Натуральные и синтетические парфюмы. Натуральные духи

Парфюм - это неотъемлемая часть твоего ежедневного образа. Любимый аромат может многое сказать о человеке. Но из чего состоит парфюмерная композиция на твоем туалетном столике? Начинаем разбираться! И сегодня Андрей Зирка, эксперт селективной парфюмерии Scent Bibliotheque, «Л"Этуаль», расскажет все о синтетических нотах:

Многие читатели знакомы с произведением Патрика Зюскинда «Парфюмер» . Помнишь, каким образом главный герой Жан-Батист Гренуй добывал запах тела местных красавиц? Сегодня, конечно, массовые убийства не используются в индустрии ароматов. Получить необычные композиции стало возможным благодаря достижениям синтетической парфюмерии. В чем главные различия синтетики и натуральных нот? Давай разбираться.

История

Наверняка даже не сведущему в парфюмерии человеку известен культовый аромат Chanel № 5. Принято считать, что впервые синтетические ноты были использованы при его создании.

На самом деле это не так. Первые синтетические вещества в парфюмерии применил Эме Герлен в женском аромате Jicky Guerlain, выпущенном в 1889 году. Герлен использовал такие химические компоненты, как ванилин и кумарин, сочетание которых позволило воссоздать запах свежескошенного сена. Но эксперимент Герлена не был принят, а синтетические ноты широкая аудитория парфюмерного сообщества обвинила в грубости.

И вот Эрнест Бо в 1921 году представляет миру аромат Chanel № 5, в котором главная роль досталась альдегидам. Альдегиды - еще одно достижение синтетической парфюмерии. Это был второй шанс для синтетических нот, который неожиданно обернулся мировой славой. И если до середины XX века натуральные составляющие в композиции занимали 80% в противовес искусственным, то сегодня это соотношение изменилось с точностью до наоборот.

Синтетические ноты позволили удешевить производство парфюмерии, сделав ее доступной для большинства. Купить духи, содержащие натуральное эфирное масло розы или жасмина, может не каждый. Для получения 1 мл необходимы сотни цветков розы. Килограмм розового масла будет стоит около 5 тысяч евро. Из этих сотен веществ и складывается легендарный парфюмерный аромат розы, богатый нюансами и непредсказуемо изменяющийся во времени. С другой стороны, даже самый дорогой синтетический заменитель (аналог) может состоять максимум из 40 разных веществ (молекул), собранных учеными-химиками в одну смесь.

Но есть еще одно отличие. Лично для себя я выделяю его среди всех. Когда аромат наносится на кожу, он впитывается, мгновенно попадает в кровеносную систему и разносится по телу . И теперь самое главное: органические компоненты участвуют в обмене веществ в организме, а синтетические не участвуют, и организм стремится их вывести как можно скорее.

Поэтому основная разница в том, что натуральные духи сливаются с носящим их человеком, приобретается особый «любовный» контакт с ароматом. Вот почему на разных людях натуральные духи раскрываются по-разному.

Но также крайне важно отметить, что растущие масштабы парфюмерной индустрии требуют соответствующих объемов природных ресурсов, которых попросту не хватило бы, если бы не было искусственных заменителей. Синтетические вещества никогда не дадут непредсказуемый эффект, как в случае с эфирным маслом розы, на запах которого влияет множество факторов. Контролировать качество розового масла очень сложно, поэтому аромат масел, произведенных в разные сезоны, может сильно различаться.

Некоторые натуральные ингредиенты сегодня запрещено добывать. В частности, мускус , ради которого раньше массово истреблялся олень кабарга. Сегодня же доступны многие синтетические компоненты, позволившие защитить это животное.

Среди натуральных веществ нередко встречаются те, которые способны вызывать аллергическую реакцию, а их использование разрешается лишь в пределах допустимых норм, что создает границы для творчества парфюмеров . Таким ингредиентом стал дубовый мох, на применение которого наложила запрет Международная парфюмерная ассоциация (IFRA).

Без синтетических нот не было бы возможным наслаждаться ароматом фиалки и ландыша . Дело в том, что, несмотря на свое восхитительное благоухание, эти цветы очень бедны на эфирные масла. По этой причине ландыш и фиалку в парфюмерии заменили синтетические ноты. Однако существуют растительные компоненты, аромат которых очень сложно воспроизвести искусственными методами. Это прежде всего пачули и кедр.

Поначалу синтетические ноты были лишь аналогами растительных и животных компонентов. Так, молекула Hedione стала аналогом дорогого жасминового абсолюта в аромате Shanghai Tang, при этом она обладает более широким ароматическим спектром, чем жасмин.

Синтетический мускус Galaxolide прекрасно вписался в Bond № 9. Сегодня синтетические ноты используют не только в качестве аналога растительного и животного сырья, но и для создания новых запахов. Так создаются гурманские ароматы, благоухающие сладкой карамелью и пралине, которые воспроизвели с помощью химических соединений - мальтола и тиазола. Молекула Calone позволила создать запах морской свежести в парфюмерии.

Конечно же, знакомясь с пирамидой аромата, мы видим набор вполне знакомых слов: сандал, ваниль, амбра. Ведь, если среднестатистический покупатель столкнется с указанием реальных компонентов, воссоздающих запах этих веществ, он просто ничего не поймет. Кроме того, поэтичное описание композиции, где сладкие нюансы карамели сплетаются с тающей нежностью пралине, вызовет у него больше приятных ассоциаций, чем сухой и лаконичный состав: пиразин, мальтол, тиазол.

Синтетические ноты вывели парфюмерную индустрию на новый уровень. Сегодня уже никого не удивишь гурманскими или морскими ароматами, которые когда-то произвели революцию. Их место занимают по-настоящему нестандартные композиции, в которых представлены самые удивительные ноты. Яркий тому пример - произведения от авторов Min New York и Nu_be. А в произведениях датского бренда Zarkoperfume используется уникальная молекула, которая не только сочетает в себе сразу несколько запахов, но и обладает свойствами феромона.

Сегодня у меня для вас интереснейшая статья в необычном формате — интервью. Талантливый натуропарфюмер Ольга Подгорбунская (на фото справа) делится ценными знаниями о том:

  • как создать натуральные духи,
  • как правильно выбрать свой аромат,
  • как отличить настоящее эфирное масло от подделки
  • и даже о том, как научиться слушать себя!

Поразительно, как много полезной информации можно почерпнуть из рассказа Ольги! Я, например, узнала о необычных способах применения эфирных масел, о грамотном их сочетании друг с другом, о качестве современного парфюма и самое главное — о том, как самостоятельно создать уникальные натуральные духи дома! Забегая вперед, скажу, что Ольга сделала для меня натуродухи и в конце статьи я поделюсь впечатлением о них!

Ну а сейчас самое время перейти наконец к интервью и окунуться в волшебный в мир парфюмерии…

Я : Оля, спасибо что уделила время для интервью. Думаю, будет очень интересно! Для начала расскажи пожалуйста о том, что же такое натуральные духи и чем они отличаются от тех, что мы видим на прилавках парфюмерных магазинов?

Ольга : Натуральные духи изготавливаются только из природного сырья — эфирных масел и других натуральных компонентов. В них нет вредных химических добавок. Духи из магазина, как правило, не содержат в себе натуральных эфирных масел, и целиком состоят из «химических ароматов», синтезированных в лабораториях. Поэтому их называют синтетическими духами. Конечно, настоящие дорогие духи содержат эфирные масла, но стоят они очень дорого — тысячи долларов! То, что у нас в России даже в пределах 10-15 тыс. руб. продается, содержит синтетику. Помимо прочего, в составе синтетических духов есть вещества-фиксаторы, для большей стойкости аромата. Это амбра и мускус.

Я : Что это за вещества?

Ольга : Амбра — это вещество, которое извлекается из фекалий кашалота. А мускус — это вещество, которое вырабатывается железами животных (таких как бобер, кабарга) для привлечения особей противоположного пола и мечения территории. Хотя в настоящее время уже научились синтезировать искусственные версии этих веществ, большинство производителей парфюмерии по-прежнему используют натуральные фиксаторы, полученные из животных.

Я проверила свои духи и обнаружила, что они действительно содержат амбру и мускус! В т.ч. Shiseido, Burberry, Marc Jacobs, Dior, Gucci, Versace, Nina Ricci, Narciso Rodriguez. Фиксаторов не было только в одном флакончике — Tommy Girl от Tommy Hilfiger. Но оказалось, что это просто счастливое исключение (другие духи Tommy содержат фиксаторы).

Я: Да уж! Честно говоря, не знала, что в духах могут быть вещества из фекалий кашалота и желез животных. Есть о чем задуматься! И химические ароматизаторы… Они наверняка вредны!?

Ольга : Да, синтетические ароматизаторы проникают в организм через поры. Могут аллергию вызывать при длительном использовании или еще какие-нибудь проблемы.

Я : Ну а натуральные духи? Что они содержат кроме эфирных масел?

Ольга : В нутуропарфюмерии есть несколько видов продукции — это натуродухи (эфирные масла + базовое масло), нутуродеколон (эфирные масла + спирт) и ароматизированная вода (эфирные масла + водичка). По степени стойкости они так и следуют друг за другом, от первого до последнего. Духи — самые стойкие и вместе с тем самые нежные. Одеколон лично мне не очень нравится — очень резкий запах!

Я : Получается, что в натуральных духах есть только эфирные масла и базовое масло? Но как же их наносить, ведь масло жирное?

Ольга : В качестве базовых используются очень легкие масла — жожоба или миндальное. Они легкие по своей текстуре, и при нанесении на кожу быстро впитываются, высыхают и не оставляют пятен на одежде. А вот подсолнечное, масло пшеницы лучше не использовать — они действительно тяжелые и жирные.

Я : А за счет чего достигается стойкость натуральных духов, если в них нет фиксаторов?

Ольга : Для стойкости вместо фиксаторов используются данные о летучести эфирных масел. Летучесть — это то, как быстро масло испаряется и утрачивает аромат. Эфирные масла делятся на три категории: высокой, средней и низкой летучести. (Я: чем ниже летучесть, тем боле стойкое масло ). Считается, что в духах обязательно должны сочетаться масла из всех трех категорий…

К маслам низкой летучести относятся эфирные масла сандала, ладана, жасмина, корицы, гвоздики, имбиря и др. Средней летучести — масла сосны, ели, пихты, герани, душицы и др. Высокой летучести — все цитрусовые, а также базилик, бергамот, чайное дерево и др.

Я : А зачем это нужно? Почему нельзя использовать только масла низкой летучести, чтобы духи были максимально стойкими?

Ольга : Такое сочетание нужно для того, чтобы зафиксировать аромат. То есть получить стойкую и вместе с тем гармоничную композицию. Стойкость еще зависит от концентрации эфирного масла в духах. Можно создать сильно концентрированные и стойкие духи, но аромат будет тяжелым, не гармоничным.

Я : Есть какая-то пропорция, в которой масла разной летучести попадают в духи?

Ольга : Да, желательно чтобы в равной пропорции. Допустим, два вида масел высокой летучести, два — средней и два низкой. Но это очень условно! Если в твою композицию никак не вписывается сандал, хотя это масло низкой летучести, которого тебе не хватает для идеальной пропорции, то можно обойтись и без него. Просто духи будут чуть быстрее испаряться. Это не страшно)

Я : А по какому принципу подбирать эфирные масла в композицию, помимо летучести?

Ольга : Я начну наверное с действия эфирных масел, так как натуральные духи — это не только эстетика, но и профилактическое действие на организм. По психологическому воздействию масла делятся на расслабляющие, тонизирующие, гармонизирующие и адаптогенные. Можно «плясать от этого» и создавать духи по назначению.

Я : С первыми двумя все понятно, а вот с адаптогенными и гармонизирующими, думаю, надо разобраться…

Ольга : Адаптогенные масла применяются в стрессовых, пост-стрессовых ситуациях, чтобы восстановить организм… Но это ни в коем случае не лечение. Не нужно путать натуропарфюмерию и ароматерапию. Натуропарфюмерия не лечит, а создает приятный аромат, гармонизирует внутреннее состояние, улучшает настроение…

Гармонизирующие масла уникальны по своему действию. Есть, например, масло розы. В унылом состоянии и депрессии оно улучшает настроение, в возбужденном состоянии — успокаивает, при упадке сил — тонизирует…То есть подстраивается под твое внутреннее состояние и балансирует его…

Я : Классно! Все бегом за розовым маслом!

Ольга : Имейте в виду, что настоящее розовое масло очень высоко ценится и стоит больших денег. Представьте себе — для производства 1 кг этого масла требуется 4 тонны сырья! А цена масла составляет 3000 руб. за 1-10 мл. (в зависимости от качества и производителя).

Я : Ого! Да, было бы очень интересно узнать, как правильно выбирать масла и не попасть на подделку? Масло розы, например, можно и за 100 руб. купить в аптеке. Теперь я понимаю, что это подделка…

Ольга : По качеству масла я советую ориентироваться на страну-производителя. Покупать то масло, которое произведено стране произрастания растения. Например, в России можно смело покупать масла пихты, ели, сосны, ромашки. Цитрусовые масла — это Европа или Азия. Сандал, жасмин, лотос, иланг-иланг — это точно Азия (Индия, Таиланд…). Если вы видите масло жасмина производства московской области, то это не вариант, потому что у нас в таких масштабах жасмин не растет.

Я : То есть по стране нужно смотреть…

Ольга : Да. Но и в Азии на подделку можно попасть. Масло сандала часто подделывают. Поэтому нужно еще на проверенных производителей ориентироваться. Например, Karel Hadek (Чехия). Там контроль поставщиков сырья очень строгий — эти масла используют ароматерапевты для лечения. Я заказываю непосредственно у дилера, с завода. Есть еще фирмы Vivisan (Швейцария), ATOK (Чехия), Styx (Австрия). Их тоже ценят. Остальное — то,что в аптеках- не рекомендуется покупать.

Масла фирмы Karel Hadek

Самый популярный способ изготовления эфирных масел — дистилляция. Под действием пара клетки растения разрушаются, эфир с паром поднимается вверх, а затем стекает в емкость по трубочке. Эфир просто отделяется от воды, т.к. он легче. А водичка, которая остается, это гидролат, который прекрасно использовать в качестве тоника для лица. Другие два способа — это отжим в центрифугах (для цитрусовых масел) и анфлераж (для нежных лепестков цветов).

Я : И какой ценник в среднем по маслам у проверенных производителей?

Ольга : Ну у них в среднем 600 руб. за 10 мл. Плюс от евро сейчас, конечно, зависит. Это в среднем. Есть более ценные масла. Масло розы, например. Если, допустим, увидите масло розы за 150 руб./10 мл., то это точно разбавленное или синтетическое.

Я : А что значит разбавленное? Чем разбавляют?

Ольга : Как правило жирным маслом. Получается уже не эфирное, а косметическое мало. Ну а синтетическое это понятно — с применением искусственных ароматических добавок. Если вы видите масло ананаса, яблока, клубники, малины и других ягод, то это точно синтетика. Так как в этом сырье просто-напросто нет такого количества эфира, чтобы извлекать его в промышленном масштабе. Еще бывает масло из натурального сырья, но которое извлекается с помощью химических реагентов, что удешевляет и ускоряет производство. Но в таком масле будут вредные примеси реагента.

Я : Как быстро можно почувтсвовать действие эфирных масел? Допустим, тонизирующий эффект…

Ольга : Зависит от конкретной композиции. Есть духи-будильники. Там много цитрусовых, мята может быть… Они буквально в течение 20-30 мин., оказывают бодрящее действие на организм. Есть расслабляющие духи. Туда больше входят масла низкой летучести и они чуть медленнее действуют на организм — в течение 1-2 ч. Но совсем не обязательно зацикливаться на действии масел! Я советую выбирать те ароматы, которые тебе нравятся! Учитывая, конечно, их комплиментарность.

Я : Комплиментарность?

Ольга : Есть такое понятие как комплиментарность, то есть сочетаемость масел. Очень хорошо смешиваются масла одного вида. Например, цитрусовые друг с другом, еловые друг с другом. И одного растения. Например, нероли — это масло из цветов апельсина, петитгрейн — из листьев апельсина, плюс само масло апельсина. Так как это одно растение, то по химическому составу масла из разных его составляющих прекрасно подходят друг к другу. Чтобы более сложные композиции создавать, существуют специальные таблицы комплиментарности масел в интернете…

Волшебный сундучок Ольги

Я : Ты, наверняка, без таблицы ориентируешься?

Ольга: Да, это дело опыта и вовлеченности в процесс. Если чем-то нравится заниматься, то информация впитывается очень быстро. Так что я неплохо ориентируюсь в комплиментарности и подбираю удачные сочетания ароматов для создания композиций духов. А так можно зайти в интернет и посмотреть ноты, которые содержатся в понравившихся вам духах. А затем попробовать воссоздать композицию в ваших собственных натуральных духах. Каких-то редких может ты не найдешь, но это не страшно.

Я : А есть такие масла, которые вообще нельзя друг с другом сочетать, иначе будет плохо?

Ольга : Ну например я могу сказать, что мята обладает очень-очень сильным ароматом и это масло нужно добавлять с осторожностью, чтобы не перебить все остальные ароматы. Если допустим ты возьмешь по 1 капле мяты и апельсина, то апельсин не почувствуешь. С гвоздикой, корицей такая же история…

Я : А здоровью может навредить плохое сочетание?

Ольга : Нет, никакого раздрая не должно быть. Если вы не попадаете под противопоказания. Сейчас я о них расскажу. С большой осторожностью нужно использовать эфирные масла людям с эпилепсией, гипервозбудимостью, беременным (в первые 4 недели), людям с гипертонией и гипотонией. Например, масло корицы повышает давление и гипертоникам противопоказано. Лаванда, напротив, понижает давление. Вообще, если вы хотите сами делать себе духи, то желательно прочитать предварительно про действие выбранного масла.

Еще аллергические реакции могут быть. Чаще всего, если у тебя никогда ни на что не было аллергии, то навряд ли будет какая-то реакция на масла. Но если есть аллергические реакции на продукты или пыльцу, то я всегда провожу тест на коже. Берется 1 капля эфирного масла на 4 капли базового масла, смешиваются и наносятся на чувстсвительные участки кожи (локтевой изгиб, запястья). Если в течение 4 ч нет реакции, то все в порядке.

Я : Как я поняла из твоего рассказа, можно сделать натуральные духи самостоятельно, дома? Для этого нужны какие-то особые профессиональные навыки?

Ольга : Да, конечно, можно и самостоятельно! Но должен быть большой выбор масел, чтобы формировать интересные композиции. Хотя здесь есть выход — как я говорила, вы можете найти приятный вам аромат в магазине, найти в интернете его составные ноты и купить именно эти эфирные масла для создания аналогичного аромата дома. Еще должно быть желание изучать правильные сочетания и действие масел. Мне все это доставляет огромное удовольствие!

Я прошла курс натуропарфюмерии, потому как в интернете масса рецептов и можно в них потеряться. Многие из них не точные. Например, ты можешь увидеть эфирное масло миндаля в рецепте. Хотя имелось в виду жирное масло миндаля, т.к. эфирное — ядовитое (там есть синельная кислота) и его ароматерапевты используют в микро-микро дозах для определенных целей. Если вы создаете духи дома, то я советую почитать, что это за масло и какие у него свойства!

Я : Сейчас, я думаю, самое время перейти к процессу изготовления духов! Допустим, у меня есть эфирные масла и я хочу сделать натуральные духи. С чего начать?

Ольга : Как я уже говорила, в качестве основы нужно использовать легкие масла миндаля или жожоба. Обязательно без запаха, то есть очищенные масла! Чтобы не испортить аромат. Допустим, у вас есть масло жожоба. Далее в него нужно добавлять эфирные масла. Концентрация такая: если это натуродухи, то эфирные масла не должны превышать 50% от объема, это максимум. Обычно я делаю 20%-е духи. Нужно понимать, что от этих духов нет такого «фана» как от промышленных. Это скорее легкий шлейф.

Если делаем натуродеколон, то концентрация не больше 15-20%, т.к. в составе спирт, а он сам по себе на кожу оказывает сильное воздействие. При превышении концентрации может кожу обжечь. Ну а аромаводичка… там концентрация 10-15%.

В чистом виде эфирные масла не используются! Исключение — чайное дерево, сандал… Но и их применять осторожно!

Я : А как происходит процесс выбора эфирных масел в композицию? Как выбрать свой аромат?

Ольга : Это самое интересное — выбор аромата) Я считаю, что это своего рода медитация. Нужно прислушиваться только к себе и не ориентироваться на чужие вкусы. Я, когда даю клиентам пробовать ароматы, не говорю заранее, что это за масло. Чтобы не возникало предвзятости и человек смог абстрагироваться от убеждений и стереотипов. Желательно прикрыть глаза и просто вдыхать аромат. Это умиротворяющий процесс! Критерий только один — нравится или нет. Я обычно спрашиваю, с каким цветом или образом ассоциируется аромат. Это тоже помогает в выборе. Например, может возникнуть ассоциация с солнечным берегом, морским бризом. Или, наоборот, с бабушкиным старым ковром))

Я : Наверное, на 3-4 аромат запахи начинают смешиваться. Что делать?

Ольга: Бывает, да. Я традиционно даю кофе понюхать.

Я : А еще есть мнение, что духи нужно пробовать на коже. Так как на коже они по особому раскрываются. Что ты думаешь об этом?

Ольга : Вообще, да. На коже немножечко по-другому. Один и тот же аромат будет по-разному играть у тебя на коже и у меня. Но разница не такая сильная.

Я : Как долго хранятся натуральные духи?

Ольга : Срок хранения натуральных духов зависит от концентрации. Для 20%-х духов это 6 мес. Для 50%-х уже 1-1,5 года. После эфирные масла могут улетучиться, а базовое масло — прогоркнуть. А вот само эфирное масло 1-3 года храниться в зависимости от вида. Хранить нужно с темном стекле, в холодильнике и желательно в отдельном контейнере, чтобы продукты не впитали запах масел. Кстати говоря, чтобы духи не «приедались», желательно менять аромат через 2-4 мес. Иначе организм быстро привыкает к аромату и эфирные масла уже не оказывают воздействия на психическое состояние. И вообще, рекомендуют время от времени отдыхать от эфирных масел.

Я: В принципе это правило относится ко всему в организме. Даже если вы пользуетесь натуральными кремами, время от времени нужно давать коже отдых и ничего на нее не наносить. И конечно, сами сродства нужно чередовать, чтобы кожа не привыкала к их действию и не прекращала выполнять свои природные функции. С едой также. Не нужно все время что-то жевать, т.к. пищеварительная система должна отдыхать.

Ольга: Да, именно.

Я: Насколько все же стойкие такие духи?

Ольга: В среднем натуральные духи сохраняют на коже аромат в течение 2-4 часов. Кстати, с момента изготовления должно пройти 2-4 недели, чтобы духи настоялись. За это время аромат окончательно сформируется и раскроется.

Я: Я думаю, читателей уже волнует вопрос — сколько стоит создание натуральных духов? Я имею в виду, если доверить их создание тебе?

Ольга: Все зависит от состава. Если в композиции нет эксклюзивных масел, то цена составляет в среднем 350 руб. Духи подороже могут стоить 600-800 руб. И до 1000 руб. с эксклюзивными маслами — розы, сандала, нероли… Ну, то есть минимально 350 руб. за 20% духи.

Я : Это не так дорого, учитывая то, что это натуральные и индивидуальные духи! Я правильно поняла, что современные духи из магазинов вообще никогда не содержат натуральных эфирных масел?

Немного из истории. В древние времена люди поджигали ветки пахучих растений (можжевельника, ладана) и обкуривали благовониями пространство. Потом на Востоке начали вываривать растения в масле и натираться ароматным маслом. Много позже Авиценна придумал спирт, а затем появилась дистилляция и стали получать эфирные масла, которые смешивали со спиртом и использовали исключительно как лекарства. В Россию духи пришли из Европы только 19 веке.

Я : Интересно) А можно ли сделать натуральные духи с мужским ароматом?

Ольга : Конечно! Вообще, деление ароматов на мужские и женские очень условно! Многим мужчинам нравятся сладкие ароматы, и это абсолютно нормально. Мой метод выбора эфирных масел, когда человек ориентируется не на стереотипы, а на свои чувства, работает безотказно. Как для женщины, так и для мужчины)

Я : А как ты пришла к натуропарфюмерии?

Ольга : Самое главное, что меня подтолкнуло, это желание найти себе хорошие духи. Какое-то время я как призрак ходила от одного парфюмерного магазина к другому. Как-то раз на работе нам подарили сертификаты в ЦУМ на 20 000 руб. И я купила себе дорогущие духи за 15 000 руб. Но и в них было что-то не то… Потом я начала искать информацию — реально ли сделать себе духи и из чего они состоят?

В итоге нашла курс обучения натуропарфюмерии и поняла, что это то, что мне надо! Прошла его. Сразу же нашла хорошего поставщика натуральных масел. Знаешь, когда чем-то хочется заниматься, то все как-то самой собой складывается) Дальше все закрутилось и я начала этим заниматься. К тому же, мне хотелось какой-то созидательной деятельностью заниматься. Сделать что-то своими руками — приятное, полезное, женское.

Я : И напоследок — можешь рассказать немного о способах применения эфирных масел?

Ольга: Например, масло чайного дерева обладает отбеливающим эффектом, его можно добавлять в зубные пасты и порошки. А смесь масла гвоздики, апельсина и воды — это отличное средство от комаров! Люблю ванны с маслами (4 капли эфирного масла на ванну), но для того, чтобы масло распределилось в воде равномерно, его нужно предварительно смешать с 1 ст. л. меда или соли.

Масло бей очень хорошо использовать в масках для волос, оно активизирует волосяные фолликулы. Смешайте 1 ст. л масла миндаля с 2 каплями эфирного масла бей, нагрейте на водяной бане, нанесите на кожу головы и укутайте полотенцем или шапочкой на 30 мин. В качестве ополаскивателя волос я люблю использовать водяной раствор яблочного уксуса с маслами. На 1 литр воды — 1 ст л уксуса и 2-3 капли масел розы, иланг-иланга или др.

Для лица хорошо масло пальмарозы, оно увлажняет. Для проблемной кожи — масла розмарина и чайного дерева. Вокруг глаз я использую масло жожоба. Для тела — миндальное с добавлением любого эфирного масла по вкусу (я люблю корицу).

Как вы уже поняли, способов применения сотни. Я с детства люблю эфирные масла и активно их использую. А еще сейчас новый аспект использования эфирных масел появился. Это аромадизайн. Например, когда вы заходите в магазин и там очень вкусно пахнет. У вас повышается настроение и хочется покупать, покупать, покупать))) Есть специальные арома смеси для магазинов, праздничных торжеств и даже для переговоров. Чтобы человек успокоился….

Я : … и потерял бдительность)))

Ольга : Да) Потерял бдительность на некоторое время. Есть такая профессия — аромадизайнер. Они создают ароматы для магазинов. кафе, супермаркетов… Очень интересное направление. На Западе более активно применяется. Дома же можно арома лампу использовать или распылитель. Для аромалампы использую около 8-10 капель на площадь 30 м2. При выборе лампы нужно учесть такие моменты. Чтобы чаша была слитная (не разборная) и глубокая. А расстояние между основанием чаши и углублением было оптимальным. Если большое, то вода будет плохо нагреваться. Если маленькое, то вода с маслами будет кипеть, что не хорошо!

Я : А как ты относишься к аромапалочкам индийским?

Ольга : Вот кстати недавно читала о них, что их дым канцерогенен. В идеале в палочках должны быть только натуральные травы скатанные. Но по факту это не так. Мне кажется, когда запах слишком резкий и дым черный идет, то это не то. Я сейчас перестала палочками пользоваться. Больше лампу зажигаю…

Я : Спасибо огромное за интересный рассказ, Оля! Видно, что тебе правда нравится то, чем ты занимаешься. Я желаю тебе дальнейшего творческого развития и внутренней гармонии…

По итогам нашей встречи Оля сделала для меня мои первые натуральные духи:

Мои натуральные духи: сандал + ваниль + жасмин + мандарин + лимон

Я могу сказать, что это был особенный опыт! Во-первых, сам процесс подбора духов — это настоящее волшебство) Все происходит в очень приятной, расслабленной атмосфере… Закрываешь глаза, вдыхаешь ароматы и прислушиваешься к своей душе. Это действительно как медитация) Оля, как наставник, всегда рядом. Она спрашивает о том, с каким образом, цветом или чувством ассоциируется тот или иной аромат. И потом формирует духи из тех ароматов, которые вызвали у меня самые приятные эмоции и которые при этом сочетаются друг с другом с точки зрения стойкости и гармоничности духов.

Очень интересно наблюдать за тем, как шагом за шагом с нуля создается аромат…. Сначала добавляем пару капель сандала, потом немного сладкой ванили и жасмина, по капельке свежего мандарина и лимона… С каждым шагом аромат преображается. И в итоге вот он, мой аромат — по-восточному пряный и вместе с тем свежий! Только мой, уникальный. И полностью натуральный. Это особое чувство — когда я знаю, как создавался этот аромат, я узнаю в нем каждую ноту и каждая нота мне нравится, так как я сама ее выбирала. Ничего не хочется убавить, ничего добавить….

В общем, я в восторге от моих новых духов и от самого процесса их создания! От души рекомендую вам попробовать сделать свои духи. Самостоятельно или с помощью опытных рук Ольги. Это стоит того)

Группа Ольги Подгорбунской в Контакте.

Многие любители духов знают, что в парфюмерном мире существует разделение на натуральные и синтетические парфюмы. При этом синтетику иногда презрительно называют словом «химия». Да, со словом «химия» поспорить сложно. Вот только презрительность здесь излишня. Ведь многие модные и популярные ароматы, которые признаются в мире настоящими парфюмерными шедеврами, имеют именно синтетическое происхождение. В данной статье мы хотели бы разобрать вопрос, чем отличаются натуральные парфюмы от синтетических аналогов.

Если вы не желаете пользоваться синтетическими духами, то вам придется полностью переходить на натуральную парфюмерию. Но помните, что натуральные парфюмы по определению дорогие, поскольку оригинальные элитные компоненты просто не могут стоить дешево. Их получение связано с большими финансовыми, трудовыми и временными затратами, что и отражается на конечной стоимости натуральных духов.

Индусы могут рассказать вам о том, что натуральные эфирные масла - это божье творение. Не вдаваясь в теологические измышления, мы отметим, что натуральные масла, входящие в состав натуральной парфюмерии, выделяются из растений, которые произрастают не в теплицах, а в природной среде, вследствие чего можно говорить об ограниченности этого ресурса. Кроме эфирных масел в состав натуральной парфюмерии входят цветочные воски, абсолюты и конкреты. И если с цветочными восками все понятно, то остальные термины требуют разъяснения. Конкретами называют вещества, получаемые путем дистилляции или перегонки природных компонентов, таких как мирра, древесина сандала, ладан и прочее. А абсолютами называют часть конкрета, которая растворяется в спирте. Процесс создания натуральных духов сопровождается строгим следованиям рецептам, пропорциям, последовательностям добавления эфирных масел. Все это требует от парфюмера немалого опыта и профессионализма. Зато в конечном итоге мы получаем поистине непревзойденный запах.

Неповторимые натуральные духи получаются только путем проб и ошибок. Ведь смешивание тех или иных эфирных масел не гарантирует стопроцентно качественный результат. Поэтому хорошие натуральные парфюмы - это поистине элитный продукт, который по определению не может быть ширпотребом. Ведь натуральное сырье - ограниченный товар с высокой ценой. Кроме того, из натурального сырья невозможно сделать идентичный аромат дважды. Это объясняется тем, что ароматический букет цветов и трав меняется в зависимости от многих факторов, в том числе и от погодных условий, при которых они собирались.

Как видите, натуральные ароматы очень сложны, но от этого они и уникальны. Но помните, что натуральный аромат может разочаровать вас. Заплатив большую сумму за второй флакон любимого натурального парфюма, вы можете просто не узнать его, поскольку создан он будет уже из компонентов другого сбора. Зато вы можете быть уверены в том, что ваш запах неповторим и исключителен. Натуральные компоненты активно используются такими парфюмерными домами, как Balmain, Estee Lauder, Chanel и Guerlain. Как правило, их применяют для создания классических парфюмов, которые выпускаются ограниченными партиями.

Ну а если вы не хотите тратить небольшое состояние на аромат, что ваш выбор - синтетические парфюмерные композиции. При этом речь может идти не только о чистой синтетике, но и о смеси синтетических и натуральных компонентов в разных пропорциях. Это так называемые «синтетические заменители», которые парфюмеры называют словом «амбрэ».

Не стоит думать, что синтетическая парфюмерия хуже по тем или иным характеристикам. На современном рынке парфюмерии можно найти достаточное количество вариантов оригинальной синтетической парфюмерной продукции, которая может похвастаться огромным выбором ароматов. Развитие парфюмерной индустрии позволяет современным парфюмерам создавать композиции, эксклюзивность и насыщенность которых не уступают духам из натуральных компонентов.

Ярким примером синтетического парфюма, неотличимого от натурального варианта, является цветочный аромат Gucci Flora, который представляет парфюмерный бренд Gucci. Свежесть этого цветочного запаха поражает натуральностью и сочностью. В состав парфюма входят нотки розы, османтуса и нежного пиона, после чего аромат раскрывается запахами сандала, пачули и розового перца.

Что касается сложных и насыщенных синтетических композиций, то здесь главным примером является аромат Valentino V. Эта женская туалетная вода предназначена для романтичных представительниц прекрасного пола. Аромат начинается запахами гальбанума и нероли, поражает глубиной ноток лилии, жасмина и розы, перетекая в базу из дубового мха, сандала, вирджинского кедра и ветивера.

Эфирные масла или синтетические молекулы? Современные формулы или старинные рецепты? Развенчиваем мифы об ароматах вместе с парфюмерным химиком Матвеем Юдовым и натуральным парфюмером Анной Зворыкиной.

Миф № 1

Настоящая парфюмерия производится из натуральных материалов. Всё остальное – эрзац, не заслуживающий внимания.

Матвей:

Современная парфюмерия как таковая, в том виде, какую мы знаем её сейчас, сформировалась не так уж давно — во второй половине XIX века. Houbigan Fougere Royale (1882) и Guerlain Jicky (1889) были одними из первых современных ароматов. Мало кто, не считая историков парфюмерии, назовёт хотя бы пару ароматов, выпущенных раньше. В состав этих духов входят синтетические материалы — кумарин, ванилин, изобутилхинолин. Так что, на мой взгляд, именно появление синтетических ингредиентов в палитре парфюмера сформировало парфюмерию как отдельный самостоятельный вид творчества. В состав Shalimar, к примеру, входит и натуральный абсолю ванили и синтетический этилванилин, и именно сочетание этих двух компонентов позволило добиться нужного результата. Без синтетических веществ невозможны были бы ароматы с нотами зелени, большинства фруктов (кроме цитрусовых), акватические. Не существует натуральных материалов с запахом ландыша, сирени, цикламена, фрезии, гвоздики и ещё многих-многих цветов. Все эти запахи воссоздаются только при помощи синтетических материалов. Мускус, амбра, некоторые древесные запахи — всё это уже много лет заслуга синтетики. Качество аромата больше зависит от мастерства парфюмера, а не от материала, который он использует.

Анна:

Конечно же это миф. Настоящее искусство – это то, которое обращается к нашему сердцу. Из чего оно создано – глубоко вторичный вопрос. Выбор материала обычно диктуется целью. Подменять цель средствами и заявлять «я пользуюсь только натуральными ингредиентами, потому что они натуральны» - странный логический выверт. Мне представляется, что первична цель, а средства подбираются, исходя из нее. Например, воспроизведение аромата ландыша требует синтетических молекул. А натуральные материалы позволяют решать задачи, недоступные синтетике. Например, создать ароматы изменчивые, живые, дышащие, близкие по гармоническому строю к ароматам природы. Ароматы, которые говорят на языке души.

Например, для меня ароматы искусственной «свежести» - как скрип железа по стеклу. Мне не нравится «огранка», которую дают аромату альдегидные молекулы, а длиннющий шлейф искусственных мускусов и их «стойкость» меня утомляют. Уже несколько раз сменилась ситуация, но духи сидят, как гвоздём прибитые, а иногда ночь и ванну переживают… Вот моё представление о парфюмерном кошмаре. Любители парфюмерии, созданной из синтетических материалов, часто говорят о «грязных тонах» натуральных ароматических веществ. Я воспринимаю эти особенности звучания не как грязь, а как «сложный цвет» в противовес «простому, открытому цвету», который художники иногда называют «цвет из банки». На сложных цветах отдыхает мой глаз, на сложных ароматах – мой нос. Натуральные экстракты позволяют создавать картины, которые не отделены от окружающей жизни «отфильтрованностью красок» и чрезмерной рафинированностью.

Миф №2

Натуральная парфюмерия безопасна и не вызывает аллергии, а синтетическая – вредна для здоровья, вызывает рак и понос.

Матвей:

В корне неверно ставить знак равенства между понятиями «натуральный» и «полезный» или даже «безопасный». Волчьи ягоды и чилибуха совершенно натуральные, но здоровья они точно не принесут. Натуральные материалы, эфирные масла, абсолю и т.п. — это всегда сложная многокомпонентная смесь с варьирующимся составом. Среди нескольких сот компонентов вполне может оказаться аллерген. Именно поэтому сейчас запрещены, например, дубовый мох и перуанский бальзам. Многие цитрусовые эфирные масла содержат в своём составе вещества, вызывающие фотосенсибилизацию. Если нанести на кожу состав, содержащий натуральное масло бергамота, то при попадании прямых солнечных лучей вы гарантировано получите фототоксическую реакцию или попросту говоря ожог. Синтетические материалы — это как правило индивидуальные вещества. Прежде, чем попасть в ваш любимый пузырёк духов, все новые соединения проходят огромное число тестов, токсикологических, дерматологических и всяких прочих других. Ещё один важный момент: не бывает абсолютных понятий «безопасно» и «вредно». Как сформулировал ещё в XV веке Парацельс, «Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным». Человек, съевший примерно 400 граммов поваренной соли, неизбежно умирает. Получается, что в каждой пачке соли больше двух смертельных доз. Почему никто не рисует на них череп с костями и не пишет жутких предостерегающих надписей? Однажды на одном парфюмерном форуме одна дама писала о вреде вещества, под названием изо е супер, аргументируя этом тем, что это страшный яд. В качестве аргумента приводила значение LD50=5000 мг/кг. Вот если бы у дамы было бы всё в порядке с арифметикой, то она смогла бы подсчитать, что для того, чтобы отравится изо е супером, человеку массой 70 кг надо съесть 350 граммов вещества (примерно, как с поваренной солью). Если речь идёт об аромате Molecule 01, то потребуется выпить 30-40 больших пузырьков. Только не забывайте, что помимо изо е супера в этом случае придётся выпить ещё больше трёх литров спирта. Что нанесёт больший вред — думайте сами.

Анна:

Некоторые эфирные масла и абсолюты, входящие в состав натуральных духов, аллергенны. Некоторые ароматические материалы – фототоксичны. Тем, кто пользуется натуральными духами, нужно знать (и выполнять!) два простых правила:

Перед знакомством с натуральными духами сделайте аллергенную пробу, для этого нанесите духи на внутреннюю часть сгиба локтя. Если по истечении нескольких часов не возникло никаких неприятных ощущений (покраснения, припухлости или отека) – можете пользоваться духами. Особенно необходима такая проверка аллергикам, беременным и кормящим матерям.

Не наносите духи из натуральных материалов на открытые участки тела перед выходом на солнце, т.к. некоторые эфирные масла могут вызвать фотосенсибилизацию, т.е. приобретение кожей особенной чувствительности к ультрафиолетовому облучению всех видов.

Миф №3

Натуральная парфюмерия – это про духи, а синтетическая – про отдушки для стирального порошка.

Матвей:

Подавляющее большинство современных парфюмерных композиций содержат как натуральные, так и синтетические компоненты. Использовать в работе только ингредиенты позапрошлого века — это всё равно, что строить небоскрёбы из тростника и бурой глины. Действительно есть такое понятие «натуральная парфюмерия» — в ней используются только материалы природного происхождения. Это явление довольно субкультурное и неоднозначное. Чтобы найти действительно полноценно «натуральный» аромат надо серьёзно задаться целью — производством, как правило кустарным, подобных композиций занимаются очень небольшие нишевые бренды. Скорее всего, полностью натуральные ароматы по началу вас расстроят — они мало похожи на привычные нам духи из магазина. У большинства 100%-натуральных ароматов имеется характерный «аптечный» подтекст (почти во всех эфирных маслах содержатся высокомолекулярные терпены, обладающие характерным скипидарно-камфорным запахом) и они практически лишены шлейфа.

Анна:

Человек, привыкший к современной цифровой фотографии, увидев на бумаге фотоотпечаток с пленки, автоматически тянется «прибавить яркость» или спросить – «а что так нерезко»? Но аналоговую фотографию – на бумаге или стеклянных пластинах, не «подсвечивают» светодиоды экрана ноутбука, там другие цвета (или их вовсе нет) и другой порядок контраста. Одно не хуже другого, просто разные концепции, разные вкусы: каждый выбирает для себя. Многие успешно любят и «цифру» и пленку, кто-то отдает предпочтение чему-то одному. Так же дело обстоит и с натуральной парфюмерией.

От натуральной парфюмерии не стоит ждать cтойкости, сравнимой со стойкостью искусственных ароматов, или свежести — они не свойственны натуральным духам. Зато они гарантируют своему владельцу природное, иногда брутальное звучание аромата, ярко выраженный характер, зачастую непривычный для восприятия. Натуральный аромат — это чаще всего экстравагантная, выпуклая композиция, иногда шокирующее впечатление. Натуральная парфюмерия — для хорошо осознанного выбора, для тех людей, которым нужны более выразительные, яркие возможно, экстравагантные характеры ароматов. Не «выпил и пошел», не «съел и порядок» или «напшикался и побежал». Это не означает, что духи для «побежал» — хуже, они просто для других ситуаций и состояний.

Миф №4

Только из натуральных компонентов можно сделать настоящий парфюмерный шедевр, синтетика никогда не будет пахнуть так роскошно и убедительно, как натуральные компоненты.

Матвей:

Самый главный аромат всех времён и народов, Chanel №5, был бы невозможен без смеси трёх алифатических альдегидов, разумеется, синтетических. Thierry Mugler Angel, который мог бы составить конкуренцию пятой шанели по объёму продаж, строится на основе этилмальтола — синтетического вещества, которое даже не встречается в природе.

Странно было бы утверждать, что настоящий парфюмерный шедевр может быть только 100% натуральным. На настоящий момент не существует ни одного мало-мальски известного 100%-натурального аромата. Все духи XX и XXI века в большей или меньшей степени содержат синтетические ингредиенты. И натуральные и синтетические компоненты выполняют в духах свою определённую функцию и было бы непросто обойтись при создании полноценной парфюмерной композиции как без одних, так и без других.

Вообще было странно оценивать, например, живопись, по натуральности красок, которые были использованы художником. Вот это нарисовано акварелью на меду — это шедевр. А всё, что акрилом — так, мазня.

Анна:

Духи как произведение искусства – это дело рук мастера, а не материалов. Музыку можно играть и на электронной гитаре и на скрипке, важен профессионализм исполнителя. Современная парфюмерия сформировалась в первую очередь при участии синтетических молекул, и все широко известные шедевры – духи с синтетическими молекулами. Натуральная парфюмерия возродилась в начале 21 века как альтернативный, не-массовый тренд. Тем не менее, с каждым годом произведения натуральных парфюмеров становятся все более известными, и среди них есть очевидные шедевры. Но это направление молодое, и я уверена, что главные «шедевры» натуральной парфюмерии еще увидят свет.

Миф №5

Производство натуральных ароматов безопасно для окружающей среды, а синтетических – очень вредно. Тают льды, касатки выбрасываются на берег, дети рождаются с пёсьими головами.

Матвей:

Зверушка кабарга была практически истреблена из-за того, что её железы служили источником натурального мускуса. В Индии вырубили практически весь сандал, переработав его на эфирное масло. Для получения абсолю требуется огромное количество токсичных растворителей. Получение синтетических душистых веществ не сопряжено с большими опасностями, чем куда более масштабные химические производства. Что же касается вреда от использования парфюмерии, то тут только могу процитировать известного парфюмерного критика, написавшего однажды, что ни один человек не погиб от аромата Mitsouko, но зато из-за него появилось множество новых людей.

Анна:

Для окружающей среды безопаснее всего было бы вообще не пользоваться духами. Однако мы ими пользуемся. Духи – это роскошь. Добыча натуральных экстрактов, часто, к сожалению, вредит природе. Большинство натуральных парфюмеров очень озабочены этой проблемой, и используют только ингредиенты, сырье для которых было добыто на законных, специально посаженных плантациях.

Миф №6

Натуральные компоненты – это эфирные масла. Все остальное – синтетика и порождение дьявола.

Матвей:

Существует много способов извлечения ароматических материалов из натурального сырья: прямой отжим в случае с цитрусовыми, перегонка с водяным паром, экстракция различными растворителями. Ни один способ не позволяет получить субстанцию, полноценно передающую аромат сырья, поскольку в процессе выделения неизбежно происходит ряд химических трансформаций. Строго говоря, только этот факт уже не позволяет считать никакие эфирные масла или абсолю 100% натуральными. Эфирное масло розы пахнет не так, как абсолю розы и ни то, ни другое не пахнет как живая свежая роза.

Анна:

Что касается натуральной парфюмерии, тут совсем общепринятого критерия нет. Дело в том, натуральная парфюмерия представлена маленькими независимыми парфюмерными домами, которые часто не объединены ничем, кроме любви к ароматам. Существует много мнений на этот счет. Некоторые натуральные парфюмеры используют даже изоляты – эфирные масла, очищенные до нескольких молекул. Хорошие духи делают не материалы, их делает парфюмер.

Миф №7

Натуральные ароматы всегда красиво раскрываются на коже, а синтетические и на блоттере фу-фу, а на коже и вовсе могут превратиться в кошачий лоток.

Матвей:

Некоторые индивидуальные вещества имеют настолько сложный, гармоничный приятный аромат, что сами по себе используются как полноценные духи — вельвион, амброксан. Насколько красиво будет раскрываться на коже, например, натуральная тинктура цибетина в чистом виде, можете поэкспериментировать сами.

Анна:

Натуральные духи не садятся идеально на любого человека, так же, как и синтетические. Разница между звучанием на блоттере и на коже у натуральных ароматов часто выражена ярче, чем у не только натуральных. Но хороший аромат вне зависимости от того, из чего он сделан, будет гармонично звучать и на коже и на бумаге.

Миф №8

Натуральные ароматы – «стойкие от природы», а синтетические – мгновенно улетучиваются. А если не улетучиваются, значит в них добавлен яд.

Матвей:

Стойкость зависит от летучести вещества, лёгкие молекулы более летучи, чем тяжёлые. Как правило, вещества с цитрусовым запахом, с запахом зелёной травы легколетучи, а вещества, пахнущие, например, мускусом или деревом — более стойкие. Стойкость композиции зависит от того какие именно компоненты входят в состав и насколько они летучи. Это не зависит от натуральности и их происхождения. И натуральное масло бергамота и синтетический линалилацетат одинаково испарятся с кожи минут за двадцать максимум.

Анна:

Нельзя сказать, что натуральные духи держатся дольше синтетических. Чаще всего бывает наоборот. Например, натуральный аромат «цитрусовой» группы будет держаться меньше, чем его синтетический аналог, в котором были использованы специальные фиксаторы. Более основательные «восточные» композиции, с участием большого количества базовых ароматических ингредиентов, взятые в аналогичном количестве и концентрации со своими «не-только-натуральными» собратьями, будут держаться вполне сравнимо по длительности звучания. В целом, стойкость натуральных духов колеблется от часа (лёгкий одеколон), до нескольких суток при нанесении на одежду или волосы для концентрации Eau de Parfum или Parfum.

Миф №9

Натуральная роза всегда пахнет лучше, чем собранная синтетическая, про это ещё Андерсен в сказке «Свинопас» рассказал.

Матвей:

Я ещё раз вернусь к тезису, что запах эфирного масла розы очень сильно отличается от запаха живой цветущей розы. Разумеется, аромат живого цветка великолепен, но воссоздать это ощущение без синтетических компонентов будет невозможно. Все гиперреалистичные ароматы — это результат анализа запаха живого цветущего цветка (так называемая хроматография headspace или технология living flower), и последующее воссоздания аромата из индивидуальных синтетических компонентов. Тут ещё хочется вспомнить высказывание Коко Шанель о том, что духи не должны пахнуть как роза, или как ландыш, они должны пахнуть как женщина.

Анна:

Запаха «натуральной розы» как вещи в себе вообще не существует. В массовом сознании натуральная роза пахнет отдушкой для шампуня, к которой привыкли с детства. И если случайному неподготовленному человеку поднесут зелененький флакон с разведенным абсолютом майской розы – он легко может сказать, что это «ну что-то свеженькое… может трава». И после раскрытия тайны он же скажет – «Что вы! Настоящая роза пахнет по-другому».

Миф №10

Натуральные компоненты дорогие, а синтетические дешёвые. Поэтому все используют синтетические.

Матвей:

Совершенно ничем не подкреплённое заявление. Существуют очень дешёвые натуральные материалы и чудовищно дорогие синтетические. Большинство дешёвых синтетических ингредиентов стали дешёвыми только благодаря тому, что они очень востребованы и учёные потратили очень много сил на то, чтобы разработать доступный метод синтеза. Изначально синтетический ванилин стоил довольно дорого и его цена была сопоставима со стоимостью натурального материала. Относительно дешёвым ванили стал только после того, как был разработан простой доступный метод синтеза ванилина из лигнина (отход древесной промышленности). На то, чтобы найти и разработать синтез галаксолида, самого популярного на настоящий момент вещества с мускусным запахом, крупнейшая мировая корпорация по производству аромахимикатов потратила 15 лет. И именно поэтому галаксолид доступен и относительно дёшев, в отличие, например от аналогичного мускона, стоимостью несколько тысяч долларов за килограмм. Многие вещества с мускусным запахом, запахом амбры или сандала имеют очень сложную структуру и, как следствие, их синтез сложен и трудоёмок, такие вещества чрезвычайно дороги. До сих пор не существует удобной схемы синтеза ирона, ключевого одоранта корня ириса, цена на синтетический ирон крайне высока. Тем не менее, очень похожие по структуре иононы с запахом фиалки уже более 100 лет успешно производятся в огромном количестве и стоят дёшево.

Анна:

Конечно же в массе своей натуральные экстракты в данный момент на порядок или несколько дороже синтетических. И их производится намного меньше. И никакая природа не в силах дать столько сырья, чтобы насытить современный рынок производства массовой парфюмерии.

Миф №11

Природа совершенна, а учёные – нет, поэтому в лаборатории невозможно получить такие же прекрасные запахи, какие есть в природе.

Матвей:

Практически любой зелёный лист растения, будучи поврежденным, обладает характерным «зеленым» запахом. Причина этого запаха в так называемых С6-wound соединениях, в первую очередь запах обусловлен цис-3-гексенолом («спиртом листьев») и цис-3-гексенилацетатом. На настоящий момент не существует методики, позволяющей выделить эти соединения из природного сырья. Однако их синтез чрезвычайно прост и дёшев. Очень часто приходится слышать такой термин, как «химозность». Дескать, в этом аромате такой химозный инжир (клубника, фрезия, ландыш), а вот в другом — очень натуральный. В обеих случаях аромат инжира (клубника, фрезия…) создан при помощи синтетических ингредиентов, потому что натуральных просто не существует. Проблема первого аромата в балансе, неправильно подобранных пропорциях и неверной аранжировке компонентов. И это проблема опыта и технических навыков парфюмера, а не проблема ингредиентов.

Анна:

Парфюмерия – искусство, а искусство не есть повторение природы. Даже натуральная парфюмерия не занимается воссозданием природы – иначе духами считались бы обычные компоненты, вроде эфирного масла лимона, однако, это не так. Натуральные парфюмеры точно так же, как и парфюмеры, использующие всю палитру ароматических веществ, создают принципиально новые вещи. Просто эстетика другая. Например, среди натуральных парфюмеров и любителей этого жанра популярны кожаные ароматы. Духи, пахнущие пудрой, и новой дорогой сумкой – куда уж дальше от природы.

Миф №12

Натуральные духи на каждом человеке пахнут по разному, идеально подстраиваясь под его собственный запах, а синтетические на всех пахнут одинаково.

Матвей:

В этом утверждении есть доля правды. Любой парфюмерный продукт (за исключением, разве что, хулиганства типа Escentric Molecules) — многокомпонентная смесь. Как будут испаряться компоненты зависит от огромного числа факторов — температуры, влажности, давления, состояния вашей кожи. Плюс работает так называемый клеточный осмос, некоторые компоненты частично растворяются в жировой ткани, что замедляет испарение и есть ещё сотня причин, почему в каждом отдельно взятом случае запах одних и тех же духов на коже человека будет немного различаться. Если в составе много натуральных компонентов, то ситуация несколько усугубляется.

Другое дело, что никто ни под кого не подстраивается. Молекулам душистых веществ, что природного, что рукотворного происхождения, совершенно плевать на ваш «собственный запах». Просто на вашей коже аромат будет пахнуть чуть иначе, нежели на блоттере, отличия эти практически непредсказуемы. Конечно, они не будут радикальными — ландышевый аромат ни у кого на коже не будет пахнуть елью и амброй.

А теперь представьте себе художника, который нарисовал чудесного гиппопотама. Зрители любуются картиной, но один человек видит на картине лося, второй — кенгуру, а третий — черепаху. Этого ли хотел художник? Так вот одной из ключевых задач парфюмера как раз является сведение вот этого разброса и разночтения запаха к минимуму. Хорошо выстроенный и сбалансированный аромат должен пахнуть в большинстве ситуаций практически одинаково. А вот это «подстраивание» аромата под конкретного человека звучит как не очень логичная маркетологическая байка, призванная замазать огрехи в работе парфюмера.

Анна:

Тут момент тонкий. С одной стороны, конечно, есть вариабельность звучания на разных людях. Да и как ей не быть, если у одного индивида кожа сухая и холодная, у другого - горячая, и так далее. Понятно, что если мы наносим на кожу смесь веществ с разной температурой кипения, то от того, какова температура кожи (и окружающей среды!!!), будет зависеть динамика испарения этой самой смеси. Например, если смешать спирт и ацетон и выплеснуть на горячую плиту - пахнуть будет все вместе: и спирт, и ацетон. Если эту же смесь вылить на холодный стол - сначала мы почувствуем преимущественно запах ацетона, потом - спирта и ацетона вместе, потом - преимущественно спирта. Аналогично происходит с кожей и духами.
И это подталкивает нас к тому, чтобы, по возможности, уйти от мифологии и сочинительства. Все эти «цветы на мне не звучат» и так далее имеют, по большому счету, ту же самую физическую причину. Плюс смешение с собственным запахом тела, когда он ярко выражен.
Тем не менее, несмотря на вариабельность звучания, всегда можно понять, какой это аромат. Проводя аналогию, человека можно одеть в шубу, можно в плавки, можно в платье. Что-то подходит этому человеку и конкретной ситуации лучше, что-то хуже, но нельзя сказать про товарища в плавках – «О, это же совсем другой человек!». Да тот же! И не надо создавать мифов там, где есть логика.

Миф №13

Натуральные ароматы обладают сложным богатым звучанием, а синтетические – это как краткое изложение «Евгения Онегина» на двух листах.

Матвей:

У натуральных и у синтетических компонентов своя роль и своя функция. Как правило синтетика создаёт крепкий скелет аромата и наделяет его столь любимыми многими свойствами типа стойкости и шлейфовости. Натуральные компоненты придают аромату глубину, объём и насыщенность деталями.

Натуральные эфирные масла сами по себе как бы природные духи, самостоятельные композиции со своим характером, историей, развитием и драматургией. Сочетать множество натуральных ингредиентов сложно, потому что эти истории начинают наслаиваться и это приводит к некоторой невнятности и сумбуру. Вспомните десять своих самых любимых песен. А теперь представьте, что все десять играют одновременно. Получится ли в результате музыка, которая в 10 раз прекраснее? Нет, получится шум и какофония.

Анна:

Некоторые синтетические ароматы действительно созданы в эстетике минимализма – взять хоть аромат из одной молекулы. Современное быстрое, клиповое сознание диктует свои условия тем, кто создает ароматы и продает их. Натуральная парфюмерия изначально относится к нишевой, у нее другая целевая аудитория, и есть возможность делать более медленные, подробные истории. Конечно, натуральные материалы сами по себе имеют совершенно иную эстетику и сложное звучание, соответственно, и композиции из них развиваются медленно, и звучат довольно необычно.

Но сводить всю «не-только-натуральную» парфюмерию к духам из одной молекулы – огромная ошибка. Во всех сферах есть минималисты и любители объемных, сложных произведений. Это в первую очередь зависит от замысла автора композиции, а не от материала.

Когда-то у меня уже был опыт использования твердых духов, привезенных из самой Франции. Но состав тех духов был полностью синтетическим, хотя аромат - довольно интересным. А мне же давно хотелось попробовать натуральные духи! Однако нишевая натуральная парфюмерия стоит довольно дорого, а вот твердые духи от крымской "Мануфактуры Дом Природы" - совсем недорогое приобретение, купила их с удовольствием, ведь они состоят только из природных компонентов .

Прочувствовано на себе: чем дольше пользуешься натуральной косметикой и парфюмерией, тем более резкими и отталкивающими начинают казаться синтетические парфюмы (хотя не все, не все... ). А дело все в том, что эфирные масла гораздо сложнее по своей формуле и тоньше воспринимаются обонянием. Это все равно что привыкшему к классической музыке человеку включить рок))

Возможно, моя позиция временна, но пока я ощущаю именно так

Из имеющегося ассортимента твердых духов этого производителя (а их в целом 9 видов) я послушала каждый из ароматов и более всего мне приглянулись именно "Флер Д"Оранж".

"Ваниль" и "Жасмин" тоже понравились мне, они весьма женственные, но это, скорее, моно-ароматы, т.е. ароматы с одной нотой, а "Флер Д"Оранж" сочетает в себе несколько главенствующих нот, создающих сложную мелодию парфюма.


Описание производителя:

Этот теплый, светлый, слегка терпкий запах, созданный на основе яркого, притягательно-бархатистого аромата нероли – как будто улыбка самого солнца.

Место покупки : оффлайн-магазин крымской косметики, г. Судак. Духи можно купить и в интернет-магазине на сайте производителя .

Цена : я покупала за 180 рублей. В ИМ - 220 рублей.

Упаковка : алюминиевая баночка, помещенная в картонную коробку. Вес: 10г.


Состав .

И тут информация разнится: на сайте один набор ингредиентов, на баночке - другой. По всей видимости, состав изменили.

Состав с сайта:

масло персиковых косточек, жожоба, пчелиный воск, канделильский воск, воск лайма, эфирные масла нероли, мандарина, жасмина, кедра, сандала, абсолют нероли.

Состав на баночке:


Как видим, в новом рецепте мандарин заменили апельсином, убрали кедр, жасмин и сандал, придающие, с одной стороны, бОльшую стойкость, но вместе с тем и утяжеляющие аромат.

Текстура . Твердые духи - они и есть твердые. Однако при соприкосновении с кожей плавятся, или, выражаясь образно, тают.


Наносятся легко и просто - пальцем. Несмотря на то, что основа духов - масляная, они не делают кожу жирной (ну если не намазывать их как масло на бутерброд), не забивают поры, не вызывают раздражения (при условии, что у вас нет аллергии на компоненты).

Наносить предпочтительно на локтевые сгибы, запястье, ямочку над ключицей, за ушками. Можно нанести и на другие зоны, если желаете пахнуть поярче.

Аромат , на мой взгляд, волшебный - радостный, позитивный, чувственный, теплый, женственный . Скорее цветочный, чем цитрусовый, хотя легкая доля кислинки немного ощущается. Странно, что в составе на баночке не указан жасмин - мне кажется, что он есть.

Мне нравится запах нероли, в честь которого и назван аромат (ведь эфирное масло нероли добывают из цветков апельсина, что по-французски - "Флер Д"Оранж"). Однако в одиночку он звучит тяжеловато, а вот в сочетании с другими, более легкими маслами (как здесь - апельсин) - самое то!

Выраженность , яркость духов несильная (хотя все зависит от степени щедрости, с которой наносятся духи), окружающие чувствуют их лишь на близком расстоянии. Не ждите от них шлейфа в полкилометра (и вообще - шлейфа не ждите))). Эти духи - скорее, для интимного расстояния и для себя любимой.

Стойкость духов средняя. Я чувствую их на протяжении примерно часов 4.

Вообще натуральные духи редко пахнут сильно и долго . Всё зависит от того, какие эфирные масла включены в состав: если это лёгкие, летучие масла (например, цитрусовые), то их аромат исчезает довольно быстро; тяжёлые эфирные масла (сандал, жасмин) держатся дольше.

Кроме того, в натуральных духах, как правило, нет фиксаторов, которые удерживают аромат на протяжении длительного времени.

Духи очень нежные , и оттого их можно использовать в любое время года - даже летом они не будут давить ни на ваш, ни на посторонний нос. А зимой будут согревать теплотой летнего солнца.

Аромат можно носить в любое время суток - утром он деликатно разбудит вас свежестью цитруса, вечером - создаст уютную и интимную атмосферу пленительным запахом нероли...

Эти духи подойдут любой, кто ощущает себя настоящей Женщиной, независимо от возраста, кто чувствует в себе потенциал теплоты, загадочности и любви.

Вот как-то так...

А в заключение приведу слова одной известной женщины:

Духи не должны пахнуть как роза, или как ландыш, они должны пахнуть как женщина

© Коко Шанель

Так вот, эти духи - как раз такие!

Возможно, вам нужны именно они

Попользовавшись примерно с месяц, я нашла духам еще одно применение - использую его в качестве дезодоранта : на чистые сухие подмышки масляные духи ложатся превосходно! Одежду не пачкают, запах пота в стандартных ситуациях не появляется (хотя на потоотделении это никак не сказывается). При физической нагрузке, конечно, духи вряд ли справятся, но все же отчасти перебьют дурной запах.

Мне кажется, производителю стОит задуматься о выпуске духов в стике, чтобы было удобнее использовать их в этом качестве.