Что изучает тонкие материи. Александр Ом «Ключи» к Абсолютному Смыслу. Тонкая материя. "тонкое" воздействие фруктов и ягод на человека

Представления о параллельных реальностях и мирах свойственны различным цивилизациям и эпохам. Для постиндустриальной эпохи характерно множество самых различных мистических, художественных и эзотерических теорий на этот счёт. Наиболее распространённые из них приглашают людей в тонкий мир, то есть в реальность, в значительной степени связанную с обычной реальностью информационными каналами. При этом существуют различные версии того, что же это за действительности, как осуществляется взаимодействие с тонким миром, кто может в нём пребывать и как он влияет на нашу обычную жизнь.

Мир тонкой материи или нематериальный мир?

Франческа Проя: Между этими аспектами есть связь, и это дыхание. Для японцев дух природы - это то, с чем нужно относиться и иметь дело. Дыхание - это совместная жизнеспособность, действие, любовь, дух общения, интуиция, предчувствие, движение. Восток по-прежнему защищает эти аспекты под именем праны или ки. Запад также, кажется, знал их: слово «душа», душа-дыхание или душа засвидетельствованы такими словами, как душа, анимация, животное, враждебность или спиро, из которых мы нарисовали слова, такие как дух, вдохновение, дыхание.

Мир тонкой материи или нематериальный мир?

Для современных эзотериков структура тонкого мира связана с психической и сознательной энергией. Именно так трактуют тонкий (часто используется также понятие астральный) мир в учениях, в большей или меньшей степени основанных на восточной индуистской философии и мистике. Хотя в некоторых случаях можно услышать определение тонкого мира как пласта реальности, состоящего из тонкой материи. Идеологически данная позиция является отголоском гностических учений начала нашей эры, представляющих собою смесь античных философских измышлений, восточных магических обрядов, отголосков древнеегипетской мистики и тому подобного. Гностики видели в материи причину зла, всякого несовершенства и всех бед. Материальный мир в силу этого был полон несправедливости и жестокости. Противовесом ему представлялся мир нематериальный, духовный, реальность чистого разума. Духовное не могло быть несовершенным, потому что в нём всё могло быть исправлено.

Преобладание, данное Западу в философии знания, торжествуя рационалистический дух, положило конец текучим и невидимым аспектам предварительных данных. Существует противопоставление между человеком, субъектом знания и миром, объектом знания. Мир существует независимо от человека. Рисунок театра, потому что предметы и куклы в основном сделаны из дыхания тех, кто их оживляет, почти в шаманском смысле. Точно так же йога дышит одним из основных способов доступа к тонкому размеру человека. Появились некоторые концепции, которые сформировали исследовательский центр: Кундалини, позу лотоса, тонкое тело, мудра кечари, Пракрити.

Следовательно, в нём больше возможностей для проявления высшего смысла, хотя возможность для каких-то изъянов всё равно сохраняется. По большому счёту, эти идеи гностического происхождения довольно созвучны эзотерическим концепциям тонкого мира, основанным на индуистской мистике. В этом случае тонкий мир и это реальность не столько материальная, сколько энергетическая. Она создана энергией всеобщего сознания, духовной деятельности всех существ, обладающих сознанием.

"тонкое" воздействие фруктов и ягод на человека

Что касается рабочего процесса, то на первом этапе танец, который обычно развивается через интуиции в режиме ежедневного поиска, является основным ядром сырья, оригинальным языком, извлеченным из истории тела. На сегодняшний день этот язык, естественно, выделил и выделил некоторые из вопросов йоги о том, что следующая фаза хореографической сборки буквально проглотила, так что это мог быть зритель, пытаясь найти какие-то трещины, чтобы попасть в чисто западную поверхность. Массимо Шиавони: Расскажи мне о своей встрече с Ромео Кастелуччи.

Следуя данной логике, сущности тонкого мира включают в себя не только людей и живых существ нашего мира, но и души умерших людей, демонов, обитателей параллельных миров , божеств и так далее. Тонкий мир в данном мировоззрении это своего рода мир сна и наших фантазий, который не отождествляется напрямую с реальностью, но основан на представлениях и образах, почерпнутых людьми из обычной жизни. В тонком мире человеческое сознание сталкивается с энергиями и духовными сущностями, которым для удобства восприятия стремится придавать привычные формы. В какой-то степени это можно сравнить с идеей Платона об особом мире идей, в котором человеку доступно видение высших смыслов в неполном виде: в качестве теней от костра на стене или облаков, постоянно меняющих свою форму и похожих то на один предмет, то на другой.

Это был самый интересный аспект работы. Массимо Скьявони: Ваше первое личное творение было показом сцены шоу «Темное светлое пятно». Расскажите мне о счастливом воссоединении с Данило Конти и этим танцевальным соло, где вы отразили сознательность и физичность все более неясного и запугивающего юноши.

Огромный опыт Данило в театральном театре и детском театре открыл его вовремя как врожденная чувствительность к воспоминаниям, содержащимся в повседневных предметах, что приводит к способности сразу их оживить. Таким образом, объекты свободны от их утилитарной функции и возвращаются к своему оригинальному, магическому смыслу. Это приводит к богатому смыслу смысла, поскольку оно основано на диалоге, а не на потреблении. Он рассказывает момент прохода главного героя от подросткового возраста к взрослой жизни через появление первого менструации и прохождение недели мечтаний и видений, которые имеют объект самого тела, его чувства и людей который находится рядом с ним.

Общение с тонким миром как способ познания и самопознания

Елена Рерих

Из всего многообразия нынешних оккультных представлений о тонком мире и общении с ним наиболее стройную и развитую мистическую систему представляет собой Агни-йога. Данная мистико-религиозно-философская школа, основанная супругами Николаем и Еленой Рерихами и развитая их последователями, уделяет тонкому миру большое внимание. Наиболее ярко о нём повествует Елена Ивановна Рерих, так как, по её утверждениям, она сама вступала в связь с тонким миром и с его обитателями, обладающими высшими знаниями. Именно эти сеансы связи с Учителями (так принято в Агни-йоге именовать эти таинственные сущности из астральной реальности) и стали источником для создания данного философско-мистического учения. Вполне корректным является определение, что супруги Рерих сами себя признавали не столько авторами Агни-йоги, сколько ретрансляторами, переводчиками-переписчиками переданной им внеземной мудрости.

