Конспект интегрированного занятия по развитию речи в первой младшей группе. Конспекты занятий по развитию речи в младшей группе

Айгуль Мухамедзянова
Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Кошка в гостях»

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе

Тема : «Кошка в гостях » .

Программное содержание : учить детей узнавать и называть домашнее животное. Формировать умение выделять характерные особенности (пушистый хвост, мягкая шерсть и т. д.) . Развивать память и внимание . Воспитывать доброжелательность и отзывчивость, интерес к русскому фольклору.

Материал : игрушка – кошка , корзина, картина «Кошка с котятами » .

Методические приемы : сюрпризный момент, художественное слово, рассматривание игрушки, вопросы к детям, физкультминутка, просмотр картины «Кошка с котятами » .

Предшествующая работа : чтение потешек («Кисонька – мурысонька» , «Пошел котик на торжок» ); дидактическая игра «Домашние животные» ; наблюдение за кошкой .

Словарная работа : шерстка, пушистая, мордочка, лакает.

Ход НОД:

Воспитатель : - Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей . Давайте с ними поздороваемся (дети здороваются и присаживаются на стульчики) .

Воспитатель :- Ребята, я вчера оставила здесь корзину с клубочками. Да вот она. Ой, посмотрите, кто-то запутал все мои клубочки (воспитатель показывает запутанные клубочки) . Кажется, я знаю, кто это сделал. Я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать. Кто же это такой :

У порога плачет, коготки прячет,

Тихо в комнату войдет, замурлычет, запоет.

Угадали, ребята?

Дети : - кошка .

Воспитатель : -Правильно, с чем же любит играть наша кошка ? (воспитатель показывает клубочки)

Дети : - c клубочками.

Воспитатель : - Ребята, посмотрите, кто у нас в гостях (воспитатель достает корзину с кошкой ) . А давайте поздороваемся с кошкой .

Дети : здороваются.

Воспитатель : - Я хочу познакомить вас с кошкой . Ее зовут Мурка. (Катя, скажи, как зовут кошку ) - индивидуальные ответы детей.

Воспитатель : - Ребята, посмотрите, какая Мурка красивая. У нее мягкая шерсть, пушистый хвост. Посмотрите на кошку и скажите , что вы у нее здесь видите? (воспитатель показывает голову кошки ) .

Дети : - голова.

Воспитатель : -Правильно. А, что у кошки на голове ?

Дети : - ушки, мордочка.

Воспитатель : - А на мордочке, что у нее есть?

Дети : - глаза, нос, рот, усы.

Воспитатель : - Молодцы! Кошки очень хорошо видят , слышат. Погладьте кошку Мурку и скажите , какая она? (воспитатель подходит к детям и предлагает погладить кошку ).

Дети : - мягкая, пушистая.

Воспитатель : - Ребята, посмотрите, это у кошки шерстка мягкая , пушистая. Шерстка, какого цвета? Давайте вместе скажем …шерстка (словарная работа) .

Воспитатель : - Саша, расскажи какая шубка у нашей кошки .

Как у нашего кота

Шубка очень хороша!

Как у котика усы

Удивительной красы

Глазки смелые, зубки белые!

Воспитатель : -Молодец! Присаживайся на стульчик.

Ребята, мы сказали, что у кошки есть мягкая и пушистая

шерстка. На голове ушки, на мордочке – глаза, нос, рот, усы.

А, что еще у нашей Мурки есть?

Дети : - хвост и лапки.

Воспитатель : - Правильно, а в лапках есть коготки. Только в лапках есть коготки цап-царапки. Кошка может царапаться , если ей что-то не нравится. А, если ее ласково погладить, она не поцарапает. Когда кошка ходит , она прячет коготки и поэтому ходит тихо-тихо. Коготками кошка царапается и ловит мышей (дети показывают и называют) .

Даша расскажи, как киска на дорожке сидела.

Киска, киска, киска брысь!

На дорожку не садись

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет.

Воспитатель : - Молодец! Присаживайся на стульчик.

Ребята, Мурка хочет с вами поиграть.

Физкультминутка.

Все котятки моют лапки : - Изображают мытье рук

Вот так, вот так!

Моют ушки, моют брюшко : - Имитируют все указанные

Вот так, вот так! В стихотворении движения

А потом они устали

Вот так, вот так!

И немножечко поспали

Вот так, вот так!

Игра проводится 1 – 2раза.

Воспитатель : - Ой, ребята, что-то Мурка загрустила. Кажется, я знаю, она хочет есть. А, как вы думаете, что любит, есть кошка ?

Дети : - молоко, рыбу

Воспитатель : - Ребята, давайте покормим нашу кошку . Сделайте из ваших ладошек блюдце :

Киска к деткам подошла

Молочка просила.

«Мяу» - говорила

Мяу – мяу – мяу.

Кисонька поела,

Песенку запела

«Мур – мур- мур» .

Воспитатель : - Молодцы, накормили кошку . Скажите, как Мурка просила молока (мяу – мяу) .Какую песенку пела кисонька -индивидуальные ответы детей.

Софья расскажи, куда кот ходил и что он нашел :

Кот на печку пошел

Горшок каши нашел

На печи калачи

Как огонь горячи

Пряники пекутся

Коту в лапы не даются.

Воспитатель : - Молодец! Проходи на стульчик.

Воспитатель : - Ребята, вы Мурку согрели, накормили и поиграли с ней. Мурка очень устала и хочет спать. Я положу ее в корзину, и мы погладим ее :

Мур – мур – мур,

Мурлычет кошка

Ты погладь ее немножко!

От тепла и ласки

Кошка зажмурит глазки !

Воспитатель : - Молодцы! Мурка заснула.

Воспитатель : - Пока наша кошка спит , давайте посмотрим картинки.

Воспитатель показывает картину «Кошка с котятами » .

У кошки Мурки есть … котята . Она лежит на коврике и смотрит на них. Рыжий котенок лакает молоко из тарелки, серый котенок спит. Черный котенок катает клубок. Кошка смотрит на котят и мурлычет мур – мур.

Воспитатель : - Вы такие молодцы, я думаю, Мурке вы очень понравились. А она вам понравилась? Хотите оставить ее у нас в группе ?

Пусть Мурка остается у нас. Давайте расскажем, что мы узнали о кошке .

Воспитатель : - Молодцы! Животных нужно беречь, любить и заботиться о них. На этом у меня все.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи «В гостях у сказок» в первой младшей группе Цель: Уточнение и расширение представления у детей о сказках. Задачи: 1. Развивающая: - развивать и активизировать речь детей; - узнавать.

Конспект занятия по развитию речи (средняя группа) Тема: Рассказывание по картине «Кошка с котятами». Задачи. Учить детей составлять рассказ по картине вместе с воспитателем и самостоятельно; учить подбирать слова, близкие по значению (они.

Конспект занятия по развитию речи в 1 младшей группе «Домашние животные. Кошка с котятами» Конспект занятия по развитию речи в 1 младшей группе. Выполнила: Мельникова Наталья Александровна, воспитатель первой квалификационной.

Конспект занятия По развитию речи в 1 младшей группе Тема: «В гостях у Сказкино» Конспект занятия По развитию речи в 1 младшей группе Тема: «В гостях у Сказкино» Цель: 1. Познакомить детей (2-3 года) со сказкой, помочь.

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами» Конспект занятия по развитию речи в младшей группе Тема: Составление рассказа по картине «Кошка с котятами». Цель: - Связная речь: учить.

Конспект занятия по развитию речи в 1 младшей группе

Тема: " Игрушки нашей группы"

Цель: Развитие речи через театрализованную деятельность.

Задачи : Продолжать учить детей рассказывать стихотворения вместе с педагогом; и без помощи педагога; обогащать словарь детей по теме «Игрушки»; учить составлять описательные рассказы по игрушкам; формировать интонационную сторону речи; приобщать к театрализованной деятельности; закреплять знание о цвете.

Развитие представлений об окружающем мире.

Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Материал: Игрушка Кошка. Игрушки: лошадка, грузовик, заяц, кукла и мячик.

Листочки с изображением котят, фломастеры(зеленый, красный, синий).

Предварительная работа: заучивание стихов А.Л.Барто из серии "Игрушки". Рисование клубочков.

Подготовка к занятию: стульчики расставлены полукругом около стола, на котором под тканью спрятаны игрушки. возле стола стоит пуфик для Кошки, стул для воспитателя и мольберт. для рисования стоят столы и стулья.

Ход занятия:

Дети играют.

Воспитатель: Дети, мне кажется, что в раздевалке кто-то есть. Давайте посмотрим? (воспитатель открывает дверь, там сидит Кошечка белая, берет ее на руки заносит в группу и спрашивает детей).

Ой,кто это? ответы детей.

Кошка: Мяу! Здравствуйте!Я к вам в гости пришла!

Воспитатель: Здравствуй, Кошечка! Дети поздоровайтесь с Кошечкой.(дети здороваются).Посмотрите на Кошечку-какая она?(пушистая белая) что у нее есть?(у нее есть хвост, лапы, ушки).

Кошка:Мяу, мяу. Вы знаете, что я не просто Кошка- Я мама Кошка, меня зовут Снежинка.

Воспитатель: Какое красивое имя, дети как вы думаете, почему ее так назвали?(потому, что она белая как снег) (ответы детей помощь воспитателя).

Кошка: Мяу! Вы правильно сказали, я похожа на снег, вся белая и пушистая,поэтому и назвали меня Снежинка.Вы запомнили,как меня зовут?(ответы детей). У меня есть маленькие котята, они хотят узнать, что такое игрушки? И поэтому я пришла к вам. У вас есть игрушки?(ответы детей). А вы мне их покажите?(ответы детей).

Воспитатель: Проходи, Снежинка! Посмотри сколько много у нас игрушек!(осмотр игровых уголков, потом подходим к столу с игрушками, прикрытыми тканью).

Сколько здесь игрушек много
Вот машина,
Вот Зайчонок,
Вот и мяч

И кукла тут.

Вместе весело живут

С ними дети все играют,
Никогда не обижают!

Воспитатель просит детей присесть на стульчики, а Кошку сажает на пуфик.

А еще дети не только играют в игрушки, но и знают про них стихи.

Беру машинку, рассматриваем ее и читаем стихотворение А.Барто "Грузовик".

Беру лошадку рассматриваем ее и читаем стихотворение А.Барто " Лошадка".

Воспитатель: А теперь мы поиграем, а ты Снежинка посмотри на нас. (физкультминутка)

Как лошадки мы шагаем -ноги выше поднимаем. (дети шагают с высоко поднятыми коленями, цокают языками, изображая цокот копыт).

Мы на место прискакали и как лошади заржали (дети останавливаются и говорят "Иго-го").

Кошка: какие вы молодцы! Как настоящие лошадки! (дети садятся на стульчики).

Беру куклу и мяч рассматриваем их. Дети! Как вы думаете про что мы будем сейчас читать стихотворение, (ответы детей). Правильно. Чтение стихотворения "Мячик".

Беру Зайца, рассматриваем его. Чтение стихотворения " Зайка".

Кошка: Дети, а почему Зайчик такой грустный?(ответы детей).

Воспитатель: А я знаю, что нам надо сделать! Мы с ним поиграем. (включаю музыку и приглашаю детей поиграть, после игры садятся на стульчики).

Кошка: Какие вы,молодцы! Как много знаете об игрушках,

Воспитатель: Да, Снежинка, еще наши дети знают, что игрушки нельзя ломать, кидать, а нужно после игры убирать на свои места и тогда с ними можно долго еще играть. Да, дети?(ответы детей).

Кошка: Мяу! может мне ваши дети помогут для моих котят подобрать игрушки? Я вам принесла картинки моих котят, посмотрите,какие они? (ответы детей: маленькие, красивые...).

Воспитатель: Конечно поможем. Дети как мы можем помочь (ответы детей: нарисовать рядом с ними игрушку).А вы знаете, что все кошки очень любят играть с клубочками.Почему? Как вы думаете? (ответы детей: он мягкий, круглый). Давайте и мы для котят Снежинки нарисуем клубочки. Дети, какие клубочки (круглые) мы будем делать круговые движения рукой, Проходите за столы и присаживайтесь,а Снежинка будет за вами наблюдать.(раздаю листочки с котятами, а потом даю возможность самим выбрать фломастер по цвету.) Листочки придерживаем рукой фломастер взяли тремя пальчиками, ставим флом астер на листок и начинаем круговые движения рукой.(показ, потом в процессе рисования помощь воспитателя).Вот у нас и получились клубочки. у каждого котенка разные(прошу детей назвать,какого цвета его клубок).

Кошка: Мяу! Какие вы молодцы! Я тоже помню играла с клубочком, мне это очень нравилось!

Воспитатель: Дети! Мы наши рисунки подарим котятам Снежинки. Хорошо? (ответы детей и они подносят свои рисунки кошке).

Спасибо! Мои котята буду очень довольны вашими рисунками! А сейчас мне пора бежать домой. Я расскажу своим котятам, какие вы хорошие дети и как любите и бережете свои игрушки. До свидания! (дети прощаются с Кошкой, воспитатель берет кошку и относит ее в раздевалку).

Воспитатель: Какие вы молодцы! Мы рассказали кошке Снежинке про наши игрушки в группе и нарисовали подарки для ее котят, А теперь мы свами попрощаемся с гостями и пойдем мыть руки, а потом будем кушать фрукты.

Текущая страница: 1 (всего у книги 10 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

Валентина Викторовна Гербова

Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий

Успешная реализация программных задач зависит от ряда факторов и прежде всего от уклада жизни дошкольного учреждения, той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной, продуманной развивающей среды.

Эффективность воспитания и обучения достигается путем кропотливого труда педагогов, непосредственно работающих с детьми, и всех сотрудников дошкольного учреждения, общающихся с дошкольниками в течение дня.

Система работы по обучению детей родному языку, ознакомлению их с художественной литературой представлена в работах В. В. Гербовой «Развитие речи в детском саду», «Приобщение детей к художественной литературе» (М.: Мозаика-Синтез, 2005).

Пособие «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада», написанное в рамках «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, дополняет рекомендации по важнейшему направлению педагогической деятельности – целенаправленному и планомерному обучению дошкольников на занятиях. Практическое назначение книги – дать воспитателям примерные ориентиры по планированию занятий (определение тем и целей обучения, способов их реализации).

Особенности развития речи детей третьего года жизни

На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием своей самостоятельности. Дети пытаются действовать как взрослые, но они по-прежнему нуждаются в оценке своей деятельности старшими. Малыши внимательно слушают объяснения взрослых и сами начинают часто обращаться к ним с вопросами. («Что это?», «Как?», «Зачем?», «Где?») Дети получают новые впечатления, что является необходимым условием их психического развития.

Для детей этого возраста характерна потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения ребенка со сверстниками – важнейшая задача педагогики раннего возраста.

Частое обращение ко взрослым и сверстникам способствует развитию речи детей. Они начинают активно рассказывать окружающим о том, куда ходили, что видели, используя различные части речи, простые и распространенные предложения.

Речь детей под направляющим руководством взрослых быстро совершенствуется. С ее развитием точнее и осмысленнее становится восприятие ребенком предметов и явлений. Дети пытаются найти сходство между предметами, сравнивают их, устанавливают между ними простейшие связи. Малыши начинают делать первые самостоятельные выводы. Но так как опыт детей еще ограничен, а знания недостаточны, то, делая обобщения, малыши нередко ориентируются на случайные признаки (например: «Это паркет», – объясняет воспитателю мальчик 2 лет 6 месяцев, увидев на картинке черепаху и водя пальцем по ее панцирю. Его сверстник уверен, что на картинке – «часики такие» (очки)).

Однако способность к различению и обобщению в этот возрастной период постоянно совершенствуется. Дети независимо от цвета, формы, величины узнают знакомые предметы в разнообразной жизненной обстановке, что часто вызывает затруднения у ребят второго года жизни. Рассматривая игрушки, картины, иллюстрации, они безошибочно называют знакомые объекты. У детей третьего года жизни формируется способность объединять предметы, ориентируясь на функциональный признак, указанный воспитателем. («Чашка – это посуда. Из чашки пьют»; «Это растет на грядке. Это морковочка».)

Малыши способны слушать и воспринимать несложные рассказы без показа и выполнять простые словесные поручения. Двухлетние дети овладевают умением понимать несложный рассказ взрослого о событиях, не имевших места в их личном опыте. Они легко запоминают и повторяют за взрослыми не только отдельные слова, но и целые фразы, рифмовки.

Качественно меняются отношения между пониманием и активной речью. Если раньше о понимании ребенком речи взрослого приходилось судить по его двигательным ответам (выполнению просьбы, поручения: покажи, принеси, сделай то-то), то теперь, когда активная речь неразрывно связана со всей деятельностью малыша (и выполняет функцию воспроизведения), об уровне понимания и мышления начинают судить по его высказываниям.

Хорошо развитое подражание и достаточный уровень понимания речи обеспечивают бурный рост словарного запаса. Е. Аркин в книге «Дошкольный возраст» (М., 1948) приводил данные о росте словаря ребенка: в 2 года – 300 слов, в 3 года 6 месяцев – 1100 слов. В дальнейшем исследователи детской речи не раз подтверждали эти цифры, указывая, что к трем годам словарь ребенка достигает 1000–1200 слов. В составе его словаря имеются почти все части речи (существительные, глаголы, наречия, прилагательные, числительные, местоимения; служебные слова (союзы, предлоги, частицы); междометия).

