Как правильно подготовить ребенка к детскому саду - советы родителям

Татьяна Гераськина
Как подготовить ребенка к детскому саду.

Как подготовить ребенка к детскому саду.

Подготовить ребёнка к детскому саду - очень ответственное занятие. Готовить ребенка к детскому саду желательно за несколько месяцев до начало посещения садика. Итак, что же необходимо знать, готовя ребенка к детскому саду?

Начинаем адаптацию ребенка.

Детские сады начинают комплектацию ясельных групп осенью, в сентябре. А это период природного похолодания, когда и в помещениях достаточно зябко. На этот период приходится наибольшая заболеваемость гриппом и ОРВИ. Образовательные учреждения проводят занятия с сентября по май, поэтому желательно, чтобы до начала учебного года ребенок уже привык к садику. Тогда он сможет принимать активное участие первых дней. Ребенок, идущий в сад, конечно же, адаптируется к новым условиям, но это связано с большими психологическими нагрузками, которые снижают защитные силы организма. Поэтому начинать адаптацию к детскому саду лучше всего в теплое время года: в мае – июне. Это замечательное время для начала подготовки к детскому саду. На улице тепло, мы легко одеваем детей. Малышам легко одеваться самостоятельно, справляться с пуговичками и застежками, липучками и шнурками. Постепенно, по мере приближения осени, мы будем одевать детей теплее, увеличивать количество одежды, но это постепенная нагрузка. Очень важно, что в теплое время года дети много проводят на улице: играют в подвижные игры, возятся в песочке. Это снижает эмоциональную нагрузку от большого коллектива, раскрепощает ребенка. Намного сложнее адаптироваться сразу в группе, где в силу ограниченности пространства намного острее воспринимается общий шум.

Когда отдавать ребенка в детский сад?

Родителей волнует вопрос возраста, в котором лучше отдавать ребенка в детский сад. Декретный отпуск составляет три года. Многие мамы тянут с садом чуть ли не до последнего дня выхода на работу. Что из этого получается? А ничего хорошего! Мама сама после трех лет замкнутой жизни с трудом привыкает к работе. Причем, полный рабочий день – 8 часов, а домашней работы меньше не стало. Как же все успеть! А у ребенка – свои сложности. Трехлетний возраст очень неблагоприятен для начала адаптации, потому что накладываются дополнительные факторы всем известного «кризиса трех лет», что делает более проблематичным переход к детсадовской жизни. С психологической точки зрения, идеальный возраст для адаптации – 1год 8 месяцев, когда в развитии ребенка отмечается прогресс, и малыш настолько понятлив, что приступаем к его планомерному обучению и развитию. Кроме того, маме до выхода на работу еще больше года и у нее достаточно времени для спокойной адаптации ребенка к детскому саду. Самое главное - ваше эмоциональное состояние! Принимаете ли вы для себя то, что ваш ребенок будет посещать детский сад. Если вы негативно относитесь к садику, испытываете чувство вины за то, что приводите туда ребенка, и не ждете от садика ничего хорошего - ваш ребенок обязательно будет чувствовать то же самое. Если для вас садик - это новый этап в жизни вашего ребенка, вы уверены в необходимости его посещения, в том, что ребенку в нем будет хорошо - эти же чувства будут передаваться и ребенку. Он сразу «считает» ваше состояние и переработает его в ежедневную нервотрепку.

Готовим ребенка к общению.

После того, как вы приняли окончательное решение пойти в сад, сразу же начинайте готовить ребенка к общению с другими детьми и взрослыми.. Постарайтесь расширить круг общения ребенка - чаще ходите с ним в гости, обсуждайте, что делают и как ведут себя дети на детской площадке, поощряйте и поддерживайте его инициативу в общении с окружающими. Учите ребенка общаться! Все время наблюдайте, как малыш себя ведет: стесняется или конфликтует, уединяется или дерется, или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован. Учите ребенка знакомиться - сначала вы будете спрашивать детей, как их зовут, и представлять им своего стеснительного кроху, но рано или поздно он начнет брать с вас пример. Попробуйте на прогулках организовать игры для детишек - пусть это будет даже самая обычная игра в мяч - главное, чтобы малыш увидел, что играть вместе с другими детьми может быть очень весело. Запишитесь, если у вас есть такая возможность, в детский клуб или центр развития. Важно, чтобы начало посещений детского сада не было первым опытом общения со сверстниками и первого самостоятельного пребывания без родителей.

Готовим ребенка к режиму.

К детсадовскому режиму необходимо подготовиться также заблаговременно. Познакомитесь с режимом дня того детского садика, в который вы планируете ходить, и постепенно начинайте приучать к нему своего малыша. Этот режим примерно одинаков для всех детских садов и может отличаться где-то на полчаса. Обычно в 8.30 в садиках дети завтракают, с 9 до 10 утра с ними проводятся занятия, затем примерно до 11.30 дети гуляют, около 12 часов обед, в 12.30&-13.00 - сон до 15.00-15.30. После пробуждения детей ждет полдник, затем они опять выходят на прогулку (в теплое время года) или играют в группе.

Неработающей маме, конечно, дома довольно сложно организовать точно такой же режим, но приученному к нему ребенку будет действительно гораздо легче привыкать к саду. Особенно тяжело приходится малышам во время сна, если дома их днем не укладывали спать. Поэтому очень важно, чтобы с 13 до 15 малыш привыкал находиться в кровати. Если он не может заснуть - приучайте его просто спокойно лежать. Если ваш ребенок отказывается лежать в кроватке, то время, в течение которого вам придется забирать своего малыша до сна, может сильно затянутся.

Перестраиваться под новый лад нужно начинать как минимум за 2 – 3 месяца. Отправляться ко сну лучше сразу после программы «Спокойной ночи, малыши!», в 21.00. Рекомендуем просмотры телепередач на ночь заменить чтением книг. Это должен быть постоянный ритуал, а малыши любят постоянство и к этому времени быстро заснут.

