Театрализованный фольклорный праздник "осенние посиделки". Фольклорный праздник в старшей группе «Осенние посиделки

Фольклорный праздник «Осенние посиделки»

Цели:

Воспитывающая: Развитие нравственных и эстетических качеств личности.

Учебная: в игровой форме расширить представление учеников о русском фольклоре.

Развивающая: развитие речи, образного мышления.

Класс оформляется в стиле русской избы: самовары, домотканые коврики, лапти, деревянные ложки, глиняная посуда (горшки, кашники, крынки, оятская керамика)

Ученики одеты в народные костюмы. Если костюмов нет, то это стилизованные сарафаны у девочек и рубашки у мальчиков.

Учитель: С первой услышанной в детстве колыбельной, пропетой любящей мамой, со сказкой, рассказанной бабушкой, с играми в ладушки и сорока-ворона, считалок начинается знакомство с культурой своего народа, с его устным народным творчеством. Фольклор – исток всей литературы.

И сегодня мы с вами прикоснёмся к этому истоку, к устному народному творчеству русского народа.

Закончился трудовой день. Теперь можно устроить посиделки, отдохнуть за потешками, сказками и песнями, как это делали наши прабабушки и прадедушки.

Мы начинаем! Добро пожаловать!

1. Ведущий

Все кругом так сказочно красиво, и листочки по реке плывут.

В России осень наступила - золотой порой ее зовут!

К нам березка ветки наклонила и слетают листики гурьбой.

В России осень наступила, зашумела золотой листвой!

2. ВЕДУЩИЙ:

В старину, как только в России наступала осень и заканчивались

полевые работы, собирался стар и млад на русские посиделки!

1. ВЕДУЩИЙ:

На завалинке, в светелке иль на бревнышках каких

Собирали посиделки пожилых и молодых.

При лучине ли сидели иль под светлый небосвод

Говорили, песни пели и водили хоровод!

2. ВЕДУЩИЙ:

А играли как? В горелки! Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки были праздником души!

Быт людей отмечен веком, поменялся старый мир.

Нынче все мы по «сусекам» личных дач, своих квартир!

1. ВЕДУЩИЙ:

Наш досуг порою мелок и чего там говорить! Скучно жить без посиделок!

2. ВЕДУЩИЙ: Их бы надо возродить!

1. ВЕДУЩИЙ: Отдых – это не безделки!

Время игр и новостей!

Начинаем посиделки!

2. ВЕДУЩИЙ: Открываем посиделки!

Для друзей и для гостей!

(Раздается стук в дверь, появляется Домовой)

Домовой . Веселитесь, а про меня-то забыли? Я - Домовой, живу за печкой, слежу за порядком в доме: чтобы печка не дымилась, чтобы тесто не убежало, чтоб скотина не захворала. Очень люблю, когда вещи лежат на своих местах.

1 ВЕДУЩИЙ: Здравствуй, дедушка Домовой.

2. ВЕДУЩИЙ:

ДОМОВОЙ: А сейчас для вас, ребятки,
Загадаю я загадки.
Знаю, знаю наперед -
Вы смекалистый народ.

(ВЫХОДИТ ДЕВОЧКА )

Девочка: Я тут короб припасла, В нем разные шутки, Кто его возьмет - Не будет скучать ни минутки.

Достает из короба подарки, а к ним привязаны загадки. Кто загадку отгадает – тот подарок получает. Хозяйка загадывает залу загадки, а хозяин вручает призы тем. Кто отгадает.

Загадки.

    Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).

    Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали (скатерть).

    Бычок рогат, в руках зажат Еду хватает, а сам голодает (ухват).

    Гибкий лес на плечи залез (коромысло).

    Сяду на конь и поеду в огонь (горшок на ухвате).

    Кривой конь лезет в огонь (кочерга).

    Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).

    Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка ).

    ВЕДУЩИЙ: Круг тесней, друзья, подружки,

Предлагаю спеть частушки.

Чтоб в душе зажгли огонь

Нам пой и ты гармонь.

    ВЕДУЩИЙ: Эй, девчонки-хохотушки,

И ребята – молодцы,

Запевайте-ка частушки,

Веселитесь от души!

(Исполнение частушек)

Мы частушки запоем, запоем мы громко,

Затыкайте ваши уши, лопнут перепонки.

Мы не пишем, не читаем, а частушки распеваем.

Приходите, гости, к нам, мы еще и спляшем вам!

Я к подружке ни ногой, пес большой у входа

Коль идет со мной гулять, пусть сама выходит!

Капустка моя, мелкорубленная,

Отодвинься, дорогой, я напудренная!

Ой, глазки мои, серые прижмурки,

Один Ваньке мигнет, а другой-то Шурке!

Как саратовски девчата ничего не делают

Только косы заплетают, за парнями бегают!

Ты пусти гулять отец, пока юный молодец!

Когда стану старенький, сяду на завалинке!

У березки, у сосенки тоненькие веточки

А мы бойкие девчонки, все мы как конфеточки!

Мы плясали, топнули, у нас юбки лопнули!

Дайте юбки подвязать, мы опять пойдем плясать!

Не давайте нам обеда, не давайте чаю пить!

Только дайте разрешенье нам на улицу ходить!

Мы пропели вам частушки, дорогая публика.

Не держитесь за карманы, не возьмем ни рублика!

На столе стоит стакан, а в стакане тесто.

До свиданья, папа с мамой, я уже невеста.

По деревне я пошла, Ванечку увидела.

Под кустом сидел и плакал, курица обидела.

Я работы не страшусь, я работы не боюсь.

Если правый бок устанет, я на левый повернусь.

Мы с Егорушкой сидели у куста малинова.

Сверху ягода упала, придавила милого.

Мы пропели вам частушки, вы скажите от души,

Хороши частушки наши, и мы тоже хороши.

1. ВЕДУЩИЙ: Гости дорогие, не хотите ли конфеточек покушать,

да сказочку послушать.

(Инсценирование сказки)

1. ВЕДУЩИЙ: Веселил нас много раз
Русский танец перепляс,
Сколько удали, задора,
Сколько радости во взоре.

2. ВЕДУЩИЙ: Много танцев нам известно
Мы их любим танцевать,
А на этих посиделках
Мы хотели бы сплясать.

Танец «Коробейники»

1. ВЕДУЩИЙ: Слышите, кто-то стучится?!

Это небылицы в лицах.

Те, что сидят в теремах да светлица,

Щелкают орешки да твердят насмешки!

2. ВЕДУЩИЙ: Смотрим небылицы в лицах.

Дети разыгрывают небылицы.

2. ВЕДУЩИЙ: Мужиков, девчат, ребят,

Вызываем на канат.

10 слева, 10 справа,

Только мускулы трещат.

1. ВЕДУЩИЙ: Объяснение игры.

2. ВЕДУЩИЙ: Вот бревно, а вот мешки

Выходите, мужики!

Кто кого мешком собьёт,

Тот подарок заберет.

1. ВЕДУЩИЙ: Объяснение игры.

1. ВЕДУЩИЙ: Всем спасибо за вниманье,

За задор, весёлый смех.

2. ВЕДУЩИЙ: Вот настал момент прощанья.

Будет краткой наша речь.

Говорим мы: “До свиданья,

До счастливых новых встреч!

Салат винегрет готовится из вареной свеклы, картофеля, моркови, соленых огурцов, грибов или квашеной капусты и зеленого горошка. Нередко в винегрет кладут маринованные грибы. Заправляют салат растительным маслом с добавлением уксуса или майонезом.

Впрочем, салат винегрет необязательно должен быть постным блюдом. Нередко в него добавляют мясо, рыбу (например, сельдь).

Название свое современный русский винегрет получил от французского слова vinaigrette. Это салатная заправка, которую чаще всего делают из уксуса (vinaigre - по-французски уксус), растительного масла, горчицы. Существуют разные рецепты этой заправки. Например, уксус можно заменить лимонным соком, добавить пряности .

Хлебный квас

Квас - это традиционный напиток славянских народов, который получается вследствие брожения. Квас хорошо утоляет жажду, а также имеет высокую энергетическую ценность. Квас также очень полезен, так как он усиливает обмен веществ в организме, улучшает работу желудочно-кишечного тракта. В нем содержатся витамины В1 и Е, а также ценные ферменты, углекислота, а также молочная и уксусная кислоты. В летнее время квас особенно актуален и популярен, поэтому привожу известный мне рецепт его приготовления в домашних условиях . Нужные ингредиенты:

200 гр. черного хлеба(сухарей)

3 литра кипяченой воды

50 гр. сахара

10 гр. дрожжей

Итак, вскипятите воду, залейте ею выложенные в 3-литровую банку сухари черного хлеба, дайте настояться в течении 2-3 часов. Затем процедите.

Приготовьте закваску - дрожжи разведите в холодной воде или едва теплой воде. Влейте закваску в банку с подготовленной хлебной водой, а также добавьте сахар, хорошенько размешайте и оставьте на 4 часа. После этого можно поставить в холодильник и пить обязательно холодным. В этом вся его прелесть! :)

Еще могу добавить, что такой квас можно заготовить впрок, закупорить, и пить, когда захочется. Доброго вам здоровья и всех удач!

Елена Пиянзина
Фольклорный праздник «Осенние посиделки»

Термин «фольклор » (в переводе «народная мудрость» ) Духовно-нравственное воспитание детей в нашей стране стало первоочередной задачей для всего общества. К этому стремятся и педагоги дошкольного образования. Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования педагогическая деятельность в ДОУ должна быть ориентирована на «… формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных…» и других качеств личности.

Одним из действенных средств приобщения дошкольников к культурным ценностям своего народа и к культуре в целом являются фольклорные праздники , так как именно они обладают большими воспитательными возможностями.

Древней религией славян являлось язычество, оставившее неизгладимый след в народной культуре, в том числе и праздничной . Отголоски этой народный культуры дошли до нас в таких языческих праздниках как «Масленица» , «Иван Купала» и другие. Проводя «Осенние посиделки » в детском саду, мы стремились познакомить детей с народными обрядами и праздником «Кузьминки» .Дети группы № 8 вместе с педагогами готовили театрализованное представление, пригласили на посиделки родителей , педагогов из других детских садов, детей из старшей группы. Встретили дорогих гостей, как водится хлебом- солью. Воспитанники детского сада участвовали в таких играх как собери букет из листьев, сложи осенний листок , перенеси картошку ложкой, репка и т. д. На музыкальных занятиях ребята заранее разучивали осенние песни , частушки, хороводы, потешки, которые исполняли на фольклорном празднике . В процессе этой деятельности было замечено, что именно на таких мероприятиях дошкольники имеют возможность проявить творческие способности и таланты, научиться общаться со сверстниками, познакомиться с традициями и обычаями своего народа. Стоит отметить, что правильно организованная подготовка фольклорных праздников - одно из условий успешного их проведения. В ходе проведения праздников дети почувствовали всенародность торжества, свою сопричастность к нему. Это быть заметно во всём : в нарядности персонажей и зала, особом эмоциональном настрое детей. Эмоциональность восприятия праздника усилилась благодаря активному участию родителей. На свои праздники мы часто приглашаем родителей воспитанников. Ведь праздник - это еще одна прекрасная возможность пообщаться с близкими, заняться вместе приятным делом.

Публикации по теме:

Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! Рада вас видеть в нашей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих будет праздник большой, праздник радостный.

В стародавние времена, когда заканчивались полевые работы, собран урожай, хлеб убран в закорма- люди собирались на посиделки. Там они веселились,.

Фольклорный праздник «Бирюлевские посиделки» Сценарий фольклорного праздника «Посиделки». в старшей группе Воспитатель: Шукшина Н. Н. Зал украшен в стиле.

Фольклорный праздник ко Дню матери «Посиделки» Зал украшен под русскую горницу. Под русскую народную мелодию выходит хозяйка. Хозяйка: На завалинках, в светелке Иль на бревенках каких.

Фольклорный праздник: «Посиделки на Покров» средняя группа, Воспитатель: Самойлова В. А Музыкальный руководитель: Костылева А. Г Вот так чудо.

Сценарий развлечения (старшая, подготовительная группы) «Осенние посиделки» (проводится русской избе) Цель: Приобщать детей к русской.

Сценарий развлечения «Осенние посиделки» Осенние посиделки /старшая группа/. Задачи: Стимулировать совместную музыкально-игровую деятельность, развивать эмоциональную отзывчивость.

Медведева Оксана Викторовна, учитель начальных классов
Курская область

Цель: воспитание творческой личности, культурного человека, знающего и уважающего традиции своего народа. Задачи: -формировать чувство причастности к истории родного края через знакомство с праздниками и традициями; -развивать художественный вкус через восприятие красоты изделий народных промыслов(куклы-обереги); -развивать двигательную активность детей, умение сотрудничать друг с другом через знакомство со старинными играми; -формировать чувство гордости, знакомя детей с народными песнями, музыкой и хореографией.



Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту

Сценарий фольклорного праздника «Осенние посиделки»

воспитание творческой личности, культурного человека, знающего и уважающего традиции своего народа. Задачи: -формировать чувство причастности к истории родного края через знакомство с праздниками и традициями;

Развивать художественный вкус через восприятие красоты изделий народных промыслов(куклы-обереги);

Развивать двигательную активность детей, умение сотрудничать друг с другом через знакомство со старинными играми;

Формировать чувство гордости, знакомя детей с народными песнями, музыкой и хореографией.

Оформление: зал украшен элементами русской избы:

Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

Веселья вам да радости!

Давно мы вас поджидаем, праздник без вас не начинаем.

Отведайте,гости дорогие наш Хлеб –соль.

От хлеба и соли царь не отказывался.

Без соли и хлеба – худая беседа.

Хлеб – соль кушай, да правду слушай.

Проходят гости, отламывают хлеб.

Песня «Хлеб-соль»

Ведущий 1: Пригласили мы вас сегодня, чтобы рассказать об одном старинном обычае в Курской губернии – о посиделках. Много на Руси было праздников, но самые щедрые, самые радостные были осенью, когда люди, убрав с полей и огородов урожай, сделав заготовки на долгую зиму, собирались на посиделки.

Ребёнок: На завалинке, в светелке

Иль на бревнышках каких,

Собирали посидели

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод

Говорили, песни пели

Да водили хоровод.

Добрым чаем угощались

С медом,явно без конфет

Как и нынче мы общались.

Без общенья жизни нет.

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хорошие

Словом эти посиделки

Были праздником души.

Ведущий 2:.В каждой деревне, в каждом селе были свои посиделки. Молодые люди собирались, чтобы себя показать, на других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потехах да забавах.

Ведущий 1:Вот такие были правила и традиции у русского народа. Это вам не нынешние дискотеки. Давайте же и мы начнем наши посиделки.

Ребёнок:Наш досуг порою мелок

И чего там говорить

Скучно жить без посиделок

Их бы надо возродить.

Если вы в своей тарелке

И пришли к нам не на час

Предлагаем посиделки

Провести вот здесь, тотчас.

Отдых- это не безделки,

Время игр, новостей.

Начинаем посиделки

Открываем посиделки

Для друзей и для гостей.

Ведущий 2:В старину люди не расставались с песней – и в горе, и в радости;в работе, и в веселье исполняли они различные песни, отчего на душе светлей становилось. Самыми добрыми и ласковыми были песни, которые родители пели для своих детей. Например: колыбельные.

Изучая фольклор курского края, мы побывали в разных сёлах нашего района, познакомились с колыбельными.

Фонограмма плач ребенка(бабушка отходит от прялки и поёт)

КОЛЫБЕЛЬНАЯ –

Ведущий 1:Любил русский народ сочинять и рассказывать всякие дразнилки и небылицы. Небылица – это шуточный рассказ о том, чего не может быть и не бывает на свете. Их рассказывали на посиделках, чтобы развеселить народ и поднять настроение.

А вот вам наши небылица!

НЕБЫЛИЦЫ Щигровского уезда.

1. Чепуха, чепуха, 2. Между небом и землей Это просто враки! Поросенок рылся Куры съели петуха, - И нечаянно хвостом Говорят собаки. К небу прицепился.

3. Сидит ежик на березе - 4. На горе стоит телега, Новая рубашечка, Слезы капают с дуги. На головке сапожок, Под горой стоит корова,На ноге фуражечка. Надевает сапоги.

Ведущий2:Вот такие смешные небылицы придумывали наши прабабушки и прадедушки на посиделках.

Ребёнок: Да это что! Я ещё и скороговорки знаю! А ну кто смелый, выходи на состязания скороговорящих.

Ведущий1:Еще на посиделках устраивали настоящее состязание скороговорящих. Для скороговорки важно, чтобы её произнесли не только как можно скорее, но и как можно правильнее. Ведь недаром народ дал скороговоркам ещё одно имя – чистоговорки. Выходят дети.

Проходят состязания(участникам призы)

Ведущий2:В старину на Руси песни звучали во все времена года. Для каждого праздника и любого дела были свои песни. С песней любая работа ладилась

Песня «Во кузнице»

Ведущий1:А ещё на посиделках взрослые вместе с ребятнёй делали куклы обереги для дома.

Ведущий1:Мы предлагаем вам сделать такую куклу своими руками, как это делали наши прапрабабушки и прапрадедушки.

Мастер класс.

Выходит вокальная группа.

Мед.:Не только обереги изготавливали взрослые и дети вместе, также они совместно просили помощи у Бога исполняя песенные прибаутки и приговоры для того чтобы вырастить богатый урожай, собрать его и сохранить.

Прибаутки –приговорки.

Ведущий1: Но не только пели и плясали наши прадеды, они еще и играли в разные игры. Сейчас мы поиграем в игру Курской губернии, Щигровского уезда «Чёрный- вороной».

Ведущий2:Проходит время, меняются люди, но любовь к русской песни до сих пор хранится в наших сердцах и как и много лет тому назад звучит в наших домах гармонь и поёт под неё и стар и мал.

« У нас нынче субботея»

Ведущий2:Членов этой семьи сдружила любовь к русской песни. УВладимира Николаевича нет музыкального образования, в 8 лет он сам научился играть на гармошке, а сейчас в его доме часто звучат песни собственного сочинения.

Ведущий2:Но какие посиделки без задорной, веселой частушки?

Частушки.

Песня «Тимон».

Ведущий1:Много прекрасных традиций было на Руси. Нам надо их помнить и не забывать! Чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить свою Родину, надо знать ее прошлое.

Желаю вам, уважаемые гости, чтобы вы были, как и наши предки, трудолюбивыми, веселыми, гостеприимными! Пусть в каждом доме будет всегда тепло и радостно, пусть звучат народные песни.

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Дети: Мы делились новостями, Мы старались вас развлечь, Мы прощаемся с гостями. Говорим:

ВСЕ хором: До новых встреч!

Приложение.

Хлеб - соль

Хлеб да соль, хлеб да соль за тебя молюсь

Хлеб да соль, хлеб да соль мать святая Русь

Хлеб да соль, хлеб да соль мы подносим вам

Хлеб да соль и наш поклон Дорогим гостям

Частушки

1.Мы – щигровские ребята вам частушки пропоет.

То, что было у нас раньше, чем сегодня мы живем.

2.Без обрядов и былин жить не мог крестьянин,

Мы их бережно храним дорогой курянин.

3.Печка русская, родная, и согреет, хлеб спечет,

Без нее беды не зная выжил курский наш народ.

4.В дни печали и тревог песней тешился народ

Наших песен нет милей с нами курский соловей.

5.С верой крепкой и любовью все одолеваем

По законам Божьим славным жизнь и проживаем.

6. С хлебом солью всех встречаем, добрым словом провожаем,

Чтобы каждый из гостей становился веселей.

7. Не забудем никогда русскую гармошку

Полюбили навсегда курского Тимошку.

Он дружочек хоть куда, ножки так и пляшут

Становитесь- ка, друзья пусть про нас расскажут.

Прибаутка, приговор

Уж дождь, дождем поливай ковшом Дождик, дождик припусти,

Поливай весь день на наш ячмень, Я поеду меж кусты

На Ивану рожь, поливай как хошьБогу молиться, Христу поклониться

На девичью гречу, я ее посечу. Я убогий сирота, отворяю ворота

Дождик, дождик припустись! Ключиком, замочком, золотым платочком

Мы поедем за попом-

Богу молиться, Христу поклониться.

СКОРОГОВОРКИ.

1.Пётр Петру пёк пироги.2.Шесть мышат в камыше шуршат.3.Борона боронила неборонованное поле.4.Дали Глаше простокваши, а у Глаши - каша.5.На возу лоза, у воза коза. 6.Влас у нас, Афанас у вас.7.Оса боса и без пояса.8.Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.9.У Кондрата куртка коротковата.10.На рынке Кирилл крынку и кружку купил.11.Поля пошла полоть петрушку в поле.12.Баран буян залез в бурьян.13.У ежа и ёлки иголки колки.14.У четырёх черепашек по четыре черепашонка. 15.У гусыни усов ищи не ищи - не сыщешь.16.Проворонила ворона воронёнка.17Батон, буханку, баранку пекарь испёк спозаранку.18.Огурцы-молодцы зеленобелогубы.19.Веселей, Савелий, сено пошевеливай.20.Сух сук нёс барсук.

21.Наш Полкан попал в капкан.22.Шёл Егор через двор, Нёс топор чинить забор.

23.У перепела и перепёлки пять перепелят.

24.тридцати трёх полосатых поросят Тридцать три хвостика висят.25.Зимой поле белое - Промёрзло заледенелое.

26.У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.27.Купили Валерику и Вареньке - варежки и валенки.28. Бежит лиса по шесточку: - Лизни, лиса, песочку!

29. Летели лебеди с лебедятами.30.Купила бабуся бусы Марусе.

ВО КУЗНИЦЕ

Во ку, во кузнице,

Во ку, во кузнице,

Во кузнице молодые кузнецы,

Во кузнице молодые кузнецы.

Они, они куют,

Они, они куют,

Они куют, приговаривают,

Молотками приколачивают.

Пойдём, пойдём, Дуня,

Пойдём, пойдём, Дуня,

Пойдём, Дуня, во лесок, во лесок,

Сорвём, Дуня, лопушок, лопушок.

Сошьём, сошьём Дуне,

Сошьём, сошьём Дуне,

Сошьём Дуне сарафан, сарафан,

Сошьём Дуне сарафан, сарафан.

Носи, носи, Дуня,

Носи, носи, Дуня,

Носи, Дуня, не марай, не марай,

По праздничкам надевай, надевай.

Есть у нас в деревне Тимоня,Недотрога парень-тихоня Он выступает так чинно, Улыбнётся - солнца не видно!

Только заиграет на гармони - Сердце моё тянется к Тимоне! Коник у него всегда подкован - Где ещё найдёте такого?

В нашем селе пересуды - У Тимони горы посуды! Надо ж такому случиться - Видно он задумал жениться!Колесит Тимоня по дороге, Словно самовар колченогий, Топором танцует по полену, И не попадёт по колену!Удалью Тимонигоржуся, Ваших наговоров не боюся, Так шутить над парнем негоже - Мой Тимоня самый хороший!Эх, поработали на славу, И теперь гуляем по праву! С музыкой, пляской и песней Жить на земле интересней!

Сценарий осеннего фольклорного праздника "Капустки" (для детей старшего дошкольного возраста от 5-7 лет)

В последнее время многие философы, педагоги и психологи начали говорить об изменении смысла и целей образования от «человека образованного» к «человеку культуры», о тесной взаимосвязи образования и культуры, где элементы культуры должны составлять ядро обновленного содержания образования и развивать у детей культуру деятельности, культуру мышления, культуру общения, эстетико-художественную культуру, психологическую культуру и другие культуры. Главное теперь – не вложить в голову ребенка как можно больше знаний, а воспитать его гармонически развитым, и научить его творчески мыслить, показать ребенку, как велик и многообразен мир, научить его жить в гармонии с ним.
Так же в последнее время начало повышаться национальное самосознание людей, вновь возродился интерес к народной культуре, традициям, народным праздникам. Мы стараемся возродить исконно русские традиции, И это не удивительно – ведь фольклорное искусство представляет собой особую художественно-коммуникативную, образовательную и развивающую систему и, как показывает многовековой педагогический опыт, является действенным средством в воспитании творческой личности.
Творческая основа фольклорного искусства - его вариативность и импровизационность, синкретизм способов коммуникативного общения (слово, музыка, движение) - позволяет раскрыть художественную индивидуальность личности ребёнка, способствует формированию его творческой активности, которая является одним из показателей развитой музыкально-эстетической культуры.
Для меня эта тема актуальна потому, что в русском фольклоре отражена вся многовековая мудрость народа, он просто пронизан любовью к своей родине, природе, семье. Он удивительно гармоничен, и очень трудно найти человека, которого бы оставили равнодушным задушевные русские песни или кого бы не захватила веселая русская пляска.
И свою основную задачу как педагога я вижу в том, что бы как можно полнее познакомить своих воспитанников с русским народным творчеством, народными промыслами, привить им любовь к русской культуре и русским традициям.
Праздники в русской деревне прошлого составляли важную сторону общественной и семейной жизни. Крестьяне даже говорили: «Мы целый год трудимся для праздника».
Современная система народных праздников это своеобразное педагогическая система, которая органически связана со всей воспитательной работой. Она обеспечивает постоянное воспитательное воздействие на людей, отражает их мировоззрение.
Следует также выделить существенные стороны народного праздника в его фольклорной традиции.
Во-первых: обязательность праздника, его неотвратимость. В народной жизни будни чередовались с праздниками и были наполнены их ожиданием. Весь год был подчинен ритму смены работы и праздника.
Во-вторых: массовость. На праздник собирались все, и все в нем участвовали. Кульминационными моментами праздника являются совместное пение, совместный танец, трапеза.
В-третьих: праздник – это веселье, смех.
Функции народных праздников:
- развивающая
- информационно-просветительная
- культурно-творческая
- рекреативно-оздоровительная.
Фольклорные праздники в детском саду имеют особое значение в формировании культуры ребенка. Через такую форму деятельности дошкольник знакомится с народной культурой, у него воспитывается любовь к родному краю.
Цель: формирование познавательного интереса у детей к истории своей страны, к обычаям старины, к русскому народному фольклору.
Задачи:
1. Дать представление о русском народном празднике «Капустник», «Осенины»; расширить и обогатить социально-нравственный и эмоциональный кругозор детей.
2. Развивать творческую самостоятельность в создании художественных образов, используя русские народные песни и танцы.
3. Воспитывать любовь к природе, умение чувствовать ее красоту.
4. Вызывать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку, русский фольклор.

Предварительная работа:
1. Наблюдения за сезонными изменениями в природе осенью.
2. Рассматривание картин об осени известных художников.
3. Знакомство с осенними народными праздниками, русским народным творчеством, стихами, рассказами об осени, народными приметами, песнями хороводами.

Атрибуты:
Для засолки капусты: 2 столика; капуста, морковка, соль; терка, нож, разделочная доска; таз с водой и салфетками
2 пары больших галош + 2 стойки
Шишки – 10 штук
8 обручей, 2 ведра, 4 картошки, 2 лейки
2 грузовика с лентами, 2 лука, 2 огурца, 2 помидора, 2 свеклы, 2 картошки
Шапочки: огурцы – 2 шт., фасоль, горох, кабачок, грибы – 3 шт.
Шляпа для Пугало

Персонажи:
Ведущая
Тетушка Слякоть

Зал празднично украшен в осеннем стиле.
Под звуки вальса “Осенний сон” А.Джойса вбегают дети.

Ведущая: Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые гости приглашаем всех вас в нашу горницу, на деревенские посиделки, садитесь поудобнее. Как гласит народная пословица: «В тесноте, да не в обиде».
- Ребята, отгадайте загадку:
Несу я урожай,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю.
Но не касаюсь сосени ёлочек. Я ……..(осень)

- Посмотрите за окно. На дворе грустная пора осень. Что именно вызывает у вас грусть? (Хмурое небо, мелкий дождь, ненастная погода, холодно и т.д.)
- Но у осени есть и свои радости. А теперь представим себе, что мы живём много-много лет назад. Наступила осень. Работы в поле и огороде закончены. Можно было и отдохнуть. Люди выполняли по дому мелкую работу, пели песни и шутили. С обрядом одного такого праздника мы сегодня и познакомимся. Чему он был посвящён вы узнаете отгадав загадку еще одну загадку:

Голова - на ножке,
Зелены одёжки.

Ведущая: Ребята, а вы знаете как капусту надо солить?
-Что нужно взять из продуктов? (капусту, морковь, соль)
-Какие инструменты и посуда нам понадобятся? (Разделочные доски, ножи,
шинковка, сечка, тёрки, кадушка, толкушка).
- Капусту можно нашинковать ножом или шинковкой, или нарубить сечкой. Эта
работа трудная мы её поручим мама. Девочки у нас почистят морковку, а мальчики её
натрут.

ЗАСОЛКА КАПУСТЫ
Чтоб капуста сладкая хрустящая была надо морковку натереть.
А сейчас мы будем капусту в кадушку складывать, морковкой перекладывать, солью посыпать, да толкушкой толочь, чтоб капуста сок дала.
Чтобы капуста заквасилась её надо в тепле подержать несколько дней. Завтра мы её проткнём до самого дна, чтобы вышла вся горечь. А через 5-6 дней закроем деревянным кружком и положим сверху гнёт, и тогда кадушку можно опускать в погреб.



Ведущая: Вот мы и закончили солить капусту, но из неё можно приготовить и многое
другое. А что можно приготовить из капусты? (дети перечисляют блюда из капусты)
Ведущая: Кончил дело, гуляй смело. После работы начинается настоящее веселье. И вам я предлагаю повеселиться, и начать веселье с песни.

Хоровод «Капуста»



Ведущая: Скорей, ребята, поспешите,
И через лужу перейдите

Игра «Перейди лужу в калошах» (ст.гр.)
Участвуют по два ребенка. "Лужа" - ковер в центре зала. По сигналу дети надевают калоши и бегут с одного конца ковра до другого и обратно. Побеждает тот, кто прибежит быстрее.



Под музыку “Осеннее настроение” входит тетушка Слякоть и брызгает детей водой.

Тетушка Слякоть: Я на праздник торопилась,
Вот так славно нарядилась.
Смогу вас развеселить,
Очень щедро одарить.


Ведущий: Дорогая гостья, очень странно
Вы себя ведете на празднике у нас.
Чувствую я, что-то тут неладно –
Прекратите брызгать воду на ребят.

Тетушка Слякоть: Ой-ой-ой! Скажите-ка на
милость, ну подумаешь немного сырость
развела. Лучше загадку отгадайте
Маленькие детки
Расселись на ветках,
В коричневых рубашках
С орешками в кармашках. (Шишки)

Тетушка Слякоть: Шишки быстро разбирайте,
С ними в круг большой вставайте.
А потом уж не зевайте,
Шишки с пола поднимайте.

Игра «Шишки»
Дети разбирают шишки и, образуя круг, кладут их перед собой. Под музыку дети без шишек бегут по кругу. Осень убирает несколько шишек. По окончании музыки дети разбирают шишки. Оставшийся без шишки выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока останется одна шишка.

Тетушка Слякоть (сердито): Пока вы тут веселитесь, на поле уже давно урожай поспел. Собрать его некому, пропадает совсем.

Ведущая: Ты Тетушка, не переживай, сейчас наши ребята все исправят…

Игра «Посади и собери урожай»
Оборудование: 8 обручей, 2 ведра, 4-5 картофелин, 2 лейки.
Участвуют 2 команды по 4 человека.

1-й участник «пашет землю» (кладет обручи).
2-й участник «сажает картошку» (кладет картошку в обруч).
3-й участник «поливает картошку» (обегает каждый обруч с лейкой).
4-й участник «убирает урожай» (собирает картофель в ведро).
Побеждает более быстрая команда.



Тетушка Слякоть: Урожай-то мы набрали, теперь нужно перевезти его в хранилища.

Игра «Перевези с поля урожай» (ср.гр.)
В одной стороне зала стоят 2 грузовика, в другой стороне на пол раскладывают муляжи лука, огурцов, помидоров, свеклы и картофеля, по 2 штуки каждого. В игре участвуют по двое. По сигналу они везут грузовики на противоположную сторону зала, заполняют их овощами и возвращаются назад. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.
Более сложный вариант: перевозить по одному овощу.


Ведущий: Молодцы! Все справились с заданием. Тетушка Слякоть, а наши ребята тебе сейчас исполнят песню, «Урожайную»

Песня «Урожай собирай»




Тетушка Слякоть: Вот вы какие шустрые, урожай собрали, песни спели, а вот скажите-ка мне, кто все лето охраняет огород? Верно – Пугало!

Музыкальная игра «Пугало»

Конспект сценария фольклорного праздника для старших дошкольников «Осенняя ярмарка».


Неманова Анастасия Сергеевна, музыкальный руководитель МБДОУ № 124 города Пензы.
Описание работы: Представляю вашему вниманию конспект сценария фольклорного праздника для старших дошкольников "Осенняя ярмарка". Данный материал будет полезен педагогам дошкольных образовательных учреждений и может быть использован при подготовке к осенним праздникам.
Цель: знакомство детей с русскими народными традициями.
Задачи:
- познакомить детей с особенностями народных праздников на примере ярмарки, традиционными художественными промыслами;
- развивать эмоциональную отзывчивость на музыкальные и поэтические произведения фольклора юмористического содержания;
- доставить детям радость и удовольствие от общения со сверстниками.

Ход мероприятия

Под русскую народную мелодию (по выбору) дети входят парами в зал и встают полукругом.
Ведущая: К нам гости пришли,
Дорогие пришли!
Давайте поприветствуем их русским поклоном!
Дети (хором): Добро пожаловать, гости дорогие!
(Кланяются)
Ребенок: Мы гостей встречаем,
Песню запеваем!
Дети исполняют песню «К нам гости пришли» Ан. Александрова.
Ведущая: Приглашаю вас, ребята, позабавиться да потешиться, поплясать, поиграть, песни русские попеть! Хотите? (Дети отвечают.) Тогда я приглашаю вас на осеннюю ярмарку.
Звучит русская народная мелодия (по выбору). Входят дети – «продавцы».
Ведущая: Подходи, честной народ,
Кого скука не берет.
Народ, собирайся,
Ярмарка, открывайся!
Первый продавец: Тары-бары, растабары,
Есть хорошие товары!
Не товар, а сущий клад,
Разбирайте нарасхват!
Не скупись, покупай,
Подороже выбирай!
Второй продавец: Кому яблоки продам?
Кому дешево отдам?
Грушевые! Ананас!
Покапайте про запас!
Третий продавец: А вот шоколад!
Купишь плитку – будешь рад.
Кому надо мармелад?
Покупай мармелад!
Четвертый продавец: Покупай товар отменный,
Вот самовар медный,
Сам дымком дымит,
Сам чайком поит!
А вот чашки,
Для пшенной кашки,
А вот блюдца,
Никогда не бьются!
Пятый продавец: Кому пирожки,
Горячие пирожки?
С пылу, с жару –
Гривенник за пару!
Шестой продавец: А тут игрушки для ребят,
Сами на тебя глядят!
Седьмой продавец: Подходи, детишки,
Пряники, коврижки!
Вкусные, на меду,
Дай, в шапку накладу!
Из-за прилавка на середину зала выходит Кузнец.
Кузнец: А я – кузнец-молодец,
На все руки удалец!
Кую гвозди и подковы,
Раз-два – и готово!
Запевайте песню русскую, детвора,
Повеселить гостей пора!
Дети исполняют русскую народную песню «Во кузнице».
Под музыку на середину зала выходит Коробейник с коробом, в котором лежат музыкальные инструменты.

Коробейник: Раздайся, народ,
Коробейник идет!
С товарами разными,
С лентами красными,
Игрушками забавными,
Ложками деревянными!
- А ну-ка, честной народ, разбирай товар музыкальный!
Первый ребенок: Как у нашего соседа
Весела была беседа:
Гуси – в гусли,
Утки – в дудки,
Чечётки – в трещотки.
Второй ребенок: Чайки – в балалайки,
Скворцы – в бубенцы,
Две синицы-крошки
Заиграли в ложки.
Третий ребенок: Играют, играют,
Всех потешают.
Уж как станем мы играть –
Слушает вся улица,
И петух, и курица!
Оркестр исполняет русскую народную мелодию «Яблочко». Под музыку на середину зала выбегают два Скомороха.
Тюха: Здравствуйте, ребятишки,
Девчонки и мальчишки!
Здравствуйте, гости дорогие!
Матюха: Мы – развеселые потешники,
Известные скоморохи и насмешники!
Он - скоморох Тюха!
А я – скоморох Матюха!
Скоморохи (вместе): Мы на ярмарку бежали,
Неужели опоздали?
Ведущая: Скоморохи, проходите,
Всех нас тут повеселите!
Матюха: За медный пятак
Мы вам покажем и эдак и так!
Довольны будете здорово,
Удовольствий с три короба!
(Обращается к Тюхе):
Здорово, Федул, чего губы надул?
Тюха: Кафтан прожег.
Матюха: А велика ли дыра?
Тюха: Один ворот остался!
Матюха: Собрались мы пошутить да позабавиться,
Поиграть, поплясать да посмеяться!
Тюха: Собирайся, детвора,
Ждет вас русская игра!
Проводиться игра «Плетень», музыкальное сопровождение – русская народная мелодия в обработке С. Бодренкова.
Ребенок: Наша ярмарка-плясунья
Приглашает в хоровод,
Чтобы праздник не кончался,
Веселись, честной народ!
Хоровод «На горе-то калина», музыкальное сопровождение – русская народная песня в обработке В. Агафонникова.
Матюха: Шутки разные бывают,
Хорошо шутить – не грех,
Мы частушки запеваем…
Повеселить хотим мы всех!
Дети исполняют частушки.
Мальчик: Балалайка заиграла,
И пустились ноги в пляс.
Мы веселые частушки
Пропоем сейчас для вас.
Девочка: У березки, у сосенки
Тоненькие веточки.
А мы – бойкие девчонки,
Все мы – как конфеточки!
Мальчик: Мы – отличные ребята,
Мы нигде не пропадем.
Если надо – мы станцуем,
Если надо – мы споем!
Девочка: Голубые, голубые,
Голубые небеса.
Почему не голубые
У Андрюшеньки глаза?
Мальчик: Потому что, потому что
Карие, игривые,
Потому что, потому что
Карие, красивые!
Девочка: Я сидела на диване,
Вышивала платок Ване.
Пересела на кровать,
Стала Васе вышивать.
Мальчик: Через речку есть мосток,
Скоро переломится,
Разрешите, барышня,
С вами познакомиться!
Дети хором: Хорошо частушки пели,
Хороши и окали,
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали!
Пляска (музыка по выбору)
Под музыку на середину зала выходят две «бабушки».

Даниловна: Мы частушки услыхали
И к вам в гости прибежали.
Гавриловна: Где частушки поют,
Там и весело живут.
Правда, Даниловна?
Даниловна: Правда, Гавриловна!
Обе вместе: Здравствуйте, ребята!
Мы – потешницы-старушки,
Неразлучные подружки.
Даниловна: Я – бабушка Даниловна!
Гавриловна: Я – бабушка Гавриловна!
Обе вместе : Неразлучные подружки,
Мы живем в одной избушке.
Даниловна: В лесочке, в лесочке –
Избушка на кочке.
Блинами обита,
Оладьями крыта.
Гавриловна: Ограда кругом –
Пирожки с творогом.
Нынче мы расскажем в лицах
Веселые небылицы.
Даниловна: Как Марфута для Петра
Наварила, напекла
Девяносто два блина,
Два корыта киселя,
Пятьдесят пирогов,
Не нашла и едоков!
Гавриловна: Как петух в печи пироги печет
Кошка на окошке рубашку шьет.
Поросенок в ступе горох толчет,
Уточка в сапожках избу метет.
Даниловна: Ты, Гавриловна, загадки загадай,
А вы, ребята, загадочки отгадайте!
Дети хором выкрикивают отгадки.
Гавриловна: 1. Хлебу присошка –
Сытная… (Картошка)
2. За ботву, как за веревку,
Можно вытащить … (Морковку)
3. Не пугайтесь, если вдруг
Слезы лить заставит… (Лук)
4. На грядки растут молодцы –
Зеленые… (Огурцы)
5. Разве в огороде пусто,
Если там растет… (Капуста)
Даниловна: Молодцы, ребятки,
Отгадали все загадки!
Есть у меня лукошко,
Я сюда сложила
Овощей немножко.
- Кто овощи соберет скорей?
Игра-эстафета «Веселый огород»
Дети делятся на 2 команды, в каждой по 4 человека. Первые участники команд с рулём в руках топающим шагом обходят вокруг обруча и возвращаются к своей команде. Вторые с корзинами подбегают к обручу и выкладывают овощи в обруч («сажают»). Третьи с лейкой «поливают». Четвертые с корзинками собирают овощи в корзинку. Побеждает команда, выполнившая задание первой.
Даниловна: Красны девицы
Да добры молодцы,
Становитесь в хоровод,
Пляска русская зовет!
Дети исполняют русскую хороводную пляску, русская народная мелодия по выбору.
На середину зала выходит девочка-солистка.

Девочка: Песни русскую пою,
Пусть я не Русланова,
Я сейчас для вас спою
Голосисто, заново!
Девочка исполняет русскую народную песню «Ой, вставала я ранёшенько».
Гавриловна: Собирайся, народ,
Карусель всех зовет!
Проводится игра «Карусель»

Играющие становятся в круг, ходят по кругe, держа в руках по ленточке со словами:
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели, а потом кругом,
А потом кругом-кругом,
Всё бегом-бегом-бегом.
Дети двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут. По команде ведущего «Поворот!» они быстро берут верёвку другой рукой и бегут в противоположную сторону.
Тише, тише, не спишите!
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра!
Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие кладут верёвку на землю и разбегаются по залу .
Ведущая (берет корзинку с яблоками): Богата ярмарка дарами,
Рада угостить вас я
Вкусными, сочными плодами,
Ешьте на здоровье, друзья!
(Угощает детей яблоками.)
Солнце село, стало тихо,
Смолкли птичьи голоса,
Наша ярмарка закрылась,
До свидания, друзья!
Под русскую народную мелодию дети уходят из зала.