Брюггское кружево: схемы для начинающих рукодельниц и домашнего уюта. Вологодское кружево: мастер-класс для начинающих рукодельниц Соединение в вологодское кружево крючком схемы

Старинный вид народного искусства - плетение на коклюшках. В России не сразу это рукоделие называлось кружевом. Изначально это слово применялось к любой отделке, которой украшали изделие вокруг по краю. Плетение изделий на коклюшках было привезено в Россию из Европы в семнадцатом веке. Тогда и слово «кружево» закрепилось за изделиями, сплетёнными на коклюшках.

Виды кружевных изделий

Кружева могут быть или мерными, или штучными.

Первые из них измеряются в метрах. Они бывают узкими (1-3 см), средними (до 6 см), широкими (более 6 см). Кроме этого, мерное кружево различают по форме:

  1. Прошва имеет с обеих сторон узкий край.
  2. Аграмант с обоих краёв зубчатый.
  3. Край с одной стороны зубчатый, а с другой - ровный.

Штучное кружево представляет собой законченное, целое изделие: скатерть, занавесь, накидку, жакет, жилет, боа, манжеты, салфетку и т. п.

Техническое оснащение

Плетение на коклюшках начинается с подготовки инструментов и приспособлений. Их не так уж и много:

  1. Валик. Его можно сделать самостоятельно. Для этого нужно взять кусок плотной ткани. От размера куска будет зависеть, большой или маленький получится валик. Для начинающих самые удобные с размером 40 Х 60 или 60 Х 80 см. По длинным сторонам у него делается подшивка шириной 2 см. Короткие стороны сшиваются, и получается цилиндр. В подшивку с одной стороны продевается шнурок и затягивается. Далее валик набивается наполнителем. Это может быть поролон, сено, опилки. После чего его следует накрыть картонным кружком и затянуть вторую подшивку. Валик готов.
  2. Подставка. Она нужна для придания устойчивости валику. Её можно сделать из прямоугольного куска поролона. Две противоположные стороны следует скрутить и закрепить, чтобы в середине образовалась ложбинка, в которую можно будет уложить валик.
  3. Коклюшки для плетения кружева - это деревянные палочки, у которых имеется «шейка» для намотки ниток.
  4. Булавки. Нужны для закрепления переплетённых нитей. Их должно быть много, не менее ста.
  5. Вязальный крючок. Используется для сцепления нитей.
  6. Сколок - рисунок, на котором точками показаны места, в которые вкалываются булавки.

Нити. Они могут быть разной толщины. Лучше всего использовать льняные или шёлковые, они дают минимальную усадку после стирки изделия. В период обучения можно использовать и хлопчатобумажные.

Намотка нитей на коклюшки

Терпение - вот чего требует плетение на коклюшках. Для начинающих самое первое действие - намотка нитей. Она и станет тренировкой этого качества характера.

Коклюшки используются в кружевоплетении только парами, одну нить наматывают на две коклюшки. Это делается так:

  • Нужно взять одну из коклюшек правой рукой, а нить - левой. Пальцем нужно прижать конец нитки к шейке коклюшки, а левой рукой сделать несколько оборотов вокруг нее, чтобы закрепить нить.
  • Когда она закреплена, вращают коклюшку, наматывая нить на шейку. Левой рукой необходимо ее придерживать, регулируя равномерность распределения по всей длине шейки коклюшки.
  • После того как намотано 2-3 метра, ее закрепляют петлей. Коклюшка после этого должна висеть на нитке и не разматываться.
  • Затем, не отрывая, отматывают от мотка ещё 2-3 м и лишь потом отрезают. Свободный конец наматывается на вторую коклюшку и тоже закрепляется петлей. При этом межу коклюшками должно остаться 20 см нити.

Замена нити в ходе плетения

Если при плетении кончается нитка, то нужно выполнить следующее:

  1. Размотать ее, освободив коклюшку, и оставить конец длиной 20 см.
  2. Накрутить на свободное место новую.
  3. Конец закрепить узлом на булавке, которую воткнуть выше места плетения на 5 см.
  4. Оставленный конец старой нитки соединить с новой. Двойную нить намотать на коклюшку и закрепить петлёй.
  5. Плетение продолжить двойной нитью.
  6. После того как новая нить достаточно закрепится, старую можно будет обрезать и плести дальше одной.