Чтобы ребёнок быстрее освоился в детском саду, меньше болел и ходил туда с хорошим настроением, не портя нервы ни себе, ни своим родителям, к посещению дошкольного учреждения его надо готовить загодя. Целенаправленно и постепенно, так как эту работу невозможно быстро проделать за неделю до начала посещений детского садика. Также не стоит пренебрегать подготовкой, даже если Ваш ребёнок бойкий, самостоятельный и общительный – лучше перестараться и не допустить психологической травмы на всю жизнь у родного дитя.

Нахождение в коллективе сверстников тренирует и развивает следующие качества у ребёнка:

  • внимание к окружающему миру;
  • самостоятельность;
  • взаимодействие с другими детьми.

До начала посещения детского сада ребёнку обязательно нужно учиться общаться не только с членами своей семьи, но и с другими детьми и взрослыми. Родителям обязательно стоит рассказать малышу о детском саде, о том, чем там занимаются дети, о других детях, о режиме. Также необходимо заранее обратиться в конкретный детский сад, куда Вы собираетесь отдать ребёнка, узнать там, что необходимо для посещения конкретного дошкольного учреждения, и поинтересоваться режимом дня. Гуляйте с ребёнком рядом с детским садом, чтобы Ваш малыш мог привыкнуть к обстановке. И самое главное – делайте всё постепенно. Именно постепенность – залог успеха быстрой адаптации ребёнка.

Врачебный осмотр перед садиком

Не забывайте про врачей, которые тоже занимаются подготовкой детей к детскому саду. За 2 или 3 месяца до начала посещения детского сада участковый педиатр и врачи- специалисты проводят диспансеризацию ребёнка. В зависимости от её результатов проводится оздоровление и лечение малыша. Много внимания врачи уделяют респираторным заболеваниям за пару месяцев до начала посещения детского сада. Часто в это время рекомендуется приём средств, повышающих иммунитет (например, витамины, сироп шиповника), а также закаливание, дыхательная гимнастика, обучение дыханию через нос, если ребёнок дышит через рот.

Родителей ребёнка врачи консультируют по мерам предупреждения стресса в период адаптации к детскому саду : сведение домашнего и садикового режимов, общение с детьми и взрослыми, приучение к разнообразному питанию, прекращение укачивания и кормления из бутылочки.

Наука утверждает, что у детей ближе к двум годам вырабатывается повышенная подвижность нервных процессов: это облегчает им процесс адаптации к новым условиям, заинтересованность в непривычных занятиях и игрушках, помогает лучше разбирать речь взрослых людей. С 10 месяцев до полутора лет процесс адаптации у детей проходит наиболее тяжело: в это время они ещё природно неспособны отбрасывать старые стереотипы и схемы и создавать новые. Поэтому малышей до полутора лет не рекомендуется отдавать в ясли.

Закаливание перед садиком

Закаливание детей входит в программу подготовки к детскому саду и укреплению иммунной системы. Два самых важных тезиса при проведении процедур закаливания: постепенность и регулярность. Проступать к закаливанию рекомендуется в теплое время года и тогда, когда ребёнок совершенно здоров. Самый простой вид закаливания: ходить босиком сначала в помещении, потом на улице. Также существуют виды закаливания посредством воздуха, воды и лучей солнца.

Сначала имеет смысл перейти к хождению по полу в носках или чулках два раза в день, утром и вечером по 20-30 минут. При этом каждый день добавляется по 10 минут, пока время не станет равным одному часу. Только через месяц можно начинать ходить босиком по земле (не по асфальту, а именно по земле в саду, парке, на даче). Особенно эффективным будет хождение по мелкому гравию или по твёрдому земляному грунту. После каждой прогулки босиком растирайте и мойте ступни, делайте массаж икроножных мышц. Кожа ступни постепенно огрубеет и станет нечувствительна к холоду.

Виды закаливания детей 1-3 лет:

  • прогулки два раза в день при температуре воздуха от -15° до +30°С;
  • сон на открытом воздухе при температуре -15° до +30°С;
  • принятие воздушных ванн при смене белья после сна во время гимнастики и умывания. Рекомендуется с двух лет;
  • постепенное снижение температуры воды при умывании с 20°С до 16-18°С (снижение осуществляется на один градус в три дня). Детям старше двух лет умывают шею, руки до локтя и верхнюю часть груди;
  • в летнее время нахождение под действием прямых солнечных лучей, 2-3 раза в день, начиная с 5 минут, постепенно доводя до 10 минут;
  • температура помещения, в котором находится ребёнок, должна быть 16-18°С;
  • перед сном обливание ног. Температура воды сначала должна быть 28°С, потом её постепенно снижают до 18°С;
  • два раза в неделю принятие ванн перед сном в течение 5 минут (температура воды 36°С), после ванны обливание водой температурой 34°С.

Оздоровительные мероприятия перед детским садом

После прохождения подготовительных процедур врачи составляют эпикриз для детского сада с рекомендациями по питанию, режиму, профилактике заболеваний, физическим упражнениям.

Также мед. работники рекомендуют во время привыкания ребёнка к детскому саду по утрам смазывать ему носовые ходы противовирусными средствами (например, мазью «Анаферон», оксолиновой мазью, инфагелем и пр.). Если ребёнок подхватил острое респираторное заболевание, то возвращаться в детский сад ему рекомендуется лишь через две недели после полного выздоровления, иначе он может заболеть вновь.

