение вторичных отказов от приемных детей.

Проект «Передышка» дает приемным родителям возможность взять хотя бы небольшой перерыв. Фото — zabota.pro

«Все родители устают от своих обязанностей по уходу за детьми, - говорит директор фонда «Измени одну жизнь» Юлия Юдина. – У мам приемных детей, многодетных мам, мам особых детей зачастую нет даже двух часов в неделю, которые они могли бы потратить на себя лично. Поэтому именно для тех приемных родителей, которые не могут позволить себе услуги няни, мы предоставляем бесплатные услуги бебиситтеров».

Партнером проекта «Передышка» стал сервис по поиску бебиситтеров Kidsout. Во время тестового периода работы «Передышки» за 3 месяца в проекте приняли участие 12 приемных семей. Раз в неделю к их детям приходили бебиситтеры Kidsout в среднем на 3-4 часа. У приемных родителей появилась возможность взять хотя бы небольшой перерыв в ежедневной веренице дел, найти немного времени для себя, повысить свою ресурсность в качестве родителя.

Родители - участники «Передышки» поделились своими отзывами о проекте:

Варвара, приемная мама: «Это замечательный проект, и он очень нужен. Очень важно знать, что в случае чего, ты сможешь обратиться и у тебя будет час-два для решения каких-то дел, которые невозможно решить с детьми/ребенком. Наличие бабушек эту проблему снимает, но у меня, например, такой возможности нет, поэтому Ваш проект-спасение в некоторых ситуациях».

Анастасия, приемная мама: «Я очень довольна первым визитом Ольги, она легко нашла общий язык с ребенком. Я очень переживала, что мой ребенок не примет незнакомого человека, и я не смогу доверить ее постороннему, но Оля ее совсем очаровала. Очень порадовало то, что уже в следующий визит Ольга выразила желание принести дополнительный материал для развития ребенка: пособия по лепке, аппликации, литературу и музыку, несмотря на то, что это совсем не входит в ее функционал. С нетерпением жду следующей встречи».

Ольга, приемная мама: «Оба раза ко мне приходила одна и та же девушка, которая сразу нашла общий язык с детьми. Видно было, что с детьми занимались, а не просто отбывали номер. В эти дни я смогла решить много отложенных задач, встретилась с бывшими коллегами, спокойно сделала необходимые покупки. Спасибо большое за такую возможность!»

Проект «Передышка» на данный момент работает в Москве и ближайшем Подмосковье, в будущем мы планируем расширение его географии.

С Ольгой из Волжского я познакомилась, когда готовила материал о программе «Россия без сирот». Пилотный проект начнет действовать в Волгоградской области с 2014 года. Всех воспитанников детдомов в регионе должны передать приемным родителям. Уже сейчас многие сомневаются – а хватит ли желающих усыновить. Ольга одна из таких мамочек: она пережила сомнения, боль, отчаяние, но все-таки решилась взять ребенка на воспитание. Когда я узнала, что Ольга вела дневник, в котором изливала душу, попросила разрешение на публикацию фрагментов, вдруг кому-то история этой женщины поможет принять правильное решение.

Март 2005 года

Странно все это. Но для меня эти строчки – единственный способ не сойти с ума. Последний раз дневник писала, когда еще девчонкой была и первый раз влюбилась. Сейчас бы мне такие проблемы. Вчера была у своего гинеколога – у меня эндомитриоз. Столько женщин рожают деток даже с такой болячкой. А мне поставили бесплодие, слава богу, неокончательное. Но все равно страшно. Почему я? Понимаю, что уже 32 года. Но ведь я встретила Сережу всего два года назад. И когда он уже через неделю после знакомства сделал предложение, казалось, что все у нас будет не так как у всех. И впереди только счастье. А сейчас такой уверенности нет. Мы уже столько времени пытаемся завести малыша, и все никак. Завтра идем вместе на анализы. У меня стопка направлений. Может и ошиблись. Скрестила пальцы.

Июнь 2005 года

Деньги уходят с огромной скоростью. Вбухала в одного врача тысяч десять. Не помогло. Соседка Нина посоветовала еще одного. Пришла к нему – выложила все анализы, а он мне: «Это было у того врача, а у меня должны быть новые данные». Анализы платные, сдавать надо двоим с мужем. Хорошо, что живем с бабушкой Сережи. Мы не платим за угол, мы платим врачам. Зарплаты обоих хватает только на еду. На днях бабушка принесла газету. Обвела статью про приемных детей и мне будто ненароком подсунула. Нет, не могу представить, что у меня будет чужой ребенок.

Декабрь 2007 года

Пишу эти строчки в маленькой комнатушке. Женщина, с которой я вынуждена жить последние две недели в Москве , ушла в магазин. Хоть немного побуду одна, подумаю. Чтобы выбить квоту на ЭКО , пришлось пройти очередной круг ада. Мы с мужем даже папки специальные завели – толстеют после каждого приема у врача. На анализы в Волгограде ушло 40 тысяч – это только, чтобы попасть в бесплатную квоту. 12 ноября мы должны были ехать в Москву, но умерла наша бабушка, и в этот день были похороны. Мы столько прожили вместе, она так переживала за нас, а я даже не вышла с ней проститься. Боялась, что стресс повредит во время процедуры ЭКО. А сейчас сижу с еще большим стрессом: чувствую себя виноватой и реву.

Приехали в Москву, а там все анализы по новой. Те, что были сделаны неделю назад, уже не подходят. Неужели нельзя было заранее предупредить? Сделал шаг – плати, сделал шаг – плати. 60 тысяч как не бывало. Наконец, сказали, что подходим. И вот я уже 15 дней в Москве, Сережа дома. Денег совсем не осталось. Я понимаю, что для тех, кто получает неплохо, – это терпимо. Но у меня на заводе зарплата 7 тысяч, у мужа 12.

А еще я тут много думаю – времени предостаточно. Почему так много стало женщин бесплодных? Я когда приехала в клинику имени Кулакова, не поверила своим глазам. Каждый день новые лица. Просто поток. И врачи говорят – такого раньше не было. Может, экология виновата. А я так думаю: у женщины карьера, учение, жизненные цели заменили природу - продолжение рода. И природа отвечает: у нее что-то просто внутри перемыкает, и не может родить.

Ревела целый день, никак не могу до сих пор остановиться. И везде - на улице, в маршрутке - как назло беременные, мамочки с колясками, с детьми под ручку. А я пустая. Сегодня врач подтвердила: ЭКО не помогло.

Января 2008 года

Кажется, вечность прошла. Когда врачи окончательно сказали, что детей у меня никогда не будет, жить не хотелось. Если бы не Сережа, не знаю, что со мной бы стало. А сейчас вся в делах и хлопотах. Есть, что написать, но не хватает времени. Собираем пакет документов для опеки: Роспотребнадзор , медкомиссия для меня и Сережи, справка из МВД , характеристика с работы. Мы решили взять приемного ребенка.

Никогда не думала, что это так сложно. Собрали все бумаги, написали заявление, что хотим девочку от 2 до 5 лет. А нам говорят - ждите. На детей до 5 лет очередь. Начинаю звонить по регионам. «Да у нас дети есть, приезжайте, берите, но инфицированные». Что скажешь на это? Для инфицированного ребенка ни я, ни Сережа не готовы. А на здоровых очередь: на мальчиков - 140 семей, на девочек – 120. Мы – 121-е.

Февраль 2008 года

Только что позвонили из опеки: есть девятимесячная девочка. Но маму пока не лишили прав. Скрестила пальцы. Сережа обещался отпроситься с работы. Пойдем вместе.

Март 2008 года

Нам дали направление в дом малютки. Вынесли Полиночку – клубочек. Головку держит на плече, оказывается, у нее правосторонняя кривошея. Она лежит у меня на руках и улыбается, смотрит своими огромными глазищами. Мы вышли с Сережей. Он говорит: «Ты знаешь, у меня комок в горле встал. Это наше, больше никого искать и смотреть не будем». И ведь это действительно чудо. У нее отчество Сергеевна. Я Оля, а она Поля. Мы сразу позвонили в опеку и дали согласие. Теперь будем ждать судов о лишении ее матери-пьяницы прав и назначении нас опекунами.

Сентябрь 2008 года

Примчалась в дом малютки, как только было постановление суда на руках. А она в кроватке стоит с набитым подгузником, поменяли, помыли. Вдруг привозят обед. Огромная чашка с кашей и огромная ложка. Я сначала опешила. Искала соску. Но она вмиг, как взрослый мужик, съела эту тарелку. Мне объяснили, что из-за голодания в детстве у нее нет меры насыщения. А еще она все время сосет: соску, распашонки, палец. Вот что значит, не было материнской груди. Недососала

Май 2010 года

Думала, что гены - это так, мелочи. Но от них никуда не денешься. Дочка моя задира, любопытная, настырная. Воспитательница в детсаду сегодня заявила: «Вот это у Полинки характер, она вам еще задаст жару». Если бы не Сережа, я бы с ней одна не справилась. Полиночка папу просто обожает. Они становятся похожи еще больше: тот же вздернутый нос, карие глазки. Кстати, продолжает обсасывать все вокруг – никак не может избавиться от привычки. Как и от детского обжорства. До сих пор нет чувства меры в еде. Психологи говорят, пройдет, а я уже не верю.

Март 2011 года

Нашей Полиночке исполнилось три годика. Как она радовалась: куча подарков и от бабушек, и от друзей. Была такая нарядная – вместе выбирали платье. Я благодарю каждый день Бога за то, что он дал мне шанс стать мамой, подарил такое счастье. Хотя иногда думаю, если бы была родная кровь, было бы чуть-чуть по-другому. Нет, не в плане любви и ласки. Просто когда свой ребенок – к царапине или какой-то болячке отнесся бы проще. А тут лишнюю таблетку боишься дать, может, у нее в роду аллергия на что-то была, а я не знаю. Мне говорят в опеке, что я молодцом. Принесла к ним в очередной раз кучу фотографий и справок, как мы подрастаем. Они должны сами навещать нас раз в полгода. Но я-то понимаю, что их там два человека, и ко всем не успевают.

Май 2012 года

Подумываем с Сережей о втором малыше. Полечка подрастает. Отлично, если у нее появится братик. Врач, которой я сегодня рассказала об этом желании, предложила свой вариант. У нее на примете есть женщина, скорее всего, будет отказницей. За определенное вознаграждение все можно устроить. Из рук родной мамы мальчик попадет к нам – все официально, законно. Я даже не знала, что в больницах своя статистика по мамочкам. Медики начинают их обрабатывать, когда те только в консультацию приходят. Если девочка залетела, начинают уговаривать. Рожай, потом оставишь. Желающие на ребенка всегда есть. Бесплодие – это бизнес огромный. Предложу Сереже этот вариант, но вряд ли пойдем на это. И не только из-за денег (хотя сумму мне пока не говорили), но по совести это нехорошо.

Декабрь 2012 года

Иногда мне кажется, что у женщин, которые отказываются от родных детей, что-то не так с психикой или клетки в организме по-другому расположены. Я познакомилась с Настей – родной мамой Полины. И тут целая история. У этой Насти от мамы осталась четырехкомнатная квартира, и она решила ее продать. А ведь Полина там прописана. И Насте это удалось. Опека дала разрешение! Хотя именно эти люди должны были проследить, чтобы квартира осталась за ребенком, но Полю выписали без моего согласия и квартиру продали. Причем по смешной цене – за 4 комнаты полтора миллиона. Теперь будем судиться: жилье, где был прописан несовершеннолетний ребенок, продали незаконно.

Суды не прекращаются. Пока результата нет. Но все эти проблемы отступают на второй план, когда вижу Полинку. Мы снова задумались о сыне. Говорю вчера мужу: «Сереж, если бы не Полинка, мы бы давно разошлись». Семья тогда становится семьей, когда есть ребенок. Он нас объединил еще крепче. И теперь нам нужен второй.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Не ставьте усыновление на поток

В Волгоградской области, где живет Ольга Суркова , с 2014 года начнет действовать программа «Россия без сирот». Ее идея такова: всех воспитанников детдомов должны передать приемным родителям. Почин похвальный, достойный всякого уважения и поощрения. Тревожит одно - как бы прекрасная во всех отношениях задумка не превратилась в кампанейщину. Ведь это на первый взгляд просто - взять детдомовцев да и раздать всем желающим. И будет всем счастье. Да только ведь так не бывает.

Усыновление - процесс деликатнейший, требующий от усыновителей колоссальных движений души, искреннего и бескорыстного желания стать для чужого до недавнего момента ребенка с кучей всяческих проблем самым родным и близким человеком. Дневник Ольги Сурковой - тому подтверждение. Вряд ли государственной машине по силам сподвигнуть людей на тектонические изменения в сознании, которые заставят их массово усыновлять детей. А вот поставить дело на поток ради галочки в отчетности - это она может запросто. Не удивлюсь, если к концу 2014 года в Волгоградской области действительно не окажется сирот. Но будут ли они и их новые родители по-настоящему счастливы - вопрос. В общем, осторожно надо с такими инициативами. Пусть государство создаст условия, а решения должны принимать мы с вами. Будучи при этом абсолютно честными перед собой и детьми, которых решим усыновить.

Валентин КУЛЯВЦЕВ