Роль семьи в воспитании ребенка. Детский сад: плюсы и минусы Положительные и отрицательные стороны домашнего воспитания

Все хорошо знают, что у каждого воспитательного метода есть свои сильные и слабые стороны. Но часто ли мы задумываемся о том, какое воспитание, на самом деле, подходит нашему ребенку? Что окажет на маленького человечка самое благополучное влияние и поможет вырастить из него честного, доброго и порядочного человека с твердыми моральными убеждениями? Как способна воздействовать на него религия и что это принесет ребенку в его будущем?

Положительные стороны религиозного воспитания

Помимо выражения «про опиум», справедливости ради, не помешает вспомнить еще одно: «Если религия – это наркотик, то атеизм можно назвать газовой камерой». И в этом есть своя огромная доля истины. Что дает религиозное воспитание ребенку?

  • Прежде всего, такое воспитание прививает уважение.

Ваш ребенок научится уважать свою семью, родителей, а также других родственников и окружающих его людей, а если повезет, окружающий мир – природу, животных, а также тех, кто от него отличается.

  • Религия прививает ребенку семейные ценности. Это, очень важно. Человек, имеющий семью, понимает всю ответственность за нее перед Богом. Во многих религиях не допустимы разводы.
  • Человек, воспитанный в религии, никогда не будет одинок . Потому что у него есть Бог. По статистике, среди религиозных людей, очень низкий процент самоубийств. Религия формирует ощущение принадлежности человека к семье, религии, народу.
  • Религиозное воспитание дает уравновешенность . Ежедневное чтение молитв помогает расслабиться, успокоиться и формирует здоровый оптимизм и веру в чудо, которых очень не хватает в современной жизни.
  • Терпимость. Осознание того, что все в мире – «творения Божьи», а это значит, что окружающие люди, животные, а также растения, заслуживают, как минимум, понимания их значимости перед Богом.
  • Целомудренность – одна из самых положительных сторон воспитания в религии. Это касается не только физического тела. В религиозном воспитании очень много внимания уделяется целомудренности и чистоте мыслей, что способно уберечь от разных проявлений моральной неустойчивости и эгоизма – «гордыни».
  • Понятие греха . Детям, воспитанным в религии, с рождения прививаются моральные ценности, очень четко разграничивается плохое и хорошее, внушается мысль, что за плохой поступок всегда нужно ответить, как минимум, перед Богом.
  • Религия учит умеренности. Это касается всех сфер жизни человека. Умеренность и воздержанность в еде, личных отношениях, отсутствие проявлений фанатизма, способного привести к страшной беде.

Отрицательные стороны религиозного воспитания

Как известно, в любом воспитательном методе имеются и отрицательные стороны. Есть ли они в религиозном воспитании? Давайте разберемся.

  • Прихожан церкви, «божьих рабов», на церковном языке называют «паствой». То есть, говоря по иному, ведомыми «овцами», где роль ведущего отведена священнику. А кому нравится быть «овцой» и «рабом»? Лично меня, эти сравнения всегда коробили и я бы не хотела прививать такое «смирение перед Богом» своему ребенку.
  • Религия разделяет мир на «черное» и «белое», четко обозначая, что такое грех. Это, конечно же, не принесет вреда, даже наоборот, поможет сформировать моральные принципы. Однако не стоит забывать о том, что мир многоцветен и когда-нибудь придется рассказать ребенку о его оттенках. Главное, не сломать при этом уже сложившуюся систему ценностей.
  • Одна из ведущих религиозных установок – «…мы все под Всевышним…», а также: «Бог воздаст, направит и поможет». Это, в свою очередь, учит перекладывать ответственность за свою жизнь на «Бога», а не брать ее на себя.
  • В религии много разных мифов, легенд и неподтвержденной фактами «мистической установки», утверждающей присутствие в жизни невидимого Бога, от которого зависит практически все. И эти истины считаются аксиомой и они не подвергаются сомнениям. Все остальное «инакомыслие» недопустимо. Религии, требующей бездоказательного принятия всех постулатов, не нужна пытливая «паства рабов», которая может подвергнуть сомнению «непреложные истины» и будет искать свои ответы.

Так нужно ли ребенку религиозное воспитание? Возможно, оно не помешает, но без фанатизма.

Во всем нужно соблюдать равновесие, особенно в воспитании детей.

Думаю, было бы разумным оставить ребенка в покое, но при этом прививать ему моральные ценности и воспитывать уважение к окружающему миру. А нужно ли смешивать это с религией или нет, пусть ваш ребенок решит сам, когда вырастет.

А как считаете вы?

Мы выяснили, что современная педагогика представляет собой систему научных отраслей: педагогика раннего возраста, дошкольная педагогика, коррекционная и др. Одной из отраслей является семейная педагогика.

Все отрасли педагогической науки, исследующие широкий круг общих и специальных проблем, глубоко отражающих связи между соответствующими педагогическими явлениями, «родственны» между собой. «Роднит» их предмет, который они изучают, а именно: сущность воспитания, его глубинные внутренние механизмы, взаимосвязь с развитием личности и внешними условиями ее существования. Но каждая из отраслей современной педагогики изучает сущность воспитания под своим конкретным углом зрения, учитывая возрастные и иные особенности воспитуемых, специфику взаимодействия между субъектами воспитательного процесса. В зависимости от указанных особенностей различаются цели, содержание и построение воспитательного процесса в том или ином социальном институте: семейном или общественном.