Обязательно уделите внимание прививкам, которые должны быть сделаны до посещения детского сада. При этом со дня последней прививки должно пройти не менее месяца. Во время периода привыкания ребёнка к детскому саду прививки ему делать нельзя. К трём годам ребёнок должен быть привит четырежды – против дифтерии, коклюша и столбняка (АКДС), единократно – против туберкулёза, краснухи, кори, эпидемического паротита, пять раз – против полиомиелита. Также к этому возрасту дети могут быть привиты от гемофильной и меннингококковой инфекций, гепатитов А и В. Раз в год дети проходят реакцию Манту, при положительном результате которой необходима консультация врача-фтизиатра. Имейте в виду, что, если Ваш ребёнок ещё не привит всеми необходимыми прививками, это не может стать поводом к отказу в приёме в детский сад, потому что по закону семья имеет право решать самостоятельно прививать ребёнка или нет.

Однако на практике врачи часто препятствуют оформлению необходимых документов, даже если ребёнку не делали прививки по состоянию здоровья. Главврач может не подписывать медицинскую карту для детского сада или же её без прививок может не принимать заведующая детским садом, потому что за ней следит санэпидемстанция в выполнении этого негласного правила. Вам могут сообщить, что в садике кончились места, когда узнают, что Ваш ребёнок не привит. Такое положение дел обусловлено, во-первых, мнением, что непривитые дети являются источником самых разных болезней. Во-вторых, участковый врач получает премию за выполнение плана по прививкам. Но помните, что, отказывая Вашему ребёнку в посещении детского сада на основании отсутствия прививок, врачи и заведующие садом нарушают закон.

Детский сад может отсрочить время принятия детей без прививок в случае массового распространения инфекционных заболеваний или же при угрозе возникновения массовых эпидемий. Если мед. карту Вам отказывается подписать участковый врач, необходимо написать заявление на главврача поликлиники с точным указанием названия, даты и номера документов, на основании которых Вам отказались подписать карту. Сообщите, что следующим Вашим шагом будет обращение в Управление здравоохранения и в прокуратуру. В детском саде при отказе принятия карты пишите заявление на имя заведующей детским садом. Также поступайте в случае неожиданного отсутствия обещанного Вам места в детском саде: пишите заявление с просьбой уточнить причины, по которым место исчезло после сообщения об отсутствии прививок. Вам будут вынуждены отвечать письменно: непременно оставьте в письме адрес и телефоны. Далее следует обращаться в районные отделы дошкольного образования.

Подробнее о диспансеризации

Диспансеризация включает в себя осмотр следующими специалистами:

  • окулистом для проверки зрения и необходимости его коррекции;
  • невропатологом для анализа развития нервной системы малыша и его возможной склонности к невротическим реакциям;
  • дерматологом для проверки состояния кожи ребёнка. Особое внимание уделяется детям, страдающим аллергией. Также данный врач сможет отличить диатез от грибковых заболеваний или чесотки, требующих лечения;
  • ортопедом для выявления нарушения осанки, сколиоза, плоскостопия и рекомендации мер, направленных на профилактику данных заболеваний;
  • хирургом для осмотра на предмет возможных дефектов развития, которые могут потребовать хирургического вмешательства.

Педиатр направляет на сдачу анализов крови, мочи, кала, в некоторых случаях на измерение артериального давления, электрокардиограмму, ультразвуковое исследование и даёт в случае необходимости направления к гастроэнтерологу, кардиологу, нефрологу и другим.

Психолог должен обсудить с родителями характер и поведение ребёнка и дать индивидуальные рекомендации по адаптации малыша к детскому саду.

За неделю до начала посещения детского сада ребёнку необходимо сдать анализы на дифтерийную палочку и кишечные инфекции, а за день до прихода в дошкольное образовательное учреждение необходимо взять в поликлинике справку об отсутствии контактов с инфекционными больными.

Дети с хроническими заболеваниями или с врожденными пороками развития направляются в детский сад по индивидуальному решению комиссии врачей-специалистов в каждом случае. Есть специальные детские сады с логопедическими группами для исправления дефектов речи, детские сады, где лечат детей с заболеваниями органов зрения, опорно-двигательного аппарата, нервной системы и другие. В некоторых детских садах по специальной программе занимаются с детьми, которые часто болеют (обычно подобные программы включают в себя занятия в бассейне, ингаляции, приём адаптагенов).

Психологическая и эмоциональная подготовка к детскому саду

Что касается психологической и эмоциональной подготовки к детскому саду, то первое, что необходимо полностью исключить, - это угрозы и давление на ребёнка. Не нужно пугать его оставить в саду навсегда в случае непослушания, не нужно запугивать строгими правилами и воспитателями. Расскажите своему ребёнку, что в детском саду он найдёт много новых игрушек и товарищей по играм, что это место создано для того, чтобы дети приходили и играли. Можно поставить в пример старших братьев и сестёр, которые уже ходят в детский сад, потому что выросли.

Обязательно в первые две недели отводите в садик и забирайте ребёнка сами, не передоверяя это соседям или няне. Не расстраивайтесь, что при расставании с Вами ребёнок будет плакать – это является нормальной реакцией. Но если по истечении двух недель слёзы никуда не делись, это повод задуматься, не слишком ли рано Вы отдали ребёнка в детский сад. Попробуйте обсудить с воспитателями и заведующими эту ситуацию. Возможно, придётся отложить посещение детского сада на полгода или год. При прощании не уходите неожиданно, когда ребёнок отвлечётся: он потом заметит Ваше отсутствие и будет шокирован. Предупредите его заранее, что Вы уйдёте, и не делайте этого тайком. Прощание не затягивайте, не давая ребёнку всё больше и больше погружаться в жалость к себе.

Если матери самой слишком тяжело расставаться с ребёнком и видеть его слёзы, то стоит передоверить проводы ребёнка в детский сад папе. Дело в том, что мать своими эмоциями может и сама помешать ребёнку скорее адаптироваться в новых условиях.

Как избежать проблем в адаптации к детскому саду

Имейте в виду, что иногда признаки проблем в адаптации появляются не в первые дни посещения сада, а через пару недель или даже через месяц. Ребёнка могут начать преследовать кошмары, он может наотрез отказаться утром или после болезни идти в садик. Это связано с тем, что новая обстановка и новые знакомства уже перестали приковывать внимание ребёнка, гордость, связанная с осознанием взрослости, уже тоже отошла на второй план, и ребёнок совсем по-другому оценил изменения, произошедшие в его жизни. Возможно, родители, успокоенные его образцовым поведением, слишком быстро оставили малыша наедине с собственными переживаниями и стали меньше уделять ему внимания.

Полностью адаптироваться к детскому саду ребёнок способен лишь через 2 или 3 месяца после начала регулярных посещений дошкольного учреждения. Все эти три месяца необходимо сглаживать ситуацию и постараться показать ребёнку, что различий между его прошлой и нынешней жизнью не так уж много. В выходные старайтесь кормить его тем, что он хочет, ужинайте будними днями вместе, беседуйте с ним, забирайте сами его из садика. Расспрашивайте ребёнка о детском саде и о том, чем он там занимался сегодня, сохраняйте его поделки и рисунки, принесённые домой, внимательно слушайте рассказы. Это покажет ребёнку, что он по-прежнему важен для Вас и нужен Вам, что Вам небезразлична его судьба, а также будет стимулировать его тренировать речь и умение говорить. Если Ваш ребёнок хочет пригласить к себе домой друзей по детскому саду или подарить любимой воспитательнице цветы – это отличный признак, означающий, что малыш не видит большой разницы между жизнью дома и в саду.

Поддерживайте обратную связь с детским садом, время от времени разговаривайте с воспитателями о поведении Вашего ребёнка. Многие дети в садике ведут себя по-другому, Вам полезно будет узнать эту информацию, а также Вы, в свою очередь, сможете рассказать воспитательнице о том, что Вам известно о характере и поведении Вашего ребёнка дома. Иногда это позволяет решить ряд проблем, связанных с поведением и воспитанием маленького человека.

Старайтесь не исключать полностью детский сад из жизни ребёнка. Там он учится общению и социальным навыкам, усвоение которых в случае пропуска детского сада придётся перенести на школьное время.

Как подготовить ребенка к комфортному пребыванию в детском саду

Когда Вы решили отправить ребёнка в детский сад, прежде всего не нервничайте сами, чтобы тревога не передалась ребёнку. Не рассказывайте ребёнку о возможных проблемах, рассказывайте ему только хорошее, но не переусердствуйте и в этом, чтобы малыш не ожидал, что он попадёт в сказку наяву. Спокойно поясните, почему посещение детского сада необходимо ребёнку. Постарайтесь сформировать у ребёнка чувство гордости в связи с тем, что его определили в детский сад. Расскажите, как туда тяжело попасть (рассказ будет правдив из-за длинной очереди в детские сады) и упомяните, что многие дети не ходят в сад.

За два-три месяца до начала посещений детского сада Вам необходимо перестроить режим ребёнка так, чтобы он легко просыпался за полтора часа до выхода из дома утром (не позднее восьми часов утра). Если Ваш малыш не спит днём, то Вам нужно научить его лежать в постели спокойно. Можно рассказать ему о тихих играх и занятиях с самим собой, об игре в слова, научить его сочинению историй и фантазиям, повторению заученных стихотворений, внимательному осмотру окружающих предметов и запоминанию мелких деталей, игре на пальцах.

Постарайтесь кормить ребёнка в одно и то же время: при соблюдении режима сна и питания он сам собой будет посещать туалет по большому в одно и то же время. Также постарайтесь приучить ребёнка посещать туалет не тогда, когда он уже не может терпеть, а заранее: перед прогулкой, перед выходом из дома, перед сном, иначе в дальнейшем в детском саду у него могут выработаться комплексы. Оптимальное время для дефекации – после завтрака. Именно в это время наблюдается активизация работы кишечника. Утром обязательно оставляйте ребёнку запас времени, чтобы он мог спокойно посидеть на горшке.

Если с дефекацией есть проблемы, то до завтрака предлагайте ребёнку стакан холодной воды с одной или двумя чайными ложками мёда, варенья или сахара (при отсутствии у ребёнка аллергии на эти продукты). Холодная вода стимулирует работу кишечника. Этим же свойством отличаются следующие продукты: капуста, морковь, тыква, кефир, яблоки, финики, кабачки, шпинат, персики, дыня, чернослив, свёкла, подсушенный чёрный хлеб. Ежедневное употребление полутора-двух литров жидкости тоже поможет избежать запоров. Исключить следует следующие продукты: шоколад, какао, крепкий чай, гранат, манную кашу. Также, чтобы стимулировать работу кишечника, ребёнку необходимо давать поменьше груш, белого хлеба, пирогов, макарон, густых супов, риса, черники.

Обязательно научите ребёнка пользоваться туалетной бумагой для соблюдения гигиены, мыть руки, используя мыло, сморкаться в носовые платки. Он должен научиться есть вилкой, не разбрасывая еду вокруг себя и не хулиганя с ней, во время приёма пищи молчать, хорошо пережёвывая еду и не набивая жадно полный рот.

Вечером укладывайте ребёнка спать не позднее 21 часа.

Скорректируйте режим питания таким образом, чтобы ребёнок ел похожие блюда дома и в детском саду – это снизит вероятность капризов и отказа от еды. Не кормите ребёнка между завтраком и обедом, обедом и ужином. Если ребёнок по-прежнему сильно капризничает за столом, обсудите ситуацию с воспитателем и врачами.

Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду и приучиться к самостоятельности

Рассказывая ребёнку о детском саде, поведайте ему, по какому режиму он будет жить. Чем больше малыш узнает заранее, тем увереннее будет себя чувствовать. Доходите до конкретных деталей: решите, куда ребёнок будет складывать уличную одежду, кто и как поможет ему раздеться и одеться, чем он будет заниматься, когда поест. Через какое-то время вновь поднимите тему детского сада и проверьте, насколько ребёнок запомнил последовательность действий. Неизвестность пугает. А если малыш увидит, что в детском саду всё идёт в точности с его планом, ему станет легче и радостнее.

Обязательно проинструктируйте ребёнка, что ему делать в случае затруднений. Расскажите, что если он захочет попить или в туалет или ещё что-то, то ему следует подойти к воспитателю и сказать об этом. Но предупредите ребёнка, что все его желания и требования не будут выполняться мгновенно, так как в группе много детей и придётся ждать своей очереди.

Обратите внимание на поведение утром перед детским садам и прощание с ребёнком. Старайтесь отвлечь его мысли просьбами о помощи (поискать предмет одежды при сборах, понести пакет или зонт и пр.). Некоторые дети в отсутствие родителей отказываются даже есть и спать. Они не отвлекаются на игры, а тревожно следят за временем, ожидая прихода мамы. В таком случае постарайтесь чаще ставить ребёнка в ситуацию, чтобы отсутствие родителей стало ему необходимым, чтобы он мог захотеть этого сам. Например, при подготовке для родителей сюрприза или интересной игрой в то время, когда маме пора уходить. Сильную психологическую зависимость ребёнка от родителей провоцируют сами родители своими эмоциями и переоценкой собственной роли в мировосприятии малыша. Поэтому начните работу с себя и внушите себе, что Вы сами – это ещё не весь мир для ребёнка, хотя, безусловно, значительная его часть.

Когда Вы собираетесь уйти из дома на целый день или вечер, давайте ребёнку ответственные задания, чтобы отвлечь его от грусти и приучить к самостоятельности. Попросите его убраться в комнате, последить за порядком, самому следить за временем обеда или отходу ко сну (последнее, конечно, при негласном контроле взрослых). Вечером побеседуйте с малышом о том, как он справился с заданием, и обязательно похвалите его за успехи. Отметьте, что Вы сделали так много дел (перечислите, что именно) благодаря его помощи и присмотру за домом.

Придумайте ритуал для прощания. Например, целуйте ребенка в щечки, жмите руку или машите рукой, пока он заходит в двери садика. Так малышу будет проще и легче с Вами попрощаться.

Следите за отношениями и общением ребёнка с другими детьми. Насколько он проявляет инициативу в знакомствах и играх? Умеет ли что-то предложить группе детей? Если Вы видите, что у Вашего есть проблемы с общением, расскажите ему, как лучше себя вести, как подойти и поздороваться с ребятами, предложить им поиграть со своими игрушками или найти компромисс при отказе играть в какую-то игру и пр. Расскажите ребёнку, что брать с собой на улицу и уносить в детский сад он может только те игрушки, которыми готов делиться с другими малышами. Иначе он может сильно переживать за любимую игрушку, что рискует развить в нём жадность и поссорить его со сверстниками. Научите не отнимать игрушки у других детей, а вежливо просить и предлагать взамен свои.

Что касается одежды, в которую Вы оденете ребёнка в детский сад, то обратите внимание, что на ней не должно быть мелких крючков, кнопок, шнурков или пуговиц, которые помешали бы ребёнку свободно одеваться и раздеваться. Не одевайте детей в тесную им одежду. Ткань одежды, включая носки и колготки, должна быть натуральной: хлопчатобумажной, лёгкой шерстяной или в комбинации с вискозой. Позаботьтесь о том, чтобы перед и спинка одежды быстро и легко различались по рисунку или иному ориентиру. Также проверьте отсутствие тесного ворота у одежды и наличие карманов.

Первый день в детском саду

Итак, первые два месяца в детском саду посвящены привыканию и адаптации. Адаптация начнётся не когда-то потом, она началась уже тогда, когда Вы приняли твёрдое решение отдать ребёнка в детский сад. Регулярно обсуждайте с ребёнком его будущее посещение детского сада, рассказывайте и готовьте его к новому, знакомьте его с садом и старайтесь заинтересовать малыша.

Первый день, проведённый ребёнком в детском саду, очень важен для него. Постарайтесь сделать так, чтобы первое впечатление было положительным, выберите вместе с ним его место в детском саду, кровать и шкаф. Обсуждая вечером детский садик с ребёнком, акцентируйте его внимание на радостных и приятных событиях и впечатлениях.

Существует мнение, что первый день в детском саду с ребёнком лучше провести и его родителям. Но у этого есть и негативная сторона: во-первых, расставание всё равно неизбежно, его не отменили, а просто отложили. Во-вторых, другие дети могут завидовать и обижаться, почему чья-то мама присутствует в садике, а их нет.

В первое время посещения детского сада старайтесь не оставлять малыша на тихий час и забирать в заранее условленное с воспитателями время, чтобы они могли соответствующим образом психологически подготовить ребёнка к возвращению домой. Также заранее расскажите воспитателю о привычках и характере Вашего ребёнка. Как Вы его успокаиваете, что он любит, а что нет, какие сказки и сказочные герои являются его любимыми, какие игрушки ему нравятся. Часть игрушек или книжек дайте ребёнку с собой в детский садик. Это поможет ему быстрее ощутить домашнюю обстановку.

Хвалите ребёнка за старания и успехи в детском саду. Подробно выспрашивайте его и выясняйте, чем он занимался сегодня днём. Чаще ласкайте и обнимайте ребёнка, таким образом показывая свою поддержку и участие.

Если Вам что-то не нравится в детском саду или воспитателях, не разговаривайте об этом при ребёнке, это неэтично и может сформировать у него негативное представление о саде. Ребёнок почувствует, если Вы не уверены, стоит ли отдавать его в детский сад, почувствует и сыграет на Ваших эмоциях, чтобы остаться дома. Быстрее всего адаптируются дети тех родителей, у которых нет иного выбора, кроме как отдать ребёнка в детский сад.

Ускоряет привыкание и количество знакомых у Вашего ребёнка: как малышей, так и взрослых людей. Поэтому за полгода до начала посещения садика постарайтесь обзавестись как можно большим числом знакомых, беседуйте о них с ребёнком. Хорошо, если кто-то из детей ходит или пойдет в тот же садик, что и Ваш малыш, это прибавит ему чувства уверенности. Обязательно продумайте заранее, каким образом семья сможет помочь малышу и подстроиться под его адаптационный период в детском саду. Помните, что скорейшая адаптация ребёнка в детском саду требует длительной работы со стороны всей семьи.

Итак, вы решили отдать ребенка в детский сад . Ваша семья находится теперь на пороге другой жизни. Будем считать, что вы уже нашли подходящий детский сад и договорились о приеме малыша. Теперь на очереди следующий важный этап - адаптация вашего малыша. Для того, чтобы адаптация ребенка к прошла менее болезненно, очень важно заранее - месяца за 3--4 - заняться самостоятельной подготовкой ребенка к детскому саду .

  1. Расскажите ребенку, что такое детский сад , зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад . Например: "Детский сад - это такой большой дом с красивым садиком, куда мамы и папы приводят своих детей. Тебе там очень понравится: там много других детишек, которые все делают вместе - кушают, играют, гуляют. Вместо меня там будет с тобой тетя-воспитательница, которая станет заботиться о тебе, как и о других малышах. В детском саду очень много игрушек, там замечательная детская площадка, можно играть с другими детьми в разные игры и т.д.". Другой вариант: "В детскому саду дети играют друг с другом и вместе кушают. Я очень хочу пойти на работу, потому что мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский садик - потому что тебе там понравится. Утром я отведу тебя в садик, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного в детском саду , а я расскажу тебе, что у меня произошло за день на работе. Многие родители хотели бы отправить в этот детский сад своих детей, но берут туда не всех. Тебе повезло - осенью я начну тебя туда водить".
  2. Когда вы идете мимо детского сада , с радостью напоминайте ребенку о том, как ему повезло - осенью он сможет сюда ходить. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, - ведь его приняли в детский сад . И через некоторое время ваш ребенок будет сам с гордостью говорить окружающим о том, что скоро он пойдет в детский сад .
  3. Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада : что, как и в какой последовательности он будет там делать. Чем подробнее будет ваш рассказ - тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш малыш, когда пойдет в детский сад . Спрашивайте у малыша, запомнил ли он, что он будет делать в саду после прогулки, куда он будет складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, и что он будет делать после обеда. Задавая эти вопросы, вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность действий. В детском саду малышей обычно пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит так, как было ему заранее "обещано", - он чувствует себя увереннее.
  4. Поговорите с ребенком о трудностях, которые могут возникнуть у него в детском саду . Обговорите, к кому в этом случае он сможет обратиться за помощью, и как он это сделает. Например: "Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: "Я хочу пить", и воспитатель нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом воспитателю". Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по его первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы можете сказать малышу: "Воспитатель не сможет помочь одеться сразу всем детям, поэтому тебе придется немного подождать".
  5. Научите ребенка знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, в свою очередь, предлагать игрушки другим детям.
  6. Пусть малыш сам выберет себе в компаньоны любимую игрушку, с которой он сможет ходить в детский сад - ведь вместе намного веселее!
  7. Существуют разные мнения о том, стоит ли находиться маме рядом с малышом в начальный период адаптации к детскому саду . Казалось бы, что тут плохого, если мама посещает садик вместе с ребенком? Все довольны, малыш не плачет, мама спокойна. Но тем самым неизбежное расставание только затягивается. Да и другие дети, глядя на чужую маму, не могут понять - а где же в таком случае моя? Поэтому будет лучше для всех, если с первого же дня ребенок попытается остаться в группе один, без опеки мамы. А опытные воспитатели возьмут заботу о малыше в свои руки.
  8. Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания - так ему будет проще отпустить вас. Например, поцелуйте его в одну щечку, в другую, помашите ручкой, после чего он спокойно идет в садик.
  9. Помните, что на привыкание малыша к детскому саду может потребоваться до полугода времени, поэтому тщательно рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность "подстроиться" под особенности адаптации малыша.
  10. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности детсадовского воспитания. Любые ваши колебания хитрый малыш сумеет использовать для того, чтобы остаться дома и помешать расставанию с родителями. Легче и быстрее привыкают дети, для родителей которых детский сад является единственной альтернативой.
  11. Ребенок привыкнет к детскому саду тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых он сможет построить отношения. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего малыша по именам. Спрашивайте его дома о новых друзьях. Поощряйте обращения вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем легче будет вашему ребенку.
  12. Совершенных людей нет. Будьте снисходительны и терпимы к другим. Тем не менее, прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через специалистов.
  13. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Внимание - никогда не пугайте ребенка детским садом !
  14. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Чаще обнимайте его, целуйте.

Поздравляем! Вашему ребенку дали путевку в сад, для него откроется новый мир со всеми его красками. Однако большинство родителей испытывает очень смешанные чувства радости и страха, беспокойство о новом этапе в жизни ребенка.

Как подготовить ребенка к садику? Какие чувства испытывает малыш?

Дети также могут быть грустными, тревожными, возбужденными, и им так же страшно, как и вам. Только вы можете помочь своему ребенку сделать плавный переход в измененный ритм жизни.

Детский сад - это хорошо

Перед тем как идти в детский сад, подготовьте ребенка психологически, говорите в позитивном ключе о саде. Расскажите, как вы в таком же возрасте пошли в сад, и вам там очень нравилось, что вы обрели много друзей и многое узнали в этом учреждении. Дети, как правило, любят слушать рассказы о детстве своих родителей. Подчеркните все самые интересные и захватывающие стороны, с какими будет встречаться малыш.

Не пренебрегайте днем открытых дверей

Когда идет вопрос о том, как адаптировать ребенка к садику, наиболее положительный результат дает совместное посещение сада заранее. Каждый детский сад проводит - это возможность сходить со своим карапузом в сад и познакомить его с воспитателем, а также ознакомить с атмосферой, в которой ему придется находиться большую часть времени. Сходите на детскую площадку, пусть малыш увидит разноцветные качели, горки, песочницу. После всех этих мероприятий будьте уверены: малыш непременно захочет в детский сад.

Обучите ребенка быть самостоятельным

В группе, как правило, деток много, и за всеми сразу воспитатель не может углядеть, всех обслужить. Для этого важно кроху научить необходимым вещам, которые облегчат ему нахождение в детском саду.

Как подготовить ребенка к садику?

Прежде всего, нужно до сада отучить крошку от соски. Это непростая задача, но важная, так как если он пойдет в сад с соской, неизвестно, скольким детям он даст ее пососать. А также приучите малыша спать без соски, иначе в саду он или вовсе спать не будет, либо будет, но беспокойно.

Приучение к горшку

Когда ребенок идет в садик, необходимо приучить его к горшку. Если ребенок будет проситься на горшок, это облегчит задачу как для него, так и для воспитателя, особенно в холодные времена. Таким образом, вы можете защитить его от простудных заболеваний.

Как пользоваться столовыми приборами

Когда вы задумываетесь, как подготовить ребенка к садику, необходимо вспомнить еще об одной важной вещи - обучении малыша есть вилкой и ложкой. Многие дети, пришедшие в сад, не умеют пользоваться столовыми приборами, не могут пить из чашки, так как дома пили либо из бутылочки, либо из поильника. Чтобы ваш малыш не остался голодным в саду, покажите и расскажите, как нужно есть с помощью вилки и ложки, как пользоваться салфетками.

В первый раз в детский сад

Завтра наступает тот долгожданный день, когда малыш отправится в детский сад. Вам нужно позаботиться о том, чтобы ребенок выспался. В 3-4 года детям нужно спать от десяти до двенадцати часов каждую ночь. Вам нужно принять это во внимание, чтобы знать, когда его вечером уложить и когда утром поднять. Также детки утром плохо встают и капризничают, и чтобы не опоздать, нужно будить их раньше. С вечера приготовьте одежду вместе с ребенком, сделайте так, чтобы он выбрал для себя наряд - в таком случае у него поднимется настроение, и он пойдет в сад довольным.

Социальное и эмоциональное развитие продолжается на протяжении всего детства и юности. Навыки, которые имеют важное значение для детского сада, остаются столь же важными в течение остальной жизни вашего малыша: в школе, в карьере и во взрослой жизни. Именно в детсадовском возрасте эти навыки начинают укореняться. Поэтому такой момент, как подготовить ребенка к садику, имеет большое значение и для дальнейшего его пребывания в нем и для последующего развития.

В каком возрасте отдавать ребенка в детский сад

Психологи и педагоги в большинстве случаев не дают четких ответов на вопрос, обязательно ли отдавать малыша в детский сад.

Они утверждают:

  • решение о посещении дошкольного учреждения должно приниматься родителями, основываясь на обстоятельствах, индивидуальных особенностях характера ребенка и необходимости;
  • при походе в детский сад необходимо опираться на понимание готовности малыша к таким изменениям в жизни;
  • трезво оценивать все за и против, выбрать тот вариант, который подходит. Психологи и педагоги четко разграничивают временные рамки для начала посещения дошкольного учреждения.

Если нет острой необходимости, то отдавать ребенка в ДОУ в 1,5-2 года нежелательно. Малыш еще не созрел для общения с внешним миром без близких людей, ему еще не интересно общение о сверстниками, а долгая разлука с мамой может стать причиной стресса, которая оставит отпечаток на всю жизнь.

К 2,5-3,5 годам в детский сад можно отдавать детей, которые имеют уравновешенный характер и стремятся общаться. В этом возрасте малыши еще недостаточно заинтересованы в совместной деятельности с другими детьми, поэтому крохам с неуравновешенным типом личности (холерикам и меланхоликам) по возможности лучше быть дома до 3,5-4 лет.

Дети 4-6 лет, по мнению психологов и педагогов, должны посещать детский сад в том случае, если родители не могут обеспечить им должного обучения в домашних условиях, дать возможность общаться со сверстниками и другими детьми ежедневно, привить необходимые навыки режима и самообслуживания. Специалисты в области психологии говорят, что если родители сомневаются в необходимости посещения ребенком детского сада, то, вероятнее всего, на подсознательном уровне они чувствуют неготовность крохи.

Немалую роль играет и психологическая готовность родителей к таким переменам. Мама или другой взрослый должны избегать излишней тревожности и психологически готовиться к этому шагу.

Как правильно подготовить ребенка к посещению детского сада

Подготовка ребенка к детскому саду должна начинаться минимум за месяц до первого посещения.

Для минимизации первоначального стресса лучше всего:

Постепенно рассказывая, показывая и обучая малыша необходимым навыкам, вы сможете безболезненно подойти к важному в жизни малыша событию - походу в детский сад.

Адаптация ребенка в детском садике

Знакомить малыша с детским садом нужно постепенно. Первоначально приведя его в группу, чтобы познакомиться с воспитателями и детьми, показать игрушки и общую атмосферу. На следующий день можно побыть с ребенком в группе чуть больше, дать ему возможность поиграть. Постепенно увеличивая время нахождения малыша в ДОУ, внимательно изучая его реакцию, понемногу необходимо довести пребывание до целого дня.