Плетение на коклюшках: обучение азам

При плетении в обеих руках находится по паре коклюшке. Все переплетения производятся двумя способами перемещения инструмента в руках:

  1. Перевить - значит поменять их местами в одной руке. Это делается большим пальцем так, чтобы правая коклюшка перекинулась через левую.
  2. Сплести - значит, переложить по одной коклюшке из руки в руку. При этом правая коклюшка из левой руки должна перекинуться через левую коклюшку в правой руке.

Плетение на коклюшках бывает трёх видов:

  1. Сплести в ползаплёта: перевить - сплести.
  2. Сплести в полный заплёт: перевить - сплести - перевить.
  3. Сплести полотнянкой: сплести - перевить - сплести.

Элементы кружевоплетения

Существует 4 главных элемента кружевоплетения: плетешок, полотнянка без перевива пар, полотнянка с перевивом всех пар и полотнянка с перевивом крайних пар.

Плетешок выполняется в ползаплёта (перевить - сплести), после каждого приёма нити утягиваются, для чего коклюшки разводятся в стороны.

Полотнянка без перевива пар плетётся на нескольких парах коклюшек. Тут нужен будет сколок. Для плетения изделий на нескольких парах он необходим. Ширина его составляет 12 мм, расстояние между точками - 6 мм. Взять нужно не менее 7 пар коклюшек.

  1. Над сколком устанавливается 6 булавок, на каждую навешивается пара коклюшек. Все они называются долевыми, во время плетения не меняют своего направления.
  2. Слева от первой пары навешивается ходовая пара. Она перемещается слева направо и справа налево.
  3. Плетение начинается с левой стороны. В левую руку берётся ходовая пара, а в правую - первая долевая пара. Пары сплетаются полотнянкой (сплести - перевить - сплести).
  4. Ходовая пара по очереди переплетается с каждой долевой.
  5. В переплетение последней долевой и ходовой (между ними) ставят булавку. Заплетают её так: ходовую перевить один раз, долевую не перевивать, а сплести полотнянкой (сплести - перевить - сплести).
  6. После этого ходовая пара перекладывается в правую руку, и плетение продолжается в левую сторону.

Полотнянка с перевивом всех пар делается по тому же сколку, что и полотнянка без перевива пар:

  1. В процессе работы ходовая пара сплетается в полный заплёт (перевить - сплести - перевить - сплести).
  2. Под переплетение ходовой пары с последней долевой ставится булавка. Заплетается в перевив: ходовую пару два раза перевить, долевую один раз перевить и сплести - перевить - сплести.

Полотнянка с перевивом крайних пар плетётся тоже по тому же сколку:

  1. Это плетение на коклюшках начинается, как и плетение полотнянки с перевивом всех пар.
  2. Вторую и последующие (до предпоследней) плетут, как полотнянку без перевива пар.
  3. Предпоследнюю долевую плетут в полный заплёт (перевить - сплести - перевить - сплести).
  4. Последнюю заплетают в перевив, как для полотнянки с перевивом всех пар.

Скань

Для скани применяется более толстая нить, чем при основном плетении. Для этого можно сложить имеющуюся в два раза. В середине между булавками с втыкается булавка для навешивания коклюшек со сканью.

Плетение до коклюшки со сканью производится обычным способом:

  • Скань «верёвочка» получится, если ходовая будет пропущена между нитями скани таким образом, чтобы правая была над ходовой, а левая - под ней. Когда ходовая нить будет возвращаться с другой стороны, перевивают скань и пропускают ходовую: правая нить сверху, левая - под ходовой.
  • Скань «косичка» получится, если взять не одну, а две пары коклюшек. Ходовую пропускают в этом случае между двумя парами скани, при возврате ходовой нити скани перевивают не в одну сторону, а в разные.

Техника сцепного кружева

Сцепное плетение кружева на коклюшках для начинающих мастериц - это выполнение вилюшки. Так называется основной элемент названного кружева. Она плетётся полотнянкой, часто украшается сканью. А места стыковки здесь соединяют сцепы, которые выполняются вязальным крючком.

  • Возвращаясь, бывшая крайняя долевая проплетает бывшую ходовую и, в свою очередь, оставляется в покое, а старая ходовая отправляется переплетать долевые.
  • Попеременно крайняя долевая становится ходовой, пока не закончится поворот. В месте поворота булавки не втыкаются.
    • Сцепка выполняется на месте стыковки вилюшки после поворта. Для этого вынимают булавку, вязальный крючок вставляют в петельку сверху, зацепляют нитку и вытягивают её.

    В образовавшуюся большую петлю продевают коклюшку, нитку затягивают. Плетение продолжается той ходовой парой, которая участвовала в сцепке.

    • Далее нужно плести по сколку.

    Надеемся, пошаговая инструкция, предложенная в статье, поможет начинающим кружевницам сделать свои первые нарядные изделия.

    Эта статья для тех, кто любит необычное и оригинальное вязание крючком. Брюггское кружево, схемы которого приведены здесь, представляет собой современную версию старинного рукоделия.

    Несколько слов о кружевах

    Поначалу вязание было ремеслом мужчин, постепенно оно перешло в разряд женских рукоделий. Как и всякое рукоделие, вязание кружев очень успокаивает нервную систему. Ажурные предметы интерьера всегда добавляют уюта в квартире. Даже маленькая салфетка на журнальном столике способна задать настроение всему интерьеру. Только не следует перебарщивать. Кружевное платье или аксессуары прекрасно подходят для создания женственных образов. Чтобы добиться желаемого эффекта и соответствовать современной стилистике, ажур нужно использовать, руководствуясь художественным вкусом и чувством меры.

    Отличительные особенности брюггского ажура

    Что такое брюггское кружево? Схемы наглядно показывают, что это - тесьма, выложенная красивым, плавным, округлым узором. Её ещё называют вилюшкой. Бельгийскому кружеву уже почти триста лет. За три века интерес к нему то угасал, то вспыхивал вновь. Есть разные способы создания полотна в технике «брюггское кружево». которых вы видите перед собой на экране, - лишь один из вариантов плетения ажура.

    Брюггские кружева из фабричной тесьмы

    В магазинах швейной фурнитуры можно найти тесьму с косым расположением нитей утка и с равномерно расположенными вдоль краёв петлями. Она замечательно подходит для создания современных вещей, напоминающих старинное брюггское кружево. Модели и схемы, придуманные опытными мастерами, подходят и для работы с готовой, фабричной тесьмой. Диагональное расположение основной нити делает тесьму эластичной, поэтому на сгибах рисунка практически не ощутимы утолщения. Можно не класть такое кружево под пресс, чтобы придать ему большую плоскость.

    Создание узора

    Из этой тесьмы, а она очень редко бывает в продаже, кружево создаётся следующим образом. Одноцветным карандашом в упрощённом виде делается эскиз цветка, бабочки, и т.д., углы скругляются, большинство линий замыкается, и вот уже перед вами эксклюзивное брюггское кружево. Схема увеличивается до натурального размера. Затем её кладут на мягкую упругую поверхность, в которую можно воткнуть булавки. На линии рисунка укладывается и прикалывается тесьма. Те места, где петли соприкасаются друг с другом, сшивают. Делается это очень тонкими нитками и иглой. Цвет ниток должен совпадать с цветом тесьмы. Получается очень красивое полотно. Таким способом делают нарядные воротники и салфетки, то есть предметы небольшого размера.

    Старинный способ вязания

    Брюггское кружево: салфетки, схемы которых представлены в этой статье, предметы одежды, - напоминает изделия вологодских и фламандских мастериц, которые работали на коклюшках. Они не вязали тесьму отдельно, чтобы впоследствии выложить из неё узор. Полосы плелись, соединялись и разветвлялись, обходя булавки, прямо на подложке, в соответствии с нанесёнными на неё широкими и тонкими линиями рисунка. В настоящее время популярна техника, при которой крючком вяжется длинная лента с петлями по бокам и соединяется в узор прямо в процессе вязания.

    Современный способ вязания крючком

    На фотографиях хорошо видно, брюггское кружево. Схемы демонстрируют несколько вариантов тесьмы. Все они очень просты в исполнении. Попробуйте связать разные и выберите, какой понравится больше. Вы вольны поступить с ней, как с фабричной: свяжите длинную ленту, красиво разместите на схеме рисунка или на выкройке одежды, если вы планируете превратить тесьму в платье, блузку или юбку и скрепите ниткой с иголкой с ниткой или крючком. Ещё проще - наколите тесьму на манекен с фетровым или трикотажным покрытием. Вам сразу станет видно, сколько ещё тесьмы следует довязать.

