Образовательный портал. Проблемы дошкольного образования на современном этапе

В жизни каждого взрослого бывают моменты, когда не хочется утром идти на работу. Гораздо приятнее понежиться в теплой постели, выпить кофе. Похожие моменты случаются и в жизни детей, когда им совсем не хочется в детский садик. Но если у взрослого «надо» пересиливает «не хочу», то у маленького ребенка чувство долга не так развито, и он в очередной раз спросит: «Можно я останусь дома?» Однако такому нежеланию может быть масса других причин.

Проблемы в детском саду: дома лучше!

Основная проблема «домашних» детей связана с неумением жить в большом коллективе и по правилам этого коллектива. А правила гласят, что надо есть и спать в определенное время, ждать своей очереди, чтобы сходить в туалет или вымыть руки, а на занятии делать то, что требует воспитатель, а не то, что хочется. Как же помочь домашнему малышу преодолеть трудности?- Обучайте ребенка навыкам самообслуживания. Готовьте его к тому, что в садике придется самому раздеваться и одеваться, кушать и даже застилать постель. Дома предоставьте малышу как можно больше самостоятельности в бытовых вопросах. Пусть он сам переодевается, убирает за собой со стола, складывает игрушки, моет руки и лицо.- Дома придерживайтесь режима дня. Лучше, чтобы он в общих чертах повторял распорядок в детском садике. Пусть малыш привыкнет кушать в определенное время, а днем обязательно немного поспит. Отлично, если такой график станет общим для всей семьи. Это не значит, что всем придется ложиться спать после обеда, но завтракать, обедать и ужинать всей семьей в одно и то же время не помешает. Обеспечьте малышу полноценный опыт отношений с другими детьми. Расширяйте круг общения - чаще приглашайте в гости друзей с детьми, соседских ребятишек, водите малыша на детскую площадку. Наладить отношения малыша с другими детсадовцами помогут общие мероприятия. Например, позовите малышей из группы к себе домой, устройте совместный праздник или отметьте день рождения. Общие игры, конкурсы и занятия, праздничная атмосфера сблизят детей.- Проигрывайте дома ситуации из жизни детского сада. Пусть кукла станет воспитателем, а мишка - ребенком. Еще вариант - каждый член семьи берет на себя какую-то роль. Примерные ситуации: «Что ты будешь делать, если захочешь сходить в туалет во время прогулки?» - «Подойду к воспитателю, скажу ему о своем желании и попрошу разрешения сходить в туалет»; «Как ты себя поведешь, если кто-то отнимет у тебя игрушку?» -«Попрошу его, чтобы он вернул. Если он откажется, я обращусь к воспитателю». Такой игровой тренинг подготовит малыша к различным нестандартным ситуациям в садике, выходящим за рамки его предыдущего опыта и помогут решить некоторые проблемы в детском саду.

Проблемы в детском саду: здесь так шумно!

Когда спрашиваешь у некоторых малышей: «Что тебе не нравится в садике?» можно услышать: «Здесь так шумно и все кричат!» Проблемы в детском саду часто возникают у тихих детей, предпочитающих спокойную обстановку. Постоянный шум, гам и назойливость сверстников их быстро утомляют, вызывая раздражение и апатию. Эти особенности детей можно отнести к свойствам их нервной системы. Сюда же относятся и уровень чувствительности ребенка к сигналам окружающей среды - звукам, прикосновениям, зрительным впечатлениям, и быстрая утомляемость или, наоборот, возбудимость. Так, для одних детей крик - обычный способ общения, а для более чувствительных - сильный раздражитель. К индивидуальным особенностям относится и уровень потребности в общении с окружающими. Кому-то из ребят оно более необходимо, другие малыши, наоборот, ориентированы на свой внутренний мир. Им гораздо интереснее побыть в одиночестве, размышляя и фантазируя. При этом общения со сверстниками они не избегают, но быстро пресыщаются им. Такие особенности составляют индивидуальность и неповторимость каждого малыша. Но, к сожалению, порой все это не соответствует ритму жизни в детском саду. Чем сильнее такое несоответствие, тем большая вероятность того, что ребенок ощущает дискомфорт, отрицательные эмоции и в итоге - нежелание его посещать. Нервную систему малыша насильно не перестроишь. Но она достаточно пластична, и родители могут помочь крохе приспособиться к детскому садику.- Попросите воспитателя, чтобы у ребенка была возможность заняться любимыми делами. Например, поиграть с конструктором вдали от детей, не спеша сложить мозаику или даже какое-то время побыть в одиночестве. Сверхподвижному малышу, наоборот, надо обеспечить плотный двигательный режим. Для воспитателя он может стать хорошим помощником в организации подвижных игр и физкультурных занятий.- Обратите внимание воспитателя на вкусовые пристрастия крохи. Так, если ребенок придирчиво относится к еде, предупредите воспитателя, чтобы его не заставляли есть нелюбимые блюда. Если у малыша по утрам снижен аппетит, тоже не следует кормить его насильно. Ребенок с голода не умрет, а добровольную диету с лихвой компенсирует дома за ужином.- Обеспечьте малышу дома возможность жить в соответствии со своим ритмом. Это будет в какой-то мере компенсировать дискомфорт от посещения детского сада.

Проблемы в детском саду: мне не интересно

Многое зависит от индивидуальных особенностей детской личности. Ребенок настроен порисовать, а ему говорят - сейчас будем петь, ему хочется полистать книгу, а воспитатель предлагает заняться лепкой. Воспитателя можно понять - ведь каждому не угодишь, к тому же есть программа.

Встречается и более сложная ситуация, например, когда малыш немного отстает в своем развитии, а значит, и в усвоении программы. Это порой формирует у него отрицательное отношение к детскому саду в целом.

Кстати, подобные проблемы в детском саду испытывают не только «притормаживающие», но и одаренные малыши. Программа детского сада усваивается ими легко и быстро. Воспитатели же видят, что ребенок все знает, и потому уделяют ему на занятиях минимум внимания. Из-за этого маленький ученик чувствует себя обделенным и пытается самыми разными способами вернуть внимание взрослых. Среди этих способов не последнее место занимает демонстративность и нарушение правил поведения. Что делать?

Наладить конструктивный диалог с воспитателем. Расскажите ему об интересах, склонностях, трудностях своего ребенка. В силах воспитателя помочь крохе реализовать свои способности.

Ознакомьтесь с программой, по которой работает детский сад. Это обеспечит преемственность между домашним и общественным обучением. Если дома вам удастся умело преподнести ребенку какие-то знания, то, возможно, этот интерес малыш перенесет и на занятия в детском саду. Особенно это важно для отстающего ребенка. Как только он почувствует свой успех, его уровень тревоги заметно снизится. Дома у родителей есть прекрасная возможность подтянуть кроху по всем разделам программы. При этом минимум критики и максимум похвалы за самые малейшие успехи.

