Представление кабинета логопеда. Мой помощник – кабинет. Центр развития фонематического слуха

Маргарита Андреева

динственный способ взобраться на вершину лестницы –преодолевать ступеньку за ступенькой, по одной за раз. И в процессе этого подъема Вы внезапно обнаружите у себя все необходимые качества, навыки и умения, нужные для достижения успеха, которыми Вы, вроде бы, никогда не обладали.

Маргарет Тэтчер

Приветствую Вас, уважаемые коллеги!

С огромным удовольствием представляю свой рабочий кабинет логопеда в МБДОУ д/с «Ягодка» с. Александровского, Томской области. Логопедом я работаю всего второй год. В своей работе применяю инновационные технологии :

Работаю над развитием слухового внимания;

Речевого, фонематического слуха;

Физиологического и речевого дыхания;

Формированием правильного звукопроизношения, автоматизацией и дифференциацией различных звуков;

Развитием грамматического строя речи;

Развитием связной речи (диалоги, пересказы, рассказы) .

Особое внимание уделяю формированию фонетико-фонематического восприятия.

Знакомлю детей со звуками, развиваю навыки звуко-слогового анализа , синтеза.

Работаю над предупреждением дисграфии и дислексии.

Вот что мне удалось сделать своими руками, руками моих детей и родителей за этот период.

Добро пожаловать!


На входной двери кабинета табличка «Логопед » , расписание работы логопедического

кабинета и «Секрет от логопеда » :

Как говорить и ясно, и понятно,-

Квалифицированный мастер – ЛОГОПЕД .

Он учит речевой коммуникации,

Грамматика и лексика - его предмет.

Дыханию, фонации, артикуляции

Со знаньем дела вас научит ЛОГОПЕД .

Он педагог, Учитель и психолог,

Филолог он, и он языковед,

Он воспитатель, доктор, дефектолог,

Актер, оратор – это ЛОГОПЕД .

Исследователь, методист, новатор,

Он диагност, корректор и эксперт,

И консультант, и наблюдатель –

Специалист разносторонний – ЛОГОПЕД .

Кабинет логопеда .

Картотеки игр и упражнений, а так же другой материал к занятиям.



1. Рабочее место логопеда .

2. Под полкой расположена «Подсказка логопеда » : График индивидуальной работы с детьми; График работы логопеда (общий) ; Памятки «Гласные звуки и буквы» , «Классификация согласных звуков речи» , «Строение зубочелюстной системы» .


3. На этой же стене расположены настенные зеркала и «Паутинка» (место для закрепления демонстрационного материала для повторения с детьми, а так же подсказки для логопеда на занятия ).

4. Левее располагается зона для развития дыхания «Карусель» и моторики рук «Разноцветные косички» .


5. Здесь стоит небольшой «Магазин для развития пальчиков» , где ребёнок в свободной деятельности может взять следующие пособия и игры :





5.2. Дидактические игры, игры-вкладыши, шнуровки.

5.3. Массажные мячики (Су-джок терапия) .

5.4. Коллекция ракушек, животных морей и океанов.

5.5. Фрукты и овощи.

5.6. Игра «Угадай, что шумит в яйце?»

5.8. Ветерки; «Змейка-повторюшка» ; «Лягушка-говорюшка» .

5.9. Сухой бассейн для рук из киндер яиц.

6. «Логопедические помощники » - массажные мячики (мягкие и твёрдые на ощупь) .



7. А на полке находятся наши любимые «Логопедические помощники » (в специальных баночках) : камешки, ракушки, бусины, цветные шнурочки, воздушные шарики, свистки, мелкие игрушки из киндер сюрпризов, магниты, магнитные буквы разного цвета для магнитной доски, мякиши, пуговицы, головоломки и многое другое.



9. В шкафу находятся «логопедические ключики » - зонды и зондозаменители; масла для аромотерапии; шпатели; спирт; ватные палочки; ватные диски; салфетки; трубочки; вата.

10. На шкафу стоят детские игрушки, ёмкости для развития дыхания игра «Снегопад» .



11, 12. В шкафу находятся методические материалы, «Копилка методического материала логопеда » , а так же литература и прочие методические пособия.



13. В кабинете имеется компьютер (активно применяю современные средства ИКТ в своей работе с детьми) .

14. Рядом с учебной зоной расположено место для индивидуальной логопедической работы с детьми (оснащено различными играми, упражнениями) .

15. Учебная зона логопедического кабинета : доска, магнитная доска, место для крепления наглядности.

