Сборник игр по развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста. Учебно-методический материал по развитию речи (группа) на тему: Игры и упражнения для развития связной речи детей

Игры и упражнения для развития связной речи детей старшей группы

Для развития связной речи детей учат пересказывать литературные произведения, как уже знакомые, так и впервые прочитанные на занятии.

Рассматривая иллюстрации книг, дети учатся составлять небольшие рассказы и подводятся к составлению рассказов из личного опыта (по аналогии с содержанием картины). Рассказывание о литературном персонаже проводится сначала по вопросам воспитателя, затем в совместном рассказывании со взрослым, а после этого и самостоятельно. Эти виды рассказывания предполагают обучениям разным типам высказывания: описанию, повествованию и некоторым компонентам рассуждения (выявление причинной связи- «Мне нравится слушать сказки, потому что…). Чаще всего дети составляют контаминированные (смешанные) тексты, когда в повествовании встречаются элементы описания или рассуждения.

Продолжается формирование навыков повествовательной речи, для чего детям ставят схемы составления совместного рассказа - тем самым они глубже осознают структуру, т.е. компазиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец). Сначала закрепляется представление о том, что рассказ можно начинать по-разному («Однажды…», «Дело было летом…» и т.п.) Взрослый давая зачин рассказу, предлагает ребёнку наполнить его содержанием, развить сюжет («Как-раз… собрались звери на полянке. Стали они…. Вдруг… Взяли звери… И тогда…») Заполнение схемы ребёнку закрепить представления о средствах связи между частями высказывания. Необходимо учить детей включать в повествование элементы описания, диалоги действующих лиц, разнообразить действия персонажей, соблюдать временную последовательность событий.

Составление сказки «Приключения Маши в лесу».

Взрослый спрашивает: «Зачем Маша пошла в лес? Зачем вообще ходят в лес? (За грибами, ягодами, цветами, погулять). Что с ней вообще могло случиться? (Заблудилась, встретила кого-то.)». Этот приём предотвращает появление одинаковых сюжетов и показывает и показывает варианты его развития.

Составление рассказа «Расскажем про белочку»

Цель: составление совместного рассказа, соблюдая структуру высказывания.
- Давайте ещё раз посмотрим на белочку (вспомни, какая она, что умеет делать) и составим рассказ про белочку, которая встретила волка. Сначала скажи какая была белочка? (Смелая, весёлая, шустрая, находчивая.) А волк какой? (Злой, сердитый.)

Я начну рассказывать, а ты закачивай. Как-то раз белочка побежала погулять… (и шишек набрать). Она залезла…. (на высокую сосну). А на сосне шишек…(много, видимо-невидимо). Только сорвала первую шишку…(увидела волка). Но белочка…(не испугалась). Она бросила…(шишку прямо на волка). На лбу у него…(выросла шишка). Давай нарисуем белочку, сосну, волка и шишку.

Игра «В гостях у слоника»

Цель: учить подбирать однокоренные слова, побуждать детей к составлению творческого рассказа.

Сегодня мы пойдём в гости к дедушке, который следит за порядком в лесу, охраняет его. Это лесник. Дом его стоит в лесу. Это какой дом? (Лесной.) К дому лесника ведёт тропинка. Это какая тропинка? (Лесная) Послушайте слова: «лес», «лесник», «лесной». Какая часть слышится во всех словах? (Лес.)

Лесная тропинка узкая, а дорога…(широкая). Деревья в лесу высокаие, а кусты…(низкие). Вот речка глубокая, а ручеёк…(мелкий).

Как много тропинок в лесу! По какой бы нам пойти? У кого спросить? А вот белочка. Здравствуй, белочка! Как найти дорогу к леснику?

Отгадай мою загадку. Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается.

Ребёнок отгадывает, что это белка. Белка просит:

Опишите меня, чтобы было видно, какая я и что умею делать.

При затруднении взрослый помогает связками: шубка у тебя…; на ушках…; хвостик у тебя…; ты умеешь…и очень любишь…

Белка говорит, что она любит прыгать с ветки на ветку. Взрослый ставит ветку, белка прыгает, а дети называют действие: прыгает, спрыгивает, перепрыгивает, запрыгивает, выпрыгивает.

Взрослый предлагает ребёнку составить рассказ про то, как они встретили белку, и зарисовать схему встречи с белкой, чтобы потом рассказать леснику.

Пересказ текста «Тук-тук»

(«Покажи сказку руками»)

Цель: овладение навыком пересказа текста показом героев сказки с помощью рук.

Взрослый рассказывает сказку ребёнку, демонстрируя героев произведения Л.Успенской «Тук-тук» с помощью рук.

Тук-тук

Тук-тук! Тук-тук!

Кто там?

Это я, зайчик.

Если зайчик, покажи свои ушки.

Вот мои ушки.

Тук-тук! Тук-тук!

Кто там?

Это я, коза.

Если коза, покажи свои рога.

Вот мои рога.

Тук-тук! Тук-тук!

Кто там?

Это я, ветер.

Если ветер, подлетай к двери и сам залезай в щёлку.

Вопросы и задания

  1. Спросите ребёнка: « Кто пришёл первый, кто пришёл второй, третий. Опиши, изобрази зайца, козу, ветер».
  2. Попросите ребёнка пересказать сказку, обратив внимание на вопросительную и восклицательную интонации.

Следите за правильной постановкой кисти рук ребёнка и точность переключения с одного движения на другое.

«Тук-тук!»-руки сжаты в кулак.

«Зайчик»-локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести, остальные сжать в кулачок.

«Коза»- пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать выпрямленными.

«Ветер!»- расслабляющие движения для пальцев.

Упражнение на словообразование

Для того, чтобы рассказ про осень получился образным, предложения в нём были распространёнными предлагаем поиграть в мяч.

Цель: словообразование относительных прилагательных от слова осень.

Солнце осенью- осеннее; Пальто осенью-

Ветер осенью- Сапоги осенью-

Небо осенью- Одежда осенью-

Туча осенью- Куртка осенью-

Дождь осенью- День осенью-

Лес осенью- Утро осенью-

Аллея осенью- Роща осенью-

Погода осенью- Парк осенью-

Игра «Скажи иначе»

Цель: учить детей подбирать синонимы.

Унылая пора - скучная, грустная, тоскливая, хмурая, печальная.

Небо серое - темное, холодное, пасмурное.

Деревья нагие - голые, обнаженные (без листвы).

Высохли цветы - завяли, зачахли.

Корм- пища, еда, продовольствие.

Долгий - продолжительный, длинный, длительный.

Упражнение «Что будет?...»

Цель: учить детей грамматически правильно строить предложения.

Взрослый предлагает придумать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы.

Варианты вопросов.

  • Что будет, если Буратино научится летать?
  • Что будет, если исчезнут все книги?
  • Что будет, если ты попадешь в сказочный город?
  • Что будет, если ты научишься читать и писать? И т.п.

Нина Полякова
Игры на развитие связной речи для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Логического мышления

и связной речи для детей среднего дошкольного возраста .

1. Игра «Так бывает или нет?»

Цель. Развивать логическое мышление , умение замечать непоследовательность в суждениях.

Ход игры . Обращаясь к детям, воспитатель объясняет правила игры : «Сейчас я буду вам о чем-то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит, тот, после того как я закончу рассказ, скажет, почему так не может быть».

Примерные рассказы :

Наступило лето. Ярко светило солнце, и мы с ребятами вышли на прогулку. Слепили снеговика и стали играть в снежки.

Пришла весна. Выпал снег. Дети развесили на деревьях скворечники. Птицы в них поселились и стали в нем жить.

У Никиты сегодня день рождения. Он принес в д/сад угощения : соленые конфеты, яблоки и сладкие лимоны. Дети ели и удивлялись. Чему они удивлялись?

Наконец пришла зима. Ребята обрадовались первому снегу. Они надели шорты и майки и выбежали на улицу. Там они стали пускать кораблики и ловить бабочек.

2. Упражнение «Закончи предложение» .

Цель. Учить устанавливать простые закономерности и делать выводы.

Предлагает детям закончить предложение :

Сначала котенок бывает, а потом вырастает в большую …. Тогда его называют уже не котенком, а … .

У зайца уши очень, а у мышки…. И сам заяц, а мышка… .

Весной трава, а летом вырастает… .

Настоящий стул, а игрушечный… .

Если я говорю «утенок» , то он, а если я говорю «утка» , то она… .

Если я говорю «шарик» , то он, если я говорю «шар» , то он … .

3. Упражнение «Чего не хватает?»

Цель. Учить рассуждать и делать простые выводы.

Игровой материал. Карточки с картинками предметов, у которых чего-либо не хватает.

Описание упражнения. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и найти, чего не хватает.

4. Упражнение «Что подарили мишке» .

Цель. Побуждать детей рассматривать предметы, вспоминать качество тех предметов, которые ребенок в данный момент не видит.

Описание упражнения. Воспитатель рассказывает : «Прислала бабушка мишке подарок. Смотрит мишка, лежит в корзиночке что-то круглое, гладенькое, зеленое, с одного бока красное, откусишь его – вкусное, сочное. Растет на дереве. «Забыл как это называется» , - подумал мишка. Дети, кто поможет ему вспомнить, как называется подарок бабушки?» Дети отгадывают и сами повторяют какое яблоко.

5. Упражнение «Угадай кто?»

Цель. Побуждать детей вспоминать признаки предметов без опоры на образец.

Описание упражнения. Воспитатель вспоминает : «Однажды в детский сад пришел гость. Он одет был в красивую шубу, шапку, валенки. У него была длинная белая борода, белые усы, брови. Глаза добрые. В руках он держал мешок. Как вы думаете, кто был нашим гостем? Что у гостя в мешке? Какой был праздник?» Ребята отгадывают, кто это, а потом сами повторяют во что был одет гость. Такие разговоры-загадки можно проводить о разных предметах.

6. Игра «Угадай, что мы загадали»

Цель. Учить классифицировать предметы по различным признакам.

Игровой материал. Карточки с изображением разных предметов (чашка, кукла, теплоход, паровоз и др.)

Ход игры . Перед группой детей воспитатель выкладывает несколько карточек с изображениями разных предметов. Водящий загадывает один из них. Дети должны угадать, какой предмет он загадал, задавая любые вопросы, кроме прямого вопроса о названии предмета. Чтобы дети лучше поняли правила игры , воспитатель сам пробует несколько раз отгадать, что загадала команда детей . Вот как может проходить игра :

Воспитатель. Из этого предмета можно пить?

Дети. Нет.

Воспитатель. У него есть ручки и ножки?

Дети. Нет.

Воспитатель. На нем можно плавать по морю?

Дети. Нет.

Воспитатель. На нем можно ездить?

Воспитатель. Он ездит по рельсам?

Воспитатель. Вот этот паровозик вы загадали.

7. Игра «Мебель» .

Цель. Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам.

Ход игры игры : «Дети, сегодня мы будем играть в игру «Мебель» . Вы знаете, как называется различная мебель? Я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову предмет мебели, вы ответите словом «да» , если же этот предмет не является мебелью, то вы скажете слово «нет» . Кто ошибается, тот проиграет.» Воспитатель задает вопросы, дети отвечают. (Можно использовать разные обобщающие понятия) .

8. Упражнение «Какое время годы?»

Цель. Учить детей слушать описание природы в стихах. Прозе и соотносить его с определенным временем года.

Игровой материал. Короткие тексты о временах года.

Описание упражнения. У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемежку. Воспитатель спрашивает : «Кто знает, когда это бывает?» - и, открывая карточку, читает текст. Дети отгадывают.

9. Игра «Когда это бывает?» .

Цель. Тренировать в классификации по различным основаниям.

Игровой материал : 4 карточки с изображением времен года, карточки с картинками природы в разное время года, карточки на темы «Труд людей в разные времена года» , «Игры детей » , «Одежда» .

Ход игры . Каждый ребенок выбирает карточку с изображением какого-либо сезона. Воспитатель дает детям разные задания. Одним предлагает собирать картинки по теме «Труд людей» , другим – картинки по теме «Одежда» и т. д. После этого игра проводится аналогично игре «Лото» .

Игры и упражнения на развитие логического мышления

и связной речи для детей старшего дошкольного возраста .

1. Игра «Отгадай-ка»

Цель. Обучать детей описывать предмет , не глядя на него, находить в нем существенные признаки : по описанию узнавать предмет.

Ход игры . Воспитатель напоминает детям, как они на занятии рассказывали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки и предлагает : «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит, Каждый из вас будет выполнять роль какого-либо предмета. Надо соблюдать правила игры : когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали. Говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате». После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовится к ответу) воспитатель дает палочку кому-то. Ребенок встает и описывает предмет, а затем передает палочку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, тот описывает свой предмет и передает палочку другому игроку. Во время игры воспитатель следит за тем, чтобы дети при описании предметов называли их существенные признаки, которые помогли бы узнать предмет. Он может задать вопросы загадывающему : «Где этот предмет находится?» или «Для чего нужен этот предмет?» Но спешить с наводящими вопросами не следует. Надо дать ребенку возможность самому припомнить предмет, его основные признаки и рассказать о них.

2. Игра «Похож – не похож» .

Цель. Учить детей сравнивать предметы , находить в них различные признаки, различия, сходства, узнавать по описанию.

Ход игры . Воспитатель, усадив детей в кружок или за столы, предлагает им поиграть в новую игру. Обращаясь к ним он говорит : «Помните, мы с вами учились описывать два предмета, рассказывать, чем они похожи и чем они отличаются? Сегодня мы поиграем так. Каждый задумает два предмета, вспомнит, чем они отличаются друг от друга и чем похожи и расскажет нам, а мы отгадаем. Вспоминайте. У меня в руках палочка, кому я ее положу, тот и будет загадывать». Ребенок получивший палочку, загадывает : «Две птицы, одна большая, черная, с толстым клювом, а другая маленькая, с желтой грудкой». Загадывающий после небольшой паузы передает палочку любому из играющих. Тот должен быстро ответить и загадать свою загадку. Если отгадчик ошибся, он платит фант, который выкупает в конце игры .

В следующий раз воспитатель предлагает выбирать для сравнения предметы с менее заметными признаками различия. Дети понимают задание и дают описание, например, скамейки и дивана, кошки и котенка, сосны и ели.

3. Игра «Отвечай поскорей» .

Цель. Закрепить умение детей классифицировать предметы по цвету, форме, качеству.

Игровой материал. Мяч

Ход игры . Воспитатель становится вместе с детьми в круг и объясняет правила : «В игре надо уметь быстро отвечать. У меня в руках мяч. Я назову какой-либо цвет и брошу кому-то из вас мяч. Тот, кто поймал мяч, должен назвать предмет такого цвета, после чего сам называет любой цвет и бросает мяч кому-нибудь еще. Тот ловит мяч и называет предмет, и т. д. Например, я говорю : «Зеленый» (Воспитатель делает маленькую паузу, давая возможность вспомнить предметы зеленого цвета.) – и бросаю мяч Роме. Рома должен ответить : «Лист» . После такого ответа он бросает мяч следующему игроку и говорит : «Голубой» , - и т. д. Один и тот же цвет можно повторять несколько раз, так как предметов одинакового цвета много».

В следующий раз за основной признак берется форма. Воспитатель говорит слово «круглый» и бросает мяч любому играющему. «Солнце» , - отвечает тот и называет другую форму, например «квадратный» , бросая мяч следующему игроку, который называет предмет квадратной формы (окно, книга, платок) и предлагает какую-либо форму.

4. Игра «Что кому нужно?»

Цель. Продолжать упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям определенной профессии.

Ход игры . Воспитатель : «Сегодня мы поиграем в игру, где вы должны вспомнить, что нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть профессию, а вы скажете, что нужно для этой работы». Можно предложить другой вариант : воспитатель называет предметы труда людей определенной профессии, а дети называют профессию.

5. Упражнение «Сравни картинки» .

Цель. Учить сравнивать картинки, выделять общие признаки.

Игровой материал : «Домик» для 3 картинок (из счетных палочек, картинки : собака, пчела, рыбка, курица, аквариум, улей, конура, пирамидка, замок, ключи.

Описание упражнения. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру, где они будут учиться сравнивать картинки. На столе перед ними он раскладывает все картинки в 3 ряда в любом порядке. Ниже кладет домик для картинок и говорит : «Здесь я буду класть картинки, которые чем-нибудь похожи! (Кладет картинки собаки и пчелы) . Чем они похожи?» Дети отвечают : «Собака и пчела похожи тем, сто они – животные, пчела и собака приносят пользу. Также они могут причинить боль.

Затем воспитатель убирает эти картинки из домика и кладет картинки с рыбкой и курицей и просит найти, что у них общего. Дети отвечают : «Курица и рыбка – живые. У них есть голова, рот, глаза, хвост, живот, спина.

6. Игра «Вершки и корешки»

Цель. Упражнять детей в квалификации овощей (по принципу : что у них съедобно – корень или плоды на стебле)

Ход игры . Воспитатель уточняет с детьми, что «вершки» , а что – «Корешки» : «Съедобный корень овоща будем называть «корешки» , а съедобный плод на стебле – «вершки» . Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно : вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательны, так как в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет : «Морковь» . Дети отвечают : «Корешки» , «Помидор» - «Вершки» . «Лук» - «Вершки и корешки» .

7. Игра «Что было, а что будет» .

Цель. Уточнить представление детей о прошлом и настоящем времени.

Ход игры . Воспитатель предлагает послушать коротенькое стихотворение и сказать, было или будет то, о чем в нем говорится. Стихотворение «Игрушки» А. Барто хорошо служит этой цели. Например :

Идет бычок, качается, вздыхает на ходу :

«Ой, доска кончается! Сейчас я упаду» .

Дети говорят : «Качается» - это сейчас, а «упаду» - это еще будет». Или :

Уронили Мишку на пол,

Оторвали Мишке лапу.

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший.

Дети говорят : «Уронили и оторвали» - это было, «не брошу» - это будет

8. Игра «Наоборот»

Цель. Воспитывать у детей быстроту мышления .

Игровой материал. Мяч

Ход игры . Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Воспитатель объясняет правила игры : «Я произнесу слово и брошу кому-нибудь мяч, тот должен сказать слово, противоположное по смыслу.

9. Игра «Придумай предложение» .

Цель. Развивать речевую активность , быстроту мышления.

Ход игры . Воспитатель объясняет правила игры : «Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы придумаете с ним предложение. Придумывание предложения происходит с передачей палочки друг другу.

Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали.

Сказки;
- дидактические игры;
- театрализованные игры.

В занятиях с ребенком можно использовать средства наиболее подходящие для его возраста и интересов или же комбинировать их.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад» №27 г.Балахна Нижегородской области

Портфолио:
игры и упражнения для развития
связной речи детей.

Выполнил:
воспитатель МБДОУ «Детский сад» №27
г.Балахна Нижегородской области

Карпова Юлия Александровна

Балахна, 2016 год

Речевое развитие дошкольников, вернее, отсутствие у детей необходимых умений и навыков, способствующих успешному речевому развитию - глобальная проблема современности. В век компьютерных технологий дети практически перестали общаться, ну, или, по крайней мере, делать это правильно. Так как речь - основное средство социализации, мощнейший фактор успешного умственного развития, то нам- педагогам дошкольного образования- просто необходимо обратить на эту проблему особое внимание.

Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали. Основные виды связной речи – это монологическая и диалогическая.
В диалоге предложения являются односложными, они наполнены интонациями и междометиями. В диалоге важно умение быстро и точно формулировать свои вопросы и давать ответы на поставленные вопросы собеседника.
В речи монологического типа ребенку необходимо говорить образно, эмоционально и при этом мысли должны быть сосредоточенными без отвлечения на детали.

Методика развития связной речи включает в себя не только обучение ребенка навыкам логического изложения собственных мыслей, но и пополнению его словарного запаса.
Основными средствами развития связной речи являются:
- сказки;
- дидактические игры;
- театрализованные игры.

В занятиях с ребенком можно использовать средства наиболее подходящие для его возраста и интересов или же комбинировать их.

ОПИШИ ПРЕДМЕТ

Цель: учить описывать предмет, выделяя его существенные признаки; развивать связную речь, её интонационную выразительность.

Оборудование: набор игрушек (6-8 шт.), муляжи овощей и фруктов.

Содержание. Выбрав одну игрушку, воспитатель предлагает детям рассмотреть ее, вспомнить, что они знают о ней, и описать игрушку. Образец первого описания дает учитель. Затем описываются две игрушки одновременно (путем сравнения). Можно описать игрушку, не показывая ее. Кто угадает, о чем идет речь, становится «воспитателем». Впоследствии описываются любые знакомые, детям предметы (аквариум, телевизор, телефон и т. п.).

У КОГО КАКОЙ ЗВЕРЬ

Цель: формировать умение детей описывать игрушки совместно с воспитателем или другим ребенком; развитие связной речи детей.
Содержание: Воспитатель и ребёнок описывают разных зверят. Начинает воспитатель:
- У меня утёнок.

Ребёнок называет свою игрушку:
- А у меня цыплёнок.
- Утёнок жёлтый.
- И цыплёнок жёлтый.
- У утёнка большие красные лапы.
- А у цыплёнка лапки маленькие. И т.д.

Сначала для сравнения берутся игрушки, похожие внешне, отличающиеся незначительным количеством признаков. Затем можно брать игрушки совсем разные: лягушонок и гусёнок, медведь и заяц, курочка и козлик.

КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?

Цель: развивать связную речь; упражнять детей в умении отвечать на вопрос полными предложениями; уточнить представления о временах года.

Оборудование: сюжетные картинки на тему «Времена года».


КТО УВИДИТ БОЛЬШЕ ВСЕХ?

Цель: выявлять активный словарь детей; развивать связную речь.

Оборудование: сюжетная картина.

Содержание. Воспитатель вывешивает перед детьми картину и предлагает рассказать, что на ней изображено. Дети, не умеющие рассказывать, могут назвать два-три главных предмета. Дети с большим запасом слов называют предмет, его действия или состояние. Дети, владеющие связной речью, могут составить четыре-пять предложений. Игра продолжается, пока не будет названо все существенное.

В а р и ант. Дети рассматривают картину, затем она убирается. Ребята должны по памяти рассказать, что на ней изображено. Для контроля картина вывешивается еще раз.