    Посадка изделия из кружева на фигуре

    Ленту можно разложить с учётом изгибов тела, и тогда, без создания вытачек и рельефных швов, вы добьётесь идеальной посадки на фигуре. Некоторую трудность вызывает изготовление рукава. Здесь совет таков. На манекене укладывайте вилюшку с учётом проймы как на выкройке платья с втачным рукавом. Тесьму, предназначенную для рукава, разложите на бумажной платья, приколите в виде рисунка, сшейте за петли, просветы заполните сеткой из воздушных петель или маленькими кружевными цветочными мотивами. Прежде, чем соединять с основной частью, рукав придавите тяжёлым прессом, чтобы сгибы тесьмы-вилюшки стали более плоскими. Стирать и отпаривать изделие пока нельзя, потому что вы будете соединять рукав с полочкой и спинкой этими же нитками при помощи цепочек из воздушных петель, сделанных крючком.

    Когда все детали платья будут готовы и соединены, его можно подвергнуть влажно-тепловой обработке, не боясь неравномерной усадки. В домашних условиях это, обычно, стирка, подкрахмаливание (если вещь из хлопка) и утюжка.

    Простое и стильное платье

    Если изменить лекало, сделав проймы квадратными, то рукава можно вязать прямоугольными, не закругляя на окатах. При таком плечевом поясе, в талии платье можно не заужать. Этот фасон считается классическим и универсальным для обладательниц стройных худощавых фигур. Попробуйте его связать. Технически это несложно, только требует усидчивости. Если рискнёте и возьмётесь за дело, то у вас получится стильное и элегантное платье. Брюггское кружево, схемы которого есть в этой статье, как нельзя лучше подходят для такой вещи. Если оно будет очень просвечивать, то вы сможете экспериментировать с выбором нижнего платья-чехла. Он подбирается в тон или контрастный.

    Одно время было модно носить гипюр на подкладе Это интересный вариант, но мало ситуаций, когда это уместно, так как телесная ткань подкладки создаёт иллюзию голого тела. Выберите цвет ниток, лучше всего сочетающийся с вашим цветотипом и дерзайте!

    Кружевные коллекции от кутюр

    В коллекциях многих известных дизайнеров есть модели, выполненные из кружева. Это и белая коллекция Валентино, и шедевры Жан-Поля Готье, и другие. Кутюрье постоянно обращаются к историческому костюму и национальному рукоделию. Если посмотреть на каждую модель в отдельности внимательно, становится очевидно - современная мода очень склонна соединять в одном платье кружева разных эпох и разных народов.

    Сочетание разных видов кружева

    Брюггское кружево, выполненное крючком из тесьмы-вьюшки, часто требует дополнения в виде элементов ирландского, венецианского, филейного или иного кружева. Брюггское кружево придаёт изделиям строгость и лаконичность. Салфетки или скатерти, оформленные по периметру полосами брюггского вязания приобретают законченный вид. Неопытная вязальщица будет права, если начнёт учиться вязанию крючком с тесьмы, из которой складывается брюггское кружево. Для начинающих, схемы не представляют большой сложности, ведь они состоят из простых элементов.

    Первая салфетка начинающей рукодельницы

    Для маленькой, но очень милой и изящной салфетки нужно связать 5-7 полос длиной по 10-15 см их количество может варьироваться в зависимости от толщины ниток и плотности вязания. Начиная со второй полосы следует делать соединения за петли. Эта операция известна всем, кто умеет вязать столбики и петли. Полосы этой салфетки лежат параллельно друг другу, без сгибов. Ширина полос - 4-5 столбиков с накидом, плюс петли подъёма. Декоративные арки подъёма состоят из 7 воздушных петель. Соединение осуществляется так. Нужно провязать три воздушные петли, затем сделать в арку, выполнить три воздушных петли и далее вязать обычный ряд из столбиков с накидом. Готовую салфетку прогладьте через мокрую ткань.

    Более сложные виды работ

    Справившись с такой работой, можно взяться за более сложное брюггское кружево для начинающих. Схемы вязания изгибающихся вилюшек наглядно демонстрируют, что в местах сгибов три смежные арки одной полосы скрепляются соединительным столбиком. Если сгиб представляет собой более плавную волну, то соединяется две смежные арки.

    Как ещё можно использовать брюггское кружево? Схемы Разнообразных видов тесьмы вызывают желание использовать их для отделки платьев из льняного или хлопчатобумажного полотна, типа рогожки. Можно создать изумительно красивый комплект в или бохо.

