Причины конфликта воспитатель-родитель, пути решения. Как решать конфликты в детском саду

Елена Овчинникова
Опыт педагогической работы по теме: «Конфликты между детьми 4–5 лет и методы их решения»

Наша главная задача – не заглядывать

В туманную даль будущего, а действовать

Сейчас в направлении, которое нам видно.

Томас Карлел.

Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития.

В дошкольном возрасте мир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Значимые для него люди – это не только мама, папа или бабушка – но и другие дети, сверстники. И чем старше будут ребёнок, тем важнее для него будут контакты и конфликты со сверстниками . В детских группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп. Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным, прежде всего потому, что конфликт в отношении ребёнка со сверстниками может выступить в качестве серьёзной угрозы для личностного развития. Именно поэтому необходима информация об особенностях развития детской личности в трудных, неблагоприятных условиях на этом этапе её развития, когда начинают закладываться основные стереотипы поведения. Психологические основы важнейших отношений личности к окружающему социальному миру, к себе самому, уточнение знаний о причинах, о природе, логике развития конфликтных отношений и возможных способах своевременной диагностики и коррекции приобретает первостепенное значение. Опасность заключается в том, что появившиеся у ребёнка отрицательные качества в связи с особенностью дошкольного возраста определять всё дальнейшее формирование личности могут обнаружиться и в дальнейшей жизни, препятствуя развитию полноценных отношений с окружающими людьми. Необходимость ранней диагностики и коррекции нарушений общения со сверстниками вызвана тем существенным обстоятельством, что в каждой группе детского сада есть дети, отношения которых со сверстниками значительно искажены. Все такие отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций.

Работая на группе среднего возраста можно отметить, что дети 4 – 5 лет предпочитают больше общаться со сверстниками, чем со взрослыми. Ребёнку необходимо внимание и сотрудничество ровесников, признание его успехов. У детей этого возраста, по мнению Козлова С. А, повышенная конфликтность , так как это переходный возраст от младшего к дошкольному.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что общение ребёнка со взрослыми и сверстниками – необходимое условие полноценного социального развития. Поэтому необходимо обогащать положительный опыт общения ребёнка с окружающими людьми, чтобы ребёнок стремился к общению, отвечал требованиям партнёров по общению, приобретал гибкость и пластичность в социальном поведении.

Наше учреждение имеет особенность пребывания в нём детей. Дети находятся в ДОУ всего один год, приходя из разных дошкольных учреждений города и района. Поэтому появляется сложность в общении между детьми , затягивается период адаптации, что, несомненно, влияет на здоровье детей. В связи с этим возникла потребность в изучении теоретического материала и разработки серии практических занятий.

Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме

социально-эмоционального развития.

Раскрытие понятия «социальное развитие»

В связи с потребностью общества последних лет вошёл термин «социальное развитие» , осуществляемое в связи с потребностью общества. В широком смысле слова социальное развитие включает в себя все виды развития (нравственное, трудовое, физическое и др.) . Главная цель социального развития заключается в формировании человека, готового к выполнению общественных функций, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому, и развитие человека - очень сложный процесс.

Развитие ребёнка не только сложный, но и противоречивый процесс – означающий превращение его из биологического индивида в социальное существо- личность.

В процессе развития ребёнок вовлекается в различные виды деятельности (игровую, трудовую, учебную и др.) и вступает в общение (с родителями, сверстниками, посторонними людьми и пр., проявляя при этом присущую ему активность. Это содействует приобретению им особого социального опыта .

Для нормального развития ребёнка с самого его рождения, важное значение имеет общение. Только в процессе общения ребёнок может освоить человеческую речь, которая, в свою очередь, играет ведущую роль в деятельности ребёнка и в познании и освоении им окружающего мира.

По мнению Л. С. Выготского важную роль при развитии личности ребёнка играет внешнее целенаправленное воздействие на этот процесс. Эффект внешних воздействий зависит от тех внутренних сил и факторов, которые определяют индивидуальное реагирование на них каждого развивающегося человека, а также от мастерства взрослого, который влияет на формирование личности ребёнка.

Движущими силами в развитии личности ребёнка являются противоречия, которые возникают между возрастающими потребностями ребёнка и возможностью их удовлетворения. В процессе развития происходит формирование ребёнка как личности, отражающей социальную сторону его развития, его общественную сущность.

Социализация - непрерывный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и в юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, устанавливаются основные социальные нормы и отклонения, формируется мотивация социального поведения.

Процесс социализации ребёнка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов.

Наиболее важное значение для социализации ребёнка имеет социум. Эту ближайшую социальную среду ребёнок осваивает постепенно. Если при рождении ребёнок развивается в основном в семье, то в дальнейшем он осваивает всё новые и новые среды – дошкольные учреждения, компании друзей и т. д. С возрастом освоенная «территория» социальной среды всё больше и больше расширяется. При этом ребёнок как бы постоянно ищет и находит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна, где ребёнка лучше понимают, относятся к нему с уважением. Для процесса социального развития важное значение имеет, какие установки формирует та или иная среда, в которой находится ребёнок, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде.

Дошкольный возраст - время активной социализации ребёнка, вхождение в культуру развития общения со взрослыми и сверстниками, пробуждение нравственных и этических чувств.

По мнению Д. Б. Эльконина, социально-эмоциональное развитие ребёнка проявляется в гуманистической направленности его активности, в стремлении выражать своё отношении к миру в соответствии с культурными традициями, принятыми в обществе. Что касается понятия «социальное развитие» , оно отражает необратимое, направленное закономерное изменение социальных явлений или процессов, в результате которого они переходят в новое качественное состояние.

Социальное развитие- это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими; учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе.

Л. С. Выготский считает, что дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребёнка. Дошкольный период детства благоприятен для формирования у ребёнка основ коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребёнка может стать ущербной, и в последствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно. Для нормального развития ребёнка важное значение имеет общение.

Чувство симпатии, дружелюбие проявляются у многих детей очень рано - уже на втором, третьем году жизни. Характер детских взаимоотношений зависит в основном от условий воспитания в семье и детском саду. Четырёх летние дошкольники, посещающие детский сад с большим желанием объединяются в различной деятельности. Между некоторыми детьми устанавливаются дружеские отношения : они предпочитают играть, трудиться, разговаривать, делиться радостями и огорчениями с определёнными товарищами. Маленькие дети обладают ещё неразвитым чувством добра и зла. Для них оценка поступка определяется его последствиями : одобрением или наказанием. Они могут следовать только чётко установленным правилам чаще всего, не понимая их сути. Поэтому им трудно приспосабливать эти правила даже к незначительно меняющимся обстоятельствам. Постепенно внешняя регуляция начинает играть всё меньшую роль. На её место приходит собственная внутренняя оценка поступка. При этом дети учитывают обстоятельства, в рамках которых совершается действие, а справедливость поступка, определяют уже не его последствия, а намерения лежащие в основе.

Внутренние этические дистанции возникают уже в дошкольном возрасте. В отличии от раннего детства, в то время между ребёнком и взрослым возникают новые взаимоотношения. Их связь видоизменяется. Однако, несмотря на то, что ребёнок уже может действовать самостоятельно, без посторонней помощи, у него сохраняется потребность в совместной деятельности со взрослыми, стремлении непосредственно участвовать в их жизни. Не имея возможности принимать участие во всех сторонах, ребёнок начинает подражать взрослым, воспроизводить их действия, поступки и взаимоотношения в игровой форме. Взрослый для ребёнка является центром любой ситуации. Положительные взаимоотношения с ним составляют основу для переживания ребёнком эмоционального благополучия.

Большое значение для усвоения этических норм в дошкольном возрасте имеет игра. В игре дети берут на себя роли взрослых людей, и таким образом, в воображаемом плане, подчиняясь правилам ролевой игры, усваивают типичные формы их поведения и нормы взаимоотношений. Так у детей формируется представления что хорошо, что плохо, что можно делать, а чего нельзя; как следует вести себя с другими людьми и как относиться к своим собственным поступкам. У детей необходимо развивать социальную восприимчивость, способность понять особенности, интересы, потребности других. Проявление заботы, внимания, помощь другому связаны с развитием мотивационного компонента социальной компетентности. Добра, чуткости, справедливости, благородство, отзывчивость, откровенность формируются через надлежащие мотивы поведения, так как каждый мотив ребёнка, если он приобретает устойчивость, в будущем может стать частью его характера.

Раскрытие понятия «эмоциональное развитие»

Эмоциональное развитие является одним из важнейших направлений развития личности. Известно, что детские эмоции характеризуются импульсивностью и лишь со временем перерастают в устойчивые привязанности, симпатии или антипатии, на основе которых складываются более глубокие чувства (любовь, ненависть и др.) . Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на неё. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, в жестах, во всём поведении.

Эмоциональная среда является важной составляющей в развитии дошкольника, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих чувств и эмоций также является важным моментом в становлении личности растущего человека. Эмоции помогают ребёнку приспособиться к той или иной ситуации. Эмоции ребёнка - это «послание» окружающим его взрослым о его состоянии.

В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребёнка, придавая им окраску и выразительность. На этом возрастном этапе реакции ребёнка достаточно импульсивны, выражение эмоций носит непосредственный характер. Регулирование эмоций – одна из сторон детского психосоциального развития.

По мнению Т. А. Данилиной, эмоции – особые психические состояния, связанные с врождёнными реакциями человека, его потребностями и мотивами. Эмоции имеют отрицательный и положительный характер. Ребёнок познаёт окружающий мир и делает это не отвлечённо и бесстрастно, а переживает происходящее с ним, формирует своё собственное отношение к тому, что его окружает, выбирает одни виды деятельности и ситуации и отвергает другие. Познание всегда эмоционально. Любые психические процессы всегда окрашиваются эмоциями – будь то ощущение или воображение, мышление или память. Умеренно положительные эмоции повышают чувствительность детей, мобилизуют все силы организма для активного восприятия любой информации. А отрицательные создают напряжённость или подавленность, что ухудшает способность адекватно воспринимать окружающий мир, интенсивно «проживать» жизненные ситуации.

Наш мир – это вечная борьба противоположностей. Важно научить детей не отступать перед трудностями, не падать духом, спокойно и мужественно принимать неудачи и ошибки. Эмоциональные состояния проявляются и в поведении. Можно по мимике, пластике тела, жестам, голосу определить во власти какой эмоции пребывает ребёнок. Широкое применение получила классификация эмоций, предложенная К. Изардом. Он разделил эмоции на фундаментальные и производные. К первым относятся :

Интерес и волнение;

Радость;

Удивление;

Горе – страдание;

Отвращение;

Презрение;

Остальные эмоции относятся к производным.

Как показывают наблюдения, данные виды эмоций полностью проявляются у дошкольников.

Психологи Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн считают, мотивы и эмоции формируются на протяжении детства в результате овладения ребёнком опытом предшествующих поколений и усвоение вырабатываемых обществом нравственных норм и идеалов.

Наиболее сильный и важный источник переживаний ребёнка – его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми . Когда окружающие ласково относятся к ребёнку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности и защищённости. Обычно в этих условиях у ребёнка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребёнка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Поведение окружающих по отношению к ребёнку постоянно вызывает у него разнообразные чувства : радость, гордость, обиду и т. д. Ребёнок с одной стороны, остро переживает ласку, похвалу, с другой – причинённое ему огорчение, проявленную к нему несправедливость.

Дошкольники испытывают чувства любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сёстрам, часто проявляют к ним заботу, сочувствие. Взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший, но конечно, не единственный источник чувств. Радость, нежность, сочувствие, удивление, гнев и другие переживания могут возникнуть у него по отношению к животным, растениям, игрушкам, предметам и явлениям природы. Знакомясь с человеческими действиями и переживаниями, ребёнок склонен приписывать их предметам. Наиболее важная особенность развития дошкольника : все его эмоциональные проявления становятся чётким отражением поступков, которые в свою очередь имеют чёткую выраженную мотивацию. Эмоциональное развитие в дошкольный период имеет ещё одну особенность, которая в конечном итоге будет определять всю систему реакций ребёнка, а потом подростка, и взрослого. Эмоциональные реакции ребёнка формируются, преломляясь через призму общения, связываясь всегда с ситуацией непосредственного взаимоотношения с другим человеком. Эмоциональная коммуникативность заключается в том, что ребёнок может нормально взаимодействовать с людьми по правилам, нормам и одновременно оценивать эти правила и нормы, соответствующим образом реагируя на них.

Конфликт и методы его решения

Изучение проблемы в социологии, психологии и других отраслях научного значения имеет давние традиции. Появившись с первыми человеческими сообществами, конфликты представляли собой повседневные явления. В настоящее время конфликты рассматриваются как сложное социальное явление и неизбежный спутник социальных отношений. В них проявляются и разрешаются противоречия, возникающие между людьми .

Существуют различные определения конфликта , но все они подчёркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идёт о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их лежит отсутствие согласия. Поэтому конфликт (ссора, столкновение, спор) определяется как отсутствие согласия между двумя и более сторонами, как столкновение противоположно направленных, не совместимых друг с другом тенденций в сознании индивидов, в межличностных и межгрупповых взаимодействиях, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.

В основе любого конфликта лежит конфликтная ситуация – скрытое или открытое противоборство двух или нескольких участников, включающее либо противоречивые позиции сторон по какому – либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных условиях, либо несовпадение интересов. Конфликтная ситуация , как правило, зарождается во взаимоотношениях и вызревает в практической деятельности, её возникновению способствует более или менее длительный период скрытой, обоюдной или односторонней неудовлетворённости.

В книге В. Я. Зедгенидзе «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников » подробно изложены ключевые теоретические аспекты детской конфликтологии и её основные понятия, описаны причины возникновения детских конфликтов . При этом особое внимание уделяется психологическим проблемам детских конфликтов . Причины, вызывающие конфликты , так же разнообразны, как и сами конфликты . Конфликты возникают почти во всех сферах человеческой жизни. Рассмотрим конфликты , которые возникают между детьми в дошкольном возрасте.

В дошкольном возрасте мир ребёнка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми . И чем старше становится ребёнок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками. Очевидно, что общение ребёнка со сверстниками – это особая сфера его жизнедеятельности, которая существенна от общения со взрослыми. Близкие взрослые обычно внимательны и доброжелательны к малышу, они окружают его теплом и заботой, учат определённым навыкам и умениям. Со сверстниками всё происходит иначе. Дети менее внимательны и доброжелательны, они обычно не слишком стремятся помочь друг другу, поддержать и понять сверстника. Они могут отнять игрушку, обидеть , не обращая внимание на слёзы.

