Что значит символ Мэрцишора? Национальный молдавский праздник мэрцишор

Поздравляю всех цветоводов и садоводов с приходом весны!
И по этому случаю хочу всем читателям сайта «Гардения» подарить (хоть визуально) Мэрцишор!

Возможно, не все знают, что такое Мэрцишор, и поэтому я расскажу об этом празднике.

Давным-давно у молдавского народа возникла такая традиция: в первый день весны дарить друг другу по Мэрцишору.
Счастливый обладатель этого подарка носит его весь месяц март на одежде - на левой стороне груди, возле сердца.
Откуда пришла эта традиция?

Легенды о Фэт–Фрумосе и Подснежнике

Одна старинная легенда говорит, что в древние времена среди Гетов и Даков жил молодой красивый парень. Его звали Фэт–Фрумос, что в переводе на русский означает Молодец-Красавец, Добрый Молодец.
Фэт–Фрумос был весел и добр, влюблён в природу родного края. И вот однажды в первый день весны на восходе солнца он поскакал в лес. На солнечной поляне молодец увидел чудесный цветок по имени «Гиочел» - подснежник.

Кто ты? - спросил парень у цветка.
- Я – Гиочел, посланец Весны! Я всех оповещаю о конце зимы и приходе весны! Если я появился, то это значит, что пришёл конец холодам, свирепым вьюгам и метелям. Мой раскрывшийся цветок привлекает тепло и яркое солнце, зовёт в родные края перелетных птиц!

Но ведь вокруг ещё снег лежит, ты не замерзнешь? - забеспокоился молодец.

Нет, я не боюсь холода! - ответил Гиочел.

Тут мимо лесной поляны шёл лютый Вьюга-Мороз и услышал слова Гиочела. Вьюга-Мороз рассердился, что такой хрупкий цветок его не боится и оповещает всех про уход зимы и начало весны. Рассердился и разбушевался Вьюга-Мороз, послал на Гиочела всю свою силу холодную. Тогда весенний цветок стал бледнеть и замерзать, опуская вниз свою нежную белую головку.

Не умирай, Гиочел! – крикнул ему Фэт-Фрумос и кинулся останавливать разбушевавшуюся холодную бурю.
Но молодцу оказалось не по силам побороть острую Вьюгу-Мороз. Тогда, падая на колени от полученных ран, Фэт-Фрумос сумел добраться до умирающего Гиочела и прикрыл цветок от холода своей грудью. Капли горячей крови, что шла прямо из сердца, падали на землю рядом с замерзающим цветком.
Своей кровью и последним дыханием Фэт-Фрумос согрел Гиочела, и белый цветок выжил! Он зацвел дальше, и оповестил всех о приходе Весны!
А умирающий Фэт-Фрумос превратился в другой прекрасный цветок.
Так зародилась легенда о прекрасном цветке и празднике прихода весны - Мэрцишоре.

В разных селениях у нас рассказывают эту легенду по-своему.
Например, есть другое сказание, что на лесной поляне молодец встретил красивую лесную Фею, которая пришла оповестить мир о приходе Весны. Молодые люди понравились друг другу. Но коварный Вьюга-Мороз напустил холод на Фею, а потом в борьбе смертельно ранил юношу. Фэт Фрумос своей горячей кровью из ран попытался согреть замерзающую Фею, но они оба погибли. На этом месте вырос первый весенний цветок – белый Подснежник. А Фэт-Фрумос превратился в прекрасный цветок Бужор (лесной или иноземный Пион).

С тех пор люди рассказывают своим детям эти легенды, изготавливают и дарят друг другу Мэрцишоры, радуясь приходу весны.

Весенний подарок Мэрцишор

Что собой представляет этот подарок - Мэрцишор?
Мэрцишоры разнообразны в дизайне, форм их существует великое множество. Но все они делаются строго двух цветов: белый - цвет Подснежника, и красный - цвет крови Фэт-Фрумоса.


Обычные Мэрцишоры представляют собой шарики, или кружочки. Или это белая головка цветка (в виде шляпки подснежника) и такая же красная. Их вяжут из нитей и затем скрепляют друг с другом. На концах ниточек делается бант.
Готовый Мэрцишор пришивают на одежду или пристёгивают значком на левой стороне груди возле сердца. Носят подарок с первого дня марта до конца месяца.

