Что понимают дети в 3 года. «Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!» — кризис трехлетнего возраста: признаки кризиса и как его преодолеть

Дети любят познавать мир, и требуют внимания каждую минуту. Но что делать, если мама занята домашними делами, а папа на работе? Чем занять ребенка в 3 года? Ведь занятия должны быть полезные и развивать память, внимание, моторику.

«Нет» долгому просмотру мультфильмов

Доктор Комаровский в одном из интервью сказал: «Планшет не научит ребенка прыгать, бегать, драться или падать. Он только создаст иллюзию этих умений».

И действительно, гаджеты с каждым годом уверенно превращаются в злейших врагов. Дети часами сидят перед телевизором или компьютером, смотрят мультфильмы и различные «полезные» передачи. К чему это приводит? Зрение ухудшается, отсутствуют навыки общения со сверстниками, логика, внимание и память не развивается.

Наталья, мама Вероники 3,5 года: «На осмотре у окулиста перед походом в детский сад в 2,5 года отклонений не было. А на осмотре в 3,5 выяснилось, что зрение ухудшается. Врач запретила играть на телефоне и планшете, а телевизор только 15 минут в день!»

Чем занять ребенка в 3 года дома?

Ребенок постоянно хочет что-то делать, но родители не могут развлекать его каждую минуту. Часто необходимо чем-то отвлечь малыша, чтобы сделать срочную работу по дому.

Помогут правильно подобранные игры, развивают логическое мышление, наблюдательность, фантазию и память.

Занятия, которые принесут пользу:

Поиск нужной игрушки

Попросите найти 2 зайчиков, мячик, барабан. Высока вероятность, что малыш увлечется просмотром своих сокровищ, и некоторое время будет развлекать себя сам.

Игрушечные прятки

Спрячьте в доме любимую игрушку или сладость. Скажите: «Давай поиграем в пиратов! Где-то в доме зарыт настоящий клад – твои любимые шоколадные конфеты. Начни искать в спальне, вдруг они там?»

Развиваем мелкую моторику рук

Ребенок 3-х лет вполне может помогать на кухне. Готовите что-то из теста? Дайте малышу кусочек. Пусть лепит пирожки делает фигурки различных животных. Такое занятие отлично развивает речь, логическое мышление.

Насыпьте в глубокую кастрюлю крупные макароны, фасоль, горох, перемешайте. Скажите: «Я хочу приготовить на обед макароны, но у меня все смешалось в одну кучу. Выбери мне одни только макароны, и положи их в эту тарелку». Работу на кухне можно превратить в веселую игру, стоит лишь проявить немного фантазии.



Помощь по дому

Гладите белье? Попросите сына или дочку аккуратно сложить свои вещи или выбрать из горы белья свои колготы, белье, свитер. Трехлетний ребенок запросто сможет вытереть пыль с поверхностей, подмести крупный сор с пола– действительно помочь убрать дом.

Ролевые игры

Скажите, что любимая игрушка заболела. Пусть укладывает ее спать, лечит (например, делает холодные компрессы). В зависимости от характера и предпочтений малыша, можно предложить ему сделать кукле прическу, починить машину, приготовить обед для зверей.

Безопасный футбол

Воздушный шар – отличный аналог футбольного мяча, но не такой тяжелый и безопасный для шкафов и стекла. Пусть малыш с удовольствием попинает его в ворота, которыми может стать дверной проем.

Танцы

Включите музыку, дайте малышу шарф или ленту. Пусть танцует!

«Пещера»

Обычный стол накройте одеялом, под стол наложите игрушек и подушек. Ребенок захочет провести в своем убежище не одну минуту!

Ирина, мама 3-летнего Саши: «У Саши есть игрушечная палатка, но его любимая игра, когда я накрываю одеялом сушилку для белья и даю ему игрушки и фонарик. Он там сидит минимум полчаса, играет».

Делаем поделки

Из подручных средств можно сделать настоящие шедевры. Ребенку будет интересно творить, а мама сможет спокойно заниматься своими делами.

«Подарок»

Обычную рюмку (стакан, стеклянную или пластиковую бутылку) покрыть тонким слоем клея ПВА и предложить маленькому художнику сделать подарок папе (бабушке, сестре). Положите рядом немного риса, гречки, кофейных зерен, горох, и покажите, как сделать красивую вазу, например.

Вырезаем

Дайте ребенку ненужный журнал и специальные ножницы с закругленными концами, пусть вырезает понравившиеся машинки или платья. А потом вы вместе сделаете коллаж из этих изображений и подарите папе или бабушке.

Аппликации

Приготовьте цветную бумагу, ножницы, клей, картон. Пусть ребенок вырезает из цветной бумаги фигурки, делает аппликации.

Лепка из пластилина

Пластилин – незаменимый помощник. Просто дайте его малышу. Он будет отрывать по кусочку, резать его ножом, лепить.


Кинетический песок

Игры с кинетическим или живым песком способны занять 3-летнего ребенка очень надолго. Такой песок специально разработан для использования дома: он не пачкается и рассыпается. А польза для развития мелкой моторики и воображения колоссальная.

Чем занять ребенка в 3 года на улице?

Салки

Это прекрасная старинная игра. Идеально, конечно, если у ребенка будет партнер для бега, но можно поиграть и в одиночку. Предложите малышу добежать сначала до большого камня, потом до забора (дерева, лужи, кошки).

Песочница

Песочница на улице – настоящее спасение для родителей. Дайте ребенку различные формы (например, пустые пластиковые банки), и пусть он лепит куличи, строит замок или дорогу.


Игра в мяч

Мяч – еще один верный помощник для активных игр на свежем воздухе. Почему бы не поиграть в футбол, «Выбивного»?

Коллекция

Сделать уникальную коллекцию своими руками. Разрешите ребенку собирать опавшие листья, ветки, камни, и складывать эти богатства в коробку или пакет.

Рассматриваем облака

Если погода позволяет, можно сесть на лавочку возле дома и смотреть на облака. Объясните, что это такое, почему они появляются. Поинтересуйтесь, на что похоже то или иное облако, сочините интересный рассказ, например, «Куда уходят тучи?». Эта игра отлично развивает воображение!

«Кто как ходит?»

Пусть ребенок демонстрирует, как летит самолет, прыгает заяц, идет косолапый мишка.

Чем занять ребенка в 3 года на даче?

Главное условия полезного времяпровождения на даче – не сидеть взаперти, а гулять на свежем воздухе.

Корыто или надувной бассейн

Это беспроигрышный вариант. Погода солнечная и теплая? Налейте воды, и пусть ребенок плескается хоть до вечера.

Поливаем

Дайте малышу небольшую лейку, рядом поставьте ведро с водой. Пусть помогает – поливает растения.

Воздушный змей

Если погода достаточно ветреная и рядом нет высоких деревьев, запустите воздушного змея.


Рисование мелками

Если на даче есть асфальт или дорожки в саду выложены плитами, разрешите ребенку рисовать мелом на асфальте. А после вместе смойте творчество при помощи лейки.

Рисование на свежем воздухе

Расстелите на земле старую белую скатерть или обои, и объявите «День творчества без границ!». Выдайте малышу краски, фломастеры, ручки. Желательно, чтобы на ребенке было минимум одежды, чтобы его потом было легче отмыть.

Бумажные кораблики

Сделайте несколько бумажных корабликов, пусть ребенок запускает их в воде.


Красим забор

Дайте ребенку обычную малярную кисть и ведро с водой. У него сегодня есть важное задание – покрасить забор или все деревья на участке. Вода будет делать старую краску ярче, правда, ненадолго.

Соорудите огородное пугало

Возьмите 2 толстые палки (это будет туловище и руки), голову сделайте из мешка, набитого соломой. Попросите юного художника нарисовать глазки, ротик, волосы.

Костер

Почему бы не развести костер, сжечь огородный мусор? Трехлетний ребенок может собирать ветки для костра.

Обязательно объясните, что такое огонь, и какой вред он может принести. Ребенок должен оставаться в поле зрения!

Вечером можно испечь на костре картошку, слушать звуки природы и следить за звездами.

Занятия в детском саду

В детском саду делают аппликации, читают сказки, играют в ролевые игры. Педагог должен иметь в арсенале дюжину развлечений, которые займут детей в группе и на улице. Если же ребенку нечем заняться, начинаются слезы, крики, драки, отбирание игрушек.

Игры с мячом

Подвижные игры с мячом прекрасно развивают координацию, ловкость. Сыграем в «Съедобное-несъедобное?»


Игры на земле

Дети любят ковыряться в земле. Почему бы во время прогулки не пересадить цветы? Можно еще поискать жуков, червей, бабочек, попутно рассказывая о пользе насекомых

«Поймай, если сможешь»

Трое самых ловких малышей при помощи рук делают круг, и ловят им остальных ребят.

«Ловись, рыбка»

Дети встают в круг, в центре один ведущий с толстой веревкой в руках. Задача ведущего постараться коснуться ног других игроков. Дети же подпрыгивают, чтобы веревка их не задела.

«Попади»

Воспитатель выкапывает в земле небольшие ямки, на расстояние около метра друг от друга. Задача детей – по очереди кидать в ямки камешки, стараясь попасть прямо в цель.

«Море волнуется раз»

Веселая и очень полезная игра, развивающая внимание. Ведущий проговаривает всеми любимую считалочку, и после слова «Замри» остальные игроки должны изобразить что-то, связанное с морем, например. Это может быть чайка, рыба, якорь, корабль. Ведущий подходит к каждому отдельному игроку, «включает» его. Тот начинает показывать свою фигуру, а ведущий пытается отгадать, что же это.

Дети в машине. Чем занять?

В жизни часто случается необходимость отправиться в длительное путешествие на машине - поездка к морю, на дачу, в гости. Ребенок начинает скучать, капризничать, едва машина проехала километр пути. Что же делать? Играть!

«Посмотри в окно»

Кто быстрее найдет красную машину, зеленый куст, желтую крышу? Увидели? Громко произносим «Есть!»

Просто смотрим в окно и называем увиденные объекты.

Посчитаем

Наблюдаем за облаками

Скажите: «Я вижу облако, оно похоже на лебедя. А что ты видишь?»

Мешок с сюрпризами

Заранее положите в обычный пакет различные предметы – пуговицы, игрушки, карандаши. Попросите ребенка угадать, что там, внутри. Можно дать подсказку: «В этом пакете лежит что-то мягкое, красного цвета, ты на него нажимаешь, он начинает издавать звуки». Трехлетний ребенок быстро сообразит, что это его курочка!


Игры в слова

Например, вы говорите: «Это Настя», ребенок продолжает «Настя любит конфеты» и т.д. Говорить можно что угодно, главное, чтобы предложение было коротким.

Игра «Да или нет»

Вы утверждаете «Кот гавкает», «У тебя 4 ножки», «Наша машина синего цвета», ребенок дает ответ: «Да или нет». 3-летний ребенок быстро поймет суть игры и сам станет выдумывать смешные небылицы.

Пойте песни

Читайте наизусть стихи, рассказывайте сказки, пойте любимые песенки.


Что полезного может сделать ребенок в поезде?

Ребенку 3- х лет предстоит провести несколько часов в поезде? Чтобы время пролетело незаметно, важно заранее придумать увлекательные игры.

Игра с зеркалом

Дайте малышу небольшое зеркало, пусть ловит солнечных зайчиков, строит рожицы, выполняет ваши задания (закрыть правый глаз, высунуть язык).

Рисование

Альбомы для рисования, раскраски, фломастеры, наклейки, магнитные доски, раскраски способны надолго занять 3-летнего ребенка.


Волшебный мешок

Перед поездкой сшейте самый обычный мешок из старой простыни, и наполнить его сокровищами – лентами, дешевой бижутерией, липучками, шнурками, коробочками. Предложите ребенку посмотреть, что внутри.

Театр теней

Не забудьте фонарик, устройте в пути театр теней. В продаже имеются специальные детские фонарики-проекторы с интересными картинками.


Уборка

Дайте ребенку влажную салфетку и попросите вытереть стол, сидения, двери.

Прятки

Спрячьте любимую игрушку малыша, пусть ищет. Игра в прятки – одна из самых увлекательных.

Летим на самолете!

Первые места боковых рядов – идеальный вариант для полета с 3-летним ребенком. У него будет больше места, он сможет вставать, прыгать. Чем же занять трехлетнего ребенка в самолете?

Внимательно рассмотрите все вокруг, разрешите потрогать, пройдитесь по салону. Ребенку важно понять, что обстановка спокойна, и ничего страшного не произойдет.

Познакомьтесь с подушкой, сиденьем, ремнем, иллюминатором.

Открывать и ставить на место стол – счастье для каждого трехлетки. Проследите только, чтобы он не прищемил палец.

Пазлы

Приобретите заранее магнитные пазлы. Они специально созданы для такого путешествия, и не растеряются по салону самолета.

Игры в дорогу

Сейчас в продаже много специальных игр в дорогу. В машине их использовать не рекомендуется, а в самолете глазки не устанут. В комплект входят карточки с заданиями для развития логического и творческого мышления.


Пальчиковые игры

Пальчиковые игры, потешки («Сорока-ворона кашу варила» или «Идет коза рогатая») успокаивают, поднимают настроение.

Новая игрушка

Это беспроигрышный вариант. Конструктор, пазл, книга с яркими картинками способна занять непоседу на длительное время.

Рвем газеты

Запаситесь газетами или старыми журналами и большим пакетом. Их будет интересно рвать или комкать, и складывать в импровизированный мешок.

Далеко не всегда календарный возраст соответствует психологическому развитию ребенка. Если малыш не умеет держать фломастеры в руке, ест пластилин или рассыпает по кухне крупы, возможно, эти игры ему еще под силу. Он обязательно освоит и их, но только чуть позже.
Также стоит проследить, чтобы во время путешествия на машине малыш не мешал водителю (например, при игре с тем же фонариком), а в поезде и самолете – остальным пассажирам.


Читайте далее:

Видео по теме

Вашему малышу исполнилось 3 года. Он уже многому научился и продолжает развиваться и познавать окружающий мир. Каких успехов должен добиться ребенок к трехлетнему возрасту и чему ему еще необходимо научиться? Как вести себя с маленьким человечком, который уже считает себя совсем взрослым?

Физиологические параметры ребенка 3-х лет

МАЛЬЧИКИ ДЕВОЧКИ
Средний рост, см 94-99 93,5 – 98
Средний вес, кг 13,8-16,3 13,6 – 16,1
Окружность груди, см 50,5- 55 49,7 – 54

Данные таблицы имеют усредненные значения, поэтому не стоит расстраиваться, если у вашего крохи другие параметры.

Продукты, необходимые для нормального развития малыша в 3 года

Ежедневно в рацион трехлетнего ребенка должен состоять из таких продуктов, как:

  1. Нежирное мясо животных или птиц — от 80 до 100 грамм.
  2. Молочные и кисломолочные продукты – до 550 мл.
  3. В качестве жиров животного происхождения – сметану и сливочное масло по 15 и 20 грамм.
  4. Растительное (подсолнечное, оливковое либо кукурузное) масло до 6-7 г.
  5. Рыбные продукты должны составлять 20-25 грамм.
  6. Крупяные изделия в виде молочных каш или гарниров — по 200-220 грамм через сутки.
  7. Сладости (с учетом чая, сока или компота) не должны превышать 40-45 грамм.
  8. Мучные изделия – до 100-110 грамм.
  9. Суточный рацион должен содержать не менее 250 грамм овощей и столько же фруктов.

В общей сложности за сутки ребенок должен употребить не менее 1550 Ккал, которые желательно распределить в такой пропорции:

  • 25% — завтрак
  • 35% — обед
  • 15% — полдник
  • 25% — ужин.

Как развивается малыш в 3 года – способности и навыки крохи

Исследования ученых-психологов доказали, что трехлетний возраст является ключевым этапом развития ребенка и предопределяет его дальнейшие успехи.

Трехлетний ребенок должен получать многостороннее , этапы которого как нельзя лучше охарактеризовала известный педагог Мария Мантессори:

Практическое развитие В 3 года кроха должен освоить основные практические навыки самообслуживания. В этом возрасте это особенно актуально, так как большинство детей начинают посещать .

Поэтому малыш должен:

  • Самостоятельно умываться, чистить зубки, мыть руки и причесываться
  • Уметь пользоваться столовыми приборами и самостоятельно кушать
  • Убирать за собой игрушки и вещи
  • Одеваться и надевать обувь с простой застежкой без посторонней помощи
  • Пользоваться носовым платком и салфеткой
  • Вытирать ножки при входе в помещение.
Сенсорное развитие Осязание, слух, обоняние, вкус и зрение у детей 3-х лет развиваются особенно быстро. Сенсорное развитие способствует формированию у детей собственного представления о свойствах предметов – их форме, размере и других качествах, а также месте расположения. Оно закладывает основу умственного развития ребенка и помогает полноценному восприятию окружающего мира.

Важность сенсорного восприятия состоит в том, что:

  • Оно служит фундаментом интеллектуального развития
  • Наводит порядок в хаотичных знаниях малыша при контакте с окружающей средой
  • Развивает наблюдательность и воображение
  • Расширяет словарный запас
  • Развивает все виды памяти — зрительную, слуховую, моторную и образную.

Для развития сенсорного восприятия позволяйте карапузу исследовать разные предметы, при этом обращайте внимание на их свойства (лед – холодный, конфета – сладкая, трава – зеленая и т.п.).

Развитие математических способностей К трем годам делают акцент на развитии навыков счета и ознакомлении с цифрами. Это развивает у ребенка любознательность, активность и самостоятельность .

В 3 года ребенок должен учиться:

  • Делить предметы на группы, раскладывая их, к примеру, по размеру, цвету или форме
  • Находить в окружающем пространстве один или несколько одинаковых предметов
  • Различать фигуры по форме (круг, квадрат, треугольник)
  • Понимать количественное соотношение предметов – где больше, где меньше
  • Различать понятия короткий – длинный, широкий – узкий.
Развитие мелкой моторики и речи Умение хорошо манипулировать своими руками важно для развития малыша. Чем лучше развита моторика, тем увереннее ребенок себя чувствует – рисует, лепит, листает страницы книжки или пользуется столовыми приборами. Учеными доказано, что развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи .

К 3-м годам словарный запас малыша увеличивается, как снежный ком. Он начинает задавать бесконечные вопросы , при этом ожидает получить на них полноценные ответы. Карапуз использует в речи местоимения «я» и «ты», при построении предложения употребляет глаголы, прилагательные и существительные, правильно использует предлоги.

Физическое, творческое и духовное развитие Трехлетний карапуз учится управлять своими чувствами и познает себя через осмысление происходящего вокруг. У него проявляются такие качества, как усидчивость, внимание, настойчивость в достижении цели, развивается образное мышление .

Для развития многогранной личности, родители должны:

  • Показывать малышу красоту и разнообразие окружающего мира, обогащая его красочными образами и новыми знаниями
  • Объяснять процессы, которые происходят вокруг крохи
  • Прививать эстетический вкус
  • Приобрести игрушки для ролевых игр – фигурки животных и людей, набор парикмахера, врача и т.п.
  • Оборудовать малышу спортивный уголок, где бы он мог прыгать, лазать, качаться или бегать. Приобрести ребенку ролики, лыжи, коньки, самокат или велосипед. Если есть возможность, посещайте с ребенком бассейн
  • Рассказывать малышу о традициях нашего народа и его моральных ценностях.

Развивающие занятия с ребенком трех лет

Чтобы ребенок благополучно миновал кризис трехлетнего возраста, не мучая взрослых бесконечными капризами, нужно занимать его развивающими играми. Они отвлекут кроху от проявлений его собственного «Я» и помогут вырастить полноценную личность.
.

Совет! Если вы занимаетесь с малышом изучением цветов, используйте предметы одинаковой формы и размера. При изучении формы берите предметы одного цвета и размера с различной конфигурацией.

1. Цвет

Чтобы карапуз легче ориентировался в цветовой палитре, придумайте для него ассоциативные эталоны, к примеру, клубника – красная, травка – зеленая. Если ваша просьба принести красный шарик ставит малыша в тупик, попросите его взять шарик такого же цвета, как и клубника .

Несколько заданий для малыша:

  • Раскладка игрушек по цветам.
  • Выбор из нескольких предметов игрушки, отличающейся по цвету.
  • Сборка из конструктора, к примеру, желтого домика с зеленой крышей, строительство для синей машинки гаража того же цвета и т.д.
  • В бытовой сфере можно попросить подобрать шнурки под цвет ботинок, накрыть стол, подбирая по цвету тарелки и чашки.

2. Форма

Если малыш незнаком с конфигурацией предметов, начните занятия с простейших фигур – квадрата, круга или треугольника. Как правило, к трем годам дети уже знакомы с основными формами.

Объясняйте крохе свойства фигур . У шарика нет углов, поэтому он может катиться. У пирамидки острая вершина, на которой она не может устоять, кубику мешают катиться углы и грани. Подкрепляйте свои объяснения наглядными примерами.

Важно! При разборе форм не путайте такие понятия, как круг и шар, квадрат и кубик. В одном случае фигуры плоские, в другом – объемные.

Изучая формы, используйте наборы из детского конструктора, в которых много разных форм – конусов, пирамидок, цилиндров. Закрепляя полученные знания, спрашивайте малыша, какую форму имеет тот или иной предмет в квартире .

3. Размер

Изучая понятия «большой» и «маленький», помните об относительности предметов. По сравнению с мамой – ребенок маленький, а по сравнению с котенком – большой. Чтобы не запутать кроху, оперируйте такими понятиями, как «больше, чем» или «меньше чем» .

Активные игры

Трехлетние дети не могут долго на месте, занимаясь одним делом.

