Короткова сказкотерапия в школе методические рекомендации. Короткова Л.Д. Сказкотерапия в школе. Методические рекомендации. Ребята с огромным удовольствием выполняют поделки из природного материала, аппликации из бумаги. Любят коллективные работы

Журнал для родителей

по использованию арттерапии

в процессе формирования креативных качеств личности

у детей младшего дошкольного возраста

Сказкотерапия. Куклотерапия

С К А З К О Т Е Р А П И Я

Для благоприятных условий формирования креативных качеств личности эффективно используется сказкотерапия.

Сказкотерапию проводить лучше в отдельном небольшом помещении, хорошо освещенном. В помещении не должно быть лишних предметов, атрибутов, отвлекающих внимание детей.

Сказкотерапию достаточно проводить один раз в неделю, 15–20 минут. Регулярность проведения способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности и быстрой адаптации к детскому саду. Сказкотерапия проводится по подгруппам. Состав каждой из них не должен превышать 12 человек. Оптимальное количество участников – 8–10 человек. В этом диапазоне эффекты групповой сказкотерапии могут проявляться наиболее ярко. В играх, которые присутствуют в сказкотерапии, должны участвовать дети с разными чертами характера, что динамизирует ход сказкотерапии. Нежелательно, чтобы в группе было более одного гиперактивного, раздражительного, склонного к двигательному беспокойству ребенка.

Так как детям нравятся повторения, целесообразно иногда повторять сеансы сказкотерапии. В отдельных случаях временные рамки сказкотерапии могут изменяться. Когда игра эмоционально захватывает детей, взрослый должен предоставить возможность удовлетворить их стремление к активности. Следует уделить больше времени упражнению в напряжении и расслаблении под музыку. Если у детей возникает утомление, взрослому необходимо прекратить сказкотерапию и плавно переключить внимание на другой вид деятельности: вылепить из пластилина фигурки героев, сделать зарисовки к наиболее ярким эпизодам сказки. Это способствует развитию литературной способности детей.

В дальнейшем применяется сказкотерапия с направленностью на словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций. Здесь используются большей частью творческие игры с элементами поиска, наиболее подходящего варианта решения проблемы (покажи героя, угадай по движению, ритму, музыке, придумай окончание).

Разновидностью сказкотерапии является К У К Л О Т Е Р А П И Я.

Куклотерапия наиболее часто используется педагогом в процессе социальной адаптации и развития театрально-игровых способностей детей. Например, педагог берет красивую, нарядную куклу и выходит с этой куклой навстречу ребенку. Начинает общение от лица куклы. «Здравствуй, меня зовут Катя. Я каждый день хожу в детский сад и никогда не плачу. Мне очень нравится здесь. Мы играем, занимаемся, рисуем, поем разные песни, танцуем, ходим в физкультурный зал, гуляем, кушаем. Хочешь поиграть со мной в одну очень интересную игру? Пойдем, не бойся. Я возьму тебя за руку, и мы вместе с тобой пойдем в группу, я покажу тебе, где мы играем.

Кукольный персонаж привлекает внимание ребенка, и он, открыв рот, слушает и готов пойти за ним. Воспитатель берет ребенка за руку и ведет в групповую комнату. И все также от лица куклы начинает знакомить его с помещением. Затем в процессе наблюдения за детьми в период адаптации выявлется проблема, которая впоследствии устраняется с помощью куклы или другого персонажа путем обыгрывания этой проблемы. Если ребенок стеснительный, робкий, сначала воспитатель сам обыгрывает эту проблему, а потом предлагает ему: что бы ты сделал до завтрака, после занятий, на прогулке. При обыгрывании той или иной ситуации следует учитывать следующее: кукла или персонаж должна быть не очень ярким, но привлекать внимание детей, большим, красивым. Обычно воспитатель придумывает мини-этюды с похожими проблемами и разыгрывает со всеми детьми от лица той самой куклы или персонажа.

Литература:

Венгер Л.А. «Как ускорить процесс понимания сказки». Журнал «Дошкольное воспитание». 1991 г. №5. Стр. 45-49.

Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. «Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии». СПб, 1998 г.

Короткова Л.Д. «Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста: методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы». ЦГЛ, Москва, 2003 г.

Шорохова О.А. «Играем в сказку»: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – ТЦ Сфера, Москва, 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальный журнал для родителей

Повышение компетентности родителей, расширение их музыкального кругозора, просвещение – без этого трудно организовать семейное музыкальное воспитание. Ежемесячно я готовлю для родителей буклет "Музыка...