16. Раздаточный материал к занятиям по обучению грамоте для подготовительной логопедической группы (фишки карточки для составления схемы предложения, счётные палочки, фишки для ударения и игры «Светофорчики» , цветные шерстяные нитки для выкладывания букв на бархатной бумаге).


Логопедический уголок для родителей, расположенный в прихожей группы.

Речевое развитие - одно из главных условий полноценного формирования личности ребенка. Важную роль в коррекции речевых недостатков играет логопед. Его задача заключается в дифференциации диагностики речевых нарушений и проведении коррекционных мероприятий с целью улучшения речевых навыков у ребенка.

Исследования свидетельствуют о том, что большинство дошкольников плохо владеют навыками связной речи или же их словарный запас очень бедный. В связи с этим современный кабинет учителя логопеда должен быть оснащен всем необходимым для создания благоприятной речевой среды, содействующей успешному развитию монологической речи.

Предназначение занятий в логопедическом кабинете

  • Совершенствование мимической мускулатуры. Помогает нормализовать работоспособность мышечной ткани лица.
  • Улучшение речевых навыков. Содействует стабилизации работы дыхательного и голосового речевого аппарата и их координации.
  • Устранение психологических барьеров. Способствует улучшению познавательных психических процессов, направленных на улучшение речи у ребенка.

В современных детских частных и государственных образовательных учреждениях логопедическое помещение играет важную роль в формировании и усовершенствовании лексико-грамматической основы речи. Занятия со специалистом помогают закрепить и расширить словарь по лексическим направлениям, активизировать использование предложенных конструкций и навыков словообразования.

Ведущие направления кабинета логопеда в ДОУ

  • Консультирование педагогов и психологов по вопросам наиболее эффективного обучения детей, имеющих какие-либо трудности при произношении.
  • Анализ речевых дефектов детей с целью подбора индивидуальной программы обучения.
  • Создание коррекционной развивающей базы для исправления имеющихся нарушений.

Оформление кабинета логопеда в детском саду в согласии с ФГОС должно включать в себя зону диагностики, звукокоррекции и игровой терапии. Основная задача - помочь детям обрести навыки связной речи при помощи различных методических пособий и грамотно подобранных игр.

Важные требования к кабинету логопеда

  • Наличие прогрессивных технических устройств. Внедрение современных интерактивных устройств является важнейшим условием организации учебно-воспитательного процесса. Ведь оно обеспечивает оперативную обработку выданной информации без потери времени.
  • Отсутствие отвлекающих предметов. Кабинет должен выглядеть строго, но в то же время красиво и уютно, ничто не должно отвлекать от занятий и вызывать дискомфорт. Все вокруг должно создавать у ребенка положительное, рабочее настроение.
  • Время проведения. Специалисту запрещается самостоятельно удлинять продолжительность занятий с детьми и производить различные сокращения между ними.

Школьный кабинет логопеда должен также соответствовать утвержденным санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Пособия и устройства для кабинета логопеда по ФГОС

  • Для формирования звукопроизношения. Комплект публикаций для работы с речевым дыханием, различные надувные игрушки, специальные альбомы для дифференциации звуков.
  • Для изучения грамоты. Различные азбуки, схемы и изображения для изучения предложений, интерактивный сенсорный комплекс «Вундеркинд» для освоения компьютерной грамоты.
  • Для развития фонематического восприятия и звука. Сигнальные кружки для изучения звуков, пособия для установления звука в определенных словах, специальные картинки, современные интерактивные доски, например, логопедический комплекс it-YAGA .
  • Для формирования связной речи. Красочные сюжетные изображения, наборы текстов для пересказывания и различные современные устройства.
  • Для развития зрительного внимания и памяти. Сюда можно отнести разнообразные игровые элементы, сборные картинки и пазлы, а также разрезанные картинки различной конфигурации.

Современный кабинет логопеда, помимо наглядных учебных пособий, должен быть оснащен мебелью и специализированной техникой, игровыми устройствами, интерактивными досками и экранозвуковыми средствами обучения.

Правильно оборудованный кабинет специалиста - это нечто среднее между учебным классом и детской игровой комнатой. Профессиональное оснащение кабинета логопеда позволит создать самую продуктивную атмосферу для индивидуальных и групповых занятий в детских садах и школах.




Предметы для развития детей

  • Зеркала. Помогают ребенку наблюдать за собственными артикуляционными и мимическими движениями, содействуют освоению речевых навыков.
  • Столы с различными предметами. Всевозможные игрушки, отличающиеся по цвету, форме и весу, помогают развить тактильные ощущения.
  • Разнообразные вертушки, мыльные пузыри. Здесь могут быть задействованы различные средства для развития речевого дыхания.
  • Современные интерактивные устройства. Многие программные комплексы включают в себя игры на логику, внимание, связную речь, звукопроизношение, грамматический строй.

Современные интерактивные комплексы и электронные устройства в последнее время становятся неотъемлемой составляющей кабинета логопеда в школе. Они, в сравнении с обычными предметами обучения, помогают значительно повысить интерес детей к коррекционным занятиям и облегчают занятия по лексико-грамматическому строю и связной речи.

Преподаватели-логопеды оценят удобство и полезность использования таких современных логопедических комплексов, как «Вундеркинд» и IT-YAGA от АНРО технолоджи, в комплекте с которыми идет огромный набор специализированных логопедических игр и заданий: от занятий на дыхание и воздушную струю до игр по окружающему миру и обучению чтению.

Татьяна Геннадьевна Серегина

Развитие речи - для ребенка сложный процесс, поэтому необходимо для него создать благоприятную атмосферу. Мой кабинет – мой помощник . Здесь тихо, комфортно и чтобы занятия были интересными, я использую много наглядности. Каждая подборка игр и пособий имеет свое назначение.

В моем кабинете подобраны пособия, в том числе сделанные своими руками, дидактические игры, иллюстративный материал по разделам коррекционной работы, оборудованы уголки, стимулирующие речевое и личностное развитие детей.

Зона коррекции звукопроизношения; оборудована настенными зеркалами, методическими пособиями необходимыми при автоматизации и дифференциации поставленных звуков

Зона диагностики и коррекционной работы . Стимулирует психическую активность детей. Здесь расположены столы для диагностики и индивидуальной коррекции детей. Зона оборудована шкафами с дидактическими материалами, игрушками и развивающими играми, специально подобранными с учётом возрастных особенностей детей, а также в соответствии с направлениями коррекционно-развивающей работы. Эта зона способствует сосредоточенности и концентрации внимания детей.



Центр развития фонематического слуха:


Центр развития речевого дыхания:


Центр развития мелкой моторики :


Зона организационно-планирующей деятельности; помогает эффективно организовать профессиональную деятельность.


Коррекционно – развивающая среда играет очень большую роль в речевом развитии детей с нарушениями речи. Основное назначение логопедического кабинета - создание необходимых условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами.

Публикации по теме:

"Неделя логопеда" "Неделя логопеда" успешно проведена в дошкольном учреждении. Эта форма работы является инновационной во взаимодействии.

В последние годы работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений образовательных учреждений нашего города, в том.

Помощник логопеда Ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что приводит к уменьшению.

Интегрированное занятие «Заяц и его друзья»Задачи: 1. Укреплять здоровье детей; 2. Формировать правильную осанку и проводить профилактику.

Проект "С пальцами играем, речь развиваем".Цель проекта: укреплять здоровье детей; развивать ручную умелость, совершенствовать точные сложно.

Чтобы добиваться успеха, я создала оптимальные условия для коррекционного обучения дошкольников с недостатками в развитии устной речи. Всё.

Татьяна Голубева

Со звуками живешь не очень дружно?

Тебе помочь скорее нужно!

Приходи к нам в логокабинет –

Тебе окажет помощь ЛОГОПЕД!

В кабинете мы без дела не сидим:

Мы шипим, жужжим, рычим,

По слогам слова мы делим …

Ни минутки не молчим!

Перед зеркалом не ради красоты

Времени так много мы проводим!

Есть зарядка для умелых язычков:

«Цокаем» мы и «мотор заводим» …

Садик пообедал. Крепко спит…

Логопед без дела не сидит!

Потому всегда у нас в порядке

Документы, папки и тетрадки!

Паспорт логопедического кабинета

1. Общие положения

1.1. Кабинет учителя-логопеда является структурным подразделением методической службы ДОУ.

1.2. Логопедический кабинет в ДОУ размещается в помещении, отвечающем педагогическим, санитарно–гигиеническим, лечебно – профилактическим нормам.

1.3. Логопедический кабинет должен быть оснащён программными материалами, учебно-наглядными пособиями, информационными ресурсами и техническими средствами обучения.

2. Цели и задачи

2.1. Кабинет учителя – логопеда открывается с целью повышения эффективности коррекционно – педагогического воздействия и в соответствии с программными требованиями к работе с детьми, имеющими речевую патологию.

2.2. Основными задачами кабинета являются проведение коррекционно – развивающей работы (подгрупповой, индивидуальной).

2.3. Организация консультативной и просветительской деятельности с педагогическим персоналом и родителями.

3.1. Кабинет работает по плану, согласованному с администрацией ДОУ.

3.2. В кабинете организуется проведение фронтально – подгрупповых и индивидуально–подгрупповых занятий.

3.3. Организуются консультации для воспитателей групп компенсирующей направленности, педагога – психолога, музыкального

руководителя, инструктора по физическому воспитанию.

3.4. Оказывается помощь и проводятся консультации для родителей по вопросам обучения и воспитания детей с речевой патологией.

3.5. Накапливается и обобщается методическая литература.

3.6. Изготавливаются дидактические игры в соответствии с программными задачами.

3.7. Ведётся необходимая документация.

4. Материальная база

4.1. Учебное оборудование:

4.2. Документация:

1. График работы с циклограммой (Утв. Зав. ДОУ)

2. Учебный план (Утв. Зав. ДОУ)

3. Список детей группы

4. Речевые карты

5. План индивидуальной работы на учебный год

6. Диагностика (сводные таблицы)

7. Сетка НОД (Утв. Зав. ДОУ)

8. Перспективный план фронтально-подгрупповой логопедической работы (Утв. Зав. ДОУ)

9. Индивидуальные тетради воспитанников

10. Тетрадь взаимодействия с воспитателями

11. Календарный план логопедической работы

12. Перспективный план консультативных мероприятий

13. Отчёт учителя – логопеда о коррекционно – речевой работе (в конце учебного года)

4.3. Программы:

Основные

«Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под редакцией профессора Л. В. Лопатиной

Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на уч. г. г. (1 и 2 год обучения: старшая и подготовительная группы)

Парциальные

Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей (Логопедическая работа с детьми 3, 4 уровня речевого развития)/под ред. Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В.

Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)

4.4. Центр речевого развития

1. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания (свистки, дудочки, пустые флакончики, мыльные пузыри и т. п.)

2. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков позднего онтогенеза: свистящих, шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, чистоговорки, потешки).

4. Картотека картинного материала для работы над слоговой структурой слов различной сложности.

5. Предметные картинки по лексическим темам.

6. Схемы предлогов, игры, сюжетные картинки для работы над предлогами.

7. Сюжетные картинки.

8. Серии сюжетных картинок.

9. Схемы для описания предметов.

10. Лото и другие настольно-печатные игры.

11. Дидактические игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи.

12. Дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза.

14. Раздаточный материал и материал для фронтально-подгрупповой работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза.

15. Разрезной и магнитный алфавит.

16. Слоговые таблицы, карточки-слова.

17. Маски, медальоны для драматизации.

18. Комплект зондов для постановки звуков.

19. Шпатели, соски, вата, ватные палочки, марлевые салфетки.

4.5. Центр моторного и конструктивного развития

1. Картотеки артикуляционных гимнастик разных авторов.

3. Игра «Гримассимус» («Школа клоунов») для развития мимики.

4. Плоскостные изображения предметов и объектов для обводки.

5. Разрезные картинки.

6. Паззлы.

7. Кубики с картинками.

8. Картотека графических заданий для счетных палочек, коврографа.

9.«Дорожки» для развития графомоторных функций.

10. Массажные мячики, массажеры.

11. Игрушки-шнуровки.

12. Мозаики и схемы выкладывания узоров из них.

13. Бусы разных цветов и размеров, леска для их нанизывания.

14. Игрушки из разноцветных прищепок.

15. Картотека пальчиковых игр по лексическим темам.

16. Картотека физминуток по лексическим темам.

17. Картотека физминуток с предлогами.

18. Картотека физминуток «Алфавит».

4.6. Центр сенсорного развития

1. Звучащие игрушки (погремушки, пищалки, свистки, дудочки, колокольчики, бубен, барабан и др.)

2. Звучащие игрушки-заместители.

3. Маленькая ширма.

5. Карточки с наложенными и «зашумленными» изображениями предметов по всем лексическим темам.

6. Настольно-печатные игры для развития зрительного восприятия и профилактики нарушений письменной речи («Узнай по контуру», «Чья тень?», «Чего не хватает?»).

7. Настольно-печатные игры для развития цветовосприятия и цветоразличения.

8. Пособия для развития тактильных ощущений

9.«Волшебный мешочек» с мелкими игрушками.

10. Сборно-разборные игрушки (матрешка, пирамидка)

4.7. Картотека методической литературы