Создание условий для физического и творческого развития детей разного уровня. Консультация на тему: Консультация (для педагогов, родителей)"Условия, необходимые для развития ребенка дома" Гармоничные условия для успешного развития ребенка










Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В. А. Сухомлинский

Каждая общеобразовательная школа должна выявлять талантливых детей и создавать творческую среду для их самореализации, учить находить нестандартные решения, проявлять инициативность, творчески мыслить, быть субъектом обучения. Ведь только выпускник, обладающий такими навыками, сможет жить и профессионально работать в высокотехнологичном и конкурентном мире. Одаренные дети - будущее Казахстана. Они и только они обеспечат модернизацию экономики и инновационное развитие республики, о котором в своем ежегодном послании к народу Казахстана говорил наш уважаемый президент Нурсултан Абишевич Назарбаев.

Семья.(слайд №3 ) Общепризнанно, что семья является наиболее существенным фактором, влияющим как на творческое, так и на личностное развитие ребенка. При общении с одаренными детьми я заметила, что чаще всего они вырастают в интеллигентных семьях. И дело здесь, как мне кажется, вовсе не в особых генах гениальности - их ведь природа распределила между всеми детьми поровну. Дело в семейной атмосфере, в системе семейных ценностей.Но именно семья, которая изначально очень гармонична, а именно отношения между родителями выстроены на любви друг к другу и к своему еще не родившемуся ребенку. В семьях, воспитывающих одаренных детей, признается высокая ценность образования, у обоих родителей, как правило, не одно высшее образование, а два и более, родители сами являются высокообразованными людьми, которые не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные хобби.

Обычно в таких семьях воспитанием ребенка занимаются не только родители, но и бабушки и дедушки, которые имеют не только высшее образование, но и сами имеют высокий интеллект. (слайд №4 ). В их совместном общении с ребенком, начиная с раннего возраста, представлена познавательная совместная деятельность: общие игры, работа на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем. В таких разновозрастных семьях присутствует чрезвычайное, необычно высокое внимание к ребенку. Такие родители очень чутко реагируют на все увлечения и уделяют особое внимание обучению ребенка, выбирая для него книги, пособия, дополнительную литературу, развивающие игры и т. д., учитывая его возрастные особенности и наклонности. Большинство семей, у которых растут одаренные дети, воспитывают и развивают своих детей до пяти лет, а именно до школы, сами, предпочитая садику и миницентру семью. У ребенка должна быть свобода для экспериментирования. Важно постоянно помнить: чем больше этой свободы, чем шире диапазон поисков, тем больше возможностей для развития когнитивных и творческих способностей. Специальными экспериментами давно доказано, что ограничение свободы действия детей, выраженное в самых разных формах-ограничении двигательной активности или в постоянных “нельзя”, “не лезь туда”, “не тронь”, - способно серьезно помешать развитию детской любознательности, ведь это сдерживает порывы ребенка к исследованиям, а,следовательно, ограничивает возможность самостоятельного, творческого изучения и осмысления происходящего. Я была знакома с одним ребенком, которого воспитывали именно исследователем. Мальчик разбирал все, что двигалось, постоянно ломал игрушки, в доме у родителей ребенка было сломано все, что могло тикать, играть, говорить, и когда мама с мальчиком приезжали к родственникам в гости, то их встречали такими словами: - “Скорее прячьте все. Митя приехал!”В семь лет он уже мог работать с паяльником, а в восемь на токарном станке под присмотром дедушки. В данное время это уже юноша 28 лет, занимается наукой, имеет ряд патентов и научных трудов, печатается в научном журнале “Прикладная физика”, руководит научной лабораторией нанотехнологий и энергосбережения ресурсов, преподает в аэрокосмическом университете.

Важную роль в этом процессе играет учебно-воспитательный процесс.

Специальные школы(слайд №5 ) со специальными классами и литературой, а также специальные учителя, обладающие дивергентным мышлением. Понятно, что для воспитания креативного подростка нужно самой быть творческой личностью, имеющей нестандартное мышление. Необходим свободный и творческий учитель (слайд №6 ). Потому как не все учителя готовы работать, а вернее понять и принять одаренного ребенка, у таких учащихся помимо их способностей в академических познаниях и необычности выстраивания логических связей имеется и достаточное количество проблем: и поведенческих и личностных (слайд 7 ). Все чаще по моим наблюдениям эти дети гиперактивные. Они способны “слушать затылком”, им тяжело сдерживать себя, когда как им кажется, что простейшую информацию не могут понять другие дети. Им тяжелее выстраивать контакты внутри класса, поскольку им не интересно общаться со сверстниками, а подчас и дети их не понимают, а потому отстраняются от них. Эта дистанция еще и может быть связана с постоянными критическими репликами в адрес ребенка по поводу поведения со стороны учителя, особенно в начальных классах, ведь он действительно мешает ведению урока. С возрастом этих проблем становится меньше лишь в том случае, если ребенок становится “как все”. В противном случае жизнь ребенка всегда наполнена стрессами. Поэтому к педагогу, работающему с одаренными детьми, предъявляют особые требования, связанные с необходимостью применять нестандартные подходы к обучению и воспитанию, а именно: ответственность, способности к обучению, система ценностей, интерес к работе с молодежью, психологическая зрелость, уровень творческого мышления, личностные качества. При нынешней системе образования возможности для творческой самореализации человека весьма ограничены, потому что, как правило, сейчас уделяется больше внимание трансляции готовых знаний ученику, тем самым школа воспитывает всезнайку-энциклопедиста, теряя при этом деятеля и творца. Все уроки в спецшколах должны быть связаны с жизнью, а для этого необходимо уделять большое внимание практике. Учить детей жить в реальном мире и использовать реально полученные знания, а не виртуальные картинки и теоретическую неразбериху. Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам. Зачастую неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению к выдающимся детям, такие учителя часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их измерение. Сегодняшняя классно-урочная система обучения, являясь хорошим стимулом для средних учащихся, становится тормозом и бичом для одаренных. В моей практике был случай, когда родители отдали своего шестилетнего ребенка в первый класс отлично подготовленным: ребенок считал, знал таблицу умножения, читал, писал, хорошо сочинял, но уже в конце первого класса родители с ужасом заметили, что их сын стал плохо считать и писать. На вопрос, заданный учителю, что же случилось с их с ребенком, казалось бы, что его интеллект должен расти исключительно вверх, а не падать вниз, учитель ответила, что детей слабых в классе много и ей приходится больше внимания уделять им, а ваш ребенок справлялся самостоятельно. Благодаря такой тактике способному ребенку стало скучно учиться, он не желал ходить в школу и возненавидел учителя. Поэтому я считаю, что одаренные дети должны отбираться в спецшколы и учиться в группе сверстников, близких им по уровню способностей. Да и в специальной литературе пишут и многие психологи считают, что творчески одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются насмешкам или травле. Но я не согласна с этой точкой зрения. Если ребенок талантлив, это не означает автоматически, что он будет некомпетентен в общении со сверстниками, это скорее издержки семейного воспитания, а вовсе не атрибут творческой одаренности. Часто дети с художественными и артистическими, поэтическими способностями пользуются заслуженным восхищением в своем классе, школе и их всячески поддерживают учителя. Такие дети встречались мне довольно часто.

Институты, университеты (Слайд №8 ) В процессе обучения одаренных детей в вузе важную роль играет практическая деятельность, соединенная с научно-исследовательской работой. Как пишет М Голд: “Студент, который во время учебы в вузе лишь следует предложенному преподавателем списку литературы и выполняет его задания, вряд ли будет способен к дальнейшему личностному и профессиональному развитию”. В республике должно быть больше научных центров, которые могли бы сопровождать одаренных детей для дальнейшего обучения в престижные университеты страны бесплатно. Творческие работы студентов должны носить исследовательский характер и касаться вопросов, которые не изучаются в базовом курсе. Они позволяют приобрести студентам первоначальный опыт проведения исследовательских работ, самостоятельно научиться добывать знания, используя литературу, ИКТ ресурсы, рекомендации педагога.

Заключение

Я использую метод проектов на уроках технологии вот уже 8 лет, и за этот период мои учащиеся добились очень хороших результатов. Проектная работа предусматривает творческую защиту. Выступая перед сверстниками, ребята учатся представлять свои работы аудитории, дискутировать, отстаивать свою точку зрения. Метод проектов является первым шагом в большую науку. Проекты учащихся, выполненные за последние годы и представленные на школьных и городских конкурсах и конференциях, получили широкое признание и оформлены в альбомах. Как видно из приведенного опыта, способы работы с одаренными детьми стали составной частью функционирования моей преподавательской работы

Будущее – гораздо ближе к нам, чем принято думать, оно совсем рядом: плачет, смеется, ставит вопросы, заставляет страдать, радоваться и искать ответы. Это будущее - дети. Сегодня все в их судьбе как будто еще зависит от нас. Завтра положение изменится кардинально. Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и плодотворно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по- своему каждый ребенок. Поиск и воспитание особо одаренных, талантливых детей- архиважный вопрос. Талантливые люди - главное богатство общества. Все будущее страны связывают с интеллектуальным и физическим развитием подрастающего поколения. Не будет у Казахстана будущего, если нет настоящего у его подрастающего поколения.

Будущее одаренных детей в руках взрослых (слайд №9 ), и мы сегодня, строя для них счастливую жизнь, не должны забывать о том, что семья - это фундамент, школа и учитель - стены, а институты и университеты - крыша. Но на этом развитие каждого одаренного ребенка не заканчивается, ибо это развитие бесконечно, если есть слово “само” (слайд №10 ). Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, педагогов и многих родителей. Забота об одаренных детях сегодня-это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Как говорил Беджамин Блум: “Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения, они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они стали знаменитыми”

Литература.

1. О.М. Дьяченко “Одаренный ребенок”. М. 1997.

3. Одаренный ребенок в развитии, общении, учении.Р.Гильмеева, И. Сибгатуллина;учебно-методическое пособие, 1998.

3. Б.П.Никитин, Ступени творчества или развивающие игры.М.,Просвещение, 1990.

4. И. Ю. Калугина.Возростная психология, М., издательство УРАН, 1998.

5. А. М.Матюшин. 2 Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала”.

6. Н. Г.Каримова. “Работа с одаренными детьми” доклад. 2012.

Внешняя среда оказывает непосредственное влияние на жизнедеятельность любого, в первую очередь растущего, организма. Состояние здоровья ребенка во многом зависит от микроклимата помещения, где он постоянно находится, чистоты и свежести воздуха, качества одежды, которая соприкасается с его кожей, мебели, которой он пользуется и т. п.

Расскажем более подробно о том комплексе мер, который позволит добиться хороших результатов в развитии и воспитании малыша.

Помещение. Еще до рождения ребенка надо выделить и оборудовать детскую комнату или уголок в наиболее освещенной части комнаты, освободив его от лишних предметов. Это облегчит уборку и поддержание чистоты.

Температура воздуха в комнате для новорожденного ребенка должна быть не ниже 22 °С. Для этого в холодное время года приходится иногда устанавливать дополнительные обогревательные приборы. Однако повышать температуру воздуха выше 23- 24 °С не рекомендуется, так как это может привести к перегреванию ребенка и снижению его сопротивляемости простудным заболеваниям. Для детей более старшего возраста температура воздуха должна быть более низкой: малышам до года - в пределах 20-22 °С, а для детей старше года, учитывая их большую двигательную активность, 18-19 °С.

Независимо от времени года в помещение, где находится ребенок, необходимо открыть широкий доступ свежего воздуха. Для этого комнату надо проветривать несколько раз в день. В холодное время года для проветривания открывают фрамугу или форточку (сначала в отсутствие ребенка, а затем и при нем). Летом держат окна открытыми весь день, а по возможности и ночью.

В комнате, где помещен ребенок, нельзя стирать и сушить пеленки и белье, категорически запрещается курить. Пол, окна, двери и мебель ежедневно должны подвергаться влажной уборке.

