Как развивается новорожденный в 3 месяца. Третий месяц. Календарь развития ребенка

Что умеет ребенок в 3 месяца? Психомоторное развитие малыша в этом возрасте стремительно идет вперед. Но если у грудничка не наблюдаются какие-то навыки, не стоит заранее бить тревогу. Диагностировать общее развитие детей грудного возраста должен детский врач. Мама может проводить самостоятельное исследование навыков и реакций грудничка, но без консультации и осмотра педиатра не обойтись.

Самое большое открытие грудничка 3 месяца жизни - собственные руки. У малыша уже довольно хорошо развита координация «глаза-руки». Кроха уже не просто натыкается на свои ладошки, а сознательно их ищет и легко находит им применение: засовывает в рот и пробует на вкус.

Моторные навыки малыша 3 месяцев

В движениях и положении тела крохи наблюдается все больше стабильности и равновесия. Что должен делать ребенок в 3 месяца?

  • Уверенно держит голову в положении на животе. Младенец способен поднять голову под углом 90°, на 2 месяце жизни грудничок мог ее поднимать лишь на 45°. Удерживает голову около минуты и больше. В положении лежа малыш уверенно поднимается на предплечьях, его бедра плотно прижаты к поверхности, ноги при этом распрямляются. В 3 месяца у грудничка наблюдается тенденция к вертикальному положению головы в любых позициях, но лучше всего это получается сделать в положении лежа на животе.
  • Развитие ползательных навыков. Малыш проводит все больше времени на животе. В этом положении он может делать первые ползковые движения. Конечно, они далеки от ползания на четвереньках, но малыш уже способен понемногу перемещаться, подтягиваясь на руках. Ребенок в три месяца не должен уметь переворачиваться со спины на живот. Но случайно он может перевернуться с живота на бок или на спину, по инерции покатиться. Поэтому в этом возрасте нельзя оставлять малышей без присмотра на незащищенной высокой поверхности.
  • Исчезновение шагового рефлекса. На первом месяце жизни у малыша наблюдался стойкий шаговый рефлекс, на втором - он начал затухать, а на третьем - полностью исчезает. Это нормальный физиологический процесс. Если кроху взять под мышки, расположить вертикально и поставить на твердую поверхность, его ножки начнут подгибаться, рефлекс шаговых движений больше не наблюдается.
  • Реакции в положении сидя. В этом возрасте грудничок еще не умеет сидеть. Такое положение должно быть кратковременным, чтобы посмотреть, как малыш удерживает голову. Нужно усадить кроху, бережно приподнимая за руки из положения лежа на спине. В этой позиции голова младенца лишь около 30 секунд может оставаться на линии шеи и позвоночника, затем запрокидывается назад или наклоняется в сторону. После этого нужно снова уложить грудничка на спину. Через минуту приподнять кроху за ручки, чтобы его тело немного повисло над поверхностью. Голова в этом положении должна оставаться на одной линии с шеей и позвоночником несколько секунд.
  • Фиксация взгляда и формирование условного хватательного рефлекса. Если перед ребенком на расстоянии 30 см расположить игрушку, он оживляется, но хаотичности в движениях рук и ног уже меньше. Малыш в 3 месяца должен уметь концентрировать взгляд на игрушке. Если ее перемещать, кроха следит за ней. Также в этот период малыш впервые может потянуться обеими ручками за игрушкой. Ладони при этом остаются полуоткрытыми. Удерживать в руках погремушку младенец пока не может.

Самое устойчивое положение для грудничка в 3 месяца - на животе. В этом положении хорошо виден окружающий мир, развиваются не только моторные навыки, но и дальнее зрение.

В реакциях грудничка все больше эмоциональной окраски. И если на втором месяце «комплекс оживления» можно считать безусловным рефлексом, то на третьем малыш может демонстрировать радость и заинтересованность. Улыбка в этом возрасте уже осознанная, социальная. Также при виде близкого человека младенец активно двигает руками и ногами, «разговаривает», даже смеется. Важно поддерживать с крохой эмоциональный контакт. Это способствует здоровому психическому развитию грудного ребенка.

Как развиваются органы чувств

Малыш познает мир при помощи пяти органов чувств - зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. Что может делать ребенок в 3 месяца? Как проявляются его зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные реакции?

  • Зрение. Зрительные функции у грудничков этого возраста усовершенствуются, повышается световая чувствительность и острота зрения, формируются зрительные образы. Малыш уже способен не только обнаруживать предмет, но также и различать его, распознавать среди других предметов. Цветовосприятие малыша также развивается, но пока что далеко от совершенства. В этом возрасте начинается распознавание цветов, первые из них - красный и желтый. Пока что зрение малыша ориентировано на ближнее пространство, но по сравнению со вторым месяцем ребенок видит уже дальше и может распознавать мамино лицо на расстоянии более метра.
  • Пространственное восприятие мира. Формируется трехмерное восприятие пространства и объемность предметов: малыш видит ширину и высоту объектов, а благодаря тактильным ощущениям может воспринимать их объемно. Как и прежде, лицо близкого человека привлекает наибольшее внимание грудничка, он ищет зрительный контакт с глазами, следит за движениями, поворачивает голову в сторону перемещения мамы.
  • Слух. Младенец уже с легкостью узнает маму не только по запаху, образу, но и по голосу. Малыш в 3 месяца умеет безошибочно определять голоса всех близких людей. Его слуховая система усовершенствовалась настолько, что он способен вычленять одни звуки на фоне других, угадывать источник звука. Если позвенеть колокольчиком над ухом младенца, он тут же повернет голову в сторону исходящего звука. Такое наблюдение рекомендуется проводить родителям для проверки слуха грудничка. Также можно проверить реакцию крохи на тихие звуки. На слишком громкий шум он может отреагировать плачем и гримасами. Осознанно слушать музыку в этом возрасте, конечно, дети не могут. Предполагают, что грудничок может сконцентрировать свое внимание на музыке лишь 20 секунд, затем она будет просто фоном.
  • Осязание. Тактильные ощущения у крохи развиты хорошо с самого рождения, потому что в первые месяцы слух и зрение еще далеки от совершенства, природа замещает их осязанием. Ребенок тут же реагирует на прикосновение. Если погладить крохе щечку, он зажмурит глаза, может потянуться рукой к месту, где почувствовал прикосновение. В медицине эта реакция называется кожным сосредоточением. Она будет развиваться с возрастом все больше, к 5 месяцам кроха будет реагировать на щекотание. Болевые ощущения у трехмесячного грудничка усиливаются. Он теперь быстрее реагирует на дискомфорт - мокрые пеленки, жара, холод, неудобное положение тела.
  • Обоняние и вкус. В 3 месяца грудничок может выразить свое восприятие запаха: неприятные запахи вызывают у младенца чихание и гримасы неудовольствия, приятные - улыбку, оживление или, наоборот, замирание. К концу 3 месяца острота нюха у младенцев повышается. Также малыш легко распознает различные привкусы грудного молока. Если оно горькое, кроха будет кривиться, отказываться от груди. Есть такое мнение, что дети, которые были на грудном вскармливании, в старшем возрасте менее привередливы к еде. Это объясняется тем, что вкусы многих продуктов они уже продегустировали через мамино молоко.

Развитие органов чувств, как и моторных навыков, у мальчика и девочки в этом возрасте проходит одинаково. Возможна лишь разница в весе и росте: мальчики обычно крупнее.

Общение и речевое развитие

Чем больше общения и контакта с крохой, тем он говорливее и улыбчивее. В этом возрасте грудничок может перенимать интонации взрослых. Какие речевые навыки ребенка в 3 месяца можно наблюдать?

  • К усвоенным гласным («э», «ы», «а», «у») присоединяется «и».
  • Хорошо произносит согласные «г», «х», «к», «м».
  • Появляются новые согласные: «в», «д», «т».
  • Гласные и согласные звуки соединяются в слоговые цепочки.
  • Появляется новая цепочка звуков, которые оформляются так: «эй-гэ», «э-вэ», «э-дэ» и другие.
  • Гортанная артикуляция «р», похож на звук при полоскании горла.
  • Первый этап доречевого развития (гуканье) сменяется, воркованием, гулением, которое предшествует лепету.

Грудничок начинает реагировать на собственные звуки. Больше всего кроху радует гортанное «ррр». Также появляется эмоциональная окраска звуков. По-разному малыш «говорит», когда радуется, плачет или чем-то недоволен.

