Костюмы сербов. СВО. Сербы - Пикейная жилетка. Общественная и семейная жизнь

  1. 1. Драгана РадоичичЭтнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград СЕРБСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ
  2. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) БелградНациональный костюм занимает видное место вкультуре и традиции сербского народа. Каждаяобласть, населенная сербами, характеризоваласьособым костюмом.Различные влияния, климатические,географические, социальные и культурно-исторические, в течении веков влияли наформирование национального костюма вСербии, содержащего, как в своих типическихсвойствах, так и в отношении формированияотдельных частей одежды и украшений,элементы минувших эпох, в которых сменялисьразные культурные слои, врастая друг в друга.
  3. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) БелградСамые яркие – элементыдревнебалканскойпраславянской и словянскойкультур, затем византийского исербского средневекового слоев,турецко-ориентальногонаслоения и веяний изевропейских стран,принадлежащих к относительнонедавнему времени.
  4. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Роль национального костюма, как символа этнической идентичности, в течении истории очень важна, а он выделяется и художественными и эстетическими ценностями. Распространение отдельных национальных костюмов, а в связи с тем и общего внешнего вида различных форм и типов национальных костюмов, богатых своими вариативными видами и подвидами, и их группирование неизбежно связаны и с происхождением населения и миграционными движениями.
  5. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Распространенность основных типов одежды не строго ограничено, а существуют и переходные полосы, в которых характеристики соприкасающихся зон взаимно пронизывают друг друга. Необходимо подчеркнуть народный творческий дух и богатство внутренних эстетических чувств и осмысления прекрасного.
  6. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) БелградНа основании изученных материалов XIX и XX веков мы имеемданные о свойствах традиционного костюма, в то время какболее ранние периоды, в отношении одежды сельскогонаселения в Сербии, как и в большинстве стран Балканскогополуострова, менее известны, из-за нехватки материальныхдоказательств. Тем не менее, фрагментарный материал болееранних веков (археологические находки, письменные ихудожественные источники), совместно со сведениями оисторических и социально-культурных событиях, позволиливосстановление отдельных предметов одежды. Одежду почтиполностью выделывали женщины в домашнейпромышленности для своей семьи, с исключением отдельныхпредметов одежды и ювелирных изделий, являющихсяпродуктом ремесленников.
  7. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Сельские костюмы периода XIX и XX веков подразделяем на динарские, панонские, центрально- балканские и шопские, среди которых некоторые охватывают несколько национальных и этнических групп.
  8. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Динарский тип национального костюма охватывает юго- восточную часть Сербии и его характеризует красная суконная шапочка (фес с шамиеей <платком>), длинная рубашка (холщовая – динарского типа), прегача <передник>, суконный зубун <длиннополый жилет> (с вышивкой или нашивкой из цветного сукна), суконное белое платье, у женского вида одежды, а у мужского костюма – суконная шляпа (фес с окутанной красной шалью в виде чалмы), рубашка, пеллегрини – штаны из шерстяной ткани с широким задим и штанинах до середины икры, шерстяной пояс и кожаный пояс силав, токи <металлические наколки>, красная суконная накидка.
  9. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) БелградКостюмы северо-западных ицентральных частей Сербии содержатнекоторые элементы панонскогокостюма, динарского и центрально-балканского. Самые характерныечерты – черты панонского костюма(конджа <чепец> и убрадач<платок>), две длинные прегачи<передника> без бахромы, длинныерубашки (рубины) с панонскими илидинарскими характеристиками, в товремя как для мужского костюмахарактерна коническая шапкашубара, рубина (рубашка и штаны),суконная кожаная одежда.
  10. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград В широком употреблении были и предметы одежды городского костюма (елек <жилет>, либаде <жакет>, баядер <широкий шелковый пояс>, антерия <платье>, гунь крджалинац <короткая куртка с рукавами>, чакшире потурлие <широкие штаны>, тромболос <шелковый пояс>), а из солдатской формы шапка шайкача, копоран <куртка солдатской выкройки>.
  11. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Почти у всех этнических групп на территории Воеводины были черты костюма панонского типа. Женскую и мужскую полотняную одежду носили и летом и зимой, мужские рубашки и штаны, так же как и женские оплечак <короткая рубашка> и скуты <полы>, сложенные из ровных полотняных пол, которые потом собирали в сборку, а зимой носили шерстяную юбку и прегачу <передник>, а также и разные виды меховых безрукавок (кожаный пршняк и кожух), кожаную накидку (опаклия), гунь (дороц) и плащ.
