Учебно-методический материал на тему: Экологические праздники и досуги. Доклад на методическом объединении на тему: "Праздники и развлечения как способ экологического воспитания дошкольников"

Организация и проведение экологических праздников является одной из интереснейших форм экологического воспитания дошкольников, так как она способна вызывать у участников и зрителей положительный эмоциональный отклик на их природное содержание.

На наш взгляд наиболее полным понятием является определение предложенное Дерябо С.Д., Ясвиным В.А: «Экологический праздник - это форма экологического образования, представляющая собой совокупность экологических мероприятий, приуроченных к определенной дате».

Данным вопросом занимались такие исследователи как Дерябо С.Д., Ясвин В.А., Зацепина М.Б., Молодова Л.П., Николаева С.Н., Рыжова Н.А. и др.

Экологические праздники дают большие воспитательные возможности и положительно влияют на эмоциональное развитие дошкольников. Эмоции, которые ребенок получил от праздника, способствуют так же социальному и нравственному развитию.

С помощью сценических образов дети рассказывают о правилах поведения в природе не только сверстникам, но и взрослым, что очень важно для повышения общего уровня экологической культуры людей. Экологические праздники углубляют усвоение экологических знаний, знаний о природе, её причинно-следственных связей, что способствует появлению эмоциональной оценки.

Праздники влияют на накопление и актуализацию экологического опыта и детей, и взрослых.

Педагогический смысл экологических праздников заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их природное содержание.

Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность дошкольника в целом, поэтому рекомендуется проводить праздники регулярно, завершая ими сезон или какой – либо содержательный блок.

Наше исследование было направлено на изучение эмоционального отношения к неживой природе у детей и их отношения к экологическим праздникам.

В ходе обследования были получены следующие результаты: праздники для детей являются неприоритетным видом деятельности, педагог не старается активизировать всех детей для участия в подготовке и проведении праздников, не проявляют желание участвовать в праздниках, активности при подготовке к празднику не наблюдается.

Таким образом, нашей задачей было улучшение работы в данном направлении посредством организации и проведении экологических праздников.

По итогам проведенной нами работы можно сделать следующие выводы: с помощью разработанного плана проведения экологических праздников нам удалось его успешно реализовать и тем самым развить положительное эмоциональное отношение к неживой природе у детей старшего дошкольного возраста; у детей повысился уровень активности и интереса к экологическим праздникам, а так же проведенная работа способствовала накоплению экологического опыта детей, умению общаться и сотрудничать друг с другом.

Представляем вашему вниманию конспекты экологических праздников для работы с детьми дошкольного возраста:

Экологический праздник №1

«Земля – наш общий дом!»

Цель: закрепить у детей знания об обитателях Земли (животные, насекомые, растения); продолжать формировать бережное отношение к неживой природе; закрепить пройденный материал; развивать положительное эмоциональное отношение.

Подготовительная работа: проведение предварительных занятий – «Защитим Землю!» и «Кто живет на Земле?»; на занятиях по изобразительной деятельности дети рисуют обитателей Земли и готовят выставку на тему «Портрет Земли»; педагог вместе с детьми готовят приглашения на праздник для родителей; дети разучивают загадки и стихи; разучивают необходимые для праздника песни и танцы.

Действующие лица: Ведущий, Учитель, Незнайка, дети старшей группы.

Оформление зала: на центральной стене зала – панно с изображением земного шара, вокруг него изображены различные животные, насекомые и растения (цветы, деревья), над панно надпись «Земля – наш Дом!». На боковых стенах оформлена выставка детских рисунков на тему: «Портрет Земли».

Ход праздника:

Под «Скерцо» Ю. Чичкова в зале появляются дети старшей группы, на некоторых – шапочки птиц, зверей, цветов, насекомых. Дети произвольно танцуют изображая различных представителей Земли. После танца дети выходит ведущий.

Ведущий: Много раз мы встречали праздники в этом зале, но таких, как этот, мы еще не знали. Сегодня мы отмечаем День Земли – нашего общего дома.

Наша планета Земля

Очень щедра и богата:

Горы, леса и поля –

Дом наш родимый ребята!

Давайте будем беречь планету,

Развеем над нею и тучи, и дым,

В обиду ее никому не дадим.

Беречь будем птиц и зверей.

Украсим всю Землю садами, цветами.

Такая планета нужна нам с вами!

Вдруг в зал вбегают Незнайка и Учитель:

Учитель: Незнайка, если ты не будешь знать о том, что такое Земля и кто на ней живет, с тобой будет не интересно остальным ребятам!

Незнайка: Да я все и так знаю!

Учитель: А мы сейчас это проверим, согласен.

Незнайка кивает головой в знак согласия. Учитель показывает картинки с изображением различных животных и насекомых.

Учитель (показывая изображение коровы): Кто это?

Незнайка: собака!

Учитель: Да разве ж это собака! Ребята кто это? Верно, молодцы! Это Незнайка корова! А это кто? (изображение бабочки).

Незнайка: муха!

Учитель: Незнайка это совсем даже не муха, ребята кто это? Правильно, это бабочка! Как ты мог перепутать бабочку с мухой!?

Незнайка: А что! У нее тоже есть крылья!

Учитель: Ну что с тобой делать, даже не знаю.

Ведущий: Уважаемый Учитель, а давайте мы с ребятами попробуем помочь Незнайке, научим его отличать бабочку от мухи и расскажем о нашей планете!

Учитель: Ой, даже незнаю… а хотя… может он хоть ребят послушает и чему-нибудь да научится! (Уходит).

Ведущий: Ну что Незнайка хочешь, чтобы ребята тебе помогли?

Незнайка: Хочу!

Ведущий: Ну, тогда слушай и смотри. Я буду загадывать загадки, а ты Незнайка и вы ребята если их отгадаете, то они оживут…

Клювы желтые, лапки красные, большие,

Вперевалочку идут; если надо поплывут.

Незнайка: У-у-у, какая трудная загадка…

Ведущий: Помогите ребята, кто это? Верно – это утята!

В зал вбегают дети в шапочках утят и исполняют танец.

Ведущий: Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят.

Дети отвечают хором. В зал вбегают «дети- ежики» с корзинками и предлагают поиграть в игру «Кто быстрее соберет ягоды и грибы». Дети делятся на 2 команды, «дети-ежики» высыпают содержимое корзин и дают задание: 1-ая команда – обирает грибы, а 2-ая – ягоды.

Незнайка: Здорово, теперь я знаю что на Земле живут веселые и забавные ёжики.

Ведущий: На лужайке возле речки

В травке прыгает ….

(кузнечик)

В зал вбегает Кузнечик и предлагает всем исполнить танец «Прыг – скок».

Ведущий: Чернокожий карапуз

Не по росту тянет груз.

(муравей)

Выход Муравей, читает стихотворение.

