Детские страхи. Страхи у детей: причины зарождения и методы преодоления Боязнь вымышленных персонажей

Маленькие ножки бегут по коридору и шустро запрыгивают в вашу постель с криками «Маааам, у меня под кроватью чудовище!». Знакомо?

Испытывать страх для любого здорового и нормально - это вполне естественная реакция познания окружающего мира.

Самый бесстрашный возраст у мальчиков - 4 года, а у девочек - 3 года. Больше страхов появляется у детей из неполных семей, особенно у мальчиков, живущих только с мамами

В 7-8 лет смягчаются прежние страхи, но появляются новые. Младшеклассник начинает бояться неодобрительной реакции со стороны родителей, переживать, что не сможет соответствовать их пожеланиям и ожиданиям. Так и появляются школьные страхи, например, получить плохую оценку или опоздать в школу и «нарваться» на замечание в дневнике. После 8 лет дети всё больше боятся потерять своих родителей, боятся смерти.

Часто своим чрезмерным беспокойством мы просто «заражаем» ребенка страхом, к примеру, удариться или заболеть. Правда, бывает и наоборот: недостаточная эмоциональность родителей и их излишняя строгость зарождает в ребенке большое количество страхов.

Чтобы вовремя заметить проблему, связанную с родительскими отношениями, расспросите ребенка о его снах . Если персонажи мужского типа, например, Кощей, то, скорее всего, существуют проблемы с отцом. Если же снятся женские персонажи мультиков или сказок, то это является отблеском конфликта с мамой.

Валентина Киндрицкая, психолог: «Опасными являются ситуации, когда родитель того же пола, что и ребенок, довольно суров к нему, а противоположного - мягок. Например, строгий отец и мягкая мама для мальчика и, наоборот, строгая мать и отец, любящий баловать, для девочки. Как правило, ребенок идентифицирует себя с родителем его пола. Сыну очень важна поддержка и одобрение отца, дочери - мамы. Если такой механизм одобрения и поддержки нарушается, снижается самооценка ребенка, появляется чувство неудачливости. И такая ситуация является плодородной почвой для возникновения разных страхов».

Нормальный срок существования страхов - 3-4 недели . Если в течение этого срока его интенсивность лишь возрастает, то речь идет о навязчивом страхе. Но не переживайте: до 9-10 лет от тревожности в детском характере еще можно избавиться. Действовать нужно мягко и плавно.

Как избавить ребенка от страхов

Одним из лучших способов избавиться от страхов - это . Многие психотерапевты используют именно эту практику в лечении своих маленьких пациентов. Дети расслабляются, делают то, что им интересно. Попросите нарисовать свои страхи . Главное - не говорить, как все должно быть на этом рисунке, не подсказывайте цвет, величину и не пытайтесь сделать рисунок красивым - его психологическая составляющая намного важнее внешнего лоска.

Побороть страх можно и в форме игры . Пусть ребенок выберет несколько игрушек и смоделирует ситуацию, которая его пугает. Важны здесь и сами герои, и то, что с ними делает малыш.

Маргарита Фесеева, арт-терапевт: «В моей практике был случай, когда я предложила ребенку поиграть с фигурками, чтобы выяснить, чего он боится. Он взял фигурку, назвав её Пирожок, добавил к ней импровизируемого Бармалея и Вовочку. Мальчик проиграл ситуацию, когда Бармалей заставлял Пирожка много съесть перед тем, как выходить на улицу, а затем Вовочка во дворе забрасывал его песком и обзывался. Поговорив с мамой, я выяснила, что с ними живет бабушка, которая постоянно перекармливает ребенка, с чем никто не может справиться, а со двора мальчик почти всегда возвращается грязный и расстроенный. Мама поговорила с мамой «Вовочки», объяснила ситуацию бабушке - и проблема практически разрешилась».

Если ребенок , укладывайте его спать в одно и то же время каждый день, обнимайте перед сном, дайте ему почувствовать безопасность. Купите ему пижамку с любимыми персонажами мультиков, супергероями, которые будут защищать его всю ночь, оставляйте включенным ночник.

Частый страх у младших школьников - боязнь . Чтобы побороть страх всегда перед уходом говорите ребенку, куда Вы идете и когда вернетесь, предоставьте ему возможность интересной игры на время отсутствия. Ограничьте просмотр телевизора , в частности, пугающих выпусков новостей о катастрофах, трагедиях и насилии или мультфильмов/фильмов с жестоким поведением героев.

Какой бы способ борьбы с боязнью вы ни выбрали, не оставляйте ребенка наедине со своими страхами и фобиями, не оставляйте без внимания его жалобы и не смейтесь над его мелкими проблемами (для него они ой как велики!).

Помните, что ребенку всегда нужна Ваша помощь и поддержка, даже если он о них и не просит. Все взрослые проблемы - родом из детства, так сделайте так, чтобы у Вашего ребенка этих проблем не было!

Рекомендации для родителей по теме "Преодоление страха у детей 4 - 5 лет "

СТРАХ

Страхи появляются вместе с развитием познавательной деятельности, ребенок растет и начинает познавать окружающий мир. Он развивается в обществе людей, и ведущую роль в воспитании играют взрослые. Поэтому от того, насколько грамотны будут наши слова и поведение, зависит психическое здоровье малыша.

ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ

ПЕРВАЯ ПРИЧИНА - конкретный случай, который напугал ребенка (укусила собака, застрял в лифте) . Но не у всех детей покусанных собакой развивается стойкий, заметный окружающим страх . Во многом это зависит от особенностей характера малыша (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе и т. д.)

ВТОРАЯ ПРИЧИНА - многочисленные запреты родителей , а также гнев и угрозы взрослых в адрес ребенка. Так, самые распространенные - это внушенные страхи . Их источник - взрослые, окружающие малыша, которые непроизвольно, слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше : сама ситуация или реакция на нее взрослого.

ТРЕТЬЯ ПРИЧИНА - наличие более серьезного расстройства - невроза, которое должны диагностировать и лечить только медицинские работники. Проявлением невроза можно считать, те страхи , которые не считаются нормой для данного возраста ребенка.

ПОСЛЕДСТВИЯ

Последствия детских страхов могут быть самыми разными : тревожность, агрессия, капризность, проблемы в общении со сверстниками и другие серьезные проблемы. Поэтому особенно важно помочь ребенку, вовремя преодолеть страхи .

МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРАХОВ

Помощь специалиста нужна в том случае, если страх ребенка доходит до патологии. Но если родители видят , что страх не причиняет ребенку особого беспокойства, можно попробовать справиться своими силами.

РЕАКЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ - должна быть спокойной. Нельзя оставаться равнодушным, но и сильное беспокойство, отрицательный эмоциональный фон могут привести к усилению проблемы;

ОБСУЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ - пусть он расскажет, что чувствует и опишет сам страх . Чем больше ребенок будет говорить о страхе , тем быстрее он сможет его победить;

СОЧИНИТЕ ВМЕСТЕ СКАЗКУ - конец истории должен быть обязательно о том, как герой побеждает страх ;

НАРИСУЙТЕ СТРАХ - а после того как ребенок нарисует, дать скомкать, порвать лист с рисунком, и обязательно объяснить малышу, что страха больше не существует, что вы его прогнали, и он больше никогда не побеспокоит его.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. ЕСЛИ БОИТСЯ ТЕМНОТЫ - не запирайте его в комнате «чтобы привыкал» . Вы еще больше напугаете ребенка. Последствия печальны : неврозы, заикания, отклонения в развитии;

2. СПОКОЙНЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КЛИМАТ в семье является профилактикой страхов . К сожалению, не все родители понимают , сколь хрупка психика ребенка. Все что угодно, можно объяснить спокойно!

3. НЕ СМЕЙТЕСЬ НАД СТРАХАМИ РЕБЕНКА . Относитесь к страхам детей серьезно , это не просто капризы, тем более нельзя ругать и наказывать детей за «трусость» . Ведь страх - опасная эмоция человека;

4. УВЕРЯЙТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА, ЧТО ОН В БЕЗОПАСНОСТИ, тем более, когда вы, родитель , рядом с ним. Ребенок должен верить вам и доверять;

5. ОБСУЖДАЙТЕ СТРАХИ . Главная задача, понять, что именно беспокоит ребенка, и что явилось причиной страха . Малыш обязательно научится сам справляться со своими страхами , но этого не произойдет без вашей, родительской помощи .

6. ОТВЛЕКАЙТЕ РЕБЕНКА. Например, когда у ребенка началась паника, отвлеките наблюдением за чем-нибудь (например, посмотрите в окно) . Больше разговаривайте с ребенком!

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ СТРАХА

УПРАЖНЕНИЕ «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Ребенку предлагается закончить предложение : Взрослые обычно боятся….; дети обычно боятся….; мамы обычно боятся….; папы обычно боятся….

УПРАЖНЕНИЕ «ДОМ УЖАСОВ»

Ребенку предлагается нарисовать обитателей дома ужасов. Все страхи и ужасы после изображения выбрасываются.

УПРАЖНЕНИЕ «НАРИСУЙ СВОЙ СТРАХ , ПОБЕДИ ЕГО»

До упражнения желательно поговорить с ребенком : «Чего ты боишься, когда тебе бывает страшно , было ли такое, когда ты сильно испугался?». Затем ребенку предлагают нарисовать то, чего он боится. После рисования еще раз поговорите, чего же он конкретно боится. Затем возьмите ножницы и попросите ребенка разрезать «страх » на мелкие кусочки, а мелкие - еще на более мелкие, помогите ребенку в этом. Когда «страх » рассыплется на крошечные кусочки, покажите ребенку, что теперь его собрать невозможно. Заверните эти мелкие кусочки в большую бумагу, подойдите к мусорному ведру и выкиньте туда.

ИГРА «ЖМУРКИ»

Водящему завязывают глаза, остальные игроки бегают по комнате, издавая веселые звуки : «ку-ку» , «ля-ля» , «а вот и я!» Схватив попавшегося, водящий угадывает, кто это, и только после снимает повязку.

УПРАЖНЕНИЕ «РАССКАЖИ СВОЙ СТРАХ »

Минимальное количество участников - 2, чем больше, тем продуктивнее упражнение. В тесном доверительном круге взрослый рассказывает о детских страхах : «А вот когда я был таким, как ты, то.» Затем задает вопрос : «А у вас было такое?» «А кто чего боится, расскажите!» Дети, по желанию, рассказывают о ситуациях, когда им было страшно . Ведущий каждый раз просит поднять руку тех, у кого было похожее.

ИГРА «МАСКИ»

Минимальное количество участников – 2, но чем больше, тем интереснее и полезнее игра. На бумаге рисуются страшные маски , затем каждый участник примеряет себе любую, остается в ней какое-то время, можно потанцевать «дикие» танцы, побегать, погоняться друг за другом. Затем происходит ритуал снятия масок, все берутся за руки, улыбаются друг другу, можно плавно потанцевать.

УПРАЖНЕНИЕ «ОЧЕНЬ СТРАШНОЕ »

Каждому из детей предлагается нарисовать рисунок на тему «Что-то очень страшное » , а затем рассказать о нем.

ИГРА «ПРОГОНИ БАБУ ЯГУ»

Ребенка просят представить, что в стул залезла Баба-Яга, надо обязательно прогнать ее оттуда. Она очень боится громких криков и шумов. Ребенку предлагается прогнать Бабу Ягу, для этого надо покричать и постучать по стулу пустыми пластмассовыми бутылками.

Публикации по теме:

Что такое страх? Чего боятся наши дети? Профилактика детских страхов. Игры и упражнения на преодоление страха. Поговорим о детских страхах.

Консультация для родителей «Подвижные игры на избавление от страха темноты» Консультация для родителей «Подвижные игры на избавление от страха темноты» Очень часто ребятишки боятся темноты, представляя себе различных.

По мнению Р. А. Дмитриева заслуженного тренера Белоруссии, тренеры, обучающие начальному плаванию детей и взрослых, нередко сталкиваются.

Рекомендации для родителей «Книги для детей от 4 до 6 лет» КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 6 ЛЕТ Если ребенок до сих пор не научился и не полюбил читать – это еще не трагедия. Ни в коем случае не поддавайтесь.

Испуг – серьезный повод для беспокойства или просто каприз ребенка?

Психологи утверждают: понять причину страха – значит помочь малышу справиться с ним.

Детский страх, как и другие неприятные переживания (например, гнев) не являются однозначно вредными эмоциями. Любая эмоция выполняет определенную функцию, позволяет детям ориентироваться в окружающем мире. Страх уводит человека от опасностей. Так проявляется охранительная функция страхов. Они участвуют в инстинктивном поведении, обеспечивающем самосохранение.

Страхи у детей – сложная проблема. Огромная роль здесь, конечно, принадлежит инстинкту самосохранения. Поэтому ребенок пугается при непонятном звуке, боится неизвестных предметов, чужих людей и даже собственных родителей, когда они предстают перед ним в новом обличье. Страхи нередко порождает боль. Отсюда страх высоты у падавших детей. Врожденный, идущий от инстинкта самосохранения страх потери матери – из него проистекает страх одиночества. Кроме того, ребенок одушевляет природу – в сказках для него и животные, и растения, и вымышленные персонажи любят и ненавидят. Отсюда страхи темноты, леса, сказочных героев.

Откуда приходит ужас

Основные причины страхов у детей – неуверенность в себе, порождающая тревожность, а также издержки воспитания, ведущие к сниженному уровню ориентации в окружающем мире. Иначе говоря, развитие детей имеет прямое отношение к характеру детских страхов.

Страхи могут иметь разные причины. Исследования показывают, что девочки им подвержены больше мальчиков. Одновременно мальчики, воспитывающиеся в неполных семьях, куда больше подвластны страхам, чем те, кто воспитывается в полной семье. Огромное количество страхов испытывают дети родителей, которые постоянно ссорятся между собой. Ребенок видит, что не способен повлиять на конфликт и начинает чувствовать свою полную беспомощность. Девочки, будучи более эмоциональными, сильнее восприимчивы к конфликтным ситуациям. Страхи детей способны вырасти и из страхов их родителей. Если мама очень боится за своего ребенка, то он невольно перенимает ее опасения и начинает бояться всего вокруг.

Родителям нужно помнить: ребенок, который растет в «тепличных условиях», не сможет выработать в себе навыков психологической защиты. Он будет избегать всего, что потенциально может его испугать, вместо того, чтобы учиться преодолевать свой страх.

Зачастую, родители, не думая о последствиях и желая утихомирить ребенка, сами запугивают его. «Не съешь кашу – позову Бабу Ягу», «не будешь слушаться – отдам тебя плохой тете», и тому подобное. Страхи могут возникнуть как подражание кому-нибудь из сверстников. Бывают, что дети придумывают целые истории, связанные с собственными страхами – в данном случае это такая разновидность игры, детские страшилки. Отдельно нужно отметить страхи, возникшие после реально пережитой опасности – травма или нападение. Подобные фобии требуют еще более пристального внимания родителей.

Возрастные особенности детских переживаний

Первые страхи мы испытываем еще в младенческом возрасте. Инстинктивные реакции беспокойства типа вздрагивания при резком звуке, внезапной перемене положения присущи уже новорожденным. С месячного возраста возможны реакции беспокойства в ответ на продолжительный уход матери или шумную обстановку. К 3 месяцам ребенку легко передается тревога матери, если она волнуется.

Когда ребенку полгода, он уже не пугается при громком звуке, а смотрит на выражение лица матери, проверяя ее реакцию. Если она улыбается, давая понять, что все хорошо, ребенок быстро успокаивается. Если мать сама испугана, то этот испуг распространяется и на ребенка, усиливая его беспокойство.

Тревога в 7 месяцев – это паника как реакция на уход матери, прерывание близкого контакта. Страх посторонних взрослых в этом возрасте – проявление страха в ответ на угрозу, которая появляется извне. Эмоциональное неприятие пугающих ребенка взрослых трансформируется в последующем в образы сказочных чудовищ. Они похожи на существа из сказок вроде Бабы Яги, Бармалея, Кощея Бессмертного. Ребенок думает, что все они способны отнять жизнь либо нанести ему какой-то невосполнимый ущерб, в отличие от мамы, дающей любовь и защиту.
Родителям нужно учитывать эти возрастные особенности. Старайтесь, пока ребенок еще совсем маленький, не показывать ему свое сильное волнение – оно может негативно повлиять на вашего малыша.

Типичными возрастными переживаниями у детей 1-3 лет являются страхи одиночества, незнакомых взрослых, врачей, уколов, неожиданных резких звуков, наказания. Страхов гораздо меньше и они быстрее сходят на нет, когда в семье доминирует отец, если родители не мешают проявлению самостоятельности детей, когда они уверены в себе и способны помочь ребенку в преодолении воображаемых опасностей.

Боязнь таких сказочных образов, как Баба Яга и Бармалей, в известной мере могут отражать страх отчуждения родителей от детей при недостатке столь существенных в таком возрасте чувств любви и сочувствия. В этом случае Баба Яга даже может непроизвольно ассоциироваться с матерью. При участии родителей в играх подобные страхи быстро уходят, если ребенок сам распределяет роли. Они преодолеваются при условии поддержки со стороны родителей, отсутствия у них тревожности.

Для этого возраста характерны страхи одиночества и темноты. Ребенок при засыпании зовет маму, просит оставить свет в комнате. Многое зависит от умения родителей не создавать из этих особенностей лишней проблемы, вовремя успокоить и не настаивать на незамедлительном выполнении своих требований.

Страх смерти

Психологи утверждают: за всеми страхами ребенка скрыт неосознаваемый или осознаваемый страх смерти. Он является связующим звеном страхов у старших дошкольников, тесно связан со страхами нападения, заболевания, смерти родителей, страшных снов, темноты, животных, пожара и войны. Эти страхи имеют в основе угрозу для жизни, если не прямую, то связанную со смертью родителей, появлением в темноте чудовищ. Возникновение страха смерти означает осознание необратимости происходящих возрастных изменений. Ребенок начинает понимать, что взросление на каком-то этапе знаменует собой смерть, неизбежность которой вызывает беспокойство. Это эмоциональное неприятие рациональной необходимости умереть.

Не стоит допускать переоценки страха смерти у ребенка, но и игнорировать его так же не рекомендуется. Вот почему детей не следует пугать ради послушания ничем и никем: ни дядей, ни волком, ни лесом. Пугать чем-либо – значит пугать смертью! Воспитание страхом – это жестокое воспитание. Последствия его – тревожная мнительность, чрезмерная осторожность и подавление творческого начала.

Как помочь ребенку

В жизни малыша каждый день возникают новые ситуации. Ему хочется избавиться от страха перед неизвестностью, и обычно он идет за помощью к родителям. Если родители будут давать правдивую информацию и присутствовать при детском первоначальном изучении мира, они помогут справиться с любыми страхами.

Бывает, что перед серьезным событием в жизни ребенка, например, походом «первый раз в первый класс», ему особенно нужна поддержка. Важно в повседневной суете не бросить ребенка наедине с его тревогой! Можно рассказать ему, как вы сами пережили это событие, дать ребенку почувствовать, что он не одинок, что вы рядом и готовы его выслушать.

Иногда, возвращаясь из школы, дети приходят в пустую квартиру, что для них непривычно и страшно. Разрешите им включить телевизор, заведите кошку или собаку, чтобы ребенок мог ощутить, что он не один в доме. Когда ребенок испытывает страх, особенно важно стать его другом – убеждайте его, что он в полной безопасности, ведь все родные рядом. Степень доверия определяет дальнейшее отсутствие страхов в жизни ребенка, поэтому обсуждайте все, что могло его взволновать. Важно постоянно разговаривать с ребенком, вовлекать его в беседу. Это самое сильное средство в борьбе с детскими страхами.

Родительские ошибки

Ни в коем случае нельзя стыдить ребенка за его страх. Стыд и страх взаимосвязаны. Под влиянием насмешек из чувства стыда ребенок начинает скрывать страх, но он не исчезает, а усиливается. И малыш остается один на один со страхом. Если взрослый не поможет ему избавиться от страха, тот поработит психику ребенка. Лишенный помощи родителей, тот прибегнет к действиям, которые закрепятся как вредные привычки: начнет сосать язык, палец и т.д. Испытывающий страх и не понятый родителями ребенок – пассивен и склонен к депрессии.

Лучше никогда не оставлять сына или дочь одного в незнакомой обстановке, где возможно появление неожиданного и пугающего. Маленький ребенок должен исследовать неизвестное только рядом с взрослыми!

Дети часто испытывают страх при засыпании, ибо сталкиваются одновременно с темнотой и одиночеством. Нередко, думая, что так воспитывается мужество, родители укладывают ребенка в постель, выходят из темной комнаты и не возвращаются. И он засыпает, измученный страхом. Мужественным он не станет – наоборот, такому ребенку угрожает невроз. Более приемлем следующий путь: уложив малыша спать, вы удаляетесь, но на его зов возвращаетесь, обещаете, что окончив дела, посидите с ним. Вы рядом, и он засыпает спокойно. От страхов следует ограждать мудростью, предусмотрительностью и добротой.

Терапия творчеством и играми

Профилактикой страхов должны стать воспитание уверенного в себе и самостоятельного маленького человека, знающего то, что положено ему знать об опасностях и угрозах, но относящегося к этому отважно. Ребенок не должен наблюдать то, что ему не по возрасту: неблагоприятный финал болезни, трагические происшествия, смерть, похороны. Детей всё же лучше оставлять в их детском мире.

Если страх мучает ребенка, его можно изжить раскрытием в рисунке. Ведь все, что волнует детей, интуитивно находит отражение в их творчестве. В нем они борятся со страхами. Так, ребенок рисует чудовищ смешными и безопасными, а себя рядом с ними изображает вооруженным и смелым. В результате объекты страха теряют свою угрожающую суть. Если малыш боится привидений, можно поиграть с ним «в привидения», причем сын или дочь вполне может взять на себя роль того, что его пугает.
Игра – отличная психотерапия. В ней, как и в древних обрядах, страх изживается символическим действом, когда страшное побеждают, превращая его в нестрашное. Взрослые, играя с ребенком, при необходимости останавливают действие и обсуждают ситуацию, вызывающую страх. Ситуация повторяется столько раз, сколько требуется, чтобы ее осмыслить и разрешить.

Когда страхи будут переработаны вместе с ребенком, он обогатиться новым опытом. Изжитие страхов приведет к большему доверию к жизни, оптимизму и мужеству.

Разумеется, если страх ребенка настораживает чрезмерностью, если он беспричинен и психологически непонятен, отвлекает от реальной жизни, составляет ядро детских переживаний, следует без промедлений обратиться к детскому психиатру.


Детские страхи, в целом, нормальное явление, сопровождающее развитие и социальную адаптацию ребенка. Но если они не соответствуют возрасту, переживаются чересчур эмоционально или начинают угнетать ребенка, то для борьбы с ними требуются специальные занятия.

Непреодоленные детские страхи могут переходит во взрослую жизнь, нарушая гармоничные отношения с близкими людьми.

Страх – сильнейшая эмоция, основанная на инстинкте самосохранения. Он возникает ввиду реальной или мнимой (но воспринимаемой как реальной) опасности.

Страхи переживаются и взрослыми людьми. А в детском возрасте они могут оставить отпечаток на формировании личности. Происходит это из-за того, что опыт общения, манипуляций с предметами у ребенка очень мал, а знания об окружающем мире отсутствуют или недостаточны.

Откуда берутся: причины и особенности проявления

В начале своей жизни ребенок опасается всего нового. Он одушевляет предметы, верит в реальность сказочных персонажей и героев мультфильмов. Он слишком мал, чтобы выстроить цепь логических рассуждений, поэтому верит словам взрослых и переносит на себя их реакцию на самые разные ситуации.

Психологи выявили, что очень часто причиной возникновения страха у ребенка выступают именно взрослые люди. Порой родители излишне эмоционально предупреждают ребенка о грозящей ему опасности («Упадешь!», «Обожжешься!»), запугивают его («Отдам тебя дяде!», «Придет Баба-Яга и заберет!» и др.).

Зачастую ребенок напуган не столько самой ситуаций, сколько реакцией на нее со стороны взрослого человека. Он различает тревожные нотки в голосе, ему передается волнение.

Другими причинами, вызывающими детские страхи, являются:

  • конкретный случай – укус животного, ребенок застрял в лифте, стал участником дорожно-транспортного происшествия;
  • детская фантазия – чудовища, появляющиеся в темноте или определенном месте (шкаф, чердак, лес);
  • семейные конфликты – ребенок боится стать причиной ссор родителей, ощущает вину за ее возникновение;
  • отношения со сверстниками – если ребенок становится объектом насмешек, оскорблений, то возникает страх перед общением с ровесниками;
  • невроз – расстройство, требующее консультации специалиста, часто является причиной страхов, не свойственных детям данного возраста или протекающих чересчур эмоционально.

Увеличению количества страхов способствуют следующие факторы:

  • наличие страхов у родителей;
  • строгость в воспитании, ограничения в шумных эмоциональных играх;
  • отсутствие товарищей по играм;
  • нервно-психические перегрузки матери, вынужденной или сознательно взявшей на себя роль главы семьи;
  • гиперопека со стороны родителей;
  • воспитание в неполной семье.

Очень многие страхи возникают у ребенка именно в процессе его воспитания, что необходимо учитывать родителям.

Возрастные фобии и виды

Взросление ребенка сопровождается появлением тех или иных страхов. Такие возрастные фобии — признак нормального развития, кроме того, они важны для маленького человека, так как являются этапами адаптации к условиям окружающего мира.


Психология определяет следующие возрастные отрезки и появляющиеся в этот период виды страхов:

  • От рождения до полугода. Ребенка пугают резкие громкие звуки и резкие движения взрослых. Возникает страх перед потерей общей поддержки.
  • 7 месяцев – год . В этот период ребенок боится громких звуков (шум пылесоса, громкая музыка), незнакомых людей, любой неожиданной ситуации, в том числе смены окружающей обстановки. Этому возрасту присущ страх высоты, ребенок опасается сливного отверстия ванной или бассейна.
  • 1-2 года . Фобии предыдущего возрастного периода могут сохраняться, прибавляется страх получить травму, что связано с активным освоением двигательных навыков. Очень силен страх разлуки с родителями. Ребенок может бояться сновидений, этому сопутствует страх засыпания.
  • 2-3 года . Сохраняется страх разлуки с родителями, появляется страх отвержения с их стороны. Могут сильно пугать изменения привычного уклада жизни (появление нового члена семьи, развод родителей, смерть близкого родственника). Вызывают страх природные явления (гром, град, молния). Остается боязнь сновидений, особенно если снятся кошмары.
  • 3-5 лет . В этом возрасте дети осознают конечность жизни и начинают бояться смерти (своей, близких людей и вообще смерти). В связи с этим появляются страхи тяжело заболеть, пожара, нападения бандитов, укуса ядовитых насекомых и змей. Остается страх перед стихией.
  • 5-7 лет . В этом возрасте дети боятся потеряться и даже просто остаться одни. Появляется страх перед зловещими существами и чудовищами. Этот период характеризуется и школьными страхами, что связано с поступлением в 1 класс. Дети боятся несоответствия образу хорошего ученика. Появляется боязнь физического насилия.
  • 7-8 лет . Школьные страхи продолжают существовать. Обычно ребенок боится опозданий в школу, невыполнения заданий учителя и наказания за эти проступки – плохая отметка, запись в дневнике. Страх одиночества становится глубже и переживается как утрата любви и непринятие со стороны родителей, учителя, сверстников. Появляются страхи темных мест (подвал, чердак) и любых реальных катастроф. Остается страх перед физическими наказаниями.
  • 8-9 лет. Страх перед собственной неудачей в учебе или игровом состязании, перед собственными неблаговидными поступками, замеченными другими людьми. Дети этого возраста боятся поссориться с родителями или потерять их. Страх перед физическим насилием.
  • 9-11 лет . Продолжают пугать неудачи в учебе и спорте, появляется страх перед «плохими» людьми – хулиганами, ворами, наркоманами и др. Страх высоты и кружения (на аттракционах), тяжелой болезни. Страх перед некоторыми животными (пауки, змеи, собаки).
  • 11-13 лет . Ребенок вступает в подростковый возраст, поэтому глубоки страхи показаться глупым, некрасивым, неудачным, особенно в компании сверстников, но и мнение взрослых играет не последнюю роль. С осознанием физиологического взросления появляется страх перед сексуальным насилием. Остается страх смерти.

Все эти фобии являются нормальным проявлением возрастных особенностей. Преодоление таких страхов происходит постепенно с переходом в другую возрастную категорию.

Последствия и диагностика

Страх – своеобразная защитная функция организма. Если он проявляется соответственно возрасту, то легко поддается коррекции, да и проходит самостоятельно.

Патологический же страх, особенно проявляющийся в крайних формах, таких как ужас или эмоциональный шок, может затормозить развитие и привести к формированию особых качеств личности: замкнутость, неуверенность в себе, безынициативность. В этом случае без консультации специалиста не обойтись.

Непреодоленные страхи могут повлиять и на взрослую жизнь человека, мешать гармоничной семейной жизни, передаваться его детям.

Чтобы побороть детские страхи, необходимо их диагностировать. Трудность диагностики у детей дошкольного возраста заключается в том, что они не говорят о своих страхах. Их наличие родители могут заметить по поведению ребенка:

  • нервозности;
  • капризности;
  • беспокойному сну;
  • некоторым привычкам (грызет ногти, накручивает на палец волосы).

Диагностика детских страхов ставит целью выявить их причину. Все методики опираются на типичные особенности детской психики. Их несколько:

  • рисование – на произвольную или заданную тему (семья, школа, детский сад, можно попросить нарисовать свой страх), рисунок расшифровывается по совокупности аспектов (тематика, цвет, расположение фигур, четкость линий и др.);
  • лепка – по смыслу идентичный предыдущему метод, подходит для детей, которые не любят/не хотят рисовать;
  • специальные истории или сказки – можно попросить ребенка придумать сказку или закончить прерванную в кульминационный момент, подходит для детей старше 5 лет;
  • беседа с ребенком – вопросы должны быть тщательно продуманы, заданы в доступной для понимания форме, нельзя излишне заострять на чем-то внимание, чтобы не спровоцировать появление новых страхов, вопросы могут быть и конкретными («Ты боишься оставаться один в комнате?»).

Диагностика – первый, но очень важный шаг в коррекции детских страхов.

Как бороться родителям

В преодолении детских страхов очень многое зависит от родителей. Психологи дают следующие рекомендации:

  1. К страхам ребенка нужно отнестись со всей серьезностью, какими бы нелепыми они не казались.
  2. Не следует ругать и наказывать ребенка за трусость. Этим вы только спровоцируете новые проблемы (недовольство собой, боязнь не соответствовать ожиданиям родителей).
  3. Говорите с ребенком о его страхах (кроме прочего, вы узнаете из таких бесед, чего он боится). Беседа должна проходить в спокойном доброжелательном тоне, без акцентирования на какой-то фобии.
  4. Попробуйте мягко переубедить ребенка, но не путем преуменьшения страха, а способом изменения к нему отношения. Используйте собственный пример, возможно, в виде рассказа о том, что вы тоже боялись этого в детстве и как вам удалось победить свой страх.
  5. Уверяйте ребенка в том, что рядом с вами он в безопасности.
  6. Отвлеките его каким-то интересным занятием, игрой.
  7. Не вырабатывайте у ребенка «привыкание» к страху (например, если он боится темноты, не оставляйте в темной комнате). Последствия таких действий могут быть печальными для развития и здоровья ребенка.

Главная задача родителей – помочь ребенку преодолеть страх. Избавиться от него ребенок может только самостоятельно, но без вашей поддержки ему не обойтись.

Способы коррекции детских страхов

После этапа диагностики начинается работа психолога по коррекции детских страхов. Существует несколько методик, которые помогают ребенку преодолеть тревожность, полнее раскрыть свои личностные качества, стать более раскрепощенным.

Методики могут использоваться в совокупности или по отдельности, среди них нет более или менее эффективных. Но все они должны соответствовать особенностям ребенка и не идти вразрез с его желаниями (если ребенок не любит и не хочет рисовать, то не следует использовать такие формы занятий).

Методы и приемы работы с детскими страхами разнообразны.

С помощью сказок

Это методика заключается в чтении ребенку специально придуманных психологом или тщательно подобранных сказок. Они подаются таким образом, чтобы эмоционально переживая сюжет, ребенок почувствовал себя сильным, храбрым.

Сказки со «страшными» эпизодами способствуют формированию приемов преодоления эмоционального напряжения. Но если у ребенка страх конкретного сказочного персонажа (например, Бабы-Яги), то страшные истории с его участием ребенку лучше не читать, особенно перед сном.

Методика игры

Игра – важный вид деятельности ребенка. Психологи доказали ее терапевтический эффект. Психологически направленная игра позволяет пережить травмирующее обстоятельство в выдуманном мире. В таких условиях оно предстает значительно ослабленным, а значит, преодолевается легче.

Такие игры помогают ребенку не только постепенно избавиться от конкретного страха, но и преодолеть замкнутость и неуверенность в себе.

Терапия

В эту методику входят различные приемы оздоровления психического состояния ребенка средствами различных искусств и информации, получаемой от органов чувств:

  • рисунки – с помощью изображения предмета своего страха, рассматривания его мельчайших подробностей ребенок постепенно приходит к его преодолению, анализ рисунков проводится вместе с ребенком и сопровождается доброжелательной беседой, хорошие результаты дает трансформация нарисованного объекта страха (сделать его смешным);
  • музыкотерапия – подбор специальных мелодий, оказывающих успокаивающее, расслабляющее действие, методика часто сочетается с другими формами работы;
  • танцетерапия – сочетает влияние музыки и движений тела, отвлекает ребенка от страхов, учит понимать язык своего тела, формирует способность корректировать эмоции, выражать их с помощью движений;
  • ароматерапия – сопровождает применение других методик, заключается в подборе ароматов успокаивающих, улучшающих циркуляцию крови и познавательные процессы;
  • цветотерапия – суть заключается в оформлении личного, рабочего или игрового пространства в определенной цветовой гамме, применением метода достигается положительная динамика психического развития, уменьшение тревожности.

Наиболее эффективным будет системный подход, но и применение отдельных методик пойдет на пользу ребенку.

Существует ли профилактика?

Многие детские страхи можно предупредить и предотвратить. Большая роль в профилактике отводится родителям и взрослым, осуществляющим воспитание (бабушкам, воспитателям, учителям).

  • ребенку нужен не наставник и руководитель, а любящий и понимающий человек в лице мамы и папы;
  • ощущение собственной ненужности оказывает сильнейшее негативное влияние на всю жизнь маленького человека, найдите для него время ежедневно, несмотря на свою усталость и заботы;
  • не ограничивайте ребенка в общении с ровесниками;
  • ребенку необходимо время для шумных игр;
  • не пугайте ребенка врачами, полицией, собаками, ничем и никем, ребенок все воспринимает всерьез.

Многие детские страхи можно было бы предотвратить, если бы родители знали, как правильно вести себя в некоторых ситуациях по отношению к ребенку. Страхи могут появляться очень быстро, а вот для избавления от них нужно длительное время и усилия всей семьи.

Если вы заметили у ребенка проявление страха и не знаете, как поступить, обратитесь в специалисту-психологу. Он даст нужные рекомендации, следуя которым, вы поможете своему ребенку преодолеть его фобии.

Видео: Детские страхи. Как научить детей справляться со страхами

В большинстве своем того же, чего боялись и мы их возрасте, а именно: одиночества, чужих людей, врачей, крови, фантастических существ вроде Бабы-Яги, Серого Волка или злобной Буки. Кроме того, во все времена и у всех народов отмечались характерные страхи, обусловленные общими закономерностями развития психики: страх потерять маму, боязнь темноты, ужас перед животными.

Многие современные дети всерьез боятся апокалипсиса (спасибо блокбастерам), маньяков (отдельная благодарность СМИ) и даже экономического кризиса (пугает малышей в основном то, что у родителей нет денег и они постоянно злятся). К приметам времени можно отнести и чрезмерное обособление детей. Городские ребятишки, как правило, испытывают недостаток общения, и в результате у живущих под неусыпным родительским контролем крох формируются слишком интенсивные страхи одиночества, темноты и сказочных чудовищ. Этому способствует и слишком ранняя интеллектуализация современных малышей, особенно если в жертву ей приносятся коллективные подвижные игры, развивающие эмоциональную сферу.

1. Страх одиночества

Это один их главных детских страхов, пик его приходится на 2−3-летний возраст (причем мальчики боятся одиночества больше, чем девочки). Страх одиночества основывается на боязни внезапного нападения (когда ты один, ты наиболее уязвим и беззащитен) и страхе перед злыми сказочными персонажами. Если у ребенка есть возможность полноценно общаться со сверстниками, страх одиночества посещает его гораздо реже. А вот общество чрезмерно опекающих взрослых не позволяет малышу сформировать собственные механизмы психологической защиты.

Что делать?

Лучшая профилактика — хорошо налаженное общение малыша с другими детьми. Не обязательно отдавать ребенка в детсад, достаточно регулярных встреч со сверстниками на детских площадках, во дворе и на «развивалках». Ну и, разумеется, постарайтесь не «душить» наследника заботой и контролем.

2. Боязнь фантастических существ

Этап первый. Во сне

Многочисленная «корпорация монстров» донимает деток в возрасте от 2 до 5−6 лет. Первые кошмары (чаще всего посещают сновидения малышей, у которых непросто складываются отношения с папой) — это, как правило, Волк, Кощей, Бармалей и прочие «мужские персонажи». Ближе к 3−4 годам появляются женские страшилки — Баба-яга и Ведьма (подобные сны отражают проблемы в отношениях с мамой). Такие страхи характерны для детей строгих, эмоционально холодных или, напротив, «взрывоопасных» и скорых на расправу родителей.

Что делать?

Спокойствие, доброта и родительская ласка — лучшая профилактика ночных кошмаров. Обнимайте и целуйте ребенка перед сном и в течение дня; заботьтесь о том, чтобы у него было достаточно впечатлений, подвижных игр и общения (но не чрезмерно!), а также о том, чтобы малыш поужинал и лег спать не слишком поздно, в хорошо проветренном помещении.

Этап второй. Наяву

В 4−5 лет страшные существа «выходят из сумрака», и ребенок может быть подвержен страхам даже днем. Все эти бяки-буки — словно антиподы родителей (если те добрые и спокойные) или, что бывает чаще, их «тени» — та часть родительских личностей, которую детки признавать не могут и не хотят, ведь любой ребенок по возможности до последнего верит, что мама с папой все-таки хорошие.

Что делать?

В этом возрасте для борьбы со страхами стоит использовать сказкотерапию, рисуночную или игровую терапию. Страшное существо можно нарисовать, чтобы потом «подарить» ему портрет и тем самым задобрить его и подружиться с ним. А можно, напротив, торжественно сжечь рисунок, чтобы окончательно избавиться от незваного гостя.

3. Боязнь чужих людей

Впервые этот страх появляется у ребенка рано — в 8 месяцев. Малыш может разрыдаться при виде чужого человека даже сидя на ручках у мамы. В норме через этот этап проходят все дети, и примерно после года страх утихает — на смену ему приходит интерес к людям. Но иногда повышенная тревожность при контактах с незнакомцами сохраняется надолго и даже закрепляется как черта характера — например, если мама всегда с опаской смотрит на окружающих. В младшем школьном возрасте, когда круг общения ребенка резко расширяется, проблема страха перед чужими вновь становится актуальной. В норме ребенок быстро адаптируется к новым условиям, но иногда робость и опасливое отношение к людям становятся стилем общения — как правило, это «заслуга» родителей

Что делать?

В наш неспокойный век совершенно естественным представляется воспитание ра­зум­ной осторожности по отношению к реально существующим опасностям (чужие машины, незнакомые взрослые). Кто предупрежден, тот вооружен! Но делать это следует без фанатизма и на доступном малышу уровне. Главное — чувство меры! Мы не должны превратить ребенка в человека с манией преследования, с базовым ощущением, что мир страшен и суров.

Нельзя намеренно пугать малыша реально существующими персонажами — милиционером, например. Так вы формируете у него искаженную модель правосознания, отрицание правоохранительной системы как таковой и возможности сотрудничества с ее представителями. Случись что в дальнейшем, обратиться в милицию будет последним, что придет в голову вашему повзрослевшему чаду, тогда как это может спасти чью-то жизнь — и его собственную в том числе.

4. Навязчивые страхи

Существуют страхи, которые свидетельствуют о неблагополучии в детской психике. Желательно распознать их как можно раньше, чтобы успеть скорректировать проблему. Навязчивые страхи или фобии развиваются при неврозах, а изредка — при шизофрении. Это неподконтрольные состояния, при которых малыш не просто боится — он испытывает ужас. Наиболее типичные фобии — это боязнь заражения каким-либо заболеванием, страх смерти, открытых или закрытых пространств, публичных выступлений.

Сверхценные страхи — это, например, боязнь темноты, привидений, определенных предметов, собак или насекомых. Ребенок убежден в обоснованности своих страхов: привидение может утащить его в свой мир, а пауки «кусаются». Вы скажете, что у многих совершенно нормальных детей бывают такие страхи, однако насторожить должен не факт их наличия, а чрезмерная выраженность или слишком большое их количество — когда ребенок одновременно боится и того, и другого, и пятого-десятого. Как правило, такие страхи появляются при невротических расстройствах.

Бредовые страхи отличаются переживанием скрытой угрозы, сопровождаются постоянной тревогой и настороженностью, а возникают «на ровном месте», без психотравмирующей ситуации. Такие страхи практически не поддаются коррекции и нередко являются признаком серьезных психических расстройств, в первую очередь — шизо­фре­нии. Это, например, бред преследования, отравления, нападения механизмов.

Ночные страхи возникают во время сна (ими страдает 2−3% детей). Спящий ребенок становится беспокойным, плачет, часто зовет маму, но не узнает ее, а утром обычно не помнит о том, что случилось ночью и что же его так напугало. Причину следует искать в стрессе или страхе, пережитом наяву, однако виновником может оказаться и невроз или какое-либо нарушение в развитии головного мозга (минимальная мозговая дисфункция).

5. Боязнь животных

Страх перед животными, даже самыми безобидными, возникает в 2−3 года, и если к этому времени он не преодолен, то его второй пик придется на 5−7 лет. Этот страх вызывается либо психотравмирующим опытом (малыша покусала собака), либо внушением (тревожная мама «поделилась» с ребенком своими проблемами). Внушение может быть прямое («Не подходи — укусит!!!») или косвенное (комментарии к телесюжетам, болтовня мамочек на детской площадке под девизом «Вы подумайте, какой ужас!»).

Что делать?

Трижды подумайте, чего вы на самом деле хотите — воспитать в ребенке разумную осторожность (то есть привить основные навыки безопасного поведения — не дразнить животное, не размахивать руками, не бежать) или вызвать в малыше панический страх перед любым зверем? Ответ, как представляется, очевиден. А если страх уже сформировался, постарайтесь с ним «подружиться»: рисуйте то, что вызывает боязнь, придумывайте про это сказки, играйте в игру, где надо помочь мальчику, который, например, боится собак.

Еще несколько страхов и 5 условий победы над ними

6. Боязнь врачей, боли и крови

В возрасте 2−3 лет этот страх выходит на первое место — с ним сталкивается каждый второй ребенок. Подоплека явления понятна — так проявляет себя инстинкт самосохранения. Наиболее подвержены этой боязни дети тех родителей, которые и сами испытывают трепет перед «людьми в белых халатах».

Что делать?

Не нагнетать обстановку, не заводить разговоров о визите к врачу задолго до события, не обсуждать при ребенке некомпетентность докторов или разнообразные «несчастные случаи». Обманывать чадо — мол, «тетя доктор ничего тебе делать не будет» — тоже не стоит, ведь в данном случае разумное дитя вправе задать резонный вопрос: «А зачем же мы тогда к ней идем?» Вместо этого спокойно объясняем малышу, что ходить к врачу необходимо, это нормальная часть жизни и так делают абсолютно все.

7. Страх смерти

Главный страх детей старшего дошкольного возраста появляется в возрасте 5−7 лет и чаще всего приходит во сне. Это отражение осознания жизненного цикла и неотвратимости предстоящих перемен — взросления, старения, исчезновения. Появление этого страха — своеобразный «маркер» того, что ребенок вырос и его чувства и эмоции приобрели некоторую глубину. Это период щемяще-трогательных фраз вроде: «Мамочка, ты никогда не умрешь!»

Ребенок понимает неизбежность течения жизни, но не принимает ее, не может смириться с тем, что смертен и он сам, и его родные. От невозможности избежать неотвратимого и рождается страх. Малыши видят во сне, что они умерли, им снятся кошмары про похороны и всяческие опасные ситуации, связанные со смертью. Чуть позже приходят сны, символизирующие осознание своего места в мире и значимости родных, — ребенку может присниться, например, что скончался кто-то из родителей (отголосок страха потери матери). Вместе со страхом смерти появляются также боязнь хулиганов, войны, стихийных бедствий (ведь всё это — прямая угроза жизни), а также страх перед представителями иного мира, посланниками неизведанного и жуткого небытия.

Что делать?

Разумнее всего переждать этот период, по возможности ограждая ребенка от непосильных для детской психики переживаний — насилия на экране, разговоров о болезнях, смерти и о том, «как страшно жить». Постепенно малыш примет устройство мира, боязнь смерти притупится и уйдет на задний план. Спокойно говорите с чадом о том, что хотя смерть и случается со всеми людьми, однако придет она еще очень-очень нескоро, и малыш, и все его родные проживут вместе еще много долгих и счастливых лет, а болезни совсем не означают непременной кончины. Приводите конкретные примеры: «Вот дядя Миша болел недавно, но выздоровел и жив-здоров; и твои друзья в садике болели, как и ты, и все прекрасно живут-поживают дальше». Ситуация может сильно усложниться, если именно на этот период пришелся факт реальной смерти кого-то из близких или даже домашнего животного. В этом случае вам может понадобиться помощь детского психолога.

8. Страх темноты

Универсальная фобия, которая может появиться в 2 года и продолжаться чуть ли не до подросткового возраста. Это отражение и продолжение страха смерти, боязни небытия (в темноте можно исчезнуть, раствориться, пропасть), страх перед чем-то неподконтрольным, неосознаваемым и потенциально опасным. Боязнь темноты часто связана со страхом перед сказочными персонажами — ребенку кажется, что бяки-буки живут в укромных уголках и от них невозможно защититься. Кроме того, темнота ассоциируется с ночью, а в это время карапуз наиболее уязвим, ведь все вокруг спят и помочь ему не могут.

Что делать?

Постарайтесь сделать так, чтобы отход ко сну был для ребенка максимально комфортным. Почитайте добрую сказку — без чудищ, опасных ситуаций, ссор и угроз, обнимите кроху, погладьте, сделайте ему расслаб­ляющий массаж и не уходите из комнаты, пока трусишка не уснет.

9. Страх «несоответствия»

С поступлением в 1-й класс для ребятишек все более важной становится задача «вписаться» в коллектив сверстников и соответствовать требованиям взрослых — родителей и преподавателей. Иными словами — освоиться с новой социальной ролью школьника (а для малышей, не посещавших сад, в новинку будет и роль члена детского коллектива). В этом возрасте дети уже способны оценить свои поступки, и это становится дополнительным источником тревог и страхов — ученики боятся, например, опоздать на урок, не выполнить задание и получить двойку.

Что делать?

Важно не «перегрузить» ребенка моральной ответственностью: не «давить» на школяра в случае неудач, но и не способствовать формированию безответственного характера. Не пугайте первоклашку рассказами о его многочисленных обязанностях и о том, что будет, если он вдруг не справится. Не обсуждайте с ним и при нем недостатки преподавателей и школьной администрации. Не рассказывайте «жуткие» истории из собственного детства! Словом, ваша задача — не сформировать у детки представление, будто школа — это неотвратимый кошмар.

Не нацеливайте ребенка учиться на одни пятерки — ведь завышенные притязания родителей ведут к тому, что дети испытывают дополнительный страх им не соответствовать. В случае неудач не ругайте и не запугивайте наследника, лучше разберите ситуацию и по возможности помогите — расскажите, например, что и у вас не все бывало гладко (а это святая правда), но вы все же справились. Ребенок должен чувствовать, что родители — его надежный тыл и что приключившиеся у него проблемы вовсе не уникальны — у других они тоже есть и справиться с ними реально.

Дети чаще подвержены страхам, если:

  • они растут в психологически неблагополучных семьях, где постоянно происходят конфликты
  • их родители чрезмерно строги, бескомпромиссны и требовательны
  • они единственные наследники гиперопекающих родителей
  • их мамы слишком рано вышли на работу
  • их мамы и папы развелись, когда детям было 5−7 лет — в этом возрасте должна происходить идентификация ребенка с родителем своего пола
  • они «поздние» дети родителей старше 35−40 лет
  • их родители тревожны и сами страдают от каких-либо страхов. Кстати: наибольшее количество страхов отмечается у малышей 3−5 лет, а самые сильные переживания характерны для детей 6−8-летнего возраста

5 условий победы

Воспитание.

Учитывайте особенности именно вашего ребенка — его темперамент, условия развития, интересы и склонности и старайтесь сформировать систему адекватных воспитательных мер. Чем жестче и эмоционально холоднее отец и мать или, напротив, если их опека и любовь «удушают», тем труднее приходится крохе.

Общение и эмоции.

Создайте малышу условия для полноценного развития и общения со сверстниками. Следите за тем, чтобы он проводил достаточно времени на свежем воздухе. И ни в коем случае не стремитесь к ранней интеллектуализации чада в ущерб его эмоциональному развитию.

Родительские страхи.

Ребенок — ваше отражение, и большинство страхов он получает «по наследству». Если родители тревожны, мнительны и не уверены в себе, нет ничего удивительно в том, что дети становятся их маленькими копиями.

Семья.

Дорогие мамы и папы, по возможности не расставайтесь с малышом в первые годы его жизни. Сам факт вашего присутствия рядом с деткой — уже надежная страховка от тревог и опасений.

Без насмешек и обвинений!

Маленький человек имеет право бояться и еще не умеет самостоятельно справляться со своими страхами. И это не повод его наказывать, смеяться над ним или сравнивать с другими детьми, которым якобы «ничего не страшно».