Конспект занятия «Филимоновская игрушка. Конспект занятия «Филимоновская игрушка Особенности филимоновской игрушки

Виктория Операй
Конспект занятия «Филимоновская игрушка»

Цель : Познакомить детей с филимоновской игрушкой , как с яркой представительницей традиционного народного искусства нашей родины.

Научить детей создавать орнаменты и узоры по мотивам филимоновской игрушки «Лошадка» .

Задачи :

Познавательные :

1. Рассказать о народной игрушке и о промысле села Филимонова .

2. Дать представление о технологии создания игрушки и её эстетических особенностях.

Обучающие :

1. Освоить рисование простейших элементов филимоновской росписи .

2. Научиться украшать узорами фигурку-трафарет, ориентируясь на образцы.

Воспитательные :

1. Учить детей воспринимать красоту родной традиционной культуры.

2. Учить расписывать шаблон угрушки, применяя нетрадиционную технику рисования ватными палочками.

3. Формировать навыки выполнения филимовских узоров .

Прививать любовь к народному искусству и народным промыслам.

Развивать мелкую моторику рук

Материалы : оригинал филимоновской игрушки и других народных игрушек . Ридер для выполнения упражнений. Карточки с образцами для упражнений, отражающие последовательность работы красками. Интерактивная доска; музыка с русской народной композицией; шаблоны филимоновских лошадок ; краски трех цветов, кисти, ватные палочки, вода, салфетки.

Словарный запас : ребячья забава, гончар, “свистулечницы”.

Предварительная работа : Рисование на Ридере в программе paint с помощью стилуса по определенным образцам.

Ход занятия

Дети входят в зал, проходят к столу с народными игрушками

Педагог :

Посмотрите, какие разные игрушки перед вами , все они сделаны руками человека.

Как такие игрушки называются ?

Дети : Народные

Педагог :

С какими народными игрушками мы с вами уже знакомились на занятии ?

Дети : ответы - матрешка, дымковская?

Педагог :

Посмотрите все они могут издавать свой звук, а некоторыми можно и постучать.

В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только не мастерили «ребячью забаву» - игрушки ! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы… Ну а там, где жили гончары, лепили из глины. И сегодня на занятии мы познакомимся с филимоновской глиняной народной игрушкой , а почему ее так прозвали, я сейчас вам расскажу с помощью нашего волшебного экрана.

Слайд презентации со 2 по 6

Педагог :

Так почему же именно филимоновская игрушка , а не ивановская?

Дети : ответы

Педагог :

А кем был Филимон ?

Дети : ответы

Педагог :

А сейчас мы с вами опять обратимся к волшебному экрану и попробуем сравнить две лошадки, филимоновскую и дымковскую .

Чем они отличаются?

Дети : ответы

Педагог :

Конечно, росписью, она очень смелая. А еще чем? Верно, у них удлиненные пропорции. У всех животных сильно вытянуты шеи.

Каким узором украшены филимоновские игрушки ? Да, в основном это полоски. Нет строгой геометрической росписи. Это сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг- это солнце, треугольник-это земля, елочки и ростки - это символ растительности и жизни. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы.

Обратите внимание, все игрушки-свистульки . А где же свисток? Верно, в хвосте зверей и птиц.

Педагог : Послушали, а теперь я предлагаю порисовать, но перед работой нужно размять наши пальчики

Ладошки сложим мы вдвоем

Друг об друга мы потрем

Кулачки потом сожмем,

В руки кисточку возьмем.

Пальчики сожмем и покатаем. Теперь наши руки готовы к работе.

Практическая часть

Педагог :

Но для начала мы возьмем наши волшебные книги, и поупражняемся рисовать в них по образцам, разложенным перед вами.

Дети выполняют задание в электронных Ридерах

Педагог :

Кто выполнил, закрываем книги, и берем шаблон оленя или лошадки, приступаем к росписи.

При работе помните правила росписи : узор наносим сразу кистью или ватной палочкой; рисование узоров начинаем с крупных элементов; краску на кисть брать гуще.

Ребята, внимательно посмотрите на образцы рисунков, кисточку старайтесь держать правильно. Не бойтесь работать сразу цветом. Старайтесь узор наносить уверенно и равномерно. Вслушайтесь в звуки музыки и приступайте к работе. Расписывайте вдумчиво с душой, фантазируйте, постарайтесь прикоснутся к народному искусству.

Педагог :

Перед работой хочу пожелать вам, чтобы ваша игрушка была не только красивой, а еще доброй и веселой. Украсьте так, чтобы глядя на нее, душа радовалась.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы :

1. контроль организации рабочего места;

2. контроль правильности выполнения приемов работы;

3. оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4. контроль объема и качества выполненной работы.

Какие красивые игрушки у вас получились ! По работам видно, что вы все старались, расписывать свою лошадку филимоновской росписью .

Давайте подведем итог нашей работе.

Какую игрушку мы сегодня расписывали?

Кто первый слепил такую игрушку ?

Он был бы доволен вашей работой?

Может быть кто-то желает подарить свою работу гостям?

Хороша игрушка расписная !

Вся поет, бесхитростна, светла.

И видна в ней радость молодая,

Ставшего искусством ремесла.

Учитель начальных классов МОУ «СОШ № 8» г.о. Саранск

Тема: Филимоновская народная игрушка

Тип урока: Изложение нового материала с элементами комбинированного урока.

Цель урока : познакомить детей с Филимоновской народной игрушкой;

Планируемые результаты:

    Учащиеся познакомятся с особенностями филимоновской игрушки;

    будут совершенствовать знания о декоративном искусстве в жизни общества;

    будут учиться лепить игрушки;

    познакомятся с элементами росписи филимоновской игрушки;

    закрепят приёмы лепки: сжимание, вытягивание, прищипывание, сглаживание.

    будут учиться работать по плану;

    слушать и слышать друг друга

    развивать наблюдательность, внимание, аккуратность, фантазию, воображение;

    развивать мелкую моторику рук;

    развивать умение сравнивать, сопоставлять;

    развивать навыки самооценки и самоконтроля.

Формы и методы, используемые на уроке : рассказ, беседа, компьютерное обеспечение – презентация по теме, метод наглядности.

Оборудование для учителя: образцы игрушек, технологические карты, наглядные пособия, компьютерная презентация, народная инструментальная музыка лирического и хороводного характера.

Оборудование для детей: пластилин, индивидуальные доски, стеки, тряпочка, вода, толстая нить, вазелин, картон.

Структура урока :

    Организационный момент. – 1 мин.

    Сообщение темы. Объяснение нового материала – 8 мин.

    Анализ и демонстрация изделия – 5 мин.

    Планирование предстоящей практической работы – 2 мин.

    Практическая часть – 25 мин.

    Подведение итогов – 2 мин.

    Уборка рабочих мест – 2 мин.

ХОД УРОКА

    Организационный момент.

(Учитель говорит, а дети выполняют)

Начинать занятие надо обязательно.

Но сначала повернуться

И друг другу улыбнуться.

Пальчики размять.

Глазки всем поднять,

И тогда нам всем, конечно,

Можно начинать.

2. Сообщение темы. Объяснение нового материала.

Играет русская народная музыка. Сегодня на уроке мы поговорим с вами о… Впрочем, тему нашего разговора вы назовёте мне сами, после небольшой подсказки.

Первая подсказка – это музыка, она сегодня будет звучать на протяжении всего урока (звучит музыка, дети называют её характер).

Вторая подсказка спрятана вот в этой шкатулке. Вот её мы сейчас и откроем (в шкатулке – игрушки, их демонстрация на фоне музыки).

Ну, кто мне скажет, о чем сегодня пойдет речь?

Совершенно верно!

Вы любите играть? И у вас у каждого есть, наверное, любимая игрушка. А как вы думаете, когда появилась первая игрушка?

Очень давно! Ещё в первобытном обществе, о котором вы уже знаете из уроков истории, земледельцы делали из глины фигурку женщины, украшали её зёрнами пшеницы, рисовали на них узоры и бросали в огонь. Это был магический обряд, который должен был принести плодородие полям, а когда фигурки остывали, их отдавали детям для игры. Так появились первые игрушки. В древнем Египте, четыре тысячи лет назад, куклы вырезали из тоненьких дощечек и расписывали геометрическим узором. Своими игрушками из глины и дерева славились Греция и Рим. Фигурки из глины археологи находят на месте славянских поселений – там, где жили наши предки. В России игрушки делали повсеместно. Создавались они не забавы ради, им приписывали особую силу – охранять, оберегать людей от всякого зла. В каждой местности птицы, кони, барыни приобретали свой особый вид. Вот и появились такие игрушки – вроде бы одинаковые, а в то же время - разные.

Итак, сегодня мы с вами познакомимся с Филимоновской игрушкой, и для этого я предлагаю нам посмотреть презентацию по этой теме (приложение)

3. Анализ и демонстрация изделия.

Давайте подведем итоги по просмотру:

Какую форму имеет филимоновская игрушка?

Давайте теперь посмотрим: как украшена игрушка?

Какие цвета преобладают в филимоновской игрушке?

А какие элементы росписи вы видите на игрушке?

Что же они означали? Что же хотели изобразить мастера на своих игрушках?

Кто скажет, что мог обозначать круг?

Что могла обозначать волнистая или ломаная линия?

Что обозначала клетка?

Каждый символ передавал образ природы, которая окружала человека.

А что же означала женская фигурка в игрушке?

Форма каждой игрушки, цвет, узор росписи придают игрушке неповторимую прелесть, своеобразие, делают её непохожей на другие.

Кто лепил игрушки?

А из чего лепили игрушки?

А что потом делали с вылепленными игрушками? Сразу ли их раскрашивали?

А как называлось приспособление для обжига, что оно вообще из себя представляло?

Почему игрушка называется народной?

Сейчас я предлагаю вам стать мастерами игрушечных дел. Сегодня мы тоже будем лепить игрушки, а на следующем уроке распишем их красивыми яркими красками. Сегодня мы будем лепить филимоновскую птичку.

Ребята, каких птиц вы знаете?

Чем отличается птица от других животных?

Какие части тела есть у птицы?

Какая форма тела у птицы? Форма головы? Шеи? Какая форма хвоста? Какие бывают клювы?

Посмотрите, как выглядят птицы, которых вылепили филимоновские мастера.

Какая форма тела у птиц?

Какого размера эти игрушки?

Какие цвета использованы в росписи птиц?

Из какого материала сделаны птички?

Что объединяет этих птиц?

Обратите, внимание, что все птицы стоят на подставке. Какой формы подставка?

Посмотрите на схему последовательности лепки птицы. Сколько кусочков пластилина нам нужно приготовить? Что будем лепить из первого куска? Что из второго? Одинаковые ли куски по размеру?

Итак, птичка лепится из целого куска с оттягиванием шеи, головы, хвостика. Этот кусок пластилина будет большим. Из кусочка меньшего размера будем лепить подставку.

Вы можете вылепить любую птичку, какую захотите. Это может быть и петушок, уточка, курочка, павлин, и даже жар-птица. Только вам нужно будет сделать её такой, чтобы сохранить традиции филимоновских мастеров.

    Планирование предстоящей практической деятельности.

Итак, принимаемся за работу.

Но сначала вспомним основные этапы работы с пластилином.

1. С каким материалом работаем.

2. Какие инструменты нужны для работы

4. С какими дополнительными материалами еще приходится работать.

А теперь вспомним, как надо работать на уроке.

Чтобы что-то сотворить

Технику и правила

Нужно повторить.

(Дети вспоминают правила работы со стеками или ножом)

Повторяем технику выполнения изделия по инструкционным картам.

(Инструкционные карты вывешены на доске)

Физкультминутка. Речевая разминка и одновременные упражнения

На Руси умельцы жили

Очень много мастерили

Расписные петушки,

золотые гребешки

Для здоровья, для порядку

Все мы делаем зарядку.

Раз - присели,

Два - присели.

За работу тихо сели.

    Практическая часть.

Учащиеся приступают к практической деятельности: слегка смазывают ладони вазелином, выбирают брусок пластилина, разминают его, сжимают в комочек и, используя нужные приёмы, выполняют задание самостоятельно.

При необходимости учитель оказывает учащимся соответствующую помощь.

6. Подведение итогов.

Работы выставляются на отдельном столике. Весь класс анализирует работы, дети делятся мнениями, какие птички понравились и почему. (Надо учителю всё организовать так, чтобы не было детей, которые бы вышли с урока расстроенными из-за того, что у них не все получилось Нужно отметить и выделить работы почти всех учеников, найти в каждой работе свою изюминку, но и корректно указать на недостатки) - изделие сделано отлично.

Завершение урока речевой разминкой.

Занятие окончено

Вот звонок опять.

Все, что надо сделано.

Можно отдыхать.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №4

п.г.т. Алексеевка г.о. Кинель Самарской области

Конспект урока изобразительного искусства для 2 класса

«Филимоновская игрушка»

Выполнила:

учитель начальных классов

Ходаковская Юлия Ивановна

Самара 2014

2 класс

Тема: Филимоновская игрушка

Цель: расписать шаблон филимоновской игрушки.

Задачи:

Образовательные:

    закрепить знания об истории филимоновской игрушки;

    закрепить знания определений орнамента и узоров.

Обучающие:

    учить работать с шаблоном;

    учить размещать шаблон в центре листа;

    формировать навыки росписи филимоноской игрушки.

Воспитательные:

    воспитывать любовь к русской культуре и искусству;

    воспитывать аккуратность.

Оборудование для детей: лист бумаги, простой карандаш, гуашь, ластик, баночка для воды, кисти.

Оборудование для учителя: эскизы хода работы по росписи игрушки, картинка с символами, ребус.

Оформление доски:

Филимоновская игрушка

    Древние символы

    Ребус

    Ход работы

    Эскизы игрушек

Ход урока

I . Орг. момент.

Здравствуйте! Меня зовут Юлия Ивановна. Сегодня урок изобразительного искусства у вас буду вести я.

II . Эмоциональный настрой.

Сегодня нас ждет интересная работа, мы вспомним, что за уникальные игрушки делают в деревне Филимоново, как расписываю их, что обозначает орнамент на игрушках и сами побудем филимоновскими мастерами.

Что же это за удивительная и уникальная деревня Филимоново? (В ней живот филимоновсие мастера, они делают игрушки-свистульки)

У меня в руках три слова, но буквы в этих словах перепутались и я теперь не могу их прочитать помоги те мне собрать слова из букв. (Малинка, зеленка, лимонка)

Что это за названия? (Так ласково называют мастерицы свои краски)

Какие цвета ни обозначают? (Малинка- красный, зеленка- зеленый, лимонка - желтый). Какие еще цвета используют мастерицы? (Фиолетовый и синий, но редко)

Давайте вспомним какими узорами расписывают филимоновские мастера игрушки.

(на доске, названия закрыты)

Что обозначают узоры первого ряда?(Солнышко)

Подсказка: Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все...

Ответ (Солнце)

Что обозначают узоры второго ряда? (Вода)

Подсказка: разгадайте ребус (Вода)

Что обозначают узоры третьего ряда?(Земля)

Подсказка:

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все, и млад и стар,

Что она - большущий шар.

Что обозначают четвертого? (Плодородие)

Давайте теперь вспомним какие сюжеты изображают мастера. (Барышня, всадник, петух, свинья, доярка, олень, солдат, козел, медведь, лошадь, солдат с птицей).

III . Самостоятельная работа

Молодцы. На прошлом занятии вы побыли в роли филимоновских мастеров и учились наносить отдельные узоры. Сегодня мы с вами опять побудем в роли мастеров из деревни Филимоново, и будем расписывать игрушку, которую мы обведем по трафарету.



1. У вас на партах лежат три трафарета лошади, барыни и петуха. Выберите себе один.

Положите перед собой лист бумаги вертикально.

2.Возьмите трафарет и разместите его в центре листа.

3.Придерживая левой рукой трафарет, обводим фигурку. Откладываем трафарет на край стола.

    Приступаем росписи нашей филимоновской игрушки. Первым этапом игрушку «желтят». По белому фону обожжённой игрушки наносят первый цвет - жёлтый. Берем толстую кисть №3, начинам роспись с центра игрушки, наносим фрагмент солнышка, дуга и пять «лучиков» - прямых, три прямые на хвосте (краску наносим от центра к краю), две широкие полоски на шее



Наносим красный на гребешок, клюв, по кроям полос на шее, на хвосте наносим орнамент елочки, на ножке орнамент гор, и по краям желтых полос.

6.Теперь берем зеленый цвет. Линии тонкие. Кисть №1. Роспись ведётся между красными линиями. Наносим тонкие линии

IV . Итог урока

Наша филимоновская игрушка готова.

Почему игрушка называется филимоновской?

В чем особенность филимоновских игрушек? (Вытянутое тело, расписывают по обожжённой белой глине, особые элементы – символы: солнца, воды, плодородия и земли.)

Какие цвета традиционны при росписи игрушки? (Красный, зеленый, желтый, также можно использовать синий, фиолетовый и бордовый).

Яшкинского района

Программа «Художественная лепка»

Конспект занятия №2

Составитель:

педагог МБОУ ДОД

«Дом детского творчества

Яшкинского муниципального района»

Яшкино 2011

План конспект занятия

«Филимоновская игрушка - свистулька» №2

«Роспись игрушки - свистульки»

Тема: Филимоновская игрушка-свистулька.

Цель: Воспитание уважения к культурным традициям народа через практическое знакомство с филимоновской игрушкой-свистулькой.

Задачи:

· Обучать технологическим особенностям росписи филимоновской игрушки.

    Развивать внимание, логическое и пространственное мышление. Воспитывать у обучающихся самостоятельность при работе над изделием.

Тип занятия: комбинированный урок.

Методы и формы проведения: наглядный, словесный и практический методы.

Оборудование для урока:

1.Для педагога :

2.Для обучающихся: кисти, гуашь, баночка с водой, бумага, клей ПВА.

Иллюстративный ряд:

готовые изделия («Лошадь», «Олень», «Баран», «Козёл»), фотографии, иллюстрации оригинальных изделий мастеров народного промысла, таблицы «Характерные орнаменты», «Узоры», «Филимоновские цветы», «Филимоновские цвета и элементы».

Проверочные задания: силуэты современных предметов и вещей, кроссворд «Игрушка».

Ход занятия:

1.Организационная часть.

Звучит весёлая русская народная музыка, дети входят в кабинет и располагаются на своих местах. Проверка готовности к занятию, отметка отсутствующих.

2. Сообщение темы.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Тема нашего занятия «Филимоновская игрушка - свистулька», роспись свистульки. Это наше итоговое занятие с глиняной игрушкой.

3. Мотивация и целеполагание.

Что должны узнать на уроке? (Историю и отличительные особенности филимоновской игрушки - свистульки).

Чему должны научиться на занятии? (Должны научиться лепить игрушку – свистульку).

Где мы можем применить знания? (На уроке, дома, можем ознакомить с технологией лепки игрушки - свистульки).

4. Изучение нового материала.

Педагог: - Сегодня, мы будем расписывать наши филимоновские игрушки, но сначала их надо побелить, так как мы лепили не из белой глины, а из красной. (Показываю процесс побелки, обучающиеся внимательно смотрят). Дети выполняют побелку игрушки.

Педагог: - Пока сохнет игрушка, мы поговорим об элементах филимоновских узоров.

Педагог: - Раньше, филимоновские мастерицы расписывали свои игрушки яркими анилиновыми красками, замешанными на яйце, нанося их куриным пером. Мы же будем расписывать их гуашевыми красками.

Педагог: - Роспись строится по традиционной схеме: бегут по форме цветные полоски, чередуются со звучными локальными пятнами. Бывают и сложные узоры, особенно на юбках барынь: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка», или «солнышко», сверкают, сплетаются в радостные узорные соцветия. (Демонстрирую игрушки, иллюстрации).

Педагог: - Назовите основные элементы орнамента.

Педагог: - Какие цвета используют мастера для росписи игрушек?

Педагог: - Круг обозначает в росписи солнце, треугольник – землю, елочки и ростки – символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. Несмотря на то, что орнамент и колорит росписи очень просты, игрушки после росписи выглядят очень яркими и праздничными, выразительными и добродушными. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами намечаются нос, глаза, рот. Эти фигурки трудно спутать с какими - либо другими, так как они имеют свои традиции в трактовке росписи и формы.

Педагог: - Сейчас, Вам предстоит выполнить эскиз узора для своей игрушки.

Обучающиеся пробуют расписывать отдельные элементы филимоновской росписи. Затем составляют эскиз росписи – продумывают узор игрушки

Педагог: - Сейчас, мы устроим небольшую, но весёлую переменку.

5. Динамическая пауза.

Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к зарядке.

Посмотрел он вправо, влево.

(Повороты головы вправо и влево.)

Приседанья сделал смело.

(Приседания.)

Пощипал немного пух.

(Согнутые в локтях руки, дети отводят в стороны, имитируют пощипывания.)

И с разбегу в воду – плюх!

(Прыжок вперёд.)

Вышли мышки как – то раз

Посмотреть который час.

(Ходьба на месте.)

Раз, два, три, четыре –

Мышки дёрнули за гири.

(Поднимание и опускание рук.)

Вдруг раздался страшный звон – Убежали мышки вон.

(Бег на месте.)

Зёрнышки покушали,

Тишину послушали.

(Дети тихо садятся на свои места.)

6.Практичекая работа .

В процессе самостоятельной работы, педагог оказывает индивидуальную помощь обучающимся.

Последовательность выполнения росписи:

1.Окрашивание основных локальных пятен.

2.Нанесение орнамента по форме фигурки, согласно эскизу.

7. Этап контроля и оценки.

Педагог: - Ребята, мы с Вами прошли большой курс народной керамической игрушки: изучили технологию лепки дымковской и филимоновской игрушек, характерные для росписи цвета и орнаменты, слепили и раскрасили игрушки.

Педагог: - Теперь мне необходимо проверить ваши знания. Сейчас, Вам предстоит найти применение орнаменту, расписав любую понравившуюся заготовку-силуэт, например чайник. (Предлагаю на выбор разнообразные силуэты современных предметов или вещей. Обучающиеся расписывают).

Педагог: - После необходимо решить кроссворд «Игрушка». (Раздаю обучающимся листы с заданием, объясняю способ решение кроссворда).

Наше занятие подошло к концу. До свидания.

Список литературы

1. Алфёров, Л. Г. Технология росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани. Серия «Учебный курс». / ёров.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 352с.

2. Дорожин, Ю. Г. Филимоновские свистульки. Рабочая тетрадь по основам народного искусства [Текст] / . - Издательство «Мозаика-Синтез», «Карапуз».

3. Филимоновская игрушка [Текст]: наглядное пособие для педагогов и родителей / . - ИД «Карапуз». «Карапуз».

4. Подмосковные художественные промыслы. Альбом. Издательство «Московский рабочий», 1982.

5. Уткин, П. И. Народные художественные промыслы [Текст]: учеб. для проф. учеб. заведений /, ёва. – М.: Высш. Шк.,1992. – 159 с.

Электронный ресурс:

1. DVD – диск, Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2007.

2. , . Статья «Филимоновская игрушка».



ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА – СВИСТУЛЬКА


ФИЛИМОНОВСКИЕ ЦВЕТА И ЭЛЕМЕНТЫ


ХАРАКТЕРНЫЕ ОРНАМЕНТЫ:

ПОЛОСКИ И ЁЛОЧКИ
УЗОРЫ НА «ХВОСТАХ» И «ЮБКАХ»
ФИЛИМОНОВСКИЕ ЦВЕТЫ

Промыслом стало гончарное ремесло на основе богатых здесь запасов глины. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая ее на базаре. Только в одном ближайшем городе Одоеве проходило семь ежегодных ярмарок, и к ним филимоновские мастерицы готовили лучший товар.

Как правило мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки. Игрушки или “забавки” стоили на базаре копейки, поэтому нужно было их изготовить очень много. Женщинам помогали в работе девочки, которых приучали к ремеслу с 7-8 лет. Работали зимой в свободное от сельских трудов время.

Особенности филимоновской игрушки

Условно все игрушки можно разделить на несколько групп:

1) люди – солдат, барыня, гармонист, мальчик на петухе, всадник, солдат с гусем.

2) животные – олень, корова, конь, баран, козел, собака, кот, лиса.

3) птицы - петух, наседка, павлин, утка.

4) многофигурные композиции – чаепитие, тройка, карусель, древо, на лавочке, Георгий со змеем.

Посмотрите на необычные филимоновские игрушки. Почему они такие вытянутые? Оказывается все дело в природных свойствах местной глины. Филимоновская глина жирная и пластичная. При сушке глина быстро покрывается трещинками, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Отсюда и появляются утонченные, вытянутые, но удивительно изящные формы.

Но сказочной и оригинальной игрушку делает не только форма, но и роспись. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, на котором хорошо видно краски, горящие всем многоцветьем радуги. Именно поэтому филимоновскую игрушку называют "маленькой радугой" или "солнышком".

Расписывать филимоновскую свистульку начали только в середине прошлого столетия, Поначалу краски разводили “на полном яйце”, и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Тогда мастерицы начали использовать ацетон. Краски стали более стойкими, яркими.

Для росписи брали гусиные, куриные или утиные перышки, «ведь перышко краску лучше держит и прочнее». И сейчас они пишут перышками: с кисточки краска к чистой глине не пристает, и остаются ворсинки, а с перышка – ложится чисто и ровно.

(Учитель показывает презентацию поэтапной росписи филимоновской игрушки. Обращает внимание на особенности филимоновской росписи)

Расписывают свистульки прямо по белой обоженной глине, причудливыми полосками – желтых, красных, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов. Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению. Роспись строится по традиционной схеме:

Сначала накладывают желтые полосы и пятна;

Потом их обводят красным;

Затем зеленым, синим, иногда фиолетовым.

Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски. Несмотря на относительную скупость их палитры игрушки получаются яркими и веселыми.

Вопрос: Каким узором украшены филимоновские игрушки?

В этих незатейливых узорах выражается древняя символика крестьянской религии. Круг - солнце, треугольник - земля, елочки - символ растительности и плодородия. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы. По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную защитить от зла и несправедливости.

Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова и грудь окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным.

Кофты у барынь и рубахи у солдат филимоновской игрушки обычно окрашены одним цветом: красным, зеленым, желтым. Но сколько выдумки появляется у мастериц, когда они рисуют орнамент на юбках, передниках и штанах у своих кукол! Только лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот.

Обратите внимание, что все игрушки, кроме петушка и павлинчика - свистульки. И во все игрушки можно посвистеть.

Вопрос: А где же свисток?

В хвосте зверей и птиц. У барышень свистульки спрятаны в кувшины, у солдат в гусей.

Народная игрушка - явление в русской культуре значительное, в ней своеобразно отразились жизнь, труд и мировоззрение нескольких поколений людей. Филимоновская свистулька, прославившая свою деревню, у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущего.