Как рисовать губы женские. Как нарисовать губы человека

Губы тяжело изображать на бумаге, так же как глаза или носы, потому что они слишком индивидуальны, слишком зависят от особенностей лица и вашей техники рисования, слишком необычны. Если вы дочитаете этот урок до конца, вы узнаете, как можно без труда нарисовать практически любые губы.

Начинаем рисование с наброска. Внимательно изучите и набросайте на бумаге линию, которая разделяет губы. Линия почти всегда будет изгибаться вверх и вниз. Как и любой набросок, эта линия будет не точна, но ведь карандашный набросок всегда можно исправить. Так же набросайте контур бугорка купидона – средней, выступающей части верхней губы. Поскольку он формирует вершины верхней губы, он нам просто необходим.

Продолжаем рисовать набросок, намечая контуры губ. Рисуем характерные впадинки, похожие на среднюю линию. Все вогнутые. База, на которой мы построим наш рисунок, готова.

Закончим набросок. Соединим верхние линии с концами губ, проделаем то же самое и с нижними. Помните, они будут разниться в зависимости от формы губ.

Посмотрите на боковой вид губ, который приведен на рисунке, запомните форму и представьте, как на такие губы ложилась бы тень. Наиболее яркой и освещенной будет нижняя губа, вверхняя будет в тени, так же острые углы нижней губы будут в тени. Тени на бугорке Купидона будут располагаться по-особенному, как на самой выступающей части.

Переходим к следующему этапу. Мы нарисуем то, что находится вокруг губ и в нижней части лица. Заметное пространство между губой и подбородком будет в тени, над верхней губой тоже есть необычный участок, требующий проработки. Это две выпуклости, соединяющие вершины губы с носом, с вогнутостью между ними. Также стоит отметить и мимические морщины у губ.

Все, осталось довести наш рисунок до конца, убрав все лишние линии, оттенив линию соединения верхней и нижней губы и еще раз обработав тени. После практики у вас получится рисовать губы такими, какие они выглядят на самом деле.

Напоследок научим вас рисовать зубы. Забудьте о том, что зубы должны быть белыми, это большая ошибка молодых художников. Если хотите подчеркнуть их яркость, лучше нарисуйте на них блики. Передние зубы будут самыми светлыми, последующие — темнее и темнее. Десны следует сделать чуть темнее губ.

Видео уроки



Если вы решили нарисовать лицо человека, важно в первую очередь, точно и правильно нарисовать глаза человека, поскольку глаза передают в рисунке настроение, характер, эмоции человека. Чтобы добиться сходства в портрете, важно точно нарисовать любые черты, но глаза и губы - это самые важные элементы рисунка лица человека. Неправильно нарисованные губы могут исказить весь рисунок, придать не свойственные данному человеку выражение лица, настроение, эмоции и др.
На этом уроке вы узнаете как научиться рисовать губы человека, используя пошаговый метод. Рисунок губ выполнен простым карандашом.

1. Рисуем губы, используя простые контуры



Чтобы нарисовать красивые губы потребуется вначале сделать простую разметку, в виде трех параллельных линий. Сделайте точно также как на моем рисунке, только учтите, что чем дальше будут маленькие черточки от главной линии, тем губы на рисунке будут толще. На этом рисунке расстояние между верхней и нижней чертой - 4см, длина центральной линии - 13см, длина коротких линий - 3см.

2. Губы приобретают первоначальную форму



Используя пошаговый метод рисования, можно даже не умея рисовать, нарисовать очень красивые губы. Вы в этом убедитесь в конце этого урока. А пока продолжим рисунок и соединим коротенькие черточки, образовывая углы губ. Смотрите, уже можно сказать, что вы смогли нарисовать губы .

3. Губы приобретают реальную форму



Было бы слишком просто рисовать, если бы все линии на портрете можно было рисовать под линейку. Немного придется применить воображение и нарисовать "настоящую" форму губ, разделить верхнюю губу "сердечком" на две части. Верхний контур вы должны уменьшать, а нижний наоборот увеличивать.

4. Как нарисовать разделительную линию губ



Вначале удалите ластиком прежнюю разметку, и посмотрите губы уже почти как "настоящие". Но нужно еще нарисовать разделительную линию между губами. Для этого, почти повторите контур верхней на основную разделительную линию, немного растянув ее центральную часть - "сердечко". Желательно это сделать в точности как на моем рисунке. Не торопитесь удалять с рисунка разметочную линию. Она не помешает рисовать губы. Получившиеся от пересечения линий участи просто затените мягким простым карандашом.

5. Рисунок губ почти закончен



Чтобы рисунок губ был реалистичным, нужно их сделать объемным. Объем достигается с помощью теней, поэтому нанесите легкие тени по краям губ и в местах их соединения. Возможно, вы будете раскрашивать губы цветными карандашами, тогда это можно уже сделать на этом этапе. Если вы решили нарисовать губы простым карандашом, тогда нужно выполнить еще один шаг.

6. Как нарисовать губы человека. Тени



У человека губы имеют "морщинки" или складки, которые растягиваются, когда он улыбается. Чтобы уж точно и красиво нарисовать губы, нарисуйте и эти "мелочи". После этого нанесите тени мягким простым карандашом и ваш рисунок теперь полностью закончен. Теперь я надеюсь, вы согласитесь со мной, что нарисовать губы человека поэтапно совсем просто.


Рисуя человека, вы должны видеть весь будущий образ его из предполагаемых линий и вам лишь нужно нарисовать их на бумаге. В изобразительном искусстве самое главное не точность пропорций и линий рисунка, а изображение главного, самого важного. Очень часто для этого достаточно точно нарисовать глаза и губы, которые передадут настроение и характер человека.


Рисунки лица, глаз человека, портреты - это самый сложный вид изобразительного искусства. Научиться рисовать портрет человека, глаза человека, даже простым карандашом, требует не только времени на обучение, но и таланта. Сложность рисунка портрета человека состоит в умении передать эмоциональное состояние человека, его мимику, глубину взгляда и т.д.


Глаза в рисунке аниме - это основа данного стиля. Все картинки девушек нарисованных в стиле аниме отличаются огромными глазами - черными, голубыми, зелеными. Но обязательно огромными и выразительными. Губы рисуются в таком стиле условно, без прорисовки деталей.


Рисуя лицо, глазам нужно уделять больше всего внимания. Важно также правильно нарисовать и губы, поскольку они отражают эмоциональное состояние и характер человека. На этом уроке вы можете научиться рисовать глаза.


Нос у каждого человека имеет уникальные особенности, поэтому дать точные советы, как нарисовать нос девушки, ребенка или мужчины невозможно.


Рисовать руку очень удобно, поскольку одной рукой вы рисуете, а другую можно срисовывать.

Сегодня мы поговорим о том, КАК РИСОВАТЬ ГУБЫ.

Самый "простой" способ:
Верхняя губа рисуется с помощью четырех окружностей. Две более большие окружности располагаются по центру губы, а две меньшие по бокам. На верхней губе рисуют углубление, которое идет от носа.
Нижняя губа состоит из двух овалов, между которых существует небольшое углубление, однако это углубление значительно меньше по сравнению с верхней губой.
Верхняя и нижняя губа, чаще всего рисуется приблизительно одного размера. Однако, в зависимости от этнической принадлежности, одна из губ может быть и больше.
-

-
При рисовании в профиль, половина губ не видна. И сейчас самое время рассмотреть еще одну важную особенность губ: верхняя губа идет внутрь под углом, и с традиционным освещением (сверху и слева), находится в тени.
Намного легче увидеть верхний угол губ можно на примере приведенном ниже- SPOILER]
- -
Помните, что губы не плоские! Они имеют объем и выступают от линии лица.
На сколько губы будут мягкой или угловой формы зависит, кроме всего прочего, от пола. В общем, у мужчин гораздо более "жесткие", выраженные и угловатые черты лица, чем у женщин.
Как вы можете видеть, женское лицо на рисунке находится слева. Оно по-прежнему имеет мягкую форму, в отличие от мужского лица, с правой стороны, которое выглядит гораздо выраженным и угловатым.
У детей немного иначе. У маленьких мальчиков нет угловатых форм, они развиваются, когда они становятся старше.

Выражения с помощью губ
Как вы помните, рот перемещается и формирует ряд движений и сгибаний, что приводит к изменению выражения лица. Я проиллюстрировал некоторые выражения "живым" способом, чтобы вы могли увидеть все промежуточные выражения.
- -
- Первый пример (край левой стороны) - рот опущен немного вниз по углам, верхняя губа тянется вверх, открывая зубы. Если рот открыт достаточно сильно, то могут быть видны десны.
- Вопль формируется с помощью нисходящей тяги к подбородку. Если это нейтральный или счастливый крик (как например, если вы кричали на спортивных соревнованиях или что-то в этом роде), углы губ подняты немного вверх. А если вы рисуете негативный или грустный крик, то углы губ будут сильно опущены вниз.
- Улыбку рисовать легко. Углы губ тянутся вверх, а рот открывается. Не правда ли легко? ^ _ ^
- В отличие от предыдущего примера с криком этот пример подходит к огорченному или разозленному крику. Углы рта подняты наружу.
- И, наконец, часть улыбки или половина улыбки (это может быть эмоция насмешки, если края тянутся вниз). Верхняя губа рта поднята вверх, открывая при этом зубы. Нижняя губа при этом или совсем не опускается или опускается, но не значительно.

Видео-уроки:
- -
- -

Губы, как и вообще всё человеческое лицо, рисовать сложно. У каждой черты лица есть свои секретики, свои параметры, которые напрямую зависят от других частей лица. Губы, несмотря на то, что мы видим их каждый день, также сложно изобразить, как и глаза, или руки, если! вы не знаете, как это делать правильно. Ну, а если вы хорошо изучите данный онлайн урок, проблем с изображением губ и нижней части лица у вас теперь не будет.

1. Урок, как рисовать губы , Начинать нужно, безусловно, с наброска губ. Первое, что нам нужно сделать, это внимательно изучить и нарисовать линию, которая разделяет нижнюю и верхнюю губу. Такая линия почти всегда изгибается вверх и вниз. Изначально она может быть не совсем точной, в процессе всё это исправиться: где-то подотрём, где-то дорисуем. Главное - начать с этого. Также на первом этапе нужно набросать контуры, так называемого бугорка Купидона. Это самая серединная и выступающая часть верхней губы. От неё много чего зависит (она образует две вершины верхней губы), так что лёгкими штрихами укажем его на наброске, что бы потом было легче работать.

2. Второй этап нашего онлайн урока также принадлежит к наброску. Продолжаем намечать контуры будущих губ. Здесь мы нарисовали характерные впадинки, которые похожи на среднюю линию, все три одинаково вогнуты. Так сказать, теперь готовы базовые линии, на которых мы и построим рисунок.

3. Заканчиваем наш набросок. Соединяем верхнюю и нижнюю линии с концами губ. В зависимости от формы и линии, соответственно, получаются разной формы.

4. Что бы легче было понять формы, здесь я привожу боковой вид губ. Итак, что мы делаем сейчас? На этом этапе лёгкими штрихами накладываем тени в те места, где они должны быть. Нижняя губа почти всегда подставлена верхнему свету, потому она самая яркая и наиболее освещённая. Однако углы нижней губы уходят в тень от верхней. Также тень от верхней частично падает на вершину нижней губы. Обратите внимание на то, как обработан бугорок Купидона! Мы уже говорили, что это самая выступающая часть и тени на ней играют уже по-своему. Верхняя кромка губ также освещена верхним светом, если мы её закрасим, потеряется трёхмерность.

Черметком предлагает различный товар по спецификации оцинкованная сетка сварная . Дорожная, кладочная, плетёная и др. по самым приемлемым ценам от компании, которая больше десяти лет на рынке.

5. На этом этапе рисования губ мы рисуем окружение или то, что находиться в нижней части лица. Посмотрите на боковой вид. Очень заметно пространство между нижней губой и подбородком, которое неизбежно попадает в тень, так что в этом месте всегда есть затенённый участок. Над верхней губой также есть сложный участок, который нужно проработать. Это такое расстояние, где две выпуклости соединяют вершины верней губы с носом, и образуют мягкую вогнутость между собой. Углы губ, почти всегда имеют некие стяжки мышц, которые выделяются лёгкими штрихами (при улыбке или ухмылке выражаются более сильно). Эти боковые мышцы всегда присутствуют на лице, их необходимо вписывать, что бы рот не получился вписан в плоское лицо.

6. Осталось довести наш рисунок до конца, где-то подтерев лишнее или мягким карандашом акцентировать некоторые тени и линии и губ. Обратите внимание на линию между верхней и нижней частью губ, она всегда самая тёмная. Осталось только практиковаться, что бы то, что вы рисуете, было не только похоже на губы, но и похоже на те, которые вы рисуете.

7. Как рисовать зубы . Обычной ошибкой начинающих художников является мысль, что зубы идеально белые. Это не так. К тому же они будут выглядеть куда более красиво и реалистично, если будут такого цвета, что можно показать на них яркие блики. Передние зубы должны быть самые светлые, чем дальше они уходят в полость рта, тем больше они уходят в тень. Дёсны должны быть даже чуть светлее губ и чуть-чуть контрастировать с ними, что бы не получить слияние.

На сегодня всё. Следите за выпусками сайта и в следующих обновлениях раздела Статьи, будут новые обучающие уроки по рисованию частей тела человека.

Студия Светланы Левицкой предлагает уроки рисования для взрослых . Курсы рисования помогут вам овладеть кистью и постигнуть искусство живописи.

Даже если глаза и считают зеркалом души, губы о своем владельце способны сказать не меньше. Поэтому в портрете им внимания уделяется столько же, сколько др. зонам лица. Трудностей с прорисовкой губ немало. Удачнее всего они получаются выполненными карандашом поэтапно.

Как нарисовать губы карандашом?

Основное, чему стоит уделить внимание - инструмент. Начинающему мастеру требуется ставить руку сразу правильными методами. И выбор того, чем творить - немаловажен. Рекомендовано обратить внимание на мягкие карандаши, имеющие маркировку HB, B, 2B и т.д. Обязательно иметь мягкий ластик, который удалит лишние линии, не испортив бумагу и рисунок.

Простые губы мультипликационного персонажа нарисовать достаточно легко, поскольку они обычно не имеют излишней детализации и натуральности, нет необходимости в тщательном наложении теней и рельефа, как на портрете. Здесь лучше всего использовать схему кругов, которые превращаются в губы. Вне зависимости от ракурса, в котором они расположены, изначально проводится средняя линия. По ней проще всего ориентироваться, намечая основные контуры.

Для нижней губы достаточно от мысленно проведенной центральной оси разместить 2 овала, касающихся своим верхним краем горизонтальной линии. Для верхней рисуются круги, тоже симметричные, но их 4 шт., и их размеры различаются: у центра средние, к краям поменьше. После чего, с ориентацией на них проводится сначала нижний контур губы, затем верхний, с «галочкой». Они должны соприкасаться с краями нарисованных ранее овалов. Затем окружности стираются почти полностью, и на рисунок наносятся тени: в уголках, от контура к центру и у средней линии.

Поэтапный мастер-класс:

  • Любой рисунок начинается с простых наметок, создающихся тонкими линиями с минимальным нажимом. Не всегда они впоследствии перерастают в реальные контуры: иногда служат лишь простым ориентиром, в частности, для симметричности и сохранения пропорций. Поэтому в некоторых случаях по мере прорисовки деталей их приходится стирать. Наметку рекомендовано осуществлять остро заточенным мягким карандашом: он не оставит на бумаге следов в дальнейшем.
  • Для рисунка губ это будут 3 горизонтальные линии: средняя самая длинная, нижняя и верхняя короткие и равные друг другу. Соотношение желательно сохранять 1:4:1, расстояние между линиями - на 0,25 см больше длины самых коротких. Чем сильнее оно увеличивается, тем более пухлыми станут готовые губы. Безусловно, оно может быть не равным: например, от верхней до средней меньше, чем от средней до нижней.
  • Следующий шаг - соединение концов отрезков. Для этого от границ верхней линии опускаются диагонали к границам средней. Их необходимо зеркально отразить от нижней линии. Это тоже делать желательно тонкими наметками, поскольку на данный момент набросок губ выглядит очень угловато и не реалистично. Таких четких контуров природа не закладывает. И такой симметрии - тоже.
  • Новый этап - «лук Купидона» или верхняя выемка по краю. Степень ее глубины рисуется на глаз, поскольку и в реальности для нее нет строгих правил: у некоторых людей она слабо выражена, кого-то наоборот. Достаточно просто сделать ее ровной. Чтобы это получилось, действовать стоит пошагово. На верхней короткой линии отметить середину, от нее спустить вертикаль, равную глубине «галочки», после чего из нижней точки прочертить диагонали к концам короткого отрезка. Это тоже производится тонкими линиями. Потому как чуть позже потребуется их смягчить: округлить нижний угол и переход к вершинам.


  • С нижней губой происходит то же самое: она становится более плавной и естественной посредством вывода боковых линий за край и устранения углов, полученных при соединении диагоналей с концами нижнего отрезка. Можно сделать и менее полные губы - не выводить линии за намеченные ранее диагонали, а на нижнем отрезке обозначить центр, после чего довести боковые контуры до него. Получатся губы сердечком, если необходим женский вариант 20-х годов. У верхней губы стоит немного уменьшить объем, тоже сдвинув контуры от намеченных диагоналей.
  • Из сложных моментов осталась лишь средняя линия, выглядящая абсолютно ненатурально. Чтобы это сгладить, достаточно продублировать контур верхней губы. Но не в точности, а с максимальным растяжением в стороны. Должна получиться легкая волна, незначительно заходящая своей серединой на длинную разметку. На этом же этапе желательно стереть имеющиеся линии-ориентиры, оставляя лишь основные проработанные контуры.
  • Теперь можно начать накладывать мягким карандашом тени, которые добавят объема и реалистичности рисунку. Центральная область - место соединения верхней и нижней губы - получает максимальную долю затемнения, плавно сходящего на «нет» к центру обеих губ. Тени накладываются и на уголки, откуда растушевываются в дымку к центру. Обязательно их добавить и в верхний изгиб, но максимально легко.
  • И стоит помнить, что на нижней губе в большинстве случаев центральный блик сильнее, чем на верхней, где его может и не быть. Дополнительно рекомендовано обозначить складочки и морщинки - естественный рельеф, что делается твердым карандашом. На этом этапе рисование губ завершено.

Рисуем губы человека с эмоцией

Выше была пояснена классическая схема создания губ на бумаге, однако итоговый рисунок не выражал ничего. Такой вариант хорош для тренировки, но нередко хочется изобразить улыбку, недовольство или др. мимику, присущую человеку. Как это сделать?

Например, необходимо изобразить приоткрытые в удивлении губы. Стартовый этап также будет выглядеть горизонтальными наметками в количестве 3-х шт., однако теперь средняя длинная линия делается изначально не совсем ровной, ее середина чуть выгнута вверх. И почти зеркально ей необходимо сделать такой же плавный уход вниз. Таким образом, обозначилось место, где впоследствии покажутся зубы. Их не стоит вырисовывать слишком активно: подойдут осторожные наброски и затемнение.

Верхняя галочка, боковые контуры и припухлость нижней губы прорисовываются так же, как и в предыдущей схеме. Обратить внимание при создании эмоции следует на естественный рельеф: складочки у удивленных губ выражаются более ярко, поскольку приоткрытый рот слегка сужается. И боковые уголки рисуются сглаженными, с меньшей остротой.

Если будут рисоваться недовольно поджатые губы, то к уже известной схеме добавляется иное наложение теней и бликов. Основная доля света окажется не по центру нижней губы, а по ее верхнему краю - зоне соединения с верхней. Сама центральная линия лишится неровностей, став идеальной «ниточкой».

Альтернативный метод



Существует др. простая схема, ориентированная на создание пухлых губ. Для многих она проще той, что рассмотрена ранее, особенно если необходимо нарисовать губы вполоборота. С этой целью на бумаге проводится горизонтальная линия в виде небольшой дуги, над ней и под ней осуществляются короткие горизонтальные штрихи. И на малом расстоянии от мысленно проведенного центра их требуется перекрестить такими же короткими вертикальными штрихами. Они обозначат середину верхней и нижней губы соответственно.

Осторожными дугами соединяются центральные точки пересечения и концы средней длинной линии. И затем внимание уделяется «луку Купидона»: от места скрещивания верхних штрихов по горизонтали делаются маленькие отступы (чем они больше, тем мягче «галочка»), после чего соединяются у вертикальной оси диагоналями. Слишком заглублять данную выемку не следует: выглядеть станет абсолютно не естественно.

Ее же, но в более растянутом и мягком виде требуется продублировать у средней горизонтали. Но поскольку губы рисуются вполоборота, чтобы определить место, где окажется нижняя «галочка», мысленно проводится линия, соединяющая намеченные ранее точки пересечения.

Нижней губе не хватает объема и реалистичности. Вдобавок, пока еще неясно, как расположатся свет и тень. Для этого у того же перпендикуляра в нижней точке рядом друг с другом рисуются небольшие овалы. Своими сторонами они должны касаться средней длинной линии и нижнего короткого штриха. К их центру штриховка будет сходить на «нет», чтобы получились блики. А крайний овал обозначает вид нижней губы вполоборота. К нему подводится боковой контур верхней, после чего лишние линии убираются мягким ласти ком.

Останется добавить тень, обозначить рельеф, и рисунок губ вполоборота готов. При желании стоит наметить носогубный треугольник.Остальные дополнения делаются по мере необходимости.