Классической или. Отличие акустической и классической гитар. Принцип классической музыки



Классический

Класси́ческий

прил. , употр. сравн. часто

Морфология: нар. класси́чески

1. Произведение, работу и т. п. называют классическими , если они созданы классиком, человеком, который является образцом для подражания, авторитетом для других.

Классическая литература, музыка. | Классическая философия, богословие.

2. Какие-либо действия, поступки, явления и т. п. называют классическими , если они типичны, характерны для чего-либо, кого-либо.

За окном виднелся классический городской пейзаж. | У него появился классический кашель курильщика. |

нар.

Суд он провёл классически!

3. Классическим стилем называют простой, строгий, традиционный стиль, который не подвержен изменениям.

Классический английский костюм. |

нар.

На стенах висят классически строгие афиши.

4. Классическим называется то, что относится к классицизму как направлению искусства, архитектуры.

Классическая комедия.

5. Классическим называют то, что относится к античности, к миру древних греков и римлян.

Классические языки. | Великие писатели классической древности.

6. Классическим называют то, что связано с изучением античности, древнегреческого и латинского языков и античной литературы.

Классическое отделение филологического факультета. | Получить классическое образование.

7. Внешность, фигуру, черты лица называют классическими , если они соответствуют представлениям о красоте в античном мире.

Классическая красота. |

нар.

Классически правильные черты.

8. Классическими танцами называют танцы, в которых танцоры двигаются по определённым, традиционным правилам.

Она решила заняться классическими танцами.

Бальные танцы

9. Классической борьбой называют вид спортивных состязаний, появившийся в древние времена, когда два борца могут захватывать друг друга и класть на лопатки.

Соревнования по классической борьбе.

10. Классическим в разговорной речи называют то, что является лучшим, образцовым.

Пироги она печёт классические!


Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "классический" в других словарях:

    1) латинский или древне греческ. 2) вообще образцовый, лучший. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. КЛАССИЧЕСКИЙ Образцовый. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов… … Словарь иностранных слов русского языка

    См. образцовый... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. классический лучший, правильный, строгий, образцовый; античный, древний; умереть и не встать, нет слов, кайфовый,… … Словарь синонимов

    классический - ая, ое. classique adj., m.1. Созданный образцовым древним (древнегреческим или древнеримским) автором. А к таким нужнейшим книгам по единогласному всех ученых разсуждению принадлежат наипаче древние классические Авторы. ЕС 1763 1 271. // Сл. 18… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - [аси], классическая, классическое. 1. Созданный классиком, свойственный классику (в 1 знач.; книжн.). Классическая музыка. Классический труд по химии. || перен. Замечательный, отличный (разг.). Докладчик классически (нареч.) отвечал оппонентам. 2 … Толковый словарь Ушакова

    Классический - Классический ♦ Classique Этимологически – автор первого порядка (от латинского classicus, т. е. первоклассный). В дальнейшем с легкой руки не слишком последовательной педагогической традиции классиками стали называть авторов, изучаемых «в … Философский словарь Спонвиля

    КЛАССИЧЕСКИЙ, ая, ое. 1. см. классицизм. 2. Являющийся классиком (в 1 знач.); созданный классиком, классиками. Русские классические писатели. Классическая литература. 3. Античный, относящийся к древней греко римской культуре. Классические языки.… … Толковый словарь Ожегова

    классический - — Тематики защита информации EN classical … Справочник технического переводчика

    I прил. 1. Созданный классиком [классик I], классиками; совершенный, образцовый. 2. Лучший в своём роде; превосходный. II прил. Особенно характерный; типичный. III прил. 1. Связанный с миром древних греков и римлян; античный. 2. Связанный с… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    I прил. 1. Созданный классиком [классик I], классиками; совершенный, образцовый. 2. Лучший в своём роде; превосходный. II прил. Особенно характерный; типичный. III прил. 1. Связанный с миром древних греков и римлян; античный. 2. Связанный с… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Классический танец , Н. П. Базарова , Учебник, написанный опытным педагогом и методистом Ленинградского хореографического училища им. А. Я. Вагановой, включает методику преподавания в средних классаххореографического училища.… Категория: Танец. Балет. Хореография Издатель: Искусство ,
  • Классический сирийский язык , Акопян Арман Егишевич , "Классический сирийский язык"-первый русскоязычный учебник сирийского языка (т. е. эдесского диалекта арамейского языка), одного из важнейших языков восточного христианства. Учебник… Категория:

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФГОУ СПБГЭУ

Кафедра управления и планирования социально-экономических процессов

Эссе

По теме: «Роль классической или административной школы управления в практике современного менеджмента»

Выполнила: студентка группы ЭВ-201

Редина Анастасия

Проверил преподаватель, доцент

Сулейманкадиева Алжанат Эльдеркадиевна

Санкт-Петербург 2012

Сод ержание

Введение

1. Предпосылки создания теории, ее цели и задачи

2. Основатели административной школы управления (1920-1950)

3. «Теория администрации» А. Файоля

Заключение

Список использованной литературы и сайтов

Введение

Управление - искусство, подобно медицине или инженерному делу, которое должно полагаться на лежащую в его основе науку - концепции, теории, принципы и методы.

Основными задачами науки управления являются изучение и практическое применение принципов развития всей совокупности управленческих целей, разработке планов, создании экономических и организационных условий для эффективной деятельности трудовых коллективов. Изучение и овладение этими закономерностями является необходимым условием совершенствования управления общественным и частным производством, улучшения экономической инфраструктуры и подъема народного хозяйства страны.

Еще Сократ утверждал, что главным в управлении является поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним задач. .

Управление в условиях рынка получило название менеджмента. Менеджмент - это управление социально-экономическими организациями в условиях рыночной экономики, цели которых, как правило, являются экономическими.

Вся история менеджмента была связана с двумя подходами к управлению фирмой. Первый из них устремлял внимание на управлении операциями, техническую сторону производственного процесса, другой - на управлении трудовыми ресурсами, прежде всего изучая психологические факторы, мотивацию, стимулирование человеческой деятельности.

В истории управления выделяют следующие школы менеджмента:

1. рационалистическая школа управления;

2. классическая (административная) школа;

3. школа человеческих отношений;

4. бихевиористская школа;

5. школа принятия управленческих решений.

Возникновение современной теории управления часто связывают с именем Фредерика Тейлора, бывшего безусловным лидером всего движения научного менеджмента. Однако в его трудах рассматриваются прежде всего проблемы управленцев низшего звена, непосредственно взаимодействующих с рабочими. Пионером в разработке принципов руководства на высшем уровне был Анри Файоль - основатель административной школы управления (подробнее о нем будет упомянуто позже). Он выделил в 1916 году 5 "элементов" и 14 "принципов" менеджмента. Работы Файоля, а также тех, кто после него писал о планировании, организации и контроле - прежде всего Джеймса Муни, Алана Рейли, Лютера Гьюлика и Линдэлла Урвика, - лежат в основе современной теории управления. Их работы объединяет стремление к составлению кодекса универсальных правил, на основании которых в каждом случае можно было бы принимать наилучшие управленческие решения. Эти правила воспринимались ими как нечто большее, чем просто обобщение их богатого профессионального опыта. Скорее, они верили, что формулируют законы, действующие везде и всегда, подобно законам природы.

Условно открытые ими принципы можно разделить на три группы:

1. Принципы, описывающие функции управления (Анри Файоль);

2. Общие принципы построения организационной структуры (Джеймс Муни и Алан Рейли);

3. Свод синтетических правил, объединяющих менеджмент, организацию и государственное управление (Лютер Гьюлик и Линдэлл Урвик).

В целом, если изучить хронологию развития менеджмента, то можно сказать, что на каждом этапе становления управленческой мысли открывались новые идеи, выявлялись закономерности. Акценты переносились с технологических процессов на человеческие отношения. Человек в организации рассматривался и как элемент системы, и как неповторимая индивидуальность со своими потребностями и социальными проблемами. Но в самом начале становления науки менеджмента внимание исследователей устремлялось на процесс управления предприятием в целом. Созданная А. Файолем административная школа менеджмента, отвечая на требования времени, изучила управление на предприятии как систему, сделав администрирование объектом внимания науки.

Целью данной работы является изучение основной концепции административной школы, рассмотрение общих принципов теории администрации, их актуальность и значение в настоящее время, а также вклад классической школы в развитие современного менеджмента.

менеджмент школа административный файоль

1. Предпосылки создания теории, ее цели и задачи

Прогресс человеческой культуры отражается на всех сферах жизни деятельности общества и, прежде всего, на способе производства, господствующем в нем в заданный момент времени. Усложнение способа производства отражается и на организационных формах, в которых осуществляется производственный процесс.

Я считаю, что актуальность проблем организационного управления обусловлена возможностью повышения отдачи на вложенные ресурсы путем совершенствования способа их соединения, т.е. организационной структуры. В этой связи к исторически первой модели трех факторов производства (земля, труд, капитал) добавляется четвертый - предпринимательские способности, которые в широком смысле можно трактовать как выгодные свойства организационной структуры производственного процесса. Оказалось, что за счет совершенствования организационной структуры можно извлекать прибавочную стоимость дополнительно к результатам использования других факторов производства, причем не только не повышая, но иногда и снижая интенсивность их использования.

Разработка проблем научного управления, развернувшаяся в начале XX столетия и сосредоточившая свое внимание на деятельности и специализации руководителя, столкнулась с необходимостью анализа построения и создания принципов функционирования организации в целом. Ответом на эту потребность практики стали работы Анри Файоля, предложившего ряд организационных принципов, необходимых для эффективного управления компанией.

Обобщая свои многолетние наблюдения, Файоль создал «теорию администрации» и достиг известности благодаря своим идеям, которые, однако, были приняты слишком поздно. Лишь в 1916 был опубликован труд Файоля "Основные черты промышленной администрации - предвидение, организация, распорядительство, координирование, контроль". Этот труд - основной вклад Файоля в науку об управлении.

Файоль утверждал: управлять - означает вести организацию к ее цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся в ее распоряжении ресурсов. Понятие «управление», по его мнению, объединяет в себе шесть основных функций:

Техническая (технологическая) деятельность (производство, обработка, применение).

Коммерческая деятельность (покупка, продажа, обмен).

Финансовая деятельность (поиски и оптимальное использование капитала).

Обеспечение безопасности (защита собственности и людей).

Отчетная деятельность (инвентаризация, балансовый отчет, расходы, статистика).

Деятельность по управлению (планирование, организация, распоряжение, координация, контроль).

В предпринимательстве, в простом или сложном, большом или малом, всегда присутствуют эти шесть групп деятельности или их существенные функции. Эти шесть групп деятельности будут присутствовать во всех сферах бизнеса, но в различной степени.

С возникновением административной школы специалисты начали постоянно вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом. Авторы, которые считаются создателями школы административного управления, более известной как классическая школа, имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. «Классики» старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам несомненно приведет организацию к успеху.

2. Основатели административной школы управления (1920-1950)

«Приверженцы классической школы, как и те, кто писал о научном управлении, не очень заботились о социальных аспектах управления. Их работы в большей степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии». Представители классической школы в управлении старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организации. Определяя основные функции бизнеса, теоретики - «классики» были уверены в том, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения или рабочие группы. Такими функциями традиционно считались финансы, маркетинг и производство.

Основные положения школы:

* Развитие принципов управления;

* Описание функций управления;

* Систематизированный подход к управлению всей организацией.

Анри Файоль (1841 - 1925гг.) - французский ученый, «отец» менеджмента. Внес огромный вклад в развитие менеджмента как науки. Разработал ряд универсальных принципов управления.

Анри Файоль почти всю свою сознательную жизнь проработал во французской компании по переработке угля и железной руды. Центром внимания Файоля была управленческая деятельность, и он считал, что его успех в качестве менеджера связан с тем, что он правильно организовывал и осуществлял свою работу. Более того, он считал, что при правильной организации работы каждый менеджер может добиться успеха. В некотором смысле Файоль имел аналогичный с Тейлором подход: он стремился найти правила рациональной деятельности. Особенность учения Файоля состояла в том, что он изучал и описывал особый вид деятельности - управление, чего в таком виде, как это сделал Файоль, никто до него не делал.

Важную роль в развитии идеи административной школы сыграли Л. Урвик, Д. Муни и др., рассматривающие деятельность организаций с точки зрения широкой перспективы и пытающиеся определить общие характеристики и закономерности организаций в целом.

Принципы управления - это основные правила, определяющие построение и функционирование системы управления, важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления. По утверждению Файоля, принципы - это маяк, помогающий ориентироваться. По Файолю, источник эффективности системы управления заключается в собственно управленческих процедурах, установлении и применении правильных принципов управления.

Рассматривая организацию как специфический вид деятельности, Файоль сформулировал следующие 14 принципов управления применительно к деятельности высшего звена управления:

1.Разделение труда - специализация работ, необходимая для эффективного использования рабочей силы (за счёт сокращения числа целей, на которые направляются внимание и усилия работающего).

2.Полномочия и ответственность - каждому работающему должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за выполнение работы.

3.Дисциплина - рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководителем предприятия, менеджеры должны применять справедливые санкции к нарушителям дисциплины.

4.Единоначалие - работник получает распоряжения и отчитывается только перед одним непосредственным начальником.

5.Единство действий - все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану.

6.Подчинённость личных интересов - интересы организации имеют преимущества перед интересами индивидуумов.

7.Вознаграждение персонала - получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд.

8.Централизация - естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности.

9.Скалярная цепь - неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников»).

10.Порядок - рабочее место для каждого работника и каждый работник на своём рабочем месте.

11.Справедливость - установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи.

12.Стабильность персонала - установка работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, так как высокая текучесть снижает эффективность.

13.Инициатива - поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ.

14.Корпоротивный дух - гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий («в единении сила»).

Файоль считал, что данные принципы универсальны и что их применение должно носить гибкий характер и учитывать ситуацию, в которой осуществляется управление. Он отмечал, что система принципов никогда не может быть завершена, напротив, она всегда остается открытой для дополнений, преобразований, основанных на новом опыте, анализе. Поэтому число принципов управления неограниченно.

Я считаю, что некоторые приведенные принципы обращены к человеческому фактору. Файоль показал, что менеджмент, предназначенный в основном для организации производственных процессов, основан на знании психологии и что учет человеческого фактора в управлении крайне важен. Также хочется отметить, что многие принципы управления до сих пор имеют практическую ценность.

3. «Теория администрации» А. Файоля

А. Файоль впервые предложил рассматривать собственно управленческую деятельность как самостоятельный объект исследования. Он выделил пять основных элементов, из которых, по его мнению, складываются функции администрации: прогнозирование, планирование, организация, координирование и контроль.

1. Прогнозирование - один из компонентов процесса управления, в ходе которого формулируются цели, создаются образцы и эталоны, составляющие основу управленческого контура в организации. При этом важно, чтобы не только планировались общие цели, но и обозначались этапы их достижения, обосновывались ресурсные возможности для достижения целей и обеспечения выполнения нормативов. По А. Файолю, управление означает взгляд вперед, и процесс предвидения и планирования является центральным в предпринимательской деятельности, т. е. менеджер должен оценивать будущее и предвидеть его. Для эффективного функционирования организации необходим план, который обладает единством, неразрывностью, гибкостью и точностью. Эти характеристики реализуются следующим образом:

а) задачи каждого подразделения организации связаны друг с другом (единство);

б) проводится как краткосрочное, так и долгосрочное планирование (неразрывность);

в) имеется возможность адаптировать план к изменяющимся обстоятельствам (гибкость);

г) осуществляется предсказание направления действия (точность).

2. Планирование основано на соединении целей организации и ее подразделений со средствами для их достижения. Вместе с тем планирование косвенно является инструментом контроля, так как оно не только устанавливает цели, нормативы и эталоны деятельности, но и определяет границы отклонений от норм, нарушение которых обусловливает принятие координирующих решений.

3. Организация - функция органа управления организацией, сущностью которой является создание самой управленческой структуры организации, т. е. обеспечение необходимого уровня формализации, привлечение в организацию ресурсов и формирование условий, необходимых для ее нормальной работы, а именно:

а) формирование системы отношений власти и подчинения, исключающей двойное подчинение и имеющей приемлемые нормы управляемости;

б) обеспечение руководителей всех уровней требуемыми прерогативами и ресурсами власти;

в) определение системы санкций за нарушение норм организации;

г) выработка ролевых требований для каждого члена организации и границ каждой роли;

д) обеспечение условий и ресурсов для выполнения ролевых функций каждым членом организации

Кроме того, в функцию организации следует включать все действия, связанные с конструированием коллектива организации и ее подразделений. Очевидно, что для руководства осуществлением этой функции наиболее подходит лидер-организатор - самый авторитетный член организации именно на момент создания структур. Как правило, такому лидеру не интересна обыденная, повседневная работа; ему нужно кипение жизни и созидание.

4. Необходимость в координации доказана многими исследователями. При строгом разделении труда по горизонтали и вертикали особо важной становится координация деятельности. Необходимо создание формальных механизмов координации, в противном случае совместная деятельность окажется невозможной, а отдельные функциональные области или лица будут сосредоточиваться на обеспечении своих интересов, а не всей организации в целом. Одним из механизмов координирования является формулирование и сообщение всем сотрудникам целей организации, а также каждого из её подразделений в связи с этим общими целями.

5. Контроль - наиболее важная функция управления, конечный итог всей управленческой деятельности основными моментами осуществления контроля являются следующие:

а) выбор способа контроля, например, руководитель может изначально выбрать жесткие способы контроля выполнения заданий или, наоборот, предоставить подчиненным реализацию функций контроля (через групповое давление и правила соблюдения групповых норм);

б) выбор масштаба контроля или частоты и силы вмешательства руководителя в процесс изготовления продукта;

в) выбор метода положительного или отрицательного стимулирования для достижения наименьшего отклонения от плановых норм.

Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что в своем эссе я стремилась четко и кратко изложить информацию об основных положениях административной школы менеджмента, а также о взглядах и идеях А. Файоля. Также, в процессе исследования материала, я в общей мере поняла всю актуальность и злободневность данной темы, ее научные взгляды и идеи, которые необходимо знать каждому в настоящее время. Я думаю, что подготовка современных менеджеров-профессионалов невозможна без знания истории развития менеджмента в целом. Менеджмент развивался на протяжении веков, прежде чем превратился в самостоятельную отрасль знания, науку.

Школа административного управления оказала значительное влияние на практику современного менеджмента. Труды выдающегося ученого Анри Файоля имеют большой успех во все времена. По моему мнению, главный вклад в теорию управления, который он внес, состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация.

Заслугой Файоля является также вывод о том, что не только инженерно-технические работники, но и каждый член общества нуждается в той или иной степени в знании принципов административной деятельности. Применение теории Файоля в практической работе руководителя даст возможность:

Правильно определять приоритеты в вашей работе;

Правильно ее планировать;

Быстро и эффективно выполнять корректирующие действия.

Зная эти теории, руководитель сможет взглянуть на стоящие перед ним проблемы как бы со стороны. Это позволит ему определиться в своем окружении и увидеть решаемые проблемы в их взаимосвязи с другими, следовательно, найти "точку отсчета" для начала работы и уточнить проблемы; оценить целесообразность своих действий; уточнить, каких ресурсов не хватает для эффективного решения проблем. Все это поможет найти новые способы и пути решения проблем организации.

Многие компании и по сей день используют в своей работе принципы управления, разработанные А. Файолем.

В дальнейшем многие исследователи занимались изучением и теоретическим описанием принципов управленческой деятельности, однако все они были только последователями Файоля, развивавшими, дополнявшими и конкретизировавшими его учение. Этот факт в очередной раз доказывает, что Анри Файоль совершил неимоверный вклад в развитие науки менеджмента, а также разработал универсальные принципы и методы, которые до сих пор имеют практическую ценность.

Список использованной литературы и сайтов

1. Семенова И.И. История менеджмента: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 222с

2. http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/menedzhment.html

3.http://fictionbook.ru/author/l_i_dorofeeva/menedjment_konspekt_lekciyi/read_online.html?page=1

4. http://www.likebook.ru/books/view/142825/?page=1

5. Общая редакция Т.Н. Лосевой

«Эволюция теории и опыт эффективного управления за рубежом: Учебное пособие», 2008

6. http://de.ifmo.ru/bk_netra/page.php?tutindex=3&index=5 Развитие теории и практики менеджмента

7. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоурн Ф. Основы менеджмента с.67

8. Учебник по менеджменту. МГУЛ, 1998г.

9. http://dps.smrtlc.ru/Int_Encycl/Man_princ_of.htm

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Классическая школа и вклад А. Файоля, Л. Урвика, Д. Муни в ее развитие. Развитие идей школы классического менеджмента в современное время. Общие направления совершенствования муниципального управления. Анализ признаков классической школы в управлении.

    курсовая работа , добавлен 10.09.2008

    Сущность и содержание менеджмента как научного направления, предпосылки и факторы его становления, этапы и направления развития, дальнейшие перспективы. Основные принципы управления административной школы, ее выдающиеся представители и достижения.

    курсовая работа , добавлен 02.07.2015

    Развитие и становление взглядов представителей административной школы и школы научного управления по вопросам, касающимся управления производством, их сходства и различия. Достижения развития науки управления, применяемые в современном менеджменте.

    курсовая работа , добавлен 17.04.2011

    Предпосылки создания классической школы. Положения теории Ф. Тейлора. Особенности управления с точки зрения Г. Форда и А. Файоля. Бюрократическая система М. Вебера. Применимость концепций в практике современного управления. Советы молодым менеджерам.

    курсовая работа , добавлен 12.10.2014

    Основные положения классической школы управления. Принципы и функции управления А. Файоля, Ф. Тейлора и Г. Форда. Развитие научно обоснованного знания о трудовой деятельности. Начало революции в области менеджмента. Создание "административной науки".

    презентация , добавлен 15.09.2015

    Основные направления классической школы менеджмента: научный менеджмент, административный подход и анализ бюрократии. Исходные принципы классической школы, главные задачи и принципы научного управления. Основные операции управленческой деятельности.

    реферат , добавлен 27.11.2009

    Структура административной школы. Принципы управления Анри Файоля. Формальная логика Муни и Рейли. Лидерство и скалярный принцип. Развитие классической теории в Англии. Синтетический подход Урвика и Гьюлика. Основы «классической» парадигмы организации.

    реферат , добавлен 13.10.2008

    Исторические периоды развития управленческой мысли, как предпосылки возникновения менеджмента. Эволюция управления как науки. Четыре подхода к развитию теории и практики управления. Школа человеческих отношений. Поведенческая бихевиористская школа.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2010

    Предпосылки для появления науки менеджмента. Реформы в менеджменте. Правила теоретической школы менеджмента. Классическое учение менеджмента. Принципы школы межличностных отношений. Основные положения теорий "Х" и "Y". Школы количественного управления.

    курсовая работа , добавлен 20.11.2014

    Рассмотрение понятия и сущности менеджмента. Описание особенностей классической теории управления. Изучение концепции школы человеческих отношений. Принципы научной школы управления. Характеристика управления революции во второй половине 20 века.

Для корпуса кухонь в России самым распространенным типовым стандартом выбора плитного материала является ламинированная ДСП (древесно стружечная плита). Это самый недорогой материал для корпуса. Его недостаток - рыхлость и в итоге низкая прочность для кухонной конструкции. Его преимущество - материал покрыт финишной пленкой и обеспечивает высокую скорость производства. Нарезал, оклеил кромки, соединил детали и корпус готов.

У многих людей есть опыт наблюдения за мебелью из ламинированного ДСП. Очень часто мне лично приходилось наблюдать как такая мебель просто разваливается по швам. Детали такой мебели между собой держатся очень слабо, а также очень часто расшатываются петли. Как и многие другие люди, я не люблю этот материал.

МДФ

Для корпусов кухонь в России реже, но все таки используют такой плитный материал как МДФ (плита средней плотности). Это не самый дорогой материал для корпуса, но все же более дорогой по сравнению с ДСП. Его преимущество - материал имеет хорошую плотность и при использовании хорошей системы крепежа обеспечивает прочность конструкции высокого качества. Его недостаток - поставляется на кухонные фабрики в ограниченном ассортименте финишного покрытия (только белый цвет) и в большинстве случаев требует дальнейшей обработки (шпонировка, покраска), что снижает скорость производства и усложняет процесс обработки.

Когда я работал на сборочном кухонном производстве, то мне довелось с 2003 года и в течение 5 лет наблюдать за мебелью из ДСП. Выработалось в итоге некоторое отторжение и недоверие ко всем современным инженерным материалам. С МДФ особо не сталкивался, но в период с 2008 по 2014 год особо недолюбливал и его. Работал только с деревом и фанерой. Однако все в жизни меняется. Я всегда открыт новой информации, к мнению других людей и спокойно отношусь к критике, поэтому довелось поработать и с МДФ. За работу с МДФ я брался с осторожностью и все таки взялся. Практические действия показали, что при использовании хорошей системы крепежа современные плиты МДФ - очень хороший плитный материал, лишенный такого недостатка фанеры как коробление. Это свойство МДФ позволяет строить большие кухонные проекты современных кухонь самого высочайшего качества идеальной геометрии.


Фанера

Для корпуса кухонь в России самый редкий материал и к тому же самый дорогой. Его преимущество - максимальная прочность конструкции. Всем известно, что из фанеры строят даже дома. Есть и недостатки - материал всегда идет без финишного покрытия (голое дерево). В итоге фанеру для получения финишного вида требуется шпонировать, шлифовать, морить, красить. Это значительно замедляет процесс ее обработки и делает весь процесс производства существенно более затратным. Есть и еще один недостаток - этот материал как и натуральное дерево может несколько коробить. Поэтому для проектов современных кухонь он подходит не лучшим образом. Хотя для классических кухонь, имеющих сложную структуру фасада, маскирующую явления коробления, степень его коробления вполне приемлемая и не мешает строить кухни самого высочайшего качества. На сегодня этот материал больше все таки пользуется популярностью на кухонном рынке северных стран Европы (Великобритания, Скандинавия). Этот материал позволяет строить большие классические кухни самого высокого уровня. Все же в некоторых случаях фанера можем оказаться лучшим материалом и для современных кухонных проектов. Однако в конкретном случае применимость фанеры к тому или иному современному дизайну всегда лучше оценит только специалист.


Стандарты выбора плитного материала

Исходя из своего практического опыта наблюдения за кухнями и понимания свойств тех или иных плитных материалов я вывел для себя следующие стандарты выбора:

  • Для классических кухонь лучшими плитными материалами являются МДФ и фанера.
  • Для современных кухонь лучшим плитными материалом является МДФ.

Дерево и шпон

Выбор дерева для проектов классических или современных кухонь в плане учета свойств той или иной породы дерева ничем не отличается. Выбор подчинен лишь одному фактору - выбираем то, что нравится.

Твой персональный выбор дерева и шпона должен определяться тем, какая фактура и какой рисунок дерева тебе нравится, а также какой планируется цвет кухни. Тут вариантов сочетания дерева, шпона и финишной отделки просто невероятное количество и за консультацией лучше обращаться к хорошему специалисту. На хороших кухонных фабриках такие люди есть.

Представьте себе ситуацию: вы с неподдельной решимостью зашли в музыкальный магазин и попросили продавца оказать вам, казалось бы, простейшую услугу - дать самую обычную гитару. А в ответ он задает совершенно неожиданный вопрос: «Вам какую - классическую или акустическую?»…

Путаница, связанная с различиями между классической и акустической гитарой - это самая распространенная проблема. С ней сталкивается практически каждый начинающий музыкант, отправившийся за покупкой своего первого музыкального инструмента без должной подготовки. Притом, что между классическим и акустическим инструментом, конечно, больше сходств, чем различий, они все же представляют собой два совершенно разных инструмента, подходящих для своих конкретных целей. А чтобы и вы не присоединились к числу растерявшихся покупателей, но были точно уверены в том, какой инструмент вам нужен, вам следует ознакомиться с данной статьей, в которой приведены все различия между акустической и классической гитарой.

Современно vs. Традиционно

Итак, начнем с азбуки гитарного дела. Классические гитары, также известные как испанские гитары или испанки, исторически появились раньше остальных видов гитар. На сегодняшний день они используются, в основном, для обучения, в том числе и в высших музыкальных учебных заведениях, и для исполнения классической или испанской музыки. Этим, впрочем, назначение классической гитары не ограничивается, она также хорошо подходит для исполнения простых песен и мелодий, которые не требуют особенно сложных приемов.

Акустическая гитара, часто встречающаяся под названием «эстрадная», появилась значительно позже и применяется она для игры в самых разных современных стилях. Различные формы гитары используются для исполнения современных эстрадных песен или мотивов, легкого рока, кантри, блюза или джаза. Исполнить даже простую классическую мелодию на таком инструменте будет достаточно сложно, но зато он отлично подходит для сценической работы, давая более звонкий и громкий звук.

Сегодня гитары не в форме

Если поставить рядом два самых обычных экземпляра классической и акустической гитары, то между ними будет даже сложно заметить особенные различия. Как правило, классическая гитара просто немного меньше по размеру, не обладает вариациями в форме и не отличается оригинальной отделкой. Акустические же гитары могут быть разных форм и строений, в зависимости от того, для какого рода музыки они предназначены. Наиболее распространенными формами акустики являются «Вестерн», «Джамбо», «Гранд Аудиториум», «Кантри» и другие. Корпус акустической гитары несколько больше, что позволяет достигнуть более мощного резонанса, а отделки акустических инструментов представлены в самом широком разнообразии. И все же, различия в форме и внешнем строении двух типов гитар незначительны для качества звука и возможностей игры.


Особую роль в качестве и чистоте звучания, конечно, играет материал, из которого изготовлены инструменты. Однако и здесь особых различий не найти. Топы практически всех классических гитар изготавливаются из ели или кедра, а остальная часть корпуса - из махагони. Среди акустических гитар можно обнаружить большее разнообразие используемых материалов, корпус инструментов может быть изготовлен из самой разной древесины, что, конечно, сказывается на музыкальных качествах инструмента и определяет его пригодность для исполнения в том или ином стиле.

Грифы бывают разные


Одним из важнейших различий между классической и акустической гитарой являются их грифы, что во много определяет выбор того или иного музыкального инструмента. Гриф классической гитары в основном изготавливается из цельного массива дерева, он широкий, плоский, короткий и обладает нерегулируемым прогибом. На акустической же гитаре, напротив, в большинстве случаев
устанавливается гриф из нескольких слоев различного дерева, часто оснащенный специальным металлическим стержнем - анкером, который компенсирует натяжение струн, а также делает инструмент более прочным и устойчивым в отношении внешних воздействий и атмосферных изменений. Гриф акустического инструмента уже, может быть выполнен в разнообразной форме, а его прогиб, как правило, регулируемый.

Каждый тип инструмента обладает своими особенностями, приспособленными для его предназначения. Широкий и плоский гриф классической гитары, обеспечивает дальнюю расстановку струн и ладов, что делает игру простых мелодий особенно удобной и подходящей для начинающих музыкантов. Однако такое строение инструмента может вызывать существенные проблемы у музыкантов с узкими кистями, которым будет попросту неудобно зажимать аккорды.

Акустика же, напротив, позволяет с большим удобством играть даже сложные мелодии при минимальной нагрузке на кисть, благодаря своему узкому грифу и близкой расстановке ладов. Однако это же создает сложности для новичков и делает затруднительной игру сложных и классических мелодий.

А теперь все вытянулись в струнку!

Любой человек, начитавшись статей о выборе гитары, скажет, что основа различий и выбора - материал, из которого инструмент изготовлен. Но, как ни странно, основное различие между акустической и классической гитарой связано… со струнами. Здесь все просто: на классику устанавливаются нейлоновые струны, а на акустику - металлические и по-другому нельзя.


В чем же отличие? - спросите вы. Ну, классика со своими нейлоновыми струнами, дает мягкий, нежный и очень богатый тембрально звук. Если у вас в руках качественный инструмент, сделанный из хорошего дерева, то вы не найдете никаких недостатков в его звучании. Помимо всего прочего, нейлоновые струны намного проще зажимать, и для новичка это действительно идеальный вариант. Акустика же дает более мощное, звонкое и «роковое» звучание благодаря металлическим струнам, что отлично годится для исполнения современных песен и композиций, а также позволяет использовать инструмент на эстраде. Кроме того, металлические струны, будучи более прочными и долговечными, дают возможность использовать разные технические приемы, как, к примеру, подтянуть струны на тон или выше. Однако зажимать такие струны намного сложнее.

Важно также и расположение струн на обоих инструментах. На акустике, по причине более узкого грифа, струны расположены намного ближе друг к другу, что возлагает меньшую нагрузку на кисть и позволяет с большей легкостью исполнять простые, не очень хитрые мелодии. Но, несложно догадаться, что близкое расположение струн на инструменте может создать много сложностей для новичка, которому будет сначала тяжело сориентировать и зажать нужный аккорд. В этом отношении выигрывает классическая гитара, струны которой расположены друг от друга намного дальше, что обеспечивает большую свободу и комфорт для неопытных пальцев.

Так что же пробивать?!

В конечном счете, выбор между классикой и акустикой зависит от предпочтений и устремлений самого музыканта. Большая часть музыкальных учебных заведений, конечно, рекомендуют к покупке классическую гитару, так как она позволяет легко освоить основные принципы игры без особой нагрузки на руки музыканта. После нее будет проще переходить на другие типы инструментов. Кроме того, классические гитары представлены в беспроигрышных и доступных вариантах, так что если вы твердо решили освоить гитару, то можете смело брать Hohner HC-06 или Yamaha C40 и приступать к работе.

С другой стороны, акустические гитары представлены в большем разнообразии и отличаются широкой областью применения. Можете учиться с ее помощью, веселить друзей перед костром или лелеять мечту о жизни на сцене. Конечно, учиться играть на акустической гитаре будет достаточно сложно в виду близкого расположения металлических струн и ее крупных размеров, однако, если сложности вас не пугают или же вы не боитесь создавать их своим ученикам, то можете начать обучение с акустической гитары и уже скоро исполнить на классике все, что пожелаете.

Несмотря на то, что на дворе 21 век, мы регулярно слышим высказывания вроде этих:

Мой стиль одежды - классический.

Мне нравится «классика»

И тому подобное…

Между тем, многие и сами не знают, что такое классика. И совсем не этот стиль носят в повседневности, хотя зачем-то именно так его называют.

Пару лет назад я делала совместный проект с Cosmopolitan. Нужно было переодеть девушек, победительниц конкурса, но не менять при этом их привычный стиль одежды. Поэтому я заранее спрашивала их о предпочтениях, а также просила предоставить несколько фото в привычной одежде.

Несколько конкурсанток описали свой стиль одежды как «классический», прислав при этом фото в черном кружеве и мини-юбках…

И это не единичный случай. За 15 лет работы в сфере создания имиджа и стиля я четко уяснила, что практически никто не знает, что из себя на самом деле представляет классический стиль одежды!

Классический стиль в одежде

Если очень коротко - когда вы говорите «классика», то перед глазами стилиста пролетает вот такой лук:

А вы что имели в виду?

Поговорим о классике? А главное о том, почему эту одежду уже не нужно носить и более того - уже даже и негде купить!

Классический стиль одежды относится к протокольным стилям. А это значит, что он консервативен и крайне строг. Люди, которые носят его, а таких уже можно по пальцам сосчитать, выполняют представительскую функцию.

Поэтому должны тщательно следить за тем, чтобы их внешний вид не вызывал противоречий или, что бывает, международных конфликтов.

Представьте себе, «классику» носят монархи, высокопоставленные чиновники, политики и дипломаты.

Понимаете, каково наше удивление, когда на ровном месте девушка, далекая от этих профессий, вдруг заявляет, что носит классику? Зачем?! И где она находит одежду в этом стиле? Ее непросто купить. Даже просто невозможно купить, если говорить о женском гардеробе. Ее почти не шьют, потому что ее нельзя продать. Так уже не носят!

Отличный пример классического стиля в женском гардеробе - сериал "Хорошая жена"/Good Wife

Классический стиль одежды - это

Костюмный стиль, «застегнутый на все пуговицы»

Без голых рук и ног (длинные рукава и колготки ВСЕГДА)

Скромная цветовая гамма (синий, серый, черный, винный, шоколад)

Натуральные ДОРОГИЕ материалы (шелк, кашемир)

Никаких принтов на одежде, только на платках

Жемчужные гвоздики и нитка жемчуга, часы с римским циферблатом

Убранные волосы и матовый натуральный макияж;

Всегда туфли с закрытым мысом с каблуком НЕ выше 5-6 см

Фиксированные фасоны одежды, которые запрещено менять и которые так и кричат #такужененосят

Это отличный набор вещей для королевы Елизаветы, но обратите внимание, Кейт Миддлтон так одевается крайне редко. Только для важных протокольных мероприятий. А Мишель Обама давно плевала и на протокольные мероприятия. Если она будет одеваться в «классику», американки ее засмеют.

Все дело в том, что общество давно пришло к выводу, что жить нужно удобно и красиво, модно и современно. Это как раз то, что запрещает «классика».

И если говорить о стиле, который напоминает нам остатки «классики» в жизни обычных людей, так это business formal - строгий и даже консервативный, деловой стиль.

Но, кого ни спроси (из тех, кто утверждал, что носит классику), деловой стиль они терпеть не могут, а считают словом ругательным и оскорбительным! Он им, видите ли, не дает выразить себя посредством одежды.

Так вот, классика вообще была придумана для того, чтобы никто себя не выражал посредством одежды, чтобы одежда «молчала», чтобы все выглядели одинаково, скромно, сдержанно, сухо и предсказуемо. Потому классический стиль одежды и канул в небытие. И его честно донашивают старшие поколения монарших особ. И то - хулиганят и нарушают! Ведь Королева Елизавета II с самого начала бунтовала против скучной палитры классического стиля.

Отличный пример необходимости использования протокольного стиля - встреча с Королевой. Елизавета II носит по протоколу "классику", а Джоли мастерски вывернулась и надела костюм в женственном стиле. Сдержанный, но декорированный сложным кроем, что недопустимо в классике. Голые пальчики Энджи - тоже американское свободолюбивое и модное хулиганство. :-)

Business formal (очень похожий на классику) нужен консервативным профессиям.

Банкиры и адвокаты, чиновники и все-все, кто должен вызывать доверие и демонстрировать надежность в работе с чужими деньгами и общественным мнением, должны одеваться так, чтобы нравиться большинству. Ну, или хотя бы производить нейтральное впечатление.

Поэтому, что касается женского консервативного делового гардероба, не случайно HR-ы умоляют:

Яркое не носить

Прозрачное, кружевное, кожаное, латексное не надевать

Леопардовое и в цветочек - ни-ни

Нижнему белью быть, но быть незаметным

Пальцы с красивым педикюром спрятать в туфлях с закрытым мысом

Высокие платформы (больше 1,5 см) оставить стриптизершам

Мини-юбки, макси-юбки и сарафаны - для отпуска и пляжа

Бесформенные трикотажи не носить, а строгие и лаконичные пиджаки надевать!

Все логично, да?

Мы до сих пор не разобрались, что имеют в виду те, кто утверждает, что носит и любит классику.

Классика или базовый гардероб?

Одна из версий - эти девушки имеют в виду базовые вещи. То есть одежду простого кроя и нейтрального цвета. Обычно в этот момент нам указывают пальцем на голубые джинсы, бежевый свитер и лодочки на огромной шпильке, трикотажное платье и хлопковую блузку (которая недопустима в классике - только шелк!).


Знакомьтесь - городской стиль/базовые вещи!

Ну, простите, красавицы, ЭТА одежда НЕ имеет никакого отношения к гардеробу Елизаветы II и классическому стилю в целом! Вы видели, чтобы Светлана Медведева приезжала в растянутом свитере на Питерский форум? Нет. Она всегда в платье-футляре с длинными рукавами или в костюме с шелковой блузкой с бантом.

Классический стиль одежды

Базовые вещи относятся к современному стилю casual, который громко и решительно, одним махом перечеркнул все, чем жила классика. Отправив ее в никуда.

И у базовых вещей есть коварная особенность. Если вы будете покупать их в нейтральных цветах (беж, серый, черный), а так все и поступают в большинстве своем, то, глядя на отражение в зеркале, вы скажете: «Как же это скучно!» И будете правы.

А теперь посмотрим на образы ниже

Совсем не скучно, да? Секрет? В каждом луке должен быть центр композиции, так называемое "ударение". Если вы покупаете базовые вещи в нейтральных тонах, то центр композиции - ВЫ! Поэтому их рекламируют на тех девушках, которые и в картофельном мешке хороши. :-)

Хотите также? Позаботьтесь о действительно подходящем вам цвете волос , правильной укладке, хорошем макияже, ухоженной коже, подтянутой фигуре (или создайте иллюзию таковой, скорректировав ее правильным кроем одежды), а также о качестве и посадке базового гардероба!

Если миссия, по каким-то причинам, невыполнима, то сместите акцент с себя на вещи. Пользуйтесь сочными цветами, создавайте необычные сочетания, используйте разнообразные фактуры, покупайте вещи с принтом. И это уже продвинутый уровень.

Помимо базы в гардеробе каждой девушки живет гора «изюма»! С этими вещами обычно полно сложностей.

Носить некуда, сочетать не с чем, «зачем-купила-не-знаю», но «во-первых-это-красиво».

Знакомо?!

Классику - забудьте. Базу - покупайте! А современных «изюмистых» стилей очень много. И если вы хотите идеальный гардероб, то вам нужно научиться сочетать вещи стильно, красиво и грамотно.

Столько всего нужно знать и уметь девушке, вооруженной кошельком, да? :-)