Бабушки и дедушки в современной семье. Бабушки и дедушки: их роль в воспитании детей

      Бабушки и дедушки — важные и ближайшие родственники в каждой семье. Более того, жизненный опыт и забота старшего поколения всегда необходима современным молодым родителям. Можно ли позволять бабушкам вмешиваться в воспитание детей и как сделать климат в семье благоприятным? Это важные вопросы, волнующие множество семей.
  • Ведь, существует масса ситуаций, когда мама и папа просто не имеют свободного времени из-за работы, командировок или других важных дел. Не важно, живут ли родители вместе с бабушками и дедушками, главное то, что эти члены семьи имеют важное влияние на ребенка и становятся частью его жизни
  • Не зря в народе говорят: «дети — это игрушки, а внуки — это дети» и в этом есть доля правды. По настоящему ощутить заботу и трепетное отношению можно только к внукам. Все потому, что в «свое время» бабушки и дедушки тоже были слишком заняты работой и не успевали как следует насладиться всеми прелестями материнства
  • Если отставить в сторону стереотипы о том, что старшее поколение не умеет справляться с современными детьми, то можно понять, что без помощи своих родителей — никак не обойтись

Преимущества связи между ребенком и бабушкой

Безусловно общение с бабушками и дедушками оказывает на ребенка благоприятное действие. Каждый родитель должен прекрасно понимать о важности регулярных встреч, совместных праздников и прогулок. Подобные занятия способны развивать социальные навыки ребенка и прививать ему любовь к семье.

Жизненный опыт бабушки всегда отличается своим стажем, а значит она уже успела многое повидать на своем пути и знает решения важных проблем. Бабушка — первый человек, который поможет правильно ухаживать за новорожденным малышом и раскроет все тонкости материнства.

Да и времени у нее куда больше, чем у занятой мамы, которая с утра до ночи трудится на работе. Бывают и ситуации,когда бабушки вынуждены стать ребенку «мамами». Причинами этому: смерть, неблагополучие мамы, отказ от ребенка или слишком ранний возраст. Однако,счастлив тот малыш, что за свою жизнь смог испытать материнскую любовь и бабушкину заботу.


Можно ли оставлять ребенка с бабушкой?

Наверное, ответ на этот вопрос зависит от самой бабушки и ее желания общаться с внуками. Можно с уверенностью сказать, что бабушкина забота трепетна и кропотлива. Уж кто-кто, а бабушка никогда не допустит, чтобы ребенок был голоден, легко одет и болтался без дела. Поэтому, оставляя ребенка на маму, свекровь или тещу, каждый родитель должен быть уверен в том, что малышу обеспечена достойная развлекательная программа и сытый, полные пирожков и ватрушек, стол.

Кроме того, ориентироваться так же нужно и на своего ребенка! Заранее подготовьте малыша к тому,что какое-то время ему нужно будет находиться с родными, а не с ними. Объясните ему, что там его тоже любят и очень ждут и тогда никаких проблем не должно возникать.

Маленькие детки, не достигшие года и после года, конечно могут мучительно переносить отсутствие мамы. Но, как показывает практика, такое случается только первые разы. Чем чаще вы общаетесь с бабушками и дедушками, тем легче будут ваши расставания. Поэтому, можно сделать вывод, что детей оставлять с бабушкой — можно и даже нужно!


Чему бабушки могут поучиться у внуков?

Однозначно можно сказать, что общаясь с детьми,каждый человек молодеет. Так, бабушки и дедушки забывают про многочисленные болезни, когда проводят время с внуками. Постоянные игры, конфеты, мультфильмы, куклы и мячи способны заставить пожилого человека взглянуть на мир детскими глазами и увидеть в нем все прелести жизни.

Наблюдая за тем, как растет и развивается ребенок, каждая бабушка и дедушка понимают, что жить хочется, а значит рано себя «списывать со счетов». Общение с младшим поколением помогает старикам передать свой жизненный опыт, рассказать об опасностях и помочь преодолеть трудности. Дети, как солнечные лучики, способны заполнить пустоту внутри пожилого человека и убрать из души грусть.

Каждый маленький человечек способен вдохновлять своих бабушек и дедушек, напоминать им каждый день, что они не одиноки и радовать своими успехами. Переживая праздники, события и игры с детьми, взрослые буд-то бы сами окунаются в мир своего детства и вспоминают то, что уже давно забыли.


Какие ошибки совершают бабушки?

Бывает так, что родители ограничивают общение ребенка с бабушкой по определенным причинам. Все потому, что существует особый вид бабушек, предпочитающий держать все под контролем и «на коротком поводке». Они предпочитают все держать в строгости и постоянно давать четкие указания: «садись и ешь», «одень шапку», «не сиди так много перед телевизором».

Нужно знать,что повышенное чувство опеки «душит» как самого ребенка, так и его родителей. Гиперопека никогда не бывает полезной и в большинстве случаев лишает ребенка самостоятельности, приглушая в нем любые личностные позывы. Такое бабушкино поведение вызывает повышенное чувство тревожности, как у окружающих, так и у самого ребенка. Бывает и так, что если ребенок не чувствует себя самостоятельным, он перестает уважать остальных и относиться к этому легкомысленно.

Родителям стоит заблаговременно провести беседу с бабушкой о том, что паниковать нельзя и что общение с ребенком не должно быть таким. Контролировать правильность или неправильность каких-либо действий малыша должны лишь сами родители, а бабушки всего лишь украшают жизнь ребенка своей любовью, заботой и вниманием.


Обязанности бабушки по отношению к ребенку

  • Прежде всего, главной обязанностью бабушки является постоянное общение со всеми членами семьи: внуками и детьми. Только бабушки и дедушки, как хранители рода, имеют особое влияние на каждого и способны быть инициаторами совместных мероприятий
  • Каждая бабушка должна непременно знать все важные праздники и события в жизни ребенка. Потому, как внимание уделенное малышу в важный период его жизни — неоценимо. В отличии от родителей, бабушка и дедушка могут стать отличными друзьями ребенку на всю жизнь и с ними всегда можно посоветоваться на те темы, которые нельзя открыть родителям
  • Будь то свекровь или теща, но любая бабушка должна всеми возможными способами помогать своим детям и ни в коем случае не портить с ними отношения. Существует хорошая поговорка: «идеальная бабушка любит внуков и уважает детей», поэтому важно знать меру в советах, рекомендациях и направлениях, которые часто старшее поколение отпускает своим детям
  • Помощь бабушки не должна быть навязчивой и чрезмерной,одним словом — ее не должно быть много. Родители на то и родители, чтобы занимать основное и главное место в жизни малыша. Дедушка и бабушка нужны для того, чтобы быть «незаметными» помощниками и всегда протягивать руку помощи в сложных ситуациях
  • Основной ошибкой бабушек является соперничество между собой или между родителями за внимание внуков. Такое поведение способно вызывать у ребенка негативную реакцию и полное отстранение, а в семье возникает раздор и недопонимание. Родительский авторитет всегда должен быть почитаемым бабушками и никогда не осквернен злым словом


Быть хорошими бабушками и дедушками не сложно, если того хочет сердце. В каждой жизненной ситуации нужно всегда уважать своих родных и не обделять их вниманием. Наблюдая благоприятную атмосферу в семье, дети будут расти в любви и уважении к старшим и всегда будут стремиться общаться со своими родственниками.

Видео: Родители и бабушки: разногласия в воспитании

    Контрольная работа
    по курсу «Основы семейной педагогики»
    на тему:
    Роль бабушек и дедушек в воспитании современных внуков
    Выполнила: Рудинская Е.Д.
    Группа - 53
    Проверила – Бодрова Е.В.
    Дата
    Оценка
    Подпись
    Санкт-Петербург
    2012 г.
    Содержание
1. К.Д. Ушинский о роли бабушек и дедушек в воспитании внуков 3
2. Участие бабушек и дедушек в воспитании детей в современной семье 5
3. Значение бабушек и дедушек в формировании представлений
о связи поколений 12

Список литературы 13

1. К.Д. Ушинский о роли бабушек и дедушек в воспитании внуков
Семья -это не только родители и дети. Большую или меньшую роль в ней часто играют бабушки и дедушки, а иногда и другие родственники. Независимо от того, живут они вместе с семьей или нет, их влияние на детей нельзя упускать из виду.
К.Д.Ушинский назвал бабушек и дедушек, вообще пожилых людей, инстинктивно понимающих и знающих по опыту тонкости воспитания, «природными русскими педагогами». Как пишет известный современный психолог А.В.Петровский, «бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, внуки и правнуки -это исключительный атрибут человеческой семьи, животные его лишены полностью». Видимо, это и делает человеческую семью по сути своей бессмертной: она возрождается во внуках снова и снова, сохраняя некоторые физические признаки, духовные особенности своих далеких прародителей.
Бабушка и дедушка (прародители) после родителей - это самые родные для ребенка люди. Их отношения к внукам имеют эмоциональную основу, лишены расчета и рассудочного начала, подлинно бескорыстные.
В русском быту бабушка и дедушка занимали положение "старших родителей". В большинстве семей они пользовались уважением, к их мнению прислушивались, считали, что они, несмотря на физическую слабость, являются хорошими помощниками. "Баба, бабушка, золотая сударушка! Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережешь, добро стережешь", - говорит русская пословица. У русских старики жили обычно в семье младшего сына, помогая по мере сил по хозяйству, и присматривая за детьми. Бабушка начинала заботиться о ребенке сразу же после его рождения, особенно если в семье имелось много детей, а мать постоянно была занята работой. Она нянчила младенца: пеленала его, укачивала, пела колыбельные песни, играла, напевая потягушки, пестушки, учила ходить, говорить. Бабушка присматривала за подросшими внуками, следила, чтобы они были накормлены, одеты, здоровы, не убегали далеко от дома, рассказывала им сказки, обучала девочек прясть, вышивать, вязать, играть в куклы.
Дед маленькими детьми занимался редко. Обычно его роль заключалась в изготовлении игрушек: лошадок, тележек, топориков, кукольной посуды.
По мере взросления детей на бабушку и дедушку возлагалась обязанность приобщения их к духовному миру взрослых. Старики в традиционном обществе были главными хранителями информации о прошлом, носителями знаний и опыта. Считалось, что они обладают мудростью, прозорливостью, чувством справедливости и способностью направить развитие детей в нужном семье и обществу направлении. Бабушки и дедушки передавали внукам свои знания прошлого, мифы, предания, легенды, сказки, созданные многими поколениями предков.
Бабушки и дедушки были первыми людьми, которые учили детей молитвам, ходили с ними по воскресениям и праздникам в церковь, читали им, если были грамотны, евангелие, жития святых, рассказывали о чудесах, которые совершали святые угодники, обучали духовным стихам, церковному пению, чтению по псалтири. Одновременно с этим шла передача и древних верований, истоки которых были еще в языческой Руси. Они пересказывали своим внукам мифы о сотворении мира и человека, о матери-сырой земле, непобедимом солнце, звездах и месяце, о нечистой -неведомой силе, готовой испортить человеку жизнь. Бабушки и дедушки обучали внуков разным магическим приемам, позволяющим защититься от лешего в лесу, водяного в озере, от дьявола, бесов и колдунов.
Отношения бабушек-дедушек с маленькими и большими внуками были близкими и теплыми. В то время как родители проявляли к детям строгость, старались им "не давать много воли", наказывали детей за провинности, бабушки-дедушки обычно были ласковы и заботливы по отношению к внукам, закрывали глаза на их шалости и проказы, прощали мелкие проступки, утешали в горестях. В дальнейшем даже взрослые внуки видели в бабушке или дедушке поверенных своих тайн и утешителей.