Ведущий: Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся

Взвился вверх и улетел.

(бабочка)

Исполняется «Танец бабочек».

Ведущий: Видишь Незнайка как много животных и насекомых живет на планете Земля, ни их гораздо больше – ребята каких животных вы еще знаете? (дети по очереди говорят варианты)

Незнайка: Как здорово, а я и не знал что рядом с нами живет так много разных животных! Теперь я с ними со всеми буду дружить!

Ведущий: Молодец! С обитателями Земли действительно нужно дружить, но им нужна и наша защита. Я предлагаю вам поиграть в игру «Экологический светофор».

Всем зрителям раздаются красно-зеленые карточки.

Ведущий: Сейчас я расскажу вам несколько историй о том, как дети ведут себя на природе, если вы считаете, что они ведут себя правильно, то зажигайте зеленый свет, а если нет – то красный.

№1: Однажды друзья решили сходить в поход в лес. Вдоволь наигравшись в мяч и накупавшись, они начали собираться домой. Ребята вырыли яму и сложили в нее весь мусор.

· Как вы считаете, правильно ли поступили ребята?

№2: Света с родителями поехала за город на машине. Когда они подъехали к лесу, папа Светы спросил: «Где остановимся?» Можно было свернуть с дороги и проехать между деревьями в глубь леса. Кто-то уже поступал так – и следы от машин остались надолго. Поэтому на этой земле почти не росла трава. Светины родители решили в лес не въезжать. Они поставили машину на обочине дороги и отправились в лес пешком.

· Правильно ли поступили Светины родители?

№3: Андрей спросил папу: «Почему растения растут только в земле, а не в глине, например?» Папа ответил: «В земле много питательных веществ, которые необходимы растениям, и земля лучше чем глина впитывает воду».

· Верно ли ответил папа на вопрос Андрея?

Ведущий хвалит детей и в зале появляется Учитель Незнайки.

Учитель: Ну, что как у вас дела?

Ведущий: Превосходно! Незнайка расскажи чему научили тебя ребята!

Незнайка: Теперь я знаю какие животные и насекомые живут рядом с нами, и как правильно относится к нашей Земле, чтобы она была красивой. Мне так понравилось узнавать, пойдем скорее, расскажи мне еще что – нибудь!

Учитель: Ребята спасибо вам большое, вы нам очень помогли! (собираются уходить)

Ведущий: Подождите, останьтесь! Ребята хотят подарить вам в подарок песню «Земля наш дом» (Р.Рождественский.)

После исполнения песни дети и родители принимают участие в хороводе «Давайте дружить!» на муз. Р. Габичвадзе.

Экологический праздник

«Праздник Солнца»

Цель: закрепить знания о солнечной системе (в большей части о Солнце); обобщить и расширить знания детей о значении солнца в жизни живых организмов; продолжать формировать положительное эмоциональное отношение

Подготовительная работа: проводиться занятие «Солнечное царство, космическое государство»; формирование команд; закрепить техники нетрадиционного рисования.

Действующие лица: Ведущий, 2 команды.

Оформление зала: на центральной стене изображено Солнце, по обе стороны от него написаны названия команд – участниц, выше – изображение голубя (символ дружбы и честного соревнования).

Ход праздника: Муз. из песни «Выглянуло солнышко».

Ведущий : Здравствуй, солнце ясное

И земля прекрасная!

Здравствуй, матушка-природа

И хорошая погода!

Представление команд. В составе команд по 8 – 10 человек.

1-ая команда: «Солнечные лучики»

2-ая команда: «Солнечные зайчики»

Конкурсы:

  1. приветствие команд (название, девиз, стих или песня).
  2. кто больше назовет определений: Солнце, какое оно? Поочередно по одному слову от команд.
  3. нарисовать солнце нетрадиционным способом: Мат-ал – краски, мятая бумага, кисти, вода, щётки. Дети по – желанию пользуются руками. Участвует вся команда.

Музыкальная пауза. Исполняются песни о Солнце и лете.

  1. изобразить солнце всей командой.
  2. конкурс капитанов: Солнечный зайчик. Капитаны команд изображают «солнечного зайчика».
  3. поймай «Солнечного зайчика». Играет вся команда. Команда образует круг, взявшись за руки, «солнечный зайчик» соперника пытается войти в круг и выйти из круга. Побеждает тот «зайчик», который сделает больше входов и выходов.

Музыкальная пауза. Дети исполняют танец «Бабочки и Солнце».

  1. домашнее задание: Костюм Солнца. Демонстрация костюмов для солнца.
  2. «Я – Солнце!»: участвует один человек из команды, нужно представить себя солнцем и быстрее соперника «испарить» воду (дети вычерпывают воду).
  3. муз. конкурс: исполнить песню о солнце всей командой.

Подведение итогов. Слово жюри. Награждение.

Ведущий: Солнце светит, солнце греет

И детей оно лелеет.

Загорайте, детки, сил вы набирайтесь.

Чтоб здоровы были, вы уж постарайтесь.

Капитан 1-ой команды:

Утром встали по порядку,

Дружно делаем зарядку.

Свежий воздух мы вдыхаем,

Руки к солнцу поднимаем.

Капитан 2-ой команды:

Спасибо, Солнце, что ты есть

Тебе хвала, тебе и честь.

Ведь без тебя померкло б небо,

Не выросло бы в поле хлеба.

Ведущий: И гимн мы солнцу все поем

Раз солнце светит мы…

Все: Мы живем!!!

Литература

1. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов н/Д.: Изд. «Феникс», 1996. – 480с.

2. Зацепина М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М.: Пед. общество России, 2004. – 144с.

3. Молодова Л.П. Экологические праздники для детей: Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2003. – 128с.

4. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. уч. зав-ий. – М.: Изд-ий центр «Академия», 2002. – 336с.

5. Рыжова Н.А.Экологическое образование в детском саду. – М.: «Карапуз», 2001. – 432с.

«Экологические праздники и досуги»

Праздник в детском саду - важная часть жизни ребенка, это радость общения, радость творчества и радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения, что способствует решению многих задач экологического воспитания.

« День Земли»

Сценарий экологического праздника для детей старшей разновозрастной группы

Цель: создание у детей радостного, весеннего настроения в праздничный день – День Земли.

Задачи:
- формирование экологически грамотного поведения, бережного отношения к природе;
- желания детей конкретными делами и поступками украшать свою Землю;
- растить отзывчивых, добрых, милосердных детей.

- Доставить детям радость от участия в общем празднике.


Предварительная работа:
- разучивание стихов, потешек и загадок о природе;
- беседы на тему экологического воспитания;
- рассматривание иллюстраций;
- чтение художественных произведений о растениях и животных.

Оформление зала: зал украшен шарами, в вазах цветы. В центре большой воздушный шар – модель Земного шара. На центральной стене выставка коллективных работ детей, выполненных ко Дню Земли.

Ход праздника:

1 .Танец- вход под песню «Не уроните шарик»

Ведущий: Доброе утро, жители прекрасной голубой планеты! Сегодня в нашем детском саду замечательное событие – мы празднуем День Земли. А это значит, что это праздник и всех ее жителей: животных, рыб, птиц, насекомых, растений и человека. Это праздник всех, кто защищает Землю и заботится о её здоровье. Сегодня нашей планете Земля мы посвящаем танцы, песни, игры и стихи.

Здесь знает каждый, ты и я!

Природу обижать нельзя!

Так скажем дружно раз, два, три,

Откроем праздник - День Земли !

1 ребенок:

Сегодня поздравить спешит детвора

Любимую нашу планету,

Желаем здоровья, всех благ и добра,

Ведь лучше Земли нашей нету!

2 ребенок:

Наша планета Земля

Очень щедра и богата:

Горы, леса и поля –

Дом наш родимый, ребята.

3 ребенок:

Давайте будем беречь планету,

Другой такой нету на свете.

Развеем над нею и тучи, и дым,

В обиду ее никому не дадим.

4 ребенок:

Беречь будем птиц, насекомых, зверей,

От этого станем мы только добрей.

Украсим всю Землю садами, цветами,

Такая планета нужна нам всем с вами!

2. Песня «Прекрасная планета»

После песни входит Фея Экология

Фея Экология: Здравствуйте, дорогие ребята! Я хочу с вами познакомиться. Меня зовут Фея Экология.

Я по земле хожу, да за порядком слежу. Только трудно мне одной стало. Смотрю, то ветка сломана, то гнездо разорено, то цветы помяты. Вот и решила я подыскать себе помощников – пошла по земле в поисках удачи. Шла, шла и увидела ваш детский сад. Заглянула и вижу: сосны, берёзы, ели вокруг! Чистота кругом! Наверняка, думаю, в этом саду живут добрые и заботливые дети, которые любят растения, животных, птиц и ухаживают за ними. Так ли это, ребята? (ответы детей)

Фея Экология: Хотите вы стать моими помощниками? Не побоитесь пройти испытания? (ответы детей)

Фея Экология: Я предлагаю вам отгадать мои загадки. Если отгадаете их правильно, то отгадки оживут.

Что за дом среди ветвей под открытым небом?

Угощает птичек он и зерном и хлебом? (кормушка)

После ответов детей на середину ставится кормушка

Фея Экология: Молодцы, сразу вижу, что вы подкармливали птиц зимой, заботились о них. Вас по праву можно назвать настоящими друзьями птиц.

Я пришла к вам не с пустыми руками, а с интересными играми. Весной из теплых краев возвращаются птицы. Вот мы сейчас поиграем в игру «Птицы» . Если вы услышите название птицы, хлопайте в ладоши, а если нет – топайте ногами. Будьте внимательны!

Игра «Птицы»

Фея Экология: Прилетели птицы: голуби, синицы, розы и орлы, соколы, столы, гуси, пеликаны, яблоки, фазаны, филины, скворцы, конфеты и щипцы, соловьи и сковородки, воробьи, зубные щетки. Молодцы, вы очень внимательны и хорошо знаете птиц.

Ведущий: Дорогая, Фея Экология, наши ребята знают и песни о птицах. Сейчас они исполнят песню «Скворушка»

3. Песня «Скворушка»

Фея Экология: Какие талантливые дети живут в вашем детском саду. А вы знаете правила поведения в лесу? Для этого мы поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам действия, а вы отвечать, если так поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"!

Игра «Если я приду в лесок»

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду? (нет)

Если мусор уберу,

Банку закапаю? (да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

Фея Экология: Иногда я вижу, как дети, гуляя в лесу, рвут цветы, а потом бросают увядшие букеты на землю.

Выходит девочка с букетом цветов и рассказывает стих «Букет фиалок»

Девочка.

Сквозь иглы темной хвои

Веселый лился свет.

Я шла лесной тропою

И вдруг нашла букет.

Букет лесных фиалок

Лежал на старом пне,

И стало мне их жалко,

И грустно стало мне.

Цветы уже увяли,

Поникли лепестки.

Зачем же их сорвали.

Сломали стебельки?

Дети (хором)

Мы не будем рвать цветы!

Это капли красоты,

Пусть они растут, цветут.

Радость нам они несут!

Фея Экология: А сейчас я предлагаю свою следующую игру, она называется «Составь цветочек»

Игра «Составь цветочек»

По залу, на ковре разложены разноцветные цветы из картона. Ведущая раздает детям лепестки разных цветов – таких, как на цветах, которые лежат на полу. Звучит веселая музыка – пчелы (дети с лепестками) летают по залу, когда музыка останавливается – пчелы должны подлететь к тому цветку, какого цвета они держат лепесток. Можно играть 2-3 раза, меняя лепестки.

Фея Экология: Вы отлично справляетесь с моими испытаниями. А теперь следующая загадка:

Богатырь стоит богат,

Угощает всех подряд:

Ваню – земляникой,

Анечку - брусникой,

Машеньку - орешком,

Петю - сыроежкой,

Катеньку - малинкой,

Васю – хворостинкой . (лес)

Правильно. Лес хранит в себе много тайн и секретов. Если вы бережёте лес, ведёте себя в лесу правильно, то он раскроет перед вами много интересного и многому научит. Очень часто люди губят природу, нанося вред не по злому умыслу, а по небрежности, по незнанию, так как они не знают правил поведений на природе. Давайте посмотрим одну историю, которая произошла с лесными жителями.

Звучит фонограмма лесных звуков. На поляне собрались лесные жители и возмущенно разговаривают.

Волк . Опять эти люди! Пришли, распугали тут всех, намусорили и ушли! Не убрались!

Зайчиха. А у меня зайчонок лапку об стеклышко поранил, ходить не может.

Бобер. Подумаешь, лапку поранил! А мой – то бобрёночек, миленький, хорошенький, в каком-то прозрачном пакете запутался, чуть не задохнулся.

Лиса . Да, плохи у нас дела. Жить трудно стало. А убрать весь этот мусор невозможно.

Ёж. Почему это?

Лиса. Мы ведь пробовали уже. Да всё без толку. На следующий день опять намусорят.

Волк. А может их напугать хорошенько? Вот соберу друзей-волков из всех окрестных лесов и…

Зайчиха (перебивает). Нет-нет, серый, после этого люди могут с ружьями прийти. Тогда нам будет намного хуже.

Ёж . Но нам надо найти какой-то выход. Так жить дальше нельзя. Надо сделать так, чтобы люди поняли свою ошибку.

Бобёр . Да, лес – это не только наш дом.