Журнал для будущих и молодых родителей "Бутончик"

Название «Бутончик» возникло не случайно. Мы говорим – «дети – цветы нашей жизни» - и насколько бережно, с теплотой и любовью посадишь зернышко, как терпеливо и внимательно будешь за ним ухажива...

Презентация пректа "Интеллектуальный журнал для детей и родителей "Занимательные игры"

Увжаемые педагоги! Вашему вниманию предоставляется презентация проекта "Интеллектуальный журнал для детей и родителей "Занимательные игры" с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича. Главными уч...


«Цель сказки – воспитывать в ребёнке человечность…» К.Чуковский Задачи: Воспитание ума - это значит уметь: Различать добро и зло; -решать проблемы; -предвидеть результаты своего выбора; -понимать связь между поведением человека и его последствиями для самого человека, других людей и потомков.


ФОРМЫ РАБОТЫ Индивидуальная –это прежде всего работа в семье. Чтение, поделки, иллюстрирование сюжетов, обыгрывание и т.д. Групповая- используется с подгруппой детей (5-7 человек). Чтение, разыгрывание сказки, обсуждение, «оказать герою помощь» и т. П.


Развивать в себе духовно-нравственные качества; Развивать в себе духовно-нравственные качества; Снизить уровень тревожности, агрессивности, страхов, «нелюбимости», чрезмерной обидчивости и приступов отчаяния при встречи с трудными жизненными ситуациями; Видеть смысл в повседневной жизни; Ощутить связь и зависимость между своим поведением и отношением окружающих; Ощутить единство с живыми существами окружающей природы; Учиться управлять своими эмоциями, преодолевать негативные черты в своём поведении; Воспитывать доброе, бережное отношение к своей и чужой душе, не забывая, что слово «экология» относится и к ней.


Сказка – для светлого ума закваска. Сказка – для светлого ума закваска. «Три денежки», «Катюшкина краюшка» 2часа Семья – семь я. «Поминальный блинок», «Висляткин ключ», «Клад большой – семейный покой», «Фёкла – Грязный хвост» 7часов Всякому человеку разбогатеть хочется, да не всякому можется. «Поминальный блинок», «Бабкина шкатулочка», «Богатство даром не даётся», «Висляткин ключ» 5часов Чем я могу помочь близким.


«На всякий случай», «Призван для вразумения», «На всякий случай», «Призван для вразумения», «Одинокие сердца друг к дружке тянутся», «Чужое взять – своё потерять» 12часов Тень и свет в жизни человеческой. «Шурик-поросёнок», «Телячий остров», «Берёзкин дом» 5часов Емелина неделя. «Серебристый туман», «Найда», «И по телу дрожь, и из памяти не сотрёшь», «Фёкла – грязный хвост» 8часов Родительский дом – начало начал.


«Поминальный блинок», «Эх, позёмушка – «Поминальный блинок», «Эх, позёмушка – позёмка», «Катюшкина краюшка», «Клад большой – семейный покой» 7часов Бережёного Бог бережёт. «У тихой заводи», «Долги хуже грехов», «Фёкла – грязный хвост», «Телячий остров» 10часов Экология природы – экология души. «Призван для вразумления», «Две ужинки», «Чужое взять – своё потерять», «Лодчонка – самоплавка» 11часов


«Страшные сказки» «Страшные сказки» Страх как ответная реакция на опасность бывает разной, в авторской сказке легко отыскать различные способы разрешения трудных и страшных ситуаций, которые подсказывают ребёнку, как можно поступить. «И по телу дрожь, и из памяти не сотрёшь»; «У тихой заводи»; «Поминальный блинок»; «Лодчонка – самоплавка»; «Фёкла – Грязный хвост»; «Призван для вразумления»; «Бережёного Бог бережёт».


Почему ребёнок поступает так? Почему ребёнок поступает так? «Серебристый туман» «3 рубля,28 копеек с полушкою» «Катюшкина краюшка» «Сарафан со смородинными веточками» «Три денежки» «Грязные деньги» «Чужое взять себя потерять» «Пустой человек» «Ждёшь короны золотой, а там лишь хвост с чешуёй» «Шурик – поросёнок» «Чистый родник»


Желает привлечь к себе внимание! Желает привлечь к себе внимание! «Висляткин ключ» «Стоющее лечение» Желает отомстить за что-то взрослому! «Иная месть не убережёт честь» «Сёмка Мокрый» «Оторви да брось» «Возле всякого плетня не посадишь кабеля» «Конфеты в блестящих обёртках»


2-й этап. 2-й этап. Цели: Способствовать устранению выявленных у детей затруднений личностного и поведенческого плана путём проигрывания эпизодов сказки; Добиваться частичного перенесения страхов и чувства незащищённости на поделки, выполненные руками детей. ФОРМА РАБОТЫ: Групповая. Участники – дети эгоистичные, с завышенной самооценкой, конфликтные в отношениях со сверстниками, а также робкие, с заниженной самооценкой. ИСПОЛНИТЕЛЬ: психолог.


