Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе ДОУ. Моя семья

Конспект НОД по познавательному развитию

в подготовительной группе «Моя семья».

Цели :

Совершенствование осознания собственного Я, своей семьи , знание своей фамилии, имени, чувства гордости за свою семью . Обобщить знание детей об их гражданских правах. Познакомить детей с генеалогическим древом; развивать у детей коммуникативные умения; расширять представления о семье . Учить ориентироваться в родственных отношениях. Воспитывать любовь и заботливое отношение к членам своей семьи .

Задачи :

Формирование представлений о семейной и гражданской принадлежности.

Воспитание любви к своей семье , умение составлять генеалогическое древо.

Закреплять представления о трудовых обязанностях всех членов семьи .

Ход занятия:

Дети стоят в кругу

«Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся».

Ребята с помощью рукопожатия я передаю вам всю свою доброту, положительные эмоции, хорошее настроение, дружбу и это все идет от меня к вам и по кругу возвращается ко мне. Я чувствую, что каждый из вас добавил частичку своей доброты, дружбы. Пусть же она греет вас и не покидает на протяжении всего дня!

Здесь находится ребус «7-Я» .

Как вы думаете, какое слово здесь зашифровано?

Дети : Семья

Воспитатель : Правильно « семья » .

Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о семье , о том, кто живет в семье , какой должна быть и как много значит для нас семья .

Как вы думаете, что такое семья ? (Ответы детей)

Да, семья- это самое главное , дорогое, что есть у человека.

А все семьи одинаковы ? (Ответы детей) .

Семья – это дружный коллектив родственников, а родственники - это самые близкие люди. Это бабушка, дедушка, мама, папа, брат, сестра. А еще этих

родственников можно назвать словом «родня» .

Как надо относиться к семье ?

В семье друг к другу относятся с уважением, вниманием, помогают друг другу, заботятся друг о друге. Раньше к членам семьи обращались на «Вы» . Семья начинается с уютного теплого дома.

Воспитатель : Я предлагаю вам подумать и ответить на вопрос :

«Что есть у всех людей, но у каждого человека своё?

Дети : Имя.

Воспитатель : Правильно имя, когда человек родился, он имеет право на имя.

И нарушать это право нельзя, и подтверждается оно вот таким документом, «Свидетельство о рождении» (слайд 2) . У вас у всех есть такой документ. Здесь прописаны все данные о человеке, когда он родился и где, как его имя, кто его родители.

Ребята, а чем отличаются люди из разных семей?

Дети : Фамилией.

Воспитатель : У меня есть вот такая шляпа, вы будете примерять эту шляпу и называть свою фамилию и имя.

Дети : Меня зовут, моя фамилия….

Воспитатель : Ребята, ответьте мне, пожалуйста, как называют людей, живущих в одном доме, квартире?

Дети : Семья

Воспитатель : Совершенно верно, каждый человек имеет право, как на имя, так и на семью .

Воспитатель :

А сейчас подумайте над такими вопросами :

Кто самый старший в семье ?

Кто самый молодой?

А кто самый мудрый?

А какая у вас будет семья , когда вырастите?

А вы ребята, знаете, кто кем в семье приходится ?

Я предлагаю вам поиграть в игру «Родственные отношения»

1. Она уже не молода и вовсе мне не мама.

Мама мамина она, а зовут ее просто (бабушка) .

2. Папа зовет его папой. Он строгий и немного седой.

Он в шашки играет со мной, любимый и добрый мой (дедушка) .

3. Она – опора в доме, Хлопочет – каждый час.

И никого нет краше, Кто так любил бы вас. (Мама)

4. Дедушка зовет его сыном, а для меня он кто? (Папа) .

5. У мамы три дочки: я, Вера и Аленка.

Ответьте теперь точно, друг другу мы (сестренки) .

6. Все сыновья в одной семье называются (братьями)

Воспитатель : Посмотрите, что я для вас приготовила. Может, кто-нибудь знает, как мы называем это дерево? (на доске)

Верно, генеалогическое древо. Повторим все вместе.

Ребята, ваша семья как это дерево и каждый член семьи - листочек . Мы вырастим сейчас древо семьи каждого из вас , а потом желающие расскажут о своей семье , посмотрите на доску, как составляется древо.

(дети подходят к столу и составляют свое древо, желающие рассказывают о своей семье )

Воспитатель : Семья объединяет родных : родителей, детей, дедушек, бабушек, братьев, сестёр. Это наши родственники, родня.

А какие же они, родные и дорогие нам люди?

Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.

Игра с мячом, «Какой, какая»

Мама (какая) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:

Папа - строгий, умный, сильный :

Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:

Дедушка - старый, мудрый, седой:

Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:

Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный.

У каждой семьи есть определённые потребности. Если эти потребности не удовлетворять, жизнь станет невозможной. Например, долго ли вы сможете обходиться без еды? Но ведь еда сама не появится у вас на тарелке, да и тарелки сами не моются. Кто-то всё это делает. И эти «кто-то» - члены вашей семьи .

Сейчас мы с вами порассуждаем.

Дидактическая игра «Семейные обязанности»

На доске закреплены картинки с изображением папы, мамы, ребёнка. Набор карточек-схем с изображением семейных обязанностей. Дети по очереди подходят, и размещают под изображениями свою карточку.

Вот видите, у каждого члена семьи есть свои обязанности. Мамы и папы ходят на работу, чтобы заработать деньги, покупают одежду, продукты, создают уют в доме.

Воспитатель : Все семьи одинаковые или разные?

Воспитатель : Правильно, все семьи разные : есть семьи большие , есть маленькие. Посмотрите на доску, вы видите фотографии семьи .

