Что приемный ребенок. В вашей семье появился приемный ребенок. Что дальше? Усыновлять лучше младенца

Приемные дети, как правило, с малых лет видели взрослую страшную изнанку жизни. Они настолько исстрадались, что пока не могут быть вам опорой. Поэтому нужно искать поддержку у других людей. Не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам (педагогам и психологам) и к другим приемным родителям, у которых есть удачный опыт принятия ребенка в семью. Посещайте психологические центры, сайты и форумы. Вы почувствуете, что вы не одиноки и получите ценные рекомендации.

Очень важно понимать, что приемные родители никогда не станут кровным, хотя могут быть очень близкими людьми. И если вы сумеете удержаться от соблазна конкурировать с его биологическими отцом и матерью, если сможете терпеливо относиться к тому, что ребенок принес собой из прошлой жизни, то он ответит вам, как минимум, неравнодушием.

Во-вторых, неоценимую возможность стать родителем. Повесить на стену портрет семьи, нарисованный неумелыми детскими ручками. Слышать каждый вечер: «Спокойной ночи, мама!». А главное – видеть, как одинокий комочек жизни превращается в сильного человека, умеющего любить. И помогая ему, вы сами становитесь духовно чище и взрослее.

Вот примеры из жизни .

1. Молодые родители взяли девочку из детского дома. Малышке была всего неделя от роду. Приемная мама мечтала о том, чтобы накормить ребенка грудью. С помощью определенной техники и сильного желания у нее появилось молоко!

2. Семья взяла двух братьев: младшему было пять лет, а старшему – уже шестнадцать. С подростком сразу возникли большие трудности: он грубил, поздно приходил домой, выпивал. Когда ему исполнилось восемнадцать, он поступил в институт и переехал в общежитие. Однако те два года, которые он провел в семье, не прошли даром. Он по-своему привязался к приемным родителям и постоянно им звонит, интересуется их самочувствием. А время от времени приезжает и с удовольствием общается с младшим братом.

3. Женщина очень переживала из-за проблем с приемным сыном: у него были вспышки неконтролируемой агрессии. В садике педагоги не могли найти на него управу. Она обратилась к психологу. Квалифицированная помощь и материнское терпение сделали свое дело. Мальчик все реже впадает в состояние ярости и учится контролировать свой гнев. А сейчас он заботится о младшей сестре, которую тоже взяли из детского дома. Тон передает ей душевное тепло, которое получает сам.

Ребенку нужна семья! Никакое даже самое лучшее учреждение не сможет заменить родных людей и создать настоящую семейную атмосферу – казалось бы, это понятно и очевидно. И на вопросы о том, что семья может дать ребенку, следуют ответы: заботу, поддержку, лечение, удовлетворение потребностей, важные навыки и умения. Однако иногда этого бывает недостаточно – ожидаемого счастья и гармонии не наступает, и семья приходит на консультацию к специалисту, чтобы разобраться, в чем дело. Причин может быть довольно много, но среди них есть те, которые повторяются с завидной регулярностью.

Сильный уверенный взрослый. Многим (на самом деле не только приемным, но и кровным) хочется быть уверенными в том, что взрослые, смогут справиться с любыми, даже самыми сложными задачами. Это происходит, потому что однажды ребенок уже имел опыт того, как взрослые не смогли с чем-то справиться, и он остался без их помощи и поддержки. Поэтому у него есть опасения, что тот, кто сейчас рядом, вполне может оказаться таким же ненадежным человеком. Именно поэтому ребенок проверяет «на прочность» новых родителей, предлагая ему все новые и новые ситуации для решения, например, недовольство воспитателей, учителей и родителей других детей.

Часто дети путают понятия «сила» и «защита» и всевозможными способами доводят взрослого до состояния ярости и гнева, в котором взрослый выглядит хоть и страшно, но зато явно сильно и могущественно.

Готовясь к приему ребенка в свою семью, имеет смысл подумать над тем, что даст ему чувство уверенности в вашей семье, какие слова или действия подчеркнут стойкость взрослых в сложных ситуациях.

Принятие сложных событий личной истории. Приходя в семью, ребенок приносит вместе с собой и , которая зачастую полна довольно сложных событий: смертей, преступлений, насилия, отвержения. И в этой ситуации взрослые не должны игнорировать прошлое ребенка и делать вид, что его не было, а постараться .

Понимание того, что происходило, и что чувствовал ребенок, действительно очень важно. Но не менее важно и то, что все эти события были и останутся частью его жизни – и, кроме их признания, нужно найти силы двигаться дальше.

К сожалению, иногда случается так, что боль за прошлое ребенка захватывает настолько, что за бессилием изменить ситуацию и ненавистью к тем, кто ее причинил, взрослый теряет понимание, а как же, собственно, помочь ребенку это пережить.

Здесь может быть ценным обращение к собственному жизненному опыту: кто и каким образом помогал в детстве справляться со сложными ситуациями, кто помогает теперь, какие стратегии можно использовать и что точно не работает.