ОПИШИ, НЕ ВИДЯ

Цель: совершенствовать умение описывать предмет, не видя его.

Оборудование: различные предметы, игрушки.

Содержание. Дети запоминают предметы, стоящие на полочке, затем отворачиваются. Один из предметов убирается. Ребенок должен определить, какого предмета не стало, и описать его несколькими фразами. Первоначально предметов на полочке должно быть не больше четырех, в дальнейшем число их увеличивается до шести-восьми. Предметы могут быть подобраны так, чтобы в их названии содержались определенные звуки. Лучшие ответы поощряются.


ПРО КУКЛУ

Цель: развивать монологическую речь детей; вводить в их речь элементы повествования; проверить умение детей слышать в словах определенные звуки.

Оборудование: разные куклы.


КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЁТ ДЕЙСТВИЙ

Цель: развивать связную речь детей; формировать умение подбирать глаголы, обозначающие действия, процессы.

Содержание: Воспитатель задаёт вопросы, а дети, отвечая на них, подбирают глаголы. За каждый правильный ответ даётся ленточка. В конце игры побеждает тот, кто набрал ленточки всех расцветок.
Что можно делать с цветами? – рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать.
Что делает дворник? – подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком.
Что можно делать с мячом? – играть, бросать, ловить, пинать.

КТО СУМЕЕТ ПОХВАЛИТЬ

Цель: формировать умение подбирать определения к существительным, согласовывать слова в роде, числе, падеже.

Содержание: Буратино принёс много картинок, я вам их покажу. Я вам буду показывать, а вы подбирать слова и хвалить. Например, я покажу картинку, на ней нарисовано яблоко. Можно так похвалить яблоко: «Яблоко вкусное, яблоко румяное!», а хлеб как можно похвалить? Тому, кто похвалит лучше всех, Буратино подарит картинку.
Лексический материал: собака, молоко, пальто, мама, дом, лиса, конфета, чай, заяц, мальчик и др.


ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ПОДБЕРИ К НЕМУ КАРТИНКУ

Цель: Формировать умение детей заканчивать высказывание, начатое воспитателем, подбирать подходящее слово, согласовывать его с другими словами в предложении; развивать связную речь детей.

Материал: предметные картинки: мяч, рыба, кит, лягушка, косточка, тапки, карандаш, яйцо, платье, пальто, кофта, книги, газета, ёлки, дом, диван.


МЕСТНОЕ РАДИО

Цель: развивать связную речь, наблюдательность, память детей; способствовать проявлению чувства юмора в детской речи.

Материал: фанты.

Содержание: воспитатель говорит, что сегодня диктор сделает важное сообщение. Он будет описывать потерявшегося ребенка, а мы должны найти того, кто потерялся. Образец сообщения дает воспитатель (описывает кого-нибудь из детей), затем назначает диктора. Надо отметить характерные особенности внешности потерявшегося. Если диктор дал описание, по которому дети никого не узнали, они отвечают: «У нас такого ребенка нет!». Тогда диктор платит фант. Фанты в конце игры разыгрываются.


СОСТАВИМ РАССКАЗ ВМЕСТЕ

Цель: вводить в речь детей элементы рассуждения (т. е. сообщения о фактах, находящихся в причинно-следственных отношениях); развивать связную речь; развивать умение работать сообща.

Материал: набор картинок, сюжеты которых отражают трудовые процессы и отдых людей в разное время года: «Сенокос», «На почте», «День урожая» и др.



Игры и игровые упражнения для развития связной речи могут быть использованы логопедом и воспитателем на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях, а так же предложены детям в свободной деятельности.

Игры и игровые упражнения, используемые на 1 периоде обучения:

1) Игры и игровые упражнения, способствующие развитию умения составлять рассказы:

Игра «Подбери словечко»

Цель : Развивать словарь детей по данной теме, активизировать в речи прилагательные.

Оборудование: картинки: яблоко, арбуз, лимон, огурец, лук, помидор и т.д. (картинки могут меняться, в зависимости от темы)

Ход игры : Ведущий предлагает детям соревноваться в том, кто больше назовет слов по данным картинка. Дети разбиваются на 2 команды; одна команда придумывает слова для картинок с овощами, другая - фруктами. Ведущий выставляет первую картинку, (например: яблоко) и спрашивает: «Огурец, какой?» дети из первой команды должны как можно больше подобрать слов - определений для огурца. Далее выставляется картинка для второй команды. За каждое правильное слово команда получает 1 очко. Побеждает та команда, которая наберет большее количество очков.

Игра «Скажи наоборот»

Цель: активизировать в речи детей прилагательные, учить подбирать слова - антонимы.

Оборудование: Мяч.

Ход игры: дети встают в круг, ведущий в центре круга с мячом. Ведущий по порядку бросает детям мяч, называя слова: горький, горячий, длинный, маленький, широкий и т.д. Ребенок, поймав мяч, бросает его ведущему, называя слово с противоположным смыслом: сладкий, холодный, короткий, большой, узкий и т.д. Ребенок назвавший все слова без ошибок становится ведущим.

Игра «Скажи иначе»

Цель: Учить детей подбирать как можно больше синонимов к заданному слову. Обогащать словарь по данной теме.

Ход игры: Воспитатель называет слово и предлагает детям сказать иначе, победит тот, кто назовет большее количество слов.

Пример: Большая (страна) - необъятная, огромная, бескрайняя, просторная, безграничная; храбрый (солдат) - смелый, бесстрашный, доблестный.

Игровое упражнение «Что делает?»

Цель: активизировать в речи детей глагольный словарь, учить отвечать на вопрос полным ответом.

Оборудование: предметные карточки. Например: машина, дерево, люди разных профессий.

Ход: воспитатель показывает детям карточки и задает вопрос: «Что делает?». Дети отвечают на вопрос полным ответом. Например: воспитатель показывает карточку спортсмена и задает вопрос: «Что делает спортсмен?», ребенок отвечает: «Спортсмен плывет»

Игра «Кто больше увидит?»

Цель: Учить детей замечать все детали сюжетной картины. Развивать внимание, память. Обогащать словарь по данной теме.

Оборудование : сюжетные картинки из серии «Про ребят и детский сад», «Мы играем и работаем» и др.

Ход игры : Вариант 1. перед детьми вывешивается большая картинка и предлагается рассказать, что на ней изображено. Дети могут назвать 2-3 главных предмета. Педагог поощряет детей к вниманию и нахождению новых предметов вопросом: «Кто больше увидит?» Игра продолжается пока не названо все существенное. Момент соревнования значительно поднимает возможности детей. Вариант 2. Дети рассматривают картинку. Картинка убирается, и дети рассказывают по памяти, а затем проверяют рассказанное по картине.

Примечание : одна и та же картинка может служить 3-4 детям, в дальнейшем её желательно переменить.

Игра «Расскажи про Зайчика»

Цель: Учить детей подбирать слова, описывающие внешний вид зайца, его повадки, настроение, «характер». Активизировать в речи детей прилагательные.

Оборудование: Мяч, картинка или игрушка зайца.

Ход игры : Воспитатель достает игрушку зайца, или выставляет картинку зайца на доску, дает детям задание придумать как можно больше слов, описывающих внешний вид зайца, его повадки, настроение, «характер». Затем воспитатель кидает мяч одному из детей и задает вопрос: «Какая у зайца шубка?» ребенок, отвечая, бросает мяч воспитателю. Далее мяч бросается другому ребенку, и так далее, пока не ответят все играющие. На протяжении игры воспитатель меняет вопросы.

Игровое упражнение «Расскажи о картине»

Цель : Учить составлять простые предложения по сюжетным картинам. Активизировать глагольный словарь.

Оборудование: сюжетные картинки из серии «Игрушки»

Ход: Педагог предлагает детям сказать, что они видят на той или иной картине. Например: Что нарисовано на этой картине? Ответ: «Мальчик играет машинкой»

Игровое упражнение «Сравни предметы»

Цель: Активизировать в речи детей прилагательные, упражнять в сравнении 2 предметов. Упражнять в составлении предложений с союзом «а».

Оборудование : Карточки, разделенные на 3 части

(огурец - вишня, картофель - груша, помидор - тыква; яблоня - клен, береза - дуб)

Ход игры : Педагог предлагает детям сравнить два предмета, изображенных на карточке используя короткое слово (союз) - а. Например: яблоко желтого цвета, а морковь - оранжевого цвета и т.д.

«Когда это бывает?»

Цель: учить детей составлять короткий рассказ по сюжетным картинкам. Закреплять знания времен года и их признаках.

Оборудование: лото «Четыре времени года».

Ход игры: дети по картинкам узнают времена года и по очереди рассказывают о том, что бывает в разное время года.

Пример: педагог открывает большую картинку «Осень». Дети подбирают маленькие картинки, связанные с эти временем года. Выставляют их в определенном порядке и рассказывают, что бывает осенью.

Игра «У кого, какой предмет?»

Цель: Упражнять детей в сравнении двух предметов, одинаковых по названию. Учить сравнивать предметы, начиная с существенных признаков; развивать наблюдательность.

Оборудование : Парные картинки с изображением предметов, отличающихся друг от друга несколькими признаками и деталями:

  • 2 пуговицы, разные по цвету, величине, форме, количеству дырочек;
  • 2 чашки, разные по форме и цвету, с разными рисунками;
  • 2 рубашки - полосатая и клетчатая, с длинным и короткими рукавами, у одной карман в верху, у другой - 2 внизу;
  • 2 ведра, разные по форме и цвету;
  • другие предметы: пряжки, шарфы, туфли, лодки и др.

Ход игры: Воспитатель кладет перед детьми 2-3 пары картинок и объясняет: «На каждой паре картинок нарисованы одинаковые по названию предметов: рубашки, рыбки, фартучки. Но предметы чем-то отличаются друг от друга. Сейчас мы будем про них рассказывать. Про один предмет буду рассказывать я, а про другой - тот, кого я назову. Рассказывать будем по очереди, если я назову цвет своего предмета, то и вы должны назвать только цвет; ели я скажу какой формы мой предмет, то и вы должны определить форму своего предмета. При повторном упражнении дети могут дети могут сравнивать однородные предметы самостоятельно. В этом случае воспитатель следит за ходом игры, за правильностью сравнения.

2)Игры и игровые упражнения, способствующие развитию умения детей пересказывать текст:

Игра «Запомни ряд»

Цель: Тренировка зрительной памяти, развитие логического мышления. Активизация словаря по данной теме.

Оборудование: Сюжетные картинки, объединенные одной темой (5-6 картинок)

Ход игры : 4 - 5 играющих. Водящий раскладывает картинки по порядку. Дети, посмотрев на них, в течении 10 секунд, запоминают. Водящий убирает картинки, дети рассказывают, что было нарисовано на них. Выигрывает тот, кто более полно воспроизведет содержание картинок.

Игра «Повтори за мной»

Цель: Развитие слуховой памяти. Активизация предметного словаря.

Ход игры: Ведущий называет слова (до 10), дети слушают, а потом пытаются воспроизвести ряд названных слов. Побеждает тот, кто назовет больше слов.

Игровое упражнение «Расскажи сказку»

Цель: Учить детей последовательной передаче сюжета знакомой сказки на основе серии картин.

Оборудование : иллюстрации к любой знакомой детям сказке.

Ход : На доске вывешиваются иллюстрации к сказке. Воспитатель предлагает детям вспомнить сказку, сюжет которой, изображен на картинках, и рассказать её. Во время рассказа детей воспитатель следит за последовательностью событий.

3) Игры способствующие развитию разговорно-диалогической речи:

Игровое упражнение «Задай вопрос»

Цель : Побуждать детей к использованию в речи вопросительных предложений. Учить задавать вопросы по заданной теме, и отвечать полным ответом. Побуждать детей быть доброжелательными и приветливыми.

Ход: Дети садятся в круг. Педагог первым задает вопрос, рядом сидящему ребенку. Ребенок, после того как ответит на вопрос педагога, задает свой вопрос следующему ребенку и т.д. последний ребенок задает вопрос логопеду; после чего выбирается самый интересный вопрос. Педагог отмечает тех детей, которые были приветливы, задавая вопрос товарищу.

Игра «Кто, что и где делает?»

Цель: закрепление представлений о различных видах спорта, упражнять в постановке вопросов по данной модели с использованием картинок, выставленных на панно (фланелеграфе). Обогащать словарь за счет названий видов спорта и действий спортсменов.

Оборудование: Панно или фланелеграф, карточки с изображением спортсменов: гимнаст, футболист, теннисист, пловец, бегун, и др.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям 3 модели вопросов:

Каким видом спорта занимается …(гимнаст, футболист)?

Что делает… (теннисист, пловец, бегун…)?

Где плавает пловец (играет в футбол футболист…)?

Дети задают друг другу вопросы по выбору.

Игры и игровые упражнения, используемые логопедом и воспитателем на 2 периоде обучения детей:

  • Игры и игровые упражнения, способствующие развитию умения составлять рассказ:

Игра «расскажи о картинке» (усложнение)

Цель: Продолжать учить детей составлять рассказ по сюжетной картинке, используя в ответах как можно больше прилагательных. Расширять глагольный словарь за счет названий действий человека той или иной профессии.

Оборудование: сюжетные картинки из серии «Профессии»

Ход: Воспитатель выставляет сюжетную картинку с профессией (кондитер) и задает вопрос, что на ней изображено. Примерный ответ: Кондитер делает вкусный, большой, красивый, праздничный торт. За каждое прилагательное ребенок получает фишку. Выигрывает тот ребенок, у которого будет больше фишек, а значит он составил предложение с большим количеством прилагательных.

Игра «Прочитай письмо»

Цель: Продолжать учить детей составлять рассказ по сюжетной картинке. Обогащать речь детей словами-признаками, синонимами.

Оборудование: сюжетные карточки в конвертах. Каждая карточка разделена на 2-3-4 части, в зависимости от уровня развития связной речи детей.

Ход игры : Детям раздаются конверты с нарисованным письмом. Ребенок должен разгадать письмо, составив небольшой рассказ и понять, о чем идет речь. Выигрывают те дети, которые правильно «прочтут» письмо.

Игровое упражнение «Забавные истории»

Цель: Продолжать учить детей придумывать короткий рассказ от первого лица. Развивать творческое воображение.

Ход игры : дети закрывают глаза, а педагог предлагает им превратиться в кого либо (например: в диких животных, в игрушек и т.д.), и придумать забавную историю, приключившуюся с ними. Дети открывают глаза и начинают рассказ от имени своего героя.

Игра «Потеря»

Цель: Учить детей придумывать недостающую часть рассказа. Составлять рассказ связанный по смыслу. Развитие логического мышления, воображения.

Оборудование: Сюжетные карточки, разделенные на 3 части. 1 часть начало рассказа, 2 часть - середина, 3 часть - окончание рассказа. На каждой карточке отсутствует одна из частей.

Ход игры: дети берут по одной карточке и придумывают начало рассказа, середину или окончание, в зависимости от того, какая часть потеряна. Выигрывает тот ребенок, который придумал недостающую часть и связал её по смыслу с остальными частями.

Игра «Вам посылка»

Цель: учить детей составлять описательный рассказ. Обогащать речь детей прилагательными, обозначающими цвет, размер, и другие признаки предмета.

Оборудование: игрушки, запакованные в пакеты по числу игроков.

Ход игры: Игрушки укладываются в грузовую тележку - это посылки. Почтальон разносит посылки. Первый пакет достается педагогу. Он заглядывает в пакет и рассказывает, что получила: описывает предмет, определяет его цвет, форму; говорит, как с ним действовать. Дети слушают и отгадывают, что за посылка пришла педагогу. Затем дети по примеру педагога рассказывают о своих посылках.

Игра «Найди предмет по описанию»

Цель: учить детей составлять описательный рассказ, не называя предмет. Активизировать в речи детей прилагательные.

Ход игры : педагог описывает любой предмет, который находится в поле зрения детей, отгадав о каком предмете, идет речь, дети называют его. Первый кто дал правильный ответ назначается ведущим.

Игра «Оденем кукол на прогулку»

Цель: Учить детей рассказывать об одежде для кукол, используя в речи предложения со сравнительными оборотами типа: «Шапочка на кукле темнее, а сапожки светлее, чем пальто».

Оборудование: Панно с 4 куклами в зеленом, красном, коричневом и синем пальто. Волосы и чулки у кукол вырезаны из фланели или бархатной бумаги. 8 шапочек и 8 пар сапожек. Половина шапочек и сапожек более светлых оттенков, чем пальто, остальные - более темных. С обратной стороны шапочки и сапожки подклеены бархатной бумагой или фланелью.

Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям панно. Спрашивает какого цвета пальто на куклах. Обращает внимание детей на то, что куклы еще не полностью одеты для прогулки. Выставляет фланелеграф на нем шапочки и сапожки. Предлагает одеть куклу в красном пальто, подобрав для неё сапожки, которые светлее пальто, и шапочку, которая тоже светлее пальто.

Играющий ребенок выбирает шапочку и сапожки и «надевает» их на куколку, а потом рассказывает, как она одета: «На кукле красное пальто. Шапочка и сапожки тоже красные, но они светлее, чем пальто». Задания могут видоизменяться: надеть более темные шапочки или сапожки, чем пальто; шапочки темнее, а сапожки светлее, чем пальто и наоборот.

  • Игры и игровые упражнения, способствующие развитию умения пересказывать текст:

Игра «Повтори за мной» (усложнение)

Цель: Развитие слуховой памяти. Учить детей запоминать последовательность предметов.

Ход игры: Ведущий называет слова (до 10), дети слушают, а потом пытаются воспроизвести ряд названных слов по порядку. Побеждает тот, кто назовет как можно больше слов в предложенном порядке.

Игровое упражнение «Расскажи сказку» (усложнение)

Цель: Учить детей последовательной передаче сюжета сказки на основе фигурок теневого театра.

Оборудование : Фигурки теневого театра к необходимой сказке.

Ход : На доске выставляются фигурки теневого театра к сказке. Логопед предлагает детям вспомнить сказку, героев и предметы которой они видят на доске, и рассказать эту сказку. Во время рассказа детей логопед следит за последовательностью событий.

Игровое упражнение «Запишем сказку»

Цель: Учить детей пересказывать текст, используя самостоятельно нарисованные картинки. Развитие памяти, логического мышления.

Оборудование: Лист бумаги, карандаши.

Ход игры: Взрослый читает ребенку сказку, затем предлагает ему пересказать текст. Если у ребенка ничего не получается, предложите ему записать сказку, чтобы потом ее можно было прочитать. А записать сказку можно с помощью картинок. Взрослый берет приготовленные заранее лист бумаги и карандаш, и рисуете квадратик (рамочку). Вместе с ребенком вспоминаете, о чем говорится в начале сказки и схематично рисует в рамке. Затем рисует еще рамку, рядом с первой, и говорит, что в этом квадратике надо записать то, что было дальше. Аналогично следует изобразить остальные эпизоды сказки. Теперь пусть ребенок попробует, пользуясь записью, пересказать услышанное.

Игра «Зашифрованный рассказ»

Цель: учить детей пересказывать текст с опорой на картинки - символы. Развитие логического мышления, памяти.

Ход игры: Взрослый говорит: «Я начинаю игру. Я кладу картинки по порядку и рассказываю по ним историю». Взрослый кладет первые 3 картинки и продолжает: « В гнезде лежало яйцо. Из него вылупился птенчик. Птенчик вырос и стал летать». Взрослый убирает картинки и предлагает ребенку заменить их символами. Ребенок подбирает картинки - символы для каждого предложения, а потом по ним пересказывает историю.

3) Игры и игровые упражнения, способствующие развитию разговорно-диалогической речи:

Игра «Вопрос - ответ»

Цель: Учить детей задавать репродуктивные и поисковые вопросы по данной теме. Обогащать словарь детей по данной теме. Отвечать полным ответом на поставленный вопрос.

Ход игры: Воспитатель называет тему, по которой будет вестись диалог, например - зима. Воспитатель первым задает вопрос рядом сидящему ребенку: «В какое время года можно кататься на лыжах?». Ребенок отвечает полным ответом, после чего задает вопрос своему соседу.

Игра «Где находится твой дом?»

Цель : Расширять словарь детей за счет использования предлогов и наречий: около, возле, перед, позади, слева, справа, между при описании местоположения дома. Развивать диалогическую речь.

Оборудование: Макет улицы: 4 одинаковых жилых дома, 2 многоэтажных дома, магазин, аптека, школа или детский сад, а так же деревья, кусты, ограждения, скамейки …

Два игрушечных телефона.

Ход игры : Играют от 4 до 6 детей. Логопед заранее «строит» улицу, размещая объекты не только в ряд, но и впереди домов (растения, изгороди, скамейки), деревья частично видимые из-за домов, расположенных в ряд, и приглашает детей поиграть в игру «Где находится твой дом?».

Сначала дети рассматривают улицу, определяют, что на ней находится, замечают, что на домах нет номеров.

Логопед: «Вы будете новоселами. Каждый получил квартиру в одном из этих домов. Вы мысленно, молча выберете себе любой дом, чтобы пока, кроме вас, никто не знал об этом. Мне очень захотелось узнать как вы устроились на новом месте. Я каждому позвоню по телефону и узнаю, где находятся ваши дома».

Воспитатель берет себе один телефон, а другой телефон отдает ребенку. Остальным играющим советует прислушаться к их разговору, что бы потом определить, правильно ли отгадан дом.

Примерный диалог с ребенком: «Добрый день, Сашенька! Как устроился на новом месте? Хочу зайти к тебе в гости. Объясни мне, пожалуйста, как найти твой дом? Расскажи, что находится рядом с твоим домом?» (Далее логопед задает вопросы, чтобы уточнить местоположение дома)

Игры и игровые упражнения, используемые в работе по развитию связной речи детей на 3 периоде обучения:

1) Игры и игровые упражнения, способствующие развитию умения составлять рассказ:

Игра «Садовник»

Цель: Упражнять в описании цветка. Продолжать учить детей при описании использовать как можно больше слов-определений.

Оборудование: картинки с изображением цветов, овощей, фруктов, лейка.

Ход игры : Дети садятся вокруг стола, на котором лежат картинки рисунком вниз. Один ребенок - садовник. С лейкой в руках он обходит детей и говорит: «У меня большой сад. Подойди ко мне, Анечка, сорви что-нибудь». Ребенок, которого садовник вызывает к столу, выбирает себе картинку, смотрит на неё и описывает так, чтобы дети угадали, что сорвано. Затем вытянувший картинку ребенок становится садовником. Игра продолжается до тех пор, пока не будут разобраны все картинки.

Игра «Писатели»

Цель: Закреплять умение детей составлять рассказ, связанный по смыслу. Развитие логического мышления, воображения.

Ход игры: педагог предлагает детям сочинить рассказ по цепочке: от каждого ребенка по 1 предложению. Первое предложение называет педагог.

Пример : Педагог: «Наступила весна».

1 ребенок: «В лесу начал таять снег».

2 ребенок: «На проталинах появилась первая травка» и т.д.

По окончанию игры педагог акцентирует внимание детей на то, что все предложения объединены одной темой и связаны по смыслу, поэтому и получился целый рассказ.

Игровое упражнение «Придумай окончание истории»

Цель: Упражнять детей в придумывании окончания истории, соблюдая смысловую линию рассказа. Развивать воображение.

Ход: Воспитатель рассказывает детям историю, но окончание её забывает. Он предлагает детям придумать свое окончание истории, но так, чтобы все части рассказа были связаны по смыслу.

Игра «Потеря» (усложнение)

Цель: Упражнять детей в придумывании недостающих частей рассказа. Активизировать в речи детей предлоги и прилагательные. Развитие логического мышления, воображения.

Оборудование: Сюжетные карточки, разделенные на 4 части. 1 часть начало рассказа, 2 и 3 часть - середина, 3 часть - окончание рассказа. На каждой карточке отсутствуют любые две части.

Ход : Воспитатель раздает детям карточки и предлагает придумать недостающие «потерянные» части рассказа. Воспитатель обращает внимание детей на объем придумываемого рассказа, побуждает к использованию предлогов и большего числа прилагательных.

Игра «Загадки»

Цель: Упражнять детей в составлении описания только со зрительной опорой, не называя предмет. Активизировать в речи детей прилагательные.

Оборудование : предметные карточки по той или иной теме. Например «Птицы»

Ход игры : Детям раздаются карточки. Они не показывая, их друг другу, по очереди, начинают описывать свою птицу, не называя её. А остальные дети должны догадаться, о какой птице идет речь.

2) Игры и игровые упражнения, способствующие развитию умения пересказывать текст:

Игра «Зашифрованный рассказ» (усложнение)

Цель: закреплять умение детей пересказывать текст с опорой на картинки - символы. Развитие логического мышления, памяти.

Ход игры: Взрослый говорит: «Я начинаю игру. Я кладу картинки по порядку и рассказываю по ним историю». Логопед выкладывает 5-6 картинок и рассказывает по ним историю. После чего картинки убираются. Логопед предлагает заменить картинки символами и рассказать по ним услышанную историю.

Игровое упражнение «Расскажи Знайке историю»

Цель: Упражнять детей в пересказе по плану в форме односоставных назывных предложений с изменением лица (вместо я , по выбору детей, употребляется мальчик, писатель и т.д.)

Ход игры: логопед предлагает детям прослушать рассказ (например: Пришвина М. «Золотой луг»). После прослушивания, логопед достает игрушку Знайки. Логопед: «Ребята, Знайка тоже хочет услышать историю, которая приключилась с мальчиками. Давайте расскажем её Знайке.» перед пересказом логопед предлагает детям план пересказа:

  1. Забава братьев.
  2. Открытие мальчика.
  3. рассматривание цветка.
  4. самый интересный цветок.

После пересказа Знайке истории, логопед отмечает тех детей, пересказ которых был наиболее полным и последовательным.

3) Игры на развитие диалогической речи:

Игра «где находится твой дом?» (усложнение)

Цель: Развивать диалогическую речь детей. Активизировать словарь предлогов и наречий.

Оборудование : Макет улицы: 4 одинаковых дома, 2 многоэтажных дома, магазин, аптека, школа, почта, деревья, кусты, скамейка, такси. Два телефона.

Ход игры : воспитатель может привлечь детей к построению улицы. В игре принимает участие четное количество детей (4-6 детей). Воспитатель предлагает им объединиться в пары и объясняет ход и правила игры: «В каждой паре один будет новоселом и мысленно выберет себе любой дом на этой улице, а другой, его друг, захочет узнать, где тот поселился. Он позвонит по телефону и станет спрашивать новосела, где расположен его дом. В конце телефонного разговора новосел приглашает к себе друга в гости. Друг возьмет себе такси и объяснив таксисту где дом, поедет в гости».

Воспитатель напоминает, правила разговора: начать разговор с приветствия, затем сообщить, кто говорит, - и о том, как можно закончить разговор; разговор должен быть вежливым и приветливым.

Игра «Да - нет»

Цель: Активизировать в речи детей предлоги и наречия. Продолжать учить логично ставить вопросы о месте нахождения, цвете, форме, размере, назначении предмета. Учить детей делать правильные умозаключения. Развивать диалогическую речь.

Ход игры : Ведущий мысленно загадывает предмет. Остальные играющие задают ведущему вопросы так, чтобы догадаться какой предмет загадал ведущий. Ведущий на вопросы отвечает либо «да» либо «нет». Ребенок первый, догадавшийся, о каком предмете идет речь, становится ведущим.

Игра «Придумай умные вопросы»

Цель: Продолжать учить детей задавать поисковые вопросы.

Оборудование: Картинка или игрушка зайца. Мяч, спички, часы, ключ, карандаш, резинка, нитки.

Ход игры: Логопед: К нам в гости пришел Зайка. Он очень любит отвечать на вопросы «Почему?». Давайте придумаем ему трудные вопросы о предметах, которые лежат на столе (мяч, спички, часы и т.д.). Например: «Почему остановились часы?» (Часы остановились, потому что их забыли завести.)

Усложнение : на вопросы отвечают дети, а не Зайка.

Используемая литература:

  1. Г.С. Швайко Игры и игровые упражнения для развития речи / под. ред. В.В. Гербовой. - М.: Просвещение, 1983. - 64с. http://bookree.org/reader?file=1346648&pg=1
  2. Н.А. Кнушевицкая Стихи, загадки, игры по лексическим темам. - М.: Детство - Пресс, 2014. - 176с.
  3. Е.А. Алябьева От слова к диалогу. - М.: СФЕРА, 2013. - 128с.

Внимание! Чтобы СКАЧАТЬ материал, необходимо ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на сайте!

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Для развития связной речи у старших дошкольников с ОНР были разработаны занятия с использованием дидактических игр. При подборе дидактических игр учитывались возрастные особенности старших дошкольников.

При проведении игр ставились следующие задачи:

  • Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;
  • Формирование навыков построения связных монологических высказываний;
  • Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
  • Целенаправленное воздействие на активизацию ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций), тесно связанных с формированием устного речевого сообщения

Игры для закрепления формы множественного числа:

Цель: выявить умение детей самостоятельно образовывать существительные множественного числа от существительного единственного числа.

Применяемые игровые формы работы предусматривали закрепление и развитие речевых навыков и речемыслительных действий, формируемых в процессе дидактических игр. Они включали: упражнения в узнавании предметов по описанию, в сравнении предметов, составление вопросов по тексту описания, воспроизведение речевого образца, самостоятельное описание предметов.

1. Игра "Один - много".

Ход: Педагог показывает картинку с изображением одного предмета и предлагает ребенку найти картинку с изображением этого же предмета, но в большом количестве.

Картинки: шар - шары, дом - дома, ведро - ведра и т.д.

Педагог показывает картинку и называет: шар.

А у тебя, - спрашивает педагог, - что на картинке?

Ответ ребенка: У меня на картинке шары.

Таким образом предлагается назвать все картинки (5-6 картинок).

2. Игра "Лови и называй".

Педагог: Я буду бросать мяч и называть слова, которые обозначают один предмет; ты, бросая мяч, будешь мне называть слово, которое обозначает много предметов.

Педагог бросает мяч ребенку, называя слово "дом"; ребенок возвращает мяч, называя слово "дома". Учить ребенка сочетать движение со словом. Педагог называет от пяти до восьми слов.

3. Игра " Играем со словом"

Образование формы множественного числа слов с использованием картинок, на которых изображен один предмет (машина, парта, сосна, гора, дуб, береза). При этом подбираются такие картинки, которые дают возможность образовывать форму множественного числа слов с окончанием "ы".

4. Игра "Измени слово".

Педагог называет слово в единственном числе и бросает мяч одному из детей, который должен назвать форму множественного числа.

5. Игра " Назови одним словом"

Придумывание слов, обозначающих несколько предметов.

Игры для уточнения формы родительного падежа:

1."Угадай, чьи это вещи". Детям предлагаются картинки, на которых изображены: бабушка в платке, мама в халате, девочка в шубе, мужчина в шляпе и др., а также картинки с изображением отдельных предметов (платок, халат, шляпа, шуба, и др.). Сначала дети рассматривают картинки. Педагог называет один из предметов. А дети называют, кому принадлежит этот предмет (Это платок бабушки; Это халат мамы; Это шуба девочки и т.д.).

2. "Угадай, чьи это хвосты". На одной картинке даны изображения животных без хвостов, на другой - изображения хвостов. Педагог показывает изображение хвоста и спрашивает, кому принадлежит этот хвост. Аналогичным образом проводится игра "Чей клюв?".

Игры для уточнения формы дательного падежа:

1. Игра "Кому нужны эти вещи". Детям предлагаются картинки, на которых изображены учитель без указки, маляр без кисти, парикмахер без ножниц, охотник без ружья, рыболов без удочки, продавец без весов и т.д., а также изображения предметов. Дети рассматривают картинки и называют, кому что нужно (указка нужна учителю, удочка нужна рыболову и т.д.).

2. Игра "Подарки" Ответы на вопросы по картинке (кто кому что дает?). Например: Бабушка дает внучке ленту; Папа дарит маме цветы; Мама дает дочке куклу.

3. Игра "Гости". На картинке изображен стол, на котором тарелки с различными угощениями (яблоко, рыбка, морковка, кость, грибы). Логопед объясняет: "Медвежонок ждет гостей. На тарелках он приготовил угощенье для своих гостей: яблоко, рыбу, морковку, косточку. Как вы думаете, кому приготовлено угощение? Кому морковка? (морковка - зайчику) и т.д.".

Игры для уточнения формы винительного падежа:

1.Игра "Кто самый наблюдательный". Дети должны называть, что они видят: "Я вижу стол, стул, окно" и т.д.

2.Игра "Ответы на вопросы" Ответы на вопросы, требующие постановки существительного в винительном падеже:

а) Что ты возьмешь на урок физкультуры? На урок рисования? На урок ручного труда?

б) Что ты любишь?

в) Что ты нарисуешь красным карандашом? Зеленым карандашом? Желтым карандашом? и т.д.

Игры для уточнения формы творительного падежа

1. "Профессии" Ответы на вопрос "кто чем работает?" по картинкам (парикмахер - ножницами, маляр - кистью и т.д.).

2. Игра "Назови слова" Добавить слово к глаголу: рисовать карандашом, мести метлой, писать ручкой, копать лопатой, пилить пилой, причесываться расческой, шить иглой, резать ножом.

3. Игра "Назови пары" Назвать пары предметов по картинкам: книжка с картинками, кошка с котятами, чашка с блюдцем, корзинка с грибами, ваза с цветами.

Игра для уточнения формы предложного падежа:

Игра "Помоги животным найти свой домик". Предлагают две группы картинок: на одних изображены животные, на других - их жилища. Педагог предлагает детям помочь животным найти свой домик, вспомнить, кто где живет. Отвечая на вопрос, дети кладут изображения животного рядом с изображением его жилища

Игры для формирования умения употреблять уменьшительно-ласкательные и пренебрежительно-увеличительные суффиксы.

1. Игра "Большой маленький".

Цель: выявить умения детей образовывать с помощью суффиксов существительных уменьшительно-ласкательного значения.

Оборудование: Картинки с изображением больших и маленьких предметов.

Ход: Красные кружки - большой и маленький. Логопед предлагает назвать, что на карточке: маленький круг, большой круг.

Педагог предлагает ребенку назвать кружки без слов "большой" и "маленький".

Это? - показывает на маленький кружок.

Ответ ребенка: кружок.

А это? - показывает педагог на большой круг.

Ответ ребенка: круг.

Педагог: Помоги мне, пожалуйста, надо разобрать картинки.

Маленькие предметы на картинках положить под кружочком, большие предметы - под кругом.

Педагог ставит перед ребенком поднос с картинками с изображением больших и маленьких предметов и следит за ходом выполнения ребенком задания.

Под маленьким кружком рисунки: елочка, шарик, мячик.

Под большим кругом рисунки: елка, шар, мяч.

Педагог предлагает назвать сначала большие предметы, а затем маленькие.

Ответ ребенка: елка, шар, мяч, елочка, шарик, мячик.

Игра в образовании сложных слов игра "Эхо".

  • листья падают - листопад
  • сам ходит - самоход
  • снег падает - снегопад
  • мед носит - медонос
  • вода падает - водопад
  • звонит попусту - пустозвон
  • звезды падают - звездопад
  • сено косит - сенокос
  • разводит сады - садовод
  • везде ходит - вездеход
  • разводит лева - лесовод
  • база для нефти - нефтебаза
  • перевозит лес - лесовоз
  • ходит на атомной
  • энергии - атомоход
  • сам летит - самолет
  • пыль сосет - пылесос
  • воду возит - водовоз.

Игра "Назови сколько".

Картинки перевернуты, ребенок их не видит.

Цель: Выявить умение детей согласовывать числительные (2 и 5) с существительными в роде, числе, падеже.

Хода игры: Перед ребенком картинки, которые перевернуты. Педагог предлагает назвать, что на карточке.

Это: (ребенок наугад называет любой предмет).

Педагог переворачивает картинку и предлагает назвать, что на карточке (мяч). Так переворачиваются последовательно все картинки.

Педагог: Назови предметы, которые нарисованы на карточках.

Ребенок называет: мяч, елочка, ведро, машина.

Перед тобой 4 карточки, но у меня еще и пятая, посмотри, - педагог предлагает ребенку карточку с изображением двух кружков. - Что на карточке?

Ответ ребенка: Кружки.

Педагог: сколько кружков?

Ответ ребенка: Два.

Педагог кладет карточку с изображением двух кружков перед картинками.

Педагог: Назови предметы, добавляя число 2.

Образец: два мяча, две елочки:продолжай.

Педагог меняет первую карточку на карточку с изображением пяти кружков, предварительно предложив ребенку закрыть глаза.

Педагог: Открой глаза и посмотри, что изменилось.

Ребенок: Новая карточка.

Педагог: Сосчитай, сколько кружков на карточке.

Педагог предлагает назвать те же картинки, но добавлять число 5.

Образец: 5 мячей, 5 елочек.