Ореховый Спас: история и традиции праздника. Яблочный Спас: суть и история праздника

В православной церкви есть удивительный праздник, который называется по-народному яблочный спас. В этот день, 19 августа, в церкви собирается много людей с корзинками, полными яблок. Их освящают, тут же и едят, и угощают друг друга. Но это только в России этот праздник имеет двойное название. Главное из них церковное — праздник Преображения, а другое, народное и необыкновенно поэтичное, — яблочный спас.

Этот праздник — один из основных (двунадесятых) праздников православной церкви, который, по преданию, посвящён одному из эпизодов жизни Иисуса Христа.

Однажды он, взяв с собой своих учеников Петра, Иакова и Иоанна, поднялся с ними на высокую гору Фавор и стал молиться. Ученики от усталости уснули, но внезапно их разбудил сильнейший свет, и они увидели, что одежды Спасителя стали сверкающими, как снег, и лицо его тоже сияло светом, какого не может выдержать глаз человека. Рядом с ним стояли два пророка — Моисей и Илия, которые говорили ему о том, как он будет убит, а потом воскреснет. Вдруг появилось облако, покрывшее всех, и из облака послышался тот же голос, что был и при Крещении. И этот голос сказал: «Это сын мой возлюбленный. Его слушайте».

После этого облако исчезло, и ученики увидели Иисуса, который стоял уже один в своих обычных одеждах. Они вместе стали спускаться с горы, и Иисус Христос просил своих учеников, чтобы они никому не рассказывали о том, что они увидели и услышали здесь.

Преображение Христово, как считается в христианском учении, было призвано доказать его ученикам божественность Иисуса Христа и укрепить их веру перед тем, как наступят страшные дни его распятия и смерти.

В этот день в церковь несут плоды и освящают их. Яблочным спасом этот праздник называется в России потому, что он проходит в тот же день, что и старинный земледельческий праздник, с которого начинается уборка яблок в садах.

В этот день Христос явился

И апостолов позвал.

Лик Христа преобразился,

Словно солнце, засиял.

Это было на Фаворе,

Что поднялся средь равнин.

Божий глас раздался вскоре:

«Он возлюбленный мой сын!»

И поведал двум пророкам

Иисус в конце пути,

Что ему под Божьим оком

Предстоит ещё пройти.

В светлый день Преображенья

Праздник яблочного спаса,

Днём прохладным и осенним

В сёлах делают запасы.

И в корзиночках народ

В церковь яблоки несёт,

Освящает все плоды

Каплями святой воды.




Последний летний месяц невероятно богат не только щедрыми дарами природы, но и православными праздниками. 14 августа по новому стилю каждый год начинается Лакомка – двухнедельный Успенский пост, который, по мнению православного народа, уступает по своей строгости лишь Великому. Однако Успенский пост также считается и самым легким, ведь в это время природа щедро одаривает людей сочными фруктами, различными овощами и грибами. Начало Спасовки по времени совпадает с Первым из трех Спасов – Медовым.

Медовый Спас отмечался нашими предками с особым размахом, именно поэтому этот день отличается богатой историей и традициями, благодаря которым он получил много названий. Но обо всем по порядку.

История и традиции Медового Спаса

По верованиям наших предков Медовый Спас знаменовался с окончанием лета, началом холодов и сезона дождей. Считалось, что 1 августа по старому стилю (14 августа – по новому, соответственно) птицы начинают собираться в стаи для отлета в теплые края, природа постепенно готовится к зимовке, а пчелы перестают носить пыльцу. Именно в этот день пасечники осуществляли последний торжественный забор меда. Именно поэтому Первый Спас называют Медовым, Медоломом или Лакомкой. Надев чистую рубаху и осенив себя крестным знамением, пчеловод на рассвете осматривал свои владения, выбирал улей, переполненный медом, и приступал к залому сот. Первые соты помещали в чистую деревянную посуду, никогда не использовавшуюся до этого и относили в церковь для освящения. Освященным медом угощали всех прохожих: знакомых и незнакомых. Особым грехом считалось обделить нищих и подростков. Девушки и юноши пели традиционные песни, а пасечники щедро одаривали их янтарным ароматным лакомством. Мед ели просто так и готовили с ним всевозможные . Кстати, есть мед нового урожая разрешалось только после Медолома.




Еще одно название Первого Спаса – Маковый или Маковей. История происхождения этого названия довольно интересна и уходит своими корнями к самому зарождению христианской веры. Изначально этот день был днем поминовения братьев-мучеников Маккавеев. Однако с течением времени эти два праздника слились в один, а фамилия братьев трансформировалась в «Маковей», поскольку в это время также происходит активный сбор съедобного мака. Поэтому традиции на Медовый Спас также включают освящение мака и букетов-оберегов маковейчиков, которые составляются из разнотравья и маковых головок. По верованиям наших предков эти букеты обладали целительной силой и уберегали семью от несчастий и голода. Букетик не выбрасывали, а засушивали и хранили целый год в качестве украшения и оберега. А для того чтобы уберечь свою семью от несчастий, бедности и недобрых взглядов людей, нужно было посыпать вокруг жилища освященными зернышками.




Также Медовый Спас часто называют Мокрым Спасом или Спасом на воде. Это связано с традицией малого водосвятия. Весь православный народ в этот день совершал крестные шествия к водоемам. Священники освящали воду в реках, озерах и криницах. Люди чистили старые колодцы и освящали новые. Даже дождь и росу в этот день наделяли волшебными свойствами. Считалось, что, искупавшись в святой воде, можно избавиться от многих недугов и даже смыть грехи. Поэтому люди купались сами и заводили в воду домашних животных.

Медовый Спас 2014

Люди и сегодня с размахом отмечают Медовый Спас: история праздника и традиции настолько богаты и интересны, что люди и по сей день стараются им неотступно следовать. Современная молодежь и люди более солидного возраста ходят в церковь для освящения меда, воды и мака, хозяйки пекут румяную постную выпечку с маком и медом. Также повсеместно устраиваются народные гуляния на Медовый Спас: сценарий праздника может включать традиционные песни, танцы и веселые конкурсы. Обычно устраиваются конкурсы букетов-маковейчиков или выпечки с маком или медом, организовываются выставки лучших сортов меда с его последующим освящением и дегустацией, а также веселые ярмарки и вечернее разжигание костров.




Также предлагаем вам прочесть еще одну нашу статью об

Яблочный Спас - народный праздник, приуроченный к православному торжеству Преображения Господня. Этот день является одним из значимых церковных праздников и приходится на строгий Успенский пост.

Яблочный Спас каждый год празднуется 19 августа. В этот день православные христиане отправляются в церковь, чтобы освятить яблоки и другие плоды нового урожая, в том числе и хлебные колосья, которые становятся сильным домашним оберегом.

История праздника

Языческий праздник перешел в христианскую религию, и традиции наших предков тесно переплелись с церковными канонами и обычаями. Освященные в этот день яблоки, по поверьям, обладали исключительной силой, способной возвратить красоту, здоровье и счастье каждому человеку.

Церковный праздник Преображения Господня называют Спасом на горе. Именно в этот день, ровно за 40 дней до распятия, Иисус с учениками поднялся на гору Фавор. Иисус начал молиться, и его лицо осветилось неземным светом, а одежды преобразились в белоснежные. Так Иисус преобразился перед своими учениками, открыв им свое истинное предназначение.

Возвратившись к людям, Иисус запретил рассказывать своим последователям о произошедшем чуде и повелел начинать сбор яблок, которые необходимо было освятить пред лицом Господа.

Традиции дня

Начинается Яблочный Спас с утренней службы в церкви. Во время службы священники выносят в центр храма крест, чтобы все желающие смогли поклониться и отдать дань уважения Господу. Затем совершается крестный ход и освящение плодов нового урожая. Прихожане на службу облачаются в белые одежды — символ преображения и начала нового этапа жизненного пути.

В день праздника все хозяйки пекут сладкие угощения с использованием яблок, которые после службы ставились на праздничный стол. В этот день начинали заготавливать варенье и сухофрукты.

Одной из главных традиция Яблочного Спаса является угощение нуждающихся яблоками. Обязательным было и посещение кладбища, где родственники оставляли фрукты на могилах своих близких.

Яблочный Спас в народных традициях означал начало осени и сопровождался сбором урожая пшеницы, заготовками лекарственного сырья на зиму. В этот день ясная погода предвещала суровую зиму, а дождь — промозглую, холодную осень.

Успенский пост , во время которого отмечается Яблочный Спас — время строгости и духовного роста. Используйте этот период для очищения души от негатива с помощью воздержания и искренних молитв. Желаем вам счастья и благополучия, и не забывайте нажимать на кнопки и

14.08.2017 06:58

День Преображения Господа — светлый праздник, который отмечается ежегодно 19 августа. Узнайте какие традиции несет в себе этот...

В последний месяц лета, православные верующие отмечают три крупных праздника, три Спаса — Медовой, Яблочный и Хлебный. Узнайте, ...

Преображение Господне. Яблочный спас история происхождения праздника.

Яблочный спас - второй из Спасов после Медового, которые отмечают православные верующие. Именно он считается самым главным из трех. Этот праздник не «плавающий», всегда проходит в один и тот же день. Так какого числа Яблочный спас 2015? Он недалеко «ушел» от Медового. Как и в предыдущие годы, Яблочный спас 2015 выпадает на 19 августа (6 августа по старому стилю). Он входит в список 12 наиболее значимых православных праздников.

Как в случае и с у Яблочного есть множество других названий - Великий Спас, Праздник первых плодов, Спас на горе, Средний Спас, Горохов день, Осенины. А если говорить о религиозном названии, то в этот день церковь отмечает Преображение Господне.

Яблочный спас продолжает традиции сбора первого урожая, более того в этот день славяне подмечали первые проявления осени, что сейчас как раз и можно наблюдать, поскольку сместилась с жары в прохладу.


Яблочный спас: история праздника

История происхождения Второго спаса очень давняя полуреальная-полумистическая, однако же и она связана с язычниками. Церковь решила заменить праздник сбора урожая яблок на что-то более близкое ей. Но Преображение Господне в народе всегда именуют Яблочным спасом.

Впрочем традиции с того времени не сильно поменялись, если «безбожники», как называли язычников христиане, освещали яблоки на алтаре (чтобы поскорее стали зрелыми и съедобными), то сами христиане святят плоды в церкви. Что те, что другие до Праздника первых плодов яблок не ели. Язычники верили, что яблоки в этот день наделены особой силой — они несут здоровье, красоту, силу и счастье.


Преображение Господне в православной церкви называют еще Спасом на горе. Верующие знают, что 19 августа — ровно за 40 дней до распятия Христа, Иисус и три его ученика поднялись на гору Фавор. Когда Иисус начал молиться, его лицо вдруг осветил неземной свет, а одежды превратились в белоснежные. Так Иисус Христос преобразился на глазах у Петра, Иоанна и Иакова, открыв им свое предназначение.

В этот миг будущий Спаситель узнал, что ему суждено во имя людей умереть мученической смертью на кресте, а потом воскреснуть. Христос строго-настрого запретил своим ученикам рассказывать об этом чудесном событии. Вернувшись к людям, сын Господа Бога велел собирать яблоки, чтобы Отец мог освятить их. Отмечать Яблочный спас начали в 4 веке, после того, как на горе Фавор был открыт храм, увековечивший Преображение Господне.

Западные христиане празднуют этот день 6 августа, а православные - 19 августа по новому стилю, что соответствует 6 августа по юлианскому календарю.

Праздник посвящен воспоминанию евангельского повествования о Преображении Иисуса Христа (Мф. 17:1-13, Мк. 9:1-12, Лк. 9:28-36). Как описывают Евангелия, за сорок дней до смерти Иисус вместе с апостолами Петром, Иоанном и Иаковом поднялся для молитвы на гору Фавор и там лик Его преобразился, а одежда сделалась белой.

С преобразившимся Христом беседовали явившиеся пророки Моисей и Илия, которые олицетворяют Закон и служение пророков. Беседующих осенило облако, из которого раздался голос Божий: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте".

Христианское вероучение истолковывает это событие как открытие тайны Божественного промысла о спасении человека: в Преображении не только раскрывается в славе Божество самого Иисуса Христа, но и показано обoжение всей человеческой природы, совершившееся через Его воплощение.

В некоторой степени Праздник Преображения связан и сопоставим с ветхозаветным праздником Кущей. "Если хочешь, сделаем здесь три кущи", - говорит Петр Иисусу (Мф. 17:4). Ёту связь подтверждает и традиция совершать в праздник Преображения (как и во время праздника Кущей) освящение плодов. На Востоке к началу августа поспевают злаки и виноград, которые христиане приносят в храм для благословения в знак благодарности Богу за дарование этих плодов. Часть этого урожая в первые века христиане жертвовали в храм для совершения таинства Евхаристии.

В христианстве освящение плодов в день праздника Преображения приобрело особое символическое значение: в Преображении Христа показано то новое, преображенное и благодатное состояние, которое человек и мир обретают Воскресением Христа и которое осуществится в воскресении всех людей. И вся природа, которая пришла в расстройство с того момента, когда в мир через человека вошел грех, теперь вместе с человеком ожидает грядущего обновления.

В тех странах, где не растет виноград (в том числе и в России), установился обычай освящать вместо винограда яблоки. Поэтому в народе праздник Преображения получил также название яблочный Спас.

Праздник Преображения отмечается Восточной Церковью с IV века. В календарь Западной Церкви он был введен папой Каликстом III в 1457 году. В традиции Армянской Церкви праздник Преображения включен в пасхальный цикл, является подвижным и отмечается в седьмое воскресенье после Пятидесятницы

Яблочный Спас отмечают 19 августа. Каждый год эта дата неизменна. Как известно, в августе православные христиане отмечают три праздника, названных в честь Спасителя, - Медовый , Яблочный и Ореховый Спас. Второй Спас или Яблочный следует за Медовым (12 августа) и предваряет Ореховый (29 августа).

Яблочный Спас: история праздника

Яблочный Спас появился в результате переплетения языческих и христианских обычаев. Он имеет и несколько других названий: Первые Осенины, Второй Спас, Средний Спас, Великий Спас, Спас на горе. Последнее название связано с евангельской историей о том, как Иисус Христос явился на горе Фавор троим заснувшим ученикам в преображенном виде - в белоснежных одеждах и ярком свечении в сопровождении пророков Илии и Моисея. Именно тогда ученикам открылась истина о том, что Сын Божий будет распят, а потом воскреснет. Посредством такого преображения Иисус продемонстрировал ученикам свое божественное начало.В церковном календаре 19 августа отмечают праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Яблочный Спас: обычаи и традиции

Яблочный Спас всегда пользовался особой народной любовью и праздновался на Руси с широким размахом. Люди обязательно посещали храм, освящали яблоки и другие плоды нового урожая и угощали ими всех вокруг.

С Яблочным Спасом связано большое количество традиций и примет.

В этот день снимали урожай яблок, до него есть плоды строго запрещалось. С первым съеденным яблоком нужно было загадать желание, которое впоследствии должно было сбыться.

У девушек существовал целый ряд обычаев, связанных с сужеными. Также они просили у яблонь молодости и красоты. Люди верили, что яблоки в этот день приобретают волшебную силу.

Если в Яблочный Спас удавалось накормить нищего яблоками, это было залогом изобильного года. Если же нищий не попадался за весь день, то это считалось плохим знаком.

На Второй Спас обязательно готовили разнообразные блюда из яблок: пекли пироги, варили варенье, ели яблоки с медом.

По представлениям славян, в этот день 6 августа по старому стилю (19 августа по новому) природа разворачивалась от лета к осени и начиналось ее преображение. Люди выходили в поля с песнями и танцами встречать осень.

Считалось, что по погоде на Яблочный Спас можно судить о том, какая погода будет осенью и зимой: солнце свидетельствовало о ясной и морозной зиме, а дождь - о большом количестве снега.

Традиции Яблочного Спаса бережно хранились и исполнялись народом. Многие из них живы и по сей день.