Цветовая гамма в архитектуре. Цвет в архитектуре

Размещено 10.04.2012 (актуально до 10.04.2013)


Использование цвета – существенная проблема в области архитектуры


Не существует формы без цвета, и каждый использованный материал также обладает собственным цветовым элементом. Цветовой эффект в архитектуре зависит от множества факторов – собственно цвета, соседствующих цветов, фона, источника света, а также личности наблюдателя.

Урбанистический летний коттедж, наслаждайтесь простотой

Построенный полностью в хвойных полосах леса, который его окружает, его интерьер и внешний вид отвечают критериям скромной и сознательной архитектуры с тем, что ее окружает. Интерьеры из натурального дерева и экстерьера с зеленой пигментацией, которые окружают растительность, которая окружает ее, чем сам дом. Эта небольшая каюта способна относиться: пейзаж, цвет, архитектура и пользователи.

Дизайн интерьера, который строит город

Пробка контрастирует с белым и зеркалами, которые распространяются по всему магазину, обеспечивая цвет и объем в целом и создавая конфигурацию, которая переопределяет и ограничивает пределы этого материала. Пробка, кроме того, приносит теплоту и комфорт.


В доиндустриальный период число цветов, окружающих человека, было ограничено натуральными тонами, связанными с собственным цветом материала или красителями минерального происхождения. XIX век изобиловал научными открытиями, которые использовались в промышленности – появился широкий спектр пигментов-красителей, основанных на соединениях металлов: хрома, кадмия, кобальта, цинка, меди и даже мышьяка. Поэтому цветовая палитра доступных в настоящее время материалов достаточно велика. Чтобы разные оттенки гармонировали между собой, требуется глубокое знание колористики, однако большинство архитекторов при выборе цвета по-прежнему полагаются на свою интуицию без учета основных принципов, которые управляют цветом и его соединениями. Поэтому стоит представить некоторые фрагменты из области знаний о цвете, чтобы способствовать более осмысленному цветовому оформлению зданий.

Пространство, задуманное как расширение городского публичного пространства, которое с простым хроматическим диапазоном приводит к максимальному показателю ценности бренда. Сочетание интенсивного розового и красного цветов, в матовой и глянцевой отделке, определяет поверхности этого питомника. Приятное сопоставление цветов, которые контрастируют с видами горного ландшафта, который его окружает.

Свет, объемные игры и цвет вторгаются в это здание, что усиливает творчество и в котором мы не собираемся это отрицать, мы бы хотели провести наши дни, когда мы были младенцами. Как будто это был аккордеон, этот гениальный дизайн превращает бумагу в взрыв идей и творчества. Пространство, состоящее из панелей из гофрированного картона, соединенных вместе, на которых можно печатать различные текстуры, которые сочетают мрамор и цвет.


АТРИБУТЫ ЦВЕТА


К трем основным атрибутам, характеризующим каждый цвет, относятся: тон, яркость и насыщенность. Все градации определенного цвета, которым свойствен такой же тон, от, например, интенсивно-красного на одном конце шкалы до белого, серого или черного на другом ее конце, создают так называемую цветовую семью.


Яркость

Пример успеха с простыми материалами. Танец между остроумием, творчеством и цветом. Основываясь на потребностях, которые позволяют хорошо развиваться и улучшать условия жизни неблагополучных семей, а после поиска решений, материалов и экономических систем строительства этот небольшой дом может разместить семь человек. Дорожные крыши, двойные высоты и практичные контейнеры предлагают пространственное, гибкое и динамичное богатство.

Точно так же, чтобы снять холодность этих элементов, они были раскрашены яркими красками, расширялись и восхищались - этот дом на семь. Построенный ответственным образом, павильоны, которые его формируют, активно реагируют на изменение условий его периметра.


Основные цветовые тона не имеют собственной яркости. Яркость изменяется при изменении источника, направления и расстояния от света, а цвет может выглядеть светлее или темнее в зависимости от окружения.


Практика показала, что наибольшее влияние на восприятие цвета в пространстве оказывает яркость. Светлые цвета могут быть видны лучше, чем чистые насыщенные. Особого контраста яркости добиваются, конечно, при сопоставлении белого и черного.

Свет вводится внутри с фонарями, расположенными в одном из внешних павильонов, что позволяет сделать частные и очень яркие интерьеры. Дизайн интерьера и разработка продукта с использованием методов бумажного искусства. Около тысячи розовых висячих листьев обволакивают и погружают зрителя в сказочный опыт, который переносит его в азиатскую страну. Этот ремонт керамической выставочной концепции сочетает в себе сочетание материалов и цветов, которые превращают качество бумажных ремесленников в ценность и гарантию.

Бумага, картон и страсть к их работе как дифференциалы и оружие визуального и красочного воздействия. Английский Как мы думаем о проекте? Как мы определяем архитектурную партию? Как архитектура может быть определена цветом? Или, как цвет может настроить архитектуру?


Таблица 1. Эмоциональное восприятие красок в интерьере



Насыщенность


Этот параметр, называемый также интенсивностью, определяет положение данного цветового тона между полюсом чистого цвета (с максимальным насыщением) и серым. Насыщенность информирует о содержании в данном цвете одного из ахроматических цветов – белого, черного либо серого – и говорит о том, насколько данный цвет интенсивен или приглушен.

Можно ли представить себе вмешательство в окружающий мир, не думая о цветах? Несомненно, цвет присутствует во всех наших ежедневных действиях, и поэтому немыслимо действовать на наших местах жизни без «использования» цветов сознательным или бессознательным способом!

Цвет является неотъемлемой частью большинства материалов. Пигменты и красители знакомы нам как основные источники цвета. В действительности они действуют как поглотители для определенных длин волн видимого света, отражая другие. Это, действительно, вызывает «ощущение» цвета у людей.


В зависимости от соотношения между яркостью и насыщенностью выделяют следующие цветовые группы:


Бледные – светлые цвета с низкой насыщенностью, чаще всего выбираются как доминирующий цвет фасада;

Пастельные – светлые цвета с высокой насыщенностью, охотно выбираются как доминирующий цвет фасада;

Чистые, живые – цвета с высокой насыщенностью и собственной яркостью; ввиду того что эти цвета сильнее всего притягивают внимание, их следует применять на относительно небольших поверхностях;

Этот факт не может отсутствовать при проектировании архитектора! Когда мы исследуем поверхность материала, наше внимание сосредоточено на цвете, фактуре, блеске, степени прозрачности и других подобных особенностях. Такое отношение может прекрасно продемонстрировать, как наш анализ основан на том, как наши глаза воспринимают взаимодействие материала со светом!

Это предложение классификации внешнего вида материалов, принимающих определенные закономерности, становится важным параметром, который следует добавить к трем обычно рассматриваемым: цвет; формы; и текстуры. Эванс, принимают великие ветвящиеся модальности внешнего вида; атрибуты цветового восприятия; и атрибуты модальности появления - при анализе цветового восприятия, такие как: освещение, поверхность, объем, яркость, оттенок, насыщенность, размер, форма, местоположение, «вибрация», сцинтилляция, прозрачность, блеск и блеск.

Богатые – темные цвета с высокой насыщенностью; обладая низкой яркостью, создают визуальное единство и не производят впечатления перегруженности или хаоса;

Темные – цвета со средней или низкой насыщенностью.


ПАРАМЕТРЫ ЦВЕТА


Тон – это тот атрибут, который отличает, например, голубой от красного или желтый от зеленого. Тона, воспринимаемые человеком как основные, исходные для прочих, – красный, зеленый, голубой и желтый. Белый, черный и серый не воспринимаются как цвета, поэтому их называют ахроматическими.

Однако, даже если уместно в некоторых точках, поднятых для такой классификации, другие сомнительны, потому что они представляют собой чисто пространственное восприятие цвета или только временные изменения интенсивности света над цветами, а не их как специфическое восприятие спектра света!

В первых определениях партии, которая должна быть принята для заказа пространств в соответствии с потребностями, представленными профессионалу, возникают формы и объемы, которые уже предполагают определенные материалы, если нет, уже определенные цвета.


Основной организационной формой оттенков цвета является цветовой круг – двухмерная модель, представляющая последовательность цветовых тонов. В зависимости от принятой цветовой систематики круг разделен на разное количество частей: например, пигментный круг на 12, в системе Манселла – на 100 (5 основных оттенков), а в системе NCS – на 40 (4 основных цветовых оттенка).

Каким образом и в какой степени мы хотим вмешаться, будет определено в выборе Архитектурной партии. Это работа архитектора: предлагать решения во времени и пространстве, которые взаимодействуют с окружающей средой, перемещая человека, в той мере, в какой это определяется принятой архитектурной партией. В этих решениях цвета будут присутствовать уже в первых визуализациях архитектора.

Из этого рассуждения справедливо сказать, что в архитектуре мы можем чувствовать цвет только как одну из многих характеристик определенного материала, но на самом деле он должен проявляться как характеристика, которая определяет его и передает его намерение!


Красный


Красный, наряду с белым и черным, используется человеком с давних времен и как цвет многих минералов ассоциируется с цветами земли.


В качестве пигмента красный, получаемый главным образом из оксидов железа, использовался уже в древние времена, поэтому ему свойственна широкая символика. Позже он стал популярен как защитный цвет стальных элементов (например мостов).

Здесь нужно вспомнить, что сказал Леджер: «Цвет сам по себе является пластической реальностью». Архитектура и цвет - исторические отношения. В ранних примитивных конструкциях цвет не был проблемой; это выглядело естественно! Ранние строители использовали материалы, которые, как им было известно, были устойчивыми и полезными, выбирались непосредственно из природы. Стены состоят из закаленной глины или камней. К этим материалам добавляли веточки, соломинки и листья. Результатом стала структура с цветами природы, которая, как и человек, была неотъемлемой частью пейзажа.


Красный часто используется в качестве цвета кровли, что связано с распространением (особенно в Европе) керамической черепицы. Цвет таких материалов, как кирпич и клинкер, также чаще всего бывает красным. Как цвет штукатурки скорее используется очень светлый красный (в оттенках розы), чем темный, чаще применяется в оттенках из желто-красной группы, чем пурпура.

При составлении временной шкалы, содержащей восприятие цветов в разных цивилизациях, мы будем иметь большие вариации. Поэтому цвет в архитектуре должен очищать культурные ощущения, которые он может спровоцировать в том месте, где он будет использоваться.

С постоянной эволюцией технологических возможностей архитектура была и узаконивает и включает новые материалы и их соответствующие значения в качестве реальных дискурсов современного общества как производителя новых моделей поведения и, следовательно, новых потребностей.

Эти новые потребности, возникающие из-за разных способов жизни и относящихся к окружающей среде, требуют инновационных решений для помещений, используемых человеком. Для этого профессионалы стимулируют поиск новых материалов или соответствуют тем, которые созданы для других целей, адаптируются или преобразуются в их использование.


В чистом виде красный используется главным образом для окраски деталей, хотя нет недостатка в примерах использования его на больших поверхностях стен. Насыщенный красный, учитывая дополнительный контраст с зеленью, привносит заметный акцент в пейзаж, хотя он менее отчетлив, чем, например, белый и желтый, т.к. к вечеру быстрее всего становится темным (эффект Пуркинье).

Интересными примерами являются ткани, используемые в предполагаемых покрытиях, картонная мебель, пластмассы, предназначенные для структурного использования и мебели, краски, которые изменяют их окраску с помощью электронного контроля и т.д. все они приносят свои текстуры и цвета в архитектурные настройки.

Более того, социально-экологическая озабоченность регулирует использование различных материалов, иногда ограничивая путь исследования и часто требуя создания новых конструктивных, социальных и экологически правильных систем. Восприятие архитектуры по цвету.


Красный цвет как способ привлечения внимания и создания особого эмоционального эффекта используется для оформления интерьеров отелей, ресторанов и других публичных мест. При работе с этим цветом необходимо также учитывать, что помещение, решенное в красных тонах, будет выглядеть меньше и ниже реальных размеров.


В жилых помещениях чисто красный интерьер – явление редкое. Длительное пребывание в красной комнате может вызвать раздражение и негативные эмоции, поэтому, как правило, этот цвет вводится в жилые интерьеры небольшими дозами в виде отдельных предметов мебели, цветовых пятен на стенах, в текстиле и декоративных деталях. Присутствие в интерьере акцентов красного цвета поднимает настроение и дает заряд бодрости.

«Правильно используемый цвет может выражать характер здания и дух, который он намерен передать». Более того, это возобновление первоначального намерения произошло только из-за серьезных проблем проникновения в бетон, уже изношенный, для которого был разработан конкретный продукт.

Несомненно, что «раскраска» здания привела всю силу, содержащуюся в первоначальном проекте, и изменила восприятие здания публикой! Тем не менее Леджер: «внешний объем архитектуры, ее чувствительный вес, ее расстояние, может быть уменьшен или увеличен в соответствии с принятыми цветами».


Желтый


Присутствует во многих минеральных соединениях, таких как сера, золото, сульфид мышьяка, и наравне с красным является цветом земли. Различные оттенки желтого присутствуют почти во всех натуральных материалах. Этот цвет также часто встречается в растительном и животном мире и, аналогично оттенкам красного, является основным пигментом с античных времен.

Вы слышали о выражении шикири? Этот термин был создан известным французским архитектором Эммануэль Море и означает разделение физических пространств с использованием цветов. Если Эммануэль часто использовал концепцию в своих красочных творениях в последние годы, стоит отметить, что сегодня архитекторы не используют сильные тона в своих проектах как архитектурный элемент, а также масштаб, структура или забор.

Но, без сомнения, эта творческая стратегия более чем когда-либо с полной силой в современном мире. И сила раскраски не только появляется в дизайне интерьера и архитектуре. Фактически, цвет в текущей архитектуре сыграл важную роль в успехе нескольких предприятий.


Желтый после белого – наиболее заметный цвет пейзажа, особенно при высокой насыщенности. Он также обладает наибольшей собственной яркостью. Желтый как цвет соломы, нового гонта и деревянных балок прочно связан с цветами традиционной архитектуры. Однако современное его применение на кровельном материале, принимая во внимание слишком высокую насыщенность доступных оттенков, не дает хороших результатов.

Пока мы живем в мире пастельных, отдаленных и холодных тонов, цвет обладает способностью обогащать наши сенсорные и эмоциональные переживания. На его фотографиях архитектура Голландии выглядит как монохроматическая. Под глазами фотографа мы видим Нидерланды, которые выглядят как картины от таких художников, как голландский Мондриан, Барт Ван дер Лек и венгерский Вильмос Хушар. Используя красивые здания, наполненные сильными тонами, которые характерны для страны, это даже поощряет туризм региона, вдохновляющий всех своими городскими фотографиями.


Как цвет штукатурки и фасадных красок желтый в настоящее время очень популярен, особенно распространены теплые оттенки оранжево-красного, а также желто-зеленого.


Традиционная комбинация – кремово-желтый с серо-голубым. Сероватые охристые цвета – прекрасный фон для кобальтово-синего.


Стиль английских сельских домов отдает предпочтение теплому сливочно-желтому для кухни, холла или жилой комнаты. Современный дизайн выбирает бледный лимонный в сочетании с серым или же яркий, открытый желтый с нежно-голубым.

Комментарии международных последователей, которые мы видим в его отчете, - «Я очень хочу знать Нидерланды» и «Нидерланды кажутся невероятными». Баккер должен доказать, что хорошо сделанная архитектура иногда кажется даже модернистским произведением искусства.

Глубоко знакомый с эстетическим поведением, образом жизни и современной жизнью, рекламная компания специализируется на архитектуре и дизайне при разработке брендинговых проектов для крупных брендов в отрасли. Мы всегда видим красивые примеры школьной архитектуры по всему миру, появляющиеся в Интернете, и здесь мы также ставим проекты, которые нам нравятся на некоторых наших постах. Каждый из этих проектов имеет свои особенности, но одна вещь, общая для почти всех, - использование цветов в школе. Иногда в более современной форме в интерьере, иногда как способ подчеркнуть элемент на фасаде или даже составлять мебель, цвета являются важной частью композиции проекта школьной архитектуры.


Много споров ведется на тему того, можно ли желтый комбинировать с фиолетовым, поскольку это контрастное сочетание, которое может выглядеть излишне броско. Надо отметить, что при умелом сочетании выходят просто фантастические композиции!


Голубой


Голубой – цвет неба и воды. Натуральные голубые красители, как, например, индиго, раньше называли «скрытыми цветами» по причине необходимости проведения химических реакций для их получения. К примеру, в Польше голубой оттенок ассоциируется с традиционной деревянной архитектурой расположенных под Краковом деревень, где его получали, смешивая ультрамарин с известью, служащей для побелки срубов. Такое распространенное использование этого тона в традиционной архитектуре – явление уникальное в мировом масштабе, т.к. повсеместно он считался «дорогим» и использовался для окраски стен чрезвычайно редко.


Зато не существует традиции использования этого оттенка при покраске крыши. В настоящее время голубой цвет применяется для кровли главным образом из жести, что не всегда воспринимается положительно.


Зеленый


Зеленый – цвет жизни и «отдыха» для зрения. Глаз при дневном свете наиболее чувствителен именно к зелено-желтым цветам. В природе присутствует почти бесконечное число оттенков зеленого – от желтоватой зелени травы до темной зелени лесов.


В архитектуре зеленый цвет кровли традиционно ассоциируется со светлым цветом покрытой патиной меди на сакральных объектах. Современная зеленая кровля напоминает о растительном покрове.


В традиционной архитектуре зеленый в качестве цвета стен присутствует редко и используется главным образом для окраски деталей. В настоящее время этот тон применяется все чаще, но только некоторые оттенки этого цвета могут восприниматься положительно: в основном это оттенки желтовато-зеленого. В свою очередь голубовато-зеленый часто воспринимается как оттенок искусственный.


Зеленый цвет часто применяется в архитектурных объектах с целью их погружения в окружающую среду (камуфляж). Эти действия не всегда дают положительный результат, т.к. трудно найти зеленый, который гармонировал бы одновременно со многими оттенками этого цвета, существующими в природе. Поэтому, как ни парадоксально, зеленые архитектурные объекты в пейзаже часто воспринимаются как дисгармония.