    Лаконичное по дизайну брюггское кружево, схемы всех полос тесьмы это подтверждают, очень подходит для вязания модных сумок-авосек. Их можно делать как из натуральной, так и из синтетической пряжи. Нитки лучше взять потолще и попрочнее, а крючок - 3-4мм.

    Если вы решились заняться вязанием, то для начала определите место, где будете рукодельничать. Оно должно хорошо освещаться. Свет - одно из главных условий для получения удовольствия от работы и сохранения хорошего зрения.

    Выбирая пряжу, отдавайте предпочтение мерсеризованной. Чем тоньше нитки и чем меньше номер крючка, тем красивее кружево. Вяжите свободными петлями, не затягивайте их. После стирки вещь сядет и станет более плотной. Если вязать слишком туго, то изделие получится грубым и толстоватым на ощупь.

    Если вяжете цветными нитками, во избежание неприятностей при стирке, перед началом работы проверьте, не линяют ли они. Старайтесь не сочетать в одном изделии нитки разного состава и качества. Хорошо получается такой микс только у людей с идеальным вкусом. Хлопчатобумажное кружево лучше выглядит, если его накрахмалить.

    Красивый кружевной узор на весеннее - летнюю тематику с рисунком цветов-полукругов, найден в старых номерах журнала «Дуплет». Узор выполнен крючком непрерывным вязании тесьмы, которая является главным элементом вязания брюггского кружева, а лепестки образуют столбики с накидами. Любая модель кофточки, топа, юбки или платья связанная этим узором непременно будет выглядеть красиво и торжественно. Смотрите далее подробный мастер-класс по вязанию и описание выполнения данного узора.

    Начальный первый ряд узора выполняет тесьма , для ее вязания наберите 4 возд.петли + 3 петли подъема, затем вяжите *4 ст. с/н, 5 возд. петель подъема, 4 ст. с/н, 3 возд. петли подъема*, повторяйте от* до*, учитывая что один раппорт узора составляет 10 рядов тесьмы, на одной стороне тесьмы должны быть расположены арочки из 5-ти возд петель подъема, на другой из 3-х.


    Схема вязания узора



    Для начала вязания 2-го ряда наберите 6 воздушных петель подъема от стороны тесьмы с арочками из 5-ти возд.петель и из первой арочки начинайте вязать тесьму *4 ст с/н, 5 возд. петель, повторите еще раз от*, 4 ст с/н, 1 возд. петля.


    Далее первый лепесток А: сделайте 4 накида на крючок, крючок введите под арочку на схеме обозначенной буквой О, провяжите все накиды, затем вновь сделайте 4 накида, провязав снова все накиды, захватите рабочую нить и провяжите все петли на крючке, тем самым сделав два столбика с 4-мя накидами провязанные с одной вершиной.


    Затем 2 возд. петли, 4 ст с/н, 2 возд петли и вяжите столбик-арочку с 8-ю накидами вводя крючок за первую арочку из 6-ти петель.


    После последнего лепестка, провязывая вторую группу столбиков с накидом закрепляйте каждый столбик соединительной петлей в арочку, затем 3 возд.петли и соединительная петля в следующую арочку.


    Начинайте вязать второй полукруг тесьмы набрав 3 воздушные петли подъема, вяжите второй полукруг, как и первый, делая на внешней стороне полукруга на первой арочке закрепительный столбик за арочку первого полукруга, а во второй арочке вяжите столбик из 7-ми накидов, который будет центром полукруга в следующем ряду. Закончив полукруг, также закрепите его на тесьме первого ряда и продолжайте вязать овалы до конца ряда.




    Для начала вязания третьего ряда вяжите 3 возд. петли, сделайте соединительный столбик в арочку последнего полукруга, 6 возд.петель, столбик с 3-мя накидами из следующей арочки последнего полукруга, 14 воздушных петель.

    Затем вяжите начальный ряд тесьмы из 4-х ст. б/н на последних воздушных петлях и начинайте вывязывать лепестки из столбиков с 4-мя накидами вводя крючок за арочку из столбика с тремя накидами.

    Провязав три лепестка закрепите тесьму соединительными столбиками на вершине полукруга как в предыдущем ряду, сделайте 3 возд. петли, соединительный столбик в следующую арочку и начинайте вязать полукруг с 5-ю лепестками центром которого будет столбик из 7-ми накидов предыдущего ряда.