Поэтому как на прогулке, так и дома, нужно больше времени уделять активным играм:

  1. Дома предложите такую игру, как «Не урони шарик» . Для этого положите в столовую ложку шарик от настольного тенниса. Попросите малыша пронести ложку по всему дому, не уронив шарик. Спустя время дайте крохе ложку меньшего размера.
  2. Развиваем равновесие . Положите на пол узкую полоску ткани и предложите крохе пройти по ней. Со временем дорожку канатоходца делают более узкой и извилистой.
  3. Малыши с удовольствием играют в игру «Холодно – горячо» или прятки .
  4. Надувание мыльных пузырей или воздушных шаров , кроме игры, способствует развитию легких ребенка.

Преодолеваем кризис 3-х лет с помощью игр

Часто звучащее заявление «Я сам», являющееся проявлением кризисного этапа, можно сгладить ролевыми играми.

Для этого нужно направить действия крохи в нужное русло:

  1. Играем в магазин , где крохе отводится роль продавца, а взрослым и старшим детям – роль покупателей. Если ваш ребенок устраивает истерики в магазине, проиграйте эту ситуацию дома, учинив небольшой скандальчик. Пусть малыш посмотрит, как его капризы выглядят со стороны.
  2. З аймите кроху «важным делом» , к примеру, готовкой обеда для кукол или постройкой дома. Позвольте малышу все делать самостоятельно, без ваших советов.
  3. Пусть любимая игрушка ведет себя неправильно (не спит, капризничает). Позвольте малышу заняться ее воспитанием. Разберите с крохой неправильные действия его любимца, пусть карапуз задумается над его поведением.
  4. Малыши любят фантазировать , предложите ему придумать свою сказку.

Если ребенок будет чувствовать, что его любят и занимаются с ним, он будет расти спокойным и без труда преодолеет кризисный период.

Трёхлетний малыш успешно миновал ясельный возраст и теперь является младшим дошкольником. Это вполне самостоятельный маленький человек, который обладает яркой индивидуальностью, имеет своё мнение о многих вещах и может проявлять настоящую сообразительность и настойчивость в реализации своих идей. Это время, когда родителям уже не надо каждую минуту находиться рядом, чтобы контролировать своего сына или дочь. Нужно только знать, чем занять ребенка в 3 года дома, и создать ему соответствующие условия. В этом возрасте он вполне может занять себя сам пока мама занята своими делами.

Основной чертой трёхлетнего малыша является его всё возрастающая самостоятельность, но это не должно пугать родителей. Если раньше ему требовалась помощь взрослых, в три года ребёнок всё пытается делать сам, и не стоит ему в этом препятствовать. Если начать опекать сына или дочь, скорее всего, они вырастут слабыми и неуверенными в себе людьми. Поэтому, по мере сил, необходимо поощрять такое стремление к самовыражению, а не давить авторитетом старшего.

К тому же, на это можно посмотреть и другими глазами – изредка проверяя, чем занимается драгоценное чадо, папа и мама могут позволить себе отдохнуть или заняться своими делами. Главное направить малыша в нужное русло, увлечь его чем-то интересным.

Жизнь трёхлетнего малыша по-прежнему проходит по определённому режиму, и так должно быть, чтобы он чувствовал себя комфортно. Исходя из того, что на прогулки уходит около четырёх часов, большую часть дня ребёнок проводит дома, где основным его занятием являются игры, через которые он продолжает свою познавательную деятельность.

Несмотря на то, что трёхлетка уже уверенно ходит и даже бегает, больше всего времени он проводит на полу, где может играть в ролевые игры, машинки или заниматься творчеством. Это вполне нормально, и совсем необязательно насильно усаживать его за стол или на диван для того, чтобы он занимался своими делами там. Важно, чтобы он чувствовал себя свободно, как физически, так и морально.

Читать еще статьи:



А к его увлечениям придётся отнестись внимательнее, чтобы предложить что-то новое и полезное. Не помешает рассмотреть все виды игр, которые могут благотворно повлиять не только на разностороннее развитие ребёнка, но и на его личностные черты характера.

По опыту родителей самые увлекательные занятия для трёхлетних деток, это:

  • рисование;
  • лепка;
  • аппликации;
  • сборка конструктора, пазлов и мозаики;
  • сюжетные игры на фоне самодельных декораций.

Предоставив в распоряжение малыша комнату, некоторые вещи, можно помочь ребёнку создать свой собственный сказочный мир, заставить его испытывать новые незнакомые чувства, развивать свою фантазию и логику.

Конечно, многих взрослых интересует, какие занятия ребенку в три года нужны, и в какие игры он может играть самостоятельно. Ведь малыш уже начинает наблюдать за своими ровесниками, учится играть по правилам, а ролевые игры всё больше входят в его жизнь, в то же время ему также интересно строить свой город из деталей конструктора или создавать живописные полотна на бумаге.

Развивающие игры дома: видео

Играем вместе с 3-летним ребенком дома

Прежде всего, родителям надо понять, что игра для ребёнка необходима – таким образом, он обучается и невольно моделирует реальные события, а самостоятельная игра нужна, чтобы учиться справляться со сложностями, которые, конечно, в будущей жизни будут, и с ними надо уметь справляться. При этом игры должны соответствовать возрасту малыша. Что же можно предложить ребёнку в три года?

Ниже рассмотрим варианты, чем можно занять трехлетнего малыша дома.

Домашний театр

Все дети любят сказки и очень часто с удовольствием разыгрывают целые спектакли, используя различные игрушки и даже бытовые предметы. Можно поддержать эту тему и создать свой домашний театр. Персонажей также можно сделать собственными руками совместно с ребёнком – сшить кукол из цветных лоскутков, вырезать их из картона и раскрасить. Либо остановить свой выбор на пальчиковых героях, сшив небольшие фигурки, которые можно надеть на палец. Также малышу будет интересно самостоятельно сделать кукол из картона и наряжать их в бумажную одежду (как сделать бумажных куклу с одеждой + шаблоны для вырезания смотрите ).

Для того, что всё выглядело, как на настоящей сцене, придётся сделать занавес. Для сюжета можно выбрать любимую сказку ребёнка или что-то придумать самим. Для начала будет достаточно двух или трёх персонажей. Подготовленное представление показывают домочадцам или папе.

Показ моды

Девочкам – будущим модницам можно предложить поиграть в показ моделей. Для этого маме придётся достать много разных вещей – лучше выбирать более простые, такие как юбки, накидки, интересные головные уборы – дочка точно найдёт им применение, и может довольно долго щеголять в них перед зеркалом. Некоторые дети заигрываются до такой степени, что готовы даже сами создавать свои уникальные наряды, и здесь придётся поглядывать, чтобы в ход не пошли ножницы.

Ролевые игры

Чтобы развлечь трехлетнего малыша, порою достаточно предложить ему одну из ролевых игр, которая более всего ему по душе, ведь дети так часто подражают взрослым. Девочка может выбрать традиционные дочки-матери, игру в Доктора, Парикмахера или Продавца. Мальчик, наверняка захочет стать Космонавтом, Строителем или Супергероем. Конечно, для этого нужен подходящий реквизит, и об этом следует позаботиться заблаговременно, зная наклонности крохи.

Дискотека

Отличным вариантом является детская дискотека. Хорошая, ритмичная музыка поможет малышу потанцевать от души и вдоволь повеселиться. Хорошо, если в гости придут другие дети. Таким же образом можно организовать караоке или даже музыкальный конкурс, в котором будут участвовать взрослые и дети. Обязательно следует продумать специальные вознаграждения для детишек – небольшие игрушечные сувениры или конфеты вполне подойдут.

Лепка из пластилина

Для маленьких скульпторов идеальной станет совместная лепка . Необходимо купить качественный набор хорошего пластилина с большим количеством цветов. Ребёнку можно показать, как можно вылепить простую фигурку , кота или зайчика, начинают обычно с самых простых фигур – пусть сын или дочь сделают круглый шарик, из него – блинчик, несколько занятий обязательно закончатся созданием детского шедевра, который надо выставить на самое видное место.

Игры с кинетическим песком

Игры с кинетическим песком (как его сделать самостоятельно мы писали в ) могут надолго увлечь малыша, пока он строит замки из песка, наблюдает как он пересыпается из ручки в ручку (еще больше идей развивающих игр с кинетическим песком смотрите ).

Аппликация из цветной бумаги

Малышам в 3 года очень интересно создавать поделки своими руками. К примеру, можно вместе создать красивые аппликации из цветной бумаги и картона. На нашем сайте можете посмотреть примеры с пошаговыми фото-инструкциями: , .

Занятия по развивающим книжкам

Занятия по развивающим книжкам с интересными заданиями. Таких книжек сейчас продается много, мы же предлагаем ознакомиться с книгами серии «Школы 7 гномов», годовой курс которых можно бесплатно скачать для ознакомления. Выбираете возраст вашего малыша и ежедневно занимаетесь развитием.

Рисование

Занятие с ребёнком может быть не только развлекательным, но и полезным, а рисование – одно из любимых увлечений трехлетних детей. Существует несколько видов рисования, которые подойдут сыну или дочери в этом возрасте:

  • отпечатки ножек, ручек и пальчиков вызывают позитивные эмоции у всех малышей без исключения (для этого подойдут пальчиковые краски, сделанные своими руками );
  • дорисовка деталей к маминым рисункам: к вазочке – цветов, к корзинке – фруктов, к домику – трубы и многое другое;
  • раскрашивание специальных книжек с сюжетами мультиков или сказок.

Новогодние поделки

Если время приближается к Новому Году, и родители не знают, чем занять ребенка 3 года дома, то лучше не придумаешь, как совместно украсить квартиру самодельными гирляндами (о том как делать гирлянды из бумаги читайте ). Сделать такое украшение не представляет особой сложности, зато малыш получит истинное удовольствие, участвуя в этом важном и увлекательном процессе. Взрослым потребуется заранее нарезать разноцветных полосок, а затем вместе с малышом соединить их, склеивая в колечки. Некоторые дети к этому возрасту уже отлично управляются с безопасными детскими ножницами и могут помочь в этом маме и папе.

Также в зимнее время года можно вместе сделать , или .

Чем занять ребенка в 3 года дома пока мама занята: самостоятельные игры малышей

Безусловно, речь не идёт о том, чтобы избавиться от ребёнка, дабы взрослые могли отдыхать. Вопрос стоит несколько иначе. Если трёхлетний малыш так самостоятелен, почему иногда он не хочет играть сам, без руководства взрослых. Наверное, этому тоже придётся его сначала научить, и так, чтобы у него не возникало мысли о том, что он является обузой.

Учитывая то, что в этот жизненный период у него интенсивно формируется представление о реальном мире, к тому же, он испытывает непреодолимую тягу к любой творческой деятельности и его словарный запас достаточно расширен, ребёнку подойдут самые разные игры и занятия. В три года детей часто записывают во всевозможные развивающие группы, на уроки иностранных языков, в спортивные секции и на танцы. В домашних условиях с ними также можно успешно заниматься в игровой форме, и наиболее привлекательное для них занятие способно поглощать их целиком, заставляя быть усидчивыми и внимательными.

Конечно, в первую очередь, это различные настольные (напольные) игры:

Конструктор

Конструкторы являются одной из самых любимых игрушек малышей любого возраста и трёхлетки – не исключение. Привив любовь малыша к этому полезному развлечению, папы и мамы могут быть спокойны за умственное развитие своих деток и за их досуг даже без собственного присутствия. На первом месте стоит, конечно, Лего, эта игра не знает аналогов, и ей увлекаются даже некоторые взрослые.

Для трёхлетних девочек подходят такие серии, как Princess junior, Lego Friends, для мальчиков – Ninjago, магнитный конструктор Magformers, Сити. Отечественная аналогичная игра – Город мастеров, ничем не хуже знаменитого Лего, и также рассчитана на мальчиков и девочек. Есть и другие интересные игры данной категории – конструкторы Mega Bloks, Meccano или Знаток, знакомящий юных техников с основами электроники.

Пазлы

Не менее увлекательны для трёхгодовалых детей пазлы, например, «Моя ферма», «Кто где живёт» – 3D пазлы, «Лудаттика Город», «Ларсен драконы», «Ларсен динозавры Юрского периода».

Мозаика

Мозаики также незаменимы по своей пользе, поскольку способствуют развитию мелкой моторики, художественного вкуса и усидчивости. В эту же категорию можно включить всевозможные коллажи и аппликации. К тому же, мозаика выкладывается необязательно по образцу, и ребёнок может сам создавать новый узор, чувствуя себя настоящим творцом. Для трёх лет используют обычные игры с полем на ножках, магнитные доски или плоскость с дырочками для вставления фишек.

Судя по отзывам родителей, эти развивающие игры являются настолько любимыми детьми, что они, действительно, могут оставить родителей без внимания хотя бы на некоторое время.

Учим буквы

Разумеется, можно занять малыша чем-то другим. Многие мальчики и девочки в три года уже живо интересуются буквами и числами (о том как играя учить с трехлетним ребенком буквы смотрите ), поэтому им можно выбирать развивающие игры с математическим уклоном, или купить специальную музыкальную азбуку, по которой малыш будет обучаться в процессе игры. Соответственно, увлекающимся музыкой детям приобретают музыкальные инструменты или даже диски с музыкальными произведениями для прослушивания, слух может развить регулярная игра с металлофоном.

Как научить трехлетнего ребенка играть самостоятельно

Но вопрос так и остаётся открытым, что нужно для того, чтобы ребёнок играл самостоятельно? Оказывается, ответ на него довольно прозаичен. Есть некоторые требования, соблюдая которые родители быстро научат этому своего малыша:

  • чтобы ребёнок каждые пять минут не цеплялся за мамину юбку, а с каждым вопросом не бежал к отцу, родители должны уделять ему достаточно своего времени, заботы, и настоящего проявления ласки и любви, в которых даже более взрослый малыш отчаянно нуждается;
  • прежде чем ждать от ребёнка сосредоточенной игры и внимания, родители должны убедиться, что он понял правила и знает, как играть;
  • при необходимости у взрослого должна быть возможность контакта с малышом, ведь ему может понадобиться помощь;
  • папе и маме надо поощрять желание ребёнка играть самостоятельно, а это, прежде всего, похвала.

Нельзя забывать и о том, что игровое пространство сына и дочери должно быть удобным и специально обустроенным, кроме того, дети должны чувствовать себя, с одной стороны защищёнными, с другой – абсолютно свободными.

Навыки самостоятельного времяпровождения очень важны, в дальнейшем такая модель поведения сделает ребёнка самодостаточным и готовым к любым жизненным коллизиям. Главное, чтобы все члены семьи действовали по этим правилам, и тогда малыш не только научится управлять своими желаниями, действиями и временем, но и искренне будет радовать близких успехами и достижениями.

Еще 3 идеи чем занять трехлетнего ребенка: видео




Понимая, чем занять ребенка 3 года дома, отец и мать дают малышу возможность самому преодолевать необходимые препятствия, управлять своими эмоциями, правильно выстраивать свои действия в любых, порою сложных, жизненных ситуациях.

Доброго дня вам, дорогие читатели! Сегодня моей дочери исполнилось 3,5 года. Мы также , поэтому я сама занимаюсь с детьми дома. И здесь я поделюсь своим опытом: как развивать ребенка в 3 года? На что обратить внимание в этом возрасте?

Я не смогу дать четкого рецепта — чем именно и сколько нужно заниматься с вашим малышом. К сожалению, таких рецептов не существует. Родители должны пробовать разные варианты, наблюдать за своим чадом, изучать его склонности и находить то, что подходит именно ему.

Один из минусов обыкновенного детского сада — в отсутствии индивидуального подхода к ребенку. Это просто невозможно в группе из 15-20 человек. Но если малыш занимается со своей мамой, он может извлечь из этих занятий максимальную пользу.

С чего у нас все начиналось

Когда моей дочери исполнилось 3 года, я подумала: «Нужно обязательно найти для нее подходящие кружки и секции». В этом возрасте большинство детей начинают ходить в детский сад, и в моем сознании был некий штамп, что я должна чем-то компенсировать отсутствие садика у нашей дочки.

К счастью, мы живем в Москве, и в нашем распоряжении очень-очень много разнообразных занятий. На любой вкус и кошелек.

Мы перепробовали несколько вариантов. Дочке все нравилось. Новые впечатления, новая обстановка, общество ровесников... Но через некоторое время я начала замечать, что моему ребенку идет это только во вред. Что 40 минут занятия для нее — очень большая нагрузка.

Чем бы в группе ни занимались, ей было тяжело держать внимание на преподавателе столько времени. Хоть рукоделие, хоть танцы... Все требует концентрации, нельзя расслабиться, просто побегать или сменить обстановку. И в конце у нас регулярно случались истерики.

Более того, посетив множество занятий, я задумалась, имеет ли все это смысл в 3 года? Да, если ребенок хорошо переносит такие кружки, то почему бы и нет? Но действительно ли карапуз нуждается в развивашках и спортивных секциях?

Нередко у меня складывалось ощущение, что занятия необходимы родителям (чтоб успокоиться насчет ) и преподавателям (чтоб заработать себе на хлеб). Для детей же это в лучшем случае — веселое развлечение. И с таким же успехом они бы сходили в детскую комнату торгового центра.

Однако, все дети разные. И здесь вы должны ориентироваться только на своего ребенка. Возможно, ваш малыш действительно нуждается в групповом уроке рисования или в регулярных хороводах. Прошу только об одном: отбросьте идею «ребенка надо активно развивать, иначе вырастит неразвитым» и трезво взгляните на свое чадо.

Есть очень общительные дети. Которым необходима вот такая групповая работа (или, может, нужно просто организовать им больше общения с ровесниками?). Возможно, есть дети, которые уже в 3 года так хотят обучаться танцам (именно обучаться, а не просто скакать!), что их обязательно надо отдать в соответствующую секцию... Что нужно именно вашему малышу?

Занятия дома

Примерно в 3,3 года мы отказались от своих кружков. Сейчас нервная система дочки стала значительно крепче, я уверена, она бы выдержала любое занятие без перевозбуждения. Но мы пока не торопимся никуда возвращаться.
Большинство педагогов, которым я доверяю, говорят, что имеет смысл ходить на спортивные секции и другие занятия не раньше 5 лет. Или даже 7. А в 3-4 года это — пустая трата денег.

Каждая мама сама решит для себя этот вопрос, мы же решили подождать как минимум до 4 лет.

В связи с этим возникает вопрос: чем заниматься с ребенком дома? Изучая эту тему, я пришла к следующим выводам:

  1. Главное, что должно развиваться в 3-4 года — . Однако, у здорового ребенка, живущего в обществе, речь развивается сама, без каких-либо усилий с вашей стороны. Как правило, трехлетнее чудо не замолкает ни на минуту.
  2. До 5-7 летнего возраста карапуз развивается в игре. И все, что ему нужно — как можно больше играть. И если вам хочется провести время с ребенком — лучше просто поиграйте.
  3. Если малыш в 5-7 лет не знает ни буквы, ни цифры, ни названия деревьев и не прошел ни одну «развивающую книжку» — не беда. Он прекрасно все это выучит в 5-7 лет. Более того, выучит гораздо быстрее, чем в четырехлетнем возрасте.
  4. До 5 лет ребенок очень нуждается в мамином внимании. А также — в принятии, любви и одобрении. Его еще рано заставлять учиться. Рано требовать каких-то знаний и навыков.
  5. Основа развивающих занятий для дошкольников — обоюдный интерес и удовольствие. То есть, если маме и ребенку нравится изучать буквы — изучайте наздоровье! Но только до тех пор, пока все от этого получают удовольствие.
  6. Ребенка до 5 лет нельзя испортить вниманием и отсутствием трудностей. Поверьте, он еще научится преодолевать препятствия. Работать над собой. Быть терпеливым и ответственным. Но всему свое время. До 5-7 лет большинство детей не готовы к этому.

Что мы делаем?

Я занимаюсь с дочкой каждый день в дневной сон младшего сына. Как правило, мы сидим вместе и читаем книги. Иногда — рисуем или лепим. Иногда — по просьбе дочки изучаем цифры и буквы (без ориентации на результат).

С недавних пор стали заниматься по программе "Школы трехлетки ". Но повторюсь, в этом нет большой необходимости! Лично мне очень нравится эта программа — она исследовательская, необычная, безумно интересная и разнообразная. Возможно, однажды напишу отзыв по ней.

Программа хороша тем, что в ней много идей, интересных трехлетке. Это подается в форме игры, затрагивает все сферы — и речь, и творчество, и ритмы, и исследование мира... Моя дочка с восторгом изучала тени с фонариком в темной комнате, осваивала рисование тушью, проводила эксперименты с театром теней и т.д.

Вы можете попробовать пройти открытое бесплатное занятие школы. Возможно, вам тоже понравится. Возможно — нет. Тут все очень индивидуально, важно найти свой подход.

Но в любом случае, про развитие детей в 3 года важно помнить только одно: малыш нуждается в игре и в общении с мамой. Остальное — второстепенно.

Видео о развитии речи:

Как происходит развитие ребенка в 3 года? Родители наблюдают много внешних изменений в трехлетнем малыше. Но также заметны трансформации в психическом, эмоциональном, интеллектуальном, речевом развитии. Как помочь ребенку прожить кризисный период жизни?

Трехлетний малыш - мастер на все руки. Он умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, пить и есть, мыть руки с мылом и вытирать их полотенцем. Умело строит башню из кубиков, складывает мозаику, копает лопаткой песок, может рисовать круги, линии и примитивного человечка, распознает геометрические фигуры, цвета, названия животных, транспорта и еще делает много других полезных и важных дел в жизни. Кроме того, трехлетка умеет мастерски капризничать и даже закатывать истерики. Почему так происходит?

Общее физическое развитие ребенка 3 лет

Какими двигательными навыками овладевает трехлетний малыш? Как развивается его организм?

  • Крупная и мелкая моторика. В 3 года ребенок уверенно бегает, прыгает, стоит на одной ноге, изменяет направление движения, с легкостью преодолевает препятствия, ездит на трехколесном велосипеде, ловит мяч, поднимается и спускается по ступеням без опоры. Также ловкими становятся руки: малыш способен самостоятельно расстегнуть пуговицы, снять обувь на липучках, уверенно орудует ложкой, аккуратно пьет из чашки, держит карандаш указательным и большим пальцем, мастерски разворачивает конфеты.
  • Мозг и нервная система. Количество нервных клеток и связей между ними увеличивается, но нервная система еще незрелая. Совершенствуется мозговая деятельность. Мозг также увеличивается в объеме. У трехлетнего малыша начинает симметрично развиваться правое и левое полушария, а также связи между ними. Правое полушарие отвечает за пространственно-зрительные восприятия, двигательную активность, эмоции, чувства, воображение, творческое мышление. Левое связано с логикой, аналитическим, рациональным мышлением, речью, способностью осваивать письмо и чтение. Некоторые исследователи считают, что у девочки в 3 года быстрее развивается левое полушарие, поэтому она может раньше начать говорить. А у мальчика в этом возрасте может быть более развито правое полушарие - он лучше ориентируется в пространстве, быстрее двигается.
  • Пропорции тела. Какие изменения в теле можно наблюдать? Голова уже не кажется слишком большой, потому что увеличиваются другие части тела. Шея удлиняется, плечи становятся шире, живот по-прежнему выдается вперед, лопатки выпуклые. Ноги и руки малыша заметно вытягиваются, его фигура становится пропорциональнее. Важная особенность этого возраста - формирование естественных изгибов позвоночника.
  • Рост. Показатели роста ребенка в 3 года во многом зависят от наследственности, качества питания, условий среды, пола. Средний рост мальчиков этого возраста: от 92 до 100 см. Средний рост девочек этого возраста: от 90 до 98 см.
  • Вес. Жировой ткани у трехлетних малышей становится меньше, ее замещает мышечная ткань, причем у мальчиков ее больше. Прибавка в весе стабильна, но она уже не столь интенсивна, как на первом и втором году жизни. Средний вес мальчиков этого возраста: от 14 до 16 кг. Средний вес девочек этого возраста: от 13,5 до 15,5 кг.
  • Сон. Общая норма сна - 12 часов. Хорошо, если на ночной сон отводится 10 часов, а на дневной - 2. Бывает, что в 3 года дети перестают спать днем, тогда нужно увеличивать ночную норму. Недосыпание в этом возрасте негативно сказывается на общем развитии малыша, в первую очередь - на нервной системе.

В развитии трехлетнего ребенка большую роль играет среда, образование и воспитание, нежели наследственность. Поэтому первостепенная педагогическая задача родителей - создавать благоприятные условия для формирования полноценной и здоровой личности. Три года - кризисный возраст, с капризами и негативизмом. Это сложный период в жизни малыша и его родителей. Важно осознавать: в большинстве случаев поведение малыша зависит от установок и эмоционального состояния взрослых.

Психоэмоциональное и интеллектуальное развитие

Как развивать ребенка в 3 года? Достаточно ли ему тех навыков и умений, которые он получает в повседневной жизни во время общения и игры? Или требуются какие-то дополнительные занятия по методикам раннего развития?

Школы раннего развития: краткий обзор методик

  • Методика Зайцева. Главная цель - обучение раннему чтению, чистоте речи, грамотному владению родным языком. Разработал систему педагог Н.А. Зайцев. По его мнению, единицей построения языка является слог. Самое известное методическое пособие - «кубики Зайцева». На их гранях написаны слоги, из которых дети учатся складывать слова. Методику можно применять уже с 2 лет. Также Н.А. Зайцев разработал методику обучения грамматике русского, украинского, английского языков и математике.
  • Методика Глена Домана. Система раннего обучения чтению разработана американским врачом-физиологом. Методика состоит в том, чтобы научить малыша воспринимать слова не по слогам, а в целостности. Достаточно ребенку несколько раз посмотреть на написанное слово, чтобы его запомнить и потом узнавать в тексте. Эту методику можно применять с первого года жизни. Нужно писать слова крупными буквами на отдельных карточках и показывать их ребенку. Также можно подписывать названия предметов, которые окружают малыша в повседневной жизни, затем менять карточки.
  • Вальдорфская педагогика. Разработана в начале ХХ века немцем-философом Рудольфом Штайнером. Какие особенности этой системы воспитания? Уделяется внимание развитию творческих способностей, эстетического, художественного вкуса, самостоятельных навыков. И никакого раннего чтения, математики, иностранных языков! Задача системы - подарить и продлить настоящее детство. В вальдорфских школах нет новомодных развивающих игрушек, методических пособий. Здесь принято делать игрушки своими руками из подручных материалов, ткани, глины, дерева. Внешняя простота системы помогает ребенку опираться не на прелести цивилизации, а на свои способности, природные возможности. Также здесь принято заботиться о животных, в садах и школах обязательно есть живой уголок.
  • Методика Монтессори. Мария Монтессори - итальянский педагог и врач - основала известную во всем мире педагогическую систему. Какие особенности этой авторской методики? Главная задача - поддержать инициативу ребенка, дать ему возможность выполнять задачи самостоятельно, идти от простого к сложному, постепенно осваивать новые навыки. Взрослые в этой ситуации - всего лишь наблюдатели, которые готовы поддержать, но помогают только по просьбе малыша. В школах Монтессори идет активная социальная адаптация. Здесь принято, чтобы в одной группе были собраны дети разного возраста, и младшие учились у старших, а не у взрослых. Детям не навязывают игру и обучение. В школе много игровых методик, которые дети выбирают по своему желанию и способностям.
  • Методика Никитиных. Авторская методика супругов Елены и Бориса Никитина, воспитывающих своих детей по специальной программе, которая отличалась от принятых в Советском Союзе педагогических принципов. Никитины большое внимание уделяли физическому, интеллектуальному развитию детей. Педагоги считали, что нужно избегать двух крайностей в воспитании: чрезмерной опеки и неограниченной свободы. До сих пор используются развивающие игры, разработанные Никитиными. Отношение к этой методике неоднозначное. Некоторые психологи считают, что у Никитиных был слишком суровый подход к детям, которые росли в спартанских условиях. Их детям потом было сложно адаптироваться в социуме, поскольку они воспитывались в замкнутой среде.

Плюсы раннего развития

  • У малыша появляется возможность общаться с ровесниками и «чужими» взрослыми.
  • Дети гораздо быстрее усваивают информацию в учебно-игровой среде именно в группе, а не в домашней атмосфере.
  • Хорошая физическая подготовка и возможность поиграть в новые подвижные игры.
  • Разнообразие развивающих игр и игрушек, книг, методических пособий.
  • Смена обстановки.
  • Развитие творческого потенциала: пение, танцы, рисование, лепка.
  • Формирование навыков самостоятельности.

На что обратить внимание?

  • Развивать малыша желательно по какой-то одной методике и не слишком перегружать его информацией.
  • Важно выбрать не саму методику, а педагога, который ее преподносит.
  • Престижность и популярность методики еще не означает, что она подходит для конкретного ребенка.
  • В группе легко подхватить ОРВИ, грипп или летучую вирусную инфекцию, ребенок может часто болеть (хотя это неминуемый этап).
  • Лучше выбирать школу, которая находится близко от дома.