Что может ребенок в 3 месяца? Важные навыки и реакции: удерживание головы в положении лежа на протяжении 1 минуты; формирование условного хватательного рефлекса и попытка потянуться за игрушкой и прикоснуться к ней; первое различение цветов; социальная улыбка и смех; слоговые цепочки, гортанная артикуляция звуков.

Распечатать

Первый год жизни является самым важным в развитии малыша. За такой короткий срок у ребенка появляются новые умения и навыки. Каждый день можно замечать в крохе что-то новое и интересное. Но самым показательным и заметным считается третий месяц. В это время появляются первые плоды того, что было заложено родителями в первые два месяца. Малыш привык к режиму дня и условиям жизни, он стал осознанно всматриваться в предметы и лица, интересоваться окружающим миром. Кроха проявляет свои эмоции, быстро развивается физически.

Малыш в 3 месяца

  • Хрупкое и нежное тельце новорожденного в три месяца стало выглядеть пухленьким, округлились щечки. На ножках и ручках появились складочки. Это результат нормального развития подкожно-жировой ткани.
  • Ребенок уверенно держит головку, даже лежа на животике. Да еще делает попытки приподняться, опираясь на ручки. В качестве нового умения демонстрируют, как могут переворачиваться со спины на живот.
  • К третьему месяцу малыш примерно в одно и то же время кушает и спит. Его организм привыкает к определенному распорядку дня и жизнь мамы в этом плане немного облегчается.
  • В этом возрасте ребенок начинает изучать мир, пробуя все на вкус. Он начинает тянуть в рот все, что попадает в ручку.

Рост и вес

Каждый месяц родители с малышом посещают поликлинику для контроля за развитием ребенка, а также изменениями в росте и весе. Существуют примерные стандарты показателей веса и роста. Они зависят от данных, которые были при рождении. Ориентировочно вес трехмесячного ребенка может быть от 3 до 6 килограммов, а рост — от 54 до 64 сантиметров.

На показатели роста и веса напрямую влияют способ и вид питания, а также генетическая наследственность. Существуют примерные таблицы прибавки веса и роста ребенка. Но их нельзя брать за основу, так как необходимо учитывать индивидуальные особенности, это, во-первых. А во-вторых, эти цифры будут существенно отличаться при грудном вскармливании и при искусственном. При грудном вскармливании и при качественном грудном молоке ребенок может набирать в весе от пятисот граммов до двух килограммов в месяц. Малыш сам определит, когда он наелся, его невозможно перекормить. Главное, позволить ему кушать столько, сколько он хочет.

Некоторые мамы тревожатся по поводу большого расхождения данных в таблице и показателей роста и веса своего крохи. Дети не могут все быть одинаковыми в развитии. Наблюдайте за малышом в течение дня, как он кушает, спит, играет, писает и какает, какое состояние кожи, волос и ногтей. Если в физическом плане все в порядке, ребенок не капризный и активный, то не стоит беспокоиться.

Рефлексы в три месяца

Определенные инстинкты и рефлексы появляются у младенца с первого дня жизни, и к трем месяцам некоторые их них должны угасать. Если же они не проходят, то это может говорить об определенных патологиях, связанных с нервной системой:

  • Попробуйте легонько пальцем прикоснуться к уголку рта малыша, он может повернуть головку в эту сторону и откроет ротик. Этот рефлекс называется поисковым;
  • При легком прикосновении к верхней губке ребенка, он образует губами что-то типа хоботка – это хоботковый рефлекс;
  • Если слегка надавить пальцем в середину детской ладошки, то ребенок приподнимает головку вперед и при этом открывает ротик – это рефлекс Бабкина.

Рефлекс сосания и ползания только активизируются в этом возрасте, потому что они являются неотъемлемым элементом развития малыша. И еще есть один защитный рефлекс у ребенка, который может сохраняться определенное время. При укладывании малыша на спину или во время поднятия ножек над опорой срабатывает рефлекс защиты от падения. В этот момент младенец растопыривает в стороны пальчики и вскидывает при этом ручки – это рефлекс Моро.

Что должен уметь

Слово «должен» здесь не очень подходит, так как каждый малыш развивается со своей скоростью. Просто одни это делают быстрее, а другие немножко позже. То, что один отлично делает в три месяца, другой может начнет в четыре. Строгих нормативов в этом вопросе нет. Главное, чтобы неврологическое состояние было в норме, а умения и навыки обязательно сформируются.

Физические умения

  • Малыш может уверенно и долгое время лежать на спинке, ему не нужна опора.
  • Ребенок реагирует на висящие над ним игрушки, пытается до них дотянуться и коснуться пальчиками. Он может подолгу рассматривать предметы, а также свои ножки и ручки, тянет их в ротик.
  • Малыш реагирует на голоса и звуки поворотом головы и взглядом. Он с интересом следит глазками за движением ярких игрушек.
  • Трехмесячный ребенок самостоятельно поворачивается со спины на бочок и на животик. Обучаясь этому умению, малыш еще и отталкивается ножками от близлежащей опоры (например, от бортика кроватки).
  • Опираясь на еще не окрепшие предплечья, малыш старается подольше находиться на животике и рассматривать окружающий мир, приподнимая головку и ножки. Такая процедура полезна для укрепления мышц спины, что в дальнейшем поможет самостоятельно сидеть, стоять и ходить.
  • Ребенок легко перемещается в горизонтальной плоскости кроватки. При помощи движения ручек и ножек он меняет свое расположение то в одну, то в другую сторону, причем делает он это всего за несколько минут. Такие перемещения в будущем пригодятся в овладении навыками ползания.
  • Попробуйте поставить малыша (конечно, поддерживая его) ножками на ровную поверхность и он обязательно начнет отталкиваться от нее. Это говорит об укреплении мышц ножек.
  • Ребенок в этом возрасте пытается соединять свои пальчики в замочек и сводить вместе ручки. Можно начинать учить прихлопывать ладошками (игра «Ладушки»).

Эмоциональные достижения

  • В возрасте трех месяцев родители замечают, что ребенок начинает показывать свой характер и эмоции.
  • Положительные эмоции у малыша проявляются в виде улыбок, смеха и даже повизгивания. Так он может реагировать на появление близких людей или хорошо знакомых домашних питомцев. А вот заплакать и испугаться он может при появлении посторонних и незнакомых лиц.
  • По характеру издаваемых ребенком звуков уже можно отличить его желания. Когда его надолго оставляют одного, то можно услышать хныканье для привлечения внимания взрослых. Малышу может быть одиноко и скучно, ему нужно к маме на ручки или просто увидеть родное лицо и услышать родной голос. Если на хныканье внимания не обращать, то оно перерастет в громкий плач – требование. Но стоит уделить малышу несколько минут, а иногда просто показаться ему на глаза, и он успокоится.
  • Малыш пытается произносить звуки, которые состоят не только из гласных, но уже и из согласных. У него формируются первые речевые навыки. Начните с ним говорить или петь и он будет отвечать на своем детском языке. Такие «беседы» деткам очень нравятся.
  • Большинство детей положительно относятся к купанию. В этом возрасте они готовы плескаться в воде хоть целый день. Особенное удовольствие доставляет разбрызгивание воды ручками и ножками.

Ребенок в любом возрасте, на любом этапе развития нуждается во внимании родителей и в похвале. Хвалите свою кроху почаще, за самое маленькое достижение.

В целях безопасности для жизни и здоровья малыша, ни в коем случае не оставляйте его без присмотра на высоких поверхностях (например, на кровати или на тахте, на пеленальном столике). Всего несколько минут без внимания взрослых может привести к падению ребенка и серьезной травме. Детская кроватка – это одно из безопасных мест для крохи.

К трем месяцам у ребенка продолжают активно развиваться органы слуха, зрения, обоняния и осязания, а также основные функции психики – мышление, эмоции, речь, память и восприятие.

Зрение

Малыш осознанно всматривается в различные предметы и пытается их подробно изучить. Для этого он использует не только зрение, но и пытается попробовать все на вкус, потрогать. Ребенок свободно переводит взор за передвигающейся фигурой, у него формируется предметное восприятие.

Слух

Развитие слуха происходит стремительно. Ребенок узнает голос мамы из десятка других, он реагирует на этот голос улыбкой. Он с легкостью узнает место воспроизведения звука и пытается найти его взглядом.

В этом возрасте можно развивать слух и восприятие при помощи музыкальных игрушек, ярких картинок или книжек с музыкальным сопровождением. Малыш изучает мир вокруг себя при помощи своих пальчиков, он пытается облизывать игрушки и подолгу их рассматривать. Все органы чувств имеют большое значение в развитии ощущений.

Эмоции

Ребенок в трехмесячном возрасте произносит свои первые «агу». Активным гулением он выражает свои положительные эмоции. В ребенке ярко проявляется «комплекс оживления». Он выражает свои эмоции всеми ему доступными способами – звуками, активными движениями, подергиванием ножек и ручек, мимикой. Малыш осознанно и открыто улыбается родному человеку.

Питание и сон

В первые два месяца основное время малыша состояло из сна и кормлений. Сформировался уже определенный распорядок дня. На третьем месяце жизни режим дня немного поменяется, так как малыш больше времени будет бодрствовать. Но основное расписание сохраняется, оно позволит маме распланировать свое время и выполнить домашние дела.

Большую часть суток (около семнадцати часов) по-прежнему занимает сон малыша. В ночное время ребенок может спать примерно десять часов, а в дневное время он спит четыре раза.

Малыши, которые находятся на искусственном вскармливании, питаются молочной смесью в соответствии с инструкциями на упаковке (по объему смеси и количеству кормлений). При грудном вскармливании деток кормят по требованию, независимо от интервалов между кормлениями. Малыш съедает столько молока, сколько захочет и сколько ему требуется.

Активное изучение ребенком окружающего мира немного изменяет процесс грудного кормления. Малыш постоянно отвлекается, поворачивает голову, чтобы что-то или кого-то увидеть. Не съедает необходимый объем молока. Из-за такого поведения ребенка у мамы происходят изменения в процессе лактации. Иногда ей кажется, что сократилось количество молока и необходимо начинать прикорм.

Этот период необходимо переждать, через несколько дней приливы у мамы нормализуются. Необходимо только чаще давать грудь беспокойному малышу и лактация будет в норме. Не рекомендуется в такие критические моменты переходить на молочные смеси или фруктовые прикормы. Они абсолютно не нужны при грудном вскармливании. Молоко мамы обеспечивает ребенку полноценное питание.

В три месяца наступает момент развития любознательности. Малыш познает мир, для него интересно все, что его окружает и все, что он слышит. Дети этого возраста очень любят общение. Они слушают речь взрослых и произносят свои звуки, пытаясь что-то сказать или спросить. Это подходящее время для знакомства с первыми детскими стишками и потешками, веселыми песенками и прибаутками.

Малыш может продолжительное время слушать музыкальную мелодию или песенку. Он будет с интересом смотреть на яркие и большие простые предметные картинки. Показ картинок нужно сопровождать рассказом или песенкой, может быть отдельными звуками.

Разговаривать с ребенком необходимо в процессе одевания, купания, на прогулке и даже во время массажа. Четко произносите слово и показывайте предмет. Слушая детские песенки, такие малыши иногда даже пытаются по-своему подпевать.

В качестве игры подойдут различные упражнения для пальчиков. Для развития органов осязания можно дать подержать ребенку предметы из разных материалов (маленький мячик, мягкую поролоновую мочалку, что-то из его одежки, чтобы он почувствовал материал на ощупь).

Делая массаж или гимнастику, попробуйте рассказывать сказку или стишок. Укачивая кроху, не забывайте про колыбельные песенки. Эмоции мамы и ее состояние легко передаются ребенку. Голос мамы должен быть спокойным и ласковым. В такие моменты общения малыш не только развивается и получает новую информацию, но и чувствует материнскую любовь.

Ребенку 3 месяца: что умеет малыш, развивающие игры, советы специалистов

Ребенку 3 месяца : как развивается малыш, каковы его достижения к концу месяца, как проводить развивающие игры и упражнения с трехмесячным малышом, какие игрушки нужны малышу с 3 месяцев. Обо всем, что важно для развития ребенка в 3 месяца, Вы узнаете из этой статьи.

Ребенку 3 месяца: что важно знать о развитии малыша в этом возрасте

Вашему малышу уже три месяца! Он улыбается Вам, гулит, отвечает на Ваши слова , тянется за игрушкой, лежит на животе с опорой на предплечья. «Комплекс оживления» уже может возникать не только как ответ на Ваши слова и улыбку, а по собственному желанию малыша – так малыш привлекает к себе внимание.

Что же главное в дальнейшем развитии ребенка? Какие главные задачи нужно решить на четвертом месяце жизни малыша?

На четвертом месяце жизни самым главным для малыша является его эмоциональное развитие. Именно эмоциональное общение с близкими взрослыми ведет за собой развитие сенсорное, моторное, познавательное, речевое.

Основные линии развития ребенка в 3 месяца это:

  • эмоциональное общение с близкими взрослыми в играх-перекличках, диалогах;
  • овладение хватательными движениями;
  • развитие речевых реакций для привлечения к себе внимания; гуление и гуканье;
  • развитие мышц рук, ног, спины и подготовка к повороту с живота на бок;
  • совершенствование зрительного и слухового сосредоточения.

С ребенком 3 месяцев можно и нужно проводить игры-занятия . Каждая такая игра длится 3-5 минут и состоит из ласкового разговора с ребенком, показа игрушки, упражнения. Такие игры-беседы с мамой не займут много времени, но внесут огромный вклад в развитие ребенка. Примерная рекомендация – проводить их 4 раза в день по 5 минут. Лучше всего это делать через 40 минут – час после пробуждения, когда ребенок хорошо себя чувствует.

Какие развивающие игры и упражнения нужны ребенку 3 месяцев и как их проводить?

Задача 1. Учимся произносить звуки

Ребенок в 2-3 месяца начинает произносить короткие согласные звуки – гукать. Сначала это мягкие согласные, потом твердые – н, м, п, т, д.

Для развития речи ребенка нужно обязательно проводить переклички – диалоги с ним. В перекличках малыш должен видеть лицо взрослого (контакт «глаза в глаза»).

Перекличка проводится очень просто. Сначала взрослый повторяет те звуки малыша, очень эмоционально беседует с ним, утрированно тянет – произносит эти звуки. Малыш ему отвечает. Затем взрослый говорит звуки, а малыш повторяет.

Игры – переклички учат вслушиваться в речь, выделять в речевом потоке отдельные звуки, интонации, развивают артикуляционный аппарат малыша, что предупреждает в дальнейшем нарушения речи.

Как провести игру-занятие с перекличками с ребенком в 3 месяца:

Такая игра-занятие займет примерно 5-6 минут и будет состоять из трех частей.

Часть 1. Перекличка с мамой.

Мама ласково разговаривает с малышом, называет его по имени, поглаживает. Мама должна говорить очень четко и медленно, чтобы малыш начал вслушиваться в ее речь. Можно использовать пестушки, потешки, короткие стишки, говорить отдельные звуки – А, О, У, И с разными интонациями (удивленно, огорченно, ласково, восхищенно, воспросительно). Для трехмесячного ребенка очень важно, чтобы мама напевно произносила гласные во всех потешках, — «петушооооооок – петушоооооок, золотоооооой гребешооооооок». Длится такой разговор примерно полторы минуты.

После этого взрослый делает паузу. Пауза нужна для того, чтобы малыш произнес ответные звуки. Ребенок реагирует на звучание гласного, «выдавая» звук в своем исполнении: оооо. Это происходит не сразу после образца взрослого!

Если взрослый говорит разные звуки без остановок, то часто встречается такая ситуация. Взрослый уже начал говорить другой звук, а малыш продолжает тянуть предыдущий. Поэтому и нужна пауза, чтобы ребенок успел отреагировать.

При разговоре взрослый утрированно произносит интонации, чтобы малыш их различал, разговаривает с энтузиазмом, с яркими эмоциями.

Такую перекличку можно проводить по очереди с разными гласными – А, У, И. О.

В 3 месяца взрослый может уже не спешить говорить в перекличке первым и этим вызывать у ребенка «комплекс оживления». Надо дать возможность ребенку проявить инициативу. Это малыш уже умеет! Видя близкого взрослого, ребенок в 3 месяца начинает привлекать к себе его внимание улыбкой, радостными движениями, гулением (гулением называется певучее протягивание гласных звуков)

Часть 2. Упражнение с игрушками (их описание будет дано дальше)

Мама показывает звучащую игрушку или обычную игрушку.

