Навыки ребенка в 4 месяца девочке. Развитие ребенка: четвертый месяц жизни

Младенец быстро растет и меняется. Еще недавно он только ел и спал, а вот уже улыбается и активно двигается. Каждый месяц малыш приобретает новые навыки. И вот крохе 4 месяца.

Что должен уметь делать ребенок в этом возрасте часто интересуются неравнодушные родители. Это важно знать, чтобы быть уверенным, что малыш растет и развивается нормально.

В 4 месяца ребенок начинает меняться. Причем изменения касаются всех сфер: внешности, физического и психоэмоционального развития.

У малыша появляется много новых умений. Вот что должен уметь делать кроха в этом возрасте:

    • Хорошо узнает маму и других близких, кто за ним ухаживает.

При появлении мамы начинает улыбаться, радоваться, гулить. Если мама отходит, проявляет недовольство, ищет ее взглядом.

    • Различает знакомые голоса

Например, папа пришел с работы, малыш его услышал и радостно пищит.

    • На пятом месяце жизни развивается речь крохи.

Он активно лепечет на своем языке. Может произносить отдельные буквы или даже слоги;

    • Хорошо умеет брать в кулачок игрушку

Рассматривает ее, удерживает некоторое время.

    • Развиваются тактильные ощущения.

Ребенок все старается тянуть в рот.

    • Большинство детей в начале 4 месяца уже умеют переворачиваться со спинки на живот

А также поднимать корпус из положения «лежа на животе», опираясь на предплечья, а позже и на кисти.

Если в начале месяца этого умения еще нет, то к концу месяца оно, как правило, появляется.

  • Если четырехмесячного малыша поддерживая под мышки поставить на поверхность, то он хорошо упирается ножками, присаживается, пританцовывает;
  • Ребенок узнает свое имя, реагирует, когда к нему обращаются;
  • Узнает грудь или бутылочку, ждет кормления при их виде, поддерживает во время кормления.

Внешность четырехмесячного малыша также претерпевает изменения. Волосики, с которыми ребенок родился, меняются на новые, часто другого оттенка. Глазки малыша также могут изменить свой цвет, часто становятся темнее. Если при рождении у крохи были голубые глазки, они могут стать зелеными, серыми и даже карими, в зависимости от наследственности.

Не все детки развиваются одинаково. У каждого свой темп развития: одни детки более быстрые и в 4 месяца умеют гораздо больше, другие – наоборот, только начинаю приобретать необходимые навыки.

Рефлексы, эмоции и «речь»

В возрасте 4 месяца некоторые рефлексы новорожденного угасают. На их место приходят более осмысленные движения. Ослабевают и исчезают такие рефлексы:

    • Хватательный рефлекс новорожденного, который проявляется схватыванием и удерживанием младенцем предмета при касании к его ладони;
    • Рефлекс Моро. Его определяют различными приемами.

Один из них, ударить по столу, на котором лежит ребенок на расстоянии 15-20 см от него. Малыш при этом вскидывает ручки в стороны с разогнутыми пальцами, а затем вновь возвращается в исходное положение. Не стоит самостоятельно проводить этот эксперимент, чтобы не пугать ребенка;

    • Рефлекс Бабкина. При надавливании пальцем на возвышение большого пальца ладони младенца, открывается рот и сгибается голова.

Рефлекс повторяется на обеих ладонях. Если не проходит к 4 месяцам, то могут быть неврологические проблемы;

  • Рефлекс ползанья по Бауэру.

Ребенок лежит на животе и поднимает головку. При этом пытается ползти, так называемое спонтанное ползание. Если к стопам приставить ладонь, то ребенок отталкивается от нее. Это можно использовать как подготовку к выработке навыка ползания. В 4 месяца рефлекс угасает.

Больше всего родители радуются всплеску эмоционального развития малыша в этом возрасте. Ребенок к 4 месяцам очень любит общаться, часто улыбается близким людям, любимым вещам, смеется.

В психоэмоциональном развитии ребенка этого возраста можно выделить такие моменты:

    1. Малыш хорошо научился узнавать близких ему людей , которые за ним ухаживают.

Он радуется, когда видит их, смеется, просит внимания к себе. Особенно при этом он выделяет маму. Ребенок в этом возрасте очень тесно связан со своей матерью и тонко улавливает ее настроение.

    1. Незнакомые люди вызывают у четырехмесячного младенца настороженность .

Иногда он может заинтересоваться ими, но может и испугаться. Если знакомый человек сильно изменит внешность, то ребенок его не узнает.

    1. У ребенка активно развивается речь .

Пока он только произносит звуки, особенно гласные. Из согласных часто может произносить «м», «б», «п». Иногда получаются слоги из этих букв. Малыш любит гулить, «петь» и производит множество звуков.

  1. Если ребенку показать бутылочку или мамину грудь, то он уже знает, что последует кормление .
  2. Младенец в 4 месяца любит рассматривать игрушки и прочие предметы, может брать их в ручку, перекладывать из одной руки в другую.
  3. Ребенок уже способен испытывать такие эмоции как радость, любопытство, страх, обиду .

В этом возрасте ребенок по-новому учится смотреть на различные предметы, у него изменяется зрение и слух.

Возможно ваш малыш развивается немного по-другому, и вам актуальнее будет ознакомиться с тем,

Зрение

Зрение младенца в этом возрасте уже связано с осмысленным восприятием предметов. Он различает своих близких, узнает себя в отражении зеркала. Малыш не только видит предметы, а и старается их запомнить. В 4 месяца ребенок уже умеет различать цвета. Он способен отдавать предпочтение определенному цвету игрушки.

Показывать ребенку игрушку лучше располагая ее на расстоянии 25 см. Так малыш способен ее рассмотреть.Если игрушку передвигать, то кроха уже будет следить за ее перемещением.

Можно заметить, что движения глаз ребенка хорошо скоординированы и синхронны.

Слух

Слух четырехмесячного малыша развит настолько, что он узнает голоса знакомых ему людей. Поворачивает головку в сторону звука. Малыши этого возраста любят слушать музыку, могут предпочитать определенную мелодию, хотя еще не различают многих тонов. Поэтому лучше, если мелодия будет простая и ритмичная. В этом возрасте дети любят слушать голос мамы или папы. Поэтому очень полезно разговаривать с ними, читать сказки, показывать и называть предметы. Ребенок постепенно будет повторять звуки.

Что должно насторожить

Не все малыши развиваются одинаково. Некоторые опережают сверстников, другие отстают. Поэтому если кроха не умеет выполнять что-то из того, что «должен» в этом возрасте, не стоит переживать. Со временем он всему научится. Однако есть ряд признаков, которые могут свидетельствовать о нарушениях здоровья ребенка. Поэтому их нельзя игнорировать. Насторожить родителей должны такие моменты:

  • Младенец не удерживает в руке предметы, не пытается взять их;
  • Не различает людей, никак на них не реагирует: не следит, не улыбается, не расстраивается, вообще не проявляет эмоций;
  • Даже не пытается переворачиваться на животик;
  • Когда лежит на животе, не старается подниматься, опираясь на ручки;
  • Не угасают рефлексы новорожденного.

В таких случаях лучше обратиться за консультацией к специалисту, чтобы вовремя обнаружить заболевание.

Уход за малышом 4 месяцев

Кормление

Для малышей, находящихся на грудном вскармливании, особых изменений в режиме кормлений нет. Ребенка кормят по требованию, контролируя объем съеденного, взвешивая ребенка. Если малыш хорошо набирает вес, то все нормально.

При искусственном вскармливании на 4 месяце детей кормят 6-7 раз в день.

Объем смеси в сутки составляет 1/6 от веса ребенка. Это приблизительно 900-1000 мл.

Таким образом, порция на одно кормление составляет 150-170 мл смеси.

Режим дня

По-прежнему обязательны каждодневные прогулки. Можно гулять, когда ребенок бодрствует, знакомя его с новыми предметами. Также полезно для малыша спать на свежем воздухе.

В теплое время желательно обеспечить ребенку дневной сон на улице. Ограничить прогулки можно только зимой при температуре ниже 10 градусов мороза. Прогулки и сон на свежем воздухе способствуют укреплению иммунитета и нервной системы ребенка.

Спит ребенок 4 месяцев два или три раза в день по 1.5-2 часа. Ночной сон малыша становится более продолжительным. Некоторые дети могут проспать всю ночь около 10 часов. Поэтому мама уже сможет лучше высыпаться.

Важно соблюдать режим сна и активности. Лучше приучить ребенка ложится спать в одно и то же время. Для этого и родителям необходимо соблюдать этот режим: утром не лениться рано вставать, чтобы часов в 10-11 снова уложить малыша спать. Вечером тоже ложиться пораньше, чтобы спать, когда спит ребенок.

Режим дня ребенка в 4 месяца выглядит приблизительно так:

Вес и рост

В этом возрасте ребенок продолжает интенсивно расти. Прибавка в весе может превышать норму. У детей этого возраста часто округляется личико, появляются складочки на руках и ногах. Окружность головы увеличивается и практически равна окружности груди. То есть пропорции тела ребенка приближаются к взрослым.

Рост ребенка увеличивается на 2-3 см. Средняя прибавка веса за месяц 800 грамм.

Мальчики в 4 месяца в среднем весят 6-8 кг при росте 62-66 см. Девочки – 5,5-7,5 кг с ростом 60-64 см.

Прививки

В возрасте 4,5 месяцев проводится очередная вакцинация АКДС, если первая прививка была в 3 месяца. Кроме того ребенка необходимо привить от полиомиелита.

Общение с малышом

В этом возрасте очень важно общаться и разговаривать с малышом. На прогулках пусть изучает окружающий мир. Показывайте ему цветы и деревья, собачек, кошек, птичек. Ребенку все очень интересно. Он получает удовольствие, узнавая новое. Если ребенок доволен, то он улыбается и смеется.

Малыш в 4 месяца с удовольствием общается с папой и мамой и другими близкими людьми. Он радуется им, «разговаривает» с ними, любит с ними играть. Но не стоит спешить приглашать для общения посторонних. Дети в этом возрасте с недоверием относятся к чужакам. Они могут хмуриться, сердиться и капризничать. Могут даже испугаться. Поэтому круг общения ребенка можно расширить позже, когда он будет к этому готов.

Ребенок в 4 месяца не любит оставаться один. Он, конечно, может некоторое время рассматривать игрушки, но не долго. Ему хочется быть в компании, чтобы его развлекали. Поэтому хорошо проводить с малышом больше времени: читать ему, петь, играть в игры, выполнять гимнастику, рассказывать потешки. Можно носить его по комнате и рассказывать обо всем вокруг. Это поможет развитию ребенка.

При кормлении малыш отвлекается на окружающих. Поэтому лучше, чтобы оно проходило в тишине.

Как помочь ребенку развиваться

Развитие каждого ребенка проходит по его индивидуальному графику. Однако можно ему помочь овладеть некоторыми навыками.

Если ребенок не умеет делать переворот со спинки на живот, то можно ему помочь. Для этого необходимо удерживая малыша за ручку и ножку аккуратно повернуть его на противоположный бочок и слегка подтолкнуть, чтобы он перевернулся.

Если ребенок уже может поворачиваться на бок, то можно положить на расстоянии яркую игрушку, пусть он потянется за ней и перевернется. Обычно детям нравится лежать на животе и подниматься на руках. Для стимуляции можно выкладывать рядом в игрушки, чтобы малыш играл в таком положении. Ежедневные упражнения помогут развиться необходимым навыкам.

Игры, общение с малышом, своеобразные разговоры с ним на его языке помогают развитию речи у ребенка. Прислушайтесь, что говорит малыш и повторяйте за ним. Постепенно и он начнет повторять звуки.

Так у ребенка развивается стремление к подражанию, в том числе и речи.

Игры и игрушки в 4 месяца

В 4 месяца ребенок начинает интересоваться игрушками. Однако не нужно спешить заваливать малыша ими. Достаточно несколько интересных ярких игрушек, которые ему будут интересны:

  1. Резиновая уточка или другой формы игрушка с пищалкой часто привлекает внимание малышей.
    Они постепенно учатся самостоятельно извлекать из нее звук. Пусть она будет достаточно мягкая.
  2. Хорошо иметь тканевые небольшие игрушки разных цветов .
  3. Они помогут развитию тактильных ощущений и изучению цветовой палитры.
  4. Пригодятся легкие погремушки, прорезыватели .
  5. Игрушки должны соответствовать возрасту ребенка и быть безопасными.
  6. Помимо игрушек с ребенком можно играть в такие игры:
  7. Прятки . Мама закрывает лицо руками или прячется за кроватку и говорит «ку-ку», потом выглядывает;
  8. Ладушки . Хлопать ладошками ребенка и рассказывать при этом потешку;
  9. Можно показывать малышу «кукольный театр» .
  10. Для этого мама показывает разные игрушки кошек, собачек и прочие и говорит за них;
  11. Рассказывайте ребенку различные стишки-потешки с движениями .

Например, мама показывает на ручки, потом на ножки, потом на животик и произносит такой стишок:

Ручки – вот,

Ножки – вот,

А где с кашкою живот?

Такой стишок развлечет ребенка и поможет изучить свое тело.

В 4 месяца у ребенка могут начать прорезываться зубы. При этом воспаляются десны, и малыш может стать капризным и беспокойным. Иногда на фоне прорезывания зубов может возникать повышение температуры, понос, насморк. В этом случае лучше обратиться к врачу.

    • Больше контактировать с ребенком

Помогать его развитию играми, рассказами, упражнениями;

    • Можно приобрести ребенку развивающий коврик со множеством специальных развлечений на это возраст;
    • Начинать закаливать малыша.

Для начала подойдут воздушные ванны до 10 минут и прогулки на свежем воздухе;

  • Мыть и кипятить игрушки, так ка в этом возрасте дети очень любят все пробовать на язык;
  • Обязательно выполнять водные процедуры ежедневно, можно добавить легкий массаж;
  • Развивать двигательные способности ребенка с помощью специальной гимнастики.

В 4 месяца ребёнок уже перерос младенческие колики и может всё своё внимание и энергию направить на познание мира и общение. Причем последнее становится всё более важным и значимым в жизни маленького человечка.

Ребёнку в этом возрасте, наряду с пищей, сном и уходом, необходимо взаимодействовать с другими людьми. В первую очередь, с мамой. Младенец в четыре месяца уже чётко выделяет её из числа остальных близких.

Физическое развитие

Так как ребёнок ещё не особо двигается и растрачивает энергию, прибавка в весе всё ещё значительная, хоть и меньше, чем в предыдущие месяцы. С момента рождения малыш набирает около трёх кило. Рост увеличивается на 2 — 3 сантиметра за месяц.

Для более точного определения веса и роста, характерного для гармоничного развития, у педиатров существуют специальные «центильные» таблицы.

Что должен уметь ребёнок в 4 месяца?

Обязательно ознакомьтесь с информацией врача-педиатра, которая отвечает на очень важный вопрос, .

Ещё родителям будет полезно узнать, как развивается и что должен уметь двухмесячный малыш.

Узнайте из содержательной и познавательной статьи врача-педиатра о том, как происходит .

Подробная информация от опытного детского доктора, рассказывающая о том, и как с ним заниматься.

  • малыш обязательно должен уверенно держать голову и крутить шеей, смотря по сторонам;
  • приподнимается на предплечьях, удерживая верхнюю часть тела;
  • определяет источник звука, поворачивая к нему голову;
  • в 4 месяца ребёнок должен переворачиваться со спины на бок и дальше на живот. Учится переворачиваться с живота на спинку;
  • захватывает погремушку и удерживает её;
  • при потягивании за ручки пытается садиться.

Четвёртый месяц жизни – очень раннее время для целенаправленных присаживаний. Позвоночник малыша ещё не окреп для таких нагрузок. Эти навыки лучше осваивать после 5 месяца при условии, что ребёнок сам пытается сесть. Особенно важно это для девочки. Ранее присаживание может спровоцировать неправильное формирование расположения матки. В будущем это грозит проблемами с зачатием и родами. У мальчика всё не так строго;

  • всё тянет в рот. Таким образом младенец познает мир. Задача родителей – максимально обезопасить пространство вокруг малыша;
  • учится хлопать в ладоши;
  • при кормлении придерживает руками материнскую грудь или бутылочку со смесью.

Следите, чтобы возле ребёнка не оказалось мелких предметов или вещей, от которых можно легко отломать или откусить кусочек. Хоть зубов ещё и нет, дёсны у младенца достаточно крепкие, чтобы откусить кусок чего-нибудь мягкого или хрупкого.

Новорождённый ребёнок владеет определенными рефлексами, которые существуют до определенного возраста. Называются они транзиторными. Начиная с трёх месяцев, рефлексы начинают угасать.

Для каждого существует свой срок. У 3-месячного ребёнка уже не должно быть поискового, защитного, хоботкового и рефлекса Бабкина.

В 4 месяца угасают следующие рефлексы:

  • хватательный рефлекс . Если вложить в ручки младенца пальцы взрослого человека, малыш крепко их обхватит. Четырёхмесячный ребёнок уже осознает движения рук. Его захваты целенаправленны и контролируются самим малышом;
  • рефлекс ползанья . Если ребёнка выложить на живот и плотно прижать руки к подошвам его стоп, младенец будет рефлекторно отталкиваться. Этот рефлекс – основа навыка ползанья. При его стимулировании малыш немного раньше начнет развивать навык ползанья;
  • рефлекс Моро . Ребёнок вскидывает руки и делает обнимающие движения при резком звуке, ярком свете, или при воздействии каких-либо внутренних раздражителей. Именно из-за него, вскидывая ручки, просыпаются новорождённые, вынуждая даже самых ярых противников пеленания укутывать крох на ночь в пеленки.

Рефлексы не только угасают, но и появляются. Они называются установочными. К 4 месяцам формируется верхний рефлекс Ландау. Выражен он в том, что младенец, находясь на животе, приподнимает верхнюю часть туловища и удерживается в таком положении, опираясь на руки.

Психоэмоциональное развитие

  1. Легко вызывается «комплекс оживления». При виде родителей или других знакомых людей малыш в 4 месяца улыбается, радуется, активно двигает ручками и ножками, гулит.
  2. Узнаёт маму, выделяет её среди остальных.
  3. Улыбается своему отражению.
  4. Лепечет. Временами можно услышать не только отдельные звуки, но и слога «ма», «па», «ба». Это еще неосознанное звукоподражание, прародитель будущей активной речи.
  5. Выражает различные эмоции. Это уже не только радость и грусть. Прибавляется гнев, обида, страх.
  6. Поведение тоже становится более дифференцированным. Если малышу нравится игра, он радуется. При её прекращении начинает плакать. Среди игрушек выделяет любимые, с которыми готов заниматься постоянно.
  7. Легко определяет источник звука, поворачивая к нему голову. Ребёнок начинает воспринимать музыку. Хорошо реагирует на ритмичную или мелодичную песню.
  8. Сосредотачивается, прислушивается при звуке своего имени.
  9. Начинает ощущать своё тело в пространстве, знакомится с ним. Забавно смотреть за малышом, который пристально рассматривает свои ладошки или щупает ноги. Таковы дети – познание через игру.
  10. Зрение у младенца практически на уровне взрослого. Малыш уже может различать несколько цветов – красный, желтый и синий.

Не надо утомлять ребёнка многоцветными игрушками. Большое число цветов и оттенков напрягают орган зрения и создают повышенную нагрузку на нервную систему.

При грудном вскармливании в питании ребёнка всё остается по-прежнему. Прикладываний к груди становится меньше, вырисовывается режим кормления.

Лактационный криз третьего месяца позади, грудное молоко вырабатывается строго по графику кормления. Ощущения в виде покалывания и распирания при прибытии молока уже не так беспокоят кормящую маму.

Если мама кормит младенца исключительно грудью, никаких прикормов в этом возрасте не вводится. Допаивать водой можно при лихорадке, рвоте и поносе у ребёнка и в условиях жары.

При искусственном вскармливании допускается введение в рацион разбавленных соков. Пищеварительная система искусственника уже вполне готова к их перевариванию.

Обязательно ознакомьтесь с подробной и содержательной статьёй детского доктора, которая отвечает на распространённый родительский вопрос, .

Почему не стоит торопиться с прикармливанием соками? Введение соков может спровоцировать срыгивания из-за закисления внутренней среды желудка. После сладких соков малыш может отказаться пробовать невкусные, на его взгляд, овощи или каши.

  • интерес младенца к взрослой еде;
  • ребёнок хорошо держит голову, сидит уверенно или с опорой;
  • при попадании еды (не молока или смеси) в рот не выталкивает её;
  • удвоение веса с момента рождения;
  • малыш удерживает ложку и стремится положить ее в рот;
  • появление первых зубов.

Сон и режим дня

Спит ребёнок большую часть суток – около 15 часов. Из них ночной сон занимает 10. Оставшееся время распределяется между тремя дневными.

В большинстве случаев, всю ночь напролёт малыш не спит. Несколько раз он просыпается для подкрепления молоком или смесью.

Предлагаем вашему вниманию статью детского психолога, в которой рассматриваются основные и самые популярные .

Сегодня это словосочетание растиражировано, модно, актуально.

Но все самые простые игры, общение, объяснения и тактильный контакт – всё это можно назвать развивающим.

  • массаж и гимнастика . Можно использовать по раздельности или вместе. Массаж полезно делать после пробуждения и перед купанием. Гимнастика заключается в пассивных движениях (сгибаниях, разгибаниях) конечностей малыша, переворотах и стимулирования ползанья путем нажатия своими пальцами на пятки ребёнка. С этим процессом неплохо ещё сочетается фитбол. Комплекс занятий с ним несложен, а информацию легко найти в интернете;
  • максимальный тактильный контакт . Младенцу он жизненно необходим. Носите ребёнка на руках, в слинге, кормите грудью, делайте лёгкий поглаживающий массаж;
  • игрушки . Игрушечный парк для ребёнка 4 месяца значительно шире, чем, например, у месячного ребёнка. К погремушкам прибавляются прорезыватели, ведь малышу очень хочется всё тянуть в рот и грызть зудящими дёснами. Младенцу интересно будет пробовать на ощупь различные по текстуре тканевые мешочки, наполненные гречкой, манкой, горохом, и небольшие мячики. Развивающий коврик становится целым кладезем ощущений. Тут и цвета, различные по тактильные ощущениям ткани, висящие над головой игрушки, которые надо обязательно захватить, зеркальце, в которое очень интересно смотреться и узнавать самого себя;
  • речевое общение . Дети – великие подражатели. Чем чаще они будут слышать звуки речи, тем проще им будет ею овладеть;
  • стишки-прибаутки, потешки . Знакомые всем с детства «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «Ладушки» и другие. Ребёнку нравится и ритмичное звучание, сопровождающееся действием – купанием, пальчиковой гимнастикой, одеванием, щекоткой, поглаживанием;
  • «Ку-ку» . На первый взгляд простая игра для увеселения младенца. На самом деле через игровое действо до ребёнка доносится то, что родитель, когда покидает поле его зрения, потом обязательно возвращается. На этой базе у малыша формируется доверие к миру.

Когда стоит беспокоиться?

Есть определенный обязательный перечень того, что умеет ребёнок в 4 месяца. Родителям это надо знать. Но если ребёнку 4 месяца и у него есть хоть один признак из нижеперечисленных, первое, что необходимо сделать — срочно обратиться к доктору:

  • малыш не держит голову;
  • лёжа на животе, не приподнимается на предплечьях;
  • ребебёнок не переворачивается;
  • не реагирует на звуки, не ищет взглядом их источник;
  • малыш не демонстрирует «комплекс оживления» при виде матери;
  • не держит погремушку и даже не пробует пытаться её ухватить;
  • демонстрирует рефлексы, которые к этому возрасту должны угаснуть.

Во избежание лишних тревог или, напротив, нежелательного спокойствия узнайте, из статьи врача-офтальмолога.

Внимательно следите за развитием малыша, но не сравнивайте его с ровесниками. Каждый кроха развивается в своем индивидуальном темпе.

В 4 месяца развитие ребенка выходит на новый уровень: в психике и физиологии крохи наступают серьезные изменения. Удобно ознакомиться на видео с особенностями развития четырехмесячного малыша или прослушать лекции педиатра Комаровского. Он подробно объясняет, что стоит делать маме при уходе за грудничком на этом, а чего лучше избегать.

Физиологические показатели четырехмесячного малыша

В современной педиатрической практике существуют два типа таблиц и стандартов - отечественные и международные. Основные параметры, на которых основываются данные стандарты, сводятся к измерению нескольких физических показателей:

  • роста;
  • веса;
  • окружности головы;
  • окружность груди.

Показатели эти зависят от роста и веса, которые малыш имел при рождении. Согласно отечественной педиатрической школе , пороговые уровни этих показателей у 4-х месячного ребенка следующие:

  • вес для мальчиков - 6-7,6 кг, для девочек 5,7-7,1 кг, допустимое отклонение до 0,7 кг (при рождении ребенка не в срок);
  • рост у мальчиков составляет 58,7-64,5 см, у девчушек эти показатели составляют 58,5-64 см;
  • окружность головы 39-43,5 см;
  • окружность груди 38,6-44,6 см.

В возрасте до года ребенок должен регулярно посещать педиатра, чтобы врач мог отследить соответствие развития ребенка общепринятым нормам. Конечно, предельно строго на эти показатели ориентироваться не стоит, но примерное представление родителям и участковому врачу они дадут

Международные стандарты отличаются от тех, что принятых у нас. Погрешности по половому признаку совпадают, а вот сами показатели международных стандартов имеют отклонение в большую сторону:

  • вес – 6,2-7,6 кг
  • рост – 57,8-68 см;
  • окружность головы – 38,1-44 см;
  • окружность груди 37,3-45,2 см.

Отклонения росто-весовых показателей от нормативов

Младенец 4-х месяцев набирает вес в непосредственной связи с такими факторами, как:

  • рацион;
  • наследственность;
  • течение беременности;
  • физиологическое развитие.

Если роды прошли до срока, малыш может отставать по росто-весовым показателям от нормальных значений. В 4 месяца он может не догнать своих рожденных в срок сверстников и «выровняться» лишь ко 2-му году жизни. То же касается переношенных детей или малышей, которые родились очень крупными по наследственным причинам. Их показатели отличаются от возрастной нормы, правда, в большую сторону.

Такая ситуация не повод для паники. Более значимым в этом случае будет анализ общего состояния крохи, но при изменении весовых показателей в большую или меньшую сторону на 1 кг, следует обратить на это внимание. Оба случая – повод направиться к специалисту и изменить рацион крохи, так как они чреваты:

  • ожирением (увеличение массы тела);
  • рахитом и гипоксией (снижение весовых показателей).

Режим для 4-х месячного ребенка: нужен или нет?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

На пятом месяце в жизни ребенка должны произойти существенные перемены. Пора прививать ему привычки к соблюдению распорядка дня. К 4 месяцам малыш должен четко отличать день от ночи . В этом возрасте ваше чадо нуждается:

  • в ежедневных длительных прогулках на свежем воздухе;
  • тщательном массаже, особенно нуждаются в массаже кисти и стопы (лучше делать упражнения перед приемом вечерней ванны) (подробнее в статье: );
  • каждодневном купании (желательно перед сном, если крошка хорошо реагирует на водные процедуры);
  • активных развивающих играх в период бодрствования.

В 3-4 месяца ребенок уже способен получить от водных процедур максимальное удовольствие, если только родители постепенно приучали его к ним. Лучше всего использовать для купания специальную детскую ванночку

На пятом месяце жизни малыши больше времени тратят на общение со взрослыми и познание мира. Однако переусердствовать с этим не стоит. Ребенок не должен проводить без сна более 4-х часов подряд, такое бодрствование может перегрузить его нервную систему, что приведет к нарушению сна и нервным расстройствам.

В четыре месяца родители должны уделять время тому, чтобы обучить ребенка засыпать и спать самому , позаботиться о качественном ночном сне. Сон и еду пора разносить на разные промежутки времени, не стоит кормить кроху в кроватке.

Физиология ребенка и ее особенности

4-5 месяцев – это время, когда ребенок перестает носить царапки, даже если в более раннем возрасте удавалось их надеть, поэтому за длиной ногтей нужно следить. Ногти у детей хотя и мягкие, но при отламывании образуют острые поверхности, которыми малыш легко может оцарапать и себя, и маму.

К этому возрасту кишечник перестает беспокоить малыша, его работа стабилизируется, но на смену одной проблеме приходит другая. У ребенка активно начинают резаться зубы. Это вызывает сильный зуд, слюнотечение и даже болевые ощущения в области десен. Опытный врач посоветует наиболее подходящее для крошки средство.

На этом этапе жизни следует особое внимание уделять развитию мышечного корсета 4-х месячного ребенка. Некоторые детки могут привести свое тело в сидячее положение. Если они лишь делают попытки сесть, помогать им и усаживать их нельзя. Как только мышцы и костная система будут готовы, кроха сможет сесть самостоятельно. Игры для малыша имеют большое значение, так как способствуют укреплению мышц и развитию познавательной сферы.


Большое значение в 4 месяца имеют несложные развивающие игрушки, помогающие малышу прикоснуться к окружающему миру, познакомиться с ним

Психическое развитие малыша

  • активный контакт с внешним миром;
  • тяга к ярким цветным предметам;
  • усовершенствование речевого аппарата;
  • обогащение эмоциональной сферы.

Это основные моменты в психике младенца, на которые взрослым следует обратить внимание. Тенденция говорить на ненужные детям темы или в их присутствии высказывать негативные суждения недовольным тоном должна быть забыта. Этого не следует делать и в более раннем периоде. Но в 4 месяца думать, что ребенок мал и не понимает слов или интонаций, не стоит.

Он прекрасно разбирается в эмоциональной окраске речи , реагирует на нее и эмоционально, и поведенчески. Может расплакаться. Нервная система малыша четырехмесячного очень чувствительна, он бурно реагирует на раздражители, как на позитивные (например, на обращение к нему по имени), так и на негативные (например, он тянет к маме ручки, а она проходит мимо, не обратив на это внимания).

В 4 месяца крохе очень понравятся песни и потешки, музыкальные игры, которые сочетаются с массажем (рекомендуем прочитать: ). При обращении к ребенку по имени и с улыбкой, он радостно отвечает улыбкой и гулением (может пытаться произнести отдельные слоги), т.е. уже четко распознает свое имя. Некоторые детки из любви к произнесению звуков могут перенапрягаться и розоветь, в этом нет ничего страшного, просто они увлеклись процессом.

В этом возрасте внимание детей уже не поглощено целиком удовлетворением естественных потребностей (голода, жажды, потребности в защищенности и сне), они способны удивляться, восхищаться, обижаться, огорчаться. С ними нужно считаться как с личностями, развивать эмоциональный компонент этой личности в должном русле. И все же в этом возрасте основные потребности имеют существенное значение.


Малыш в 4 месяца уже открыто проявляет свои эмоции, может радоваться и грустить. Поэтому родители должны считаться с его присутствием при обсуждении негативных или неприятных тем, по возможности ограждать малыша от прихода агрессивно или критически настроенных людей

Сводная таблица навыков и умений

Сфера развития Что происходит?
Двигательная активность "Комплекс оживления" возникает легко и часто: при контакте с малышом он широко улыбается, двигает ручками и ножками. Из положения лежа на животе опирается на ручки, приподнимая верхнюю часть туловища. Легко переворачивается на бок. Может делать попытки ползать по кроватке. Хорошо удерживает головку в вертикальной плоскости, вертит ей в разные стороны. При поддержке под мышки опирается ступнями о твердую поверхность (ножки при этом согнуты в тазобедренных суставах).
Движения ручек Развивается тактильная чувствительность: низко висящие над кроваткой игрушки трогает, хватает, тянет в рот обеими ручками. Погремушки хорошо удерживает, трясет их. С 4х месяцев развиваются целенаправленные действия с предметами: учится перемещать игрушки, двигать ими, извлекать звуки.
Навыки В процессе кормления придерживает мамину грудь или бутылочку. При виде груди тянется к ней, пытается захватывать.
Зрение Понимает, какое изображение объемное, а какое плоское. Хорошо следит за игрушкой в течение 3х минут. Узнает себя в зеркале. Узнает и радуется близким, на незнакомых смотрит спокойно и настороженно.
Слух С замиранием прислушивается к голосу, звукам, поворачивает головку в их сторону. Отличает голос близкого человека от незнакомца.
Эмоции Смеется в голос. Начинает реагировать на щекотку. Интересуется всем, происходящим вокруг. До 20 минут может играть сам с собой, трогая и двигая игрушки. Затем требует к себе внимания.
Речь Гулит, повторяя гласные на распев. Появляются первые слоги.
Интеллект Учится выполнять целенаправленные действия. Начинает понимать причинно-следственные связи: если нажать на выключатель, то свет погаснет.

Питание и его особенности

К этому возрасту можно переходить на 5-ти разовое питание , в таком случае последнее кормление будет приходиться примерно на 20 часов. При этом младенец должен спать примерно 10 часов подряд, именно поэтому режим питания на грудном вскармливании должен быть скорректирован. Однако, не все малыши в 4 месяца могут выдержать длительную голодную паузу, некоторые детки все же просят еду - можно попробовать поить их детским чаем или разведенным соком. Возможно, малютка просыпается, потому что хочет пить, но если этого недостаточно, конечно, морить голодом малыша не стоит. Постепенно нужно все-таки отучать его от грудного кормления ночью - например, плотно накормив при последнем вечернем приеме пищи.

Если малыш находится на грудном вскармливании, прикорм можно не вводить. Если же кроха искусственник, или рацион питания является смешанным, нужно понемногу приучать вашего ребенка к «взрослой» пище. Начать можно с овощных пюре. Некоторые детки хорошо кушают с ложечки с первых проб, некоторые не воспринимают такой способ питания. Малышу можно дать поиграть детской пластиковой ложкой, чтобы он к ней привык. Это облегчит последующее его кормление.

Между кормлениями (если ребенок здоров и родился в срок) должно быть не менее четырех часов , отклонение до получаса допустимо, но лучше его избегать путем полноценного кормления при каждом приеме пищи. Если малыш отстает в наборе веса, попробуйте перейти на 6-ти разовый режим питания.

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Ребенку 4 - 5 месяцев: поем, танцуем, играем

Вашему малышу исполнилось четыре месяца. В некотором роде этот возраст можно считать переходным: примерно в это время организм ребенка приспосабливается к новому для него вертикальному положению 1. Малыш делает первые попытки подползти к интересующему его предмету. И уже не за горами то время, когда мир вашего сына или дочки перестанет ограничиваться кроваткой или манежем. Как подготовить малыша к предстоящим переменам?

ВЫБИРАЕМ ИГРУШКИ

Четырехмесячному ребенку, который уже умеет брать и удерживать различные по форме и величине небольшие предметы, можно предлагать погремушки с ручками различной формы. С пяти месяцев набор игрушек можно разнообразить: предложите малышу игрушки-пищалки (но не слишком тугие), небольшие кубики и другие игрушки из ткани различной фактуры с погремушкой внутри 2. Большую радость пятимесячному ребенку доставят обычные предметы быта: ложки, кружки из прочной пластмассы, небольшие пластиковые баночки из-под мороженого, йогурта и т.п. (только убедитесь в том, что у них нет острых краев!).
Для малыша, который учится ползать, незаменимы игрушки, меняющие положение в пространстве при легком прикосновении: это могут быть мячи (в том числе музыкальные) 3, шары из дерева и пластмассы (которые иногда делают тоже музыкальными, прозрачными или светящимися) или другие предметы округлой формы, например деревянные пасхальные яйца (которые, как уже писал наш журнал, издавна давали для забавы детям в русских деревнях). Можно положить в кроватку или манеж большой яркий надувной мяч. Толкая его ногами, ребенок будет не только играть, но и развивать координацию движений.
По-прежнему интересны ребенку неваляшки и яркие коврики, которые прикрепляются к кроватке 4. Для занятий с малышом можно использовать яркие жостовские подносы или хохломские блюда (но рассматривать их ребенок должен только под контролем взрослого!).
Большое удовольствие малышу доставят игрушки-вертушки, приходящие в движение от легкого прикосновения руки. Отечественные фабрики игрушек выпускают деревянные мельницы и карусели, сделанные по принципу аналогичных народных игрушек, которые изготавливали еще в 19 веке. В магазинах игрушек вам предложат также импортные вращающиеся погремушки на подставке.
Для четырехмесячного ребенка гирлянды из погремушек прикрепляют уже не над самой грудью, а на расстоянии вытянутой руки, чтобы дотянуться до них можно было, лишь приложив некоторое усилие. Для пятимесячного ребенка, который научился брать лежащие предметы, игрушки лучше не подвешивать, а класть рядом, чтобы стимулировать двигательную активность: ведь для того чтобы взять игрушку, малыш должен будет повернуться со спины на бок или на живот. (Кстати, заметим, что с 5 месяцев специалисты рекомендуют во время бодрствования помещать ребенка не в кроватку, а в манеж, т.к. малышу, который учится ползать, понадобится больше места для игр.) Разложите игрушки в разных местах манежа и периодически меняйте их, чтобы поддерживать познавательную активность малыша. Кстати, по наблюдению педиатров, дети, которые с первого полугодия жизни могут занять себя игрушками, впоследствии не приобретают вредную привычку сосать пальцы.

ЧАСТИ РЕЧИ

Примерно в 5 месяцев ребенок начинает произносить первые слоги с губными согласными м, б, п. Правда, когда вы впервые услышите из уст пятимесячного малыша долгожданное «мама», то, скорее всего, он произнесет его неосознанно. Все равно продолжайте диалог с ребенком, употребляя слова с губными согласными: мама, папа, баба. Не забывайте время от времени замолкать и «давать слово» малышу 5. Хорошо стимулируют становление речи короткие стишки, потешки, которые можно напевать или рассказывать просто «к случаю», выполняя ежедневные процедуры, связанные с уходом за ребенком. Тексты самых известных народных песенок и потешек мы приведем ниже.

ГОТОВИМСЯ ПОЛЗАТЬ И ХОДИТЬ

В 4-5 месяцев, слыша ваш голос или звучание погремушки, малыш поворачивается на бок, а потом - на живот и пытается отыскать взглядом источник звука. Поощряйте двигательную активность малыша. Для этого продолжайте усложнять игры с погремушкой: погремите ею сбоку от ребенка. Когда он повернется на звук, приблизьте к нему погремушку, а потом вложите ее в руку ребенка.
Чтобы стимулировать первые попытки малыша передвигаться самостоятельно, поставьте впереди примерно на расстоянии метра от лежащего на животе ребенка жостовский поднос или яркое панно, прислонив их к стенке кровати или манежа. После нескольких попыток малыша подползти поближе помогите ему, подставив под его ступню ладонь. Пусть ребенок дотянется до подноса, дотронется до него.
Подготовить малыша к ходьбе поможет «потанцовывание», когда взрослый держит ребенка в вертикальном положении так, чтобы его ступни касались поверхности кровати или манежа (но не ставит его на ножки!). Ребенок при этом двигает ногами, как будто пританцовывая. Потанцовывание доставит ребенку еще большее удовольствие, если вы будете напевать песенку. Например, такую:

Ай, Ванюша, попляши,
Больно ножки хороши!
Можно и фривольнее:
Ай, скок, поскок,
Молодой груздок,
По водичку пошел,
Молодичку нашел,
Целовал-миловал,
Да к себе прижимал.

ЗНАКОМИМСЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Начиная расширять «кругозор» малыша, родители должны помнить, что до 5,5 месяцев ребенка привлекают лишь те предметы, которые находятся на расстоянии около 90 см. Поэтому вряд ли стоит торопить события и пытаться обратить внимание малыша на пейзаж за окном или птичку, летящую высоко в небе. Но ведь и рядом с нами так много интересного!
Совершите вместе с ребенком «экскурсию» по собственной квартире. Подойдите к висящим на стене фотографиям семьи, рассмотрите их. Сходите на кухню. Назовите малышу предметы, которые он там увидит. Дайте ему потрогать и подержать все, что можно и что не представляет опасности (небьющиеся чашки и миски, деревянную лопаточку, полотенце и т.п.).
Подойдите вместе с ребенком к большому зеркалу. Вы увидите, как малыш улыбнется своему отражению и, возможно, потянется к нему, чтобы познакомиться с ним поближе.

«УРОКИ АНАТОМИИ»

Самой интересной «игрушкой» для ребенка становится его собственное тело: он может подолгу рассматривать свои руки, некоторые с удовольствием сосут пальцы ног.
Дайте малышу первый «урок анатомии»: наклонитесь к нему, проведите его руками по своему лицу, дайте ему его ощупать. Покажите, где у вас нос, уши, глаза, при этом называя каждую часть лица. Игры с частями тела помогают малышу научиться ориентироваться в пространстве, а также способствуют овладению речью.
Вспомните детские игры и потешки, в которых называются части тела. Рассказывайте или напевайте эти стишки во время гимнастики, одевая ребенка или делая ему массаж. Напомним некоторые из народных игр-потешек для самых маленьких, в которые играли с нами наши мамы и бабушки.

1. (Ритмично перебирая пальцами по спине ребенка):
Идет бай по стене,
Несет лапти на спине.
Дитенкам по избенкам
Дарит по лаптенкам.

2. (Показывая на нос ребенка):
- Чей нос?
- Мокеев.
- Куда едешь?
- В Киев.
- Что продашь?
- Рожь.
- Что возьмешь?
- Грош.
- Что купишь?
- Блин.
- С кем съешь?
- Один.
(Легонько треплют ребенка по носу)
- Не ешь один, не ешь один!

3. (Осторожно раздвинув ножки ребенка и легонько постукивая подошвами друг о друга):
Токи-токи-тошки,
Кую-кую ножки.
Ножки у Антошки
Едут по дорожке.
Дорога кривая,
Ни конца, ни края,
Грязь по колено,
Лошадь охромела.
Топ-топ-топ - приехали.

4. (Поднимая и вытягивая руки лежащего на спине ребенка):
Потягунюшки, порастунюшки,
(соединяя и распрямляя ноги ребенка)
В ножки - ходунюшки,
(приближая губы к губам ребенка)
В роток - говорок,
(легко трепля волосы ребенка)
А в головку - разумок.

Отличное средство развития мелкой моторики - так называемые пальчиковые игры. Кто из нас не помнит сороку-ворону, которая варила кашку? Интересно, что, по наблюдениям детских психологов, пальчиковые игры не только облегчают впоследствии обучение письму и рисованию, но и способствуют овладению речью, т.к. при этом происходит индуктивное возбуждение центров речи.
Те варианты игр, которые мы предлагаем, - пока еще только подготовка к настоящим пальчиковым играм, движения которых малыш со временем научится выполнять самостоятельно.

1. Сорока, сорока, кашку варила,
На порог поскакивала, гостей посматривала:
Не едут ли гости, не везут ли гостинцы?
Приехали гости, привезли гостинцы:
(загибают пальцы ребенка)
Этому - кашки,
Этому - бражки,
Этому - пивца,
А этому - не хватило.
Поди к колодцу,
Напейся водицы.
(дотрагиваются до ладони ребенка)
Тут пень,
(берут ребенка за кисть руки)
Тут колода,
(берут ребенка за локоть)
Тут мох,
(щекочут ребенка под мышкой)
Тут водичка.

Поочередно загибая пальцы ребенка, приговаривают:
2. Мальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
(Кстати, с помощью этой игры можно сделать увлекательным даже такое скучное занятие, как стрижка ногтей.)

4 месяца – это так мало. Для взрослого человека. За 16-18 недель невозможно даже в совершенстве овладеть каким-то видом спорта или игрой на музыкальном инструменте. А посмотрите-ка, чего добился ваш малыш! Это не тот кулечек, что вы принесли из роддома, это уже полноценный человечек! Как развивать ребенка в 4 месяца, чтобы он был умным, здоровым и радовал маму и папу счастливой улыбкой?

Что должен уметь ребенок в 4 месяца

Вашего кроху уже почти перестали беспокоить колики и газы, и у родителей есть небольшая передышка перед новым серьезным испытанием – прорезыванием зубов. Теперь можно направить все свои силы на разностороннее развитие ребенка, при условии, что он здоров и его психическое и физическое развитие соответствует возрасту. Это точно подтвердит педиатр, но приблизительно оценить эти параметры можно и в домашних условиях, если вы внимательны и наблюдательны.

Угасание рефлексов новорожденности

Теперь у ребенка развиваются приобретенные навыки, а безусловные рефлексы угасают. Это свидетельствует о том, что кроха развивается нормально. Проведите небольшие тесты на определение угасания рефлексов периода новорожденности:

Рефлекс Галанта

Новорожденный изгибает спинку, если указательным пальцем провести вдоль позвоночника малыша сверху вниз, и слева и справа от средней линии позвоночника на расстояние до 1 см. На пятом месяце этот рефлекс должен отсутствовать.

Хватательный рефлекс Робинсона

На смену ему приходит целенаправленное захватывание и удержание предметов.

Рефлекс сжимания пальцев ног

Новорожденный при массаже стоп подгибал пальчики внутрь, сейчас же он должен разводить их веером.

Рефлекс Моро

Когда кроха лежит на спинке, вы хлопаете ладонями по поверхности, где расположен «тестируемый» в стороне на уровне головки. Если раньше младенец резко разводил ручки в стороны, а потом сводил так, словно обнимал сам себя, на пятом месяце жизни этот рефлекс если не угас окончательно, то заметно ослаб.

Рефлекс Бауэра

Должен угаснуть и рефлекс Бауэра: если новорожденный малыш в позе на животе ощущал опору пяточкам (ладонь взрослого, намеренно подталкивающую), то пытался оттолкнуться и отползти. Сохранение этого рефлекса после 5-6 месяцев говорит о патологии развития ЦНС малыша.

Краткая таблица навыков (физические, эмоциональные, слуховые, зрительные, речевые)

Что же должен уметь четырехмесячный малыш: таблица средних показателей нормального развития:

Навыки:
физические
  • Твердо удерживает, находясь в вертикальном положении и лежа на животе голову
  • Переворачивается с живота на бок и на спину
  • Лежа на животе, приподнимает грудь, опираясь на согнутые в локтях руки
  • При попытке придать ему вертикальное положение с опорой ног, переносит на ноги часть веса
  • Удерживает погремушку кончиками пальцев и у основания
эмоциональные
  • Осознанно улыбается
  • Активно реагирует, демонстрируя комплекс оживления при виде знакомых лиц
  • Восторженно смеется
  • Возражает протестующим плачем при попытке взрослого у него отнять игрушку
слуховые
  • Поворачивает голову в сторону звука
  • Различает положительную и отрицательную интонацию голоса (на радостный и приветливый голос – улыбается, на громкий, угрожающий реагирует настороженным взглядом или плачем)
  • Узнает знакомые песенки и приговорки, активно прислушиваясь к ним
зрительные
  • Обращает внимание на маленькие предметы
  • Провожает взглядом предмет, перемещаемый перед его лицом по дуге на расстоянии около 15 см с одной стороны на другую
речевые
  • Произносит некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания, издает фыркающий звук

Детки, опережающие свое физическое развитие, могут демонстрировать еще немало навыков и умений – в таблице отображены усредненные значения.

Рост и вес ребенка 4 месяцев (Россия и ВОЗ)

ВОЗ и отечественная педиатрия несколько расходятся во взглядах на то, каков нормальный рост и вес четырехмесячного ребенка. Различие состоит в диапазоне данных параметров (у ВОЗ нижняя граница ниже, а верхняя выше, чем у России).

Данные параметры являются среднестатическими, и, в первую очередь, зависят от исходных параметров при рождении, от течения беременности и правильности течения родов, а так же от генетической предрасположенности.

Анна, мама пятимесячной Дарины: «Дочка родилась крупной, 4,2 килограмма! В 4 месяца весила 8,5! Доктор нас ругала, корила ожирением! А что же поделать, если все в семье немаленькие: и я, и муж? Вот и ребенок такой же! Никаких прикормов и докормов я Даринке не давала, только грудное молочко, но вес все равно превышает параметры».

Как помочь малышу полноценно развиваться?

Полноценное развитие нужно комплексное: четырехмесячный малыш должен развиваться разносторонне - и физически, и психически. Внося элемент игры в ежедневные занятия с крохой, вы сделаете развитие не только успешным, но и гармоничным.

Развивающие игры и упражнения

Хорошими помощниками для правильного развития станут развивающие игры для детей 4 месяцев. Как правило, специальных и строго обязательных игр не существует, как нет и строго определенного времени в режиме дня, посвященного играм. Вы можете включать элемент игры в гимнастику, массаж, купание, прогулку. Даже перед едой можно немного поиграть с крохой.

Физическое развитие (крупная моторика)

В 4 месяца у малыша уже должна быть довольно развитая крупная моторика. Это не только показатель правильного развития ребенка, но и предпосылки для развития моторики мелкой, и, как следствие, более раннего речевого развития.

К пятому месяцу у ребенка уравновешен тонус сгибателей и разгибателей ног и рук, поэтому необходимы движения для укрепления мышц конечностей. Так кроха будет скорее готов к ползанию и хождению.

Развивающие занятия хорошо проводить, когда малыш сыт (через 20-30 минут после еды) и бодр, тогда они принесут удовольствие и ребенку, и вам. Выполняя упражнения, считайте вслух: у малыша созревает слуховой анализатор и развивается чувство ритма.

«Кругом взмах!»

Это упражнение поможет укрепить суставы и мышцы рук. Исходное положение (ИП): на спинке. Свои большие пальцы вложите в ладошки крохи, чтобы он сжал их в кулачок. Осторожно разведя на счет «раз» ручки в стороны, на счет «два» их плавно поднимите кверху. На счет «три» - вытяните вперед и опустите. Повторяйте 5-7 раз.

«Велосипед»

Добавите это упражнение в ежедневную гимнастику, оно укрепляет мышцы ног и развивает тазобедренные суставы.
ИП: на спинке. Придерживая малыша за голени, поочередно сгибайте и разгибайте ножки, совершая плавные круговые движения и следя, чтоб ножки были параллельны друг другу.

«Самолет»

Это упражнение способствует укреплению мышц шеи, спины, плечевого пояса и тренирует вестибулярный аппарат.
ИП: на животе. Поднимите ребенка, поддерживая под мышками лицом вперед, а пяточками уприте в свою грудь. Полетайте по комнате.

Упражнения для 4-месячного ребенка на фитболе

«Толкалки-качалки»

ИП: лежа на спине. Удерживайте кроху за голени. На счет «раз» согните ножки в коленях, на «два» притяните их к его грудной клетке. «Три» - откатите мяч чуть назад, чтоб ножки разогнулись. Повторить 5-7 раз.

«Ладошками до пола»

ИП: на животе. «Раз» - наклоните фитбол, придерживая малыша за попку и поясницу, чтобы вытянутые ручки коснулись пола. На счет «два» вернитесь в исходное положение. Выполняйте упражнение осторожно и только если малыш хорошо держит голову и спинку ровно.


Развитие мелкой моторики

Чтобы пальчики ребенка были ловкими и сильными, могли справляться с мелкими пуговками, когда придет время идти в сад, и сделали малыша чемпионом по собиранию мозаики, уже сейчас проводите пальчиковые игры.

Доказано, что мелкая моторика, развитая с пеленок, делает малыша говоруном быстрее!

Во время зарядки по очереди поработайте с пальчиками каждой из рук. Не просто растирайте и массируйте пальчики, а приговаривайте при этом несложные стишки: это разовьет слух, память и ритмику ребенка.

В домике у мышек
Жили 5 малышек.
Один любил покушать,
Другой – стишок послушать,
А третий – вдоволь погулять,
А двое маленьких – поспать.

Уложите ладошку малыша в свою ладонь тыльной стороной вверх, чтобы пальчики оказались разогнутыми. Каждый пальчик, ухватив за кончик и с легким нажимом удерживая за ноготок и подушечку, чуть отгибайте кверху, приговаривая:

Гули-гули:
Раз – большой,
Два – смешной,
Три – красивый,
Четыре – счастливый,
Пятый – малыш,
Кыш-кыш-кыш! (сожмите в кулачок).

Пошли купаться? Не спешите погружаться в ванну полностью, поиграйте! А когда малыш станет сам сидеть в воде, совмещайте купание и пальчиковые игры.

«Рыбки-рыбки»

Поддерживая кроху под грудкой, наклоните так, чтобы одна ладошка поместилась в воду. Другой рукой ухватите ладошку ребенка так, чтобы свободно сгибать и разгибать пальчики от указательного до мизинца одновременно. Приговаривайте:

Рыбки-рыбки, малыши,
Плавничками плюх-плюх!
Хвостиками хлюп-хлюп,
И уплыли в камыши!

Проводите занятия с пальчиками аккуратно! Ребенку тяжело удерживать их разогнутыми, не вкладывайте большое усилие, чтобы разогнуть пальцы – суставы очень хрупкие!



Эмоционально-социальное развитие ребенка

Ребенку в 4 месяца общение доставляет большое удовольствие. Он не боится чужих людей и с интересом вслушивается в голоса. Ребенку нравится наблюдать за мимикой. Он с удовольствием будет ощупывать ваши нос и щеки, засовывать пальчики в вам в рот, дергать за волосы. Используйте этот интерес для игр!

«Баран-баран»

Пободайтесь с малышом лбами, поговаривая:

Рано-рано
Два барана
Повстречались на лугу.
Встали прямо
Два барана
И друг другу
Ни гу-гу…

На ручки

Учите ребенка заявлять о своих желаниях не только криком. Закапризничал? Прежде чем взять его, протяните к нему руки, поманите, заставляя протянуть ручки к вам:

Ручки-ручки! К нам идите!
Малыша скорей берите!

Уроки этикета

Уроки этикета важны уже сейчас! Учите кроху здороваться и прощаться с людьми. Каждый раз, провожая папу на работу или бабушку домой, подносите малыша к уходящему, производя определенный ритуал-игру прощания. Например, прижимаясь щечкой к щеке уходящего, а потом маша ручкой:

Пока-пока! прощайте!
Почаще забегайте!

Евгений, отец семимесячного Егора: «Я обожаю, когда сын меня встречает. Только вхожу в дверь, а Егорка у жены на руках и тянет ладошку – поздороваться. Я так здоровался с ним с рождения, когда он, наверное, еще не понимал, что я папа, и что означает это рукопожатие».

Развитие зрения

К четырем месяцам зрение ребенка отлично воспринимает цвета: лучше натуральные, природные – желтый, зеленый, красный и синий. Чистые и яркие оттенки предпочтительнее полутонов и многоцветий. Не перебарщивайте с пестротой игрушек!


Как, играя, тренировать зрение?

Возьмите небольшой яркий мячик. Положите малыша на животик, а мячик – в поле зрения крохи. Привлеките к мячу внимание ребенка, а затем перекатывайте из стороны в сторону, чтобы малыш следил за игрушкой взглядом. Можно приговаривать:

Мячик-мячик, покатись,
Каждым боком покажись!
Ах, какой красивый мяч!
Ну-ка, мама, мячик спрячь!
(можно спрятать мяч, чтобы малыш заметил отсутствие игрушки).

Концентрация внимания

Концентрировать внимание и развивать глазные мышцы поможет следующая хитрость. Отвяжите от мобиля (подвесной кроватной игрушки) все подвески и замените их невзрачными, однотонными, одного цвета (можно наполнить синтепоном кусочки капронового чулка и завязать на манер шарика). А одну игрушку привяжите яркую. Когда малыш будет наблюдать за мобилем, взгляд будет прикован только к яркой игрушке.

Неваляшка

Не только зрение, но и координацию движений развивают подвижные игрушки типа неваляшки. Дотроньтесь ручкой ребенка, качните неваляшку, и, пока она не остановится, малыш не оторвет от нее взгляда, вращая из стороны в сторону зрачками, а значит, тренируя глазные мышцы.

Прикрепите на стены в каждой комнате, где бывает малыш, яркие картинки (лоскутки, наклейки, даже воздушные шарики), и пусть даже на скучных стенах в ванной или на кухне кроха может находить яркие предметы.

Развиваем слух

Всегда говорите с ребенком!

Неважно, что он ничего не понимает в готовке борща или глажке белья: комментируйте свои действия! Только так разовьется слух и речь малыша! Очень полезно, когда говорите, прислонять голову крохи к своей щеке: он будет чувствовать движение мышц и вибрацию при произнесении звуков.

Никакой монотонности!

Слушайте и повторяйте!

Дайте ребенку высказаться, если он гулит, а затем повторите его «речь». Это приучит кроху к диалогу.

Меньше «заек», больше конкретики!

Называйте ребенка по имени, а не одними ласковыми словами вроде «солнышко, зайчонок, рыбка». Так он скорее начнет откликаться на имя и привыкнет к нему.

«Динь-динь»

Приобретите колокольчик! Потрясите им справа от головы ребенка. Когда малыш повернется на звук – переместите влево. Звоните колокольчиком из разных мест в комнате, заставляя малыша искать источник звука.

Включайте музыку

Музыка нужна не только для развития эстетического вкуса и музыкального слуха: она развивает детский слух, благотворно влияет на эмоциональное развитие, вырабатывает чувство ритма. Включайте музыку и пойте сами: это нравится всем малышам.

Развиваем речь

Как и с развитием слуха, развитию речи способствует постоянное общение с ребенком. Читайте сказки и стихи, не отнекивайтесь тем, что ребенок все равно не поймет и не запомнит!


«Мы часто и не подозреваем, что в детском мозгу с рождения отпечатываются самые обыкновенные фразы и действия его матери, - пишет японский автор книги «После трех уже поздно» Масару Ибука. - Так мамы, постоянно говорящие с ребенком, сильно влияют на развитие детского интеллекта».

«Ба? Или Ма?»

Закрепить произнесение конкретного слога у ребенка можно, если он часто будет это слышать. Попробуйте читать стишок, оперируя одним только слогом, но меняя интонацию. Так можно способствовать тому, что первым кроха скажет полностью то слово, которое вы от него так ждете.

«Мой голос»

Малыш гулит, лепечет подолгу? Воспользуйтесь моментом, запишите на камеру, диктофон, телефон и т.д. При случае воспроизведите запись: реакция крохи на собственный голос будет яркой!

«Мама-повторюшка»

Мы развиваем речь ребенка, активно подражая его лепету! Ведь если мама говорит, как он, то и он сможет, как мама!

Познавательное развитие ребенка 4 месяца

Познавая мир вокруг и себя, ребенок развивается гармонично.

«Познавательному детскому развитию способствуют разнообразные получаемые впечатления, - рассуждает Туревская Е.И. в «Возрастной психологии». - Взрослые, окружающие малыша, должны удовлетворять эту потребность во впечатлениях и стараться, чтобы окружающая обстановка была не однообразной, интересной. Познавательное развитие детей, пребывающих в однообразной среде, несколько замедляется».

Четырехмесячный кроха интересуется собственным телом. Помогайте ему в этом!

«Где? Вот!»

Игра, помогающая запомнить части тела ребенка.
Спрашивайте: «А где наши ручки? » (ножки, животик, носик и т.д.)
И тут же отвечайте: «Вот! » (называя часть тела)

«Полетели!»

Части тела можно учить при помощи этой игры. Возьмите руки крохи в свои, помашите, приговаривая:

«Полетели, полетели! На головку (на животик, ушки, ножки и т.д.) сели! » (прижать ладошки к называемой части тела).

«Кто же это за стеклом?»

Полезно играть с малышом перед зеркалом. Оставьте все суеверия – развивающие игры с зеркалом познавательны и увлекательны. Показывайте отражение ребенку, сами стойте рожицы, целуйте ребенка, чтобы он видел и целующую малыша зазеркальную маму: так ребенок скорее станет отождествлять свое отражение с собой.

Развивающие игрушки

Погремушки или маракасы

Какие игрушки нужны ребенку в 4 месяца? В первую очередь, погремушки, и чем громче они звучат, тем лучше. Хорошо, если среди них есть и геометрические (шарообразные, овальные, прямоугольные – но без острых углов!), и сюжетные (изображающие животных, людей). Замечательный вариант - детские маракасы. У них удобная ручка, а звучат они очень громко. Малышу очень понравится трясти их обеими ручками в такт музыке. Цвета погремушек должны быть яркими и полезными для развивающегося зрения: зеленые, желтые, голубые, оранжевые.


Сенсорные коврики

В 4 месяца ребенок играет и много времени проводит лежа на животике, изучая все, что попадется под руку. Детские коврики с пришитыми шуршащими, звуковыми элементами и игрушками из разных тканей будут полезны для сенсорного развития крохи.

Как сделать развивающие игрушки самостоятельно?

Развивающие игрушки для детей 4 месяца можно изготовить и самостоятельно.

Сенсорные мешочки

Сшейте мешочки из тканей разной фактуры (шелка, плюша, фетра, хлопка и т.д.), наполните крупами. Такие развивающие игрушки полезны для развития сенсорики и мелкой моторики ребенка.

Разноцветные крышечки

Прикрепите к листу фанерки всевозможных размеров и цветов крышечки от баночек и бутылок. Такая развивающая панелька обязательно приглянется ребенку: предлагайте ее, когда малыш лежит на животе, он будет тянуться ручками к ярким кружочкам. Не используйте токсичный клей! Гораздо надежнее будет крепление небольшими саморезами (это подарит и прочность игрушке).

А вот перед покупкой развивающих мультфильмов задумайтесь: не верьте обещаниям сделать из крохи вундеркинда, вреда детскому зрению будет куда больше!

Распорядок дня, как элемент развития

Приучать кроху к режиму стоит с рождения. Определенные часы для сна, кормления и игр привнесут порядок в организацию дня и ребенка, и мамы.

Прогулки

К четырехмесячному возрасту прогулки становятся длиннее, летом – до 3 часов, зимой – до 2. Малыши еще спят во время прогулки, поэтому, если ребенок не восприимчив к покачиванию коляски и закрывает глазки сразу, как только его оденут – можно просто выставлять коляску на балкон или веранду, а маме заниматься домашними делами.

Питание

Питание малыша должно быть шестиразовым, равные промежутки времени между кормлениями позволяют пище перевариться, а желудку отдохнуть.

Массаж

Массаж лучше проводить дважды в день, в одно и то же время, ребенок будет ждать этой процедуры, особенно, если комплекс включает не просто растирания и поглаживания, а игры и приговорки.

Хорошо, если отход ко сну вечером будет неким ритуалом (действиями, повторяющимися изо дня в день): купание, «сеанс нежности» (поглаживания и поцелуи), колыбельная.

Заключение

Что должен уметь малыш в 4 месяца? Не только держать головку и поворачиваться на животик! Он должен уметь самое главное: радоваться общению с самыми дорогими людьми - мамой и папой! Ребенок в 4 месяца - вполне социальное существо, уделяйте его развитию больше внимания, так крохе будет легче полноценно входить в мир взрослых.
Развивайте, играя! Ведь игра - ведущий вид деятельности ребенка и неотъемлемая составляющая счастливого и беззаботного детства.

Кроме книг по детской психологии, возможно, вам будут интересны следующие:

  • Глен Доман. «Гармоничное развитие ребенка».
  • Евгений Комаровский. «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников».
  • Ирина Мальцева. «Пальчиковые игры: От рождения до 3 лет».
  • Масуру Ибука. «После трех уже поздно».
  • Мария Монтесори. «Методика раннего развития».
  • Татьяна Стробыкина. «Игры и упражнения для самых маленьких».

Видео по теме