    Не забывайте делать провязывая первую внешнюю арочку тесьмы закрепительный столбик соединяя с предыдущим полукругом и в следующей арочке столбик из 7-ми накидов.



    Заканчивается 3-й ряд просто - после провязывания 3-го лепестка в арочку из столбика с 8-ю накидами, 4 ст с/н последний ряд тесьмы и тут начинается следующий ряд как 2-й с 6-ти воздушных петель подъема. При вязании последующих рядов узора повторяются второй и третий ряд.



    Кружево - прекрасное творение человеческой фантазии, поражающее своим изяществом и воздушной ажурностью. Этот вид декоративного украшения издавна известен во многих странах мира. Так, в Европе, традиционно ценится итальянское, голландское и ирландское кружево, на востоке наиболее известным считается палестинское кружево, а Россия на весь мир прославилась своим вологодским кружевом.

    История вологодского кружева берёт своё начало в XVII веке , именно тогда на Вологодской земле начали плести первые изделия. Развитие кружевоплетения в европейских странах дало толчок к формированию в России кружевного дела как промысла. В двадцатые годы девятнадцатого столетия в помещичьих усадьбах, расположенных недалеко от Вологды, создаются центры кружевоплетения, в которых крепостные кружевницы выплетают ажурные отделки к платьям московских и петербургских кокеток, подражающих европейской моде украшать одежду кружевами.

    Спустя некоторое время кружевоплетением увлекались уже не только в помещичьих мастерских, но и в народе, так, если в конце XIX века плетением занимались около 4 тысяч мастериц, то в первом десятилетии XX века их было уже более 40 тысяч. После революции 1917 года в Вологде была открыта профессионально-техническая школа, обучающая плетению, и создан кружевной союз со своей художественной лабораторией.

    До 1940 года из-под руки мастериц выходило в основном мерное кружево, используемое для отделки одежды. В дальнейшем мастерские стали производить большое количество штучных изделий, таких как салфетки, перчатки, скатерти, шарфы из кружева. В 1960 году на базе кружевных мастерских создаётся объединение, выпускающее мерные изделия, салфетки, покрывала, занавеси, а также эксклюзивные выставочные образцы, создаваемые по художественным эскизам.

    На сегодняшний день вологодские шедевры известны во всём мире. Работы кружевниц не раз завоёвывали высшие награды на престижных европейских выставках, а в самой Вологде в 2010 году был открыт музей, в котором можно ознакомиться с уникальными изделиями ажурного промысла.

    Узоры вологодского кружева

    Изначально в кружевных мотивах прослеживалось большое количество растительных орнаментов. Мастериц вдохновляла живая природа , элементы которой в стилизованном виде они переносили на свои работы. Узоры, используемые в резьбе по дереву, которыми так богат Русский север, а также элементы декора, применяемые в ткачестве, служили примером для мастериц.

    С течением времени мотивы орнамента несколько изменялись. Стали появляться геометрические фигуры, треугольники, квадраты, круговые узоры. После революции в изделиях появляются соответствующие символы эпохи. Наиболее часто в мотивах ажура встречаются следующие узоры:

    Работы мастеров отличаются плавными линиями, чётким орнаментом и обилием растительных мотивов, которые повторяют изгибы травяных побегов, контуры лепестков и листвы. Характерной чертой вологодского кружева является широкая кайма, образующая узор, и тонкий, практически невесомый, сетчатый фон.

    Все орнаменты выполнены в зеркальном отражении и расположены симметрично. Этот приём обеспечивает чёткость и строгость линий, которые и придают ажурному изделию ту неповторимую лёгкость и плавность, за которую так высоко ценятся во всём мире вологодские шедевры.

    Плетение вологодского кружева

    В последние десятилетия художественный интерес к Вологодскому ажурному ремеслу все возрастает, и многие люди хотели бы попробовать свои силы в плетении вологодского кружева. Мастер-классы для начинающих в большом количестве встречаются в интернете, для тех же, кто более углублённо желает заняться кружевным делом, наиболее правильным будет обратиться к мастеру кружевного плетения на коклюшках, который доступно объяснит все нюансы этого увлекательного процесса.