В последний день марта Мэрцишор снимают и обязательно привязывают на веточку какого-нибудь растения (дерева или многолетнего цветка). Это говорит о том, что человек берет шефство на весь год, до следующей весны присматривать и ухаживать за этим растением.
А привязанный к растению Мэрцишор говорит о том, что это растение занято. Яркая красно-белая окраска Мэрцишора напоминает людям об обязательстве ухаживать за своими растениями.
Конечно, это тоже из легенды, но многие эту традицию соблюдают, обеспечивая дальнейший уход за растением. Особенно чтят эту традицию в сёлах.

Хотя все привязывают к веточке растения свои мэрцишоры, не все могут регулярно ухаживать за своим деревом; особенно это непросто в городской суете.
Тем не менее, до сих пор живы эти легенды, и весело отмечается традиционный Праздник прихода весны!

Вот уже 43 года подряд в рамках этого весеннего праздника в период с 1 по 10 марта в Молдове проводится Международный фестиваль культуры, который так и называется – «Мэрцишор».

Так у нас в марте все празднуют Мэрцишор, носят на груди подарки и радуются наступившей весне.

Поздравляю всех с наступлением Весны, с праздником Мэрцишор!

На сайте сайт


Еженедельный Бесплатный Дайджест Сайта сайт

Каждую неделю, на протяжении 10 лет, для 100.000 наших подписчиков, прекрасная подборка актуальных материалов о цветах и саде, а так же другая полезная информация.

Подпишитесь и получайте!

Праздников прихода весны существует достаточно много – в разных культурах и в разных странах. Как правило, праздники прихода весны выпадают на первые числа марта. Например, в Румынии и Молдавии 1 марта отмечается праздник Мэрцишор, означающий традиционную встречу весны. В Болгарии тот же самый праздник носит название Мартеница (или Баба Марта).

Так откуда взялся праздник Мэрцишор и Мартеница?

Считается, что праздник Мэрцишор берет свое начало еще в Римской империи, когда 1 марта праздновалось наступление Нового года. Этот праздник был посвящен богу Марсу, который одновременно символизировал земледелие и войну – то есть гибель и возрождение природы. Согласно раскопкам, в Румынии мэрцишоры мастерились еще 8 тысяч лет назад.

Существует несколько легенд о Мэрцишоре, которые и положили начало этому празднику.

Первая легенда рассказывает о красивом парне Фэт-Фрумосе (в переводе на русский, Добрый Молодец), жившем среди Гетов и Даков в древние времена (территория Карпатов и Трансильвании), который в первый день весны отправился на прогулку в лес. Парень очень любил свой родной край и родную природу, был веселым и добрым. Доскакав до солнечной поляны, он увидел маленький цветок Подснежник, который возвышался над снегом. Парень подошел к цветку и спросил у него, кто он, Подснежник ответил, что он посланец Весны, что зима закончилась и скоро станет тепло и хорошо. А когда Фэт-Фрумос забеспокоился, не замерзнет ли цветок, Подснежник сказал, что не боится холода. Эти слова услышал Вьюга-Мороз, который в этот момент проходил мимо, и разозлился, что маленький цветок его не боится. Чтобы проучить Подснежник, Вьюга-Мороз начал лютовать и наслал такой холод, что Подснежник начал замерзать и умирать.

Фэт-Фрумос, не желая гибели цветка, начал бороться с Вьюгой-Морозом, но ему оказалось это не по силам. И тогда, умирая, Фэт-Фрумос закрыл грудью цветок от холода, и капли крови парня упали на землю рядом с Подснежником. Цветок выжил, согретый дыханием и кровью своего защитника, и смог и дальше расти и возвещать на весь мир о приходе Весны. А Фэт-Фрумос превратился в другой цветок, который был так же прекрасен, как и Подснежник. По другой версии этой же легенды, Фэт-Фрумос встретил на поляне прекрасную Фею, которая ему очень понравилась. Но Вьюга-Мороз решил заморозить ее, а юноша, вступившийся за нее был смертельно ранен. Когда Фэт-Фрумос решил согреть замерзающую Фею своей горячей кровью, он обнял ее, но и Фея, и парень погибли. А на месте их гибели выросли белый подснежник и пион.

