Устранение заиканияу дошкольниковв игре. Игровые технологии в коррекции заикания у детей дошкольного и младшего школьного возраста



ББК



Рецензент: В. И. Селиверстов - зав. кафедрой дошкольной дефектологии МПГУ

Выгодская И. Г. и др.

В92 Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуа­циях: Кн. для логопеда/ И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская.-- 2-е изд., перераб 1 . и доп.- М.: Просве­щение, 1993.- 223 с: ил.- I5ВN 5-09-004087-7.

В книге представлены разнообразные инсценировки, ролевые и дидак­тические игры, материалы для детских утренников и т. п., которые по­могут в формировании у заикающихся детей дошкольного возраста на­выков свободной естественной речи. В отдельную главу выделен раз­работанный авторами комплекс упражнений для мышечной и эмоциональ­ной релаксации, создающей условия для нормализации речевой деятельности.

1-е издание данной книги вышло в 1984 году под названием «Устра­нение заикания у дошкольников в игре». Во второе издание внесены некоторые изменения, оно дополнено главой «Родителям».

Для логопедов, воспитателей детских садов, родителей.

ББК 74.3

В

103(03)-93 18В N 5-09-004087-7

(6) Издательство «Просвещение», 1984 © Выгодская И. Г., Пеллингер Е. Л.,

" Упкш-гао Д |] | 1ОДЗ, с изм енениями


БИБЛИОТЕКА Красноярске, о пединститут .



4310010000-338

ПРЕДИСЛОВИЕ

В логопедической практике с заикающимися дошкольниками широко используется основной вид деятельности ребенка - игра. Это источник его нравственного и умственного развития, условие формирования личности, его речи и навыков общения. Именно в игре наиболее эффективно можно осуществлять коррекционное воздействие на речь и личность заикающегося. Организуя занятие (или отдельные его части), логопед в этой привычной и доступной для ребенка форме деятельности общается с ним «на равных», завоевывает его любовь и доверие, преодолевает его скованность и застенчивость. Разнообразные игровые ситуа­ции, умело созданные логопедом, побуждают ребенка к свободному речевому общению, отвлекают его внимание от рече­вого дефекта, предоставляют богатые возможности для осуще­ствления целенаправленной психотерапии. Игра и сама по себе оказывает благотворное воздействие на общее психическое состояние заикающегося, вызывает у него встречную активность, затрагивая его интересы, фантазию, воображение. Все это повышает эффективность коррекционной работы. В то же время игровые приемы освобождают детей от утомительной, неестест­венной для их возраста длительной неподвижности на лого­педическом занятии и помогают чередовать виды речевой работы.

В предлагаемой книге собраны и систематизированы по периодам коррекции речи заикающихся детей различные игры и игровые приемы, а также предлагается разработанная авторами система расслабляющих упражнений. Многие из них уже существуют в логопедической практике, некоторые составлены авторами.

Создание целенаправленных игровых ситуаций формирует у детей навыки самостоятельной речи, помогая им переходить от общения словами на первом этапе работы к развернутым высказываниям на завершающих курс занятиях.

В книге учитывалась специфика логопедических учреждений, где курс занятий с заикающимися рассчитан лишь на 2-3 ме-

сяца, а устранение у этих детей отдельных дефектов звукопроиз-ношения проводится предварительно на индивидуальных заня­тиях.

Книга состоит из одиннадцати разделов, предисловия и прило­жения.

В первом разделе даны методические указания, поэтапные схемы на весь период работы (курс рассчитан на 36 занятий) и по одному примерному плану логопедического занятия каждого

Во втором разделе приведены специальные упражнения для мышечного расслабления и снятия эмоционального напряжения (релаксация).

Заикающимся детям свойственны повышенная эмоциональ­ная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов.

При затруднениях в речи у ребенка возникает повышенная мышечная напряженность как в органах артикуляции, так и во всем теле. Чтобы помочь себе, он сжимает кулачки или с силой зажимает рот ладошкой, так как он не знает, что нужно ему делать в данной ситуации. Авторы предлагают вниманию специа­листов и родителей разработанную ими специально для дошколь­ников систему расслабляющих упражнений, которые помогут снять у ребенка чрезмерное напряжение. Все упражнения авторы рекомендуют проводить в игровой форме, в сопровож­дении рифмованных фраз, которые доступны и интересны детям. Эти расслабляющие упражнения условно названы авторами «Волшебным сном».

В третьем разделе помещены игровые приемы для органи­зации щадящего режима на специальных логопедических занятиях и в домашних условиях. Чтобы облегчить формиро­вание нового речевого навыка, необходимо в начальный период работы снизить речевую активность заикающихся, специально ограничить объем их высказываний. Обычно это трудно осуще­ствить, а игоа поможет включить ребенка в режим относитель­ного молчания. Условно эти игры называются «молчанки».

В четвертом разделе даны приемы для нормализации речевого дыхания, которое у заикающихся часто бывает нарушенным. Важно не только побудить ребенка к спокойному общению, но и обеспечить ему возможность говорить четко, плавно, выразительно, на выдохе. Игровые приемы позволяют ненавязчиво обучить его спокойному речевому дыханию.

Раздел пятый включает игры и игровые приемы для начального периода работы по устранению заикания. Они помо­гают обучить ребенка технике правильной речи: умению говорить на выдохе, делая опору на ударные гласные, слитно произ­носить слова в смысловом отрезке, пользоваться паузами и логическими ударениями. Для детей этот период занятий носит название «В Стране коротких ответов».

Раздел шестой содержит игровые приемы для тренировки навыков правильной речи при постепенном расширении объема высказывания. Игры этого раздела помогают ребенку четко оформить мысль не только короткими, но и простыми рас­пространенными предложениями. Игровое название этого периода - «В Стране полных ответов».

Раздел седьмой поможет логопедам как можно шире исполь­зовать эти игрушки (куклы с ручным управлением, или бибабо) от первого до заключительного занятия. Ожившие куклы помогают быстрее осуществить цели логопедической работы и увлечь детей. При управлении куклой у ребенка исчезает дви­гательное беспокойство, все движения его становятся целе­направленными. Все это успокаивает детей, способствует упорядочению и раскованности речи.

Разделы восьмой «Инсценировки» и девятый «Сюжетно-ролевые игры» посвящены играм-драматизациям, в которых используется способность детей к творческому перевоплощению для закрепления навыка правильной речи и приобретения свободы речевого общения. В инсценировках дети - «артисты» - учатся непринужденно говорить и действовать, исполняя выучен­ные роли. В сюжетно-ролевых играх при разыгрывании раз­личных моделей жизненных ситуаций (например, «В магазине», «В парикмахерской», «День рождения» и т. д.) у детей возни кает естественная потребность в инициативной речи. Становясь «взрослыми» во время игры, они обретают уверенность оечевого общения.

В разделе десятом - «Заключительные занятия» - даны сове­ты по организации и проведению детских праздников. Задача логопеда не только исправить речь заикающегося, но и под­готовить его психологически к общению в любых условиях. Своеобразным экзаменом для ребят являются выступления на детских праздниках, где присутствуют гости: другие дети, родители, обслуживающий персонал и т. д.

В этом разделе даны описания нескольких заключительных занятий. Конкретные условия продиктуют логопедам выбор темы и распределение ролей участников таких занятий.

Раздел одиннадцатый - «Родителям». Не в каждой семье умеют систематически, целенаправленно заниматься с детьми, особенно с теми, у которых ослаблена нервная система и имеются речевые дефекты. Логопед старается помочь родителям создать дома необходимый для ребенка общий и речевой режим; научить взрослых правильно вести себя во время приступов заикания у йетей; обучить родителей технике речи (взрослые должны помнить, что их речь - образец для ребенка). Для успешного перевоспитания речи не только на занятиях, но и в быту надо создать радостную и ненапряженную обстановку, пронизанную элементами игры. Необходимо, чтобы родители не просто механически выполняли задания логопедов, но и понимали истинные цели каждого упражнения-игры.

В «Приложении» даны картинки для оформления книжки-игрушки (альбома) и для большей наглядности, разнообразия домашних речевых тренировок.

Материал, предложенный в книге, специалисты могут исполь­зовать в удобной для них последовательности и нужном объеме в зависимости от профиля группы.

Книга предназначена логопедам, работающим с заикаю­щимися дошкольниками, а также родителям для проведения домашних занятий с детьми того же возраста. Многие предла­гаемые игры могут быть использованы на занятиях с заикаю­щимися младшими школьниками.

I. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

I этап


  1. Организовать щадящий режим (общий и речевой) на лого­
    педических занятиях и дома, используя игры-молчанки.

  2. Обучать детей технике правильной речи во время специаль­
    ных игр (постановка нижне-диафрагмального дыхания, выработка
    спокойного темпа, умения делать опору на ударные гласные и
    соблюдать смысловые паузы).

  3. Побуждать детей к правильной речи при общении с логопе­
    дом и друг с другом, создавая игровые ситуации. В самостоятель­
    ной и подготовленной речи допустимы лишь однословные фразы
    (вопросы, ответы, описания предметов, картинок...).

  4. С первых занятий работать над выразительностью речи.
    Дети должны говорить однословно с вопросительной, утвердитель­
    ной интонацией, с радостью, с огорчением, сердито и т. д.

  5. Обучать детей релаксации мышц по контрасту с напря­
    жением. В течение всего логопедического занятия следить, чтобы
    не возникало общее мышечное напряжение к моменту речи,
    напоминать о расслаблении отдельными рифмованными строчка­
    ми из сеанса релаксации.
II этап

  1. Рекомендовать родителям поддерживать щадящий речевой
    режим дома, включать успокаивающие игры и занятия по мере
    необходимости.

  2. Постепенно активизировать речь детей на занятиях и дома,
    побуждая их к общению полными предложениями в игровых
    ситуациях и вне игры. В подготовленной и самостоятельной
    речи допустимы короткие фразы в один смысловой отрезок
    (диалоги, краткие рассказы, описания предметов...).

  3. Продолжать контроль за соблюдением всех правил речи на
    занятиях и дома. При необходимости исправлять детей в образной
    форме. («Помни, мы уже в Стране полных ответов, скажи под­
    робнее»; «Во время речи мы делаем паузы, остановки, чтобы
    набрать воздух и дальше говорить, как машина останавливается
    у колонки, чтобы набрать бензин».)

  4. Работать над выразительностью речи. Обучать выделению
    «главного» слова в коротком предложении (делать логическое
    ударение).
-закц""^-»"-

III этап

  1. Рекомендовать родителям соблюдать общий щадящий
    режим дома. В случаях рецидива заикания у некоторых детей
    возобновлять период молчания (как в первый месяц занятий).

  2. Продолжать активизировать правильную речь детей при
    общении друг с другом и с логопедом; в сюжетно-ролевых
    играх, инсценировках, кукольных спектаклях. Пользоваться пол­
    ными распространенными предложениями из двух-трех смысловых
    отрезков.

  3. Работать над выразительностью. Продолжать контроль за
    соблюдением речевых правил.

  4. Закреплять новый речевой навык, вызывая правильную
    спонтанную речь в свободных пересказах, при сочинении соб­
    ственных сказок, сценок, сюжетно-ролевых игр.

  5. Проводить внушение спокойствия и формул правильной
    речи. При необходимости исправлять речь детей, пользуясь
    формулами релаксации («Говорим неторопливо, очень четко и
    красиво. Паузы мы соблюдаем. Звук ударный выделяем»).
II. ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ ЗАНЯТИЙ

I этап, 6-е занятие

Цель. Формировать навыки свободного общения однослов­ными фразами.

Оборудование. Карточки с буквой «У», предметные кар­тинки, названия которых начинаются на ударный звук у, ручная кукла Мишка, альбомы детей, обруч.

Ход занятия.


  1. Расслабление мышц рук (повторить упражнение «Кулачки»,
    новое упражнение «Олени») - 10 мин.

  2. Постановка правильного речевого дыхания: произнесение
    гласных звуков по одному и по два на одном длительном выдохе
    хором и индивидуально (игра «Мишка учит буквы») - 7 мин.

  3. Выработка умения делать опору на ударный гласный звук
    в слове. Называние картинок (утка, утро...) и работа над инто-
нацией (сказать вопросительно, утвердительно, с радостью и т. д.) - 7 мин.

  1. Общение детей однословными фразами в игре (сценка
    «Обруч») - 10 мин.

  2. Проверка домашнего задания по альбомам. Ответы на крат­
    кие вопросы детей и более подробные вопросы логопеда по кар­
    тинкам, названия которых начинаются на ударный звук о
    (Кто рисовал? Что наклеил? Кто помогал? и т. д.), и о проведении
    игры-молчанки (В какую игру-молчанку играл? Что смастерил
    для игры? Сколько времени играл? и т. д.) - 15 мин.

  3. Работа над выразительностью речи при чтении небольших
    стихов. Повторить стихи «Аист», «Эхо» (делать опору на ударные
    гласные, обозначить паузы хлопками рук куклы бибабо).
    Хоровое чтение с логопедом стихотворения «Удод» - 6 мин.
Задание на дом.

  1. Добиваться расслабления мышц рук по контрасту с напря­
    жением (упражнения «Кулачки», «Олени»).

  2. Произносить гласные звуки по одному и по два на одном
    выдохе, точно артикулировать их (выполнять сидя, стоя, лежа).

  3. Нарисовать или наклеить в альбом 10 картинок, названия
    которых начинаются на ударный звук у (подписать их, у -
    красного цвета). Четко на выдохе называть картинки, выделяя
    ударный звук у. Каждое слово повторить 5-6 раз с разной
    интонацией.

  4. Поиграть в игру «Обруч», в игру-молчанку «Аквалангисты».

  5. Выучить стихотворение «Удод». Отмечать паузы с помощью
    ручной куклы, мячом, маршировкой.
II этап, 14-е занятие

Цель. Формировать навыки свободного общения полными короткими предложениями.

Оборудование. Карточка с цифрой «2», карта Города красивой речи, большой конверт с письмом, «золотой ключик», «волшебная дверца».

Ход занятия


  1. Расслабление мышц речевого аппарата (упражнения «Хобо­
    ток», «Лягушки», новое - «Горка») - 10 мин.

  2. Тренировка правильного речевого дыхания, произнесение
    отдельных согласных и слогов (упражнения «Жук», «Комарик»,
    «Гуси») - 3 мин.

  3. Тренировка правильной выразительной речи короткими
    полными предложениями во время игры «Приглашение в Страну
    полных ответов» - 10 мин.

  4. Проверка домашнего задания; рассказы детей о приготов­
    ленной дома карточке с цифрой «1» и рисунком полными корот-
I
едложениями (например: «Я сделал карточку. Мама мне ла цифру «1». Я только раскрасил ее» и т. д.) - 12 мин. гьяснение нового задания. Логопед показывает карточку рой «2». На обратной стороне карточки аппликация «Ба­чка». Задает вопросы, побуждая детей к разнообразным ответам. Например: Какая цифра здесь изображена? Какая работа выполнена с другой стороны карточки? Почему на карточке с цифрой «2» изображена бабочка? (У бабочки есть 2 крылышка. А еще у нее 2 усика.) Что еще можно изобразить на карточке с цифрой «2»? (можно нарисовать 2 крыла птицы, 2 руки...) -7 мин.

  1. Тренировка выразительной речи в имитационном чтении
    рассказа «Сорока и заяц» - 6 мин.

  2. Разыгрывание диалога «Сорока и заяц» с масками. Работа
    над интонацией, над движениями, необходимыми для роли,-
    7 мин.
Задание на дом.

  1. Добиваться расслабления губ, языка.

  2. Сделать карточку с цифрой «2» и с рисунком.

  3. Подготовить рассказ об этой поделке полными предло­
    жениями.

  4. Поиграть в игру «Приглашение в Страну полных ответов».

  5. Выучить диалог «Сорока и заяц» и разыграть его.
III этап, 30-е занятие

Цель. Формировать навыки свободного общения распростра­ненными предложениями из двух-трех смысловых отрезков.

Оборудование. Игрушечная посуда, муляжи продуктов (поделки детей) и" другие пособия к игре «Готовим сами», план Города красивой речи, шапочки с изображением гласных букв, корона для Ударения, жезл.

Ход занятия.


  1. Внушение состояния полного мышечного расслабления и
    спокойствия. Речевые формулы в состоянии покоя - 10 мин.

  2. Спонтанная речь в игре «Готовим сами»:
а) имитация и оречевление действий - приготовление различ­
ных «блюд», общение детей в это время (например: «Сейчас
я приготовлю салат. | Я взяла огурец, | потом помыла его. | Костя,
дай мне, пожалуйста, |твой нож.] Вот, бери, |только осторожно»);

Б) рассказы детей о приготовленном «блюде» и «угощение»
друг друга (например: «Мы с мамой пошли в овощной магазин
и купили помидоры. | Я выбрала самый красный | и как следует
вымыла его. | Потом мелко нарезала лук и помидор | и заправила
салат сметаной... Ребята, попробуйте мой салат. | Вкусно?») -
30 мин.

3. Тренировка выразительной речи в инсценировке сказки «Город красивой речи». Вопросо-ответная беседа по содержанию сказки, выявление особенностей ее персонажей (например: «Почему ударение всеми управляет? Потому что ударение обозна­чает главный звук в словах, от ударения меняется смысл слова...» Дети надевают шапочки и разыгрывают сказку) - 15 мин.

Задание на дом.


  1. Проводить релаксацию три раза в день.

  2. Приготовить с помощью родителей любимое кушанье.
    Принести его на занятие. Уметь рассказать, как оно приготов­
    ляется. Угостить детей.

  3. Подготовить свою роль в сказке «Город красивой речи».
Схема этапов логопедической работы 1

ЗАНЯТИЯ

Разделы работы

Содержание и цели работы

Игровые названия

Домашнее задание

Оборудование



1 этап (первый месяц занятий)

1-4

Обследование

Сбор анамнестических данных.

Ответы родителей на вопросы

детей.

проверка речи детей.

логопеда.

1 - 12

Охранитель-

Установочная беседа с роди-

«Молчанки».

Составить с детьми режим дня,

Книги, картинки.

ный режим.

телями: организация и прове-

иллюстрированный рисунками.

поделки, игрушки

дение общего и речевого охра-

Соблюдая режим дня, приду-

к выбранному сю-

нительного режима.

мать и проиграть сюжеты игр;

жету.

приготовить соответственно иг-

4-12

Релаксация.

Расслабление конечностей по

«Кулачки». «Оле-

рам поделки, рисунки. Добиваться расслабления по

Фотографии поз

контрасту с напряжением.

ни», «Штанга»,

контрасту с напряжением.

при релаксации.

«Пружинки»,

«Ноги загорают»,

«Кораблик».

2- 10

Речевое дыха

Постановка диафрагмального

«Звуки-коман

Тренировать плавный речевой

Предметные кар-

ние.

речевого дыхания: произнесе

диры».

выдох с самоконтролем.

тинки или игруш-

ние гласных по одному и по

Нарисовать и раскрасить крас-

ки, названия ко-

два на выдохе; называние

ным цветом соответствующие

торых начинают-

предметных картинок с опорой

гласные.

ся на отрабаты-

на ударный гласный; чтение

«Сценки почти

К каждой гласной подобрать

ваемый ударный

стихов на соответствующие

без слов».

слова-картинки и четко их на-

гласный.

гласные. Использование мини-

звать. Показать «Сценку без

Куклы-бибабо.

мального речевого материала в

слов».

сюжетно-ролевых играх.

Развернутые схемы каждого этапа логопедической работы показывают, как логопед и родители могут использовать
предлагаемый материал для организации щадящего режима, проведения занятий по релаксации и речевых" игр Д1я устра­
нения заикания. " - р

Продолжение

Занятия

Разделы работы

Игровые названия

Домашнее задание

Оборудование

Доклад

«Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях»

Выполнил:

Студент гр. ОАБ-44.03.03-42

Шиляева М.А.

Проверил:

Платонова Е.Л.

Ижевск, 2015

Введение ………………………………………………………………….………3

Расслабляющие упражнения (релаксация) …………………………………….5

Режим относительного молчания ……………………………………………..13

Речевое дыхание ………………………………………………………………..17

Общение короткими фразами ………………………………………………….19

Активизация развернутой речи ………………………………………………..21

Куклы-бибабо …………………………………………………………………...23

Инсценировки …………………………………………………………………..24

Сюжетно-ролевые игры ………………………………………………………...26

Заключительные занятия ……………………………………………………….28

Для родителей …………………………………………………………………...30

Приложение ……………………………………………………………………...32

Введение

Как известно, логопедическая работа осуществляется в процессе основного вида деятельности ребенка – игры. Организуя занятие, логопед в этой привычной и доступной для ребенка форме деятельности общается с ним «на равных», завоевывает его любовь и доверие, преодолевает его скованность и застенчивость. Разнообразные игровые ситуации побуждают ребенка к свободному речевому общению, отвлекают его внимание от речевого дефекта. Игра сама по себе оказывает благотворное воздействие на общее психическое состояние заикающегося, вызывает у него встречную активность, затрагивая его интересы, фантазию, воображение. В то же время игровые приемы освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста длительной неподвижности на логопедическом занятии и помогают чередовать виды речевой работы.

В методике Выгодской И.Г., Пеллингер Е.Л. и Успенской Л.П. собраны и систематизированы по периодам коррекции речи заикающихся детей различные игры и игровые приемы, также предлагается система расслабляющих упражнений. Многие из них уже использовались в логопедической практике, некоторые составлены авторами.

Методика предполагает, что длительность курса занятий с заикающимися составляет 2–3 месяца (36 занятий). Предложенные развернутые схемы каждого этапа логопедической работы показывают, как логопед и родители могут использовать предлагаемый материал для организации щадящего режима, проведения занятий по релаксации и речевых игр для устранения заикания. Коррекция у этих детей отдельных дефектов звукопроизношения проводится предварительно на индивидуальных занятиях.

Работа ведется по следующим направлениям:

Мышечное расслабление и снятие эмоционального напряжения (релаксация).

Организация щадящего режима на специальных логопедических занятиях и в домашних условиях.



Нормализация речевого дыхания.

Общение короткими фразами.

Активизация развернутой речи.

Развитие речи через взаимодействие с игрушками (куклы с ручным управлением, или бибабо)

Закрепление навыка правильной речи через инсценировки.

Закрепление навыка правильной речи через сюжетно-ролевые игры.

Заключительные занятия

Авторы дают советы по организации и проведению детских праздников, а также рекомендации родителям. В приложении можно найти картинки для оформления книжки-игрушки (альбома) и для большей наглядности, разнообразия домашних речевых тренировок.

Расслабляющие упражнения (релаксация)

Наблюдая ребенка во время приступа заикания, можно видеть, как напрягаются у него мышцы губ, языка, шеи, а также органы голосообразования и дыхания. Усиленные попытки ребенка преодолеть это состояние приводят к напряжению новых групп мышц (всего лица, корпуса, рук, ног). Все это усугубляет заикание, так как напряженные мышцы «непослушны», плохо управляемы. Для того чтобы появилась возможность свободно и точно управлять ими (т.е. говорить без запинок), необходимо расслабить мышцы, снять их напряжение.

Заикающимся детям нужно дать почувствовать, что мышечное напряжение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием, и обучить их некоторым приемам расслабления. В предлагаемом комплексе расслабляющих упражнений использована общепринятая методика мышечной релаксации профессора Джекобсона (США), который предложил обучать расслаблению с помощью предварительных упражнений для напряжения определенных мышц. Например, дети смогут почувствовать расслабление мышц рук только тогда, когда вначале логопед предлагает им с силой сжать кулачки и длительно подержать их в этом состоянии. А затем предложить разжать их (расслабиться) и дать почувствовать им это состояние. При этом не следует забывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление – длительным. Объяснить, что только ненапряженные руки могут легко выполнить любое действие по нашему желанию.



Обучая детей расслаблению, логопед показывает соответствующие движения и разъясняет их так, чтобы у каждого ребенка сложилось своеобразное представление о расслабленности данной группы мышц. Например, сделать руки «вялыми, как кисель», «как лапша». Сравнивается расслабленное тело с тряпичной куклой. Ощутить расслабление мышц живота поможет сравнение с мячом, из которого вышел воздух, и т. п.

Каждому упражнению дается образное название («Олени», «Кораблик»). Это увлекает детей и они выполняют расслабляющие упражнения не просто подражая логопеду, а, перевоплощаясь, входят в заданный образ. Например, так старательно изображают штангиста, поднявшего тяжелую штангу над головой, что испытывают значительное напряжение в мышцах рук. Роняют штангу – опускают вниз расслабленные руки.

Успешное овладение детьми мышечным расслаблением дает возможность перейти к целенаправленному внушению. Для детей сеанс внушения представлен как особая игра – «Волшебный сон». Цель этой игры – помочь детям избавиться от эмоционального напряжения: вызвать спокойствие, уравновешенность, уверенность в своей речи, а также закрепить в сознании детей необходимость пользования мышечной релаксацией и техникой правильной речи при общении в любой ситуации. Внушение проводится в виде кратких формул рифмованным текстом, которые понятны детям, легко запоминаются. Впоследствии многие дети пользуются ими самостоятельно.

На каждом этапе логопедической нужно следить, чтобы не возникало мышечное напряжение в органах дыхания и речи. При возбуждении или волнении можно напомнить детям известные им формулы: «Мы спокойны всегда!», «Дышится легко!..» Если ребенок капризничает, его следует отвлечь: «Успокойся... расслабься!» – или спокойно, но твердо напомнить: «Рот приоткрывается, все в нем расслабляется... и послушный наш язык быть расслабленным привык».

Процесс обучения релаксации делится на три этапа:

I этап – мышечная релаксация по контрасту с напряжением;

II этап – мышечная релаксация по представлению. Внушение состояния покоя и расслабленности;

III этап – внушение мышечной и эмоциональной релаксации. Введение формул правильной речи.

Для облегчения работы по предлагаемой методике даются подробные планы занятий по релаксации. Материал планируется из расчета трех занятий в неделю в течение трех месяцев.

При длительном пребывании детей в логопедическом учреждении каждый этап релаксации может удлиняться, так как некоторые дети медленно приобретают навыки расслабления. Одно какое-либо упражнение для мышечного расслабления выполняется на трех – пяти занятиях. Количество занятий по каждому этапу может меняться по усмотрению логопеда. Релаксацию логопед проводит в течение 10 минут в начале каждого занятия. Дома рекомендуется вызывать релаксацию на первом этапе в положении сидя, а на втором и третьем – в положении лежа.

На I этапе логопед объясняет детям, что такое поза покоя. Предлагает им сесть, слегка сдвинувшись вперед на сиденье стульчика, спиной опереться о спинку. Руки свободно положить на колени ладонями вниз. Ноги расставить, немного выдвинуть вперед, чтобы образовался тупой угол по отношению к полу. Плечи мягко опустить. Постепенно эта поза покоя и расслабления входит в привычку и помогает детям быстрее сосредоточиваться, переходя от подвижной игры к речевым занятиям. Объяснение цели новой игры детям дается в краткой стихотворной форме. В дальнейшем все стихи, в которых дается описание необходимых действий, читает взрослый (логопед, родители, воспитатель). Дети их не повторяют вслух и специально не заучивают.

Логопед показывает и подробно объясняет каждое упражнение для мышечного расслабления по контрасту с напряжением. Переход к следующему упражнению возможен, если большинство детей в группе достаточно хорошо выполняют предыдущие. Дети, которые медленно поддаются расслаблению, смогут постепенно освоить все упражнения, так как каждое занятие начинается с повторения.

На II этапе дети учатся расслаблять мышцы речевого аппарата. Занятие по релаксации на этом этапе делится на две части.

Первая часть – это расслабление конечностей, мышц шеи и живота по указанию логопеда на основе прошлого опыта детей. Сопоставление с напряжением данных мышц уже не проводится. Стихотворные тексты не читаются. Новые упражнения для расслабления речевого аппарата даются по контрасту с напряжением и сопровождаются рифмованными текстами.

Вторая часть – это внушение, закрепляющее ощущение расслабленности и спокойствия. Дети принимают позу покоя. Глаза предлагается закрыть, чтобы больше сосредоточить внимание на словах ведущего, чтобы исключить отвлекающие зрительные восприятия и усилить ощущение расслабленности и покоя. Очень важна интонация, с которой логопед произносит формулу внушения (т. е. специально составленный рифмованный текст). Голос должен быть тихим, успокаивающим; речь – четкой, неторопливой. После каждой строфы несколько удлиняются смысловые паузы. Четко звучат логические ударения в фразах. На каждом сеансе релаксации отдельные формулы внушения следует повторять по 2–4 раза, изменяя логическое ударение. Последние фразы (выведение из состояния релаксации) произносятся громко, бодро и чуть быстрее. Чтобы дети не возбуждались, выход из состояния релаксации должен быть всегда одинаковым и постепенным. Поэтому, особенно в первое время, следует напоминать детям: «Команды выполнять точно! Раньше времени глаза открывать нельзя!»

На III этапе расслабление по контрасту с напряжением полностью исключается. Мышечная релаксация вызывается только внушением. Кроме известных уже детям формул, вводятся новые, направленные на коррекцию речи. Голос ведущего должен звучать императивно. Воспринимая речевые формулы в состоянии релаксации, дети хорошо усваивают их. В дальнейшем многие из них часто сами вспоминают эти формулы в подходящей ситуации и таким образом настраиваются направильную речь. Иногда взрослым достаточно произнести одну из речевых формул, чтобы напомнить детям о спокойной речи («Говорим неторопливо, очень четко и красиво»).

Успешно обучать детей релаксации можно лишь при совместной работе логопеда и родителей, которые проводят домашние тренировки, а в детских садах – логопеда и воспитателя. Желательно, чтобы родители всех детей присутствовали на занятиях в логопедическом кабинете и сами обучались расслаблению. С ребенком дома всегда занимается один и тот же человек. Только при регулярном проведении релаксации дети смогут полнее почувствовать ее благотворное воздействие на речь и нервную систему. Домашние задания следует выполнять в одно и то же время 2–3 раза в день перед речевыми тренировками.

Следует подражать логопеду в манере говорить четко, неторопливо, особенно точно передавать правильную интонацию во время сеанса внушения. Для большей силы воздействия отдельные фразы из рифмованного текста рекомендуется повторять по 2–4 раза, каждый раз изменяя логическое ударение. Выработанные у детей навыки релаксации помогут создать благоприятные условия для нормализации речи. Так, если ребенок затрудняется при разговоре, родители простым напоминанием: «Расслабься... Не напрягайся...» – подскажут ему способ избавления от трудностей.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Доклад «Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях» И.Г.Выгодская, Выполнила: Е.Л.Пеллингер, Марковская Л.С. Л.П.Успенская 2415з

2 слайд

Описание слайда:

Заикание – один из наиболее тяжелых дефектов речи. Внешне оно проявляется вне произвольных обстановках в моменты высказывания, а также вынужденных повторениях отдельных звуков и слогов. Таким образом, заикание принято относить к нарушению темпа и ритма речи. К их нарушению приводят судороги мышц речевого аппарата, которые в процессе речи могут возникать в разных его отделах – и в артикуляторном (в мышцах языка и губ), и в голосовом, и в дыхательном.

3 слайд

Описание слайда:

Подобный дефект имеет стойкий характер и без врачебно-логопедического вмешательства и родительской помощи, как правило, не проходит. В настоящее время широкое распространение получил комплексный метод преодоления заикания, включающий два взаимосвязанных метода: – лечебно-оздоровительный (медикаментозная терапия, физиотерапия, витаминотерапия, режим дня и питания); – коррекционно-воспитательный (воздействие логопедов, воспитателей и родителей).

4 слайд

Описание слайда:

Практики, работающие над этой проблемой, высказывают мнение о необходимости комплексного метода лечения заикания. Опыт работы показал, что при заикании в первую очередь необходимо “лечить душу” больного, помочь ему избавиться от комплекса “неполноценности”, заставить его вновь поверить в свои силы. Существует много методик и систем работы с детьми страдающими заиканием. Рассмотрим методику Выгодской И.Г., Пеллингер Е.Л. и Успенской Л.П. “Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях”

5 слайд

Описание слайда:

Курс занятий с заикающимися рассчитан лишь на 2–3 месяца, а устранение у этих детей отдельных дефектов звукопроизношения проводится предварительно на индивидуальных занятиях. Авторы данной методики предлагают методические указания, поэтапные схемы на весь период работы (курс рассчитан на 36 занятий), также дают план логопедических занятий каждого этапа, приводят специальные упражнения для мышечного расслабления и снятия эмоционального напряжения (релаксация).

6 слайд

Описание слайда:

Методические указания Выделяют 3 этапа: I этап 1. Организовать щадящий режим. 2. Обучать детей технике правильной речи во время специальных игр. 3. Побуждать детей к правильной речи при общении с логопедом и друг с другом. 4. С первых занятий работать над выразительностью речи. 5. Обучать детей релаксации мышц по контрасту с напряжением.

7 слайд

Описание слайда:

II этап 1. Рекомендовать родителям поддерживать щадящий речевой режим дома. 2. Постепенно активизировать речь детей на занятиях и дома. 3. Продолжать контроль за соблюдением всех правил речи на занятиях и дома. 4. Работать над выразительностью речи. 5. Вызывать релаксацию мышц по представлению. 6. Побуждать детей к творчеству закрепляя навык свободного речевого общения.

8 слайд

Описание слайда:

III этап 1. Рекомендовать родителям соблюдать общий щадящий режим дома 2. Продолжать активизировать правильную речь детей 3. Работать над выразительностью 4. Закреплять новый речевой навык, вызывая правильную спонтанную речь 5. Проводить внушение спокойствия и формул правильной речи

9 слайд

Описание слайда:

Расслабляющие упражнения (релаксация) Процесс обучения релаксации делится на 3 этапа 1 этап Мышечная релаксация по контрасту с напряжением. 2 этап Мышечная релаксация по представлению. Внушение состояния покоя и расслабленности. 3 этап Внушение мышечной и эмоциональной релаксации. Введение формул правильной речи.

10 слайд

Описание слайда:

Режим относительного молчания Щадящий режим Общий щадящий режим зависит от уклада жизни в семье: Взаимоотношения между взрослыми членами семьи и их отношение к детям Отношение взрослых к речевому дефекту ребенка Общий режим дня Ограничение общения с детьми и взрослыми Сокращение до минимума всех зрелищных мероприятий Организация досуга заикающегося ребенка

11 слайд

Описание слайда:

Щадящий речевой режим Ограничение речевого общения детей Пример спокойной, четкой речи взрослых Организация игр-молчанок Проявление тонкого педагогического такта

12 слайд

Описание слайда:

Речевое дыхание Важнейшее условие правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная речь. Общение короткими фразами На протяжении всего периода создается игровая ситуация «В стране кратких ответов». Активизация развернутой речи Дети учатся строить свои высказывания, употребляя полные распространенные предложения. Сначала они опираются на наглядный материал, а затем в процессе специальных игр переходят к речи по собственным представлениям.

В коррекционно-воспитательной работе с заикающимися детьми все игры используются с учетом ряда принципов. В первую очередь реализуется принцип деятельности. Каждую игру следует считать деятельностью, а систему игр рассматривать как совокупность связанных между собой разных видов деятельности. Отсюда игра всегда предполагает выбор темы, сговор на игру, распределение ролей, начало, развитие, завершение игры и оценку поведения детей. Такое понимание игры позволит логопедам не смешивать игровое упражнение (с мячом, с проговариванием стихотворения под движения и т. п.) с игрой как формой деятельности.

Принципы системности, последовательности и учета возраста позволяют распределить игры в определенной системе с выделением наиболее важных для детей каждого возраста видов игр. Последовательность развития игры на логопедических занятиях у заикающихся детей иная, чем у их правильно говорящих сверстников. Так, если у хорошо говорящих детей взрослый, используя игру как средство воспитания, опирается в первую очередь на творческие игры детей, то в коррекционном курсе игра проходит иной путь: от игр с готовым содержанием и данными в них правилами к играм творческим. Такая последовательность использования игр позволяет учитывать клиническую картину заикания, особенности поведения детей и создает условия для развития у заикающихся детей самоорганизации и активности в поведении и речи.

Ведущее место в работе с заикающимися детьми 4-5 лет на протяжении всего коррекционного курса занимают игры с пением (хороводы). Они проводятся на каждом занятии и оказывают благотворное влияние на нерешительных, замкнутых детей III и IV групп: позволяют привыкнуть к логопеду, к товарищам по занятиям, к коллективным требованиям, так как от детей в этих играх не требуется активного поведения. Дети I и II групп быстрее других, усвоив навыки облегченных форм речи (сопряженной и отраженной), становятся водящими. Излишняя несдержанность их поведения, двигательное беспокойство тормозятся общим спокойным характером игры и необходимыми по ходу песни такими движениями, как ходьба, плавные повороты туловища, наклоны вперед и в стороны, поднятие рук вверх, опускание их вниз или на пояс и т. п. После объяснения логопеда о помощи друг другу в совместных играх дети I и II групп стараются не торопиться, подождать более медлительного товарища по игре. В свою очередь, дети III и IV групп становятся активнее в движениях, смелее при исполнении роли, поскольку видят свое равное положение со всеми.

Всем доброго дня! Знаете ли вы, что упражнения от заикания у детей приносят почти 50% результата в лечении этого недуга? Главное тут регулярность занятий и упорство. Но, разве захочет ребёнок выполнять что-то, если ему не хочется? Да и однообразие его угнетёт. Но выход есть! И сейчас я о нём расскажу.

Заикание, это серьёзный речевой недуг, который не сразу поддаётся терапии. И лечение тут многогранно. По сути нужно, чтобы дитя не только научилось правильно говорить, но ещё и закрепило эти навыки. А сделать это возможно лишь посредством каждодневных манипуляций.

Но чтобы кроха выполнял их с удовольствием, нужно его заинтересовать. Чем? Конечно, игрой! Поэтому лучше говорить, не: «Давай пойдём позанимаемся», а: «Давай, пойдём поиграем!» И чтобы малыш не утомился от однообразия, нужно сделать так, чтобы игры были разными.

Ну это просто! Ведь упражнения при заикании у детей направлены на развитие следующих систем:

  • Дыхательной.
  • Артикуляционной.
  • Мышечной (учиться расслабляться).
  • Голосовой.
  • Развитие чувства ритмики.

Видите, какую большую работу нужно проделать? Об однообразии и речи нет! Ну а теперь, когда ясно, что заинтересовать ребёнка можно, о сути каждой методики.

Дыхательная гимнастика

Вообще, дыхательная методика — штука очень полезная. Она помогает не только при заикании, но и ускоряет процесс становления речи. Самой распространённой является зарядка Стрельниковой. Суть заключается в том, чтобы при различных физических действиях малыш вдыхал и выдыхал по правилам. Тут довольно много манипуляций, направленных и на расслабление, и на умение контролировать дыхание, и на развитие речевых способностей.

Кроме такой масштабной методики могу предложить варианты попроще, но эффективность их от этого не снижается.

  • Пусть кроха ляжет на спинку. Положите ему на животик мягкую игрушку. Теперь нужно сделать вдох, надув живот. Игрушка поднимется вверх. После этого следует выдох, плавный со звуком «пффф». При этом соблюдать дыхание ровное и спокойное.
  • Дуем ватные шарики. Сделайте из ваты небольшие комочки, и дуйте вместе с малышом. Сначала манипуляцию можно проделывать на гладком столе. А потом усложнить задачу: постелить махровое полотенце. Кусочки ваты будут цепляться за ворсинки. Тем самым у крохи будет появляться спортивный интерес, он будет набирать больше воздуха, и дуть дольше.
  • А мыльные пузыри! Ну какой ребёнок их не любит пускать? И весело, и полезно одновременно!
  • Через соломинку можно дуть в воду. Представляете, сколько восторга это доставит карапузу?

Скажите, а вы знаете ещё подобные примеры? Поделитесь? Ну а я пока расскажу про артикуляцию!

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика при заикании признана одной из самых эффективных. Ещё бы! Ведь тут тренируются мышцы артикуляционного аппарата! Смотрите сами:

  • Надуваем щёки, спускаем. Теперь надуваем каждую щёку в отдельности.
  • Хлопаем губками друг об друга, как рыбки.
  • Язычком надавливаем то на одну, то на другую щёку поочерёдно.
  • Надуть щёки и закрыть ротик. Теперь ударяем по щёчкам кулачками, чтобы воздух выходил с шумом.
  • Вообразим, что язычок, это зубная щётка! Попросите малыша почистить языком зубки при закрытом ротике.
  • Покусать верхнюю, потом нижнюю губу.

Кроме этого можно просить дитя при открытом ротике покашлять несколько раз или позевать. Главное, соблюдайте системность! И не забывайте про комплексность.

Мышечная гимнастика

Замечали, как говорит малыш, начинающий заикаться? Речь прерывиста, воздуха не хватает сказать порой даже слова. И при всём этом начинают напрягаться его мышцы, любые: лица, шеи, плеч... Причём неважна причина заболевания.

Что же, нужно учиться расслабляться. Попросите дитя напрячь любую часть тела, например, сжать сильно кулачки на 5 секунд. Теперь попросите максимально расслабиться. То же самое проделайте с другой частью тела.

Голосовая гимнастика

А теперь учимся говорить громко и уверенно. На время упражнений просите кроху держать головку прямо и смотреть прямо в ваши глаза. Ведь это так важно в разговоре! Зрительный контакт. Когда дитя привыкнет, он не будет чувствовать скованности и стесняться.

Устройте небольшой спектакль только для членов семьи. Потом можно пригласить друзей, которых кроха хорошо знает. Такой метод помогает научиться не бояться говорить громко и открыто на публику.

Наряду с этим применяйте другие нехитрые действия:

  • Пение гласных: АОИЕ, любые другие комбинации. При этом регулировать громкость: громко, тихо, громко, теперь всё тише и тише.
  • Распевание тех же гласных только менять не громкость, а интонацию: сердито, ласково, грустно, весело.
  • Воображаемый мячик бьётся об пол со звуком МО, об стену со звуком МЭ и так далее.

И напоследок отрегулируем чувство такта в речи.

Ритмическая гимнастика

Помню, в 5 классе я начала посещать школьные уроки танцев. Там отбирали по таком принципу: учитель ключом настукивала мелодию, а мы должны были повторить. Вот что-то подобное делаем и при лечении заикания.

Начинаем с простого. Стукните 2 раза, потом ещё 2. Пусть дитя повторит. Теперь усложняем задачу: стукните 2, потом 3 раза.

Вместо звуков можно хлопать ладошками под стихи. Например: «ЗАЙку БРОсиЛА ХОзяйка...». берите простые и легко запоминаемые стишки. Да, ещё специалисты советуют распевать народные песенки или потешки.

При постоянном и кропотливом труде, подобные логопедические тренировки дадут отличный результат. Дорогие взрослые, именно от нашего настроя зависит здоровье малыша! Верьте и всё получится!

А теперь расскажите вы, как приходится избавляться от недуга? Какие игровые упражнения знаете? Оставляйте комментарии и становитесь подписчиками блога. До новых встреч. Пока!