Детская мебель, одежда, обувь. Для ребенка нужна детская кроватка с боковыми сетчатыми или решетчатыми стенками. Она должна иметь жесткое дно. Матрац также рекомендуется жесткий - из конского волоса, морской травы, сена. Не следует использовать матрацы из пуха или поролона, так как это может приводить к перегреванию ребенка, а в ряде случаев - к аллергии. Спать на раскладушке или в коляске детям нельзя.

Подушку ребенку до одного года не кладут, чтобы не вызвать у него искривление позвоночника из-за неправильной позы в кроватке. Детям более старшего возраста можно сделать небольшую плоскую подушку из морской травы или пера птицы. В кроватку ребенка во время бодрствования рекомендуется вкладывать толстый фанерный лист, обтянутый байковым одеялом и клеенкой. Очень удобен детский манеж, где ребенок может более активно двигаться и играть.

Детям старше года нужна специальная мебель: стул для кормления, детский стол, детский стульчик, шкафчик для игрушек. Вся детская мебель должна быть легкой, удобной, хорошо подвергающейся гигиенической обработке. По мере роста ребенка необходимо приобретать мебель больших размеров или соответствующим образом приспосабливать имеющуюся.

Малыша нельзя постоянно оставлять в кроватке или манеже. Начиная с 7-месячного возраста, его следует спускать на пол, создавая условия для развития движений. С этой целью часть комнаты можно огородить барьером высотой 40-45 см, пол застелить байковым одеялом и легко моющейся клеенкой. В такой импровизированный манеж можно поместить каталку, гладкое или обшитое клеенкой бревно, большой мяч. Все это стимулирует активные движения ребенка - ползание, вставание, переступание. Для детей более старшего возраста (с 10-11 мес) рекомендуется сделать небольшую горку с лесенкой и скатом, скамейку, шведскую лесенку.

Одежду детям раннего возраста желательно шить из гигроскопичных хорошо стирающихся материалов (хлопок, лен, шерсть), а для пальто, куртки, комбинезона допускаются материалы с примесью синтетических волокон. Она должна соответствовать возрасту ребенка, сезону, температуре воздуха, защищать как от охлаждения, так и от перегревания, быть удобной, свободного покроя, не стеснять движений ребенка. Очень важно, чтобы одежда малыша была максимально приспособленной к тому, чтобы он мог самостоятельно ею пользоваться.

Грудным детям рекомендуются распашонки (ситцевые или трикотажные и фланелевые), фланелевые кофточки с длинными рукавами, ползунки (ситцевые, фланелевые, трикотажные), позднее - колготки. В более старшем возрасте (после года) - нижнее белье из хлопчатобумажной ткани и трикотажа (трусики, майки, футболки), платья или рубашки из ситца, фланели, трикотажа, колготки (в теплом помещении и летом - носочки), шорты из хлопчатобумажной или шерстяной ткани. В прохладном помещении малыша можно одеть в шерстяное платье или брюки, шерстяную кофточку.

Чтобы обеспечить ребенку свободу движений в холодное время года, для прогулок рекомендуется комбинезон с шерстяной кофточкой и рейтузами. Для прогулок и сна на открытом воздухе для ребенка первого года жизни очень удобно использовать спальный мешок, который не стесняет дыхания и позволяет малышу принять удобное положение.

Голову ребенка даже самого раннего возраста в помещении следует держать непокрытой. На улице летом можно надевать легкий чепчик (при ветре или пребывании на солнце), более старшим детям - панамку или шапочку с козырьком. В холодное время года советуем надеть хлопчатобумажную косынку и шерстяную шапочку, а в морозную погоду - меховую.

Обувь для ребенка необходимо подбирать по размеру. Она не должна быть слишком широкой или узкой, так как это может привести к деформациям стопы. Уже с 8-9 мес, когда ребенок начинает вставать и переступать у барьера, ему следует надевать кожаные ботиночки с жестким задником и небольшим каблучком (0,5-1 см), а не мягкие пинетки или одни носочки, так как это способствует развитию плоскостопия. Более старшим детям, хорошо овладевшим ходьбой, подходят кожаные туфли или сандалии, которые также должны иметь жесткий задник и каблучок до 1 см.

Чтобы ноги ребенка не перегревались, он не должен носить в помещении теплые тапочки и тем более валенки, а также резиновую обувь. Резиновые сапожки можно использовать только для прогулок в сырую погоду. При этом обязательно надо надевать шерстяные носочки. Летом, в теплую погоду, детям очень полезно ходить босиком (на хорошо очищенном грунте, песке или траве). Это является хорошим закаливающим средством и одним из методов профилактики плоскостопия.

Одежду и обувь для ребенка желательно подбирать красивую, ярких расцветок. Это дает ему новые зрительные впечатления, повышает эмоциональный тонус, является одним из моментов эстетического воспитания.

Детское белье, одежду и обувь следует хранить отдельно от одежды взрослых. Стирают детское белье и одежду также отдельно, не пользуясь при этом стиральными порошками, так как это может вызвать аллергические реакции. Белье детей первого года жизни стирают только детским мылом, обязательно подвергают кипячению. Высушенное белье (сушить лучше на свежем воздухе) проглаживают горячим утюгом. Очень важно тщательно проглаживать пеленки и распашонки для ребенка в первые недели его жизни, так как кожа у него очень нежная и легко восприимчива к болезнетворным микробам. Кипячение и проглаживание надежно обеззараживают пеленки.

Предметы ухода за ребенком. Ребенок первых месяцев жизни нуждается в особенно тщательном уходе. В этом возрасте любые нарушения окружающей среды могут привести к возникновению серьезных заболеваний.

Предметы и средства ухода за ребенком следует приготовить заблаговременно, еще до его рождения. В первую очередь необходимо позаботиться о том, чтобы новорожденный был обеспечен достаточным количеством пеленок, распашонок и другого белья, чтобы их можно было свободно менять по мере необходимости. Новое белье следует заранее прокипятить, прогладить горячим утюгом и хранить в специальном шкафу или тумбочке.

Для ухода за кожей ребенка и слизистыми оболочками надо иметь вату, марлевые салфетки или бинты, которые должны быть новыми, не бывшими в употреблении, в первое время желательно приобрести марлю, вату и бинты в стерильной упаковке. Вата и бинты должны храниться в чистых (прокипяченных) стеклянных банках с крышками. Обработка кожи ребенка с целью профилактики опрелостей производится детским кремом или стерильным растительным маслом (оливковым, подсолнечным, кукурузным), которое надо предварительно прокипятить и хранить в специальном пузырьке.

Для купания ребенка нужны детская ванночка, водяной термометр, мягкая губка или рукавичка из байки, детское мыло, кувшин для обливания ребенка в конце купания. Ребенка первых месяцев жизни желательно укладывать на специальный матерчатый гамачок, натянутый на проволочную основу, с помощью которого ребенку придается в ванне полулежачее положение.

Подмывают ребенка после каждого мочеиспускания и опорожнения кишечника, используя для этого небольшой таз и кувшин. При наличии горячего водоснабжения можно подмывать ребенка под краном, тщательно регулируя температуру воды.

Ногти на руках и ногах обрезают специально выделенными ножницами с закругленными концами, причесывают отдельным гребнем. Этими предметами никто не должен пользоваться.

Очень важно соблюдать особую чистоту при хранении сосок и пустышек. Их следует помещать в прокипяченные стеклянные банки с хорошо закрывающимися крышками. Эти банки надо кипятить не реже 2 раз в неделю. Соски кипятят после каждого использования.

Необходимо иметь в запасе несколько стерильных градуированных бутылочек (приобретаются в аптеке) - для воды, сцеженного грудного молока, соков и др. Бутылочки, как и соски (пустушки), после каждого употребления должны быть тщательно вымыты и прокипячены.

Такие предметы ухода, как баллон для клизмы, газоотводная трубка, пипетка для глаз, пипетка для носа, также должны храниться в отдельных закрытых чистых стеклянных банках.

Когда ребенку исполнится 6 мес, родителям следует настойчиво приучать малыша пользоваться горшком. Однако нельзя насильно сажать ребенка на горшок, так как это вызывает негативную реакцию и задерживает выработку необходимого навыка. Если ребенок умеет самостоятельно сидеть, очень удобно пользоваться специальным стульчиком для высаживания.

К началу второго года жизни следует приобрести детскую зубную щетку и приучать его чистить зубы сначала без пасты, а позднее специальной детской зубной пастой. Малышу надо выделить специальный стаканчик для полоскания рта после еды.

Игрушки. Правильный подбор игрушек имеет огромное значение для нервно-психического развития ребенка. Игрушка становится первым и основным средством, при помощи которого малыш познает окружающую среду, знакомится с цветом, формой, объемом и другими свойствами различных предметов, учится манипулировать ими. Игрушки во многом способствуют развитию активных движений ребенка, развитию его речи, мышления. Подбирать их надо в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями ребенка, его вкусами, склонностями.

У лее с первых недель жизни у ребенка формируются основы бинокулярного (двумя глазами) зрения, что позволяет видеть предметы в пространстве. К концу первого месяца жизни он уже может некоторое время фиксировать глазами крупные предметы, а в последующем следить взором за передвигающимися крупными и яркими предметами. В это же время начинает различать звуки и прислушиваться к ним.

Игрушки-подвески рекомендуется использовать с первых дней жизни ребенка. В кроватке примерно на расстоянии 70 см над грудью малыша следует подвесить яркую крупную игрушку для рассматривания. Такие же крупные и яркие игрушки (шары, большие пирамиды, куклы, мишку и др.) надо разместить в разных местах комнаты недалеко от детской кроватки (поставить на полку, прикрепить к стене). Периодически игрушки-подвески меняют, используя другие, иной формы, цвета. При общении с малышом ему следует показывать яркие и звучащие игрушки (погремушка, бубен, колокольчик).

Когда ребенку исполнится 2-2,5 мес игрушки подвешивают ниже, на высоте вытянутой руки ребенка. При этом крупные игрушки надо заменить более мелкими, удобными для захватывания. Такая тактика преследует цель развить у ребенка способность ощупывать и брать в руки различные предметы. Однако надо оставить и крупные игрушки для рассматривания.

Ребенку в возрасте 5-6 мес в кроватке или манеже надо подвешивать несколько разнообразных по форме, цвету и фактуре игрушек (шарики, колокольчики, ленточки), которые укрепляются на одном общем шнуре таким образом, чтобы малыш, потянув к себе один захваченный предмет, вызывал перемещение других. Такое перемещение и звучание других игрушек переключает на них внимание ребенка и вызывает у него желание захватить новую игрушку. Одновременно с подвешенными в манеж или кроватку ребенка помещают другие игрушки (в основном новые). Они стимулируют ребенка к поворотам, подползанию.

После 6 мес малыш начинает активно манипулировать самыми разнообразными игрушками. Надо предлагать ему игрушки для вкладывания и вынимания (матрешки, мисочки), для нанизывания (пирамидки), толкания (тележки, машины), катания (шары, мячики) . Нужны и так называемые сюжетно-образные игрушки - куклы, мишки, зайцы и др.

Развитию моторики пальцев, очень важной для общего развития ребенка и особенно речи, помогает использование различных коробочек (круглых, квадратных, треугольных, продолговатых) с крышками, кубиков разной величины и цвета, колец разной величины и толщины. Рекомендуются такие пособия, как «Чудесный мешочек», «Волшебный фонарик», в которые вкладываются различные более мелкие игрушки. Это побуждает ребенка доставать игрушки из мешочка или фонарика и рассматривать их.

Одновременно с игрушками на стенах комнаты следует повесить 2-3 картины, эстампа с изображением крупных игрушек, ярких фруктов или каких-либо понятных ребенку предметов, чтобы развивать ориентировку в окружающем и способствовать развитию речи.

Ребенку более старшего возраста (после года) необходимы игрушки для определения формы предмета (шар, куб, пирамида и др.), цвета предмета, его величины. Он должен научиться подбирать их по цвету, форме, величине и др.