Понимание потребностей развития. Попадая в новую семью, а в месте с этим и в более безопасную среду, ребенок может начать вести себя так, как будто он . Это явление называется регрессом и связано с несколькими причинами. Например, когда ребенок был вынужден в силу ряда обстоятельств быть взрослым, а теперь он может наверстать упущенное. Еще одна причина – с новыми родителями ему хочется прожить все стадии детства и почувствовать, что значит быть ребенком.

Несмотря на известность этого явления, новая семья может оказаться не готовой к тому, как это выглядит в реальной жизни: ребенок десяти лет плачет, как двухлетка, и бьется в истерике, а умеющий пользоваться туалетом ребенок вдруг начинает требовать памперс и соску, сюсюкать, ползать и кричать. «Ведет себя, как ненормальный», «Просто издевается!», «Он же все понимает! Зачем так делать?» – с такими вопросами приемные семьи могут обратиться к специалисту, потому что многие проявления регресса вызывают у них .

Готовясь принять ребенка определенного возраста в свою семью, попробуйте представить, каким он был младенцем, трехлеткой или младшим школьником.

Бывает так, что семья хочет принять ребенка более старшего возраста именно потому, что все, что связано с малышами (капризы, кормление, пеленки), хочется оставить позади. И здесь очень важно именно на стадии принятия решения оценить свою готовность к взаимодействию именно с маленьким ребенком, пусть и чисто психологически.

Родительское участие и поддержка. К сожалению, в нашей культуре роли родителей и воспитателя-наставника могут смешиваться, и родитель берет на себя функции по обучению, научению, натаскиванию, вместо того чтобы помогать, ободрять, поддерживать.

Когда приемный ребенок попадает в новую семью, зачастую оказывается так, что он очень многого не знает и не умеет. И взрослым хочется как можно скорее всему его научить, все показать и рассказать. А если ребенок уже ходит в школу, то очень быстро : уроки, кружки, дополнительные занятия. И здесь, к сожалению, может потеряться то важное, что может дать именно родитель, – участие и принятие в любой ситуации.

То время, которое может быть потрачено просто на то, чтобы побыть вместе, тратится на что-то полезное для обучения и развития. В результате упускается как раз самое важное – время на то, чтобы узнать друг друга, сказать хорошие и ободряющие слова, пообниматься.

Познавательная деятельность идет намного успешнее, когда ребенок спокоен в эмоциональном плане. Потому что в самом обычном развитии все происходит именно так: сначала несколько лет принятия, наполнения, а только потом – обучение. Если для будущих приемных родителей главной ценностью является образование ребенка, желание дать ему как можно больше знаний – лучше заранее поискать место, время и способы для того, чтобы организовать поддерживающий эмоциональный контакт, подумать над тем, зачем и для чего он нужен.

Джессика Франтова , психолог, преподаватель Школы приемных родителей

За долгие годы общения с семьями, в которых есть , мы столкнулись с огромным количеством ситуаций и судеб. Мы увидели, сколько в этих историях радости и тревоги, надежды и переживаний, отчаяния и счастья. Мы решили отразить опыт таких семей в публикациях, подготовленных приемными родителями или детьми, и сегодня представляем новую рубрику ‒ «Дневник приемной семьи». Первый текст для нее ‒ это записи нашей читательницы, Надежды К., которые она вела в первые месяцы после удочерения маленькой Насти. Откровенная история о том, «как все было хорошо, а потом началось…»

16 ноября

Все позади. Мы наконец-то дома. Все эти бесконечные сомнения, страхи, разговоры, документы, ожидания – все позади, и наша малышка Настенька дома.

19 ноября

Настюша активно изучает дом. Свою комнату, одежду. Сразу полюбила розовый сарафанчик и третий день тянется с утра только к нему. К игрушкам оказалась равнодушна, к нашему удивлению. А вот купание – восторг! Там игрушки только подавай, и плещется - за уши из ванны не вытянуть!

25 ноября

Идет вторая неделя, я уже успокоилась, страх, что «не получится» прошел, все хорошо. Я уже забыла про горы своих интернетных подборок на темы всяких проблем с адаптацией приемных деток, это все не про нас, у нас идиллия! Я уже не ощущала нервозности первых дней, успокоилась. Но в какой-то день, когда я пошла в ванну, Настюша побежала за мной. Я увела ее обратно в комнату, к папе. Она в крик. «Хочу с тобой! Я с тобой!!!» и бежит за мной, рвется в ванную. Минут двадцать уговариваем-убеждаем. Ни в какую. Слезы, ор, крик. Отвлекаем мультиками, чем угодно – без толку. Как бесенок вселился. Рвется силой в ванную, падает под дверью на пол, бьется на полу и орет. Я все же приняла бегом душ, под дикий ор и истерику. Мы были в шоке, не были готовы к такой резкой смене. Это было вдруг, неожиданно, не с чего, на пустом месте. И дальше началось… Обуваться – истерика, платье – колючее (фланелевое!), мультик не тот ‒ истерика, нельзя брать ножницы ‒ истерика, подождать две минуты, пока развешу белье и будем играть ‒ истерика: нет, бросай белье и давай играть сию минуту. Я вспомнила все, чего начиталась, была терпелива, отвечала только спокойно, уговаривая себя, что это вот-вот пройдет. Но это не проходило. Спасть Настя хотела с нами, и ночью просыпалась и звала, просилась к нам. Муж терпеливо отводил ее назад в кроватку. Так по нескольку раз за ночь. В какой-то момент, когда Настя не давала мне готовить ужин, требуя сидеть рядом с ней, пока он играет с куклой (даже не играть, просто сидеть!), я не выдержала, схватила ее за ручку, отволокла в комнату, прикрикнула, велела играть тихо, пока мама готовит всем ужин. Настена снова в крик. Я схватилась за голову, я была в ужасе от того, что я так грубо поступила с ребенком. Но как быть по-другому, я уже не знала. Настя продолжала биться в истерике. Через несколько минут я подошла к ней, села к ней на пол, сгребла ее в охапку, сказала, что я ее очень-очень люблю, но мне нужно время приготовить еду. Настя продолжала реветь. Я оставила ее плачущую и ушла на кухню. Минут через пять она затихла. Больше в этот вечер она не истерила, но я была в ужасном состоянии и не знала, что делать.

27 ноября

Сказать, что я в растерянности, ничего не сказать. Мне не говорили, что Настя может быть такой. Я не готова к этому! В голову лезут самые , в которых я даже боюсь признаться самой себе. О , о статистике по детям, которых вернули в детские дома, не справившись с ролью родителей. Муж тоже не знает, что делать. Сегодня мы держали друг друга за руки и молча, без слов, говорили друг другу, что еще немножко надо потерпеть.

29 ноября

Истерики Насти не дают возможности быть мягкой и терпеливой. Хоть как-то привести ее в чувство во время очередного ора можно было только очень жестким «нельзя». Договорились с мужем, что каждый раз каждое нельзя будем сопровождать словами «Я тебя люблю». Ругаемся на нее и говорим, что все равно ее любим. Это ужасно, я чувствую себя злобной мачехой, а не мамой, от которой несчастный ребенок видит одно зло.

30 ноября

Настя истерит не весь день, но мне очень плохо. За все эти дни я уже не так уверена, что мы поступили правильно. Мы плохие родители, ребенок не стал с нами счастлив... Муж сказал вчера, что если бы мы поступили иначе, мы жалели бы всю жизнь, а так – у нас есть шанс, и все трудности проходят, т.к постоянного на земле нет вообще ничего. Мы потерпим, мы попытаемся.

6 декабря

Мы вспомнили, что у нас давно не было праздника. Так нельзя! Завтра идем в детский аквапарк, а в воскресенье у нас будут гости – мы давно не видели наших друзей.

Настя стала спокойнее. Но это днем, а ночи стали еще бессоннее. Капризы и нежелание спать в своей кроватке выматывают, я не высыпаюсь, злюсь на Настю, шиплю на нее ночью, что ночью все спят и мама тоже хочет спать. Я часто чувствую, что я раздражаюсь, что в течение дня хочу сорваться на всех, не только на Насте, что мне плохо и подкатывает отчаяние.

15 декабря

Спим мы по-прежнему плохо. Но зато хорошо играем и помогаем маме. Мы готовим, ходим в магазин, убираем. Вместе это в два раза дольше, чем я делаю одна, но когда я вижу, что моя дочь делает что-то с интересом, я готова возиться хоть три часа, лишь бы этот интерес не превратился снова в истерику.

21 декабря

Мы пережили слово «нет». Приняли его. Боясь повторения истерик, мы практически ничего не запрещали Насте все это время, кроме опасных вещей. На остальное закрывали глаза – на сапоги, которые «живут» в центре комнаты на ковре, на выброшенные в мусорное ведро карандаши, которые «больше не нравятся», на сухие макароны, используемые вместо игрушек… Но вчера я запретила Настюше играть с папиным рубашками. У папы должны быть своя одежда, как у всех, она нужна ему чистая, выглаженная, а если мы будем в его рубашках кататься по полу, то папе не в чем будет пойти на работу. Лишившись веселой игры, Настюша обиделась. Убежала в другую комнату. Я замерла и приготовилась к взрыву. Но было тихо. Минут через пятнадцать дочь пришла ко мне на кухню, прижалась ко мне, спросила, нет ли у нас вкусненькой конфетки… Кажется, теперь мы знакомы со словом «нельзя» не только в контексте истерик.

27 декабря

Мы готовимся к Чуду. Настя не столько ждет Деда Мороза, сколько спрашивает, сколько желаний можно загадывать, когда ложишься спать в новогоднюю ночь. Спрашиваю – что за желания, начинает рассказывать. Их и правда много. И во всех ‒ она, мама и папа. Еще раз пойти с мамой и папой в аквапарк, покормить с мамой и папой белочку в парке, увидеть с мамой и папой настоящего слона… Не знаю, что загадает моя девочка.