Когда ребенок начинает гулить и агукать. Первые звуки малыша, когда ребенок начинает агукать и гулить

Мам часто волнует вопрос «Во сколько месяцев малыш готов к речевому общению?».

В первый месяц ребенок не слышит звуки и обращенную к нему речь. Уже в возрасте 1,5 месяцев кроха складывает трубочкой губки, разжимает их и издает гласные звуки. Он произносит их отрывисто, нараспев, протяжно, сочетая вместе или отдельно. Позже подключаются губные звуки «м», «п», «б». С этого момента считается, что маленький начал гулить.

Так называемое «агу» возникает из-за устройства речевого аппарата малыша и гортанного звукопроизношения. Когда карапуз общается, он прислушивается к звукам, как бы «замирает», а потом начинает интенсивно двигать обеими ручками, ножками и гулить. Мама может стимулировать появление «комплекса оживления», если будет своим доброжелательным тоном приглашать ребенка к участию в «разговоре», параллельно поглаживая его.

Как поощрять гуление ребенка в первые месяцы

Мама должна понимать, что без ее внимания чадо не сможет самостоятельно освоить процесс становления речи. Сколько бы ни советовали знакомые не беспокоить ребенка в течение 1 года, слушать их не стоит. Да, свободного времени на протяжении года почти не остается. Но говорить с крохой стоит всегда, в период его бодрствования, начиная с первых месяцев. Для стимуляции желания младенца общаться помогут несколько простых советов.

  1. Мама должна ласково обращаться к малышу во время гигиенических процедур, кормления, одевания, прогулки. После достижения малышом возраста 2 месяцев, мама сопровождает все действия малыша простыми звукоподражаниями. Необходимо активно поощрять гуление карапуза, добавляя новые звуки. Позже и сам младенец начинает подражать взрослому, усиленно жестикулируя, выговаривая свое первое «агу».
  2. После 2 месяцев рекомендуется показывать яркие игрушки, издающие мелодичные негромкие звуки, и, когда ребенок начинает агукать, тихонько ему подпевать.
  3. Не сюсюкайтесь с малышом. Сколько бы эмоций не вызывало чадо, оно должно слышать правильную речь взрослого и на протяжении 1 года, и в течение последующих лет.
  4. Поглаживание ладоней, ступней ножек грудничка стимулирует акупунктурные точки, связанные с отделом мозга, отвечающим за речь малыша с первых лет.

Этапы становления речи на первом году жизни

С 1,5 месяцев

Мама начинает активно разговаривать с малышом, откликаясь на его «агу», тем самым привлекая его внимание. Вплоть до 4 месяцев дети с готовностью пробуют на слух звуки и радостно делятся ими с окружающими.

Первое полугодие

У ребенка формируется и развивается речевой слух. Он умеет гулить о своих проблемах, используя различные оттенки голоса.

Второе полугодие

Дети умеют не только гулить, но и общаться с помощью сочетания звуков, поэтому в 7 месяцев мама хорошо понимает своего младенца и откликается на его просьбы. Появляется лепет, который мама ребенка побуждает повторять, создавая шумящие звуки или используя музыкальные игрушки. Звенящие игрушки для ребенка 1 года не должны быть чересчур звонкими и пугающими.

Конец 1 года

Сколько слов должен говорить кроха, понятие чисто индивидуальное. Но дети уже понимают значения нескольких десятков слов, продолжают гулить и родители, наконец, слышат первые слова ребенка. К концу 1 года у детей формируется самостоятельная речь. Она состоит, как правило, из простых слов. Малыш этих лет уже осознанно употребляет их в речи, начинает устанавливать простейшие связи. В этот период каждая мама стремиться научить своего карапуза длительному конструктивному диалогу.

Ребенок не гулит. Ищем причины

Сколько времени после рождения проходит до 1 гуления ребенка и когда малыш начинает говорить первые слова, точно ответить нельзя. Процесс речевого развития крохи после 1 месяца, носит индивидуальный характер, но отсутствие желания гулить – это повод проявить беспокойство и внимание. А отсутствие речи в течение 1 года – серьезная проблема.

Причины задержки речи.

  1. Плохое самочувствие малютки. Мама должна помнить, что дети гулят и агукают только в тех случаях, когда они здоровы и им обеспечены комфортные условия.
  2. Отсутствие внимания со стороны взрослых. Попробуйте 1-2 раза не отреагировать на эмоции чада и он «забудет», как надо оживляться и гулить для мамы. Когда ребенок начинает гулить, оставьте все дела и станьте для него активным собеседником.
  3. Сколько общения, столько и улыбок. Желание гулить сродни нашему взрослому разговаривать. Когда рядом хмурый собеседник, пропадает всякий настрой общаться, и маленький начинает капризничать. Если малыш молчит в течение 2 месяцев, вероятнее всего будет предположить, что у крохи возникли проблемы неврологического характера, либо нарушился слух. Ведь, начав однажды, «разговаривать» с родителями, дети не перестанут без весомых причин произносить «агу». В этом случае следует обратиться за консультацией к специалисту и после выявления проблемы продолжать еще с большим вдохновением учить младенца разговаривать.

Игровые приемы для побуждения малыша к гулению

В начале 1 года жизни родители начинают ситуативное общение с малышом, забывая, что быстрее научить его говорить можно в условиях целенаправленного обучения. Для этого можно использовать следующие приемы.

  • Пение. Когда с ранних лет кроха слышит мелодичное пение во время укачивания, он и сам пытается подпевать маме, используя нехитрый словарный запас из звуков.
  • Звукоподражание. Дети с удовольствием подражают животным, когда видят и слышат их.
  • Дополнение слов. Малыша можно научить говорить слово полностью путем добавления в его речь недостающего слога. Много лет наши бабушки в течение 1 года малыша на его «ба» добавляли слог «ба». Получалось «баба».
  • Игровые приемы. Дети первого года любят играть в «Ладушки, ладушки», «Пальчик хочет спать», «Сорока-ворона». Они начинают играть с пальчиками, иногда сопровождая свои действия произношением «агу». Дети многих поколений играли в эти игры, когда требовалось побудить их произнести первое «агу».
  • Потешки и поговорки, считалки и прибаутки во время умывания, кормления и одевания. Дети с удовольствием слушают их и в 2 месяца и на 2 году жизни. Эти приемы очень удобны когда необходимо закрепить навыки, не вызывая протеста малыша. Художественное слово формирует с ранних лет эмоциональность речи.

В заключение

И напоследок мудрость жизни. Если ребенку исполняется 2 месяца, а родители спрашивают, когда начинать учить говорить своего малыша, знайте, они опаздывают ровно на 2 месяца. Кропотливая работа с младенцем, в течение 1 года, вознаградит маму его первым «агу» и красивой речью в течение последующих лет.

Когда ребенок начинает гулить - существуют ли сроки для этого этапа детского развития? Попробуем ответить на данный вопрос. Процесс формирования и развития речи довольно длительный. Он начинается с рождения, когда мама говорит с малышом. Ребенок начинает улыбаться и гулить, вызывая маму на разговор. Длится процесс формирования речи примерно до трех лет. После этого возраста уже начинается развитие речевых навыков. И первый этап этого большого пути – гуление.

Что такое гуление?

Уже в возрасте 2-3 месяца пребывания в этом мире кроха пытается говорить . Правда, начинает он с самого простого – произношения гласных звуков. Певуче тянуть «а», «у», «о» и другие звуки очень легко. Малыш получает невыразимое наслаждение, пробуя произносить «уа», «ае», а видя в ответ эмоционально окрашенную реакцию взрослого, вдохновляется и с новыми силами пускается в разговор. Эта игра гласными и называется гулением. Так делать ребенок будет, только находясь в безмятежном состоянии покоя и сытости, рядом с мамой. До трех месяцев голосовая активность и слуховой анализатор не взаимосвязаны между собой. После этого времени ситуация изменяется. Кроха слышит свои вокализации, прислушивается к издаваемым собою же звукам, повторяя их.

Постепенно произносимые звуки усложняются, появляется длинная цепочка, например «амма-ма-ам-аа». Интересуясь, во сколько ребенок начинает гулить, иногда думают, что составление слогов тоже относится к этому же периоду. Здесь наступает следующая стадия формирования речи, которая называется лепет. При гулении ребенок произносит гласные звуки, а при лепете – слоги. Интересный факт: дети всех народов мира на этом этапе издают одинаковые звуки. Самая активная фаза приходится на 4-6 месяцев. В это время ребенком освоена специфика конкретной национальности. А значит, китайцы, американцы, шведы, русские уже могут опознать своего соотечественника по звукам, издаваемым во время гуления. Они способны копировать интонацию окружающих, овладевая своим речевым аппаратом.

Что делать родителям?

Отвечать крохе, подбадривать его попытки гулить. На его протяжное «гааа» с улыбкой отвечать, повторяя его звуки. Важна четкая, даже порой утрированная артикуляция. Ребенку будет забавно смотреть, как родители высовывают язык или причмокивают. Он будет стараться повторять все движения, приводя этим взрослых в состояние восторга и умиления. Со временем беседы будут дольше и интереснее: появятся новые звуки и комбинации из них. «Ага, агу, угу, ама» - все это указывает на полноценное развитие речевых навыков. С появлением в комнате мамы или папы гуление становится громче и выразительнее. Это доказывает необходимость вступать с малышом в диалог, стимулируя появление новых звуков.

Появление ребенка вносит много новых волнений, забот и открытий. Каждое изменение родители ждут с нетерпением, в том числе и то, когда новорожденный станет при виде них улыбаться и весело гулить. Потребуется еще немало времени до первых осознанных слов, но пока каждый новый звук воспринимается с радостью. Во сколько месяцев ребенок начинает агукать? Какие особенности связаны с этим периодом? Как он протекает в жизни малыша? На что обращать внимание? Как научить ребенка агукать? На эти и другие вопросы постараемся ответить в нашей статье.

Начало агуканья - индивидуально для каждого малыша. Но чтобы этот период настал скорее, старайтесь разговаривать с ребенком как можно больше

От первых звуков до первых слов

Первые связные звуки, издаваемые малышом, взрослые обычно воспринимают как «агу». Младенцы произносят свои первые звуки очень мягко, с гортанным произношением. «А-а-а», «у-у-у», нечто, отдаленно похожее на согласные – все эти издаваемые ими звуки называют гулением или агуканьем. Между тем, существует определенная разница между данными словами:

  • при агуканьи ребенок произносит в основном гласные;
  • гуление же представляет собой более сложную форму речи, при которой ребенок как бы разговаривает сам с собой.

Когда ребенок начинает агукать? Обычно младенцы при нормальной адаптации к окружающей среде делают это в возрасте 1,5 месяцев. Осознанный же лепет начинается примерно с 12 недель, до этого возраста кроха не нуждается в собеседнике.

Новорожденный пускает слюни, надувает пузыри, гулит, сопровождая все это размахиванием ручек и движениями ног. Так крохи подготавливают свои речевые органы к произнесению первых слов и тренируются в артикуляции.

Что интересно, уже по гулению можно определить носителя того или иного языка, хотя казалось бы, все дети гулят одинаково, несмотря на свое происхождение и национальность. Причину этого выяснили немецкие ученые, когда обнаружили, что еще до рождения кроха слышит и воспринимает все, что вокруг говорят. В результате, новорожденный гулит, копируя услышанную ранее тональность, присущую носителям его языка.

В возрасте 3 – 4 месяца младенцы агукают уже осознанно, выражая таким способом свои эмоции и разговаривая с родными. Все чаще среди произносимых звуков начинают появляться согласные, особенно те, при произнесении которых задействованы мышц неба – «гъ», «къ», «х».

Губные звуки «м», «п», «б» появляются обычно в лепете ребенка после 6 месяцев. В это время он уже пытается произносить и первые слоги, соединяя гласные и согласные. Примерами этого могут быть «кА», «а-гу», а также «па», «ма» и «ба».

Стоит ли волноваться?

Часто родители проявляют беспокойство, если их новорожденный малыш не начал агукать в возрасте 1 – 1,5 месяцев. Не стоит паниковать раньше времени, ведь ребенок – это такой же человек, как и взрослые, поэтому ему требуется определенное время, чтобы научиться чему-либо. Бывает, что кроха молчит до 2 месяцев, но это еще не значит, что у него задержка в речевом развитии.


Молчание малыша не означает задержки развития, просто он готовится к произношению новых звуков

Нормальной ситуацией является и когда ребенок на какое-то время перестал гулить, после начала лепетания. Причиной этому может быть подготовка к произнесению новых звуков. В таком случае гуление скоро возобновится, но будет немного другим – добавятся визг, писк, смех.

К прекращению агуканья могут привести и внешние факторы – болезнь или стресс. Таким малышам бывает сложно продолжать общение, но через некоторое время все восстанавливается.

Четких границ, определяющих, сколько и каких слов и звуков должен четко проговаривать малыш в том или ином возрасте, нет. Нормой считается использование в 2 – 3 года большей части звукового ряда. Если ребенок полностью понимает, что ему говорят взрослые, и не имеет отклонений в психическом развитии, то беспокоиться из-за его речи нет поводов.

Почему ребенок молчит?

Причинами позднего начала гуления могут быть:

  • Темперамент малыша – некоторые дети начинают произносить первые звуки уже на третьей недели жизни, а некоторые – молчуны по своей природе, начинают агукать только спустя 8 недель после рождения.
  • Пол – у детей разного пола речевой центр расположен в разных полушариях, поэтому девочки обычно начинают говорить раньше, чем мальчики. Они раньше осваивают звуки, произносят первые слоги и слова, пытаются выстраивать фразы и простые предложения. Мальчики, как правило, начинают говорить позднее, но при этом более активно используют мимику и жесты для общения.
  • Окружающая среда – довольный, сытый и счастливый ребенок, находящийся в тепле и сухости, быстрее станет активно гулить. Задача родителей – создать максимально комфортные условия, поскольку стрессы только помешают раннему развитию речи.
  • Недостаток общения – малыш раньше загулит, если родители будут уделять много времени общению с ним. Сопровождайте каждое свое действие: кормление, смену подгузника, купание, одевание разговорами, рассказами, потешками. С момента рождения малыш уже может воспринимать интонации и осознавать, что с ним общаются, пусть даже и не понимая смысл слов. Позднее он станет отвечать вам гулением и мимикой, радостно сучить ручками и ножками.

Развитие мальчиков и девочек происходит по-разному, это относится и к речи

Как разговорить малыша?

Развитие мелкой моторики стимулирует формирование речевых способностей, поскольку на ладонях находятся точки, оказывающие воздействие на речевые центры головного мозга. Развить мелкую моторику помогут:

  • регулярный массаж ладошек;
  • сгибание и разгибание пальчиков, их массирование;
  • подкладывание под руки специального коврика.

Речевые игры для малышей

Помочь крохе быстрее заговорить способно сочетание развития мелкой моторики с речевыми играми. Примерами таковых могут быть:

  • Пение – напевайте малышу простые короткие слова, и вы быстро заметите, как он откликается вам и выражает свои эмоции. Со временем он станет подражать вам, повторяя интонации при агуканье.
  • Звукоподражание – дети любят повторять звуки, издаваемые животными, развивающими игрушками и книжками со звуковым сопровождением.
  • Дополнение слов – обычно малыши начинают говорить, произнося вместо многих слов только первые слоги (см. также: ). Добавляя к ним второй слог, вы получите целое слово: например, малыш говорит «ма», а вы за него заканчиваете «ма» - выходит «мама».
  • Пальчиковые игры – всем хорошо знакомые «ладушки», «Сорока-ворона», «Пальчик хочет спать» и другие. Дети радуются, когда вы с ними так играете, и постепенно сами начинают подражать вам, повторяя ваши действия и сопровождая их агуканьем.
  • Потешки, поговорки, считалочки и прибаутки – сопровождайте ими кормление и умывание, одевание и массаж. Они очень нравятся практически всем маленьким детям, и не только способствуют речевому развитию, но и позволяют превратить все повседневные занятия в веселые игры, помогая ребенку лучше их запомнить.

Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, а также развивают речь малыша

В годовалом возрасте многие обычно произносят слова полностью, но бывает так, что этого не происходит, и родителям кажется, что все их усилия не дают нужного результата. Здесь многое зависит от особенностей каждого конкретного маленького человечка: одни быстро учатся говорить, буквально пролетая путь от звуков и слогов до простых предложений, другие – долго молчат, но когда начинают говорить, то говорят уже, практически, полными предложениями, удивляя своими способностями родителей.

Проблемы в речевом развитии

В ряде случаев может потребоваться обращение за помощью к специалисту, в частности если:

  • гуление внезапно прекратилось, и это продолжается в течение нескольких дней;
  • агуканье так и не началось, хотя ребенку уже 3 – 4 месяца;
  • звуки при гулении отрывистые и не похожи на воркование;
  • гуканье похоже на визг;
  • не наблюдается общения со взрослыми во время гуления.

Перечисленные выше симптомы не должны оставаться без внимания со стороны родителей. Они требуют принятия определенных мер, одной из которых должен стать визит к невропатологу.

(1 оценили на 4,00 из 5 )

    Здравствуйте
    Моему малышу 3 месяца не прошли аудитест у ЛОРА
    мне сказали сначала.что он тугоухий потом.что глухой на оба уха.Но дома он на всё реагирует и гугукает не чего странного мы за ним не наблюдаем
    Может быть это правдой?Не какой информации кроме как мы инвалид нам не дали.((спасибо

    1. Здравствуйте, Анна! Попробуйте найти в Вашем городе сурдолога и обратиться к нему для более детальной консультации (можно попросить ЛОРа направить Вас к нему). До 6 месяцев диагноз поставить сложно, необходимо пройти доп. исследование — регистрацию коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП).

    Добрый день. Такой вопрос. Есть вредная привычка, грызу слизистую рта. Она вся рыхлая и я ее сгрызаю. Когда кололи антибиотик Цефтриаксон, то все исчезло. Потом началось снова. Все как будто нарастает. Полоскала Октенисептом, не особо помог. Сменила пасту. Тоже никак. Начала замечать, что после того, как ем много сладкого и мучного начинает образовываться налет. Что делать?

    1. Причиной белого налета во рту является кандидоз, который может быть вызван множеством причин. Для его лечения используется содовый раствор (механическое удаление налета в полости рта), и медикаментозное лечение, назначаемое после обследования стоматологом.

Здравствуйте, Наталья! Подскажите, пожалуйста, что делать, если болят десна, вернее слизистая десен. Появляется боль десен, затем пузырьки, которые лопаются, а затем отслаивается слизистая рта. Все болезненно проходит. Затем немного успокаивается и через время начинается по новому. Десна смазываю гелем Дента люкс. Проходить лечение в больнице нет материальной возможности. Можно ли как — то помочь моей проблеме?

  1. Выявить причину отека губы сможет дерматолог или стоматолог. Герпес исключать нельзя, вероятнее всего потребуется комплексное применение противовирусных препаратов, антигистаминных средств.

Здравствуйте. Сушит в гортани сильно, перестаю глотать — только выплевывать слюну. Из-за этого начинается паническая аттака и задыхание и отек горла. Что это может быть и к кому обратится?

  1. Прежде всего обследуйтесь у отоларинголога, частой причиной сухости, дискомфорта в горле бывает фарингит. Если со стороны лор-органов патологий не выявлено, исследуйте щитовидную железу. Так же из-за стрессовой ситуации, нервного перенапряжения развиваются подобные симптомы, проконсультируйтесь у невролога.

Здравствуйте, меня зовут Ростислав, мне разрезали десну, удалили гной и поставили дренаж, у меня вчера был фингал а сегодня стал меньше, опухоль на щеке стала меньше, скажите на какой день мне удалят дренаж? Это больно?

  1. При постановке дренажа количество времени для процедуры подбирается индивидуально, обычно это от 2 до 7 дней. Удаление дренажа причиняет минимум дискомфорта, эту манипуляцию можно провести самостоятельно при необходимости, но лучше сделать это на очной консультации у доктора.

Пришло время, и долгожданный новый член семьи во весь голос заявил о себе. Счастливые родители с головой окунулись в заботу о новорожденном карапузе. Первые месяцы жизни малыша - период, когда на смену одним волнительным ожиданиям приходят другие. Поговорим о том времени, когда ребенок начинает агукать и гулить.

Когда ребенок начинает гулить и агукать, все преисполнены чувством гордости и волнения. Это начальные попытки полноценного общения. Произнося первые звуки, кроха активен в движении ручками и ножками - средстве обращения к себе внимания родителей.

Ребенок гулит и улыбается, значит, мы понимаем, что в развитии его психики все в порядке, процесс идет в должном русле. Потому-то неопытные родители так внимательны к прохождению этих процессов у любимого чада: когда впервые издал звуки отличные от кряхтения и плача, начал самостоятельно держать головку, сидеть, ходить.

Возраст, в котором дети начинают агукать, довольно индивидуален, но в основном этот процесс запускается после первого месяца жизни. Ребенок издает разнообразие гласных звуков: «а», «и», «у», «о», их комбинации. Малыш произносит их и протяжно, и отрывисто, и резко. Мы воспринимаем эти попытки, как произнесенное «агу».

На первых порах карапуз оттачивает новое умение наедине с собой. Во сколько бы месяцев ребенок ни начал агукать, чуть раньше или немного позже, это действие вызывает у родителей умиление и чувство гордости, а также уверенность в нормальном развитии своего любимого чада.

Для младенцев важно удовлетворение физиологических и эмоциональных потребностей. Если дети начинают гулить, следовательно, они очень довольны и настроены на общение. Что происходит потом? Родители начинают реагировать на издаваемые ребенком звуки, завлекая его своим голосом, игрушками. Постепенно кроха в процессе наблюдения за окружающим миром стремится повторять услышанные звуки, говорить с родителями и игрушками своим языком.

Таким образом происходит развитие голосового аппарата, который со временем, к четвертому-пятому месяцу, позволит малышу произнести первые согласные звуки: «м», «п», «б». Ближе к первому году жизни лепет будет приобретать вид некоторых слов, сложенных из простых слогов: «дай», «мама».

Как родители могут поощрять у детей попытки гулить и агукать? Для создания условий к дальнейшему развитию у ребенка такого общения в первую очередь нужно удовлетворить все его потребности:

  • своевременное питание и гигиену;
  • смену одежды;
  • свежий воздух;
  • массаж;
  • упражнения;
  • ванны, в том числе и воздушные;
  • максимум внимания и общения.

Разговаривать с малышом необходимо постоянно: должен быть охвачен весь период его бодрствования. При этом нежность и улыбка - необходимые и обязательные атрибуты, а лишние эмоциональные всплески не нужны. Повторение звуков, произносимых ребенком, песенки и стишки будут стимулировать карапуза к воспроизведению услышанного. Обязателен массаж маленьких ладошек и пальчиков - это способствует развитию мелкой моторики, что стимулирует становление речи.

Малыш не гулит: в чем причина?

Специалисты выделяют три стадии развития речи в первый год жизни:

  • крик;
  • гуление;
  • лепет.

Но вот подходит к концу первый месяц, а малыш не гулит. Панику в сторону. Развитие у деток проходит в индивидуальном порядке. В одних случаях в месяц звучит агу и дальше - тишина несколько недель, в других - длительное молчание и резкое начало гуления и лепета.

Читайте также:

В таком случае нужен анализ предшествующей обстановки - слишком много общения, нарушение привычного режима, переутомление малыша. Необходимо исключить возможность проблем со слухом, то есть проверить, слышит ли ребенок обращение к нему, действует ли успокаивающе на него голос мамы.

Также нужно обеспечить максимально комфортные условия для малыша - спокойную и доброжелательную обстановку в семье, прежде всего, подавить собственную тревогу, которая может передаваться и крохе. Довольно часто ребенок начинает гулить, когда остается в одиночестве. Родители должны стараться подловить эти моменты.

Общаться с малышом нужно четким, но не резким голосом. Интонация должна быть мягкой и спокойной, а речь - максимально простой. Родители должны показывать, как нужно произносить цепочки слогов. В случае появления беспокойства, связанного с развитием речи у ребенка, необходима консультация у невролога. При выявлении проблем или подозрений, связанных со слухом, нужно обратиться к ЛОРу.

Игра как побуждение к гулению

Игра для грудничка, когда ребенок уже начал агукать и улыбаться, будет стимулятором к его успешному развитию и росту. Как можно чаще нужно применять игры на основе подражания. Это будет развивать артикуляцию, слуховое внимание, способствовать эмоциональному общению.

Нужно говорить с малышом в сопровождении активного и четкого проговаривания повторяющихся слогов. Беседы должны быть эмоциональными, сопровождаться зрительным контактом и реагированием в ответ. Необходимо дать крохе понять, что его слушают и понимают. Любимый звук карапуза должен активно использоваться в таких разговорах.

Знания о том, во сколько дети начинают агукать, улыбаться, лепетать, нужны родителям, особенно если это первый ребенок. Они помогут судить о развитии малыша. При возникновении каких-либо отклонений от нормы, прежде всего, необходимо проконсультироваться со своим педиатром и исключить наличие патологий.

Первый месяц жизни малыша – это время, которое для молодых родителей проходит почти незаметно. Множество новых забот по уходу за ребенком поглощают большую часть времени. Но вот пошел второй месяц – и теперь малыш требует не только своевременных процедур по уходу и кормлению, но и активно развивается. Среди достижений крохи могут быть улыбка, умение держать головку (правда, пока лишь несколько секунд), а уж как радуются и гордятся родители, когда их чадо начинает агукать!

Малыш начинает «говорить»

Начиная издавать первые звуки, ребенок старается привлечь внимание родителей, двигает ручками и ножками, улыбается. Многие из современных родителей стараются тщательно следить за тем, чтобы все этапы развития малыша проходили вовремя. Это очень хороший знак, когда психическое и эмоциональное развитие соответствует возрастным нормам. А если малыш немного запаздывает, внимательные родители смогут своевременно помочь.

Если попытаться описать агуканье малыша, это выглядит примерно так: разнообразные «о», «у», «а» и сочетания этих звуков, произносимые то протяжно, то резко, то мягко, при этом малыш чередует звуки, пробует разные варианты. Потом такие звуки сложатся в слоги и в целые слова.

Потребности у малышей пока минимальны. Если ребенок сытый, сухой и выспавшийся, у него ничего не болит, он будет активным и доброжелательным, настроенным пообщаться. Вот в такие моменты и начинаются «монологи». Если в это время попробовать «поговорить» с ребенком, издавая похожие звуки, он в большинстве случаев начинает прислушиваться, а ответные вокализации могут усложниться – это неплохо стимулирует развитие речевого аппарата.

Родители обычно стараются проследить, чтобы ребенок развивался в соответствии с общепринятыми нормами. Некоторые пытаются слегка подстегнуть отдельные моменты и посвящают много времени занятиям с малышом.

Как родители могут стимулировать желание пообщаться у малыша?

Внимательные родители могут и должны создавать условия для общения ребенку – вовремя удовлетворяя его потребности, стимулируя хорошее настроение. Как ответная реакция, возникает первое агуканье, которое очень важно поощрять: произносить звуки вслед за ребенком, а также слоги, несложные слова, побуждать малыша «отвечать».

Можно попробовать такое упражнение, как проговаривание слов, звуков с усиленной артикуляцией. Через некоторое время малыш старается сфокусировать внимание на этих звуках, прислушиваться, а потом и подражать.

Выполнение небольших упражнений поможет малышу быстрее освоить новый навык.

На вопрос о том, когда же начинает агукать ребенок, ответить можно так – в период от 2 до 4 месяцев. Примерно к 6 звуки, произносимые им, будут усложняться и превратятся в слоги. И каждый из этих этапов в развитии малыша интересен по-своему.