Какой считается эта семья : большой или маленькой? Сколько детей в семье ? Обратите внимание на то, что родители ласково обнимают детей, у них очень добрые лица, ласковый взгляд. И не важно, какая семья большая или маленькая главное, чтобы в семье были всегда мир , уважение.

Предлагаю поиграть в интересную игру "Солнышко и тучка". Я называю

ситуации, которые могут произойти в каждой семье ; если она вызывает положительные эмоции, радость, то вы показываете солнышко, а если плохое поведение, разочарование, то тучку. Договорились?

Д/и «Радость и печаль»

Нарисовали красивую картину;

Подрались с другом;

Съели манную кашу;

Убрали игрушки на место;

Порвали книгу;

На прогулке замарали куртку;

Разбили чашку;

Уступили место в автобусе бабушке;

Помогли маме с уборкой

Отыскали потерянные бабушкой очки;

Разбили чашку;

Физминутка (песня «Разноцветные стекляшки собери» )

Семья – это самое дорогое , что есть у человека. Поэтому во все времена народ составлял пословицы и поговорки о семье , доме. Мы тоже знаем много пословиц. Сейчас я буду называть начало пословицы,а вы закончите.

При солнышке тепло, а при матери добро.

Мой дом – моя крепость.

Родительское слово на ветер не молвишь.

Мать кормит детей, а земля людей.

Мамонька родимая – свеча неугасимая.

Вся семья вместе , так и душа на месте.

Золото и серебро не стареют, мать и отец цены не имеют.

Материнская ласка конца не знает.

Сыр калача белее, а мать всех друзей милее.

Пословицы учат нас ценить свою семью .

О семье можно рассказывать словами и рисунками. Давайте нарисуем свою семью и поселим всех в один большой дом.

(Дети рисуют свою семью и рисунки поселяют в окошка большого дома).

Вот какие дружные семьи живут в этом доме .

Воспитатель : Теперь я предлагаю вам взяться за руки и образовать круг. Представим, что мы с вами тоже большая дружная семья . Пока в семье дружба , все держатся друг за друга, получается круг, внутри которого царит любовь, уважение, доброта. Но вдруг, в семье возникает ссора , кто-то обиделся на другого члена семьи , и уже круг дружной семьи разъединился . И все добро, уважение и любовь стали вытекать через это отверстие. Давайте мы с вами с уважением будем относиться к членам своей семьи , уважать старших, помогать младшим.

Послушайте стихотворение о семье (Мария Лангер)

Семья – это счастье, любовь и удача
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

Ребята, а что бы вы хотели пожелать своей семье ? (Здоровья, радости, благополучия) .

Сейчас мы будем друг другу передавать сердечко и говорить свое самое заветное «Пусть» .

«Пусть всегда будет в вашей семье …» (смех, цветы, птицы, папа, счастье, любовь) .

Итог занятия

Воспитатель : Как хорошо ребята, что у вас всех есть семьи !

Вы – самые счастливые дети на свете, потому, что в ваших семьях любят друг друга , дружно живут вместе.

Воспитатель :

Ребята, давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня? (дети встают в круг, воспитатель берет мяч.) Ребята, я задам вопрос и брошу одному из вас мяч, вы поймаете его и ответьте на мой вопрос, когда закончите, вернете мяч.

Что такое семья ?

Кто такие родственники?

Как другими словами можно назвать папу и маму?

Как люди должны жить в семье ?

Ребята рассказывают, что им понравилось и запомнилось.


Цель: воспитание чувства признательности и любви к своей семье.

Задачи:

— конкретизировать первоначальные представления о различных социальных функциях людей разного пола в семье (мальчик — сын, брат, папа, дядя, дедушка; девочка — дочь, сестра, мама, тетя, бабушка);

— подвести детей к осознанию проявления любви, заботы и уважения к членам семьи, родственникам;

— способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой, речевой деятельности.

Оборудование: аудиозапись песни «Под крышей дома твоего» (муз. Ю. Антонова, сл. М. Пляцковского), выставка «Родословное дерево», на которой представлены модели родословных детей группы, изготовленные совместно с родителями, настольно-печатная игра «Одна дома», семейные фотоальбомы детей «Моя родня», дидактическая игра «Кто кем кому приходится?», аудиопроигрыватель.

Ход занятия

Воспитатель . Ребята, в газетах, изготовленных совместно с родителями, вы так интересно рассказали о важных и интересных событиях, которые произошли в ваших семьях, о правилах поведения, о том, что ценится в вашей семье. Все семьи — участники нашего конкурса выразили общее желание: продолжить конкурс газет, в которых надо будет рассказать о своих родственниках, о том, в каких семейных отношениях они находятся. А чтобы ваши газеты получились интересными, предлагаю сегодня вспомнить все, что вы знаете о том, как члены семьи связаны друг с другом. Что такое дом, семья?

Дети. В семье все любят друг друга, заботятся, радуются при встрече, вместе делают домашние дела, отдыхают.

Воспитатель . Верно! Дом, семья — место, где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым. В хорошей, дружной семье у каждого человека свои обязанности, все помогают друг другу и любят друг друга. Недаром в народе говорится: «Не нужен и клад, коли в семье лад», «Согласная семья — самая счастливая». Что же такое согласная семья?

Дети. В такой семье все любят друг друга, помогают, заботятся друг о друге.

Воспитатель. Правильно, это семья, где все живут в согласии. Каждый — и старый и малый — ощущает любовь и поддержку всех остальных членов семьи, испытывает чувство защищенности, не стесняется открыто проявлять свои чувства, высказывать желания и уверен, что его поймут.

Воспитатель приглашает посмотреть выставку «Родословное дерево», на которой представлены модели родословных детей, сделанные совместно с родителями.

Семья, близкие люди, родной дом — самое дорогое, что есть у человека. Попробуйте произнести слово «семья» вот так: «семь я». Как вы думаете, что это значит? Это значит, что в семье все похожи друг на друга. На самом деле, приглядитесь повнимательнее к своим родным! На кого из них вы похожи внешне?

Дети отвечают.

Танина улыбка напоминает мамину, Мишина походка — папину, цвет глаз у Ниночки такой же, как у ее бабушки, овал лица Андрея и родинка — как у дедушки. Конечно, вы похожи и на своих братьев и сестер. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера. На кого вы похожи по характеру?

Дети отвечают.

Семья начинается с любви между мужчиной и женщиной. Взрослые люди, встретившись и полюбив друг друга, женятся, вступают в брак, играют свадьбу. Как их называют до свадьбы?

Дети . Жених и невеста.

Воспитатель . Как их называют после свадьбы?

Дети. Муж и жена.

Воспитатель . Ребята, а что такое свадьба?

Дети . Это праздник, на котором жених и невеста бывают в красивых нарядах, гости их поздравляют, дарят им цветы, подарки.

Воспитатель. Да, ребята, свадьба — обычай, благодаря которому люди соединяют свои судьбы навсегда, создают свою семью. В день свадьбы жених и невеста обмениваются кольцами в знак любви и верности, надевают специальный свадебный наряд. Этот день служит началом совместной жизни двух людей и во многих семьях его отмечают каждый год. Как вы думаете, зачем люди создают семью?

Дети. Чтобы быть вместе, помогать друг другу.

Воспитатель. Верно! Чтобы жить вместе, помогать друг другу, растить и учить детей. Самые близкие ребенку люди — его родители. И для родителей дети — смысл и радость всей жизни! Чем больше в семье детей, тем богаче ее род, количество родственников. «Родительское сердце — в детках», «Дети не в тягость, а в радость», «Семья без детей, что цветок без запаха», «В хорошей семье хорошие дети растут» — так говорится в мудрых народных пословицах. Как зарождается ребенок?

Дети. Из маленькой клеточки, он растет в животе у своей мамы.

Воспитатель . Все верно, ребенок зарождается из маленькой клеточки в животе у своей мамы. Там он растет до родов. Как называют женщину, которая носит ребенка?

Дети . Такую женщину называют беременной.

Воспитатель . Да, женщину, которая носит ребенка до родов (несет бремя), называют беременной. Почему все оберегают беременную женщину: уступают ей место, ничем не расстраивают, не обижают, покупают вкусную еду, поддерживают за руку на прогулке?

Дети отвечают.

Все верно, чтобы ребенок родился здоровым, беременную женщину все оберегают. Через девять месяцев в родильном доме появляется на свет ребенок. Как готовятся его встречать в семье?

Дети. Покупают кроватку, коляску, пеленки, погремушки.

Воспитатель . Да, ребята, к этому времени все в семье готовятся его встречать: покупают необходимые вещи (коляску, кроватку, одежду, постельные принадлежности), наводят в доме чистоту и порядок, украшают его цветами. Как заботятся в семье о малыше и его маме?

Дети . Стирают пеленки, не шумят, когда ребенок спит, играют с ним, помогают его купать.

Воспитатель . Верно! О малыше и его маме все заботятся: помогают стирать пеленки, развлекают ребенка, не шумят, когда они с мамой отдыхают. Мать и накормит, и напоит, и приласкает, и пожалеет малыша. А если ребенок заболел, вылечит, выходит. «Дитя плачет, а у матери сердце болит», «Нет ближе дружка, чем родимая матушка» — говорили в народе. Много стихов придумано о маме. Давайте почитаем их. Но мы не просто расскажем стихи, а разыграем небольшие спектакли.

Игра-драматизация «Находчивая мама»

Дети разыгрывают стихотворение С. Погореловского «Находчивая мама».

Простясь до завтра с детским садом,

Шагает дочка с мамой рядом.

Но вот заныла по пути:

— Устала я шагать-идти!

— Зачем шагать? — сказала мать. —

Попробуй зайцем поскакать.

Вот так. Еще давай-ка!

Отлично! Ай да зайка!

Теперь попробуй покажи-ка,

Как семенит к норе ежиха...

Теперь — как бегает щенок.

Ух как! Стремглав, не чуя ног!

Как за птенцом крадется кошка?

Неслышно, вкрадчиво, сторожко...

А как ступает слон большой?

Трясутся стены дома!

А как бельчонок?

Но постой! Вот мы уже и дома!

Игра-драматизация «На лесной дорожке»

Дети разыгрывают стихотворение Г. Ладонщикова «На лесной дорожке».

Шла Маринка за грибами,

Вдруг она прижалась к маме.

Мама, мамочка, постой —

Муравей ползет большой!

Он укусит!

Мама

Мы вдвоем

Сладим, дочка, с муравьем.

Только он не тронет нас —

У кого работа есть,

Тот не станет в драку лезть.

Воспитатель . Папа — тоже самый близкий и дорогой ребенку человек. Когда он дома, для детей настоящий праздник! С папой можно интересно провести время и у него можно многому научиться! «Отец сына худому не научит» — говорят в народе. Чему вы научились у папы?

Дети . Забивать гвозди, ремонтировать игрушечные машины.

Воспитатель . Папы могут научить не только что-то делать руками, но и выдержке, спокойствию, доброжелательному отношению к людям. Все дети, когда вырастут, будут папами и мамами. И чтобы быть хорошими родителями, с детства нужно многому научиться. Чему нужно научиться девочкам, будущим мамам?

Дети. Выучить песни, стихи, научиться играть с детьми.

Воспитатель . Верно! Чтобы стать настоящими женщинами, девочкам нужно многому научиться. Девочкам (будущим мамам) нужно знать колыбельные песни, чтобы их малыши спокойно засыпали, ухаживать за детьми, заботиться о них, нужно научиться играть с детьми, знать разные песенки, стихи, уметь приласкать, успокоить расстроенного человека, испуганного малыша. Предлагаю поиграть в игру, во время которой девочкам нужно успокоить плачущего малыша.

Игра «Одна дома»

На большой карте изображен плачущий малыш. Нужно отобрать и расположить вокруг нее маленькие карточки, с нарисованными предметами, с помощью которых можно его успокоить (игрушка, еда для малыша: молочный рожок, тарелка с кашей, одежда: ползунки).

Воспитатель . А как еще по-другому можно успокоить малыша?

Дети. Можно спеть ему колыбельную песенку, рассказать потешку.

Воспитатель . А какие колыбельные песни знают девочки нашей группы?

По желанию девочки поют колыбельные песни.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что колыбельные песенки девочки поют ласково, нежно.

Чему нужно научиться мальчикам, будущим папам?

Дети . Защищать слабых, оберегать их.

Воспитатель. Да, мальчикам с детства нужно научиться защищать слабых, оберегать их от неприятностей, отвечать за их благополучие. А у нас в группе есть мальчики, которые защищают слабых, оберегают их от неприятностей?

Дети. Да.

Воспитатель. Поднимите руки те, у кого есть братья и сестры. Расскажите о них.

Дети выполняют задание.

Вы, конечно, знаете, что о младших сестрах и братьях нужно заботиться, помогать маме и папе их растить. А вот у старших можно кое-чему и поучиться. Послушайте об этом стихотворение.

Ребенок

Моя старшая сестрица —

На все руки мастерица:

Испечет сама пирог,

Свяжет бабушке платок.

Я всегда с сестренкой рядом,

У нее всему учусь.

Вместе с ней к столу присяду —

Рукоделием займусь!

Т. Шорыгина

Воспитатель . Ребята, а кто в семье самые старшие и уважаемые?

Дети . Бабушки и дедушки.

Воспитатель . Верно! Они могут находиться рядом или жить далеко от вас, но вы должны помнить о том, что бабушки и дедушки дали жизнь вашим родителям, а значит и вам. Пока вы маленькие, ваши родные заботятся о вас. Когда вы подрастете и станете самостоятельными, вы будете заботиться о них. Послушайте стихотворение о дедушке.

Ребенок

Хоть наш дедушка седой,

Но душой он молодой!

Много в нем любви и ласки,

Знает он стихи и сказки,

Загадает нам загадку,

Позабавит прибауткой,

Угостит нас чаем сладким,

Рассмешит веселой шуткой!

Замечательный наш дед,

Проживи еще сто лет!

Т. Шорыгина

Воспитатель . Если бабушка живет с вами, она помогает маме по хозяйству, следит за порядком в доме. Руки и сердце у бабушки — золотые. Почему так говорят?

Дети. Бабушка добрая, заботливая, внимательная, значит, у нее золотое сердце, она многое умеет делать: печь пироги, вязать, шить, значит, у нее золотые руки. Послушайте стихотворение о такой бабушке.

Ребенок

У меня есть бабушка,

Она печет оладушки,

Вяжет теплые носки,

Знает песни и стихи.

Ее руки непростые,

Трудовые, золотые!

Т. Шорыгина

Воспитатель . Ребята, мы с вами рассмотрели фотографии родственников, которые есть на родословных деревьях. На столах лежат ваши семейные фотоальбомы «Моя родня». Когда мы с вами рассматривали фотографии, выяснилось, что многих людей, запечатленных на фотоснимках, вы не узнаете. Кто это? Это ваши дяди и тети, родные братья и сестры, мамы и папы, и их дети — ваши двоюродные братья и сестры. Вот какая у вас большая семья! Все члены семьи связаны друг с другом, находятся в разных семейных отношениях. О такой большой счастливой семье у нас и песня есть!

Звучит песня «Под крышей дома твоего» (муз. Ю. Антонова, сл. М. Пляцковского).

После этой песни мне вспомнились шуточные стихи П. Синявского.

Хорошо поется хором,

В нашем хоре — вся семья.

Папа с дедушкой Егором,

Мама, бабушка и я.

Дядя Ваня с барабаном,

Кошка с Барсиком-котом.

А котенок под диваном Дирижирует хвостом.

Предлагаю вам поиграть в игру, в ходе которой вы вспомните о том, кто кем кому приходится в семье.

Игра «Кто кем кому приходится?»

Используются шесть цветков из цветного картона (съемные лепестки вставляются в серединку). На серединке каждого из них — изображение одного из членов семьи (мальчик, девочка, мужчина, женщина, пожилой мужчина, пожилая женщина). С помощью наводящих вопросов дети должны ответить, кто кем кому приходится в семье. К картинкам с изображением мальчика и девочки дети подбирают по четыре лепестка, потому что мальчик — сын, внук, брат, племянник, а девочка — дочь, внучка, сестра, племянница. К картинкам с изображением остальных членов семьи — по пять лепестков: женщина — мать, дочь (по отношению к своим родителям), невестка (по отношению к родителям мужа), сестра, тетя (по отношению к племянникам); мужчина — отец, сын (по отношению к своим родителям), зять (по отношению к родителям жены), брат, дядя (по отношению к племянникам); пожилая женщина — мать (по отношению к своим детям), бабушка (по отношению к внукам), теща (по отношению к зятю), свекровь (по отношению к невестке), сестра; пожилой мужчина — отец (по отношению к своим детям), дедушка (по отношению к внукам), тесть (по отношению к зятю), свекор (по отношению к невестке), брат.

Воспитатель . Вот мы с вами и вспомнили о том, что все члены семьи связаны друг с другом, находятся в разных семейных отношениях. Думаю, что газеты, которые вы сделаете вместе со своими родителями для конкурса, получатся замечательными, интересными, красивыми.

Наталья Киселева
Конспект занятия «Моя семья» в подготовительной группе

Конспект занятия в подготовительной группе .

Тема : Моя семья .

Цель : Формировать представления детей о семье , как о людях, которые живут вместе.

Задачи :

1. Уточнять и обогащать знания детей о семье . Обобщить представление : семья – это все , кто живет вместе с ребенком.

2. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы, развивать память, воображение, логическое мышление.

3. Совершенствовать умение составлять короткий рассказ о своей семье .

4. Воспитывать чувство любви и заботливое отношение к членам семьи .

Методические приемы :

Беседа, художественное слово, вопросы, использование фотографий, игры. Орг. момент (В кругу)

В. Собрались все дети в круг.

Я – твой друг, и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся.

И друг другу улыбнёмся.

– Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я – Наталья Николаевна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут (Артемушка, Машенька.) .

– Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших, пригожих, я приглашаю на стульчики.

В. – Скажите, ребята, пожалуйста, куда вы торопитесь вечером после детского сада? (домой) . Правильно, домой. А почему? (ждет семья ) . Да, вас ждет ваша семья !

В. - Сегодня мы с вами поговорим о семье .

В. – Семья моя – мое богатство

Любовь, защита, нежность, братство.

Здесь ценят нежность и уют,

Здесь никогда не придадут.

Все вместе праздники встречают,

Да и по будням не скучают.

И твердо знаю я, друзья,

Что в жизни главное – семья !

В : Как вы понимаете слово «семья » ? А, что же такое – семья ? Кто живет в семьях ?

- семья – это папа , мама – я;

- семья – это близкие и родные люди;

- семья – это , где тебя все любят;

- семья – это самое дорогое , что есть у человека.

Правильно, семья – это близкие нам люди : мама, папа, бабушка, дедушка, сестренка, братишка, которые всегда рядом с нами, живут в одном доме, оказывают внимание, любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково.

Ребята у меня есть фотографии, скажите, а что объединяет все эти фотографии? Кто изображен на этих фотографиях? (Семьи ) .

Почему вы решили, что на фотографиях изображены семьи ? Они ведь такие разные? (На фотографиях изображены родители и дети : мамы и папы, дочери, сыновья. Здесь есть фотография, на которой изображены дедушка, бабушка, папа, мама и дети.)

В : Мы будем выполнять массаж активных точек на наших пальчиках. А чтобы веселее было, будем проговаривать слова потешки :

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – Я!

Вот и вся моя семья

Давайте заглянем в ваш семейный альбом.

Предложить детям выбрать свою фотографию и рассказать о ней : назвать имена и отчества родных, место работы, какую работу по дому выполняют.

Прошу рассказать, как зовут родителей, где они работают (рассматривают семейные фотографии) . Рассказывает о том, что в семье главное , чтобы были мир, уважение, любовь друг к другу. Спрашивает, как их ласково называют в семье , что могут рассказать о маме (нежная, ласковая, добрая, о папе (сильный, смелый, добрый, спрашивает, что умеет делать бабушка (вязать, печь пироги, дедушка помогает дома бабушке.

– Как хорошо, что у вас у всех есть семья ! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга , весело и дружно живут все вместе.

Главное, чтобы в семье всегда были мир , дружба, уважение, любовь друг к другу. Семья может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья . Хорошо, если семья большая . А кто живет в ваших семьях ?

У каждого есть своя семья . А скажите все ли семьи одинаковые ? Или, может быть они разные? Чем они отличаются? (Семьи все разные – бывают большие и маленькие. Люди из разных семей отличаются фамилиями, именами, внешностью, они живут в разных домах, в разных квартирах).

Игра "Что бы хотели пожелать своей семье " (пожелания детей)

В : что нужно делать, чтобы в семье у всех было радостное настроение (не ссориться, помогать, не обижать, трудиться, получать хорошие оценки и т. д.)

Игра "Какая у вас семья "

Дети рассказывают (большая, дружная, маленькая, хорошая, заботливая, крепкая, счастливая, веселая, трудолюбивая и т. д.)

Семья объединяет родных : родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев и сестер. Это наши родные, родственники, родня. Сейчас, я хочу познакомить вас со стихотворением Я. Акима «Моя родня» .

Мама с папой – моя родня.

Нет роднее родни у меня.

И сестренка родня, и братишка

И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю,

Скоро всем подарки куплю.

Папе будет моторная лодка,

Маме в кухне – волшебная щетка,

Молоток настоящий братишке,

Мяч – сестренке, конфета – Тишке.

А еще друг есть у меня,

Друг Сережка мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра,

Без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю,

Все на свете ему подарю.

Как вы считаете, все ли персонажи, герои этого стихотворения являются членами одной семьи ? Все ли они родные, родня? (Не все являются членами одной семьи . Мама, папа, братишка, сестренка – это родня. Друг Сережка – не член семьи и не родственник , он друг. Щенок Тишка может считаться членом семьи , но он не человек, а животное, поэтому не является родней героя стихотворения.)

В : Дидактическая игра "Кто кому кем приходится".

Дети становятся в круг, воспитатель в центре. Воспитатель бросает одному из ребят мяч и задает вопрос, ребенок бросает мяч обратно воспитателю и отвечает.

1. Твоему папе (маме) он папа, а тебе?

2. Твоему папе жена, а тебе?

3. Папе он родной брат, а тебе?

4. Маме она родная сестра, а тебе?

5. Кто ты для бабушки?

6. Кто такие бабушка и дедушка?

7. Кто ты для своего папы?

8. Кто ты для своего братика?

9. Кто ты для своей сестры?

В : Молодцы, ребята. Вот как хорошо вы знаете своих родственников!

Народная мудрость гласит : «Не нужен клад, когда в семье лад » . Как вы понимаете её? В какой семье клад ? А в какой лад? Что такое «лад» ? (Умение ладить с собой и с людьми - это самое ценное качество в человеке.)

В. Есть много пословиц о семье .

«В семье , где лад, счастье дорогу не забывает» .

«В семье и каша гуще » .

«Вместе тесно, а врозь гуще» .

«Есть родня, есть возня» .

«Семья сильна , когда над ней крыша одна» .

«Вся семья вместе и душа на месте» .

«Русский человек без родни не живет» .

«Золото, серебро не стареет, отец и мать цены не имеют»

«Нет такого дружка, как родная матушка» .

«Семья ладом полна » .

«При солнышке тепло, при матери – добро» .

Ребята, о чем мы сегодня говорили? семье , о родственниках) .

Все вы молодцы! Слушая ваши рассказы, ваши голоса, я почувствовала с какой любовью и нежностью вы относитесь к своим родным.

Семья - это важно !

Семья - это сложно !

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья :

Какая хорошая Ваша семья .

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «В гостях у сказки» по лексической теме «Семья» Авторы: учителя-логопеды высшей квалификационной категории МАДОУ города Рязани «Детский сад №134» Нехаева Людмила Ивановна, Кожина Лилиана.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Моя семья» Цели: Совершенствование осознания собственного Я, своей семьи, знание своей фамилии, имени, чувства гордости за свою семью. Обобщить знание.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Моя семья» Образовательная область: Речевое развитие. Вид деятельности: непосредственно - образовательная Возрастная группа: подготовительная Тема:.

Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию «Моя семья» Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию Тема: «Моя семья» Цель: Уточнить и обобщить знания детей о семье, о.

Занятие в подготовительной к школе группе детского сада

Кулита Людмила Владимировна, воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Чайка»
Описание материала: предлагаемый конспект развлечения будет полезен педагогам подготовительной к школе группы, заместителям заведующего по воспитательной и методической работе дошкольной организации, студентам педагогических факультетов.
Цель: Создание условий для закрепления представлений о семье.
Задачи:
1. Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе.
2.Совершенствовать диалогическую форму речи детей.
3. Упражнять в умении связно и последовательно рассказывать о своей семье.
4.Развивать память, логическое мышление, творческое воображение.
5.Развивать чувство гордости за свою семью.
6. Воспитывать желание заботиться о близких.
Оборудование: иллюстрации с изображением семьи животных и птиц, рисунки детей (генеалогическое древо семьи), пословицы о семье, кроссворд, загадки по данной теме,мнемотаблица, волшебная палочка.
Предварительная работа: Рассматривание фотоальбомов, беседы на темы: «Моя семья», «Мои бабушка и дедушка», «Я - помощник», «Выходной день в моей семье», сюжетно - ролевая игра «Семья», изготовление книжек - малюток «Моя семья», чтение и разучивание стихов, пословиц.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Наше занятие предлагаю начать с игры, но с игры необычной. Знаете ли вы, что такое кроссворд? Любите ли вы их разгадывать?
Загадки кроссворда.
По вертикали:
1.Кто вас, детки, сильно любит?
Кто вас нежно так голубит,
Не смыкая ночью глаз
Все заботиться о вас? (мама)

2.Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша… (бабушка)

3.Улыбаюсь я как мама,
Так же хмурюсь я упрямо,
У меня такой же нос
И такой же цвет волос …(дочь)

По горизонтали:
4. Кто же трудную работу
Может делать по субботам?
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудиться наш…(папа)

5.Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед-
Мой родной, Любимый…(дедушка)
Воспитатель: Дети, вы догадались о чем будет идти речь на занятии? Что такое семья? Может кто-то знает, как возникла первая семья?
Рассказ воспитателя:
Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные «семьи» не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей. Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоем было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям. Примерно так и сейчас распределяются обязанности в семье.
Воспитатель: А зачем нужна человеку семья?
Воспитатель предлагает детям иллюстрации, где изображены семьи животных и птиц.
Воспитатель: Как вы думаете, можно сказать, что на этих картинах изображена семья? Почему? (рассуждения детей).
Физминутка «Семейная зарядка».
Осенью, весной, летом и зимой (хлопки руками)
Мы во двор выходим дружною семьёй. (маршируют на месте)
Встанем в круг и попорядку
Каждый делает зарядку. (взявшись за руки образуют круг)
Мама руки поднимает, (руки поднять вверх и опустить)
Папа бодро приседает, (присесть и встать)
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева. (руки на пояс, повороты туловища)
А я сам бегу трусцой (бег на месте)
И качаю головой. (наклоны головы вправо- влево).
Воспитатель : Ребята, сегодня у нас в группе открыта выставка «Моя семья». Кто хочет рассказать о своей семье? (использование мнемотаблицы, рассказы детей).
Воспитатель : Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье были всегда мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Семьи почитали еще с древних времен. Народ сложил много пословиц.
Пословицы:
При солнышке - тепло, при матери - добро.
Нет милее дружка, чем родная матушка.
Вся семья вместе - так и душа на месте.
Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.
Что бы вы хотели пожелать своей семье? (дети по кругу передают волшебную палочку и говорят пожелания).

Цель: воспитание доброжелательного, внимательного, заботливого отношения к членам своей семьи.

Задачи:

— обогащать первоначальные представления о значимости и красоте семейных обычаев, традиций, жилища;

— стимулировать потребность в подражании одобряемым в семье мужским и женским поступкам;

— способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой деятельности.

Оборудование : обложка для книги и бумага для страниц одного размера, но разного цвета, настольно-печатные игры «Хорошо — плохо», «Для кого что нужно?», «Кому что нужно?»; картинки с изображением красивых мужчин и женщин, мебели, вещей, которыми украшают дом (можно из старых номеров журнала «Домашний очаг»); медиапроектор, четыре слайда, на которых изображены праздничная и повседневная женская и мужская одежда, аудиозапись песни «Улыбка» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского).

Ход НОД

Воспитатель . Ребята, к вам за помощью обратилась воспитатель средней группы Нина Семеновна. Она очень хочет рассказать своим малышам о красоте в доме, семье. Ей нужна такая книга, где было бы много рассказов с иллюстрациями о том, как все заботятся о своем доме, потому что маленькие дети так любят рассматривать картинки! К кому только ни обращалась Нина Семеновна с просьбой найти такую книгу, но, к сожалению найти ее не удалось. Тогда она решила попросить вас сделать такую книгу для малышей. Нина Семеновна знает, что вам много рассказывали и читали по этой теме, в вашей группе есть альбомы, картинки, книги, игры о красоте в доме. А еще она попросила подобрать игры, в которых рассказывается о том, как все в семье заботятся о своем доме. Дети так любят играть в разные игры! А чтобы книга получилась интересной, предлагаю вам вспомнить все, что вы знаете о красоте в доме, семье, и подумать, как можно красиво оформить наши странички. Что же такое красота?

Дети отвечают.

Красота — это то, что приносит человеку радость.

Как вы думаете, кто приносит красоту в дом?

Дети . Мама, папа, бабушка, дедушка, я.

Воспитатель . Верно, красоту в дом приносит каждый. Что включает красота семьи?

Дети отвечают.

Красота семьи включает многое: чистоту и порядок в доме, свежесть одежды, цветы, картины. Очень важно с детства научиться быть красивым. Давайте вспомним о том, что нужно делать, чтобы быть красивыми внешне, и поиграем в игру.

Игра «Хорошо — плохо»

По предложению воспитателя дети выбирают картинки, на которых нарисовано то, что поможет выглядеть внешне красивыми, и выкладывают их на наборное полотно.

Воспитатель . Ребята, как вы думаете, можно поместить на первой странице нашей книги картинки, на которых изображены красивые дети?

Дети. Конечно, можно!

Воспитатель. Думаю, что они понравятся малышам и многому их научат.

По предложению воспитателя дети наклеивают картинки на первую страницу книги.

Что можно разместить на следующих страницах?

Дети . Картинки с изображением красивых мужчин и женщин, мебели, вещей, которые украшают дом.

Дети выбирают иллюстрации с изображением красивых мужчин и женщин, интерьера квартиры (из старых номеров журнала «Очаг»). По предложению воспитателя размещают их на страницах книги.

Воспитатель . Давайте вспомним о том, что делают взрослые, чтобы дома быть красивыми, аккуратными, и поиграем в игру.

Игра «Для кого что нужно?»

На перфокарте (лист бумаги формата А4, по разным сторонам которого нанесены изображения, а в центре — вырезанный прямоугольник) изображены мужчина и женщина, мужские и женские парфюмерные принадлежности, женская косметика, бритвенный станок для мужчин, спортивные снаряды для занятий спортом, красивая домашняя и спортивная одежда. Дети, выполняя задание, подкладывают под перфокарту лист бумаги и проводят на нем линии. Нужно карандашом красного (синего) цвета соединить изображение женщины (мужчины) с изображениями тех предметов и одежды, которые помогают им дома выглядеть внешне красивыми.

Воспитатель беседует с детьми по содержанию картинок. Подводит итог: «Чтобы быть красивыми внешне, мужчины и женщины дома пользуются косметикой, парфюмерными принадлежностями; делают зарядку, следят за своей фигурой, со вкусом одеваются».

Воспитатель. Как вы думаете, эту игру можно поместить в нашу книгу?

Дети . Да.

Воспитатель . Я тоже думаю, что она понравится детям средней группы.

Воспитатель обращает внимание детей на домашнюю и спортивную одежду для взрослых, изображенную на перфокарте.

Как называется эта одежда? Почему ее называют домашней (спортивной)?

Дети. Домашняя одежда — для дома, в спортивной одежде занимаются спортом.

Воспитатель . Верно! Одежда у людей бывает разной и различается по своему назначению. Чтобы вспомнить о том, какой еще бывает одежда, предлагаю поиграть в игру.

Игра «Четвертый лишний»

Воспитатель предъявляет детям через проектор четыре слайда, на которых изображены праздничная и повседневная женская и мужская одежда. Предлагает детям найти тот вид одежды, который не подходит к остальным, и объяснить, почему он лишний.

Воспитатель . Ребята, а у вас есть повседневная одежда?

Дети . Да.

Воспитатель . Когда вы ее надеваете?

Дети. Мы в ней ходим в детский сад, надеваем, когда находимся дома или собираемся на улицу.

Воспитатель . Ребята, а почему в нарядной одежде нельзя ходить каждый день?

Дети . Ее надо беречь, она красивая, дорогая.

Воспитатель. Почему к одежде нужно относиться очень бережно, следить за тем, чтобы она всегда была чистой, аккуратной?

Дети . Всем нравится общаться с теми, кто красиво и аккуратно одет.

Воспитатель . Верно! Приятно общаться с теми людьми, кто выглядит красиво и аккуратно, следит за своим внешним видом. Ребята, как вы думаете, можно поместить на одну из страничек нашей книги эту игру? Чему она сможет научить малышей?

Дети . Тому, что одежда у людей бывает разной, к ней нужно относиться бережно.

Воспитатель. Давайте вспомним о том, что нужно знать, чтобы быть красивыми внешне, и поиграем в игру.

Игра «Кому что нужно?»

На перфокарте (лист бумаги формата А4, по разным сторонам которого нанесены изображения, а в центре — вырезанный прямоугольник) изображены три женщины в разных по цвету и стилю нарядных платьях. Здесь же нарисованы украшения: разные по цвету и размеру бусы, серьги, клипсы, браслеты, цепочки; обувь: разные по цвету туфли, кроссовки, сапожки. Дети, выполняя задание, подкладывают под перфокарту лист бумаги и проводят на нем линии. Нужно подумать, какие украшения, обувь по цвету и стилю подойдут каждой из женщин, и соединить их изображения линиями разного цвета.

Воспитатель. Ребята, вам понравилась эта игра? Как вы думаете, ее можно поместить на следующую страничку нашей книги?

Дети. Да.

Воспитатель . Я согласна с вами, что эта игра всем понравится. Ребята, красота тех, кто живет дома, проявляется не только в том, как они выглядят. В чем же еще?

Дети. В хороших поступках.

Воспитатель. Совершенно верно, красоту в дом приносят добрые, хорошие поступки, потому что добрый поступок — тоже проявление красоты. Ребята, а какими добрыми поступками вы радуете своих родных дома?

Дети. Заботимся о малышах, проявляем вежливость, помогаем родителям, уделяем внимание бабушке и дедушке.

Воспитатель. Вы молодцы, что проявляете заботу о своих родителях: помогаете в домашних делах, даете возможность отдохнуть. Почему нужно заботиться о родителях?

Дети . Потому что они много работают и устают на работе.

Воспитатель . Для чего они работают? (Примерные ответы детей: они зарабатывают деньги.) Для чего нужны деньги?

Дети . Чтобы покупать еду, одежду, игрушки, книги, мебель.

Воспитатель. Верно. Для того чтобы со вкусом одеваться, иметь в доме необходимое (мебель, посуду), нужны деньги. Чтобы в семье был достаток, взрослым приходится много трудиться, поэтому так важно заботиться о родителях, бережно относиться к приобретенным на заработанные ими деньги вещам (книгам, игрушкам, одежде). Послушайте об этом стихотворение «Твоя мама».

Ребенок

Ты маму знаешь только дома;

Родные руки берегут

Домашний ласковый уют,

Такой привычный и знакомый.

И не всегда ты видишь маму

В ее заботах трудовых:

Не шлешь ты с нею телеграммы,

Не лечишь вместе с ней больных,

Не мчишься с ней на паровозе,

Ее не видишь у станка,

И славных дел ее в колхозе

Не разделяешь ты пока.

Но если мама иногда

Придет усталая с работы,

Согрей ее своей заботой,

Во всем ей помоги тогда!

В. Донникова

Воспитатель. Давайте выучим последнее четверостишие наизусть.

Дети выполняют задание.

Предлагаю вам поиграть в игру, которая научит, как еще можно порадовать родителей.

Игра «Порадуем маму»

Дети сидят на стульчиках. Воспитатель читает стихотворение А. Костецкого. Дети сопровождают чтение жестами и движениями.

Встань, как только солнце встанет

(Дети тянут руки вверх.)

И тихонечко к окошку

Руку луч к тебе протянет —

(Тянут руки вперед.)

Ты подставь скорей ладошку,

(Подставляют ладошки «солнышку».)

Пусть тебя увидит мама

(Проводят ладонями по лицу, наклоняются и дотрагиваются до обуви.)

И умытым и обутым.

Все прибрав, иди к ней прямо

(Дети повторяют: «С добрым утром!».)

И скажи ей: «С добрым утром!»

А потом с улыбкой, с песней

(Широко разводят руки в стороны.)

Выйди к травам, людям, птицам...

И веселым, интересным

День твой должен получиться!

(Улыбаются друг другу.)

Воспитатель . Ребята, так приятно смотреть на ваши улыбающиеся лица! Писатель Л.Н. Толстой в книге «Детство» написал: «Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называется красотою лица...». Почему он так написал?

Дети . Улыбаться может только добрый человек, доброта — красота человека.

Воспитатель . Верно! Надо быть добрым — тогда лицо будет приветливым, приятным. Надо уметь дарить доброту другим людям. Улыбка — символ добра. Ребята, посмотрите, как мы с вами красиво оформили страницы для книги. (Показывает детям готовые страницы.) Сегодня после дневного сна мы с вами продолжим оформление других страниц. Думаю, что они получатся такими же интересными. Сегодняшнее занятие мне хочется закончить замечательной песней «Улыбка», потому что от улыбки лицо каждого человека становится красивым и приятным.

Звучит песня «Улыбка» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского).