Проекты в доу на тему о березах. Проект «Березка русская моя». Актуальность Важное значение в развитии ребенка имеет экологическое образование, которое необходимо начинать со знакомства. Схема работы по проекту "Русская берёза"

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Алёнушка»

П. Ромоданеово

Проект в старшей группе «Теремок» (краткосрочный)

«Белая береза»

Воспитатель:Медведева С.И.

2016 г.

Проект "Белая береза" (старшая группа, краткосрочный)

Мотив:

Любовь к природе - это чувство, которое включает в себя эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства

Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что они проявляют заботу о животных, интересуются растительным миром, рассматривают книги о природе, о растениях, делятся впечатлениями, расспрашивают о деревьях, цветах.

Выводы:

1. Дети проявляют большой интерес к природе. Дети имеют поверхностные знания о пользе деревьев, о взаимосвязях их с живой и неживой природой.

2. Дети не знают, почему берёза - самое почитаемое дерево в России.

Виды работы:

Сбор информации.

Подбор иллюстративного материала.

Отбор художественной литературы, публицистического материала.

Организованная и неорганизованная деятельность.

Совместная и самостоятельная деятельность.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель Медведева С.И, родители старшей группы.

Срок: июнь, июль, август

1 этап - Разработка проекта.

Цель проекта: формировать начало экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Расширять представления детей о самом почитаемом дереве в России - берёзе, о её значении в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.

2. Формировать у детей представления о взаимосвязи берёзы с окружающей средой.

3. Знакомить со стихами, песнями, загадками о берёзе.

4. Развивать у детей познавательную активность.

5. Активизировать и обогащать словарь.

6. Воспитывать любовь к русской природе, бережного к ней отношения.

Предполагаемый результат:

Сформированное представление у детей: о берёзе, как почитаемом дереве на Руси, о том в каких красках, образах; о взаимосвязях берёзы с живой и неживой природой; о пользе деревьев и берёзы в частности.

2 этап - Перспективное планирование.

Цикл наблюдений:

Почему зимой нет листьев на деревьях?

Берёза в осенний период времени.

Беседы с детьми:

Красота природы бесценна.

Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой. (см. в Приложениях)

Что мы знаем о деревьях и берёзе в частности. (см. в Приложениях)

Как берёзу использовали в древности. (см. в Приложениях)

Поход к березе

Художественная литература.

Чтение: В. Бианки «Волшебная берёза», И. Соколов-Микитов «Берёза», Е. Тимошенко «Ёлочки метёлочки».

Пересказ русской народной сказки «Как коза избушку построила».

Заучивание: А.Прокофьев «Люблю берёзку русскую», Рождественский «Береза».

Организованная деятельность

Беседа «Красота природы бесценна» . Цель: дать детям понять, что ни за какие деньги не купишь красивое дерево. Его нужно посадить и приложить немало усилий, чтобы оно не погибло, а прижилось и выросло. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Цель: углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы. (см. в Приложениях)

Рассказ воспитателя «Воспетое дерево» (октябрь 5). Цель: познакомить детей с тем, как издавна простые русские люди проявляли интерес к русской берёзке, сочиняли о ней стихи, песни, водили хороводы, отмечали праздник «Русской берёзки». Воспитывать любовь к русской берёзе, бережное к ней отношение.

Беседа «Какую пользу приносят деревья? Как берёзу использовали в древности?» . Цель: подвести детей к пониманию того, что деревья имеют огромное значение в жизни человека. Познакомить с тем, как берёзу использовали в древности.

Комплексное занятие «Люблю берёзку русскую» Цель: продолжать формировать интерес детей к родной природе, обобщать знания о берёзе. Расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства. Воспитывать любовь к русской берёзке

Совместная и самостоятельная деятельность

Художественно- продуктивная:

Рисование «Белая берёза» по стихотворению С.Есенина.

Совместная деятельность с родителями:

Воскресные наблюдения «Красавица берёзка».

Беседа за круглым столом «Целебное лукошко».

Детская художественная литература.

Фотоальбом «Береза глазами художников и детьми».

Репродукции картин И.Левитана («Весна. Большая вода», «Золотая осень»), Куиджи «Березовая роща»,И.Шишкина («Лесная глушь»).

3 этап - Реализация проекта.

Итоговое занятие для детей «Белая береза».

Итог работы:

Вопросы к детям:

Что вы узнали нового, чего раньше не знали?

Что вас удивило?

Что понравилось больше всего?

Перспектива: оформление дневника наблюдений «Наше дерево».

Приложение

Беседа «Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?»

Программное содержание . Выяснить, что дети знают о деревьях вообще и о берёзе в частности. Углубить интерес к берёзе, подвести к мысли, что берёзе хочется дружить с людьми.

1. Чем деревья отличаются от других растений?

2. Какие деревья вы знаете?

3. Деревья - живые? Почему вы так считаете?

4. Много ли деревьев растёт около детского сада? Как они называются?

5. Много ли деревьев растет около вашего дома? Как они называются?

6. Кто сажает деревья? Для чего?

7. Как называют лес, в котором растут одни берёзы?

8. Где деревьям лучше - в лесу или в городе?

9. Как можно определить возраст берёзы?

10. Помогали вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.

11. Давайте представим, что деревья исчезли. Что произойдёт на Земле? А почему деревья могут исчезнуть?

Рассказ воспитателя «Как берёзу использовали в древности?»

Наши предки берёзовой лучиной освещали дома. Соком берёзы лечили больных. Колёса телеги смазывали дёгтем, который делали из берёзы. Из берёзы мастерили деревянные игрушки, деревянные скульптуры, ложки, из бересты - туески (в них носили воду, квас), лукошки для ягод и грибов. На бересте писали. Нынче берёзу используют в строительстве, из неё делают мебель, фанеру, лыжи, из листьев берёзы изготавливают жёлтую и зелёную краску, из почек делают лекарства.

Беседа «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой»

Программное содержание . Углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы.

Дерево может жить без света? (Свет, как художник, окрашивает листья в зеленый цвет.)

Берёза растёт на открытом или затенённом месте?

Дерево может жить без тепла? (От количества тепла зависит начало появления листьев на деревьях.)

Что происходит с деревьями зимой? (Зимой деревья не растут - они погружаются в сон. А от холода деревья защищает пробковая ткань, которая не пропускает наружу ни воды, ни воздуха.)

Без чего ещё деревья не могут жить? (Без воды, воду они пьют как люди. Воду дерево получает с дождём, с талой водой, пьёт её из земли – почвы.)

Деревья как и мы должны дышать. Дышат они через маленькие отверстия на листьях, такие маленькие, что они незаметны.)

Деревьям нужен чистый воздух: от грязного они погибают. В то же время сами деревья очищают воздух, делают его пригодным для человека и других живых существ.

Нужны ли дереву птицы? (Птицы поедают различных насекомых, которые могут причинить дереву вред.)

Ветер переносит семена берёзы.

Дождевые черви участвуют в образовании почвы, «пропускают» через себя комочки земли, сухие листья, рыхлят почву, делают её пригодной для развития растений.

От чего деревья болеют? (Значит на коре поселились вредные насекомые. Это видно, если посмотреть на обратную сторону коры – ходы, проделанные вредителями.)

А как можно определить возраст берёзы? (По коре: чем дерево старше, тем кора твёрже и толще, поэтому старые деревья легче переносят морозы.

Конспект занятия в старшей группе «Белая береза»»

Программное содержание: продолжать формировать интерес детей к родной природе; обобщать знания о берёзке; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства; воспитывать любовь к русской берёзке.

Материал к занятию:

Иллюстрация с изображением берёзы.

Репродукции картин И. Левитана «Весна. Большая вода», «Золотая осень», Куиджи «Березовая роща», И. Шишкин «Тропинка в березовом лесу»».

Ход занятия

Загадка:

Стоит Аленка, платок зелёный,

Тонкий стан, белый сарафан. (Берёза)

Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрацию с изображением берёзы.

Как в любое время года мы можем узнать берёзу? (Белый ствол только у берёзы.)

Как в народе называют берёзку? (Русская, белоствольная, кудрявая, нарядная, золотая, ненаглядная.)

Какие у берёзки бывают листочки? (Зелёные, изумрудные, клейкие, золотые.)

Из всех деревьев русского леса всех милее наша берёзка. Хороши и чисты берёзовые светлые рощи. Белые стволы покрыты тонкой берестой. Есть в русской природе особенный день, когда на берёзах начинает распускаться молодая листва. Войдёшь в лес и радостно ахнешь: зелёной нежной дымкой покрылись лесные опушки. Какая красота! Какое блаженство!

С кем на Руси сравнивали красавицу - берёзу? (С девушкой, у которой тонкая, гибкая талия, с невестой.)

В июне месяце на Руси справляли праздник «Русской берёзки». Утром яркая красочная толпа направлялась к берёзовой роще. Девушки выбирали одну из берёзок и украшали её, привязывали к ветвям цветные лоскутки, ленточки, подвешивали пряники, конфеты. Вокруг водили хороводы, плясали, заводили игры.

О белоствольной красавице сложено немало стихов и песен.

Слушание русской народной песни «Во поле берёза стояла».

А теперь давайте прочтём стихи о берёзе.

Чтение стихотворений: А. Прокофьева «Люблю берёзку русскую», С. Есенина «Белая берёза».

Многие талантливые художники - пейзажисты запечатлели берёзу на своих картинах. По-своему хороша она в разные времена года!

Предлагаю детям рассмотреть репродукции картин и рассказать о них.

На картинах художников берёзки прямые, стройные, белоствольные.

Наша красавица - берёзка умеет предсказывать погоду. Послушайте приметы:

Если из березы весной течет много сока - к дождливому лету.

Если осенью листья берёзы начнут желтеть с верхушки - весна будет ранняя.

Берёза перед ольхой лист распустит - лето будет сухое, ольха перед берёзой - мокрое.

Под русские народные мелодии выполняется коллективная аппликация «Берёзка».


Ольга Ветлова (Головинова)

Проектная деятельность «Люблю березку русскую »

Ветлова О. В. ,воспитатель СП «Детский сад «Ручеек» ГБОУ СОШ № 1 г. Похвистнево Самарская обл.

Рассматривая деревья в парке, дети спросили :

Почему береза называется березой ?

Какую роль играет береза в жизни человека ?

Для того, чтобы найти ответы на эти вопросы, мы решили приобрести знания из различных источников :

в) воспользоваться материалами интернета

Затем проанализировать полученные факты, высказывать собственные суждения.

Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников.

Актуальность.

В наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а его свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, у ребенка накапливается негативный опыт отношения к природе. Он действует в природе необдуманно, совершает негативные поступки по отношению к живым существам, не реагирует на замечания сверстников и взрослых людей. Интерес к изучению природы поверхностный, ребенок не проявляет желание ухаживать за растениями и животными и не умеет этого делать. Поэтому очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.

Дети, которые ощущают природу : дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.

Китайская пословица гласит : «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму» . Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.

Проблема.

Недостаточные знания детей о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.

Тип проекта : познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта : краткосрочный, 2 недели

Участники проекта .

Дети старшей группы, их родители, воспитатели группы, специалисты ДОУ.

По количеству участников : групповой (старшая группа)

Предмет исследования : берёза.

Суть проекта заключается в том , чтобы во время прогулок по территории детского сада, в лес с родителями дети могли больше узнать о березах : найти березу вблизи участка , следить за изменениями в ее жизни; обсуждать наблюдаемое : какое настроение у дерева, от чего оно зависит, как дерево заботится о детях. В процессе наблюдений дети рисуют, сочиняют сказки, участвуют в играх, слушают музыку, танцуют.

Дети получают представление о том, в каких красках, образах, мелодиях воплощается береза , почему это дерево так почитаемо на Руси.

Цель взрослого в работе над проектом : формирование начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Цель детей в работе над проектом :

Приобрести знания о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.

Задачи взрослого в работе над проектом :

1. Расширять представления детей о самом почитаемом дереве в России - берёзе, о её значении в жизни человека

2. Формировать у детей представления о взаимосвязи берёзы с окружающей средой.

3. Знакомить со стихами, песнями, загадками о берёзе.

4. Развивать у детей познавательную активность.

5. Активизировать и обогащать словарь.

6. Воспитывать любовь к русской природе , бережного к ней отношения .

Задачи детей в работе над проектом :

1. Приобрести знания о берёзе, как почитаемом дереве на Руси, о её значении в жизни человека : оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.

2. Углубить представление о взаимосвязях живой и неживой

Предполагаемый результат :

Сформированное представление у детей : о берёзе, как почитаемом дереве на Руси, о том в каких красках, образах, мелодиях воплощается берёза; о взаимосвязях берёзы с живой и неживой природой; о пользе деревьев и берёзы в частности.

Подготовительный этап :

Подготовить природный материал для деятельности детей;

Подобрать детскую и педагогическую литературу, картины, грамзаписи, дидактические игры и др. ;

Сделать ширму о лечебных свойствах березы «Целебное лукошко» .

Провести с детьми цикл наблюдений за березой , обсуждать наблюдаемые явления, заносить их в альбом в виде рисунков, фотографий, рассказов;

На основе наблюдаемого провести комплексные и обобщающие мероприятия, расширяющие представления детей о березе ;

Предложить родителям вместе с детьми изготовить поделки из бересты , придумать сказку о березе .

Реализация проекта

1. Образовательная область «Познание» :

* Беседа «Красота природы бесценна»

Цель : дать детям понять, что ни за какие деньги не купишь красивое дерево. Его нужно посадить и приложить немало усилий, чтобы оно не погибло, а прижилось и выросло. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе .

Беседа «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой» .

Цель : углубить представление о взаимосвязях живой и неживой

природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы.

Рассказ воспитателя «Воспетое дерево» .

Цель : познакомить детей с тем, как издавна простые русские люди проявляли интерес к русской берёзке , сочиняли о ней стихи, песни, водили хороводы, отмечали праздник «Русской берёзки » . Воспитывать любовь к русской берёзе , бережное к ней отношение .

Беседа «Какую пользу приносят деревья? Как берёзу использовали в древности?»

Цель : подвести детей к пониманию того, что деревья имеют огромное значение в жизни человека. Познакомить с тем, как берёзу использовали в древности.

«Люблю берёзку русскую » .

Цель : продолжать формировать интерес детей к родной природе, обобщать знания о берёзе. Расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства. Воспитывать любовь к русской берёзке .

* Д/и : «Найди листок березы » , «Закончи фразу» , «Подбери «слова- приятели» », «С кем дружит береза , «Что сначала, что потом»

* Выбор березки на территории детского сада.

* Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы .

* Разгадывание кроссвордов.

* Исследование бересты под лупой .

Образовательной областью «Физическая культура»

1. Утренняя гимнастика «Поход в березовую рощу » .

2. Подвижные игры : «Беги к березе » , «Кто больше соберет грибов подберезовиков » , «Венок» (из березы , «Кто быстрее соберет березовые почки » .

Образовательная область «Чтение художественной литературы» ::

Пересказ русской народной сказки «Как коза избушку построила» ;

Заучивание стихотворения А. Прокофьева «Люблю березку русскую… »

Чтение рассказа Е. Тимошенко «Елочки-метелочки» .

Образовательной областью «Художественное творчество» :

Рисование – «Люблю березку русскую » , «Березовая роща » ;

Аппликация – «Веточка березы » ;

Ручной труд – «Белая береза » ;

Хороводы – «Во поле береза стояла » , «Береза белоствольная » ;

Рассматривание репродукций картин В. Н. Бакшеева «Голубая весна» , И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» ;

Образовательной область «Музыка»

1. Слушание “Ах ты, берёза” Раухвергера.

2. Пение “Песня о родине” слова Е. Карасёвой, музыка В. Елинек.

3. Хороводы “В золоте берёзонька” слова и музыка Г. Вихаревой, “Ай, да берёзка” музыка Т. Попатенко

4. Пение без сопровождения р. н. м. “Во поле берёзонька стояла”

4. Совместная деятельность с детьми и родителями :

Циклические наблюдения за березой ;

Составление творческих рассказов «Сказка о березе » ,

Изготовление альбомов «Березонька »

Бесед за круглым столом «Целебное лукошко» .

5. Итог :

Оформление альбома «Березонька » с детскими рисунками и сказками;

Развлечение для детей «Праздник русской березки » ;

Выставка поделок из бересты «Папа, мама, я – творим чудеса» .

Записано педагогом Ветловой Ольгой Владимировной со слов детей.

Пройдя все этапы исследования, дети пришли к выводу :

Я теперь понимаю насколько ценно дерево береза . – сказала Саша Е.

Я знаю о целебных свойствах березы . Мы с бабушкой пили чай с березовыми почками от простуды . – сказала Даша Е.

Из березы делали и делают игрушки. Я папе помогал делать из березы паровозик . – сказал Коля О.

Я рассматривала с помощью лупы бересту и видела мелкие отверстия (чечевички) через которые береза дышит . - сказала Полина Е.

По итогам работы было отмечено :

1. Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.

2. Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к дереву березе .

3. Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Люблю березку русскую » .

4. Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.

Заключение :

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы , отметили ее роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу : необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке , потому что она красива и целебна.

Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Киселева Л. С., Данилина Т. А. «Проектный метод в деятельности ДОУ» .

2. Богатеева З. А. «Чудесные поделки из бумаги» .

3. Прохорова Л. Н. Экологическое воспитание дошкольников. –М. АРКТИ, 2003.

4. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду.

5. Ушакова О. Д. Загадки, считалки и скороговорки : словарик школьника. –СПб. Издательскитй дом «Литера» , 2007.

6. Шорыгина Т. А. Деревья. Какие они? Издательство ГНОМ и Д, 2006.

7. Масленникова О. М., Филиппенко А. А. «Экологические проекты в детском

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: кратко - срочный (с 1.09.2011 г. по 30.11.201 1г.).

Предмет исследования: берёза.

По количеству участников: групповой (старшая группа).

Березка белая, березка чистая,

Всегда веселая, всегда лучистая.

К теплу и свету ветвями тянется,

Весне и лету все улыбается.

Станислав Брандис

Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные городские дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.

С чего начинается Родина? С речки, с песчаного берега, с неприметного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?

Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи. В старину березу называли «дерево четырех дел». Первое дело – мир освещать, второе – крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать.

Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет!

Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.

Проблема:

1. Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.

2. Несоблюдение правил экологически грамотного поведения.

Цель проекта: содействие формированию экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе.

1. Сформировать представления у детей о жизни берёзы, как живого существа, символ страны.

2. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.

3. Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней.

Реализация проекта:

Начальный этап

1. Сформулированы проблемные вопросы совместно с детьми: «Березка живая или нет?», «Кто сажает растения в городе? Для чего?», «Как посадить березку на участке детского сада?», «Почему так много берез в России?».

2. Разработаны учебные вопросы для детей: «Какую роль играет береза в жизни человека?», «Как помочь березовой роще?», «Какие ассоциации вызывает слово береза?», «Почему береза называется березой?»

3. Подбор художественной литературы (сказки, стихи, загадки, считалки, пальчиковые игры, потешки), подвижных игр, игр - упражнений, дидактических игр, комплекса утренней гимнастики «Поход в березовую рощу».

Технологический этап

Работа с детьми:

Образовательная область «Познание»:

1. Конструирование «Березовая роща» (оригами, из конуса) .

2. Д/и: «Найди листок березы», «Закончи фразу», «Подбери «слова-приятели»», «С кем дружит береза?», «Что сначала, что потом»

3. Выбор березки на территории детского сада.

4. Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы.

5. Разгадывание кроссвордов.

6. Исследование бересты под лупой.

7. Оформление «Паспорта березы»: имя, возраст, высота, ширина, место нахождения, запах, семена, количество веток, рисунок коры и листьев, условия окружающей среды…».

Образовательной область «Чтение художественной литературы»

1. Чтение: К.Паустовского «Подарок»»; ; « ; « ; « ; « ; « ; « и т.д.

2. Разучивание пословиц, поговорок.

3. Заучивание стихов о березе: П.Воронько «Береза», С.Есенин «Белая береза».

Образовательной областью «Физическая культура»

1. Утренняя гимнастика «Поход в березовую рощу».

2. Подвижные игры: «Беги к березе», «Кто больше соберет грибов подберезовиков», «Венок»(из березы), «Кто быстрее соберет березовые почки».

Образовательной областью «Художественное творчество»:

1. Лепка: «Березовый пенек» (из соленого теста).

2. Создание панно «Березка» (из соленого теста).

3. Рисование: «Белая береза» (использование различных техник).

4. Аппликация «Красавица березка» (квиллинг; использование шерстяных ниток)

4. Оформление уголка «Береза – символ России».

Образовательная область «Коммуникация»

1. Беседа: "Что я знаю о берёзе", "Берёза строить и жить помогает".

2. Проведение совместного праздника «Русская березка» с детским садом № 144.

Образовательной область «Музыка»

1. Слушание “Ах ты, берёза” Раухвергера.

2. Пение “Песня о родине” слова Е. Карасёвой, музыка В. Елинек.

3. Хороводы “В золоте берёзонька” слова и музыка Г. Вихаревой, “Аи, да берёзка” музыка Т. Попатенко

4. Пение без сопровождения р. н. м. “Во поле берёзонька стояла”

Образовательной область «Труд»

1. Акция «Посадим березку на своем участке»

Работа с родителями:

1. Изготовление буклетов «Сохраним русскую березку!»

2. Помощь в оформлении:

«Паспорта березы», центра в группе «Белоствольная красавица»; альбома «Люблю русскую красавицу»;

2. Составление сборника литературных произведений «Поэты и писатели о березке».

3. Помощь в организации похода детей старшей группы «Рыбки» в детский сад № 144.

4. Оформление папки – передвижки для родителей «Березовое царство – лучшее лекарство».

5. Выпуск бюллетеня “Береги Зелёного друга”.

Рефлексивный этап

1. Оформление газеты «Люблю березку русскую».

2. Организация конкурса рисунков с изображением березы в любой технике.

3. Оформление фотоальбома «Люблю русскую красавицу».

4. Конкурс «Читаем стихи о березке».

5. Организация совместного праздника «Русская березка» с детьми из МБ ДОУ "Детский сад № 144" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического и физического развития.

6. Экскурсия на Бульвар Героев «Встреча с русской красавицей» и распространение бюллетеня “Береги Зелёного друга” среди прохожий.

Выводы:

В результате проведенной работы дошкольники понимают и осознают насколько ценно дерево береза и почему необходимо.

По итогам работы было отмечено:

1. Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.

2. Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к деревьям.

3. Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Люблю березку русскую».

4. Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.

Заключение:

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна.

Обработка материала по данной теме позволила создать «Паспорт дерева». Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.

Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке. Педагогический коллектив нашего учреждения и дальше будет проводить проекты экологической направленности.


Актуальность Важное значение в развитии ребенка имеет экологическое образование, которое необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения. Березка…Нет милее и роднее дерева для русского народа. Белоствольная красавица во все времена являлась гордостью и символом нашей страны. Именно с этого дерева начинается Родина для малыша. В наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.




Цель и задачи Цель: ознакомление дошкольников с березой, как символом России Задачи: познакомить с березой, как символом страны, национальным деревом; развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания; формировать представления о жизни растения, его развитии и связи с другими живыми организмами; воспитывать экологически грамотное поведение, желание оберегать и заботиться о природе.




Работа с детьми (план) Образовательной область «Чтение художественной литературы». 1. Чтение: К.Паустовского «Подарок»»; Г. Н. Рахимов «Три березки под окном» и т. д. 2. Разучивание пословиц, поговорок. 3. Заучивание стихов о березе: А. Прокофьев «Люблю березку русскую…», С.Есенин «Белая береза»и т. д.


Работа с детьми (план) Образовательной областью «Физическая культура» 1. Утренняя гимнастика «Поход в березовую рощу». 2. Подвижные игры: «Беги к березе», «Кто больше соберет грибов подберезовиков», «Венок»(из березы), «Кто быстрее соберет березовые почки».


Работа с детьми (план) Образовательная область «Коммуникация» 1. Беседа: "Что я знаю о берёзе", «Какие деревья мы знаем» и др. 2. Проведение праздника «Русская березка»


Работа с детьми (план) Образовательная область «Познание» 1. Д/и: «Найди листок березы», «Закончи фразу», «Подбери «слова-приятели»», «С кем дружит береза?», «Что сначала, что потом» 2. Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы.


Работа с детьми (план) Художественно-продуктивная деятельность 1."Белая береза" - беседа и рисование по стихотворению С. Есенина 2. «Осенняя березка» - аппликация 3. «Березка» - лепка


Работа с детьми (план) Образовательной область «Труд» 1. Укрывание дерева первым слоем "одеяла" из опавших листьев 2. Укрывание дерева вторым слоем "одеяла" из снега


Работа с родителями (план) 1.Оформление фотоплаката «Люблю березку русскую» (фотографии детей на фоне березы) 2.Оформление альбома «Березка» (картинки, иллюстрации, фотографии с изображением березы) 3.Составление сборника литературных произведений «Поэты и писатели о березке» Реализация проекта Укрывание дерева вторым слоем "одеяла" из снега

Экологический проект для детей старшей группы

«Люблю березку русскую».

Разработали: Савинич Людмила Александровна,

Воробьева Вера Николаевна,

воспитатели МБДОУ детский сад

общеразвивающего вида № 72

МКУ « Управления образования Администрации города Апатиты»

2013 год.

Тип проекта: познавательно – исследовательский.

Продолжительность проекта: кратко – срочный (с 1 09 по 30 11. 2013г).

Предмет исследования: береза.

Количество участников: групповой (старшая группа).

Береза белая, ветвистая,

Всегда веселая, всегда лучистая,

К теплу и свету ветвями тянется,

Весне и лету все улыбается.

Станислав Брандис.

Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные городские дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.

С чего начинается Родина? С речки, с песчаного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?

Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семье. В старину березу называли «деревом четырех дел»: первое дело – мир освещать; второе – крик утешать; третье – больных исцелять; четвертое – чистоту соблюдать.

Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает у нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет!

Ни в одной стране нет столько берез, как у нас, поэтому деревом многих россиян является русская береза. Белоствольная, величавая, изящная она напоминает невесту. О ней со старины ведутся песни, сказки, стихи. Она является образом России. Со времен глухой старины вошла она в нашу жизнь. Мила она русскому человеку. Любит наш народ красавицу за ее пользу, которую она приносит народу.

Поэтому в настоящее время, когда ребенок очень мало общается с природой, а в свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.

Проблема.


  1. Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России- березе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.

  2. Несоблюдение правил экологически грамотного поведения.
Цель проекта

Содействие формированию экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе.Активизация мышления в процессе специально смоделированной ситуации.

Задачи.


  1. Сформировать представления у детей о жизни березы, как живого существа, символе страны.

  2. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.

  3. Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней.

  4. Формировать проектно – исследовательские умения старших дошкольников, приучать самостоятельно искать решения, анализировать результат своей деятельности.
Реализация проекта.

Начальный этап.


  1. Сформулированы проблемные вопросы совместно с детьми: «Береза живая или нет?», « Для чего сажают деревья в городе?» « Почему так много берез в России?»

  2. Разработаны учебные вопросы для детей: «Какую роль играет береза в жизни человека?», «Как помочь березовой роще на участке нашего детского сада?», «Какие ассоциации вызывает слово береза?», «Почему береза называется березой?»

  3. Подбор художественной литературы (сказки, стихи, загадки, считалки, пальчиковые игры, потешки), подвижных игр, игр – упражнений, дидактических игр, комплекса утренней «Поход в березовую рощу».
Технологический этап.

Работа с детьми.

Образовательная область

«Познание».


  1. Конструктивная деятельность «Березовая роща» (оригами).

  2. Дидактические игры: «Найди листок березы», «Закончи фразу», «подбери слова – приятели», «С кем дружит береза?», «Что сначала, что потом».

  3. Выбор березки на территории детского сада.

  4. Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы.

  5. Разгадывание кроссвордов.

  6. Исследование бересты под лупой.
Образовательная область

«Чтение художественной литературы».


  1. Чтение:
К. Паустовский «Подарок»;

Л. И. Горошкина «Березка»;

В. А. Злоказова «Росла Березка у дороги на Силач…»;

В. А. Трусов «Секреты горы Трех Братьев»;

Н. И. Птухина «Ода березке»;

Л. М. Смирнова «Березка голову склоня…»;

Г. Н. Рахимов «Три березки под окном».

2. Разучивание пословиц и поговорок.

3. Заучивание стихотворений о березе: П. Воронько «»Береза»,

С. Есенин «Белая береза».

Образовательная область

«Физическая культура».


  1. Утренняя гимнастика «Поход в березовую рощу».

  2. Подвижные игры:
«Бегите к березе»,

«Кто больше соберет грибов подберезовиков»,

«Венок» (из березы),

«Кто быстрее соберет березовые почки».

Образовательная область

«Художественное творчество».


  1. Лепка из соленого теста «Березовый пенек».

  2. Панно из соленого теста «Березка».

  3. Рисование «Береза» (использование различных техник).

  4. Аппликация «Красавица береза».

  5. Оформление уголка «Береза – символ России».
Образовательная область

«Музыка».


  1. Слушание «Ах ты, береза» Раухвергера.

  2. Пение «Песня о Родине» слова Е. Карасевой, музыка В. Елинек.

  3. Хороводы: «В золоте березонька» слова и музыка Г. Вихаревой, «Ай, да березка» Музыка Т. Потатенко.

  4. Пение без сопровождения «Во поле березонька стояла» русская народная мелодия.
В результате проведенной работы дошкольники понимают и осознают насколько ценно дерево береза и почему необходимо.

По итогам работы было отмечено:


  1. Повышение уровня экологической культуры у детей и родителей.

  2. Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к деревьям.

  3. Развитие исследовательской практической деятельности в ходе проведения проекта «Люблю березку русскую».
Заключение.

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково – исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучили чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России – березке, потому что она красива и целебна. Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения. Благодаря проделанной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке.

Русские пословицы, поговорки, шутки о березе.


  1. Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве – четыре угодья: первое – больным на здоровье, второе – людям – колодец, третье – от зимы свет, четвертое – дряхлямпеленалье.

  2. Береза не угроза: где стоит, там и шумит.

  3. Для врага и береза – угроза.

  4. Сок березовый с мякотью.

