Консультации для воспитателей по безопасности жизнедеятельности. Консультация для воспитателей ДОУ. Изучение ОБЖ в детском саду. Взаимодействие с родителями

Безопасность - это « ... состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» (Ст. 1 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446— «О безопасности»). В современном мире никто не застрахован ни от катастроф, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан - дошколят. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка может стать небезопасной для него. Подготовка человека к безопасному существованию в окружающей среде должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. После введения ФГОС изменился подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.

  1. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности через решение образовательных задач: - знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту; - воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.
  2. Формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение образовательных задач: - формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; - приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; - передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; - формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Реализация данных целей и задач в ДОУ осуществляется с учетом следующих условий и принципов: -системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное); - доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей); - включение в деятельность (игровую, познавательную, экспериментальную и другие); -наглядность; - динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности); - психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов). Работа в ДОУ проходит по основной программе дошкольного образования Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой " От рождения до школы, а в старшей и подготовительной к школе группе по программе: «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Л.Б. Стеркиной, которая разработана на основе проекта Государственного стандарта дошкольного образования. Она нацеливает педагогов на решение важнейшей социально-педагогической задачи - воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях: Ребенок и другие люди. Ребенок и природа Ребенок дома. Здоровье ребенка. Эмоциональное благополучие ребенка. Ребенок на улицах города. Содержание должно реализовываться в ДОУ по всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает, то дети оказываются незащищенными от представленных в нем опасностей окружающего мира. Важно не просто передать детям сумму знаний о правилах безопасности, а больше внимания уделять приобретению дошкольниками опыта безопасного поведения. Программа не накладывает ограничение на выбор материалов, оборудования, методических приемов. Важно использовать методы, адекватные возрастным особенностям детей и целям развития. Вместе с тем. В силу особой значимости для охраны здоровья ребенка требуется соблюдение следующих основных условий и принципов:

  • полноты - содержание программы должно быть реализовано по всем разделам работы;
  • системности - работа должна проводиться целенаправленно весь учебный год при гибком распределении содержания программы и с учетом спонтанно возникающих ситуаций;
  • сезонности - учитывать климатические и сезонные изменения для максимального приближения ребенка к естественным природным условиям;
  • учета условий городской и сельской местности - раскрывать содержание учебного материала так, чтобы компенсировать неосведомленность детей в правилах поведения в непривычных для них условиях;
  • возрастной адресованности - содержание работы с детьми разного возраста выстраивается в соответствии с возможностями детей по усвоению материала;
  • интеграции - программа может реализовываться как самостоятельная парциальная программа, может выступать как составная часть комплексной программы по направлениям: физическое развитие и здоровье, развитие экологической культуры, развитие игровой, театрализованной деятельности. Программа не должна быть искусственной надстройкой, а представлять целостный педагогический процесс;
  • координации деятельности педагогов - тематические планы воспитателей и специалистов должны быть согласованы, чтобы избежать повторов и обеспечить последовательность усвоения знаний детьми;
  • преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи - родители становятся активными участниками педагогического процесса в детском саду, должны поддерживать требования педагогов, проводить с детьми дома беседы и обсуждать конкретные темы, предложенные педагогами.

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала дошкольников - это среда группы, территория, оборудование, инвентарь, учет возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Литература:

  1. Н.А. Чермашенцева «Правила безопасности»
  2. Т.Ф. Скорлупова. «Правила дорожного движения»

Обеспечение безопасности – проблема, затрагивающая все стороны жизнедеятельности человека. Нередко люди страдают из-за элементарного неумения грамотно вести себя в чрезвычайных ситуациях. Вот почему возникла необходимость готовить детей к решению проблем безопасности жизнедеятельности еще в стенах дошкольного учреждения.

Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – актуальные задачи дошкольного воспитания. При этом важно не просто оберегать ребенка, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки безопасного поведения.

Необходимо разъяснять и детям и родителям, что обеспечение безопасности жизнедеятельности возможно через духовно – нравственное воспитание и правильное поведение каждого из нас, взрослых.

Знания по ОБЖ можно получить при ознакомлении с произведениями живописи.

Рассматривая с детьми репродукции картин К. Маковского «Дети бегущие от грозы», педагог читает стихи, загадывает загадки, беседует с воспитанниками по их содержанию – о признаках приближающейся грозы, правилах поведения во время непогоды (необходимо остаться в помещении и закрыть все окна и двери; выдернуть наружный антенный кабель из телеаппаратуры…)

Во время знакомства с репродукциями картин художников И. Хруцкого «Натюрморт с грибами» и Е. Зуева «Дары лесов» следует обратить внимание детей на то, что грибы бывают съедобные и несъедобные, и дать им практические советы, как нужно собирать грибы (не использовать в пищу незнакомые грибы, не брать в рот сырых грибов и тем более не пробовать их на вкус).

Поскольку в лесу и на участке детского сада малыши встречаются с различными насекомыми, следует с помощью иллюстраций художника В. Конашевича к стихотворениям К. Чуковского «Муха – Цокотуха» и «Тараканище» сформировать представления детей о разнообразии мира насекомых и дать необходимые знания о правилах поведения при встрече с ними (ни в коем случае не трогать осиные гнезда; сохранять спокойствие и не размахивать руками, если вокруг головы вьется пчела…)

Во время рассматривания иллюстраций Е. Чарушина к рассказам о животных необходимо научить детей понимать состояние и поведение зверей, знать, как следует правильно обращаться с ними (не брать на руки бездомных кошек и щенят; не обижать и не дразнить их…)

Работа с изобразительными материалами дает выход чувствам раздражения, гнева, помогает повысить самооценку ребенка, укрепить его уверенность в себе, гармонизовать отношения с родными и близкими. «Красивое и доброе» для детей – то, что дает приятные зрительные впечатления. «Некрасивое, злое» - все неприятное, страшное, пугающее, оформляется в изобразительной деятельности обычно темными красками. Во время рисования ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, непонятными, травмирующими образами. Графическое изображение опасности не приводит к ее усилению, а наоборот, снижает напряжение юного художника. В детских рисунках опасность уже во многом реализована, как нечто уже произошедшее, фактически уже случившееся.

Основные правила безопасности, которым обязательно следует обучить ребенка:

Знай свой адрес и телефон родителей; телефон скорой помощи, милиции, пожарной охраны, газовой службы;

Во время прогулки не уходи далеко от своего дома;

Не гуляй до темноты;

Не входи с незнакомым человеком в подъезд, лифт;

Никогда не бери ничего у незнакомых людей, сразу же отходи в сторону;

Избегай безлюдных мест, оврагов, пустырей, чердаков, подвалов;

Не дразни на улице собак;

Не открывай незнакомцам дверь, когда дома находишься один;

Никогда не садись в чужие машины;

На все предложения незнакомцев громко отвечай: «Нет!» и немедленно уходи или убегай от них туда, где есть люди;

Не стесняйся звать людей на помощь на улице, в транспорте, в подъезде или даже у себя дома;

В минуту опасности, когда тебя пытаются схватить, применяют силу, громко кричи, кусайся, вырывайся, убегай.

Ольга Мальгина
Консультация для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности у детей дошкольного возраста .

«Самое дорогое у человека- это жизнь »

Н. А. Островский.

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения , приобретения ими опыта безопасного поведения в быту . Нами совместно с родителями ведется в этой области целенаправленная работа.

формировать безопасного безопасности жизни и здоровья детей безопасности

Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей . Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности , в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должны быть определены следующие цели :

- формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;

- воспитание безопасного поведения , способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости - действовать.

Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач :

Знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту ;

Развитие основ экологической культуры, воспитание любви , ответственного и бережного отношения к родной природе;

- воспитание грамотного участника дорожного движения;

- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов :

Системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем);

Доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей );

Включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды) ;

Наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал);

Динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности) ;

Психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов) .

Этапы реализации данных задач :

1 этап - заинтересованность детей , актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности ;

2 этап - ввести правила в жизнь детей , показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях , тренировать в умении применять эти правила;

3 этап - на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными практическими действиями.

Формы организации учебно - воспитательного процесса :

Занятия;

Заучивание стихотворений;

Сбор фотоматериалов;

Игры – занятия;

Заучивание правил безопасного поведения ;

Дидактические игры;

Подвижные игры;

Чтение художественной литературы;

Рассматривание иллюстраций по теме;

Наблюдения;

Экскурсии;

Театрализованные представления;

Сюжетно – ролевые игры;

Игры - тренинги;

Просмотр мультфильмов;

Трудовая деятельность;

Продуктивная деятельность;

Отгадывание загадок;

Развлечения;

Обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;

Встреча с интересными людьми;

Участие в различных конкурсах;

Личный пример взрослых.

Наряду с традиционными формами обучения в ДОУ , большое внимание уделяется организации различных видов деятельность и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим детей , они должны уметь применять в реальной жизни , на практике.

Ребенок попадает в различные жизненные ситуации , в которых он может просто растеряться. Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и в – третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.

Решение задач обеспечение безопасного , здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных : вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.

Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо создать предметно – развивающую среду в группе. В неё входят :

1. Уголок безопасности , который содержит материалы :

Щит безопасности с различными видами розеток, выключателей, замков; макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы» , «Регулировщик» , «Спасатели» , «Скорая помощь» и т. д. План- схема микрорайона, в котором находится детский сад, с отметкой опасных участков, мест, благоприятных для игр; плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице» , «Внимание! Терроризм!» , «Пожарная безопасность для дошкольников » и др; альбомы «Лекарственные растения» , «Ядовитые растения и грибы» , «Профессии» , «Валеология, или Здоровый малыш» , «Если малыш поранился» и др.

Создание автогородка на участке для использования полученных знаний в игровой деятельности.

2. Игротека, которая содержит :

Дидактические игры «Опасно – не опасно» , «Продолжи ряд» , «Назови одним словом» , «Четвертый – лишний» , «Так – не так» и др. ;

Настольно – печатные игры «Основы безопасности » , «Большая прогулка по городу» , «Хорошо – плохо» , «Валеология» , «Дорожные знаки» , «Черезвычайные ситуации дома» и др.

3. Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

Л. Толстой «Пожар» , «Пожарные собаки» ;

В. Житков «Пожар» , «В дыму» ;

С. Маршак «Пожар» , «Рассказ о неизвестном герое» , «Сказка о глупом мышонке» ;

Т. Шорыгина «Зеленые сказки» , «Осторожные сказки» ;

К. Зайцева «Уроки Айболита» ;

Сказки «Волк и козлята» , «Три поросенка» , «Красная Шапочка» , «Заюшкина избушка» , «Колобок» , «Кот, петух и лиса» и др.

Ю. Соколова «Правила безопасности » ;

И. Серяков «Улица, где все спешат» , «Ученый дружок» ;

Е. Пермяков «Торопливый ножик» ;

Потешки «Тили-тили-тили-бом! Загорелся Кошкин дом!» , «Огуречик» ;

А. Иванов «Азбука безопасности . Как неразлучные друзья в огне не горели», «как неразлучные друзья в воде не тонули» , «Как неразлучные друзья дом охраняли» ;

И. А. Яворская «Дети и дорога» ;

И. Лешкевич «Светофор» ;

Н. Носов «Автомобиль» ;

Г. Юрмин «Любопытный мышонок» ;

А. Дорохов «Подземный переход» , «Заборчик вдоль тротуара» , «Шлагбаум» ;

Л. Гальперштейн «Трамвай и его семья» ;

А. Дмоховский «Чудесный островок» ;

В. Семернин «Запрещается – разрешается» ;

А. Северный «Три чудесных цвета» .

Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно -образовательной работы в ДОУ. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка , невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.

Цель работы с родителям - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей , повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

В работе с родителями используется информационно -аналитическое направление : проведение опросов. анкетирование родителей; познавательное направление : родительские собрания, семинары-практикумы; наглядно- информационное направление : организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде , папки-передвижки, разработка памяток; досуговое направление : совместное проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.

Благодаря проделанной работе ожидаются результаты :

1. Полученные ребенком знания и предоставления о себе и своем здоровье позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.

2. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни .

3. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.

Консультация для воспитателей на тему:

«Обогащение знаний, умений, навыков в образовательной области «Безопасность»

Подготовила:

Селезнева Н. А.

воспитатель МБДОУ № 84

Автозаводского района

города Нижнего Новгорода

В дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется в его сознании навсегда. Поэтому очень важно с ранних лет привить навыки безопасного поведения в окружающем мире. Одной из актуальных проблем сегодняшнего времени является формирование у детей дошкольного возраста основ безопасности собственной жизнедеятельности. Поэтому педагоги и родители дошкольников должны работать над реализацией следующих основных задач по ОБЖ:

  1. Способствовать развитию у детей заинтересованности к изучению правил безопасного поведения дома, на улице, в природе;
  2. Расширять представления детей о своем организме, ценности здорового образа жизни;
  3. Формировать и развивать умения и навыки безопасного поведения;
  4. Воспитывать устойчивые привычки соблюдать правила безопасности.

Для успешного решения этих задач в работе с детьми следует придерживаться следующих принципов:

  1. Систематичность
  2. Психологический комфорт
  3. Смысловое отношение к миру
  4. Наглядность
  5. Доступность
  6. Непрерывность

Формирование знаний безопасного поведения у детей происходит поэтапно:

  1. Диагностика
  2. Расширение первоначальных представлений, накопление новых знаний.
  3. Закрепление полученных знаний и формирование осознанного отношения к соблюдению правил безопасности;
  4. Формирование чувства ответственности - понимание и усвоение предъявляемых требований;
  5. Развитие чувства контроля и самоконтроля.

Обучая детей основам безопасности собственной жизнедеятельности, важно использовать разнообразные формы и методы работы: беседы, обсуждение и разрешение проблемных ситуаций, наблюдения, экскурсии, разучивание стихов, чтение художественных текстов, просмотр видео- и диафильмов, дидактические игры, игры драматизации, опыты, практические упражнения, совместная творческая деятельность детей и родителей, . Закрепление полученных знаний, желательно, проводить через организацию игр, соревнований викторин, праздников, конкурсов и развлечений по ОБЖ.

Работа по ОБЖ в ДОУ должна проводиться комплексно, включаться во все области образовательной деятельности. Очень важно также обеспечить взаимодействие с родителями по данной проблеме, так как пример отца и матери - основной ресурс в обучении ребенка безопасному поведению.

В планировании содержания работы по формированию у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности должны быть отражены основные направления, представленные в учебном пособии «Безопасность» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной:

  1. Ребенок и другие люди
  2. Ребенок и природа
  3. Ребенок дома
  4. Здоровье ребенка
  5. Эмоциональное благополучие ребенка
  6. Ребенок на улицах города

При планировании работы по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасности собственной жизнедеятельности важно придерживаться следующих принципов:

  1. Принцип полноты (содержание работы по ОБЖ должно быть реализовано по всем направлениям, представленным в учебном пособии «Безопасность» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной)
  2. Принцип системности (работа по формированию у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности должна проводиться систематически весь учебный год при гибком распределении содержания работы в течение дня)
  3. Принцип сезонности
  4. Принцип учета местности
  5. Принцип возрастной адресованности
  6. Принцип интеграции
  7. Принцип преемственности с семьями
  8. При планировании работы по формированию у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности педагогам рекомендуется использовать следующую методическую литературу:

1. Стеркина Р.Б., Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Безопасность. - М. 1998.

2. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. - М., 1989.

3. Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М., 2004.

4. Извекова Н.А. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. - М., 2007

5. Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М., 2004.

6. Фисенко М.А. ОБЖ. - Волгоград., 2006.

7. Жукова О.Г., Трушина Г.И., Федорова Е.Г. Азбука «Ау!» - С-П., 2008.

8. Аралина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. - М., 2008

9. Вдовиченко Л.А. Ребенок на улице. - С-Пб., 2008

10. Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД? - С-Пб., 2010

11. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности детей 5-8 лет. М., 2010

Обязательным условием для реализации задач, направленных на формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности является создание необходимой предметно-развивающей среды в группах.

В группах должны быть представлены следующие материалы и оборудование по ОБЖ:

  1. Дидактические игр: «Как избежать неприятностей», «Здоровый малыш», «Малыши-крепыши», «Если малыш попал в беду», «Природные и погодные явления», «Съедобные и ядовитые грибы», «Дорожные знаки», «Внимание! Дорога!», «Азбука пешехода»,
  2. Наглядные пособия по ОБЖ (Плакаты, репродукции, фотографии по формированию у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности: «Как устроено тело человека», «Личная гигиена», «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья», «Виды спорта», «Правила поведения дома (на улице, в транспорте, в природе: в лесу, у водоемов), «Опасные предметы», «Вызов служб экстренного реагирования», «Устройство проезжей части» и др.)
  3. Макеты перекрестков, на которых представлены проспекты, перекресток, дома, светофор, машины, дорожные знаки.
  4. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр (телефон для вызова МЧС, скорой, полиции, жезлы, свистки, форма сотрудников ДПС, игрушки транспортные, планшеты с перекрестком)
  5. Дорожные знаки нагрудные и переносные («Пешеходный переход», «Движение пешехода запрещено», «Круговое движение», «Остановка автобуса», «Осторожно - дети!», «Телефон», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Движение направо (налево)»)
  6. Иллюстрированные книги, раскраски, энциклопедии по ОБЖ
  7. Книги и плакаты по ОБЖ, изготовленные детьми вместе с родителями и воспитателями по формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности.

«Формирование у дошкольников сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих»

ХХI век, к сожалению – это время тревоги и неуверенности в завтрашнем дне: теракты с многочисленными жертвами, заказные убийства, бандитизм, кражи детей на органы, увеличение частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, бытовых пожаров и дорожно – транспортных происшествий…

Что бы хоть как – то защитить себя от такого многообразия негативизма, необходимо знать и соблюдать правила безопасного поведения.

Безопа ́ сность - отсутствие какого-либо риска , в случае реализации которого возникают негативные последствия (вред) в отношении кого-либо или чего-либо.(Википедия)

Безопасность человека - такое состояние человека , когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к плохому состоянию, ухудшению функционирования и развития организма , сознания , психики и человека в целом и не препятствует достижению определённых желательных для человека целей.(Википедия)

Поэтому возникла необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к сохранению жизни и здоровья, к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Специалистами разных научных направлений отмечается, что таким механизмом должно быть образование. Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, и начинать необходимо с дошкольного возраста. Дошкольный возраст характеризуется повышенной двигательной активностью, любознательностью, проявлением инициативы и самостоятельности. В результате чего нередко возникают травмоопасные ситуации. От педагога требуется большая работа по воспитанию у детей безопасного поведения.

Для того, чтобы дети принимали правильное решение, необходимо:

Дать определенный объем знаний об общепринятых человеком нормах поведения;

Научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, ситуации, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в транспорте;

Развить у дошкольников самостоятельность и ответственность.

Важно научить каждого ребёнка объяснять собственное поведение, давать оценку своим поступкам, уметь делать выводы.

Пока дети находятся в заботливых руках родителей и педагогов, никто серьезно не задумывается над проблемами безопасности. Полностью оградить их от любых происшествий не возможно. Придет время и дошкольник пойдет в школу. Будет оставаться дома один. Сможет ли он правильно поступить и предотвратить опасную ситуацию? Сможет ли проявить самостоятельность в выборе правильного решения? Готов ли защитить себя и избежать опасностей?

Каждый ребенок должен знать, как вести себя в природе с ядовитыми растениями, опасными животными, как совершать безопасные походы. Каждый должен быть осторожен в общении с незнакомыми людьми, понимать, что не всегда за приятной внешностью скрываются добрые намерения.

Каждый ребенок должен знать и соблюдать правила дорожного движения, правила поведения в общественных местах и транспорте, уметь ориентироваться на местности, если потерялся. Каждый должен знать и уметь применять телефоны служб срочного реагирования.

Тот ребенок, который усвоил "школу здорового человека" испытывает эмоциональное благополучие и психологический комфорт. Он ориентируется в строении своего тела, соблюдает правила личной гигиены, знает роль лекарств и витаминов, знает как относиться к больному человеку и т.д. Очень важным является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.

Большой интерес у детей вызывают действия с реальными предметами быта . Поэтому очень важно научить дошкольников с осторожностью, под присмотром или с разрешения взрослых использовать доступные домашние приборы и инструменты. Предметы домашнего быта являются источниками потенциальной опасности для детей. Их условно можно разделить на 3 группы:

  1. предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, розетки, включенные электроприборы).
  2. предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей нужно научиться правильно, обращаться (иголка, ножницы, нож, степлер).
  3. предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-колющие инструменты).

