Вредно ли аниме? Плюсы и минусы японской анимации. Как дистанцироваться от аниме

Наткнулась на такую статейку...

13-летняя поклонница японских аниме не смогла справиться с депрессией, которая охватила ее из-за просмотра заграничных мультфильмов, и скончалась от сердечного приступа прямо на уроке географии.

Ученики и преподаватели Талханской гимназии № 48 Красноярского края до сих пор не могут прийти в себя от пережитого шока. Восьмиклассница Евгения Курятова неожиданно умерла прямо во время урока.

За пару дней до смерти она успела написать на своей интернет-страничке: «Странная апатия... ничего не хочу... ничего не могу... словно высосали всю жизнь... люблю аниме... помешана на нём... демо... ваташи ва... я не хочу его смотреть... люди... пожалуйста... кто знает, как от этого уйти? от этой апатии... от безразличия ко всему...» В разделе «любимые книги» Женя указала Лермонтова, и тут же процитировала поэта: «Там кость была уже видна, там мясо кусками синее висело, там жилы примечал с засохшею в них кровью. С отчаяньем сидел я и взирал, как насекомые роились и пожирали жадно свою пищу, червяк то выползал из впадин глаз, то вновь скрывался в безобразный череп".

Весь дневник девочки просто пронизан депрессивным настроением, - говорят изумленные учителя. - Мы были в шоке, прочитав эти строки... Женечка же была очень веселым жизнерадостным ребенком, пока не увлеклась этими анимациями!

Смерть

Ужасная трагедия разыгралась с Женей на первых минутах урока географии.

Сначала девочка надрывно закашляла, а потом у нее начались судороги, - говорит заведующий Центральной подстанции скорой медицинской помощи Игорь Хмара. - Учителя срочно вызвали «скорую», но к нашему приезду ребенок уже скончался. Почему девочка умерла столь скоропостижно, для всех остается загадкой. Проблем со здоровьем у нее не было.

Аниме

Родители маленькой Жени уверены, их дочку сгубили японские анимации. Их мнение поддерживают и красноярские психологи.
- Дело в том, что существует масса негативных влияний, искажающих нашу психику, воздействующих на наше здоровье и образ мысли, тормозящих развитие и управляющих нами, - говорит детский психолог Виктор Курнатов. - Вышеупомянутые факторы характерны для «безобидных» японских мультиков. Нередко в них создаётся атмосфера войн, ужасов, неэтических выражений, безобразных изображений. На психическое и интеллектуальное состояние зрителя влияет множество факторов, которые присутствуют в аниме: цвет, форма, скорость движения, продолжительность, яркость образа, смысл, интенсивность развития событий. Ярким примером может послужить мультфильм «Покемон», после просмотра которого у детей развились психосоматические отклонения и дело дошло до госпитализации. Мне кажется, японские мультсериалы страдают отсутствием психологии, их главные герои - супермены и супервумены постоянно борются со злом, которому нет конца. Это и вызывает состояние бесконечной депрессии, и у зрителей теряется смысл жизни.

Ребенок интересуется только этим, все общение сводится исключительно к сюжету и героям любимого сериала, все другие темы подростком не поддерживаются, вызывают раздражение, скуку или даже агрессию. В чем причина такого интереса к аниме у некоторых подростков? Как помочь ребенку справиться с ситуацией, когда проблема уже существует?

Аниме - японские мультфильмы, имеющие характерный узнаваемый стиль. Они сняты по сюжетам комиксов, классических литературных произведений или собственному сценарию.

Внимание подростков привлекает более «взрослый» сюжет аниме, в сравнении с обычными мультфильмами. Это может быть тема отношений, любви, космоса, супергероев, фантастики, философии с параллельными мирами и сверхъестественными способностями персонажей.

Снятые в формате сериалов аниме интригуют и заставляют смотреть серию за серией, сезон за сезоном.

Увлекаясь слишком сильно, подросток может тратить на них все свое свободное время. Иногда ребенок начинает копировать персонажей, их одежду, внешний вид, манеру говорить. Любители аниме объединяются в фан-клубы, играют в онлайн-игры, создают целые движения аниме-пространства.

Когда все это является лишь частью жизни подростка, родители не придают этому большого значения. Но бывают случаи, когда увлечение аниме начинает занимать все больше и больше времени, и происходит это в ущерб школе, некогда любимым кружкам, общению со сверстниками и родными.

Ребенок интересуется только этим, все общение сводится исключительно к сюжету и героям любимого сериала, все другие темы подростком не поддерживаются, вызывают раздражение, скуку или даже агрессию.

В чем причина такого интереса к аниме у некоторых подростков?

Как помочь ребенку справиться с ситуацией, когда проблема уже существует?

Насколько оправданы «профилактические» меры полного запрета на аниме?

Смотрят все, а увлекаются единицы. Какие дети уходят в аниме с головой?