Большой интерес для ребенка представляют сюжетные игрушки: куклы, машины, игрушечные овощи, фрукты, а также природный материал (шишки, желуди, листья, цветы). Дети очень охотно занимаются игрушечными животными, птицами, домиками, мебелью и др. Для развития речи малыша следует использовать различные детские книжки, картинки, макеты, диафильмы.

Создавая условия для правильного развития ребенка, не забывайте, что до определенного периода именно вы являетесь непререкаемым образцом подражания для вашего малыша. Дети неосознанно наблюдают за тем, как вы коммуницируете со всеми членами семьи, друзьями, коллегами, другими детьми и перенимают у вас стиль и манеру общения. Помните: организовать условия для личностного развития ребенка – это значит не только обеспечить его всем необходимым, но и стать для него примером во всем.

Не забывайте, что самодисциплина позволяет малышу самостоятельно оценивать и контролировать свое поведение и одновременно уважать других людей.

Создавая условия для успешного развития ребенка, не забывайте о трех стадиях «послушания», описанных Марией Монтессори, которые ведут к формированию его самодисциплины.

Основные стадии развития личности ребенка

С рождения до совершеннолетия ребенок проходит в своем развитии три основные стадии, каждая из которых очень важна для его личностного становления. Их возрастные ориентиры в основном ограничены шестью годами (0-6-12-18 лет).

Но период с рождения до шести лет, по мнению Монтессори, является «ключевым», поэтому ребенок должен получить максимум заботы и внимания со стороны взрослых.

Во время I стадии развития личности ребенка (от рождения до полутора лет) послушание как таковое отсутствует - для него еще нет физиологической основы. Но наше отношение к требованиям малыша должно быть спокойным - это залог дальнейшего сотрудничества.

Послушание начинает появляться во время II стадии (ребенку - от полутора до четырех лет). Главная задача родителей - создать достаточно безопасную обстановку, чтобы малыш мог действовать без наших бесконечных «нет».

Для него чувство внутреннего удовлетворения при завершении задания - это уже награда и ведет к формированию самодисциплины. Давайте постараемся помочь ему и всегда иметь некоторый запас времени, чтобы бесконечно не торопить и не прерывать наше чадо. Это относится как к играм, так и к более серьезным занятиям, например мытью посуды.

Кстати, учимся все объяснять малышу максимально доступно и обязательно в спокойном тоне, который он лучше всего воспринимает. Ведь настоящая дисциплина не имеет ничего общего с принуждением ребенка под страхом наказания выполнять наши требования (пусть даже и справедливые).

Когда малыш достигает возраста четырех-шести лет, наступает III стадия психологического развития ребенка. Его понимание ситуации развивается очень быстро. К шести годам он должен уметь выполнять устные инструкции, понимая требования взрослых и желая подчиниться.

Какая среда и условия необходимы для познавательного развития ребенка

Очень важно создать стимулирующую среду и условия для развития ребенка, при этом нельзя забывать, что с помощью органов чувств.

Сложность этого мира постоянно возрастает. Поэтому малышу необходима такая окружающая среда, которая соответствует именно его потребностям в познании в определенный период времени.

Если мы знаем, что сейчас надо нашему ребенку, - по какой лесенке он хочет и может карабкаться, какую книжку он прочитает, какую часть нашей работы по дому с удовольствием выполнит сам, - и предоставляем ему возможность полностью проявить себя, то взросление и обучение малыша проходят совершенно естественно, без особых усилий с нашей стороны. Такие условия необходимы для развития ребенка, ведь в них он может учиться самостоятельно при минимальном руководстве со стороны взрослых.

При малейшей возможности позволим ребенку пользоваться настоящими (не игрушечными) предметами!

Малыша быстро разочаруют игрушки, внешне весьма похожие на те предметы, которые они имитируют (например, игрушечные столовые приборы), но совершенно бесполезные в реальных обстоятельствах. Они зачастую просто сбивают его с толку и злят. У ребенка может возникнуть чувство собственной неполноценности, якобы это он «не может» научиться пользоваться «настоящими» вещами.

Создавая условия для развития ребенка, помните, что ваш малыш предпочитает использовать те же предметы, что и вы. Совок и щетка для подметания пола соответствующего «детского» размера, маленькие губка и тазик для воды, грабли и тряпка - это изумительные обучающие приспособления даже для полуторагодовалого малыша.

При организации условий для развития, не забывайте, что ребенок дошкольного возраста обычно предпочитает «настоящие» задания, где он может помочь взрослым. Малыш испытывает истинное чувство удовлетворения от выполненного дела, так как он одновременно и учится, и выполняет полезную работу.

Создание оптимальных условий для полноценного развития личности ребенка

Очень важно уважать личность ребенка, и учиться понимать его. Внимательно выслушивайте даже самого младшего члена семьи, если он хочет что-то сказать вам. В этот момент лучше всего нагнуться к нему или присесть, чтобы быть с ним на одном уровне и видеть его глаза.

Постараемся понять представления и чувства ребенка и будем учитывать их в нашей семейной жизни. Для создания условий развития личности ребенка при любой возможности постараемся включать ребенка в обсуждение семейных планов и принятие решений. Поможем ему почувствовать себя значимым членом нашей семьи.

Запомните: то, что кажется нам совершенно обыденным, может быть очень важным для малыша.

Важным педагогическим условием развития детей является создание благоприятных взаимоотношений с ребенком. Дети очень быстро растут и меняются. Ребенку необходимы соответствующие взаимоотношения с родителями. Семейные правила должны учитывать меняющиеся потребности малыша. Решения к осуществлению подобных перемен принимаются всеми взрослыми членами семьи. Затем их надо обсудить с ребенком и все четко объяснить ему.

Будем все вместе придерживаться определенных правил в кругу семьи и за ее пределами, но одновременно дадим ребенку возможность свободно изъявлять свою волю!

Малышу необходимо чувствовать, что твердые и разумные правила защищают и направляют его в жизни. При создании условий для развития детей, обучайте их нормам поведения, терпеливо поясняйте, почему надо поступать так, а не иначе. Если наши правила тщательно обдуманы и периодически повторяются в жизни ребенка, он обычно воспринимает их как должное.

Если какое-то правило очень не нравится малышу или он часто нарушает его, давайте еще раз обдумаем сложившуюся ситуацию и, может быть, изменим «семейный кодекс». Зачастую бывает весьма полезно обсудить все вместе с ребенком, чтобы справиться с возникающими трудностями.

Благоприятные условия для правильного развития ребенка

Создавая благоприятные условия для развития ребенка, принимайте во внимание замедленное ощущение времени малышом. Когда ребенок находится рядом с нами, постараемся, чтобы наши движения были обдуманными, последовательными и медленными, а малыш смог все увидеть.

Спланируем все заранее, чтобы потом нам не пришлось подгонять ребенка: например, расскажем ему заблаговременно о походе за покупками и дадим ему время подготовиться к этому. Важным психолого-педагогическим условием развития детей является планирование совместных занятия с малышом: это станет приятным отдыхом для вас обоих.

Выделим ребенку время для завершения любой работы, которую он начал. Если это чрезмерно сложное или утомительное занятие, мы можем ему помочь на финальном этапе, но не более. Запомним: выполняя задание за ребенка, мы готовим будущего «неумеху», а не самостоятельную личность.

Если ребенок может выполнить задание самостоятельно, предоставим ему эту возможность! Организуя условия для познавательного развития, поощряйте детей делать то, к чему они готовы, что в их силах.

Научите ребенка самостоятельно есть, одеваться, выполнять простейшую типа вытирания пыли, сбора листьев в саду, на дорожках, поливки растений.

Покажите ему медленно, шаг за шагом, как надо выполнять то или иное действие, но постараемся при этом как можно меньше говорить - малышу надо сосредоточиться на увиденном.

Создавая условия для правильного психологического развития ребенка, позволяйте ему пробовать сделать что-то самому, не исправляя ошибки. Это поможет нам разобраться, действительно ли он готов по своему развитию выполнять новое действие. Если ребенок еще не совсем готов к выполнению нашего задания, не форсируем события. Помним - всему свое время! Вернемся к этому занятию попозже, спустя несколько дней или недель.

Дадим малышу время научиться и попрактиковаться в выполнении того или иного вида деятельности. Пусть он помогает нам по дому во всем, что только возможно; будем предлагать ему, но не заставлять. Дети обожают домашнюю работу и всегда с удовольствием участвуют в ней. Даже если нас что-либо не удовлетворяет в конечном результате, не станем переделывать работу маленького помощника в его присутствии. Примем с благодарностью то, что он в состоянии сделать.

Условия для воспитания и нормального личностного развития ребенка

Важным условием для развития личности ребенка является предоставление малышу права выбора. Родители должны продемонстрировать уважение к индивидуальности ребенка, его стремлению к свободе, позволяя ему сделать выбор самому.

Например, вы можете поинтересоваться у ребенка, какой сорт мороженого или какие фрукты ему хочется съесть, хочет ли он поиграть с другом или пойти гулять в парк, хочет ваша малышка надеть красное или голубое платье и т. д. Умение сделать выбор является важной составной частью процесса взросления.

Для создания полноценных условий развития ребенка предоставьте ему как можно больше возможностей для достижения успеха!

Так как мы знаем своего собственного ребенка, мы обычно можем сказать, что он в состоянии сделать, а что - нет. Дадим ему такое задание, которое он мог бы выполнить без особых затруднений или ошибок. Объясним ему как можно проще, доступнее, в медленном темпе то, что надо делать. Затем позволим ему попробовать это сделать самому.

Похвалим ребенка, игнорируя любые неудачи, и уберем все, что, на наш взгляд, еще слишком сложно для него. Мы часто можем руководствоваться интересом, который наш ребенок проявляет к чему-либо. Помните, что ярко выраженная мотивация при создании условий нормального развития ребенка является мощной основой процесса обучения.

Если есть возможность, найдите для ребенка хороший детский сад или специальную подготовительную группу. Большинство ученых полностью согласны с важностью первых шести лет жизни в процессе формирования личности взрослого человека. Все они сходятся в том, что родители и уклад семьи в целом оказывают огромное влияние на развитие малыша.

В то же время хороший детский сад может сыграть важную роль в процессе развития и воспитания ребенка, ведь условия, в которых он находится под присмотром специально подготовленных преподавателей, отличны от домашних, воспитатели будут обучать нашего малыша недоступным ему дома видам деятельности. Они также могут уделять ребенку больше внимания и времени, чем родители.

В идеале родители и педагоги должны работать вместе в интересах ребенка. То, что дети учат в детском саду или в школе, надо закреплять дома. Согласованность действий педагогов и родителей помогает малышу чувствовать себя в безопасности, понимать окружающий мир и гармонично общаться с ним.

Создание благоприятных условий для развития общения детей

Оптимальные условия для развития ребенка предполагают возможность общения с другими детьми, ведь малыш с удовольствием играет как с одногодками, так и с детьми другого возраста.

До трехлетнего возраста дети редко прямо общаются друг с другом или же обращают внимание на других детей лишь как на отдельные и совершенно разные личности. Однако даже малыши в возрасте до трех лет, периодически играющие с посторонними детьми, способны понять, как надо общаться, чтобы получать от этого удовольствие. После достижения ребенком трех-четырех лет подобные контакты способствуют его интеллектуальному росту и необходимы для социального развития.

Создавая условия для развития общения ребенка, постарайтесь быть позитивными. Попытайтесь найти такой стиль разговора, чтобы избежать формулировок типа «нельзя», «ты не должен», «не трогай», «неправильно» и т. п. Лучше использовать конструктивную позицию: «Давай…»

Если, например, ребенок колотит кулаками по столу, спокойно объясним, что стол - для еды, а колотить кулаками он может по глине, и затем направим его к коробке с глиной или пластилином.

Если ребенок вытирает стол и просмотрел пятно, надо лишь сказать: «Уберем еще одно пятно - и стол будет великолепен!»

Слова с негативным значением вызывают отрицательное отношение ребенка к заданию, он начинает сомневаться в собственных силах. Позитивная формулировка поможет ему почувствовать себя самостоятельным, способным выполнить то или иное задание.

В разговоре с ребенком точно подбирайте слова! Вы можете помочь малышу научиться четко, выражать свои мысли, используя «аккуратную речь» при общении с ним и между собой.

При создании условий психологического развития детей, не забывайте, что ребенок постоянно учит новые слова. Так он расширяет свой словарный запас, находит новые возможности общения.

Поможем ему выучить названия окружающих предметов, постоянно используя их в своей речи. Вместо фразы типа: «Дай-ка мне ту вещь, она лежит вон там», постараемся сказать: «Пожалуйста, дай мне красную книгу, которая лежит на столе».

Гармоничные условия для успешного развития ребенка

Думаем о себе как об образце, которому ребенок будет подражать, и у которого будет учиться. При создании благоприятных условий для развития детей, помните, что он все свое время проводит рядом с вами, они учатся жить, наблюдая за вами и имитируя вас.

Если мы хотим, чтобы наш ребенок стал любящим, честным, нежным, организованным человеком и т. д., лучше всего постараться самим стать такими. Если малыша постоянно бранят и шлепают, он учится вести себя с другими точно так же (кстати, эти «другие» - возможно, ваши младшие дети или дети ваших друзей).

Родители должны четко представлять себе то огромное влияние, которое они оказывают на формирование жизни и личности своего ребенка.

Организованные вами условия гармоничного развития ребенка должны соответствовать его потребностям. Если родители знают возможности своего малыша на данный момент, они смогут обеспечить его разнообразными развивающими материалами и предложить увлекательные занятия.

Дадим ребенку маленький тазик с водой, несколько пластиковых бутылок разной величины, губку, ситечко и постараемся защитить его одежду с помощью непромокаемого фартучка на время исследования понятия «объем». В песочнице нам понадобятся ведерко, лопаточка и лейка, ракушки и галька для сортировки и подсчета - это лишь некоторые предложения.

У ребенка должна быть своя рабочая зона. При создании условий для полноценного развития детей поставьте здесь устойчивый столик, стульчик, постелите небольшой коврик для работы на полу. Познакомьте малыша с этими предметами. Покажите, как можно ими пользоваться, дайте ему время полностью освоиться. И только потом предложите ребенку первое задание.

Специальные книги, журналы и преподаватели-профессионалы могут помочь нам выбрать подходящие материалы для нашего малыша.

Статья прочитана 3 412 раз(a).

От того, в каких условиях развивается личность, во многом зависит, насколько цельной, творческой, жизнерадостной, деятельной она будет. Поэтому родителям так важно с первых дней жизни создать условия для развития ребенка .

Создайте собственное пространство для ребенка

Идеальным местом для пребывания маленького человека в доме должна стать детская комната. Если в первые месяцы жизни дитя нуждается в постоянном присутствии родителей, то через некоторое время ему потребуется собственное пространство, где он будет ощущать себя полноправным хозяином. Даже если у вас нет возможности выделить ребенку отдельную комнату, оборудуйте детский уголок, где он будет хранить свои игрушки, книжки, где можно поставить маленький стол или парту.

Одним из основных условий для развития ребенка является самостоятельность, поэтому ваша задача – предоставить ему такую возможность: с 2-3 месяцев давайте время малышу самостоятельно позаниматься игрушками. Повесьте над кроваткой яркие погремушки, карусельку. Разместите все это на доступной для малыша высоте, чтобы он, задевая игрушки ручками, слышал звуки. Если ребенок не капризничает и увлечен этим занятием, не стоит его прерывать.

Став старше, он с удовольствием будет играть с предметами разной фактуры. Педагоги считают, что развитие тактильной чувствительности при исследовании различных материалов от ткани до дерева и меха влияет на формирование интеллекта ребенка, пополняя его жизненный опыт.

Наполните его жизнь впечатлениями

Кроме собственного пространства для игр, ребенку для развития необходимы впечатления. Особенно важно это для детей дошкольного возраста примерно с 3 до 7 лет. Психологи утверждают, что в этот период люди получают самые незабываемые и сильные эмоции. Связано это с тем, что у детей в это время бурно развивается воображение, и новые впечатления активно подпитывают его.

Как известно, в памяти остается только то, что . Поскольку здоровые дети впечатлительны по своей природе, будьте уверены, что радость от совместных поездок, походов в зоопарк, планетарий и цирк останется с ними навсегда.

Важно для дошкольников узнавать новые виды деятельности. Сегодня многие художественные студии предлагают родителям вместе с детьми посетить совместные уроки рисования. Трудно передать словами восторг ребенка, у которого с первого раза получилось создать маленькую картину: дом на опушке зимнего леса или прекрасного павлина.

Некоторые родители протестуют против посещения ребенком детского сада, считая, что там «детьми не занимаются». Если вы решили посвятить ребенку свое время до школы, то обязательно выберите альтернативный вариант его общения с детьми: детские развивающие центры, кружки, секции. Кроме того, что ваш малыш будет там учиться общению со сверстниками, в этих организациях проводятся праздники, а в спортивных секциях соревнования, принимая участие в которых, ваш ребенок обогатится новыми впечатлениями.

Ярким моментом в жизни 6-7-летнего ребенка может стать поход с взрослыми в лес с ночевкой. Особенно если привлечь его к подготовке: пусть сам смонтирует вместе с папой удочки и снасти для рыбалки, соберет котелок и припасы вместе с мамой.

А сколько незабываемых впечатлений получит ребенок от купания и пляжа, ночных звуков и шорохов, плеска рыбы в камышах, катания на лодке!

Итак, смена обстановки и разнообразные впечатления – второе важное условие для развития ребенка.

Создайте творческую среду

Мы уже довольно много говорили о важности творчества в жизни ребенка. Компьютерные игры в этом деле не помощники: являясь готовым продуктом, они не развивают фантазию и воображение.

Ребенок «зацикливается» на образах виртуальной игры, замыкается в ее рамках и перестает интересоваться другими видами деятельности, становится асоциальным. Между тем, только ситуативная и ролевая игра со сверстниками является развивающей по сути, а ребенок утрачивает к ней интерес. Регламентируйте занятия ребенка с компьютером, чтобы не допускать таких «перекосов», и поощряйте общение с другими детьми.