На сегодняшний дней область семейного воспитания менее изучена по сравнению с общественным воспитанием. Это объясняется рядом причин.

1. Долгие годы в нашей стране осуществлялась государственная политика, ориентированная преимущественно на общественное воспитание, что принижало роль семьи как социального института, делало малоактуальным изучение теории и практики семейного воспитания.

2. Семья, будучи одним из сложнейших образований в истории человечества, имеет много взаимосвязанных направлений своей деятельности (функций), поэтому изучение особенностей семейного воспитания невозможно вести автономно, в рамках одной педагогики: необходим междисциплинарный комплексный подход.

3. Семейная жизнь и домашнее воспитание – сложные предметы научного исследования, поскольку зачастую представляют собой «тайну за семью печатями», в которую люди неохотно впускают посторонних, в том числе и исследователей.

4. Исследование семьи требует разработки и применения, наряду с традиционными, иных методов, чем те, которые активно и достаточно результативно используются в педагогике при изучении воспитательно-образовательного процесса в детском саду, школе, колледже, вузе.

Воспитание в семье всегда определялось как домашнее (иногда – домашне-семейное). При этом учитывается, что домашнее воспитание может осуществляться членами семьи, а также специально приглашенными, иногда профессионально подготовленными к воспитательной деятельности лицами (няня, бонна, гувернер и др.). В современных условиях домашнее воспитание дополняется общественным: дети посещают дошкольное учреждение, школу, прогулочную группу, студию, школу искусств, спортивную секцию и др.

Две ветви воспитания – в семье и в общественных учреждениях – сложились в глубокой древности, уходят своими корнями в историю человечества на заре его существования. Обе ветви представляют собой неоднозначные явления: им присуще много общего, но имеются и важные, принципиальные различия. Так, задачи воспитания в условиях семьи и общественных образовательных учреждений, будучи конкретно-историчными, зависящими от особенностей жизни человека в обществе на определенном этапе его развития, отличаются соотношением эмоционального и рационального компонентов: в семье преобладает первый, в общественном воспитании главенствует второй. Другими словами, общественному воспитанию недостает теплоты и естественности семьи, в нем, как справедливо отмечал М.М.Рубинштейн, всегда присутствует доля рассудочности и холодности.

Известные различия наблюдаются в целях, принципах, содержании общественного и семейного воспитания. В дошкольном учреждении, школе и других образовательных учреждениях цель носит объективный характер, поскольку подчинена «заказу» общества на воспитание необходимых ему членов. В семье цель воспитания отличается известным субъективизмом, потому что в ней выражаются представления конкретной семьи о том, каким она хочет вырастить своих детей. При этом во внимание принимаются реальные и мнимые способности ребенка, другие индивидуальные особенности.

Таким образом, цели семейного и общественного воспитания могут не совпадать, а иногда и противоречить друг другу. Можно с полным правом сказать о том, что в дошкольном учреждении, школе цели, принципы, содержание воспитания имеют научную базу, «прописаны» в программных документах, сформулированы для определенного образовательного учреждения, дифференцированы по возрастным категориям воспитанников, в то время, как в семье часто носят несформулированный характер, варьируются в зависимости от целого ряда причин.

Методы воспитания, которые используются в детском саду (или другом образовательном учреждении) и семье, отличаются и по своему набору, и, что особенно важно, по содержанию, а, следовательно, по психологической сущности, эффективности воздействия на ребенка. В семейных методах воспитания отсутствует печать преднамеренности, свойственная детскому саду, зато наблюдается больше естественности, обращенности к конкретному ребенку, имеющему свой жизненный опыт, определенные привычки, пристрастия и интересы. Таким образом, в каждой семье складывается своя индивидуальная воспитательная система. Конечно, у значительной части современных семей воспитательная система не столь научна, как в дошкольном учреждении, школе, она в большей степени базируется на бытовых представлениях о ребенке, средствах и методах воздействия на него.

Воспитательная система семьи формируется эмпирическим путем: она постоянно апробируется в опыте, содержит много педагогических «находок», хотя зачастую не лишена просчетов и серьезных ошибок. В семьях, где озабочены воспитанием детей, система воспитания подвергается анализу, оценке, что делает ее выстраданной, эмоционально окрашенной. Система семейного воспитания может быть стройной и упорядоченной, но это при условии, что родители имеют определенную цель воспитания, проводят ее в жизнь, используя методы и средства воспитания, учитывающие особенности ребенка и перспективы его развития.

Иная система домашнего воспитания складывается в семье, где взрослые не утруждают себя серьезными думами о судьбе ребенка, не создают условий для его полноценного развития. Игнорирование интересов ребенка, удовлетворение лишь его самых необходимых потребностей, предоставление ему неограниченной свободы – это тоже признаки системы домашнего воспитания, но системы безалаберной, попустительской, жестокой по отношению к маленькому ребенку, для полноценного развития которого необходимы любовь, поддержка, забота, разумная помощь взрослых, прежде всего близких ему людей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что общественное воспитание, по сравнению с семейным, отличается большей научной обоснованностью, целенаправленностью, планомерностью. Однако это не обеспечивает приоритет общественного воспитания в формировании личности ребенка, особенно в первые годы его жизни. Наука и практика убеждают в решающей роли семьи в развитии ребенка. А причина этого таится в принципиальном различии характера доминирующей взаимосвязи субъектов воспитания в семье и учреждениях общественного воспитания.

В семейном воспитании взаимосвязь субъектов (супругов, родителей, детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер, других родственников) отличается неформальным характером, строится на контактах «лицом к лицу». В семье, как правило, нет жестко заданной системы взаимоотношений по вертикали, строгой структуры власти, в которой статусы и роли заранее предписаны. Степень тесноты контактов между членами усугубляется отношениями родства, любви, привязанности, доверия и ответственности друг за друга, отличается широким диапазоном проявлений, эмоциональностью, открытостью. Семья для ребенка – наименее ограничивающий, наиболее мягкий тип социального окружения.

Общественное воспитание осуществляется обществом, государством и организациями, создаваемыми для этой цели (детскими садами, школами и др.). Поэтому взаимосвязь субъектов воспитания в общественном образовательном учреждении имеет институционально-ролевой характер, т.е. в значительной мере определяется функциональными обязанностями педагога, хотя и может смягчаться или, напротив, ужесточаться в зависимости от его личностных качеств. Однако отношения «педагог – ребенок», «педагог – дети», «педагог – коллеги», «педагог – администрация» более фиксированы, чем отношения между членами семьи и ребенком в условиях домашнего воспитания.

Приведем схему, разработанную Е.П. Арнаутовой и В.М. Ивановой, где рассматриваются недостатки и положительные стороны общественного и семейного воспитания (табл. 1).

На основе приведенной таблицы можно сделать вывод о том, что каждый из социальных институтов имеет свои преимущества и недостатки. Так, воспитываясь только в семье, получая любовь и привязанность со стороны ее членов, опеку, заботу ребенок, не вступая в общение (контакт) со сверстниками, может вырасти эгоистичным, не приспособленным к требованиям жизни социума, окружающей среды.

Таблица 1

Сравнение общественного и семейного воспитания

Детский сад

Недостатки

Преимущества

Деловая форма общения воспитателя с детьми, сниженная его интимность, эмоциональная недостаточность

Наличие сменяющих друг друга воспитателей с разными программами их поведения, методами воздействия на ребенка. Обращенность воспитателя ко всем детям, недостаточность индивидуального общения с каждым ребенком.

Сравнительная жесткость режима дня. Общение с детьми одного возраста

Сравнительно мягкие отношения между родителями и ребенком, эмоциональная насыщенность отношений

Постоянство и длительность педагогической программы поведения родителей, воздействий их на ребенка

Индивидуальная обращенность педагогических воздействий к ребенку. Подвижный режим дня. Возможность общаться с детьми-родственниками разных возрастов

Преимущества

Недостатки

Наличие и использование программы воспитания и обучения дошкольников, педагогических знаний у педагогов, научно-методических пособий

Целенаправленный характер воспитания и обучения детей

Условия жизни и быта научно разработаны для воспитания и обучения детей. Применение методов воспитания, обучения, адекватных возрастным особенностям и возможностям дошкольников, понимание их духовных потреб-ностей

Умелое применение оценки деятельности и поведения детей как стимула их развития. Разнообразная содержательная деятельность детей в детском обществе. Возможность играть и общаться с широким кругом сверстников

Отсутствие программы воспитания, наличие отрывочных представлений у родителей о воспитании, использование родителями случайной педагогической литературы

Стихийный характер воспитания и обучения ребенка, использование отдельных традиций и элементов целенаправленного воспитания.

Стремление взрослых создать в семье условия для себя, непонимание ими важности этих условий для ребенка

Непонимание возрастных особенностей дошкольников, представление о детях как об уменьшенной копии взрослых, инертность в поисках методов воспитания

Непонимание роли оценки в воспитании и обучении ребенка, стремление оценивать не его поведение, а его личность. Однообразие и малосодержательность деятельности ребенка в семье. Недостаток общения с детьми в игре. Неумение дать ребенку объективную харак-теристику, проанализировать свои методы воспитания

Таким образом, общественное и семейное воспитание имеют целый ряд принципиальных отличий, которые необходимо учитывать для того, чтобы обеспечить их целесообразное взаимодействие, взаимодополнение в реальном образовательном пространстве.

C каждым годом обучение на дому становится популярнее на только за рубежом, но и в России. Однако, прежде чем перевести ребенка на домашнее обучение, лучше тщательно взвесить все положительные и отрицательные моменты этого вида образования.

ПОЧЕМУ«ДА»:

Свобода выбора

В данном случае можно выбрать предметы и количество часов, которые необходимо затратить на их изучение. Здесь ни в коме случае не говорится о том, что ребенок не будет изучать основные общеобразовательные предметы. Просто появится возможность ориентироваться на возможности и на уникальные учебные способности ребенка, а значит выбирать, какие предметы в каком возрасте и в каком объеме можно будет изучать.

Физическая свобода

После того, как удалось справиться с некоторой прострацией после добровольного ухода из школы, многие родители детей, обучающихся дома, испытывают подлинное чувство свободы. Жизнь семьи больше не строится вокруг школьного расписания, заданий на дом и дополнительных школьных мероприятий. Эти семьи теперь могут планировать внесезонные отпуска, посещать парки и музеи в будние дни, и жить в режиме, который является наболее удобным для них.

Эмоциональная свобода

Нельзя забывать, что, к сожалению, давление со стороны сверстников, конкуренция и скука - неотъемлемая часть типичного школьного дня. Это, конечно же, может обернуться огромной проблемой для ребенка, в особенности для девочки. Исследования показали, что уровень самооценки девочек, которые обучаются дома значительно выше уровня самооценки девочек из общеобразовательных школ. Дети, обучающиеся дома, могут одеваться, вести себя и думать так, как они хотят, не опасаясь насмешек сверстников и необходимости «вписаться». Эти дети живут в реальном мире, где ничего не диктуется очередными подростковыми тенденциями.

Религиозная свобода

Во многих семьях религиозная жизнь является неотъемлемой частью жизни повседневной и школа вносит некоторый диссонанс. И домашнее обучение предоставляет возможность интеграции их убеждений в каждодневную жизнь.

Более тесные семейные узы

Каждая семья, которая прошла через опыт домашнего обучения, может без сомнений отметить то, что этот вид обучения способствует укреплению связей между всеми членами семьи. Подростки и их родители остаются в огромном выигрыше, ведь как только начинается домашнее образование, мятежное и разрушительное поведение подростка заметно уменьшается.

Хорошо отдохнувшие дети

Все больше и больше исследований показывают, что сон имеет жизненно важное значение для эмоционального и физического благополучия детей, особенно тинэйджеров и детей предподросткового возраста. Последствия ранних утренних занятий могут быть разрушительными для многих детей, особенно для тех, биологические часы которых не активны утром.

Работа не в спешке

Дети, обучающиеся дома могут выполнить за несколько часов то, что типичные школьники в общеобразовательных школах выполняют неделями. Причиной этому является тот факт, что дома дети не обязаны следовать определенным схемам, и могут изучать предмет именно тем способом, которым они хотят. Неудивительно, что в общеобразовательных школах у детей такое огромное количество домашнего задания, большую часть которого они просто не успевают выполнять, дома же у ребенка нет формального «домашнего задания», результатом чего является более эффективное и размеренное изучение предмета

Огромный спектр предметов

Выбрав систему домашнего образования, вы не должны работать с заранее установленным расписанием. Есть много вещей, которым можно научиться, и которых нет в программе общеобразовательных школ - латынь, садоводство, шитье, живопись, музыка, дизайн… список можно продолжать и продолжать. Каждый год можно найти что-то новое и очень интересное для вас и вашего чада.

Эффективный график обучения

Домашнее образование - это отличный шанс подстроиться под биологические часы ребенка. Можно определить пик его активности и составить такое расписание, при котором обучение будет проходить максимально эффективно.

ПОЧЕМУ «НЕТ»:

Ограничения во времени

С этим не поспоришь - обучение за пределами типичной школы будет занимать много времени. Некоторые думают, что большая часть домашнего обучения протекает просто за учебниками. Но на деле подготовка каждого урока требует много усилий - нужно найти материал, создать расписание и составить план занятий. И чтобы учеба на дому протекала интересно и эффективно, следует посещать множество мероприятий, совершать культпоходы, и это, несомненно, будет занимать практически все ваше время.

Финансовые ограничения

Зачастую, чтобы обучать дома детей, одному из родителей приходится жертвовать своей карьерой. Это может оказаться очень сложным для семей, которые пытаются сбалансировать свой бюджет. Но удивительно, что большинство семей, которые все-таки решились обучать своих детей дома, считают, что такие жертвы стоят конечной цели - учебы и развития их детей в свободе.

Социальные ограничения

Это очевидно, что выбрав путь домашнего образования, родители резко ограничивают социальные связи своего ребенка. Ведь именно в школе ребенок учится тому, как устроено наше общество и знакомится с элементарной социальной иерархией. И даже, если вы сумеете вовлечь свое чадо в различные кружки и клубы, этого не всегда будет достаточно - ребенок должен проводить большую часть своего времени со сверстниками, чтобы учиться тому, как вести себя.

Личные ограничения

Может получиться так, что все свое время вы будете проводить со своим ребенком, будете уставать, и у вас совсем не остается времени на самого себя. Через такое проходят почти все родители. Поэтому не стоит забывать о своих потребностях, и выходные нужны в любом деле, даже в образовании своих детей.

Тот факт, что нужно находиться рядом с детьми 24 часа в сутки, 7 дней в неделю

Не стоит отрицать того, что если вы все-таки выберете путь домашнего образования, вам придется проводить много времени со своим ребенком. И если вам это не по душе - то домашнее образование не для вас. И хотя временами это может казаться просто невыносимым, большинство родителей, которые обучают своих детей дома, считают, что их повседневные взаимоотношения с детьми, положительные и отрицательные, дают огромную возможность как для личного, так и для семейного роста.