Другая легенда про праздник Мэрцишор рассказывает, что в первый мартовский день на полянку, где рос Подснежник, вышла Весна. Увидев прекрасный цветок, она начала расчищать снег вокруг него, чтобы дать ему пробиться. Лютая Зима увидела это, разозлилась – и начала насылать злые ветры и холод на Подснежник. Весна, желая защитить цветок, прикрыла его руками и укололась об иголку терновника. Кровь из пальца Весны упала на Подснежник – и он ожил и согрелся.

Еще одна легенда о празднике Мэрцишор говорит о том, что однажды Солнце превратилось в прекрасную девицу и спустилось на землю. Но злой Змей, не желая прихода тепла, выкрал ее и спрятал в своем замке. Без Солнца в мире стало холодно, птицы престали петь, а люди забыли, что значит веселье. Но один юноша, который был очень смелым, решился победить Змея и вызвал его на поединок. Парню удалось освободить Солнце, но от полученных в бою ран он скончался – и его красная кровь, падающая на снег, заставляла его таять, а на месте проталинок вырастали подснежники – символ весны.

Главным символом этого праздника являются Мэрцишоры – специальные бутоньерки, сочетающие в себе красный и белый цвета и символизирующие чистоту первого весеннего цветка подснежника и красную кровь его защитников.

Мэрцишоры дарят друг другу 1 марта и носят вплоть до 31 марта, после чего их вешают на цветущие фруктовые деревья. Считается, что если дерево, на которое человек повесил свой мэрцишор, хорошо уродит – значит, у этого человека будет удачный год, полный любви и успехов. Кроме того, если, вешая мерцишор на дерево, загадывать желание, оно точно сбудется. Но, повесив мэрцишор на определенное дерево, человек брал на себя обязательство приглядывать и ухаживать за этим деревом в течение года.

Первые мэрцишоры делали из золотой или серебряной монеты, обмотанной красной и белой нитками и подвешенной на шею в качестве кулона. Дети носили мэрцишоры весь март, а девушки – только первые 12 дней марта, после чего вплетали их в волосы и носили, ока не прилетят аисты или не зацветут первые деревья. После этого монету разматывали, привязывали нить к дереву, и за монету покупали особый вид брынзы из овечьего молока – каш.

Сейчас мэрцишоры вяжут из двух ниток и скрепляют друг с другом в виде кружочков или головок подснежника – красной и белой. Скрепив их друг с другом, нити мэрцишора связываются в бант и пришивают мэрцишор на одежду или прикрепляют его с помощью булавки на грудь со стороны сердца.

В отличие от праздника Мэрцишор, легенд о возникновении которого существует несколько, праздник Мартеница основывается лишь на одной легенде.

Давным-давно жил хан Аспарух, который завоевал множество земель, в том числе, и территорию современной Болгарии. У него было 4 брата и 1 сестра Калина. Все браться разъехались в разные земли завоевывать новые территории, а Калина осталась одна на территории современной России.

Аспарух совершал удачные походы, завоевывал земли, но очень скучал о своей сестре, которая находилась далеко от него. Однажды он сидел под деревом и печалился, когда не его плечо села ласточка и спросила, какова причина его печали. Аспарух рассказал ласточке, что он тоскует по своей сестре Калине, которая находится далеко от него, и ему горько от того, что у него нет никого, кто мог бы отнести подарок Калине. Ласточка решила помочь Аспаруху, тем более, что она знала, где живет Калина.

Летела ласточка 3 дня и 3 ночи, прилетела к Калине и рассказала ей о ее брате. Калина была очень рада ласточке и решила отправить Аспаруху подарок от себя. Она сорвала самые восхитительные цветы их тех, что росли у нее в саду, перевязала их бело-красными нитками и попросила ласточку отнести эти цветы своему брату.

Ласточка вновь летела 3 дня и 3 ночи, пока не достигла жилища хана Аспаруха, который в этот момент как раз пировал в честь создания государства Болгарии. Аспарух очень обрадовался и приказал, чтобы все его подчиненные праздновали этот день с цветами, переплетенными красной и белой ленточками. Этот день был днем 1 марта, а цветы с бело-красными нитками были названы мартеницами.

Праздник Мартеница – это праздник прихода весны в Болгарии, сопровождаемый той же символикой, что и праздник Мэрцишор в Румынии. В этот день болгары изготавливают красно-белые амулеты и обмениваются ими. Белый цвет в Мартеницах – цвет мужского начала, силы и долголетия – затем ставший также цветом чистоты, невинности и весенней свежести. Красный же цвет в Мартеницах – это цвет крови, женского начала, плодородия и здоровья.