Лиса . Конечно. Ведь если погибнет лес, то и людям будет негде собирать грибы, ягоды, орехи, лекарственные растения. Они никогда не увидят цветение подснежников и ландышей, не услышат пения птиц. Да и просто не

смогут подышать свежим воздухом и отдохнуть в лесу.

Сорока . А может я полечу к людям, да объясню, что они загрязняют наш дом – наш лес?

Волк . Ты-то полетишь, а что толку? Ведь люди всё равно не понимают языка

зверей и птиц. Как ты им расскажешь?

Сорока (задумчиво). Да, действительно. Но вдруг случится чудо и найдется человек, который все поймет!

Волк . Ладно, будь, по-твоему, лети.

Сорока улетает. Лесные жители расходятся. Сорока прилетает к детскому саду. Её замечают дети.

Элина . Ой, смотрите, птичка!

Радомир . Это же сорока – белобока!

Сорока (тревожно). Люди, лес наш милый дом.

Стало жить нам трудно в нём.

Лес не загрязняйте,

Жить нам не мешайте!

С миром приходите,

Деток не ловите,

На реке, в полях, в лесу

Не губите вы красу!

Вы костров не жгите,

И цветов не рвите.

Лес наш не губите!

Лес наш полюбите!

Элина . Радомир, тебе не кажется, что сорока стрекочет слишком уж грустно?

Радомир . Да, мне тоже так показалось. Но как мы узнаем, что она хочет нам сказать?

Элина . А может, спросим у Гульназ Дамировны?

Радомир . Гульназ Дамировна, послушайте, пожалуйста, о чем говорит сорока, может, вы поймете.

Сорока (повторяет последний куплет).

Ведущий . Да, сорока явно просит о помощи. Но, к сожаленью, я не знаю

языка птиц. Но я знаю одного старого лесника, деда Егора, который очень давно общается с животными и птицами, с деревьями и травами. Думаю, он сможет понять сообщение сороки.

Все уходят. На той же поляне. На пеньке сидит дед Егор, гладит маленького зайчонка (игрушку).

Лесник (вздыхает). Эх-эх-эй! Бедный зайчишка. Но ничего, поправится твоя лапка. Эх, люди, совсем замусорили лес. Как же тут не пораниться!

Влетает сорока. Поёт свою песню.

Лесник . Вот и сорока жалуется. Эх, горемычная!

Входят дети.

Ведущий . Здравствуйте, дедушка Егор! Помогите нам, пожалуйста, понять сороку. Она нам хочет что-то сказать.

Лесник (сердито) Чего уж тут понимать! Да вы посмотрите внимательно вокруг и всё сами поймёте. Тут все вокруг помощи просят!

Ведущий . И правда, ребята, посмотрите, вокруг столько мусора, банок, бумажек, целлофановых пакетов!

Радомир . А давайте позовем всех ребят из нашего детского садика и всё здесь уберём! Я сейчас же за друзьями побегу (убегает)!

Элина . А потом каждый день будем следить за порядком в лесу. Всем будем разъяснять, как вести себя на природе.

Ведущий . Нарисуем плакаты, пусть все знают, что лес просит помощи и бережного отношения к себе. Начнем помогать лесу прямо сейчас. И поиграем в игру «Очисти полянку».

Игра «Очисти полянку»

Играют также две команды. На двух полянах – коврах разбросаны фантики от конфет, бумажки, пластиковая посуда, целлофановые пакеты. Детям раздают каждому прищепки. По сигналу дети с помощью прищепок собирают мусор в специальные пакеты, которые держат воспитатели возле «поляны». Кто первый убрал свою «поляну», тот и победил.

Начинают убирать. Звучит музыка. К ним присоединяются и другие ребята. Появляются лесные жители.

Волк . Стало чище и светлей, сразу стало веселей!

Лиса . Вы послушайте лису. Стало здорово в лесу!

Зайчиха . И зайчонок мой не плачет, скоро выздоровеет и поскачет!

Бобёр . Чист ручей, мой милый дом, и бобрятам лучше в нём!

Ёж . Люди, с миром приходите, наших деток не ловите!

Все вместе . Лес наш не губите!

Лес наш полюбите!

Артисты выходят на середину и кланяются.

Фея Экология: А сейчас я загадаю самую главную загадку на нашем празднике:

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица,

Но знают все: и млад и стар,

Что она - огромный шар! ( Земля)

Посмотрите, как красива наша Земля! Особенно весной, когда вся природа оживает и всё расцветает. Давайте будем беречь красоту нашей планеты. Наша Земля – это горы, реки, леса и поля, моря, люди, животные. Земля - это наш общий большой дом, в котором человек хозяин. А хозяин всегда должен быть добрым и заботливым. Сейчас настало время моего последнего испытания. Знаете ли вы, ребята, правила поведения в лесу?

1 ребёнок:
Запомни, друг, ты гость в лесу.
Сохрани его красу,
Здесь порядок соблюдай,
Правила все выполняй!


2 ребёнок:
Муравейники не трогай,
Проходи своей дорогой!


3 ребёнок:
Нельзя гнёзда разорять,
Из рогатки в птиц стрелять.

4 ребенок:

Нельзя стекло в лесу кидать,
Нельзя бутылки разбивать;
Осколки острые опасны –
О них порежешься ужасно!

5 ребенок:

Целлофан, железки, склянки
Оставлять в лесу нельзя!
Мусор тут, в лесу, чужой,
Заберем его с собой!

6 ребенок:

Если в лес пришли гулять,

Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и гуляй.

Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

7 ребенок :
Ветки ели не ломай!

Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,

Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять!

Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают –

Ну, кому они мешают?

8 ребенок:
Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всегда лишь гость,

Здесь хозяин – ель и лось.
Их покой побереги!

Ведь они нам – не враги.

9 ребенок:

Муравейник не топчи,

Лучше ты похлопочи –
Помоги лесным зверюшкам,

Приготовь для них кормушки.
И тогда любой зверек,

будь то ласка, иль хорек,
Еж лесной, речная рыба,

Скажет: «Ты – мой друг! Спасибо!»

Игра « Экологические знаки»

Фея Экология показывает экологические знаки, дети отгадывают и объясняют.

После игры слышится голос Земли (усиленный через микрофон)

Земля: Здравствуйте добрые дети!

Фея Экология: Ой, кто это говорит?

Земля: Я, Земля! И мне радостно слышать ваши слова.

Фея Экология: Земля, Земля, ты услышала нас? Ты говоришь с нами?

Земля: Я слышу вас всегда, и я рада, что у Феи Экологии есть такие помощники! Берегите природу, не давайте меня в обиду и ещё долго будет солнце радовать вас теплом, птицы пением, реки и озёра чистой водой.

Фея Экология: Дорогие дети! Вы прошли все мои испытания. Мне было с вами интересно и мне хочется попросить вас беречь наш большой дом - планету Земля , заботиться о нем, делать как можно больше добрых дел для того, чтобы наша планета Земля становилась еще красивее, чтобы на ней пели птицы и светило солнышко. Вы заслужили звание моих помощников, и за это я вас награждаю удостоверением «Знатока природы». (проходит награждение) Мне пора возвращаться, до свидания ребята!

Ведущий: Ребята, давайте на прощание споём с вами песню для Земли и Феи Экология.

4. Песня «Никого не обижай»

Ведущий: Любите родную природу
Озера, леса и поля
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная Земля!
На ней мы с тобой родились,
Живем мы с тобою на ней
Так будем же люди все вместе
Мы к ней относиться добрей!

1. Формировать основы экологической грамотности: представления детей о том, что живая природа нуждается в помощи и защите.

2. Воспитывать бережное и доброе отношение к природе и друг к другу.

3. Развивать умение взаимодействовать со сверстниками: умение договариваться, слаженно соревноваться в подгруппах, парах.

4. Доставлять детям радость от участия в общем празднике.

Действующие лица:

1. Мудрая Сова

3. Белоснежка

4. Георгин

5. Анютины глазки

7. Лесничий Лука

Дети забегают в зал и садятся на стулья.

Ведущий: Дети на дворе сыро и пасмурно, но я хотела бы вас вернуть в то время, когда вокруг была такая красота: земля была покрыта яркими коврами, деревья стояли в золотом убранстве. Закройте глаза и представьте себе, что мы с вами оказались в сказочно красивом лесу.

Сегодня мы с вами отправимся в лес.

Осенней порою он полон чудес.

Посмотрим, что осень меняет в лесу

И как там живется лесному зверью.

Смотрите, как листья слетают с ветвей

Кружатся как в танце, быстрей и быстрей

Вот красные, желтые листья летят

Ведущий: Откройте глаза, вот мы и оказались в осеннем лесу. Что видится и слышится нам здесь? Смотрите, какое большое дупло. Здесь кто-то живет. Подойду поближе.

Угадайте, что за птица

Света яркого боится.

Нос крючком,

Глаза пяточком,

Ужасная голова.

Кто это дети?

Дети: Сова.

Ведущий: Здесь сидит мудрая тетушка сова. Она охраняет вход в волшебное осеннее лесное царство. Чтобы туда попасть, нужно с ней вежливо поздороваться, и она проснется.

Сова: Здравствуйте! Я не сплю,

Осенний лес сторожу!

С чем ко мне пожаловали?

Ведущий: Тетушка Сова пропусти нас в волшебное царство.

Сова: Я пропущу вас в свое волшебное царство, когда узнаю, что вы действительно любите землю, природу и много о ней знаете. Сейчас осень. Что вы можете мне рассказать о ней?

Ведущий: Наши дети знают много примет осени.

Дети: 1. Когда гусь улетает – снег выпадает.

3. Появился последний грибок – будет поздний снежок.

4. Осень идет, дождь с собой ведет.

5. Грибок в кузовок – зимой будет пирожок.

6. Красна весна цветами, а осень плодами.

7. От осени к лету - поворота нету.

Сова: Молодцы, дети, много знаете об осени пословиц. А вот послушайте мою загадку. Отгадаете, пропущу вас в свое царство.

Кто весной одевается, а осенью раздевается?

Дети: Деревья.

Сова: Правильно!

Ведущий: А я вам сейчас расскажу о трех правилах, о которых мне поведала тетушка Сова и которые надо знать, когда приходишь в гости в лес: НЕ ШУМИ, НЕ СОРИ, НЕ ГУБИ. В лесу нет ничего лишнего. Не давите муравьев, не рвите цветы, не ломайте ветки, не бросайте камни в лягушек. В природе все живое связано между собой. Хорошенько запомните эти правила, и мы можем дальше идти в лес.

Сова: Дом со всех сторон открыт

Он резною крышей крыт.

Заходи в волшебный дом

Чудеса увидишь в нем.

Добро пожаловать!

Ведущий: Спасибо, вам тетушка Сова. А сейчас наши дети порадуют тебя и споют песню «ПОСТУЧАЛАСЬ ОСЕНЬ».

Ведущий: Вот мы и оказались в волшебном осеннем лесу. Здесь так красиво, что даже захотелось читать стихи.

1 ребенок: Лес, точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

2 ребенок: Листья солнцем наливались,

Листья солнцем пропитались,

Налились, отяжелели, потекли и полетели,

Поскакали по сучкам.

Ветер золото кружит.

Золотым дождем шумит.

ТАНЕЦ С ЛИСТЬЯМИ.

Игра «Найди пару»

Ведущий раздает по одному листочку и говорит: «Подул ветер, листочки полетели». Дети бегают, по команде: «Раз, два, три – пару найди!» Дети должны встать рядом с тем, у кого такой же листок в руках.

Ведущий: Ой, ребята, смотрите – домик гнома. Хотите зайти к нему в гости?

(Выбегает Белоснежка и танцует; гном выбегает из домика, рвет на клумбе цветы и дарит их Белоснежке.)

Гном: Здравствуй, Белоснежка! Это тебе!

Белоснежка: Ну, зачем, зачем мне столько цветов?

Гном: Чтобы тебя порадовать!

Белоснежка: Мне жаль эти цветы. Скоро они завянут и никому не будут нужны. Если хочешь знать, гном, я люблю только живые цветы, которые растут на полях и лугах. Они улыбаются мне и даже говорят со мной.

Георгин: С завитыми лепестками

Стройный, гордый георгин

Я красуюсь меж цветами

Расту в саду я не один.

Анютины глазки: Анютины глазки -

Нас все называют.

Пестреем в саду,

Как бабочек стая.

Астра: Как в саду красиво и светло,

Сколько астр на клумбе расцвело.

Набивные, махровые, пестрые,

Любят их дети и взрослые.

Гном: Этой Белоснежке никак не угодишь! Что бы мне придумать, чтобы с ней подружиться.

Ведущий: Маленький гномик сидит у окошка,

Гномику видно скучно немножко,

К гномику ближе мы подойдем,

Песенку про кузнечика мы ему споем.

ПЕСНЯ «В ТРАВЕ СИДЕЛ КУЗНЕЧИК»

Гном: Долго вас, я дети ждал.

И чуть-чуть не задремал.

Вам пришло письмо в конверте,

Пишет вам, лесничий, дети.

Дети: А кто это – лесничий?

Гном: Отгадайте сначала загадку:

Чтобы сосны, липы, ели,

Не болели, зеленели.

Чтобы новые леса

Поднимались в небеса,

Их под звон и гомон птичий

Охраняет – кто?

Дети: Лесничий!

Гном: А зовут его Лука.

Ведущий: Вот, сейчас, откроем конверт и прочитаем письмо: «Дорогие ребята! Я знаю от лесных обитателей, что вы большие друзья леса. Лес будет рад видеть вас у себя в гостях!»

Гном: Вот я обрадую Белоснежку! Сейчас позову ее и скажу, что пришли к нам в гости ребята! Белоснежка! Белоснежка!

(Заходит грустная Белоснежка.)

Ведущий : Что случилось милая Белоснежка!

Белоснежка: Ой, какое несчастье случилось с деревом:

Ветром дерево качало –

Ветром дерево сломало.

Ранка на его стволе,

А макушка на земле

Кто же дереву поможет?

Ведущий: Не расстраивайся милая Белоснежка, мы – друзья леса, дереву поможем, а как, нам расскажет Боря.

Ребенок: Немножко поднимем ствол

И обвяжем его бинтом.

Ствол поправился почти

Будет дерево, расти.

Белоснежка: Спасибо, ребята, теперь я знаю, что делать.

Ведущий: Ой, дети, кажется, пошел дождь.

Дети читают стихи о дождике.

ТАНЕЦ С ЗОНТИКАМИ.

Веселый аттракцион «Бег под зонтиком в калошах»

Дети делятся на две команды. Каждый участник по очереди надевает калоши, открывает зонтик и бежит к дереву, обегает его, закрывает зонтик и возвращается к команде. Побеждает та команда, которая быстрее прибежит.

Ведущий: Дети, смотрите, после дождика стал заметнее лесной ручеек. Но вода в нем какая-то грязная, видимо здесь не обошлось без злого волшебства. Что же делать? Ведь грязную воду нельзя пить ни человеку, ни животным, потому что можно заболеть. Я, кажется, знаю, как его расколдовать. Давайте поиграем и игру «РУЧЕЕК», но прежде скажем волшебные слова.

Разливался родник ключевой,

Белый дождевой,

По чистым полям,

По синим морям,

По лесам, по болотам,

По зеленым колодам.

Эстафета «Пройди через ручеек»

Дети делятся на две команды. Дети перекладывают дощечки, попеременно для правой и левой ноги, передвигаясь от начала до конца, перепрыгивая с кочки на кочку.

Ведущий: Тишина – то, какая в осеннем лесу, не слышно веселого щебета птиц, потому что осенью они собираются в стаи и улетают в теплые края. Сейчас и мы пожелаем им счастливого пути и споем для них песню «ЖУРАВУШКА».

Гном: Ребята, смотрите, смотрите, к нам идет дедушка Лука.

Ребёнок: В лесу с утра до вечера

Дежурит дед Лука…

Дремучий лес доверчиво

Встречает лесника.

А дед, с глазами меткими

Глядит на чуткий лес.

Живет в лесу он издавна.

Следит за лесом пристально:

Чтоб лес не заболел,

Чтоб ветки были сильными,

Чтоб корни были сытыми,

Чтоб жук кору не ел.

Лесными коридорами

По тропам, по траве.

Идет с глазами добрыми

На праздник к детворе.

Лука: Здравствуйте, ребята! Спасибо, что пришли в гости. Лес – большой друг не только зверям и птицам, но и человеку. Для животных он родной дом и кормилец. И главная работа лесничего – сохранить и уберечь этот дом. Очень хорошо, что у меня такие прекрасные помощники, как вы.

Лес – не только для вашей забавы,

Он – богатство нашей страны.

Все деревья в нем, ягоды, травы –

Нам на пользу, друзья взращены.

На память о лесе дарю, дети, из моей волшебной корзины чудесные подарки. Но сначала поиграйте со мной.

1. Игра «Кто быстрее соберет шишки в обруч»

Дети делятся на две команды, лесник рассыпает два вида шишек и предлагает им собрать их каждый в свой обруч. Каждый ребенок берет только по одной шишке. Побеждает та команда, которая быстрее соберет.

2. «Лесная эстафета»

Дети стоят в двух командах, поделившись парами и взявшись за руки, на другой стороне зала стоят деревья. Дети выполняют задания:

Обежать дерево;

Обежать дерево два раза;

Обежать два дерева, описывая восьмерку;

Не обегать дерево, а коснуться его рукой;

Ведущий: Спасибо, лесник Лука, за подарки и развлечения. Нам очень понравилось у тебя в гостях, но пора возвращаться домой в детский сад. Мы никогда не забудем правила, которые помогают сохранить леса.

1 ребенок : Будем лес любить, оберегать.

Будем взрослым в этом помогать,

Беречь леса, поля и реки,

Чтоб сохранилось все навеки!

2 ребенок: В гармонии, дружбе

С природой будем жить.

Давайте же будем

Природу любить!

Список использованной литературы:

1. Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста/авт.-сост. Г.А.Лапшина.- Волгоград: Учитель, 2006.

2. Физическая культура – дошкольникам. Глазырина Л.Д.- М: ВЛАДОС,1999.

3. Под парусом лето плывёт по Земле. Л.А.Пенькова. – М.: Линка-Пресс,2006.

4. Игровые экологические занятия с детьми. Л.П.Молодова. – Мн.: «Асар»-1886.

Если нам с Вами удастся наконец вырастить новое поколение, представители которого не будут мусорить во время своих выездов на природу, то задачу экологического воспитания уже можно будет считать успешно выполненной. Земля - наш общий дом, и мы должны бережно относиться к её природным богатствам. Это осознанное отношение должно опираться на систему грамотно поданных знаний об окружающем мире - с одной стороны. С другой стороны - на нравственные идеалы "человека разумного", живущего в гармонии с природой, ценящего её красоту - в их противопоставлении с потребительским и варварским отношением.

Как совместить в работе познавательную и поучительную стороны экологического воспитания, Вы узнаете из материалов данного раздела. Выбирайте и используйте в работе готовые решения для проведения Дня Земли и прочих экологических праздников; экологических викторин и развлечений, в том числе и "показов мод" нарядов из бросового материала.

Воспитывайте настоящих любителей природы вместе с МААМ!

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:
  • Костюмы из бросового материала. Экологическая мода, наряды и платья из мусора для детей

Показаны публикации 1-10 из 2941 .
Все разделы | Экологические праздники, сценарии, викторины. Природа, планета Земля.

«Всемирный день Земли». Познавательное мероприятие "Всемирный день Земли " познавательное мероприятие. Провела воспитатель : Гайфуллина Т. Е. Устный журнал «Земля у нас одна – другой не будет никогда!» (ко Дню Земли ) Цели : - Сформировать у воспитанников представление о взаимосвязи человека и природы . - Воспитать бережное отношение...

Родительское собрание в форме экологического КВН (старшая группа) Цель : уточнить и углубить знания родителей по экологии , экологическому воспитанию , развить творческий потенциал педагогов. Оборудование : материал для оформления, мольберты для рисования, поделки детей и родителей из природного материала для оформления зала. Участники : родители...

Экологические праздники, сценарии, викторины. Природа, планета Земля. - Досуг в старшей группе «Сохраним голубую планету Земля»

Публикация «Досуг в старшей группе «Сохраним голубую планету...» Досуг в старшей группе «Сохраним голубую планету Земля». Звучит музыка: Все мы дети земли. (минус) Воспитатель: Добрый день мои дорогие друзья! Сегодня мы с вами узнаем, что такое «голубая планета Земля». Увидим, как она выглядит. Послушайте стихотворение. Наша земля- голубая...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Развлечение в подготовительной группе «Эколята - молодые защитники природы» Сценарий развлечения "Эколята - молодые защитники природы". Цель: Повышение экологической культуры детей, воспитание культуры природолюбия. Образовательные задачи: Формировать у детей элементарные экологические знания, сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к...

Экологический праздник в ДОО «Эколята - юные защитники природы» Праздник «Эколята – юные защитники природы» Возрастная группа – 5-7 лет Количество участников – 32 человека Авторы: Парий Галина Сергеевна – воспитатель МБДОУ д/с ОРВ «Солнышко» р.п.Усть-Донецкого Ростовской области Кокина Наталья Владимировна – инструктор по физической культуре...


Экологический праздник для старшего дошкольного возраста «Царица - Водица» Цели и задачи: Формировать у детей представление о воде, как жизненно необходимом ресурсе для всего живого; формировать элементарные экологические знания и представления; развивать творческие и...

Экологические праздники, сценарии, викторины. Природа, планета Земля. - Фотоотчет о развлечении «День Земли-сохраним планету чистой»


Наша планета Земля – наш родной дом, в котором созданы для нас особые благоприятные условия, способствующие нашему существованию и жизнедеятельности. В дошкольном детстве закладываются основы личности, отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном...

Праздник в детском саду - важная часть жизни ребенка, это радость общения, радость творчества и радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения, что способствует решению многих задач экологического воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Экологические праздники и досуги»

Праздник в детском саду - важная часть жизни ребенка, это радость общения, радость творчества и радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения, что способствует решению многих задач экологического воспитания.

Педагогическая значимость праздников и досугов

Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их природное содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом, поэтому праздники и досуги следует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой-либо содержательный блок. В сценариях этих мероприятий используется тот материал, который детям хорошо знаком.

Организация праздников, развлечений, детских творческих дел способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования доброго отношения к природе.

Одно только слово «праздник» заставляет быстрее биться сердце каждого ребенка. С праздником связаны самые большие надежды и ожидания детей.

Поэтому хорошо спланированный, подготовленный по специальному сценарию праздник доставит радость не только детям, но и взрослым. Ведь нет ничего желаннее, чем увидеть счастливую улыбку на лице ребенка, знать, что именно вы помогли ему почувствовать себя хозяином веселого торжества, лидером среди друзей, подарили ему дополнительные мгновения счастья.

Детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на подрастающее поколение. Массовость, эмоциональная приподнятость, красочность, соединение фольклора с современной событийностью, присущие праздничной ситуации, способствуют более полному осмыслению детьми нравственного отношения к природе.

Педагогическая цель детского праздника определяется в соответствии с общей целью формирования личности ребенка и достигается при условии четкой ориентации на психологию и жизненные установки детей дошкольного возраста. Отношение к природе, к благоприятной окружающей среде, к здоровью формируется также во время праздников и досугов экологического характера.

Один из наиболее значимых - праздник, посвященный Дню Земли: он создает масштаб общего видения планеты, ее значения для людей, зарождает любовь к своей Родине и природе как ее важной части. Сценарий праздника может быть различным, но в любом варианте должны быть стихи и песни, прославляющие природу, национальные и фольклорные танцы. Важным моментом праздника послужит совместное (дети, педагоги и родители) исполнение торжественных песен - оно символизирует всеобщую любовь к Земле.

Важной в этом празднике является неделя подготовки к нему: дети каждый день расширяют свое представление о Доме, в котором живут. Самое первое понятие о доме - это помещение, где проходит жизнь детей (групповая комната и квартира), оно должно быть чистым, уютным, красивым и теплым, с хорошей освещенностью и свежим воздухом. В нем удобно заниматься любимыми делами. Дети вместе с воспитателем осматривают помещение группы, наводят порядок, обсуждают, что можно изменить, чтобы стало еще лучше - в хорошем доме дети и взрослые хорошо себя чувствуют, не болеют. На следующий день дети осматривают участок, убирают мусор, планируют посадки цветов: двор возле подъезда дома и участок детского сада - это тоже их дом, они гуляют, играют в нем в свободное время, он тоже должен быть приятным. В последующие дни воспитатель ведет с детьми разговоры о том, что домом для каждого человека является улица, родной поселок или город, лес, парк, в котором часто гуляет. Свой дом надо любить, быть в нем добрым, заботливым хозяином.

Ко Дню Земли воспитатели с дошкольниками могут вырастить цветочную рассаду, чтобы посадить ее не только на территории учреждения, но и возле подъездов домов, в которых живут дети, во дворах. Общий девиз - «Украсим Землю цветами, чтобы она была нарядной и красивой, чтобы радовала всех людей». Мало очистить газоны - нужно, чтобы они пестрели цветами.

Таким образом, все мероприятия, связанные с Днем Земли, воспитывают в детях на экологической основе чувство патриотизма, расширяют понятие любви к природе, к планете. Это кульминация всей методической системы экологического воспитания дошкольников.

Слово как средство информации несет на празднике дополнительную информацию. Звучащее в стихах, пословицах, загадках, поговорках, колядках и т.д., оно воодушевляет участников. Важно донести до детей красоту, емкость художественного слова, закрепить в их сознании, что оно всегда имело живое хождение в народе, использовалось им в определенных целях.

Интересны праздники, посвященные писателям и поэтам, произведения которых дети хорошо знают. Художественное чтение отрывков из разных произведений, в которых даются описания природы. В сценарий можно включить «Зимний вечер», «Осень» и другие произведения. Писательские и поэтические праздники могут носить сезонный характер: например, в сценарий «Зимушка-зима» включаются стихотворения разных поэтов (А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, С.А.Есенина) - дети узнают, что зима своей красотой у многих вызывает сильные чувства

В старшей группе сюжет и содержание праздника может быть построено по произведениям С.Я.Маршака, А.Л. Барто, К. И. Чуковского, написанным с любовью к животным.

Чаще, чем праздники, с детьми можно проводить досуги – их организует воспитатель на самые разные темы.

Досуги один из видов культурной деятельности имеют компенсационный характер, возмещая издержки будничности и однообразия обстановки. Досуги должны быть всегда красочным моментом в жизни детей, обогащающим впечатления и развивающим творческую активность.

Такие мероприятия, как правило, проводятся во второй половине дня. При этом воспитатель должен учитывать время года. Один раз в неделю целесообразно проводить экологические досуги: маленькие сюрпризы, прибаутки, потешки, загадки и импровизационные сценки по литературным произведениям.

Именно деятельность в свободное время воспитывает ребенка, способствует развитию памяти, формирует духовный мир, мораль. Дети учатся правильному отношению друг к другу и окружающей их природе. У них развивается эстетическое чувство к прекрасному, умение ценить природные ресурсы, а также умение ими пользоваться.

Тематика и содержание праздников и досугов для детей дошкольного возраста .

Под тематикой понимается жизненный материал, отобранный, обобщенный и осмысленный с идейной позиции. Характерная особенность жизни, взятая для изображения.

В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка.

При определении тематики и содержания праздников и досуга следует также учитывать климатические условия и национальные традиции местного населения. К определению его тематики и отбору содержания надо подходить творчески.

За множественностью отдельных тем, важно определить основную тематику праздника, обусловившую его содержание.

При составлении сценария экологического праздника, независимо от того, где и в каких условиях он проводится, следует стремиться к тому, чтобы его

Поддержание интереса, создание хорошего, праздничного настроения способствует включению в содержание праздника «сюрпризного момента» неожиданное появление сказочных (и не только) героев. Их общение с детьми и гостями праздника, участие в играх, танцах, оживляет праздник, привлекает внимание к происходящему, доставляет детям много веселья и радости, надолго остается в памяти. В заключении подводятся итоги праздника.

Экологические праздники значимы для всестороннего развития и воспитания детей. Во время праздника они принимают заинтересованное участие в разнообразной деятельности: подвижных играх, танцах, и т.д.. Участие в праздниках и подготовка к ним приносят большое эмоциональное и эстетическое удовлетворение, объединяют детей и взрослых общими радостными переживаниями, надолго остаются в памяти, как яркое событие. Совместная с товарищами деятельность, красочное оформление места проведения праздников, звучание музыки, влияют на развитие вкуса, воображения. Все это стимулирует их творчество. Вследствие такой разносторонней деятельности решаются многие задачи экологического воспитания, оказывают влияние на формирование детской личности.

Методика организации и проведения развлекательных мероприятий в ДОУ.

Праздники должны быть яркими, интересными, наполненными разнообразной деятельностью, ориентированными как на развлечение, так и на развитие детей.

Хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания; создают прекрасную атмосферу для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию.

Подготовка и проведение праздника в детском саду - сложная и очень ответственная работа.

Этапы работы по организации праздников:

1 этап – предварительное планирование.

2этап – работа над сценарием.

3 этап – предварительное знакомство детей с праздником.

4 этап – репетиции.

5 этап – проведение праздника.

6 этап – подведение итогов.

7 этап – последействие праздника.

Одним из важнейших требований к организации праздников является проведение их в разные сезоны года. С учетом этого они могут проходить в разнообразных природных условиях местности. Например, экологический праздник может быть организован не только в условиях дошкольного учреждения, но и на участке, в парке, в естественных условиях природного окружения - в лесу, на лугу, берегу озера, моря, реки. От конкретного места проведения праздника во многом зависит его тематика, структура, специфика, подготовительные работы и оформление. При составлении программы праздника, определении тематики, отбора содержания и его оформления целесообразно учитывать специфику климатогеографических, экономических, социальных условий, особенности национальных традиций населения республики, края, области, района.

Эффективному проведению праздника способствуют:

Объединение всех его составных частей вокруг главной цели

Отбор художественного материала

Выбор эмоционально-выразительных средств

Подбор исполнителей

Коллективное подведение итогов и оценка проделанной работы.

Организуя детский праздник, во-первых, нужно рассматривать его как важную самостоятельную форму культурно-досуговой деятельности. Во вторых, не забывать о том, что его можно характеризовать как целостную структуру, все компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии. В третьих, необходимо помнить, что эта форма имеет свои характерные особенности (определенные временные рамки, локализованные характерные площадки, праздничная атмосфера и эмоциональный настрой, детская аудитория).

В проведении экологического праздника нужно правильно подобрать сценарий.

Сценарий детского праздника – это подробная литературно-текстовая и организационная разработка содержания и хода театрализованного действия. В нем последовательно, взаимосвязано излагается все, что будет происходить.

В сценарии раскрывается тема, показываются авторские переходы от одной части действия к другой, вносятся используемые художественные произведения или отрывки из них. Приемы активизации участников праздника, описание художественного оформления и специального оборудования также включаются в сценарий. Таким образом, сценарий мероприятия представляет собой последовательно разработанную педагогическую программу организации праздничной деятельности.

Работа над сценарием включает в себя 2 этапа:

1й этап – определение идейно-тематического замысла праздника – четкое формулирование темы и идеи, которые тесно связаны, но отличны друг от друга. Тема – круг жизненных событий, явлений, которые найдут свое отражение в сценарии. Идея – это основная мысль, оценка изображаемых событий или то, ради чего автор хочет рассказать детям, о чем либо. Идея наших праздников состоит в том, чтобы через песни, танцы, игры пробудить интерес к заданной теме. Тема праздника задается в сценарии, как правило, с самого начала. К идее, как общему главному выводу, подводят в процессе театрализованного действия.

В сценарии детского праздника обязательно должен быть сюжет, т. е. развитие событий, выявление характеров в действии, основной конфликт. Поиски яркого, интересного материала для организации сюжета – неотъемлемая часть работы над сценарием. Для его построения необходим особый сценарный ход – своеобразный прием расположения материала, который пронизывает все содержание и является как бы цементирующим началом.

2й этап – построение композиции – реализация сюжета и конфликта в -развивающемся конкретном сценическом действии. Композиция – организация действия, соответствующее расположение материала – включает в себя:

Экспозицию (короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта, вызвавших этот конфликт; вводное слово ведущего, информация о конкретном событии);

Завязку (в нее перерастает экспозиция; завязка должна быть предельно четкой и лаконичной, концентрировать внимание детей, готовить их к восприятию действия, настраивать на определенный лад);

Развитие действия, или основное действие, т. е. изображение событий, в которых решается конфликт;

Кульминацию (высшая точка развития действия; в момент кульминации наиболее концентрированно выражается идея праздника);

Развязку или финал – наиболее удобный момент для максимального проявления активности всеми участниками детского праздника (в финальные сцены целесообразно включать массовые музыкальные номера, общие хороводы и пляски).

Требования к сценарию:

Строгая логичность построения и развития темы;

Законченность каждого эпизода;

Органическая связь эпизодов;

Нарастание действия в его движении к кульминации.

Огромная роль принадлежит ведущему. Именно он должен уметь импровизировать, искать элементы неожиданности и эффективности праздничного общения .

Поскольку детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на детей, то организуя его, нужно тщательно работать над средствами эмоционального воздействия.