Важно, чтобы деятельность доставляла ребенку удовлетворение, положительные эмоции, тогда он сам будет инициировать занятия. Например, вы увидите, как он ждет нового посещения развивающей школы или мечтает закончить новую поделку в кружке.

Творчество возможно не только в специализированных центрах, но и дома в повседневной жизни. Например, предоставьте ребенку возможность украсить комнату к празднику, нарисовать новогодние флажки для гирлянды, придумать вместе с вами оформление праздничного пирога для бабушки и т.д. Побуждайте его фантазировать, вносить новые предложения, помогайте с их реализацией.

Подводя итог сказанному, хочется отметить, что создать условия для развития ребенка не так сложно. Три главных компонента: собственное пространство, новые впечатления и творческая среда – и ваш ребенок успешно развивается как личность. Но самым главным, «цементирующим» успех компонентом является ваша заинтересованности в его развитии, ваша поддержка, похвала, искренняя радость даже небольшим его победам.

Нет похожих статей.

От того, в каких условиях развивается личность, во многом зависит, насколько цельной, творческой, жизнерадостной, деятельной она будет. Поэтому родителям так важно с первых дней жизни создать условия для развития ребенка .

СОЗДАЙТЕ СОБСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ РЕБЕНКА

Идеальным местом для пребывания маленького человека в доме должна стать детская комната. Если в первые месяцы жизни дитя нуждается в постоянном присутствии родителей, то через некоторое время ему потребуется собственное пространство, где он будет ощущать себя полноправным хозяином. Даже если у вас нет возможности выделить ребенку отдельную комнату, оборудуйте детский уголок, где он будет хранить свои игрушки, книжки, где можно поставить маленький стол или парту.

Одним из основных условий для развития ребенка является самостоятельность, поэтому ваша задача – предоставить ему такую возможность: с 2-3 месяцев давайте время малышу самостоятельно позаниматься игрушками. Повесьте над кроваткой яркие погремушки, карусельку. Разместите все это на доступной для малыша высоте, чтобы он, задевая игрушки ручками, слышал звуки. Если ребенок не капризничает и увлечен этим занятием, не стоит его прерывать.

Став старше, он с удовольствием будет играть с предметами разной фактуры. Педагоги считают, что развитие тактильной чувствительности при исследовании различных материалов от ткани до дерева и меха влияет на формирование интеллекта ребенка, пополняя его жизненный опыт.

НАПОЛНИТЕ ЕГО ЖИЗНЬ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ

Кроме собственного пространства для игр, ребенку для развития необходимы впечатления. Особенно важно это для детей дошкольного возраста примерно с 3 до 7 лет. Психологи утверждают, что в этот период люди получают самые незабываемые и сильные эмоции. Связано это с тем, что у детей в это время бурно развивается воображение, и новые впечатления активно подпитывают его.

Как известно, в памяти остается только то, что эмоционально окрашено . Поскольку здоровые дети впечатлительны по своей природе, будьте уверены, что радость от совместных поездок, походов в зоопарк, планетарий и цирк останется с ними навсегда.

Важно для дошкольников узнавать новые виды деятельности. Сегодня многие художественные студии предлагают родителям вместе с детьми посетить совместные уроки рисования. Трудно передать словами восторг ребенка, у которого с первого раза получилось создать маленькую картину: дом на опушке зимнего леса или прекрасного павлина.

Некоторые родители протестуют против посещения ребенком детского сада, считая, что там «детьми не занимаются». Если вы решили посвятить ребенку свое время до школы, то обязательно выберите альтернативный вариант его общения с детьми: детские развивающие центры, кружки, секции. Кроме того, что ваш малыш будет там учиться общению со сверстниками, в этих организациях проводятся праздники, а в спортивных секциях соревнования, принимая участие в которых, ваш ребенок обогатится новыми впечатлениями.

Ярким моментом в жизни 6-7-летнего ребенка может стать поход с взрослыми в лес с ночевкой. Особенно если привлечь его к подготовке: пусть сам смонтирует вместе с папой удочки и снасти для рыбалки, соберет котелок и припасы вместе с мамой.

А сколько незабываемых впечатлений получит ребенок от купания и пляжа, ночных звуков и шорохов, плеска рыбы в камышах, катания на лодке!

Итак, смена обстановки и разнообразные впечатления – второе важное условие для развития ребенка.

СОЗДАЙТЕ ТВОРЧЕСКУЮ СРЕДУ

Мы уже довольно много говорили о важности творчества в жизни ребенка. Компьютерные игры в этом деле не помощники: являясь готовым продуктом, они не развивают фантазию и воображение.

Ребенок «зацикливается» на образах виртуальной игры, замыкается в ее рамках и перестает интересоваться другими видами деятельности, становится асоциальным. Между тем, только ситуативная и ролевая игра со сверстниками является развивающей по сути, а ребенок утрачивает к ней интерес. Регламентируйте занятия ребенка с компьютером, чтобы не допускать таких «перекосов», и поощряйте общение с другими детьми.

Важно, чтобы деятельность доставляла ребенку удовлетворение, положительные эмоции, тогда он сам будет инициировать занятия. Например, вы увидите, как он ждет нового посещения развивающей школы или мечтает закончить новую поделку в кружке.

Творчество возможно не только в специализированных центрах, но и дома в повседневной жизни. Например, предоставьте ребенку возможность украсить комнату к празднику, нарисовать новогодние флажки для гирлянды, придумать вместе с вами оформление праздничного пирога для бабушки и т.д. Побуждайте его фантазировать, вносить новые предложения, помогайте с их реализацией.

Подводя итог сказанному, хочется отметить, что создать условия для развития ребенка не так сложно. Три главных компонента: собственное пространство, новые впечатления и творческая среда – и ваш ребенок успешно развивается как личность. Но самым главным, «цементирующим» успех компонентом является ваша заинтересованности в его развитии, ваша поддержка, похвала, искренняя радость даже небольшим его победам.