Если это погремушка на ручке, то проводится упражнение по развитию умения схватывать и удерживать предметы.

Если это игрушка для театра бибабо (кукла, надевающаяся на руку), то прочитайте о ней стишок, перемещайте куклу в разных направлениях. Как только малыш проследил за направлением перемещения игрушки, начинайте ее перемещать по-другому. Затем поднесите игрушку поближе к малышу, подтолкните ручку ребенка к ней, помогая ему схватить игрушку.

Если это музыкальный инструмент (бубен, барабан, металлофон, ложки и т.д.), то мама играет на нем и передвигает предмет в поле зрения ребенка, чтобы он стал за ним следить. Все действия с игрушкой мама сопровождает речью! Это очень важно! Называйте, что это такое, что Вы делаете, какая игрушка, как она звучит. Например: «Бум-бум, ба-ра-бааан! Бум-бум, ба-ра-бан! Сейчас будем барабанить – бум-бум, бум-бум! Громко барабаним: бум-бум!» После показа игрушки, сопровождаемого речью взрослого, снова делается пауза, чтобы малыш смог отреагировать.

Часть 3. Диалог с мамой. Мама убирает игрушку и начинает общение с малышом (как и в первой части игры-занятия). Используются другая потешка или пестушка. Слова потешки надо произносить очень выразительно, с разной интонацией, то громче, то тише, с разными эмоциями.

Можно провести эту часть игры-занятия по-другому — произносить звуки беззвучно (а, о, у, и) но так, чтобы по губам было видно, какой это звук. Для этого утрированно произносим молча эти звуки. Малыш должен хорошо видеть Ваше лицо. Это вызывает у малыша желание подражать и он будет двигать губы, пробовать по-разному шевелить ими. Так малыш будет учиться воспроизводить звуки. Это упражнение важно для развития артикуляционного аппарата малыша и для предупреждения речевых нарушений в дальнейшем.

На этом пятиминутная игра-занятие из трех частей заканчивается.

Для своевременного речевого развития малыша читайте ему стихи стихи во время купания, переодевания, пробуждения, укладывания спать, разговаривайте с младенцем – называйте предметы, действия, признаки (теплый, легкий, веселый, пушистый и др.) Так малыш приучится вслушиваться в речь взрослого, выделять в ней отдельные слова и звуки. Очень хороши для малышей потешки и стихи с повторяющимися звуками. Целую коллекцию стихов для самых маленьких, колыбельных и пестушек Вы найдете в статьях , « .

Затраченное время и силы на разговоры с малышом с лихвой вернутся к Вам, когда ребенок заговорит. Тогда Вы заметите, что малыш употребляет намного больше слов, чем его сверстники, быстрее начнет строить предложения, более активен и самостоятелен, быстро запоминает новые слова и легко их повторяет.

Беседуя с малышом во время кормления, купания, переодевания, укладывания спать, игры, надо использовать в своей речи разные интонации – восклицание, удивление, огорчение, вопрос, утверждение. «Где же наше полотенце? (вопрос) Вот оно! Белое, пушистое! (восхищение). Сейчас мы будем вытираться чистым полотенцем. Вот так! (радость). Где у Миши ручки? (вопрос) Вот они, ручки! (радость) Где у Мишеньки ножки? (вопрос) Вот ножки! (радость)… Ой, упало (огорчение) и т.д.» Важно, чтобы Ваше лицо (мимика) отражали Ваши эмоции! Так мы закладываем у малыша культуру эмоций, знакомим его с разными эмоциями человека – радость, огорчение, удивление, восхищение.

Ребенок возрасте 3 месяцев уже реагирует и на простые маски, на которых показана эмоция, следит за ними глазами при их перемещении, улыбается им.

Задача 2. Учим ребенка различать свое имя

Малыша в 3 месяца нужно как можно чаще называть по имени, использовать его имя в колыбельных. Называть имя малыша надо в разных формах, например: Ваня – Ванечка – Ванюша – Ванюшка.

Когда наши бабушки и прабабушки заботились о младенцах, они всегда в пестушках, потешках, колыбельных называли имя ребенка. Именно в три месяца малыш начинает выделять свое имя из потока речи и узнавать его. Разумеется, это не означает, что до трех месяцев не нужно называть ребенка по имени. Здесь важно другое – привлечь внимание трехмесячного младенца к звучанию его имени.

Для этого разговаривайте с малышом в течение дня, по-разному его называя: «Вот наша Маша встала! Маааашенька – Машуня проснулась! Будем с Машей умываться, будем с Машулей одеваться! Какое у Маааашеньки имя красивое!» Произнося имя ребенка, гладьте его, улыбайтесь. Через некоторое время Вы заметите, что ребенок начал поворачивать к Вам голову, услышав свое имя. Значит, он уже выделяет это слово в потоке речи и понимает, что его зовут!

Задача 3. Развиваем хватательные движения ребенка

У малыша в 3 месяца пальцы начинают постепенно разгибаться. До этого они были плотно сжаты в кулачок. Поэтому малыш уже может захватывать предмет и игрушку. В три месяца развивается способность ребенка сначала случайно, а затем целенаправленно дотрагиваться до игрушек. Поэтому для игр с ребенком нужно приобрести игрушки или предметы с ручкой, за которую малыш сможет ухватиться. Можно использовать хохломские ложки (но не большие, а маленькие и легкие)

Именно с трех месяцев нужно помочь малышу в развитии зрительно-моторной координации, то есть в развитии согласованности движений глаз и рук, в развитии умения дотягиваться до игрушки и схватить ее (используются игрушки разной формы). Для этого мы проводим с ребенком упражнения с игрушками.

Упражнения с игрушками: как научить ребенка захватывать и удерживать игрушки

Что нужно приготовить: деревянную хохломскую ложку или погремушку с ручкой или кольцо 10-15 см в диаметре (можно взять кольцо от пирамидки). Для упражнения нужна только одна игрушка, не используйте в одной игре больше одной игрушки! В последующих играх используйте уже другую игрушку. Чередуйте игрушки разной формы, разного цвета, используйте упражнения в разных вариантах.

Согласно требованиям, удобная для захвата игрушка имеет ручку длиной примерно 10 и более сантиметров. Именно такую игрушку лучше выбрать для первых упражнений. В дальнейшем малыш сможет захватывать и игрушки других размеров – более мелких.

Как провести игру:

Вариант 1. Мама привлекает внимание малыша к погремушке с ручкой (предмету с ручкой), разговаривает с ребенком, гремит погремушкой. Игрушку надо держать на расстоянии 20-30 см над грудью малыша. Ребенок начинает следить взглядом за игрушкой. Затем мама вкладывает игрушку в ручку малышу — в его ладошку. Можно попробовать легонько «отобрать» игрушку. Слегка потяните игрушку к себе, чтобы ребенок почувствовал мышечное напряжение. Вскоре малыш сам начнет тянуть ручки за предметами.

Важно, чтобы взрослые проводя это упражнение, сопровождали свои действия речью: «Вот какая погремушка! Красивая! Где погремушка? (передвигая игрушку, с вопросительной интонацией) Вот она! (с восклицательной интонацией). На, Катюша, игрушку (вкладывая в ладошку малышки)»

Вариант 2 . Подвесьте игрушку ближе к правой или левой ручке ребенка (погремушку подвесьте вниз ручкой). Не спешите вкладывать погремушку в ручку малыша. Упражнение нужно для того, чтобы малыш это сделал сам! Чтобы развивались активные действия руки ребенка! А не активные действия руки мамы J. Поэтому делаем всё не спеша и не подгоняя ребенка.

Сначала дотроньтесь погремушкой до тыльной стороны ручки ребенка, позвените, привлеките внимание к игрушке. Чтобы игрушка привлекла внимание малыша, она должна быть яркой! Малыш должен сам проявить интерес к игрушке и взять ее в руку. Если игрушка не привлекла внимание ребенка, можно снять ее и подвесить другую, привлекая к ней внимание, сопровождая действия с игрушкой своей речью и улыбаясь малышу: «Вот какая птичка прилетела. Птичка летает. Как она летает? (перемещая игрушку и звеня ей). Птичка села на ручку Кате. Вот какая птичка!» и т.д.

Вариант 3. Возьмите разноцветные слингобусы или сделайте яркие детские бусы из очень крупных деревянных разноцветных бусин на крепком шнуре. Позвените, постучите ими, привлеките к ним внимание. Если малыш не тянется к предмету, протяните сами предмет поближе к ребенку и держите на близком расстоянии. Малыш начнет тянуться к бусам.

Вариант 4. Вложите в руку малыша резиновую игрушку с пищалкой. Или погремушку. Помогите малышу потрясти игрушкой или сжать ее.

Для всех вариантов этого упражнения сначала используйте крупные игрушки, которые малышу легче захватить. Затем можно брать более мелкие игрушки (5 см). Играет малыш под присмотром взрослого!

Игрушки для захватывания удобно подвешивать к стойке в виде буквы Г, укрепленной на кроватке ребенка.

Очень важно хвалить малыша, захватившего игрушку! В три месяца ребенок уже понимает похвалу взрослого и начинает радоваться своим успехом! Поэтому игры нужно проводить эмоционально и не скупиться на похвалу! Это для нас просто – захватить игрушку руками! А Вы попробуйте провести такой эксперимент — лечь на спину и схватить качающуюся игрушку… ногами. Очень непростая задача! Ребенку нужно научиться управлять своими ручками, и ему приходится приложить большие усилия, чтобы скоординироваться движения своих рук! И ему очень приятна похвала и поощрения за усилия!

Для трехмесячного ребенка очень важно обследовать любую игрушку ртом! Ругать его за это бесполезно. В это возрасте дети активно используют рот для изучения окружающего мира. Поэтому игрушки должны быть чистыми.

Часто бывает так. Малыш взял игрушку, засунул в рот, выронил и… забыл о ней! Это происходит со всеми малышами 3 месяцев. Поэтому в таких играх, обучающих детей захватывать и держать игрушки, должен обязательно участвовать взрослый. Мама или бабушка подхватит игрушку, и снова предложит ее ребенку. И малыш с радостью продолжит свое занятие!

Для исследования ребенку можно давать не только игрушки, но и предметы разной формы. Пусть малыш ощупывает предмет. Ощупывание предмета требует мелких движений пальчиков и развивает ручки малыша.

Малышу 3 месяцев, который научился хватать игрушки и удерживать их в ладошке, можно дать новую игрушку – гирлянду . Хорошо, если в гирлянде будут подобраны детали разного цвета, размера и формы! В магазине не всегда есть гирлянды игрушек, соответствующие этим требованиям. Поэтому такую гирлянду можно сделать самим. Возьмите для нее игрушки размером 5-7 см и соедините их прочно ленточкой. Можно использовать кольца от пластиковой пирамидки и нанизать их на веревку. Они как раз разного цвета и размера. Нельзя использовать в гирлянде мелкие игрушки, которые малыш может проглотить!

В качестве гирлянды могут выступать и слингобусы. Но их нужно связать особым образом. Желательно использовать разные нитки, чтобы получилась разная фактура бусин. Бусины должны быть крупными, разного цвета и размера. Бусами малыш может играть только в присутствии мамы! Бусы должны быть скреплены очень прочно, чтобы малыш не смог откусить и проглотить деталь!

Упражнение «Ладошки»

Вам понадобятся игрушки и предметы размером 5-10 см из разных материалов (разные на ощупь – твердые и мягки, гладкие и шероховатые, тяжелые и легкие и т.д.).

Вкладывайте в ладони ребенка игрушки по очереди. Важно правильно вкладывать предмет в ладонь малыша. Предмет надо помещать поперек ладошки между большим пальчиком и другими пальчиками.

Игрушки для ребенка 3 месяцев

Малышу в 3 месяца и позже понадобятся игрушки:

  • Погремушки с ручкой для хватания и удерживания
  • Пластмассовая пирамидка с разноцветными кольцами (в 3 месяца используется для удерживания колец в руке и их захватывания)
  • Неваляшка
  • Бубенчики, металлофон, барабан и другие звучащие игрушки
  • Подвески и гирлянды разной формы, цвета и величины. Можно их делать самим, соединяя в одну гирлянду разные игрушки и предметы.
  • Легкие мягкие кубики с разным звуковым наполнителем.
  • Игрушечные животные, птицы из резины, ткани, пластмассы. Размер игрушек для демонстрации от 15 до 40 см, для самостоятельных игр – примерно 10-20 см.

Задача 4. Развитие движений у ребенка в возрасте 3 месяцев

В три месяца малыш приобретает новое умение — умение приподниматься на локтях, лежа на животе. Причем в этом позе он может оторвать грудь от поверхности и сохранить это положение до 30 секунд. В этом положении ребенок способен рассматривать разные предметы, тянуться к ним, прислушиваться к звукам. Это достижение малыша помогает ему в познании мира. Ведь лежа на спине, много не увидишь!

Такая поза ребенка на животе с опорой на предплечья готовит малыша к овладению в будущем умением переворачиваться с живота на бок.

Какие упражнения помогут маме и малышу

Упражнение «Неваляшка»

Положите ребенка на животик. Положите перед ним игрушку (например, неваляшку, погремушку или любую яркую игрушку). Игрушка должна стоять или лежать на расстоянии вытянутой руки ребенка. Извлеките звук (покачайте неваляшку или позвените погремушкой). Разговаривайте с малышом, рассказывайте ему об игрушке: «Вот неваляшка! Красииииивая! Будет Ванечка неваляшкой играть!…» Малыш начинает наблюдать за игрушкой. По окончании погладьте и похвалите его.

Упражнение «Кто поет?»

Упражнение развивает умение поворачивать голову вправо и влево, лежа на животе.

Для упражнения Вам понадобится помощник.

  • Положите малыша на животик. Бедра малыша разведены. Одной рукой взрослый прижимает таз ребенка к столу, а другой рукой – приподнимает грудь малыша, стимулируя опору на руки.
  • Второй взрослый сбоку начинает петь песенку, называя имя малыша: «Я поюууууу, Леночке поюуууу, Леночке поюууууу, песенку своюууууу» (слова могут быть любыми)
  • Малыш будет поворачивать голову в сторону звука.
  • Затем встаньте с другого бока и снова начните петь. Малыш повернет голову в другую сторону.

При повороте головы таз малыша должен оставаться на столе и не должен от него отрываться. А подбородок должен быть обращен к плечу.

Упражнение «Уголок подушки»

Положите малыша на пеленку, подложив маленькую подушку под его животик. Подушка должна стоять уголком вверх и образовывать конус. Малыш, приподнимаясь на предплечья, поддерживается «уголком» подушки. Покажите малышу интересную игрушку, позвучите ей.

К 4 месяцам малыш уже будет подниматься еще выше с опорой на вытянутые руки.

Упражнения для развития вестибулятного аппарата.

Держа трехмесячного ребенка на руках, маме нужно как можно больше разнообразить позы: чуть приподнять малыша и опустить, покружиться на месте, чтобы ребенок рассмотрел всё вокруг, пройтись по комнате туда-сюда. Это развивает вестибулярный аппарат.

Для развития вестибулярного аппарата также можно делать упражнения на большом мяче. Положите малыша на животик на мяч и придерживайте его за бока. Очень медленно и осторожно катайте мяч взад-вперед.

Упражнение «Подтанцовывание»

В 3 месяца нужно делать и другое важное упражнение – опускать малыша на твердую поверхность (например, стол), вызывая упор в вертикальном положении, и тут же приподнимать. Ребенка держим под мышки. Малыша именно опускаем, но не ставим. Ставить ребенка в 3 месяца еще нельзя! Это упражнение называется «подтанцовывание». В три месяца, выпрямляя ноги в коленях, малыш может упираться на всю ступню. Выполняем упражнение примерно минуту. Делая упражнение, разговариваем с малышом, поем ему песенку.

Задача 5. Развитие слухового сосредоточения

Трехмесячному малышу можно давать слушать музыку разного характера – громкую и тихую, быструю и медленную, марш, вальс и колыбельную Поставив малышу мелодию для прослушивания, мама может хлопать в ладоши в такт музыке или отбивать ритм деревянными ложками или бубном. Особенно хороши для самых маленьких народные песенки.

Упражнение «Учимся слушать музыку» (Разработано Ю.А. Разенковой)

Возьмите малыша на руки. Одна рука должна поддерживать его грудь, другая – ягодицы. Малыш смотрит на Вас. Спойте плясовую («Калинка-малинка-малинка моя» или любую другую) и одновременно чуть подбрасывайте малыша. Начните напевать другую мелодию. Танцуйте под ритмичную мелодию и нежно покачивайте малыша под спокойную песню. Так ребенок научится различать плясовые и спокойные мелодии.

Упражнение «Колокольчик на ленточке»

Чтобы познакомить ребенка с частями своего тела, можно прикрепить к запястью ручки колокольчик. Лучше всего зашить бубенцы в хлопчатобумажную игрушку и привязать к ножке или ручке ленточкой. Важно, чтобы малыш заметил колокольчик и стал им звенеть. Потом можно привязать колокольчик к другой ручке. Затем к ножке.

Упражнение «Шуршалки» (Разработано Ю.А. Разенковой)

  • Возьмите любую шуршащую бумагу, пленку, фольгу, оберточную бумагу, бумагу писчую или для компрессов.
  • Начните ей шуршать справа от малыша.
  • Если малыш не поворачивает голову, а только вслушивается, то покажите ему бумагу и пошуршите ей. Пусть он увидит, что это такое шуршит. Затем снова уберите бумагу от взгляда ребенка и начните шуршать справа. Малыш повернет голову.
  • Поменяйте бумагу (чтобы получился новый звук) и начните шуршать слева от малыша.

Упражнение помогает малышу научиться поворачивать голову в сторону источника звука и находить источник звука.

Если малыш не поворачивает голову в сторону звука, можно ему легонько помочь, повернув его головку в сторону. Помогать нужно только тогда, когда ребенок сам не может справиться!

Упражнение «Колокольчик»

  • Закройте бока кроватки ребенка простынкой. Сбоку от кроватки на расстоянии примерно 1 метра тихонько позвените колокольчиком (звук должен быть сначала негромкий, чтобы не испугать малыша). Позвените погромче. Малыш начнет вслушиваться и повернет голову в сторону источника звука. Тогда уберите простынку и дайте возможность малышу увидеть, что звенит. Когда ребенок найдет источник звука и зафиксирует на нем взгляд (до 10 секунд), уберите колокольчик.
  • Подойдите к другой стороне кроватки и повторите действия с другой стороны.
  • Затем дайте возможность ребенку схватить колокольчик. Приблизьте колокольчик к руке малыша, тихонько коснитесь колокольчиком его ручки, стимулируя захватывание предмета.
  • Для игры можно использовать и другие звучащие предметы, самодельные шуршалки.

Упражнение «Музыкальные звуки для самых маленьких» (Разработано Л.Н. Павловой)

  • Начните разговаривать с малышом, называйте его по имени, растягивайте при этом гласные: «Вот какая Кааааатенька! Девочка пригоооожая! Девочка хороооошая! Будет Катенька песенки пееееееть! Будет песенки слууушать. Сейчас мама Катеньке споет пеееесенку.»
  • Начинайте петь. Пойте одну музыкальную фразу: «Во поле береза стояла», «Ах, вы сени» или другую.
  • Сделайте паузу, дайте малышу возможность отреагировать на пение мамы. Ребенок оживляется, слушает, улыбается, гулит.
  • Исполните ту же фразу на музыкальном инструменте – музыкальной электронной игрушке, детском пианино, металлофоне.
  • Позвучите звуками, контрастными для пения – сыграйте на ложках, позвените колокольчиком, используйте шумовой инструмент («шум моря», «шум водопада», например), постучите на барабане.

В этом упражнении ребенок знакомится с разными звуковыми характеристиками окружающего мира – стук, шуршание, жужжание, треск, звон, журчание и т.д.)

Задача 6. Развитие зрительного сосредоточения у трехмесячного ребенка

В 3 месяца ребенок, с которым ранее проводились упражнения для развития зрительного сосредоточения, может плавно совершать глазами движения вслед за траекторией движения игрушки. Причем эта траектория уже сложная. Ребенок может плавно отслеживать перемещение предмета не просто справа – налево или вперед- назад, но и по кругу, змейкой, восьмеркой, с остановками.

Упражнение «Знакомое и незнакомое»

  • Вам понадобится игрушка, знакомая малышу, и новая игрушка.
  • Покажите ребенку знакомую игрушку с расстояния 60-70 см, перемещайте ее вправо – влево. Важно научить малыша активно следить за перемещающейся игрушкой, поэтому перемещайте ее то быстрее, то медленнее, делайте остановки для фиксации взгляда, меняйте траекторию перемещения игрушки.
  • Затем приблизьте игрушку к малышу. Если малыш не потянется за игрушкой, наложите ладошку малыша на предмет.
  • Затем те же действия проделайте с новой игрушкой. Чтобы ребенок хорошо рассмотрел игрушку, ее показ с перемещением должны быть длительными и медленными.
  • Затем попеременно покажите новую и старую игрушку.

Во время упражнения мама постоянно разговаривает с малышом, называет игрушки, действия, имя малыша, хвалит его.

Малыш в 3 месяца реагирует на исчезновение игрушки из его поля зрения (например, если Вы ее резко передвинули). Он замирает и начинает поворачивать голову, чтобы отыскать игрушку, которую он только что видел. Когда Вы проводите такие упражнения с ребенком, следите за тем, чтобы игрушка «убегала» не только вправо, но и влево, за голову малыша, вперед, т.е. в разных направлениях. Частая ошибка – что игрушка передвигается только в одну сторону – в сторону от стены (если кроватка малыша стоит у стены). Можно привязать игрушку к палочке, чтобы было легче ее перемещать.

В три с половиной месяца ребенок разглядывает (осмысленно) свои движущиеся ручки. А к 4 месяцам уже в состоянии оценить расстояние до предмета, который хочет схватить руками.

К трем месяцам у ребенка развивается конвергенция – способность фиксировать оба глаза на одной игрушке. Благодаря этому малыш может рассматривать игрушки и предметы на близком расстоянии.

К 3 месяцам развивается и бинокулярное зрение – способность воспринимать объект двумя глазами сразу. Ребенок видит одно изображение, так как видим его мы, взрослые.

В этом возрасте развивается цветовое восприятие. По этому поводу есть много разных и зачастую противоречивых мнений. Одни говорят, что младенец видит сначала только черно-белые картинки, потом начинает видеть красный цвет, и только потом другие цвета. Другие опровергают это с помощью современной техники и доказывают, что даже самые маленькие детки различают не просто цвета, а даже их оттенки. Но все сходятся в том, что к 4 месяцам малыш различает цвета. Поэтому в упражнениях и играх важно использовать предметы и игрушки разных цветов.

Что нужно знать о физическом развитии ребенка 3 месяцев

Что важное происходит в физическом развитии ребенка 3 месяцев? Как связан массаж и развитие мозга ребенка?

Как делать ребенку 3 месяцев дома массаж? Рекомендации врача. Пошаговая инструкция общеукрепляющего массажа.

Трехмесячный ребенок к концу этого месяца развития умеет:

  • Поворачивать голову в сторону невидимого источника звука, находить его глазами.
  • Вглядываться в звучащий предмет, найдя его (фиксация взглядом до 10 секунд и более)
  • Узнавать знакомые предметы (малыш по-разному реагирует на знакомые и незнакомые предметы)
  • Узнавать близких людей, радоваться им.
  • Привлекать внимание близких взрослых – оживляется, гулит, тянется к ним, улыбается.
  • Различать близких и незнакомых взрослых. К близким взрослым тянется, улыбается, смеется. К незнакомым взрослым безразличен.
  • По-разному реагировать на плясовую и спокойную мелодию. Плясовая мелодия вызывает комплекс оживления. При спокойной мелодии младенец вслушивается и замирает.
  • Умеет гулить – гулит эмоционально-выразительно, интонационно ярко в разных ситуациях. Начинает гулить сам. Или гулит после 1-3 минут «разговора» — переклички с мамой.
  • Умеет хорошо удерживать голову и спину с опорой на предплечья в положении лежа на животе. При этом наблюдает за взрослым или игрушками.
  • Хорошо удерживает голову в вертикальном положении, наблюдает окружающий мир, действия взрослых.
  • Рассматривать, захватывать, ощупывать игрушки. Способен играть с игрушкой до 3 минут.

Вот и закончилась наша встреча! Впереди – целый месяц удивительных открытий и радостного общения с малышом!

Основные показатели развития ребенка от рождения до 3 лет Вы найдете в статье Из нее Вы узнаете о научно-обоснованных и длительно апробированных в практике нормах развития ребенка по каждому возрастному этапу.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

К трем месяцам грудничок все больше адаптируется и привыкает к новому миру, приобретает полезные навыки и рефлексы. Реакции и эмоции становятся более разнообразными и осмысленными. Для малыша, как и в предыдущие месяцы жизни, остается важным грудное вскармливание и внимание мамы. Грудное молоко, телесный и эмоциональный контакт с мамой положительно влияет физическое и психической развитие ребенка.

Что умеет ребенок в 3 месяца

Развитие ребенка в 3 месяца характеризуется тем, что он научился осмысленному выражению эмоций. Появляется громкий смех, когда ребенок доволен, или резкий крик, когда малышу что-то не нравится. Кроме того, проявляются индивидуальные интонации голоса. Давайте перечислим, что должен уметь малыш в три месяца:

  • Управлять собственными руками;
  • Брать и удерживать игрушки в руках, подносить игрушки к собственному лицу, тянуться к подвешенным игрушкам руками;
  • Переворачиваться со спины на бок, со спины на живот и с живота на спину;
  • Приподниматься на локтях, лежа на животе;
  • Уверенно держать голову, лежа на животе;
  • Смеяться в голос;
  • Фиксировать взор на игрушке, мелких предметах и крупном узоре;
  • Замечать предмет положении лежа на спине, на боку и на животе, на руках у взрослого человека;
  • Следить за движением крупных объектов;
  • Вслушиваться в звук погремушки и поворачивать голову к источнику звука;
  • Смотреть на говорящего человека и вслушиваться в музыку, пение и т.д.

Как видно, физическое и психическое развитие ребенка ушло далеко вперед по сравнению с первыми неделями жизни. Кроме того, в третьем месяце у детей начинает развиваться обоняние. Теперь грудничок должен узнавать маму не только по прикосновениям, голосу или внешнему виду, но и по запаху.

Правильный уход за ребенком в 3 месяца

Питание , как и в предыдущие месяцы, должно полностью состоять из грудного молока. Только грудное вскармливание обеспечит правильное физическое и психическое развитие ребенка. Грудное молоко на 100% удовлетворяет потребности малыша в питье и пище. Оно насыщает организм грудничка необходимыми витаминами и минералами, укрепляет кости и формирует иммунитет, положительно влияет на работу внутренних органов.

К трем месяцам количество прикладываний составляет 6-10 раз днем с промежутком 2,5-3,5 часа и около двух раз ночью. Объем потребляемого молока при этом равен 100-150 мл за одно кормление.

Режим дня . Сон грудничка в три месяца сокращается до 10-11 часов ночью и до 5-6 часов днем. Нормы сна для детей в этом возрасте составляют 15-17 часов в сутки. В остальное время малыш ведет себя активно. Тогда и пригодятся развивающие игры, гимнастика, плавание и массаж. Постоянно разговаривайте с малышом, рассказывайте сказки и стишки. Не повышайте голос! В это время уже стоит отказаться от пеленания и укутывания. малыш должен двигаться свободно!

Гимнастика и плавание . Добросовестно выполняйте комплекс упражнений, который рекомендуют к выполнению педиатры. К стандартной гимнастике и плаванию в этот период добавляют закаливание в виде воздушных ванн. Занятия по плаванию можно проводить каждый день по 20-30 минут. Температура воды не должна быть ниже 32 градусов. При регулярных занятиях малыш скоро будет держаться на воде самостоятельно. Используйте поддержки, ныряния, толчки и повороты.

Гигиена – залог успешного развития и крепкого здоровья ребенка. Важно обеспечивать нормы гигиены, которые включают ежедневные купания и водные процедуры. Регулярно протирайте тело, руки и лицо влажными салфетками, протирайте глаза при помощи ватных дисков, смоченных в теплой воде. Подстригайте ногти ребенку, меняйте памперсы каждые 2-3 часа.

Мыть ребенка с мылом следует не чаще двух раз в неделю. После того, как закончились водные процедуры, тщательно вытирайте малыша. Он всегда должен быть сухим! Не забывайте и о себе. Чаще мойте руки, особенно перед кормлениями.

Массаж благоприятно влияет на здоровье и самочувствие малыша, успокаивает и расслабляет. Массируйте ножки и ручки, спинку и голову легкими движениями, не давите на тело и не сдавливайте кожу! При коликах хорошо помогают круговые движения по часовой стрелке. Кстати, к трем месяцам колики сокращаются и меньше мучают малыша! Во время массажа обязательно разговаривайте и общайтесь с ребенком. Не стоит начинать процедуры, если грудничок простужен или в плохом настроении. Подробнее, какие массажные процедуры подойдут для грудничка, читайте .

Прогулки важнейший элемент в развитии ребенка. В возрасте трех месяцев грудничку не достает витамина D, который укрепляет кости и предотвращает рахит. Солнечные лучи содержат большое количество данного витамина! Свежий воздух улучшает аппетит, сон и настроения. Малыш будет хорошо и крепко спать.

При комфортной температуре продолжительность прогулки составляет 1,5-2 часа два-три раза в день. В жару или холод не стоит гулять дольше 30-40 минут. При температуре свыше 25 градусов тепла, не гуляйте в промежуток времени между 11 и 16 часами. Держитесь в тени и используйте детские солнцезащитные средства , ведь нежная кожа грудничка способна обгореть за 5-10 минут.

Физическое развитие

У трехмесячного ребенка движение рук и ног становится более координированным. Дети становятся более подвижными, и многие из них уже легко переворачиваются со спины на животик и обратно. Грудничок может взять и поднести игрушку к лицу, подтянуть ручки к висящим игрушкам. В этом возрасте формируется взаимосвязь между зрением и слухом. Кроме того, ребенок растет, прибавляет в весе и росте. В таблице указаны примерные физические параметры, которые характерны для детей в 3 месяца.

У каждого ребенка свои особенности развития, поэтому показатели условны могут отличаться от нормы. Отклонения вовсе не говорят о проблемах в развитии и здоровье малыша. Если грудничок активный и бодрый, хорошо кушает и спит, нет поводов для беспокойства. Кстати, существует специальная формула, которая поможет рассчитать правильный вес грудничка в зависимости от возраста и массы при рождении. Эту формулу вы найдете .

Развивающие игры

Игры – неотъемлемый элемент в развитии ребенка. В три месяца грудничок уже свободно шевелит пальчиками, поэтому в это время начинают развивать мелкую моторику.

Давайте малыш специальные мешочки с наполнителем. Такие мешочки легко сделать самостоятельно. В качестве основной ткани берите натуральные материалы, которые не вызовут аллергии! Внутрь мешочка можно положить порезанную бумагу, вату, мелкие камушки, гречку или горох. Пусть малыш берет мешочки и ощупывает содержимое. Это не только развивает мелкую моторику, но и является хорошим массажем для рук.

Игры в этом возрасте простые и короткие. Они сопровождаются веселыми стишками и потешками. Постоянно разговаривайте с малышом, активно используйте различную мимику и выражения лица, различные интонации в голосе. Малыш уже может копировать мимические движения и некоторые звуки. Чаще включайте ребенку музыку. Чем она разнообразнее, тем лучше.

Не забывайте про игры с погремушкой. Она отлично развивает слух и внимание у ребенка. Выбирайте яркие погремушки, в три месяца малыш хорошо воспринимает красный, желтый и оранжевый цвета. При этом, игрушка не должна быть слишком громкой, иначе она напугает ребенка. А для развития зрения каждый день показывайте малышу игрушку средних размеров и умеренной яркости на расстоянии 40-50 см, затем медленно водите предмет из стороны в сторону. С каждой неделей постепенно увеличивайте расстояние.

Обязательно повесьте цветные игрушки над манежем или кроваткой ребенка. Выбирайте такие изделия, стукнув по которым, можно услышать звук. В это время малыша начинают знакомить с картинками. Выбирайте книжки с крупными яркими и простыми иллюстрациями. При просмотре обязательно проговаривайте и называйте каждый предмет и деталь.

Развивающие занятия и игры не должны длиться более 20 минут. При этом процедуры и упражнения должны постоянно меняться. Потому что один и тот же вид деятельности утомит ребенка, и он переключит внимание на другое. Кроме того, трехмесячный младенец далеко не все может воспринимать длительное время. Так, музыку и стишки он воспринимает 3-5 минут. Прекращайте игры, если малыш заплакал, устал или потерял интерес.

Лежа на животе трехмесячный ребенок опирается на ладошки и приподнимает уже не только голову, но и верхнюю часть туловища. В таком положении намного удобнее рассматривать окружающую обстановку. Трехмесячного малыша нельзя оставлять без присмотра ни на минуту, ведь он стал таким шустрым!

