Формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников материал на тему. Формирование социальной личности через нравственно-патриотическое воспитание качеств дошкольника осмысленно и активно участвует в проведении календарно-обрядовых праздниках

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы патриотических и духовно-нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе духовно-нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна). Нравственное воспитание дошкольника – это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.

В условиях кризисного общества, главными приоритетами в воспитании ребенка являются его раннее развитие и обучение для обеспечения успешности и процветания во взрослой самостоятельной жизни. А такие категории, как патриотизм и духовность занимают далеко не первые места.

Недаром говорится: «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.

Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.

Цель духовно-нравственного воспитания в нашем детском саду – формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях православной культуры.

Вся работа ведется по трем направлениям:

  1. самообразование педагогов;
  2. взаимодействие с родителями;
  3. совместная деятельность с детьми.

Совместная деятельность с детьмисамое обширное и самое благодатное направление в духовно-нравственном воспитании. Разнообразие форм позволяет нашим воспитанникам с большим интересом прикасаться к азам православной культуры.

  • Праздники (традиционные «Рождество» и «Пасха», «День Ангела»);
  • чтение детской православной литературы («Детская Библия»);
  • беседы на нравственные темы («Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах»);
  • образовательные проекты («Письмо другу», «Смоленский лен», «Просветители земли русской», «Волшебная книга истории»);
  • слушание аудиозаписей (детские православные песни и сказки);
  • просмотр видеофильмов - притчи
  • рассматривание книжных иллюстраций и фотографий;
  • продуктивная деятельность.

Взаимодействие с родителямиявляется неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса в нашем ДОУ. Различные формы сотрудничества помогают педагогам в достижении поставленных целей и задач:

  • анкетирование («Отношение родителей к духовно-нравственному воспитанию ребенка»);
  • родительские собрания «Здоровье души и тела», «Нравственное воспитание детей в семье и в детском саду»).
  • папки-передвижки (Беседы о воспитании);
  • тематические выставки (выставка православной литературы «Живой родник»);
  • выставки семейного творчества («Праздник Пасхи – день весны», «Красота Божьего мира»);
  • совместные праздники (семейный праздник «Пасха», «Ангел – небесный хранитель» «Прощеное воскресение».

Все мы понимаем - ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

Гражданско-патриотическое воспитание- как одно из направлений социально-личностного развития детей- мы считаем важной частью педагогической деятельности нашего дошкольного учреждения.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне.

Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, поэтому начиная с младшего дошкольного возраста работу по патриотическому воспитанию ведём через любовь к природе, через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира.

В среднем возрасте работа по патриотическому воспитанию проходит через познание мира человека, мира природы, через формирование предпосылок морального развития ребёнка.

В старшем дошкольном возрасте через познавательное отношение к миру, через развитие основ экологической культуры, через закладывание основ уважительного отношения к другим культурам, через позицию созидателя и творца, через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности.

Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание, мы в своей работе по патриотическому воспитанию опираемся на таких авторов как, М. Ю. Новицкой программа «Наследие» и О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой - программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

В своей работе используем различные формы и методы работы:

Традиционным в ДОУ стало проведение недели Дружбы, Добра и Красоты, на которых в сердцах детей закладывается умение сострадать и сопереживать, формируется в характере, уме и душе доброта, послушание, скромность, терпение, внимание дружелюбие и, самое главное, - любовь. Для каждой возрастной группы разработаны перспективные планы по следующим направлениям: как жили на Руси; я и моя семья; моя малая и большая Родина на основе интеграции разных видов деятельности: познавательно-исследовательской, речевой, продуктивной, музыкально-художественной, чтение художественной литературы, заучивание произведений фольклора, подвижные и дидактические игры.

В годовой план ДОУ вносим участие детей в фольклорных и православных праздниках.Православные праздники и обряды - это источник познания народной души, мудрости, традиций и уклада жизни нашего народа. Они играют особую роль в качестве выражения национального характера, яркая форма отдыха детей и взрослых, объединенных совместными действиями.

  • Народные и фольклорные праздники: Масленица, День защитника Отечества, Новый год, День Победы, День Космонавтики, День знаний, День города.
  • Международные праздники - День защиты детей, День матери, Международный женский день.
  • Православные праздники - Пасха, Рождество Христово.
  • Бытовые и семейные праздники - выпуск в школу, дни рождения.

Формирование патриотических чувств проходит эффективней, если установить тесную связь с семьей. Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.

Подводя итог, хочется сказать, что гражданско-патриотическое воспитание занимало и будет занимать центральное место в воспитательной системе нашего дошкольного учреждения. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов – есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России

«Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою страну и ее народ, а так же своих соседей, другие народы и весь земной шар – и нашу большую Родину»

Д.С. Лихачев

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка.

С введением в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ключевым становится принцип интеграции, предполагающий взаимодействие образовательных областей, требующий переориентации педагогов с учебной модели организации образовательного процесса на совместную деятельность взрослых и детей. Вся деятельность основана на адекватных возрасту формах образовательной работы с дошкольниками - экспериментировании, проектировании, наблюдениях, введении проблемных ситуаций, дидактический смысл заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.

Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, я считаю, что формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.

Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).

Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы используются, как организована предметно — развивающая среда в группе.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста — одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, поселку.

Для детского сада особое значение приобретает педагогическая деятельность, направленная на развитие интереса и любви к родному краю и умение отражать все это в продуктивной деятельности, формирование эстетического отношения к окружающей действительности. Обучение основам труда и формирование представлений о социальных проблемах поселка, воспитание духовно-нравственных чувств ребенка, воспитание уважения и любви к своему дому, знакомым и друзьям.

Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием Белгородчины, Ровеньского района. Знакомясь с родным поселком, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Главной целью детского сада в патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, а также физического воспитания.

Задачами нравственно – патриотического воспитания дошкольников являются:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Напомним, что в раннем детстве ребенок освоил широкий круг предметных действий, «открыл» способы употребления предметов. Это «открытие» неизбежно привело его ко взрослому как к носителю общественного способа выполнения действий, как к образцу, с которым надо себя сравнивать. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.

Ведущим видом деятельности становится сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе.

Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном, проводится вне занятий. Знакомство с материалом не требует дополнительных занятий, а включается в разные виды деятельности, предусмотренные общеобразовательной программой (речевую, музыкальную, физкультурную, изобразительную и т.д.). На занятия выносятся темы сложные, требующие объяснения, толкования. Знания, полученные на занятиях, закрепляются в различных формах работы вне занятий. И в течение всего года считаю целесообразным возвращаться к тем темам, которые мы с детьми изучили ранее. Одна из главных задач, которую я ставлю перед собой при подготовке каждого занятия – подбор наглядного материала: это фотографии, репродукции картин, различные схемы, рисунки, макеты.

Работа вне занятий включает различные виды деятельности: наблюдения, беседы, игры, труд, изобразительную деятельность, общие или групповые мероприятия, экскурсии, походы.

Работу по патриотическому воспитанию осуществляю по следующим разделам, с целью выполнения поставленных задач.

1. «Край родной Татарстан» Цели: формировать интерес детей к жизни наших предков, обогащая новыми знаниями об исторических событиях, конкретных личностях.

2. «Мы славим город свой » Цели: расширять представления детей о родном городе, воспитывать чувство ответственности, бережное отношение к природе.

3. «Быт и традиции» Цели: знакомство детей с жилищем русских людей; расширять знания об устройстве русской избы; пробуждать интерес к русскому национальному костюму; формировать представление о христианских праздниках.

4. «Флаг, герб и гимн Российского государства» Цели: знакомство детей с государственной символикой России.

5. «Моя дружная семья» Цели: воспитывать чувство любви к близким родственникам;

6. «Великой Победе посвящается» Цели: воспитывать чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, вызвать желание быть похожими на сильных смелых российских воинов.

7. «Как чуден наш родной язык» Цели: приобщать детей к неистощимым богатствам русской литературы, произведениям местных авторов.

Параллельно с беседами, рассматриванием картин, чтением художественных произведений планирую изобразительную деятельность по краеведению («Родной дом», «Национальные узоры», «Прогулка по поселку»). Активизирую развитие воображения детей посредством применения общедидактических методов и приемов. Приобщая детей к русской и татарской культуре, рассказываю русские и татарские («Сказка о козе и баране», «Сертотмас үрдәк» , «Бияләй») народные сказки. Предлагаю послушать в аудиозаписи русские, татарские народные песни, заучиваем потешки, знакомлю детей с предметами народно-прикладного искусства. Смотрим мультфильмы на двух языках. С произведениями народного фольклора знакомлю детей в основном вне занятий. Для каждой местности характерны свои песни, сказки, хороводы. Особое место отводится знакомству с пословицами и поговорками.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, древним традициям, фольклору. Поэтому в своей работе стараюсь ежегодно проводить сезонные музыкально-игровые праздники: «Науруз», «Новый год», а также праздничные развлечения: «Масленица», «Мамин день», «Сабантуй» ,«День защитников», «Никто не забыт и ничто не забыто». Особое внимание уделяю самой подготовке праздника: знакомлю детей с особенностями праздника, устанавливаю его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с характером труда и отдыха человека.

Одним из главных условий патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности. Знакомя детей с трудом взрослых, воспитываю положительное отношение к труду, уважительное отношение к людям разных профессий, желание помогать взрослым, самостоятельно трудиться. Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, но и в желании трудиться и бережно относиться к его богатствам. Труд с общественной мотивацией организовываю в детском саду систематически, а не от случая к случаю. Дети 5-7 лет могут выполнять постоянные трудовые поручения не только по самообслуживанию, но и на общую пользу. Причём очень важно, чтобы этот труд действительно имел реальную значимость для окружающих, не был надуманным. Внимательно наблюдаю за выполнением дошкольниками трудовых обязанностей, приучая их добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели.

В дошкольный период детства происходит становление личности ребенка, раскрываются его индивидуальные особенности. Нельзя забывать, что на этом жизненном этапе самыми близкими людьми для малыша становятся воспитатели и родственники. В семье зарождаются симпатии, потребности, интересы ребенка, обозначается его характер, поэтому жизнь семьи, ее традиции, идеалы влияют на его дальнейшую судьбу. Через призму отношения ребенка к его близким можно прививать детям самые лучшие нравственно-патриотические качества характера. В своей работе с семьёй опираюсь на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В своей работе по патриотическому воспитанию использую различные формы и методы работы с родителями. В первую очередь провожу анкетирование родителей по вопросам семейного воспитания. Организовываю совместную работу детей и родителей: составление герба семьи, составление генеалогического дерева семьи. Чувство гордости, добросердечности, дружелюбное отношение к своим родственникам возникает тогда, когда ребята рассматривают свои работы. С родителями также проводятся тематические беседы, консультации по вопросам семейного воспитания

Постепенно ребёнок пронимает, что он — частица большого коллектива — детского сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становиться основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках. Нужно чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является ЧЕЛОВЕК.

1. Абрамян Л. А. О возможностях игры для развития и коррекции социальных эмоций дошкольников. — Таллин, 1984. – 80 с.
2. Божович Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна.- М.: АСТ, 1995.
3. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 4. – С. 33-35.
4. Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей // Дошкольное воспитание. – 2003. – №2. – С. 25-27.
5. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. – М., 1982.- т. 4. – 386 с.
6. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребёнка.- СПб.: Речь, 2004.- 272 с.
7. Денисенко Н.Г. Ваш ребёнок познаёт мир // Дошкольное воспитание. – 2000. — №1. – с. 100.
8. Диалоги о воспитании: (Книга для родителей). Ваш ребёнок. Педагогика семейных отношений. Когда наступает зрелость / Под ред. В.Н. Столетова, О.Г. Свердлова. – М.: Педагогика, 1980.- 320 с.
9. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста // Под общ. ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. – М.: Детский центр Венгера, 1996. – 60 с.
10. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. – Минск: Харвест, 2001. – 576 с.
11. Дошкольная педагогика: методика и организация воспитания в детском саду / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1991. – 288с.

Опыт работы воспитателя ДОУ. Индивидуализация личности

В настоящее время экономические и политические изменения привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Поэтому идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» подчёркивает, что «система образования призвана обеспечить … воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Актуальность и значимость нравственно-патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011- 2015 гг. », утвержденной Правительством РФ от 05.10.2010г. Программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание, цели и задачи в современных условиях.
Исследования проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста нашли свое отражение в работах Н. В. Алешиной, А. А. Зеленовой, JI.B. Логиновой, М. Д. Маханевой и др. Одной из главных задач является освоение ребёнком общечеловеческих ценностей, среди которых прогрессивные мыслители всегда выделяли права человека, его свободу, уважение человеческих достоинств, заботу о людях, сострадание, принятие другого человека таким, каков он есть, то, что в работах зарубежных и отечественных учёных определяется термином «толерантность». Воспитание толерантности, сегодня, является одной из важнейших проблем. А.В.Сухомлинский утверждал: «Культурный человек терпим к людям других национальностей, к инакомыслящим, не агрессивен». Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания.
Ребёнок дошкольного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Методические материалы по темам:
«Я и моя семья»
Игровые ситуации: «Порадовать маму, как это просто» развивать умение понимать чувства другого человека. Воспитатель предлагает одному ребенку взять на себя роль мамы, а другому ребенка. Разыгрывание ситуаций: «Мама болеет, «Мама пришла с работы» и т.д.
Игровое упражнение: «Мои желания» способствовать осознанию своего самочувствия, настроения, желаний.
Продуктивная деятельность:«Моя семья» составление генеалогического древа семьи. Воспитатель предлагает ребятам дома, совместно с родителями, найти фотографии и составить генеалогическое древо, потом принести свои древа в группу и рассказать другим ребятам о своей семье.
Урок доброты: «Как поделить печенье», «Почему ты грустишь, мама?»
Пантомима «Я мыл посуду и уронил чашку», «Я съел много конфет» и т.д. Воспитатель говорит детям о том, что они сейчас будут актерами и им нужно сыграть роль.
Игра – имитация «Поссорились-помирились» развивать умение проявлять эмоциональную отзывчивость. Воспитатель предлагает детям разыграть ситуации: «одна шоколадка. Как разделить между несколькими детьми»
Схема – обязанностей «Быт моей семьи» воспитатель спрашивает детей, как они помогают дома, и предлагает сделать шпаргалки – помощники.
Рисование своего портрета ребенок рассказывает, каким он себя видит на большом листе бумаги, используя разные техники и художественный материал, каждый ребенок рисует свой портрет
Уроки доброты «Глядя в зеркало» способствовать чувству доверительности, открытости. Ребенку предлагается посмотреть в волшебное зеркало, и показать с помощью мимики свои чувства в разных ситуациях («У меня день рождение», «Я болею» и т.д.)

Практика показывает, что целенаправленную работу по духовно-нравственному воспитанию необходимо вести в следующих направлениях:
- духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста;
- формирование гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста;
- развитие представлений о народной культуре.
Аспекты духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста включают в себя следующие задачи:
- формирование представлений о добре и зле, справедливости, отзывчивости и взаимопомощи у детей дошкольного возраста;
- обогащение практического нравственного поведения дошкольников через игровые методы и приемы;
- обеспечение психологического и нравственного здоровья дошкольников;
- познание окружающего мира детьми дошкольного возраста.
Формирование гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста включает в себя следующие понятия :
- Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.
- патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
- семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
- искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
- природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
- человечество - мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Главная цель третьего направления - это формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры. Для реализации цели были определены следующие задачи:
- приобщить детей к истокам русской народной культуры;
- воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.
- использовать все виды фольклора как богатейшего источника познавательного и нравственного развития детей.
- создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми;
- привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместное проведение календарных праздников.
Особое внимание мы уделяем использованию фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы). Так как именно в устном народном творчестве сохранились особенные черты национального характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Важное место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников должны быть включены во все виды детской деятельности. Иными словами, необходима интегративность воспитания, которая включает:
- беседы на темы повседневной жизни и окружающего мира;
- чтение и обсуждение художественных произведений как универсальный способ разговора с детьми на духовно-нравственные темы;
- музыка, живопись, поэзия как духовная основа творчества.
- сюжетно-ролевые игры с проблемными ситуациями;
- имитационные игры;
- интерактивные игры;
- обыгрывание и моделирование проблемных ситуаций;
- просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий;
- проведение турнира знатоков.
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.
Литература
1. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - Москва «Просвещение», 2009
2. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маханева О.А., Корепанова О.Н. и др. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004.
3. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В; Есаулова Н.А.; Потапова Н.Н.учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
4. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – СПБ.: Детство-Пресс, 2004.
5. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие./ М.: Айрис-пресс, 2003.

Задачи нравственно – патриотического воспитания:

· воспитывать уважение к людям;

· воспитывать любовь к родным местам, природе, гордость за свой край и свою страну;

· формировать навыки самостоятельности, аккуратности, целеустремленности, настойчивости, дисциплинированности;

Навыки культурного поведения:

· воспитывать вежливость (здороваться, прощаться, благодарить);

· познакомить с правилами поведения в общественных местах;

· учить культурно вести себя за столом;

· доброжелательно относиться к взрослым, заботиться о малышах;

· учить бережно, относиться к одежде, к вещам,игрушкам.

Воспитание гуманных чувств и положительных взаимоотношений:

· формировать нравственные качества: справедливость, упорство, великодушное отношение к слабому.

· формировать нравственные черты: ответственность, взаимопомощь, доброту, заботливость, гуманизм, чуткость, гостеприимство.

· формировать представления о справедливости, смелости, скромности.

· учить проявлять отзывчивость к сверстникам, внимание к их переживаниям, оказывать помощь, радоваться успехам товарищей, развивать дружеские взаимоотношения.

Сентябрь

Тема «Моя семья», «День знаний»

Коммуникация

Чтение стихотворения Я. Акима «Моя родня».

Стихотворение Е.Благинина «Мне букварик подарили…»

(заучивание)

Чтение заранее подготовленными детьми стихов о сестренке, братишке.

Беседы на тему «Как мы проводим выходные».

Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.

Обсуждение отрывка из рассказа В. Драгунского «Друг детства».

Обсуждение ситуаций из жизни семьи.

Беседа на тему «Я ребенок имею право…».

Рассказывание на тему стихотворения Е.Трутневой «Улетает лето».

Рисование на тему «Моя семья».

Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Семейные традиции», «Детский сад».

Поздравительная открытка «Подарок ученикам».

Тема «Мой любимый детский сад».

Коммуникация

Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду.

Пение песен и чтение стихов о детском саде.

Связь с другими видами деятельности

Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.

Труд по уборке листьев на участке детского сада.

Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад». Изготовление поделок из природного и бросового материала в подарок детям младшей группы.

Тема «Мой район и город, в котором я живу»

Коммуникация

Экскурсия по району и городу (виртуальная).

Беседа на тему «Наша Родина – Россия», «История моего города», «Я живу в большом городе».

Игра «Магазин сувениров».

Прослушивание песен о родном городе (в записи).

Связь с другими видами деятельности

Творческий проект «Тамбов – щедрая душа».

Рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в районе, городе.

Изготовление альбома "Природа моего края".

Сюжетно-ролевая игра "Почта" (на знание адреса дома и детского сада)

Декабрь 1 - 2 недели

Тема "Я и мое имя"

Коммуникация

Для чего человеку имя? (беседа).

"Полное" и "неполное" имя (игра).

Этюд "Назови ласково".

Связь с другими видами деятельности

Изготовление именных карточек.

Рисование на тему «Мой лучший друг».

Развлечение «Друг в беде не бросит».

Декабрь 3 - 4 недели

Тема "Новый год у ворот».

Коммуникация

Загадки о зиме.

Беседа о встрече Нового года в других странах.

Изготовление открыток с новогодними пожеланиями в рисунках.

Составление письма Деду Морозу.

Связь с другими видами деятельности

Рисование на тему «Новогоднее представление».

Аппликация «Елка».

Проведение конкурса «Лучшая новогодняя игрушка» (вместе с родителями).

Акция «Подкормим птиц».

Тема "Наша Родина – Россия", «Зима».

Коммуникация

Творческий проект «Зимние забавы».

Рассматривание репродукций с картин о родной природе.

Объяснение значения пословиц о Родине.

Рассказ о Российском флаге (раскрашивание нарисованного флага).

Беседа «Народные праздники на Руси. Рождество».

Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения»

Связь с другими видами деятельности.

Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка»

Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины.

Рисование на тему "Моя Родина".

Пение русских народных песен, частушек, колядок.

Рождественское развлечение.

Народные игры.

Февраль 1 – 2 недели

Тема "День защитников Отечества"

Коммуникация

Составление рассказа по набору игрушек военной тематики

Беседа с детьми о героях войны 1812 года. Познакомить с легендарными полководцами.

Беседа «Я люблю свою родину».

Сюжетно-ролевая игра «Я солдат».

Рассказ приглашенного воина о защитниках Отечества.

Просмотр видеофильма «Защитники Отечества».

Пение песен об армии.

Связь с другими видами деятельности

Изготовление подарков для пап и дедушек.

Спортивное развлечение «Вместе с папой».

Рассказы пап о службе в армии.

Тема «Международный женский день».

Коммуникация

Беседа «Мамы всякие нужны».

Беседа о мамах.

Составление рассказов на тему "За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей".

Пение песен о маме, чтение стихов.

Связь с другими видами деятельности

Нормативный проект «Как порадовать маму?»

Рисование портрета "Моя мама".

Изготовление подарка маме.

Семейные посиделки «Вместе с мамой».

Тема «Народная культура и традиции».

Коммуникация

Познакомить детей с одеждой людей 1812 года, их отличительной особенностью.

«Народные праздники на Руси. Масленица»

«У бабушки в деревне»

Коммуникация

Рассказ воспитателя о космонавтах (с просмотром видеофильма).

Беседа о том, что в космос летают люди разных национальностей. Они дружны, поэтому у них все получается.

Связь с другими видами деятельности

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Космонавты».

Рисование на данную тему.

Конструирование космического корабля.

Игра «Космонавты».

Тема "Этот День Победы"

Коммуникация

Встреча с фронтовиком (прадедушкой одного из детей).

Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов.

Слушание и пение фронтовых песен.

Игры (соревновательного характера).

Связь с другими видами деятельности

Экскурсия в парк Победы.

Изготовление праздничных открыток.

Высаживание цветов на аллею детского сада.

Оформление стенда.


Верхозина Александра Николаевна

Тезисы к выступлению на дискуссионной площадке для педагогов научно-практической конференции в рамках Пасхальных городских Православно-образовательных чтениях «Свет Христов просвещает всех!»

«Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей средствами культуры и искусства».

Духовно-нравственное воспитание способствует духовно-нравственному становлению ребенка на основе культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, творческой, бытовой) - это воспитание его души, нравственных качеств и идеалов, чувства гражданственности и патриотизма средствами искусства, музыки, устного народного творчества и т. д.

Оно является одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества, следовательно, и ДОУ. Основная цель ДОУ - воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, путем приобщение к культурному наследию нашего народа и создание условия для духовно-нравственного развития ребенка в тесном взаимодействии ДОУ с семьей, а также совершенствование самой системы духовно-нравственного и патриотического воспитания детей.

Актуальность данной проблемы выражается в том, что гражданское общество в современной России преодолевает глубокий духовный кризис. Обществом утрачены нравственные основы стабильного общественного развития, выраженные в идеях духовной преемственности православной культуры и традиций в жизни и воспитании. Требуется совершенствование и обновление практики и поиска новых подходов в работе. Акцент - на знание истории народа, его духовно-нравственных традиций и культуры нашего народа.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи: обеспечение необходимых научно-методических, материально-технических условий, наличие пособий, художественной литературы создание предметно - развивающей среды в группе; улучшение механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование системы воспитания по проблеме на основе приобщения к культуре и искусству; расширение спектра форм, методов и средств педагогического воздействия на учащихся.

Модель развития духовно-нравственных и патриотических чувств у детей дошкольного возраставключает в себя: развитие интереса и положительных эмоций, фантазий, любознательности и творчества, способности взаимодействия друг с другом в игровых ситуациях, в подготовке и проведении инсценировок, праздников и досугов; в познании культуры своего и других народов, в знакомстве с особенностями повседневного быта, обычаев, традиций, фольклором, играми.

Воспитательно – образовательный процесс по данному вопросу строится на личностно-ориентированном подходе, с учетом требований ФГТ, с учетом интеграции образовательных областей; единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач; введение культурных и региональных компонентов.

Принципы работы : учета возрастных особенностей и концентричности, развития личностных качеств ребенка, ценностно-ориентированного подхода, проблематизации, культуросообразности, свободы и самостоятельности, народности, гуманно-творческой направленности, тематического планирования материала, наглядности, системности, последовательности, занимательности, опоры на ведущую деятельность, преемственности

Формы и методы работы включают в себя все виды деятельности, которые сочетаются с фольклором, искусством и музыкой; различные технологии, включая, компьютерные технологии; з накомство с праздниками и проведение некоторых из них , с жизнью православных святых и защитниках земли русской; экскурсии в храм, в музеи и на природу; знакомство с архитектурой, иконографией; прослушивание колокольного звона, духовой музыки; участие в конкурсах и фестивалях, олимпиадах.

В НОД и проводимых мероприятиях применяется метод интеграции, что создает атмосферу психологического комфорта, которая способствует проявлению творчества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации. Психологическое сопровождение обязательное условие для реализации работы в данном направлении.

Семья ребенка - ключевое звено направления духовно-нравственного и патриотического воспитания детей. В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея - за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать и дополнить их воспитательную работу. Работу по проблеме необходимо осуществлять в тесной связи с родителями, общественными организациями.

Критериями оценки объективной результативности выступают в качестве обобщенных оценочных показателей - количественные и духовно-нравственные параметры. Духовно-нравственные - толерантность, снижение степени идеологического противостояния в детской среде;обеспечение заинтересованности обучающихся в развитии национальной экономики, снижении социальной напряженности в обществе; проявление мировоззренческих установок на готовность детей к защите Отечества; уровень реализации творческого потенциала детей .

В результате работы повышается компетентность педагогов по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, оптимизируется взаимодействия с родителями, происходит активизация позиции родителей как участников педагогического процесса ДОУ. Происходит расширение связей ДОУ с социумом. Формируется пакет документов для распространения опыта в других ДОУ.

Перспектива дальнейшей работы в том, что каждый год дети из подготовительных групп поступают в школы, а в ДОУ приходят новые малыши, с которыми педагоги ДОУ продолжат работу по духовно- нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей средствами культуры и искусства. Педагоги будут привлекать к этой проблеме родителей вновь поступивших детей, делая так, чтобы родители стали для них первыми союзниками и помощниками. Педагогами будет продолжена работа по совершенствованию структуры создаваемой системы работы, путем отбора наиболее эффективных методов, средств и форм организации работы с детьми, родителями и общественностью по данной проблеме.

Таким образом, средствами культуры и искусства является важным и неотъемлемым звеном духовно-нравственных и патриотических чувств. Только последовательное, систематическое использование разнообразных средств воспитания, общие усилия педагогов и родителей, хорошо организованная работа по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию в ДОУ средствами культуры и искусства проявят положительные результаты. У детей формируются такие качества, как: творческая и познавательная активность, осознанное отношение к восприятию музыки и другим видам искусства, воспитание духовно-нравственных ценностей и гражданско-патриотических чувств, уважение культурного и исторического прошлого России, умение строить отношения в разных сферах жизни и видах коллективной творческой деятельности.
Литература
1 Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М., 2004

2 Актуальные вопросы нравственного и эстетического воспитания. Сб. ст./Под ред. Э.В. Бурмакина. - Томск: изд-во ТГУ, 1982.
3 . Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания. Сб. науч. тр./ Под ред. С.Г. Якобсон.- М.: Просвещение, 1976.
4. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольника в процессе ознакомления с окружающим миром. - М.: Просвещение, 1988

5. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г. Нечаевой. М.: Просвещ, 1984