Жизнь за рамками «нормы»

Как и любая деятельность, бросающая вызов «нормальному» образу мышления, домашнее образование может быть воспринято как странность в лучшем случае, и большинство людей не смогут согласиться с тем, что обычный родитель может преуспеть в том, в чем обученные профессионалы не добиваются успехов. Если вы не готовы переходить границы «нормы», то домашнее образование не для вас.

Вся ответственность за вашего ребенка лежит на вас

И это очень большая ответственность. Если когда ваш ребенок посещал обычную школу, вы всегда могли обвинить учителя в том, что он не достаточно понятно объяснил предмет, то теперь винить будет некого, кроме самого себя. Если ваш ребенок не сможет читать, писать или говорить правильно, то это будет только вашей виной и будет свидетельством того, что вы не являетесь хорошим педагогом и родителем.

Стандартизированные тесты

Ребенок, обучавшийся дома обычно не очень хорошо проходит стандартизированные тесты, а они являются очень важными при поступлении в ВУЗ. Конечно, можно внедрить школьную систему оценок в ваш метод домашнего обучения и проходить много тестов, но в большинстве случаев это не помогает. Так что, будьте готовы к тому, что даже если ваш ребенок будет владеть предметом очень хорошо, он не сможет показать всех своих знаний при прохождении стандартизированных тестов.

Сложная обратная адаптация

Само собой вашему ребенку, так или иначе, придется вернуться обратно в систему образования, будь то последние годы школы, или университет. И поверьте, это будет совсем не просто - период адаптации может занять от недели до целого года, и на протяжении всего этого времени, ребенок будет чувствовать себя не в своей тарелке.

И если после ознакомления со всеми положительными и отрицательными сторонами домашнего образования вы хотите его попробовать - дерзайте, ведь нет ничего лучше самоличного формирования того, кем будет ваш ребенок в будущем.

По материалам сайта «Планета школ»

Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья – это такое образование, которое “охватывает” человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Задачи семьи состоят в том, чтобы:
- создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
- стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;
- передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
- научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
- воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного “я”.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.
Важность влияния семьи на становление и развитие личности ребенка стала очевидной. Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут, в определенных границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми.

Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям».
Рассмотрим влияние семьи на ребенка .
1. Семья выступает как основа чувства безопасности. Отношения привязанности важны не только для будущего развития взаимоотношений – их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стрессогенных ситуациях. Так, семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенка при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования. Кроме того, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.

2. Важными для ребенка становятся модели родительского поведения. Дети обычно стремятся копировать поведение других людей и наиболее часто тех, с которыми они находятся в самом близком контакте. Отчасти это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другим.

Похоже, что аналогичные влияния испытывают и межличностные отношения. В этой связи важно отметить, что дети учатся у родителей определенным способам поведения, не только усваивая непосредственно сообщаемые им правила (готовые рецепты), но и благодаря наблюдению существующих во взаимоотношениях родителей моделей (примера). Наиболее вероятно, что в тех случаях, когда рецепт и пример совпадают, ребенок будет вести себя так же, как и родители.

3. Семья играет большое значение в приобретении ребенком жизненного опыта. Влияние родителей особенно велико потому, что они являются для ребенка источником необходимого жизненного опыта. Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе. Кроме того, с детьми важно много беседовать.
Дети, жизненный опыт которых включал широкий набор различных ситуаций и которые умеют справляться с проблемами общения, радоваться разносторонним социальным взаимодействиям, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.

4. Семья выступает важным фактором в формировании дисциплины и поведения у ребенка. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении.
У родителей ребенок учится тому, что ему следует делать, как вести себя.

5. Общение в семье становится образцом для ребенка. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.
Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, – здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий – там он свой.

Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка – это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости...

Есть определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга.

Недополучивший родительской любви ребенок вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда – замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым. Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия.

Если в семье нет гармонии чувств, то в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.

Другой особенностью семейного воспитания является тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит – различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения. Один и тот же человек может быть и воспитуемым и воспитателем: дети – мамы, папы – бабушки и дедушки – прабабушки и прадедушки. И несмотря на этот клубок противоречий, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домашнее хозяйство, устраивают праздники, создают определенные традиции, вступают в самые различные по характеру взаимоотношения.

Особенность семейного воспитания - органичное слияние со всей жизнедеятельностью растущего человека: включение ребенка во все жизненно важные виды деятельности – интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентированную, художественно-творческую, игровую, свободного общения. Причем проходит все этапы: от элементарных попыток до сложнейших социально и личностно-значимых форм поведения.
Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. Его благотворное (либо неблаготворное) влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома: в школе, на работе, на отдыхе в другом городе, в служебной командировке. И сидя за школьной партой, ученик мысленно и чувственно невидимыми нитями связан с домом, с семьей, с множеством волнующих ею проблем.

Однако семья таит в себе определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать в воспитательном процессе, являются:
- неадекватное воздействие факторов материального порядка: избыток или недостаток вещей, приоритет материального благополучия над духовными потребностями растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;
- бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;
- авторитаризм либо «либерализм», безнаказанность и всепрощенчество;
- безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;
- отсутствие нормального психологического климата в семье;
- фанатизм в любых его проявлениях;
- безграмотность в педагогическом отношении, противоправное поведение взрослых.

Еще раз повторю, что среди разнообразных функций семьи первостепенное значение, бесспорно, имеет воспитание подрастающего поколения. Эта функция пронизывает всю жизнь семьи и связана со всеми аспектами ее деятельности.
Однако практика семейного воспитания показывает, что оно не всегда бывает «качественным» в силу того, что одни родители не умеют растить и способствовать развитию собственных детей, другие не хотят, третьи не могут в силу каких-либо жизненных обстоятельств (тяжелые болезни, потеря работы и средств к существованию, аморальное поведение и др.), четвертые просто не придают этому должного значения. Следовательно, каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, или, по-научному - воспитательным потенциалом. От этих возможностей и от того, насколько обоснованно и целенаправленно родители используют их, зависят результаты домашнего воспитания.

Понятие «воспитательный (иногда говорят - педагогический) потенциал семьи» появилось в научной литературе сравнительно недавно и не имеет однозначного толкования. Ученые включают в него много характеристик, отражающих разные условия и факторы жизнедеятельности семьи, которые определяют ее воспитательные предпосылки и могут в большей или меньшей степени обеспечить успешное развитие ребенка. Принимаются во внимание такие особенности семьи, как ее тип, структура, материальная обеспеченность, место проживания, психологический микроклимат, традиции и обычаи, уровень культуры и образования родителей и многое другое. Однако необходимо иметь в виду, что ни один из факторов сам по себе не может гарантировать тот или иной уровень воспитания в семье: их следует рассматривать только в совокупности.

Условно эти факторы, характеризующие жизнедеятельность семьи по разным параметрам, можно подразделить на социально-культурный, социально-экономический, технико-гигиенический и демографический (А.В.Мудрик). Рассмотрим их подробнее.

Социально-культурный фактор. Домашнее воспитание во мно¬гом определяется тем, как относятся родители к этой деятельности: равнодушно, ответственно, легкомысленно.

Семья - сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоциональное самочувствие всех ее членов, через призму которого воспринимается весь остальной мир и свое место в нем. В зависимости от того, как ведут себя с ребенком взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей, малыш воспринимает мир притягательным или отталкивающим, доброжелательным или угрожающим. В результате у него возникает доверие или недоверие к миру (Э.Эриксон). Это является основой формирования позитивного самоощущения ребенка.

Социально-экономический фактор определяется имущественными характеристиками семьи и занятостью родителей на работе. Воспитание современных детей требует серьезных материальных затрат на их содержание, удовлетворение культурных и иных потребностей, оплату дополнительных образовательных услуг. Возможности семьи материально содержать детей, обеспечивать их полноценное развитие во многом сопряжены с общественно-политическим и социально-экономическим положением в стране.

Технико-гигиенический фактор означает, что воспитательный потенциал семьи зависит от места и условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни семьи.

Удобная и красивая среда обитания - это не дополнительное украшение в жизни, она оказывает большое влияние на развитие ребенка.
По воспитательным возможностям различаются сельские и городские семьи.

Демографический фактор показывает, что структура и состав семьи (полная, неполная, материнская, сложная, простая, однодетная, многодетная и т.д.) диктуют свои особенности воспитания детей.

Принципы семейного воспитания

Принципы воспитания – практические рекомендации, которыми следует руководствоваться, что поможет педагогически грамотно выстраивать тактику воспитательной деятельности.
Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, должна быть выстроена система принципов семейного воспитания:
- дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности и любви;
- родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он;
- воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;
- диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания;
- личность самих родителей – идеальная модель для подражания детей;
- воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;
- все виды деятельности, организуемые в семье, должны быть построены на игре;
- оптимизм и мажор – основа стиля и тона общения с детьми в семье.

К важнейшим принципам современного семейного воспитания можно отнести следующие: целенаправленности, научности, гуманизма, уважения к личности ребенка, планомерности, последовательности, непрерывности, комплексности и систематичности, согласованности в воспитании. Рассмотрим их более подробно.

Принцип целенаправленности. Воспитание как педагогическое явление характеризуется наличием социально-культурного ориентира, который представляет собой и идеал воспитательной деятельности, и ее предполагаемый результат. В значительной степени современная семья ориентируется на объективные цели, которые формулируются в каждой стране как главный компонент ее педагогической политики. В последние годы в качестве объективных целей воспитания выступают непреходящие общечеловеческие ценности, изложенные в Декларации прав человека, Декларации прав ребенка, Конституции РФ.
Субъективную окраску целям домашнего воспитания придают представления конкретной семьи о том, какими она хочет вырастить своих детей. В целях воспитания семья также учитывает этнические, культурные, религиозные традиции, которым она следует.

Принцип научности. В течение веков домашнее воспитание зиждилось на житейских представлениях, здравом смысле, традициях и обычаях, передаваемых из поколения в поколение. Однако в последнее столетие педагогика, как и все человековедческие науки, продвинулась далеко вперед. Получено много научных данных о закономерностях развития ребенка, о построении воспитательного процесса. Осмысление родителями научных основ воспитания помогает им добиться более высоких результатов в развитии собственных детей. Ошибки и просчеты в семейном воспитании связаны с непониманием родителями азов педагогики и психологии. Незнание возрастных особенностей детей приводит к использованию случайных методов и средств воспитания.

Принцип уважения к личности ребенка – принятие ребенка родителями как данность, таким, каков он есть, со всеми особенностями, специфическими чертами, вкусами, привычками безотносительно к каким бы то ни было внешним эталонам, нормам, параметрам и оценкам. Ребенок пришел в мир не по своему желанию и хотению: в этом «повинны» родители, поэтому не следует сетовать на то, что малыш в чем-то не оправдал их ожидания, а уход за ним «съедает» много времени, требует самоограничения, терпения, выдержки и т.п. Родители «наградили» ребенка определенной внешностью, природными задатками, особенностями темперамента, окружили вещной средой, используют в воспитании те или иные средства, от чего зависит процесс формирования черт характера, привычек, чувств, отношения к миру и многое другое в развитии малыша.

Принцип гуманности – регламентация отношения взрослых и детей и предположение, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, сотрудничестве, любви, доброжелательности. В свое время Януш Корчак высказал мысль о том, что взрослые пекутся о собственных правах и негодуют, когда на них кто-то посягает. Но они обязаны уважать права ребенка, такие, как право на знание и незнание, право на неудачи и слезы, право на собственность. Одним словом, право ребенка быть тем, что он есть, – его право на текущий час и сегодняшний день.

К сожалению, у родителей достаточно распространена позиция по отношению к ребенку – «стань таким, как я хочу». И хотя делается это из хороших побуждений, но по существу это пренебрежение к личности ребенка, когда во имя будущего ломается его воля, гасится инициатива.
Принцип планомерности, последовательности, непрерывности – развертывание домашнего воспитания в соответствии с поставленной целью. Предполагается постепенность педагогического воздействия на ребенка, причем последовательность и планомерность воспитания проявляются не только в содержании, но и в средствах, методах, приемах, отвечающих возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей. Воспитание представляет собой процесс длительный, результаты которого «прорастают» не сразу, часто много времени спустя. Однако бесспорно, что они тем реальнее, чем планомернее и последовательнее осуществляется воспитание ребенка.
К сожалению, родители, особенно молодые, отличаются нетерпением, зачастую не понимая, что для формирования того или иного качества, свойства ребенка необходимо многократно и разнообразно воздействовать на него, они желают видеть «продукт» своей деятельности «здесь и сейчас». Не всегда в семье понимают, что ребенка воспитывают не только и не столько слова, но вся среда родного дома, его атмосфера, о чем мы говорили выше. Так, ребенку говорят об аккуратности, предъявляют требования к порядку в его одежде, в игрушках, но одновременно он изо дня в день видит, как папа небрежно хранит свои бритвенные принадлежности, что мама не вещает в шкаф платье, а бросает его на спинку стула... Таким образом действует так называемая «двойная» мораль в воспитании ребенка: от него требуют то, что для других членов семьи оказывается необязательным.

Принцип комплексности и систематичности – многостороннее влияние на личность через систему целей, содержания, средств и методов воспитания. При этом учитываются все факторы и стороны педагогического процесса. Известно, что современный ребенок растет в многоплановой социальной, природной, культурной среде, которая не ограничивается рамками семьи. С малых лет ребенок слушает радио, смотрит телевизор, выходит на прогулку, где общается с разными по возрасту и полу людьми, и т.д. Все это окружение в той или иной степени влияет на развитие ребенка, т.е. становится фактором воспитания. Многофакторность воспитания имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Принцип согласованности в воспитании. Одна из особенностей воспитания современного ребенка заключается в том, что оно осуществляется разными лицами: членами семьи, профессиональными педагогами образовательных учреждений (детского сада, школы, изостудии, спортивной секции и т.д.). Ни один из воспитателей маленького ребенка, будь то родные люди или педагоги детского сада, не могут воспитывать его изолированно друг от друга – необходимо согласование целей, содержания воспитательной деятельности, средств и методов ее осуществления. В противном случае получится, как в известной басне И.А. Крылова «Лебедь, рак да щука». Несогласованность требований и подходов к воспитанию приводит ребенка в смятение, утрачивается чувство уверенности и надежности.

Методы семейного воспитания

Методы семейного воспитания как способы взаимодействия родителей с детьми, которые помогают последним развивать свое сознание, чувства и волю, активно стимулируют формирование опыта поведения, самостоятельную детскую жизнедеятельность, полноценное моральное и духовное развитие.

Выбор методов
В первую очередь зависит от общей культуры родителей, их жизненного опыта, психолого-педагогической подготовки и способов организации жизнедеятельности. Использование тех или иных методов воспитания детей в семье также зависит:
от целей и задач воспитания, которые ставят перед собой родители;
отношения в семье и образа жизни;
числа детей в семье;
родственных связей и чувств родителей, других членов семьи, которые часто склонны идеализировать возможности детей, преувеличивать их способности, достоинства, воспитанность;
личностных качеств отца, матери, других членов семьи, их духовных и моральных ценностей и ориентиров;
опыта родителей и их практических умений при реализации комплекса воспитательных методов с учетом возраста и психофизиологических особенностей детей.

