Открытое занятие по экологии в старшей группе. Занятие по экологическому воспитанию в старшей группе. Тема: "Лесное чудо"

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Знатоки природы»

Конспект занятия по экологии в старшей группе

«Знатоки природы»

Форма проведения: КВН по экологическому воспитанию.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

Расширять и уточнять знания детей о животных, птицах, растениях родного края;

Пополнять знания детей новыми сведениями;

Закрепить знания детей о правилах поведения в природе.

Материалы: аудиозапись «Наедине с природой», зарисовки следов животных, карточки с правилами поведения в природе, краски, кисточки, листы ватмана.

Ход занятия:

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда успеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Д. Радович

Воспитатель: – Добрый день ребята. Сегодня мы с вами пойдем в путешествие в лес. А для этого нам надо пройти по тропинке, перейти через речку, обойти препятствия (дети выполняют задание). Вот мы с вами и очутились в лесу (аудиозапись «Наедине с природой»). Ребята давайте послушаем звуки леса (дети прислушиваясь к музыке рассказывают о том, что они слышат.) .

Посмотрите ребята, я здесь вижу следы, давайте попробуем угадать чьи они. А чтобы легче было угадать, я вам буду задавать загадки:

Он всю зиму долго спал,

Лапу правую сосал,

А проснулся – стал реветь.

Этот зверь лесной - (Медведь)

Рыжая кума всех провела. (Лиса)

Длинное ухо,

Комочек пуха,

Прыгает ловко,

Грызет морковку. (Заяц)

Молодцы ребята, а что это здесь лежит? Посмотрите это письмо, давайте мы его откроем и прочитаем.

«Уважаемые гости леса, очень опасно стало в лесу. Люди, приходя в лес, бросают мусор, разжигают костры. Есть люди, которые истребляют животных и птиц. Друзья, ведь так лес скоро погибнет, и беда всех людей настигнет! Просим вас беречь природу и помнить, как себя вести в лесу! »

Ребята в этом письме нас просят уважать, беречь лес и его жителей. Я предлагаю вам принять участие в КВН, в результате которого мы вспомним, как вести себя в лесу, как живут лесные жители и узнаем, как можно помочь природе. Итак, мы начинаем КВН. Для этого мы разделимся на две команды: «Лисята», «Волчата». Также нам потребуется справедливое жюри, я предлагаю вам выбрать нашу куклу Айсылу, так как она ребята присутствует на всех наших занятиях, и Доктора Айболита.

Я вам загадаю загадку, та команда, которая угадает ее первой, та и начнет отвечать на вопросы первой. Итак слушайте внимательно:

Сам зверек поменьше кошки,

Хвост пушистый и большой.

Ну и быстрые же ножки

Скачут по лесу стрелой.

1команда – Назовите животных, которые зимой впадают в спячку.

2 команда – Назовите птиц, которые зимуют в нашем крае.

1 команда – Назовите перелетных птиц.

2 команда – Какие птицы делают запас на зиму?

1 команда – Какие животные делают запас на зиму?

2 команда – Что птицам страшнее голод или холод? Почему?

1 команда – Какие птицы не вьют гнезда и не выводят птенцов?

2 команда – Вреден ли волк? Почему?

Динамическая пауза.

Игра «Закончи предложение»

Хитрая, как ….

Быстрый, как…

Колючий, как…

Голодный, как…

Неуклюжий, как…

Игра «Отгадай и назови»

(Кто) забрался под листья.

(Кто) залез в берлогу.

(Кто) юркнул в дупло.

(Кто) укрылся под кустом.

(Кто) шмыгнул в логово.

(Кто) спряталась в нору.

О птицах и животных мы с вами поговорили, но птицы и животные не могут существовать без растений.

1 команда – Как называются огромные растения с твердыми стволами, от которых отходят ветки?

2 команда – Как называются растения, у которых сразу несколько стволов и по высоте которые уступают деревьям.

1, 2 команды – Как называются небольшие растения с мягкими стебельками.

(После каждого ответа воспитатель выставляет соответствующую картинку: дерево, кустарник, трава)

Ребята посмотрите, что у нас получилось – лестница. В лесу растения расположены по лесенке. Скажите пожалуйста, какие растения живут внизу, посередине, повыше.

Ребята как вы думаете, как такие огромные деревья и маленькие нежные цветочки стоят на земле и не падают? Что их держит? Зачем для растений необходим корень?

Давайте проведем опыт и попробуем выяснить, для чего еще нужны корни для всех растений.

Опыт: в посуду с подкрашенной водой опускается веточка с марлей вместо корней. Дети наблюдают, как влага поднимается вверх.

Ребята, зачем растения еще нужен корень?

Молодцы. Так растения через корни «пьют» воду и получают питательные вещества из земли.

А сейчас объявляется конкурс знаний правил поведения в лесу. Для этого я предлагаю выйти обе команды к доске на которой изображены знаки. Капитан каждой команды должен будут показать знак другой команде, а вы должны будете правильно сказать, какое правило оно означает (проводится конкурс) .

Молодцы ребята! Давайте немножко отдохнем (проводится игра «У медведя во бору»)

Подведение итогов.

Ребята, сегодня мы с вами побывали в лесу, провели КВН и вспомнили, кто, где и как живет, узнали для чего нужны корни растениям, как правильно вести себя в лесу, отвечали на вопросы, отгадывали загадки. Сегодня все вы были умницами, и победила сегодня дружба. Ну а сейчас я вам предлагаю сделать стенгазету «Берегите природу» и нарисовать правила поведения в лесу (дети приступают к коллективному рисованию) .

Составила: Задубина Юлия Алексеевна Шлиссельбург 2015 год Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Орешек»

Цель:

  • обобщить и закрепить знания детей о диких животных.

Задачи:

  • Закрепить умение выделять животных наших лесов среди других животных.
  • Закрепить названия диких животных и их детенышей.
  • Закрепить знания детей о том, чем питаются и где живут дикие животные.
  • Формировать умение находить правильные ответы на вопросы о животных.
  • Воспитывать интерес к жизни животных, любознательность.
  • Составлять небольшой рассказ (3-4 предложения) о животных.

Словарная работа:

дикие животные, лисёнок (бельчонок, медвежонок и др.) , логово, берлога, нора, дупло.

Предварительная работа:

отгадывание загадок по теме “Дикие животные”.

Рассматривание иллюстраций (дикие животные разных стран, забота человека о диких животных, зоопарк и др.) .

Чтение детям русских народных сказок: “Лиса и волк”, “Заяц – хваста”, “Заюшкина избушка”, “Три медведя”, “Кот, петух и лиса”, “Лиса и журавль”; стихотворений Н.Костарев “Бобер”, П. Воронько “Хитрый ежик”; рассказов В.Бианки и др.

Разучивание физкультминуток “Дикие животные”, “Звериная зарядка”.

Материалы к занятию:

Фигурки «дикие животные» , картинки «Дикие животные и их детёныши» , плакат с изображением леса, разрезные картинки.

Ход занятия:

Ребята, сегодня к нам в группу пришла гостья. Но, чтобы она появилась, нужно отгадать, кто это. Попробуем?

Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - ее краса.
Этот зверь лесной - …

Правильно, это лиса! Она пришла к нам в гости из леса. Лисичка хочет поиграть с вами и посмотреть, что вы знаете о диких животных наших лесов.

Ребята, скажите, кто такие – дикие животные?

(Живут в природе, сами строят себе жилище и добывают пищу)

Вы уже знаете, что я пришла из леса. В нём живёт много разных зверей. Но в этом лесу (лиса обращает внимание детей на макет леса) я вижу тех животных, которых раньше не встречала. По-моему здесь какая-то путаница. Нужно разобраться..

1. Д/и «Путаница»

Животных, что живут в лесах,
Мы оставим на местах.
Нужно лишних здесь назвать
И из леса их убрать.

(Дети убирают слона, динозавра, корову, страуса, белого медведя)

Молодцы! Садимся на стулья.

Ребята, в нашем лесу недавно случилась беда, настоящий ураган. Дул такой сильный ветер и лил дождь, что все звери разбежались и теперь никак не могут найти своих детёнышей. Вы хотите им помочь!

2. Д/и «Назови детёныша»

Много мам на белом свете,
И у каждой мамы дети.
На помощь мы должны придти
И деток правильно найти!

(Дети называют взрослое животное и его детёныша, ставят соответствующую картинку)

Спасибо вам за помощь. Вы, наверное, устали.

Физминутка

Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, -

Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадёмся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,
И мы головки повернём.
Теперь садимся тише, тише –
Притихнем, словно в норках мыши.

Мышки-то норки свои нашли. А другие животные так перепугались во время непогоды, что забыли кто где живёт. Снова нужна ваша помощь!

3. Д/и «Найди дом»

Есть у каждого свой дом,
Нам тепло, уютно в нём,
И лесным животным тоже
Домик свой найти поможем.

(Дети называют жилище животного и приклеивают его изображение в нужное место)

Справились! Ну вот детёныши с мамами, домики все свои нашли, можно и пообедать. А вы знаете, чем питаются дикие животные?

4. Д/и «Кто что ест?»

В лесу- то, чтобы выживать,
Пищу нужно добывать.
Вы скажите поскорей
Кто что любит из зверей!

(Дети рассказывают, чем питаются разные животные и выбирают на столе подходящее «угощение» )

Молодцы, ребята! Вы так много знаете о животных леса, столько всего рассказали. Но у меня всё равно остаётся несколько вопросов.

5. Д/и «Скажи, зачем?»

Что? Зачем? И Почему?
Всё никак я не пойму
Ну, ребята, не скучайте,
На вопросы отвечайте!

Зачем лисе длинный пушистый хвост?

Для чего зайчик на зиму «одевает» белую шубку?

Зачем ежу иголки?

Почему волки воют?

Для чего зайцу длинные уши?

Почему рысь имеет пятнистую окраску?

Зачем бобру такие острые и крепкие зубы?

Ну вот, теперь вы мне всё объяснили. А я тоже кое-что знаю. Я знаю, как звери делают зарядку. А вы знаете? Давайте вместе покажем.

Физминутка «Звериная зарядка»

Раз – прыжок, два – присядка.
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснутся, любят долго потянуться,
Обязательно зевнуть, ну и хвостиком вильнуть.

А волчата – спинку выгнуть и легонечко подпрыгнуть.
Ну, а мишка косолапый, широко расставив лапы,
То одну, то обе вместе долго топчется на месте.
А кому зарядки мало – начинает всё сначала!

Ребята, когда я собиралась к вам, приготовила картинки с нашими лесными зверями. Но по дороге мне встретились злые разбойники. Они испортили все картинки. Посмотрите, что с ними стало.

6. «Разрезные картинки»

Дети подходят по 2 человека к столам, на столах – конверты с разрезными картинками.

Вот картинки разрезные,
Непонятно, что на них.
Вы картиночки сложите,
Про животных расскажите.

Дети собирают картинку и рассказывают о животном, которое у них получилось.

Дети встают полукругом.

Ребята! Вы – молодцы! Так хорошо отвечали. Скажите, а вам понравилось сегодня наше занятие? Какая игра вам понравилась больше? Почему? (Ответы детей) . Я думаю, что и наша гостья осталась довольна. Как вы думаете, кто из вас понравился лисичке больше всех? Почему? (Ответы детей) Но ей пора возвращаться. А на прощание лисичка хочет угостить вас лесными лакомствами. (Корзиночка с грибочками и орешками) .

Занятие окончено.

Отдел образования

Администрации Центрального района

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения

города Новосибирска «Центр развития ребенка –

детский сад № 000 «Дельфиненок

Занятие по экологическому

воспитанию в старшей группе

Тема: "Лесное чудо"

Составитель:

воспитатель

квалификационной

Новосибирск

2009. Информационная карта занятия МДОУ ЦРР д./с № 000 «Дельфиненок»

Воспитатель :

Дошкольная группа: старшая

Дата проведения : 20.11.09.

Цель: формировать у детей понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.

Задачи:

1. Дидактическая:

· Способствовать формированию представления о том, что пень - место обитания разнообразных живых существ (животных и растений).

· Развивать познавательную активность, творческое воображение, коммуникативные навыки.

2. Коррекционная:

· Развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы.

3. Воспитательная:

· Воспитывать гуманное отношение к лесу и его обитателям.

· Закреплять знания о правилах поведения в природе

Оборудование: ширма с изображением леса; искусственные растения леса; пень; игрушки: насекомые, звери, костюм Лесовика; экологические знаки «Правила поведения в лесу»; лупа - на каждого ребёнка; опрыскиватель с водой, пригласительный билет.

Формы организации деятельности:

· Совместная деятельность с взрослым с элементами игровой деятельности.

Структура занятия:

1. Появление сказочного героя - Лесовика

2. Дидактическая игра «Правила поведения в лесу».

3. Беседа-опрос «Что вы знаете о строении дерева (пня)?)

4. Рассказ Лесовика о Пне Корнеевиче

5. Опытническая деятельность детей

6. Игра-драматизация «Пенек-теремок»

7. Дидактическое упражнение «Подбери соседей»

8. Подведение итогов

9. Сюрпризный момент

Характеристика группы дети шестого года жизни

Предполагаемый результат : сформировать обобщенные представления у детей шестого года жизни о необходимости бережного и заботливого отношения к природе.

Ход занятия:

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:

В руки к детям попадает письмо от Лесовика, в котором он приглашает их посетить сказочный лес, в котором царит вечное лето.

На пороге группы их встречает Лесовик

Лесовик . Здравствуйте дети! (Дети здороваются) Меня зовут Лесовик. Хотите отправиться со мной в сказочный лес, в котором никогда не бывает зимы, весны или осени. (Ответы детей). Как вы думаете, а почему этот лас называется сказочным? (Если дети затрудняются с ответом, то Лесовик подводит с помощью наводящих вопросов к выводу о том, что в природе всегда происходит смена времен года)

Лесовик . А у меня в корзинке есть волшебные карточки. И я хочу проверить, знаете ли вы правила поведения в лесу.

Дети описывают изображения и объясняют их смысл .

Лесовик . Да, я вижу, что вы знаете правила поведения в лесу. И поэтому лесные жители всегда рады таким гостям.

После этого дети вместе с Лесовиком проходят в группу и подходят к ширме с изображением леса.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

Лесовик спрашивает у детей . Вам нравится гулять по лесу? (Да .) А что вы знаете о его обитателях? Назовите животных наших лесов. (Ответы детей ) Какие лесные растения вы знаете? (Ответы детей .) Да, богат наш лес и красив. (Звучит аудиозапись «Шум леса» .) Слышите? Птицы поют, прославляют лесные красоты.

Лесовик подводит детей к пню .

Лесовик . Мы вышли на лесную поляну. А вы знаете, что это за чудо лесное? (Указывает на пень ).

Ответы детей

Лесовик . Это не просто пень, это - Пень Корнеевич - самый старый житель моего леса. Давайте познакомимся с Пнём Корнеевичем. (Подходит к пню и пожимает его корень ). Здравствуйте, Пень Корнеевич! Вы меня узнали, это я, ваш друг - Лесовик.

Дети поочерёдно знакомятся с пнём , называют свои имена..

Лесовик . Какие вы вежливые ! А что вы пожимали Пню Корнеевичу, когда с ним знакомились? (Корни .)

Лесовик . Какие они, корни? (Прямые и изогнутые , толстые и тонкие , ветвистые , запутанные , твёрдые и гибкие , длинные и короткие , гладкие .) Какого они цвета? (Тёмно - коричневые , светло - коричневые , бурые , белые .) Зачем корни нужны дереву? (Корни удерживают дерево в земле . Через корни дерево получает питательные вещества , воду .) Чем покрыт пень? (Корой .) Потрогайте кору и скажите, какая она на ощупь? (Шероховатая , грубая , твёрдая , с трещинами .) Понюхайте, чем пахнет пень? (Пень пахнет деревом , лесом , землёй .). Хотите, я расск ажу вам о Пне Корнеевиче?

Ответы детей

Лесовик . Многое я знаю обо всех лесных жителях. А с Пнём Корнеевичем мы старые друзья. Его я помню ещё с тех пор, когда был он жёлудем. Появился из жёлудя росток и превратился потом в молодой дубок. Рос он долго и много добрых дел делал. Лесных жителей желудями угощал, на своих ветвях птенцов в гнёздах укачивал. В его дуплах и белка жила, и филин, и дятел. Летели годы. Постарел дуб, стал болеть да сохнуть. Вот и спилили его на дрова. А на месте могучего дуба остался этот пень. Лесные обитатели не забыли доброту старого дуба и стали его пень уважительно звать Пень Корнеевич. А сколько лет прошло с тех пор, я уже и не припомню. Но есть способ узнать, сколько лет было дубу, и определить возраст любого спиленного дерева. Подойдите поближе к пню. Видите эти кольца? (Показывает .) Каждое кольцо - прожитый деревом год. Давайте посчитаем, сколько было дубу лет.

Дети вместе с Лесовиком считают годичные кольца на спиле пня .

Лесовик . По расстоянию между годичными кольцами можно определить, как жилось дереву в разные годы. Если два кольца расположены близко друг к другу, значит, в этот год дереву не хватало влаги и питания.

Посмотрите внимательно и скажите, как расположены годичные кольца на нашем пне.

Вместе с Лесовиком дети рассматривают годичные кольца в разных местах спила и делают вывод о погодных условиях в тот или иной период роста дерева .

Лесовик . А у меня в запасе есть несколько других спилов, давайте их рассмотрим. (Достает из корзинки лупу) . А вы знаете что это такое? (Ответы детей .) . А для чего она? (Ответы детей .) . Давайте разделимся на группы и рассмотрим спилы различных деревьев, а потом вы расскажете, что вы увидели.

Дети рассматривают спилы деревьев через лупы .

Лесовик . Как интересно! Через лупу видно то, что не рассмотришь даже на близком расстоянии. Расскажите, что вы увидели? (Дети рассказывают о том как росло каждое из деревьев, пока его не спилили )

Звучит аудиозапись «Речь Пня Корнеевича» .

Пень Корнеевич . Ох, ох, ох! Скучно мне, грустно мне! Был я деревом зелёным, ветвистым, птицы гнездились на моих ветках, белки резвились. Люди отдыхали в моей тени, а сейчас я стал пнём и стою на поляне один-одинёшенек. А так хотелось бы найти друзей, быть кому-нибудь полезным!

Лесовик . Интересно, о каких друзьях говорит Пень Корнеевич? А вы дети не знаете, что это за друзья?

Ответы детей

Лесовик . Мне вспомнилась история осинового пня. Сломалась большая осина, остался на её месте пень. Первыми об этом узнали жуки. Есть, говорят, дом свободный, никем не занятый, вот мы и станем его жильцами. И пищу для личинок наших прожорливых искать не нужно, вон древесины в пенёчке сколько. Стали жуки-древоточцы, жуки-короеды для своих личинок квартиры строить, ходы в пне прогрызать. Живут-жуют, горя не знают.

В течение лета ветер бросал на пень и вокруг него семена разных растений, а тёплые дожди щедро поливали его. Прошло некоторое время, и выросли из семян растения. С одной стороны вырос на коре лишайник, а с другой появился зелёный мох. Кто под такой мягкой тёплой крышей жить откажется? Вот и наползла под мох мелочь лесная, жучки-червячки всякие. Так превратился осиновый пень в настоящий дом.

Лесовик . Теперь вы поняли, о каких друзьях Пень Корнеевич говорил? Поможем, ребята, пню обрести друзей? Подойдите поближе к столу. Посмотрите, как много здесь фигурок лесных животных. Как вы думаете, какие из них могут жить в пне, под ним и около него?

Дети выбирают фигурки животных , которые , по их мнению , могут жить в условиях данной экосистемы .

Лесовик предлагает каждому ребёнку превратиться в какого - нибудь обитателя леса : стать бронзовкой , короедом , многоножкой , муравьем , мышкой , лягушкой , кротом и т . д . Например , говорит : «Коля , ты хочешь быть жуком - оленем ? Как ты думаешь , почему его так назвали ? »

Лесовик . Сядем вокруг пня. Перед тем как заселить в пень нового обитателя, спросим: «Кто-кто в пенёчке-теремочке живёт?»

Послушайте, как я жука-короеда буду в пень заселять.

Подходит к пню и спрашивает : «Кто - кто в пенёчке - теремочке живёт ? » Никто не отвечает . «Тогда я буду жить под этим крепким толстым корнем . Здесь я найду не только кров , но и пищу - опилки» . Теперь ты (обращается к ребёнку ), жук - олень , заселяйся в пень .

Таким образом, дети поочерёдно заселяют выбранные фигурки животных в пенёк - теремок .

Лесовик . Посмотрите, чёрная туча приближается к нашей поляне. Сейчас пойдёт дождь. (Опрыскивает пень водой .) Каким бывает дождь? (Тёплым , сильным , тихим , холодным, моросящим , проливным .) Намочил дождь всё вокруг. Теперь вырастут на пне и вокруг него растения. Подойдите к столу, выберите и назовите растения, которые могут расти на пне и около него. (Дети выполняют задание .)

Лесовик . А роза (кактус, редис) может расти в лесу на пне? (Нет .) Почему? (Ответы детей .) Подойдём к Пню Корнеевичу и посадим растения на пень и вокруг него. (Дети выполняют задание .)

Лесовик . Посмотрите, как повеселел наш Пень Корнеевич. Был он один-одинёшенек, а сейчас превратился в настоящий дом, где живут растения и различные животные.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Лесовик . Пора нам прощаться с Пнем Корнеевичем его друзьями. А хотите, чтобы я еще пришел к вам и рассказал о других лесных обитателях?

Ответы детей

Лесовик . Тогда расскажите мне что нового, интересного вы узнали сегодня на занятии, а я подарит вам пригласительные билеты на мою следующую встречу.

Дети рассказывают о том , что им запомнилось , и получают пригласительные билеты .

Всем известен тот факт, что ребенок получает все задатки развития в раннем детстве. И насколько он будет успешен в будущем, зависит от того, как занимались с ним в дошкольном возрасте.

Поэтому не стоит удивляться, увидев в расписании занятие по экологии в старшей группе, ведь новые стандарты для детского сада предусматривают развитие детей с разных сторон образовательного процесса.

Целеполагание занятий по экологии

Безусловно, каждая деятельность, проводимая в ДОУ, должна иметь свою основную цель, не исключение и экология. по данному направлению должны способствовать развитию у дошкольников любви к родине и бережливого отношения к природе.

Чтобы был получен результат на выпуске, воспитателю необходимо выстроить цепочку более мелких целей (задач) и на каждом стремиться к их достижению. Они могут быть следующего плана:

  • помогать дошкольникам увидеть сезонные изменения природы;
  • объяснить детям, что в природе все взаимосвязано (через построение экологических цепочек);
  • закрепить имеющиеся знания у детей о птицах (животных, рыбах);
  • развивать у детей любовь к природе, способствовать умению видеть прекрасное (через оформление цветников на участке группы).

Это, конечно, далеко не все задачи. Занятие по экологии в старшей группе может носить различный тематический характер, поэтому и цели будут более конкретные.

Типы занятий по экологии

Первичные навыки общения ребенка с природой дает экология. Старшая группа занятие может построить по одному из нескольких типов. К ним относят:

  • первично-ознакомительное;
  • углубленно-познавательное;
  • обобщающее;
  • комплексное.

Самое главное при построении занятий - это соблюдение следующих требований:

  • эмоциональность;
  • яркость;
  • возможность принятия участия;
  • познавательность;
  • доступность;
  • заинтересованность.

Кто должен вести занятия по экологии?

Любые занятия в детском саду - это часть образовательного процесса, ответственные за него воспитатели групп. Кроме того, воспитанники чаще всего очень доверяют им и стараются подражать во всем.

Поэтому занятие по экологии в старшей группе должен проводить именно воспитатель. Он доступно объяснит значимость природы в жизни каждого человека и то, как нужно бережно к ней относиться.

Занятие по экологии средняя группа расценивает как один из способов познания окружающего мира. Дети знакомятся с его многообразием и учатся общению с ним.

Каким может быть занятие?

Множество форм образовательного процесса позволяет воспитателям сделать его интересным, необычным, эмоциональным. В данном случае это могут быть:

  • занятие-сказка;
  • занятие-путешествие;
  • по экологии;
  • открытое занятие.

Самое главное - педагогу необходимо осуществить творческий подход и построить процесс так, чтобы у воспитанников появилось желание принимать участие в данном мероприятии.

Например, есть такая тема занятия по экологии - «Деревья», его можно проводить в виде экскурсий с ребятами старшей группы в парке. Особенно оно может запомниться в осенний период, когда дети совместно с воспитателем смогут собрать яркие листья, опавшие шишки и сделать из них в последующем поделки.

Что такое открытое занятие?

Открытое занятие по экологии предусматривает присутствие на нем посторонних лиц - это могут быть другие воспитатели, дети из параллельных групп, родители, участники образовательного процесса из соседних детских садов.

Данное занятие является чаще всего показательным, и ребята совместно с педагогом-воспитателем к нему заранее готовятся. Самая грубая ошибка организатора в данном случае - это то, что он всецело репетирует процесс проведения несколько раз, и у детей пропадает интерес.

Безусловно, репетировать надо, но только наиболее сложные элементы хода мероприятия, а само оно для ребят тоже в период проведения должно быть новым. Именно такой подход позволяет получить наилучший результат.

Считается большим плюсом, если в ходе открытого занятия будет выделено время для того, чтобы дети смогли высказать свое мнение по теме или задать интересующие их вопросы. Нужно помнить о том, что ребенок-дошкольник не умеет долгое время заниматься одним и тем же делом, поэтому мероприятие не должно быть затянутым и в процессе его должна быть продумана смена деятельности.

Экологический проект

Если рассматривать занятие по экологии, средняя группа может избрать Ребята обычно очень любят участвовать в различного рода исследованиях, данный метод является и познавательным, и воспитательным.

Экологический проект может быть краткосрочным (длиться от нескольких часов до нескольких дней) и долгосрочным (месяц и более). Временной промежуток в данном случае зависит от выбранной темы исследования.

Работа с экологическим проектом строится на интегрированном подходе - данный вид предусматривает участие детей в различных видах деятельности:

  • наблюдение;
  • чтение тематических произведений;
  • рисование;
  • постановка тематического танца;
  • лепка;
  • сочинение сказок и рассказов по теме.

Данная форма работы может как быть самостоятельной, так и являться дополнением к образовательному процессу.

Родители как участники экологического воспитания детей

Не стоит забывать о том, что воспитанием детей занимается не только дошкольное образовательное учреждение, но и социум, в котором живет ребенок, а именно его семья.

Родителям необходимо тесно сотрудничать с воспитателем, поскольку цели образования должны быть едины. Для этого воспитатель проводит родительские собрания, рассказывая на них о том, что должен знать и уметь ребенок в данном возрасте. И чаще всего просит о помощи родителей, например, папы могут сделать стенд для календаря природы, а мамы - оформить цветник, создать огород на окне.

Занятие по экологии в старшей группе можно провести в совместном с родителями походе. Данные мероприятия проходят всегда весело и способствуют сплочению, а кроме того, детям можно наглядно продемонстрировать через личный пример.

Кроме того, занятие по экологии в старшей группе может быть открытым, то есть проведено совместно с родителями. В данном случае воспитатель показывает выдвигаемые учебной программой требования к детям. А ребята с большим удовольствием могут похвастаться родителям своими успехами в данной области знаний.

«Домашние животные»

Домашний питомец есть практически у каждого ребенка. Поэтому занятие по экологии «Домашние животные» можно провести в виде фотовыставки.

Для этого необходимо заранее попросить ребят принести фотографии своих животных, а на занятии - рассказать о них. Кроме того, воспитатель должен обязательно дополнить знания детей новыми сведениями. Например, что кошек и собак можно дрессировать и они способны выступать даже в цирке, а мыши и крысы - это грызуны, и живут они в норах.

Дошколятам очень нравится рассказывать о своих питомцах, таким образом, кроме знаний по экологии, они приобретают навыки распространенной речи.

Экологическое воспитание - это основной способ развития чувства ответственности у детей. Кроме того, такого всегда вызывают повышенный интерес у малышей.

Занятие по экологическому воспитанию в старшей группе

Образовательные области. «Познание», «коммуникация», «социализация», «музыкально-художественная деятельность».

Программные задачи.

Образовательная: расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать интерес к проблеме охраны природы, закреплять у детей нормы и правила поведения в природе. Развивающие: развивать у детей желание вносить посильный вклад природоохраном воспитании, развивать кругозор, мышление, связную речь.

Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к окружающей нас природе, учить бережному и доброму отношению к природе, доставить детям радость от участия в экологическом занятии.

Ход занятия

Воспитатель: у нас сегодня много гостей и мы все рады их приходу. Сейчас мы улыбнемся и дружно поздороваемся.

Дети: «Здравствуй!»- лучшее из слов, потому что «Здравствуй» значит будь здоров! Здравствуйте.

Воспитатель: сегодня у нас с вами будет необычное занятие. У нас у всех на груди эмблемы юных экологов. И у нас состоится первый ученый совет юных экологов. А чтобы гостям было понятно, скажите пожалуйста, кто это - юные экологи.

Ответы детей.

Воспитатель: хотя мы еще юные экологи, но у нас есть девиз.

Дети: Наш девиз: Родную природу, любимый свой край, всем сердцем люби, береги, охраняй,

Ребенок читает стихотворение.

Мы хотим, чтоб птицы пели,

чтоб вокруг леса шумели,

чтобы были голубыми небеса,

чтобы речка серебрилась,

чтобы бабочка резвилась, и была на ягодах роса.

Мы хотим, чтоб солнце грело, и березка зеленела,

и под елкой жил смешной, колючий еж.

Чтобы белочка скакала,

чтобы радуга сверкала,

чтобы лил веселый дождь.

Воспитатель: а теперь я попрошу вас пройти в зал заседаний и занять свои рабочие места.

Наш ученый совет мы начнём с задания. Скажите мне, пожалуйста, чтобы вы посоветовали детям и взрослым отправляясь на прогулку или выезжая на природу не брать с собой.

Ответы детей.

· Не брать с собой громкую музыку, чтобы не распугать жителей леса.

· Не брать печки, чтобы...

· Не брать рогатку, чтобы...

· Не брать ружье, чтобы...

· Не брать спички, чтобы...

· Не брать топор, чтобы...

Следующее задание. Сейчас перед вами выступят ваши коллеги юные экологи с заданием.

Игра «Экологический светофор»

В зависимости от рассказанной ситуации вам необходимо поднимать карточки красного или зеленого цвета. Дети рассказывают различные ситуации по сюжетным картинкам. Воспитатель. Мы люди должны беречь и охранять нашу природу, леса, поля, реки, птиц, животных, и всё живое. Ведь без них не сможет человек жить на земле. И сейчас нам предстоит это доказать.

Ребенок читает стихотворение.

Наша планета земля очень щедра и богата,

Горы, леса и поля дом наш родимый ребята.

Давайте будем беречь планету, другой такой на свете нет.

Развеем над нею тучи и дым, в обиду ее никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей от этого станем мы только добрей.

Украсим всю землю садами, цветами такая планета нужна нам с вами.

Физминутка

Воспитатель: теперь всех гостей мы познакомим с правилами друзей природы - юных экологов.

Дети по очереди рассказывают о правилах поведения в природе.

По окончанию игры дети читают стихотворение.

Если в лес пришел гулять свежим воздухом дышать,

Прыгай, бегай и играй только, чур, не забывай,

что в лесу нельзя шуметь даже очень громко петь,

испугаются зверушки убегут с лесной опушки.

ветки дуба не ломай, никогда не забывай

мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать.

Из рогатки не стрелять ты пришел не убивать.

Бабочки пускай летают, но кому они мешают.

Здесь не нужно всех ловить. Топать, хлопать, палкой бить,

ты в лесу всего лишь гость здесь хозяин дуб и лось

их покой побереги, ведь, они нам не враги.

Воспитатель: рыбе - вода, птице - воздух, зверю – лес, горы и степи, а человеку нужна Родина. И охранять природу- значит охранять Родину. Так говорил русский писатель Михаил Пришвин. А еще люди сложили много пословиц и поговорок о природе, которые сейчас расскажут дети.

По лесу ходи - под ноги гляди.

Одно дерево срубил - 40 посади.

Сломать дерево секунда - вырастить города.

Лес не школа, а всех учит.

Лес - это воздух для легких, влага и тень.

Лес люби, люби природу - будешь вечно мил народу.

Растение земли украшение.

Лес богатство и красота, береги свои леса.

Воспитатель: в конце нашего заседания расскажите пожалуйста какие добрые дела вы сделали для природы.

Ответы детей.

Итог занятия.

Для гостей дети исполняют песню «Мои птицы».

Воспитатель: наше заседание ученого совета подошло к концу, и если вам понравилось наше занятие поднимите зелёную карточку, если нет - красную карточку.

Воспитатель хвалит детей. В завершении заседания дети аплодируют себе.

Воспитатель: Люманова Э. Р.