Адаптация к детскому саду: как облегчить адаптационный период

Адаптация ребенка к детскому саду - что это такое, чем она чревата и так ли неизбежны ее отрицательные последствия?

Адаптация к детскому саду - это:
- это, можно сказать, вхождение ребенка в новую жизнь, очень трудный этап, не только для родителей и воспитателей - но в первую очередь - для самого ребенка. Это всегда большой стресс...

Более того, возможно, Вас ошеломит тот факт - но силу стресса, испытываемую малышом в период адаптации к организованному коллективу - психологи обоснованно сравнивают с силой стресса космонавта - впервые отправляющегося в полет! Ни больше - ни меньше!
Почему так? Между тем, как птенец греется под маминым крылышком - и тем - как вдруг он выпал из гнезда - есть большая разница! Пусть это звучит грубовато - но правдиво! Иным детям, отрыв от матери (прекращение поступления витамина «м» на бОльшую часть дня ) - почти равен перекрытию кислорода.

Смотрите сами, чем для малыша чревата адаптация к детскому саду:

1) Отрицательные эмоции. Неизбежные спутники психического состояния малыша при адаптации к детскому саду. В зависимости от ее степени тяжести (легкой, средней, тяжелой) - отрицательные эмоции могут быть легкими, а могут доходить до невротических состояний, в том числе и до глубокой депрессии. При ней ребенок напоминает собой пришельца: то он сидит как окаменелый, не отвечает на вопросы, не идет на контакт, то вдруг начинает носиться по группе как белка в колесе!

2) Слезы. Нужно ли говорить, что при испытании отрицательными эмоциями, ребенок часто плачет - от временного хныканья, до постоянного, почти непрекращающегося плача. А иногда даже плачет «за компанию» с другими детьми.

3) Страх. Все дети, начиная детсадовскую жизнь испытывают его, пусть в разной степени тяжести - тем не менее это неизбежная часть привыкания к саду. Чего же ребенок боится? Многого: боится незнакомой обстановки, новых людей - воспитателей, порой и сверстников, а больше всего боится - что Вы не придете за ним, и не заберете его обратно домой.

И страхи эти - служат источниками стресса, спусковыми механизмами стрессовых реакций:

4) Гнев, капризы, агрессия. Это стрессовые реакции, выливающиеся во всевозможные конфликты и даже драки между новоиспеченными воспитанниками в детсадовской группе. Нужно понимать, что в это тяжелое для себя время ребенок очень раним, поэтому вспышки гнева порой проявляются «из ничего», без поводов. Поэтому разумный родитель их будет игнорировать, разбирая проблемные ситуации в спокойные моменты.

5) Развитие вспять. Часто бывает, что малыш, прекрасно обученный всем социальным навыкам : самостоятельно есть, мыть руки, одеваться и справлять нужду в специально отведенное для этого место - напрочь забывает о своих возможностях! И кормят его теперь как лялечку с ложечки, и штанишки сырые меняют.

Более того - речевое развитие также не только тормозится, но и временно деградирует. Вдруг выясняется, что ребенок помнит только глаголы и междометия…

Познавательная активность и обучаемость новым знаниям - опять же безнадежно спят - слишком сказывается нервозность. Лишь ненадолго малыша воспитатели могут завлечь чем-то новым, но интерес быстро проходит.

Что уж говорить о коммуникабельности ?! Даже если Ваш ребенок ранее легко «сходился» со сверстниками - сейчас у него не хватает моральных сил весь день находиться в группе назойливых, невыносимых, вечно орущих и не умеющих себя вести детей. Только когда он привыкает к своему новому кругу общения - налаживает новые контакты, тогда адаптационный кризис пойдет на убыль.

6) Сон и аппетит. Дневной сон, к которому малыш привык дома - в саду во время адаптации сбивчив, порой ребенок не ложится спать вообще. Аппетит тоже оставляет желать лучшего, если не отсутствует совсем.


Срыв адаптации - болезнь

Очень часто бывает, что в комплексе все эти симптомы адаптационного кризиса , (особенно при тяжелой степени адаптации), ломают у ребенка защитные барьеры сопротивляемости к заболеваниям . Ведь они извращают важнейшие физиологические реакции, необходимые для поддерживания здоровья. И тогда ребенок запросто может заболеть - даже от легкого ветерка… Что произойдет тогда? Пока ребенок лечится дома - происходит срыв адаптации, а попадая в садик вновь - все возвращается на круги своя, и малышу адаптироваться придется заново… А это опять же может довести до болезни… И вновь... И вновь!

Недаром некоторые мамы говорят, что их ребенок посещает сад 3 дня, а потом 2 недели болеет - и так по кругу - до бесконечности. Это значит - что у их деток тяжелая степень адаптации, и что им с садиком придется подождать… Иначе, самое худшее, что может произойти с таким ребенком - это психологическая травма, которая врастет своими корнями в раннее детство и шрамы от которой будут давать о себе знать всю последующую жизнь.

Между тем, приходиться мириться с тем, что устройство ребенка в детский сад - это, зачастую, необходимость для семьи. Решение начать водить ребенка в детский сад принимается взрослыми в силу разных причин. Чаще всего - это необходимость работать обоим родителям, притом, что оставить малыша на целый день не с кем. К тому же, там ребенка подготовят к школе, и он получит бесценный опыт общения со сверстниками.

Но, как же понять - готов ли Ваш ребенок к посещению детского сада, и насколько высока вероятность тяжелой адаптации?

Правильно, в нужное время, в нужном возрасте отдать ребенка в детский сад - это значит значительно сократить вероятность тяжелой адаптации к нему. Чтобы узнать, в каком возрасте лучше всего отдавать ребенка в садик - Вы можете прочитать в этой статье.

Но есть и другие факторы риска - утяжеляющие адаптацию ребенка к дошкольному учреждению - вспомните его анамнез:

I. До родов - во время беременности:
- Токсикозы;
- Болезни матери, обострение ее хронических заболеваний;
- Прием лекарственных препаратов матерью;
- Стрессы у матери (конфликты на работе, в семье, горестные переживания).
- Профессиональный вред, получаемый матерью;
- Употребление матерью алкоголя;
- Курение матери;
А также частое употребление алкоголя отцом до и во время зачатия ребенка.

II. Во время родов:

Осложнения родов;
- Наличие асфиксии (ребенок родился обмотанным пуповиной).
- Родовые травмы ребенка;
- Хирургические вмешательства во время родов (к примеру - «кесарево сечение»);
- Несовместимость по резус-фактору у матери и малыша.

III. После рождения ребенка:
- Недоношенность или переношенность ребенка;
- Большой вес ребенка (больше 4 кг);
- Заболевания малыша на первом месяце жизни;
- Употребление алкоголя матерью во время грудного вскармливания;
- Курение матери во время во время грудного вскармливания;
- Пассивное курение Вашего ребенка (курение взрослых в его присутствии);
- Искусственное вскармливание ребенка;
- Острые, фоновые и хронические заболевания у ребенка в возрасте до 3-х лет: рахит, паратрофия, анемия, диатез, гипотрофия; частые ОРВИ, острые инфекционные заболевания; пиелонефрит, врожденный порок сердца и т. д.;
- Задержка нервно-психического развития малыша;
- Неудовлетворительные материально-бытовые условия жизни;
- Незакаленный ребенок;
- Несоответствие домашнего режима - режиму в детскому саду;
- Отсутствие достаточного общения со сверстниками и новыми взрослыми людьми;
- Частые конфликты в семье;
- Неполная семья у ребенка - нет отца или матери;
- Ваш ребенок - первый или единственный в семье;
- Неправильное воспитание ребенка: гиперопека, гипоопека, излишнее потакание, воспитание «кумира» семьи и т. д.

Все эти факторы препятствуют нормальному течению адаптации ребенка к дошкольному учреждению . Среди них есть такие, которые уже не изменить - например те, которые произошли до или во время родов, но если почитать внимательнее - то те факторы риска, происходящие после родов - вполне можно нейтрализовать.

Например, устранить пассивное курение и конфликтные взаимоотношения в семье, ввести в режим закаливающие мероприятия, да и сам режим дня организовать идентично режиму в детском саду (см. ниже), активизировать общение со сверстниками и малознакомыми взрослыми, оптимизировать воспитание ребенка и так далее. Тогда Ваш ребенок привыкнет к саду быстрей и легче, избегая отрицательных последствий адаптации.

Итак, готовим ребенка к поступлению в детский сад

Мы подготовили для Вас несколько советов, направленных на то, чтобы сгладить процесс адаптации у Вашего малыша:

. Оформляйте ребенка в детский сад по месту жительства - длительная дорога будет изнурять и без того уставшего малыша;

. Адаптируйте режим малыша - к режиму дня, принятому стандартном государственном детском саду , а он примерно такой:

7.00 - 8.30 - прием детей в группу;
9.00 - завтрак, потом - занятия, прогулка;
12.00 (или 12.30) - обед;
13.00 -15.00 - дневной сон - тихий час;
15.30 - полдник, затем - игры, прогулка, ужин…
Закрывается детский сад, как правило, в 19.00, на практике - уже часам к шести вечера малышей можно забирать домой;

. Проконсультируйтесь с участковым врачом , какой тип адаптации возможен у Вашего ребенка, и своевременно примите все меры, если прогноз неудовлетворительный;

Регулярно проводите оздоровительные и закаливающие мероприятия , направленные на укрепление иммунитета Вашего малыша. Не кутайте ребенка, а одевайте его в соответствии с температурой в группе. Обязательно обеспечьте малыша запасным комплектом одежды;

. Отправлять в детский сад ребенка можно лишь при условии, что он здоров . Не стоит также этого делать, если у малыша в разгаре кризис трех лет;

. Закрепите у ребенка все необходимые навыки самообслуживания;

. Устраните все остальные устраняемые факторы риска , указанные выше (анамнез);


Психологическая подготовка ребенка к детскому саду:

. Не стоит обсуждать при ребенке - волнующие Вас проблемы, связанные с детским садом , и уж тем более не угрожайте ему детским садом - как наказанием за детские грехи и непослушание…

Чтобы подготовить ребенка к общению с детьми и другими взрослыми - чаще посещайте детские площадки и парки, центры развития, ходите на праздники и приглашать в гости сверстников ребенка и т.п. При этом важно - наблюдать за поведением малыша : если он тянется к общению с детишками, но нерешителен или ему не удается найти общий язык с другими, если дерется или уединяется - помогите ему советом и предложите действовать вместе.

. Постарайтесь настроить малыша как можно мажорнее к его поступлению в детсад. Рассказывайте ему о положительных сторонах его пребывания в детском саду: сколько друзей у него появится, и чем они все вместе будут заниматься. Напоминайте ему - что Вы очень гордитесь и рады за него в том, что он дорос до детского сада и стал таким большим, что у него появилась своя «работа»! Но в этих рассказах не стоит слишком усердствовать - каждый день напоминать малышу об ожидающих его переменах - ведь так из предстоящего ожидаемого события Вы создадите для него большую проблему;

Будет замечательно - если Вы сможете заранее познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы , куда он в скором времени придет. Например в первые дни посещения садика можно приходить только на прогулку - на улице и при маме ребенку будет проще всего найти новых друзей и познакомиться с воспитателем. Для этого также можно попробовать отдать его в ту группу сада, где у ребенка уже есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе;

Все время, словом и делом - объясняйте ребенку, что он для Вас, как и прежде, дорог и любим. Это очень важно, ведь на практике далеко не каждому родителю удается принимать ребенка таким, какой он есть, уважать его личность и самостоятельность, суметь выразить свою любовь без условий.

При этом, нужно готовить малыша к временной разлуке с Вами : чаще оставлять его на несколько часов с бабушкой, тетей, отцом. Если Вы видите, что на прогулке ребенок завязал игру со сверстниками, удалитесь на расстояние, не переставая наблюдать за ребенком.

. Воспитайте у ребенка доверие к Вашим обещаниям - всегда выполняйте то, что пообещали, и не обещайте то, что сложно будет осуществить. Уверенность крохи в том, что обещанное родителями произойдет, поможет в первое время переносить разлуку с Вами: «Ведь мама обещала, что заберет меня вечером, значит так и будет».

Первые дни в детском саду:

Обязательно заранее сообщите врачу и воспитателям о личностных особенностях Вашего малыша;

Постарайтесь спланировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком организованного коллектива - у Вас была бы возможность забирать его как можно раньше, например, до прогулки, после обеда. Время пребывания в детском саду нужно увеличивать постепенно, ориентируясь на самочувствие малыша. В середине недели, на первых порах, лучше делать выходной - позволяя малышу отдохнуть от дет-сада.

. Ни каким образом не показывайте свою тревогу ребенку - накануне его поступления в детский сад. Отправляясь в детский сад, расскажите ребенку, как много интересного его сегодня там ждет, поделитесь с ним и своими планами на день. Доверяйте его воспитателям быстро, ведь долгое прощание может вселить в него тревогу или мысль, что маму можно не отпускать. Скажите, когда Вы его заберете и обязательно сдержите свое обещание;

Будет замечательно, если новое для себя пространство освоит в присутствиии мамы - поэтому хорошо было бы первое время посещать детский сад вместе с ребенком.

Многие дети, осознавая, что мама ушла, и что в садике он остался один, начинают паниковать, плакать и постоянно спрашивать: "А мама придет за мной?". Им кажется - что если мама ушла - то это навсегда, так как особенность детской психики в том, что дети живут текущим моментом.

В этом случае - хорошо давать ребенку в садик фотографию семьи. Например, ее можно оформить в такой "талисман" (см. рис. слева):

Для этого нужно вырезать из семейной фотографии сердце (либо другую фигуру), где бы присутствовали лица родных малышу людей и он сам. С обоих сторон оклеить скотчем, и пришить на шнурочек, котоый одевается на шею. В нашем случае рассматирвается вариант, когда "талисман" обшит еще и по краю, украшен декоративными бусинами - таким образом он превратился еще и в украшение для девочки.

Или можно сделать фото семьи на футболку - но это дороже, так как футболки надо каждый день менять. Но для мальчиков - наверное, лучше.

Как это работает: в течении времени, проводимого в садике - ребенок смотрит на счастливую фотографию своей семьи, осознает - что "мама-папа есть, они меня любят, и обязательно придут за мной в садик". Также это повод для разговора с другими ребятами - если они заинтересуются "что это?", что может послужить для завязывания дружбы.

Если Ваш малыш уже в саду тяжело с Вами расстается и потом долго плачет - то будет лучше, если первое время приводить его будет папа или бабушка;

Также малышу можно давать с собой в садик - его любимую игрушку, она в первое время оградит его от беспросветного одиночества;

. Забирая ребенка из садика, не показывайте свою обеспокоенность , не выясняйте у него, как плохо и грустно ему было, не спрашивайте, плакал ли он (это лучше втайне от малыша выведать у воспитателя). Не жалейте его, не утешайте конфетами и новыми игрушками, а лучше похвалите, за то, что он самостоятельно провел время с ребятами в детском саду, узнайте, что нового он успел сделать.

Тщательно следите за настроением и самочувствием ребенка, когда он начнет оставаться в детском саду на целый день. Если он покажется очень уставшим, то старайтесь его забирать немного пораньше.

. Щадите его ослабленную нервную систему: на время адаптации лучше всего вовсе прекратить походы в цирк, в театр, в гости, просмотр телевизора. Дома же необходимо создать спокойный, бесконфликтный климат внутри семьи. Укладывайте малыша спать пораньше - чтобы он мог хорошо высыпаться;

. Важно оказывать крохе и эмоциональную поддержку - старайтесь уделять ему больше внимания, придумывайте совместные игры и занятия (чтение, рисование, прогулки, беседы). Очень кстати придется совместная игра в детский сад : в ней можно «проиграть» сложные для малыша ситуации и показать ему, как можно положительно решить проблемы через игрушку;

Даже в выходные дни дома для ребенка лучше оставить тот же режим, как и в детском учреждении;

. При особо выраженных изменениях в обычном поведении ребенка - как можно раньше обратитесь к детскому врачу или психологу. Также при невротических реакциях необходимо оставить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания специалистов.

Итак подытожим, что посещение Вашим ребенком детского сада - это Ваш выбор, но и Ваша ответственность. Ведь благополучное пребывание малыша в детском саду и быстрая к нему адаптация - в основном зависит именно от родителей - от их отношения к ребенку, и, что немаловажно - от их ВЗАИМОотношения с воспитателями и педагогами дошкольного учреждения.

Буквально недавно вы радовались первым шажкам и словам своего карапуза, а уже пришло время знакомиться с другими детками и ходить в дошкольное учреждение. Любая мама переживает, как малыш привыкнет к новому режиму и коллективу, как будет долгое время вдали от нее. Нужно ли готовить ребенка к посещению сада и как это сделать правильно?

Плюсы от посещения детского сада

Ребенок в детском саду будет сталкиваться с другими людьми. Их желания, поведение и способы общения будут отличаться от привычных крохе домашних условий. Получить подобный опыт вне сада не получится.

В садике ребенок обучается взаимодействовать и с другими детьми, и взрослыми, общаясь с ними по-другому, чем он привык в семье. В результате ребенок обучается принимать собственные решения, отстаивать свое мнение, узнает, как защищаться или найти компромисс. Если исключить этап посещения детского сада, ребенку придется обучиться этому позже в школе, что, как правило, труднее.


В садике ребенок получает бесценный опыт

К другим плюсам посещения такого детского учреждения, как сад, относят следующие моменты:

  • Пребывание среди сверстников положительно сказывается на развитии ребенка, а также на формировании его личности.
  • Ребенок становится более самостоятельным и учится ухаживать за собой.
  • Четкий режим сна, приема пищи и бодрствования важен для хорошего здоровья и самочувствия малышей.
  • В садике проводят разные занятия, включая физкультуру, а также подготовку к школе в старших группах.
  • Ребенок становится более внимательным к окружающему миру.

О том, на что обратить внимание при выборе детского садика, смотрите в следующей передаче.

Минусы

  • Ребенок долгое время находится вдали от мамы. Это особенно тяжело малышам до 3 лет, которые сильно нуждаются в маме. Разлука может плохо повлиять на психологическое состояние крохи. Ребенок будет грустить и плакать, и даже отказываться ходить в садик. Устранить такую проблему поможет период адаптации, во время которого ребенок будет ходить не на целый день.
  • Ребенок начинает часто болеть. Причиной частых заболеваний может быть и заражение от других деток, и психологический дискомфорт.
  • У ребенка появляются плохие привычки, которые он перенимает от других деток. Малыши часто «приносят» из сада плохие слова, ведь в дошкольном возрасте они словно губки впитывают все подряд.
  • Питание в детском саду не сравнится с блюдами домашнего приготовления. Многие родители жалуются и на само меню, и на качество продуктов.


Если ребенок не посещал детский сад, он начинает часто болеть в школе - период адаптации начинается там

Необходимость подготовки

Многие родители считают, что ребенка, который вскоре будет посещать детский сад, нужно правильно подготовить к таким переменам в жизни. И они мыслят абсолютно верно, поскольку, уделив внимание подготовке и первым неделям в детском саду, результатом станет более быстрое привыкание малыша и посещение дошкольного учреждения с хорошим настроением.

Готовить к посещению детского сада стоит даже общительных, вполне самостоятельных и бойких деток. Неизвестно, как перемены повлияют на состояние психики ребенка, поэтому лучше побеспокоиться о подготовке заранее, чем работать над устранением психологической травмы в будущем.

Роль родителей в формировании отношения ребенка к садику

Очень важно, чтобы родители были настроены позитивно, тогда такое отношение передастся и крохе. Не нужно слишком переживать о том, как ребенок будет в саду, иначе малыш ощутит вашу тревогу и неуверенность, и будет манипулировать этими чувствами. Помните, что легче всего привыкают к саду детки, родители которых твердо уверены в необходимости посещения сада либо у них нет иного выбора, как отдать кроху в садик.

Родителям следует рассказывать малышу о садике задолго до первого визита в дошкольное учреждение. Пусть ребенок узнает о других детках, режиме в детском саду, интересных занятиях. Важно не спешить, а знакомить кроху с садом постепенно. Сходите на прогулку рядом с садом и покажите ребенку здание и гуляющих деток. Обязательно сходите в сад заранее, чтобы разузнать подробнее о режиме дня и других особенностях посещения садика.

Нельзя давить на ребенка и угрожать ему, рассказывая, что в саду строгие воспитатели, которые научат его правилам и послушанию. Делайте акцент на новых знакомствах и новых игрушках.


Рассказывайте ребенку о том, что он узнает в садике, что у него будут друзья, с которыми можно поиграть

Если у ребенка есть старшие братья или друзья, посещающие сад, приводите их в пример. Говорите при ребенке родным и друзьям, как гордитесь, что кроха пошел в садик. Рассказывайте малышу, что вы очень рады, что он настолько вырос и стал самостоятельным, что начинает ходить в сад.

Как подготовить ребенка к садику?

Чтобы процесс адаптации происходил легко, и ребенок без проблем ходил в садик, нужно его не только научить делать то, что он, возможно, раньше не умел, но и подготовить его к этому психологически.

Психологическая подготовка

  • В первую очередь маме не нужно нервничать и показывать это ребенку. Рассказывайте о садике хорошее, но при этом постарайтесь не сильно приукрашивать, чтобы у ребенка не сформировались излишне радужные ожидания.
  • Делайте упор на формировании у малыша гордости за то, что он будет ходить в детский сад. Рассказывайте, что попасть в садик не так и просто (что сейчас действительно так из-за длинных очередей) и многие детки лишены такой возможности.
  • Чтобы малыш меньше боялся «пропажи» мамы, часто играйте с крохой в прятки и периодически оставляйте ребенка с другими родственниками, например, пока мама сходит за покупками.

Режим

  • Постарайтесь изменить режим дня ребенка за 2-3 месяца до того, как он начнет ходить в дошкольное учреждение. Перестройте режим так, чтобы ребенку было легко просыпаться к тому времени, когда вы в будущем будете собираться в сад.
  • Если ребенок уже перестал спать днем, научите его отдыхать после обеда просто лежа в постели. Подскажите, какие тихие игры ему доступны во время такого отдыха, например, сочинение историй, игра в слова, игры с пальцами или внимательный осмотр предметов вокруг с запоминанием их деталей.
  • Пищу предлагайте ребенку ежедневно в одно и то же время. Желательно, чтобы оно совпадало со временем завтраков, обедов и полдников в детском саду. Старайтесь не допускать перекусов в неположенное время, а домашние блюда можно сделать похожими на те, которые кроха будет получать в садике. Это снизит вероятность появления капризов, связанных с питанием в дошкольном учреждении.
  • Также уделите внимание посещению ребенком туалета после завтрака. Оптимально, чтобы именно в это время ребенок сходил «по большому». Давайте малышу запас времени для спокойного пребывания в туалете. Если у ребенка проблемы с дефекацией, уделите время их разрешению до начала посещения сада.


Упрощение периода адаптации к садику - в ваших руках!

Новый коллектив

Если малыш пугливый и застенчивый, привыкнуть к детскому коллективу ему будет сложнее, чем общительным карапузам. Постарайтесь расширять круг общения ребенка еще до посещения сада. Ходите в гости, знакомьтесь с детками на площадке, запишитесь на развивающие занятия.

Дисциплина

Поиграйте с ребенком в детский сад, пусть игрушки будут детками, а вы – воспитателями. Такая игра не только поможет ребенку лучше понять, какой у него будет режим в детском саду, но, повторяя ее в будущем, мама узнает, как малыш относится к новому месту и что происходит в садовских стенах.

Обучение

  • Учите ребенка раздеваться, кушать ложкой, а также просить о помощи, если у него что-либо не получается. Уделите внимание отучению крохи от памперсов, если ребенок еще носит подгузник.
  • Больше читайте ребенку, приучая его слушать вас внимательно. При этом увеличивайте время чтения постепенно.
  • Играйте с малышом в игры, в которых нужно подражать, например, ходить, как медведи или прыгать, словно зайчик. Это пригодится крохе и во время подвижных игр на прогулке, и на музыкальных занятиях, и для уроков физкультуры.


Обязательно приучайте ребенка к самостоятельности

Врачебный осмотр

Каждый ребенок, который собирается ходить в сад, за 2-3 месяца до начала посещения дошкольного учреждения проходит диспансеризацию. Так называют осмотр малышей участковым врачом и специалистами, на основе которого детей при необходимости лечат или оздоровляют. Врач может порекомендовать выполнять дыхательную гимнастику, закалять ребенка, а также пропить курс лекарств для улучшения иммунитета (например, сироп шиповника или мультивитаминов).

Ребенка осматривают такие специалисты:

  • Окулист. Он проверяет зрение и определяет, не требуется ли коррекция.
  • Невропатолог. Он анализирует состояние нервной системы ребенка и возможный риск появления невротических реакций.
  • Дерматолог. Он осматривает кожу ребенка и уделяет особое внимание деткам с аллергией.
  • Ортопед. Он ищет у ребенка сколиоз, плоскостопие, нарушения осанки, а при обнаружении подобных проблем назначает лечение. Здоровым деткам такой специалист дает рекомендации, как предотвратить такие заболевания.
  • Хирург. Он определяет возможные патологии развития, которые лечат хирургическим путем.
  • Педиатр. Он направляет ребенка на анализы, необходимые дополнительные исследования и осмотр других специалистов, если это требуется.
  • Психолог. Он обсуждает с родителями психическое состояние ребенка и дает индивидуальные советы в отношении привыкания к детскому саду.

Если у ребенка есть пороки развития или хронические болезни, разрешение посещать детский сад ему выдает комиссия врачей-специалистов. Такая комиссия определяет необходимость направления болеющих детей в специализированные сады.


Врачебный осмотр проходят все дети - он является обязательным для поступления в детский сад

Закаливание

Процедуры с целью закаливания ребенка рекомендуются всем деткам, собирающимся в детский сад. Они укрепят иммунную систему и подготовят кроху к атаке вирусов и бактерий в детском коллективе. Основными принципами всех закаляющих процедур является их регулярность, а также постепенность. Начать закалять кроху можно в теплое время года лишь при условии, что ребенок полностью здоров.

Ребенку можно проводить такие процедуры:

  • Гулять дважды в день на свежем воздухе.
  • Спать на свежем воздухе.
  • Принимать воздушные ванны.
  • Ходить босиком дома, а позже – и на улице.
  • Умываться с постепенным снижением температуры воды до +16 +18°С.
  • Пребывать в летний период под прямыми солнечными лучами дважды-трижды в день до 10 минут.
  • Установить температуру в помещении, где пребывает ребенок, на уровне +16 +18°С.
  • Обливать ноги перед сном водой с постепенным понижением температуры от +28°С до +18°С.
  • Дважды в неделю купать перед сном при температуре +36°С, обливая после процедуры водой температурой на 1-2°С ниже.

О том, как правильно подготовить кроху к детскому саду, смотрите в передаче доктора Комаровского.

Адаптация ребенка к садику: ребенок пошел в детский сад

Как правило, в первые дни детки приходят в сад на несколько часов. Зачастую это время прогулки со своей группой, на которой кроха знакомится с другими детьми и воспитателями.

Неплохой идеей будет приводить малыша и на вечернюю прогулку, чтобы ребенок видел, как за детками приходят их родители и забирают их домой. Покажите ребенку, что вечером сад закрывается и все уходят по домам.

Далее постепенно пребывание ребенка в саду становится более долгим. Сначала малыш остается на завтрак и прогулку, затем добавляется обед, чуть позже - дневной сон, и лишь после этого – пребывание весь день. Даже если ребенок привыкает очень хорошо, спешить оставлять малыша на полный день не стоит.

Способы мотивации

Чтобы исключить проблемы с утренним просыпанием, нежеланием ребенка собираться в садик и опозданиями, постарайтесь придумать, зачем ребенку ходить в сад. К примеру, малыш может здороваться с рыбками, плавающими в аквариуме в группе, показывать куклу подружкам или поиграть с машинкой, которая есть в саду.


Придумайте стимул, подходящий именно вашему ребенку

Участие в психологическом настрое ребенка

Первые несколько недель ребенка в сад должны водить родители, не поручая эту задачу дальним родственникам или няне. Если мама слишком переживает из-за слез малыша во время расставания, пусть ребенка водит папа. Хорошим выходом будет придумывания особого ритуала прощания, который будет повторяться каждый день. Например, вы можете целовать малыша в щечку или жать ему руку.

Забирайте малыша с улыбкой и хорошим настроением. Не следует в присутствии ребенка спрашивать у воспитателя, плакал ли малыш. Это лучше сделать наедине, чтобы кроха не видел вашу обеспокоенность.

Обязательно хвалите ребенка за все старания в детском саду. Рассматривайте и сохраняйте рисунки и поделки. Подробно расспрашивайте о занятиях. Пусть ребенок видит, что вы поддерживаете его и интересуетесь каждой деталью его жизни вне дома.

Ни в коем случае при непослушании нельзя угрожать ребенку оставить его в садике. Кроме того, если вам что-то не понравилось в самом учреждении или воспитателях, не следует обсуждать это в присутствии ребенка, чтобы не сформировать негативную оценку сада.


Запомните: угрозы никогда не должны быть связаны с садиком или кружками, которые посещает ребенок

Решение возможных проблем

Первое время детки болезненно реагируют на расставание с мамой в раздевалке. Не нужно расстраиваться, если при расставании малыш плачет – такая реакция абсолютно нормальна. Не стоит уходить из группы неожиданно, пока ребенок отвлекся, ведь после того, как кроха заметит ваше отсутствие, он сильно расстроится. Но и не следует надолго затягивать прощание, это лишь ухудшит состояние ребенка. Можете давать ребенку с собой какую-либо вещь, напоминающую о маме, например, небольшое фото, ключ или платок. Также стоит рассказывать малышу, когда вы за ним придете, например «ты поешь, поспишь и я тебя заберу».

У некоторых малышей проблемы адаптации появляются спустя несколько недель или месяцев после начала посещения сада. Это часто проявляется регрессом в развитии - малыш начинает мочить штанишки, отказывается самостоятельно одеваться или есть. Родителям в это время нужно постараться снять психическое напряжение с помощью частого телесного контакта (больше обнимайте ребенка и чаще целуйте), общения, спокойных игр, совместного чтения. Нельзя ругать ребенка за «впадание в детство», отнеситесь к нему с пониманием.


Относитесь с пониманием к ребенку и не ругайтесь, если адаптация идет тяжело

Если же уже прошло несколько месяцев, а малыш по-прежнему тяжело переживает разлуку с мамой, постоянно плачет и не хочет играть с детками, обратитесь к психологу. Также проблемой может быть отсутствие контакта между вашим ребенком и воспитателем. В этом случае ситуацию исправит смена группы или садика.

О том, почему вы можете столкнуться с подобными проблемами и как их решать, смотрите в видео канала "Teledetki", где опытный психолог Анна Абаринова рассказывает о многих важных нюансах.

  • Помните, что на адаптацию к саду уходит в среднем 2-3 месяца, и в этот период родители должны уделять малышу достаточно внимания дома. Постарайтесь организовать совместные ужины в будни, а в выходные приготовьте ребенку его любимые блюда.
  • Забирая малыша из сада, расспрашивайте о событиях за день и внимательно слушайте ребенка, задавая вопросы. Это не только покажет сыну или дочке, что вам интересны его дела, но и будет способствовать развитию речи.
  • Не забывайте об обратной связи с садом. Периодически разговаривайте с воспитателем о том, как ведет себя ребенок в саду. Вам будет полезна эта информация, так как многие малыши ведут себя в коллективе иначе. А рассказав воспитателю о поведении ребенка дома и его характере, вы сможете помочь найти правильный подход к малышу. Если у ребенка есть трудности с дневным сном, поговорите с воспитателем, чтобы крохе разрешили брать с собой в постель любимую игрушку.
  • Уделите внимание одежде, в которой ребенок будет в детском саду. Вещи с мелкими пуговицами и крючками, а также шнурками, являются плохим выбором, так как малышу будет сложно снимать их и надевать обратно. Не одевайте ребенка в слишком тесную одежду. Избегайте синтетических тканей, лучше подобрать для сада хлопковую или шерстяную одежду. Хорошим выбором будет одежда с разным видом передней части и спинки.

Ценные советы дает психолог Светлана Алексеева в видео канала "ЯрМАМА - семейный портал".

Первые дни в детском саду – настоящее испытание для детей. Чтобы адаптация ребенка в детском саду прошла легко и безболезненно, важно знать особенности возрастного периода, в котором ребенок поступает в дошкольное учреждение.



Вред яслей и раннего посещения ДОУ

Негативным моментом раннего посещения дошкольного учреждения является разлука с матерью.

Если отдать ребенка в детский сад в 2 года, то неизбежно родители столкнутся со стрессом, отражающимся на психологическом и физиологическом состоянии ребенка:

  • У ребенка могут наблюдаться невротические реакции , т.к. в раннем возрасте он не готов расставаться с матерью. Развитие резко тормозится и идет замедленными темпами. При этом качество приобретаемых навыков и умений снижается.

  • Нарушается контакт с родителями . Ребенок не может строить с ними доверительных отношений, т.к. необходимая в раннем возрасте связь разорвана и не успела окрепнуть. С возрастом вопрос не решается и проблема только усугубляется.
  • Возникают сложности в общении со сверстниками . К 3-4 годам дети уже играют вдвоем, а затем и группой. До этого периода они предпочитают индивидуальную игру. Раннее помещение ребенка в группу разрушает нормальное развитие коммуникативных навыков.
  • Речевые функции нарушаются .

Факторы риска

К ним относят несколько критериев, сочетание которых требует отказа от посещения детского сада на некоторое время.

  1. Особенности дородового периода. Токсикоз, хронические или инфекционные болезни, прием лекарств, курение, употребление алкоголя, сопровождающие беременность, могут способствовать проблемам адаптации ребенка к детскому саду.
  2. Родовой процесс . Особенности протекания родов, возможные осложнения или тяжелая травма, резус-конфликт отражаются на неблагоприятном течении адаптационного периода.
  3. Послеродовой период, характеризуемый рядом признаков: недоношенность, малый или крупный вес, болезни ребенка в первый месяц жизни, тип вскармливания (естественное или искусственное), курение матери (активное или пассивное) и материальное положение семьи.

Факторы первых двух групп необратимы, но относящиеся к третьей группе поддаются коррекции.

Адаптация ребенка в детском саду


Рационально посетить родительское собрание и заранее ознакомиться с режимом и расписанием дошкольного учреждения. Это позволит приблизить домашние условия к условиям детского сада и заблаговременно приучать ребенка к нововведениям.

  • оптимальный возраст поступления ребенка в детский сад – 3 года;
  • приучение происходит постепенно . Сначала ребенка оставляют на 2 часа. Постепенно время пребывания увеличивают. Этот период индивидуален и длится у разных детей от 2 недель до 6 месяцев;


  • период привыкания длится достаточно долго, поэтому родителям не стоит планировать выездные мероприятия. В это время все внимание должно быть сосредоточено на ребенке;
  • оптимально завести лист учета дней адаптации , где родители записывают основные моменты: как ребенок проснулся, с какими эмоциями собирался в детский сад, как прошло расставание, какие переживания испытывал в течение дня (с его слов) и после того, как его забрали домой;
  • ребенок должен слышать только положительные высказывания о детском саде и воспитателях. Негативное мнение взрослых и у ребенка сформирует отрицательное отношение к дошкольному учреждению;
  • режим дня детского сада следует соблюдать и в условиях дома;
  • адаптационный период требует исключения мероприятий по отучению ребенка от вредных привычек. Например, решение проблемы с соской на некоторое время стоит отложить, потому что такое событие травмирует и без того перегруженную психику ребенка;
  • следует окружить ребенка заботой и вниманием . Это касается всех членов семьи. Конфликты и разногласия необходимо минимизировать;
  • проявление терпимости к детским капризам , возникающим в этот период из-за перегрузки нервной системы ребенка;
  • в детский сад ребенок может брать с собой любимую игрушку . Такой прием позволит снизить дискомфортные ощущения от разлуки с мамой и привычной обстановкой;

  • расставаться с ребенком по приходу в детский сад надо быстро . Если этот момент затягивается, то появляются капризы и слезы. Обеспокоенная мама – это вдвойне обеспокоенный ребенок;
  • игровая форма похода в детский сад заинтересует ребенка, принесет положительные эмоции. Например, придуманная сказка или игра в догонялки по дороге в ДОУ, станут хорошим стимулом посещения дошкольного учреждения;
  • каждый день, забрав ребенка из детского сада, необходимо говорить с ним о прошедшем дне, задавать вопросы о том, чем он занимался, что ему понравилось. Акцентировать внимание необходимо на положительных моментах, негативные факты лучше опускать, чтобы не тревожить малыша;
  • воспитатели должны быть осведомлены о личностных особенностях ребенка, а врачом и медсестрой изучена медицинская карта;
  • в случае появления особых проблем, которые не удается разрешить самостоятельно, следует обратиться к психологу. Он подскажет, как облегчить адаптационный период и снять напряжение у ребенка.

