Первостепенная задача после инсульта — восстановление речи. Восстановление речи после инсульта: степень поражения, упражнения

Профессор, доктор наук,

консультант Центра патологии речи и нейрореабилитации

Клепацкая Л.Б.

Восстановление речи после инсульта. Комплекс упражнений для восстановления речи. - М.: В.Секачев, 2011.

Пособие для логопедов, работающих в медицинских учреждениях с больными, перенесшими инсульт, травму или другие поражения головного мозга.

Введение

В предлагаемом пособии представлены упражнения и тексты, направленные на восстановление развёрнутой, грамматически и логически правильно оформленной, спонтанной речи у больных со средней и лёгкой формой афазии.

Задания 1 раздела направлены на стимуляцию способности адекватно осмысливать, понимать речь как в пределах одного взятого предложения , фразы, так и целого текста от короткого простого до более развёрнутого и сложного. Сюда вошли упражнения, которые больной должен внимательно прочитать, осмыслить, найти ошибку в построении предложения, переписать правильно. Другой вариант: составить предложения из разрозненных частей; найти недостающую часть предложения во второй части текста; составить рассказ из данных предложений и др. Эти упражнения развивают у пациентов речевое мышление , заставляют логично думать и формулировать фразы.

Во 2 разделе собраны упражнения и тексты, направленные на расширение у пациентов словарного запаса. Чем богаче у больного словарный запас, тем более полной и развёрнутой становится его фразовая речь. Упражнения рассчитаны на пополнение словаря глагольной лексикой, существительными, прилагательными, наречиями, на подбор слов антонимов, синонимов, а также правильного употребления их при составлении предложений, рассказов, в собственной речи.

В 3 разделе представлен материал для работы над смысловой структурой слова. Это - преобразования различного рода словоформ, например: от глаголов в существительные ; от существительных - в прилагательные, наречия; прилагательных в наречия; слова с уменьшительным значением слова и т.д. Нередко, приставка, ударение, суффикс или слово, близкое по звучанию, создают для больного трудности в правильном его осмыслении, а также и назначении. Например: поделка - подделка - разные приставки существенно изменяют смысл всего слова. Или слова: временный -современный; атлас -атлас.

4 раздел направлен на восстановление у пациентов с афазией развёрнутой фразовой речи. Задания составлены таким образом, чтобы развить у пациентов способность речевого программирования , конструирования и развёртывания фразы простой синтаксической модели до (3-5 слов) до предложений сложносочинённого и сложноподчинённого типа, включающих от 6 до 12 и более слов. Отдельное внимание уделяется использованию причастных и деепричастных оборотов, союзных слов, предлогов...

Упражнения на дополнение незаконченных фраз заставляет больного логически завершить и грамматически правильно оформить предложение.

В 5 разделе представлен комплекс упражнений, предназначенных для оживления «чувства родного языка», восстановления представления о его нормах. Это - дописывание окончаний, вставление пропущенных предлогов, изменение формы слова путём использования приставок, суффиксов, расстановка ударения, употребление слова в правильной падежной форме.

Задания 6 раздела направлены на развитие у пациентов способности различения согласных звуков по акустической близости. Такие больные не дифференцируют звонкие и глухие звуки: б-п; д-т; з-с; г-к; ж-ш; ц-ч. Другие пациенты смешивают звуки, близкие по месту образования - т-н; л-н; р-н; р-л; к-г-х и др. Ряд упражнений преследует задачу устранения дефектов акустической дифференциации звуковых рядов.

Упражнения 7 раздела способствуют расширению у пациентов объёма слухоречевой памяти, укреплению акустических следов. Используется повторение за логопедом речевых и числовых рядов, повторение сочетаний слов по два, три, воспроизведение по памяти предложений из 4-8 и более слов, пересказ текстов по памяти, а также через определённый промежуток времени.

Инсульт – заболевание, которое занимает 3-е место по распространенности среди людей. Чаще всего этот недуг приводит к инвалидности.

Но заболевание подается лечению, в результате которого можно снизить негативные последствия для организма. Успех терапии напрямую зависит от своевременного оказания помощи.

При правильном лечении в течение часа после приступа можно предотвратить инвалидность.

По каким причинам возникает нарушение речи?

Самым тяжелым последствием является нарушение речевой функции.

В результате теряется возможность общения между людьми, а у пациента начинают формироваться первые признаки депрессии.

Причина нарушения речи после инсульта заключается в поражении речевых зон мозга (зона Вернике и Брока).

Они расположены в задней трети верхней и нижней височной извилины. Если поражение было нанесено зоне Брока, то человек теряет речь полностью, если Вернике – речь становится бессодержательной.

Виды афазии

Афазия – системное нарушение уже сформированной речевой функции . Такой патологический процесс наносит свое негативное влияние различным формам речевой деятельности.

Различают следующие виды афазии:

  1. Моторная – поражается зона Брока. Результатом такой патологии служит полное отсутствие речи.
  2. Акустико-гностическая – поражается зона Вернике. Нарушается анализ и синтез, фонематический слух, приводящий к невозможности понимания обращенной речи.
  3. Афферентная моторная – поражаются нижние отделы постцентральной коры. Пациенту трудно отыскать отдельную артикулярную позу, чтобы воспроизвести звук.
  4. Амнестико-сематическая – поражаются задневисочные и переднетеменные отделы коры головного мозга. Пациент забывает явления и предметы, происходит нарушение понимания грамматических конструкций.
  5. Динамическая – поражаются заднелобные отделы головного мозга. Человеку трудно выстроить внутреннюю программу высказываний и реализовать ее во внешней речи.

Речевая функция — это важно очень!

Восстановление речи после инсульта - задача №1.

Проводить лечебные и восстановительные мероприятия с пациентами, перенесшими инсульт, необходимо в первые полгода. Именно в этот период можно достичь реально положительных результатов.

Конечно, нельзя утверждать со стопроцентной вероятности, что удастся восстановить речевую функцию полностью.

Пациент должен выполнять целый комплекс специально разработанных мероприятий, и только после четкого их выполнения можно говорить о заметных результатах.

Чтобы восстановительный период прошел очень быстро, в первое время занятия с пациентом должны проходить вместе с его родственниками.

Тогда близкие смогут запомнить нужные логопедические занятия и выполнять их в домашней обстановке.

Процесс восстановления речевой функции

Чтобы быстрее восстановить речь после перенесенного инсульта – требуется вовлечения в процесс не только врачей, но и самого пациента с его родственниками.

Именно от этого и будет зависеть, как быстро произойдет процесс восстановления, а также сможет ли человек вернуться к обычной жизни.

Как же быстро и наименее болезненно восстановить речь после инсульта?

Для этого разработан целый комплекс мероприятий:

  • медикаментозная терапия;
  • занятия с логопедом;
  • упражнения;
  • хороший уход.

Посещение логопеда

Задача логопеда – это произвести восстановление речи, основываясь на прежние речевые стереотипы, которые были у пациенты до перенесенного инсульта.

Здесь логопед узнает реакцию пациента на слабые раздражители: тихий голос и шепот.

Процесс должен начинаться с легких занятий, постепенно переходя более трудным. Для каждого пациента подбирается индивидуальная речевая нагрузка с учетом степени нарушения речи вида афазии.

Например, на первом занятии для одного человека будет несложно называть предметы, а для другого вести общение.

Первые занятия для речевого растормаживания должны включать материал, значимый для пациента по смысловому и эмоциональному содержанию.

Очень положительно влияет на выздоровление человека музыкотерапия. Если пациенту трудно закончить предложение, начатой врачом, то можно дать ему прослушать и спеть любимые песни.

Важным моментом остается выяснение песни, которая больше всего ему нравится. В процессе пения он начнет нечетно произносить слова песни, но со временем его речь начнет приобретать четкий характер.

Такие занятия проходят в позитивной обстановке, поэтому пациенты с радостью их выполняют.

Если у человека имеется сенсорная афазия, то применяют наглядные материалы. Ему демонстрируют изображение, а затем предлагают его срисовать и назвать слова, обозначающие предмет на картине.

При этом весь рабочий процесс должен сопровождаться комментариями, которые произносятся спокойным и тихим голосом.

Длительность таких занятий и промежутки времени между ними для каждого пациента определяются в индивидуальном порядке.

Первые речевые занятии после инсульта не должны превышать 7–15 минут. Спустя два месяца продолжительность можно увеличить до получаса.

Обязательно нужно контролировать речевую нагрузку на слух. В палате должно быть тихо, поэтому нужно отключить радио или телевизор. Посторонние звуки истощают и утомляют человека, перенесшего инсульт.

Занятия с больным в домашних условиях

Проводить занятия с пациентом в домашней обстановке можно только после того, как было получено одобрения врача.

Очень важно не навредить: не давать излишнюю речевую нагрузку или сложные упражнения, иначе так можно разрушить оптимизм пациента.

Бывают случаи, когда близким людям не хватает терпения, они желают уже в скором времени услышать внятную и вразумительную речь.

Неуспех пациента вызывает у них разочарование, что сразу же сказывается на их мимике. Человек, перенесший инсульт, теряет позитивный настрой и может в дальнейшем вовсе отказаться от занятий.

Эффективные упражнения

Для восстановления речи в домашних условиях используют специальные упражнения, для здорового человека они покажутся уж очень простыми, но надо понимать, что для пациента после инсульта очень трудно даже шевелить губами.

Выполняют следующий комплекс упражнений:

Лечение стволовыми клетками

Такая терапия направлена на обновление и восстановление пораженных инсультом тканей и сосудов. Роль стволовых клеток направлено на распознание пораженных очагов и замену отмерших нейронов здоровыми клетками нервной ткани.

Представленная процедура включать в себя следующий план действий:

  • используя биоматериал пациента, выделяют стволовые клетки;
  • полученный материал выращивают до необходимого объема;
  • вводят стволовые клетки внутривенно с промежутком в 2 месяца два раза.

После такой терапии удается восстановить целостность ткани головного мозга и его функционирование, нормализовать защитные функции организма, улучшить самочувствие, повысить, жизненны тонус.

Другие методы

Восстановить речевую функцию у человека могут и другие методы терапии, назначить которые может только опытный специалист. В таком случае могут проводить следующее лечение:

  1. Физиотерапия. Она заключается в электростимуляции речевой мускулатуры. Ее целесообразно применять при моторной афазии. Но сегодня этот метод лечения не получил такого широкого применения.
  2. Иглорефлексотерапия . Ее применяют для коррекции артикуляции и улучшения звена речевой деятельности. Целесообразно использовать такую терапию при моторной афазии.
  3. Функциональное биоуправление . Такой метод основан на визуальном контроле деятельности речевой мускулатуры. Не рекомендовано использовать функциональное биоуправление для пациентов с расстройством понимания. После таких мероприятий удается улучшить звено речевой функции.

Сложности реабилитации

Восстановление речевой функции после инсульта – это очень трудоемкий и сложный процесс.

Но такая реабилитация является обязательной, так как только таким образом удастся восстановить нормальное общение пациента с окружающими его людьми , обеспечить психологический комфорт и вернуть человека к прежней жизни.

Если поражение небольшое, то реабилитация проходит быстро. Достаточно провести несколько занятий с логопедом на протяжении месяца и речь снова станет связной. Параллельно проводится организма с помощью ЛФК.

В остальных случаях на восстановление речевой функции придется приложить максимум усилий. Здесь нужно постоянно заниматься, продолжительность реабилитации может затянуться от 4-х месяцев до 2-х лет.

– это очень опасное заболевание, последствием которого становится нарушение речевой функции, артикуляции. Но возвратить речь после инсульта можно только при постоянных занятиях.

Скорость восстановления зависит от различных факторов: степени поражения, типа афазии.

Речевые дефекты после инсульта связаны с нарушением движения мышц, которые участвуют в произнесении слов (дизартрия) и повреждением речевых центров коры головного мозга (афазия). Для восстановления нужны занятия с логопедом, определенных успехов можно достичь и в домашних условиях. Речевая реабилитация включает упражнения на разработку мимической мускулатуры, специальные приемы побуждения к общению, игровые методики, пение и скороговорки.

Читайте в этой статье

Если инсульт правой стороны, есть ли шансы восстановить память

Правосторонний паралич конечностей возникает при расположении очага кровоизлияния или ишемии в левом полушарии головного мозга. При этом у пациентов нарушаются функции, за которые отвечает эта область:

  • речь,
  • логическое мышление,
  • установление причинно-следственной связи,
  • математические способности,
  • возможность писать и читать.

Утрата памяти сопровождает различные формы острых нарушений мозгового кровообращения. Есть закономерность такого нарушения – вначале забываются текущие события, затем ближайшее прошлое, а давно минувшее сохраняется наиболее продолжительный период времени. Восстановление происходит в обратном порядке. При этом утраченные отрезки времени больной может заполнить вымышленными.

Возможности реабилитации потерянных способностей зависят от степени повреждения головного мозга, возраста, наличия болезней сосудов, сопутствующей патологии. Полное восстановление происходит в таких случаях:

  • сравнительно молодой пациент без хронических заболеваний;
  • небольшая зона разрушения мозга;
  • ранняя диагностика и госпитализация;
  • полный комплекс медикаментозного лечения;
  • помощь логопеда;
  • психотерапевтические занятия.

Как может нарушиться речь

К окончанию острого периода инсульта у 35% пациентов остается речевой дефект в виде афазии. Она бывает в нескольких формах, так как за речь отвечают разные зоны головного мозга:

Зоны головного мозга Краткое описание афазии
Нижние отделы лобной извилины, центр Брока невозможно переключаться с произношения одного звука на другой, больной общается звуками, но может писать и читать;
Височная области не понимают обращенную речь;
Средняя височная извилина не воспринимают смысла слов на слух и не могут назвать изображенные предметы на картинках;
Теменная зона не помнят названий предметов или действий, не могут построить сложную речевую конструкцию;
Лобные доли неспособны сформулировать и произнести предложение, нарушена коммуникация с окружающими.

Если повреждены сенсорные (воспринимающие) и моторные (двигательные) речевые зоны, то развивается смешанная форма – тотальная афазия, при которой больной не может говорить и не понимает речь.

При повреждении мозжечка, ствола, корковой и подкорковой зоны может возникать и дизартрия. Она связана с тем, что мышцы, участвующие в произношении слов, ослабевают. При этом пациент хорошо слышит, видит и полностью осознает смысл сказанного, но не может разговаривать. Это нарушение характеризуется более благоприятным течением.

Речевые дефекты необязательно выражаются в полном или частичном отсутствии речи. При повреждении коры головного мозга пациент может становиться многословным, но путает значение слов, заменяет их похожими по звучанию или теряет способность запомнить имя, название предмета или действия. Таких людей невозможно понять, несмотря на то, что они нормально произносят слова.

Смотрите на видео о нарушении речи (афазии) после инсульта:

Какова вероятность восстановления у молодых

Для возобновления речи обычно требуется достаточно длительный период, так как нужно не только научить человека правильно выговаривать звуки и слова, но и полноценно общаться с окружающими. Чем раньше начато восстановление речевой функции, тем больше шансов на успех.

В молодом возрасте процесс реабилитации протекает гораздо быстрее, это связано с тем, что обычно повреждается одна зона головного мозга, а также чаще встречается . При этой разновидности болезни реже затрагивается кора больших полушарий, не страдает восприятие и понимание речи, интеллектуальные способности.

Доказано, что если начать занятия с логопедом в первые три месяца, заниматься не менее 3 часов в неделю, то у большинства пациентов молодого и среднего возраста удается добиться полного восстановления речи или существенно прогресса.

Как правило, для этого потребуется 4 — 5 месяцев. При обширном инсульте улучшение этой функции продолжается на протяжении года, известны случаи полной реабилитации и в более поздний срок.

Работа логопеда по восстановлению речи

Начало занятий проходит при пассивном участии больного. В остром периоде логопед определяет:

  • возможность контакта,
  • речевые возможности,
  • сохранность интеллекта,
  • эмоциональный фон.

Первые сеансы носят преимущественно психотерапевтический характер и проводятся для внушения пациенту веры в выздоровление. Конкретная форма утраты речи становится понятной к 20 — 25 дню от начала . С этого момента и до шестого месяца проходит самая продуктивная работа над восстановлением. Она включает:

  • побуждение к восприятию речи на слух;
  • заучивание текстов, пословиц, песен;
  • образцы построения предложений;
  • чтение фраз и стихов;
  • изучение употребления глаголов;
  • методики восстановления чтения и письма.


Занятия с логопедом

В более позднем периоде проводится работа на различение смысла похожих по звучанию слов, наработка словарного запаса, восстановление грамотности, речевой памяти, написания текстов. Преимуществом занятий с логопедом является правильная методика, которая позволяет задействовать различные функции головного мозга, при невозможности полной реабилитации он помогает компенсировать нарушение речи для эффективного общения.

Кроме этого, большое влияние на больного оказывает эмоциональный фон. Неспециалисту и близкому человеку трудно сохранять полную нейтральность и не показывать разочарования или нетерпения. Занятия продолжаются от 15 до 40 минут не менее 2 раз в неделю на протяжении 2 — 3 месяцев, затем можно остановить процесс на 1 — 2 месяца, после чего возобновить вновь.

Практические упражнения в домашних условиях для речи, памяти

Если нет возможности заниматься с логопедом, то занятия можно проводить дома самостоятельно. Они менее эффективны, но при определенной настойчивости помогают добиться прогресса. Предварительно нужно, чтобы логопед провел осмотр больного и рекомендовал нужные упражнения.

Больному просто необходим массаж после инсульта. Правильно проведенный, он способствует восстановлению подвижности рук и ног, лица. Как делать в домашних условиях правильно после ишемического и геморрагического?

  • Когда случается ишемический инсульт, восстановление занимает довольно длительный период. Возможно ли полное восстановление? Да, если пройти полный курс реабилитации, в т.ч. на восстановление речи. Какие сроки? Что нужно после обширного, инсульта мозжечка, левой стороны?
  • Реальная угроза жизни - стволовой инсульт. Он может быть геморрагический, ишемический. Симптомы напоминают инфаркт, а также схожи с другими заболеваниями. Лечение длительное, полное восстановление после инсульта стволового мозга практически невозможно.
  • Обязательно необходимо провести восстановление после микроинсульта. Оно включает препараты для лечения последствий и поддержания организма, реабилитацию речи, нормализацию питания, упражнения для разработки рук и массаж.
  • Использовать тренажеры после инсульта начинают в сравнительно раннем периоде восстановления. Можно подобрать домашние для рук и ног, а также заниматься на специальных из тренажерного зала.



  • Инсульт – очень сложная болезнь. Расстройство речи – одно из самых распространенных нарушений психических процессов, которые наблюдаются при инсульте. Случится болезнь может практически в любом возрасте. Различают ишемический и геморрагический виды инсульта. И тот, и другой требует длительного восстановления физических и психических функций организма. Медиками разработаны специальные упражнения для восстановления речи после инсульта, которыми можно заниматься и самостоятельно дома.

    Расстройство речи

    Для нормального восприятия происходящего вокруг человек нуждается в понимании речи и способности самому воспроизводить слова и строить из них предложения. Правильное произношение и понимание сказанного – жизненнонеобходимо для полноценной жизни.

    На сколько затянется процесс восстановления, зависит от многих факторов, в том числе и упорства медиков, родственников и самого больного. У одних он составляет от нескольких недель до пары месяцев, для других может растянуться и на дольше. К сожалению, есть и такие, которым так и не удается заговорить.

    Афазия (нарушение способности говорить) развивается из-за повреждения речевой зоны головного мозга.

    Для того чтобы правильно выбрать метод лечения, следует разобраться с видом нарушения.

    Различают следующие виды афазии:

    1. Тотальная - больной не способен сам ничего сказать и понять, что пытаются ему сказать. Он ничего не помнит и никого не узнает.
    2. Моторная - зачастую этот вид сменяет тотальную спустя несколько дней после перенесенного инсульта. Больной узнает родных и близких, понимает, что говорят ему, но сам сказать ничего не может. Со временем может пытаться воспроизводить звуки, используя интонацию для лучшего понимания.


    В этом случае наблюдаются нарушения центра Брока (речедвигательного), который отвечает за моторную функцию. Больной все понимает, но сам воспроизвести речь не может. Человек часто воспроизводит звуки, но правильно объединить их не может, путает похожие по артикуляции звуки.

    1. Афазия Вернике (сенсорная). При этом виде нарушения больной не понимает родной речи. Воспринимает ее как набор звуков и не улавливает смысл сказанного. В этом случае довольно сложно определить масштабы нарушения.
    2. Семантическая. Больной понимает только простые предложения. Сложные речевые обороты не поддаются его пониманию.
    3. Амнестическая. Больной может вести диалог, но часто забывает названия предметов.


    Наиболее опасной считается сенсорная афазия. Речь очень тяжело восстанавливается.

    Лечение после инсульта

    Лечение следует проводить в первые 6 месяцев после инсульта, только тогда результаты будут максимально эффективными. Занятия можно начинать, как только стабилизируется состояние больного. Ни один врач не даст 100% гарантии, что больной заговорит. Но систематическое выполнение различных упражнений поможет максимально наладить речевую функцию.

    На первых занятиях желательно присутствие родственников, тогда и больному спокойнее, и родные знают, как правильно проводить тренировки. Для лечения разработан целый комплекс мероприятий:

    1. Медикаментозное лечение.
    2. Артикуляционная гимнастика с логопедом.
    3. Систематическое выполнение упражнений.
    4. Комфортная атмосфера.


    Только если человек будет иметь желание выздороветь, его окружат любовью и заботой, результат будет заметен быстрее. Родные не должны избегать речевых контактов с больным, как бы сложно это ни происходило. Говорить нужно спокойно, не кричать и внятно произносить каждый звук. Постоянно нужно спрашивать названия тех или иных предметов, которыми пользуется человек: чашка, ложка, полотенце, телевизор. Хорошо, когда ему часто читают, а он пересказывает смысл прочитанного.

    Важно! Никогда не стоит обсуждать проблемы пациента, связанные с нарушением его речевых функций при нем.


    Всегда нужно подбадривать и хвалить даже за самые незначительные победы. Люди после инсульта плохо различают слова похожие по звучанию. Поэтому можно изобразить на рисунке и тренироваться их произносить и различать на слух. Больные не различают слов, когда разговаривает сразу несколько человек, следует учитывать это. Как только человек начнет выговаривать слова, ему можно давать дополнительные самостоятельные задания, например, вставить пропущенное слово в предложение. Просмотр телевизора лучше ограничить до 2 часов в день. Нужно включать позитивные передачи по интересам, которые будут побуждать комментировать.

    Близким нужно запастись неимоверным терпением. Инсульт – очень серьезная и сложная болезнь, последствия которой не так-то просто устранить.


    Человек, чувствующий себя обузой, очень редко добивается хороших результатов. Пациент, который все понимает, но ничего не может сказать, ощущает себя беспомощным.

    Поэтому следует придерживаться простых правил:

    1. Не стоит говорить с человеком как с обреченным. С ним нужно вести разговор спокойно, внимательно наблюдать за реакцией и всеми изменениями.
    2. Больному не стоит общаться с агрессивными или безразличными особами. Его должны окружать близкие и любящие люди.
    3. Рекомендуется включать любимую музыку, побуждая больного подпевать.
    4. Говорите и слушайте. Только если человек будет чувствовать важность сказанного для окружающих, он будет пытаться говорить.
    5. Не стоит слишком утомлять: «Тише едешь – дальше будешь».


    Работа с логопедом

    Если в больнице, где лежит больной, есть логопед, то он начнет заниматься с пациентом, как только это будет возможно. Нельзя терять время зря. Работа может продолжаться и после выписки, а затем и самостоятельно дома.

    Работа со специалистом:

    1. Логопед осторожно прощупывает масштабы повреждения, он проверяет реакцию больного на тихий голос, затем на шепот.
    2. Постепенно усложняет задания.
    3. Специалист не учит произносить отдельные слова и звуки, ему важно слышать их в контексте, пациент должен научиться пользоваться ими в речи.
    4. Упражнения подбираются индивидуально, исходя из вида афазии.
    5. Специалист начинает предложение, пациент его заканчивает.
    6. Если у больного есть любимые песни, специалист обязательно их использует в своей работе.
    7. Если состояние больного улучшилось, врач может предложить срисовать предложенные картинки.

    Поначалу уроки логопеда длятся не более 15 минут, постепенно увеличивая время.


    Важно! Разочарование родных читается у них же на лице, а это негативно отображается на стремлениях больного. Следует внимательнее следить за мимикой и радоваться даже самым незначительным продвижениям.

    Упражнения для самостоятельного выполнения

    Огромную роль в быстрейшем улучшении речевой функции имеют самостоятельные занятия. После выписки больной периодически посещает логопеда, который оценивает наличие улучшений и рекомендует, какие занятия следует выполнять.

    Каждое упражнение следует повторять по 10 раз:

    1. Вытянуть губы в трубочку и зафиксировать их в этом положении на несколько секунд.
    2. Нижними зубами прикусить легонько верхнюю губу.
    3. Верхней челюстью тянуться к подбородку.

    Задания для языка:

    1. Вытянуть язык трубочкой.
    2. Максимально вытянуть шею вперед, при этом рот открыт, а язык максимально высунут.
    3. Выполнить предыдущее упражнение, озвучив его шипением.
    4. Шею вытянуть вперед, а губы сложить трубочкой.
    5. Облизать губы по кругу сначала в одном направлении, затем в другом.
    6. Издавать «цокающие» звуки.
    7. Тянуть язык в сторону носа, затем подбородка.


    Закончить урок следует позитивными упражнениями: раздать воздушные поцелуи, улыбнуться обнажив зубы, а затем улыбнуться, прикрыв их губами.Отличные результаты наблюдаются у пациентов на групповых занятиях, на которых они могут поддерживать друг друга.

    Важно! Больному, перенесшему инсульт, следует проговаривать скороговорки, зачитывать вслух логопедические тексты, напевать песенки и выстраивать логические цепочки.

    Лечение лекарственными препаратами

    Человечество еще не изобрело такой таблетки, которая помогла бы восстановить речь. Медикаменты, назначенные врачом, направлены на улучшение кровообращения в мозге и питание нервных клеток. Они улучшают умственную деятельность и память, повышают внимание, что в комплексе положительно сказывается на общем состоянии организма.


    Хирургическое вмешательство

    В случаях ишемического инсульта, когда перепробованы все способы, остается еще один - формирование экстра-интракраниального микроанастомоза. Это операция, во время которой нейрохирурги создают дополнительное соединение между участками мозга: неповрежденным сосудом и речевой областью. Кровообращение возобновляется, и состояние больного быстро улучшается.

    Лечебная физкультура

    Нарушения речи наблюдаются не только при нарушениях соответствующей области мозга, но и при параличе мимических мышц. Они не могут выполнять свою работу, поэтому человек утрачивает речевую функцию. ЛФК помогает восстановить возможность говорить.


    Лечение стволовыми клетками

    Современная медицина не перестает удивлять. Сейчас есть возможность восстановить речь с помощью стволовых клеток. Такая терапия помогает не только восстановить речь, но и запустить защитные функции организма, пробудить желание выздороветь и как можно быстрее заговорить. Пересадку стволовых клеток проводят амбулаторно дважды. Второй раз спустя 3 месяца после первого. Сосуды восстанавливаются, ликвидируются бляшки и тромбы. В пораженных местах начинают строиться новые клетки.

    Максимальное восстановление речевой функции должно проводиться на первом году после инсульта, продолжаться реабилитация может до 5 лет. После этого нарушения, которые имеются у больного, остаются навсегда. Все упражнения, которые проводятся для восстановления речи после инсульта, нужно выполнять регулярно и систематически. Только тогда они принесут реальную пользу.


    Рецензент: Т. Г. Визель, медицинский психолог

    НИИ психиатрии Росгосздрава, профессор, доктор наук,

    Клепацкая Л.Б.

    Восстановление речи после инсульта. Комплекс упражнений для восстановления речи. - М.: В.Секачев, 2011.

    Пособие для логопедов, работающих в медицинских учреждениях с больными, перенесшими инсульт, травму или другие поражения головного мозга.

    Введение

    В предлагаемом пособии представлены упражнения и тексты, направленные на восстановление развёрнутой, грамматически и логически правильно оформленной, спонтанной речи у больных со средней и лёгкой формой афазии.

    Задания 1 раздела направлены на стимуляцию способности адекватно осмысливать, понимать речь как в пределах одного взятого предложения, фразы, так и целого текста от короткого простого до более развёрнутого и сложного. Сюда вошли упражнения, которые больной должен внимательно прочитать, осмыслить, найти ошибку в построении предложения, переписать правильно. Другой вариант: составить предложения из разрозненных частей; найти недостающую часть предложения во второй части текста; составить рассказ из данных предложений и др. Эти упражнения развивают у пациентов речевое мышление, заставляют логично думать и формулировать фразы.

    Во 2 разделе собраны упражнения и тексты, направленные на расширение у пациентов словарного запаса. Чем богаче у больного словарный запас, тем более полной и развёрнутой становится его фразовая речь. Упражнения рассчитаны на пополнение словаря глагольной лексикой, существительными, прилагательными, наречиями, на подбор слов антонимов , синонимов, а также правильного употребления их при составлении предложений, рассказов, в собственной речи.

    В 3 разделе представлен материал для работы над смысловой структурой слова. Это - преобразования различного рода словоформ, например: от глаголов в существительные; от существительных - в прилагательные, наречия; прилагательных в наречия; слова с уменьшительным значением слова и т.д. Нередко, приставка, ударение, суффикс или слово, близкое по звучанию, создают для больного трудности в правильном его осмыслении, а также и назначении. Например: поделка - подделка - разные приставки существенно изменяют смысл всего слова. Или слова: временный -современный; атлас -атлас.

    4 раздел направлен на восстановление у пациентов с афазией развёрнутой фразовой речи. Задания составлены таким образом, чтобы развить у пациентов способность речевого программирования, конструирования и развёртывания фразы простой синтаксической модели до (3-5 слов) до предложений сложносочинённого и сложноподчинённого типа, включающих от 6 до 12 и более слов. Отдельное внимание уделяется использованию причастных и деепричастных оборотов, союзных слов, предлогов...

    Упражнения на дополнение незаконченных фраз заставляет больного логически завершить и грамматически правильно оформить предложение.

    В 5 разделе представлен комплекс упражнений, предназначенных для оживления «чувства родного языка», восстановления представления о его нормах. Это - дописывание окончаний, вставление пропущенных предлогов, изменение формы слова путём использования приставок, суффиксов, расстановка ударения, употребление слова в правильной падежной форме.

    Задания 6 раздела направлены на развитие у пациентов способности различения согласных звуков по акустической близости. Такие больные не дифференцируют звонкие и глухие звуки: б-п; д-т; з-с; г-к; ж-ш; ц-ч. Другие пациенты смешивают звуки, близкие по месту образования - т-н; л-н; р-н; р-л; к-г-х и др. Ряд упражнений преследует задачу устранения дефектов акустической дифференциации звуковых рядов.

    Упражнения 7 раздела способствуют расширению у пациентов объёма слухоречевой памяти, укреплению акустических следов. Используется повторение за логопедом речевых и числовых рядов, повторение сочетаний слов по два, три, воспроизведение по памяти предложений из 4-8 и более слов, пересказ текстов по памяти , а также через определённый промежуток времени.

    II. Расширение словарного запаса. 23

    III. Работа над смысловой структурой слова. 54

    IV. Работа над формированием фразы. 68

    V. Восстановление грамматических форм русского языка. 109

    VI. Дифференциация звуков. 141

    VII. Расширение объёма слухоречевой памяти,
    укрепление слухоречевых следов. 145

    I. Работа над пониманием речи, предложений, текстов.

    1. Найдите ошибку в предложении, перепишите правильно.

    1. С дерева выпадают жёлтые листья.

    2. Зимой нападает много осадков.

    3. Ученика созвали к доске.

    4. Машина переехала от дома.

    5. Орёл залетел над лесом.

    6. Мальчик набросил удочку в реку.

    7. Птицы залетели на юг.

    8. Солнце освещается землёй.

    9. Лес поднимается над самолётом.

    1. Сторож охраняется садом.

    2. Ключ открывается замком.

    3. Невод тянет рыбаков.

    4. На цветах растёт клумба.

    5. Море впадает в реку.

    6. Ключ открывается сейфом.

    7. Сад находится в беседке.

    8. Скалы разбиваются о волны.

    9. Над лампой висит диван.

    10. Горизонт прячется за солнце.

    11. Часовой охраняется границей.

    2. Найдите ошибку в предложении, перепишите правильно .

    Эта семья состоит из трёх человек - отца, матери и сына, которая живёт на пятом этаже.

    От дома отъехала голубая машина, в котором живут мои родители.

    Человек оказался сотрудником нашего института, которого мы встретили в парке.

    Что сын сообщил, приезжает завтра.

    Чем глухим и непроходимым становится лес, тем дальше мы идём.

    Чем крепче и сильнее становится ваш организм, тем чаще вы совершаете прогулки на свежем воздухе.

    Чтобы я позвонил моему другу, развеять свои сомнения.

    Хотя день холодный, но светит солнце.

    Хотя интересная, но лекция длинная.

    Он часто болеет, поэтому ходит без головного убора.

    Всегда оставляет мне ключ, поэтому она часто уезжает в командировку

    Будет ясная погода, если мы поедем за город.

    Если я к вам заеду, будет свободное время.

    Так как я его с трудом понимаю, у него нечёткая речь.

    Так как мы решили лететь на самолёте, уже завтра начинался симпозиум.

    3. Допишите предложения, вставив по смыслу одну из трёх предлагаемых частей.

    1. Я заеду к вам завтра, ...

    Если позвонит моя подруга

    Если нам дадут квартиру

    Если будет свободное время

    2. Я подарила подруге книгу, ...

    Которая закрывается на ключ

    Которая сделана из хрусталя

    Которую купила на прошлой неделе

    3. Здесь будет городской парк, ...

    Когда начнутся школьные каникулы

    Когда расчистят эту территорию

    4. Я подъезжал к деревне, ...

    Где не ступала нога человека

    Где было лежбище моржей

    Где прошли моё детство и юность

    5. В каждой капле росы сверкает солнце, ...

    Которое мне прислали по почте

    Которое поднималось над лесом

    Которое он купил на прошлой неделе

    6. Травы скашивают рано утром, ...

    Пока ещё есть надежда

    Пока не вырастут грибы

    Пока они ещё не уронили росы

    4. Найдите недостающую часть предложений во 2-ой части текста

    1 .

    1. Каждый год возвращаются журавли...

    2. Над морями и широкой степью, над светлыми реками и синими лесами...

    3. Высоким камышом и сухой прошлогодней осокой...

    4. В самых недоступных местах...

    5. Спокойно им жить...

    6. Не пройдёт по болоту волк, не проберётся...

    7. Водят весной журавли...

    8. Соберутся в кружок на болоте и...

    9. По всему лесу разносятся...

    Летят на свою родину весной журавли.

    Заросло большое болото.

    Из далёких тёплых стран на родное болото.

    Весёлые хороводы.

    Устраивают гнёзда осторожные журавли.

    Лисица, не подкрадётся осторожная рысь.

    Машут крыльями.

    В неприступном болоте.

    5. Подберите к пословицам фразы, сходные по смыслу из 2-ой части текста.

    1. Куй железо пока горячо.

    2. Один в поле не воин.

    3. Лес рубят - щепки летят.

    4. Не всё то золото, что блестит.

    5. Шила в мешке не утаишь.

    Большое дело не бывает без потерь.

    Делай всё вовремя.

    За деревьями не видно леса.

    Когда дрова горят, тогда кашу варят.

    Ржавое железо не блестит.

    Одного поля ягода.

    Трудно и дереву одному расти.

    Теперь обувь шьют и без шила.

    Одна пчела немного мёда наносит.

    О книге не суди по переплёту.

    Чистое золото ценится дорого.

    Ложь не скроешь.

    Из угольного мешка не выходит белой пыли.

    Не по виду суди, а по делам.

    6. Подберите к пословицам фразы сходные по смыслу из 2-ой части текста.

    1. Береги платье снову, а честь смолоду.

    2. Не красна изба углами, а красна пирогами.

    3. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

    4. Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.

    5. Как аукнется, так и откликнется.

    1. Не ссорься с людьми, они помогут вам в трудную минуту.

    2. В колодце должна быть всегда чистая вода.

    Нем как рыба

    Бьётся как рыба об лёд

    Задать жару

    Жизнь - полная чаша

    Не жизнь, а малина

    Зарыть свой талант

    Поставить точку над i

    Говорит, словно реченька журчит

    Палец в рот не клади

    Перевернуть всё верх дном

    Загладить вину

    Открыть Америку

    Говорить в пустоту

    Застать врасплох

    Ломиться в открытую дверь

    Крутиться волчком

    Вселить надежду

    Зимой снега не выпросишь

    И смех и слёзы

    Лезть напролом

    Быть начеку

    Выбиться из сил

    Биться об заклад

    Вскружить голову

    Доказывать с пеной у рта

    Держать камень за пазухой

    Раскрыть все карты

    Устроить «самочин»

    Убить время

    Разориться в пух и прах

    Заглянуть в будущее

    Выстроить замок на песке

    Закрутить «гайки»

    Облить грязью

    Освежить в памяти

    Наладить связь

    Ничего святого

    Ударить по карману

    Заговаривать зубы

    Сорить деньгами

    Ждать у моря погоды

    Болеть душой

    Набить оскомину

    Как об стенку горох

    Лыко не вяжет

    Ни гроша за душой

    Души не чает

    Всему своё время

    Конь ещё не валялся

    Говорить «за глаза»

    Даром не нужно

    Дело «табак»

    Дело выведенного яйца не стоит

    Делу время, а потехе час

    Работает как вол

    Говорит, как читает

    Из пустого в порожнее

    А воз и ныне там

    10. Объясните пословицы.

    Не в свои сани не садись.

    Не красна изба углами, а красна пирогами.

    Куй железо пока горячо.

    Цыплят по осени считают.

    Не плюй в колодец, пригодиться воды напиться.

    Мал золотник да дорог.

    Язык до Киева доведёт.

    Заглянет солнце и к нам в оконце.

    Что посеешь, то и пожнёшь.

    Любишь кататься, люби и саночки возить.

    Не всё то золото, что блестит.

    Поспешишь, людей насмешишь.

    Будет и на нашей улице праздник.

    Волков бояться - в лес не ходить.

    Лес рубят - щепки летят.

    Как аукнется, так и откликнется.

    Молодец против овец, а против молодца сам овца.

    Как с гуся вода.

    Семь раз отмерь, а один раз отрежь.

    По одёжке встречают, а по уму провожают.

    Соловья баснями не кормят.

    Жизнь прожить - не поле перейти.

    На воре шапка горит.

    Выйти сухим из воды.

    Поставить всё верх дном.

    Яблоко от яблони недалеко падает.

    11. Ответьте на вопросы.

    Лента шире пояса. Что из них уже?

    Катя старше Оли. Кто моложе?

    Серёжу ждёт Зина. Кто опаздывает?

    Клён ниже рябины. Что выше?

    Коля выше Саши. Кто ниже ростом?

    Черника мельче брусники. Что из них крупнее?

    Лена старше Кати. Кто моложе?

    Река мельче озера. Что из них глубже?

    Апельсин больше яблока. Что из них меньше?

    Петя обгоняет Витю. Кто отстаёт?

    Аня что-то рассказывает Лене. Кто слушает?

    Студент спрашивает преподавателя. Кто отвечает?

    Собака бежит за мальчиком. Кто бежит первый?

    Перед тем, как зайти в магазин, я купил газету. Что сделал раньше?

    Перед поездкой за город я навестил родителей. Что сделал раньше?

    Перед тем как съесть бутерброд я выпил сок. Что сделал раньше?

    После прогулки мы занялись уборкой квартиры. Что делали раньше?

    Перед тем как пойти в лес мы убрали весь инструмент. Что сделали раньше?

    Я позвонил другу после того как сделал отчёт. Что сделал раньше?

    Мы купили мебель после того как сделали ремонт. Что сделали раньше?

    11а. Решите занимательные задачи.

    1. Летела стая уток. Одну убили. Сколько уток осталось?

    2. Горело семь свечей. Две свечи погасли. Сколько свечей осталось?

    3. Несла женщина в корзинке сто яиц , а дно упало. Сколько яиц осталось?

    4. Если дождь идёт в 12 часов ночи, то может ли быть через 72 часа солнечная погода?

    5. У семерых братьев по одной сестре. Много ли сестёр?

    6. Горело семь электрических лампочек. Две погасли. Сколько лампочек осталось?

    7. Летели гуси: один впереди и два сзади; один сзади и два впереди; один между двумя и три в ряд. Сколько летело гусей?

    8. Как написать 100 пятью единицами?

    9. Трое играли в шашки и сыграли три партии. Сколько партий сыграл каждый?

    Ответы

    1. Одна. Остальные улетели. 2. Семь было, семь осталось. 3. Ни одного. Все разбились. 4. Нет. Это будет ночь. 5. Одна. 6. Семь было, семь осталось. 7. Три гуся. 8. Написать сто пятью единицами очень просто: 111-11 = 100. 9. Две.

    12. Из разрозненных предложений составьте рассказ «Цветы».

    Одни цветы были живые, а...

    Но вот пошёл дождь.

    После дождя живые цветы преобразились, ...

    Хозяйка подошла, посмотрела...

    Дождь стал поливать и те цветы и другие...

    Они смеялись над живыми цветами...

    Стали чистые, свежие и душистые.

    На окне одного дома стояли цветы.

    Другие искусственные.

    И выбросила искусственные цветы на помойку.

    Окно было открыто.

    А искусственные цветы все размокли и полиняли.

    Искусственные цветы были очень красивые. -.. .так как живые цветы стояли пыльные и увядшие.

    13. Из данных предложений составьте рассказ «Водопад».

    Вода в этом ручье была целебная.

    - «Ты такой маленький и воды в тебе мало, но почему у тебя всегда много людей, зачем они к тебе идут?»

    С огромных скал падал водопад, который...

    Много людей приходило к этому ручью за целебной водой.

    Водопад сказал как-то ручью:

    Ручей отвечал: «Во мне хотя и мало воды, но она лечит людей».

    Гордился своей силой, мощью и красотой.

    Рядом под горой бежал ручей.

    14. Из разрозненных предложений составьте рассказ «Гроза».

    Пошёл дождь.

    Снова выглянуло солнце.

    Сверкнула молния, ударил гром.

    Вдруг появилась большая тёмная туча.

    Небо голубое.

    Подул сильный ветер.

    Ярко светит солнце.

    Но скоро туча ушла за горизонт.

    14а. Из данных частей теста составьте рассказ «Охотник».

    Утки услышали шум, вспорхнули и улетели.

    Охотник пришёл домой ни с чем.

    Охотник поленился проверить ружьё. Он пришёл в лес к большому озеру. На озере было много диких уток

    Один охотник собрался на охоту Жена ему говорит. « Проверь ружьё, ты давно не охотился, вдруг оно заржавело.»

    Когда охотник наладил ружьё, на озере не было ни одной утки.

    Охотник стал заряжать ружьё, но у него ничего не получалось. Ружьё заклинило.

    15. Прочитайте внимательно рассказ, ответьте на вопросы, сделайте вывод, перескажите текст.

    Бумажный змей

    Кто-то запустил бумажный змей. Бумажный змей поднялся высоко под облака. С высоты он увидел в долине мотылька и стал ему кричать: «Тебе, наверное, завидно смотреть на мой высокий полёт?»

    Мотылёк отвечал: « Нет, не завидно. Ведь ты на верёвочке, ты привязан. А я хотя и летаю невысоко, зато лечу, куда хочу, и никому в угоду, как ты, не трещу».

    Ответьте на вопросы:

    1. Кто летал в небе?

    2. Почему мотылёк не завидовал бумажному змею?

    3. Что больше всего в жизни ценил мотылёк?

    4. Сделайте вывод.

    16. Прочитайте внимательно рассказ, ответьте на вопросы, перескажите текст.

    Садовник и сыновья

    У одного садовника были сыновья. У садовника был большой виноградный сад. Дети не хотели работать в саду.

    Однажды отец позвал сыновей и сказал: - «Дети, пойдите в сад и поищите , что там спрятано».

    Дети подумали, что в саду зарыт клад. Они пошли в сад и стали копать землю. Всю землю перекопали, но клада не нашли. Но земля в саду стала рыхлая, хорошая. Винограда стало очень много. Дети продали виноград и стали богаты.

    Ответьте на вопросы:

    1. Что хотел садовник?

    2. Что сказал садовник детям?

    3. Что подумали дети?

    4. Дети нашли клад?

    5. Почему они стали богаты?

    6. Сделайте вывод.

    17. Прочитайте внимательно рассказ, ответьте на вопросы, перескажите текст.

    Ломоносов

    Ломоносов был известный русский учёный. Однажды его пригласили на бал к одному богатому вельможе. По дороге на бал коляска, в которой ехал Ломоносов, попала в глубокую колею и застряла. Ломоносов вышел из коляски и помог кучеру поставить её на ровное место. В этот момент у него порвался рукав. Ломоносов не стал возвращаться домой, чтобы переодеться, и поехал дальше. На балу к Ломоносову подошёл один вельможа и, показывая на рукав, с усмешкой спросил: - «Что это, сударь, у вас учёность выглядывает?» Ломоносов ответил: - «Нет, сударь, это глупость туда заглядывает».

    Ответьте на вопросы:

    1. Куда однажды поехал Ломоносов?

    2. Что случилось по дороге?

    3. Что сказал один вельможа Ломоносову на балу?

    4. Объясните слова Ломоносова.

    18. Прочитайте рассказ, ответьте на вопросы, сделайте вывод, перескажите текст.

    Камень и дорога

    Жил-был на свете большой камень. Мимо протекал ручей. Вода отполировала камень, и он сверкал на солнце. Шло время, ручей высох. Камень лежал один на пригорке. Вокруг него было много трав и ярких полевых цветов. Внизу проходила дорога. По обочине дороги лежали камни и булыжники. Камню было скучно лежать одному. Он с тоской смотрел вниз на дорогу, где всегда царило оживление. Однажды он не выдержал, сдвинулся с места и покатился вниз. Камень оказался в дорожной суете. Его топтали, крошили, обдавали грязью, грубо швыряли в сторону. Куда девался его блеск? Всё чаще камень с грустью смотрел вверх на пригорок. Там он мирно лежал среди зелёной травы и ярких полевых цветов. Но былого не вернуть. Он мог об этом только мечтать. Так и люди порой покидают родные сельские места, едут в шумные города, где оказываются во власти суеты, жажды денег, бесконечных тревог и волнений.

    Леонардо да Винчи

    Ответьте на вопросы:

    1. Где лежал камень?

    2. Что захотелось однажды камню?

    3. Что происходило с камнем на дороге?

    5. Сделайте вывод.

    19. Прочитайте рассказ, ответьте на вопросы, сделайте вывод, перескажите текст.

    Лоза и крестьянин

    Лоза радовалась, видя, как весной крестьянин осторожно вскопал вокруг неё землю, с любовью ухаживал за ней, подвязывал, ставил прочные подпорки, чтобы ей было легко расти.

    В благодарность за такую заботу лоза решила одарить человека сочными душистыми гроздьями. Когда пришла пора сбора винограда , лоза была сплошь увешана крупными кистями. Усердный хозяин все их срезал и бережно уложил в корзину. Затем, подумав, выкопал колья и подпорки и пустил их на дрова. И бедной лозе ничего не оставалось, как горевать от обиды и мёрзнуть всю зиму на голой земле. Но на следующий год она уже не была столь щедра, и недальновидный крестьянин жестоко поплатился за свою жадность.

    Леонардо да Винчи

    Ответьте на вопросы:

    1. Чему радовалась лоза?

    2. Как лоза отблагодарила крестьянина?

    3. Как поступил крестьянин после сбора урожая?

    4. Что было на следующий год?

    5. Сделайте вывод.

    20. Прочитайте рассказ, ответьте на вопросы, сделайте вывод, перескажите текст.

    Черёмуха и дрозд

    На черёмухе созрели сочные душистые плоды. С утра до вечера над ней кружились назойливые дрозды. Они срывали зелёные листья, обдирали клювом и когтями её ветки.

    Однажды черёмуха сказала самому назойливому дрозду: «Ешь мои ягоды, сколько хочешь, но не срывай мои листья, они укрывают меня от палящего солнца. Не сдирай кожу с моих веток, не царапай их когтями».

    Дрозд этот был первым забиякой в стае, он сказал: «Помалкивай, самой природой так заведено, чтобы ты плодоносила ради моего удовольствия. Ты зимой пойдёшь на дрова». Услышав такое, черёмуха сильно опечалилась.

    Но однажды этот самый дрозд попал в силок. Человек соорудил для пойманной птицы клетку из прутьев и тонких веток черёмухи. Так черёмуха снова встретила своего обидчика, который теперь сидел в клетке тише воды, ниже травы. Но она промолчала, вспомнив слова, которые слышала ещё в молодости: как тёплая одежда спасает от стужи, так выдержка защищает от обиды. Будь всегда спокоен и обида тебя не коснётся.

    Леонардо да Винчи

    Ответьте на вопросы:

    1. От кого страдала черёмуха?

    2. О чём просила черёмуха дрозда?

    3. Что сказал дрозд?

    4. Что стало с дроздом?