  12. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Наряду с легкой кожаной обувью – опанцы, с ремнями, и капичарами – их разновидностью, в тожественных случаях носили сопоги и туфли. Замужние женщины покрывали голову видом конджи – джегой (чепац <чепец>). Праздничный костюм украшали золотой и белой вышивкой со стилизованным растительным орнаментом.
  13. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Регион центральных Балкан охватывает область Косово и Метохии, южные и центральные части Сербии. Для мужского костюма характерна белая суконная одежда, украшенная черными шерстяными шнурами, наряду с узкими суконными штанами, а поверх рубашки носили более короткие и более узкие верхние части одежды из белого сукна. Женщины на голове носили трвељ <вид шапочки> (в виде кос из шерсти) с превезом <длинный платок>, вариантом которого является ручник с верхней частью в виде шапочки. Носили юбки (бойче, бишче, запрега, завияча, вута, фута) различной длины, открытые спереди. Поверх рубашки и юбки носили прегачу <передник> и пояс, а также и короткий елек <безрукавку>, белый зубун <длиннополый жилет> и белое суконное платье с рукавами.
  14. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Костюм шопской области называется общим словом дрее или дрехи. Женский костюм составляют: холщовая длинная рубашка (типа туники), пояс (тканица), верхняя одежда сукно (сукман), литак (муер) и мановил <платье без рукавов>, а также и суконные верхние части одежды с длинными рукавами – колия и модро и кожух <меховой жилет> без рукавов. На голове носили платок забратка (белого цвета). Для мужского костюма характерна рубашка из конопляного полотна и штаны беневреке, белое суконное платье с рукавами – дрея, длинный елек без рукавов, барашковая шубара <шапка>, суконные тозлуцы <голенища>, опанцы < легкая кожаная обувь> из невыделанной кожи.
  15. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Элементы костюма тимокско-браничевской области северо- восточной Сербии показывают черты центрально-балканских, шопских и панонских и костюмов соседних областей Румынии и Болгарии. В данных областях было в употреблении несколько типов костюмов. Наряду с различиями костюмов сербского и валашского населения, усматриваются и некоторые общие элементы, такие как белые суконные части одежды (зубун <длиннополый жилет>, долактеник <жилет с короткими рукавами>, платье, штаны), меховая шубара <шапка>, опанцы из невыделанной кожи, и геометрическая орнаментика преимущественно у шерстяных прегач <передников>.
  16. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Заметны и различия в одежде городского и сельского населения. В большей части сербского этнического пространства городская одежда развивалась под турецко- ориентальным влиянием, а позже, как например в городах панонской области и адриатического прибережья, преимущественно под европейским влиянием.
  17. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград У одежды женщин из города Призрена выделялись шелковые димии <шаровары> и антерии (верхний предмет одежды из красного бархата, украшенный серебряной пряжей и золотой вышивкой) и головной убор челенка (с сетью из бисеров и металлических украшений). У женской одежды Белграда под западным влиянием были женская шелковая рубашка, длинное платье фистан из цветного атласа, либаде <жакет>, шелковый пояс баядер, а на голове – жемчужный тепелук.
  18. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Под европейским влиянием был и мужской костюм, основными частями которого являются: суконные штаны потурлие, антерия, шелковый пояс тромболос и фес. Развитие промышленности и торговли, и ряд других факторов повлияли на утрату национального костюма в повседневном употреблении, так что он с начала XX века, с тех пор как традиционная манера одеваться уступает место городскому, европейскому костюму, стал ценностью културно- исторического наследия. В повседневном употреблении его продолжили носить только в качестве исключения или лишь отдельные его части, в замкнутых селениях или по поводу определенных торжественных случаев.
  19. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград  Опанцы  Вид низкой обуви, одинаковой формы для обоих полов и для всех возрастов, известной в Сербии уже в раннем средневековье. В XIX веке носили несколько их видов. Опанцы из невыделанной свиной, говяжьей, телячей, барашковой или бычачьей кожи были самыми распространенными, их носили дольше всего, под разными названиями: просты, врцаны, сейменски, сировцы, шивацы, хайдучки, наряду с дрвеняками из ивового, липового/березового дерева.
  20. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Невыделанные опанцы были домашнего производства. С 1850 года в Сербии начинают вырабатывать красные опанцы- црвеняцы и развивается сапожно-опанчарское ремесло. В конце XIX века появляются выделанные, более прочные и более качественные опанцы: джонаши, штавленицы, шабачки или шильканы, которые сначала носили в западной Сербии, а потом и в восточной.
  21. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград  Шайкача Шайкача – вид шапки из материала шаяк (шерстяная ткань ремесленного производства). Введением воинской повинности в Сербии шайкачу стали носить как элемент солдатской формы, который в мужскую одежду проникает в конце XIX века, когда костюм приобретает элемтенты солдатской одежды. Со временем она совсем оттеснила фес из употребления. Иметь при себе часть формы являлось символом статуса. Существовали солдатские и офицерские, с маленьким галуном над глазами, а в качестве формы они исчезли до конца Второй мировой войны. Шайкача стала сербской национальной шапкой, которую и сегодня в повседневном употреблении носят крестьяне в центральной Сербии.
  22. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград  Штаны Существовало три главных типа мушских штанов: уские белые беневреки, пеленгиры <штаны типа шаровар, с широким задом>, широкие турачи, или потурлие, похожие на турецкие штаны, а где-то носили и подштанники, как верхнюю одежду, вместо штанов. Пеленгиры или шаровары были из неваляного сукна, с широкими короткими штанинами (ниже колена), распространенные на территории Стари-Влаха и в динарских областях.
  23. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) БелградБеневреки из белого сукна, с узкими и внизу прорезаннымиштанинами, с маленьким задом и довольно низкой талией ипрорезамы в верхней передней части, чаще всего встречались ввосточной Сербии и Воеводины. Широкие штанытурачи/потурлие сначала носили в городах, они были сшиты изголубого и черного сукна, пышно украшены шнурами, а современем их усваивает и сельское население. В начале XX векаони, как часть национального костюма в Сербии, вышли изобихода.
  24. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград  Зубун Дорамак, садак, чурдия, суконный предмет одежды белого цвета, реже красного, без рукавов, открытый спреди, различной длины, неизменная часть традиционной культуры одежды сербского народа в течении XIX и первой половины XX века. Его носили в течении целого года, и он считался очень практичным.
  25. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Он объединяет восточно-азийские и византийско-сербские элементы. Пышно украшаемый, вышивской или нашивкой, разнообразными орнаментами, чаще всего красной шерстяной пряжей, синей или зеленой, стилизованной геометрической орнаментикой, или цветочными мотивами, со или без кисточки, в изобразительно- эстетическом смысле он является одной из самых представительных частей сербского национального костюма.
  26. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград  Елек Фермен, короткий верхний декоративный предмет одежды без рукавов, длиной до талии. Его носили поверх рубашки, делали из черного/белого сукна, хлопкового домотканого полотна, плюша, украшали металлическими нитями и шнурами, нашитыми полосками красного сукна, тонкого черного хлопка или полотна различного цвета. Его шили абаджии и терзии. Он застегивался под грудью и подчеркивал красоту женщины.
  27. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) БелградВ середине XIX века где-то носилиелече памукличе, наполненноехлопком, собранное на груди, сподкладкой и застегиваемоечетырмя пуговицами из серебрянойпряжи. Более короткий елек, спродольными вшитыми линиями,на груди сердцеобразно вырезаный,носили летом. Поверх подвенечнойрубашки невесты побогаче носили„срмали“ елек, из бархата/атласа, сшнурами, вышитый сербряныминитками, украшенный блестками.
  28. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград  Пояс Он был символической частью костюма в средневековье, имел магическое значение, обозначал мужской принцип и силу, символизировал феодальную власть, что и кодифицировано в Законнике Стефана Душана. Изготавливали их в сербском, боснийском, венгерском, венецианском, греческом, дубровницком стиле, а сложены они из крестообразных, круглых, цветоподобных бляшек, и других, с изображениями людей. В прошлом люди опоясывались широкими одноцветными длинными шерстяными поясами, а более широкие тканицы <вид пояса> стали носить позднее.
  29. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Один из самых старых, тканый из белой шерсти, рудичар, длиной с 3-4 метра, шириной с сантиметров 20, заканчивался длинной бахромой. К хлопчатым узким разноцветным поясам пришивали пуговици и бубенцы, пояс преопасач из серебряных монет повешивали на цепь пояса, на поясе носили и пафты-чампры <декоративные пряжки>. Каницы „пестрые пояса“ носили зажиточные мужчины, а поверх них – кожаные пояса силахи/силаи, украшенные золотой вышивкой, вышедшие из обихода в начале XX века.
  30. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) БелградВ торжественных случаях носили окованик/кованик, впередней части которого была металлическая плитка,украшенная разноцветными камнями. Пояс имелдекоративную и употребительную функцию, он затягивалрубашку и подчеркивал красоту женской талии.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Ознакомление с историей развития и характерными особенностями национального белорусского костюма. Характерные черты женского и мужского национального костюма. Описание традиционной верхней женской и мужской одежды, головных уборов, обуви и аксессуаров.

    курсовая работа , добавлен 26.05.2015

    Истоки появления национального костюма донских казаков, влияние на него русских и тюркских народностей. Специфика платья-кубелька с точки зрения бытового использования и эстетической ценности. Роль народного костюма в изучении традиционной культуры.

    реферат , добавлен 25.04.2011

    Костюм как наиболее яркий и самобытный определитель национальной принадлежности. Пути становления декоративно-прикладного искусства татар. Особенности формирования и колорит татарской национальной одежды, традиционные ювелирные украшения костюма.

    реферат , добавлен 20.10.2012

    Описание молдавского национального костюма. Особенности мужской и женской традиционной национальной одежды, ее сравнительный анализ. Специфика традиционных головных уборов, виды верхней одежды. Традиционная молдавская обувь. Разновидности поясов.

    статья , добавлен 15.02.2011

    Комплекс мужского белорусского национального костюма: нижняя и верхняя одежда, головные уборы, обувь. Женская сорочка, виды воротника, типы понев. Безрукавка как составная часть женского комплекса одежды в XIX–начале XX вв. Аксессуары, украшения, вышивка.

    курсовая работа , добавлен 13.07.2012

    Ознакомление с историей развития древнерусских костюмов домонгольного периода и Московской Руси. Рассмотрение особенностей покроя обыденной и праздничной мужской и женской одежды XVIII-XIX веков. Изучение характерных черт русского национального костюма.

    курс лекций , добавлен 14.08.2010

    Народный костюм как один из древнейших и массовых видов народного декоративно-прикладного искусства. Традиционный комплекс одежды, характерный для определенной местности. Форменная одежда казаков. Русско-украинская основа женского костюма казачки.

    статья , добавлен 18.12.2009

    Национальные предметы быта народов Приамурья. Виды узоров, которые использовали мастерицы для украшения одежды и посуды. Описание костюма рыбака из кожи рыбы и костюма удэгейского охотника. Нанайский женский свадебный халат "сикэ". Национальные орнаменты.

    Фарфоровая кукла с малышом.

    Куклы в народных костюмах №70. Сербский праздничный костюм.

    Кукла с тёмными волосами, белая рубаха с кружевом и красными бантиками на рукавах, нарядный красный жилет, полосатые юбка и фартук.

    Сельские костюмы Сербии периода XIX и XX веков делятся на динарские, панонские, центрально- балканские и шопские, среди которых некоторые охватывают несколько национальных и этнических групп.

    Женскую и мужскую полотняную одежду носили и летом и зимой, мужские рубашки и штаны, так же как и женские оплечак и скуты, сложенные из ровных полотняных пол, которые потом собирали в сборку, а зимой носили шерстяную юбку и прегачу, а также и разные виды меховых безрукавок, кожаную накидку, плащ.

    Куклы в народных костюмах №70. Сербский праздничный костюм. Фото куклы. Елек - безрукавка из красного сукна, украшенная золотным шитьем и шнуром.


    Сукня - юбка. Рубаха-кошуля, украшенная кружевами и лентами.

    Очень красивая причёска куклы.

    Для женского сербского национального костюма характерна туникообразная рубаха (кошульа), она богато украшалась вышивкой, кружевами и тесьмой. Поверх рубахи носили короткую богато украшенную безрукавку (jелек) из сукна, бархата или сатина.

    Обязательная деталь костюма - домотканый богато орнаментированный фартук. В некоторых областях замужние женщины носили два фартука - передний и задний, как на севере Болгарии. Фартук бытует и теперь, но его шьют из покупной материи и меньше украшают.

    Юбки (сукнъа) сербских крестьянок различаются по областям материалом, покроем и названием. Юбки шьют из шерстяных и хлопчатобумажных тканей. Подпоясываются женщины поясами (тканица). Они похожи на мужские, только короче и уже. Их застегивают различного вида металлическими пряжками.

    Женская обувь - это чулки, носки и опанки (как и у мужчин), только женские чулки короче мужских и красивее связаны.

    Головные уборы и причёски различались у замужних женщин и девушек. Носили фесы (иногда их обматывали платками); шапочки, обшитые шнуром, монетами или обвивали вокруг них косы; платки, повязанные различными способами.

    Народный костюм дополняется различными украшениями - монетами, ожерельями, серьгами, браслетами, цветами, ткаными или вязаными сумками (торба).

    Замужние женщины покрывали голову видом конджи – джегой (чепац). Праздничный костюм украшали золотой и белой вышивкой со стилизованным растительным орнаментом. Женщины также на голове носили трвељ (в виде кос из шерсти) с превезом, вариантом которого является ручник с верхней частью в виде шапочки.

    Носили юбки различной длины, открытые спереди. Поверх рубашки и юбки носили прегачу и пояс, а также и короткий елек, белый зубун и белое суконное платье с рукавами.

    Шумадия (Центральная Сербия)

    Елек Фермен - короткий верхний декоративный предмет одежды без рукавов, длиной до талии. Его носили поверх рубашки, делали из черного/белого сукна, хлопкового домотканого полотна, плюша, украшали металлическими нитями и шнурами, нашитыми полосками красного сукна, тонкого черного хлопка или полотна различного цвета.

    (становится понятно, отчего в этой серии появился сербский костюм ): При Елизавете было много переселенцев из Сербии. Военные и представители известных сербских семей: Хорваты, Чорбы, Цветановичи, Вуичи, Серезлии, что послужило основой для формирования сербских поселений на украинских землях – Новой Сербии и Славяносербии. При Екатерине II они вошли в состав Новороссийской губернии, название исчезло, а сербы остались. Как много граждан Сербии в России, точно неизвестно. Сейчас в России по отдельным источникам их 30 тысяч, хотя упоминается и цифра – 80 тысяч (возможно учитывается СНГ).

    Сербия - дружественная России страна, жители которой любят и уважают русский народ. В Черногорию и Хорватию российские туристы ездят часто, но в Сербию приезжают значительно реже, ведь в этой небольшой стране нет выхода к морю. По этой причине мы не так много знаем о сербах, их культуре и традициях. Интернет-магазин Quelle публикует несколько статей о национальной одежде разных стран, Сербия - в их числе.

    Как и в других странах мира, одежда издавна шилась женщинами вручную. Изредка одежду изготавливали наемные портные, но постепенно шить платье стали профессиональные мастера, а с течением времени и автоматизацией производства их стоимость значительно снизилась.

    Наиболее старые элементы мужского национального костюма - это туникообразная рубаха и штаны с узким или широким голенищем, сшитые из различных сортов полотна или сукна. Верхняя мужская одежда - это длинный кафтан и короткая куртка с рукавами. Поверх куртки надевалась короткая безрукавка, а на праздники носили короткий камзол без рукавов из тонкого сукна. В современной Сербии до сих пор украшают праздничный национальный костюм серебряными пуговицами или шнуров и надевают его на торжественные мероприятия.

    Неотъемлемой частью мужского национального костюма был пояс. Наиболее известны узорные кушаки, которыми подпоясывались и мужчины, и женщины. Недостаточно было просто купить красивое платье или сшить его: без пояса наряд был бы неполным. В зависимости от области различались вышивки и орнаменты на поясе. Сейчас пояса выходят из употребления, как и кожаные ремни с отделениями для оружия и кошелька, которые были популярны среди мужчин.


    Женский гардероб, как и мужской, характеризовался длинной туникой-рубахой, украшенной кружевом, бисером, тесьмой и вышивкой. Поверх надевалась короткая безрукавка из материала, соответствующего ситуации и социальному положению: сатина и бархата или льна и хлопка.

    Обязательная часть костюма - это фартук, раньше обязательно домотканый, а сейчас покупной, но богато украшенный. В некоторых областях замужние женщины носили задний и передний фартук одновременно.

    Специалисты могут определить по национальному костюму областную принадлежность, потому что в зависимости от региона отличалась одежда. Некоторые районы поддавались влиянию переселенцев, миграций или захватчиков, поэтому их наряды существенно отличались от соседних.

    В современной Сербии национальный костюм - это праздничная одежда, которую надевают на торжества, свадьбы, юбилеи. Особенно часто черты национальных нарядов в повседневных встречаются в Шумадии и Восточной Сербии. Многие девушки хотят купить вечернее платье на праздник в соответствии со своей национальной принадлежностью, отдавая дань традициям. Однако в качестве повседневного костюма подавляющее большинство выбирает одежду европейских марок, предпочитает в интернет-магазине или в торговом центре. Например, в Quelle широко представлены самые разные интересные модели. Безусловно, народный сербский костюм и сейчас еще влияет на городскую моду, не говоря уже об одежде деревенских жителей. Так, например, иногда горожанки носят пояса, подобные тканицам, сумки-торбы и туфли, адаптированные под современный лад, однако сохраняющие в себе черты Сербии многовековой давности.

    Сегодня мы продолжаем одеваться, но не просто так, а очень даже в сувенирном ключе, потому что речь пойдёт о народной ношне - национальном сербском костюме. Здесь главное - войти во вкус, потому что в каждой части Сербии - свои юбки-блузки-панталоны, с характерным именно для этого места покроем и вышивкой. При желании можно целую коллекцию собрать. Раньше в Сербии гостей встречали по одёжке в полном смысле слова, потому что именно она иноформировала, откуда именно пожаловал товарищ, горожанин он или "селяк", богат или беден и т.д. А поскольку мы изначально с вами, друзья мои, договорились, что китайские умельцы нас не интересуют, сразу отмечу: в Сербии до сих пор существует достаточное количество фирм-ателье, которые занимаются шитьём именно национальной одежды. Общегосударственное повальное увлечение фольклором даром не проходит! Одна из самых популярных "радиониц", "Србиянски вез", находится в нашем Обреновце, о чём я уже писала раньше (), ей же спасибо и за большинство фотографий этого поста.

    У меня с фольклорным облачением давний роман: из каждой своей поездки стремилась привезти что-то на память. Казусы тоже бывали: помнится, приняла мужской жилет за часть женского гардероба, а когда заявилась на работу в офис в хорватской рубашке (с первой фотографии), то народ удивлённо спрашивал: "А ты разве не в Хорватию, а в Киев ездила?" Я ещё подумала тогда: "Какие у нашего народа интересные стереотипы: если на блузке вышивка - значит она из Украины.")) Но вот недавно увидела эту фотографию из Воеводины

    и вот эту, из сербского городка Вране, и... поняла наш народ!))


    Гламоч, Босния
    Бачка, Сербия

    Шумадия, Сербия

    Призрен, Косово

    И эта красавица - из Косова. И эта пара тоже.

    Но я предлагаю вам сегодня одеться по-шумадийски. И начнём с сильной половины человечества.
    Мужская рубашка (Кошуља) шилась из хлопковой, реже - льняной ткани. Подол по бокам обязательно разрезали до середины бедра, а с вышивкой особо не усердствовали.

    На рубашку надевались Јелек (жилет) и Антерија (что-то наподобие короткого пальто). Ткань использовалась преимущественно шерстяная, а сами изделия богато украшались цветочным или геометрическим узором из шёлковой тесьмы.

    Мужские "панталоны" шили из грубого шерстяного сукна - шаяка. Больше всего они напоминают армейские брюки-галифе - влияние истории, что тут скажешь! В Сербии их называют "панталоне на брич". А талию полагалось обвить не менее трёх раз разноцветным шерстяным поясом (Тканицей), причём с левой (обычно) стороны обязательно оставлялся свободный конец.

    Носкам (Чарапам) полагалось быть длинными, чуть ли не до колена. Они вязались из чёрной шерсти и украшались особым узором - "цветной лозицей". На ногах красовались кожаные опанцы или джонаши. Их отличала толстая подошва и изогнутый в виде клюва носок. Добавлю, что "опанци" - обувь исключительно лёгкая и приятная, иной раз сама ношу с удовольствием!

    А заканчивался туалет тоже приветом боевой сербской истории - шапкой-шайкачей. Не ошибусь, если скажу, что шайкача - такой же "отличительный знак" серба, как, скажем, кепка-аэродром - жителя "солнечного Телави".

    Сербки одевались гораздо ярче своих суровых мужчин. Например, вышивка на женской льняной рубашке была намного богаче и часто дополнялась кружевной отделкой.

    Женский жилет и антерия богато украшались золотым, серберянным или цветным шитьём, необычайно ярко смотревшимся на тёмном фоне. А ещё наши шумадийские модницы в холодное время года надевали зубун (справа) - словечко ничего не напоминает? :).

    Юбке полагалось быть темнее "кошульи", а цвет полосок на ней соответствовал деталям вышивки на рубашке.
    Кстати, жительницы Воеводины щеголяли и в юбках белого цвета - вот она, региональная разница!