Опыт работы «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Применение здоровьесберегающих технологий в доу

Оксана Жданова
Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ .

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии , направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду : детей, педагогов и родителей.

Цель в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека , знаний о здоровье и умений оберегать , поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.

Современные здоровьесберегающие технологии можно условно разделить на следующие виды :

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья .

2. Технологии обучения здоровому образу жизни .

3. Коррекционные технологии .

Главная задача воспитателя и родителей – выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, научить вести здоровый образ жизни с детства.

Работа в нашем детском саду предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно -коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя :

Система здоровьесбережения в ДОУ .

Комплекс закаливающих мероприятий

Непосредственная образовательная деятельность по физической культуре всех типов;

Оптимизация двигательного режима : традиционная двигательная деятельность детей

Инновационные технологии оздоровления и профилактики

Организация рационального питания

Медико-профилактическая работа с детьми и родителями;

Соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;

Комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов .

Формы работы по здоровьесбережению :

Проведение физкультминуток, комплекс упражнений после сна, точечный массаж, самомассаж

Артикуляционная гимнастика

Общая моторика

Зрительная гимнастика

Логопедическая ритмика

Дыхательная гимнастика

Су-джок терапия

Пескотерапия

Биоэнергопластика

Физкультурные минутки.

Основным направлением здоровьесберегающей деятельности является рациональная организация учебного процесса.

Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами нашего дошкольного учреждения в разных формах организации педагогического процесса : на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком. Обязательным оздоровительным моментом в работе является прогулка. Оптимизации двигательной активности детей на прогулке способствуют правильно подобранные и грамотно чередуемые игры и упражнения, которые дарят детям массу радостных эмоций и развивают у них ловкость, выносливость, координацию движений, а также способствуют расширению двигательного опыта детей, совершенствуют пространственную ориентировку и умение действовать совместно. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем их проведения.

После обеденного сна проводится оздоровительная работа , которая включает в себя закрепление полученных на занятиях знаний с применением здоровьесберегающих технологий .

В целях профилактики плоскостопия в группах используется хождение :

По ребристой доске;

По следочкам (нашиты различные пуговицы) ;

По массажному коврику;

По гимнастической палке.

Функциональная анатомическая незрелость зрительной системы и значительные зрительные нагрузки, которые испытывает глаз ребенка в процессе занятия, обуславливают необходимость применения гимнастики для глаз.

Зрительная гимнастика :

1. Снижает утомляемость глаз

2. Расширяет зрительное поле

3. Укрепляет глазодвигательные мышцы глаз

4. Снижает спазм аккомодации глаз

5. Служит профилактикой нарушения зрения

Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Дыхательная гимнастика :

1. Способствует увеличению объема дыхания, улучшает качество дыхательной мускулатуры.

2. Регулирует дыхательный ритм

3. Формирует навык правильного дыхания

4. Формирует темпо-ритмические характеристики речи.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.

Игры и упражнения с пальчиками разнообразны :

Пальчиковые игры с мелкими предметами;

Пальчиковые игры со скороговорками;

Пальчиковые игры со стихами;

Пальчиковая гимнастика;

Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна» ;

Пальчиковый театр.

Слайд 11, 12

Целью самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

Виды самомассажа в ДОУ :

Самомассаж лица;

Самомассаж грудной клетки;

Самомассаж верхних и нижних конечностей.

Упражнение «Путешествие по телу» Логопед : Я буду Вам рассказывать стихотворение, а вы на себе покажите всё, что названо. К чему прикасаетесь - погладьте и помассируйте!

«Есть на пальцах наших ногти, на руках – запястья, локти,

Темя, шея, плечи, грудь И животик не забудь!

Бёдра, пятки, двое стоп, Голень и голеностоп.

Есть колени и спина, Но она всего одна!

Есть у нас на голове уха два и мочки две.

Брови, скулы и виски, И глаза, что так близки.

Щёки, нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой

Вот что знаем мы с тобой!

Су – джок терапия - стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Особенно важно воздействие на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Для этой работы используются массажные мячики .

Упражнение «Мячики»

Я кругом мячи катаю,

Взад – вперед его гоняю,

Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну. (дети катают между рук мячик) .

Слайд 14, 15

Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоения во время занятий проводится мышечная релаксация.

Релаксация - комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата.

Детям нужно дать почувствовать, что мышечное упражнение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием.

При этом необходимо обращать внимание на то, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление длительным.

Слайд 16, 17

В настоящее время значительно возрос интерес педагогов, логопедов - к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы .

Игры с песком способствуют :

Развитию мелкой моторики рук;

Развитию речи;

Расширению словарного запаса;

Освоению навыков звуко-слогового анализа и синтеза;

Развитию фонематического слуха и восприятия;

Развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;

Изучению букв, освоению навыков чтения и письма.

Логопедическая ритмика является составной частью музыкального занятия. Применяется не только для детей с нарушением речи, но и в группах общей направленности.

Логопедическая ритмика направлена на :

1. Коррекцию речевых нарушений

2. Обучению правильному дыханию

3. Оптимизацию мышечного тонуса

4. Обучение релаксации

5. Развитие чувства ритма

6. Формирование пространственных представлений

7. Развитие психических функций

8. Формирование межполушарного взаимодействия.

В занятия по логоритмике могут входить разные виды упражнений : общеразвивающие, подвижные игры, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж, психотерапия, музыкотерапия.

Непременное условие успешной работы по здоровьесбережению и здоровьеобогащению дошкольников - активное взаимодействие педагогов с родителями воспитанников. Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка . Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги) .

С этой целью проводятся совместные физкультурные праздники и развлечения. Чтобы ребенок понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться, следует решать эту задачу с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща.

Началом возникновения идеи здоровьесбережения следует считать V - II века до нашей эры, когда в Древнем Риме появились валеотугенарии, отвечающие за здоровье и работоспособность рабов. В тот же период греческие ученые обосновали значение закаливания, физических упражнений и здорового образа жизни.

Идея здоровьесбережения в педагогике впервые была выдвинута Платоном, последующие поколения ученых развили ее. Так, Аристотель высказал идею природосообразности, которую развил Я.А. Коменский. Его принцип природосообразности заключается в том, что человек, будучи частью природы, подчиняется как частица природы ее универсальным законам. Ж.Ж. Руссо рассматривает природосообразность как следование природе ребенка, как помощь его природе.

Во второй половине XIX - начале ХХ века возникла идея "педагогизации среды" (П.П. Блонский, П.Ф. Лесгафт, М.М. Пистрак, С.Т. Шацкий), в которой ребенку предоставлялась бы возможность свободного физического и умственного развития.

Главной задачей обучения Л.С. Выготский считал обеспечение условий для развития внутренних сил и возможностей ребенка. Д.Н. Узнадзе особо подчеркивал значение личности педагога в обучении. В своей концепции о так называемой "трагедии воспитания" особое внимание он уделяет вопросу изучения отношений, устанавливаемых между педагогом и ребенком. Анализируя характер этих отношений, автор акцентирует внимание на необходимости поиска гуманистического подхода к ребенку и соответствующей психологической основы построения учебно-воспитательного процесса.

Одно из ключевых направлений здоровьесберегающей концепции - это организация процесса сохранения и формирования здоровья, который включает в себя социальные, медицинские, педагогические и целый ряд других аспектов.

Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как законы РФ «Об образовании» (ст. 51), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др. Перечисленные документы призваны помогать достичь определенных результатов стабилизации в дошкольных учреждениях, качественного улучшения детского здоровья.

Основаниями тому служат высокая заболеваемость детей, возрастание количества детей, страдающих ожирением. В Концепции развития физической культуры и спорта в РФ отмечается, что 85 % этих детей потенциально больны сердечно-сосудистыми заболеваниями. Достаточно много детей, нуждающихся в психокоррекции, характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. В подавляющем большинстве дети дошкольного возраста уже страдают дефицитом движений и незакаленностью. «Актуальной задачей физического воспитания, говорится в Концепции, является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях». Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то пути его достижения не могут быть сведены к узкомедицинским и узкопедагогическим мероприятиям. Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Реализация важнейших положений Концепции, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития детей.

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Но что такое здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ и что ими считать - до сих пор остается загадкой для широкого круга профессионально-педагогической аудитории и даже для тех, кто уверенно использует эти технологии в своей практике. Попробуем разобраться в понятиях.

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ). Таблица 1.

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.

В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.

Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.

Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!

Принципы здоровьесбережения.

- «Не навреди!» - все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью.

- Непрерывность и преемственность – работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом занятии.

- Соответствие содержания и организации обучения и воспитания возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.

- Комплексный, междисциплинарный подход – единство в действиях педагога, психолога и врачей.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального "здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании – классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду.

В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

Медико-профuлактические;

Физкультурно-оздоровительные;

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду;

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

Валеологического просвещения родителей.

Медико-профuлактические технологии в дошкольном образовании технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

К ним относятся следующие технологии:

Организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

Организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста;

Организация и контроль физического развития дошкольников, закаливания;

Организация профилактических мероприятий в детском саду;

Организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;

Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о превентивной работе, о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ). Пропедевтическая работа в данном направлении ложится на плечи педагогов.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Пстроение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.

Аушева Радимхан
Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Воспитатель : Аушева Р. О.

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям , которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей . Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей. На сегодняшний день ведущими психологами, педагогами и работниками медицинской сферы было создано множество различных здоровьесберегающих методик , которые можно классифицировать по нескольким отдельным группам. Это медико-профилактические и физкультурно-оздоровительные технологии , технологии здоровьесбережения педагогов дошкольного образования, технологии , направленные на обеспечение социально-психологического благополучия воспитанников, валеологического просвещения детей и родителей. Все эти технологии направлены в первую очередь на воспитание здоровых физически и психологически детей.

Современные , используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы :приобщение детей к физической культуре

использование развивающих форм оздоровительной работы .

Принципы в дошкольном образовании :

Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья здоровью и жизни человека , знаний о здоровье и умений оберегать здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно ко взрослым – содействие становлению культуры здоровья здоровья

Взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья . Именно в детском саду, под "присмотром"воспитателей дети проводят значительную часть времени, и не помогать им сохранить здоровье было бы проявлением бездушия и непрофессионализма.

Для реализации этих принципов необходим комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, система надежных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства.

С точки зрения современных подходов к педагогике, совместная творческая деятельность детей и педагога является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни ребенка.

Выделяются также три группы здоровьесберегающих технологий :

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья : ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика гимнастика ортопедическая.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни : Физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье » , самомассаж, точечный самомассаж,.

3. Коррекционные технологии : арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом , технологии коррекции поведения , психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.

Очень важно, чтобы каждая из вышеперечисленных технологий имела оздоровительную направленность , а используемая в комплексе здо-ровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни , полноценное и неосложненное развитие.

Зачем необходимо применять здоровьесберегающие технологии в современной образовательной среде?

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника. Вот почему применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий может повысить результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей .

Неоспоримо, что основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии , направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду : детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека , знаний о здоровье и умений оберегать , поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья , в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Задачами здоровьесберегающих являются :

1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.

2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни .

3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья , развитии творческого потенциала.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании - классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду.

Медико-профилактическая технология

Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств .

Задачи этой деятельности :

Организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья ;

Организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания;

Организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма (например, иммунизация, полоскание горла противовоспалительными травами, щадящий режим в период адаптации и т. д.) .

Организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов – Сан ПиНов

Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ .

«Индивидуальный маршрут ребёнка» , - чтобы каждый воспитатель планировал физкультурно–оздоровительную работу в соответствии с особенностями здоровья детей .

Физкультурно-оздоровительная технология

Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка .

Задачи этой деятельности :

Развитие физических качеств;

Контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников,

Формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата;

Воспитание привычки повседневной физической активности;

- оздоровление средствами закаливания. Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется инструктором по физической культуре на занятиях по физическому воспитанию, а также педагогами - в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и пр. ;

На улучшение здоровья малышей , их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребёнка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника. Поэтому большое внимание в нашем ДОУ уделяется подбору и расстановке кадров на группы с учётом их деловых качеств, опыта и психологической совместимости. Помня о том, что результаты физического развития зависят прежде всего от профессиональной подготовки педагогов, их педагогических знаний, продумана система всесторонней методической работы по совершенствованию мастерства.

Когда ребенок заболевает, то это становится общей бедой. Неокрепший организм борется с болезнью, и мы всеми силами пытаемся помочь ребенку : обследуем его у лучших врачей, даем дорогостоящие лекарства. Но недаром существует много разнообразных немедикаментозных методов воздействия на организм с целью его оздоровления и поддержки , которые можно создать на базе детского сада под руководством воспитателей, физинструктора, медицинских работников.

При проведении оздоровительно – закаливающих и лечебных процедур, требующих определенных временных затрат необходимо принять меры для того, чтобы режим дня не нарушался – не сокращались длительность прогулок, дневного сна, время, отведенное для игр, самостоятельной деятельности или приема пищи. Этому будет способствовать рациональная организация всего оздоровительного процесса , включающая последовательность, сочетание процедур, длительность их проведения, а также хорошая подготовка к процедурам самих детей.

Во время прогулки можно провести 2-3 игры разной степени подвижности, несложные сюжетные игры, предоставить детям возможность играть самостоятельно. Все формы работы, реализуемые на прогулке, содержание деятельности детей на воздухе, интенсивность их двигательной активности необходимо соотносить с условиями погоды, сезоном года, температурой воздуха.

Важно также постоянно стимулировать развитие у детей навыков личной гигиены и осуществлять контроль за их неукоснительным выполнением.

Нужно добиваться, чтобы дети понимали, что знание и соблюдение правил личной гигиены поможет им сохранить здоровье , позволит участвовать в разнообразных занятиях, улучшить социальные контакты и настроение.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ В ДОУ

ПЕРВОЕ направление – комплексная диагностика и исследование состояния здоровья детей специалистами :

* осмотр детей медицинским персоналом ДОУ;

* осмотр детей специалистами детской поликлиники;

* диагностика речевого и внеречевого дыхания логопедом ДОУ;

* выявление нарушений двигательной активности, координации движений в беседах с родителями и непосредственно на занятиях в детском саду;

ВТОРОЕ направление включает в себя рациональную организацию двигательной деятельности детей :

* утренняя гимнастика;

* физкультурные занятия (традиционные, тренировочные, занятия соревнования, интегрированные с другими видами деятельности, праздники и развлечения);

* гимнастика после сна;

* ежедневный режим прогулок;

* создание необходимой развивающей среды;

* строгое соблюдение двигательного режима и режима дня;

* проведение физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности;

* музыкальные занятия;

* занятия по формированию здорового образа жизни .

ТРЕТЬЕ направление определяет систему эффективного закаливания по ступеням : от щадящего до более интенсивных воздействий, с учетом индивидуальных особенностей детей.

При этом используется комплекс процедур :

* босохождение;

* умывание;

* ходьба босиком по «дорожкам здоровья » (закаливание, элементы рефлексотерапии, профилактика плоскостопия) ;

* воздушные ванны в облегченной одежде;

* гимнастика на свежем воздухе в теплый период года.

ЧЕТВЕРТОЕ направление связано с осуществлением лечебно – профилактической работы.

В его рамках проводится следующие мероприятия :

* постоянный контроль осанки;

* контроль дыхания на занятиях по физическому воспитанию;

* подбор мебели в соответствии с ростом детей;

* сбалансированное питание;

* вакцинация против гриппа;

* потребление фитонцидов (чеснока и лука) ;

* употребление соков и фруктов;

* физиотерапия;

* ингаляция;

* кварцевание групп;

* прием поливитаминов;

ПЯТЫМ направлением является использование практически апробированных и разрешенных методик нетрадиционного оздоровления детей :

* пальчиковая и артикуляционная гимнастика, рекомендованная для использования в ДОУ ;

* дыхательная и звуковая гимнастика.

* психогимнастика по методике

* аромотерапия;

ШЕСТЫМ направлением считается комплекс психогигиенических мероприятий :

* психодиагностика;

СЕДЬМЫМ направлением является реабилитация и коррекционная работа :

* индивидуальная работа с детьми, отстающими в основных видах движений;

* индивидуальная работа в на прогулке.

* индивидуальная работа в группе и на прогулке, проводимая воспитателями групп.

ВОСЬМЫМ направлением является консультативно – информационная работа :

* оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса, родителям воспитанников по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников;

* активное участие родителей в физкультурно – оздоровительной работе ДОУ ;

* оформление папок, ширм, письменных консультаций, информационных стендов;

* проведение занятий с детьми с использованием оздоровительных технологий .

Оздоровительные , санитарно – гигиенические и профилактические мероприятия осуществляются психологом, медицинскими работниками, воспитателями, инструктором по физическому воспитанию.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЖИМЕ ДНЯ

Утренняя гимнастика :

Дыхательная гимнастика

Пальчиковая гимнастика;

Общеразвивающие упражнения;

Танцевальные упражнения;

Физкультминутки на занятиях :

Дыхательные упражнения;

Пальчиковая гимнастика.

Утренняя прогулка :

Дыхательная гимнастика, включающая мышечные упражнения;

- оздоровительная ходьба , бег.

Перед сном :

Релаксация

После сна :

Гимнастика пробуждения;

Дыхательная гимнастика;

Пальчиковая гимнастика;

Ходьба с использованием нестандартного физкультурного оборудования (предупреждение плоскостопия, исправление (профилактика) осанки, сколиоза).

Перед ужином :

Физкультурные занятия

Ритмическая гимнастика

Закаливающее дыхание. Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2-3 раза в день.

- «Найди и покажи носик» ;

- «Помоги носику собраться на прогулку» (очищение носа салфеткой или носовым платком) .

- «Носик гуляет» - вдох и выдох через нос.

- «Носик балуется» - вдох через нос с сопротивлением.

- «Носик нюхает приятный запах» - 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю поочередно.

- «Носик поет песенку» - на выдохе постукивать указательным пальцем по крыльям носа и произносить «ба – бо – бу» .

- «Погреем носик» - массаж носа указательными пальцами.

Массаж рук. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью , повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Массаж ушей. Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.

- «Найдем и покажем ушки» ;

- «Похлопает ушками» ;

- «Потянем ушки» - оттягивание мочек ушей;

- «Покрутим козелком» ;

- «Потрем ушки» .

Закаливающий массаж подошв. Такой вид массажа рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

1. «Дождик»

Капля первая упала – кап! (Сверху пальцем показывает

траекторию её движения)

И вторая прибежала – кап!

Мы на небо посмотрели, (Смотрят вверх) .

Капельки кап-кап запели.

Намочились лица,

Мы их вытираем. (Вытирают лицо руками.)

Туфли, посмотрите, (Показывают руками вниз и

Мокрыми стали. смотрят.)

Плечами дружно поведем (Движения плечами.)

И все капельки стряхнем.

От дождя убежим,

Под кусточком посидим. (Приседают.)

2. «Зарядка»

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку. (Встают, руки на поясе.)

Руки в стороны – согнули, (Выполняют данные движения.)

Вверх подняли – помахали,

Спрятали за спину их,

Оглянулись :

Через правое плечо

Через левое еще.

Дружно присели – пяточки задели,

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

3. «Самолет»

Пролетает самолет,

С ним собрался я в полет. (Смотрят вверх и водят пальцем

за пролетающим самолетом.)

Правое крыло отвел –

Посмотрел. (Отводят вверх руки попеременно

Левое крыло отвел - и прослеживают взглядом.)

Поглядел.

Я мотор завожу (Делают вращательное движение

И внимательно гляжу. перед грудью и прослеживают

взглядом.)

Поднимаюсь, ввысь лечу. (Встают на носочки и выполняют

Возвращаться не хочу. летательное движение.)

4.«Жук»

В группу к нам жук влетел, (Грозят пальцем.)

Зажужжал и запел : «ж-ж-ж» .

Вот он вправо полетел, (Указывают рукой направление и

Каждый вправо посмотрел. и прослеживают взглядом.)

Вот он влево полетел.

Каждый влево посмотрел.

Жук на нос хочет сесть, (Правой рукой указывают направление

Не дадим ему присесть. Движения к носу со стороны.)

Жук наш приземлился. (Направление движения вниз

и приседание.)

Зажужжал и приземлился. (Делают вращательное движение

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж. руками типа волчка и встают.)

Жук, вот правая ладошка,

Посиди немножко. (Поочередно протягивают руки

Жук, вот левая ладошка, и смотрят на них.)

Посиди немножко.

Жук вверх полетел (Поднимают руки вверх и смотрят.)

И на потолок присел.

На носочки мы привстали, (Поднимаются на носочки

и вытягивают руки вверх.)

Хлопнем дружно (Хлопки над головой.)

Хлоп – хлоп – хлоп, (Имитируется полет жука и

Чтобы улететь он смог. Садятся на стульчики.)

Ж-ж-ж-ж-ж-ж.

5. «Прогулка в зимний лес»

Мы пришли в зимний лес. (Ходьба по комнате.)

Сколько здесь вокруг чудес! (Разводят руками.)

Справа – березка в шубке стоит, (Руки отводят в указанную сторону

Слева – елка на нас глядит. и смотрят.)

Снежинки на небе кружатся. (Движения «фонарики» и смотрят вверх.)

На землю красиво ложатся. (Приседают.)

Вот зайка проскакал, (Прыжки.)

От лисы убежал.

Это серый волк рыщет, (Руки на поясе, наклоны в стороны.)

Он себе добычу ищет.

Все мы прячемся сейчас, (Приседают, прячась.)

Не найдет тогда он нас!

Лишь медведь в берлоге спит, (Имитируют сон.)

Так всю зиму и проспит.

Пролетают снегири,

Как красивы они! (Имитируют полет птиц.)

В лесу красота и покой, (Разводят руки в стороны.)

А нам уже пора домой. (Садятся на свои места.)

ГИМНАСТИКА ПРОБУЖДЕНИЯ

1. Спокойно сделайте вдох, выдох – полным дыханием.

2. Пошевелите пальцами рук и ног.

3. Сожмите пальцы в кулаки.

4. Согните руки в локтях и, подняв их над головой, соедините в замок.

5. Хорошо потянитесь всем телом, вызывая искусственный зевок.

6. Опустите руки.

7. Разотрите ладони до появления тепла.

8. «Умойте» лицо, шею теплыми ладонями.

9. Потяните правую ногу пяткой, носок на себя.

10. Потяните левую ногу пяткой, носок на себя.

11. Потяните две ноги вместе.

12. Прогнитесь.

14. Соедините руки в замок и потянитесь, вывернув ладони вверх.

15. Мысленно пожелайте всем родным, близким, друзьям здоровья , добра и радости, хорошего настроения.

РЕЛАКСАЦИЯ

Лежа на спине. Руки вдоль туловища, ладонями вниз или вверх, немного согнуты в локтях. Закройте глаза, проследите, чтобы зубы не были сомкнуты, а губы сжаты. Лежите спокойно, но постепенно погружаясь в дремоту, как в теплую ванну. Посторонние мысли уходят. Ничто не отвлекает вас, не беспокоит. Приятный теплый ветерок овевает тело, расслабляет мышцы.

Расслабляются мышцы губ, уголки рта слегка опускаются.

Расслабляются мышцы щек. Веки плотно смыкаются. Они стали тяжелыми – тяжелыми. Мышцы лица расслаблены. Вы не ощущаете их.

Расслабляются мышцы ног. С каждым выдохом волна покоя усиливается. Вы не чувствуете ног. Вы отдыхаете.

Расслабляются мышцы спины. Спина как бы соединяется с поверхностью, на которой вы лежите. Вы чувствуете легкость во всем теле.

Сердце бьется спокойно, ритмично. Дыхание легкое, свободное. Вы совершенно спокойны. Полный покой овладевает вами. Вы отдыхаете. Восстанавливаются ваши силы, каждая клеточка вашего организма наливается здоровьем .

СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ЗАКАЛИВАНИЯ

1. Ежедневно проводить воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями.

2. Широко использовать для закаливания и оздоровления нетрадиционное физкультурное оборудование.

3. Ежедневно в утренней гимнастике использовать ритмические движения.

4. Использовать в своей работе динамические, статические дыхательные упражнения.

5. После сна выполнять движения для пробуждения.

6. В весеннее – зимний период вводить витаминизацию и фитотерапию.

ЗАКАЛИВАНИЕ ВОЗДУХОМ

Первым требованием для проветривания при проведении закаливания детей в детских учреждениях является сочетание гигиенических условий жизни детей. Это прежде всего обеспечение чистого воздуха и рациональное сочетание температуры окружающего воздуха и одежды детей.

Дети должны находится в 2-слойной одежде :

- у мальчиков : шорты, майка, рубашка;

- у девочек : майка, хлопчатобумажное платье, гольфы, босоножки.

Проводится сквозное проветривание в отсутствии детей, температура не должна снижаться ниже + 18 градусов.

График проветривания

1. Утром, перед приходом детей.

2. Перед занятием.

3. После ухода детей на прогулку.

4. Перед сном.

5. После полдника.

Литература :

По всем здоровье сберегающим технологиям мы в группу стараемся создать все условия и рекомендации медработников. Так же в группе имеются картотеки :

1 Подвижные игры. (с атрибутами)

2. Гимнастика после сна.

3. Артикулиционная гимнастика.

4. Пальчиковая гимнастика.

5. Дыхательная гимнастика.

ЛИТЕРАТУРА :

Алямовская В. Г. Новые подходы к планированию образовательной работы в детском саду.

Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М.: 2004

Чупаха И. В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М : 2003 - 143 с.

Мовшева Татьяна
Доклад «Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ»

Актуальность

«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

(согласно формулировке Всемирная Организация Здравоохранения)

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка –вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам ДОУ. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Физическое здоровье неразрывно связано с их психологическим ским здоровьем, эмоциональным благополучием. Дошкольное образовательное учреждение имеет потенциальные возможности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры, навыков ЗОЖ. Это связано с системностью дошкольного образования, возможностью поэтапной реализации поставленных задач с учетом возрастных и психологических возможностей детей-дошкольников. Здоровьесберегающие технологии одни из наиболее значимых среди известных технологий по степени влияния на здоровье детей.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

В связи с этим актуальной становится интегрированное включение здоровьесберегающих технологий в образовательное пространство ДОУ. Назначение таких технологий – объединить педагогов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья. Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и медицинского работника.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Создать условия для их своевременного и полноценного психического развития;

Обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства

Здоровьесберегающая деятельность в нашем ДОУ осуществляется в следующих видах:

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

медико-профилактические;

физкультурно-оздоровительные;

технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании – технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровье сберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами доу в разных формах организованного педагогического процесса: нод, режимные моменты, свободной деятельности детей.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий- обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого –педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ.

Технологии валеологического просвещения родителей – задача данных технологий - обеспечения валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.

В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей нами разработана система мероприятий, к которым относятся:

родительские собрания, консультации, конференции, беседы,

конкурсы, спортивные праздники, праздники здоровья,

дни открытых дверей

наглядная агитация

личный пример педагога

различные нетрадиционные формы работы с родителями (проекты, тематические акции, викторины и др.)

В ДОУ созданы условия для здоровьесберегающего образовательного процесса, основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; оснащение ДОУ оборудованием, игрушками, играми и пособиями.

Специфика сопровождения ребенка в ДОУ такова, что весь коллектив сотрудников (не только педагогический) участвует в создании условий для благоприятного развития воспитанников. Работая во взаимодействии, каждый специалист выполняет свои четко определенные цели и задачи в области своей предметной деятельности.

Педагоги и специалисты используют в работе с детьми следующие технологии:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья;

Технологии обучения здоровому образу жизни;

Коррекционные технологии.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Ритмопласти ка. Во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка. Обращается внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показаниям ребенка.

Динамические па узы проводятся во время непосредственно образовательной деятельности, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой и других в зависимости от вида деятельности.

Подвижные и спортивные и гры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, а также на прогулке, в групповой комнате - со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.

Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело. С этой целью в своей работе педагоги используют упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются, этому непростому умению расслабляться и в этом им помогает спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов, звуки природы.

Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, но особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Гимнастика для глаз проводится в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время ее проведения используется наглядный материал, показ педагога.

Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В ее комплекс входят упражнения на пробуждение, коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в ДОУ - это в первую очередь технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Иными словами, важно достичь такого результата, чтобы дети, переступая порог «взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.

Технологии обучения здоровому образу жизни:

Утренняя гимнастика проводится ежедневно 8-10 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.

Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю в соответствии с образовательной программой. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.

Серия игровых познавательных занятий «Азбука здоровья ».Как бы много воспитатели и родители ни делали для здоровья наших детей, результат будет недостаточен, если к этому процессу не подключить самого ребенка. Он может многое сделать для себя самого, нужно только научить его этому. Для этого в ДОУ проводятся познавательные занятия и индивидуальная работа по следующим темам: «Я и мое тело», «Мой организм», «Глаза - орган зрения», и т. д.

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребенком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, способствует не только физическому укреплению здоровья, но и оздоровлению его психики. Самомассаж проводится в игровой форме. Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным.

Активный отды х. При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют задания, при этом дети ведут себя непосредственно и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях.

На участках ДОУ имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке.

Коррекционные технологии:

Артикуляционная гимнасти ка - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения, помогает быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения. С детьми, имеющие дефекты звукопроизношения, занимается логопед.

Сказкотерапия – используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. Сказки не только читаем, но и обсуждаем с детьми. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребенком, открывающая суть проблемы - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами не осознают или стесняются обсуждать их со взрослыми.

Коррекционные занятия с использованием тренажеров. Ориентированы на развитие различных систем организма ребенка путем оптимального подбора объема физической нагрузки.

«Сенсорная тропа» ,ее использование играет важную роль в формировании стопы ног. Наряду с совершенствованием координации, профилактикой и коррекцией плоскостопия эти упражнения способствуют развитию внимания.

Эмоционально-личностная сфера детей корректируется благодаря использованию в режимных моментах тихой, успокаивающей музыке, звукам природы, приятным ароматам, способным подарить душевный комфорт. Важную роль играет эмоциональный настрой детей, их желание работать, способствовать проявлять волевые усилия для достижения цели.

Цветотерапия. Н-р Во время движения в зал по «радужному коридору» (от «холодных» к «теплым» тонам) у детей появляется бодрое приподнятое настроение, создается эмоционально-положительный настрой на занятие физкультурой. При возвращении с занятия и ходьбе по коридору в обратном направлении («от теплых» к «холодным» тонам) у детей постепенно ослабевает психическое и физическое возбуждение;

«Сухой дождь», изготовленный из атласных лент семи цветов радуги. В процессе физкультурного занятия в ходе выполнения перестроений после вводной части, ОРУ, основных видов движений (2-3раза) детям предлагается пройти через «сухой дождь» от синих к красным лентам. После подвижной игры в обратном направлении;

Максимова Вера
Опыт работы «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ»

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям , которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей . Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей.

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника , культивирование здорового образа жизни . Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся , без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Что же такое - здоровьесберегающие технологии .

Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека.

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения ; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.

В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования , воспитания и обучения.

Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога. Сущность педагогической технологии заключается в том , что она имеет выраженную этапность (пошаговость, включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают : конкретность и четкость цели и задач; наличие этапов : первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели.

Здоровьесберегающая деятельность осуществляется в следующих формах :

1. Медико-профилактическая технология .

2. Физкультурно-оздоровительная технология .

4. Технологии

1. Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств .

Мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей осуществляется медицинскими работниками детского сада . Вся работа по физическому воспитанию детей в ДОУ строится с учётом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья . Для этого на основании индивидуальных медицинских карт, врач дошкольного учреждения составляет по каждой возрастной группе сводную схему, которая помогает воспитателям и медицинским работникам иметь чёткую картину о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребёнка в отдельности.

2. Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка .

Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется инструктором по физической культуре на занятиях по физическому воспитанию, а также педагогами - в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и пр.

3. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов

Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка , воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей прежде всего сам должен быть здоров , иметь валеологические знания, не переутомлен работой , должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации.

4. Технологии валеологического просвещения родителей.

В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей нами разработана система мероприятий , к которым относятся : родительские собрания, консультации, конференции, конкурсы, спортивные праздники, праздники здоровья , папки-передвижки, беседы, личный пример педагога.

На информационных стендах для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики , освещающие вопросы оздоровления без лекарств . Родителям предлагаются комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры.

Родители привлекаются к участию в физкультурно-массовых мероприятиях дошкольного учреждения.

5. Здоровьесберегающие образовательные технологии .

Образовательная деятельность предполагает проведение занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни , знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.

Детский сад работает по Программе «От рождения до школы» . Работа по физической культуре проводится со всеми возрастными группами, два занятия в спортивном зале с группами дошкольного возраста и одно занятие на воздухе. Занятия на воздухе проводят воспитатели по конспектам инструктора.

Для решения задач физического воспитания в детском саду организуются различные формы двигательного режима. Утренняя гимнастика проводится как в музыкальном, так и в физкультурном зале в соответствии с расписанием. Младшие группы выполняют ее в группах. Проводится пробудительная гимнастика после дневного сна, гимнастика для глаз со всеми возрастными группами. Подвижные игры, физические упражнения, самостоятельная двигательная деятельность планируются воспитателями в планах работы . Индивидуальная работа планируется инструктором по результатам диагностики физического развития. Для детей с выявленным низким уровнем показателей даётся задание для работы с воспитателями в группе и на улице. Детям очень нравятся физкультурные развлечения.

Для наибольшей эффективности закаливания нами обеспечиваются :

Чёткая организация теплового и воздушного режима в помещении («температурная» гигиена) ;

Рациональная, неперегревающая одежда детей;

Соблюдение режима прогулок во все времена года;

Сон при открытых фрамугах;

Гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя прохладной водой)

Методика контрастного воздушного закаливания, которая проводится в конце дневного сна попеременно в холодном и теплом помещениях. Температура воздуха в тёплом помещении поддерживается с помощью подогревателей, в холодном понижается за счёт интенсивного проветривания.

Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того чтобы прогулка давала эффект, нами меняется последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры; в тёплое время года или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр.

Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка-дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта .

Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака, в течение 10–12 минут на воздухе или в помещении (в зависимости от погодных условий) . В течение всей утренней гимнастики, проводимой в помещении, форточки остаются открытыми, дети занимаются в физкультурной форме.

В перерывах между занятиями, особенно в старших группах детского сада, проводится двигательная разминка. Её цель – предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала. Двигательная разминка позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы, способствует увеличению двигательной активности детей.

С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, в детском саду проводятся физкультминутки.

Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.

Наряду с различными оздоровительными мероприятиями в дошкольном учреждении проводится и гимнастика после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Гимнастика проводится при открытых форточках 7-15 минут. В течение года используются различные варианты гимнастики.

Разминка в постели. Дети постепенно просыпаются под звуки приятной музыки и, лёжа в постели на спине поверх одеяла, выполняют 5-6 упражфнений общеразвивающего воздействия. Упражнения выполняются из разных положений : лёжа на боку, на животе, сидя. После выполнения упражнений дети встают и выполняют в разном темпе несколько движений (ходьба на месте, ходьба по массажным коврикам, постепенно переходящая в бег). Затем все переходят из спальни в хорошо проветренную групповую комнату и под музыку выполняют произвольные танцевальные, музыкально – ритмические или другие движения.

Дыхательная гимнастика. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека , его физическая и умственная деятельность. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию, лимфо - и кровообращение в легких, снижают спазм бронхов и бронхиол, улучшают их проходимость, способствуют выделению мокроты, тренируют умение произвольно управлять дыханием, формируют правильную биомеханику дыхания, осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания.

В период повышенной заболеваемости ОРВИ и ОРЗ – проводится вакцинация воспитанников детского сада и сотрудников;

Оздоровительная работа в нашем саду усиленно проводится и в летний период и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление функционального состояния детского организма.

Центральное место в этом комплексе занимает режим дня, который предусматривает максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующую возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. Вся деятельность, связанная с физическими нагрузками (подвижные игры, труд, занятия физической культурой) проводятся в часы наименьшей инсоляции.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21 века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья .