Подросток 15 лет не хочет учиться. Если подросток не хочет учиться: советы психолога

Что делать, если доросшее до средней школы чадо, именуемое в дальнейшем подросток, вдруг начинает демонстрировать полную с этой школой несочетаемость и все наши педагогические попытки игнорирует или встречает в штыки? Можно ли каким-то способом вернуть в его дневник приличные оценки, а ему самому - желание учиться? Куда вообще подевался послушный и вполне прилежный ребенок? Что происходит?

В принципе мы все сегодня начитанные родители. Мы знаем, что подростковый период - трудное время в жизни ребенка, что нужно позволить ему быть самостоятельным, самому выбирать друзей, самому решать, что есть на обед, что надеть, что смотреть… «Да пусть носит все что угодно и хоть совсем ничего не ест, - взрывается Анна, мама 13-летнего Глеба, - только школу я ему забрасывать не позволю! Ведь совсем страх потерял, оболтус…» . Оболтусом Глеб стал не так давно, всего год назад, когда пошел в шестой класс. А до того считался нормальным школьником, учился на четверки и пятерки, и родители были уверены: чем ближе к старшим классам, тем меньше должно быть проблем. Ведь столько вложено сил, и школа дорогая, и должна же расти мотивация у взрослеющего человека!

Однако на деле получилось вот что: с первых же месяцев учебного года Глеб нахватал троек, к концу полугодия начали проскакивать двойки, и, несмотря на страшные скандалы дома, на контроль, нотации и санкции, вытянуть парня из болота, в которое он погрузился, не удалось. Обиднее всего было за историю и английский - любимые прежде предметы.

Сначала родительские внушения на подростка действовали хорошо: он каялся, садился за учебники и несколько дней прилежно занимался. Потом, как говорит мама, «обнаглел». Дневник заполняться перестал (возмущенные записи учителей не в счет), тетради «терялись», домашняя работа изо дня в день «не задавалась». У Ани от возмущения не находилось слов, а Глеб сидел за компьютером в наушниках, играл в сетевую игру с друзьями и бурчал: «Достали уже со своей школой…» . За лето от учебы отдохнули все, а теперь начинается седьмой класс, и мама заранее нервничает, папа настроен угрожающе, спокоен только сын: «Выучусь, не переживайте» .

Другая семья: 14-летняя Настя, победитель всевозможных школьных олимпиад, красавица и отличница - и снова похожая история. Последние два класса - как во сне. Ребенок натурально не понимает, что в школу ходят учиться, а не общаться с друзьями и не торчать на репетициях школьного ансамбля. Вечерние звонки на домашний телефон для родителей давно стали наказанием: ответственная классная руководительница регулярно бьет в набат - давайте спасать лучшую ученицу! Ее подменили, она распустилась, у нее одни мальчики на уме… Мама и папа спасать согласны, но только как? Как заставить учиться?

Никак. Не заставите. Нет рецептов. Это в унисон говорят все подростковые психологи. Вопросами об учебе в средней школе родители их мучают регулярно. Потому что у всех одно и то же: до 6 класса ребенок учился нормально, а потом - скатился… И у мамы с папой начинается психоз: а дальше-то что будет? А выпускные классы как? Разочарование в ребенке полное, будущее навевает тоску.

И совсем было бы худо, если бы не странное совпадение: ведь у всех так, не только у нас, почему?

Подросток хочет учиться!

Есть такой миф, что подросток учиться не хочет. Это неправда. Подросток впитывает в себя информацию как губка, он учится и растет - но только не по тем предметам, что проходят в школе. Тем не менее, сейчас он постигает две чрезвычайно важные науки, пожалуй, главные для человека: он учится понимать себя и понимать других. Это главная задача подросткового периода, и если мама с папой не готовы ее признать - дело плохо. Потому что против природы, как известно, не пойдешь, а природа устроила все так, что именно сейчас человек узнает себя как личность и осваивает способы жизни в коллективе. Как вести себя в разных ситуациях, как реагировать на разных людей, как вызывать к себе симпатию, как выходить из конфликтных ситуаций и строить свою самооценку. Как говорится, почувствуйте масштаб: психологический фундамент всей взрослой жизни - и три параграфа по истории...

Обычно в этом месте родители возражают: три параграфа по истории сложатся в профессиональное будущее ребенка. Без сегодняшних параграфов не поймешь завтрашние, пропустишь послезавтрашние - и прощай, ЕГЭ, а заодно и поступление в хороший ВУЗ и блестящие карьерные перспективы. На это возражение есть только один аргумент: представьте себе дом без основания. Сможете ли вы в нем жить? Школьные знания могут быть самым прекрасным образом выучены и систематизированы, однако, не освоенные вовремя уроки общения и самореализации попросту не дадут этим знаниям работать. Или во всяком случае здорово помешают. Основы успешной коммуникации, уверенность в себе - вот что должно быть самым ценным результатом этого сложного периода, средней школы.

Во что это выльется

Теперь у нас есть главное: понимание, почему все так происходит. Уже можно немного расслабиться: ваш ребенок не обленился и не распоясался, он просто направил все свои познавательные силы в другую область - причем в ту, в которую и запрограммировала природа. Он всего лишь ведет себя нормально для своего возраста - правда, здорово?

А дальше вот что. Средняя школа - важный этап психологической подготовки к старшим классам. Успешно пройденный, этот период взросления будет пропуском в старший возраст. В старших классах интерес к коллективу падает, возрастает интерес к себе как к самостоятельной личности, к индивидуальности. Подросток уже знает себя, уверен в своих достоинствах, оценивает себя адекватно и может смотреть в будущее как взрослый - оценивая возможные перспективы, шансы на успех в том или ином деле. Когда хорошо знаешь себя, проще осознать, чего тебе действительно хочется от жизни, проще превратить это хочется в цель, построить план ее достижения и главное, найти ресурсы для ее воплощения. Мотивация не может быть привнесена со стороны, она всегда идет только изнутри — если, конечно, мы говорим о личности.

Большинство подростков к старшим классам по собственной воле вдруг «берутся за ум» и демонстрируют интерес к школьным предметам. Здесь бы родителям и расслабиться, но теперь их беспокоит, что интерес этот выборочный. Зная, куда он будет поступать и что сдавать, старшеклассник забрасывает «ненужные» ему предметы. И кстати, с точки зрения простой логики поступает совершенно правильно. Аргумент «школу надо закончить нормально» для него не аргумент. Он экономит силы - прежде всего интеллектуальные. И с уважением относится к своей голове: захламлять ее мертвыми знаниями в общем-то нет никакого смысла. Жаль, что обычно эту привилегию мы, взрослые, позволяем только себе.

Другие причины

Важно понимать, что вот эта общая, «генеральная» причина, по которой у большинства детей «проседает» средняя школа, может быть не единственной. Ребенок в любом случае воспринимает этот период как тяжелый подъем в гору, но протекать он будет гораздо тяжелее, если есть отягчающие обстоятельства.

Например, сильная перегрузка. Сейчас это повсеместная причина отвращения к учебе. В начальной школе ребенок послушно идет за амбициями папы и мамы, позволяя нагружать себя дополнительными занятиями до предела и даже не задумываясь над этим. А в средней школе усталость накапливается, и главное - появляются силы и смелость сопротивляться родителям. Совет один: помните о здравом смысле и соотносите свои амбиции и силы ребенка. У него должно быть время просто побегать, поиграть, поваляться на диване, подумать. Выполнение домашних заданий до часа ночи не имеет никакого смысла, кроме чисто формального.

Еще одна причина — разочарование в учителях. Опять же, к этому возрасту ребенок уже снимает розовые детские очки и видит нас, взрослых, во всей нашей неприглядной красе. Человек 12-13 лет уже не способен чувствовать авторитет учителя только по причине его профессиональной принадлежности. Если какие-то предметы в вашем классе дают зануды — приготовьтесь к тому, что именно эти предметы будут у ребенка нелюбимыми. Да и общий стиль подачи информации в наших школах по большей части оставляет желать лучшего. Вещательно-назидательная позиция учителей еще встречает отклик в младших классах, когда у детей ведущая деятельность именно учебная. Но в 5-6-х дети уже другие, а учителя - нет. Скучно - не то слово. Скучно, это когда один-два-три-десять занудных уроков. А теперь представьте несколько лет в такой атмосфере - хочется учиться? В общем, не списывайте бесталанность преподавателя на леность ребенка. Не готовы сменить школу - заинтересуйте этим предметом сами, покупайте дополнительную литературу, организуйте экскурсии в тематические места — все в ваших руках. На вашей стороне интерес ребенка к практической деятельности — сейчас для него это как воздух. Не сидеть, слушать, записывать и воспроизводить, а двигаться, искать, производить самому что-то интересное.

Третья причина - самая трудная. Потому что касается отношений в семье. Исключительный случай, когда в атмосфере скандала и нелюбви ребенок учится нормально. В основном самые тяжелые трудности переходного периода связаны с тем, что семьи у подростка фактически нет. Нет дружбы, понимания, доверия — в таких условиях у кого угодно пропадет познавательный интерес. Иногда родители уверены, что никакой связи между их небольшими ссорами и тройками сына нет. Проверить это можно только наладив взаимоотношения между собой. Кстати, очень часто психолог, к которому обратились с запросом по плохой учебе ребенка, вынужден сначала решать общесемейные проблемы, потому что корень бывает именно в них. И иногда хорошие оценки возвращаются как по мановению волшебной палочки, хотя специально для этого никаких усилий не прилагалось.

В любом случае, если оценки ребенка, что называется, «на ровном месте» сильно ухудшились, необходимо разобраться в причинах. Лучше всего это делать с психологом — в первые разы даже присутствие вашего подростка может не понадобиться.

Важный возраст

Главный совет, который можно дать родителям на этот момент: будьте рядом и помогайте утолять возрастную жажду ребенка - познания себя и общения со сверстниками. Пока она не утолена - ему действительно не до учебы. Что здесь поможет? Книжки о современных подростках, которые говорят на одном с ним языке и об интересных ему вещах. Рассказы о собственном подростковом периоде - о том, как странно и глупо мы себя чувствовали в их возрасте, какие с нами приключались истории, как мы на них реагировали, что чувствовали. По мере сил поучаствуйте в построении отношений со сверстниками - не препятствуйте общению, не запрещайте видеться и переписываться, и главное не очерняйте друзей вашего подростка, ведь сейчас он отождествляет себя не с вами, а со сверстниками, поэтому все, что против друзей, - это о его собственной самооценке. В интернете общаться - тоже надо! Посидите пару вечеров за компьютером, помогите найти ресурсы, где есть полезное общение, где обсуждаются важные для подростков вещи. Приглашайте домой его друзей, и будет очень здорово, если вы поможете всей компании увлечься чем-то положительным. Предложите им полезное объединяющее начало - хоть мыло варить (вот вам и химия в самом интересном, практическом аспекте). Помните, подросток любит учиться! Но чему-то действительно интересному и конечно - в компании.

Блог Людмилы Петрановской , известного московского психолога. Людмила много лет работает с приемными семьями, но ее советы всегда актуальны и для родителей вполне «самодельных» детей. Ведь принять своего собственного подростка бывает ничуть не легче, чем совершенно чужого приемного. Если у вашего ребенка нежелание учиться проявляется на общем фоне «трудного» поведения - прочитайте книгу Петрановской «Как ты себя ведешь?» . В ней много мудрых и действенных советов.

«Курс выживания для подростков ». Написанная в конце 80-х годов прошлого века и мгновенно ставшая культовой, книга до сих пор читается как бестселлер. Автор — популярный американский рок-музыкант Ди Снайдер — ведет с подростками честный разговор обо всем, что их волнует. Книга написана с юмором и массой примеров из собственной жизни. Кроме того, к ней приложил руку и друг Снайдера, подростковый психолог, поэтому все советы, данные в книге, вполне профессиональны.

Наталья Родикова (Naтинка)

для журнала «Дорогое удовольствие »

Большинство родителей рады когда ребенок впитывает знания, учится. Обычно дети учатся первый годы посещения школы. Становясь взрослее им хочется выделяться, быть не как все… И вот начинается рассматриваемая нами проблема. Что делать если подросток не хочет учиться, советы психолога что говорят по этому поводу? Рассмотрю их для вас, уважаемый читатель. Школьные годы для всех нас являлись своеобразным испытанием, многие подросшие дети не испытывают большого желания в изучении предметов и это нормально, но встречаются и такие ребята, которые наотрез не хотят постигать азы науки, что плохо.

Что же делать родителям, чадо которых не желает учиться, как выстроить с подростком хорошие взаимоотношения, чтобы он прислушивался к советам взрослых и обрел желание к учебе?!

Современные уроки не назовешь увлекательными, скорее, они превратились в некое принуждение, в так называемую обязательную школьную программу, которую необходимо освоить. Несмотря на то, что методические пособия по воспитанию детей гласят, что обучение должно заинтересовывать ребенка и быть преподнесено в виде игры, это работает лишь в младших классах. Когда подросток учится уже в старшей школе, на игровой подход не остается времени, зачастую учеба становится заурядной и скучной, особенно, если еще и нет никакого желания учиться.

Причины, почему подросток не хочет учиться

Зачастую, многие дети испытывают чрезмерную нагрузку в школе, так как помимо нее они посещают разные кружки и секции. В результате подросток сильно устает и мечтает только об отдыхе, а также о прогулке с друзьями, на что совершенно не остается времени.

А в подростковом возрасте дети нуждаются в общении со сверстниками и помимо стен учебного заведения, так как это развивает у них так называемые социальные навыки, соответственно, полностью лишать их этого не следует. Конечно, общение должно быть дозированным, в этом случае оно станет полезным.

На нежелание учиться могут повлиять проблемы с одноклассниками, а также с учителями. Если подросток ощущает себя изгоем в классе, в какое-то время ему надоест посещать учебное заведение. В такой ситуации необходим психологический анализ сложившейся ситуации, хорошо провести беседу с психологом.

Отсутствие контроля со стороны родителей может тоже повлиять на нежелание подростка учиться, равно как и тоталитарный контроль взрослых, в такой ситуации интерес к учебе, да и к другой деятельности в конечном итоге пропадет.

Но бывают и такие ситуации, когда внешне все благополучно, а у подростка пропадает желание к учебе. Это может объясняться несколькими факторами: неблагоприятная обстановка в семье (частые ссоры родителей, в результате ребенок чувствует себя брошенным, ненужным); вредные привычки (длительные компьютерные игры, долге прогулки на улице, переходящие в бродяжничество); физические недостатки, провоцирующие комплекс неполноценности (хромота, заикание, сутулость и так далее); гиперактивность (неумение сосредоточиться, отсутствие внимания, невозможность долго сидеть на одном месте, в частности, за партой).

Если удалось выявить причину нежелания учиться, тогда можно преодолеть сложившиеся препятствия путем прислушивания к советам психологов.

Если ребенок не хочет учиться - советы психолога помогут!

Чтобы преодолеть сложившуюся проблему рекомендуется проконсультироваться с психологом и прислушаться к его советам, а также постараться их выполнять. Проводите больше времени с ребенком, он будет делиться своими эмоциями, мыслями, если этого не делать, подросток замкнется в себе, перестанет общаться, тогда будет сложнее ему помочь.

Ключом к успешному взаимоотношению является доверие, не принижайте его высказывания, старайтесь вести с подростком откровенный диалог и вместе пытайтесь найти выход из сложившейся трудной ситуации.

Если ребенок не хочет учиться по причине трудностей в усваивании материала, тогда наймите ему репетитора или сами уделяйте время на объяснение материала, учите с ним уроки, что непременно повысит его успеваемость. Не ругайте чадо за плохие оценки, внушите ему, что все поправимо.

Если подросток интересуется чем-то, например, танцами, спортом, плаванием, тогда пообещайте ему поход на концерт, поездку на конкурс и так далее, чтобы поощрить его за успехи в учебе. В таком случае у него будет стимул учиться.

Наберитесь терпения, закончится подростковый период, а с ней и гормональная перестройка, в результате уйдет агрессивность, импульсивность, раздражительность, станет легче учиться. Пресекайте любые проявления неуважения к себе, не становитесь жертвой.

Несмотря на трудности с учебой, продолжайте любить своего ребенка, показывая ему, что вы заинтересованы в его успехах и не махнули на него рукой, верите, что он способен совершать хорошие поступки и осмыслить происходящее.

Старайтесь как можно чаще вызывать его на откровенные разговоры, но без каких-либо угроз или обвинений, умейте выслушать его и говорите так сказать по душам, даже если вам чужды его взгляды, постарайтесь спокойно выслушать подростка. Всегда сохраняйте спокойствие во время диалога, так как ор и вопли не приведут к хорошему результату, а только накалят обстановку. Помните, что вы взрослый и можете контролировать ситуацию.

Сохраняйте уважение к подростку, рассматривайте плюсы и минусы вашего общения. Проведите беседу с учителем, узнайте о своем ребенке больше из уст классного руководителя, постарайтесь совместно с педагогом разобраться в сложившейся ситуации.

И самый главный совет к решению проблемы – это любовь, всячески показывайте свое доброе отношение к ребенку и он, глядя на ваш пример, ответит вам взаимностью, прислушается к родителям, что учиться необходимо, так как от полученных знаний зависит его будущее.

В России до сих пор воспринимают психолога, как стоматолога, к которому идут только тогда, когда зуб заболит и уже пора ставить огромную пломбу или вовсе его удалять. Но ведь ребёнок не зуб. Его просто так из своей жизни не вырвешь. Ни за какие богатства мира не удалишь его из своей судьбы. Хотя вместе порой жить просто невозможно!

«Мой подросток невыносим! Ребёнка словно подменили! Что с ним стало? Скажите, пожалуйста, что мне делать? Я больше так не могу!»

Помните известную мудрость «Зри в корень»? Так давайте последуем его примеру. Заглянем в физиологию вашего ребёнка и посмотрим на те природные изменения, которые неизбежно происходят на данном этапе развития каждого детского организма, независимо от того, что происходит вокруг. Фото: globenwein, pixabay.com

Соберите сейчас, уважаемые родители, всё ваше внимание для прочтения следующего абзаца. Тогда вы сможете встать на место вашего ребёнка, а соответственно, и лучше понять своего «несносного» подростка. Изменения тела я опущу — его вы и так наблюдаете во всём великолепии.

Итак, на физиологическом уровне вырисовывается следующая картина: процесс полового созревания протекает, главным образом, под контролем центральной нервной системы, в которую входит и головной мозг (в состав которого входят кора и подкорка). К 9−10 годам в головном мозге ребёнка устанавливается отношение кора-подкорка. Кора выполняет ведущую роль в регуляции всего поведения ребёнка. Наблюдается высокая мыслительная продуктивность, уравновешенность эмоциональных проявлений, баланс между системой активации и торможения.

А теперь, внимание ! В подростковый период происходит значительное усиление подкорковой активности . Что приводит к неусидчивости, эмоциональной неустойчивости, гиперактивности (когда возбудимость превышает норму)… Узнаёте своего ребёнка?
Фото: Depositphotos

Первое, что вы должны принять, для налаживания отношений с изменившимся ребёнком, это неизбежность его изменений . То, что он не виноват во всех этих «странных» поступках, раздражимости, неусидчивости и эмоциональных выпадах. Ваш подросток не в силах полностью владеть собой, если, конечно, до этого он не занимался каким-нибудь видом спорта года два или, ещё лучше, каким-либо видом восточных единоборств, или не посещал лидерские тренинги для подростков. Это не только он такой «противный» и капризный, это ещё и природа! «Противность» и капризность — следствие возрастных изменений организма.

На социальном уровне, точнее в обществе, одна из основных потребностей (т.е. то, что ему сейчас крайне необходимо) — это чувство взрослости. Если вы будете опекать его, контролировать каждый шаг, а не объясните спокойно о своём волнении, если он не позвонит вам и не скажет, где он и с кем, ваш ребёнок отвернётся от вас и подружится с теми, кто его выслушает, какими бы плохими они ни были. И необходимо вести спокойно, ровно и уверенно .

Вам нравится, когда на вас кричат или вам приказывают? Или командуют? Нет? Потому что вы уже взрослые? Так помогите своему ребёнку тоже стать взрослым! И если вы искренне хотите помочь ему пройти этот сложный подростковый период без поражений, с хорошими результатами, то у вас только один выход — понять его и стать его другом.

Кого вы сами слушаете больше — тех, кто вас не понимает и диктует свои, пусть даже «взрослые», правила, или тех, кто вас принимает такими, какие вы есть, и спокойно, искренне, с пониманием, ненавязчиво предлагает свою помощь? А может, вы хотите попробовать пойти против природы и ничего не замечать? Вы взрослый человек — смотрите сами, но психологи вам этого не советуют…

Если подросток не слушается — ваш крик и претензии вряд ли помогут сделать его послушным. Во время вам необходимо научиться спокойно договариваться с подростком. После этого вы станете поистине талантливым дипломатом, который сможет договориться с кем угодно о чём угодно. Уж поверьте мне на слово.
Фото: kalhh, pixabay.com

Ну, и на десерт — правила «заключения» договоров с подростком :

1. Договариваться нужно «на берегу» — до того, как ребёнок пойдёт гулять, в гости к друзьям, и т. д. Если вы не успеете договориться вовремя — поезд ушёл. Согласитесь, абсурдно требовать от ребёнка то, о чём заранее не договаривались.

2. Сразу нужно определить, что является «штрафом» несоблюдения договора. Лучше всего для этого выбрать уменьшение часов на встречи и прогулки с друзьями или проведение времени в Интернете, или наказание в виде непосещения любимого кружка, спортивной секции. Помните: ограничивая ребёнка, вы повышаете значимость того, в чём ему отказываете.

3. В случае несоблюдения договора вы жёстко (не жестоко, а твёрдо и уверенно) напоминаете ребёнку об условиях договора и снова спокойно проговариваете их вслух («спокойствие, только спокойствие», как говорил Карлсон). После этого вы назначаете день, в который вступает в действие заранее оговоренный «штраф»: без эмоций, без торжества, без сожаления, без мстительных ноток в голосе (зачем эмоции — вы же взрослый, опытный человек, который уже прошёл подростковый период и умеет себя сдерживать).

Повторить эту методику до полной договорённости точно по инструкции, не срываясь, не делая вид, а внимательно слушая, искренне воспринимая подростка как равного вам в правах взрослого человека.
Фото: Depositphotos

С первого раза может не всё пойти гладко и что-то может совсем не получиться, но, как известно — практика, практика и ещё раз практика!

Не исключены сейчас ваши возмущения: «это легко со стороны сказать, а вы попробуйте с моим», «мой ребёнок не такой — с ним невозможно договориться», «он ещё ничего не понимает, мне лучше знать, что ему надо»… Я работала с подростками около 6 лет, из них 2 года — с подростками из комиссии по делам несовершеннолетних, и убедилась на собственном опыте: эта методика — единственная реально работающая. Если, конечно, вы хотите помочь своему ребёнку стать взрослым и самостоятельным, а не оставаться вечным «маминым хвостиком». Уверена, что вы примете мудрое решение.
Фото: ParentRap, pixabay.com

Вашему ребёнку нужна помощь. Он очень хочет не только чувствовать себя взрослым, но и научиться быть взрослым, говорить уверенно, самостоятельно заниматься и стать лидером среди сверстников. Помогите ему.

Занимаясь развивайте в нём эти навыки, иначе он пойдёт вслед за теми, кто научит его не только лидерским качествам, но и плохим привычкам, что способствует возникновению . Я говорю не только о курении и распитии алкоголя, а ещё о прогуливании уроков, бессмысленных посиделках в подвалах.

Кроме уборки по дому и хождения по магазинам, займите его нужными и полезными для его возрастного развития занятиями: спортом, личностными тренингами, кружками по интересам.

По привычке хочется сказать: «Терпения вам, дорогие родители!» Но разумнее всё-таки будет: «Уважения вам и в общении с вашим любимым, пусть временами и трудным, подростком».

Илья Базенков, психолог

Подросток не хочет учиться. Что делать?

«Подросток не хочет учиться, ему ничего не интересно, раньше учился с удовольствием, а теперь не хочет» - это типичные жалобы родителей и учителей.

Учебная мотивация школьников часто падает после перехода ребенка из начальной в среднюю школу. Но с чем это связано, и что в связи с этим могут сделать взрослые? Сразу скажем, что это частое явление, связанное с возрастными изменениями. Впрочем, об особенностях подросткового периода написано много, повторяться не будем. Остановимся на главном.

1. Ведущей деятельностью у подростков становится общение со сверстниками, нередко – в ущерб учебе. Влияние родителей на подростков уменьшается по сравнению с младшим возрастом.

2. У подростка возникает потребность в самостоятельности, ощущении собственной «взрослости», как следствие - повышенная чувствительность к оценке его личности со стороны окружающих, ранимость.

3. Самооценка подростка может резко колебаться в зависимости от обстоятельств.

4. Неустойчивость интересов подростка. Он может увлечься чем-нибудь, а через некоторое время охладеть, особенно в том случае, если его интерес не подкрепляется вниманием со стороны значимых для него окружающих.

5. Дальние перспективы, долгосрочные планы подростком часто не воспринимаются. Он находится «здесь и сейчас».

Разумеется, многое зависит от индивидуальных особенностей. Но в целом все вышесказанное в той или иной степени относится ко всем подросткам, хотя проявляться может по-разному, в зависимости от темперамента и характера.

Вернемся к учебной мотивации или, говоря простым языком, желанию подростка учиться. И главной проблеме - что делать родителям, если подросток не хочет учиться? Очень часто родители задают вопросы. - как заставить учиться подростка или как объяснить подростку, что надо учиться.

Но прежде чем пытаться заставлять подростка учиться, надо разобраться в его психологических особенностях. Практика показывает, что заставить ребенка хотеть учится невозможно. Но ему можно и нужно помочь. А для этого надо постараться его понять.

Согласно исследованиям нейрофизиологов особенности подросткового возраста, в том числе и учебная мотивация, связаны с определенными структурами головного мозга.

Не будем здесь утомлять терминами – лимбическая система, орбитофронтальная кора, вентральный стриатум и т.д. Интересующимся рекомендуем книгу – Л.Стейнберг, Переходный возраст – не упустите момент.

Нас интересуют практические выводы и ответ на вопросы: «Как увеличить влияние родителей на подростков?» , «Как помочь родителям подростка?», «Как повлиять на подростка?»
Обратите внимание! Речь не идет о том, как заставить подростка учиться.

Итак, что же делать, если подросток не хочет учиться?

1. Часто родители пытаются заставить подростка учиться, прибегая только к наказаниям и порицаниям, обращают внимание только на негатив.

Но в силу возраста «центр удовольствия» у подростков играет гораздо большее значение, чем в раннем и взрослом возрасте. Подростки более восприимчивы к вознаграждению и их меньше волнуют потери, Следовательно, на подростка легче повлиять через положительные эмоции, чем угрожать наказанием
Использование положительной обратной связи в виде похвалы, признания даже маленьких успехов, поощрения гораздо более эффективно.

2. У подростков еще не развиты навыки саморегуляции. Желательно ему помогать структурировать время, используя для этого какие-то «напоминалки». Например, подойдет записка на листе бумаги, напоминающая о чем-то.

3. Часто родители используют одни и те же приемы и методы, которые не дают результата. Подумайте, проанализируйте и откажитесь от них. Какой в них смысл, кроме испорченных нервов?

4. Поощряйте даже незначительные успехи, не требуйте невозможного, например, чтобы он с одинаковым вниманием относился ко всем урокам.

5. Не лишайте его своей любви из-за проблем с учебой. Иногда родители сосредоточены только на том, как заставить своего ребенка-подростка учиться, и отношения по поводу учебы распространяются в целом на общение родителей с ним. Вот и получается, что из-за того, что ребенок не хочет учиться, он ощущает отсутствие родительской любви.

6. Сообщайте ему о своих эмоциях по поводу его учебы, используя технику "Я-сообщений".

7. Больше общайтесь на посторонние темы, не связанные с учебой. Это необходимо для сохранения нормальных с ним взаимоотношений, что необходимо. если родители хотят сохранить свое влияние на подростка.

Часто на консультациях родителей звучит вопрос: "Как заставить подростка захотеть учиться?"

Ответ:

ЗАСТАВИТЬ ПОДРОСТКА ХОТЕТЬ УЧИТЬСЯ НЕВОЗМОЖНО, ЕМУ НУЖНО ПОМОГАТЬ

Но как могут помочь родители подростку, если он не хочет учиться?

Во-первых, надо понимать, что если у подростка проблемы с учебой, то для него это стрессовая ситуация, особенно, если он чувствует отвержение себя родителями.

Во-вторых, часто нежелание учиться объясняется тем, что подросток не видит в этом смысла.
Самый эффективный способ в этом случае показать ему необходимость учебы, причем использовать конкретные аргументы - надо получить аттестат, такое его отношение к учебе приносит неприятные переживания ему и вам самим, школьная программа обязательная для всех (что с этим поделать?) и т.д.

В-третьих. Подросток часто не хочет учиться из-за того, что уже сильно отстал и просто не может справиться с требованиями школьной программа.
Не надо требовать от него быстрых успехов, радуйтесь даже самым незначительным достижениям.

В-четвертых, подросток может не хотеть учиться из-за того, что у него проблемы в взаимоотношениях в школе со сверстниками или учителями. Попробуйте разобраться в этом.

В-пятых, то, что подросток не хочет учиться может вызываться какими-то объективными проблемами - СДВГ, нарушения здоровья, психологические причины. В этом случае его "не хочу учиться" на самом деле означает "мне очень трудно учиться".

В любом случае родителям надо встать на "помогающую" позицию, а не "авторитарно-карательную", но при этом не идти на поводу у своего ребенка во всех ситуациях.

Что означает "не идти на поводу"? Ваш ребенок не хочет учиться? Но ведь учеба - это его обязанность, даже, если он учиться не хочет. Вы можете ему помочь, но помощь не означает, что вы полностью снимаете с него всю ответственность. Попробуйте договориться с ним, проговорить его обязанности в отношении учебы и, что будет, если он свои обязанности нарушит. Только не надо ставить сверхзадачи, требовать невозможного. Например. чтобы он получал только хорошие оценки.

А знаете, уважаемые взрослые, что самое трудное? Это изменить свое собственное отношение к подростку и к его учебе. Самое распространенное из них то, что родители полностью несут ответственность за учебу их детей.

Естественно, что часто родители чувствуют свою ответственность за то, что подросток не хочет учиться или учится плохо. Да еще окружающие, в частности, учителя считают, что за желание ребенка учиться отвечают родители. А это вопрос спорный. В конце концов именно учителя ответственны за то, чтобы ребенку было интересно на их уроках, обязаны учитывать возрастные и индивидуальные особенности ученика.

Как родители могут заставить учиться своего ребенка-подростка? Подчеркиваем, не хотеть учиться, а просто учиться, более или менее выполнять требования школьной программы.

Если есть доверие подростков и родителей, то соблюдение этих правил может и не приведет к желанию подростка учиться, но поможет улучшить учебу. А когда учеба улучшится, то, возможно, и желание учиться у подростка появится.

К сожалению, именно взаимное доверие подростка и родителей часто отсутствует.
Но давайте вспомним, что взрослые отличаются от подростков тем, что могут поступать более осознанно, опираясь на рациональные мотивы, а не действовать только под влиянием эмоций.

Правила, чтобы не потерять или вернуть доверие подростка и родителей, увеличить влияние родителей на своего ребенка.

1. Необходимо отказаться от тотального контроля учебы подростка. Перестать постоянно задавать вопросы типа: «Как у тебя дела в школе?», «Ты уроки сделал?», «Ты подготовился к контрольной?», «Ты на завтра в школу все собрал?» и т.п.

Чего мы добиваемся подобными вопросами? Только того, что у подростка возникает еще большое отрицательное отношение к учебе и раздражение к вам. Он еще больше не будет хотеть учиться. И уж точно не формируется чувство ответственности, т.к. своими вопросами взрослые принимают ее на себя.

Это не означает безразличия, но внимание к учебе подростка должно быть без навязчивости, которая только вызывает у него раздражение.

2. Никогда не переносите какие-то конфликты или негативные эмоции по поводу учебы подростка на другие ситуации.

Представьте себе, что вам по какому-то одному поводу припоминают все, что было и не было? Что вы при этом почувствуете?

3. Если уж учеба подростка сильно нарушает вашу жизнь – жалобы учителей, вызовы в школу, то просто скажите ему об этом, обсудите с ним, спросите, чем вы можете ему помочь. Но без обвинений во всех грехах, не стараясь вызвать чувство вины, а как равному партнеру, чьи действия осложняют вам жизнь. (Для этого есть замечательная техника «Я-сообщения»)

4. Знайте, что многочисленные исследования, как в нашей стране, так и других показали, что школьная успеваемость не является показателем интеллекта и дальнейшей успешности человека. Поэтому, стоит ли приносить в жертву отношения со своим ребенком в угоду школьным отметкам?

5. Никогда не выясняйте отношения с подростком «на эмоциях». Во время ругани родителей в мозгу подростков в наибольшей степени активируется центр негативных эмоций, а активность центров контроля и понимания снижается. Другими словами, он плохо воспринимает в такой ситуации информацию и с трудом контролирует свое поведение.

6. Если ваш подросток не хочет учиться, то это не повод, чтобы портить с ним отношения во всем. Разделите проблемы учебы и другое.

В заключение.

Взаимоотношения родителей с подростком часто закрепляются на всю жизнь. В этот период подростку тяжелее всех, а вместо помощи и понимания от близких ему взрослых он часто получает дополнительный стресс. Обида или другие негативные чувства могут закрепиться навсегда. Вам это надо?

ГЛАВНОЕ.

Каких-то универсальных рецептов наподобие кулинарных, чтобы воздействовать на подростка не существует. Но выполнение всего того, о чем говорилось выше, приводит к тому, что подросток начинает лучше учиться и становится более ответственным и самостоятельным. И у родителей уже не возникает вопрос: как заставить подростка учиться. Но в первую очередь это зависит от окружающих его взрослых.

У вас есть ребенок-подросток и он не хочет учиться в школе? Вы не знаете что делать и почему так произошло? Самое время поинтересоваться мнением и советами психологов.

Многим родителям, увы, знакома ситуация, когда ребенок почему-то перестает приносить из школы пятерки, а иногда и вообще перестает туда ходить. Лекции, крики, кнуты и пряники почему-то не помогают, а учителя продолжают жаловаться на школьника.

Конечно, хорошим вариантом был бы поход к семейному психологу, но на это не всегда есть время и деньги. В таком случае стоит хотя бы прочитать советы психолога родителям подростка. Для начала определитесь с причиной, почему ваш ребенок не хочет учиться, а затем обратите внимание на советы от психологов, что делать в сложившейся ситуации.

Советы психолога: что делать родителям, если подросток не хочет учиться

  1. Самая простая причина: зачем? Подростки зачастую неспособны заглянуть в будущее и увидеть «грандиозные перспективы» сегодняшних отличников. Именно поэтому аргумент «учись хорошо, а то станешь дворником» на них не действует.

Стоит прибегнуть к другому способу: ежедневно на понятных примерах доказывать школьнику, что образование помогает не только поступить в институт, но и лучше понять мир, разобраться во всем окружающем многообразии. Любопытство, в конце концов, еще никто не отменял.

  1. Неинтересно. Плохо выстроенные уроки, бесталанные учителя – все это явно не способствует развитию интереса к учебе. К тому же, дети, которые на уроках шумят и не слушают, обычно заслуживают славу «бестолковых» и «бездельников», а это, согласитесь, не очень приятно.

Помогите учителям мотивировать подростка на учебу – советы психолога следующие: познакомьте с людьми, увлеченными профессией, сопряженной со столь не любимыми предметами; найдите интересные книги по теме, написанные живым языком.

  1. Конфликты. В средней школе дети учатся не только русскому и математике, но и взаимодействию со сверстниками и взрослыми. В процессе обучения ошибки неизбежны, и именно они приводят к недопониманию и конфликтам – как с одноклассниками, так и с учителями.

Постарайтесь выяснить, все ли хорошо у малыша в классе. Слушайте внимательно, не осуждая и не перебивая. Помогите ему разобраться с этой бедой, пока он еще не умеет делать это самостоятельно.


Это основные причины, по которым подросток не хочет учиться – советы психолога непременно помогут справиться с ними.