Вопросы по содержанию сказки: Вопросы по содержанию сказки: 1.Почему Матвейка оказался в лесу на поляне, похожей на хорошо знакомую? 2.Кого напомнила Матвейке женщина, которую он встретил в лесу? Почему? 3.Как понять слова: «Одна тропинка, да ещё такая, по какой не всякий пройти сможет?» 4.Какие трудности ожидали Матвейку по дороге домой? 5.Как удалось Матвейке пройти этот путь? 6.Кем видел себя Матвейка в этом странном сне? 7.Что помешало мальчику спихнуть брата с постели? 8.Что значит причинить боль другим?


Нравственный урок: Нравственный урок: Всё познаётся в сравнении. Не плюй в колодец – пригодится воды напиться. Воспитание добрых чувств: Для чего Мать Сыра Земля отправила Матвейку по этой тропинке? За что был так наказан мальчик? Речевая зарядка: Как понимаете выражение «светлая душа»? Расскажи, что больше всего запомнилось в сказке? Как иначе можно назвать эту сказку? Что бы случилось, если бы Матвейка остался в лесу деревом?


ПСИХОГИМНАСТИКА: ПСИХОГИМНАСТИКА: Ты – солнышко! Тебя закрыла туча. Нахмурься, покажи, как ты на неё сердишься! Туча ушла, улыбнись всему миру: травке, листочкам, муравью. А вот Матвейка – неслух. Погрози ему пальчиком. Солнышко устало светить целый день. Отдохни! Ложись на облачко, укройся им и поспи. Испугайся, уже ночь, а ты проспало! Нет, ещё день! Вздохни с облегчением. Подари лучи зайчатам, ребятам.

«Сказка лечит, сказка греет, сказка
учит жить…» Л.Д.Короткова

Опыт работы учителя начальных
классов МОУ «Соболевская средняя
школа» Елиной Ольги Михайловны

«Цель сказки – воспитывать в ребёнке человечность…» К.Чуковский

Задачи:
Воспитание ума это значит уметь:
-любовь к человеку и
-
Различать добро и зло;
-решать проблемы;
-предвидеть результаты
своего выбора;
-понимать связь между
поведением человека и
его последствиями для
самого человека, других
людей и потомков.
-
Воспитание чувств:
окружающему миру;
-совестливость и
порядочность;
-умение прощать и не
помнить зла;
-сопереживание, сочувствие;
-патриотизм;
-смирение и терпение;
-уважение родителей;
-мужество, справедливость.
«Цель сказки – воспитывать в ребёнке
человечность…» К.Чуковский

Используя приёмы
сказкотерапии, педагог
получает возможность
снять эмоциональную
напряжённость,
возбуждённость,
тревожность,
агрессивность,
недоверие к себе и
другим, помочь ребёнку
обрести уверенность.
Роль педагога:
Умение понимать
истинный смысл ответов
детей;
Проявить сострадание,
сочувствие к ребёнку;
Быть наблюдательным;
Осторожность в словах и
суждениях;
Умение любить ученика;

Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы.

Литература:
Л.Д.Короткова
Сказкотерапия в школе.
Методические
рекомендации-М.;2006.
Л.Д.Короткова
Сказкотерапия для
дошкольников
младшего школьного
возраста. –М.; ЦГЛ 2003.

Короткова Л.Д.
Духовно-нравственное
воспитание
средствами
авторских сказок.
Методическое пособие
М.;ЦГЛ,2006.

Короткова Л.Д.

Духовнонравственное
воспитание детей
дошкольного и
младшего
школьного
возраста
средствами
авторской сказки.
МонографияМ;ЦГЛ, 2006.
Короткова
Л.Д.

ФОРМЫ РАБОТЫ

Индивидуальная –это
прежде всего работа в
семье. Чтение, поделки,
иллюстрирование
сюжетов, обыгрывание и
т.д.
Групповая- используется
с подгруппой детей (5-7
человек). Чтение,
разыгрывание сказки,
обсуждение, «оказать
герою помощь» и т. П.
ФОРМЫ
Фронтальная –
используется на
традиционных занятиях
с детьми, где читается
литературное
произведение, а затем
проводится
запланированная
работа: беседа по
вопросам; речевая
зарядка; развитие
мышления и
воображения,иллюстрации, поделки,
проигрывание.
РАБОТЫОбъяснительно-иллюстративный.
Проблемно-поисковый.
Эвристический.
Практический
Игровой.

10. ПРИЁМЫ РАБОТЫ

После чтения сказки обсудить
поступки героев, сами
ситуации и т.д.
Рисунки по мотивам сказки
или поделки из природного
материала.
Выявление причинноследственных связей в
сказке: почему герой
поступил так.
Проигрывание эпизодов
сказки, «сыграть» эмоции
героев и понять их.
Проигрывание вариантов
решения ситуаций.
ПРИЁМЫ
РАБОТЫ
Приёмы
работы со
сказкой могут
зависеть от
цели работы

11. программа

Цели программы:
Дать ребёнку возможность:
Почувствовать и осознать
своё место и свою нужность в
этом мире, свою
необходимость для близких
людей;
Понять душевную и духовную
связь с родителями, учиться
их понимать, уметь
сопереживать близким
людям;
Развивать в себе духовнонравственные качества;
Духовнонравственное
воспитание
средствами
авторской сказки.
Короткова Л.Д.

12.

Развивать в себе духовно-нравственные качества;
Снизить уровень тревожности, агрессивности, страхов,
«нелюбимости», чрезмерной обидчивости и приступов
отчаяния при встречи с трудными жизненными
ситуациями;
Видеть смысл в повседневной жизни;
Ощутить связь и зависимость между своим поведением и
отношением окружающих;
Ощутить единство с живыми существами окружающей
природы;
Учиться управлять своими эмоциями, преодолевать
негативные черты в своём поведении;
Воспитывать доброе, бережное отношение к своей и
чужой душе, не забывая, что слово «экология»
относится и к ней.

13.

Сказка – для светлого ума закваска.
«Три денежки», «Катюшкина краюшка»
2часа
Семья – семь я.
«Поминальный блинок», «Висляткин ключ»,
«Клад большой – семейный покой», «Фёкла –
Грязный хвост»
7часов
Всякому человеку разбогатеть
хочется, да не всякому можется.
«Поминальный блинок», «Бабкина шкатулочка»,
«Богатство даром не даётся», «Висляткин
ключ»
5часов
Чем я могу помочь близким.

14.

«На всякий случай», «Призван для вразумения»,
«Одинокие сердца друг к дружке тянутся»,
«Чужое взять – своё потерять»
12часов
Тень и свет в жизни человеческой.
«Шурик-поросёнок», «Телячий остров»,
«Берёзкин дом»
5часов
Емелина неделя.
«Серебристый туман», «Найда», «И по телу
дрожь, и из памяти не сотрёшь», «Фёкла –
грязный хвост»
8часов
Родительский дом –
начало начал.

15.

«Поминальный блинок», «Эх, позёмушка –
позёмка», «Катюшкина краюшка»,
«Клад большой – семейный покой»
7часов
Бережёного Бог бережёт.
«У тихой заводи», «Долги хуже грехов»,
«Фёкла – грязный хвост», «Телячий
остров»
10часов
Экология природы –
экология души.
«Призван для вразумления», «Две ужинки»,
«Чужое взять – своё потерять»,
«Лодчонка – самоплавка»
11часов

16.

«Страшные сказки»
Страх как ответная реакция на опасность бывает разной,
в авторской сказке легко отыскать различные способы
разрешения трудных и страшных ситуаций, которые
подсказывают ребёнку, как можно поступить.
«И по телу дрожь, и из памяти не сотрёшь»;
«У тихой заводи»;
«Поминальный блинок»;
«Лодчонка – самоплавка»;
«Фёкла – Грязный хвост»;
«Призван для вразумления»;
«Бережёного Бог бережёт».

17.

Почему ребёнок поступает так?
«Серебристый туман»
«3 рубля,28 копеек с полушкою»
«Катюшкина краюшка»
«Сарафан со смородинными
веточками»
«Три денежки»
«Грязные деньги»
«Чужое взять себя потерять»
«Пустой человек»
«Ждёшь короны золотой, а там
лишь хвост с чешуёй»
«Шурик – поросёнок»
«Чистый родник»

18.

Желает привлечь к себе внимание!
«Висляткин ключ»
«Стоющее лечение»
Желает отомстить за
что-то взрослому!
«Иная месть не убережёт честь»
«Сёмка Мокрый»
«Оторви да брось»
«Возле всякого плетня не
посадишь кабеля»
«Конфеты в блестящих
обёртках»

19. Желает власти над родителями и сверстниками

«Деньги и власть – не всегда
всласть»
«Серебряные часы со звоном»
«Рождественское чудо»
«Ждёшь короны золотой – а
там лишь хвост с чешуёй»
«Кочан капусты»
«Такая жуткая история»
«Яркая ленточка»
Желает власти
над родителями и
сверстниками

20. Желает избежать неудачи

«О плохом мечтать – счастья
не видать»
«Фёкла – Грязный хвост»
«Чужой оговор для души не в
укор»
«Телячий остров»
«На всякий случай»
Желает избежать
неудачи

21.

22. Л.Д.Короткова «А то бы так обормо- том и жил…»

Работа со сказкой.
Цели: 1-й этап.
Способствовать, опираясь на
метафоры сказки, оценочному
отношению детей к своему
поведению в природе;
Воспитывать любовь,
уважение к природе,
способствовать пониманию
средств и способов охраны
родного края.
ФОРМА РАБОТЫ: фронтальная
со всеми детьми класса.
ИСПОЛНИТЕЛЬ: учитель.
Л.Д.Короткова «А
то бы так обормотом и жил…»

23.

2-й этап.
Цели:
Способствовать устранению выявленных у детей
затруднений личностного и поведенческого плана путём
проигрывания эпизодов сказки;
Добиваться частичного перенесения страхов и чувства
незащищённости на поделки, выполненные руками
детей.
ФОРМА РАБОТЫ:
Групповая. Участники – дети эгоистичные, с завышенной
самооценкой, конфликтные в отношениях со
сверстниками, а также робкие, с заниженной
самооценкой. ИСПОЛНИТЕЛЬ: психолог.

24.

25.

СОДЕРЖАНИЕ:
Чтение
сказки с
показом
иллюстраций картин
родной природы,
леса и его
обитателей, беседа
по содержанию
сказки.

26.

Вопросы по содержанию сказки:
1.Почему Матвейка оказался в лесу на поляне, похожей
на хорошо знакомую?
2.Кого напомнила Матвейке женщина, которую он
встретил в лесу? Почему?
3.Как понять слова: «Одна тропинка, да ещё такая, по
какой не всякий пройти сможет?»
4.Какие трудности ожидали Матвейку по дороге домой?
5.Как удалось Матвейке пройти этот путь?
6.Кем видел себя Матвейка в этом странном сне?
7.Что помешало мальчику спихнуть брата с постели?
8.Что значит причинить боль другим?

27.

Нравственный урок:
Всё познаётся в сравнении.
Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
Воспитание добрых чувств:
Для чего Мать Сыра Земля отправила Матвейку по этой
тропинке?
За что был так наказан мальчик?
Речевая зарядка:
Как понимаете выражение «светлая душа»?
Расскажи, что больше всего запомнилось в сказке?
Как иначе можно назвать эту сказку?
Что бы случилось, если бы Матвейка остался в лесу
деревом?

28.

-
ПСИХОГИМНАСТИКА:
Ты – солнышко! Тебя закрыла туча. Нахмурься, покажи,
как ты на неё сердишься!
Туча ушла, улыбнись всему миру: травке, листочкам,
муравью.
А вот Матвейка – неслух. Погрози ему пальчиком.
Солнышко устало светить целый день. Отдохни!
Ложись на облачко, укройся им и поспи.
Испугайся, уже ночь, а ты проспало! Нет, ещё день!
Вздохни с облегчением. Подари лучи зайчатам, ребятам.

29.

Развитие мышления и воображения:
Как понимать выражение: «Всё у Матвейки
перевернулось в душе в этот день»?
Какие ещё испытания мог встретить Матвейка?
За что он расплачивался?
Придумай, кем бы ещё мог увидеть себя Матвейка.
Сказка и экология:
Кто такая Мать Сыра Земля и как бы ты её нарисовал?
Почему нужно беречь и охранять природу?
Что нового вы узнали о лесе и его обитателях?
Как можно беречь и охранять лес?

30.

Вопросы к Земле:
Почему на Земле так много грустных деревьев?
Какая боль сильнее: тела или души?
Итог урока: А сейчас мы с вами попадём в сказку и
встретимся с Матерью Землёй на её поляне. Она
покажет вам тропинку, как выйти из этого леса. Но
каждый из вас пройдёт её по-своему.
Вот тропинка, нарисуйте, как вы идёте по ней.
В жизни главное понять свои ошибки и не делать их
больше. Пусть следующая тропинка будет для вас
лёгкой!

31.

32.

СКАЗКА Л.Д.КОРОТКОВОЙ
«ТРИ ДЕНЕЖКИ»

33. Ребята с огромным удовольствием выполняют поделки из природного материала, аппликации из бумаги. Любят коллективные работы.

34. Л.Д.Короткова «Как потрудились – так и наградились»

НРАВСТВЕННЫЙ УРОК.
Без труда не вытащишь и
рыбку из пруда.
Видно птицу по полёту.
ВОСПИТАНИЕ ДОБРОТЫ.
Справедливо ли были
награждены девушки?
Кто вам симпатичнее?

35. По делам и награда…

Награда для Дуняшки и
для Наташки.
Поделки из природного
Материала.
По делам и награда…


«Цель сказки – воспитывать в ребёнке человечность…» К.Чуковский Задачи: Воспитание ума - это значит уметь: Различать добро и зло; -решать проблемы; -предвидеть результаты своего выбора; -понимать связь между поведением человека и его последствиями для самого человека, других людей и потомков.


ФОРМЫ РАБОТЫ Индивидуальная –это прежде всего работа в семье. Чтение, поделки, иллюстрирование сюжетов, обыгрывание и т.д. Групповая- используется с подгруппой детей (5-7 человек). Чтение, разыгрывание сказки, обсуждение, «оказать герою помощь» и т. П.


Развивать в себе духовно-нравственные качества; Развивать в себе духовно-нравственные качества; Снизить уровень тревожности, агрессивности, страхов, «нелюбимости», чрезмерной обидчивости и приступов отчаяния при встречи с трудными жизненными ситуациями; Видеть смысл в повседневной жизни; Ощутить связь и зависимость между своим поведением и отношением окружающих; Ощутить единство с живыми существами окружающей природы; Учиться управлять своими эмоциями, преодолевать негативные черты в своём поведении; Воспитывать доброе, бережное отношение к своей и чужой душе, не забывая, что слово «экология» относится и к ней.


Сказка – для светлого ума закваска. Сказка – для светлого ума закваска. «Три денежки», «Катюшкина краюшка» 2часа Семья – семь я. «Поминальный блинок», «Висляткин ключ», «Клад большой – семейный покой», «Фёкла – Грязный хвост» 7часов Всякому человеку разбогатеть хочется, да не всякому можется. «Поминальный блинок», «Бабкина шкатулочка», «Богатство даром не даётся», «Висляткин ключ» 5часов Чем я могу помочь близким.


«На всякий случай», «Призван для вразумения», «На всякий случай», «Призван для вразумения», «Одинокие сердца друг к дружке тянутся», «Чужое взять – своё потерять» 12часов Тень и свет в жизни человеческой. «Шурик-поросёнок», «Телячий остров», «Берёзкин дом» 5часов Емелина неделя. «Серебристый туман», «Найда», «И по телу дрожь, и из памяти не сотрёшь», «Фёкла – грязный хвост» 8часов Родительский дом – начало начал.


«Поминальный блинок», «Эх, позёмушка – «Поминальный блинок», «Эх, позёмушка – позёмка», «Катюшкина краюшка», «Клад большой – семейный покой» 7часов Бережёного Бог бережёт. «У тихой заводи», «Долги хуже грехов», «Фёкла – грязный хвост», «Телячий остров» 10часов Экология природы – экология души. «Призван для вразумления», «Две ужинки», «Чужое взять – своё потерять», «Лодчонка – самоплавка» 11часов


«Страшные сказки» «Страшные сказки» Страх как ответная реакция на опасность бывает разной, в авторской сказке легко отыскать различные способы разрешения трудных и страшных ситуаций, которые подсказывают ребёнку, как можно поступить. «И по телу дрожь, и из памяти не сотрёшь»; «У тихой заводи»; «Поминальный блинок»; «Лодчонка – самоплавка»; «Фёкла – Грязный хвост»; «Призван для вразумления»; «Бережёного Бог бережёт».


Почему ребёнок поступает так? Почему ребёнок поступает так? «Серебристый туман» «3 рубля,28 копеек с полушкою» «Катюшкина краюшка» «Сарафан со смородинными веточками» «Три денежки» «Грязные деньги» «Чужое взять себя потерять» «Пустой человек» «Ждёшь короны золотой, а там лишь хвост с чешуёй» «Шурик – поросёнок» «Чистый родник»


Желает привлечь к себе внимание! Желает привлечь к себе внимание! «Висляткин ключ» «Стоющее лечение» Желает отомстить за что-то взрослому! «Иная месть не убережёт честь» «Сёмка Мокрый» «Оторви да брось» «Возле всякого плетня не посадишь кабеля» «Конфеты в блестящих обёртках»


2-й этап. 2-й этап. Цели: Способствовать устранению выявленных у детей затруднений личностного и поведенческого плана путём проигрывания эпизодов сказки; Добиваться частичного перенесения страхов и чувства незащищённости на поделки, выполненные руками детей. ФОРМА РАБОТЫ: Групповая. Участники – дети эгоистичные, с завышенной самооценкой, конфликтные в отношениях со сверстниками, а также робкие, с заниженной самооценкой. ИСПОЛНИТЕЛЬ: психолог.


Вопросы по содержанию сказки: Вопросы по содержанию сказки: 1.Почему Матвейка оказался в лесу на поляне, похожей на хорошо знакомую? 2.Кого напомнила Матвейке женщина, которую он встретил в лесу? Почему? 3.Как понять слова: «Одна тропинка, да ещё такая, по какой не всякий пройти сможет?» 4.Какие трудности ожидали Матвейку по дороге домой? 5.Как удалось Матвейке пройти этот путь? 6.Кем видел себя Матвейка в этом странном сне? 7.Что помешало мальчику спихнуть брата с постели? 8.Что значит причинить боль другим?


Нравственный урок: Нравственный урок: Всё познаётся в сравнении. Не плюй в колодец – пригодится воды напиться. Воспитание добрых чувств: Для чего Мать Сыра Земля отправила Матвейку по этой тропинке? За что был так наказан мальчик? Речевая зарядка: Как понимаете выражение «светлая душа»? Расскажи, что больше всего запомнилось в сказке? Как иначе можно назвать эту сказку? Что бы случилось, если бы Матвейка остался в лесу деревом?

В книге представлены авторские сказки и методические рекомендации для работы с использованием сюжетов сказок, которые дают возможность воспитателям и учителям с интересом и ненавязчиво для детей проводить нравственные беседы, а психологам – заниматься коррекционной работой.
Книга может быть также полезна учащимся педагогических училищ и колледжей, студентам педагогических вузов и родителям.

Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить
То, что сказка лечит, сегодня уже не надо доказывать ни педагогам, ни родителям. Однако отчего именно излечивает - стоит подробнее рассмотреть, поскольку дело это серьезное и перспективное.
Прежде всего, сказка способна излечить ребенка дошкольного и младшего школьного возраста от эмоциональных нарушений поведения. От каких именно? А таких, как агрессивность, тревожность, эмоциональный дискомфорт и эмоциональная неустойчивость личности. Звучит наукообразно и неудобоваримо. Попробуем рассмотреть беду нашего ребенка с позиции любви и уважения к нему.
Не так уж редко доводится педагогам и родителям сталкиваться с гневом ребенка или страхом. И гнев, и страх - важнейшие функции личности, позволяющие человеку приспособиться к изменяющимся условиям, не впадать в отчаяние, адаптироваться к жизни. Однако, если гнев появляется на критическую для ребенка ситуацию, опасную для него,- это оправдано. Если же гнев становится постоянным переживанием, то это уже вызывает у взрослых тревогу за ребенка и заставляет искать причины таких нарушений.
В последние годы родители все чаще обращаются к психологам с жалобами на излишнюю агрессивность ребенка, на появление у него высокой тревожности и страхов. Почему гнев перерастает в постоянную агрессивность? На это имеются три веские причины.
1. Постоянное агрессивное поведение родителей, являющихся для детей образцом. Не умеют собой руководить и регулировать свое поведение родители
- откуда научиться этому детям?
2. Постоянное проявление нелюбви к ребенку. На этой основе у него появляется чувство беззащитности, опасности, враждебности по отношению к окружающим.
3. Частое оскорбление ребенка, унижение его человеческого достоинства.
Тревожность у ребенка - это то же самое, что и тревожность взрослого человека, то есть предчувствие грозящей опасности и связанного с этим дискомфорта и неблагополучия. Тревожность в детском дошкольном и младшем школьном возрасте является устойчивым образованием, сохраняющимся иногда на длительное время.
У мальчиков тревожность может объясняться большей активностью и подвижностью, чем у девочек, это связано с их физиологией. А результат - частые наказания, ссоры со сверстниками и взрослыми, ведущие к появлению тревожности, беспокойства, чувства вины.
Эмоциональное неблагополучие может быть связано с затруднениями в общении и приводить к нарушениям в поведении ребенка. Прежде всего, это неуравновешенное, импульсивное поведение. Выглядит это как яркая вспышка гнева, громкий плач и обида отчаянная. Такие вспышки легко появляются и легко же гаснут, однако приводят к ссорам, дракам, конфликтам.
Поведение другого ребенка с эмоциональным неблагополучием в общении может выглядеть несколько иначе: обида, недовольство или неприязнь не исчезают вскоре после зарождения, а наоборот, остаются в памяти ребенка надолго. Эти дети могут избегать общения со сверстниками или быть к таким контактам совсем равнодушными.
Третий ребенок ведет себя так из-за появления у него многочисленных страхов. Обычно страх бывает вызван каким-либо пугающим предметом, животным, непонятной для ребенка ситуацией. Страх же из-за эмоционального неблагополучия бывает затяжной, бесконтрольный со стороны сознания и проявляется в форме ужаса, эмоционального шока, потрясения.
Бывали случаи, когда психологи находили причину таких потрясений в несущественных, на взгляд родителей, обстоятельствах. Например, ребенок стал свидетелем рок-концерта на городской площади. Эмоциональная нагрузка на сознание ребенка была такова, что психика вынуждена была прибегнуть к защитной реакции. Сродни таким эмоциональным потрясениям и домашние скандалы, участие в которых принимают самые близкие и не безразличные ребенку люди. Можно сказать, что чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребенка, тем больше причин для возникновения страхов.
Появление состояния эмоционального дискомфорта - это тоже одно из проявлений эмоционального нарушения поведения. При общении со сверстниками, взрослыми у ребенка появляется образ своего «Я». Это и есть самосознание. Проявляется оно в желаниях, стремлениях, осознании пока еще ограниченности своих возможностей.
Из-за того, что не все у ребенка получается, что окружающие его люди быстрее и успешнее справляются с заданиями, может возникнуть заниженная самооценка, а это ведет к разочарованиям, появлению чувства вины, неудовлетворенности. Выражается внешне это в появлении у ребенка подавленности, угнетенности, излишней застенчивости и эмоционального дискомфорта.
Эмоциональная неустойчивость личности ребенка связана, прежде всего, с неумением распознать эмоции у тех, с кем он общается. Понять эмоциональное состояние другого человека - значит, обеспечить успех общения с ним. В дошкольном и младшем школьном возрасте поведение ребенка чаще всего характеризуется импульсивностью, несдержанностью, необдуманностью. А это те самые качества, которые и затрудняют ребенку общение с окружающими. Ну, кому приятно иметь дело с обидчивым, вспыльчивым или безответственным человеком, даже если он еще ребенок?
А при чем тут сказка, спросите вы?
Конечно, коррекция эмоциональных нарушений поведения может быть проведена и с помощью иных средств, таких как игры, игрушки, изобразительная деятельность ребенка, музыка и музыкально-пластическая деятельность, театр и в целом искусство. Однако самым, пожалуй, доступным и любимым детьми средством является сказка. Вот почему коррекция эмоциональных нарушений поведения и является частью науки сказкотерапии. Лечение сказками. Разве это возможно?
Корней Иванович Чуковский писал так: «По-моему, цель сказочника заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитывать в ребенке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою». Обратите внимание, и тут о сопереживании, о взаимопонимании человека человеком.
Остановимся на проблеме использования авторских сказок в преодолении негативных поведенческих реакций детей. Именно в авторских сказках чувствуется непохожесть языка, сказочных ситуаций и чувств, вложенных в текст конкретным человеком - автором. Из таких сказок, дети черпают первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка заставляет ребенка сопереживать и откладывать в памяти варианты, способы решения трудных жизненных ситуаций. Накапливается опыт жизненных коллизий и путей их разрешения, развивается творческое воображение.
Именно воображение в сочетании с памятью даст ребенку возможность в кратчайший срок выбрать наиболее правильное и эффективное решение проблемы, столкнись он с чем-то подобным в жизни. А сказка - это и есть жизнь, приукрашенная, доводящая поведение героев до абсурда, но закладывающая в память и сознание ребенка самое главное: выход из трудной, порой кажущейся безвыходной, ситуации - все равно есть! Более или менее желательный, не всегда легкий, но есть. В жизни тупиков не бывает. Просто человек часто оказывается не готов к выходу из них
Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для коррекции эмоциональных нарушений и совершенствования взаимоотношений с окружающим миром. Целью и задачей сказкотерапии и является снижение агрессивности у детей, устранение тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими людьми. Для этого сказкотерапия использует сказочные приемы и способы работы с детьми, доступные им из-за своей простоты и огромного интереса к самой сказке.
Поэтому воспитатель, учитель начальной школы, родитель может использовать сказкотерапию в работе с ребенком, конечно, при условии специально созданного для этой цели учебного материала. Подобной методической разработкой и является материал данной книги, включающей тексты авторских сказок Л.Д. Коротковой, анализ каждой из них с точки зрения практического применения в работе с детьми, последовательность и содержание работы с ребенком при наличии у него эмоциональных нарушений поведения. Такие нарушения и их признаки конкретно указаны в методических разработках к каждой сказке, названы проявления социальной дезадаптации и методика их устранения.