Готовый проект по технологии тема оригами. Проект на тему "оригами". Игры и литературный материал

Проект « В стране Оригами »

Вид проекта: информационно-творческий; фронтальный (с группой детей и их семьями).

Продолжительность проекта: среднесрочный (3 месяца: март – май).

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников, специалисты детского сада.

Охватываемые образовательные области (ОО): «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Социализация», «Физическая культура», «Здоровье», «Музыка».

Актуальность темы .

Оригами – искусство складывания из бумаги фигурок – родилось в Японии около пятнадцати веков назад. Мир оригами необычайно широк и разнообразен.

Сейчас им увлекаются во всем мире и взрослые, и дети. Секрет огромной популярности оригами очень прост – несложные приемы работы с бумагой и фантазия позволяют создать увлекательный, ни на что не похожий мир.

Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания – увлекательное и полезное занятие для детей-дошкольников. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении детской комнаты или подарены на день рождения, к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям.

Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет в ручейке, самолетик взлетает ввысь.

Оригами имеет большое значение в развитии ребенка. Оно позволяет развивать конструктивные умения, самостоятельность, художественный вкус, аккуратность, умение планировать свою деятельность, получать положительный результат, бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. Дает возможность приобщаться к творческому процессу рождения красоты. В процессе оригами решаются серьезные математические задачи: дети находят параллели и диагонали, делят целое на части, получают различные виды треугольников и многоугольников, с легкостью ориентируясь на листе бумаги. Развиваются моторика пальцев рук, логика, воображение, дети учатся творить и любить все живое.

Таким образом, овладение конструктивными навыками и культурой труда имеет большое значение для подготовки дошкольников к успешному обучению в школе.

Цель проекта: создание условий для развития воображения и художественно-творческих способностей детей в процессе ознакомления с оригами.

Задачи проекта:

Формирование восприятия целостной картины мира, расширение кругозора детей;

формирование представления об искусстве и культуре Японии; знакомство с историей оригами; знакомство с техникой оригами; умение читать чертежи, по которым складываются фигурки и представление по ним изделия в объеме (ОО «Познание»);

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности (ОО «Коммуникация»);

Сплочение семьи ребенка общими интересами к одному делу (ОО «Социализация»);

Приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса, знакомство с литературными произведениями, связанными с темой проекта (ОО «Чтение художественной литературы»);

Развитие продуктивной деятельности детей и детское творчество (ОО «Художественное творчество»);

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни (ОО «Здоровье»);

Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании (ОО «Физическая культура»).

Развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству (ОО «Музыка»).

Идеи проекта: вся организованная образовательная деятельность по проекту «В стране Оригами» взаимосвязана, ее замысел реализуется и в других видах деятельности – как самостоятельной, так и коллективной, для того чтобы и педагог, и ребенок продолжали нести частицу радости, эмоциональный заряд, а главное – испытывать желание продолжать работу по данному проекту.

Планируемые результаты:

В ходе реализации проекта:

Успешно проведена организованная образовательная деятельность;

Совместно с родителями оформлена выставка поделок «Оригамская сказка»;

Оформлены памятки «Советы родителям»;

Оформлена папка «Изобретения»;

Изготовлены атрибуты к сказке «Заюшкина избушка»;

Подготовлена презентация «В стране Оригами».

В ходе проектирования дети:

получили представления об искусстве и культуре Японии;

познакомились с историей оригами;

развили умение анализировать, планировать, создавать конструкции по образцу, заданным условиям, пооперационным картам, схемам.

При этом дошкольники : проявляют познавательные способности; интерес и желание к творческой деятельности; определяют возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; готовы к индивидуальному самовыражению; совершенствуют мелкую моторику рук.

Стратегия реализации проекта

1 этап – подготовительный: «Рождение проблемы»

Рассматривание фигурок, сложенных из цветной бумаги большого формата.

Педагог. Какие персонажи , изображенные здесь, вам знакомы? Где вы встречали этих персонажей? (Дети называют. Видели их на картинках, в мультфильмах, в книге о животных, на улице.)

Оригами – это универсальный конструктор, и его единственная деталь – квадрат бумаги. Оригами – это фокусы с бумагой! Хотите ли вы научиться складывать такие поделки?

Что бы вы хотели еще узнать?

Что такое оригами?

Откуда к нам пришло искусство оригами?

Как научиться складывать поделки в стиле оригами?

Где узнать ответы на ваши вопросы? (Спросить у родителей. Узнать на занятиях воспитателя. Прочитать в энциклопедии и других книгах. Посмотреть по телевизор, в Интернете.)

2 этап – основной: «Мероприятия и события»

Организация непосредственно организованной образовательной деятельности детей

в ходе реализации проекта.

ОО «Познание»

1. Рассматривание фигурок животных сложенных из цветной бумаги.2. Проведение организованной образовательной деятельности познавательного цикла: «Что вы знаете о Японии?», «Символ оригами», «Знакомимся со свойствами бумаги», «Волшебный квадрат».

ОО «Коммуникация», ОО «Чтение художественной литературы» 1. Чтение русских народных сказок «Лисичка-сестричка и серый волк», «Петушок и бобовое зернышко», «Заюшкина избушка»; «Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И. Карнауховой.

2. Чтение рассказа В. Бианки «Журавлики»; рассказов «Рассказ о девочке Садако Сасаки из Хиросимы», «Лебедь Озетта».

3. Отгадывание загадок с использованием поделок к сказкам.

4. Заучивание стихов о животных.

5. Составление рассказов о животных, используя свою поделку.6.Творческое рассказывание – придумывание историй, героями которых являются поделки оригами (работа в парах, ведение диалога).

ОО «Физическая культура», ОО «Здоровье»1. Гимнастика для пальчиков «Собачка», «Кошечка», «Сидит белка на тележке», «Зайка и ушки», «Мы делили апельсин», «Кулак, ребро, ладонь». 2. Упражнение с прищепками «Кусается сильно котенок-глупыш» (О. И. Крупенчук).3. Психогимнастические упражнения и этюды для развития мимической культуры, для отражения детьми эмоционального состояния: «Спящий котенок», «Лисичка принюхивается», «Ласка» (М.И. Чистякова – «Психогимнастика»).6. Физкультурные минутки «Мячик», «Кролики».

7. По движные игры «Сова», «Медведь и пчелы», «Караси и щука», «Хитрая лиса», «Ищи ведущего».

ОО «Социализация» 1. Кубики: «Чьи детк и?», «Бычок – смоляной бочок».2. Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Дикое или домашнее животное?», «Угадай по описанию», «Чем их накормить?», «Скажи ласково», «Назови детеныша», «Какую пользу приношу?», «Посели в домик», «Чей хвост?».3. Хороводные игры: «Ах, как мыши надоели», «Тише, мыши».

ОО «Художественное творчество» 1. Составление из геометрической мозаики (по образцу-картинке): «Лиса», «Кот» . 2. «Веселые мордашки» – в стиле «оригами».

3. Лепка – «Наши любимцы».

4. Аппликация – коллективная работа к сказке «Колобок» (в стиле «оригами»).5. Рисование «Мой любимый герой сказки».

6. Складывание фигурок зверей в стиле «оригами» к сказке « Заюшкина избушка».

ОО «Музыка» 1. Прослушивание «Пастушок» (из альбома «Бирюльки» C.Майкапара); «Смелый наездник» (из альбома для юношества Шумана).

2. Упражнения на развитие слуха и голоса «Зайка», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Сшили кошке к празднику сапожки», детская песенка.2. Слушание и разучивание песен: «Кто пасется на лугу?», «Кисонька-мурысонька» рус. нар. песенка, «Котенька- коток», «Ты собаченька не лай» рус. нар. колыб. песенки.

ОО «Познание» 1. Счет фигурок животных сложенных из цветной бумаги до 5-10 (сочетание числительного с существительным).

ОО «Коммуникация»1. Подбор слов на заданный звук.2. Определение первого звука в словах: кот, корова, козёл, конь, коза, кошка.3. Составление простых предложений с этими словами.4. Упражнение в образовании однокоренных слов (медведь – медведица – медвежонок – медвежья и т.п.).

3 этап: «Заключительный (подведение итогов)»

Проект «В стране Оригами» должен нести доступную для детей познавательную информацию, вызывать эмоциональные чувства, отношения, побуждать к деятельности, поступкам.

Продукт проектной деятельности:

Оформлена выставка поделок «Оригамская сказка»

Оформлены памятки «Советы родителям»

Оформлена папка «Изобретения»

Изготовлены атрибуты к сказке «Заюшкина избушка»

Подготовлена презентация «В стране Оригами»

Литература

Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет. – М.:ТЦ «Сфера», 2005.

Афонькин С.Ю. Чудо из бумаги – оригами. – М.: Издательство «Аким», 1995.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.:ТЦ «Просвещение», 1991.

Комратова Н.Г. Мир, в котором я живу. – М., 2005.

Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий /под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.

Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. – М.: Издательство «ВАКО», 2009.

ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Т ема: «Что вы знаете о Японии?»

Виды детской деятельности : коммуникативная, игровая, чтение художественной литературы, музыкально-художественная, продуктивная.

Цель : формирование у детей представления об искусстве и культуре Японии.

Задачи : развивать любознательность, интерес к искусству и культуре Японии, воображение и творческие способности.

Материалы и оборудование : карта мира, флаг Японии, икебана, иллюстрации быта Японии, квадратики бумаги, цветные карандаши, магнитофон.

1.Организационный момент.

Звучит японская мелодия.

Педагог. Сегодня я вам предлагаю отправиться в страну «Оригами» – Японию, поближе познакомиться с ее культурой и искусством.

Но сначала хотелось бы узнать, а что вы знаете о Японии?

2. Рассказ педагога.

Япония лежит на островах , расположенных к востоку от тихоокеанского побережья Азии, в той стране, где восходит солнце. Поэтому ее издавна называют Страной восходящего солнца, по-японски звучит как Ниппон (Нихон), а по-русски Япония. (Педагог показывает страну на карте.) Япония в основном теплая и очень солнечная страна. Четыре пятых населения Японии живет в городах. (Показывает флаг Японии).

Быт японцев сильно отличается от европейского . В японских домах мало мебели, весь пол покрыт циновками из рисовой соломы. По ним ходят в носках, обувь оставляют на пороге. На полу сидят, когда обедают, на полу и спят, постелив матрацы, вернее, плетеные напольные маты – татами, поэтому пол идеально чист. (Показывает иллюстрации.)

Своеобразно и японское искусство: живопись, кукольный театр. Славятся японцы умением составлять букеты цветов. (Показывается икебана.)

Япония бедна полезными ископаемыми и природными ресурсами, поэтому ее хозяйство зависит от внешней торговли. Япония вывозит в другие страны машины, аппаратуру, ткани, а ввозит нефть, руду, лес, зерно.

Во всем мире известны хокку – стихи-картинки – нерифмованные стихи, состоящие из трех строк. Каждое стихотворение хокку – маленькая волшебная картинка. Японский поэт «рисует», намечая немногими словами то, что вы сами должны домыслить, дорисовать в своем воображении. Все стихотворение сразу оживает, играет красками.

В японских стихах вы не найдете рифм, к которым привыкли, читая русскую поэзию. Дело в том, что рифмы у японцев никогда и не было, обходились без нее. Читают стихи медленно и нараспев. Сочиняя хокку, поэт обязательно должен был упомянуть, о каком времени года идет речь.

Давайте и мы прочтем несколько их них. (Под музыку дети зачитываются несколько из них.)

3. Чтение хокку детьми (домашнее задание).

Мой родимый край!

Маленькая, но своя

Роща зеленеет…

Исса

Промокли насквозь

Все осенние жухлые травы –

Дождь над горами…

Дакоцу

Бабочка, не спи!

Ну, проснись же поскорее –

Давай с тобой дружить!

Басё

Педагог. Недаром японская мудрость гласит:

«Всматривайтесь в привычное и увидите неожиданное, всматривайтесь в некрасивое и увидите красивое».

Существует еще один вид японского искусства – оригами. Основной материал, который используется для работы, – бумага. Исходная форма листа бумаги – квадрат, иногда используются прямоугольник и круг.

4. Практическая творческая часть.

Дети мастерят поделку в стиле оригами, используя исходную форму листа бумаги – квадрат. С помощью базовой формы ТРЕУГОЛЬНИК можно сложить веселые мордочки животных: лисенка, собаки, кота и бычка.

5. Итог.

Рассматривание работ детьми, выбор самой интересной, самой задорной, самой аккуратной мордочки животного.

ИГРЫ И ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ

ПО ТЕМЕ ПРОЕКТА

Средний и безымянный пальцы соедините с большим так, чтобы получилось колечко, - это «мордочка» кошки. Указательный палец и мизинец приподнимите - так торчат кошачьи ушки.

Мягкие папки,

А в лапках цап – царапки.

(Кошка)

Покажите, как кошка выпускает коготки. Для этого нужно поджать кончики пальцев и зашипеть: « Ф-ф- ф …» Затем выпрямите пальцы и скажите: «Мяу».

Попросите ребенка изобразить сердитую и ласковую кошку.

Сидит белка на тележке

Сидит белка на тележке Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга

Продает она орешки .п опеременно.

Лисичке-сестричке, Загибают по одному пальчику, начиная

Воробью, синичке, с большого .

Мишке толстопятому.

Заиньке усатому.

Кому в платок, Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками.

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

Зайка и ушки

Ушки длинные у зайки,Из кустов они торчат.Он и прыгает и скачет,Веселит своих зайчат.

Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны

Апельсин

Мы делили апельсин.

Много нас,

А он один.

Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук в кулаки.

Эта долька – для ежа.

Эта долька – для стрижа.

Рогозина Ольга

Оригами – это самобытное японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания листа бумаги. Никто не знает, кто именно и когда придумал оригами и как были выработаны его неписаные правила. Есть даже мнение, что это искусство старше, чем бумага. Что первые фигурки оригами возникли из искусства драпировки ткани при изготовлении традиционной японской одежды. Многие поколения японцев внесли в оригами свой вклад, передавая умение складывать плоский лист в чудесную фигурку.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16»

Творческий проект по технологии

ЧУДЕСНАЯ СТРАНА ОРИГАМИ

МОУ «СОШ№16», 10 класс

Руководитель: Хныкина И.М.,

МОУ «СОШ№16»

Солнечнодольск 2011

Обоснование проекта ………………………………

стр.3

Историческая справка……………………………….

стр.4

Вариативность………………………………………..

стр.5

Основная часть……………………………………….

стр.6-8

Техника безопасности……………………………….

стр.9

Экономическое обоснование……………………….

стр.9

Экологическое обоснование…………………………

стр.9

стр.10

Заключение……………………………………………

стр.11

Список используемой литературы…………………..

стр.12

Приложения…………………………………………...

стр.13-14

Приложение 1. Фотография изделия…………..

Приложение 2.Выбор изделия………………….

стр.13

стр.14

  1. Обоснование проекта

Простой листок бумаги,
Но в опытных руках
Он может обернуться
Жар-птицей в облаках.

Волшебное занятье
Для рук и для ума,
И мира восприятье -
Чудесная страна!

На изготовление оригами меня подтолкнул мой младший брат.

Как-то раз он начал искать в интернате видео-уроки по сборке самолётика из бумаги.

Оказывается просто самолётик из бумаги это тоже оригами. Затем я увидела видео-уроки изготовления других фигурок оригами. Меня это очень заинтересовало, и я так увлеклась этим занятием, что готовые фигурки мне некуда было ставить.

Теперь это моё хобби. И для проекта по технологии я решила выбрать именно это, потому что оригами разливательное и познавательное занятие. Во время работы я лучше изучила технику выполнения оригами, использовала знания, полученные на уроках математики и изобразительного искусства, а при оформлении творческого проекта расширила знания по информатике.

В дальнейшем смогу изготавливать своими руками подарки для близких и друзей.

Но все – таки оригами, прежде всего – искусство, призванное дарить людям радость.
Бумажные птицы и рыбы, звери и многогранники украшают витрины магазинов. Красивые и выразительные маски широко продаются как настенные украшения.

Многие предприниматели заказывают мастерам бумажные фигурки для использования в качестве символа фирмы.

Муниципалитеты платят за оформление городских праздников, шоу и карнавалов. Бумажные фигурки используются при создании рекламных роликов и плакатов.

2.Историческая справка

Оригами (яп. «сложенная бумага») - древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит к древнему Китаю, где и была открыта бумага.

Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен лишь представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги. Лишь после второй мировой войны оригами вышло за пределы Востока и попало в Америку и Европу, где сразу обрело своих поклонников.

Классическое оригами предписывает использование одного квадратного равномерно окрашенного листа бумаги без клея и ножниц. Современные формы искусства иногда отходят от этого канона.

Оригами – это самобытное японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания листа бумаги. Никто не знает, кто именно и когда придумал оригами и как были выработаны его неписаные правила. Есть даже мнение, что это искусство старше, чем бумага. Что первые фигурки оригами возникли из искусства драпировки ткани при изготовлении традиционной японской одежды. Многие поколения японцев внесли в оригами свой вклад, передавая умение складывать плоский лист в чудесную фигурку. С древних времен оригами выполняло разную роль в жизни японцев. Бумажные фигурки сопровождали ритуальные шествия в синтоистских храмах, изящные бабочки украшали свадебный стол, самураи развлекали дам на средневековых балах, складывая нехитрые фигурки, заботливые родственники вывешивали магические бумажные шары над постелью заболевшего, чтобы изгнать злых духов. От поколения к поколению совершенствовалось древнее искусство, отбирая для потомков самые изящные, самые выразительные фигурки. Со временем оригами вышло из религиозных рамок и стало придворным искусством. Им могли заниматься лишь избранные, так как бумага была редким и весьма дорогим материалом. Умение сложить из квадратного листа фигуру считалось признаком хорошего образования, изысканных манер и утонченного вкуса.

3.Вариативность

В начале выполнения проекта, передо мной был выбор-какое изделие выполнить в технике оригами?

№1

Цветы.Мне показалось изделие слишком простое для проекта.

№2

Птицы. Очень люблю птиц, особенно лебедей. Изделие получается воздушным. Можно использовать как подарок близким знакомым.

№3

Ёлочные украшения. Изделия могут использоваться только на Новый год.

Используя все возможные варианты, я остановилась на №2. Для выполнения оригами мне помогли обучающие видео-ролики из интернета.

4.Основная часть

Технологическая карта

Изготовление бумажного лебедя

№ п/п

Описание операции

Графическое изображение

Инструменты и материал

Согнуть прямоугольник пополам

Квадратный лист бумаги и ножницы

Согнуть и разогнуть, чтобы наметить линию середины. Повернуть горой к себе

бумага

Согнуть края к середине

бумага

Перевернуть

бумага

Поднять края вверх

бумага

Загнуть уголки, перегибая их через большой треугольник

бумага

Разогнуть

бумага

Снова сложить маленькие треугольнички по намеченным линиям и подними края вверх

бумага

Согнуть пополам

бумага

Получившийся модуль имеет два уголка и два кармашка.

бумага

Теперь начинаем соединять модули вместе. Вставляем уголки первых двух модулей в кармашки третьего, получаем один базовый элемент

Далее берем еще два модуля и присоединяем их к получившемуся элементу по бокам. Так, треугольник за треугольником, замыкаем первое кольцо. Оно состоит из двух рядов, каждый из 30 модулей: внутренний ряд, модули которого стоят на короткой стороне, и внешний ряд, модули которого стоят на длинной стороне.

Теперь осторожно беремся за заготовку и, держась за её края,как бы выворачиваем все кольцо наизнанку. 5 слоев теперь должны быть похожи на стадион, если смотреть на неё сверху.

Теперь начинаем оформлять крылья для нашего бумажного лебедя . Добавляем 6ой ряд, состоящий из 30ти модулей.Выбираем сторону, где будет находиться голова лебедя. Берем пару уголков (от двух соседних модулей). Это будет место прикрепления шеи. Влево и вправо от этой пары вставляем по ряду из 12 модулей. В итоге 7 ряд состоит из 24 модулей и имеет два промежутка. Начинаем наращивать крылья, каждый следующий ряд будет на 2 модуля меньше.

Элементы для шеи складываем по-другому: вставляем два уголка одного модуля в кармашки другого. Соединяем модули, придавая им попутно желаемый изгиб

5. Техника безопасности

При работе с ножницами

  1. Хранить ножницы в определённом месте.
  2. Класть их сомкнутыми концами от себя.
  3. Передавать ножницы друг другу ручками (кольцами) вперёд.
  4. По окончании работы убрать ножницы в отведённое для хранения место.
  5. Привести в порядок рабочее место.

6. Экономическое обоснование

Себестоимость моего изделия будет складываться из затрат на необходимые материалы которые мне пришлось приобрести.

  1. Экологическое обоснование

Все используемые материалы при изготовлении фигурок оригами экологически чистые, значит они не вызовут аллергии и могут находиться в детской комнате. Так как бумага прошла тест по качеству.

  1. Реклама

Японская мудрость издревле гласит:
"Великий квадрат не имеет пределов".
Попробуй простую фигурку сложить,
И вмиг увлечёт интересное дело.

9. Заключение

Как бы не было комфортно ваше жилице. Неповторимую индивидуальность ему могут придать только вещи, сделанные своими руками, с любовью и фантазией. Процесс выполнения оригами увлекателен. Такое занятие развивает эстетический вкус, прививает аккуратность, усидчивость, трудолюбие, творческое отношение к труду, формирует определённые навыки и умения, которые могут пригодиться в практической деятельности.

Оценка изделия

Положительные стороны.

  1. Цель достигнута.
  2. Материалы доступны
  3. Технология изготовления посильна
  4. Изделие безопасно в использовании
  5. Дизайн соответствует назначению
  6. Эстетически красиво.
  7. Развивает мелкую моторику рук
  1. Список используемой литературы







1 из 6

Презентация на тему: Проект Оригами

№ слайда 1

Описание слайда:

Это проект, который просто хочет поговорить… ОРИГинАльно о МИре вокруг нас!!! В интерьере класса все еще нет изюминки… А поздравления на мероприятиях – неизменно на глянцевых открытках, где, как в официальный документ, вставляется дата и подпись… Выполнили: Феофилактова Мария и Максимова Наталья, студентки 5 курса СыктГУ 900igr.net

№ слайда 2

Описание слайда:

Оригами – это красота, которая проста и интересна, потому что она создана нашими руками! Родина этого замечательного искусства – Япония, но увлечение им давно пересекло границы множества стран и сердец... Итак, главный вопрос проекта... Есть ли у искусства национальность?

№ слайда 3

Описание слайда:

Вопросы для самостоятельных исследований учащихся: 1.Какова история оригами, является ли оригами искусством? 2.Хрупкая красота - для хрупкого мира? (интересные ситуации, истории, события, связанные с оригами) 3.Условность изображения – граница для восприятия искусства оригами? Результаты представления исследований: презентация буклет веб-сайт

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

Этапы и ход работы по проекту, сроки проведения 1 урок. Формулирование темы проекта и вопросов в рамках самостоятельных исследований учащихся – 10 минут. Разделение учащихся на три группы, каждая из которых будет оформлять результаты своего совместного исследования в определенной компьютерной программе (Microsoft PowerPoint, Excel, Publisher). Разъяснение требований, предъявляемых к работе, просмотр примеров. 2 урок. Поиск информации в Интернете по теме проекта. Обсуждение учащимися материалов, найденных в различных информационных источниках, проработка содержания и структуры работы. 3 урок. Подготовка презентаций. Оформление работы, ее корректировка. 4 урок. Защита полученных результатов и выводов

№ слайда 6

Описание слайда:

Ссылки на информационные ресурсы, используемая литература http://www.origami.as. http://www.ikenobo.ru/orig.php http://www.origamido.ru/PAPER/history.htm http://origamipro.ucoz.ru/publ/2-1-0-6 http://www.japantoday.ru. Пособия по оригами Т.Б.Сержантовой, Елены и Сергея Афонькиных

Проект «Оригами»2 класс
МБОУ «Кобраловская основная
общеобразовательная школа»

Гипотеза:

Искусство оригами тесно связано с
математикой и может стать хорошей основой
для её изучения
Цель: установить взаимосвязь искусства
оригами и науки математики

Задачи:

Знакомство с основными этапами
изучения оригами.
Анализ взаимосвязи основ оригами и
математики.
Поиск исторических фактов.
Знакомство с понятием многогранник.
Изучение видов многогранников.
Исследование возможности техники оригами
для создания правильных многоугольников и
многогранников.

Объект исследования – связь искусства
оригами и математики
Предмет исследования – лист бумаги.
Методы исследования:
поиск информации из разных источников
(специальная литература, интернет ресурсы);
практическая работа
Продукт исследования – книжка-малышка
и изделие

История оригами

Родина оригами – Япония. На японском языке
ОРИ – сгибать, ГАМИ – бумага. Если
сложить эти два слова, получится ОРИГАМИ
– искусство сгибать бумагу.
Начиная с конца 16 века оригами
превратилось в любимое развлечение
японцев. Именно в этот период времени
появилось большинство классических
фигурок.

Из бумаги можно сложить различные фигурки животных, птиц,
и многое другое. Японцы разработали систему знаков, с помощью котор
можно показать, как надо работать с бумагой, чтобы сложить выбранную
фигуру

Сейчас в оригами существует три основных течения.
Первое течение – традиционное оригами, где в качестве основы
используется квадрат.
Второе течение – модели складываются из листов треугольной,
прямоугольной, пяти-, шести-, восьмиугольной формы.
Третье течение – модульное оригами, модели изготавливаются из
некоторого, иногда довольно большого числа однотипных модулей.
То есть все фигуры в оригами выполняются из геометрических фигур,
значит это одна из точек прикосновения оригами с математикой. Но в
оригами фигуры можно построить без чертежных инструментов,
используя несколько сгибов.
При работе с квадратом знакомимся с понятиями: угол, сторона,
диагональ, центр, средняя линия, вершина, деление отрезка на части,
угла на части, со способами складывания квадрата и складывания из
квадрата других геометрических фигур. Таким образом, с помощью
оригами решаются геометрические задачи на плоскости.

Муниципальный конкурс

ученических творческих исследовательских проектов

по технологии

«Мир глазами детей»

Оригами

Выполнила ученица 4 класса

МОУ « Подгорненская СОШ»

Ковешникова Татьяна

Руководитель

учитель начальных классов

Чиченкова С.И

Подгорное

2014 год

Оригами - это самобытное японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания листа бумаги. Никто не знает, кто именно и когда придумал оригами и как были выработаны его неписаные правила. Есть даже мнение, что это искусство старше, чем бумага. Что первые фигурки оригами возникли из искусства драпировки ткани при изготовлении традиционной японской одежды. Многие поколения японцев внесли в оригами свой вклад, передавая умение складывать плоский лист в чудесную фигурку.

В переводе с японского «оригами» означает «сложенная бумага», в стране восходящего солнца искусство оригами называют искусством целого листа. Это одно из самых главных правил оригами - не прибавлять и не вычитать ничего лишнего. Это закон, которому следуют уже многие века все художники оригами. Благодаря этому данный вид искусства уже тысячелетия считается самым необычным и оригинальным.
Появилось оригами почти сразу после появления бумаги в Японии. Именно японцы, а не первооткрыватели нового писчего материала - китайцы, догадались использовать бумагу в качестве сырья для декоративных украшений и изделий.

Слова «бумага» и «Бог» на японском языке созвучны. Поэтому всем бумажным изделиям стал придаваться религиозный смысл. В храмах стены были украшены бумагой с изображением богов и записанными их заповедями. С помощью листов разжигались жертвенные костры. В особых бумажных коробочках было принято приносить дары в храмы.
В монастырях из бумаги впервые начали складывать необычные фигурки. Они символизировали различных богов, животных, людей, даже времена года и природные явления. А так как порвать лист бумаги считалось страшным грехом, лист всегда использовался целиком. Постепенно строго регламентированное число церковных фигурок начало возрастать, техника отшлифовывалась и становилась настоящим искусством.

От поколения к поколению совершенствовалось древнее искусство, отбирая для потомков самые изящные, самые выразительные фигурки.

Со временем оригами вышло из религиозных рамок и стало придворным искусством. Им могли заниматься лишь избранные, так как бумага была редким и весьма дорогим материалом. Умение сложить из квадратного листа фигуру считалось признаком хорошего образования, изысканных манер и утонченного вкуса.
Массовость искусства оригами приобрело лишь в двенадцатом-тринадцатом веках. Когда бумага распространилась по всему миру, когда цены на нее значительно упали и сделали этот материал доступными.

В какой-то момент по оригами устраивались целые соревнования и турниры. Богатые и знатные люди охотно брались спонсировать данные мероприятия. Любое отношение к оригами в те времена считалось значительным и престижным. Часто доходило до того, что фигурки оригами стали появляться на фамильных гербах знатных и богатых домов. Они стали символами и защитниками дома, семьи, очага, благополучия.

А вот сам термин «оригами» возник и закрепился значительно позже, сравнительно с самим искусством. Это произошло только в 1880 году, когда данное искусство стало частью аристократического общества, когда оно вошло в быт всех японских семей. Секреты складывания различных фигурок из бумаги передавались из поколения в поколение, и такое наследие веков постепенно стало не дешевле золота или фамильных драгоценностей

Существует определённый набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия.

Сгиб долиной,
линия сгиба долиной.

Сгиб горой,
линия сгиба горой.

Перегнуть долиной.

Перегнуть горой,
существующая линия.

Складка-молния
(комбинация сгибов
долиной и горой).

Совместить
отмеченные
точки.

Перевернуть фигуру,
невидимая линия.

Повернуть фигуру
в одной плоскости.

Тянуть, тащить.

Двойная
складка-молния
(внутрь).

Двойная
складка-молния
(наружу).

Раскрыть
(обычно карман).

Вогнуть внутрь.

Выгнуть наружу.

Вогнуть внутрь,
утопить.

Повторить действие
(

Равные углы.

Равные части.

Завернуть.

Увеличение
изображения.

После некоторые мастера научились писать и прятать в фигурках послания, которые мог прочитать, не порвав, только человек, посвященный в тайну оригами. Такие послания часто принимали красивейшие формы птиц, бабочек, цветов или простых абстрактных геометрических фигур.

Но чаще всего использовалась форма журавля, который издревле в Японии считался символом долголетия и счастья. Такая фигурка называлась цуру. С тех далеких времен и по сей день журавлики являются для оригамистов очень важным и светлым знаком. Эта светлая птица, которую так не сложно исполнить в бумаге, является на протяжении многих веков изображением свободы и надежды. Возможно именно связь птицы с небом, а также ее величавость и грациозность послужили этому

Японцы всегда аккуратно и с любовью складывали оригами журавль на протяжении 2000 лет. Еще в 1797 году была выпущена книга, которая носила название "Складывание тысячи журавлей". В ней было опубликовано очень много вариантов складывания журавлей в различных интерпретациях. Для этого нужно было иметь только один квадрат бумаги.

После Второй Мировой Войны журавль принял еще одно значение, а именно символ мира. Много людей знает историю маленькой девочки С.Сасаки, которая родилась в 1943 году и осталась сиротой после атомной бомбы, что упала в Хиросиме. Девочка очень сильно облучилась и когда лежала в больнице, стала складывать бумажную модель журавля. Садако Сасаки очень верила в давнюю историю, что если она сделает 1000 журавлей, то исполнится её желание. Когда она только начала их делать, она очень хотела выздороветь, но позже её желания изменились. Садако начала мечтать о большом мире на всей планете Земля. Она смогла сделать 644 модели и умерла 25.10.1955 года. После этой истории все дети на земле начали присылать журавлей из бумаги в музеи мира, который находится в Хиросиме, в качестве символа мира.


Искусство оригами, в начале 20 века, начинает выходить за пределы Японии и свободно шествует по всему миру. Большинство людей очень заинтересовались и увлеклись этим простым и в то же время сложным искусством.

Моя работа





Сегодня же искусство оригами переживает второе рождение. Привлекает данное искусство своей оригинальностью и простотой. Ведь для того чтобы заниматься таким искусством ничего не нужно кроме рук и бумаги.