Подготовка к переменам должна быть заблаговременной. Оптимальный возраст, благожелательная атмосфера в семье и поддержка персонала дошкольного учреждения играют важную роль в процессе адаптации.

Благоприятное разрешение адаптационной проблемы позволит ребенку с удовольствием посещать детский сад.

Видео: Говорит ЭКСПЕРТ

Галина Данильчук
Адаптация детей в детском саду

Итак, настало время отдавать ребёнка в детский сад . Многие родители думают о надвигающихся переменах, а больше всего пугает неизвестность. Как правило у родителей о детских садах нет никаких представлений, кроме смутных воспоминаний из детства . Что-же происходит сегодня? Как проходит адаптация ребёнка в детском саду ?

Не все дети приходят в детский сад сразу . Поступление малышей осуще-ствляется постепенно. Делается это в целях лучшей адаптации детей к дет-скому саду .

Первые дни родители приводят малыша в сад всего на 1-2 часа. В это время ребёнок успеет позавтракать и поиграть. Не нужно кормить ребёнка до-ма, пусть он привыкает есть в саду . Затем ребёнок будет оставаться до сна (до 12 :00!В это время малыш успеет сделать зарядку, позавтракать, поиграть, сходить на прогулку, пообедать. Может быть не всё у ребёнка будет получать-ся, не стоит расстраиваться,ведь ему нужно время, чтобы адаптироваться к новой обстановке . Затем ребёнок будет оставаться до 16 :00. Ему необходимо привыкнуть спать с остальными детьми. Первое время ребёнок, скорее всего, будет плакать, ведь он не привык спать без мамы. Всё это со временем пройдёт и ребёнок привыкнет жить в коллективе и освоит необходимые навыки и уме-ния. Адаптация каждого ребёнка индивидуальна. Воспитатели сами посовету-ют, когда оставить ребёнка до обеда, на сон. Обязательно прислушивайтесь к их советам. Конечно,в основном дети первые недели плачут и родителям при-ходится уходить от рыдающего ребёнка, но постарайтесь не волноваться, ведь дети очень чутко чувствуют состояние взрослых, особенно мамы. Воспитатели всегда смогут позаботиться о вашем малыше : и обнимут, и пожалеют, и на ру-ки возьмут.

Самый драматичный момент-это расставание с мамой. Тяжело его пере-носит как ребёнок, так и мама. Идя в детский сад , ребёнок должен знать, что идёт не по прихоти родителей, а по очень веской причине. Ребёнок должен по-нимать значимость своей неоценимой помощи близким. Но хотя малыш теперь понимает, что его не бросают на произвол судьбы, а возлагают на него ответ-ственную задачу, расставаться с родителями всё равно не хочется. Чтобы об-легчить этот процесс, придумайте с ребёнком ритуал прощания. Обязательно выделяйте на ритуал прощания с ребёнком время с запасом. Чтобы не нервни-чали вы, опаздывая на работу, и не волновался ваш ребёнок. Сложнее тем ро-дителям, чей малыш начинает плакать заблаговременно. Что делать в такой ситуации? Самое главное-не ругайте ребёнка, а попробуйте отвлечь его. Задача родителей-сохранять спокойствие, держать себя руках. А вот идти на поводу у ребёнка нельзя. Если ребёнок поймёт, что слёза-это верный способ не ходить в детский сад , то плач прекратится очень не скоро.

Примеры облегчающие ребёнку утренние расставания :

1. Научитесь прощаться с ребёнком быстро.

2. Положите в карман памятную вещицу, которая будет напоминать о вас.

3. Никогда не пытайтесь незаметно ускользнуть от ребёнка, если хотите, чтобы он вам доверял.

4. Придумайте ритуал прощания и строго придерживайтесь его.

5. Не пытайтесь подкупить ребёнка

6. Чётко давайте понять ребёнку, на какие бы ухищрения он не шёл, всё равно пойдёт в детский сад .

Родителей всегда интересует вопрос о сроках адаптации . Единственно неоспоримой закономерностью является удлинение адаптации по мере взрос-ления детей . Длительность адаптации так же зависит и от уровня развития ре-бёнка. Если с ним систематически занимались дома и рос он человеком общи-тельным и самостоятельным, то с таким уровнем развития привыкнет к дет-ском саду в течении 10-12 дней. Ребёнок, находящийся дома на попечении ро-дителей, фактически переходит из рук в руки-от мамы к воспитателю и наобо-рот. Адаптация такого ребёнка , может длиться 3 месяца, а то и больше. Наибо-лее эмоционально уязвимы при поступлении в детский сад дети с сильной привязанностью к матери и малым социальным опытом. Так же проблемой яв-ляется : недостаточные знания у родителей возрастных особенностей психиче-ского и физического развития ребёнка. Очень многие дети испытывают труд-ности в привыкании к детскому саду .

Причины :

1. Нарушения режима дня (домашний режим сильно отличается от режима дет-ского сада)

2. Проблемы в развитии элементарных навыков самообслуживания (не научен родителями самостоятельно одеваться-раздеваться, пользоваться горшком, сам- но есть и т. п.)

3. Отсутсвие речи.

4. Отсутсвие навыков общения со сверстниками и взрослыми.

Если взрослым удалось сформировать у ребёнка навыки самообслужива-ния, научить играть, общаться со сверстниками, если домашний режим дня совпадает с детсадовским и есть эмоциональный контакт ребёнка с воспитате-лем и со сверстниками, то адаптационный период будет безболезненным и ко-ротким.

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода .

1. Возраст.

2. Состояние здоровья.

3. Уровень развития.

4. Умение общаться с окружающими.

5. Сформированность предметной и игровой деятельности.

6. Соответствие режима дня дома и в детском саду .

Рекомендации родителям по подготовке ребёнка к детскому саду . Гото-вить буквально с самого рождения систему адаптационных механизмов у ре-бёнка и приучать его заранее к таким условиям и ситуациям, в которых ему надо менять формы поведения.

Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с дет-ским садом.

1. Устранить факторы риска, связанные с условиями социальной среды.

2. В детский сад отправлять только здорового ребёнка.

3. Не отдавать ребёнка в детский сад в кризис трёх лет.

4. Заранее узнать режим дня в детском саду и соблюдать его дома.

5. Повысить роль закаливающих мероприятий.

6. Как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспи-тателями группы.

7. Стараться отдать его в группу детского сада , где у ребёнка есть знакомые ро-весники, с которыми он раньше играл дома или во дворе.

8. Настроить малыша на положительный лад.

9. Раскрыть секреты ребёнку возможных навыков общения с детьми и взрос-лыми людьми.

10. Учить ребёнка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.

11. Не угрожать ребёнку детским садом ,как наказанием за детские грехи , а так же за непослушание.

12. Готовить ребёнка к временной разлуке с вами и дать понять ему, что это неизбежно лишь потому, что он уже большой.

13. Не показывать свою тревогу накануне поступления в детский сад .

14. Планировать время так, чтобы при поступлении в детский сад была бы воз-можность оставлять его там не на целый день.

15. Всё время говорить ребёнку, что вы его по-прежнему любите.

16. Настроить ребёнка на мажорный лад.

17. Не оставлять в дошкольном коллективе на целый день.

18. Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.

19. Щадить его ослабленную нервную систему.

20. Уменьшить нагрузку на нервную систему (на время прекратить посещение развлекательных мероприятий, походы в гости, сократить просмотр телепере-дач).

21. Сообщить воспитателям о личностных особенностях малыша.

22. Одежда ребёнка должна соответствовать температуре.

23. В воскресные дни режим должен быть как в детском саду .

24. Не реагировать на выходки ребёнка и не наказывать за детские капризы .

25. При выраженных невротических реакциях, оставить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания специалиста.

26. Научите ребёнка играть.

27. Разработайте с ребёнком систему прощальных знаков.

28. Убедитесь в собственной уверенности в том, что вашей семье детский сад необходим именно сейчас.

29. Ребёнок привыкает тем быстрее, ++чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения.

Помогайте ему в этом.

30. В присутствии ребёнка избегайте критических замечаний в адрес дошколь-ного учреждения.

Как родители могут помочь своему ребёнку в период адаптации к ДОУ .

1. Расширить круг общения ребёнка, помочь ему преодолеть страх перед незна-комыми людьми.

2. Развивать у ребёнка игровые навыки : использовать сюжетный показ, совме-стные действия, вовлекать ребёнка в игру.

3. Развивать подражательность в действиях :”полетаем, как воробушки”,”летаем как самолёт”.

4. Учить общаться со взрослыми и со сверстниками, делиться игрушками, жа-леть других детей .

5. Не высказывать сожаления о том, что приходиться отдавать ребёнка в дет-ский сад.

6. Приучать к самообслуживанию.

Ребёнок должен уметь :

Самостоятельно кушать, пользоваться столовыми приборами.

Самостоятельно садиться на стул.

Самостоятельно одеваться, раздеваться.

Самостоятельно умываться.

Наглядным примером для детей всегда служат родители.

Важно постоянно поощрять ребёнка и давать положительную оценку хо-тя бы за попытку выполнения просьбы. Нужно соразмерять собственные ожи-дания с индивидуальными возможностями ребёнка.

Как быть, если ребёнок уже начал ходить в детский сад ?

1. Установите тесный контакт с работниками детского сада .

2. Приучайте ребёнка к детскому саду постепенно .

3. Не оставляйте ребёнка в саду более чем на 8 часов.

4. Сообщите воспитателю о привычках и склонностях ребёнка, об индивиду-альных особенностях развития.

5. С 4-ого по 10 день лучше сделать перерыв в посещении детского сада .

6. Поддерживайте дома спокойную обстановку.

7. Не перегружайте ребёнка игровой информацией.

8. Будьте внимательны к ребёнку, заботливы и терпеливы.

Итак, теперь вы имеете хотя бы малейшее представление о том, что про-исходит с вашим малышом во время адаптации в детском саду . Теперь вы знаете, что всё то, что видите вы - это всего-навсего издержки адаптации , её “цена” и “плата” для ребёнка. От вас зависит, чтобы эта “плата” была мини-мальной.

Библиографический список :

1. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста . – М., 1991

2. Алексеева Е. Е. Проблемы адаптации родителей и детей к детскому саду // Дошкольная педагогика, № 2. – М., 2007

3. Аралова М. А. Справочник психолога ДОУ. – М., 2007

4. Деркач М. С., Речкина Л. П. Организация и методика работы с детьми от рождения до трех лет. – Краснодар, 2003

5. Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ : Практическое пособие. – М., 2006

6. Макшанцева Л. В. Программа психодиагностики, профилактики и преодо-ления дезадаптации младших дошкольников к детскому саду // Психолог в дет-ском саду . – М., № 1, 2004

7. Матюхина Е. Первый раз в детский сад . // Дошкольная педагогика, № 6. – М., 2007

8. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – СП/б., 2010

9. Педагогика раннего возраста. //Под ред. Г. Г. Григорьевой. – М., 1998

10. Печора К. Л., Пантюхина Г. В. Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в до-школьных учреждениях. – М., 2003

В общем плане под этим процессом понимают приспособление индивида к новой среде и условиям. Такие изменения оказывают влияние на психику любого человека, в том числе и малышей, которые вынуждены приспосабливаться к саду.

Следует подробнее разобраться в том, что представляет собой адаптация к детскому садику. В первую очередь она требуется от ребёнка огромных энергетических затрат, в результате чего детский организм перенапрягается. К тому же нельзя сбрасывать со счетов изменившиеся жизненные условия, а именно:

  • отсутствуют поблизости мамы с папой и прочие родственники;
  • необходимо соблюдать чёткий дневной распорядок;
  • нужно взаимодействовать с другими детьми;
  • уменьшается количество времени, которое уделяется конкретному ребёнку (педагог общается одновременно с 15 — 20 малышами);
  • малыш вынужден подчиняться требованиям чужих взрослых.

Итак, жизнь малыша изменяется коренным образом. К тому же адаптационный процесс нередко чреват нежелательными сдвигами в детском организме, которые выражаются внешне в виде нарушенных поведенческих норм и «плохих» поступков.

Стрессовое состояние, в котором находится ребёнок, пытаясь приспособиться к изменившимся условиям, выражается следующими состояниями:

  • нарушенный сон – ребёнок просыпается со слёзками и отказывается засыпать;
  • сниженный аппетит (или его полное отсутствие) – ребёнок не желает пробовать незнакомые блюда;
  • регрессия психологических умений – ребёнок, прежде говорящий, умеющий одеваться, использовать столовые приборы, ходить в горшок, «теряет» подобные навыки;
  • снижение познавательного интереса – малыши не интересуются новыми игровыми принадлежностями и ровесниками;
  • агрессия или апатия – деятельные дети внезапно снижают активность, а прежде спокойные малыши выказывают агрессивность;
  • понижение иммунитета – в период адаптации маленького ребёнка к детскому саду снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям.

Таким образом, адаптационный процесс – сложное явление, во время которого поведение ребёнка может кардинально меняться. По мере привыкания к садику подобные проблемы исчезают или существенно сглаживаются.

Степени адаптации

Процесс адаптации ребёнка в детском саду может протекать по-разному. Одни ребятишки скорее привыкают к изменившейся обстановке, другие же надолго беспокоят родителей негативными поведенческими реакциями. Именно по выраженности и длительности вышеперечисленных проблем и судят об успешности адаптационного процесса.

Психологи выделяют несколько степеней адаптационного процесса, характерных для малышей преддошкольного возраста.

В этом случае малыш вливается в детский коллектив за 2 — 4 недели. Подобный вариант адаптации характерен для большинства ребятишек и отличается ускоренным исчезновением негативных поведенческих реакций. Судить о том, что малыш с лёгкостью привыкает к садику, можно по следующим особенностям:

  • он без слёз и истерик заходит и остаётся в групповом помещении;
  • при обращении глядит в глаза педагогам;
  • способен озвучить просьбу о помощи;
  • первым идёт на контакт с ровесниками;
  • способен занять себя на короткий промежуток времени;
  • с лёгкостью подстраивается под дневной распорядок;
  • адекватно реагирует на воспитательские одобрительные или неодобрительные реплики;
  • рассказывает родителям, как проходили занятия в саду.

Сколько длится адаптационный период в детском саду в данном случае? Не менее 1,5 месяцев. При этом ребёнок частенько болеет, демонстрирует выраженные негативные реакции, однако невозможно говорить об его дезадаптации и неспособности влиться в коллектив.

При наблюдении за ребёнком можно отметить, что он:

  • с трудом расстаётся с матерью, плачет немного после разлуки;
  • при отвлечении забывает о расставании и включается в игру;
  • общается со сверстниками и воспитателем;
  • придерживается озвученных правил и распорядка;
  • адекватно реагирует на замечания;
  • редко становится зачинщиком конфликтных ситуаций.

Тяжёлая адаптация

Малыши с тяжёлым типом адаптационного процесса встречаются довольно редко, однако их легко можно обнаружить в детском коллективе. Некоторые из них проявляют открытую агрессию при посещении садика, другие же уходят в себя, демонстрируя полную отстранённость от происходящего. Продолжительность привыкания может составлять от 2 месяцев до нескольких лет. В особо тяжёлых случаях говорят о полной дезадаптации и невозможности посещения дошкольного учреждения.

Основные особенности ребёнка с тяжёлой степенью адаптации:

  • нежелание контактировать с ровесниками и взрослыми;
  • слёзы, истерики, ступор при расставании с родителями в течение долго времени;
  • отказ заходить из раздевалки в игровое помещение;
  • нежелание играть, принимать пищу, ложиться в кроватку;
  • агрессивность либо замкнутость;
  • неадекватное реагирование на обращение к нему воспитателя (слёзы или испуг).

Следует понимать, что абсолютная неприспособленность к садику – явление чрезвычайно редкое, поэтому необходимо обратиться к специалистам (психологу, неврологу, детскому врачу) и сообща выработать план действий. В некоторых случаях медики могут посоветовать повременить с посещением ДОУ.

Что влияет на адаптацию ребёнка?

Итак, период адаптации малышей в детском саду всегда протекает по-разному. Но что же влияет на его успешность? К числу важнейших факторов специалисты относят возрастные характеристики, детское здоровье, степень социализации, уровень познавательного развития и пр.

Нередко родительницы, стремясь пораньше выйти на рабочее место, отдают малыша в детский сад в два года, а то и раньше. Однако чаще всего подобный шаг не приносит особой пользы, поскольку ребёнок раннего возраста ещё не способен взаимодействовать с ровесниками.

Конечно, каждый ребёнок – яркая индивидуальность, однако, по мнению многих психологов, можно выделить оптимальный возрастной промежуток, который более всего подходит для привыкания к детскому саду – и это 3 года.

Всё дело в так называемом кризисном периоде трёх лет. Как только малыш пройдёт данный этап, у него повышается уровень самостоятельности, снижается психологическая зависимость от матери, следовательно, ему гораздо проще с ней расстаться на несколько часов.

Почему не следует спешить с отправкой ребёнка в дошкольное учреждение? В возрасте 1 — 3 лет происходит формирование детско-родительских отношений и привязанности к матери. Именно поэтому продолжительная разлука с последней вызывает у малыша нервный срыв и нарушает базовое доверие к миру.

Кроме того, нельзя не отметить и большую самостоятельность трёхлеток: они, как правило, обладают горшечным этикетом, умеют пить из чашки, отдельные ребятишки уже пытаются одеваться собственными силами. Подобные навыки существенно облегчают привыкание к саду.

Состояние здоровья

Дети с серьёзными хроническими заболеваниями (астма, диабет и пр.) достаточно часто испытывают сложности с привыканием в силу особенностей организма и повышенной психологической связи с родителями.

То же самое относится и к детям, которые часто и подолгу болеют. Таким малышам требуются особые условия, сниженные нагрузки и наблюдение медицинского персонала. Вот почему специалисты рекомендуют отдавать их в садик позже, тем более что из-за болезненности режим посещения ДОУ нарушится.

Основные проблемы адаптации болеющих детей в ясельной группе:

  • ещё большее понижение иммунитета;
  • рост восприимчивости к инфекциям;
  • повышение эмоциональной лабильности (периоды плаксивости, истощённости);
  • возникновение несвойственной агрессивности, повышенной активности или, напротив, медлительности.

Перед поступлением в дошкольное учреждение дети обязаны пройти медосмотр. Не нужно этого пугаться, наоборот, у родителей появится возможность ещё раз посоветоваться с врачами по поводу того, как пережить адаптацию с минимальными потерями.

Степень психологического развития

Ещё один момент, который может воспрепятствовать успешному привыканию к ДОУ – отклонение от усреднённых показателей познавательного развития. Причём привести к дезадаптации может как задержанное психическое развитие, так и одарённость.

В случае задержки умственного становления применяют особые коррекционные программы, помогающие восполнить пробелы в знаниях и повысить познавательную активность малышей. При благоприятных условиях такие дети к школьному возрасту догоняют ровесников.

Одарённый ребёнок, как это ни удивительно, также попадает в группу риска, поскольку его познавательные способности выше, чем у сверстников, к тому же он может испытывать сложности с социализацией и коммуникацией с одногруппниками.

Уровень социализации

Адаптация ребёнка к детскому саду предполагает рост контактов с ровесниками и с незнакомыми взрослыми. При этом существует определённая закономерность – скорее привыкают к новому обществу те малыши, чей социальный круг не ограничивался родителями и бабушками.

Те же ребятишки, кто редко взаимодействовал с другими детьми, наоборот, сложно адаптируются к изменившимся условиям. Слабые коммуникативные навыки, неумение разрешать конфликтные ситуации вызывает рост тревоги и приводит к нежеланию посещать садик.

Безусловно, данный фактор во многом зависит от педагогов. Если воспитатель хорошо ладит с ребёнком, адаптация заметно ускорится. Вот почему, если имеется такая возможность, следует записываться в группу к той воспитательнице, отзывы о которой чаще всего позитивные.

Этапы адаптации маленького ребёнка к детскому саду

Адаптация детей – процесс неоднородный, поэтому специалисты выделяют несколько периодов, характеризующихся выраженностью негативных реакций. Конечно, подобное разделение довольно условно, однако помогает понять, насколько успешным будет привыкание.

Первый этап – он же острый. Основная его особенность – максимальная мобилизация детского организма. Ребёнок постоянно возбуждён и напряжён, неудивительно, что родители и педагоги отмечают плаксивость, нервность, капризность и даже истеричность.

Помимо психологических изменений, можно обнаружить и физиологические перемены. В некоторых случаях отмечается увеличение или уменьшение частоты сердечного ритма, показателей кровяного давления. Повышается восприимчивость к инфекциям.

Вторую фазу называют умеренно острой, поскольку выраженность негативных реакций снижается, а ребёнок приспосабливается к изменившимся условиям. Отмечается снижение возбудимости и нервности малыша, улучшение аппетита, сна, нормализация психоэмоциональной сферы.

Однако говорить о полной стабилизации состояния пока не приходится. На протяжении всего этого периода возможно возвращение негативных эмоций, появление нежелательных реакций в виде истерик, плаксивости или нежелания расставаться с родителями.

Третий этап – компенсированный – стабилизирует детское состояние. В заключительном адаптационном периоде происходит полное восстановление психофизиологических реакций, ребёнок успешно вливается в коллектив. Более того, он может приобрести новые умения – например, пользование горшком или самостоятельное одевание.

Как адаптировать ребёнка к детскому саду? 6 полезных умений для детсадовца

Чтобы процесс привыкания прошел максимально успешно, быстро и безболезненно, специалисты советуют заранее прививать будущему дошколёнку важнейшие навыки. Вот почему родителям следует знать, чему желательно научить ребёнка, отправляющегося в ДОУ.

  1. Самостоятельно одеваться и раздеваться. В идеале трёхлетки уже должны снимать плавки, носочки, колготки, надевать майку и кофточку, куртку. С застёжками могут возникнуть сложности, однако приучать к ним всё же следует. Для этого можно купить игрушки-шнуровки. Кроме того, развесьте в комнате картинки с последовательностью одевания (их можно скачать бесплатно в интернете).
  2. Пользоваться ложкой/вилкой. Облегчению привыкания способствует умение орудовать столовыми приборами. Для этого нужно отказаться от поильничков, бутылок, непроливаек, которые не способствуют скорому взрослению.
  3. Проситься и ходить на горшок. Следует избавляться от подгузников уже в полуторагодовалом возрасте, тем более что умение проситься и ходить в ночную вазу существенно упростит адаптацию, поскольку ребёнок будет увереннее себя ощущать среди умелых ровесников.
  4. Воспринимать разную пищу. Для многих трёхлеток характерна избирательность в пище. В идеале родителям следует приблизить домашнее меню к садиковскому. Тогда завтраки и обеды в ДОУ не станут напоминать войну между детьми и воспитателями.
  5. Общаться со взрослыми. Довольно часто можно услышать своеобразную речь ребёнка, которая понятно только маме. Некоторые малыши вообще общаются жестами, справедливо полагая, что родители всё поймут. Перед садиком следует проследить за снижением лепетных слов и жестов.
  6. Играть с детьми. Чтобы улучшить коммуникативные навыки ребёнка, необходимо почаще вводить его в детский коллектив. Психологи советуют регулярно ходить в гости к семьям с маленькими детьми, гулять на детских площадках, играть в песочнице.

В яслях и садиках имеются специальные адаптационные группы для будущих дошкольников. Обязательно узнайте, имеется ли такая услуга в вашем ДОУ. Посещение подобных групп позволит познакомить малыша с воспитателями, самим зданием и новыми правилами поведения.

Рекомендации родителям по адаптации детей часто включают совет больше разговаривать с ребёнком о дошкольном учреждении. Только как это сделать правильно и о чём нужно говорить с малышом, чтобы облегчить будущее привыкание?

  1. Объясните максимально простым языком, что такое детский сад, зачем туда ходят детки, почему так важно его посещать. Простейший образец: «Садик – большой дом для малышей, которые вместе кушают, играют и гуляют, пока их родители работают».
  2. Расскажите ребёнку, что садик – это своего рода работа для ребятишек. То есть мама трудится учителем, врачом, менеджером, папа – военным, программистом и т.д., а малыш будет «работать» дошкольником, потому что стал совсем взрослым.
  3. Каждый раз, проходя мимо детского сада, не забывайте напоминать, что через некоторое время ребёнок также сможет сюда ходить и играть с другими детьми. В его присутствии также можно рассказывать своим собеседникам о том, как гордитесь новоиспечённым дошколёнком.
  4. Рассказывайте о дневном режиме садика, чтобы снять страхи и неуверенность. Пусть ребёнок не всё запомнит в силу возраста, зато он будет знать, что после завтрака будут игры, затем прогулки и кратковременный сон.
  5. Не забудьте рассказать о том, к кому ребёнок сможет обратиться, если вдруг захочет воды или в туалет. Кроме того, ненавязчиво уточните, что не все просьбы будут выполняться мгновенно, поскольку для воспитателей важно уследить сразу за всеми детьми.
  6. Поделитесь своей историей посещения дошкольного учреждения. Наверняка у вас сохранились фотографии с утренников, где вы рассказываете стихи, играете в куклы, идёте с родителями из садика и т.д. Родительский пример позволяет малышу скорее привыкнуть к садику.

Не нужно перехваливать детский сад, расписывая его уж совсем в радужных красках, иначе малыш разочаруется в воспитателе и одногруппниках. Одновременно нельзя пугать его дошкольным учреждением и педагогом, который «покажет, как следует хорошо себя вести!» Старайтесь выдерживать золотую середину.

Занятия с детьми по подготовке к садику

Сюжетно-ролевая игра и прослушивание сказочных историй – любимые развлечения маленьких детей. Поэтому советы психолога часто включают такие пункты, как занятия и сказки для успешной адаптации в детском саду. Цель подобных игр – в непринуждённой форме ознакомить малыша с режимом и правилами детского сада.

Заручитесь «поддержкой» детских игрушек – кукол, плюшевых медвежат. Пусть любимая пластиковая подружка станет воспитателем, а плюшевый мишка и робот – детсадовцами, которые только посещают дошкольное учреждение.

Причём занятия должны повторять практически весь день будущего дошкольника. То есть плюшевый мишка пришёл в садик, поздоровался с тётей-воспитательницей, поцеловал мамочку на прощание и начал играть с другими ребятишками. Затем он позавтракал и начал заниматься.

Если ребёнок с трудом расстаётся с мамой, особый упор нужно делать именно на данном моменте. Для этого лучше использовать специальные сказки для быстрой адаптации в детском саду, в которых, к примеру, котёнок перестаёт плакать после ухода матери и начинает весело играть с другими зверушками.

Ещё одна возможность облегчить адаптацию к садику – использование подручных средств: презентация, мультфильмы и сборник стихотворений про детский сад. Подобные полезные инновационные материалы адаптируют малышей не хуже, а порой и лучше обычных рассказов.

Обычно к трёхлетнему возрасту малыши достаточно легко отпускают от себя мам и прочих значимых взрослых, поскольку, как мы уж отмечали, на данном этапе возникает естественное желание быть самостоятельным, независимым от родителей.

И всё же встречаются ситуации, когда малыш и мать превращаются практически в единый организм. Из-за этого адаптация ребенка в детском саду может существенно усложниться, также повышается вероятность полной дезадаптации.

В идеале необходимо приучать малыша к родительскому отсутствию последовательно и заблаговременно. И всё же можно в короткий срок понизить психоэмоциональную зависимость детей от мамы. Рассмотрим основные советы родителям от опытных специалистов.

Необходимые действия

  1. Старайтесь привлекать к взаимодействию с ребёнком папу и прочих близких родственников. Чем больше малыш будет контактировать с другими взрослыми (а не только с мамой), тем проще ему будет привыкнуть к воспитателю.
  2. После этого познакомьте ребёнка со своими друзьями. Поначалу они играют с малышом в присутствии с родителями, чтобы он смог спокойно ощущать себя рядом с малознакомыми взрослыми. С адаптировавшимся ребёнком легче будет отлучаться.
  3. Следующий этап – выход на улицу. Нужно объяснить малышу, что мама отлучится в магазин, пока бабушка или знакомая тётя будет рассказывать интересную сказку. При этом не нужно отпрашиваться у ребёнка, просто ставьте его в известность.
  4. Последовательно приучайте малыша к той мысли, что ему нужно находиться одному в комнате. Вы можете готовить обед, пока ребёнок будет играть в детской. Затем данные правила можно применять во время занятия в песочнице или на прогулке.
  5. Не называйте ребёнка застенчивым, букой, рёвой, плаксой, хвостиком и прочими малоприятными словами. Наоборот, как можно чаще рассказывайте ему и другим, какой он у вас коммуникативный, общительный и весёлый.

Ненужные действия

  1. Нельзя сбегать от ребёнка тайком, пусть даже в этот момент он сидит с бабушкой. Обнаружив пропажу матери, он, во-первых, серьёзно испугается, а во-вторых, начнёт плакать и кричать при следующих попытках родителей отлучиться.
  2. Не рекомендовано оставлять ребёнка в квартире одного, особенно если он отличается повышенной тревожностью и беспокойством. Кроме того, маленькие ребятишки даже за несколько минут способны найти «приключения» даже в самом безопасном доме.
  3. Не следует поощрять ребёнка вкусностями и игрушками за то, что он позволяет вам отлучаться. Если подобное будет практиковаться, то малыш и в садике будет требовать материального поощрения буквально каждый день.

Вы можете придумать какие-либо облегчающие расставание ритуалы. Только не следует превращать их в полноценный обряд, больше напоминающий торжество или праздник. Это может быть обычный поцелуй, обоюдная улыбка или пожатие рук.

Посещение дошкольного учреждения – важнейшее условие полноценного развития ребёнка. Как облегчить данный период? Можно выслушать мнение известных специалистов – педагогов, психологов и детских врачей. Об особенностях успешной адаптации к детскому саду Комаровский говорит много и часто. Узнаем основные рекомендации популярного теледоктора:

  • начинайте посещение детского садика в тот момент, когда мать ещё не вышла на работу. Если ребёнок вдруг простудится, родительница сможет его забрать из ДОУ и побыть с ним дома одну-две недели;
  • лучше всего адаптировать детей к детскому саду в определённые сезоны – летнее и зимнее время. А вот межсезонье – не лучший период для начала посещения садика, поскольку повышается вероятность простудиться;
  • не будет лишней информация и о том, как проходит адаптация именно в конкретном детском саду. Возможно, воспитатели практикуют принудительное кормление или чрезмерно укутывают малышей на прогулки.

Чтобы происходила ускоренная адаптация в детском саду, Комаровский советует придерживаться некоторых важных рекомендаций:

  • снизьте требования к ребёнку на начальных этапах привыкания к дошкольному учреждению. Даже если он плохо себя ведёт, нужно проявлять снисходительность;
  • обязательно подготавливайте ребёнка к расширению социальных контактов с помощью более частых и продолжительных прогулок, игр в песочнице.
  • обязательно занимайтесь повышением иммунитета. Если защитная система организма улучшится, ребёнок станет меньше болеть, следовательно, привыкание пройдёт значительно быстрее.

Теледоктор не исключает возникновения определённых проблем в процессе привыкания, однако отказываться от возможности приучить ребёнка к детскому саду в 4 года не следует. Лучше всего ответственно подойти к адаптационному периоду и всячески поддерживать малыша.

Итак, малыш уже начал ходить в дошкольное учреждение, но попросту ждать окончания привыкания не следует. Успешная адаптация ребенка в детском саду, советы по которой дают психологи и медики, заключается в активной позиции родителей. Чем можно помочь своему чаду?

  1. Не следует сразу отдавать ребёнка на целый день. Лучше всего осуществлять постепенный переход от привычного режима к изменённым условиям, то есть отдавать малыша сначала на пару часов, а уже затем увеличивать срок пребывания в садике.
  2. Обязательно проявляйте искренний интерес к тому, чем занимался ребёнок в ДОУ. Если он что-то слепил, нарисовал, поклеил, следует его похвалить и поставить поделку на полочку.
  3. Изучайте любую информацию, которую предоставляет воспитатель или психолог дошкольного учреждения. Обычно в группе устанавливается папка передвижка «Адаптация ребёнка в детском саду».
  4. Также следует чаще общаться с воспитателями, которые заполняют регулярно лист адаптации, специальный бланк посещения садика, также психологом заполняется карта на каждого ребёнка в ясельной группе.
  5. Не переживайте особо, если ребёнок после садика кажется уставшим или осунувшимся. Разумеется, чужие люди, новые знакомства – это серьёзный стресс для детского организма. Пусть малыш отдохнёт и выспится.
  6. Чтобы малыши поскорее адаптировались, необходимо ограничить повышенные эмоциональные нагрузки. Психологи советуют отказаться от посещения массовых развлечений; мультики и просмотр различных изображений, видео также нужно ограничить.
  7. Если у малыша имеются определённые психоэмоциональные или физиологические особенности (гиперактивное поведение, проблемы со здоровьем), об этом необходимо сообщить педагогическому и медицинскому коллективу.
  8. Слёзы и истерики – это «презентация», рассчитанная на маму. Именно поэтому специалисты советуют папам провожать ребёнка в детский сад, поскольку сильный пол обычно строже реагирует на подобное манипулятивное поведение.

Обеспечьте ребёнку спокойную семейную обстановку во время адаптационного процесса. Выражайте всячески своё расположение новоиспечённому дошкольнику: целуйте, обнимайте и т.д.

Памятка для родителей: адаптация ребёнка в детском саду и основные ошибки

Итак, были описаны основные правила по улучшению адаптации малышей к дошкольному учреждению. Однако никто из родителей не застрахован от ошибочных действий. Вот почему необходимо подробнее остановиться на наиболее распространённых заблуждениях:

  • сравнение с другими ребятишками. Адаптируемся мы все по-разному. Вот почему не следует сравнивать малыша с его ровесниками, которые гораздо быстрее привыкают к детскому коллективу и воспитателю;
  • обман. Не нужно обещать ребёнку, что вы заберёте его через часик, если планируете вернуться только в вечернее время. Подобные родительские обещания приведут к тому, что малыш будет ощущать себя преданным;
  • наказание садиком. Не следует наказывать ребёнка более длительным пребыванием в дошкольном учреждении, если он привык находиться в ДОУ всего несколько часов. Это приведёт лишь к усилению нелюбви к садику;
  • «подкуп» сладостями и игрушками. Некоторые мамы и папы подкупают ребятишек, чтобы те хорошо себя вели в дошкольном учреждении. В результате ребёнок будет в дальнейшем шантажировать взрослых, требуя от них гостинцы ежедневно;
  • отправление в садик заболевшего малыша. В адаптационный период любая простуда способна надолго выбить ребёнка из колеи, поэтому не следует при недомогании отводить дошкольника в садик, иначе существует риск усилить симптоматику недуга.

Ещё одна распространённая родительская ошибка – исчезновение мамы, которая не желает отвлекать ребёнка от игрушек или детей. Подобное поведение, как мы уже говорили, приведёт лишь к тому, что у малыша повысится тревожность и возникнут многочисленные страхи. Не исключено усиление истерик.

В качестве заключения

Детский сад и адаптация – понятия часто неразрывные, поэтому не следует воспринимать привыкание к ДОУ в качестве какого-то абсолютного зла и негатива. Наоборот, подобный процесс достаточно полезен для ребёнка, поскольку готовит его к будущим переменам в жизни – школе, институту, семейным отношениям.

Обычно малыш привыкает к садику за пару-тройку месяцев. Но если детское состояние со временем не стабилизируется и возникают всё новые психологические проблемы (агрессия, тревожность, гиперактивность), следует обязательно пообщаться с психологом по поводу дезадаптации.

Если же проблема никак не решается, возможно, стоит рассмотреть вопрос о более позднем посещении детского сада. Бабушка может посидеть с малышом несколько месяцев? Вероятно, это будет наилучшим выходом из сложившейся ситуации. Удачной адаптации к садику!