Рост и вес ребенка 3 месяцев

К концу третьего месяца ребенок набирает от 800 до 900 г. Вырасти он может примерно на 2,5 см.

Показатели нормы*. Возраст ребенка - 3 месяца

Нижняя граница нормы

Верхняя граница нормы

Вес мальчиков, кг

Вес девочек, кг

Рост мальчиков, см

Рост девочек, см

Окружность головы мальчиков, см

Окружность головы девочек, см

*Данные указаны согласно центильным таблицам отечественных педиатров

Что умеет ребенок в 3 месяца:

Узнавать игрушки, которые мама прячет на несколько дней, а потом показывает;

Активно двигать руками и ногами, рассматривая их;

Почти выпрямлять руки;

Узнавать близких людей и просто знакомых;

Удерживать в кулачке погремушку и играть ею;

Опираться на всю стопу, когда папа поддерживает подмышки.

Развитие ребенка в 3 месяца

Игрушки для ребенка трех месяцев

Главная роль в развитии ребенка в три месяца принадлежит игрушкам. Хорошо, если они разные - по фактуре, цвету, назначению, например, звенящие погремушки и матерчатые куколки, которые удобно держать в руке. Во время бодрствования ребенок все активнее двигается, он уже может познакомиться с подвесными игрушками и мобилем.

Совсем скоро он будет тянуться к погремушке осознанно.

Зрение ребенка 3 месяцев

С этого месяца зрение ребенка изменилось - он начал видеть предметы почти так, как взрослый. Если раньше он воспринимал мир каждым глазом отдельно, то сейчас его зрение становится бинокулярным. Малыш уже может рассматривать предметы с близкого расстояния: он хорошо фокусирует взгляд и видит детали предметов. Кроме того, ребенок знает, что игрушка не исчезает совсем, а только прячется. Покажите малышу игрушку и спрячьте его за спину. Ребенок понял, что игрушка временно пропала из поля зрения. Он вытянет шею и будет ждать, когда же игрушка появится снова.

Слух ребенка в 3 месяца

Слух маленького человека тоже становится острее. Поэтому надо использовать любые способы для его развития. С трехмесячного возраста специалисты рекомендуют включать ребенку разную музыку: быструю и медленную, тихую и в меру громкую. Чтобы ему было еще интереснее, хлопайте в ладоши в такт мелодии. Читайте ребенку детские стихи - их четкий ритм положительно влияет на развитие слуха, пойте песенки. Повесьте крохе на руку колокольчик и научите его сознательно звонить им. Благодаря этому упражнению ребенок знакомится со своим телом и тренирует слух. Ребенок ищет источники звука, поворачивая голову в его сторону. У него уже появляются «любимые» и «нелюбимые» звуки. Например, малыш с удовольствием прислушивается к своему гулению, которое с каждым днем становится все разнообразнее.

Здоровье ребенка в три месяца: витамин Д, прививки, плановый осмотр

Чтобы рос ребенок здоровым, не забывайте о ежемесячных плановых посещениях участкового педиатра. В три месяца у вас следующий план:

Сдайте анализы. Перед прививкой врач проверит мочу и кровь. Запасы железа в организме ребенка, накопленные еще до рождения, истощились, поэтому нужно следить за уровнем гемоглобина.

Сделайте ребенку комбинированную прививку от дифтерии, столбняка и коклюша (АКДС), а также от полиомиелита и гепатита В.

Обеспечьте профилактику рахита у детей с помощью витамина D. Если вы заметили у ребенка признаки рахита: ребенок стал больше потеть, у него появилась залысина на затылке, повысилась возбудимость, то, скорее всего, дело именно в нехватке витамина Д. Это распространенное явление на третьем - четвертом месяце жизни. Скажите об этом педиатру, он подберет препарат для лечения рахита у ребенка и определит дозу и длительность приема.

Психология детей 3 месяцев: почему ребенок плачет

Психологи установили интересный факт: оказывается, существует взаимосвязь между тем, понимает ли мама причину плача ребенка, и его интеллектуальным развитием после года. Конечно, в первые два месяца жизни ребенок плачет часто, и разобраться в причинах непросто. Но немного практики - и у вас все получится. К третьему месяцу вы уже научились понимать, что именно хочет «сказать» вам ребенок. Ведь плач - это в первую очередь способ общения. Как же еще малыш может объяснить, что он проголодался или что ему надоело смотреть на розового слона?

Если внимательно наблюдать за настроением ребенка, легко уловить различные оттенки его плача. Он может выражать просьбу, протест, испуг. «Голодный» плач слышится приблизительно каждые 3 часа. По первому звуку понятно, что ребенок настойчиво требует молока. А вот на мокрые подгузники малыш пока может не обращать внимания. Поэтому мама сама следит за этим.

Ребенок 3 месяцев часто плачет, когда хочет спать. Его глаза закрываются, а он изо всех сил этому сопротивляется. Такая дилемма нарушает его душевное равновесие, и… малыш начинает плакать. Его голосок в это время звучит очень обиженно. Крик ребенка ни в коем случае нельзя игнорировать. Он спокойнее себя чувствует, если наверняка знает, что его услышат и помогут. Не забывайте, что у каждого ребенка свои оттенки плача. У вашего малютки они особенные. И если в ответ на мамины действия он успокаивается, значит, вы хорошо понимаете друг друга.

Упражнения для детей трех месяцев

1. Ходьба

В упражнениях для новорожденных детей активно используются рефлексы. Одно из них - врожденное «умение» ходить. Возьмите ребенка подмышки и держите в вертикальном положении, чтобы он чуть прикасался ступнями к поверхности. Кроха рефлекторно сделает пару шагов. Если же у него не возникнет желания «пройтись», слегка наклоните верхнюю часть туловища вперед, и он наверняка шагнет. Только не переусердствуйте: помните, что мышцы и кости у ребенка еще очень слабые.

2. Разведение бедер

Положите ребенка на спинку и согните его ноги в коленях. Поддерживая за область коленных суставов, полукруговым движением осторожно разведите бедра в стороны.

3. Ползание

Положите ребенка на живот, разведите колени в стороны и согните ножки. Дайте малышу упереться стопами в ваши ладони. Ребенок оттолкнется от них и чуть-чуть проползет.

Что делать, если:

- у ребенка появилась сыпь

В большинстве случаев высыпания на коже ребенка это потница, опрелости или аллергия. С высыпаниями у детей легко справиться: чаще меняйте подгузники, устраивайте ребенку воздушные ванны, исключите аллерген. Но если на коже ребенка появились гнойнички, есть повод вызвать врача.

Гнойничковые заболевания кожи обычно провоцируются стрептококками и стафилококками. У новорожденных эти возбудители вызывают пузырчатку. Появлению сыпи у ребенка способствует недостаточно тщательный уход за кожей младенца. Также источником инфицирования может быть ухаживающий за ребенком человек с гнойничковыми заболеваниями.

Симптомы пузырчатки: на шее новорожденного, в подмышечных впадинах, на животе и в паховой области появляются маленькие пузырьки, наполненные серозно-гнойным содержимым; оболочка пузырей очень тонкая и легко прорывается, из них вытекает инфицированная жидкость, которая заражает соседние участки кожи. Болезнь обычно протекает с температурой, но при лечении длится 6-8 суток и заканчивается выздоровлением.

Так как заболевание очень заразно, оно может быстро распространяться в родильных домах. Поэтому как только вы принесете ребенка домой, осмотрите внимательно его кожные покровы. И если заметите что-то похожее на пузырьки, то сразу же скажите об этом лечащему врачу. Помните, что лучший способ избежать заболевания - это его профилактика. Следите за состоянием кожи младенца, а также за своим здоровьем, и высыпаний на коже у ребенка не будет.

- у ребенка 3 месяцев судороги, дрожь в ручках и ножках

Нервная система ребенка еще только развивается, иногда она не поспевает за семимильными шагами, которые делает ваш ребенок на пути своего развития.

Если вы заметили, что ваш ребенок пытается перевернуться, потягивается и при этом у него возникает дрожь в конечностях, то, скорее всего, это не опасно. Скоро движения ребенка станут более четкими, скоординированными, дрожь исчезнет. Однако всегда говорите с вашим педиатром о том, что вас тревожит дрожь у ребенка.

Нравится