Федеральный закон 173 трудовых пенсиях. ФЗ о трудовых пенсиях в РФ с изменениями — последняя редакция закона

Российское законодательство содержит массу нормативных актов, регулирующих методы и порядок социальной защиты граждан. На двух таких документах, а конкретнее на ФЗ РФ, регламентирующих порядок выплат и начислений по трудовым и страховым пенсиям, предлагаем сегодня остановиться более подробно.

Федеральный закон о трудовых пенсиях в Российской Федерации

Долгое время в России активно использовался исключительно ФЗ РФ о трудовых пенсиях в Российской Федерации от 17.12.2011 173-ФЗ. Закон регламентировал порядок пенсионных начислений, пенсионный возраст и прочие важные моменты для государственного обеспечения относительно беззаботной старости.

В 2013 году пенсионная система России и всех ее федеративных регионов претерпела существенных изменений, и уже с января 2015 года ФЗ No173, регламентирующий порядок внесения трудового стажа и соответствующих начислений, используется только в крайних вариациях. Его, почти полностью, заменил новый законопроект: ФЗ РФ 400, регламентирующий порядок страховых пенсий, принятый в декабре 2013.

Новый правительственный проект полностью сменил понятия: если ранее для пенсионных начислений государственные органы руководствовались исключительно трудовым стажем, то уже сегодня он не имеет такого значения, теперь учитывается страховой, т.е. периоды, когда гражданин РФ делал взносы в ПФР (учитываются страховые отчисления). Предлагаем углубиться в основные тезисы и понятия.

Закон 400-РФ о трудовых пенсиях в РФ в последней редакции с комментариями

В настоящем ФЗ РФ, регулирующего порядок трудовых начислений установлены:

  1. Общие положения и понятия.
  2. Виды пенсионных начислений:
    по старости;
    по инвалидности;
    по утере кормильца.
  3. Основное толкование понятия «страховой стаж».
  4. Порядок пенсионных начислений, согласно этому значению.
  5. Размеры и формулы начислений.
  6. Право на досрочный выход на пенсию.
  7. Доставка выплат, порядок выхода на пенсию по страховому стажу и прочие моменты.

По сути, этот Федеральный Закон во многом повторяет предыдущий законопроект (о трудовых начислениях), однако комментарии к каждой его статье поясняют основную разницу, и дают понимание их полного различия. Самые важные тезисы закреплены в части настоящего ФЗ, регламентирующего порядок учета (внесения) страхового стажа. В частности, к таковому, помимо рабочего времени с учетом неизменных взносов в ПФ РФ, относят такой список:


  • прохождение воинской или приравненной к ней службы;
  • выплаты пособий по временной нетрудоспособности;
  • уход за каждым рожденным или усыновленным ребенком (здесь уточняется: этот период в общем обсчете не должен превышать 6 лет);
  • периоды, которые гражданин числился в службе занятости населения;
  • периоды, в которые граждане находились под стражей либо отбывали наказание, но при условии их дальнейшей реабилитации;
  • периоды ухода за гражданином старше 80 лет, либо за инвалидом 1 группы, в т.ч. учитывается время ухода за ребенком инвалидом;
  • периоды, в которые семья военного контрактника не имела возможности трудоустроиться и с условием, что в это время пребывала вместе с ним по месту его службы;
  • время дипломатической работы за рубежами РФ (максимально – 5 лет).

В положении Федерального Закона указано, что все эти периоды учитываются для обеспечения государственными страховыми пенсиями граждан только если до и после них соответственное лицо регулярно делало (без удержания) страховые перечисления в ПФР. Ознакомиться с полным текстом настоящего законопроекта или скачать его онлайн с дополнениями и комментариями можно на профильных ресурсах, например, на портале Консультант Плюс.

Кстати, найти закон о страховых пенсиях в РФ 2017, действующий, с комментариями, можно в следующей статье .

173 ФЗ последние изменения на сегодня и комментарии

Настоящий закон 173 РФ о трудовых пенсиях в РФ в последней редакции с начала 2015 года (конкретнее с января) уже не применяется. Исключение — глава номер два, пункты и подпункты регламентирующие порядок пенсионных начислений (в данном варианте трудовых) для дальнейшей возможности определить страховой стаж, но только по части, которая не входит в противоречия с ФЗ РФ No400.

Данный закон (ФЗ №173) разделяет трудовую пенсию на две части: накопительную и страховую. Первую часть граждане собирают самостоятельно на собственном счете, вторую — гарантирует государство, поэтому для нее важен стаж. В новой редакции также имеются сведения об уменьшении надбавки для работающих пенсионеров, но коснуться они только тех из них, кто имеет среднегодовой доход более 1 млн. рублей.

Закон о трудовых пенсиях регулирует порядок получения пенсионного обеспечения специальной категории граждан. В данной статье пойдет речь о ФЗ N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г., а также о некоторых других законах в области пенсионного обеспечения.

Важно! Необходимо сразу отметить, что Федеральный закон N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, начиная с 01 января 2015 года. Исключением являются нормы, регулирующие исчисление размера трудовых пенсий и те, которые применяются для определения размеров страховых пенсий.

Скачать Федеральный закон о трудовых пенсиях с последними изменениями

В законе идет речь о работниках, которые уже достигли пенсионного возраста и имеют предусмотренный законом стаж трудовой деятельности. Также закон устанавливает виды пенсии и категории граждан, которые могут их получать.

Кроме того, законом о трудовых пенсиях регулировались вопросы:

  • условий получения пенсионного обеспечения и порядок его начисления и доставки;
  • порядок расчета отчислений из пенсионных выплат;
  • порядок расчета непосредственно пенсионных сумм.

Закон о трудовых пенсиях - структура нормативного акта

Документ состоит из 7 глав и 32 статей:
Глава I. Общие положения

  • Статья 1. Законодательство Российской Федерации о трудовых пенсиях
  • Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе
  • Статья 3. Лица, имеющие право на трудовую пенсию
  • Статья 4. Право на выбор пенсии
  • Статья 5. Виды трудовых пенсий
  • Статья 6. Финансовое обеспечение выплаты трудовых пенсий (частей трудовой пенсии по старости)

Глава II. Условия назначения трудовых пенсий

  • Статья 7. Условия назначения трудовой пенсии по старости
  • Статья 8. Условия назначения трудовой пенсии по инвалидности
  • Статья 9. Условия назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца

Глава III. Страховой стаж

  • Статья 10. Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж
  • Статья 11. Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж
  • Статья 12. Порядок исчисления страхового стажа
  • Статья 13. Правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа

Глава IV. Размеры трудовых пенсий

  • Статья 14. Размеры трудовых пенсий по старости
  • Статья 15. Размеры трудовой пенсии по инвалидности
  • Статья 16. Размеры трудовой пенсии по случаю потери кормильца
  • Статья 17. Определение, перерасчет, индексация и корректировка размеров трудовых пенсий
  • Статья 17.1. Доля страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемая к пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим
  • Статья 17.2. Доля страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемая к пенсии за выслугу лет гражданам из числа работников летно-испытательного состава

Глава V. Назначение, перерасчет размеров, выплата и доставка трудовых пенсий

  • Статья 18. Порядок назначения, перерасчета размеров, выплаты и доставки трудовых пенсий
  • Статья 19. Сроки назначения трудовой пенсии
  • Статья 20. Сроки перерасчета размера трудовой пенсии
  • Статья 21. Приостановление и возобновление выплаты трудовой пенсии
  • Статья 22. Прекращение и восстановление выплаты трудовой пенсии
  • Статья 23. Сроки выплаты и доставки трудовой пенсии
  • Статья 24. Выплата трудовой пенсии лицам, выезжающим на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации
  • Статья 25. Ответственность за достоверность сведений, необходимых для установления и выплаты трудовой пенсии
  • Статья 26. Удержания из трудовой пенсии

Глава VI. Порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных прав

  • Статья 27. Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии
  • Статья 27.1. Досрочное назначение трудовой пенсии гражданам из числа работников летно-испытательного состава
  • Статья 28. Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан
  • Статья 28.1. Суммирование стажа на соответствующих видах работ и снижение возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
  • Статья 29. Перерасчет размеров трудовых пенсий по документам пенсионного дела
  • Статья 29.1. Сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости)
  • Статья 30. Оценка пенсионных прав застрахованных лиц
  • Статья 30.1. Валоризация величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного при оценке его пенсионных прав
  • Статья 30.2. Определение размера трудовой пенсии с учетом суммы валоризации
  • Статья 30.3. Перерасчет размера трудовой пенсии в связи с изменением величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного при оценке пенсионных прав застрахованных лиц, и (или) изменением суммы валоризации

Глава VII. Порядок введения в действие настоящего Федерального закона

  • Статья 31. Вступление в силу настоящего Федерального закона
  • Статья 32. Введение в действие установленного настоящим Федеральным законом ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии

Важно! Положения закона о трудовых пенсиях утратили свою силу после внесения изменения в законодательство. Например, после вступления в силу норм закона о страховых пенсиях, нормы обсуждаемого закона действуют только в той части, которая не противоречит данному нововведению.

Изменения в пенсионном законодательстве

В 2004 году Верховным судом было принято определение, согласно которому каждый гражданин РФ вправе рассчитывать на то, что пенсия будет назначаться в соответствии с нормами законодательства, которое действовало в период трудовой деятельности. То есть, если гражданин застал все пенсионные реформы, проходящие с 1990 по 2015 год, то назначение пенсии будет происходить на основании всех трех законов.

С пенсионной реформой 2015 года в силу вступили сразу два новых федеральных закона - О страховых пенсиях и накопительных пенсиях, соответственно, Закон о трудовых пенсиях, в большей своей части, перестал действовать.

Федеральный закон № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»

Закон о страховых пенсиях был принят в связи с необходимостью создания соответствующей базы для каждого вида пенсии. Главное изменение коснулось условий назначения страховых пенсий по старости, где произошли существенные изменения:

  • вместо ранее необходимых 5 лет стажа введена ежегодная система увеличивающегося продолжительного стажа от 6 (2015 год) до 15 лет (2024 год);
  • появилось понятие - фиксированная выплата вместо ранее имеющегося «фиксированный базовый размер»;
  • появилось влияние индивидуального пенсионного коэффициента, величина которого должна быть не менее 30 на конец переходного периода.

Также закон о страховых пенсиях предусматривает повышение фиксированной выплаты в случае, когда гражданин не выходит на пенсию добровольно, когда она ему уже положена.

Федеральный закон № 424-ФЗ «О накопительной пенсии»

Накопительная пенсия - это ежемесячная денежная выплата, исчисленная исходя из средств в специальной части лицевого счета застрахованных лиц. Согласно статьи 4 данного закона, право на накопительную пенсию имеют граждане, у которых на специальной части лицевого счета хранится сумма, равная, как минимум, 5% от суммы размера страховой пенсии на основном лицевом счете. В том случае, если у лица на накопительном счете присутствует сумма менее 5% от размера страховой пенсии, гражданин вправе получить всю эту сумму целиком (единовременно).

Законодательный документ устанавливает, что размер накопительной пенсии может быть увеличен с помощью дополнительных взносов и взносов по инициативе работодателя, доплат материнского капитала, а также по программе софинансирования пенсии.

3 октября 2018 года Владимир Путин подписал о повышении пенсионного возраста в России, который был принят Госдумой 27 сентября в окончательном виде с учетом рекомендованных поправок. Основным из является увеличение возраста выхода на пенсию для россиян на 5 лет - то есть с 60 до 65 лет для мужчин и с 55 до 60 лет для женщин . Переход к новым значениям предлагается осуществлять постепенно, начав его уже с 1 января 2019 года .

Увеличение возраста выхода на пенсию будет происходить ежегодно на 1 год за исключением тех россиян, которые достигнут старого пенсионного возраста (60 / 55 лет) в ближайшие 2 года - в 2019 и 2020 году . Для них в целях смягчения последствий реформы новый пенсионный возраст (например, в 2019 году срок выхода на пенсию для женщин и мужчин увеличится всего на 6 месяцев вместо 1 года).

С текстом закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ о повышении пенсионного возраста, который уже был подписан Президентом и официально опубликован, можно ознакомиться ниже. Основные положения новой реформы вступают в силу с 1 января 2019 года .

Стоит отметить, что рассмотрение законопроекта вызвало оживленные дебаты среди депутатов Государственной Думы, однако во всех чтениях документ был принят большинством голосов (прежде всего, благодаря поддержке фракции «Единая Россия», которая обладает парламентским большинством).

Изменения в пенсионном законодательстве с 2019 года

Новый закон о пенсиях с 2019 года содержит корректировки пенсионного возраста для будущих получателей следующих видов пенсий:

Предусмотренные законом изменения внедряются с 1 января 2019 года с переходным периодом, в течение которого значение возраста выхода на пенсию будет поэтапно изменяться до достижения установленной законом величины. Однако для госслужащих корректировки будут введены на год позже - с 2020 года , так как для них этот процесс уже идет несколько лет - с 1 января 2017 года согласно аналогичному закону № 143-ФЗ от 23.05.2016 г. (т.е. госслужащим в принятый с 2017 года график изменения пенсионного возраста новым законом , начиная с 2020 года).

Стоит отметить, что все предложенные изменения в пенсионном законодательстве с 2019 года не коснутся тех граждан России, которые уже получают пенсию - новые меры направлены только на продление «периода трудоспособности» для будущих пенсионеров, которые должны достигнуть пенсионного возраста с 2019 года.

Выход на страховую пенсию по старости с 2019 года

С 1 января 2019 года будут скорректированы сроки выхода на . Изначально Правительством по новому закону с учетом переходных положений планировалось установить новый возраст выхода на пенсию - для мужчин 65 лет, для женщин 63 года . Однако по предложению Президента возраст для женщин был снижен до 60 лет , т.е. в итоге увеличение для мужчин и женщин будет одинаковым - на 5 лет.

И это повышение будет происходить поэтапно - с ежегодным увеличением на 1 год (а с учетом принятых президентских поправок - кроме первых двух лет действия нового закона: 2019 и 2020 гг.) до достижения в 2023 году окончательных норм, установленных новым законом для мужчин и женщин (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин).

Для определения года назначения пенсии по старости по новому закону можно воспользоваться данными, представленными в таблице:

Таблица - Выход на пенсию с 2019 года по годам

Год выхода на пенсию по старости по нынешнему закону (в возрасте 55/60 лет) Пенсионный возраст по новому закону с 01.01.2019 г. Год выхода на пенсию по новому закону
Женщины Мужчины
I полугодие 2019 55 + 0.5 60 + 0.5 II полугодие 2019
II полугодие 2019 55 + 0.5 60 + 0.5 I полугодие 2020
I полугодие 2020 55 + 1.5 60 + 1.5 II полугодие 2021
II полугодие 2020 55 + 1.5 60 + 1.5 I полугодие 2022
2021 55 + 3 60 + 3 2024
2022 55 + 4 60 + 4 2026
2023 и следующие года 55 + 5 60 + 5 2028 и т.д.

Примечание: Таблица уже скорректирована с учетом окончательного содержания о повышении пенсионного возраста, принятого Госдумой в третьем чтении на заседании 27.09.2018 г. и подписанного Президентом 03.10.2018 г.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  • Изменения по новому закону будут касаться всех граждан РФ, которые должны были выйти на пенсию по старости начиная с 01.01.2019 г. - то есть женщин, начиная с 1964 года рождения, и мужчин с 1959 года .
  • В течение 5 лет для женщин и мужчин будет действовать так называемый «переходный период», в рамках которого пенсионный возраст будет ежегодно увеличиваться на 1 год (кроме первых двух лет переходного периода, когда на пенсию можно будет выйти на полгода раньше).
  • Для женщин с 1968 и мужчин 1963 года будут установлены уже окончательные значения - 60 и 65 лет . Соответственно, они первыми в России выйдут на пенсию позже на все принятые Госдумой 5 лет разницы - в 2028 году вместо 2023-го по старому закону (см. таблицу выше).

Однако новым законом предусмотрена возможность снижения величины пенсионного возраста на 24 месяца . Такое снижение устанавливается при наличии 37-летнего стажа у женщин (при условии достижения 55 лет) и 42-летнего стажа для мужчин (достигших 60 лет).

Льготные пенсии для учителей, медработников, творческих работников с 2019 года

По старому закону учителям и медработникам для досрочного выхода на пенсию по старости требовалось иметь стаж работы 25-30 лет (в зависимости от места работы). Согласно новому закону, право на досрочное назначение пенсии при наличии такого стажа сохраняется, но срок выхода переносится на 5 лет после приобретения необходимого количества лет стажа . При этом предусматривается поэтапное увеличение срока назначения (ежегодно на 1 год, кроме первых двух лет с предусмотренным льготным выходом на пенсию) в период с 2019 по 2023 год до достижения требуемого значения в 5 лет.

Сроки назначения досрочной страховой пенсии для педагогов и врачей по годам указаны в таблице:

Таким образом, с 01.01.2019 г. выйти на досрочную страховую пенсию и после получения необходимого стажа можно будет только через установленное законом количество лет: от 0,5 до 4 лет в период с 2019 по 2022 года и через 5 лет, начиная с 2023 года. Также для этих категорий работников сохраняется возможность выхода на пенсию по новым общеустановленным значениям пенсионного возраста - при достижении 60 или 65 лет .

Для работников творческой деятельности (в театрах и театрально-зрелищных организациях) по старому закону предусматривалась возможность досрочного выхода в зависимости от характера работы в возрасте 50-55 лет при наличии стажа работы 15-30 лет. Новый закон о пенсиях с 2019 года также устанавливает новый пенсионный возраст для таких работников - 55-60 лет при прежних требованиях к стажу. Увеличение будет также происходить ежегодно на 1 год, пока не установится значение, предусмотренное новым законом (см. аналогичные примеры в таблицах выше).

Повышение пенсионного возраста для работников Крайнего Севера

До конца 2018 года для работающих в районах Крайнего Севера (РКС) и приравненных к ним местностям (МКС) законодательством устанавливается возраст возникновения права на - соответственно 50 и 55 лет для женщин и мужчин . К сожалению, в результате пенсионной реформы для северян также будут предусмотрены изменения пенсионного возраста - соответственно до 55 и 60 лет .

Такие меры в Правительстве объясняют изменившейся обстановкой в северных регионах страны: развивается инфраструктура, повышается продолжительность жизни россиян и улучшаются условия жизни.

До установления новых величин для работников РКС и МКС также предусматривается переходный период : с 2019 по 2023 год для мужчин и женщин. В ходе него нормативный возраст будет ежегодно увеличиваться на 1 год, пока не установится в размере 55 и 60 лет (кроме 2019 и 2020 гг., когда еще будут действовать «льготные» условия выхода на пенсию).

Необходимо отметить, что изменения правил назначения северных пенсий работающих в тяжелых и вредных условиях труда (подземные работы, горячие цеха, металлургическая, химическая, нефтехимическая промышленность и т.д.).

Выход на пенсию госслужащих с 2019 года

Изменения в пенсионном законодательстве затронут также . Для них пенсионный возраст уже и так повышается с 1 января 2017 года , но ранее принятым законом было предусмотрено повышение величины до 63 и 65 лет ежегодно с шагом в полгода. Согласно новому закону , возраст выхода на пенсию для госслужащих будет увеличиваться с 01.01.2020 года в таком же темпе, как и для остальных граждан - ежегодно на 1 год .

Изменение для государственных служащих будет происходить по новому графику, представленному в таблице:

Год выхода госслужащих на пенсию по старому закону Возраст выхода на пенсию по новому закону Год выхода госслужащих на пенсию по новому закону
Женщины Мужчины
2017 55 + 0,5 60 + 0,5 2017-2018
2018 55 + 1 60 + 1 2019
2019 55 +1,5 60 + 1,5 2020-2021
2020 55 + 2 60 + 2 2022
2021 55 + 3 60 + 3 2024
2022 55 + 4 60 + 4 2026
2023 55 + 5 60 + 5 2028
2024 55 + 6 2030
2025 55 + 7 2032
2026 и далее 55 + 8 2034

Таким образом, предусмотренные старым законом правила изменения возраста выхода на пенсию госслужащих будут скорректированы. Переходный период, в течение которого будет происходить постепенное повышение пенсионного возраста, будет уменьшен для женщин на 6 лет (до 2026 года вместо прежнего 2032), для мужчин - на 3 года (до 2023 вместо 2026). То есть повышение будет происходить быстрее .

Социальные пенсии с 2019 года

Помимо уже рассмотренных выше , пенсионной реформой с 2019 года предусматривается ряд изменений, касающихся условий назначения , в частности социальных пенсий по старости , предназначенных для лиц, которые не наработали необходимого .

До 2019 года были положены лицам, достигшим возраста 65 лет мужчины и 60 лет женщины (т.е. на 5 лет позже общеустановленного на 2018 год пенсионного возраста 60/55 лет). По новому закону такое право будет возникать только при достижении 70 и 65 лет (т.е. также с увеличением на 5 лет относительно нового возраста 65/60 лет).

При этом для социальных пенсий законом также предусматриваются переходные положения, которые устанавливают поэтапное повышение пенсионного возраста, начиная с 1 января 2019 года (а в 2019 и 2020 гг. будут действовать льготные условия выхода на пенсию, согласно , которые были предложены Президентом).

Все предусмотренные законом новые величины пенсионного возраста для получения социальных пенсий для мужчин и женщин (соответственно 70 и 65 лет) будут окончательно установлены с 2023 года.

Кого не коснется повышение пенсионного возраста в России?

В первую очередь, предусмотренные законом изменения с 2019 года не коснутся тех, кто уже на пенсии - все пенсионеры продолжат по-прежнему получать все уже назначенные им выплаты в соответствии с приобретенными ранее правами и льготами.

Кроме того, принятый закон не предусматривает увеличение пенсионного возраста для отдельных категорий граждан:

  1. Занятые на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, а именно:
    • работники, в пользу которых работодатель уплачивает страховые взносы по соответствующим тарифам, которые были определены в результате специальной оценки условий труда;
    • летчики гражданской авиации, инженерно-технический состав по обслуживанию воздушных судов;
    • летно-испытательный состав, занятый в испытаниях авиационной и другой техники;
    • рабочие локомотивных бригад, работники, осуществляющие организацию перевозок и обеспечивающие безопасность движения на ж/д транспорте, в метрополитене;
    • машинисты строительной, дорожной, погрузочно-разгрузочной техники;
    • трактористы-машинисты, работающие в сельском хозяйстве и других сферах;
    • рабочие на лесозаготовках, лесосплаве, а также занимающиеся обслуживанием механизмов и оборудования;
    • водители грузового транспорта в рудниках, картерах, шахтах и проч.;
    • на подземных либо открытых горных работах, в горноспасательных частях, в добыче сланцев, угля, руды и прочих полезных ископаемых;
    • в строительстве шахт и рудников;
    • в геологоразведочных, поисковых, топографических отрядах и экспедициях, на изыскательных и других работах;
    • в плавсоставе морского, речного флота, в рыбной промышленности;
    • водители пассажирского транспорта на регулярных городских маршрутах (автобусов, троллейбусов, трамваев);
    • спасатели в аварийно-спасательных службах;
    • работающие с осужденными в организациях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;
    • женщины, работающие в текстильной промышленности с тяжестями в условиях повышенной интенсивности и другие.
  2. Граждане, которым пенсия полагается по состоянию здоровья либо социальным мотивам:
    • одному из родителей либо опекунам , воспитавшим их до достижения 8 лет;
    • инвалидам 1 группы по зрению;
    • женщинам, родившим 5 и более детей и воспитавшим их до достижения 8 лет;
    • женщинам, родившим 2 и более детей и имеющим установленный стаж работы в районах Крайнего Севера и районам, приравненным к ним и другие.
  3. Лица, которые пострадали в результате техногенных или радиационных катастроф (на Чернобыльской АЭС, химкомбинате «Маяк», Семипалатинском полигоне и т.д.).

Полный подробный перечень лиц, которых не коснется запланированное Правительством повышение пенсионного возраста с 2019 года, приводится в (формат файла PDF), подготовленном специалистами Пенсионного фонда РФ.

Трудовая пенсия — это важнейший элемент социального обеспечения, действующий в РФ. Поэтому его регламентирует целое пенсионное законодательство, состоящее из разных законных, подзаконных актов. Входит сюда и государственный Закон ФЗ 173 указывающим, что такое трудовая пенсия, его последняя редакция, изменения к ней. Но этот некогда обширный российский документ (дата вступления в силу 2001 год, декабрь), сила которого распространялась на большинство вопросов в сфере, сейчас является тенью самого себя.

Так как с 2015 г. действует Закон РФ №400-ФЗ, который указал, что ФЗ 173, его последняя редакция больше не используется, то есть трудовая пенсия, все отношения, связанные с ней, регулируется другими законами, но за исключением норм, указывающих порядок исчисления таких выплат.

173 ФЗ о трудовых пенсиях в Российской Федерации – основные положения

Задать вопрос юристу

По любым вопросам обращайтесь к нашим юристам через данную форму!

(о валютном регулировании и валютном контроле) в отношении трудовых пенсий не применяется.

Исключением являются нормы, которые :

  • Регулируют начисление размера трудовых пенсий;
  • Применяются для определения размера , которые не противоречат текущему законодательству.

ФЗ-173 был принят, а затем одобрен Государственной думой 17 декабря 2001 года. Последние изменения в редакцию вносились 4 июня 2014 года. Содержит 7 глав и 32 статьи.

Закон описывает порядок выплаты и устанавливает размер трудовой пенсии. Возможны изменения условия и норм по начислению пенсии, включая порядок выплаты путем внесения дополнений и поправок в действующее законодательство.

Иногда правила международного договора могут не соответствовать ФЗ-173. В этом случае действуют условия и порядок начисления пенсий, указанные в международном договоре РФ.

В ФЗ-173 обозначены следующие аспекты :

  • Порядок предоставления прав гражданам РФ к начисленным трудовым пенсиям (больше о законе о гражданстве РФ );
  • Указания конкретных действий для некоторых групп лиц согласно закону «О трудовых пенсиях» в Российской Федерации.

Денежные средства выплачиваются из государственного пенсионного фонда согласно ФЗ-173: местных бюджетов и средств организаций. Порядок выплаты регулируется специальными нормами закона совета государственной власти, а также актами организаций и органами местного самоуправления.

Скачать

Трудовая пенсия — это компенсация в денежном эквиваленте. Предоставляется застрахованным физическим лицам, которые трудоустроены по закону. Может начисляться в виде иных вознаграждений в случае утраты трудоспособности по ФЗ-173: инвалидности или старости. Нетрудоспособным членам семьи предоставляется в виде заработной платы или иных начислений. Размер определяется в соответствии с правилами и нормами, которые установлены в действующем 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» в РФ. Чтобы скачать закон с изменениями и дополнениями, нажмите .

Последние изменения, внесенные в закон «О трудовых пенсиях в РФ» — 173-ФЗ

В ФЗ-173 «О трудовых пенсиях» были внесены изменения 4 июня 2014 года (изучите и ). Теперь, чтобы рассчитать размер пенсии, применяется новая формула на основе изменения закона. Каждый гражданин может пользоваться как пенсионным, так и страховым обеспечением. Также каждый год индексируются пенсионные выплаты. Ниже рассмотрены следующие статьи:

Ст 1 п 1

Денежная компенсация или трудовая пенсия выплачивается на основании действующего ФЗ-173. Также статья описывает, что изменения условий, норм и порядок выплаты осуществляется только с учетом дополнений или поправок статьи. Но в последней редакции никаких изменений не было.

Статья 9

В этой статье ФЗ-173 говорится о том, что граждане имеют право на трудовую пенсию, если был потерян кормилец. Но только в случае, если в семье остались нетрудоспособные лица, которые состоят на иждивении. Если один из членов семьи есть в списке пункта 2 текущей статьи закона, то указанная сумма перечисляется вне зависимости от того, находились ли члены семьи на иждивении или нет. Если кормилец пропал без вести, то применяется порядок, аналогично используемый при потере кормильца согласно ФЗ-173. Начисляется денежная компенсация. Изменения в последней редакции не вносились.

Описывает, какие периоды засчитываются дополнительно в страховой стаж. К примеру:

  • Время прохождения военной службы или другой равной по действующему законодательству деятельности;
  • Время, в течение которого выплачивается пособие по социальному страхованию или больничному листу.

28 ст 173 ФЗ

В статье закона перечисляются отдельные категории граждан, которые имеют право получить досрочную пенсию:

  • Женщины, которые родили двоих и более детей и достигли возраста — 50 лет;
  • Людям с ограниченными способностями, если травма была получена в период несения военной службы;
  • Слабовидящим людям с первой группой инвалидности;
  • Мужчинам, чей возраст 55 лет и женщинам — 50 лет, если они работают в обычных климатических условиях;
  • Мужчинам, чей возраст 50 лет и женщинам — 45 лет, если они работают в районах Крайнего севера или в приравненных к ним регионах.

В Российской Федерации пенсия каждого человека формируется в соответствии с текущим ФЗ-173. Есть страховая и накопительная часть пенсии для пенсионеров или нетрудоспособных граждан. Под первой понимаются денежные средства, которые были накоплены жителем РФ самостоятельно.

Для этого в соответствии с законом открывается специальный счет. Чтобы узнать подробные аспекты ФЗ-173, скачайте его .