Подвижные игры

Развитие ребенка 3 лет невозможно представить без двигательной активности. Подвижные игры в этом возрасте должны быть понятными, с каким-то незатейливым сюжетом, перевоплощением в животных, птиц, сказочных героев. Подвижные игры дают не только хорошую физическую подготовку, но также учат ребенка логически мыслить, анализировать ситуации, фантазировать. Командный дух в этом возрасте дети еще не осознают, но уже способны взаимодействовать со сверстниками. Для организации подвижных игр можно использовать спортинвентарь: мячи, скакалки, обручи, кегли, веревки, шесты и т.д. Активные игры можно проводить в помещении и на свежем воздухе.

Развивающие игры и игрушки

Чем занять ребенка в 3 года и в то же время развивать его память, внимание, воображение, логику, творческие способности? Для этого существуют развивающие игры и игрушки. К ним относятся пазлы, мозаика, раскраски, кубики, конструкторы, лото, рамки-вкладыши, матрешки, составные картинки. В этом возрасте ребенок способен различать и называть цвета, геометрические формы, распознавать различные признаки предметов, классифицировать их. Какие игрушки интересны малышам этого возраста? Все виды транспорта, мягкие игрушки, куклы, посуда, музыкальные игрушки, инвентарь для воды и песка. Также нравятся динамические игрушки, в которых отдельные части могут вращаться, выниматься, переставляться. Не обойтись в этом возрасте без красок, карандашей, пластилина, массы для лепки.

Сюжетно-ролевые игры

Основная цель сюжетно-ролевых игр - приобщать малыша к социальным ролям и адаптации вне семьи, моделировать различные жизненные ситуации, развивать коммуникативные навыки, знакомить с профессиями. Самостоятельно в сюжетно-ролевые игры в этом возрасте дети не умеют играть, им пока помогают взрослые. Какие игры самые любимые? «Дочки-матери», «Магазин», «Лечение у врача», «Семья», «Прогулка», «Приглашение на день рождения», «Зоопарк», «Строительство дома», «Сад-огород», «Поездка на транспорте» и многие другие. Часто такие игры возникают спонтанно.

Развитие речи

Общение со сверстниками

У малышей этого возраста проявляется живой интерес к сверстникам. Дети могут играть в совместные подвижные, сюжетно-ролевые игры. Но самостоятельно организовывать игру пока не умеют. Некоторые дети могут наблюдать за другими детьми, но сами будут стоять в стороне. В этом возрасте малыш уже способен выделить кого-то из группы, проявить симпатию, сочувствие. Но также нередко проявляет агрессию, особенно если игра идет против его правил или кто-то забрал игрушку. Детям этого возраста полезно находиться в группе. Это первые шаги к социальной адаптации. Если же ребенок боится общаться со сверстниками, не стоит насильно тянуть его к детям. Можно занять позицию наблюдателей и комментировать ребенку действия других детей.

Кризис 3 лет

Психологический кризис 3 лет проходит под громким девизом: «Я хочу! Я сам!». В поэтическом варианте это звучит примерно так: «О, дайте, дайте мне свободу!».

  • Протест, негативизм и желание быть самостоятельным. Малыш требует свободы, но не знает, что с ней делать. Единственный способ заявить о себе как личности - выразить протест. Картина мира расширяется, эмоции и чувства захлестывают, но контролировать, осознавать и интегрировать свои состояния ребенок пока не способен. Психологи обращают внимание: важно прожить кризис, не подавляя свободы, но в то же время четко расставлять родительские личностные границы. Иначе, как в простонародье говорят, дитя сядет на голову.
  • Отзеркаливание эмоций взрослых. Дети подключаются к чувствам взрослого и общей эмоциональной атмосфере в семье. Причины неадекватного поведения малыша часто лежат во внутрисемейных отношениях. Самая крепкая эмоциональная связь в этом возрасте у ребенка с мамой. Если женщина в депрессии, подавлена, не способна выражать любые эмоции, то ребенок будет пытаться выводить ее из себя, чтобы «оживить», встряхнуть, проявить хотя бы негатив. Конечно, ребенок провоцирует мать неосознанно.
  • Агрессия. Агрессия - естественная биологическая реакция нашей психики. Нельзя ее подавлять и отрицать, также не рекомендуется отвечать агрессией на агрессию. В этом возрасте малышу еще трудно осознавать собственные эмоции, но приучать его к этому процессу нужно. Многие родители спрашивают: стоит ли давать сдачу, если кто-то обижает и толкает на детской площадке? Психологи рекомендуют учить малыша давать «вербальную сдачу»: то есть озвучивать свое возмущение, говорить о неприятии агрессии. Но в большинстве случаев тактика поведения зависит от родительского мнения, которое далеко не всегда совпадает с точкой зрения психолога. Особенно это касается воспитания мальчика: «бей в ответ, мужик ты или нет?».
  • Истерики. В трехлетнем возрасте истерики - нормальное явление, нужно быть к ним готовыми морально. В кризисный период истерики могут случаться 2 раза в неделю. Но они не должны повторяться слишком часто и входить в привычку. Что делать, если малыш закатывает истерики каждый день несколько раз на протяжении длительного времени? Во-первых, нужно пересмотреть методы воспитания. Они обязательно должны быть согласованы с бабушками и дедушками, чтобы не было разногласий. Во-вторых, проконсультироваться с невропатологом и психологом.
  • Проявление темперамента. В трехлетнем возрасте уже явно прослеживается тип нервной системы. Истерик не бывает разве что у невозмутимых и спокойных детей-флегматиков. Холерики заводятся вполоборота. Сангвиники отходчивы, с ними легче договориться. Меланхолики страдают молча и долго, тихо льют слезы и накапливают обиду. Важно находить подход к каждому типу темперамента. Не все методы одинаково хороши.
  • Перевозбудимость нервной системы. В кризисный период важно придерживаться режима дня: полноценный сон, рациональное питание, обязательные прогулки на свежем воздухе. Активные, подвижные игры должны быть в первой половине дня. Перед сном можно читать книги, слушать спокойную музыку, петь ребенку колыбельные. Необходимо предпринимать все меры, чтобы успокаивать нервную систему, а не перегружать ее. Также стоит задаться вопросами: какие мультфильмы смотрит малыш, какие взрослые и дети его окружают, в какие игры он играет?

Что делать с капризами и истериками

Важно, в каком состоянии пребывает мама, когда у малыша истерика. Нужно останавливать неадекватные действия ребенка с твердостью, но также с любовью и пониманием состояния малыша. Его нервная система еще не имеет «предохранителей», структура нервных клеток инертна и пока не тормозит истерику.

  • Требовательность и запреты. Важно с раннего детства формировать запреты, которые касаются здоровья, безопасности жизни. Также малыш должен уже осознавать ценность некоторых предметов, элементарные этические нормы поведения. Но требовательность должна соответствовать возрасту, а запретов не должно быть слишком много. Все время запрещать - значит забирать у малыша его любознательность, инициативу, стремление к познанию. Также важно, чтобы запреты были последовательными.
  • Сдерживание гнева и сопротивления малыша. Эта стратегия не заключается в том, чтобы прямо говорить: «Замолчи! Закрой рот!» и т.п. Прямое подавление гнева может привести к самоагрессии и чувству вины. Сдерживание негативных эмоций ребенка заключается в умении переключить малыша на позитивные эмоции, конструктивный диалог. Важно при этом оставаться уравновешенным и спокойным, не повышать тон, не кричать, то есть не зеркалить его.