В дошкольном возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. Все детские ссоры обычно разрешаются сами с собой, и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям жизни. Небольшие ссоры и стычки можно расценивать как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга, момент взаимодействия с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок , без которого ребёнок не может обойтись. Наблюдения за детьми в конфликтной ситуации свидетельствуют о том, что часто её участники по-разному разрешают возникшие проблемы. Одни пытаются решить спор силовыми методами для достижения своих целей, другие же, хорошо владеющие коммуникативными методами , улаживают свои споры и разногласия более мирным ненасильственным способом. Это и есть два основных способа разрешения конфликтной ситуации : деструктивный и конструктивный. Деструктивные способы предполагают либо уход от ситуации, либо агрессивное её разрешение , либо привлечение внешних средств для разрешения конфликта . Конструктивные выходы из конфликта предполагают продвижение в ситуации и её разрешение .

Психологический анализ процесса развития конфликтной ситуации с учётом её сущности, целей, динамики, особенности участников, их эмоционально – психологического состояния свидетельствует о том, что в профилактике и предупреждении конфликтов важным является формирование группы, т. е. взаимоотношений между детьми . Также эффективным средством предупреждение детских конфликтов является недопущение споров, так как в споре детям редко удаётся сохранять самообладание. Споря, они горячатся, делают обидные замечания, допускают грубость.

Конфликтная ситуация перерастает в конфликт в основном при совместных игровых действиях ребёнка и сверстников. Подобная ситуация возникает в случаях, когда имеются противоречия : между требованиями сверстников и объективными возможностями ребёнка в игре или между ведущими потребностями ребёнка и сверстников (потребности находятся за пределами игры) . В обоих случаях речь идёт о несформированности ведущей игровой деятельности дошкольников, что способствует развитию психологического конфликта .

Также причинами может являться недостаточная инициативность ребёнка в установлении контактов с ровесниками. Отсутствие между играющими эмоциональных устремлений, когда, например, желание командовать побуждает ребёнка оставить игру с любимым товарищем и вступить в игру с менее приятным, но податливым сверстником. В результате таких взаимодействий могут возникнуть два вида противоречий : разногласие между требованиями сверстников и объективными возможностями ребёнка в игре и разногласование в мотивах игры ребёнка и сверстников.

Существует несколько основных подходов в разрешении конфликтов в детском коллективе. Наиболее типичное определение понятия разрешения конфликта , на которое можно сослаться, дано в словаре «социальной работы » . Согласно этому определению решение конфликта понимается как имитация или минимизация проблем, разделяющих стороны; обычно осуществляется через поиск компромисса, достижения согласия. Учёные рассматривают решение конфликтов :

Как «устранение полностью или частично причин, породивших конфликт , либо изменение целей участников конфликта » (Васильева В. Л. 1977)

Как «достижение соглашения по спорному вопросу между участниками » (Дмитриев А и др. 1993) .

Разрешение конфликта во многом зависит от умения взрослого вовремя заметить момент перерастания разногласия, дискомфорта в конфликтную ситуацию .

Какие бы конфликты не происходили между детьми , и всё же общение с другими детьми приносит дошкольнику ни с чем не сравнительное удовольствие. Ведь уже начиная с 4-летнего возраста, сверстник становится для ребёнка более предпочтительным и привлекательным, чем взрослый. Если перед дошкольником стоит выбор – с кем играть или гулять : с приятелем или с мамой, - большинство детей сделают выбор в пользу сверстника.

Попадая в детский сад, ребёнок начинает находиться в новых, непривычных для него условиях, в окружении незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать взаимоотношения. В этой ситуации взрослые должны объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребёнка. Именно поэтому эмоциональное развитие ребёнка является основой нравственного воспитания. Дошкольники отличаются особой искренностью и непосредственностью как в общении с другими, так и в проявлении собственных чувств. Если эти качества поддерживать, то дети вырастут добрыми, эмоционально отзывчивыми.

Для того, чтобы по мере возможности, учить детей избегать конфликтов рекомендуется проводить методы их профилактики . Как мы знаем, что конфликты в детском коллективе легче предупредить, чем разрешить. Наиболее перспективное предупреждение конфликтов на ранних стадиях и , прежде всего, на стадии их зарождения.

Определяющим фактором в профилактике детских конфликтах является направленность процесса воспитания. Воспитание должно быть направленно на приучение к определённым социальным нормам взаимоотношений и взаимодействий, соблюдение которых является важным аспектом в социальном становлении личности ребёнка.

Ты отдала ребенка в детский сад. И вот, первое: «Он меня ударил!», «Она не хочет со мной дружить!» Чем старше ребенок, тем разнообразнее причины, вызывающие конфликты между детьми в детском саду. Что это за выяснения отношений? Можно ли их избежать?

Причины конфликтов в детском саду

2-3 года

2-3 летний ребенок с радостью начинает играть с другими детьми, но эти игры далеко не всегда проходят мирно. Чаще всего малыши этого возраста ссорятся из-за игрушек или из-за разрушения игровых построек, обстановки или воображаемой игровой ситуации.

Причина обид и ссор в том, что у детишек еще нет достаточного навыка общения.

4-5 лет

Конфликты в детском саду у детей этого возраста возникают чаще всего, если ребенок эмоционально не связан с партнером по игре. Так, желание командовать может побудить его оставить игру с лучшим другом и играть с тем, кто меньше нравится, но слушается.

Игры в этом возрасте усложняются: дети решают, во что играть, кого включить в игру, а кого исключить; распределяют роли: кому достанется более привлекательная, кому - менее.

На любом из этих этапов может возникнуть конфликт.

5-6 лет

Споры о том, во что играть, в этом возрасте возникают все реже. Больше дети конфликтуют по поводу сюжета игры: какие в ней будут ситуации, персонажи и действия этих персонажей.

Могут возникать конфликты по поводу правил игры: это споры о том, правильно или неправильно действует тот или иной ребенок в игре.

Способы разрешения конфликтов в детском саду

2-3 года

У детей в возрасте 2-3 лет основным «аргументом» в спорах является применение физической силы: они толкаются, дерутся, отнимают игрушки. Дети могут кричать и плакать, стараясь привлечь внимание воспитателя, вовлекая в конфликт других детей.

4-5 лет

В 4-5 лет «игровые» конфликты в детском саду уже часто разрешаются без вмешательства взрослых.

Воспитатель приходит на помощь только при «психологических атаках», когда ребенок кричит, топает ногами, плачет и гримасничает, ничего не объясняя.

Но чаще идет атака словесная: указания сопернику, что ему делать или чего не делать: «Отдай», «Уйди». Обозначение собственной позиции: «Я буду врачом». Отказ выполнять требуемое действие.

5-6 лет

Для решения конфликтов в детском саду старшие дошкольники часто пользуются «угрозами» пожаловаться воспитателю, перестать играть, перестать дружить вообще и словами, произносимыми с угрожающей интонацией: «Ну!», «Ясно?».

Начинают появляться и первые логические обоснования: «Я первый», «Я тоже хочу», «Это мое»; отсылки к своей роли в игре - «Я врач и знаю, как надо лечить», риторические вопросы: «Зачем ты все сломал?», «Чего ты сюда зашел?».

Все чаще дети пользуются общими правилами: «Надо делиться», «Продавец должен быть вежливым».

В этом же возрасте дети начинают дразниться и обзываться.

Профилактика конфликтов - задача родителей

Полностью предотвратить конфликты между детьми в детском саду нельзя, да и не нужно. Эти ситуации и выход из них - основа социализации ребенка в будущем. Помочь малышу правильно вести себя в ссорах и спорах - задача родителей в процессе . Способов такой помощи несколько.

Игры

Играй вместе с ребенком: когда есть общая цель, радости, переживания за общее дело, распределение обязанностей, согласованность действий, ребенок учится уступать желаниям других или убеждать их в своей правоте, действовать для достижения общего результата.

Очень важны сюжетно-ролевые игры. Пусть комната станет больницей, магазином, магистралью, а ребенок - врачом, продавцом, водителем. Ведь любая роль предполагает партнера: врач и больной, продавец и покупатель, а это способствует развитию у ребенка навыка общения.

Приемы неигрового типа

  • Приучай ребенка к приветствиям и прощаниям, обмену впечатлениями после игры.
  • Дай малышу самому решить, когда начать и закончить игру, самостоятельно распределить роли.
  • Выслушивай внимательно ребенка и учи его объяснять свои чувства.

Контроль над собственными эмоциями

Проявляя любовь к малышу, старайся не заронить в его сознание мысли о собственной исключительности. Ребенок должен знать, что ты выполняешь его желания, а иногда и капризы вовсе не потому, что обязана это делать, а потому что любишь его. Иногда проси и ребенка пойти на уступки.

Помни, маленькие эгоисты чаще попадают в конфликты в детском саду и им гораздо сложнее выходить из таких ситуаций, чем остальным детям.

Будет детский сад приносить ребёнку и родителям радость или проблемы, как ни странно, во многом зависит именно от взрослых. Ульяна Громова, воспитатель ясельной группы, лауреат премии Петербурга в номинации «Лучший воспитатель Государственного дошкольного образовательного учреждения» рассказала, что могут и должны сделать родители, чтобы дошкольное образование стало залогом успешной и счастливой жизни ребёнка.

– Когда ребёнка отдают в детский сад, означает ли это, что родителям можно в некоторой степени расслабиться?

– Перед тем, как родители могут немного расслабиться, ребёнок и его родители проходят сложный период – период адаптации. Отрыв от матери – огромный стресс для малыша, ведь до сих пор он был единственным и вся любовь и внимание доставались ему одному. В детском саду совсем другие условия и, чем более самостоятелен малыш к моменту начала посещения дошкольного учреждения, тем легче будет проходить его привыкание. Тяжёлым период адаптации становится для избалованных, несамостоятельных детей, которые в связи с высокой опекаемостью, бояться самостоятельно произвести какие-либо действи, особенно в новых условиях. Они будут хвататься за маму, бояться от неё отойти на шаг. Чем более самостоятелен ребёнок, тем он смелее, увереннее в себе и своих возможностях, тем выше его познавательный интерес. Скорее всего такие дети не так сильно испугаются новой обстановки и сразу ринутся изучать игрушки в группе, смогут самостоятельно найти себе занятие.

То, как будет проходить первая социализация ребёнка в его первом обществе, во многом зависит и то, как он будет входить в коллектив в школе, в университете, на работе, как он будет общаться с новыми людьми при первой встрече, когда подрастёт.

Ульяна Громова.jpg

– А что конкретно могут сделать родители, чтобы ребёнок стал самостоятельнее и был готов к садику?

– Зачастую родители не стремятся отучить ребёнка от многих, не свойственных возрасту и условиям детского сада привычкам: соска, памперсы, грудное вскармливание, неоправданно частое использование коляски. Все эти вещи необходимы совсем маленьким детям, но к моменту посещения детского сада надо распрощаться с этим набором.

Во-первых, отучение от всего, что не соответствует возрасту, тормозит развитие многих психических, физических и умственных процессов. Во-вторых, резкое прекращение привычного в первые же дни посещения детского сада усилит стресс ребёнка, который и так в растерянности от отсутствия рядом мамы и папы. Ведь воспитатель не сможет предложить малышу прогулки на коляске.

Также для подготовки к детскому садику можно порекомендовать заранее узнать и приучать ребёнка к режиму дня, который будет в учреждении. Желательно выяснить, какие блюда готовят в садике, в который он пойдёт, и постепенно вводить в рацион эти блюда. Часто дети с недоверием и страхом относятся к незнакомой пище, отказываются от неё, переживают. Это может стать дополнительным стрессом, так же как и ранний подъём, если до первого дня посещения садика ребёнок несколько лет вставал в 10, 11 часов утра. Хорошо заранее рассказать ребёнку о том, что ждёт его в садике, познакомить его с будущими воспитателями, чтобы он был немного подготовлен психологически, и многое в садике соответствовало тому, что рассказывала мама. Это действительно во многом может облегчить встречу с новым и будет намного спокойнее для малыша, чем внезапная смена образа жизни.

– Что особенного в периоде адаптации к детскому саду и какова в этом роль родителей?

Период адаптации в детском саду формально длится месяц. В это время воспитатели не проводят занятия, не водят детей в другие помещения детского учреждения, а помогают привыкать и приспосабливаться к новым условиям.

Период адаптации начинается с сокращённого времени посещения, затем, ориентируясь на поведение и состояние нервной системы ребёнка, педагоги и родители решают, когда лучше увеличить время пребывания в группе.

Маме, которая отдаёт малыша в садик, можно порекомендовать, не спешить выходить на работу, если есть такая возможность или подключить к детскому садику бабушку. В период привыкания к садику малышу особенно важно дома максимальное общение с мамой и папой, чтобы понять, что его никто не бросил, что его по-прежнему любят и что мама никуда не денется от него, что садик это временно.

Если период адаптации в детском саду только месяц, то реально адаптация проходит намного дольше. У некоторых детей это могут быть не только месяцы, но и годы. Всё очень индивидуально.

  1. ребёнок спокойно расстаётся с родителями;
  2. не тревожится весь день в садике, что их нет рядом;
  3. свободно пользуется туалетом;
  4. не отказывается от пищи;
  5. перестаёт часто болеть.

Не стоит ругать ребёнка, который только начал посещать детский сад за истерики, за возвращение к прежним привычкам (писается, сосёт палец и т.д.). Это всё проявление нервности, которая, к сожалению, будет первое время присутствовать, ввиду резкой смены привычной жизни. Ребёнку необходимо обеспечить дома покой и полное принятие его таким, какой он есть, даже с истериками и полным пакетом мокрого белья. Всё это временно и пройдёт, когда детский сад станет привычным, повседневным, желаемым.

Но здесь я хочу подчеркнуть, что появление детского сада или школы в жизни ребёнка никак не отменяет участие родителя в воспитании и образовании. Родители – главные педагоги ребёнка на всю жизнь!

– Ульяна, а с какими проблемами могут столкнуться и родители, и дети уже после адаптационного периода и каковы их причины?

Одни из часто возникающих проблем – это сложности между родителями и детским садом. Очень многое зависит от первоначального настроя родителей и педагогов на конструктивное общение.

Говоря о причинах подобных конфликтов, в первую очередь стоит отметить, что, к сожалению, педагогический состав стремительно стареет, а родители это большей частью молодые, активные люди. Разные подходы к воспитанию, разные взгляды на жизнь порождают конфликты.

Надо с сожалением констатировать, что профессия воспитателя сейчас находится в глубоком кризисе. Проблема кадров – это проблема общества, не проблема конкретной заведующей конкретного детского сада.

Во-вторых, многие родители уже имеют опыт посещения частных детских клубов, где, как правило,детей в группе мало, условия работы другие, как и подходы к воспитанию. В таких учреждениях не предъявляют требований: всё, как захочет малыш. Не хочет рисовать со всеми? Ну, пусть повисит на люстре. Главное, чтобы он ходил сюда ещё, и мама была довольна.

В государственном детском саду педагог поставлен в более сложные условия. Детей в группе много, есть временные ограничения: режим дня, занятия, гигиенические процедуры, соблюдение требований СанПина и многих других нормативных документов. Ребёнок должен всё делать немного быстрее, чем дома, должен успевать, поспевать, догонять. Непонимание родителей этого иногда становится причиной конфликта.

Также, в последнее время во многих семьях процветает «педагогика вседозволенности», отсутствия каких-либо требований к ребёнку. Однако детский коллектив таков, что если разрешить одному висеть на люстре, то через пять минут вся группа в 25 детей будет делать то же самое. И если малыш кидает пюре на голову соседу, а мы на это никак не реагируем, то будьте уверены, в пюре сразу будет вся группа.
Родители должны понимать, что попадая в общество, ребёнок должен учиться определённым правилам поведения. Иногда получается так, что малышу ещё не объяснили, что так делать не надо, но уже ругают за это. Ребёнок начинает бояться проявлять себя, получая такие незаслуженные порицания.

Другой пример, сейчас часто встречаются дети, которые постоянно дерутся, громко скандалят, агрессивно себя ведут по отношению к сверстникам. Мама считает, что это нормально и период такого поведения рано или поздно пройдёт. Давайте посмотрим на положение такого ребёнка в коллективе. Воспитатель, оберегая других детей, постоянно порицает поведение такого ребёнка, прерывает его агрессивные нападки, ругает, дети начинают бояться обидчика, избегать игр с драчуном, жаловаться на него родителям, родители жалуются на этого ребёнка воспитателю. Вокруг ребёнка растёт клубок негативного отношения. Возможно, этот рюкзак изгоя ему придётся нести с собой всю жизнь, если родители вовремя не начнут вычленять причины такого поведения, уберут из его жизни агрессивные мультфильмы, компьютерные игры, возможно, драки со старшим братом, изменят свои неправильные подходы к воспитанию.

Агрессия почти всегда идёт из дома. Сейчас в некоторых семьях душевный разговор с использованием ласковых слов типа «солнышко», «моя радость» отсутствуют вовсе. Недавно наблюдала, как бабушка разговаривает с внучкой постоянное назидание, раздражение в голосе, грубость и отсутствие всякого тепла взаимоотношений. «Сколько я буду тебя ждать?», «Мне уже надоело, что ты скачешь!», «Я позвоню папе с мамой, чтобы они тебя отругали!» и таким высказываниям не было конца. При этом ребёнок никак не реагировал на все претензии. Но при этом получал пример агрессивного общения, которое непременно принесёт в детский коллектив.

Дети в подобных семьях как обуза для общения: ребёнок всё время что-то спрашивает, чего-то хочет, спорит, не слушается, раздражает, а взрослый, вместо того, чтобы мудро переключить ситуацию, начинает показывать ребёнку пример деструктивного общения. «Ребенок зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, говорил В. А. Сухомлинский, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».

Повышенная конфликтность некоторых родителей лежит именно в нервном напряжении, а не в том, что «натворил» воспитатель. Одна мама пришла в наш сад в начале сентября этого года. Она не видела ни группы, ни воспитателей и сразу заявила заведующей: я очень скандальная, я вам всем покажу, вы заранее готовьтесь. Таких родителей, как правило, мало интересуют проблемы ребёнка, они удовлетворяют свои амбиции. Им не нужен реальный повод, они будут придираться ко всему, если воспитатель вовремя не сможет бесконфликтно противостоять такому поведению и свести его на нет. А это не каждому под силу.

– Как родителям справляться с этими проблемами, особенно если дети жалуются на воспитателей, на чью сторону вставать?

Знаете, есть такая шутка в интернете: «Дорогие родители, не верьте всему, что говорят про нас ваши дети, тогда мы не будем верить всему тому, что они говорят нам про вас». Худший вариант развития такой ситуации, это не зная подробностей происшедшего, ругать и унижать в глазах ребёнка педагога.

Если проблема незначительная, на ваш взгляд, отвлеките чем-нибудь ребёнка, расскажите интересную историю. Это научит его в более старшем возрасте не зацикливаться на мелких неприятностях. Иногда воспитатель ругает детей за дело, это часть воспитательного процесса.

Иногда дети фантазируют, сочиняют истории и не только про воспитателей, но и про сверстников, родителей. Если вы проявите большой интерес в подобной ситуации, будете бурно реагировать, подробно расспрашивать, проявлять много новых интересных для ребёнка эмоций, то, скорее всего, ребёнок будет стремиться каждый день приносить вам много новых историй о том, как «провинилась» сегодня Маргарита Сергеевна. Особенно, подобным поведением отличаются дети, которые испытывают дефицит внимания и общения со стороны родителей. Они, таким образом, привлекают внимание к себе, пусть оно даже носит негативный характер. Эта ситуация неправильная в первую очередь потому, что авторитет взрослого, который чему-то учит ребёнка, не должен рушиться родителем, как и авторитет родителя педагогом! Как будете выглядеть вы, родитель, оставляя на целый день своего любимого ребёнка какой-то «противной тётке».

Если вы считаете, что ситуация серьёзная, действительно требующая вашего вмешательства, то пообещайте ребёнку поговорить с воспитателем на эту тему. Не стоит давать первоначальных оценок, не зная, насколько правильно ребёнок передал вам суть конфликта.
Поговорите с педагогом спокойно, обсудите проблему, выслушайте его мнение, объяснение. В дальнейшем, если ваш ребёнок уже довольно сообразительный, объясните, почему произошёл конфликт, как надо было поступить ему или другому участнику конфликта, чтобы избежать произошедшей ситуации.

Я бы, как педагог, посоветовала переносить такие разговоры на вторую половину дня, когда вы забираете ребёнка. Утренние «разборки» могут испортить настроение и вам, и воспитателю на весь день. Не стоить вести такие разговоры на повышенных тонах, дайте остыть своим эмоциям. Также не стоит вести конфликтных разговоров при ребёнке. Иначе вы подаёте ему пример проявления агрессии и конфликтности.

Был у нас в садике мальчик Андрей, он уже давно подросток. Вдруг он стал постоянно маме рассказывать подобные истории: «Всем сегодня давали банан, а мне нет». Мама после нескольких таких историй, не разобравшись, сразу налетела с криками на воспитателей, которые пытались что-то объяснить, но выслушаны не были. В следующий раз мальчик сказал маме, что все ходили на музыкальное занятие, а меня не взяли, я сидел один в группе. Тут уж воспитатель, мама и ребёнок втроём стали разбирать ситуацию. Воспитатель: «Ну, как же Андрей?! Ведь ты был в маске мишки, танцевал с Машей. Помнишь?». Мальчик опустил глаза и подтвердил слова воспитателя.
Для ребёнка это игра, для взрослых нервные срывы, обиды, расстройства. Позже, когда мальчик подрос и пошёл в другую группу, воспитатель на занятии по развитию речи дала такое задание: «Расскажите, как дома вас ласково называет мама». Все дети по очереди стали делиться своими «домашними именами»: заинька, сынуля, солнышко, рыбка… Анрюша ничего не ответил и заплакал. После занятия воспитатель подозвала к себе ребёнка и спросила наедине, почему он плакал. Мальчик ответил: «Мама никогда не называет меня ласково».

Возможно, так оно и есть, а возможно, ребёнок опять играет свою любимую роль никому не нужной жертвы. Причина такого поведения очевидна, мальчику не хватает внимания в семье.

– Как определить точку невозврата, когда невозможно справиться с конфликтами в саду и ребёнка надо забирать? Как правильно поступить в такой ситуации?

Может я и ошибаюсь, но точек «невозврата» в саду не бывает, если только кто-то сам не захочет её сотворить своими силами. Надо всеми силами не довести ситуацию до такого момента. Если 25 родителей водят своих детей в эту группу, и ни у кого нет серьёзных конфликтов с педагогами, то, скорее всего, проблема в вас.

Как бы не складывались ваши отношения с педагогом, ребёнок не должен быть свидетелем и участником ваших конфликтов. Если вы доверяете и уважаете воспитателя, то и ребёнок будет с удовольствием ходить в детский сад, не переживать и не нервничать. Если педагог действительно выходит за рамки дозволенного и вы не единственный «пострадавший», то стоит обратиться к администрации учреждения, психологу сада, если он есть, и найти пути выхода из сложившейся ситуации.

Определите точно, это конфликт между вами и педагогом или ребёнком и педагогом. Если это только ваши взаимоотношения, то не стоит ребёнка переводить в другой сад, подвергать его стрессам, связанным с новой адаптацией, потерей старых друзей. Сделайте над собой усилие, сведите к минимуму общение с педагогом, может другой член семьи найдёт больше взаимопонимания с воспитателями. Моя мама учительница. Мой старший брат ходил в класс «Б», который славился своей хулиганистостью. Учителя не раз предлагали перевести маме сына в другой более успешный класс. Но мама рассуждала так: в жизни будут попадаться разные люди и надо уметь общаться с разными людьми. В результате брат неплохо учился и умел ладить с другими ребятами, никто его не обижал. Ведь основной пример ребёнок берёт всё равно из семьи. Поддержка семьи, правильное воспитание дают ребёнку уверенность в себе, хорошую самооценку, которые делает его неподвластным чужому дурному влиянию.

Слышала и такой рассказ: «У нас есть знакомый, у него куча денег и он может позволить себе не только частный детский сад, но и частную няню, но водит он своих детей в обычный детский сад. Пусть учатся жить среди обычных детей, которые будут их окружать всю жизнь». Он руководствуется тем же принципом: во взрослой жизни никто не будет сортировать для его детей людей по категориям, надо будет уметь общаться со всеми людьми. И это очень правильное решение.

Переводя ребёнка из группы в группу, из сада в сад, из школы в школу, мы будем преподносить ему дополнительные стрессы, неприятности, обиды. Но, создавая стерильные условия подобным образом, мы не научим его общаться, находить выходы из непростых ситуаций, использовать различные способы улаживания конфликтов. А именно подобный опыт и называется социализацией, умением жить в коллективе, продуктивно взаимодействовать с разными людьми.

Детский сад – это первый социум, первая ступенька социализации. Уже здесь ребёнок получает свои первые уроки жизни, не стоит его излишне оберегать, иначе во взрослой жизни он будет более зависим от вас, менее самостоятелен и менее уверен в себе.

Конфликтные ситуации - неотъемлемая часть жизни любого человека, и детский сад не становится исключением. Большинство людей не любят конфликты и стараются избегать их, однако когда речь идет о детях, это не всегда возможно. Правильно выстроив поведение при возникновении неприятных ситуаций, можно сохранить здоровые отношения между детьми, воспитанниками и педагогами, воспитателями и родителями.

Типы конфликтных ситуаций в ДОУ

Конфликтные ситуации в ДОУ можно разделить на несколько типов: конфликты между членами педколлектива, воспитателей и родителей, между родителями, между детьми. Рассмотрим основные причины их возникновения.

Когда речь идет о возникновении конфликтов между педагогами, то наиболее распространенными причинами являются отсутствие материального и морального удовлетворения от труда.

К таким причинами можно отнести следующие:
Взаимное влияние воспитателей и вспомогательного персонала, когда результаты работы одних обуславливают эффективность работы других. Например, несвоевременное выполнение обязанностей помощника воспитателя может отрицательно сказаться на режимных моментах в ДОУ.
Перенесение проблем, которые должны решаться с руководством на горизонтальный уровень отношений, например, нехватка какого-либо оборудования.
Неверное или нечеткое определение обязанностей в коллективе.

Нередко возникают конфликтные ситуации между воспитателем и родителями. Например, ребенок сложно адаптируется к новым условиям при поступлении в детский сад, капризничает, а родители требуют от педагога повышенного внимания к малышу. В некоторых случаях коммуникация между воспитателем и родителем усложняется по личным причинам.

Такие конфликтные ситуации условно можно разделить на две группы: воспитатель ведет себя некорректно или родители предъявляют повышенные требования к его работе. В первом случае следует проанализировать положение и попытаться найти общий язык с педагогом. Возможно, стоит обратиться к членам семьи, чтобы они попытались сгладить конфликт. Также следует узнать, сталкиваются ли другие родители с такими же проблемами. Если решение найти не удается, то следует обращаться к руководству детского сада.

Случается, что родители требуют особенного отношения к своему ребенку или внимания, который педагог государственного детсада просто не может дать. Не стоит забывать, что в группе находится около 30 детей, и каждый нуждается в индивидуальном подходе. В этом случае стоит подумать, как получить желаемое, отдав ребенка в частные детские сады или студии.

Одной из часто встречающихся причин возникновения конфликтов в ДОУ служит недопонимание между родителями. Оно может возникать из-за организационных моментов или когда в конфликт вступают дети. Очень важно не переносить собственные размолвки на детей, не поощрять их ссоры друг с другом. Всегда нужно стараться услышать другую сторону и максимально корректно и понятно донести свою точку зрения на ситуацию.

Обе стороны конфликта должны понимать, что скорее всего его решение требует компромисса. Если произошел конфликт между детьми, то следует выслушать их, желательно в присутствии воспитателя, и разобраться в проблеме. Не всегда то, что рассказывает ребенок оказывается правдой. Если же с родителями не удается достичь мира, то стоит обозначить рамки общения, при которых дети не будут страдать.

Обязательного решения требует конфликтная ситуация в детском саду между детьми. Конечно, речь идет о конфликте, который затянулся или часто повторяется. Дети ссорятся и мирятся много раз на день, забывая об этом. Поэтому несвоевременное вмешательство взрослых может создать настоящий длительный конфликт.

Если же дети постоянно попадают в одни и те же ситуации, то им стоит показать, как можно выходить из конфликта. Это служит хорошей тренировкой умения слушать оппонента, учитывать интересы других, уступать и искать компромиссы. Конфликты и их решения является обязательным атрибутом социализации детей, и родителям следует помогать в этом своему ребенку. Также важно понимать и поддерживать своего малыша, которому очень важна любовь и забота родителей.

Как вести себя воспитателю в конфликтных ситуациях (примеры)

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации в детском саду на примерах, а также разберем, как правильно выходить из них.

Ситуация 1
Ребенок приносит свою игрушку в детский сад и остро реагирует, если ее берут без разрешения. Он может плакать, злиться и даже драться. Так он показывает свое исключительное право на владение игрушкой.
Как вести себя педагогу?
Воспитатель рассказывает, как пользоваться чужими игрушками и настаивает, что всегда нужно просить разрешения, прежде чем что-то взять. Нельзя отнимать силой, если ребенок не хочет делиться. Можно предложить игру «Давай договоримся», когда педагог отслеживает заранее оговоренное количество времени.
Детей нужно поддержать, если они переживают отказ, стимулировать их находить другие игрушки и не капризничать. Также нужно поощрять детей делиться или меняться игрушками, следить, чтобы никто не был обижен. Можно соорудить «Волшебный короб», придумать про него сказку. В коробе, который стоит на видном месте, будут храниться игрушки, которые принесены из дома и которыми сейчас никто не играет.

Ситуация 2
Нередко педагогам также бывает сложно быстро и правильно отреагировать при возникновении конфликтной ситуации. Рассмотрим высказывания воспитателей, если появляется конфликт из-за домашних игрушек.
«Не приноси игрушки, если не следишь за ними». Дети могут потерять свою игрушку во время прогулки или в группе, начать капризничать перед уходом домой, от того что не находят ее. Воспитателю же нужно обеспечить соблюдение режима дня.
«Ты плохо себя ведешь - отнеси игрушки в шкаф». Так воспитатель может изменить поведение ребенка.
«Отдай игрушку, Дима - твой друг», «Не жадничай, это плохо». Воспитатель апеллирует к моральным принципам, чтобы предотвратить конфликт.
Во всех приведенных ситуациях воспитатель остро реагирует на нежелательное поведение ребенка. Однако такая реакция не всегда приводит к положительным последствиям.
Как вести себя педагогу?
Нужно акцентировать внимание детей на необходимости следить за своими игрушками, не терять их, находить перед уходом домой. Отмечать, у кого из детей получается это делать. Также следует проанализировать, какова причина частого обращения ребенка к воспитателю при потере игрушки.
Следует задать детям вопросы о дружбе, друзьях, узнать, что они вкладывают в эти понятия.
При появлении нежелательных реакций нужно разобраться в их причинах. Если недостаточно профессиональных знаний или опыта, то можно обратиться к другому педагогу, педагогу-психологу, пройти курсы повышения квалификации.

Ситуация 3
Примером конфликтов в ДОУ могут быть ситуации, когда потеря игрушки означает утрату маленькой ценности, памятного предмета или подарка. Расстраиваются не только дети, но и родители. Часто они требуют найти игрушку, а это нарушает распорядок дня, например, когда дети должны собираться на прогулку.
Как вести себя педагогу?
Чтобы предотвратить подобные ситуации, лучше обсудить их возможность на первом родительском собрании. Следует спросить у родителей, как они организовывают обхождение с домашней игрушкой на прогулке. Возможно, стоит рекомендовать родителям не отдавать в детский сад игрушку, если она особенно ценна или дорога. Также стоит отметить, что педагог не может отвечать за сохранность игрушки. Важно сохранять доброжелательность и корректно объяснить пределы ответственности воспитателя.

Ситуация 4
Ребенок сломал чужую игрушку, и родители требуют возмещения. Нужно ли в этой ситуации воспитателю включаться в разговор? Мы рекомендуем при возникновении споров попросить родителей выяснить это вне садика. Если воспитатель становится на сторону одного из родителей, он может быть втянут в конфликт, а это всегда нежелательно.

Конфликты воспитатель-родитель и конфликты в коллективе

Конфликт, как обязательный компоненты общественной жизни, присутствует и в отношениях педагога и родителей. Для воспитателя крайне важно грамотно выстроить стратегию поведения в конфликтной ситуации, найти правильные механизмы урегулирования конфликтов в ДОУ.

Прежде всего, нужно проанализировать причины возникновения конфликтов. Родители чаще всего недовольны таким:
с ребенком мало проводят времени;
условия недостаточны для укрепления его здоровья;
к ребенку не находят подхода;
используются наказания;
плохо следят за внешним видом ребенка;
ребенка заставляют или не заставляют есть;
ребенок не получает полной свободы действий;
он создает проблемы для воспитателей;
ребенка могут обидеть агрессивные или гиперактивные дети.

Воспитатели также имеют претензии к родителям. Самыми распространенными бывают:
неуважительное отношение к персоналу детского сада;
неаккуратность оплаты услуг;
у детей нет сменной одежды, они не подготовлены к садику;
нарушается режим дня, когда детей забирают поздно;
предъявляются слишком высокие требования.

Анализ конфликтных ситуаций в ДОУ показывает, что к ним применимы общие правила классификации конфликтов:
возникновение противоречий;
осознание конфликта хотя бы одной стороной;
конфликтное поведение;
исход конфликта.

Существует 5 способов разрешения конфликтов в ДОУ, согласно общей классификации путей выхода из конфликта:
1. Конкуренция - каждый сосредотачивает внимание только на своих интересах.
2. Уклонение - не уделяется внимание своим интересам и интересам партнера.
3. Компромисс - обе стороны идут на уступки.
4. Приспособление - учет интересов другого человека в ущерб собственным.
5. Сотрудничество - позволяет учесть интересы обеих сторон.

Наиболее эффективными способами выхода из конфликта выступают сотрудничество и компромисс.

В коллективе возможно появление конфликтов между двумя людьми, личностью и группой или двумя группами. Как правило, протекание и разрешение конфликтных ситуаций в ДОУ не отличается от решения конфликтных ситуаций между родителями и воспитателями.

Однако педагогам следует приложить усилия, чтобы конфликт не отражался на их профессиональной деятельности, а также атмосфере в детском саду. Для этого следует проанализировать конфликтную ситуацию, возможно, привлечь для этого руководство и найти пути выхода из него.

Конфликты в детском саду неизбежны, однако успешность функционирования образовательного учреждения зависит от того, насколько своевременно и корректно они будут решены. Воспитателям и руководству ДОУ следует обращать внимание на причины возникновения конфликтов, устранять их, а также формировать правильную стратегию выхода из подобных ситуаций.

Родители должны знать, что конфликты между детьми в детском саду неизбежны. Так формируется коммуникабельность, умение отстаивать свое мнение. Ведь когда малыш подрастает, его отдают в детский сад, где он учится общаться и находить выход из различных ситуаций.

В зависимости от возраста участников детские конфликты могут иметь различные причины. Если, к примеру, говорить о , то ссорятся они, в основном, из-за того, что не хотят делиться игрушками. Кроме того, слезы и плач могут возникать, если кто-то кому-то сломал башенку или растоптал куличик в песочнице. Не имея еще достаточных навыков выражения мыслей и эмоций, дети начинают драться, . Такие действия направлены на привлечение внимания взрослых людей к тому, что произошло. Ребятишки хотят, чтобы их пожалели.

Взрослея, каждый ребенок имеет уже более развитую речь, чем раньше, и способен лучше выражать свои мысли. Однако споры не прекращаются. Ссорятся зачастую из-за совместных игр. Кто-то не хочет с кем-то играть вместе или один отказывается подстраиваться под другого. К конфликтуют из-за того, какими должны быть правила игры, сюжет, кто какую роль будет выполнять в игре.

Детские конфликты в 4-5-летнем возрасте практически всегда связаны с игрой. Игры и их правила становятся более сложными, а решать все с помощью компромиссов не выходит. Ссоры возникают и во время планирования игры и во время самих игровых действий.

Детишкам, не достигшим 5-6 лет, еще сложно разобраться со своими эмоциями и желаниями. Поэтому и к тому, чего хотят окружающие, они относятся без особого внимания и не понимают, что это важно для их сверстников. Сложности в отношениях вызваны и тем, что ребята неспособны поставить себя на место другого и понять его чувства. Дети дошкольного возраста до последнего будут стоять на своем, они не будут слушать, стараясь перекричать друг друга.

Все описанные причины разногласий объясняются несформированными навыками общения. Всему этому детей можно научить. Однако результат будет положительным только при совместных усилиях родителей и работников детского сада.

Способы разрешения конфликтов

В некоторых случаях предупреждать конфликтные ситуации легче, чем находить выход из уже разгоревшегося спора. Однако иногда невозможно даже догадаться о разгорающемся противостоянии между малышами. В связи с этим детские психологи рекомендуют воспитателям с родителями стараться построить необходимую модель поведения для разрешения возникших проблем.

Чтобы дети учились задумываться над своими поступками, можно задавать следующие вопросы:

  • Почему вы поссорились?
  • Вы старались сами разрешить спор?
  • Что можно было сделать, чтобы не возникла ссора?
  • Как нужно поступить каждому из вас, чтобы не обидеть товарища, но в то же время получить, что хочешь?
  • Если снова возникнет такая ситуация, как вы будете поступать?

Чтобы конфликты в детском саду сводились к минимуму, необходимо приложить определенные усилия. В этом случае очень пригодятся сказки и мультфильмы. Пример поведения и поступков любимого героя не останется незамеченным. Детишки, безусловно, будут подражать ему, таким образом учась правильно знакомиться, находить общий язык с одногодками.

Немаловажно научить кроху правильно отстаивать свою точку зрения в спорных ситуациях. Следует говорить, что оскорбления и обидные слова не помогут разрешить проблему. Обижая товарища, можно лишь усугубить положение дел. Чем правильнее ребенок будет бороться за свое мнение, тем больше будет возрастать его уверенность в себе.

Работать над поведением малыша нужно начинать как можно раньше. Если, начиная с 2-3 лет, постоянно сосредоточивать внимание на этом, то уже к 4-5 годам они смогут самостоятельно, без помощи взрослых, разрешать конфликты мирным путем. При конфликтах в этом возрасте воспитательница может вмешиваться только в случае «психологических атак»: детишки кричат, топают ногами, при этом ничего не объясняют. Однако все же в этот возрастной период они устраивают словесные перепалки.

Конфликтность в 5-6-летнем возрасте заключается в использовании угроз в адрес товарища. Угрозы обычно имеют следующий смысл:

  • Все расскажу воспитателю!
  • Не буду с тобой играть!
  • Не хочу с тобой дружить!

Старшие дошкольники уже начинают пользоваться логическими обоснованиями: «Тоже хочу!», «Являюсь водителем и знаю, как вести машину!» и т.д. Они уже знакомы со многими правилами поведения и пытаются их использовать: «Нужно делиться!», «Надо быть вежливым!». Также нередкими становятся дразнилки и обзывания друг друга.

Неверное поведение взрослых во время детских конфликтов

Многие родители да и некоторые воспитатели совершают серьезные ошибки, неправильно реагируя на детские конфликты. Существует несколько разновидностей ошибочных действий. К самым распространенным можно отнести невмешательство. Если взрослый знает, что малыш умеет вести правильно спор, то вмешиваться необязательно. Однако стоит наблюдать за происходящим. Ведь если конфликт переходит в активную фазу, и ребенок не может самостоятельно справиться, оставлять без вмешательства данную ситуацию абсолютно неверно.

Такой способ, как избегание, также является ошибочным. Чтобы прекратить конфликт с воспитателем или детьми в детском саду, родители часто переводят свое чадо в другое дошкольное заведение. Но решить проблему таким образом не получится. Все снова повторится через некоторое время при возникновении какого-либо кризисного момента. Такая позиция родителей не научит малыша решать споры самостоятельно, наоборот, он посчитает это нормой и во взрослой жизни будет постоянно избегать конфликтов, оставив их неразрешенными.

Импульсивные и вспыльчивые люди подвержены такой ошибке, как активная конфронтация. Они всегда готовы идти в наступление, защищая своего ребенка, при этом зачастую не разбираются, кто прав, кто виноват. Такое поведение родителей может напугать ребятишек. Кроме того, дети могут прийти к выводу, что именно так и следует решать конфликт в детском саду.

Запрещать общаться с обидчиком — не лучший выход из конфликтной ситуации. Дети (в особенности дошкольного возраста) способны на частые выяснения отношений, но обиды они забывают и прощают быстро. К сожалению, не единичны случаи, когда воспитатели в детских садах наказывают провинившихся ребятишек публично. Такое наказание приводит к формированию низкой самооценки. Беседовать с ребенком нужно наедине.

Прежде чем предпринимать какие-то действия во время ссор между детьми, взрослые должны хотя бы на минуту задуматься. Любое неверное решение может негативно сказаться на будущем ребенка, его адаптации в обществе.

Предупреждение конфликтов

Заниматься обязаны в первую очередь родители. Они должны понимать, что полностью избежать разногласий между сверстниками в детском саду невозможно. Как утверждают детские психологи, этого и не стоит делать. Вступая в конфликт, малыш учится находить выход из сложных ситуаций, а это — важная предпосылка успешной социализации.

Взрослые должны научить свое чадо правильно вести спор. Для этой цели . Совместная игра формирует такие навыки, как умение распределять обязанности, действовать согласованно, искать общие решения. Полезны с этой точки зрения сюжетно-ролевые игры (больница, магазин, школа, автомойка и т.д.). Кроме того, можно воспользоваться приемами неигрового типа. К ним относятся приветствия и прощения, ведение диалога о впечатлениях от игры.

Роли должен распределять родитель, в то время как малышу можно предоставить возможность устанавливать начало и конец игры. Ребенка нужно всегда выслушивать внимательно, учить передавать свои чувства и переживания. Любовь к малышу должна быть адекватной, то есть следует контролировать собственные эмоции. Кроха должен чувствовать, что его любят, но не считать себя особенным. Нужно учить его идти на уступки другим.

Расстраиваться по поводу того, что малыш повздорил с кем-то в детском саду, не нужно. Важно интересоваться его жизнью и на собственном примере показывать, как правильно себя вести в конфликтных ситуациях.