  5. Бела береста – да деготь черен.

  6. Березовые почки – берегите для примочки.

Загадки о березе.


  1. Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова.

  2. Влезу на горушку, одеру телушку, сало в рот, а кожу прочь.
(березовый сок).

  1. Клейкие почки, зеленые листочки
С белой корой стоит над горой.

  1. Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой косынке, в белом сарафане.

  1. На поляне девчонки в белых рубашонках,
Зеленых полушалках.

  1. Стоят в поле сестрицы
Платьица белые,

Шапочки зеленые.


  1. Стоят столбы белые, на них шапки зелены,
Летом мохнатые, осенью желтоватые.

  1. Стоит Алена – платок зеленый,
Тонкий стан, зеленый сарафан.

Медицинское применение.


  1. Березу традиционно использовали в лечебных целях: настои из березовых почек и листьев – как мочегонное, бактерицидное и ранозаживляющее средство, а масляную вытяжку из березовых почек – как дерматологическое средство.

  2. Из эфирного масла березы вишневой (путем перегонки коры и побегов с водным паром) получают метилсалицилат.

  3. Березовый деготь – традиционное консервирующее и дезинфицирующее средство.

  4. Березовые веники в России традиционно использовали в лечебных и профилактических целях в русской бане.

  5. Считалось, что запах березы излечивает от меланхолии и помогает от сглаза, а березовый сок, собранный в особые дни марта и апреля очищают кровь.

  6. В северных широтах березовая пыльца иногда является аллергеном, ответственным за проявления сезонной сенной лихорадки у людей с повышенной чувствительностью.

Народные приметы.


  1. Из березы весной течет много сока – к дождливому лету.

  2. Осенью листья берез начнут желтеть с верхушки – весна ранняя, зажелтеют снизу – поздняя.

  3. Коли береза наперед опушается, то жди сухого лета, а коли ольха – мокрого.

  4. Если на березках много серег – к урожаю гороха.

  5. Если весною на березе много почек – просо будет обильное.

  6. Если березовая шишка натрое весною – то овес хорошо родится.

  7. Если березовые почки распускаются снизу, то хлеба ядреные (хорошие зерном) родятся.

  8. Весною на осине и березе хорошая мочка – будет хлеб ядреный.

  9. Если листья на березе густы и темно – зелены (при обилии летней влаги) – к урожаю и рослому хлебу.

  10. Когда на березе появится желтый лист пятнами с лошадиную голову, пора сеять озимый хлеб.

  11. Если веточки березы через три дня свежие – ожидай мокрого сенокоса.

Стихи о березе.

«Печальная береза…»

Печальная береза у моего окна,

И прихотью мороза разубрана она.

Как гроздья винограда, ветвей концы висят, -

И радостен для взгляда

Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы, я замечать на ней,

И жаль мне, если птицы стряхнут красу ветвей.

А. А. Фет

«Гимн березе».

Если мне воспеть березу свыше дан наказ,

Я ее святые слезы воспою для Вас.

Я печальный облик в рифму облеку,

Шепот листьев, птичий окрик. Раны на веку…

Как светло то на просторе. Дивный свет струит;

На высоком косогоре милая, стоит…

Подойду я и, любуясь косоньки ветвей

Соберу я в прядь тугую… Вей же ветер, вей!

Не сломить березу в бурю, коль душа алмаз.

Даже средь осенней хмури радуешь ты глаз.

О. Герасимова.

«Береза».

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой.

И стоит береза в сонной тишине,

И горят снежинки в золотом огне.

А заря, лениво обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром.

С. Есенин.

«Березка».

У красы – березки платье серебрится.

У красы березки – зелены косицы.

Со двора к березке выскочили козы.

Стали грызть березку, а березка – в слезы.

Защищать березку стали мы гурьбою,

Чтоб краса – березка выросла большою.

П. Воронько.

«Березка».

Ее узнаешь по примете:

Нет деревца белей ее на свете.

И. Воробьева.

«Березонька.

Береза моя, березонька, береза моя, белая.

Береза кудрявая! Стоишь ты, березонька,

Посередь долинушки; на тебе, березонька,

Листья зеленые; под тобой, березонька,

Красные девушки венки вьют, плетут.

Тонкая березка, ростом невеличка,

Словно у подростка, у нее косички!

Деревце на славу за год подросло!

До чего ж кудряво, до чего ж бело.

Береза моя, березонька,

Березонька – красавица!

На тебе березонька,

Листья зеленые,

Под тобой, березонька,