На третьем году жизни дети начинают интенсивно использовать глаголы и местоимения. Ученые объясняют это возрастанием активности ребенка, расширением его контактов с окружающими.

Встречающиеся в речи детей прилагательные характеризуют в основном размер предмета (большой – маленький), его цвет. Вместе с тем малыши начинают замечать и отражать в своей речи принадлежность предмета тому или иному лицу (мамин, Сережин, дядин); могут характеризовать состояние, которое испытывают (голодный, мокрый); передавать свои эстетические переживания (чистенький, красивый).

Говоря о наличии в речи детей наречий и прилагательных, следует заметить, что этими частями речи они только начинают овладевать. Малыши осваивают простейшие, недифференцированные пространственные, временные и другие отношения, выраженные словами: там, тут, потом, такая, вот какая и пр. При освоении более точных, дифференцированных отношений и качеств дети испытывают трудности и нуждаются в помощи воспитателя. (Вследствие недостаточно эффективной педагогической работы наречия и прилагательные, с помощью которых выражаются дифференцированные отношения и качества, могут появиться в речи детей только в старшем дошкольном возрасте.)

Говоря о характерном для детей этого возраста интенсивном количественном и качественном росте словаря, исследователи указывают на наличие трех уровней усвоения слов – названий предметов, действий, качеств, отношений:

1-й уровень: ребенок понимает слово, но не использует его в речи;

2-й уровень: ребенок узнает и называет предмет (действие, качество и пр.) лишь в привычных сочетаниях, условиях («ножницы нужны, чтобы стричь ноготки»);

3-й уровень: ребенок понимает и правильно использует слово-название в любых доступных его пониманию связях и отношениях.

Проводя словарную работу, выбирая те или иные приемы и методы, воспитатель должен учитывать, что от того, насколько хорошо ребенок знаком с объектом (действием, качеством и т. п.), зависит понимание и использование им в речи соответствующего слова, обозначающего данный предмет (действие, качество и т. д.).

Наряду с фактом очень быстрого пополнения словаря (с 2 до 3 лет он увеличивается в 3–4 раза, в дальнейшем же его пополнение протекает медленнее и относительно равномерно) речь детей данного возраста характеризуется еще одной особенностью. В этот период начинается важнейший этап освоения родного языка – овладение его грамматической структурой.

Усвоение грамматики происходит также очень интенсивно. Ребенок третьего года жизни употребляет в речи различные формы глаголов, все падежные формы существительных (без предлогов и с предлогами), различает единственное и множественное число существительных, настоящее и прошедшее время глаголов. В целом же в грамматическом отношении речь детей еще очень несовершенна. Нередко они путают падежные окончания, допускают ошибки в употреблении множественного числа существительных и в согласовании слов. При повторении фразы порой нарушается порядок слов, например, отрицание нет выносится в конец предложения (на вопрос: «Кто взял мяч?» – ребенок отвечает: «Виталя нет»).

На третьем году жизни совершенствуется восприятие детьми речи окружающих. В ряде случаев малыши улавливают неправильное произнесение слов сверстниками. А. Н. Гвоздев приводит такой пример: мальчик произнес слово пароход как пахот , другой исправил его – паахот , но сам был исправлен третьим ребенком, который указал такой образец: палахот.

Дети начинают различать слова, сходные по звучанию и отличающиеся порой одним звуком (ложка – кошка – мошка), ориентируясь при этом не только на конкретную ситуацию, но и на звуковое оформление слова. Многие дети к знакомому слову подбирают сходно звучащее слово: дрема – кулема, бим – убим, дуреха – люлеха и т. п. Малыши очень любят распевать свои «произведения». Осваивая новое слово, ребенок уже стремится к точному его воспроизведению. Дети все чаще пользуются словами более сложными по слоговой структуре: состоящими из трех и более слогов, хотя при этом еще не всегда могут сохранить структуру слова, правильно произнести в нем все звуки в соответствующей последовательности (например, велосипед произносят как апипед, весипед, спасибо как сипибо и т. п.).

Активное использование словарного запаса благоприятно отражается на усвоении и закреплении вновь появляющихся звуков. К концу третьего года жизни многие дети в основном правильно произносят все звуки, кроме шипящих и сонорного р. Некоторые дети к трем годам овладевают правильным произношением всех звуков.

Однако в целом речь большинства детей этого возраста все еще характеризуется общей смягченностью, недостаточно отчетливым произнесением слов, неправильным произнесением многих звуков, заменой сложных для произношения звуков более простыми. Так, в начале третьего года жизни многие дети заменяют твердые свистящие звуки мягкими, шипящие (ш, ж) – свистящими (с, з) или переднеязычными (т (ть), д (дь)) и т. д. Это объясняется недостаточным развитием речевого аппарата: неполноценной работой всего артикуляционного аппарата, малой подвижностью языка, губ, мышц нижней челюсти.

Темпы овладения речью у детей неодинаковы. Одни, начиная говорить рано, четко произносят слова, активно используют их в речи. Другие, хорошо понимая речь окружающих, сами говорят мало. Такая задержка речевого развития (при отсутствии каких-либо отклонений в общем психическом развитии) не опасна. Однако, если к концу третьего года жизни ребенок не заговорил, его необходимо показать логопеду.

Показатели речевого развития детей

Оценивая речевое развитие дошкольников, педагогам целесообразно обратиться к показателям, составленным сотрудниками кафедры педиатрии Центрального института усовершенствования врачей под руководством Н. Аксариной еще в 1970-е годы. Эти показатели приводятся и в более поздних работах по воспитанию детей .

Дети от 2 лет до 2 лет 6 месяцев

Понимание речи. Происходит дальнейшее развитие понимания смыслового содержания речи окружающих. С ребенком можно говорить не только о событиях и явлениях, воспринимаемых в данный момент, но также о прошлых (уже знакомых ребенку) и будущих событиях.

Способность подражать. Дети легко повторяют фразы, короткие стихи.

Словарь. Услышанные незнакомые слова и целые фразы становятся достоянием словаря детей. В их речи появляются: «Где?», «Когда?», «Почему?».

Грамматический строй речи. Предложения становятся многословными, появляются сложные предложения, хотя и не всегда правильные грамматически.

Пользование (связная речь). Речь становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми. Ребенок много говорит по самым различным поводам, инициативно и в ответ на чьи-либо высказывания – словом, определяет свои действия и намерения под влиянием ситуации.

Интонация. Речь становится все больше эмоциональной.

Дети от 2 лет 6 месяцев до 3 лет

Понимание речи. Ребенок может понимать смысл речи взрослого о событиях и явлениях, не имевших места в его личном опыте, но отдельные элементы которых непосредственно воспринимались малышом.

Способность подражать. Легко воспроизводят услышанные стихи, песенки.

Словарь. В словарный состав входят все части речи (кроме причастий и деепричастий). Объем словаря быстро возрастает: к концу третьего года до 1200–1500 слов.

Грамматический строй речи. Дети говорят сложными фразами, в их речи появляются придаточные предложения (грамматически не всегда правильные).

Пользование (связная речь). Дети рассказывают об увиденном несколькими отрывочными фразами. Опираясь на вопросы взрослого, могут передать содержание ранее услышанной сказки или рассказа (по картинкам и без них). В состоянии воспроизвести содержание речи взрослого, непосредственно к нему не обращенной.

Артикуляция. Произношение в основном правильное, за исключением звука р и шипящих.

В августе-сентябре, общаясь с детьми, наблюдая за их поведением, целесообразно обращать внимание на уровень их речевого развития. Эти сведения позволят позже педагогу объединять детей в подгруппы (на занятиях), осуществлять индивидуальную работу с малышами. Условно можно выделить три подгруппы:

Дети первой подгруппы стремятся самостоятельно отвечать на вопросы воспитателя, пытаются по своей инициативе о чем-то рассказать ему;

Дети второй подгруппы редко самостоятельно отвечают на сложные вопросы (Когда? Почему?), но охотно повторяют за сверстниками их ответы. Случаи инициативной речи редки;

Дети третьей подгруппы на занятиях, в быту в основном молчат, имеют невнятную речь.

Формы работы по развитию речи

В методике обучения родному языку приняты две основные формы работы над речью детей: обучение на занятиях и руководство развитием речи детей в повседневной жизни.

Уже отмечалось, что речь детей формируется в процессе разнообразной деятельности. Играя, общаясь со сверстниками, они активно пользуются речью. Но если в эти моменты взрослый не будет целенаправленно влиять на развитие речи ребенка, усвоение языка будет затруднено. Детей следует учить обращаться ко взрослым и сверстникам с просьбой, благодарить за услугу, предлагать помощь, приглашать товарищей что-то вместе сделать, посмотреть и т. п. С малышами надо говорить обо всем, что попало в поле их внимания и вызвало интерес, а также о том, что воспитатель выбрал для совместных наблюдений.

Дети 2–3 лет очень наблюдательны. Ни одна вещь в руках взрослого, ни один его жест не остаются незамеченными. Играя с малышами, что-то рассматривая или создавая, воспитатель должен терпеливо, без суеты рассказывать о том, что, зачем и как он делает и что надеется получить в результате. Если ребенка что-то заинтересовало, озадачило или ему просто приятно находиться около воспитателя, он начнет повторять за ним понравившиеся слова или небольшие фразы, пытаясь в чем-то разобраться, утвердиться. Нельзя нарушать эмоциональный контакт с детьми. Нужно постараться услышать их первые самостоятельные суждения и порадоваться за них.

Педагог должен много и целенаправленно говорить сам в течение всего дня: и когда общается с отдельным ребенком (играет с ним, умывает его, рассматривает книжку и т. п.), и когда проводит игры и занятия со всей группой или с небольшой подгруппой (вместе с детьми что-то рассматривает, рисует, лепит, сооружает постройки из кубиков, слушает музыку, поет; путешествует по детскому саду и территории участка).

Детям надо часто и эмоционально рассказывать об интересных фактах и событиях: о шалостях и проказах котенка, щенка, о забавном попугае, об умной собаке, хитрой вороне и т. п.

Осуществляя руководство развитием речи детей на занятиях и в течение всего дня, воспитатель должен хорошо владеть соответствующими методами и приемами.

Обучение на занятиях – это планомерный педагогический процесс, позволяющий с помощью специальных приемов передать ребенку необходимые сведения об окружающем, сформировать соответствующий словарь, а также важнейшие речевые умения и навыки.

Организация и проведение занятий

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, основываясь на рекомендациях СанПина, рекомендует проводить в первой младшей группе восемь занятий в месяц по развитию речи и приобщению детей к художественной литературе продолжительностью 8–10 минут.

Некоторые занятия – инсценирование сказок, наблюдения, дидактические и подвижные игры, сопровождаемые чтением потешек или авторских стихотворений, проводятся со всей группой детей. Занятия, имеющие целью вызвать у малышей сложные речевые высказывания или воспитать у них новые умения (например, слышать, слушать и понимать рассказ без наглядного сопровождения), проводятся по подгруппам. В подгруппы подбираются дети, имеющие более или менее одинаковый уровень развития.

Наблюдения показали, что дети в возрасте 2 лет – 2 лет 6 месяцев отличаются от детей второго полугодия третьего года жизни и поведением, и ответами на занятиях. Например, для ответа на вопросы: «Что изменилось?», «Почему цыплятки не клюют зернышки?», «Почему девочка не ест суп?», – младшим детям требуется больше времени, частых повторений, подсказок, объяснений, чем детям старше 2 лет 6 месяцев.

В настоящем пособии представлены примерные планы занятий по развитию речи и приобщению детей к художественной литературе. Воспитатель должен творчески подойти к использованию данного материала. Учитывая уровень речевого и умственного развития детей своей группы, он может заменить предлагаемые занятия иными, поменять их последовательность, увеличить (уменьшить) количество заданий в каком-либо конкретном занятии и т. п.

Известно, что речевое умение или навык не может быть сформирован за одно занятие. Поэтому программный материал, который изучался на предыдущем занятии, как правило, повторяется на последующем, причем интервал между ними должен быть не более 1–3 дней. В дальнейшем интервалы между занятиями, на которых совершенствуются определенные речевые умения, могут быть увеличены.

Наблюдения показали, что для освоения одних умений ребенку третьего года жизни достаточно 1–2 занятий, для освоения других – гораздо больше времени, например, для драматизации отрывков из сказок, восприятия сюжетных картин и передачи в речи своих впечатлений.

Речевая и умственная нагрузки, предусмотренные при планировании работы в сентябре – октябре, заметно меньше, чем в последующие месяцы, а продолжительность некоторых занятий всего 6–7 минут. Это сделано преднамеренно, чтобы постепенно сформировать у детей желание заниматься. Учтена и еще одна особенность детей данного возраста: после занятия малыши не спешат разойтись, – они тянутся к воспитателю, к тем игрушкам, которые им показывали. Дети, малоактивные на занятиях, смелее действуют с игрушками и отвечают на вопросы педагога именно в это время. Таким образом, освоение программного материала продолжается еще в течение 3–4 минут.

В первой младшей группе на многих занятиях, кроме ведущей задачи, решается еще несколько задач развития речи. Например, параллельно с решением основной задачи занятия – познакомить детей с потешкой, воспитатель упражняет малышей в выразительном чтении стихотворных строк; отрабатывает четкое и правильное произношение звукоподражательных слов.

В первой младшей группе значительное место в учебном процессе начинают занимать комбинированные занятия, состоящие из нескольких частей, каждая из которых посвящена решению какой-то одной задачи. Эти задачи могут решаться на различном программном материале. Продуктивны самые разнообразные варианты: повторное рассказывание сказки и упражнения по воспитанию звуковой культуры речи; рассматривание картины и чтение стихотворения; рассказывание без показа и дидактическая игра.

Младшие дошкольники любят заниматься, но произвольное внимание и память у них несовершенны. Ребенок с трудом сосредоточивается на том, что ему не интересно, что его не удивило, не принесло радости. Поэтому, планируя занятие с детьми, необходимо тщательно продумывать, чему учить малышей и как это лучше делать.

Чрезвычайно важна эмоциональная установка на предстоящее занятие. Она помогает «включить» малыша в активную работу, уже с первых минут повышая ее эффективность. Например: «Сегодня я вам прочту очень интересное стихотворение про то, как бежала лесочком лиса с кузовочком», – рассказывает педагог. «Где она?» – интересуются дети. – «Покажите!» – «Непременно покажу. Сейчас будем играть, все и покажу, обо всем и расскажу», – отвечает педагог.

Можно заранее (за 3–4 минуты до занятия) поставить на стол игрушки, которые предстоит демонстрировать на занятии, разрешив детям потрогать, подвигать их. Но одновременно следует приучать малышей соблюдать правило: игрушками, приготовленными для занятия, можно играть только на столе воспитателя, уносить их нельзя. Часто для показа требуется заводная игрушка или игрушка, особенно привлекательная для малышей, «приходящая» только на занятия. Желание подержать эту вещь у детей так велико, что они тянут ее каждый в свою сторону. В таких случаях игрушку надо поставить так, чтобы все хорошо ее видели, но не могли достать (например, на пианино, на полочку). Малыши быстро привыкают к тому, что игрушка, выставленная до занятия, будет на нем использоваться. Дети рассматривают ее, обмениваются впечатлениями, расспрашивают воспитателя.

Уже отмечалось, что в ходе занятия необходимо поддерживать желание младших дошкольников заниматься.

Детей нужно усадить так (полукругом; за столы, стоящие отдельно или сдвинутые вместе, и т. д.), чтобы они не мешали друг другу (особенно при имитации каких-то действий). Не менее важно, чтобы легко возбудимые малыши оказались рядом со спокойными, уравновешенными сверстниками. Малыши должны хорошо видеть воспитателя и предметы (картинки), которые он показывает. Следует исключить отвлекающие моменты (например, если клетка с птицей попадает в поле зрения ребенка, ее нужно переставить).

Дети третьего года жизни склонны к подражанию (и воспитателю, и сверстникам). Они легко «заражаются» настроением товарищей и с удовольствием подражают как желательным, так и нежелательным действиям. Стоит одному ребенку начать заглядывать под стул, как через 1–2 минуты, если воспитатель не сумеет переключить внимание детей, половина группы будет подражать малышу. В этом случае не следует прибегать к дисциплинарным замечаниям («Не раскачивайся, сиди тихо!»). Целесообразнее прибегнуть к игрушке, принесенной на занятие. Например, сказать ей: «Не пугайся, мышка, это не кот пришел. Это Вова нечаянно стулом загремел». Или обратиться к ребенку, начавшему шалить: «На, Вова, подержи мышку. Да сиди тихо, не пугай (не урони) ее».

У детей этого возраста яркие красивые предметы и картинки вызывают желание подольше рассматривать их, поэтому демонстрируемый на занятиях иллюстративный материал должен быть в хорошем состоянии, со вкусом оформленным и привлекательным для малышей. Пособия следует размещать так, чтобы на их поиски не тратилось время. Если картинки будут падать с фланелеграфа или батарейка электрической игрушки окажется непригодной для употребления, то нормальный ход занятия нарушится, восприятие материала детьми будет затруднено.

Большое значение имеет речь воспитателя, его умение разговаривать с детьми. Речь педагога должна быть четкой, выразительной, неторопливой. Слова и фразы, сказанные детям, не должны быть случайными. По возможности их следует продумать заранее. Особенно это касается тех оборотов речи, которые педагог стремится сделать достоянием собственных высказываний ребенка: слова, обозначающие качества предметов, синтаксические конструкции, в частности предложения с однородными членами и т. п. Используя их на занятии, одобряя попытки того или иного ребенка воспроизвести слово или предложение, воспитатель тем самым обогащает активную речь детей.

В первой младшей группе педагог учит детей понимать вопрос и отвечать на него. Но если ребенок почему-то молчит и пауза затягивается, целесообразнее подсказать ответ, повторить его с детьми, а через какое-то время вновь задать малышу тот же вопрос.

Известно, что ребенку третьего года жизни очень легко что-либо внушить. Об этой особенности стоит помнить, обучая детей. («У Ани получится… Вова сумеет… Алеша сейчас подумает и непременно найдет нужную картинку (игрушку)…» и т. п.).

Любой разговор с детьми должен быть деловым, обстоятельным, а интерес воспитателя к тому, что говорит и делает ребенок, должен быть «интересом всерьез». Дети безошибочно реагируют на настроение педагога, его интонацию, жесты. И если воспитатель искренне, с удовольствием «дует на горячие блины и съедает их», показывает, как бодаются козлики, ребенок не просто заражается желанием сделать также, а стремится сделать это очень хорошо, с настроением. В свою очередь, удачный ответ, хорошо выполненное действие усиливают радость малыша и его стремление неоднократно воспроизвести увиденное, услышанное. Все это обеспечивает работоспособность детей и их контакт с воспитателем.

Кроме того, существует еще несколько факторов, повышающих эффективность обучения.

Чередование различных приемов обучения и прежде всего пояснений, указаний и показов (образца, способа действия) с игровыми заданиями. Приведем пример.

Воспитатель говорит детям: «Ав-ав-ав, – лает собачка. Как она лает?» После того как дети произнесут звукоподражание, педагог продолжает: «Сейчас мы поиграем в заводных собачек. Собачка, которую я заведу ключом (делает имитационное движение), должна лаять: ав-ав-ав».

Сочетание хоровых ответов детей с индивидуальными. Обычно один хоровой ответ сочетается с 3–4 и более индивидуальными ответами. Это значительно повышает плотность занятия, помогает вовлечь в работу всех детей, а также выяснить, кто из малышей не овладел осваиваемым навыком, с тем чтобы дополнительно что-то объяснить, показать (на занятии).

Использование разнообразных демонстрационных материалов (предметы, игрушки, картинки, фигурки настольного театра и т. п.). Рассматривание их поддерживает внимание детей, повышает речевую активность, формирует способность к обобщению.

Использование заданий, направленных на то, чтобы дать детям возможность сменить позу, подвигаться (например, подойти к воспитателю, чтобы вместе с ним что-то рассмотреть; заглянуть под стулья, чтобы найти, куда спряталась кисонька-мурысенька; изобразить бодающихся козлят, клюющих зернышки цыплят и т. п.). В ряде случаев эти задания одновременно преследуют цель обучить детей умению принимать воображаемую ситуацию: испечь оладушки, поймать снежинку и сдуть ее. При выполнении подобных заданий дети учатся игровым действиям, необходимым для развертывания самостоятельных сюжетно-ролевых игр, появление которых на третьем году жизни ребенка свидетельствует о новой ступени в его развитии.

Занятие по развитию речи (первая младшая группа). Тема: Игрушки в гостях.

Цель:
Продолжать знакомить детей со стихами А. Барто.
Побуждать понимать речь взрослого и активно реагировать на неё.
Развивать речевую активность, рассказывать стихи вместе с воспитателем.
Задачи:
1. Вызвать у детей желание слушать и повторять стихи А.Барто;
2. Способствовать развитию у детей представлений о цвете и форме, величине и свойстве предметов по средствам художественного слова;
3. Развивать эмоциональное отношение к художественной литературе;
4. Учить детей отчетливо и ясно произносить слова и фразы.
5. Формировать основные психические процессы: внимание, память, мышление.
Материал для занятия:
Демонстрационный: игрушечный зайка, бычок, мишка, слон.

1.Формирование словаря: развивать понимание речи и активизировать, обогащать словарь детей: существительными, обозначающими животных.
2.Работа по звуковой культуре речи: приучать детей говорить внятно, не торопясь.
3.Работа по грамматическому построению речи: учить согласовывать существительные с глаголами.
4.Работа над связной речью: продолжать учит понимать речь воспитателя, отвечать на простейшие вопросы.
5.Индивидуальная работа: с Вадимом, Николь, Викой над внятностью и ясностью произношения слов.
Предварительная работа: чтение детям стихотворений из серии
« Игрушки» А. Барто.
Методы и приемы работы: наглядный, словесный, практический

(проговаривание), игровой прием, художественное слово. Наводящие вопросы, договаривание фразы начатой воспитателем, поощрение.
Используемая литература: В. В. Гербова, А. И. Максаков « Занятия по развитию речи в первой младшей группе».

Ход занятия:

I.Ребята, пока вы спали, к вам в гости игрушки пришли, но они куда-то спрятались.
- Помогите мне их найти? (дети идут по группе и первым находят слона)
- Кто это? Какого цвета? Какие у него уши, глаза? Как он трубит хоботом? А какое стихотворение мы с вами знаем про слона? (дети с воспитателем читают)

Спать пора, уснул бычок
Лёг в коробку на бочок,
Сонный мишка лёг в кровать
Только слон не хочет спать,
Головой кивает слон, он
Слонихе шлёт поклон.

Покажите, как слон кивает головой. А давайте споём ему колыбельную, чтобы он уснул (дети поют).

II.Идём искать другие игрушки, находим медведя.
- Кто это? Большой или маленький? Какие у него лапы? Глаза? А вы знаете стихотворение про мишку?

Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу,
Потому что он хороший.

Зайку бросила хозяйка
Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.

А почему промок зайка?(был дождь, а зонта не было). Давайте научим зайку прятаться от дождика.
Физ. минутка
Капля раз
Капля два
Очень медленно сперва
А (потом)-3раза
Всё (бегом)-3раза
Мы зонты свои открыли
От дождя себя укрыли.
IV.Ну что, идём дальше (находят бычка)
- Кто это? Каким цветом? Размером? Покажите рожки?
Идёт бычок качается
Вздыхает на ходу.
- Ой, доска кончается
Сейчас я упаду.
- Ребята, бычок чуть не упал, он плохо ножками ходит. А давайте его научим ездить на машине.
Логоритмическое упражнение «Машинка»
Би-би-би, гудит машина
Тук-тук-тук, мотор стучит
Едем-едем, едем-едем,
Он так громко говорит.
Шины трутся о дорогу,
Шу-шу-шу, они шуршат
Быстро крутятся колёса
Та-та-та, везут ребят.
V.-Ну вот и всех нашли. Тут и слон проснулся. Сколько много вы стихов знаете, разные игры и упражнения выполняете, скоро совсем большие вырастите. Игрушки-зверушки я у вас в садике оставлю, пусть с вами растут, ума-разума набираются. До свидания.

Эльза Замалетдинова
Конспект занятия по развитию речи в 1 младшей группе «Встреча с друзьями».

Программное содержание:

Учить детей сравнивать предметы по форме (круглый, по признакам (гладкий, колючий, мокрый, легкий).

Обогащать и активизировать речь детей.

Развивать тактильные ощущения, умения действовать согласно речевой инструкции воспитателя.

Воспитывать наблюдательность, коммуникативные навыки.

Вызывать положительные эмоции.

Методические приёмы:

Показ, художественное слово, игра.

Оборудование.

Иллюстрации, игрушка птичка, гладкие желтые шарики, перья, вода в распылителе, зонтик, колючие резиновые шарики по количеству детей, разноцветные коробки.

Организация занятий.

Дети около воспитателя, задания за столами, игра-инсценировка.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети,давайте поиграем. Большие ноги шли по дороге То--о-п-топ то-о-п, маленькие ножки бежали по дорожке топ-топ-топ.

(Воспитатель читает русскую народную песенку "Большие ноги шли по дороге" инсценируя стихотворение). Молодцы.

Воспитатель: Посмотрите, к нам прилетела птичка. Давайте споём песенку "Птичка" (муз. М. Раухверга, сл. А. Барто).

Села птичка на ладошку,

Посиди у нас немножко,

Посиди не улетай,

Улетела птичка,ай.

Воспитатель: Садитесь за столы и послушайте, что рассказала мне птичка.

Она много летала,путешествовала и вот кого она встретила (воспитатель показывает картинку с изображением колобка).

Воспитатель: Кто это? (колобок). А колобок был таким (раздает жёлтые мячики).

Какой, колобок? (жёлтый, круглый, катится). А что ещё бывает круглым? (шарик,часы, колёса, арбуз, яблоко).

Затем прилетела тучка-злючка и пошел дождь (картинка дождя) он был таким (воспитатель брызгает водой из распылителя).

Какой дождик? (мокрый).

Музыкальная игра инсценировка "Дождик" (муз. Русско-народно образовательная В. Фере).

Воспитатель: Во время путешествия птичка встретила петуха. Он подарил нам пёрышки. Вот они какие (воспитатель раздаёт детям пёрышки, дети рассматривают и дуют). Какое пёрышко? (лёгкое, белое). Затем птичка встретила ёжика. Ёжик какой? (колючий). Ёжик был такой (воспитатель раздаёт резиновые колючие мячики). А теперь этих маленьких ёжиков отправим по домам (дети раскладывают мячики в коробки по цветам). Молодцы, вы справились. За это я вам приготовила угощение.

Светлана Ивановна
Конспект занятия по развитию речи в I младшей группе: «В гостях у сказки»

Весь 2016 год мы с моими малышами занимались развитием познавательно-речевой активности с помощью малых форм фольклора. В конце года мы подвели итоги своей работы и поставили с ребятами сказку для "Теремок". В качестве зрителей выступили ребята средней группы "Непоседы". Представляем вашему внимаю сценарий данного занятия.

Действующие лица: Ведущая, артисты-воспитанники первой младшей группы: Мышка-норушка, Лягушка-квакушка, Зайчик-побегайчик, Лисичка-сестричка, Мишка- топтышка.

Атрибуты: костюмы зверей, мягкие блоки в виде домика.

Дети вместе с Ведущей заходят в зал паровозиком и садятся на скамейки.

Ведущая: Ребята, сегодня у нас необычный день. Смотрите, к нам в гости пришли ребята из другой группы (показывает на ребят средней группы «Непоседы»). Давайте с ними поздороваемся.

Ребята: Здравствуйте!

Ведущая: Скажите, ребята, вы любите сказки?

Ребята: ДА!

Ведущая. Тогда я вам предлагаю сходить в гости к Сказке. Но Сказка живет далеко-далеко, пешком туда не добраться. Придется ехать на автобусе. Поедем?

Дети танцуют танец «Мы в автобусе сидим», а «Непоседы» за ними повторяют. После танца ведущая обращает внимание на домик из мягких блоков.

Ведущая: Ребята, а это что это такое стоит?

Дети: Домик (как вариант:теремок)

Ведущая: Да, домик-теремок, он не низок, не высок. А помните, в сказке, кто в теремочке жил?

Дети: Мышка!

Ведущая: Да, мышка-норушка. А где у нас мышка?

Выходит Яна С. В костюме мышки.

Мышка: Пи-пи-пи. Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?

Ведущая: Никто мышке не ответил. Решила мышка тогда жить там одна. Живет себе мышка, пирожки печет. Мышка, ты нам покажешь,как пирожки печь?

Мышка: (показывает и рассказывает пальчиковую гимнастику)

Тешки-тетешки,

Пекла бабка лепешки,

Медом поливала,

Маком посыпала,

Деткам раздавала.

Ведущая: Молодец, мышка! Вкусные лепешки получились. Живет мышка, одна, вдруг дождик закапал. Ребета, а как дождик капает?

Дети: Кап-кап!.

Ведущая: Молодцы, все знаете. Капает дождик, капает, а лягушке спрятаться негде, вот она и прискакала с теремку.

Выходит Лиза С. В образе лягушки.

Лягушка:

Мышка: Я мышка-норушка, а ты кто?

Лягушка: А я лягушка-квакушка.

Мышка: Ступай ко мне жить.

Ведущая: Стали жить они вдвоем. Живут, горя не знают. А тут лисичка за зайчиком гонится. Бежит зайчик от лисы, бежит, и вдруг…увидел наш теремок!

Выходит Даня С. в образе зайчика.

Зайчик: тук-тук. Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?

Мышка: Я мышка-норушка.

Лягушка: А я лягушка-квакушка, а ты кто?

Зайчик: я Зайчик - побегайчик. Пустите меня к себе жить.

Мышка: Заходи.

Ведущая . А следом за зайчиком и лисичка прибежала.

Выходит Маша Ж. в образе лисички.

Лисичка: тук-тук. Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?

Мышка: Я мышка-норушка.

Лягушка: А я лягушка-квакушка.

Зайчик: я Зайчик - побегайчик.

Лисичка: Пустите меня к себе жить.

Ведущая: а ты Зайчика будешь обижать?

Лисичка: Неееет.

Мышка: Тогда заходи.

Ведущая: Ребята, а давайте посчитаем, сколько зверят уже живут в теремочке?

Дети – «Непоседы»: Один, два, три, четыре…Четыре!

Ведущая: Умнички, четыре. Живут-поживают звери, так им хорошо в теремочке. Прознал про их теремок Мишка косолапый. Захотел он с ними жить.

Выходит Никита Б. в образе мишки.

Мишка: тук-тук. Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?

Мышка: Я мышка-норушка.

Лягушка: А я лягушка-квакушка.

Зайчик: я Зайчик – побегайчик.

Лисичка: Я- лисичка-сестричка, а ты кто?

Медведь: а я медведь косолапый. Пустите к себе жить.

Звери хором: Неееет.

Мишка: тогда я сломаю дом ваш! (ломает теремок, зверята с криками убегают).

Ведущая: Мишка- мишка, как же так? Где теперь зверята жить будут? Видишь, как они плачут теперь?

Мишка: Вижу…Простите меня.

Ведущая: Зверята, простим мишку?

Звери: ДА!

Ведущая: Мишка, давай, раз ты домик сломал, поможешь нам его снова постоить. А звери и другие ребята тебе помогут.

Все вместе ребята строит новый, большой дом из блоков.

Ведущая: Молодцы, ребята. Какой славный, большой дом получился!Теперь в нем всем места хватит – и зверятам, и мишке, и даже нам. Давайте похлопаем нашим ребятам-актерам, они очень старались. А вам понравилось в гостях у сказки?

Дети: ДА!

Ведущая :Здорово! Обещаю, что совсем скоро мы вновь пойдем к ней в гости. А теперь давайте прощаться со старшими ребятами.

Дети говорят «До свидания» и под веселую музыку паровозиком уходят в группу.

Светлана Ивановна
Конспект открытого занятия по развитию речи в первой младшей группе «В гостях у сказки «Курочка Ряба»

Образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Тип занятия: интегрированное занятие.

Возраст: 2-3 года.

Форма непосредственно образовательной деятельности: беседа, игровая ситуация, подвижная игра.

Форма организации: группа.

Цель: развивать речевую активность детей, упражнять их в умении соотносить действия со словами.

Задачи:

образовательные

Учить пересказу знакомых детям литературных произведений, составлению коротких рассказов с помощью взрослого;

Развивать умение ориентироваться на признаки объекта;

Уточнить и закрепить правильное произношение звука[а], учить чётко артикулировать этот звук в звукосочетаниях, словах, развивать речевое дыхание.

развивающие

Развивать у детей речь, мыслительную активность, память, внимание.

Развивать умение детей принимать на себя игровую роль.

воспитательные

Воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого, повторять простые предложения

Способствовать развитию разговорного общения в ходе занятий, поощрять активность, любознательность.

Создать положительный настрой.

Предварительная работа: чтение сказки, беседы, рассматривание иллюстраций, проведение игр.

Материал: настольный театр «Курочка Ряба», маска-шапочка курочки, игрушки (гусь, лягушка).

Ход непосредственно образовательной деятельности (НОД):

Дети заходят в группу. Воспитатель обращает внимание детей на связку воздушных шариков с прикреплённой к ней корзинкой. В корзинке находится маленький игрушечный медвежонок.

Воспитатель. Ребята, смотрите, к нам в комнату залетели воздушные шарики! Какие красивые! Яркие, разноцветные. Ух ты, смотрите, а к ним ещё и корзинка привязана! Наверное, кто-то прилетел к нам в гости.

Достаёт из корзинки игрушечного медвежонка и показывает детям.

Действительно! Малыши, вы узнали, кто это?

Дети. Это медвежонок.

Воспитатель. Действительно, это медвежонок Миша. И он что-то хочет сказать мне на ушко. Давайте-ка позовём тишину, чтобы я могла услышать, что он говорит.

Дети молчат. Воспитатель прислоняет медвежонка к уху и делает вид, что внимательно его слушает.

Ребята, Миша, оказывается, прилетел к нам не один, а с гостями. Поздоровайтесь с ними, пожалуйста.

Дети здороваются.

Детки, медвежонок просит нас полететь с ним на воздушном шаре в гости к сказке. Миша очень любит эту сказку, но лететь туда одному ему скучно. Составим ему компанию?

Воспитатель. Ну что ж, тогда скорее держитесь за воздушные шарики, скоро мы взлетаем!

Воспитатель даёт детям по очереди подержать воздушные шары, посмотреть их, потрогать.

А теперь давайте сядем на стульчики и подуем на ладошки, чтобы наши шарики взлетели как можно выше.

Играет музыка. Дети садятся на стульчики. Воспитатель показывает, как нужно дуть на ладошки. Дети дуют. Музыка останавливается.

Ура! Наши воздушные шарики поднялись высоко в небо! Мы с вами летим!

Играет музыка.

(Слайд 1). Ребята, мы прилетели в маленькую деревню. Миша говорит, нам нужно опустить воздушные шарики здесь. Малыши, смотрите, что это такое? (слайд2 - домик)

Дети. Это домик.

Воспитатель. Верно. А кто сидит на лавочке у домика?

Дети. Дедушка и бабушка (слайд 2).

Воспитатель. Посмотрите, а на травке возле них сидит…

Дети. Курочка (слайд 3).

Воспитатель. Как вы думаете, малыши, в какую же сказку мы с вами прилетели?

Дети. В сказку «Курочка Ряба».

Воспитатель. Правильно. Мы прилетели в сказку «Курочка Ряба». Мише не терпится её послушать. Садись, Миша на стульчик с ребятками, я расскажу тебе и ребяткам сказку про курочку Рябу.

Воспитатель сажает игрушку на стульчик рядом с собой. Используя настольный театр, воспитатель выразительно, эмоционально рассказывает сказку.

Ребята, вам нравится эта сказка?

Воспитатель. Мише тоже очень нравится эта сказка. И он просит рассказать её ещё раз. Давайте я начну, а вы будете мне помогать, хорошо?

Дети рассказывают сказку. Возможны хоровые и индивидуальные ответы.

Жили-были…

Дети. Дед и баба.

Воспитатель. И была у них…

Дети. Курочка Ряба.

По ходу рассказа (по мере того как ребёнок заканчивает фразу) воспитатель ставит на стол соответствующую фигурку настольного театра.

Воспитатель. Молодцы, малыши! Наш гость Миша очень рад, что услышал свою любимую сказку. Миша, раз уж малыши рассказали тебе сказку, поиграй с ними! Согласен? Я буду курочкой, а вы будете моими цыплятками. И мы с вами пойдём гулять (слайд 4).

Проводится игра малой подвижности «Вышла курочка гулять».

Воспитатель. Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки,

Жёлтые цыплятки.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко,

Лапками гребите,

Зёрнышко ищите.

Съела толстого жука,

Дождевого червяка,

Выпила водицы

Полное корытце.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко.

Лапками гребите,

Зернышко ищите.

После проведения игры дети вновь занимают свои места на стульчиках.

Воспитатель. Посмотрите, ребята, кто-то идёт к нам в гости. Это же…

Дети. Гусь.

Воспитатель. Да, ребята, это гусь, друг курочки Рябы. Он говорит, что его зовут Гага. Как зовут гуся?

Дети отвечают. Возможны хоровые и индивидуальные ответы.

Гусь идёт с пруда, ему весело и он поёт песенку: «Га-а-а-га». Какую песенку поёт гусь?

Дети отвечают.

Смотрите, ребята, кто-то прыгает гусю навстречу. Кто это?

Дети отвечают.

Правильно, это лягушка. Её зовут Ква. Как зовут лягушку?

Дети отвечают.

Она прыгает и поёт свою песенку. Как вы думаете, какую песенку поёт лягушка?

Дети. «Ква-а-ква-а».

Воспитатель. Сейчас мы с вами поиграем. Вы должны будете отгадывать, кто поёт песенку: гусь Гага или лягушка Ква.

Убирает со стола игрушки и произносит звукосочетания в любом порядке, но обязательно с выделением звука [а].

Молодцы, вы правильно отгадали, кто пел песенку. Ах, слышите, кажется, это звонит мой телефон. Алло, здравствуйте, да, это я, да мы в сказке. Хорошо, скоро мы вернёмся. До свидания! Ребята, только что мне звонила мама медвежонка. Миша, мама приготовила тебе сладкий чай, купила вкусные конфеты и ждёт тебя дома. Да и нам с малышами пора возвращаться в детский сад. Поднимаем наши воздушные шары!

Дети дуют на ладошки.

До свидания, сказка!

Играет музыка.

Воспитатель. Вот мы и вернулись с вами в детский сад. Скажите мне, где мы сегодня с вами были?

Дети. В сказке «Курочка ряба».

Воспитатель. А вам понравилось в гостях у сказки?

Воспитатель. А кого мы с вами встретили в сказке?

Дети. Дедушку, бабушку, курочку, мышку, гуся, лягушку.

Воспитатель. А как звали гуся?

Дети. Гага.

Воспитатель. А какую песенку пела лягушка?

Дети. Ква-ква-ква.

Воспитатель. Спасибо, Миша, что взял нас с собой в сказку. Малыши, давайте скажем Мише «до свидания», ему пора домой.

Дети. До свидания, Миша!

Воспитатель. Я провожу нашего гостя, а вы тихонько посидите, подождите меня.

Воспитатель уносит шарики и корзинку с медвежонком и возвращается с корзинкой конфет.

Ребятки, за то, что вы с Мишей летали в его любимую сказку, его мама-медведица передала мне корзинку вкусностей и просила вас угостить. Спасибо вам большое!

Сюрпризный момент.

Светлана Буслаева
Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Чтение сказки В. Сутеева «Кто сказал мяу?»

Цель : познакомить детей с новым произведением, доставить малышам удовольствие от восприятия сказки , формировать умение внимательно слушать произведение, узнавать животных, повторять звуки, которые они произносят. Обогащать и активировать словарный запас детей

Материалы : фланелеграф, фигурки животных для фланелеграфа (щенок, петух, мышь, собака, пчела, лягушка, кошка, книга В. Сутеева «Кто сказал «Мяу, музыкальное произведение «Киска к детям подошла» , тарелка с молоком, занавеска.

Ход занятия:

Воспитатель обращает внимание детей на фланелеграф, покрытый занавеской.

Воспитатель : «Ребята, посмотрите, мне кажется, что занавеска шевелится, наверное, там кто-то спрятался! Давайте проверим! Закрывайте глазки. .Раз, два, три, четыре, пять – будем глазки закрывать, раз два три, четыре, пять – будем глазки открывать. (воспитатель открывает занавеску) . Кто это тут спрятался? (показывает на щенка) ».

Ответы детей

Ребята, я хочу вам рассказать одну , очень интересную историю, которая произошла с этим щенком.

Однажды Щенок спал на своём любимом коврике около дивана. Вдруг он услышал, как кто-то сказал : ""Мяу!""

""Ребята, давайте вместе скажем ""Мяу""

Дети повторяют за воспитателем.

Щенок поднял голову, но никого не увидел. Он подумал, что это ему приснилось. Только щенок начал засыпать, и тут кто-то снова сказал : ""Мяу! ""Щенок спросил : ""Кто там? "" Он обежал всю комнату, заглянул под диван, но никого не нашёл.

Тогда он прыгнул на подоконник, затем на улицу, и увидел во дворе, гуляет…

Воспитатель, прикрепляет на фланелеграф изображение петушка.

Воспитатель : ""Кто гуляет во дворе? ""

Ответы детей.

""Это ты сказал ""мяу ? ""- спросил Щенок у Петуха. “

Нет, я умею только говорить : ""Ку-ку-ре-ку""

""А больше ты ничего не умеешь говорить? "" спросил Щенок.

""Нет""- сказал Петух .

Щенок решил пойти домой, но у самого крыльца опять кто-то сказал : ""Мяу!""

Это точно здесь, подумал Щенок и начал рыть лапами землю под крыльцом.

Щенок вырыл уже большую яму, как оттуда выскочил маленький зверёк.

Воспитатель прикрепляет на фланелеграф изображение Мышки.

Воспитатель : ""Кто это ребята? ""

Ответы детей.

Воспитатель : ""Правильно, ребята, это Мышь""

""Пи-пи-пи ""-запищал Мышонок

. Воспитатель : "" Ребята, давайте вместе скажем "" Пи-пи-пи""

Щенок спросил у мышонка «Это ты сказал «Мяу?»

Мышонок «Нет, а что кто-то сказал «Мяу?» , ой боюсь, боюсь»

Мышонок убегает.

Щенок сел и задумался, кто же мяукает. Вдруг он услышал опять :"" Мяу!""

Это было совсем рядом с собачьей будкой. Щенок обежал вокруг конуры несколько раз, но так никого и не нашёл. В конуре кто-то зашевелился и из неё выскочил большая лохматая собака

Воспитатель прикрепляет на фланелеграф изображение собаки. Она зарычала :"" Р-р-р

Гав! Гав! Гав!

«Извините, я только хотел спросить…это вы сказали «Мяу?» - спросил Щенок.

Собака в ответ очень грозно зарычала.

Щенок испугался и побежал прятаться, как неожиданно к нему подлетела пчела и ужалила его в нос.

«Ой, как больно» - заплакал щенок, но вдруг он заметил прыгающую рядом с ним лягушку и спросил, - это вы сказали «:Мяу?» »

«Х-ха-ха, разве лягушки говорят «Мяу?» , засмеялась лягушка и попрыгала дальше.

Расстроенный Щенок пошёл домой, там он снова лёг на свой любимый коврик и хотел поспать

И вдруг он опять услышал : «" Мяу!»

Щенок быстро вскочил и увидел на подоконнике пушистую кошку.

Щенок спросил : «Это ты сказала «Мяу?»

«Да» ,- ответила кошка.

Щенок рассердился и вспомнил, как лаяла и рычала большая собака : «Гав-гав-гав» . «Р-р-р»

Кошка а ответ зашипела :" "Ш-ш-ш "" и убежала.

Щенок вернулся и лёг на коврик. Теперь он мог спокойно уснуть. Ведь теперь он знал :"" Кто сказал "" Мяу ""

Воспитатель : «Ребята, а давайте позовём кошку, кис-кис….»

Кошка возвращается, звучит музыка «Киска к детям подошла»

Дети угощают кошку молоком, прощаются с ней.

«А давайте поиграем в игру «Кто как кричит?» Возьмите в руки понравившегося персонажа и попробуйте изобразить, как он разговаривает.

Воспитатель дарит детям книжку «Кто сказал «Мяу?» и предлагает её «поселить» в книжном уголке.

Светлана Буслаева
Конспект открытого занятия по развитию речи. Чтение сказки К. Чуковского «Телефон»

Конспект открытого занятия по развитию речи .

Чтение сказки К . Чуковского « Телефон »

Цель : Порадовать детей чтением новой сказки .

Задачи :

- образовательные задачи :

Учить детей слушать и правильно отвечать на вопросы.

Закреплять знания детей о литературных произведениях К. Чуковского

- Развивающие задачи

Развивать координацию движений и умение двигаться в соответствии с текстом.

Развивать мышление , речь, воображение, память

- Воспитательные задачи :

Воспитывать усидчивость и коммуникативные взаимоотношения между детьми.

Воспитывать любовь к художественной литературе.

Доставлять радость от встречи с любимыми сказочными героями

Предварительная работа :

1. Чтение произведений К . И. Чуковского .

2. Рассматривание иллюстраций к этим книгам.

3. Выставка книг Чуковского

Словарная работа : Чуковский , «Мойдодыр» , « Телефон » , картотека, фланелеграф.

Материал и оборудование : Иллюстрации обложек книг к произведениям Корнея Чуковского , посылка с заданиями, демонстрационный материал по сказке К . Чуковского « Телефон » для фланелеграфа, портрет Чуковского , интерактивная доска, презентация.

Литература :

Программа ФГОС «От рождения до школы» Научные редакторы : Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева

В. В. Гербова ФГОС « Развитие речи в детском саду »

Книги К. Чуковский « Телефон » , «Путаница» , «Мойдодыр» , «Краденое солнце» , «Чудо-дерево» , «Муха-Цокотуха»

Интернет ресурсы.

Ход НОД

Воспитатель и дети здороваются с гостями.

Воспитатель : - Ребята, к нам в садик пришла посылка для нашей группы «Теремок» . Давайте посмотрим, что там внутри? Это же обложки к книгам. Давайте посмотрим, к каким. (Воспитатель достает обложки книг Чуковского и выставляет на доску, дети называют названия этих книг)

Воспитатель : К. И. Чуковский был веселым и жизнерадостным человеком. Его уже давно нет, но книги, которые он написал живут и будут жить дальше. С ранних лет его стихи приносят радость. Ваши бабушки и дедушки с детства помнят эти стихи.

К. И. Чуковский стал детским писателем случайно . А вышло так : заболел его маленький сынишка. Чуковский вез его в поезде . Мальчик плакал и капризничал. Отец стал рассказывать , чтобы его отвлечь : «Жил да был крокодил, он по улицам ходил» . Мальчик затих и стал слушать, что же было дальше. А утром, проснувшись, мальчик просил отца снова рассказать вчерашнюю сказку . После этого случая Чуковский стал сочинять сказки для детей .

Воспитатель : А Вы хорошо знаете его сказки ? Давайте посмотрим. Тогда отгадайте загадки, найдите к ним обложки и отнесите в будущую картотеку книг.

1. Не умытых он ругает,

Полоскаться заставляет,

Трубочиста чисто-чисто,

Чисто-чисто умывает («Мойдодыр» )

Он великий умывальник

Умывальников начальник

И мочалок командир. (Мойдодыр)

2. Это что за тарарам разбежались по углам

Все тарелки, чашки, ложки, сковородки, поварешки.

Не хотят быть грязными, страшными, ужасными.

Бабушка их не любила, только била и не мыла.

Но когда ушла посуда

Стало бабушке той худо :

Ни попить, ни щи сварить,

Остается слезы лить. («Федорино горе» )

Старушка-грязнуля в избушке жила

Не мыла кастрюли, полы не мела.

С посудой когда-то была она в ссоре («Федорино горе» )

3. По полю пошла,

Денежку нашла.

Чаю наварила

Гостей пригласила,

Сама в паутину угодила. («Муха-Цокотуха» )

Прогулялась я по полю

И купила самовар,

А потом на мне женился

Храбрый маленький комар. (Муха – Цокотуха)

4. Солнце по небу гуляло, крокодила увидало

Проглотил его злодей и обидел всех зверей :

И зайчат, и медвежат и других лесных зверят.

Мишка солнце отобрал, крокодила наказал.

Угадайте без подсказки

Названье этой сказки ? («Краденное солнце» )

Это что за вор зубастый

Красно солнце заграбастал?

Ох, побьет его медведь,

Неповадно будет впредь. (Крокодил)

5. Открываем книжку-дверь и глядит оттуда зверь :

Рыжий, страшный и усатый "Берегитесь - ка, зверята"

Он рычит и кричит, и усами шевелит,

Всех зверят - малышат скушать он норовит.

Но один молодец,

Удалой удалец,

Клюнул раз, клюнул два

И не стало врага. (Тараканище)

«Вдруг из подворотни –

Страшный великан,

Рыжий и усатый таракан». (Тараканище)

6. Лечит он мышей и крыс,

Крокодилов, зайцев, лис.

Перевязывает ранки

Африканской обезьянке

И любой нам подтвердит

Это доктор…. (Айболит)

7. Мяу – говорил утенок,

Му -у – говорил котенок,

Заинька был паинька.

Перепутали всё звери,

Потому что так хотели

Или просто маленькие. (Путаница)

Замяукали котята

"Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята,

Хрюкать!"

А за ними и утята :

"Не желаем больше крякать!

Мы хотим, как лягушата,

Квакать!" (Путаница)

8. Кто здесь самый кровожадный? Кто здесь самый беспощадный?

Парень очень неприятный просто форменный злодей.

Он по Африке гуляет, свои песни распевает

О том, как ненавидит маленьких детей.

Но большой Гиппопотам

Того злодея наказал.

И теперь он обожает

Этих маленьких детей. («Бармалей» )

Воспитатель : А сейчас я вам прочитаю ещё одну сказку Чуковского ,Телефон” . Показ презентации по сказке .

Физкультминутка (Дети встают в круг)

Нас не надо вам лечить, добрый доктор Айболит! (дети шагают по кругу друг за другом)

Не болят у нас животики,как у бедных бегемотиков! (гладят животы)

К солнцу руки мы протянем, а потом в траве присядем (тянут руки вверх, садятся на корточки)

Как орлы летим-парим,во все стороны глядим. (бегут по кругу, машут руками, глядят по сторонам)

Где же Африка страна? Может помощь там нужна (останавливаются смотрят «в бинокль» )

С обезьянкой мы поскачем, как веселый звонкий мячик. (прыгают)

Дружно к бедным страусятам по траве идут ребята. (шагают по кругу,высоко поднимая ноги)

Всем мы помощь оказали, сами сильными мы стали. (остановились, показали свои мышцы)

Вопросы после чтения произведения :

Ребята, а вам понравилась новая сказка ?

А кто из героев вам больше всех понравился?

А кто из животных первый позвонил?

Что попросил слон?

Что попросили мартышки?

Кто из животных попросил привести им капли?

Кто был последним?

Как вы думаете, надо ли помогать товарищу, если он попал в беду?

Воспитатель : Я думаю, что дети нашей группы никогда не оставят товарища в беде, ведь дружба, доброта и взаимовыручка делают нашу жизнь более светлой и радостной.

Воспитатель : - Ребята, а мы ведь не все из посылки достали. Что же здесь еще? (Воспитатель достает конверт с рисунками для фланелеграфа по сказке « Телефон » .)

Это же картинки для нашего фланелеграфа по сказке Чуковского « Телефон » . Теперь вы сами сможете ее рассказывать и показывать .

Подведение итогов

Скажите, а что мы с вами сегодня делали?

Что больше всего вам понравилось?

Что нового вы узнали?

А теперь похвалите себя «Ах, какой я молодец»

Теперь нужно попрощаться с гостями!