2. Участие бабушек и дедушек в воспитании детей
в современной семье

Современная семья меняется: все меньше и меньше семей, где бабушки и дедушки живут под одной крышей со своими взрослыми детьми и их потомством. Поэтому они редко систематически участвуют в воспитании внуков. Как ни печально, но это ведет к ослаблению эмоциональных родственных связей между поколениями, что обедняет воспитание детей. Это усугубляется иногда тем, что не совсем гладко складываются отношения между взрослыми поколениями семьи: свекровью и невесткой, тещей и зятем и пр., что осложняет жизнь детей, которые не в состоянии понять, почему самые близкие для них люди не ладят (а иногда и враждуют). Видимо, бабушки и дедушки должны проявлять мудрость в отношениях со взрослыми детьми, а они, в свою очередь, быть терпимее, заботливее к своим родителям. Мир и хорошие взаимоотношения в семье - наиболее живительная почва для развития личности ребенка. Старшим поколениям (прародителям и родителям) в семье надо сделать все возможное, чтобы дети объединяли, а не разъединяли.
Конечно, бабушки и дедушки бывают разные, но как счастливы внуки, когда рядом с ними люди, для которых они - безмерная и безграничная радость! Вряд ли жизнь представит на склоне лет более яркие переживания, чем эта последняя любовь - внуки. К ним отношение несколько иное, чем к детям. Смысл этого отношения удивительно тонко «схвачен» пословицей «Дети до венца, а внуки до конца». С детьми всегда подспудно присутствовала мысль: вырастут и уйдут, у них впереди своя жизнь. С внуками иная психологическая ситуация: они - на всю оставшуюся жизнь. Бабушки и дедушки осознанно и неосознанно не задумываются над тем, увидят ли внуков взрослыми: кто знает, кому сколько отведено прожить! Поэтому так естественно думать о настоящем внуков (с детьми многое делалось во имя будущего), дать им радость сейчас, сию минуту. Отсюда и то, что часто называется баловством. Хотя на самом деле это скорее заинтересованность жизнью внуков, стремление сделать их счастливыми сегодня, а не время спустя. «Любая тенденция избаловать ребенка окупается любовью, сказками и воспоминаниями, другими способами стимулировать и разнообразить жизнь малыша» - такова точка зрения о бабушках и дедушках, высказанная Масару Ибуки, автором концепции воспитания и обучения детей раннего возраста.
Бабушки и дедушки эмоционально связаны с внуками, способны откликаться на бесконечные детские просьбы и вопросы, к которым так некогда прислушаться вечно куда-то спешащим и занятым личными проблемами родителям. Бабушки и дедушки, как правило, мудрее, великодушнее, чем родители. У них, даже если они еще работают, находится время и, главное, желание выслушать ребенка, вникнуть в его переживания, разделить его радости и беды, дать добрый совет. Нежность и доброта бабушки и дедушки уравновешивают возможную строгость родителей. Частенько старшему поколению приходится выступать в роли адвоката малыша, приводя его родителям множество «смягчающих вину обстоятельств». Обычно это удается, потому что бабушки и дедушки лучше вникают во внутреннее состояние ребенка. Интересно, что и восприятие ребенка бабушкой (дедушкой) и родителями несколько отличается, главным образом тем, что у старшего поколения глаз оказывается «добрее», чем у их взрослых детей. В педагогическом исследовании Х.А.Тагировой бабушкам (дедушкам), папе и маме предложили составить мини-портрет ребенка. Бабушки были ориентированы на «хорошее» в ребенке, тогда как папа и мама - на недостатки. Одно и то же событие (мальчик разбил чашку, убирая посуду после семейного завтрака) интерпретировалось по-разному - бабушка: «Сашенька всегда старается помочь», папа: «Неловкий, неуклюжий, из рук все валится».
Прежде всего следует сказать о помощи, которую оказывают сегодня бабушки и дедушки в уходе за детьми. Они заботятся о них, пока родители на работе, ухаживают за ними во время болезней, сидят с ними, когда родители по вечерам уходят в кино, театр или в гости, тем самым в какой-то мере облегчая родителям их труд, помогая им снять напряжение и перегрузки. Бабушки и дедушки расширяют социальный кругозор ребенка, который благодаря им выходит из тесных семейных рамок и приобретает непосредственный опыт общения со старшими людьми.
Дедушки и бабушки всегда отличались способностью дать детям какую-то долю своего эмоционального богатства, чего не успевают иногда сделать родители ребенка или из-за недостатка времени, или из-за своей незрелости. Говорят, что между старыми людьми и детьми существует какая-то "мистическая связь": сказка, которую рассказывает дедушка, намного интереснее, чем та же самая, рассказанная отцом. Дедушка и бабушка занимают в жизни ребенка и потому такое важное место, что они ничего не требуют от него, не наказывают его и не бранят, но постоянно делятся с ним своим душевным богатством. Следовательно, роль их в воспитании малыша бесспорно важна и довольно значительна. Однако не всегда она положительна.
Нередко многие бабушки и дедушки портят детей излишней снисходительностью, чрезмерным вниманием, тем, что исполняют каждое желание ребенка, задаривают его подарками и чуть ли не покупают его любовь, перетягивая на свою сторону. В отношениях бабушек и дедушек со своими внуками есть и другие "подводные рифы". Дело в том, что они подрывают авторитет родителей, когда разрешают ребенку делать то, что они запретили. Случается, что бабушки берут на себя роль матери, заслоняя собой настоящую мать ребенка. Иногда бабушки и дедушки требуют, чтобы все с ними делились, хотят быть в курсе всех семейных дел, все решать сами, во все вмешиваются и т.п. Главная трудность здесь в том, что они оказывают иногда решающее воздействие на ребенка, однако ответственности за него уже не несут, и когда в воспитании что-то идет не так, они обвиняют в этом родителей.
Личные отношения прародителей (бабушек/дедушек) и их детей и внуков.
Воздействие бабушек и дедушек на младших членов семьи, их вклад в воспитательный потенциал семьи трудно оценить однозначно. Сложные и противоречивые отношения связывают подчас родителей и их взрослых детей и внуков. Психологический климат в семье и характер влияния на ребенка зависят от качества этих взаимоотношений. Так, например, одностороннее доминирование в семье матери, а тем более бабушки по материнской линии выступает как фактор, увеличивающий вероятность невротических нарушений у детей.
Приобретение новой внутрисемейной роли (роли бабушки или дедушки) сопровождается существенной перестройкой сложившейся иерархии отношений, поиском гармонии возникшей социальной роли и уже имеющихся ролей (у женщин - роли жены, мамы, свекрови или тещи), которые часто противоречат друг другу: Освоение прародительского статуса требует выработки новой внутренней личностной позиции.
Оптимальная готовность бабушек и дедушек состоит в осознании своей собственной особой роли. Прародители понимают ценность внуков, появление которых означает новый этап их жизненного пути, повышает общественный престиж, удлиняет жизненную перспективу, создает новые источники удовлетворенности жизнью. Наряду с оказанием некоторой помощи - бытовой, материальной, бабушки и дедушки выступают в роли связующего звена между прошлым и настоящим семьи, передают традиции и проверенные ценности, окружают внуков поистине безусловной любовью. Незрелость, неготовность прародителей выражается в ром, что они вообще отказываются от новой позиции, защищаются против нее ("ребенок ваш", "нам тоже никто не помогал") либо, напротив, "с восторгом и усердием" захватывают, узурпируют родительскую роль, лишая ее молодых родителей.
А. С. Спиваковская приводит примеры двух типов бабушек, не нашедших удачного сочетания ролей: "бабушка-жертва" и "бабушка-соперница".
"Бабушка-жертва" воспринимает роль бабушки как центральную для себя, взваливает на свои плечи груз хозяйственно-бытовых и воспитательных забот, отказавшись от профессиональной деятельности, ощутимо ограничив дружеские контакты и досуг. Сделав заботы о семье, детях и внуках смыслом своего существования, пожертвовав другими сторонами личной жизни, эта женщина периодически испытывает противоречивые чувства, включающие недовольство близкими, обиду за недостаточную благодарность с их стороны, тоску и раздражение. Характерная позиция внуков такой бабушки - любовь к ней и вместе с тем зависимость, привычка к опеке и контролю, трудности самоконтроля и общения с другими детьми.
"Бабушка-соперница", на первый взгляд, более рационально совмещает свои разноплановые обязанности, продолжает работать, посвящая внукам выходные и отпуска. Неосознанная тенденция ее прародительства состоит в соперничестве с дочерью или невесткой в том, чтобы быть лучшей, более успешной "матерью" внуку. В этом случае идет поиск ошибок и промахов родителей ребенка, а все успехи в воспитании приписываются ею себе, хотя иногда и возникает чувство вины и раскаяния за непримиримость по отношению к собственным взрослым детям. Внуки улавливают конфликтность взаимоотношений взрослых членов семьи и либо винят себя за это, остро ощущая свою неполноценность, либо прагматически используют противоречия позиций взрослых.
По данным американской исследовательницы П. Робертсон, дополнительная роль бабушек и дедушек в большинстве случаев приносит глубокое удовлетворение людям среднего возраста. Это деятельность по воспитанию нового поколения, но свободная от многих обязанностей и напряженных конфликтов, характерных для детско-родительских отношений. Автор выделяет такие типы бабушек:
гармоничные - сочетают высокие идеальные представления о роли бабушки и реальную сильную вовлеченность в жизнь внуков;
далекие - имеют заниженные социальные и личностные представления о социальной роли бабушек и занимают обособленную позицию по отношению к проблемам внуков;
символические - имеют высокий социально- нормативный образ бабушки при неразвернутости реальных взаимоотношений с внуками;
индивидуальные - акцентированы личностные аспекты поведения.
На основании мнений самих бабушек и дедушек ею сформулированы четыре функции прародителей в семье, имеющие характер общей важной идеи для самого прародителя и/или других членов семьи.
1. Присутствие - как символ стабильности, как интегрирующий центр, как сдерживающий фактор при угрозе распада семьи.
2. Семейная "национальная гвардия" - призваны быть рядом в трудный момент, оказать поддержку в кризисной ситуации.
3. Арбитры - согласование семейных ценностей, разрешение внутрисемейных конфликтов.
4. Сохранение семейной истории - ощущение преемственности и единства семьи.
В отечественной психологии первое эмпирическое исследование вклада бабушек в жизнь семьи детей и взаимоотношений бабушек с внуками проведено общественным центром "Геронтолог" (рук.О. В. Краснова). В исследовании участвовали женщины, проживающие в Москве и в небольших городах Московской области, в возрасте от 40 до 85 лет, имеющие внуков.
На основании анализа полученных данных выделены три основных типа бабушек: "формальная", или "обычная"; "активная", или "увлеченная"; "далекая", или "отстраненная", "символическая".
"Обычные бабушки" принимают участие в уходе за внуками и в их воспитании, однако под воспитанием они скорее подразумевают помощь в бытовом уходе за ребенком (приготовление обедов, кормление, гуляние, купание и т.д.) и/или материальное обеспечение семьи. Согласно проведенному опросу, каждая вторая бабушка относится к типу "обычной". Она вместе с внуками смотрит телевизионные передачи, читает им, гуляет с ними, летом, как правило, проводит время вместе (например, на даче). В приготовлении уроков, в играх, культурном просвещении внуков бабушки этого типа участвуют незначительно. Они поощряют внуков: хвалят, обнимают, целуют; покупают мороженое, сладости, фрукты, игрушки, вещи. При этом обычно делают это "просто так" или "за хорошее поведение", "за то, что она маленькая". В качестве наказаний "в случаях плохого поведения", непослушания предпочитают не общаться с ними или поругать.
"Активные", "увлеченные бабушки" имеют высокую степень вовлеченности в досуг и проблемы своих внуков. Они заботятся о внуках, балуют их, помогают делать уроки, играют с ними, ходят в театры и на выставки. Увлеченные бабушки чаще отмечают и поддерживают у внуков проявления доброты, сочувствия, помощи; чувствительны к моментам, когда внукам требуется поддержка, ободрение. В качестве наказания за "вранье, лень, грубость" ругают, запрещают смотреть телевизор или ходить в гости, могут дать подзатыльник или не общаться, т. е. они проявляют большую активность в наказаниях по сравнению с бабушками предыдущего типа и считают, что имеют на это право.
"Далекие", "отстраненные бабушки" затрачивают на внуков гораздо меньше времени. В высказываниях отстраненных бабушек очень часто встречаются противоречия. Такая бабушка, например, считает, что ее главная роль в семье - воспитание внуков, но под воспитанием она подразумевает только чтение и прогулки на свежем воздухе; или, утверждая, что у нее есть обязанности по отношению к внуку, видится с ним один-два раза в году, когда телефонные разговоры, воспоминания - единственный вид совместной деятельности.
Трудности, связанные с влиянием на детей бабушек и дедушек
Трудности, связанные с влиянием на детей бабушек и дедушек, конечно, в каждой семье бывают разными. Для молодых и старых сегодня, идеальной представляется модель "близкие отношения на известном расстоянии": молодая семья живет отдельно, но ходит в гости и пользуется услугами старых родителей, в свою очередь, молодые помогают старикам пережить болезни и одиночество.
Однако в любом случае совместное сосуществование поколений является школой личной зрелости, иногда суровой и трагической, а иногда - приносящей радость, обогащающей взаимоотношения людей. Люди здесь учатся взаимопониманию, взаимной терпимости, уважению и любви. И та семья, которой удалось преодолеть все трудности отношений со старшим поколением, дает детям много ценного для их общественного, эмоционального, нравственного и психического развития.
Бабушки разговаривают с внуками на "языке младенцев" , во всем потакают, неумеренно нежат, неоднозначно относятся к закаливанию - и еще много других спорных вопросов в воспитании, которые могут накалить отношения между родителями и бабушками-дедушками. В этих спорах о ребенке и его интересах иногда забывают. Поведение бабушек можно объяснять различными причинами, как сложившейся социальной ситуацией (родители продолжают играть значительную роль в жизни своих взрослых детей), проблемами физиологического характера (климактерический период), устоявшимися взглядами на воспитание детей, а также привыканием к роли свекрови-тещи и бабушки. Но, порой, к разрешению конфликтов они не приближают ни на шаг.
Помочь в воспитании могут правила, которых строго придерживаются папа и мама. Если сами родители знают, как они хотят воспитать своего ребенка, то легче ожидать исполнения этих требований от других. Например, в ситуации с неумеренными ласками (равно как и с наказаниями) меру должны определять родители. До года можно ласкать и целовать абсолютно все в теле малыша и маме, и папе, и другим любвеобильным родственникам. После 2-х лет ласки должны приближаться все ближе к социально приемлемому стереотипу.
То, что позволено маме и папе, не всегда должно позволяться бабушкам и дедушкам или дядям и тетям. В ситуации, когда бабушка живет вместе с внуками, однозначным решением всех проблем может быть разъезд. Если разъехаться нельзя, значит надо сделать всего три шага, которые приведут к положительным результатам в общении трех сторон. Всего три, но до конца и каждый из них должен быть искренним:
1. Принять, что каждый из взрослых имеет право иметь свою собственную точку зрения на то, как воспитывать ребенка и что ему разрешать, а что запрещать. И считать естественным, что каждый имеет право относиться к ребенку в соответствии со своими воззрениями.
2. Признать на семейном совете , что противоречия в своих мнениях при ребенке недопустимы! Далее выработать или найти те правила, с которыми каждый из членов семьи полностью согласен или согласен терпеть.
3. Принять домашний закон , что когда вся семья вместе, то действуют правила из пункта 2. Когда кто-то из членов семьи остается с ребенком, то действуют его правила и, если в это время пришел тот, кто с этим не согласен, то он спокойно это терпит. Если ребенок бывает у бабушки, живущей отдельно, а бабушка жалуется на то, что внук не выполняет ее требования, то необходимо помнить, что каждая сторона сама распутывает все последствия своего воспитания. Если бабушка балует и все позволяет, то на все бабушкины жалобы "вот это делает, а это не делает" можно ответить, что на своей территории каждый сам себе хозяин. Ни одна бабушка, даже со средствами Рокфеллера и терпением ангела долго не выдержит вседозволенности и начнет устанавливать рамки. И тогда ребенку захочется к предсказуемым родителям. Ребенок станет спокойнее и к тому же у него появится возможность научиться варьировать свое поведение, а не только манипулировать другими, когда нет взаимного согласия.