Наиболее сложным для родителей является практическое применение того или иного метода воспитания. Наблюдения, анализ письменных и устных ответов детей показывают, что один и тот же метод многими родителями используется по-разному. Наибольшее количество вариантов наблюдается при применении методов убеждения, требования, поощрения, наказания. Одна категория родителей убеждает детей доброжелательно, в процессе доверительного общения; вторая - воздействуя личным положительным примером; третья - назойливыми поучениями, упреками, окриками, угрозами; четвертая - наказаниями, в том числе физическими.

Реализация метода родительского требования
Непосредственное(прямое) родительское требование Опосредованное(косвенное) родительское требование
в виде поручения в виде показа образа
предупреждения пожелания
распоряжения совета
категорического приказа напоминания
другие виды переключения
другие виды

Основные условия действенности родительского требования

1. Положительный пример родителей
2. Благожелательность
3. Последовательность
4. Учет возрастных особенностей детей
5. Единство в предъявлении требований со стороны отца, матери, всех членов семьи, родственников
6. Уважение личности ребенка
7. Справедливость
8. Посильность
9. Учет индивидуальных психофизиологических особенностей детей
10. Совершенство технологии предъявления требований (такт, осторожность, некатегоричность тона, неназойливость, привлекательность формы, отточенность, филигранность речевого общения)

Многие родители утверждают, что детский сад – первая ступень в развитии и воспитании дошкольников. Однако, некоторые психологи опровергают такое утверждение. Есть как отрицательные, так и положительные стороны дошкольного учреждения. Об этом и пойдёт речь в нашей статье.

Минусы детского сада

Почему – то не все малыши посещают дошкольное учреждение. Когда провели опросы мамочек, специалисты смогли назвать отрицательные моменты детского сада:

  1. Плохое влияние. Не все дети растут в благополучных и культурных семьях. Отсюда и происходит негативное влияние. У детей появляется нецензурная речь, начинают драться, грубить, проявлять агрессию. Если ребёнок растёт в такой атмосфере, его потом тяжело переучить.
  2. Заболевания. «Куда же без этого?» – Скажете вы. Однако, вы должны учитывать, что дома ребёнок будет болеть значительно реже, чем в коллективе. Такая проблема есть практически в каждом детском саде. Какая – то мамочка не может оставить малыша дома на больничном и приводит его в группу с насморком и кашлем. Как итог, начинают болеть и остальные дети. Поэтому такой круговорот будет до тех пор, пока медсестра сама лично не начнёт принимать ребят в группу.
  3. Нехватка внимания. Да, это есть в каждом государственном детском садике. В группах много детей, а воспитательница одна. Конечно же, она при всё своём желании не сможет уделить каждому ребёнку должного внимания. Именно поэтому малыши вечером капризничают. Ведь они так хотят, чтобы наконец – то в семье обратили на них внимание.
  4. Травмируется психика. Ну а как вы думаете? Да, возможно, ребёнок любит детский сад, свою группу, друзей и воспитателя, но в глубине души, в далёком своём подсознании, малыш ждёт маму или папу с работы. Он хочет в семью, только не может ещё выразить словами свои истинные чувства.

Плюсы детского сада

Есть не только отрицательные стороны дошкольного учреждения, положительных моментов тоже хватает:

  1. Развитие. В детском саду по программе предусмотрены такие предметы: аппликация, лепка, рисование, математика, развитие речи, окружающий мир и многое другое. Всё это необходимо малышу для развития как мелкой, так и крупной моторики; для умственного и логического развития, активной деятельности.
  2. Общение. Дети чаще всего играют сами по себе. Настоящие друзья у них появляются ближе к школе. Однако, малышам иногда полезно коллективное общение. Они должны учиться разрешать споры, улаживать конфликты или просто играться.
  3. Режим. Дети, которые приучены в одно и тоже время ложиться или вставать, принимать пищу и играть, в будущем становятся более организованными и собранными.
  4. Самостоятельность. Ещё одна важная ступень в развитии. Дети, которые посещают детский сад, умеют за собой поухаживать. Они одеваются самостоятельно, завязывают шнурки, ходят на горшок. Домашние дети не приучены к такой самостоятельности. Знают, что мама вещи достанет, поможет их надеть и покормит с ложечки в любую минуту.

Заключение

Только родители смогут ответить на вопрос: «нужен ли нам детский сад?». Ни один психолог не поможет и не подскажет. Ведь это дело каждого человека. Просто родители должны задать себе следующие вопросы:

  1. Зачем нам нужен детский сад?
  2. С какой целью будем в него ходить?
  3. Кто сможет вовремя забирать малыша?
  4. Каким я хочу видеть наше дошкольное учреждение?

Только после того, как ответите на свои вопросы легко и быстро, тогда точно определились, что вам нужно и для чего. Удачи вам и не пропустите важные и счастливые годы своего крохи.