Что такое раннее развитие? Что такое раннее развитие детей и зачем оно нужно

Раннее развитие ребенка: что это такое?

Сегодня проблема раннего развития детей младшего возраста сплошь и рядом упоминается в модных журналах телепередачах, на различных форумах. Спорят родители и специалисты - нужны ли ранние занятия с малышами. Спорят, даже не понимая, что иногда вкладывают совсем разный смысл в понятие «раннее развитие». По сути, под ранним развитием подразумевается научить малыша чему-нибудь от рождения до трех лет (известен тот факт, что мозг человека развивается в первые годы жизни). И проблема в том, что многие в слово «научить» включают «страхи» классического обучения такие, как принудительное усаживание за парту и зубрежка. А ведь раннее развитие - это не только чтение и счет, но и развитие таких важных психических функций, как внимание, память, логическое мышление, умение анализировать. Раннее развитие не преследует цели наполнить голову малыша ненужной информацией, а стремиться создать определенную базу знаний, которая станет основой для дальнейшей успешной учебы.

Существуют некоторые заблуждения касательно раннего развития детей.
1. Раннее развитие отнимает у ребенка детство. Так считают, те, кто не понимает, что стремление познавать, учиться - это главная задача первых лет малыша. А если информация подается в форме игры, то причем тут «несчастное детство»: это скорее относится к малышам, которым не уделяют внимания.

2. Ранним развитием занимаются мамы - фанатки, которые зациклены на ребенке. И здесь можно поспорить, ведь такие мамы много читают, у них широкий кругозор, а значит, они интересны для окружающих. И если мамой не руководят амбиции и желание доказать, что ее ребенок самый умный, то совместные с ребенком «открытия» способствуют творческому и духовному росту.

3. Ребенок, с которым занимаются ранним развитием, развивается быстрее других. И здесь неточность - такой ребенок развивается быстрее, чем мог бы развиваться без занятий. Сравнения здесь не уместны, потому что у каждого ребенка свои, отличные от других детей, темпы и сроки развития.

Сколько угодно можно перечислять все за и против раннего развития маленьких детей: родители с устаревшими взглядами на воспитание ребенка ограничивают его развитие, а родители, бездумно придерживающиеся современных методик, и стремящиеся вырастит гения, травмируют психику малыша. И если уж родители выбрали для ребенка раннее развитие, то нужно придерживаться основных правил:

Главный принцип - никакого принуждения: любое занятие нужно проводить в форме игры, и только тогда, когда видна заинтересованность малыша;
- не нужно никаких графиков и целей - занятия лучше заканчивать чуть раньше момента, когда ребенок потеряет интерес;
- занятия должны быть разносторонними: почитали книжку, порисовали, посмотрели мультфильм по теме, вылепили из пластилина;
- рекомендуется изучить методики раннего развития и выбрать ту, что подходит именно для вашего ребенка. А можно выбрать лучшее из нескольких методик - главное, чтобы это было интересно малышу.

Главное помнить, что задача родителей - помогать ребенку развиваться естественно. Окружение малыша нужно «заполнять» полезной информацией: картинки, плакаты, таблицы с цифрами и буквами, а применение методик осуществлять с помощью полезных игрушек (кубики, мозаика, конструктор). Отдавая ребенка в развивающий центр, обращайте внимание на возраст других малышей в группе - для двухлетки подойдут исключительно занятия с детьми 2 года и никакие другие. Раннее развитие - это созданная среда, в которой множество интереснейших объектов, разглядывая которые у ребенка и возникают заветные «что» и «почему». А уж кто как не родители являются лучшими просветителями для малыша!

Развивающие игры и будущие способности ребенка

Подход к обучению детей, который принято называть ранним развитием — знакомство с окружающим миром, буквами, цифрами с помощью специальных пособий и развивающих игр — в последние годы часто подвергается критике. О том, что такое раннее развитие сегодня и что оно дает современным детям, рассказывает Алексей Маниченко, генеральный директор компании «Skylark-Умница» (Великобритания-Россия), разработчик комплектов для раннего развития, отец 2 детей.

— Видите ли вы какие-то проблемы с развитием современных детей — позже начинают ходить, говорить, позже привыкают к горшку, чем, например, их родители?

— Нормы в развитии детей — понятие очень условное и относительное. Нормы замеряются в конкретной стране или конкретным учёным, в какой-то конкретный период. Так, в мировой научной среде принято считать доказанным фактом, что большинство детей начинает говорить в возрасте от 10 месяцев до 3 лет, и это — норма.

Да, международные научные консультанты, с которыми мы сотрудничаем, говорят, что за последние десятилетия нормы действительно сдвигаются, но не в сторону более позднего развития, а наоборот. Имея больше информации, более разнообразное питание, более широкий выбор игр и игрушек, дети и развиваются быстрее, чем их предки. Эволюция.

А что касается практических навыков, таких, как привыкание к горшку, то это вопрос уклада жизни семьи в данное время. К чему родителям надо приучить ребёнка, к тому он и будет приучен. «Проблемы с развитием» здесь, на мой взгляд, ни при чем. Это всего лишь вопрос воспитания. А к воспитанию, кстати, многие родители подходят сейчас намного грамотнее, чем было возможно десятки лет назад.

К счастью, мир меняется, у современных детей есть больше возможностей развиваться в своём темпе — в том числе, не совпадать с прописанными кем-то «нормами». И я считаю, что это большое достижение нашего времени.

— Что сильнее влияет на способности ребенка — врожденные качества или то, как с ним занимаются?

— За последние 10-15 лет мировая наука пришла к выводу, что ответа на этот вопрос не существует. Ни врождённые качества, ни среда, окружающая ребёнка, не действуют на развитие ребёнка по отдельности. Всегда всё переплетается. Малыш с хорошей наследственностью, растущий в благоприятной среде, имеет наивысшие шансы быть прекрасно развитым. Если же одного из этих слагаемых не будет — или с генами что-то не так, или с воспитанием-образованием — то результаты чаще всего будут ниже.

Многие врождённые способности могут проявиться только при наличии благоприятных для этого обстоятельств. Например, если ребёнок родился с задатками великого художника, но в детстве ни разу не был в музее, не видел картин и не держал в руке кисточки или карандаша (знаю, что всё это маловероятно, но всё же) — мир никогда может не узнать в нём художника. Или ребёнок с потенциалом великого математика не попал к талантливому педагогу, способному подпитывать растущий талант задачками соответствующего уровня, — и наш математик вырастет не таким выдающимся, как мог бы. Без компьютера не вырастить программиста, без автомобиля — пилота «Формулы 1».

— Раннее развитие часто критикуют за обилие занятий с книжками и карточками в то время, когда ребенку нужно в первую очередь развивать крупную и мелкую моторику и эмоциональный интеллект. Что можно ответить сомневающимся в необходимости раннего обучения чтению, счету и т.п.?

— Вокруг раннего развития существует много мифов. Справедливости ради отмечу, что всё, связанное с воспитанием детей, часто делят на чёрное и белое. И, к сожалению, некоторым родителям тревога «а правильно ли я всё делаю» заглушает рациональное мышление.

Вспомните школьные годы. Кому было неинтересно учиться — отличникам, которые щёлкали задания как орешки, или двоечникам, которые не успевали за программой? Кто прогуливал уроки и не стремился к новым знаниям? Опыт показывает, что с развитым ребенком интересно всем — и учителю, и одноклассникам. Часто такой ребенок — не просто отличник, но и образец для подражания, и лидер.

Многочисленные исследования показывают, что грамотное раннее развитие существенно повышает достижения человека в жизни, делает саму его жизнь богаче, благополучнее. Доказана связь между уровнем образования человека и его здоровьем — более образованные имеют меньше проблем со здоровьем и живут, в среднем, существенно дольше. Этот эффект выявлен в самых разных странах, какими бы ни были климат и система здравоохранения.

Естественно, раннее развитие никак не исключает физическую активность, общение со сверстниками, хобби. Более того, оно их поощряет, стимулирует. Те же карточки — это инструмент для занятий, думаю, ни одной маме и в голову не придёт ограничить мир своего ребёнка только ими. Игры с карточками, по сути, не сильно отличаются от игр с пирамидкой или кубиками, но тут, благодаря разнообразию того, что можно поместить на карточки, в десятки раз больше форм занятий, творческих идей и просто веселья.

Вообще в раннем развитии есть только один секрет успеха — надо заниматься в удовольствие. Воспользоваться готовым комплектом или делать материалы самостоятельно — выбор каждой мамы. Мы в «Skylark-Умница» стремимся сделать обучение интереснее для детей и удобнее для родителей, поэтому и предлагаем готовые программы, разработанные специалистами. У наших клиентов остаётся больше времени на самое главное — общение с ребёнком.

Один из главных принципов раннего развития — следовать за ребенком, а не за программой. Внимание переключилось — значит пора заканчивать. Многие по старинке думают, что задача раннего развития, как и образования вообще — дать малышам как можно больше информации, знаний, фактов. Как будто они все запомнят и при необходимости тут же применят. Все изучали электричество в школе, но многие ли из нас в состоянии розетку починить? Важнее дать детям не знания, а любовь к ним и умение учиться.

Раннее развитие в том смысле, как его понимаем мы, — это совершенно естественное явление. Из ребёнка невозможно «сделать» вундеркинда, с помощью игр в раннем возрасте можно только раскрыть то, что заложено природой. Раскрыть так, как оно само никогда не раскроется! А незамеченные таланты, к сожалению, угасают. Поэтому чем больше возможностей получит ребёнок в детстве, тем больше способностей он проявит, тем интереснее ему будет учиться, тем больших высот сможет достичь. Я говорю про самореализацию, про осознанный выбор своего пути в жизни. Не этого ли мы все желаем своим детям?

Я четно не знала, что именно стоит написать, так как вот уже третий год я каждый день говорю о раннем развитии (и не только говорю), а хотелось бы подойти к этому вопросу с разных сторон. Тогда Алла задала мне направление - мифы о раннем развитии . Пожалуй, я наслышалась за это время их столько, что хватило бы не на одну статью, но попробую описать кратко те, с которыми сама сталкивалась.

Для начала я хотела бы сказать, что такое Раннее (РР) в моем понимании . РР – это создание развивающей среды для ребенка, свободное без помех в форме . Это не насильственное ребенка навыкам чтения, счета и т.д., не в традиционном понимании этого слова, за партой учебниками в сухой и неинтересной форме.

Если мама будет играть с ребенком, показывать ему картинки, читать книги. Он начнет развиваться, а если добавить к этому набору немного элементов от разных методик РР, подходящих именно для этого малыша, то он будет развиваться еще быстрее, а ведь он даже не поймет, что с ним занимались, так как в это время он играл с мамой в увлекательную игру. Вот это и можно назвать ранним м, хотя мне очень понравилось определение Инны (автора блога «Записки оптимистки»), что это не раннее, а «своевременное » .

Итак, какие же мифы о раннем развитии мне приходилось развевать за время занятий с ребенком.

А можно и не покупать их, можно просто взять ненужную картонную коробку и цветную бумагу и сделать собственные квадраты. Подключите ребенка, и вот вам творческое занятие с полезным результатом и процессом.

Больше половины пособий я делала для дочки из ненужного, на первый взгляд, материала, который могла бы выкинуть и остаться без очередной развивающей . Решать вам.

Каждая мама выбирает для себя сама, что по ее мнению лучше для ее ребенка: раннее , соответствующее возрасту ребенка или отсутствие каких-либо занятий, направленных на малыша.

Так что желаю всем удачи в выбранном им пути!

Что это? Зачем и почему оно раннее? А надо ли? А стоит ли лишать ребенка детства? И так далее... Возникает очень много вопросов, споров и возражений. Давайте попробуем разобраться, что же это такое и зачем это нужно.

Каждый ребенок индивидуален. Он развивается в своем темпе, осваивает собственные возможности постепенно, шаг за шагом... У каждого малыша та или иная функция развивается по-своему. Это никому не надо доказывать. Но, несомненно, есть и возрастные нормы: как и когда ребенок должен начать сидеть, стоять, ходить, бегать, рисовать, читать, писать... Все эти рамки показывают педагогам и родителям, не позже, какого срока та или иная функция должна развиться, до каких пор это еще будет нормой. Если та или иная функция не формируется к нужному возрасту, принято говорить о задержке развития. Такое, как правило, случается, когда малыш серьезно болен или когда он недополучает внимания взрослых, когда с малышом никто ничем не занимается. Ну, а если не просто играть и читать, а применять какие-либо из известных методик раннего развития, учить ребенка чему-либо (естественно, через игру, а, не посадив за парту), то малыш начинает развиваться еще быстрее, интенсивнее. Его речь разительно отличается от речи сверстников (и от речи его самого совсем недавно). Он начинает поражать родителей своим умом, памятью, изобретательность, творческой жилкой.

Многие авторы (Доман, Сузуки, Лупан, Зайцев, Никитины, Тропп) настаивают на том, что такое развитие – не раннее, а как раз своевременное, что традиционная педагогическая наука, основанная на опыте прошлых веков, отстает от современных методик. Что человеческий потенциал гораздо богаче, чем было принято считать до сих пор Все дело только в том, что педагоги-классики отстают от новаторов в сроках начала обучения и дети начинают учиться как раз в тот период, когда рост мозга уже закончен (около 7 лет). В этом случае ребенку действительно не по силам та нагрузка, какую ему предлагают в школе. Он с трудом научается считать, читать, ему тяжело дается освоение письма. В дальнейшем это влечет к трудностям во всех школьных дисциплинах.

Исходя из этого, можно дать второе определение термину «раннее развитие» – интенсивное развитие способностей ребенка в раннем возрасте (от 0 до 2-3 лет). Естественно, что в таком возрасте это совершенно несовместимо с традиционными, «садовско-школьными» способами обучения.

Это нечто совсем другое. Это специально созданная среда, в которой малыш живет, наполненная интересными и необычными объектами для разглядывания и изучения всеми остальными органами чувств.Это разнообразнейшие игрушки (из простейших подручных материалов), дающие массу тактильных, зрительных, звуковых, обонятельных ощущений. Это неограниченная физическая активность, «подкрепляемая» оборудованными специально для этого уголками в комнате малыша, дающая ему возможность лучше и раньше овладеть своим телом, хорошо изучить его, быть ловчее, сильнее, крепче, чувствовать себя безопаснее. Это игры, сделанные именно для него родителями, исходя из его интересов и возрастных возможностей (что в продаже встретить довольно сложно).Это книги, написанные для него крупными понятными буквами по складам, с большими картинками, со страницами, которые не сможет испортить даже самый маленький карапуз.Это кубики с буквами (или, еще лучше, со складами), в которые малыш просто играет вместе с мамой.Это постоянные прогулки, экскурсии, беседы, чтение книг и многое-многое другое. Раннее развитие – это активная позиция матери по отношению к ребенку в первые годы жизни. Это непрерывный процесс, это кропотливый труд, требующий постоянной «включенности» в жизнь ребенка, постоянного творческого напряжения .

Раннее развитие - это путь к взаимопониманию с вашим ребенком.Раннее развитие – это желание родителей наполнить серые будни радостью познания и совместного творчества. Это понимание, как мимолетно и уникально время дошкольного детства и как важно, чтобы малыш прожил его полно и красочно. Теперь давайте разберем, что следует учесть еще до начала занятий с малышом.

Самое главное, не ставить себе цели воспитать вундеркинда, гения. Гонясь за результатами, можно перегрузить ребенка. А, демонстрируя эти результаты окружающим можно испортить характер малыша. Второе – не нужно метаться от одного модного увлечения к другому. Маленькие дети консерваторы, они быстро привыкают к тому или иному образу жизни. И смена его всегда небольшая травма. А если Вы станете часто менять свои взгляды на развитие и воспитание малыша, то можете даже нанести урон его психике.Выбирая тот или иной способ обучения, будьте критичны. Не берите все слепо и без оглядки. В любой методике может что-то, что подойдет Вам и Вашему малышу, а что-то и не вполне подходящее. Не бойтесь своего непрофессионализма. Только Вы можете точно знать, что хорошо для Вашего ребенка, а что нет.

Итак, Вы выбрали, какое из направлений или методик Вам больше всего нравится. Это может быть что-то одно или сочетание двух-трех близких по духу методов. После этого старайтесь не менять свои педагогические взгляды.Занимаясь с малышом, старайтесь использовать ограниченный круг учебных пособий. Не покупайте все новые и новые развивающие игры и материалы. Лучше максимально полно использовать что-то одно (или несколько), со всех сторон, чем развивать ребенка нескольким десятком игр и пособий. Он не сможет толком освоить ни одной игры, а только запутается.

Проявите творчество, придумывайте новые задания к знакомым играм.Все игры и занятия вводите по принципу «от очень простого к простому, от простого к сложному, а потом и к очень сложному». Если малыш с чем-то не справляется, упростите задание до максимума, даже если это не соответствует инструкции. Делайте сначала все задания вместе, а потом пусть попробует сам. Не стоит волноваться, если у Вас что-то не получается совсем, отложите то или иное занятие или игру. Через некоторое время попробуете снова. Ведь Вы не гонитесь за рекордом, а общаетесь с ребенком, помогаете ему понять премудрости взрослой жизни, овладеть собственным умом и телом.

Не ставьте себе никаких норм по времени и количеству занятий в день. Во-первых, такие нормы трудно выполнять (по разным бытовым и семейным обстоятельствам). Не выполнив то или иное запланированное упражнение или, не проведя игру, занятие, Вы станете себя винить, что не можете обеспечить малышу полноценное развитие. А это не так. Потому что, даже небольшое количество занятий это лучше, чем ничего. Занимайтесь столько, сколько Вам позволяет время. Во-вторых, Вашего малыша может очень-очень увлечь то или иное дело. Не нужно его останавливать, чтобы провести следующее по списку «мероприятие». Пусть лучше проявит себя наиболее полно в том, что его заинтересовало.Никогда не привлекайте ребенка к занятиям, если он болен или даже просто неважно себя чувствует или у него плохое настроение. Это принесет ему не пользу, а вред.

Если Вы хотите дать ребенку знания о чем бы то ни было, предоставьте ему как можно больше путей получения информации, не ограничивайтесь карточками или ещё каким-нибудь модным увлечением. Давайте её с разных сторон, с разных точек зрения, освещайте одну тему в играх, плакатах, других пособиях, книгах, фильмах.Старайтесь больше разговаривать с ребёнком, говорите с ним обо всём на свете дома, в транспорте, на прогулке – речь взрослого важнее любого методического пособия.Информация, которую вы даёте маленькому ребёнку, должна быть построена на основе принципа «Ребёнок и его окружение» и границы её должны постепенно расширяться в зависимости от возраста ребёнка. Не нужно хвататься сразу за многое или сразу за очень сложное. Не давайте малышу те знания, которые не пригодятся ему в ближайшее время. Потому что, пока они ему понадобятся, он может их просто забыть. А драгоценное время можно потратить на изучение и освоение того, что нужно сейчас в первую очередь. Не делайте «запасы знаний», живите сегодняшним днем.

Малыша, который чем-то занимается в течение дня, не стоит перегружать просмотром телевизора. Это излишняя для него информация и сильная нагрузка на мозг. Ему нужно время и спокойная обстановка, чтобы впитать и усвоить полученные знания и умения.Помогите ребёнку самому научиться добывать знания. Предоставьте ему свободу творчества в этом процессе.Радуйтесь каждому успеху вашего ребёнка, даже малейшей попытке проявить себя, особенно если это впервые.Не углубляйтесь в каком-то одном направлении, например, чтении, математике, музыке или физическом воспитании, забывая остальные. Всестороннее развитие гораздо важнее для малыша, чем рекорд в одном из направлений.Надеюсь, что эти советы помогут Вам сделать общение с малышом интересным, насыщенным, полезным для Вас обоих.А главное, совершенствуйтесь сами. Пусть малыш видит, что учиться и познавать – интересно, необходимо каждому.