Что бы сформировать у дошкольников сознательное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, н еобходима планомерная, систематическая, профилактическая работа с детьми, проводимая в самой приемлемой для детей игровой форме, которая тесно переплетается с познавательным процессом.

Игровая деятельность: дидактические игры дают возможность познакомить детей с опасностями; уточнить и систематизировать данные представления, сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения; познакомить с необходимыми действиями в случае опасности. Всем известны такие игры как: «Беспорядок», «Азбука безопасности», «Правила этикета или как правильно вести себя в обществе», «Я – спасатель», «Азбука здоровья», «Угадай предмет», «Нарисуй отгадку», «Соедини по точкам», «Так и не так».

Подвижные игры: «Красный, жёлтый, зелёный», «Похитители и находчивые ребята», «Огонь», «Раз, два, три, что может быть опасно – найди».

Ознакомление через произведения художественной литературы: Произведения художественной литературы заставляет детей задуматься и прочувствовать то, что затруднительно или невозможно для них в повседневной жизни. Это загадки и сказки С.Я. Маршака «Кошкин дом», «Повесть о неизвестном герое» и др.; стихи Е. Хоринской «Спичка-невеличка», С. Я, Маршака «Пожар» и др.; рассказы В. Гальченко «Приключения пожарного», Б. Житкова «Первая тревога», М. Поступальской «Вечно живой», «Рассказы об огне» Е. Васильева «Чтобы не было беды – делай правильно», С. Обоева «Азбука безопасности»; рассматривание иллюстраций «Дети у костра», «На охоте» и др.Очень важно проводить с детьми беседу о прочитанном произведении, интересоваться их мнением о поступке героев.

Целевые прогулки и наблюдения: по улицам города, к перекресткам, вдоль остановок, на городскую площадь, в пожарную часть… Где в ходе прогулки обсуждаются разные возникающие ситуации, закрепляются правила дорожного движения, правила безопасного поведения.

Совместная творческая деятельность: Полученные детьми знания желательно отражать в рисунках, макетах, поделках, закреплять в играх-драматизациях, проигрывании проблемных ситуаций. Например, родители вместе с ребенком рисуют план-схему своей квартиры, находят и обводят красным карандашом опасные, на их взгляд, места, обосновывая свои ответы.

Для связи между содержанием знаний о правилах безопасности и организацией деятельности по их применению хорошо использовать метод И.И. Логвинова и И.А. Щеголева – ситуативно-имитационное моделирование (процесс конструирования модели реальной ситуации (в данном случае, опасной обстановки) и постановка экспериментов на этой модели с целью понять различные стратегии поведения в ней). Т.е., научившись поступать в имитированных игровых условиях, близко воспроизводящих контакт с потенциально опасными предметами быта, дошкольники будут чувствовать себя намного увереннее в реальных условиях. Ход использования метода СИМ в работе с дошкольниками разворачивается в следующем порядке:

  1. ознакомление с макетом;
  2. инсценирование педагогом ситуаций на макете с помощью кукольных персонажей (после чтения художественной литературы) ;
  3. совместное моделирование ситуаций на макете и в игровом уголке;
  4. самостоятельные игры детей.

Проведение мероприятий с детьми по основам безопасности жизнедеятельности необходимо проводить не только в месячник безопасности, а еженедельно: первый понедельник месяца - ППБ; второй понедельник месяца - ПДД; третий понедельник месяца - обращение с предметами домашнего обихода; четвертый понедельник месяца - природные катаклизмы и антитеррор и т.д. Необходимо приглашать на мероприятия сотрудников ПДН, ГИБДД, МЧС… Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни на практике.

В воспитании сознательного безопасного поведения у детей не мало важную роль играют союзники – родители . Для поддержания единых требований по безопасности с родителями проводятся консультации, размещается информация на сайде ДОУ, оформляются стенды, буклеты, папки – передвижки, проводятся совместные праздники по ОБЖ. Родители воспитанников принимают участие в изготовлении макетов, выставок, стендов по ОБЖ.

Необходимо постараться уберечь малышей от возможных опасностей, помочь им, показать пример, научить правильно и безопасно вести себя в транспорте, в общественных местах, на улице, дома, в общении с незнакомыми людьми.

старший воспитатель М.А. Севостьянова