Важно: в период адаптации нельзя пропускать дни и оставаться дома. Не показывайте малышу, что есть такой вариант. При малейшем затруднении он будет требовать от вас всеми возможными способами оставить его дома. Лучше избегать такой ситуации. Сразу четко дать понять, что изменения в его жизни уже произошли.

Процесс адаптации у всех проходит по-разному. Это зависит от возраста ребенка, его характера, эмоциональной готовности и психологического состояния матери. У детей, которых отдают в сад до 3,5 лет возможны кризисные явления. Дело в том, что дети в этом возрасте еще не созрели для игры со сверстниками. Взрослый воспринимается как объект для подражания, напарник для игр и постоянный зритель. Другие дети сами нуждаются во внимании. Поэтому процесс адаптации в этом возрасте протекает в активной форме.

Еще одним фактором, влияющим на адаптацию детей к детскому саду, является боязнь взрослых и новых незнакомых ситуаций. Привыкание к детскому саду – стресс. Малыш может становиться возбужденным, обидчивым, даже закатывать истерику. Доказано, что некоторые дети на фоне стресса от привыкания к детскому саду могут чаще болеть. При этом мальчики сложнее переносят этот период, чем девочки. Это обусловлено привязанностью к матери. Но не стоит настраиваться негативно.

В большинстве случаев период адаптации протекает у детей:

  • 1-3 года – 7-10 дней;
  • 3-4 года − 2-3 недели;
  • 4-6 лет – 1 месяц.

В случае, если этот процесс затягивается, то нужно обратить внимание на собственное отношение к ребенку, часто причиной сложности в привыкании является негативное отношение матери.

Излишняя тревога, беспокойное поведение, которое видит малыш вызывает у него ощущение, что в саду с ним может что-то случиться. Понятно, что избежать волнения не удастся, но следует не показывать этого ребенку. Сохранять веселый настрой и подбадривать кроху. Если процесс адаптации не проходит в течение года, то нужно обратиться к неврологу, чтобы исключить невроз. В такой ситуации посещение детского сада нужно будет отложить.

Отдельной категорией, имеющей сложности с адаптацией, являются единственные в семье дети. Привыкшие к полноценному вниманию, выполнению требований и постоянной поддержке со стороны матери, они могут сложно реагировать на смену обстановки, выражая это бурными протестами и истериками. В таком случае лучше набраться терпения. Попробовать поговорить с малышом, узнать, что ему не нравится и объяснить, в чем прелесть нового в его жизни дела.

Важно понимать, что если вы заметили сложности в адаптации ребенка к детскому саду, то нужно в первую очередь переговорить с воспитателем, спросить ее мнения по этому вопросу. Она видит, как он реагирует на группу, ведет себя в ваше отсутствие и сможет, исходя из своего опыта, предложить наиболее подходящий вариант.

Основные правила для родителей начинающих воспитанников детского сада:

  1. Заранее познакомьтесь с персоналом детского сада, запомните их имена, пообщайтесь. Расскажите о вашем ребенке, его особенностях и привычках. Будьте вежливы и доброжелательны. Старайтесь находить общий язык и поддерживать инициативы людей, которые будут заниматься воспитанием вашего малыша.
  2. Обязательно, если есть аллергическая реакция, расскажите об этом в саду. Напишите список лекарств и продуктов, которые вызывают у него нежелательные осложнения.
  3. Проверьте, чтобы у воспитателя были все ваши номера для связи.
  4. Не рассказывайте ребенку о негативном опыте в детстве, связанным с садиком.
  5. Пусть у него сложится впечатление о ДОУ, как об интересном месте, где с ним ничего не произойдет.
  6. Будьте оптимистичны и помогайте пройти сложности адаптации. Проявите терпение при проявлении агрессии, истерии. Не срывайтесь на крохе, поддержите его. Постарайтесь уделить ему больше времени.
  7. Старайтесь предусмотреть различные ситуации. Подготовьте второй комплект одежды, в который можно переодеть малыша. Для детей, не приученных к горшку, обязательно позаботьтесь о подгузниках. Старайтесь запоминать важную информацию, которую вам говорит воспитатель.
  8. Если ребенок негативно отзывается о воспитателе в течение нескольких дней, то стоит к нему прислушаться.

Поговорите с другими родителями. Возможно стоит поменять группу или садик. Но не стоит часто менять ДОУ, малыш должен привыкать к различным ситуациям, справляться с ними при вашей поддержке.

Дошкольная подготовка ребенка в детском саду

Чаще всего родителей малышей волнует вопрос сможет ли воспитатель в детском саду обучить малыша всем необходимым навыкам и знаниям.

Вопрос дошкольной подготовки остро стоит по ряду причин:

    • Нехватка высокопрофессиональных кадров в ДОУ. Чтобы найти хорошего воспитателя, родителям нужно постараться;
    • Сложности восприятия материала в коллективе. Не все дети легко понимают предложенные знания и могут концентрироваться в шумной среде. В зависимости от темперамента, особенностей восприятия и состояния здоровья дети по-разному справляются с заданиями. В такой ситуации необходима дополнительная работа дома;
    • При посещении детского сада в первые 2 года некоторые дети часто болеют, привыкая к микроклимату группы. Вынужденно пропуская занятия, не всегда могут догнать сверстников без дополнительной поддержки.

Что же делать родителям? Как не упустить важных моментов в дошкольном обучении?

Решение этих вопросов:

  • Знать базовый набор , идущего в школу;
  • Ежегодно проводить ;
  • Играть с ребенком в развивающие и обучающие игры;
  • Ежедневно интересоваться, чем малыш занимался в саду;
  • Изучать план занятий на неделю в ДОУ.

Не стоит думать, если вы отдали кроху в детский сад, то его образование полностью находится в руках воспитателей. Работники ДОУ одновременно обучают большие группы детей и физически не успеют уделить каждому ребенку большое количество времени. В ваших интересах помочь малышу, если у него возникнут сложности с постижением новых умений и знаний.