Белый


Для белого цвета, применяемого в архитектуре, характерны три атрибута – чистота, простота и чувствительность к свету.


Чистота означает однозначность символики архитектурного сооружения белого цвета, простота – четкие контрасты и определенные формы, чувствительность к свету – несравнимую с другими цветами переменчивость под влиянием игры света и тени и связанное с этим появление разноцветных отблесков (бликов).


Многие архитекторы полагают, что именно белый наиболее архитектоничен среди всех цветов. Существует также многолетняя традиция побелки деревянных строений.


Если белого цвета слишком много (например, сейчас популярно создавать интерьеры восточного минимализма, где абсолютно все белого цвета), может возникнуть чувство одиночества. Тем более что предметы, выкрашенные в белый цвет, слабее других нагреваются и дольше остывают. Поэтому белый цвет обязательно должен разбавляться какими-либо яркими деталями.


Нежелательно делать кухню белого цвета, т.к. исчезнет ощущение уюта. Белая ванная может казаться прохладной. А вот белый офис считается хорошим решением, т.к. символизирует честность и аккуратность.


Черный


Черный цвет часто применяется в архитектуре в сочетании с белым в качестве контрастного элемента. Этот цвет присутствовал в традиционной архитектуре некоторых регионов, в которых применялась защита деревянных срубов смолой или нефтью. Одновременно дерево под влиянием воздействия атмосферных факторов или же в результате пропитки часто темнело, давая в итоге черную поверхность стены или крыши. Нередко темные стены отчетливо контрастировали с окрашенными белым цветом полосами вокруг окон или светлыми щелями между балками. Черным окрашивали также балки в т.н. конструкции «прусской стены», что создавало контраст с более светлым раствором.


В настоящее время черный цвет нередко применяется в цвете кровли из жести, толя, а также битумной черепицы. Этот цвет покрытия особенно часто используется в регионах, где крыши традиционно крыли гонтом или дранкой.


В качестве цвета стен черный в настоящее время почти не используется. Чаще всего он применяется для окрашивания элементов, расположенных на более светлой плоскости стены, как, например, балюстрады балконов, решетки, водосточные трубы, подоконники, орнаменты и прочие отделочные детали.


ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА


Выделяют факторы внешние, зависящие от окружающей среды, к которым относятся свет, расстояние и тип поверхности, а также внутренние, проистекающие из строения человеческого мозга и глаза: принцип «фигура – фон, цветовая температура, тяжесть и удаленность цвета».


Свет


Свет позволяет воспринимать объекты трехмерными и делает цвет видимым. На открытом пространстве цвет объектов в значительной степени зависит от естественного освещения, его направления и интенсивности, а также степени загрязненности атмосферы.


Цвет определенной поверхности зависит от того, какая часть лучей источника света будет поглощена, а какая отражена. Солнечный свет, который падает на поверхность прямо, дает глубокую тень, подчеркивая структуру и форму объекта. Присутствующий гораздо чаще отраженный, рассеянный свет дает слабую тень, из-за чего форма визуально сплющивается и сливается с фоном. Наилучшее восприятие цвета имеет место при среднем положении солнца. Если света слишком много, глаз слепнет и способность различения цветов снижается – они кажутся блеклыми и пожелтевшими, если света слишком мало, цвета плохо различимы. Вечером первыми темнеют красный и желтый цвета, дольше всего остаются видимыми зеленый и голубой (явление Пуркинье).


Непосредственное влияние на восприятие цветового решения имеет также солнечное освещение стен объектов. Стена, обращенная к востоку, получает ясный утренний свет. Западная – слегка приглушенный вечерний, красноватого оттенка. Северная стена обычно получает меньше всего света и потому должна быть окрашена в самый светлый тон. Южная стена может быть даже интенсивного, блестящего цвета, т.к., учитывая наиболее яркое освещение, ее визуальное воздействие значительно снижается.


Расстояние


На большом расстоянии от объекта существенное значение приобретает параметр яркости – даже самый сильный цветовой контраст теряет свой эффект, а определить пористость (ноздреватость) текстуры становится нереально (поэтому слабые различия цветовых оттенков могут восприниматься только с небольшого расстояния).


С увеличением расстояния также теряется трехмерность – отдаленная перспектива воспринимается на основе плоских цветовых поверхностей. Цвета при этом подвергаются оптическому смешиванию, становятся похожими друг на друга, а также поддаются влиянию воздушной перспективы, приобретая зелено-голубой оттенок. Видимый с далекого расстояния цвет теряет интенсивность, а его оттенок приближается к самому близкому ахроматическому цвету – белому, черному или серому.


Чистые цвета в меньшей степени подвержены влиянию расстояния и атмосферы, поэтому они играют значительную роль в композиции.


Фактура, размер, форма и пропорции


Стены и крыши архитектурных объектов могут восприниматься в качестве окрашенных поверхностей, цветовая композиция которых может быть гармоничной или хаотичной в зависимости от их фактуры, размера, формы и ориентации в пространстве. Можно сказать, что выбор материала накладывает определенные ограничения при выборе цвета, т.к. те же самые цвета, применяемые на разного рода материалах, вызывают различные чувства и дают разные визуальные эффекты. К примеру: интенсивные цвета приобретают особый блеск на материалах с гладкой, глянцевой поверхностью: эмаль, цветное стекло, глазурь, клинкер или искусственные материалы. Зато матовая, крупнозернистая или волокнистая фактура (штукатурка, сырцовый кирпич, бетон, грубо обработанный камень) лучше гармонирует с менее насыщенными цветами, приближенными к встречающимся в природе оттенкам. Фактура штукатурки будет иметь непосредственное влияние на цветовое решение: чем крупнее гранулы, тем более темным будет казаться цвет.


Естественно, небольшая окрашенная поверхность оказывает меньшее воздействие, чем большая, но даже маленькое пятно яркого или контрастного цвета может подавить более значительную поверхность спокойного, нейтрального цвета. Покрывающий маленькую площадь цвет кажется менее интенсивным, чем тот же тон на большой поверхности.


Если говорить о смене яркости в зависимости от величины образца, то эта проблема более сложная, хотя в общем можно утверждать, что цвета на маленьком образце кажутся темнее и менее насыщенными, чем, например, на большой площади.


Принцип «объект – фон»


Согласно теории формы, наблюдатель подсознательно ищет в пространстве четко выделенный объект на фоне, который кажется более крупным и менее детально очерченным. Если зависимость «акцент – фон» явственно видна, то данный вид воспринимается позитивно. Если акцентов слишком много, то может возникнуть ощущение хаоса.


Фон для архитектурного объекта может быть разным – в деревнях и пригородных территориях фоном обычно выступают зелень и небо, в городах это главным образом другие объекты. Фоном для деталей является цвет фасада, на котором они размещены.


Таким образом, формирование связи между объектом и фоном является основным элементом композиции. «Плоскостные» цвета стен и крыш объектов доминируют и поэтому в качестве акцентов должны выступать в тесной взаимосвязи с «фоном». Фактором, формирующим визуальную связь между объектом и фоном, считается не только цвет, но также масштаб, пропорции и фактура материалов.


Цветовая температура, тяжесть и движение цветов


Несмотря на индивидуальные различия в цветовом восприятии существуют общие, одинаковые для всех людей реакции на цветовые тона. Наука предоставляет архитектуре разнообразные возможности для использования влияния цвета на человека, например, цвета холодные и теплые, близкие и далекие, легкие и тяжелые.


Колористическими полюсами «тепла» и «холода» считаются желтый и голубой цвета. Цвет тем теплее/холоднее, чем он ближе к соответствующему цветовому полюсу, однако в действительности каждый цвет может казаться более холодным или теплым в зависимости от окружения.


Мнимая «тяжесть» цвета обратно пропорциональна увеличению яркости и насыщенности, а также зависит от оттенка, например, голубой тяжелее зеленого, который в свою очередь тяжелее красного.


В архитектуре тяжелые цвета, как правило, применяются:


Для цоколей – наводят на мысль о связи с землей;

Для крыш – в связи с ощущением визуального покрытия здания;

Для поддерживающих элементов, например колонн, – для усиления ощущения безопасности.


В свою очередь легкие цвета – это чаще всего цвета стен объектов.


Как правило, теплые цвета дают ощущение близости, а холодные отдаляют, создают ощущение пространства. Однако преобладающим фактором в случае близости и отдаленности цветов является насыщенность. Насыщенный холодный цвет всегда кажется ближе, чем теплый с меньшим насыщением. Также яркая краска всегда будет казаться ближе, чем темная.


Яркие и насыщенные цвета выступают вперед, а темные – сереют, отступают. Зелено-голубые тона из-за ассоциации с явлением воздушной перспективы кажутся отдаленными.


Изменчивость цветов – реальная и кажущаяся


Восприятие объекта снаружи не является раз и навсегда зафиксированным, но изменяется в зависимости от поры года, дня, а иногда даже часа. Эту изменчивость цвета в архитектуре можно разделить на реальную и кажущуюся.


Реальная связана с явлением старения краски, а также изменением цвета фасадов и кровли из-за смены материалов, т.е. ремонтов, обновлений, завершения объектов или же постройки новых. Процессы старения естественных материалов, таких как дерево, камень или кирпич, воспринимаются как естественные и оказывают положительное влияние на их визуальное восприятие.


Старение искусственных материалов связывается преимущественно с загрязнением/выцветанием красок и возникновением несимметричных потеков.


Кажущаяся изменчивость цвета связана со сменой освещения, а также взаимным влиянием цветов из-за одновременного или последовательного контраста. Изменчивость цвета возникает также при смене размера окрашенной площади – например, на фасаде цвет выглядит светлее, чем на образце, причем светлые цвета становятся бледными, яркость подвергается небольшим изменениям.


При рассмотрении проблем, связанных с наружным цветом, важно также разделение между цветом видимым, зависимым от окружающих условий, и собственно цветом. Видимый цвет далекого объекта складывается из правильного цвета, родственного по тону цвета, а также разнообразных отсветов. Правильный цвет можно измерить колориметром или классифицировать при помощи цветового шаблона, и он не подвержен изменениям.


Екатерина ХАРИТОНОВА, обозреватель

Обсудить на форуме



ЦВЕТ в архитектуре - одно из средств архитектурной выразительности. Композиционные задачи в области цвета при возведении зданий, сооружений и архитектурных комплексов решаются путем использования собственного цвета строительных или отделочных материалов, окрашиванием поверхностей в процессе возведения зданий и сооружений, либо при изготовлении отдельных конструктивных элементов в заводских условиях. Проблема цвета в архитектуре тесно связана с вопросами освещения зданий и сооружений.

Выбор цвета определяется: назначением здания, сооружения или помещения (см. Интерьер), выполняемой в помещении зрительной работой, габаритами здания (помещения), световым климатом района строительства, природным окружением, значением сооружения (либо его части) в общей композиции комплекса сооружений или помещений, характером архитектурных форм, тектонической структурой здания и др. В ряде случаев цвет обусловливается особенностями архитектурных стилей. Для фасадов русской архитектуры 12-15 веках типичен белый цвет, для сооружений 17 века - сочетание красных кирпичных стен с белокаменными деталями и разноцветными керамическими (майоликовыми) фризами, вставками и др. Для русского барокко середины 18 века характерны сочетания кобальтового голубого или фисташкового (общий фон) цвета с белыми деталями, позолотой, темной бронзой; для классицизма 19 века - сочетания желтого с белым и серого с белым.

С помощью цвета можно выделить отдельные сооружения среди других сооружений архитектурного комплекса. Так, интенсивная окраска (насыщенный темно-красный цвет) здания Московского Совета депутатов трудящихся выделяет его среди других зданий, образующих улицу и примыкающую к зданию площадь. При этом здание Моссовета приобретает главенствующую роль в композиции улицы и площади, несмотря на то, что его размеры меньше, чем у соседних зданий. В массовом строительстве по типовым проектам роль цвета еще более повышается. Средствами цвета можно разнообразить совершенно одинаковые дома, а также детали зданий, не удорожая их стоимости, придавать нарядность и привлекательность самым простым по форме сооружениям. С этой целью в новых районах городов (например, Хорошево-Мневники в Москве и др.) крупные стеновые панели различного цвета группируются в зданиях по разнообразным схемам взаимного расположения; широко применяется выделение цвета балконов, лоджий, лестничных клеток, входов и т. п.

Цвет зданий оказывает влияние на уровень средних освещенностей улиц, тем большее, чем больше этажность застройки и меньше ширина улиц, что сказывается на эмоционально-образной характеристике застройки. Улицы, образованные серыми фасадами зданий, при недостаточно высоком уровне освещенности выглядят мрачными, тусклыми, а образованные желто- белыми фасадами - «солнечными» даже в пасмурные дни. В советском градостроительстве цвет используется для придания городам и поселкам привлекательности, жизнерадостного характера, преодоления однообразности в строительстве и в других целях.

В интерьере влияние цвета ограждающих поверхностей на воспринимаемую и фактическую освещенность помещения еще более существенно. Например, при белых потолках и относительно широких «фризовых» участках стен (отражающих не менее 70% падающего на них светового потока) и при светлых стенах (отражающих 50-60% светового потока) в условиях светового климата Москвы создаются наилучшие из возможных условия естественного освещения; помещения не выглядят мрачными даже в пасмурные дни, общая внутренняя освещенность их повышается, что улучшает условия зрительной работы. Поэтому для стен основных помещений в квартирах рекомендуются ненасыщенные цвета, что исключает в то же время возможность возникновения неприятных в ряде случаев цветных рефлексов на элементах внутреннего убранства помещений. Такие цвета меньше утомляют зрение.

Во избежание однообразности и «бесцветности» окружающей обстановки, можно применять интенсивные цвета в отделке подсобных помещений (передняя, внутриквартирный коридор), а также окрашивать смежные комнаты в цвета, повышающие насыщенность друг друга по законам одновременного и последовательного цветового контраста (например, розовый и бледно-зеленоватый, голубой и золотистый и т. п.). В помещения с окнами, ориентированными на северную часть горизонта, не проникает прямой солнечный свет; они освещаются обычно более слабым, голубоватым, светом, чем помещения, окна которых ориентированы на южную сторону горизонта. Первые целесообразно окрашивать в светлые цвета теплых оттенков, для вторых можно применять более темные цвета холодных оттенков. Для помещений различного назначения рекомендуются различные цвета. Например, в школьных зданиях классные комнаты окрашиваются светлее и менее интенсивно, чем рекреационные и подсобные помещения; комнаты для младших классов в цвета более насыщенные и разнообразные по тону, чем классы для старших школьников.

Кухни и ванные жилых домов чаще всего делают белыми или светло-кремовыми (по условиям гигиеничности), детские комнаты выдерживают преимущественно в тонах теплой гаммы, рабочие, а также спальные комнаты - в «спокойных» (например, в зеленовато- серых, приглушенных или разбеленных тонах). В окраске больничных и лечебных помещений учитываются высокие требования гигиеничности, а в некоторых из них (например, в рентгеновских кабинетах) - специфические требования, предъявляемые работой в этих помещениях. В помещениях театров, клубов и других сооружений культурно-массового назначения могут быть использованы более насыщенные цвета и цветовые контрасты, повышающие общую эмоциональность обстановки; при этом учитываются специфические особенности искусственного освещения.

Однотонность помещений приводит к однообразию, преобладание различных интенсивных цветов может создать излишнюю контрастность цветовой отделки и пестроту, особенно, когда различные цвета наблюдаются в одном помещении (например, при окраске стен с выделением другими цветами их нижней части или при разном цвете стен одного помещения). В зарубежной практике, например в Англии, в последнее время стала применяться такого типа разноцветная отделка различных стен и даже каждой отдельной стены одного помещения, что имеет известное основание, так как этот прием позволяет при помощи цвета и оборудования в едином пространстве помещения выделить отдельные функционально различные его части.

Особенно велика роль цветов в производственных помещениях промышленных зданий. При выборе цветовой отделки необходимо учитывать условия производства, характер выполняемой зрительной работы, требуемые нормами уровни освещенности, цветов обрабатываемых материалов, оборудования, неподвижных и двигающихся частей станков и т. д., с тем, чтобы создать обстановку, отвечающую высоким требованиям гигиены, охраны труда, производственного комфорта и эстетики - условиям, способствующим повышению производительности труда. Указаниями по рациональной цветовой отделке поверхностей производственных помещений и технологического оборудования промышленных предприятий (СН 181-61) для производственных помещений промышленных зданий, расположенных в южных и центральных районах СССР (если светопроемы помещений в зданиях центрального района ориентированы на южную сторону горизонта), а также для помещений с большим тепловыделением рекомендуются холодные тона.

Для помещений в производственных зданиях, расположенных в северных и центральных районах при ориентации окон на южную сторону горизонта и для помещений без естественного освещения, а также для не отапливаемых помещений - теплые тона. Нейтральные тона рекомендуются для помещений, к которым предъявляются высокие требования цвето-различия. Для отделки помещений, в которых выполняется работа высокой точности, целесообразны малонасыщенные цвета холодных или теплых тонов в зависимости от особенностей спектрального состава их освещения. Для различных поверхностей помещений (потолок, балки на перекрытии, верхние и нижние части стен, пол и др.) рекомендуются допустимые значения коэффициента отражения.

Определенные цвета установлены для отделки технологического оборудования. В окраске оборудования соответствующими цветами выделяются движущиеся части, опасные в отношении травматизма, кнопки и рукоятки управления. Применяются условные цвета для окраски трубопроводов и электрошин. Эти вопросы, относящиеся к области технической эстетики, в СССР разрабатываются специальными научными и производственными организациями.Внедрение в строительство новых видов полихромных материалов и изделий обогащает возможности архитектора, способствует достижению высокой степени заводской законченности элементов зданий, обеспечивает долговечность цветных поверхностей.

Лит.: Алексеев С. С., Цвет и освещение. Общие проблемы, в кн.: Очерки теории архитектурной композиции, М., 1960; Стригалев А. А., Архитектурная полихромия в условиях типизации и стандартизации строительства, «Вопросы теории архитектурной композиции», 1958, вып. 3; Келер В., Лукхардт В., Свет в архитектуре. Свет и цвет, как средства архитектурной выразительности, пер. с нем., М., 1961.