Регулярно интересуйтесь, как прошел день в детском саду. Причем не только тем, что и как малыш ел, но и тем, во что играл, на каких занятиях был, что понравилось, а что нет. Для крохи важно внимание взрослых, и он всегда с большим удовольствием расскажет вам о своих впечатлениях. Проявляйте искренний интерес! Тогда, возможно, ребенок пойдет в садик хотя бы ради того, чтобы потом было о чем вам рассказать.

Проблемы в детском саду: «мама, а ты заберешь меня домой?»

Этот вопрос задают родителям все малыши, впервые переступающие порог детского сада. Но о том же волнуются и детки постарше. К сожалению, и у них бывает повод к беспокойству, который, сами того не осознавая, дают родители. «Будешь плохо себя вести - оставлю в садике», - пытаясь образумить малыша, нередко говорит мама. А ребенок верит так, как способен поверить любому другому вашему слову. Для формирования страха совсем не обязательно пугать малыша впрямую, что его оставят в детском саду. Дети легко понимают все без слов. Ведь кроха видит, если родителям не терпится в любой момент от него избавиться. Так бывает, когда для занятых родителей детский сад - отличный способ пристроить малыша на весь день. Некоторые дети проводят в саду чуть не круглый год… Представьте себе: 4 года, день в день, с небольшими перерывами в выходные дни отходить в садик! Дома все общение с мамой и папой из-за нехватки времени или желания сводится к обычным режимным моментам - пришел из садика, поел, в лучшем случае посмотрел телевизор и лег спать. Да и это время нередко он проводит не с мамой и папой, а с бабушкой или няней. В результате ребенок чувствует себя отвергнутым, его потребность в тесном эмоциональном общении с родителями остается неудовлетворенной. Вот кроха и цепляется за любую возможность побыть с родителями, а в детском садике видит основную преграду к этому. Есть еще одна ситуация, когда малыш, несмотря на любовь и внимание семьи, чувствует себя отвергнутым. Так бывает, когда в семье рождается второй ребенок. Первенец видит, что теперь все внимание мамы направлено на младенца, и начинает ревновать. Он может решить, что в садик его специально уводят, чтобы он не мешал родителям быть с братиком или сестричкой. Некоторые дети в таких ситуациях начинают фантазировать о том, что родители хотят их заменить «новеньким» ребенком и поэтому отдают в детский сад. Что же делать?- Уделяйте малышу больше внимания. Это звучит банально, но речь идет не о кормлении, переодевании или купании. Нужно общаться с ребенком безо всякого повода, просто ради удовольствия побыть рядом, поговорить, выразить друг другу свои чувства. Благодаря этому малыш поймет, что он интересен и ценен для родителей, независимо от того, хорошо ли он поел, не забыл ли помыть руки или убрать за собой игрушки. Это не значит, что вам теперь необходимо позабыть о делах и все время посвящать только ребенку. Здесь главное не количество, а качество общения. На самом деле детям так много внимания и не надо! Они его требуют в тех случаях, когда их не устраивает качество общения со взрослыми. Достаточно после садика часик-другой поговорить с ребенком о том, что ему интересно, вместе поиграть или заняться каким-либо интересным для обоих делом. Но это время вы должны посвятить только ему одному. Чаще говорите малышу комплименты, признавайтесь в любви. Кроха должен быть уверен в том, что мама и папа ждут не дождутся вечера, когда заберут его из детского садика домой, где смогут насладиться общением с ним.

Проблемы в детском саду: если воспитательница ведьма

Для детей злая и конфликтная воспитательница - то же самое, что для вас злой начальник. Но у детей таких начальников не менее двух, а то и трех. И каждый нередко по‑своему относится к детям и выдвигает к ним свои специфические требования. Бывает так, что один воспитатель разрешает то, что категорически запрещает второй. Как же быть? Внимательно отнеситесь к жалобам ребенка, выразите ему свое понимание и сочувствие. Случается, что дома ребенок рассказывает страшные истории о воспитателях - как они его бьют, морят голодом, издеваются над ним. При этом родителям всегда сложно разобраться. Нередко воспитатель говорит одно, а ребенок другое. Кому верить? Ведь дошкольники любят пофантазировать! Однако, каким бы авторитетом и репутацией ни обладал воспитатель, вы, как родитель, в первую очередь должны защищать права и интересы своего ребенка. Если сомневаетесь в правдивости детских слов, предложите ему поиграть в детский садик с куклами. Как правило, малыш будет неосознанно воспроизводить реальные отношения между детьми и воспитателем в его группе. После спокойно изложите воспитателю жалобы ребенка и поинтересуйтесь о возможной их причине. Если окажется, что конфликт действительно имел место, первый раз попытайтесь разрешить его мирным путем. Если такое повторяется, задумайтесь о его истинной подоплеке. Связаны ли конфликты с личностью самого воспитателя или с поведением вашего ребенка? Помните, что как бы хорошо ваш ребенок ни вел себя дома, в детском саду он может быть совершенно другим. Если у ребенка все же выработалось стойкое неприятие воспитателя, иногда не остается ничего лучше, чем перевести его в другую группу, а может, даже сменить садик.

Проблемы в детском саду: «я боюсь»

Детский сад может стать источником страхов, в результате чего малыш откажется туда идти. Но чем же можно напугать в садике? Бывали случаи, что дети боялись сварщиков, чинивших трубы, или пьяницу, бродившего за забором во время прогулки. Среди других страхов лидирует боязнь остаться в группе одному, если всех заберут, а за ним вдруг не придут. Детей беспокоит, что с близкими случится что-нибудь плохое, пока он будет в садике. Особенно страдают страхами те дети, у которых тревожные и беспокойные родители, пытающиеся оградить своего ребенка от любой реальной или мнимой опасности. Если ребенок испытал в детском саду стресс, испугавшись чего-то, сделайте небольшой перерыв в посещении. Даже если страх ребенка кажется вам смешным и ничтожным, со всем вниманием отнеситесь к его переживаниям. Ведь для него они самые настоящие! Поэтому не следует пытаться развеять страхи взрослой иронией или обесценить («Глупости это все!»). Лучше посочувствуйте малышу, выразите ему свое понимание. Далее постарайтесь уверить ребенка в своей любви и готовности защитить. Пересмотрите свои методы воспитания. Нередко взрослые сами формируют у ребенка подобные страхи, запугивая его незнакомыми людьми («Веди себя хорошо, а то сейчас отдам вон тому дяде!»), врачами («Если не будешь есть, тебе сделают укол!»), милиционерами («А ну прекрати, а то тебя заберет милиционер!»), сказочными персонажами («Быстро ложись спать, иначе придет серый волк и съест тебя!»). А потом те же родители искренне недоумевают, почему их ребенок трясется от страха на приеме у врача, замирает при виде милиционера или рыдает в садике во время детского утренника с участием Бабы-Яги. Справьтесь с собственными страхами и тревогами. Ведь вам неосознанно подражают дети. Конечно, особенно в наши дни, беспокойство за своих детей понятно. Тем не менее излишняя и необоснованная тревога взрослых невротизирует всех - и малышей, и родителей.

Проблемы в детском саду: чистая манипуляция

Что делать, если с утра пораньше ребенок закатывает вам настоящую истерику, лишь бы не идти в садик? Неужели ребенку действительно так плохо там? Но почему тогда он с папой ведет себя совсем по‑другому? Один из возможных ответов на этот вопрос - ребенок пытается манипулировать вами. Для него утренняя истерика связана не столько с нежеланием идти в детский сад, сколько с возможностью добиться от родителя какой-либо выгоды для себя. Например, обещания, что ему купят новую игрушку, если он успокоится. В других случаях маленькому тирану просто хочется показать свою власть. Ведь если мама уступит, все увидят, кто на самом деле главный в семье. Истинный манипулятор использует подобные истерики как способ повлиять на родителей. Это может случиться в магазине, на улице, в гостях. Причем малыш прекрасно чувствует слабости близких. Именно поэтому он знает, что можно и чего нельзя позволить себе с каждым из них. Как же поступить родителям? Выясните первопричину. Задумайтесь, чего малыш хочет добиться? Может, внимания или самостоятельности в принятии решений? Или какой-нибудь другой уступки с вашей стороны?- Будьте последовательны. В следующий раз, когда ребенок закатит вам истерику, сохраняйте спокойствие и невозмутимость, не показывайте ему, что вы обескуражены и готовы на уступки. Это тяжело, но, единожды уступив, вы будете капитулировать снова и снова. Обратите внимание на свои переживания. Что вы чувствуете - стыд, обиду, злость? Скажите ему об этом спокойно, без упреков и угроз.- Обратитесь к психологу. Особенно если истерики происходят по малейшему поводу. Как правило, в таких случаях родителям вместе со специалистом приходится сильно потрудиться, перестраивая отношения с ребенком. Для этого вам будет необходимо выработать в семье между всеми ее членами единые требования и способы дисциплинирования ребенка.

Проблемы в детском саду: жди меня и я вернусь

Нет универсального рецепта, как сделать так, чтобы ребенок с радостью ходил в садик. Ведь кроха - живой человек, со своими потребностями и чувствами. Но в этом его индивидуальность! Родителям следует со всем вниманием и уважением относиться к внутреннему миру ребенка, даже если это выражается в виде протеста против детского сада. Покажите малышу, что разделяете его чувства, страхи, опасения. Задумайтесь, возможно, сегодня у него действительно есть основания не пойти в сад. Но если все же расставание по утрам и вам, и ребенку дается тяжело, попытайтесь придерживаться наших рекомендаций. Нередко конфликт начинается еще дома или по дороге в сад. Подъем, умывание, одевание превращаются в настоящее испытание для родителей. Чтобы сделать этот процесс менее конфликтным, попробуйте вместе с ребенком выработать некий ритуал утреннего подъема. Например, вы подходите к малышу, ласково его будите, целуете и разрешаете еще минут 10 полежать в постели. Затем помогаете одеться, рассказывая по ходу дела о своем сне и интересуясь тем, что снилось ему. Очень скоро такой ритуал станет не только приятным и привычным способом утреннего подъема, но и средством выражения любви друг к другу. По дороге поговорите с ребенком о чем-нибудь приятном и интересном, поиграйте в словесную игру, вместе сочините сказку или просто подурачьтесь. Если ребенок утром в садике вас не отпускает, не следует убегать, подкараулив момент, когда кроха отвлечется. Представьте себя в его положении: вы приходите в малопривлекательное место с самым близким человеком. И, хотя вам неуютно, вы чувствуете себя в безопасности, ведь рядом ваш защитник. Но вот вы отвернулись буквально на минутку, а родного человека и след простыл. Он просто исчез - неожиданно, без объяснений, даже не попрощавшись! Вы растеряны, напуганы, обижены, брошены! Такие же чувства испытывает ребенок, а еще он начинает задумываться, можно ли вам теперь доверять, не бросите ли вы его так же в любом другом месте - в магазине, в парке, в гостях. И чем больше его это беспокоит, тем сильнее он будет цепляться за вас, стараясь ни на минуту не упустить из поля зрения. Не стоит расставание превращать в настоящую драму. Достаточно уделить этому несколько минут и также выработать определенный ритуал прощания. Например, вы обнимаете ребенка, целуете его, говорите, что очень его любите и непременно будете по нему скучать, но обязательно вернетесь вечером. Не следует пускаться в бесконечные оправдания и споры, нервничать. Некоторые родители - словно эмоциональные вампиры: пока ребенок утром не заплачет, они не успокоятся. Для них это сигнал подтверждения их родительской самооценки: «Он так сильно любит меня, что не может без меня провести и дня. Какой я все-таки хороший родитель!» Главное - сохранять спокойствие и доброжелательное отношение к ребенку. Ведь гораздо приятнее расстаться, признавшись ему в любви, чем разругавшись с ним.

Мясникова Инна Михайловна,
воспитатель
ГБДОУ №28
Невского района Санкт-Петербурга

Современное образование находится на новом этапе развитии - идет его модернизация. Этому способствуют как социальные, так и экономические перемены, происходящие в обществе. Сегодня, на этапе серьезных перемен, российское общество особенно нуждается в грамотных, физически, морально и духовно развитых гражданах. Роль системы дошкольного образования в деле развития и воспитания подрастающего поколения велика. Именно дошкольное учреждение дает старт развитию личности ребенка, именно от того, как ребенок развивается в детстве, во многом зависит успешность его дальнейшей жизни. Уровень рождаемости с 2007 года в России стабильно растет. Вместе с этим количество мест в детских садах, самих детских садов не увеличивается. Точнее, рост количества мест в ДОУ значительно (практически катастрофически) отстает от роста количества детей дошкольного возраста.

Новые социально-экономические условия требуют поиска новых форм, организации дошкольного образования, а соответственно, и разработки нового механизма финансирования системы. Финансирование дошкольных образовательных учреждений, пожалуй, самая основная и сложная проблема. Недофинансирование, дефицит финансирования - эти слова, к сожалению, очень часто звучат применительно к дошкольной отрасли.