Мартеницы не только прикрепляют к своей одежде, но и повязывают на шею или упряжь скота, на орудия своего труда, на жилище и т.д. Так как мартеница символизировала здоровье, особенно полезно их было носить беременным женщинам и детям. Существует поверье, что если девушка наденет мартеницу, предварительно оставив ее на ночь на дикой красной розе, красота этой девушки не померкнет в течение всего лета.

Кроме того, для прикрепления мартеницы на себя существовали свои правила. Если девушка была невестой – она прикрепляла мартеницу справа, а если она оставалась старой девой – слева. Холостой парень носил мартеницу, концы ниток на которой не завязаны, а женатый мужчина мог надеть только мартеницу с завязанными и обрезанными до узла нитками.

По разным традициям, мартеницы носят на себе 3, 9, 25 дней или до тех пор, пока не увидят первую весеннюю птицу, змею или цветущее фруктовое дерево. После этого их вешают на дерево, на котором уже есть листва, или прячут под камень. На следующий день по спрятанной под камень мартенице гадают – на удачу в скотоводстве или на замужество.

Кроме того, мартеницы порой выбрасывают в реку или забрасывают на крышу дома. Для детей существует традиция подбрасывать мартеницы вверх, обращаясь к солнцу с просьбой взять у них мартеницу, а им дать здоровье.

Праздник Мэрцишор и Мартеница созданы в честь прихода весны и тепла. Они символизируют плодородие, весеннюю свежесть и здоровье и являются по-настоящему важными праздниками для любого народа! Ведь приход весны был важным этапом для наших предков. Не зря на Руси был аналогичный праздник, который отмечали с размахом и весельем – Масленица!

Каждый год 1 марта празднуется один из наиболее любимых национальных праздников - Мэрцишор . Празднование начинается 1 марта и в этот день люди дарят друг другу маленькие красно-белые талисманы-бутоньерки (мэрцишоры), приговаривая: «Живите и цветите, как яблони в сердце весны».

Весна в Молдове приветствуется праздником под названием «Мэрцишор» . Название «мэрцишор» происходит от «martie», что в переводе с румынского означает «март».

В прошлом мэрцишор носили на самых чувствительных местах на теле, ребята носили на запястьях рук или ног, а девочки на шее. По обычаю мэрцишор должна была прикрепить мать утром до восхода солнца. Носили мэрцишор хотя бы 12 дней или до появления полной луны или до прилета аистов или до того когда начинали цвести деревья, иногда до (Русалий). Когда снимали мэрцишор, ставили его на цветущие деревья . Верили в то, что мэрцишор принесет счастье тому, кто достойно его носил. Первые дин марта напоминают нам о Новом Годе, который раньше отмечали весной.

В начале апреля во многих городах и селах Молдавии можно увидеть деревья, густо увешанные мэрцишорами. Существует поверье, что если в тот момент загадать желание, то оно обязательно сбудется. Считается, что этот талисман приносит счастье и удачу на целый год.

Символика нитей - белый и красный. Красная нить была когда-то черной, то был - Архаичный мэрцишор с белой и черной нитью. Он олицетворял единство противоположностей ‒ добра и зла. Белый означал чистоту, черный же цвет олицетворял силу, энергию жизни. Расшифруем более глубокий смысл этих двух цветов – белого, черного или красного, дошедшие до нас. Красный цвет имел и имеет особое влияние на людей. Считается что этот цвет имеет самый сильный эффект над чувствами, являясь символом красоты, молодости, здоровья и богатства. Он ассоциируется во многих архаичных культурах с наступлением весны, рождением и замужеством, то есть, является началом начал. Также считали, что он защищает малышей в период перехода от одного времени года к другому, и поэтому часто до сих пор завязывают красную нить новорожденным телятам, ягнятам, в особенности новорожденным детям.

Специалисты обращают наше внимание, что этот красный добрый цвет огня является основой, энергетическим принципом всей жизни, которая родилась из черной земли . Таким образом, отметим, что красное и черное являлись на протяжении веков взаимозаменяемыми субститутами, и что черному цвету предпочли более агрессивный – красный. В общих чертах мы описали вам символистику цветов мэрцишора.

Еще в народе знали, что если 1 марта погода хорошая, вся весна будет такой, а если день дождливый – то год будет богатым. В этот день необходимо оставить окна и двери широко открытыми, чтобы вошел весенний воздух, а те, кто хотят, чтобы у них не водились блохи, должны съесть много крапивы.

Легенда праздника рассказывает о том, что в первый день марта вышла на опушку леса красавица Весна, огляделась и увидела как в зарослях терновника пробивается из-под снега подснежник. Она поспешила на помощь и начала расчищать вокруг землю, освобождая его от колючих ветвей. Зима же, увидев это, рассвирепела и призвала холодный ветер со снегом, чтобы уничтожить цветок. Но Весна прикрыла нежное растение руками и укололась терновником. Из ее пораненной руки упала капля горячей крови, и цветок ожил. Так цвета мэрцишора символизируют ее красную кровь на белом снегу и победу Весны над Зимой.

Вот такая красивая легенда.

Встречаем весну!


Вот и пришла весна. И пусть погода не совсем еще весенняя, еще холодно, где-то лежит снег, а где-то идет дождь, солнышко обязательно скоро выглянет из-за туч. Совсем скоро начнет просыпаться от зимнего сна все живое, вернутся из дальних краев перелетные птицы, тут и там из-под снега покажутся подснежники, на пригорках зазеленеет молодая травка с желтыми «солнышками» мать-и-мачехи и весеннее настроение надолго поселится в наших сердцах. С каким нетерпением мы этого ждем! А вот в некоторых странах не ждут прихода настоящего тепла, чтобы встретить весну, первый весенний день там уже праздник.

1 Марта в Румынии, Молдове, Болгарии, Греции можно увидеть на улицах множество людей, одежда которых празднично украшена яркими красно-белыми вещицами. Зрелище просто удивительное! Всевозможные кисточки, помпончики, цветы, сердечки и фигурки красного и белого цвета смотрятся очень красиво и нарядно даже в самый серый и неуютный день. И на душе сразу становится тепло и радостно, не важно, светит ли яркое солнышко или идет снег. Это праздник прихода весны, так его традиционно здесь отмечают.

Праздник этот существовал еще в древнем Риме, в те далекие времена именно первого марта отмечали приход Нового года. На территории современной Румынии во время археологических раскопок были обнаружены речные камни красного и белого цвета, им более 8 000 лет.


С традицией этой принято связывать очень красивое предание.

Когда-то давным-давно Солнцу стало ужасно скучно и одиноко в небе. Надоело ему изо дня в день, из года в год просто освещать и согревать Землю своими горячими лучами, совсем одному плавать в холодной синеве небес. И захотелось Солнцу, как простому человеку, закружиться в огненном танце, рассмеяться звонким смехом, порадоваться весне и встретить ее приход вместе с людьми. Обернулось тогда Солнце прекрасной девушкой и тихонько спустилось на Землю.

Могла бы эта проделка закончиться благополучно: Солнце, повеселившись вдоволь, вернулось бы снова на привычное место, но на беду, увидел девушку Змей. И пожелал он отныне самолично владеть красавицей-Солнце! Схватил Змей девушку, взмахнул крыльями и утащил в свое логово…

Тьма опустилась на Землю. Не пели птицы, не смеялись дети, плакали от отчаяния люди – радость покинула их дома. Холод, темнота и печаль воцарились на Земле. И не было никого, кто бы решился на бой со Змеем, чтобы вызволить Солнце и спасти людей от неминуемой гибели.

Впрочем нашелся, все же, отважный юноша. Захотел он вернуть Солнце на небо, подарить людям свет и тепло, чтобы счастье снова вернулось в каждый дом. И пустился в дальнюю дорогу.

Нелегким и долгим был его путь к логову Змея. Прошли лето и осень, настала зима, а юноша все шел и шел, и, казалось, не было дороге конца и края. Люди, которых встречал юноша по пути, указывали смельчаку дорогу, кланялись ему в пояс, благословляли на смертный бой и старались передать ему всю свою силу, чтобы легче было бороться со Змеем.

Наконец вышел юноша к гиблому месту, где среди болот и черных скал высился замок Змея. Не потерпел Змей, что кто-то вторгся в его владения, и схватился со смельчаком ни на жизнь, а на смерть!

Долго бились они, пока Змей бездыханным не рухнул на землю. Из последних сил, истекая кровью, юноша распахнул двери темницы и выпустил Солнце на волю. Вспорхнуло оно на небо, осветило и согрело Землю.

И все вокруг стало оживать, словно проснувшись от кошмарного сна. Снова послышался детский смех, радостное пение птиц, люди улыбались и благодарили своего спасителя.

Но сил у юноши уже совсем не осталось. Капли алой крови из множества его ран падали на белый снег, который таял от горячей крови смельчака, и в каждой проталинке распускались первые весенние цветы. И вот упала последняя капля…

Но люди помнили своего спасителя. И с того самого времени каждый год, в первый весенний день стали дарить друг другу памятный подарок в честь погибшего героя. Двухцветный витой шнурок, две кисточки или два помпончика, красный и белый, кровь и снег… Символ победы над мраком, воплощение надежды, радость от прихода весны и предчувствие любви и счастья!

Есть и еще одна легенда о происхождении этого . В ней рассказывается, как прекрасная Весна укрыла своими руками от злого ветра и снега, присланных злой Зимой, первый , росший в кусте терновника, и укололась при этом о колючие шипы. Перекликается она с предыдущей своей символикой, тоже кровь и снег, алое и белое.

Конечно, это прекрасные сказки, легенды, придуманные людьми. А вот традиция праздновать первый весенний день и радоваться приходу весны самая настоящая! Праздник 1 Марта существует в Румынии и Молдове, Болгарии и Греции с незапамятных времен и его символ – те самые кисточки-помпончики, красные и белые. Их делают собственноручно или же покупают готовыми в магазинах, это не важно. Важно, что их принято дарить родным и близким, друзьям и знакомым с пожеланиями счастья и здоровья.

В день 1 Марта (Баба Марта по болгарски) в Болгарии говорят: «Будь белым и красным!», с белым лицом и красными (румяными) щеками, то есть здоровым (как у нас «кровь с молоком»). Здоровья, счастья и любви желают в этот день и в других странах.

Есть еще одно толкование двух цветов мартовских амулетов: белый цвет связывают с мужским началом, солнцем и силой, а вот красный – женское начало, как цвет крови, он связан с рождением и здоровьем.

Мэрцишор ) (примерно так произносится) в Румынии, мартеницы, мартенички в Болгарии – двухцветные символы весны. Их принято украшать забавными подвесками и брошками с фигурками птиц, зверюшек или цветов, их прикалывают на одежду или носят как браслеты не только 1 Марта, но и весь первый месяц весны. Когда же март закончится, их вешают на ветки цветущих фруктовых деревьев (в начале апреля можно увидеть деревья, буквально увешанные

Древние мифы и легенды народов мира настолько разнообразны, вычурны и необычны, что порой их бывает сложно не только объяснить, но даже просто понять. Поэтому долгое время содержание любых преданий списывали на богатую фантазию «дремучих» доисторических людей, незнакомых с достижениями цивилизации. Но может быть нам просто не хватает знаний, чтобы понять наших предков? Давайте попробуем выяснить, что стоит за одним из самых почитаемых и древних обычаев на Балканах, о котором сложены легенды – празднике Мэрцишора.

Что мы знаем о Мэрцишоре?

Мэрцишор представляет собой амулет красного-белого цвета, его носят в марте и под конец месяца вешают на ветки деревьев. Как доказали археологические раскопки в Румынии, это древний языческий обычай, которому не меньше 8 000 лет. В ходе раскопок были найдены маленькие камешки, раскрашенные в белый и красный цвета, и носившиеся, как считается, на шее. Существует много различных легенд о том как появился праздник, но кроме того, что все их объединяет тема весны, сказать о мэрцишоре, казалось бы нечего.

Однако наука не стоит на месте и новые исследования позволяют приоткрыть завесу древней тайны. В научной литературе мэрцишор называют очень прозаично – мартовская нить. Это позволяет обобщить данные об обычае ее ношения у балканских народов. А сохранился он у молдаван, румын, болгар, македонцев, греков, албанцев и арумын .

Почему мэрцишор красно-белый?

Красный и белый цвета могут иметь различную семантику, но прежде всего это сакральные цвета. Белый цвет, помимо того, что это цвет чистоты и целомудрия, использовался в ритуальном костюме как символ потустороннего мира. Поэтому он присутствует в одежде новобрачных, новорождённых и умерших, символизируя переход человека в новую ипостась. Белый был цветовым символом неолитической богини неба или как принято ее называть в научной литературе – Великой богини.

Сочетание белого и красного цветов восходит к символизации двух верховных божеств раннеземледельческой религии и выражало пожелание связи бога и богини – связи, которая должна была обеспечить плодородие.

Сочетание белого и красного встречалось в различных древних культурах. У хеттов царь носил пояс, сплетенный из шерсти красного и белого цветов. В Древнем Иране царь носил красно-белую диадему и красную с белой полосой одежду. В Древнем Перу знатные лица определенной категории (возможно, священнослужители) носили накидки, раскрашенные в бело-красную шахматку. Она была идеограммой, выражающей представление о связи бога и богини. Во времена фараонов символами Верхнего и Нижнего Египта были красный и белый цвета или кобра и гриф: змея – как представитель земли, а птица, и в частности гриф, – представитель богини неба.

Почему мэрцишоры вешают на деревья?

Одним из главных воплощений неолитической Великой богини было дерево. Поэтому возник обычай вешать мэрцишоры в конце марта на деревья – так делают молдаване, румыны, болгары, греки и албанцы. Обычай приносить кусок ткани в дар богине, которая считалась пряхой, продолжает существовать и на Кавказе: во исполнение желаний или просто ради соблюдения традиции к ветвям дерева, которое считается священным, привязывают обрывок ткани. В Осетии даже существовал обычай вешать на дерево куски ткани именно белого и красного цвета. Делали это жрецы языческой богини Аларды.

Связь с деревом прослеживается даже в названиях Мэрцишор и Мартеница (болгарском аналоге мэрцишора). Этимологически они связаны с корнем *mara ‘дерево’ ностратического праязыка, от которого произошла макросемья языков, объединяющая несколько языковых семей и языков Европы, Азии и Африки.

Великая богиня и Баба Докия

К образу Великой богини восходят многочисленные мифологические персонажи различных народов, в том числе Баба Докия и баба Марта, связанные с Мэрцишором и Мартеницей.

Румынский исследователь И. Гиною напрямую связывает обычай ношения мэрцишора с легендой о мартовской старухе Бабе Докии, которая, поднимаясь со стадом в горы, пряла нить года, подобно тому как Мойры или Парки пряли нить человеческой жизни. В румынской культуре образ мартовской старухи действительно связан с прядением. Согласно вариантам легенды, известным на Буковине, в Трансильвании и на юго-востоке Румынии, Баба Докия отправилась в горы, заткнув за пояс прялку и взяв с собой кудель (этот мотив встречается также в сербских и греческих вариантах). В некоторых районах Румынии прядение считалось единственной работой, выполнение которой допустимо 1 марта.

У молдаван и румын число дней ношения мэрцишора часто бывало равно числу дней, в течение которых Баба Докия, поднималась в гору, и числу кожухов, которые она надела, отправляясь в путь – девяти или двенадцати. Эта традиция нашла отражение в рассказе «Mărţişor» Михая Садовяну, в конце которого скинувшая все свои кожухи Докия превращается в скалу.

Великая богиня, которую называют ещё Великой матерью или просто Богиней-матерью, была покровительницей деторождения, поэтому с мартовской нитью связывались поверья о плодовитости. Молдаване, румыны, болгары, македонцы часто носили мартовскую нить до прилета аистов, ответственных, как известно, за деторождение.

В южных областях Болгарии, в болгарской Добрудже и в юго-восточной Македонии встречается обычай прятать мартовскую нить под камнем и затем гадать по ней. Болгары, спрятав мартовскую нить под камень, на следующий день гадали о приплоде скота в текущем году. По поверьям из Пиринского края, появление муравьев на оставленном обереге означает приплод коз или овец, божьих коровок – приплод крупного рогатого скота, пауков – приплод ослов. В Софийском крае по появлению на мартовской нити насекомых, соломинок, щепочек девушки гадали также о замужестве.

Эти и многие другие данные указывают на то, что двоичный символ Мэрцишора уходит своими корнями в эпоху неолита и связан с культом богини неба или Великой богини, рудименты и пережитки которого сохранились в различной форме до наших дней.

Литература: Ариэль Голан. Миф и символ. Москва, 1994; Наталия Голант. Мартовский обрядовый комплекс румын и болгар в этнокультурной традиции Карпато-Балканского региона. Санкт-Петербург, 2007; Наталия Калашникова. Семиотика традиционного костюма. Кишинев, 2005; Doina Ruşti. Dicţionar de teme şi simboluri din literatura română. Bucureşti, 2002.