Мультики любят все дети. Только одного ребенка легко отвлечь от происходящего на экране, а другой смотрит так, словно окружающего мира не существует, ничего не слышит и не видит, а если выключить, выражает бурный протест.

Вот так с головой переместиться в параллельную реальность может подросток со . Особенности его психики таковы, что он может глубоко сосредоточиться на том, что вызывает у него интерес. Его желания тем или иным способом направлены на поиск смысла его жизни, поэтому ему близки и интересны темы фантастики и философии, открытия в себе новых способностей или новых галактик во Вселенной. Вопросы материального мира не вызывают в звуковике такого отклика, так как не дают ответов на его неосознанный внутренний вопрос - зачем я тут?

Искусственно созданная реальность, вымышленные миры, идеальные герои, захватывающие истории аниме - там интересно, там хорошо, они развлекают, удивляют, смешат, пугают, ищут вместе с тобой ответы и находят их. Такое пассивное развлечение становится подменой настоящей жизни у звуковых подростков. Потому что оно не требует усилий от них самих. В отличие от реальности, которая как раз в пубертат, когда психика перестраивается на взрослый режим, начинает требовать от них усилий больше, чем раньше.


Вслед за звуковыми друзьями увлечься аниме могут и подростки со , которым недостает в реальной жизни эмоциональных связей с окружающими людьми. В мир аниме они как раз идут «добрать» эмоциональных связей, прожить «взрослые» чувства, увидеть яркие, выразительные сюжетные картинки в противовес серой реальности, посмеяться, поплакать, порадоваться, испугаться и победить вместе с героями аниме.

Пубертат. Когда родителей уже мало, а себя самого еще не хватает

Это сложный период в жизни каждого человека. Переход из детства во взрослую жизнь. Психологическое развитие завершается, на смену этому приходит новый этап - реализация тех свойств, которые в детстве развивались. Процесс реализации, воплощения в жизнь, применения на практике врожденных свойств психики будет продолжаться в течение всей последующей взрослой жизни, и происходить это будет на том уровне, до которого свойства успели развиться при окончании периода пубертата.

У подростка появляется желание принимать самостоятельные решения, устраивать свою жизнь самому, брать на себя ответственность за свое будущее. И он пытается это делать, пробует реализовать себя. Только не всегда получается с первого раза, ведь возможностей и ресурсов еще маловато. И подросток теряет почву под ногами.

Он не ощущает знакомого и привычного чувства защищенности и безопасности, которое всегда получал от матери, или не ощущает его в полной мере, так как идет отрыв от родителей. При этом он еще не в состоянии обеспечить этим чувством себя самостоятельно, навык еще не устойчивый. Подросток попадает в стресс.

Нереализованные свойства психики напоминают о себе, вызывая плохое самочувствие. А реализовать полноценно свойства звукового вектора удается далеко не всем взрослым, что же говорить про подростков?

Это не в аниме хорошо, это в реальности мне плохо

Без понимания собственной психики ребенок живет ощущениями, идет у них на поводу, не отдавая себе отчета - куда. Любому подростку трудно становиться взрослым, но звуковики первыми выбирают уход от реальности. Реальности, которая приносит страдания, ощущается болезненно, которая не может удовлетворить их потребности.

Аниме становится своего рода попыткой сбежать от боли. Уходя в выдуманный мир с головой, звуковик стремится к подмене реальности. Он начинает жить в том мире, где ему хорошо, легко и интересно, пренебрегая настоящим окружающим миром живых людей.

Если звуковик пытается уйти от боли, то зрительный подросток может погружаться в фантазии. Он находит в аниме ту красоту, которой ему не хватает в жизни. Красоту отношений, глубину чувств, захватывающий сюжет, внешний стиль героев, эмоциональные приключения.


Окружающая действительность, реальная жизнь, в отличие от аниме, предусматривает приложение усилий, активные действия, физическое или умственное напряжение.

Другими словами, чтобы что-то получить, нужно что-то сделать.

Поэтому обычные обязанности вызывают раздражение: уроки, домашние задания, уборка, порядок в комнате, семейные торжества, бытовые хлопоты, даже усилия по уходу за собой. Все это кажется ребенку таким приземленным, скучным, глупым и бессмысленным, что нет никакого желания этим заниматься.

Гипертрофированное увлечение аниме - это сигнал того, что подросток не знает, как ему жить. Он не понимает себя, не ощущает понимания и приятия его взрослыми, не имеет направления для движения по жизни, не умеет получать радость от общения с ровесниками, не знает, куда направить свои способности, чтобы получить значимый для себя и других результат, а значит, и удовлетворение.

Да, ему нужна помощь.

Что делать? Разобраться в причинах

Знания о психике, которые получают родители , формируют новое мышление. В корне меняется взгляд на своего ребенка, становятся очевидными и наблюдаемыми все его «странности», капризы и протесты.

Обозначаются причины, по которым подросток «сидит в аниме», что он пытается дополучить в выдуманном мире. Чего он хочет на самом деле и чего так отчаянно ищет в виртуальной реальности.

Понимая его потребности, желания, ценности и приоритеты, вы уже не отталкиваете его своим непониманием и вечными вопросами «ну что ты там нашел?!». Теперь вы знаете это сами даже лучше, чем он.

Это значит, вы больше не транслируете на подростка свое раздражение или разочарование. Вы понимаете, какой он на самом деле. Это все меняет в ваших отношениях. Растет доверие, возникает продуктивное общение, налаживается контакт с ребенком.

Именно звуковики чаще других проговаривают свою проблему словами «меня никто не понимает» , зрительные дети выражают это фразой «меня никто не любит» или «я никому не нужен» .

Поэтому, когда такое желанное понимание и принятие приходит, ощущение враждебности реального мира отступает. Подросток получает лучик надежды на то, что и ему есть место в окружающей действительности, что и у него есть шанс найти свой смысл, свое счастье в этой жизни. Реальность получает оттенки привлекательности. Причем по ощущениям более яркие, нежели в выдуманном мире аниме.


Когда уходит непонимание со стороны родителей, ребенок получает возможность «добрать» от матери ощущения защиты и безопасности, и его состояние выравнивается. Хоть частично. Все же он еще не совсем взрослый и подсознательно все еще стремится почувствовать себя в полной безопасности под маминым крылом, как это было в детстве. Особенно остро он нуждается в этом, когда быть взрослым не получается, когда попытки реализовать себя не увенчались успехом, а желание никуда не исчезло.

Именно сбалансированное внутреннее состояние матери дает ему такую возможность - получить подсознательное ощущение защищенности и безопасности.

Как повернуть мир аниме в пользу ребенка

Когда контакт с ребенком уже налажен, вы получаете возможность влиять на просмотр его любимых аниме.

Тогда вы можете вместе выбирать глубокие, смысловые, эмоциональные мультфильмы, без эротики, насилия, жестокости. Не запрещать, но регулировать. Вдвоем с ребенком определить время просмотра или количество. В качестве награды или отдыха.

Вы можете способствовать его развитию: предложить нарисовать героев в скетчбуке, попробовать сделать аниме самому с помощью виртуального конструктора, написать фанфик по мотивам любимого сюжета, смотреть с титрами и учить язык, поинтересоваться японской культурой, философией, литературой. Не обесценивать его увлечение, а развивать, расширять его возможности с помощью инструмента аниме.

Будучи с ребенком на одной волне, понимая его интересы, желания и потребности, важно поддерживать его и направлять в сторону активного взаимодействия с окружающими людьми. Именно такое направление задаст нужные ориентиры для полноценной реализации подростка в будущем.

Активная заинтересованность родителей поможет включить ребенка в общение с ровесниками. Продуктивная совместная деятельность - только это принесет звуковому подростку большее наслаждение, нежели виртуальное пассивное потребление развлечений, вернет интерес к реальной жизни, покажет перспективу вложенных усилий.

Можно создать местный фан-клуб любителей аниме, всем вместе сделать сайт или стенгазету, коллективно придумать дизайн постеров и напечатать их в полиграфии, пошить костюмы и поставить спектакль по мотивам аниме, поставить танец и выступить с ним на конкурсе, писать фанфики и публиковать их по очереди в общем блоге, снять самим филлер и разместить на ютуб-канале фан-клуба.

Возможностей масса, главное во всем этом - совместное творчество, взаимодействие, общение, направленность на людей, возможность и желание вписываться в реальный мир.


Показывая разные варианты реализации свойств звукового и зрительного векторов, более трудоемкие, но вместе с этим несущие большее удовлетворение, вы убедитесь, что ребенок выбирает более сложные. Новое поколение несет в себе желание большего объема. Им интереснее реализация более высокого уровня. Стоит только показать весь спектр.

Мир аниме может оказаться близок интересам подростка со звуковым и зрительным векторами. В этом нет опасности или вреда для ребенка. Главное, чтобы он не стал тем убежищем, в которое подросток станет прятаться от реального мира. Высокая психологическая грамотность родителей современных детей выходит на первый план в вопросах развития ребенка, особенно в сложный для него период пубертата.

Увлечение вашего ребенка аниме говорит о том, что ему близок мир серьезных отношений, больших подвигов, захватывающих приключений, что он способен на сильные поступки. И в ваших силах сегодня показать разницу между куцым и быстротечным удовольствием от погружения в выдуманную реальность аниме и действительно мощным наслаждением от реальной жизни.

Корректор: Наталья Коновалова

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Аниме вредит психике человека?

Стр. 1 из 3

Хай! С вами Саша Кэт. Я анимешница и фикрайтер, поэтому не могла пройти мимо, услышав о якобы вреде аниме. Сама я увлекаюсь японской анимацией и комиксами японских авторов уже где-то три года. Я посмотрела превеликое множество аниме. Я написала приличное количество фанфиков и ориджиналов. Я слушаю довольно тяжёлую J-Rock музыку. Почему тогда у меня всё в порядке с психикой? Я адекватный человек, способный здраво мыслить.

Перейдём к самой статье.

Сейчас множество российских подростков увлеченно японской анимацией и комиксами, аниме и мангой. Аниме и манга имеют свои жанры, записанные преимущественно японскими словами, например, сёдзё(1) и сёнэн(2) (1. для девочек, 2. для мальчиков).

Манга - это специфические японские комиксы, царство чёрно-белой графики, цветные в манге только обложка и несколько страниц иллюстраций.

Аниме - японская анимация, чаше экранизация какой-нибудь манги. Но персонажи экранизации и оригинала в большинстве случаев немного отличаются по внешности.

Так вот, недавно я посмотрела кучу выпусков новостей, посвящённых якобы вредоносному влиянию аниме (именно аниме, мангу почти не трогали) на психику человека, преимущественно детскую. Так же я читала подобные статьи в Интернете. О одной такой статье хочу рассказать подробней, она немного задела меня за живое.

Автор статьи человек не русского происхождения, женщина, а может, девушка. Ну, про национальность понятно уже из имени. Каринэ Асатрян. Особа армянского происхождения. Она несла в своей статье откровенный бред...

Сразу хочу отметить наличие в статье пунктуационных ошибок. Судя по многочисленным научным терминам, автору статьи минимум 17-18 лет (простите, если ошибаюсь). Но количество ошибок меня просто убило! Орфографических ошибок тоже было достаточно, чтобы скажем, за диктант, изложение или сочинение поставили жирную двойку. Даже падежи и предлоги(!) пострадали. Может, человек писал с телефона. В таком случае я буду мягче.

В статье Каринэ Асатрян были приведены шесть "фактов вреда". Я же оспорю самые бредовые и обидные для анимешников фразы и факты.

Милая моя, в двадцать первом веке аниме делается примерно в 13-25 серий, а таких огромных аниме очень мало. Например, "Сказка о Хвосте феи", "Наруто" (оба сезона), "Сейлор Мун", "Драгонбол".

3. Цитирую автора: "Во всех анимэ мультфильмах герои ведут себя агрессивно, жестоко. В анимэ постоянно показывают какие-то драки, схватки с бурей крови, расчлененными телами. Профессиональный хирург, или анатом мог бы выдержать такую графику, а вот обычный неокрепший ум подростка или ребёнка нет. " (снова без моих исправлений)

Она как-бы говорит это мне, человеку имеющему дело с мангой "Х", аниме "Кровь С", аниме "Эльфийская песнь", аниме "Куколка" и много ещё с чем. И такие сцены присутствуют вовсе не во всех аниме! Наоборот, таких картин очень мало. И русские фансаберы цензурят их так, что ничего жуткого не видно.

4. Цитирую автора: "Запрет во всем мире. Да, именно так. Официально во всех странах Европы запрещены анимэ мультфильмы. Что, Вы (хоть Вы с большой буквы написала) сильно удивлены, что ваши любимые авторы-японца не показывают собственных мультфильмах, с целью сберечь психику своих детей?! " (и опять без корректирования)

У японцев в стране есть целый район с аниме-магазинами. Данная продукция у них отлично продаётся. Манга, аниме, видео-игры и т.п., всё это отлично расходится. Аниме показывается по телевидению. Даже "ночные сеансы" есть (ну, вы поняли).

И что в этом такого? Зачастую просмотр сёнэн-ай или яоя интереснее, чем просмотр аниме об отношениях "натуралов". Отношения мальчиков более трепетные, по моему мнению. Да простит меня Господь, но яойными ориджиналами я тоже промышляю.

6. Цитирую автора: "Религиозные аспекты. Как известно, в Японии христианство не пользуется особым почётом и уважением. А большая часть россиян - православные христиане. В таких мультфильмах не редко показывают то, как японцы почитают свою культуру, а антисторонников либо убивают, либо высмеивают. "

«Жестокие сюжеты, грубые картинки, глупые герои…» — так многие отзываются о японских комиксах манга и мультфильмах аниме. В то же время количество их поклонников с каждым годом растет. Сформировалась целая субкультура. Анимешник никогда не променяет своих героев на добрых Дядю Федора и Крокодила Гену… Ведь они для детей, а в его мире разгораются недетские страсти.

В последние годы в среде людей, воспитанных на добрых советских или на худой конец диснеевских мультфильмах, растет недовольство. К агрессивным и жестоким телепередачам и фильмам, увы, все уже давно привыкли. Но как можно показывать убийства и постельные сцены в мультиках или комиксах — произведениях, изначально предназначенных для детей?

Между тем в России популярность аниме и манги, практически каждый сюжет которых содержит сцены насилия или эротики, год от года набирает обороты.

Евангелие от аниме

В России японское мультипликационное искусство появилось не так давно. Наш зритель не знал, что такое аниме и с чем его едят, несмотря на то что в Японии и на Западе это направление стало популярным уже в 1960—1970-е гг. Жесткая цензура не могла пропустить мультфильмы, не содержащие в себе глубокого морального подтекста, герои которых к тому же проливают потоки крови. Лишь несколько мультфильмов, созданных совместно с японскими кинокомпаниями, отдаленно напоминали стиль аниме. В их числе «Приключения пингвиненка Лоло» . Если смотреть его внимательно, то легко можно узнать японскую руку мастера по технике рисования и по некоторым элементам, привнесенным в нашу анимацию. Именно создатели этого мультфильма впервые показали советским детям кровь.

С аниме в сегодняшнем его понимании российский зритель познакомился только в конце 1980-х гг., когда впервые по телевидению стали показывать анимационные сериалы для детей. Поколение 1990-х гг. отлично помнит такие мультики, как «Кэнди-Кэнди», «Босоногий Ген» и, конечно, «Сэйлор Мун».

Но по-настоящему популярным аниме стало в 2000 г., после выхода на экраны сериала «Покемон» . Главный герой мультфильма Эш Кетчум мечтает стать тренером покемонов, волшебных животных, обладающих сверхъестественными способностями, и путешествует по свету с электрическим мышонком Пикачу. На основе этого мультфильма стали выпускаться компьютерные игры, карты, фигурки героев, журналы…

«Покемон» стал классикой жанра кодомо — детского аниме .

Взрослую же аудиторию покорил мехаэкшн «Евангелион» . сюжет мультфильма разворачивается в 2015 г., спустя 15 лет после произошедшей всемирной катастрофы, унесшей миллионы жизней. Для борьбы с оставшимися на планете людьми на Землю являются огромные таинственные существа — Ангелы. Но у человечества уже есть защитники — гигантские боевые машины «Евангелионы», разработанные специальным международным агентством NERV.

Аску, синдзи и Рей, 14-летние дети, спасают планету и раскрывают тайну загадочных противников. Вопреки распространенным клише, по спасателям плачет психиатрическая клиника: брошенный родителями синдзи замкнут, слаб и эгоистичен, а вздорная и самовлюбленная Аска по ходу действия впадает в депрессию.

Весь сюжет фильма пронизан библейскими и каббалистическими мотивами. «Евангелион» вошел в десятку лучших мировых анимационных сериалов и породил настоящий анимешный бум, после чего на российских телеканалах стало появляться все больше и больше мультфильмов аниме, снимавшихся по мотивам комиксов манга.

Удивительно, что в России японское искусство заявило о себе сначала в виде мультфильмов и уже после этого поклонники аниме обратились к чтению манга. В Японии же первые рисунки манга появились аж в XII в., но популярность к ним пришла только в 1950-х гг., когда были выпущены комиксы осаму тедзука. Этот художник выработал легко узнаваемый стиль, в котором все эмоции героев передаются выражением неестественно больших глаз, а нос и рот едва заметны. И никого не смущает, что картинки порой плохо прорисованы, а печатаются черно-белые манга на бумаге довольно низкого качества. В этом есть своя изюминка, и поклонников таких рисунков с каждым годом становится все больше. Комиксы в стиле манга составляют 40 % всей печатной продукции Японии. Создатели манга обращают внимание на насущные проблемы, ставят серьезные вопросы, но умеют сделать повествование таким интересным и легким для восприятия, что это привлекает миллионы читателей.

У аниме есть еще одна характерная особенность — символичность. По определенным чертам можно узнать различного рода информацию о том или ином персонаже.

Степень блеска глаз выдает возраст героя: чем он моложе, тем больше у него горят глаза.

Цвет волос рассказывает о характере: блондины — спокойные и флегматичные, а вот рыжие персонажи — темпераментны и вспыльчивы. Но самое интересное, что в описании героя важное место занимает информация о его группе крови ! Японцы верят, что по этому признаку можно многое сказать о характере человека. Обладатели первой группы — доброжелательные, но упрямые; второй — целеустремленные и уравновешенные; третьей — любопытные и большие фантазеры; а четвертой — очень чувствительные и обаятельные, но, как правило, «с двойным дном».

Людям, только начинающим познавать мир аниме, довольно трудно разобраться во всевозможных классификациях, которые так любят создавать японцы. существует несколько десятков различных жанров, в каждом из них тематика произведений очень четко определена. Наиболее противоречивым и даже скандальным можно назвать жанр хентай (яп., извращенный). К нему относятся порнографические комиксы и мультфильмы. Эротика в японском искусстве появилась очень давно: древнейшие настенные изображения в стране восходящего солнца явно имеют эротический характер и связаны с фаллическим культом. Но сегодня в японских СМИ детальное изображение половых органов запрещено, поэтому их прикрывают черными квадратами или ретушируют.

На Западе цензура еще жестче: слишком откровенные сцены целиком вырезаются, изображения перерисовываются, а тексты переписываются. И если в японском варианте героинями хентай являются маленькие девочки, то на Западе они «взрослеют» и картинки становятся не столь откровенными. Увлеченных читателей эти запреты не радуют, тем более что после такой обработки смысл повествования часто меняется. Ведь даже у хентай есть сюжетная линия и определенный смысл!

Несмотря на все возрастающую популярность, аниме имеет множество противников. Главным недостатком этих мультфильмов, по их мнению, является обилие жестокости и эротики, присутствующих даже в кодомо-аниме. Врачи-психотерапевты говорят, что поклонники, подражая своим кумирам, чрезмерная эмоциональность которых говорит об их глупости и неадекватности, перенимают у них манеру поведения.

К недостаткам аниме психологи также относят то, что главные герои, которых зритель подсознательно ассоциирует с образцом для подражания, получают от сильных персонажей помощь в виде волшебных предметов, позволяющих им преодолевать любые сложности. Это оказывает плохое влияние на детей: насмотревшись таких мультфильмов, они начинают считать, что не смогут самостоятельно справиться с проблемами и найти алгоритмы их решения.

Кроме того, примитивные и грубые рисунки негативно воздействуют на несформировавшуюся психику подростков, а сюжеты аниме убеждают их в несовершенстве мира и делают жестокими по отношению к окружающим . Как считают психологи, подобного рода информация ложится на очень благоприятную почву, поскольку поклонники аниме — это в большинстве своем неуверенные в себе, страдающие гиперсексуальностью молодые люди, которые плохо учатся и не умеют выстраивать отношений со сверстниками.

Даже сами анимешники не отрицают тот факт, что эти мультфильмы вызывают психологическую зависимость, сродни наркотической. Они говорят, что могут круглосуточно смотреть аниме, одну серию за другой, остановиться им просто не хватает сил.

А в периоды, когда нет возможности посмотреть что-нибудь новенькое, они испытывают «ломку» и впадают в депрессию. Однако анимешники относятся к такой зависимости с юмором, в то время как психотерапевты всерьез задумываются о вреде японских мультиков. Несколько трагических случаев подтвердили эти опасения.

В прошлом году в одной из школ Красноярского края на уроке географии скоропостижно скончалась 13-летняя ученица Евгения Курятова. Родители и психотерапевты обвиняют в случившемся японские мультфильмы, которыми она увлекалась в последнее время. За несколько дней до смерти Женя написала в своем интернет-журнале следующие строки: «странная апатия... ничего не хочу... ничего не могу... словно высосали всю жизнь... люблю аниме... помешана на нем… я не хочу его смотреть... люди... пожалуйста... кто знает, как от этого уйти?.. от этой апатии... от безразличия ко всему...» Психологи считают, что зло, которому нет предела в японских мультфильмах, вгоняет людей в депрессию, в результате чего они просто теряют смысл собственной жизни.

Другой случай произошел с 7-летней седой Айканат из Турции, которая вообразила себя героиней «Покемона», обладающей сверхъестественными способностями, и выпрыгнула из окна, чтобы полетать над городом. К счастью, девочка осталась жива и отделалась лишь переломом ноги. После этого врачи забили тревогу, указывая на то, что аниме отрывает детей от реальности и серьезно травмирует их психику.

Уходя от реальности и проживая жизни любимых персонажей, поклонники аниме ведут в блогах дневники под именами своих кумиров и одеваются так же, как они. Фотографии анимешников можно назвать произведениями искусства, и образы, которые они себе создают, не каждому стилисту под силу. Юноши, стараясь походить на своих кумиров (в аниме героев мужского пола сложно отличить от девушек из-за их яркого цвета волос, худощавых фигур и пестрых нарядов), делают яркие прически, худеют и не пренебрегают косметикой. Появилась странная мода на женоподобных смазливых мальчиков, а представление о мужественности начало исчезать. Кроме того, аниме, по мнению некоторых специалистов, пропагандирует гомосексуализм.

В свое время итальянские психологи говорили о том, что сериал «Сэйлор Мун» делает из девочек лесбиянок, поскольку однополая любовь в японской анимации рассматривается как вполне нормальное явление, а все главные персонажи сериала — девушки.

Сложно переоценить вред, приносимый аниме. Несмотря на то что поклонники японской анимации лишь высмеивают всяческие обвинения в адрес их любимых мультиков, случаев, подтверждающих их негативное влияние на несформировавшуюся психику, предостаточно.

Хвала аниме

Впрочем, есть и принципиально другой взгляд на аниме. Несмотря на приписываемые анимешникам депрессивность и жестокость, в большинстве своем это очень чувствительные, ранимые и творческие люди. Ярые поклонники аниме называют себя отаку (яп., фанатик). отаку считают жизнь обычного человека скучной и бессмысленной, поэтому они всегда стараются устраивать себе праздники. их самым главным развлечением являются аниме-фестивали, на которых они слушают музыку из любимых сериалов, общаются, участвуют в конкурсах, и, конечно же, ни один праздник не обходится без косплея. Многие отаку пишут фанфики — продолжения известных манга или аниме, рисуют додзинси — любительские манга.

Что и говорить, аниме — целая субкультура, причислить себя к которой в Японии может не каждый. Для озвучки аниме приглашаются только самые знаменитые и талантливые актеры, которых называют сейю. стать сейю очень почетно, ведь для этого действительно нужно быть профессионалом, так как с главной задачей — передачей эмоций — может справиться не каждый. В аниме большое значение также придается музыке. существуют так называемые опенинг и эндинг (от англ. оpening song и еnding song). опенинг становится своеобразным символом мультфильма. Эндинг же может несколько раз на протяжении сериала меняться и в целом ему придают гораздо меньшее значение, рассматривая лишь в качестве фона для титров.

Даже в среде психологов, где аниме давно уже вынесли смертный приговор, можно найти защитников отаку. Увлеченный человек — счастливый человек. У него находится возможность для самовыражения, растет самооценка, одновременно с которой поднимается и настроение. Кроме того, в среде людей, разделяющих общие интересы, приверженец субкультуры легко находит себе друзей, что, безусловно, положительно сказывается на его мировосприятии. Кроме того, несмотря на присутствующие жестокие сцены, косплеи и компьютерные игры, созданные на основе аниме, помогают выбросить отрицательную энергию и разрядиться психологически. Все же лучше, если это происходит в форме ролевой игры или перед экраном компьютера, чем в общении со сверстниками. однако, как утверждают специалисты, это является хорошей разрядкой лишь для уже сформировавшейся личности, но не для детей.

По закону жанра

В зависимости от пола и возраста аудитории аниме делится на:

  • кодомо-аниме — создается для детей в возрасте до 12 лет.
  • сенэн-аниме — для мальчиков-подростков и юношей.
  • седзе-аниме — для девочек-подростков и девушек.
  • сэйнэн-аниме — для молодых мужчин.
  • дзесэй-аниме — для молодых женщин.

Существует также подразделение аниме по тематике.

  • Апокалиптика предлагает варианты наступления конца света.
  • Постапокалиптика рассказывает о том, что будет после конца света.
  • Киберпанк повествует о мире, которым правят компьютеры.
  • В махо-седзе главными героинями являются маленькие девочки-волшебницы, которые спасают мир от зла.
  • В фэнтези участниками событий становятся волшебные существа, колдуны, божества. Именно они помогают главному герою, дарят ему волшебные предметы, спасающие его в беде.
  • Хентай — порнографическое аниме.
  • Кавай — аниме, герои которого очень милые и нежные, обладающие очаровательной внешностью. Главная задача создателей произведений этого жанра — передача атмосферы добра и света.
  • В социальных фильмах поднимаются острые социальные вопросы, на которые герои стараются найти ответы.
  • Романтика — жанр аниме, главной темой которого являются любовные переживания.

Шутки в сторону

Вечером 16 декабря 1997 г. в Японии десятки тысяч детей смотрели по одному из телеканалов своего любимого «Покемона». И вдруг одновременно у зрителей из разных концов страны начались припадки, похожие на эпилептические. Более 700 малышей были доставлены в больницы, а еще у 10 тыс. синдромы заболевания наблюдались в легкой форме. Телеканалу TV Tokyo было приказано прекратить трансляцию сериала. В обществе мгновенно распространились слухи о вреде аниме. Некоторые ученые высказали даже предположение, что это была проверка нового оружия массового поражения. Но оказалось, что на здоровье тысяч маленьких телезрителей повлиял видеоэффект — быстрое чередование синего и красного цветов. Подобный видеоэффект оказывает негативное влияние на здоровье человека, когда частота мерцания красного цвета превышает 3 Гц, а всех остальных цветов — больше 5 Гц. Трагедия произошла по недосмотру аниматоров, которые не заметили в небольшом фрагменте несоответствие техническим требованиям. После того как специальная комиссия разобралась в причине проблемы, сериал снова допустили к показу, но злополучная серия была навсегда убрана в архив.

А вот японец Таичи Такашита влюбился в героиню манга Микуру Асахина и решил на ней жениться. Но, увы, подобные браки не разрешены законом. тогда Такашита организовал онлайн-кампанию с целью внести изменения в законодательство, чтобы узаконить браки между людьми и персонажами мультфильмов. Эта новость горячо обсуждалась на различных форумах, любители аниме поддерживали Таичи, соглашаясь с ним, что настоящая жизнь слишком скучна и приносит множество разочарований, а персонаж мультика может осчастливить своего обожателя. Только вот осталось неясным, каким образом супруги смогут общаться. Конечно, никаких поправок в закон не внесли, но история еще раз показала, до чего порой доводит увлечение аниме.

Как аниме влияет на психику?

    Здравствуйте! Аниме - это японские мультфильмы. Они очень своеобразно нарисованы, и вообще, там своя вселенная. Мне кажется, что на психику они влияют, при чем чаще всего на детскую. Не нормально будет, если ваш ребенок будет считать что грудь 8-го размера нормально.

    я не понимаю тех людей, которые кричат направо и налево, что аниме плохо влияет на психику и так далее. аниме мало чем отличается от обычных сериалов, за исключением рисовки персонажей и некоторых особенностей. не вижу никаких причин для того, чтобы осуждать аниме в чем то и так далее.

    все зависит от жанра. если поставить ребенку хентай, то будет вред. а если поставить кодомо, где все очень кавайное и милое, доброе, то вреда никакого не будет. тут надо просто разобраться.

    например мой сосед тоторо можно смотреть всем. и маленьким детям и взрослым.

    я н знаю, что можно смотреть взрослому человеку, чтобы его психика повредилась. взрослые и порнуху и хорроры смотрят и ничего же. если так боитесь за свою психику, психоделику не смотрите.

    для подростков море выбора аниме. тот же самый наруто первый сезон. дальше все серьезнее.

    Как аниме влияет на психику?

    Незнаю каким образом, но анимэ плохо влияет на психику как и подростка, так и ребенка и на врослого человека. Это проявляется в том, что его хочется смотреть все больше и больше. Это как наркотик.

    У меня есть знакомый, которому 23 года и он с 17 лет смотрит анимэ и говорит, что не может перестать. Незнаю... возможно ему просто нравится.

    В аниме содержится очень много японской пропаганды. Это терпимость к другим, в том числе к голубым, полное неприятие войны, умереть но не быть побежденным. Также оно ломает стереотипы в поведении полов (там принято, что в отношениях девушка делает первый шаг). А в остальном аниме- это обычные сериалы, жвачка для глаз. Правда встречаются крайне жестокие с издевательствами и расчлененкой.

    Я думаю, что это глупые выдумки. Аниме не влияет на психику. Если дети не будут смотреть аниме, они начнут смотреть что то другое. Сейчас создают очень много мультиков и игр. Так что на развитие ребенка,подростка влияет все. А в наше время, по телеку показывают все. Например, порнографию. Ребенок случайно может попасть на этот канал и вот тут тоже с психикой может случится не слишком хорошее. Вы скажете, что я не права?

    Я права на все 100%.

    Я на аниме с 14 лет, в то время как мои сверсницы (не все поголовно), лишались девственности, я смотрела про первую любовь Сейлор Мун, про силу дружбы, про то, что нужно стремиться быть хорошим другом, сильным духом и смелым, защищать слабых! Даже монстры из этого аниме имели смысл, а яркость этого аниме и красиво нарисованные задние фоны и прорисовка элементов довела меня до художественной школы! Затем я пересмотрела все аниме,которые выпускались. С возростом я отсеяла многие жанры. Про роботов (меха) и совсем детские мне не интересны были. Я смотрела про вампиров, про школу, Евангелион, фантастику про будущее, Раксифон, Последняя эльфийская песнь. Обилие крови и тайного смысла не ранило мою психику и до суицыда не довело, как и моих знакомых. Посмотрела и хинтай,но не поняла его, как и всякие другие извращения про тентакли. Вот и смотрела,до определенного времени все более интересное. А сейчас мало хорошего рисуют, а я не всеядный анимешник. Так вот, я не только смотрела аниме, но и читала как его рисуют, в каком году оно создавалось и не задаю тупорылый вопросаниме это где с большими глазами?т.к. есть и не с большими глазами. На меня это наложило отпечаток- я стала очень чувствительным человеком, романтичным. Я думаю это плохо, т.к. расстраиваюсь из-за неудач киногероев, вот так. А если в человеке есть развращенность и не здоровый интерес, то он и в Ну, погоди! найдет пошлость и антиморальные примеры для детей. Впрочем и я не понимаю фанатов, которые одеваються в костюмы героев, обставляют атрибутикой комнату и т.д. это клиника, если тебе уже за 20 лет:-):-)

    У аниме есть такая позитивная черта, как усиление мотивации, смелости человека. Также оно приучает осмысленней относиться к своим поступкам.

    Аниме влияет по-разному, взависимости от человека и жанра аниме.Если кто-то подсел на аниме, сажайте на книги...это единственные вещи, которые могут отучить от подобного..)Ну и аниме есть очень даже хорошие, гораздо лучше нынешних сериалов, и есть о чем подумать и научиться чему, а не просто тупо просмотреть, время потратив..))

    Некоторым аниме свойственно раздражать, если смотреть достойное аниме, без взвизгов,глупости и слюней,то негативных эмоций и не возникнет и психика цела будет.