3. Значение бабушек и дедушек в формировании представлений
о связи поколений

Несомненно, что в вопросах воспитания бабушки и дедушки бывают мудрее в силу того, что у них есть опыт общения с малышами, уже заметнее стали педагогические достижения и промахи в отношении собственных детей. С внуками они по существу в третий раз, но уже на ином уровне, открывают окружающий мир: в начале жизни они сами «входили» в него, потом «вводили» своих детей, наконец - внуков.
И каждый раз, «путешествуя» по третьему кругу своей жизни, бабушки и дедушки рассказывают внукам о себе, о своих родителях, создавая связи между поколениями.
С бабушек и дедушек начинается «историческое» образование внуков. Бабушки и дедушки приобщают внуков к истории своей семьи, но через эту призму высвечивается история народа. Дети усваивают отдельные детали, единичные образы. Незатейливые рассказы бабушки и дедушки, их взгляд и отношение к тем или иным событиям - все это подспудно подводит ребенка к пониманию того, что в жизни народа происходят перемены. Дети начинают осознавать, что каждое новое поколение живет в иных условиях, чем предыдущее, думает и выглядит иначе. Приходит понимание, что люди, события, вещи имеют свое прошлое, настоящее, будущее. Формируются первые представления о связи между поколениями.
Вот бабушка рассказывает, как маленькой девочкой в День Победы потерялась на Красной площади, как по дороге в школу упала и разбила чернильницу-непроливайку, каким вкусным казался школьный бублик, который давали на завтрак... Ребенок впитывает детали (война была тяжелой не только для солдат, все радовались Победе), единичные образы. Но на их основе складывается более обобщенный исторический образ: как люди жили раньше, как трудились, как отдыхали, как воспитывали детей. В семье используются и другие источники исторических знаний, хранителями которых чаще всего бывают бабушки и дедушки: семейные реликвии, сказки, песни, поговорки и пословицы, загадки, детские игры и игрушки. Все эти средства формирования у детей первоначальных исторических представлений отвечают образному характеру детского познания окружающего мира, окрашены личностным отношением.
Современные бабушки и дедушки в подавляющем большинстве своем - грамотные и культурные люди. Они способны не просто нянчить внучат, но и оказывать на них нравственное влияние, расширять их кругозор, делать их жизнь более надежной, защищенной и устойчивой. А внуки для бабушки и дедушки - своего рода эмоциональный тыл, в котором старшее поколение особенно нуждается в связи с тем, что заканчивается трудовая деятельность, впереди заслуженный отдых на пенсии, а это связано с ломкой привычных жизненных устоев. Однако, видимо, не следует полностью «растворяться» в жизни взрослых детей, внуков: слепая жертвенная любовь никого не сделает счастливым.
Анализ подходов к рассмотрению проблемы взаимоотношений разных поколений в семье показывает, что она скорее поставлена, сформулирована, чем исследована и решена. Связь между поколениями, преемственность опыта имеют важнейшее значение, хотя и не всегда осознаются самими членами семьи, детьми и внуками.

    Список литературы:
    Т.А. Куликова Семейная педагогика и домашнее воспитание, М., 1999 г.
    и т.д.................

Давление у подростка.

Давление скачет из-за того, что рост физиологический не соответствует росту внутренних органов. Обратитесь к врачу - он назначит терапию, направленную на укрепление сосудов, витаминотерапию, умеренную физическую нагрузку.


Детство без бабушки - это все равно, что зима без снега или Новый год без елки. Так случилось, что у нас с сестрой было сразу три бабушки. У каждой из бабушек была своя роль. Одна вязала носки и пекла пирожки, обожала нас и все прощала. Вторая бабушка (папина тетя) учила английскому языку и жизненной мудрости. А третья, молодая и модная бабушка, дарила красивые платья и рассказывала веселые истории своей молодости. У нас с сестрой было самое счастливое детство, за что спасибо не только бабушкам, но и родителям, сумевшим найти правильное соотношение «бабушкиного баловства» и «родительской строгости».

Повзрослев, я осознала, что такая гармония достигается, увы, далеко не у всех. Существует несколько «типичных» сценариев развития отношений между тремя поколениями.

Сценарий 1. Гиперзаботливая бабушка

«Гиперзаботливая» бабушка, точно знающая, что такое хорошо, и что такое плохо, нередко стремится взять на себя роль родителей.

В таких семьях молодые родители ожидают от бабушек одновременно безграничной помощи и «невмешательства» в дела семьи. Ошибки, вызывающие дальнейшие конфликты, исходят от обоих поколений. Старики берут на себя излишнюю ответственность, отталкивают родителей, соревнуются с ними за любовь внуков. Молодые родители не расставляют все точки над i, ведут как бы двойную игру, то есть пользуются услугами своих родителей, однако вместо благодарности испытывают к ним чувство обиды за «неправильное воспитание» их детей.


Бабушки делают детство детством

Бывают случаи, когда молодая мама что-то делает в воспитании ребенка вопреки своей матери, назло ей. Иногда бабушка (будь то родная мать или свекровь) сознательно принижает роль матери в глазах малыша, который становится заложником скрытой борьбы. В таких нездоровых отношениях ключевую роль играют ревность и соперничество за любовь ребенка.

Самое неприятное, что дети очень быстро и ловко начинают чувствовать такую ситуацию и извлекать из нее выгоду. Одна моя приятельница рассказывала о подобном раскладе в семье. Как только ее дочку призывали к дисциплине дома, она взывала к «доброй» бабушке и просила ее забрать к себе. То же касалось «излишних» подарков. Все что мама не позволяла купить – бабушка с удовольствием приобретала для ребенка.

Сценарий второй. Отстраненная бабушка

В некоторых семьях бабушки (и дедушки) почти не играют роли в воспитании детей. Иногда такое случается по причине дальних расстояний. Бывает, что свекровь недолюбливает невестку и не желает общаться с детьми сына.

Моя подруга, живущая в США, жаловалась мне на свою маму: «Вместо того, чтобы сидеть с моим ребенком, она с утра до вечера работает, а по ночам еще ведет свой блог». Мама моей подруги –любящая бабушка, однако обстоятельства ее жизни не позволяют ей уйти с работы и заниматься внуками.

Сценарий третий. «Современная бабушка»

Моя мама – образец такой современной бабушки. Она молодая, работающая женщина, со своими интересами и личным временем. Моя девочка любит бывать в гостях у бабушки. И не только потому, что та всегда подарит красивое платьице или куколку, а потому что с бабушкой интересно общаться. Как педагог, она может найти подход к детям. И детям с ней никогда не бывает скучно.

«Современная бабушка» возьмет ребенка с собой в поход или на выставку в музей вместо того, чтобы целыми днями варить супы и компоты.

Бабушке, живущей полноценной жизнью, всего хватает. Она не стремится занять «родительскую» нишу в жизни детей, ее устраивает роль любимой и уважаемой бабушки, уважаемой за ее образ жизни, а не за то «что все отдала» внукам.

Сценарий 4. Компромисс

Представим ситуацию, что отношения между поколениями дружественные, и малыш не реже чем раз в неделю посещает своих любимых бабушку с дедушкой. Однако приходя домой после очередной порции «бабушкиной заботы» и «дедушкиного баловства», он становится неуправляемым. Ребенку трудно справиться с ситуацией. Все, что было можно в гостях – вдруг стало нельзя дома. Как объяснить малышу кто прав, не подвергая сомнениям авторитет старшего поколения?


Если бабушки любят детей с присущей их годам мудростью и не пытаются заменить родителей, все три поколения делаются счастливыми

Пример моей сестры в этом смысле примечателен. Когда ее старшему сыну исполнилось два года, она вышла на работу, а малыш проводил дни у одной из бабушек. И вот моя сестра решила, что пока ребенок находится в гостях – правила диктуют бабушки, они сами решают, чем кормить мальчика, что одевать на прогулку, в котором часу укладывать спать. Когда малыш приходит домой – начинается игра по правилам мамы и папы. Как только ребенок осознает подобную расстановку сил и принимает ее, ему становится легче. Психологи убеждены, что столкнувшись с подобным в раннем детстве, детям гораздо легче принимать и новые порядки в дальнейших жизненных ситуациях.

Бабушки и дедушки как хранители традиций

Психологи утверждают, что дети, воспитанные бабушками, более успешны, отзывчивы и эмоциональны. Они лучше знают, что такое мораль, счастье, дружба.

Бабушки и дедушки не только рассказывают сказки, они живая история семьи. «Говорят, что между пожилыми людьми и детьми существует какая-то «мистическая связь»: сказка, которую рассказывает дедушка, намного интереснее, чем та же самая, рассказанная отцом» - утверждает Елена Казанцева http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-43036/

Будучи маленькой девочкой, я обожала слушать рассказы своих бабушек об их военной молодости. Две из моих бабушек служили на трудфронте. Мне нравилось слушать об их детстве 20-х годов.

Порой кажется, что их практический опыт устарел – они медлительны и не владеют новейшими технологиями. Иногда их высказывания кажутся смешными или наивными. Однако именно бабушки учат уважению к старшим, уважению к прошлому, прошлому семьи, культуры, страны.

Рассуждая о воспитании детей, главную роль мы, безусловно, отводим маме с папой. Однако иногда их усилий в этом весьма трудоемком процессе оказывается недостаточно, и к делу развития подрастающего поколения подключаются близкие родственники – дедушка и бабушка.

Их роль в жизни внучат весома, даже если они уделяют ребенку всего один-два дня в неделю. А уж если посвящают малышу большую часть своего свободного времени или живут вместе, то их влияние становится просто огромным. Как же влияют на детей дедушки и бабушки?

Решение привлечь старшее поколение к воспитанию ребенка вполне логично и правильно.

Во-первых, наши родители имеют большой опыт по уходу за малышами.

Во-вторых, они намного мудрее, терпеливее молодежи.

И, наконец, еще один немаловажный аргумент: бабушка с дедушкой – родные люди, рядом с которыми внуки будут в полной безопасности.

И все же участие старшего поколения в воспитательном процессе может быть обоюдоострым мечом. Наряду с положительным влиянием (к примеру, дополнительное внимание и ласка) наблюдается и отрицательный эффект (ребенок возвращается домой избалованным). Рассмотрим плюсы и минусы бабушкиного воспитания.

Бабушки и дедушки: доводы «за»

Прежде всего, следует сказать о большой поддержке, которую предоставляют наши родители в уходе за ребенком. Когда мама с папой заняты, именно бабушки приходят на выручку, соглашаясь посидеть с внуком.

А какие еще плюсы в воспитании крохи бабушкой и дедушкой можно выделить?

  1. Молодые родители часто испытывают затруднения в силу неопытности, а иногда и просто боятся ответственности в вопросах, касающихся присмотра и ухода за первенцами. На помощь приходит бабушка, спеленавшая и вскормившая собственных детей. Она подскажет, как поступить в спорной ситуации.
  2. Вышедшие на пенсию дедушки и бабушки могут уделить больше времени деткам, чем вечно занятые родители. К тому же старшее поколение – это кладезь знаний и умений. Кто расширит детский кругозор, прочитает сказки, погуляет и поиграет, поможет с уроками, разовьет творческие навыки? Конечно, любимая бабуля.
  3. Взаимодействие с близкими родственниками существенно расширяет социальные контакты ребенка. Он приобретает опыт общения не только с ровесниками и приятелями по песочнице, но и со взрослыми людьми.

Старшее поколение: аргументы «против»

Кажется, во влиянии дедушек и бабушек на воспитание детей трудно отыскать негативные моменты, однако они есть. Это своеобразные подводные камни, которые на первый взгляд совсем незаметны.

  1. Иногда бабушка так «удачно» вживается в свою новую житейскую роль, что вполне способна затмить настоящую маму. Порой это происходит не по собственному желанию, а в силу детских особенностей – малыши очень быстро привязываются к тому человеку, с которым им тепло и комфортно. Риск подобной ситуации возрастает, если малыш видит своих родителей достаточно редко.
  2. Среди старшего поколения нередко встречаются чрезмерно назойливые и любопытные натуры, стремящиеся быть в курсе всех проблем новоиспеченных родителей. Желание повлиять на молодую семью выражается в постоянных рекомендациях по воспитанию ребенка. Иногда внук становится орудием против нелюбимого члена семьи – невестки или зятя.
  3. Многие родители жалуются, что бабушки с дедушками «портят» ребенка – потакают всем детским желаниям, ограждают от любых трудностей, захваливают, даже если и поощрять особо не за что. Частая фраза от растерянной мамы: «После возвращения от бабушки малыша не узнать. Он как с цепи сорвался».

Несколько правил для мам и пап

Итак, вы стали замечать, что после визитов к бабушке с дедушкой детское поведение меняется не в лучшую сторону. Серьезный разговор необходим, но не стоит забывать, что причиной балования внуков чаще всего является искренняя бабушкина любовь. Что стоит обсудить со своими родителями?

  1. Необходимо четко обозначить границы допустимого влияния на малыша со стороны взрослого поколения. Именно вы отвечаете за воспитание своего чада, бабушка и дедушка же главные ваши помощники.
  2. Все противоречия и несовпадения в вопросах детского развития необходимо обсуждать в отсутствии ребенка. Это поможет сохранить авторитет всех взрослых родственников, а также снизит риск появления в семье маленького манипулятора. Не секрет, что некоторые детки любят играть на противоречиях между членами семьи.
  3. Ваше отношение к собственным родителям – пример для детей. Скорее всего, подросший ребенок станет относиться к вам точно так же, как и вы к своей маме. Поэтому не следует демонстрировать негативные чувства к бабушке при малыше.

В свою очередь, и старшему поколению стоит прислушиваться к детям, пусть они и менее опытны в вопросах воспитания ребенка.

  1. Не нужно говорить сыну или дочке, что они неправильно воспитывают вашего внука. Подобные разговоры скорее приведут к скандалам. Не забывайте, что мама с папой желают своим чадам только добра, поэтому помогите с реализацией их воспитательных методик.
  2. Рассказывать о проблемах в поведении и развитии ребенка нужно, однако обвинять в них его родителей совершенно не обязательно. Ваша цель – найти единый подход и исправить возможные недостатки малыша.
  3. Некоторые мамы и папы воспринимают дорогие подарки со стороны бабушек как своеобразный подкуп ребенка. Поэтому если вы решили подарить своему внуку дорогую вещь (компьютер, фотоаппарат, телефон), не забудьте каждый раз советоваться с его родителями.

Кто в семье главный?

  • Бабушка и дедушка, в силу большого опыта и знаний, признаются главными экспертами в воспитательном процессе. Однако это не означает, что родители устраняются от воспитания своего чада – они просто уступают пальму первенства.
  • Главные воспитатели детей – их родители, которые определяют стратегию и устанавливают правила воспитания. Задача старшего поколения – следовать этим воспитательным принципам.
  • Стороны решают, что каждый домочадец имеет собственный взгляд на взаимодействие с ребенком. Этот вариант подходит для тех семей, где царит равноправие и нет принципиальных противоречий в вопросе воспитания детей.

Безусловно, есть разные ситуации, к примеру, некоторые бабушки наотрез отказываются сидеть с внуками, ограничиваясь подарками по праздникам и редкими встречами. Стоит ли их за это осуждать? Естественно, нет. Формально дедушки-бабушки вообще не обязаны принимать участие в воспитании внучат.

Однако если между разными поколениями сохраняются доверительные отношения, любое препятствие во взглядах на развитие детей можно преодолеть.

Необходимо искать компромисс по самым существенным вопросам, аргументировать свою позицию, узнавать соображения других сторон.

Не забывайте, что бабушкина любовь по-своему уникальна. И хотя главную роль в воспитании играют родители, дети, воспитанные бабушкой с дедушкой, всесторонне развиты, обласканы и более подготовлены к взрослой жизни.

Ведь главное – это счастье ребенка, не правда ли?

МАДОУ МО г.Нягань «Д/с №10 «Дубравушка».

Консультация

«Роль бабушек и дедушек в семейном воспитании»

Подготовила:

Самохвалова Светлана Николаевна

Старший воспитатель

Нягань,2015

Семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Велика роль семьи в воспитании у ребенка культуры поведения, дисциплинированности и организованности, честности и правдивости, скромности.

Отец и мать, а также другие члены семьи – дедушка, бабушка, старшие братья и сестры – формируют личность ребенка с раннего его возраста. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы, ответственность родителей за воспитание детей.

Положительный результат возможен лишь при условии вдумчивого воспитания, когда все взрослые члены семьи служат для своих детей образцом поведения: доброжелательно относятся к окружающим, добросовестно трудятся, интересуются общественными событиями.

Воспитывая детей в семье, взрослые не всегда осознают, что дошкольники, особенно с пяти лет, проявляют особый интерес к окружающему миру.

Для нравственного развития детей важно, чтобы суждения близких им людей подтверждались соответствующими делами. Дошкольники впечатлительны и склонны к подражанию. Они познают мир в конкретных образах. На их основе формируются первые обобщенные знания, представления.

Дети легко поддаются внушению, особено малыши. Внушить им можно не только хорошее, но и дурное: чувства ребенка непосредственны, быстро возникают и угасают. Ребенку трудно управлять своими эмоциями, чем и объясняются довольно быстрые переходы от бурного веселья к слезам.

Взрослым членам семьи при воспитании ребенка важно учитывать все эти особенности. Например, не надо наказывать за то, что малыш изображает в игре что-то плохое, увиденное в семье, лучше подсказать ему хорошую игру. Не следует увлекаться внушениями, разъяснениями, правильнее будет включить ребенка в конкретные практические дела, посильные для его возраста.

Мать и отец – главные воспитатели своих детей, которые отвечают за их воспитание перед государством. От матери и отца зависит, насколько эффективно участие в воспитании дошкольников старших членов семьи – бабушек и дедушек.

В художественной литературе приводятся примеры того, как не надо поступать по отношению к своим близким, к старшим людям. Например, рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» небольшой по объему, но глубокий по нравственному содержанию. Рекомендую его прочитать взрослым членам семьи.

Достойное поведение родителей в семье служит дошкольникам примером для подражания, формирует у них такие нравственные черты, как доброта, отзывчивость, заботливость.

Современные бабушки и дедушки чаще всего продолжают трудиться на производстве. Многие имеют высшее образование или несколько высших, обладают большим жизненным опытом и т.д. Но для воспитания детей главным является их нравственный облик. Доброта и справедливость, любовь к труду, ответственность за его хорошие результаты, честность и скромность – те качества, которыми должны обладать старшие члены семьи. От умения сочетать любовь к внукам с требовательностью к ним, привлекать детей к участию в интересных и полезных делах во многом зависит авторитет дедушек и бабушек.

Между тем нередко педагоги детского сада наблюдают, как воспитанник группы не слушается пришедшую за ним бабушку, требует, чтобы она его одела, проявляет недовольство, если не получает от нее сладостей и т.п.

Важно выяснить причины подобного поведения, найти ошибки, допущенные в воспитании. Возможно, бабушка не является авторитетом для данного ребенка; может быть дома мать и отец дошкольника подрывают ее авторитет, высказывая в присутствии ребенка свое недовольство методами ее воспитания.

Во всех случаях законом в семейных отношениях должна стать сдержанность. Взаимные недовольства, разногласия, которые неизбежны в семейной жизни, разрешаются без детей. Беседуя с родителями, анализируя их ответы на вопросы, педагоги установили, что многие родители связывают разногласия в семейном воспитании между матерью, отцом, дедом и бабушкой с отсутствием единства в применяемых взрослыми методах и приемах.

Но объединяет близких людей, членов одной семьи личностная и социальная позиция дедушек и бабушек. Как правило, они стремятся оказать помощь молодой семье в ведении хозяйства. Если взрослые проживают в разных квартирах, помощь эта эпизодическая, но в трудных случаях старшие приходят на помощь своим взрослым детям (берут временно детей к себе, проводят с ними отпуск).

Бабушка и дедушка, живущие в семье сына или дочери, принимают на себя определенную часть забот, систематически участвуют в ведении домашнего хозяйства. Кроме того, они воспитывают своих внуков, многое вкладывая в душу и ум ребенка, проявляя заботу о его здоровье, правильном физическом развитии. У бабушки и дедушки больше терпения, чем у молодых родителей, больше мудрости в общении с малышами. Если старшие члены семьи уже не работают, то у них есть дополнительное время для воспитания внуков.

Особенно ценны в воспитательном процессе нравственные позиции взрослых членов семьи. Например, дед, работающий на производстве, активно участвовал в благоустройстве детской игровой площадки во дворе дома. Он привлек к этой работе взрослого сына, соседей и даже старших дошкольников. Домашние похвалили деда за то, что он выполнил полезное общественное дело.

В неполной семье участие бабушки и дедушки имеет большое значение в воспитании детей. Мальчику дедушка особенно нужен, когда в семье нет отца. Если причина неполной семьи – развод, взрослым особенно необходимо договориться и придерживаться единых действий. Например, согласиться с тем, что ушедшему из семьи отцу можно встречаться с сыном в определенные дни для совместных погулок, развлечений. Можно учитывая особенности отца ребенка встречаться только дома, где мальчик живет со своей мамой, договорившись, чтобы бабушка и дедушка не вмешивались во взаимоотношения бывших мужа и жены. Нередко недоразумения возникают вследствие несовпадения мнений. Например, бабушка, обиженная тем, что зять разошелся с ее дочерью, травмирует ребенка нелестной оценкой его отца, ушедшего из семьи. Дочь (мать ребенка) недовольна этим,хотя и считает, что бывший супруг недостоин хорошей оценки.

Часто недоразумения между взрослыми возникают вследствие разного понимания задач и методов воспитания, особенностей подхода к ребенку. Молодые родители жалуются на то, что бабушки слишком балуют внуков, опекают во всем (из-за этого стремятся даже ограничить их общение); старшие члены семьи считают, что молодежь плохо приучает детей к труду или слишком строго обращается с детьми, не учитывая их возраста.

Укрепляет отношение родных проведение праздников: День Российского флага, День города, Нового года, дней рождений. Во многих семьях существует традиция совместного проведения игр, состязаний на смекалку, ловкость. В этих развлечениях могут участвовать и старшие дошкольники. Содержательно общение взрослых и ребенка: чтение книг, беседы, совместные игры, занятия. Существует хорошая традиция к подготовке к Новому году: вместе со взрослыми дети могут готовить елочные украшения, игрушки, принимать участие в театрализованном представлении, организатором которого является бабушка, а участниками – все члены большой семьи.

Интересны и полезны для детей рассказы бабушек и дедушек о своем детстве. Хорошие традиции развиваются и поддерживаются молодыми родителями, которые проявляют при этом много выдумки и фантазии.

Нередко старшее поколение хранит в доме семейные реликвии от прадедов: гимнастерку, пилотку, блиндаж, письма и открытки военных лет, а также трудовые и боевые ордена, медали, почетные грамоты, старые фото. Время от времени их достают, рассматривают вместе с детьми, беседуют. Такое общение важно для ребенка. Оно углубляет его привязанность к семье, родным, способствует умственному и нравственному развитию.