Дошкольное образовательное учреждение должно получить и получало до последнего времени более стабильное финансирование, есть возможность проведения единой образовательной политики в дошкольном образовании области, более полного удовлетворения потребностей родителей, возможность комплектования детского сада по нормам наполняемости и месту жительства детей, дифференцированного комплектования учреждений и групп, своевременного обеспечения повышения квалификации и аттестации педагогических и руководящих кадров дошкольных учреждений.

Все более актуальными становятся проблемы комплексной подготовки специалистов дошкольного образования интегрального уровня, способных взять на себя мотивационную,ориентировочную, регулирующую, организационную и контролирующую функции в ДОУ, то есть, попросту говоря, управленцев. Деятельность руководителя дошкольного учреждения соответствует всем этим функциям, но для ее эффективного осуществления недостаточно владеть соответствующими знаниями, умениями и навыками.

Однако многие немало озабочены тем, что муниципальные органы управления образованием, методические службы не всегда обеспечивают должный анализ результатов использования экспериментальных учебных программ, новых педагогических технологий. К большому сожалению, остается проблематичным вопрос организации научного руководства инновационной деятельностью. Эта проблема может быть вполне успешно решена при взаимодействии ученых и практиков, преподавателей педагогического университета, института повышения квалификации работников образования, а также педагогических колледжей.

Для обеспечения качества дошкольного образования важен профессиональный уровень педагогов образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Низкий уровень заработной платы педагогов системы дошкольного образования ведет к текучести кадров дошкольных образовательных учреждений, не позволяет привлекать высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих высокое качество дошкольного образования.

Изменение технологий воспитания и обучения происходит одновременно с изменением характера отношений "Родитель - ребенок - воспитатель" на равноправные, построенные на взаимном уважении и доверии. Поэтому неслучайно модель "Открытого" дошкольного учреждения с включением родителей в воспитательно-образовательный процесс, в управленческую деятельность становится одной из перспективных в развивающемся образовании.

Современное состояние системы дошкольного образования нуждается в решении следующих проблем:

  • Финансирование системы дошкольного образования, механизмы распределения финансов;
  • Недостаток детских садов;
  • Содержание дошкольного образования;
  • Качество дошкольного образования;
  • Условия реализации программ дошкольного образования;
  • Повышение квалификации работников дошкольного образования;
  • Общественное восприятие дошкольного образования;
  • Количество мест в детских садах

Вырастить и правильно воспитать ребенка, в настоящее, быстроменяющееся время, процесс непростой и очень трудоемкий. Современный педагог в своей непосредственной работе с детьми в условиях ДОУ сталкивается с новыми проблемами обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста, которых практически не существовало еще десятилетие назад.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальные проблемы современного

Дошкольного воспитания

Место работы: ГБДОУ № 31

Кировского района

г. Санкт-Петербург

«Детство есть та великая пора жизни,

когда кладётся основание всему будущему

нравственному человеку».

Н. Шелгунов

Вырастить и правильно воспитать ребенка, в настоящее, быстроменяющееся время, процесс непростой и очень трудоемкий. Современный педагог в своей непосредственной работе с детьми в условиях ДОУ сталкивается с новыми проблемами обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста, которых практически не существовало еще десятилетие назад. В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста, в самостоятельных сюжетно-ролевых играх: «Семья», «Магазин» и просто в общении детей между собой, а так же с родителями, можно часто услышать такие фразы:

Мама, дай мне много денег, я куплю себе планшет и не буду тебе мешать;

Мама, пойдем, погуляем? – Вот, пойдешь в детсад, там нагуляешься утром и вечером;

Мама, забери меня пораньше домой, ты же дома? – Играй лучше в саду до вечера, а то дома опять будешь сам с ума сходить и других сводить;

Мам, я хочу к папе? – На выходных пойдешь в семью отца, пусть он с тобой занимается;

Папа, научи меня вырезать ножницами? – В детском саду и в школе тебя всему научат.

Отсюда можно выявить три основных проблемы современного общества, которые, так или иначе, отражаются на детях, в их игровой деятельности, общении между собой и с родителями. Сегодня, происходящие в мире социально-экономические изменения актуализировали стремительное развитие информационных технологий, науки и техники в целом. «Техносфера» – это термин, который чаще всего употребляют при описании современной цивилизации, уровня развития техники и научных методов преобразования действительности, определяющих основной фактор развития общества. Можно смело говорить, что сегодня в каждой семье имеется компьютер, ноутбук, планшет, смартфон, игровые приставки и другие разновидности гаджетов. Отсюда проблему номер один можно определить как: сокращение времени для общения родителей с детьми .

Опорой и поддержкой воспитателям, в введение в мир детей, должны быть родители. Недаром существует высказывание: «Самое трудное в работе с детьми – это работа со взрослыми». Разрушение и кризис семьи, низкий уровень нравственной культуры большинства современных родителей. У многих родителей отсутствует такое понятие, как «ответственность» за воспитание своего ребенка. Поистине вспомнишь слова В. Г. Белинского «Как много вокруг родителей, и мало отцов и матерей!». Ускоренный ритм жизни, желание заработать побольше денег, нехватка свободного времени – вот основные причины упадка семейных ценностей. Родители слишком рано желают видеть своего ребенка самостоятельными, отсюда ребенок часто остается предоставлен сам себе, с ним некому из взрослых пообщаться, поиграть, сходить погулять. Бывает, что ребенка некому забрать вечером из детского сада, так как родители пропадают на работе, а бабушки и дедушки живут в другом городе. Тогда выручают платные няни, подруги, которым, по большому счету, чужие дети не нужны. И, самое обидное, и самому ребенку и воспитателю, что все это понимают, а помочь ничем не могут.

Многие родители специально дают своим детям гаджеты. Причины и цели этого могут быть разные:

Выкроить для себя немного времени;

Для развития ребенка через специальные развивающие и обучающие детские игры и программы;

Во время ожидания в очередях;

Пресечения истерик и капризов детей.

Если гаджеты занимают все сознание ребенка, то можно говорить о формирующейся зависимости. Тесное общение ребенка с родителями отодвигается на второй план, ребенок предпочитает проводить время с планшетом или компьютером. Ребенок не знает чем себя занять в свободное время, игрушки его мало интересуют, нет стремления общаться со сверстниками. В компьютерных играх преобладают ненатуральная яркость цветовой гаммы, громкая возбуждающая нервную систему музыка, многократный повтор действий, малоосмысленное продвижение вперед с обязательным преодолением всех препятствий. Такие игры современных детей не требуют умения разговаривать, договариваться и сотрудничать.

Отсюда проблему номер два можно обозначить, как утрату социально-нравственных ориентиров. Это вызвано, прежде всего, тем, что современное российское общество столкнулось с проблемой бездуховности, циничности, преобладания прагматического в целеполагании подрастающего поколения. А ведь социально-нравственное развитие и воспитание дошкольников - основа всех основ. От того, что вложили родители и педагоги в ребенка в дошкольном возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим миром. Замечательные краткие и емкие слова великого педагога А. Макаренко: «…Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Работая педагогом дошкольного образования, необходимо вкладывать более глубокий смысл в эти слова. Все чаще невольно приходиться слышать из уст детей и подростков крайне неуважительные и обидные слова в адрес родителей, учителей, пенсионеров и просто прохожих. Мне кажется, что современная молодежь несколько больше озлоблена, равнодушна к окружающим людям, их чувствам. Чтобы не допустить упадка нравственности общества, нужно в первую очередь, обратить внимание на совсем маленьких детей – дошкольников, постараться не упустить благодатное время воспитание их чистых душ, вложить в них и попытаться сохранить все самое светлое, лучшее, накопленное человеческим опытом.

Немаловажной проблемой сегодня является проблема политической направленности. Государство, призванное выполнять важную функцию в просвещении и воспитании людей, не имеет сегодня четкой идеологической позиции и позволяет властвовать суррогатам и продуктам западной массовой культуры. Средства массовой коммуникации и информации призваны выполнять функцию не только информативную, развлекательную, но и воспитывающую, просветительскую. А с экранов телевизоров мы смотрим американские блокбастеры и китайские мультфильмы с непроизносимыми именами героев, и непропорциональными формами тела, а на витринах магазинов мы в огромном количестве видим и покупаем детям, по их просьбе, роботов-трансформеров и Барби-зомби. Навязывание таких игрушек на прилавках магазинов, вызывает у многих людей, думающих о настоящем и будущем своих детей, настороженность и опасение.

Актуальность вышеобозначенных проблем можно объединить в одну большую проблему - проблему социально-нравственного воспитания, которая связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка. Как известно, жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Какие бы высокие требования не предъявлялись дошкольному учреждению, проблемы социально-нравственного воспитания нельзя решить только в рамках дошкольного образования.

В утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации

от 17 октября 2013 г. N 1155 федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования включен ряд обязательных требований к дошкольному образованию, которые основаны на основных принципах:

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, понимание того, что происходит с ребенком сейчас, этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и детей;

3) уважение личности ребенка;

4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Предложенные варианты решения существующих проблем тесно вплетаются в образовательную программу дошкольного образования согласно ФГОС.

Пути решения обозначенных выше проблем я вижу в объединении усилий и единстве целей и задач между родителями и педагогами в социально-нравственном воспитании дошкольников, которые учатся жить в настоящее, быстро меняющееся время. Именно на дошкольном этапе детства закладывается основная база развития человека. И какими взрослыми людьми станут сегодняшние дошкольники, напрямую зависит от совместной ежедневной работы родителей и педагогов.

I. Одним из важных моментов воспитания, является выбор доверительного, партнерского стиля общения между взрослыми и детьми. Технологии сотрудничества, педагогическая поддержка, и индивидуализация ребенка, как новые ценности образования, особенно актуальны. На первый план выдвигаются технологии личностно-ориентированного обучения и воспитания в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности педагога и детей и самостоятельной деятельности ребенка. Личностно-ориентированный подход к ребенку основывается на педагогической поддержке, направленной на создание благоприятных условий для развития индивидуальности каждого ребенка. При этом в обучении учитываются характер, темперамент, уровень уже полученных знаний и умений, а так же степень сформированности умений и навыков, необходимых для дальнейшего обучения и развития.

Педагогическая поддержка направлена на создание условий, совокупности поддерживающих усилий, длительного ненавязчивого содействия развитию, акцентирующих самостоятельность детей для того, чтобы:

Помочь обрести уверенность,

Подкрепить положительное начало в личности,

Удержать от того, что мешает развитию.

С целью включения дошкольников в социум и приобретение социально-коммуникативных умений и навыков в современном образовании и воспитании, приоритетно использовать такие технологии личностно-ориентированного обучения как:

  • Разноуровневое обучение,
  • Модульное обучение,
  • Развивающее обучение,
  • Обучение в сотрудничестве,
  • Метод проектов,
  • Коллективное взаимообучение.

Социализация и индивидуализация в растущем человеке, необходимы для развития личности ребенка. Дети рождаются с множеством разнообразных потенциалов, и у каждого ребенка свое предназначение. Так вариативно используя все компоненты - помощь, защиту, содействие, взаимодействие педагогическая поддержка оказывается каждому ребенку на протяжении всего времени его нахождения в дошкольном учреждении (в режимных моментах, на прогулках, в организации питания, в игровой деятельности, непосредственной образовательной деятельности).

II. Предлагаю в условиях ДОУ в совместной деятельности воспитателя с детьми, независимо от проведения непосредственной организованной деятельности уделять больше времени беседам, дидактическим и сюжетно-ролевым играм с расстановкой приоритетов социальных, нравственных, семейных ценностей.

Включить в образовательный процесс краткосрочные и долгосрочные проекты.

Проектная тематика может быть разнообразной:

  • «Традиционная русская игрушка»,
  • «Здоровье нации в наших руках»,
  • «Новейшие разработки российских ученых и их вклад в мировую науку»

С целью осознания возможностей своей страны, гордости родиться и жить в России, современное патриотическое воспитание

  • «Наша дружная семья»

Для сплочения детей, родителей и педагогов-наставников в социально-коммуникативном обучении и воспитании старших дошкольников.

Семейные прогулки выходного дня, с посещением кинотеатров, музеев, выставок.

Работу с родителями, как для проектной, так и других видах деятельности, можно использовать в нетрадиционной форме общения. Порой, из-за нехватки свободного времени, у родителей и воспитателей нет возможности остановиться, поговорить, обсудить возникающие вопросы и проблемы дошкольника. Поэтому приходится искать другие пути общения с родителями.

  • Для этого создаются специальные сайты групп детского сада, куда в любое удобное родителям время они могут зайти и ознакомиться с обновленной на сайте информацией – объявлениями, домашними заданиями, рекомендациями, прочитать консультации педагогов, посмотреть фотографии игровой и образовательной деятельности своих детей.
  • Целесообразно завести ячейки «почтового ящика» для миниконсультаций, вопросов и ответов педагогов и родителей о промежуточных итогах обучения и воспитания детей.

III. Можно использовать в практике ДОО Концепцию и программу социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников «Дорогою добра», разработанную пермским доктором педагогических наук Коломийченко Людмилой Владимировной.

В ФГОС ДО социально-коммуникативное развитие рассматривается как одна из образовательных областей. Цель социального воспитания детей дошкольного возраста – формирование базиса социальной культуры, проявляющейся в совокупности отношений (гуманного – к людям, бережного – к достояниям культуры как результатам человеческого труда, уважительного – к истории семьи, детского сада, страны, толерантного – ко всему иному в человеке: возрасту, полу, национальности, физическим возможностям и др.).

Программа Коломийченко Л.В. «Дорогою добра» направлена на достижение целевых ориентиров социально-коммуникативного развития, заявленных во ФГОС ДО, и представлена отдельными видами социальной культуры (нравственно-этическая, гендерная, народная, национальная, этническая, правовая). Программа достаточно доступная для восприятия и усвоения детьми, является компилятивной – объединяет различные разделы воспитательно-образовательного процесса, парциальной (по отношению к комплексным программам), открытой – допускающей вариативность в ее применении. Реализация программы «Дорогою добра» осуществляется на протяжении всего дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). Ее содержание представлено в четырех разделах: «Человек среди людей», «Человек в истории», « Человек в культуре», «Человек в своем крае». Технология реализации программы представлена блочно-тематическими планами и конспектами, предусматривающими использование различных средств, методов и форм социального воспитания, оптимальное сочетание специфических видов детской деятельности, включение элементов развивающей среды. В конце каждого раздела программы в зависимости от возрастного периода даны показатели социально-коммуникативного развития, позволяющие определить его общий уровень.

Большинство тем из предложенных блоков мы используем в своей работе с детьми при организации непосредственной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию. Так в прошлом учебном году с детьми подготовительной группы мною и вторым воспитателем группы были проведены открытые занятия по темам:

«Традиционная русская кухня», «Богатыри земли Русской», «Изобретения и достижения человечества», «Правила безопасного поведения. Полезные и вредные привычки», «Этикет и его история». В ходе подготовки и проведения занятий мы незначительно изменили предложенные игры, адаптировали их под особенности и интересы детей, а так же вариативно использовали с учетом нашего родного города. В целом, предложенные автором конспекты программы социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников «Дорогою добра», могут помочь в решении обозначенных проблем воспитания детей.

В воспитании детей дошкольного возраста особое место занимает выбор и чтение книг. Важно знакомить детей с правильно выбранной по содержанию книгой, а не останавливаться на яркой обложке, которая привлекает внимание детей. Родители, сами читающие книги, показывают пример и тем самым прививают любовь к чтению с малых лет своим детям.

В беседах и обсуждениях с родительским комитетом о выборе, приобретении и пользе развивающих игр, не только для детского сада, но и в домашних условиях мы говорим на родительских собраниях. Сейчас в магазинах огромный выбор развивающих игр, нужно только время и средства, чтобы подобрать игры в соответствии с возрастом и интересами детей.

Воспитание ребенка на личном примере, приобщение его к посильному труду, разнообразная совместная деятельность с ребенком, обучение путем объяснений, положительная мотивация – вот основы воспитания, на которые опирались наши предки и которые актуальны до сих пор.

Ведь мы, взрослые призваны воспитывать и выпускать в жизнь самостоятельного, трудолюбивого, разносторонне развитого, смелого, волевого, коммуникативного, доброго, внимательного человека.

Следует просто любить своих детей, прислушиваться к их желаниям, проблемам, высказываниям. Нужно стать для ребенка настоящим другом, которому не страшно рассказать о своих переживаниях и трудностях. И тогда, я верю, люди станут добрее, отзывчивее, будут смотреть друг другу в глаза, а не в телефон, улыбаться, а не хмуриться – но, начинать нужно с себя и маленьких детей.

В заключении, можно сказать, что современная система воспитания может быть эффективной только при создании благоприятных социально-педагогических условий, среди которых определяющими являются гуманизация образовательного процесса, учет социальной и этнической обусловленности, мотивация нравственного патриотического поведения и эффективное управление. Социальное воспитание дошкольников через личностно ориентированное обучение с применением тактик педагогической поддержки требует дальнейшего изучения, развития и внедрения в практику дошкольных образовательных учреждений.

Список литературы

  1. Воспитание и социализация личности: Материалы областных педагогических чтений. - Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр. - 2011. - 259с. Дубенский Ю.П. Курс лекций по педагогике.
  2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России - М.: Просвещение, 2010.
  3. Коломийченко Л.В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 160 с.

Ирина Морозова
Дошкольное образование в сфере социальных проблем России

С 1 сентября 2013 года дошкольное образование становится отдельным уровнем системы обучения, и, соответственно, от качества образования в ДОУ зависит очень многое, поэтому оно рассматривается как важнейший социоформирующий фактор .

На современном этапе развития системы дошкольного образования происходят значительные перемены : дошкольное учреждение приобретает новый статус, изменяются его функции (приоритетной становится, исходя из экономической и социальной ситуации , ставится функция охраны жизни и здоровья детей, т. к. растёт число общей заболеваемости детей, увеличивается количество детей, рождённых с патологиями, увеличились показания о несчастных случаях с дошкольниками . Традиционная функция дошкольного учреждения - подготовка детей к школе - отодвигается на второй план). Меняется структура системы дошкольного образования : создаются разные типы, виды дошкольных учреждений ; изменился контингент детей, которые посещают дошкольные учреждения ; иной взгляд государства и общества на процессы воспитания и обучения, социализации детей с особенностями психического и физического развития.

Как правило, любые перемены в любом вопросе не проходят гладко, не сталкиваясь с определёнными преградами и трудностями, современное развитие дошкольного образования - не исключение .

Не смотря на то, что в каждом субъекте РФ формируется своя политика дошкольного образования , обусловленная рядом местных социальных , культурных, экономических и природных факторов, поговорим о тех проблемах , касающихся практически всех дошкольных образовательных учреждений России .

В 90-е годы повально закрывались детские сады и их здания сдавались в аренду коммерческим структурам и организациям. 1 января 2007 года в РФ вступает в силу закон о новой форме государственной поддержки семей с детьми - материнском или семейном капитале. Совокупность этих факторов приводит к проблеме № 1 : недостаточное количество детских садов и их перегруженность.

Российские власти с воодушевлением говорят о повышении рождаемости в стране. Но при этом государство не слишком задумывается о предстоящих проблемах молодых родителей , с которыми им предстоит столкнуться уже через несколько лет. Недостаток детских садов настолько велик, что грустная шутка – записывать ребенка в детсад сразу после рождения, уже поздно, реальна. Данные Минздравсоцразвития показывают, что больше чем у одного миллиона семей нет возможности устроить своих детей в государственные детские дошкольные учреждения , так как мест не хватает. Родителям остается только вести обсуждение частных детских садов, но ведь большинству семей не хватает средств, чтобы оплатить место для своего ребенка в частном дошкольном образовательном учреждении .

Тем временем, посещение детского сада является важнейшим социализирующим фактором для ребёнка, и дошкольное образование должно охватывать возможный максимум детей. Из-за того, что группы в детских садах перегружены, ДОУ не могут полностью отвечать необходимым педагогическим, материально-техническим и санитарным нормам.

Проблема №2 .

Недостаточное финансирование.

Сюда относится :

Недостаточное оснащение детских садов;

Устаревание материально-технической базы;

Невозможность обеспечить в некоторых дошкольных учреждениях достойный уровень учебно-методической базы;

Отсутствие компьютеров и подключения к интернету в некоторых ДОУ.

Проблема финансирования дошкольных образовательных учреждений также является достаточно ощутимой для родителей. Многие жалуются на непомерно огромные сборы, на то, что за бесплатное образование приходится платить , на то, что финансирование детского сада практически целиком и полностью ложится на плечи родителей, и для многих семей такое финансовое бремя является непосильным.

Получается, что детский сад – уже не необходимость, а роскошь, которую могут себе позволить состоятельные люди или люди со связями. Конечно же, в нормально функционирующей системе дошкольного образования такая ситуация категорически недопустима.

Проблема № 3 .

Отсутствие групп раннего развития.

Далеко не во всех детских садах предусмотрены группы для детей от 2-х месяцев. В то время, как растёт число разводов, количество матерей-одиночек, когда они вынуждены выходить на работу как можно раньше. Ранний выход матерей на работу обусловлен не только материальной необходимостью, а зачастую и условиями трудового договора.

Проблема № 4 .

Кризис семьи.

Многие исследователи сегодня констатируют кризис семьи, отмечают ее неспособность обеспечивать необходимые условия для воспитания, социализации детей . Острота проблем семейного воспитания

связана с падением ценности родительства, преобладанием неполных семей, увеличением количества семей,

испытывающих финансовые трудности, относимых к группе социального риска . У современных родителей нередко наблюдается нежелание вникать в проблемы ребенка , негармоничный стиль воспитания, перенос собственных личностных и психологических проблем на детей .

Почти треть маленьких россиян - более 400 тысяч - ежегодно рождаются вне брака, каждый седьмой малыш

воспитывается в неполной семье. Россия стала страной работающих бабушек, поэтому они тоже не могут в должной

мере заниматься воспитанием внуков.

В результате семья не выполняет свои главные функции как институт социализации дошкольников :

Забота о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей;

Обеспечение соблюдения их прав и интересов; воспитание на основе безусловной родительской любви, признания ребенка самоценной личностью и др.

На фоне прогрессирующей дисфункции семьи возрастает роль образовательного учреждения , личности педагога.

Проблема № 5 .

Недостаток педагогических кадров, низкая заработная плата и отсутствие должного образования у педагогов .

Непростая работа наряду с невысоким окладом делает профессию абсолютно непрестижной и непривлекательной.

Нехватка кадров приводит к найму неквалифицированных специалистов, у которых нет ни диплома, ни элементарных навыков общения с малышами. Это крайне негативно влияет на развитие детей, ведь фундамент психики закладывается в возрасте от 2 до 5 лет.

Проблема № 6 .

Недоступность дошкольного образования детям с ОВЗ .

Отсутствие полной объективной информации о потребности в образовательных услугах для детей с ограниченными возможностями здоровья;

Недостаточность сети дошкольных учреждений (специализированных учреждений и групп на базе существующих детских садов, способных оказывать услуги для детей с ограниченными возможностями здоровья, особыми образовательными потребностями ;

Несформированность у всех работников дошкольных образовательных учреждений особого отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, отсутствие специальной подготовки, квалификации у педагогов по работе с такой категорией детей;

Нежелание родителей вести ребенка в специальное коррекционное учреждение (группу) ;

Отсутствие специалистов (медицинских работников, дефектологов и др.) необходимого профиля и квалификации;

Отсутствие отлаженных нормативно-правовых и финансовых механизмов по обеспечению работы специализированных групп;

Отсутствие партнерских отношений с органами здравоохранения и социальной защиты .

Наиболее приоритетным и закономерным направлением решения проблемы доступности дошкольного образования , обусловленной здоровьем детей, выступает интегрированное (инклюзивное) образование . Это процесс совместного образования здоровых детей и детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, установление между детьми разных групп, категорий более тесных взаимоотношений в процессе их обучения и воспитания в одной группе (детском саду) . Но такое решение проблемы не всегда может реализоваться в виду наличия непрофессиональных и неподготовленных педагогов, отсутствия должного финансирования и оснащения детских садов.

Таким образом , сохраняется противоречие между реальным статусом, возможностями, назначением дошкольного образования и требованиями со стороны государства (ожиданиями со стороны общества, спросом и возможностями со стороны семьи).

Список литературы :

1. Государственный доклад Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 ноября 2011 г. «О положении детей в Российской Федерации » (2008-2009 годы) .

2. Деркунская В. А. Воспитание культуры здоровья детей дошкольного возраста // Повышение профессиональной компетентности педагога ДОУ. Выпуск 4 / под ред. Л. Л. Тимофеевой. - М.: Педагогическое общество России , 2013.

3. Майер А. А., Тимофеева Л. Л. «Болезни роста» современного дошкольного образования : кризис системы или системный кризис // Управление качеством дошкольного образования : теория и практика / под ред. Н. В. Микляевой. Коллективная монография. - М.: МГПУ, 2013.

4. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 1999.

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2011 г. № 2151 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы

дошкольного образования ».

Дошкольное образование по новому закону «Об образовании в РФ» становится первым уровнем общего образования и регулируется федеральными документами, определяющими вектор дальнейшего его развития, первое направление которого - качество и доступность дошкольного образования для каждого ребенка.

В связи с этим набирают силу различные формы организации образовательного процесса с дошкольниками. К ним относятся центры игровой поддержки, консультативные пункты. Большое внимание уделяется изучению условий и возможностей семейных детских садов, их связи с образовательными учреждениями и разработке в помощь родителям-воспитателям методических рекомендаций.

В настоящее время особое внимание уделяется организации крупных образовательных комплексов, объединяющих дошкольную, начальную ступени, а также ступени основного общего и полного среднего образования. В этой связи важно сохранить самоценность дошкольного возраста, не свести всю основную работу с детьми к специальной подготовке их к школе.

Перед сотрудниками стоит проблема изучения условий образовательных комплексов. Они должны с одной стороны, обеспечить полноценное и подлинно детское развитие, а с другой стороны, определить содержание и технологии, формирующие в детях личностные качества, которые обеспечат им успешное вхождение в школьную жизнь, что связано с организацией разных видов детской деятельности, которые значимы для ребенка и имеют серьезную эмоциональную составляющую.

В процессе таких видов деятельности у детей формируются произвольность (умение управлять своим поведением), воображение, образное мышление, коммуникативная речь, свободное общение как с детьми, так и со взрослыми, без которых невозможно ожидать безболезненного перехода детей в новые условия и постепенного вхождения в учебную деятельность.

Основные проблемы дошкольного образования:

  • 1. Учитывая постепенно улучшающуюся демографическую ситуацию в стране, спрос на услуги детских садов постоянно растёт. В крупных городах России отмечается явный дефицит дошкольных образовательных учреждений. Мест в дошкольных образовательных учреждениях не хватает. Родители записывают ребёнка в детский сад сразу после рождения, и не всегда это является гарантией того, что он туда попадёт. В настоящее время в России 400 тыс. детей ожидают своей очереди на устройство в детский сад. Перед государством, в первую очередь, стоит задача доступности дошкольного образования для всех слоев населения;
  • 2. Потребность ДОУ в квалифицированных педагогических кадрах. Администрация ДОУ часто вынуждена идти на снижение требований к персоналу в плане их профессиональной подготовки и опыта работы с детьми;
  • 3. В настоящее время в Российской Федерации фиксируется увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья: в два раза по сравнению с 2002 г. Дети с «особыми образовательными потребностями» не должны быть изолированы в социуме, отсюда необходимость инклюзивного образования;
  • 4. Меняются особенности социокультурной среды современного общества - это культурность и многонациональность. Следовательно, необходимо построение поликультурной образовательной среды ДОУ, создание культурного образовательного пространства, необходимо искать новые технологии воспитания и развития детей, в том числе и детей, недостаточно владеющих русским языком;
  • 5. Необходимость диверсификации, т. е., требуется достаточное разнообразие типов и видов учреждений, образовательных услуг и подходов к их реализации в целях удовлетворения разнообразных и разносторонних запросов участников образовательного процесса в ДОУ;
  • 6. Переход большинства ДОУ из режима функционирования в режиме поиска в режим развития. Потребность повышения методической компетентности педагогов дошкольного учреждения, студентов педагогических учебных заведений;
  • 7. В настоящее время меняется социальный заказ родителей, их требования к услугам, предоставляемым дошкольными учреждениями. Если в течение многих десятилетий охрана здоровья и присмотр за детьми для многих родителей рассматривались как основные направления работы детских садов, то сегодня все больше требований предъявляется к образовательным программам основного и дополнительного образования;
  • 8. Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом часто определяется наличием или отсутствием у детей определенных знаний по учебным предметам. Это ведет к раннему началу обучения. Надо признать, что такой подход можно условно обозначить как узко-прагматический, сориентированный на нужды системы, а не самого ребенка. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования - потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу, снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает;
  • 9. Педагогов смущает отсутствие жесткой предметности, необходимость интеграции образовательных областей. Но только в интегрированном содержании дети дошкольного возраста свободны делать широкий выбор и проявлять свои пока еще не структурированные интересы и творческие способности;
  • 10. В отечественной педагогике сильный акцент обычно делался именно на игровых формах и методах обучения детей, а не на свободной игре. Однако для развития очень важно, чтобы играл именно ребенок, а не взрослый. Что бы это была именно игра, а не ее имитация;
  • 11. Информатизация дошкольного образования - процесс объективный и неизбежный. В детских садах формируется новая образовательная среда, появляются высокотехнологичные информационные средства обучения и развития дошкольников. Растет интерес педагогов и специалистов дошкольного образования к этим технологиям и возможностям использования их в своей профессиональной деятельности. Однако не все педагоги владеют ИКТ. Это затрудняет использование ИКТ в работе с детьми или делает невозможным современный канал общения с родителями и с другими членами педагогического сообщества;
  • 12. Общение - большая проблема. К общению необходимо отнести умение слышать и слушать, умения входить в контакт со сверстниками и взрослыми, умение выражать свои мысли, понимать речь. Но полноценное общение невозможно без коммуникативных умений, которые необходимо развивать с самого детства в процессе сюжетно-ролевой игры. Но, несмотря на все плюсы сюжетно-ролевой игры, не все воспитатели уделяют должное время этому виду деятельности. И часто бывает, что воспитатель проводит сюжетно-ролевую игру только по просьбе детей;
  • 13. Важная тема - семья. На сегодняшний день существует большое количество неполных семей, в которых воспитываются дети. Отсюда и возникают ситуации. Когда единственному родителю некогда заниматься своим ребенком. Большинство современных родителей не желают сотрудничать с ДОУ, ссылаясь на занятость.

Перечисляя проблемы образования, хочется выяснить, каким же все-таки должно быть современное образование. Предлагается рассмотреть две совершенно разные линии современного образования.

Линия первая. Воспитатель и взрослые самостоятельно строят работу с детьми. Ребенок до школы активен в познании нового и заинтересован новым, он впитывает в себя информацию как «губка». Отсюда появляется у взрослых желание воспользоваться этим периодом и немного сместить время, когда ребенок пойдет в школу, на год или на пару лет. И эти случаи двояки. В первом случае взрослый хочет оставить ребенка в детском саду на большее количество времени. Во втором же случае родитель настаивает на том, что ребенку необходимо раньше пойти в школу, обращая внимание лишь на его физиологическую готовность к школе и совсем забывая о психологической готовности к школе.

Это показывает, что практика раннего обучения детей может привести к исчезновению учебной мотивации. И часто может быть, что ребенок дважды изучает программу первого класса. Отсюда можно сделать вывод, что результатом вышесказанного является искажение цели раннего образования. Привнесения за собой отрицательных эффектов, таких как потеря детьми интереса к учебе, проблемы с преемственностью в системе образования между ДОУ и начальной школой. Хотелось бы добавить, что наличие знаний ребенка не определяет успешность обучения, намного важнее, чтобы ребенок самостоятельно их добывал и применял.

Линия вторая. Образование строится на интересах самого ребенка и в интересах его семьи, т. е., его законных представителей. Личностно-ориентированный подход нацелен на развивающий тип образования. Он учитывает возрастные и индивидуальные особенности, ориентируется на интересы каждого ребенка. Но хочется отметить, что далеко не каждый воспитатель может увидеть грань в развивающем образовании.

И не для каждого ребенка можно реализовать цели развивающего образования по некоторым причинам. Воспитатель должен ставить перед собой цель - обеспечения развития с помощью этих знаний и умений. Если ребенок активный и любознательный, можно предположить, что идет процесс развития.