Это было предположение, которое первоначально привело к созданию единственного, которое было и является в основном работой чистого танца, чистого присутствия в космосе. Параллельно с работой проводится теоретическое и, прежде всего, физическое исследование концепции Кундалини. Кундалини представляет собой изображение женской змеи, исходящей изнутри позвоночной оси, в мир бессознательного. Для Запада вы спускаетесь в бессознательное, как только вы спускаетесь в пещеру, когда вы поднимаетесь сюда. В мире йоги Кундалини все перевернуто.

Итак, то, что начинается, физически и сознательно, с возникновением Кундалини, не является личным развитием, а скорее процессом прогрессивного, вытекающим из его концепции чувства идентичности как противостояния всему, что есть не-эго. В конце недели Валерия не обязательно является взрослым человеком, но тем, кто был затронут, возможно, случайно, соприкоснувшись с ее глубокой стороной. Это произошло, уже невозможно идти назад, вернуться, чтобы увидеть реальность, как раньше. Что-то в этом смысле было сожжено.

Главным источником знаний о тонком мире и вообще о структуре, функциях и смысле существования мироздания в этой системе называется Махатма Мориа, то есть Учитель Мориа, передававший информацию через Елену Рерих . Махатма Мориа - это определяющий персонаж для многих современных оккультных учений. Впервые он появляется в теософии как «собеседник» Елены Блаватской и источник представлений о высшей мудрости. Затем в качестве «канала связи» он избрал Елену Рерих, через которую и передал учение Живой йоги, Агни-йоги. Контакт с тонким миром Елена Ивановна осуществляла посредством спиритических сеансов, выглядевших сначала как процедуры автоматического письма – человек впадает в трансовое состояние, в его тело якобы входит иная духовная сущность и начинает рукой человека записывать ту или иную информацию. Затем Рерих перешла в режим яснослышания, то есть слышала голос, сообщавший ей необходимые сведения.

Проявление бессознательного подразумевает для нее путь к отряду от ее собственных эмоций, в прогрессивном восприятии тела как миниатюрного космического пространства. Здесь, где тело не сталкивается, что передает чувствительная музыка композитора Оскара Сала и какие аспекты и отношения начинают появляться в этом следующем исследовании?

Аналогичным образом, в «Что-то из зала» тело является чувствительным делом к ​​вибрации траутония Оскар-Сала. Что поразило меня своей музыкой, так это то, что казалось, что она создает концентрацию вокруг пустого места, которое заканчивается идентификацией с самим телом, которое становится не чем иным, как оболочкой. Еще один образ, который вдохновил меня музыка, - это то, что аудитория в медитации перед пупом огромного черного пространства. Как сделать тело пупком? Некоторые позиции йоги напоминают идею узла, так что тело, цепляясь за позу, оставляет вне себя вану самой жизни.

По итогам бесед с Учителем Мориа Елена Рерих представила следующую картину тонкого мира. Этот мир находится повсюду вокруг нас, он словно обволакивает материальную действительность и вместе с тем гораздо шире её, выходит намного дальше за её пределы. Феномен смерти является всего лишь этапом переходы духовного ядра человека в другой энергетический план, то есть в один из тонких миров. С этим связана концепция реинкарнации : душа человека может путешествовать по различным мирам в зависимости от степени своей развитости. Если человек в достаточной степени очистился от привязанности к материальному миру и его радостям, ценностям и страстям, то его дух может пребывать в высших тонких мирах. Если же он ещё чрезмерно земной, то он испытывает череду перерождений в физическом теле в нашем мире.

Эфирное и физическое тело

Или позиции, которые делают тело похожим на закрытый кулак. Таким образом, работа над телом была сделана как дыра для доступа к музыке. Тело сцены не сталкивается, или, скорее, отличается, потому что оно погружено в пространство пред-концепции. Массимо Шьявони: После этого работа не выполняется, и в ней тело сначала приходит вместе с пространством, медленно принимающим характеристики, а второе инвестирует эмпатически, когда зритель привлекает его взгляд. В последние годы, почему вы начали новые методы йоги, и вы когда-нибудь проводили расследование с Данило Конти?

Тонкие миры недоступны зрению обычного человека, так как его зрение, физическое и духовное, слишком испорчено, чтобы видеть эти пласты мироздания.

Вместе с тем не нужно представлять тонкий мир как идеализированную реальность: чем ближе тонкий мир к человеческому, тем больше в нём отпечатков земных изъянов, пороков и зла. Поэтому в тонком мире необходимо соблюдать осторожность, здесь также могут подстерегать опасности, в том числе и в виде злонамеренных духовных сущностей. Но каждый более высоко расположенный тонкий мир несёт в себе больше духовных совершенств и радостей и меньше печалей и изъянов.

Разве вы не находите, что ваши работы все чаще становятся своего рода хореографическим «не-танцем», разработанным философскими и антропологическими измерениями? Франческа Проя: Через дыхание тело может изменить свои основные энергетические узоры. Таким образом, он может стать гибким, гибким, способным человеком, понижать его тон, скользить в каждое отверстие, проходить под дверями или, наоборот, становиться все более заметным, больше. Достаточно переместить восприятие и сознание себя от одного к другому.

Поэтому «Не делай», как ты сказал, ищет идентификацию с пространством, понимаемый как воздух, содержащийся в месте. «Один» ищет подвеску из временного восприятия через мудру кечари, мудру, которая заставляет язык вдавливать в полости внутри черепа. И в этом процессе он стремится привлечь к себе зрителей, призывая к сопереживанию, через непрерывное движение вращения, перцептивное сознание восьмиконтурности в бюсте, дополняющее саму мудру. Если вы попытаетесь приостановить дыхание на мгновение без напряжения, вы поймете, что в тот момент у вас не может быть желания.

Александр Бабицкий


Состояние просветленности, как уже не раз отмечалось, это не только новое качество души, но это еще и иной взгляд на привычный мир, который теперь воспринимается совершенно по-новому. Почему же он – этот мир – воспринимается по-новому? Потому, что просветленный уже обладает знанием о нем, которое по ряду причин другими пока что не воспринимается. Это можно сравнить с состоянием, которое пережил Коперник, когда до него дошло, что никакое Солнце не вращается вокруг Земли, а что, оказывается, все совсем наоборот!!!

Меня интересуют философии, которые могут иметь непосредственные последствия для физического и реального состояния вещей. Массимо Скьявони: И какую роль видит зритель во всем этом? Вы воспринимаете или отчуждаетесь, однако, понимая состояние вещей, это странно или вы все еще чувствуете и имеете философскую и психологическую сумку, которая небезразлична к вашему художественному путешествию?

Введение в многомерную анатомию человека

Франческа Проя: В моей работе основным средством общения остается тело, которое является реальностью, которую мы все переживаем, и все мы имеем представление, историю и видение. Эмпатия, даже тонкая, через тело остается первой точкой соприкосновения со зрителем, стихийным процессом, который может вызвать процесс видения как акт физического присвоения. Таким образом, моя работа абсолютно не требует каких-либо знаний, но только любопытство связать путь, который идет в направлении тонкого исследования тела.

Для такого человека все становится на свои места и он не просто ближе, а уже очень близко подошел к пониманию Абсолютного смысла. Благодаря этому он – вернее его душа – уже не пребывает в состоянии поиска ответа на него. Для нее все уже ясно. Остается лишь следовать этому пути – пути к Нему. Этот Путь уже прост. А знание Абсолютного смысла является главным ориентиром на этом Пути. Но что включает в себя это знание?

Тем не менее, всегда есть попытка встретиться с тем, кто встретит вас; даже в шоу выглядит так: мое отношение меняется незаметно, в зависимости от восприятия публики. Массимо Шьявони: В современной театральной трассе Франческа Проя - или танец бытия, внутренней фигуры, хореографического выживания - там, где она помещена в критический, семиотический и феноменологический мир все более добродетельного, технологического, драматургического поколения и, прежде всего, в этих Последние годы умножились на маловероятные?

Франческа Проия: Самое главное, это сила, вдохновение, чтобы продолжить линию исследований, которая имеет мотивацию и внутренние корни, и поэтому возникает пределы времени и пространства. Но и способность отделять себя время от времени. Это всегда Цуда пишет: Известно, что бывают времена, когда все работает в чуде и другие, где все идет не так. Это связано с тем, что человек существует в периодическом чередовании моментов, в которых подчеркивается тенденция к сокращению, и моменты, в которых подчеркивается тенденция к расслаблению.

Сразу же необходимо сделать важную оговорку: когда мы говорим о смысле нашего существования, то обычно невольно подменяем Абсолютный смысл относительным и таким образом в качестве ответа на вопрос о смысле нашего бытия мы часто указываем на то, что для нас самих в жизни самое главное. Для кого-то этим смыслом может быть семья, для кого-то карьера, для кого-то личная свобода и т.п. Таким образом, каждый оценивает его по-своему, исходя из собственного опыта, жизненных целей, потребностей, их важности, приоритетов и т.п., которые он старается реализовать по мере своих возможностей и обстоятельств. В таком смысле нет ничего плохого и он имеет все права на существование, поскольку он также важен для каждого из нас, но он все же будет оставаться относительным, а не Абсолютным.

Сначала мы называем высокие петли, а низкие - секундами. Сбой во время низкого цикла препятствует нам, в то время как тот же самый отказ можно преодолеть, если он находится в высоком цикле. Во время высоких циклов процесс сжатия и разрядки энергии осуществляется легко. Если в высоком цикле вы хотите что-то взять, но вы колеблетесь и ждете, когда приходит низкий цикл, даже желание исчезает. Существует три типа циклов по продолжительности их жизни: великий цикл длится три с половиной года или семь; средний цикл длится восемьдесят недель; небольшой цикл длится четыре или восемь недель.

Какова же основная разница между одним и другим?

Разница в том, что Абсолютный смысл важен для всех нас независимо от того, видим мы его или нет, понимаем его или нет. И, что очень важно – как бы мы ни старались его оценить, он всегда будет един для всех без исключения – как едина реальность и Вселенная, в которой мы живем, как едина Земля, на которой мы живем, как един каждый из нас, как Абсолютен и Един Бог.

Есть даже более короткие циклы в течение дня или в течение недели. Овуляция у женщин также подвержена влиянию циклов, так что она обостряет или ослабляет, удлиняет или укорачивает каждые два или три раза. Классификация по 12 основным типам показывает направления, по которым сжатая энергия начинает разряжаться, но недостаточно, чтобы понять человека. Также необходимо видеть отдельные циклы жизни, способ ее разряда, степень индивидуальной толерантности в сопротивлении сжатию и т.д. в принципе, вы должны активно действовать во время высоких циклов и отдыха во время низких циклов.

В том, что Абсолютный смысл един, в этом наверное мало кто будет сомневаться, но тем не менее в попытках его описания мы все равно будем в чем-то расходиться. Каждый его тоже будет описывать по своему. Кто-то будет указывать на одну его сторону, считая ее самой важной, а кто-то на другую. Кроме того, все мы обладаем еще и разными знаниями об этом мире. Но даже если бы мы обладали одновременно теми же самыми знаниями, то не все смогут их синтегрировать одновременно с тем же самым результатом. Какие-то знания все равно останутся за рамками единого образа и будут искажать восприятие общей картины Абсолютного смысла.

Comments to Тонкая материя

Усилия во время низких циклов не являются прибыльными и имеют тенденцию к избытку во время высоких циклов. Образ человека, согласно этой точке зрения, сильно отличается от образа, установленного обществом тем, что человек - это машина. Выход человека не является ни единообразным, ни контролируемым.

Как победить болезнь

Массимо Шиавони: «Ничего женщина мне не чуждо» Где шоу и как они проявляются здесь тело и, возможно, в бессознательном состоянии, регенерации или энергии? Франческа Проя: Шоу вдохновило писательница Ескин Барадла, автор и художница Ева Сванкмайерова. Барадла - это живой организм, в то же время женщина и место. Философия йоги называет Пракрити возможностью бесконечности проявлять себя как тело из-за энергетического дисбаланса. Огромное тело, которое содержит элементы природы; его качество является женским.

Ну и, конечно, фактор времени – пока все разрозненные пазлы в нашем сознании уложатся в одну общую единую картину, проходит время. Иногда много времени.

Вместе с тем, понятно, что лишних картинок или лишних элементов у Абсолютной реальности нет. Все они – составные части общего единого целого. Вопрос лишь в том, видим ли мы их и умеем ли мы уложить каждую на присущее ей место? А без них очень трудно увидеть не только единую картину, но и осознать этот пресловутый Абсолютный смысл.

Вообще-то суть того, о чем будет речь, не является чем-то новым. Об этом уже говорится в течение как минимум последних двух тысяч лет. Правда раньше эти знания объяснялись доступным языком соответствующего времени и часто иносказательно – иногда в виде притч, иногда в виде догм, а кроме того они не требовали доказательств и потому обычно воспринимались на веру. Впрочем, такая форма в те времена удовлетворяла большинство.

Сейчас нам просто вера в Бога уже недостатачна. Чтобы в Него верить, нам нужны неопровержимые доказательства Его существования. Поскольку в научном мире еще главенствует сугубо научно-материалистическая парадигма, то таких доказательств естественно до сих пор нет. Но вместе с тем уже появился иной взгляд на ту же самую реальность и он помогает воспринимать ее с несколько иной перспективы.

Несомненно полностью Бога и Абсолютный смысл мы не осознаем (по крайней мере в человеческом воплощении), но общие черты мы сможем все же увидеть. Они то как раз и могут стать ориентирами на пути нашего духовного развития.

Эти общие черты будут своеобразными «ключами», которыми можно будет «открывать» основные двери в Абсолютную реальность. Дверей много. Правда, многие из них пока что остаются закрытыми для большинства из нас, поскольку мы их часто просто-напросто игнорируем, считая, что они никуда не ведут или же мы их пытаемся открыть, что называется, отмычкой. Впрочем, как же мы их откроем, если мы зачастую неправильно их открываем или же считаем, что дверей нет.

Сейчас мы являемся детьми материалистического мировоззрения. С одной стороны, мы требуем во всем неопровержимых доказательств, а если что-то недоказуемо современными средствами, то мы это отбрасываем, считая как несуществующее. С другой стороны, мы уже настолько продвинулись в постижении привычной для нашего восприятия физической материи и описании реальности исключительно на основании знаний об этой материи, что нам самим очень трудно начать смотреть на эту самую реальность несколько иначе.

Итак, попробуем взглянуть на нее с иной перспективы. Для начала необходимо обозначить угол этой перспективы. Лично для меня он всегда определялся вопросом: «Да, но почему?» Он позволял мне абстрагироваться от общепринятого взгляда на мир и заставлял искать ответ чуть дальше, чем обычно предлагалось. Так постепенно в голове что-то открывалось и приходило новое видение и дополнительное понимание. Предлагаю читателю то же самое.

Конечно, наивно было бы полагать, что на страницах статьи, объем которой очень ограничен, можно раскрыть Абсолютный смысл нашего бытия. (Впрочем, опыт показывает, что даже если его обсуждать на нескольких стах страницах, то для многих он и так не всегда будет очевиден). Поэтому задача этой статьи – прежде всего предложить «ключи», при помощи которых можно будет не только «открывать» двери в несколько иное «пространство» той же самой реальности, но прежде всего попробовать взглянуть на Абсолютный смысл иначе и затем постараться самому синтегрировать элементы реальности, увиденной по-новому. Тогда в какой-то определенный момент это может случиться – количество информации даст необходимое качество и появится объемное новое видение той же самой реальности, а в результате Вы, может быть, сами согласитесь со мной и тоже скажете: «Да уж! Как же это просто оказывается. И как я раньше этого не замечал!?».

Но у меня всего лишь несколько страниц (впрочем, уже меньше), поэтому я должен постараться быть краток, лаконичен, емок и очень логичен. Иначе говоря, то, что в настоящее время занимает объем книги, я должен изложить на нескольких страницах.

Конечно, я сам очень сомневаюсь, что мне удастся убедить большинство читателей в истинности того, о чем будет говориться, но я скажу по секрету, что вообще-то это статья-провокация. То есть даже если мне не удастся доказать, в чем заключается Абсолютный смысл нашего существования и многие со мной не согласятся, то все равно основная цель будет достигнута, поскольку Вы вынуждены будете размышлять о нем вместе со мной. Мы в последнее время так редко думаем и говорим о смысле нашей жизни, что каждое упоминание о нем у многих вызывает уже недоумение, что он вообще есть, а тем более этот пресловутый Абсолютный смысл. Но ведь он же ЕСТЬ!!!

Ну что ж, начнем!

Итак, вопрос «Да, но почему?».

Вы может быть удивитесь, но вообще-то прежде всего необходимо задаться вопросом не о смысле существования человека, а о смысле существования Вселенной – то есть да, она существует, но вопрос в том, почему она существует? Как раз ответ на него является одним из основных «ключей» и в вопросе о существовании жизни на Земле, и о существовании самого человека как такового.
Мы уже подсчитали, что возраст Вселенной около 15 миллиардов лет. Впрочем, 15 или 150 миллиардов– для нас это не имеет никакого значения. Мы такое количество времени все равно ни в коей мере не ощутим и не осознаем.

Поэтому для нас более важно то, почему она существует? Ведь был момент, когда ее вообще не было. Естественно обычно появляется вопрос о том, что же тогда было до нее? Понятно, что какой-то мир или что-то, что было вместо него, все же существовало до этого «Большого взрыва».
Таким образом, к вопросу «Почему она существует?» добавляются еще как минимум два следующих: «Что было до нее?» и «Что привело к тому, что она появилась?».

Но давайте сначала поговорим о первом вопросе. Если мы на него ответим, то и два других будут решены. Уверяю Вас!

Итак, «Почему существует наша Вселенная?».

До недавнего времени в научной среде существовало (впрочем, и до сих пор существует) достаточно распространенное мнение, что Вселенная возникла сама по-себе. Вот так просто взяла и появилась. Мало того, сама. Без каких-то причин и предпосылок. Вы в это верите? Я нет. Впрочем, что я? Уже многие ученые, занимающиеся фундаментальной физикой и астрофизикой, говорят открыто о том, что без участия какой-то внешней неизвестной нам силы – то есть вероятно некоего Творца – не обошлось.

Иначе говоря, то, что Бог существует и что он создал Вселенную, уже не является чем-то крамольным для многих ученых. Пусть пока Его существование не имеет какого бы то ни было научного объяснения и доказательства, но Он уже все чаще подразумевается как один из главных инициаторов всего того, что окружает всех нас в бушующем океане энергии миллиардов звезд, в миллиардах галактик бесконечного космоса, по сравнению с которыми мы – живущие на Земле – даже не пыль и не мгновение.

Почему в научной среде появилось такое мнение? Ученые, исследующие известную нам классическую материю, говорят, что ее строение само по себе просто невероятно сложно, а кроме того, благодаря фундаментальным физическим постоянным (или иначе константам), которые ведь тоже не появились сами по себе, во Вселенной удивительным образом все настолько уравновешено и взаимосвязано, что изменись хотя бы одна из них на сотую долю, то это приведет к необратимым последствиям, вплоть до разрушения как материи, так и самой Вселенной.

О чем это говорит? О том, что Тот, кто ее создавал, заранее продумал не только само строение материи, но и основные энергетические принципы взаимодействия в ней – от атомов до звезд. (На слово «принципы» прошу обратить особое внимание).

Я понимаю, что у многих из нас слова «Тот» и «Он создал», не говоря уже об «Он продумал» сейчас вызывают скепсис. Во многих тут же отзывается высокообразованный материалист, с ухмылкой оценивающий такие предрассудки старины. Мол, так можно было говорить еще в ХIХ в., но не сейчас, когда мы сами создаем свою окружающую реальность из синтетических материалов и при помощи компьютеров, которые тоже создали мы, а не Он.

Вместе с тем, прошу обратить внимание на то, что физическая материя, какая бы она ни была, все же не могла создаваться из ничего, а тем более сама по себе. Поэтому Фома Аквинский еще в XII веке утверждавший, что должно существовать нечто, что является первопричиной нашего мира, вполне прав.
Иначе говоря, чтобы создалась известная нам материя, все же, с одной стороны, необходимо нечто такое, из чего она сможет себя создать, а с другой стороны, должна быть энергия и как минимум первый импульс для начала всего процесса, ну и, конечно, точный план. Не говоря уже о самой идее создания всего этого. Она откуда-то все же должна было появиться. Откуда? Извне.

«Из какого еще извне?», – слышу я возмущение многих оппонентов-материалистов. «Не говорите ерунды! Ничто не берется из ничего».
Что ж. Это правда – ничто не берется из ничего. Прошу эту фразу запомнить. Она нам в дальнейшем понадобится.
Оставим же пока это «извне» и посмотрим на Вселенную под другим углом.

То, что Вселенная с точки зрения материи плотной вполне реальна, ни у кого не вызывает сомнений (кроме, конечно, некоторых слишком рьяных приверженцев буддизма). Впрочем, главное сейчас даже не в том, что она существует, а в том, что ее появление чем-то было обусловлено. Иначе говоря, она Чему-то, а вернее Кому-то была очень необходима. Этот Кто-то или Нечто как раз является инициатором и самой Вселенной, и жизни вообще – не только на Земле. Вместе с тем, мощь, сила и мудрость Разума, который создавал эту Вселенную, просто не могут не восхищать.

Вопрос лишь в том: «Зачем Он ее создал?».

Когда я слышу объяснения, что, мол, Он Вселенную сотворил просто так, без всякой цели, или что Творец через нас просто наслаждается состоянием собственного существования, или то, что Он посредством каждого из нас переживает собственное бытие и также учится через нас, или же еще что-то в этом роде, то у меня такой подход вызывает умиление. Говорящий так все же не учитывает того, что, с одной стороны, материя Вселенной невероятно сложна по своему строению и принципам взаимодействия, а, с другой стороны, необходимо учесть, что даже все то, что создано нами – еще далеко несовершенными существами, создавалось всегда для чего-то – с какой-то определенной целью.

Заметьте, что абсолютно все, что мы сами делаем, как двигаемся, как одеты, что едим, как и что говорим, строго мотивированно определенной нашей потребностью. Потребностью! Она – потребность, а за ней внутренняя мотивация и обусловленность заставляют нас не только думать, совершать те или иные поступки и вообще формировать собственное поведение, но и обустраивать окружающий нас мир в соответствии с этими потребностями и не иначе. Так что скептик прав – что-то берется всегда из чего-то и, главное - ради чего-то.

Ладно там мы – люди. Сейчас среди зоологов уже все чаще говорится о том, что природа также осознанна и что все живые организмы это не роботы, запрограммированные инстинктами, а думающие и не просто чувствующие, но разумные существа – в какой-то степени обладающие определенным уровнем сознания и потому сознательно формирующие собственное поведение. Да, доля инстинктивных программ, отшлифованных опытом предыдущих поколений, у них намного больше по сравнению с тем, как это происходит у человека, но они тоже думают, каким-то образом, анализируют то, что делают и на основании этого формируют собственное поведение. Чем больше зоологи и этологи изучают психическую деятельность тех или иных представителей животного мира, тем больше удивляются их интеллекту и разумности. Конечно, поведение и степень осознанности каждого конкретного живого организма зависит от очень многих эволюционных факторов, один из которых, например, уровень развития нервной системы вида, к которому он принадлежит, а также уровень интеллекта, зависящего от индивидуального кармического опыта – что также очень важно, поскольку абсолютно все живые организмы, а не только человек, вовлечены в процесс воплощений и перевоплощений, что в свою очередь обусловливает накопление этого опыта и поэтапное развитие духовных структур. Во всяком случае, в их поведении очень много разумного особенно в решении тех задач, от которых зависит их жизнедеятельность.

Вернемся же к человеку. Посмотрите вокруг – все предметы нашего обихода до мелочей создавались небездумно и небесцельно, а были обусловлены определенной потребностью в них.

Даже если по нашему мнению художник-авангардист рисует никому непонятную абстракцию, то для него самого она вполне мотивирована. Причин появления абстракции у художника может быть огромное количество – это или потребность в самовыражении, или желание привлечь к себе внимание других, или поиск какого-то нового пути в способах выражения и т.д. Но заметьте, что прежде, чем на холсте или на бумаге появится какая бы то ни была абстракция, сначала в голове художника должна появиться потребность в самой абстракции – как формы самовыражения именно таким образом, а не как-то иначе. Впрочем, как Вы сами понимаете, вообще средств и форм самовыражений масса – кто-то это делает через искусство, кто-то через спорт, кто-то занимается бизнесом, а кто-то грабит банк или прохожих.

Заметьте, что никто не формирует собственное поведение бездумно. Даже если многие наши мотивации могут быть неосознаваемы нами непосредственно, поскольку большинство из них укрыты в подсознании, то и так, совершая какое-то действие, мы в большинстве своем осознаем факт того, что мы его совершаем. Даже многие наши автоматизмы и навыки, прежде чем станут такими, сначала проходят через процесс их осознавания.

Итак, прежде чем художник нарисует абстракцию, то он должен взять в руки кисть и краски, а значит еще раньше иметь потребность в них, и, что важно, внутреннюю потребность самовыражения именно таким образом. Но главное это потребность. Не будет ее – не будет и идеи ее реализации.

То есть все, что нами создано и создается, является результатом реализации нашей определенной потребности и это для нас совершенно естественно. То, что существует Вселенная, Земля и мы на ней, для нас тоже совершенно естественно. «А как же иначе?» – спросите Вы и будете правы. Но мы обычно не задаемся вопросом «Почему она существует?» А стоило бы. Вы скажете, что, мол, спрашивай не спрашивай, все равно ответа не будет. Правильно. Непосредственного ответа Оттуда все равно не будет. Но даже если объяснений непосредственно Оттуда мы не получаем, то ясно одно – если Вселенная существует с таким огромным количеством звезд с их бушующим океаном энергии, с Солнечной системой и нашей планетой с невероятным биологическим равновесием на ней и жизнью на тысячах других планет, значит она появилась неслучайно – или, иначе говоря, в ней была определенная потребность.

Чья потребность?

Естественно того, кто ее создавал – то есть Его.

Итак, по нашим рассчетам почти пятнадцать миллиардов лет тому назад у Него зачем-то появилась потребность в создании плотноматериального мира и он был Им создан. То есть, Он в Своем сознании, скажем так, «щелкнул пальцами» и – произошел «Большой взрыв» – был запущен проект реализации известной нам материи плотной.

«Ладно там потребность, но как из пустоты, из ничего можно создать нечто и не просто нечто, а огромнейшее количество галактик с миллиардами звезд?» – обычно появляется логический вопрос.

О Его потребности мы поговорим несколько позже, а сначала о Вселенной и пустоте. Ну, во-первых, для Него она не так уж и огромна, а видимо в сам раз, и, во-вторых, не из пустоты. Это лишь в нашем понимании космос является пустотой, поскольку мы в нашем сознании оперируем в основном лишь ощутимой для нас физической материей. Наши органы восприятия в процессе биологической эволюции выспециализировались в основном на работе с ней и переработкой информации о ней. Таким образом, все, что не воспринимается нашими органами восприятия, обычно поддается сомнению. Что ж, замечательно! Благодаря этому существует точная наука, на основании которой создаются различные технологии, а с ними и удобства нашей жизни.

Но, Слава Богу, наше сознание обладает еще аналитическим и абстрактным мышлением, которое позволяет «увидеть» то, что не проявленно и не воспринимается нашими органами чувств и благодаря чему мы сначала можем лишь рассуждать о вероятности существования чего-то, о чем можно только догадываться, а затем даже расчитывать математически и даже строить вероятную модель этого непроявленного.

Таким образом, ученые астрофизики пришли к выводу, что фактически космос состоит из двух невидимых и некоторым образом непосредственно неощутимых для нас компонентов – из темной материи и темной энергии.

Мы пока что с трудом можем себе представить, что кроме материи плотной, из которой состоит такой разнообразный и привычный для нас мир, может существовать другого рода материя и ее может быть намного больше, чем этой в какой-то мере понятной для нас проявленной плотной. Но фактически пустоты как таковой нет. Астрофизики уже не просто говорят о том, что космос главным образом состоит из темной материи и темной энергии, а даже подсчитали их примерное соотношение.


Как видно на рисунке, космос почти на 1/4 заполнен темной материей и на 3/4 темной энергией. Плотная в нашем понимании материя занимает не более 4%, из которой звезды составляют всего лишь 0,4%.

Ученые не знают, что собой представляет одно и другое, но они это вычислили, как в свое время Коперник расчитал то, что Земля вращается вокруг Солнца, и факт существования темной материи и темной энергии у них не вызывает сомнений.

«Ну и что из этого следует? Какое это может иметь для нас значение?» – спросят многие.

Вообще-то это всего лишь один из примеров того, что может существовать нечто такое, что пока никак не укладывается в наши современные представления о мире и материи, которые для нас кажутся такими обыденными, особенно, если мы вечером после работы сидим на диване и глазеем в телевизор, попивая чай или пиво. То есть все же мы знаем очень малую часть того, как устроен мир. Фактически такая родная для нас материя плотная это всего лишь каких-то 4% материи мира вообще. Да и она еще не до конца познана. Остальное же для нас это пока что полное неизвестное.

Конечно, когда ученые говорят о материи далекого космоса, то это действительно нас вроде бы мало касается. Мы пока что не представляем себе, что нам делать с подобными знаниями и каким образом их применять.

То, что материя темная так названа учеными, не удивительно. Мы ее так воспринимаем нашими органими чувств. Она для нас невидима и так выглядит на темном ночном небе. Она для нас в настоящее время недосягаема – в смысле использования. Вместе с тем другая, пока что совершенно неизвестная для нас материя, касается нас непосредственным образом. Более того, она является одним из этих «ключей» к дверям в пока еще непонятную для нас реальность и мир духовного.

Она не находится где-то в космосе, а буквально в нас, поскольку она является очень важным элементом не только нашего организма, но прежде всего нашей души. Эту материю условно можно назвать «тонкой». Она является чем-то вроде основного структурного «строительного материала», с одной стороны, для самой души, а с другой стороны, для материи плотной и таким образом биологической жизни – что очень важно в нашем вопросе.

Иначе говоря, она является посредником между миром духовного – то есть тем, что из себя представляют души – и привычной для нашего восприятия материи плотной, выраженной в органических соединениях.

То есть прежде чем душа воплощается в материю плотную – в биологическое оформление – она сначала использует материю тонкую. Сама по себе душа еще менее проявленная сущность, чем эта невидимая и неощутимая пресловутая тонкая материя, но в некотором роде она является первичным «одеянием» души.

Следует сказать, что само понятие «тонкая материя» для многих из нас непривычно. Мало того, когда мы обсуждаем духовные структуры нашего организма, то мы говорим не о материи тонкой, а о тонком мире и в связи с ним обычно упоминаем различные поля, ауры, эфирные, астральные и прочие тела, которыми обладает каждый организм. Но вот как выглядит или вернее из чего складывается эта наша душа, мы обычно не обсуждаем за неимением данных.

Впрочем, это вполне понятно. Мы вообще в последние триста лет занялись вплотную материей физической, которая явна и ощутима. Из нее много чего можно смастерить и приспособить для наших нужд. Из нее создана вся наша удобная цивилизация со всем хайтеком, который нас окружает. Ученым, технологам и инженерам за это еще раз нижайший поклон и огромное спасибо!

Одновременно на фоне сугубо материалистического восприятия окружающего нас мира духовная сторона жизни незаметно выпала из поля нашего зрения. Есть даже ученые, которые открыто утверждают, что не то что Бога, этой пресловутой души в человеке нет. То есть организм по их мнению может совершенно спокойно обходиться без нее и она для жизни вообще не нужна. Это лишь выдумка сознания, которое в свою очередь тоже всего лишь одна из функций мозга для сравнения и оценки воспринимаемой информации.

Таким образом идеей-фикс нашей современной цивилизации стали молекулы, атомы, элементарные частицы, кванты, бозоны и т.д. И когда людям воспитанным на парадигмах классической физики на глаза попадаются такие слова, как «тонкий мир», то у многих из них они вызывают на лице саркастическую гримасу.

Но все же в чем заключается роль материи тонкой – как посредника между душой и материей плотной? С одной стороны, как уже говорилось, это первичное «одеяние» души, а, с другой стороны, это что-то вроде фантомного отражения материи плотной. Особенно это важно в вопросе о биологическом строении живых организмов. Если бы мы обладали способностью видеть тонкую материю, то мы бы увидели различные голографические структуры и контуры, повторяющие материю плотную и благодаря чему она выглядит так привычно для нас.

Вообще-то все вещи и предметы, производимые из материи плотной – как органической, так и неорганической – обладают тонкоматериальными структурами. Если мы в определенном месте на какое-то время оставим какой-то предмет, например, кирпич, то после того, как мы его уберем, на месте, где он лежал, некоторое время остается его след – своеобразный тонкоматериальный контур. Прежде, чем он со временем рассеется в результате так называемой энтропии, он какое-то время будет сохраняться и при определенных развитых экстрасенсорных способностях его можно будет даже ощущать или считывать.

Живые организмы в отличие от материи неодушевленной более экономны в «оставлении» после себя тонкоматеральных контуров. Это вытекает из того, что, во-первых, тонкая материя тесно связана с жизненной энергией организма (о чем будет разговор чуть ниже), а, во-вторых, все организмы обычно находятся в состоянии поиска энергетических ресурсов и потому в процессе своей эволюции выработали способность оптимального и экономного расходования энергии. Иначе говоря, обычный организм (за исключением человека) работает главным образом в режиме накопления и удержания энергии, а не ее рассеивания, поскольку она является залогом его существования, поэтому после живого организма обычно не остается тонкоматериального «шлейфа». Могут оставаться другие плотноматериальные следы – феромоны, волосы, кусочки шерсти, испражнения, выделения и т.п., но основной тонкоматериальный контур обычно «следует» вместе со структурами плотноматериального организма.

Наилучшей иллюстрацией тонкоматериальных структур является уже известный многим эффект Кирлиана на листе с отрезанным фрагментом – биологической части листа нет, а его тонкоматериальные контуры и структуры сохраняются и дальше продолжают существовать.

Именно благодаря этим тонкоматериальным структурам организмы обладают определенной способностью восстановливать поврежденные ткани – затягиваются порезы, раны, царапины и т.п., а некоторые организмы обладают даже феноменальной способностью полностью регенерировать утраченные члены (ящерицы, осьминоги, морские звезды и т.п.). Иначе говоря, после повреждения биологической ткани организм благодаря своим существующим тонкоматериальным структурам старается восстановить свою изначальную плотноматериальную форму – вновь заполнить фантомный член его биологическим содержанием – клетками. В какой-то мере это многим организмам удается, но это, конечно, зависит от степени повреждения биологической ткани и, конечно, от способностей самого организма.

Фантомные боли или зудение отрезанного члена (руки или ноги) человека являются ни чем иным как продолжением существования этого члена, но только лишь на тонкоматериальном плане. Физического члена нет, а его фантомное выражение продолжает жить как минимум до клеточного уровня. То есть утраченный член биологического тела в тонкоматериальном плане продолжает свое существование и благодаря этому для души он вполне реален. То, что не все организмы способны регенерировать некоторые утраченные члены – это другое дело.

Мало того, в зародыше каждого организма, будь то зерно фасоли или эмбрион человека, изначально существует несколько тонкоматериальных структурных контуров, из которых два главных – проектный или иначе идеальный план-контур, который отображает состояние уже зрелого организма в будущем и по плану которого происходит его рост, и актуально-опережающий контур, отображающий актуальные физические структуры организма в настоящий момент.
Важность первого в том, что благодаря ему в процессе роста организма происходит постепенная биологическая материализация его тонкоматериального проекта – иначе говоря, организм «знает», к чему следует стремиться и старается это буквально воплотить в жизнь – то есть растет и развивается. Понятно, что возможность полной реализации проектного плана в полной мере зависит от многочисленных сопутствующих факторов – среды обитания, средств к существованию, болезней, несчастных случаев и т.п.

Актуально-опережающий контур отражает биологические структуры организма в момент его роста и развития. Другими словами, каков организм, таков и его актуальный контур. Но для организма главным является не актуальный, а опережающий контур, который задает направление этого роста. Благодаря этому происходит постоянное стремление души к коррекции организма, если в его развитии по ряду причин происходит какое-то отклонение от нормы. Другими словами, в процессе роста организм постоянно стремится «уложиться» в опережающем контуре и если он здоров и условия его развития благотворны, то эти два контура почти совпадают.

В принципе мы уже давно знаем, что развитие организма происходит по некоему заранее заданному плану, но обычно мы обращаем внимание лишь на его биологическое плотноматериальное выражение – на ген и его компоненты, считая их ведущими. Конечно, если рассматривать организм только с точки зрения биологии, то ген действительно является ведущим в развитии и его функционировании, но ведь он является материальным отражением программ для материализации уже заложенных в нем определенных «шаблонов», без которых организм не сможет расти, развиваться, а также самовосстанавливаться. Понятно, что возможность организма к самоисцелению и самовосстанолению зависит от многих факторов, но проектный и опережающий контуры являются ведущими, как некий чертеж, по которому строится и функционирует в целом весь организм.

Сама по себе тонкая материя очень разнообразна. Наиболее очевидным примером тонкоматериальных структур в нашем теле являются каналы и меридианы, по которым, как по проводам, течет жизненная энергия, известная в китайской медицине как ци. Несмотря на то, что мы не в состоянии видеть ни энергии, ни самих каналов, то они все же существуют и их расположение достаточно четкое. Недаром они как кровеносная система покрывают почти всю поверхность тела организма и являются его своеобразными структурными энергетическими контурами на тонкоматериальном плане. Еще раз хочу обратить внимание скептиков на то, что энергия буквально течет по каналам, как по проводам.

То есть «провода» как носители из «чего-то» сделаны, и это обеспечивает протекание энергии по четким линиям, а не хаотически. Конечно, энергия также создает своеобразные полевые структуры, которые связаны с аурой и различными тонкими телами организма, но в данном случае важно понять, что она циркулирует в теле благодаря наличию неких тонкоматериальных проводников, которые обеспечивают ее четкое протекание. Иначе говоря, без этих проводников она не будет течь как надо и куда надо.

Поскольку тонкая материя живого организма непосредственно связана с жизненной энергией, то сеть энергетических каналов и меридианов естественно сохраняется в тонкоматериальном тела души после того, как она покидает плотноматериальное тело в результате его смерти и является залогом ее дальнейшего существования Там.

Важность тонкой материи и сети энергетических каналов заключается еще и в том, что после того, как душа оставляет физическое тело в результате смерти, то в Том мире благодаря им она способна не только сохранять свою целостность, но и повторять структуры плотноматериальной биологической оболочки организма, в который была воплощена.

Мало того, сама по себе тонкоматериальная структура является фантомной репликой организма не на момент смерти, когда тело может быть уже повреждено старостью или болезнями, а соответствует самому лучшему зрелому и здоровому периоду жизни оставленного тела. Поэтому многие реанимированные люди, «вернувшиеся» Оттуда после клинической смерти, часто свидетельствуют о том, что когда Там их встречали ранее умершие родители или близкие родственники, то они выглядели не так, какие были в момент смерти – старые или немощные, а здоровые и в лучший зрелый период своей жизни.

Таким образом, тонкая материя является одним из «ключей» к пониманию Абсолютного смысла нашего существования. Ее основное предназначение в том, что благодаря ей душа имеет возможность сохранять свою сущность Там после того, как она оставляет плотное тело здесь в результате его физической смерти. Кроме того, она не только обеспечивает целостность души, но и является необходимым условием для ее эволюции в процессе воплощений и перевоплощений в плотноматериальном облике.

Вполне может быть и так, что темная материя, которая уже упоминалась ранее и которая заполняет одну треть космоса, является структурным материалом и для этой тонкой материи. Во Вселенной ведь не существует ничего лишнего и если из межзвездной пыли создаются планеты и планетарные системы вокруг некоторых звезд, а сами звезды являются источником энергии, в том числе и жизни, то темная материя, если даже не является той же тонкой, то вполне возможно, что является основой для нее. Также следует учесть, что тонкую материю мы называем «тонкой» только для того, чтобы подчеркнуть ее отличие от привычной для нас материи физической, состоящей из атомов. Составляющие материи тонкой нам пока что совершенно неизвестны, но сама по себе она наверняка очень и очень разнообразна.

После всего этого у читателя может возникнуть вопрос: «А, собственно, зачем Ему было придумывать весь этот плотноматериальный космос с планетами, звездами, громадным океаном энергии, если можно было удовлетвориться одной лишь материей тонкой, которой, судя по всему, во Вселенной наверняка очень много и которая является базовой для существования душ?».
Об этом будет разговор в следующей статье.

Александр Ом
Ноябрь 2011