    Бытует мнение, что изготовление кружева своими руками = процесс сложный и затратный, но это не совсем так. Создание узоров требует большого количества времени, а вот по сложности кружевное плетение можно отнести к среднему уровню. Для того чтобы научиться плести ажурные мотивы, необходимо подготовить специальные инструменты и приспособления, а именно:

    Создание ажурного шедевра - это прежде всего кропотливая работа, и начинается она с наматывания нитей на коклюшки. Это процесс небыстрый и требует терпения и усидчивости. При плетении изделия в каждой руке мастерицы находится по две коклюшки. Вся работа происходит путём перемещения этих инструментов в руках.

    Поскольку процесс плетения кружевных изделий довольно долгий, ряд мастериц создают имитацию вологодского ажура с помощью вязального крючка. Такое изделие выглядит нарядно, но ценится намного меньше, чем настоящее кружево, об изящности которого поётся в песнях.

    Кроме того, эти уникальные изделия привлекают на Вологодскую землю множество туристов, едущих сюда для того, чтобы познакомиться с историей Русского севера и окунуться в атмосферу создания местных шедевров.

    Кружева придают вещам некую лёгкость и воздушность. И умение вязать их, несомненно, наделит ваши вещи ещё большей оригинальностью и позволит придавать им более оригинальный и неповторимый вид. Сегодня мы с вами будем учиться вязать красивые кружева по схемам. Ниже будут рассмотрены различные виды кружев и будут даны схемы к их вязанию. С их помощью, надеемся, вы во всём разберетесь. Мы рассмотрим ленточное стильное кружево, ирландское, румынское, брюгское, сцепное, филейное и другие виды.

    Разбираемся в вязании ленточного кружева крючком

    Согласно этой технике с помощью различных повторяющихся элементов вывязываются полосы различной длины и ширины – это зависит от вашего желания. Элементы могут быть абсолютно различной формы. Изделия из ленточного кружева крючком могут составлять отдельные элементы либо украшать часть какого-либо предмета гардероба. Схемы представлены на фото ниже.

    С помощью этой техники получается изумительной красоты , которая по силам даже новичку. А вот и видео:

    Ирландский вариант для начинающих с описанием

    Вязаное крючком ирландское кружево весьма красиво, но так же сложно в исполнении. Некоторые вещи, сделанные с помощью техники ирландского кружева, можно назвать даже произведениями искусства. Суть работы с таким кружевом состоит в том, чтобы собрать полотно из элементов, связанных отдельно (обычно это цветы и прочие «природные» элементы).

    Некоторые считают, что связать что-либо с помощью ирландского кружева способны только мастера своего дела, но это не совсем так. Если вы обладаете достаточным количеством терпения – то вы также сможете сотворить подобное «произведение» своими руками. Схемы вы можете увидеть на фото ниже.

    Отличным помощником может стать и видео, которое мы представляем ниже:

    Освоив эту технику, Вы легко свяжете , которую мы рекомендуем!

    Техники создания вологодского кружева на основе полоски-тесьмы

    Вологодское и брюгское кружево очень похожи. Техника исполнения у них одинакова, на основе полоски-тесьмы. Схемы вязания вологодского кружева аналогичны брюггскому, смотрите их чуть ниже.

    Обучающее видео:

    Брюггское дополнение к оригинальной одежде на каждый день

    Такой вид кружева позволяет сделать рисунок на вашей одежде оригинальным и неповторимым. Основой брюггского кружева является непрерывная полоса-тесьма, изгибы которой могут свободно поворачивать в любую сторону, что и позволяет сделать необычный рисунок. На фото ниже вы видите схемы брюггского кружева.

    Такая техника будет уместна, например, чтобы связать интересный жакет, подробнее смотрите .

    Румынская технике создания шнуркового кружева

    Такие кружева, как становится ясно из названия, являются достоянием Румынии, а также распространены и во множестве других мест. Данный вид вязания также называют и «шнурковым кружевом» - тоже не зря. Дело в том, что за основу такого вида плетения берётся шнурок, и получаются при этом невероятно красивые вещи. Схемы для начинающих из румынского кружева посмотрите на фото ниже.

    Филейная и бюргерская кружевная техника

    Такой вид вязания, как филейное кружево, довольно интересен. Плотные узоры, образующие определённый рисунок, перемежаются с сеткой из воздушных петель. При этом получаются довольно интересные вещи. Схемы вязания крючком филейного кружева и примеры работ представлены на фото ниже.

    Бюргерское кружево также необычно и способно украсить одежду, основу которой составляет. Техника его выполнения достаточно проста и не должна вызвать трудностей. Пример одежды, которая может у вас получиться, и схемы можно увидеть на фотографиях ниже.