Удмуртский национальный праздник «Гербер» пройдет в День города Ижевска. Национальный удмуртский праздник гербер Где пройдет гербер в году

С 10.00 до 21.00 площадкой для празднования и проведения культурной программы мероприятия станет сад «Эрмитаж».

«Гербер» пройдет в Москве уже в третий раз. В этом году на празднике гости смогут принять участие в национальных играх, танцах и песнях удмуртов, а также в интерактивных мастер-классах и конкурсах. Московский «Гербер» - масштабная презентационная площадка туристического, инвестиционного и экономического потенциала Удмуртии.

«В этом году мы представим новый формат проведения «Гербера» в Москве. Хотим, чтобы москвичи и гости столицы подробно узнали об Удмуртии и о том, что сделано в нашем регионе. «Сделано в Удмуртии» - главный девиз праздника. В рамках «Гербера» состоится шахматный турнир с участием международного гроссмейстера и специальных приглашенных гостей. Так, например, уже подтвердил свое участие председатель комитета по культуре Государственной думы РФ Станислав Говорухин», - отметил исполняющий обязанности Постоянного представителя Главы Удмуртской Республики при Президенте Российской Федерации Михаил Хомич.

Промышленный потенциал региона продемонстрируют автозавод «LADA Ижевск» и концерн «Калашников». С последними достижениями в российском автопроме можно будет ознакомиться на выставке автомобилей. А у стенда флагмана отечественной стрелковой отрасли гостей праздника научат обращению со знаменитым оружием. Кроме того, зрители смогут ознакомится с дронами-беспилотниками, выпущенными в Удмуртии, и попробовать себя в их управлении.

«Вкусы Удмуртии» раскроют местные фермеры. Они представят на ярмарке свою продукцию и угостят посетителей национальными блюдами (перепечами и пельменями). Именно Удмуртию многие считают родиной пельменей. Ведь название этого блюда состоит из двух удмуртских слов: «пель» (ухо) и «нянь» (хлеб).

Любители рукоделия и ремесленничества смогут поучаствовать в мастер-классах по изготовлению кукол-закруток, плетению поясов и соломоплетению.

Для юных гостей праздника будет работать детская игровая зона, где герои удмуртских сказок Тол Бабай и Лапшо Педунь будут развлекать гостей.

Культурную программу представят на сцене известные песенные и танцевальные коллективы из Удмуртии.

Всех гостей праздника объединит грандиозный флешмоб, который снимет с высоты птичьего полёта летающий дрон.

По завершению торжества состоится розыгрыш туристических путёвок от лучших санаториев региона. Принять участие в нем сможет каждый желающий. А закроет вечер этно-дискотека под открытым небом.

Организаторы «Гербера» в Москве - Правительство Удмуртской республики, министерство национальной политики Удмуртской республики, а также постпредство главы Удмуртской республики при Президенте РФ и удмуртское землячество в Москве. Праздник пройдет при поддержке Правительства Москвы.

Официальный сайт праздника - http://gerberfest.ru/

Справочно:

Гербер - традиционный праздник удмуртов, связанный с окончанием весенних работ в поле. Проводится он в последние дни июня – в начале июля. По народным поверьям, именно с этого момента земля считается «беременной» и ранить её сохой или лопатой нельзя. Обычно это время совпадает с днями летнего солнцестояния. Кульминацией древнего праздника были коллективные моления, которые проводились всей общиной. Обращаясь к верховным божествам удмуртского пантеона, люди просили: «чтобы из одного зёрнышка выросло 30 колосьев, чтобы корень был золотой, чтобы белка не смогла обежать наше поле». Основные черты древнего Гербера возрождены в 1992 году.

В столице Удмуртии, в Ижевске, «Гербер» отметят в этом году 12 июня. Общереспубликанский «Гербер» пройдет 17 июня в Можгинском районе Республики.

Национальная жизнь страны настолько разнообразна, что охватить все возможные этнические мероприятия и народные праздники не представляется возможным. Чтобы вы не пропустили ничего важного, "НацАкцент" составил календарь самых ярких мероприятий 2018 года с национальным колоритом.

Организаторы гастрономического фестиваля заверяют: родина пельменей – Удмуртия. Именно "хлебное ушко" или "пельнянь" по-удмуртски стало прообразом классического русского пельменя, уверены они.

На "Всемирном дне пельменя" можно будет увидеть выступления творческих коллективов, принять участие в играх и конкурсах и даже отправить всем близким открытку прямо с фестиваля. Ну и, разумеется, съесть столько пельменей, сколько сможете. В 2017 году гости фестиваля за 6 часов съели 74059 пельменей, что стало рекордом по их массовому поеданию в одном месте.

Чага Байрам – праздник обновления человека и природы, святости и чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий. В этот день и загодя люди очищают свое жилище, себя внутренне и духовно, в домах готовят угощения. С 2012 года он является официальным праздником Республики Алтай.

Главная традиция праздника – обряд угощения и благословения огня как символа Солнца, который совершают только мужчины. Во время обряда белые ленточки "кыйра" привязывают к священному дереву.

Традиционный славянский праздник, разделяющий зиму и весну, отмечают во всех городах России. Гуляющих ждут все главные атрибуты Масленицы: блины, чучело, забавы и игры, конкурсы и хороводы. На празднике прогоняют зиму и призывают весну, в честь солнца пекут лепешки и блины. Первые три дня праздничной недели называются Узкой Масленицей – в это время еще можно заниматься хозяйственными работами. В оставшиеся четыре дня, на Широкую Масленицу, работать уже нельзя. Завершается Масленица Прощеным воскресеньем – в этот день просят прощение у родных, поминают усопших и сжигают чучело Масленицы.

Шагаа – национальный тувинский праздник Нового года, Кызыл, 15-16 февраля

В новогоднюю ночь тувинцы проводят молебны в храмах, а утром в национальной одежде поднимаются на возвышенное место, неся в руках деревянные тарелки с вареной бараньей грудинкой и прочими яствами. После проходит обряд "сан салыр" с зажжением священного огня. Участие в обряде обещает благосклонность добрых духов и божества, успех и удачу. Наступление нового года празднуют три дня: люди играют в игры, поют песни, слушают сказителей и гадают. На этот раз посетителей праздника ждут в том числе обряд поклонения уходящему году Петуха и наступившему Году Собаки.

Сагаалган, Бурятия, 16 февраля


Бурятский Новый год по лунному календарю Сагаалган не имеет фиксированной даты и отмечается в соответствии с лунными месяцами. В 2018 году праздник Белого месяца выпадет на 16 февраля – глава Бурятии Алексей Цыденов уже объявил этот день выходным в республике. Встречают Новый год с чистыми мыслями и белой пищей: молоком, творогом, сметаной, брынзой и курунгой. Перед праздником буряты трапезничают в кругу семьи, а после начинается хождение в гости с поздравлением соседей, друзей и родственников.

Традиционное блюдо этого праздника – буузы, большие пельмени с отверстием в верхушке, которые едят исключительно руками. В день наступления Нового года по лунному календарю в Улан-Удэ ежегодно проходит Фестиваль национальных традиций "Буузын Баяр – Праздник Буузы". На фестивале будет дегустация главного блюда, традиционные бурятские игры, театральные представления, кулинарные поединки.

Традиционная камчатская гонка на собачьих упряжках "Берингия-2017", Камчатка - Чукотка, 11 марта – ~11 апреля

В 2018 году протяженность традиционной экстремальной гонки на собачьих упряжках "Берингия" будет рекордной – 2000 километров. Маршрут "Берингии-2018" пройдет от села Мильково Камчатки до поселка Марково Чукотки. Технический старт гонки запланирован на 11 марта в Мильково, примерная дата завершения – 11 апреля. На биатлонном комплексе имени Виталия Фатьянова 3 марта проведут торжественное открытие и гонка-пролог.

"Берингия" проходит с 1990 года, когда ее дистанция составляла 250 км. Через год маршрут удлинился до 1980 км, что позволило гонке попасть в Книгу рекордов Гиннеса. Гонка была задумана как мероприятие, возрождающее традиции северных народов. Для каюров, которые проходят гонку на традиционных деревянных нартах, учреждена отдельная премия "За верность традициям Севера".

Навруз, 21 марта

Древний земледельческий праздник, традиционный Новый год у тюркских народов. Отмечается в день весеннего равноденствия – 21 марта. С древнеперсидского название праздника переводится как "Новый день". Перед Наврузом необходимо подготовить свой дом: убраться в комнатах и во дворе, сжечь накопившийся мусор и сделать прочую мелкую работу по дому, разобраться с долгами. На праздничном столе обязательно должно быть не менее семи блюд – одним из основных является сумаляк из пророщенных ростков пшеницы.


XIII Международная выставка-ярмарка "Сокровища Севера. Мастера и художники России 2018", Москва, 29 апреля - 3 мая


Выставка тематически поделится на несколько разделов: национальные художественные промыслы, авторские работы мастеров и художников России, дизайнерская одежда, сувениры, экологически чистые продукты питания и этнографический туризм. На мероприятии пройдут фестиваль национальных культур КМНСС и ДВ РФ "Кочевье Севера" и конкурс этнического костюма народов Севера "Полярный стиль". Конкурсная программа проводится по номинациям "Лучшая экспозиция", "Лучшее изделие художественных промыслов", "Национальная кухня" и другие.

Сабантуй, май - август

Сабантуй - национальный праздник окончания весенних полевых работ у татар и башкир. Этот праздник широко отмечают во многих городах России. В 2018 году площадкой для федерального Сабантуя будет город Чебоксары, а точную дату проведения назовут весной. Как правило, сперва праздник отмечают в селах и деревнях, потом – в районах и городах. В древности Сабантуй проводили для того, чтобы задобрить духов плодородия и получить хороший урожай в будущем году. На Сабантуе выступают певцы и танцоры, проводятся состязания по национальным видам спорта.

Гербер, июнь


Как правило, удмуртский праздник Гербер в честь окончания весенних полевых работ отмечается в третью субботу июня. Широко празднуют его не только в Удмуртии, но и в Москве, а также в регионах, где проживает значительное количество этого народа. С 1992 года Гербер является в Удмуртии общереспубликанским праздником, с 2010 года проводится в на территории архитектурно-этнографического музея-заповедника "Лудорвай". Гостей на празднике угощают перепечами и другими блюдами национальной кухни, развлекают песнями, танцами и традиционными конкурсами и состязаниями.

На фестивале пройдут 13 разных конкурсов: фольклорных коллективов "Один день бурята", исполнителей бурятских народных песен, бурятской эстрадной песни, улигершинов и исполнителей одической песни, красавиц "Дангина", работ модельеров "Бурятский костюм: традиции и современность", бурятской поэзии, эссе, документального и художественного кино, журналистских материалов "Алтан саг", книги, а также конкурсы-выставки художественной фотографии и народных промыслов.

Не останутся гости и без спортивных состязаний по бурятской борьбе "Бухэ барилдаан", стрельбе из лука по бурятским правилам, конному спорту, шахматам "Шатар", шагай наадан и hээр шаалган.

Фестиваль вепсской культуры "Древо жизни", Ленинградская область, село Винницы, 10 июня


Гостей ждут выступления творческих коллективов, выставки, конкурсы, мастер-классы по плетению поясов и изготовлению вепсских калиток. Все желающие смогут приобрести обереги, тканые столешницы и дорожки, попробовать традиционную вепсскую выпечку и легендарный вепсский напиток олудь. Можно будет покататься на лошадях, порыбачить в специальных садках и приготовить выловленную форель с помощью повара.

Впервые "Древо жизни" провели в 1987 году в селе Винницы в Ленинградской области, в настоящее время его проводят в районах проживания вепсов в Ленинградской и Вологодской областях и в Карелии.

Ысыах, 21 июня

Якутский праздник лета в честь божеств айыы и возрождения природы традиционно отмечается в день летнего солнцестояния 21 июня, однако в разных городах могут быть разные даты. В древности Ысыах также был скотоводческом праздником, так как это было время приплода скота и изобилия мяса и молока. Праздник всегда сопровождается круговым танцем осоухай, олицетворяющем замкнутый жизненный круг, обрядами и молениями, кумысопитием, танцами, народными играми, а также конкурсом сказителей – олонхосутов. В 2018 году главный Ысыах в Якутии пройдет в Алданском районе.

Всечувашский Акатуй, Чебоксары, 24 июня

Чувашский праздник плуга и завершения весенних полевых работ. Название переводится как "праздник земледелия" или "свадьба плуга". Издревле в этот день чуваши собирались вместе, чтобы станцевать хоровод, спеть песни, угоститься традиционными блюдами. Проводятся состязания в беге, скачках, прыжках, стрельбе из лука, борьбе на поясах Керешу.

Международный фестиваль финно-угорской кухни "Быг-быг", Удмуртия, деревня Старые Быги, 5-7 июля

Гастрономический праздник даст возможность попробовать национальные блюда, приготовленные по старинным рецептам, а на ярмарке-продаже приобрести коми-пермяцкие посикунчики, бесермянский саламат, венгерский токань, марийский подкогыльё, эстонские перепелки и другие национальные продукты. Традиционно участники фестиваля продают блюда и напитки за "быг", специальную фестивальную валюту. В 2017 один быг был равен 20 рублям.

Насыщен фестиваль не только едой, но и событиями: кулинарные состязания, Быгинский базар, ярмарки, мастер-классы по традиционному декоративно-прикладному искусству, национальные игры деревни Старые Быги. В 2018 году ожидается восемь тысяч гостей – это в восемь раз больше, чем жителей деревни.

Кстати, для гостей в национальной одежде вход на фестиваль свободный.

Праздник "Купала", 6-7 июля

Купалу традиционно отмечают во многих регионах России. Он проходит с традиционными русскими народными играми, обрядами и костюмами древней эпохи, песнями, танцами, хороводами и угощениями.

По старому стилю Ивана Купалу или Иванов день отмечали в период летнего солнцеворота с 20 по 26 июня. Главной купальской традицией у славян было купание – считалось, что именно в эту ночь вода способна избавить от недугов и зарядить энергией.

Международный фестиваль этнической музыки и ремесел "МИР Сибири", Красноярский край, поселок Шушенское, 6-7 июля

Полторы тысячи музыкантов и мастеров из России и зарубежных стран примут участие в фестивале. На сцене выступят номинанты на этно-музыкальную премию "МИРА", а на выставке представят изделия номинантов на мастеровую премию "МИРА". Ожидаются и мировые звезды этнической музыки.

На мастер-классах всех желающих научат готовить блюда традиционной "Енисейской кухни", а программа "Обрядовой поляны", по обещаниям организаторов, поможет отдохнуть от городской суеты.

В этом году фестиваль под открытым небом KAMWA, который обычно проходит в музее Хохловка, переедет в Пермь. Локальные точки музыки расположатся сразу на нескольких открытых площадках.

Фестиваль проходит с 2006 года. Его участники рассказывают об аутентичной культуре народов Пермского края через музыку, традиционные ремесла, изобразительное искусство, моду и кино. За время существования фестиваля в нем приняли участие более 200 проектов из 50 регионов России, ближнего зарубежья, а также гости из Великобритании, Франции, Дании, Норвегии, Финляндии, Венгрии, Германии, Болгарии, Бельгии, Индии, Гаити.

Межрегиональный фестиваль коренных народов Сибири "Этюды Севера", Томская область, село Парабель, 5 августа

Мероприятие соберет селькупов, хантов, манси, эвенков, хакасов, алтайцев, тувинцев и других представителей коренных народов Севера. Гостей ждут конкурс красоты "Краса Севера", демонстрация национальных костюмов "Сибирские смотрины", шаманские обряды, состязания по национальным видам спорта, включая гонки на обласах, театрализованный концерт и дегустация традиционных блюд. "Этюды Севера" проводятся с 2004 года. Раньше они назывались "Легенды Севера".

Традиционные игры "Атмановские кулАчки", Тамбовская область, село Атманов Угол, 23 августа

Праздник воссоздает традиционную русскую забаву – большие кулачки, кулачный бой стенка-на-стенку, проходящий по народным правилам. Пройдет и курагодное гулянье "Боярское колесо" с состязаниями гармонистов, плясунов и плясуний и исполнителей частушек. Гостей ждут соревнования по дисциплинам русского этноспорта и состязания в исконных забавах. На традиционной атмановской ярмарке можно будет приобрести ручные изделия, сувениры и попробовать тамбовскую кухню. "Атмановские кулачки" являются частью Всемирного культурного наследия человечества, в 2013 году включены в реестр объектов нематериального культурного наследия народов России.


Международный этнокультурный фестиваль народа сето "Сетомаа. Семейные встречи", Псковская область, деревня Сигово, 28 августа

Фестиваль сето пройдет в 11 раз. Более 300 представителей народа из Псковской области и Эстонии познакомят гостей со своей культурой и традициями, обрядами и фольклорами, промыслами и национальной кухней. В программе фестиваля крестный ход в честь празднования Успения Пресвятой Богородицы, выступления музыкантов и певцов, народное гуляние Кирмаш, ярмарка и экскурсии.

Организаторы обещают всем посетителям атмосферу родства, домашнего тепла и уюта.

Национальный ительменский праздник "Алхалалай", Камчатка, этнографическая ительменская деревня "Пимчах", сентябрь

Осенний ительменский праздник окончания лета и благодарности за урожай. По обычаю ительмены в этот день приносят дары рыбному Богу Хантаю и отпугивают злых духов. Одно из главных событий Алхалалалая – открытый чемпионат России по танцам коренных малочисленных народов края, который длится с вечера и до утра. В 2017 году Надежда Неелова из села Манилы и Дмитрий Петровец из Паланы установили рекорд, протанцевав 16 часов и 50 минут.

Осенние Саамские игры, Ловозеро, Мурманская область, сентябрь

Саамские игры в мурманском Ловозере проводятся дважды - летом и осенью. Даты проведения в 2018 году пока неизвестны, однако уже сейчас можно сказать, что гостям праздника предстоит познакомиться с культурой этого северного народа. Участники смогут поучиться метанию аркана на хорей (чучело оленя), прыжкам через нарты, стрельбе из арбалета, играть в саамский футбол. Помимо игр, на празднике проводятся выступления фольклорных ансамблей и показы национальной одежды.

Традиционный обрядовый корякский праздник нерпы "Хололо" знаменует конец охоты на морского зверя. Главным героем праздника является нерпа – коряки провожают обратно в море души убитых охотниками зверей. По поверью, если угодить душам нерп, то в следующем году они приведут с собой своих собратьев.

Во время сжигания чучел нерп танцующие мужчины и женщины поворачиваются к морю с возгласами "оча-а! хололо!", указывая животным путь домой. Древние обычаи и ритуалы, корякские блюда, соревнования, гадания на огне, вертушке и лопатке нерпы – все это ждет гостей праздника "Хололо".

Большой этнографический диктант, вся Россия

Точная дата проведения Всероссийской культурно-просветительной акции пока неизвестна, но этнодиктант точно состоится – в 2017 году проект получил президентский грант. Написать тест на знание культурных особенностей, традиций и обычаев народов России могут все желающие старше 15 лет, владеющие русским языком. Акция пройдет во всех регионах России, а также может охватить и часть зарубежья: например, в 2017 году в диктанте приняли участие 14 стран, включая Бельгию и Францию.

Удмуртский праздник Гербер

Концепцию праздника обсудили 9 марта в Министерстве национальной политики Удмуртии. Сейчас организаторы продумывают концепцию, режиссуру и оформление праздника плуга.

Название Гербер происходит от вотяцких слов «геры» – плуг, и «берэ» – после, позади, что уже дает понять, в какой период времени проводилось это празднество. Удмурты в основном занимались пашенным земледелием и придавали процедуре пахоты весьма большое значение – настолько большое, что посвятили ей один из своих праздников – Гербер. Праздник “Гербер 2017” пройдет 17 июня в Можгинском районе республики.

Главной темой “Гербера 2017” станет конь, сообщает пресс-служба Дома дружбы народов Удмуртии.

“Кони” - распространенный мотив в средневековом удмуртском искусстве, объясняют. Лошадь можно встретить на гребнях, подвесках, копоушках. Исследователи отмечают, что образ удмуртского коня связан с солнечным культом. По одной из версий, река Вала (Валошур), берущая свое начало в Можгинском районе, переводится как “лошадиная река”.

Согласно удмуртским легендам, из реки Валы выходят крылатые огненные лошади. Сегодня можгинская земля славится разведением лошадей. Среди них – такие породы, как вятская, кабардинская, орловская, русская тяжеловозная.

В старину Гербер отмечался весной, сразу по окончании пахоты и сева, строгой даты у него не было.

У местных жителей бытовало поверье, что земля после обработки является беременной, и нельзя её до срока ранить ни мотыгой, ни сохой. Землепашцу в эти дни перед сенокосами выпадал коротенький отдых, который посвящался празднованиям и сакральным мероприятиям.

Раньше в разных районах Удмуртии праздник называли по-разному. Звался он и Гырон Быдтон, и Куарсур, и Гужом Юон, и Пинал Мудор. Но во всех местах действо было примерно одинаковым – общинники под камлания местного языческого священнослужителя гурьбой обходили поля и совершали курискон – молили бога-творца Инмара и его зама по плодородию Кылчына о богатом урожае. После этого совершали жертвоприношение – закалывали на поле упитанного тельца и делали с его мясом обрядовый кулеш из разных видов зерен.

Народ начинал плясать, петь, выбирать невест и устраивать разные увеселения. Девушки принаряжались, а парни устраивали состязания, желая сыскать их расположение. Веселью немало способствовало и то, что каждая хозяйка двора была обязана принести на гуляния фляжку местной домодельной водки-кумышки. Этому пункту в программе празднества придавалось очень большое значение. Известно, что когда матушка Екатерина Великая вводила госмонополию на водку и запрещала частное винокурение, для вотяков по их слезной челобитной было сделано исключение ради праздника.

Постепенно празднование Гербера переместилось на более удобное для массовых гуляний время – окончание летнего солнцестояния.

Известно, что в конце XIX века он четко ассоциировался с Петровым днем, на празднестве появились православные священники, а в текстах курисконов упоминались уже Христос и святые. Вероятно, произошла характерная для языческих традиций привязка их к христианским праздникам.

После революции традиция отмечать Гербер прервалась. Только в 1992 году празднование возобновилось. Правда, никаких религиозных мотивов в торжественных мероприятиях уже не наблюдается.

На праздник собираются несколько тысяч человек, приезжают гости из разных регионов России и из-за рубежа. Дегустируют блюда местной кухни, посещают мастер-классы по соломоплетению и изготовлению удмуртских национальных свистулек, учатся традиционной лепке из глины.

Фиксированной даты праздник не имеет. В какой-нибудь из июньских выходных на лугу в этнографическом музее-заповеднике Лудорвай проводят конкурсы на лучший национальный костюм, выставки народного творчества. Особенно обильно представлены изделия из бересты – удмурты в этом мастера. По-прежнему на кострах варится ритуальная каша в огромных котлах.

Напомним, республиканский “Гербер” состоится 17 июня. Планируется, что “Гербер” в Москве пройдет 1 июля.

2017-03-13T16:25:33+05:00 Аня Хардикайнен Народознание и этнография Удмуртия Ижевск,народ,праздник,Удмуртия,удмурты,этнография Удмуртский праздник ГерберКонцепцию праздника обсудили 9 марта в Министерстве национальной политики Удмуртии. Сейчас организаторы продумывают концепцию, режиссуру и оформление праздника плуга.Название Гербер происходит от вотяцких слов «геры» - плуг, и «берэ» - после, позади, что уже дает понять, в какой период времени проводилось это празднество. Удмурты в основном занимались пашенным... Аня Хардикайнен

Гербер: о традиционном летнем празднике удмуртов А. В. Коробейников, Д. М. Сахарных Праздник гербер, удмуртский по происхождению и колориту, давно уже носит в Удмуртии общенародный характер и по популярности обгоняет, пожалуй, даже та- кой традиционно межэтнический праздник, как сабантуй. Празднуется гербер ле- том. Привязки к конкретной календарной дате нет. Часто жители Удмуртской Рес- публики ориентируются на заранее объявленное время проведения республи- канского фольклорного фестиваля «Гербер» (за последние десять лет дата этого ме- роприятия попадала всякий раз в промежуток с 10 по 26 июня). Фестиваль прово- дится каждый год в разных местах Удмуртии при участии и действенной помощи республиканского руководства, чей рабочий график также приходится учитывать организаторам этого «главного» гербера, программа которого является образцом для подражания при организации подобного же рода праздников на местах. I. Современный летний праздник гербер символизирует окончание весенних по- левых работ. Именно эту формулировку почти в один голос повторяют каждый год республиканские масс-медиа. Особенно забавным бывает читать такие репортажи в районных газетах, когда журналистом-сельчанином описывается, например, совер- шённый во время праздника обряд бусы сюан, в ходе которого под июньским солн- цем колосья с одного поля срываются и переносятся на соседнее. Зачастую в том же номере газеты можно видеть репортажи и фотографии с сенокоса. Данное обстоятельство нельзя объяснять непрофессионализмом журнали- стов: они всего лишь идут вслед за местными этнографами. Так, на страницах попу- лярного учебника «Этнография удмуртов» Владимир Владыкин и Людмила Христо- любова пишут: «Важный этап крестьянского труда, связанный с весенней обра- боткой земли, завершался праздником, называемым в разных местах гербер, гужем юон, куарсур». Поясним, что и гужем юон (в переводе с удмуртского «летний праздник», «летняя пирушка»), и куарсур (‘пиво листьев’ – праздник, связанный с возложени- ем берёзовых листьев на воршудную полку куалы) отмечались хотя и в разных ло- кальных традициях, но в один и тот же Петров день (29 июня ст.ст.). Оба автора не уточняют, каким образом летний даже по названию, приходящийся по нынешнему календарю почти на середину июля праздник стал завершать весеннюю обработку земли. И это не единственная странность в предоставляемых современными этно- графами описаниях праздника. Тот же Владимир Владыкин в соавторстве с Татьяной Перевозчиковой пишет, что гербер есть «летний праздник, проводимый в последние дни летнего солнцестояния», что «сейчас Гербер строго приурочен к 12 июля», и при этом «считается, что это последний праздник земли, последний летний праздник: до этого дня заканчиваются все весенние земельные работы, в которых применяется плуг». «Называли его ещёкуарсур («праздник в честь зелени»), – уверяют названные авторы, – так как в это время лето достигает своего разгара». Примерно о том же говорит Татьяна Миннияхметова: «Гербер – массовый праздник, проводимый после окончания всех весенних земельных работ с примене- нием плуга до начала уборочной страды. В деревнях Унинского района Кировской области… приурочен он был к 21 июля… Гербер – обряд-благодарение в честь окон- чания посадочно-посевных работ, взошедших хлебов… Можно сделать вывод, что обряд проводился с целью просить у богов созревания хлебов, хорошего урожая…». Елена Попова в своей посвящённой бесермянам монографии утверждает: «Се- рединой лета называли гербер (буквально: время после пахоты), который длился около недели и совпадал с летним солнцестоянием, а в поздней традиции был приурочен к дням Петра и Павла (12 июля)». Как бы там ни было, но в наше время все «весенние земельные работы с при- менением плуга» (попросту говоря, вспашка) в Удмуртии оканчиваются в первой де- каде мая. По данным, собранным Борисом Гавриловым, Григорием Верещагиным, Иоанном Васильевым и уже в наше время по материалам архивов Маргаритой Гришкиной, в XVIII-XIX веках сев повсеместно оканчивался во второй декаде мая, при этом севу предшествовало многократное боронование, и заделка семян в почве также происходила боронованием, что отнимало у земледельца значительное вре- мя, однако же и тогда вспашка оканчивалась около первой декады мая. В любом слу- чае празднование «ради окончания пашни» в июле, то есть через два месяца после реального окончания пахоты, и в старое время и сейчас выглядит по меньшей мере странно. Указание исследователей на то, что праздник проводился «в последние дни летнего солнцестояния» (которое случается в последней декаде июня) никак не увя- зывается с теми датами праздника, которые сами же они и приводят – 12 июля н.ст. (Петров день) или 21 июля н.ст. На протяжении по крайней мере XVIII-XX веков (а на самом деле и в более отдалённое время) окончание весенне-полевых работ в мае, см. выше, – никак не могло приходиться не период летнего солнцестояния. Посев яровых у нас производят в первой декаде мая, сев озимых – в середине августа, поэтому июльский гербер не может являться праздником «благодарения в честь окончания посадочно-посевных работ», ибо он отмечается в большом проме- жутке между этими работами. Яровые у нас дают всходы в третьей декаде мая, озимые – в третьей декаде ав- густа, через неделю после посева, следовательно, гербер в июле никак не может отмечаться «в честь взошедших хлебов». Даты гербера, приводимые этнографами (12 или 21 июля) близки к области периода созревания озимой ржи 16-23 июля и мо- лочной спелости яровой пшеницы и овса 15-30 июля. Разумеется, в это время «просить у богов хорошего урожая» бессмысленно – урожай озимых уже бывает весь налицо, урожай яровых также виден в полном объёме, и увеличиться никак не мо- жет. Гербер отмечается в фенологический период раннего лета, и нельзя согласить- ся с тем утверждением, что лето в этот период «достигает своего разгара». Даже чи- сто с формальной точки зрения Гербер – вовсе не последний летний праздник: по- сле него отмечается, уже в период полного лета, ещё ивыль (Ильин день, 2 августа). Складывается впечатление, что современные исследователи в своих описани- ях как минимум не принимают во внимание общеизвестные данные фенологиче- ского календаря. II. Как и во многих подобных случаях, для прояснения ситуации приходится об- ращаться к работам дореволюционных этнографов – современников описываемой ими традиции. Наиболее подробно пишет о гербере исследователь обрядности глазовских уд- муртов Николай Первухин (и его описание, разумется, весьма отличается от той кар- тины праздника, что можно наблюдать теперь). «Ныне праздник «Дзэк-гэрбэр» <‘большой гербер’> совпадает с христианским праздником Св. Петра и Павла (29 июня), но совпадал ли он прежде, этого сказать нельзя. Во всяком случае, этот праздник доставлял вотякам отдых после пашни и посева ярового и перед началом сенокосной страды… к вечеру представители семей идут вдзэк-квалу <‘большую куа- лу’> с приготовленными припасами …и обычным порядком разъедают здесь кашу, причём дзэк-попом <‘старшим жрецом’> читается молитва об избавлении от града, червя, пожара и сильных ветров, а также о ниспослании силы, ловкости и здоровья в предстоящий сенокос. Утром 30 числа хозяйки снова стряпают блины… к молению этого дня, которое носит название «джэг утчан» т.е. смотрины ржи, или «джэг сек- тан» – чествование ржи». Помимо ‘большого гербера’, существовал и ‘малый гербер’, Почи гэрбэр, зна- меновавший окончание сенокоса и приуроченный к Ильину дню, т.е. ушедший ещё дальше в лето. При этом обряды, связанных с рожью (джэг утчан, джэг сектан), упоминают- ся не случайно: дата праздника, 12 июля н.с., в соответствии с фенологическими наблюдениями есть канун созревания озимой ржи в Удмуртии. Молитва, читаемая в этот день, перечисляет природные факторы, которые враждебны именно созревше- му урожаю зерновой культуры: град, червь, пожар и ветер. Обряд смотрин, или чест- вования ржи, совершаемый на второй день гербера, по определению не имеет ниче- го общего с давно прошедшей пахотой. Кроме того, Первухин приводит такие тексты молитв, произносимые во время весенних обрядов: «…пусть до гербера каждая со- ломина вырастет в 12 колен!», «…в гербер, когда мы выйдем работать-трудиться, во время кошения и просушивания сена, во время метания стогов, дай нам лёгкости и силы!». И для северной и для южной традиции на рубеже XIX-XX веков наблюдатели (Первухин, Васильев) указывают дают одно и то же время празднования гербера – Петров день, когда время завершения пахоты давно уже миновало: пашня и посев совершаются за два месяца до того. Тем не менее гербер, несомненно, праздновался и весной. Тот же Иоанн Васи- льев указывает: «Петров день (также) Геры бер – посемейный праздник, ради окон- чания пашни». Здесь обращает на себя внимание не только явное противоречие между датой и приуроченностью праздника, как это имеет место и у Первухина, но также квалификация его как посемейного, в то время как Первухин рисует этот праздник общинным. Как будто и этимология слова гербер, выводимого из слов геры ‘соха’ (объяс- нить превращение слова геры в слово гер не составляет труда) и бер ‘зад, задница; то, что сзади’, указывает на весенний характер праздника: обычно в использовании слова гер(ы) ‘соха’ видят метонимию и обозначение пахоты, а компонент бер толку- ют – не без существенной грамматической натяжки – как синоним удмуртского по- слелога бере ‘после’. В таком случае всё слово должно обозначать, по-видимому, ‘(праздник) после пахоты’. Каким образом можно совместить столь разноречивые указания? Принципиально важной представляется информация Бориса Гаврилова, ис- следовавшего локальные традиции удмуртов Казанской губернии. Гаврилов, точно так же, как и Первухин, упоминает не об одном, а о двух герберах,большом и малом, но при этом даёт иные датировки и указывает на иную приуроченность, а главное – рассматривает сами праздники в контексте череды сакральных действий, совершае- мых удмуртами в течение года –молений, во время которых в жертву приносит- ся каша с говядиной. «Общие моления, происходя от частных, – пишет Гаврилов, – совершаются всем селением, чем и разнятся от частных, потому что бывают те же жрецы, та же обстановка и цель, какие бывают при частных, за исключением места: общие совер- шаются в полях, частные – в куалах. Эти общие курбоны совершаются после посева льна, в конце мая или в начале июня и по окончании сенокоса, у больших рек, возле которых большею частью бывают луга… Если же речки маленькие, то общих жертв при них не бывает и вотяки таких селений ограничиваются уже совершением только частных курбонов, причём каждое семейство колет в своей куале молодого барана, обещанного в начале сенокоса, который съедается тут же, в знак благодарности за благополучное окончание сенокошения, при такой же обстановке и обрядах, при ка- ких совершаются частные родовые жертвоприношения. После этого пируют, назы- вая своё пиршество почи гэр бэр, в отличие от настоящего гэр бэр, празднуемого вскоре по окончании посева». Вышесказанное, по-видимому, позволяет снять противоречие в определении гербера то как общинного, то как посемейного праздника. Далее, оба исследова- теля сходятся на том, что важные операции сельскохозяйственного цикла отмеча- лись у удмуртов специальным жертвоприношением. Время совершения тех из них, что были приурочены к окончанию сева, началу или завершению сенокоса, могло именоваться гербером, при этом если один праздник именовался собственно гербе- ром или большим гербером, то следующий за ним мог именоваться гербером малым. III. В позднейшее время гербер, по-видимому, приурочивался в основном к нача- лу сенокоса. Почему же именно эта технологическая операция выделялась среди прочих специальным праздником? Во-первых, в силу особого значения сенокоса в жизни крестьянина. Анализ актов купли-продажи, залога и аренды сельскохозяйственных угодий в XIX веке по- казывает, что и продажная цена, и оценочная стоимость и цена аренды сенокосов в десять раз превышает аналогичные показатели для пашни. Это можно объяснить тем, что продуктивность сенокоса в стоимостном выражении была больше продук- тивности пашни: используя сено, можно было создать гораздо более значительную прибавочную потребительную стоимость (калорийные продукты для семьи) и мено- вую стоимость (товар на рынок). За сено (или за продукты животноводства, полу- ченные через это сено) можно было выручить на рынке гораздо больше, чем за зер- но, полученное с той же площади при меньшей трудоёмкости сенозаготовок. Причи- на того, что крестьянин, особенно живущий в глубинке, не мог узко специализиро- ваться, отказавшись от земледелия в пользу кормопроизводства, состояла прежде всего в неразвитости товарно-денежных отношений и чрезвычайной трудоёмкости хранения и перемещения сена и продуктов животноводства на рынок. Этот летний праздник открывал очередной фенологический сезон – полное лето, то есть он не был ни весенним, не предосенним (последним летним). Наш вы- вод относительно субъективного и фенологического содержания этого праздника вполне согласуется и со свидетельством Татьяны Миннияхметовой о том, что в Унинском районе Кировской области в наше время гербер приурочен к 21 июля. У нас нет, к сожалению, сейчас доступа к источникам по агроклиматической ситуации в Кировской области, но Унинский район расположен на широте Дебёсского и Крас- ногорского районов Удмуртии (в северной климатической зоне), а по данным многолетних наблюдений, дата созревания озимой ржи для этих районов – 22-23 июля. Реальной основой праздника является здесь уже не отдых от весенних трудов, а подготовка к уборочной страде, в том числе путём отправления обрядовых дей- ствий из области охранительной и производственной магии: крестьянин испытывал потребность в верховном заступничестве в деле сохранения плодов его годичного труда – зерна и сена. Во-вторых, помимо декларируемой сакральной стороны, устраиваемое во время такого гербера моление имело, как представляется, и вполне прозаическое назначение. За этим праздником в жизни селянина следовал период напряжённейшего, почти круглосуточного труда. Буквально за несколько дней с середины июля до на- чала августа ему надо было управиться и с сенокосом, и с уборочной и с посевом озимых. Промедление с любой из этих технологических операций оборачивалось недобором урожая и грядущей голодовкой. Поэтому на страду выходили все трудо- способные, и работали до упаду. Это было для них то, что обозначается (скомпроме- тированным на сегодня) термином «битва за урожай». И этнографические источники, и простое знакомство с крестьянским бытом говорят нам, что повседневная крестьянская пища содержит в основном раститель- ные компоненты. Все составляющие ежедневного рациона, за исключением молока, имеют низкую калорийность, почти не содержат протеинов, бедны жирами и угле- водами. Кроме того, в страду просто некому заниматься приготовлением еды, кото- рая требует длительной обработки (к слову, летом крутую кашу или мясо в домаш- ней печи ежедневно не сваришь и хлеб каждый день печь не станешь, поскольку в избе и без того жарко; логично, что семья во время гербера ест кашу с говядиной там, где она была приготовлена – в куале, которая используется в качестве летней кухни). Русские крестьяне в Приуралье для страды запасали пищевые ресурсы в виде высококалорийных консервов, годных к употреблению при минимальном приготов- лении (предки одного из авторов этих строк хранили в погребе солонину, заготов- ленную для страдных дней ещё зимой – вся она съедалась для поддержки сил членов семьи именно в эти дни). В условиях общинной жизни и отправления жертвенного культа у крестьяни- на, однако же, нет острой необходимости консервировать мясо, чтобы получить уси- ленное питание перед страдой. Ведь он может участвовать в общественном моле- нии, в ходе которого получит свою порцию мяса жертвенного животного. Таким об- разом, поедание ритуальной, прежде всего мясной пищи, а также масла, давало уд- муртскому общиннику, особенно бедняку, возможность ввести в организм столь необходимые именно в нужный момент протеины и жиры, получение которых иным путём было бы для него в это время затруднительно или невозможно. «Пир- шество перед сенокосом продолжалось 2-3 дня». IV. Итак, в разных локальных традициях гербер отмечался в разное время, мог от- мечаться дважды (как ‘(большой) гербер’ и как следовавший за ним ‘малый гербер’) и быть приуроченным к разным технологическим сельскохозяйственным операци- ям; притом в других локальных традициях к этим же операциям могли быть приуро- чены праздники с иными названиями. Летний гербер соотносился, как правило, с днём Петра и Павла (29 июня с.ст.), и субъективная сторона его заключалась в производстве магических обрядов и дей- ствий с целью сохранения урожая озимых на корню на период его дозревания и уборки. После праздника начинался сенокос и уборочная страда. Праздник прихо- дился как раз на «рабочую межень»– дни естественной паузы в технологическом цикле земледельца («перед Петровым днём недели на две полевые работы прерыва- ются»). На сегодняшний день понимание реальных основ и функций праздника гер- бер в значительной степени утрачено. Едва ли возможно сейчас восстановление по- нимания гербера как праздника, открывающего сенокос, поскольку сроки проведе- ния гербера существенно сдвинулись к весне: если в XIX веке, напомним, его праздновали 12 июля н.ст. (а кое-где и 21 июля), то теперь празднуют месяцем рань- ше (на юге Удмуртии и в северном Татарстане обычно празднуют гырон быдтон – аналог весеннего гербера, букв. ‘окончание пахоты’ – в первой декаде июня, в пер- вое или второе воскресение месяца). В таком виде он символизирует скорее оконча- ние весны как фенологического и календарного сезона. Даже там, где гербер (под названием гырон быдтон) празднуют в июле (как это было, например 10 июля 2004 года в Менделеевском районе Республики Татарстан) для обоснования праздования приводятся фантастические объяснения явно позднейшего происхождения. Причины всех этих преобразований на поверхности – это интернационализа- ция быта сельчан, коренные изменения в технологии сельскохозяйственного труда, эрозия религиозной составляющей праздника, разногласие локальных традиций, усложнившее понимание сути гербера. Всё это привело к фактическому слиянию во- едино в народном сознании нескольких различных праздников. Когда народный ху- дожник Удмуртии Семён Виноградов призывал в 1990 году к установлению, нового по сути, праздника, в котором слились бы гербер (Петров день), гершыд (Троица) и гырон быдтон, такое слияние во многих местах уже произошло на практи- кеи несколько лет спустя было институционализировано в виде упоминавшегося уже республиканского фольклорного фестиваля «Гербер». Любопытно, что такие же в точности преобразования претерпел татарский са- бантуй: сместилась дата празднования, в результате чего сабантуй, по сути, слился с праздником джиен и стал интернациональным. Интернационализация праздника в особенности печалит националистически настроенную интеллигенцию как среди татар по отношению к сабантую, так, увы, и среди удмуртов по отношению к гербе- ру. Справедливости ради надо заметить, что практически все участники гербера из числа неудмуртов, равно как и изрядная часть удмуртов, воспринимают этот праздник только как очередной повод к веселью, и совершенно не представляют себе тех обстоятельств, при которых этот праздник возник, и того смысла, который он нёс в старые времена. А ведь это в перспективе может привести к окончательно- му вырождению праздника и его полной утрате. Очевидно, помимо совершенно необходимой популяризации исторических аспектов летнего гербера как праздника, отмечавшего подготовку к сенокосу и убор- ке злаковых, необходимо и некоторое переосмысление старинного праздника с учётом его современного состояния. В такую работу вполне могли бы включиться не только этнологи, но и работники культуры на местах, стараниями которых гербер ежегодно проводится, являясь важным инструментом в деле укрепления этнической толерантности и пропаганды удмуртской культуры. Примечания Проходит «главный» гербер примерно следующим образом. С утра в назна- ченный день собравшиеся на праздник люди участвуют в народном гуляньи: ходят по домам, угощаются, поют песни и веселятся, после чего постепенно собираются в одно место (как правило, на большом лугу), где бывает уже устроена сцена и разме- щены котлы для приготовления каши с мясом. Участников праздника приветствуют местные и республиканские руководители, они же награждают отличившихся селян, после чего (около полудня) приготавливается каша, и происходит символическое моление. Кашу съедают потом участники гербера, для которых устраиваются также всевозможные концерты, конкурсы, спортивные состязания, выездная торговля. На- родное гулянье может продолжаться до позднего вечера. Владыкин В.Е., Христолюбова Л.С. Этнография удмуртов. Ижевск, 1991. С. 84 Васильев И. Обозрение языческих обрядов, суеверий и верований вотяков Казанской и Вятской губернии. Казань, 1906.С.37. Buch, Max. Die Wotjaken. Eine ethnologische Studie. Helsingfors, 1882. S. 128. Владыкин В. Е., Перевозчикова Т. Г. Годовой обрядовый цикл удмуртской общины «бускель» (материалы к народному календарю) // Специфика жанров уд- муртского фольклора. Ижевск, 1990. С. 60-61. Миннияхметова Т. Г. Календарные обряды закамских удмуртов. Ижевск, 2004. С. 64 Попова Е.В. Календарные обряды бесермян. Ижевск, 2004. С.125. Гаврилов Б. Произведения народной словесности, обряды и поверья вотя- ков Казанской и Вятской губерний. Казань, 1880. С. 157; Верещагин Г.Е. Общинное землевладение у вотяков Сарапульского уезда // Собрание сочинений. Т. 3, кн. 1. Ижевск, 1998. С. 91; Васильев И. Обозрение языческих обрядов, суеверий и верова- ний вотяков Казанской и Вятской губерний. Казань. С. 86; Гришкина М.В. Крестьян- ство Удмуртии в XVIII веке. Ижевск, 1977. С. 49. Агроклиматический справочник по Удмуртской АССР. Л., 1961. С. 76-78. Там же. Первухин Н. Г. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда. Эс- киз II-й. Идоложертвенный ритуал древних вотяков по его следам в рассказах стари- ков и в современных обрядах. Вятка, 1888. С. 68-70. Там же, с. 24 Там же, с. 69-70 Первухин Н. Г. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда. Эс- киз III-й. Следы языческой древности в образцах произведений устной народной поэзии вотяков (лирических и дидактических). Вятка, б.г. С. 8,11. Васильев И. Обозрение… С. 86. Владыкин В. Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск, 1994. С. 192. Гаврилов Б. Произведения… С.164. Праздники, приуроченные к технологическим операциям были общинные и семейные, так как и сами технологические операции были общинные и семейные. Например, в условиях поземельной общины и трёхполья действовал принудитель- ный севооборот – каждое общинное поле (яровое, озимое, паровое) было разделено на полоски. Пользователи всех полосок должны были совершать каждую из опера- ций до посева одновременно, с тем, чтобы вегетация растений одного вида на всех полосках данного поля происходила синхронно. Стартовый сигнал к этим операци- ям давался через общинный праздник. Праздником могли отмечать также финал операции. Здесь участие в празднике было для каждого домохозяина своеобразным отчётом о проделанной вовремя работе и демонстрацией его лояльности общине: ведь если хозяин полоски не мог обработать почву и засеять её, это должны были бы сделать его соседи по полю, либо община в складчину, руководствуясь вполне меркантильными соображениями – незасеянная полоска зарастала сорняками, ко- торые засоряли всё поле, что снижало урожайность, и требовало дополнительных трудозатрат для прополки. Латышев Н.Н. Удмурты накануне реформы 1861 г. Ижевск, 1939. С.110-113. Агроклиматический справочник… С. 76. Васильев И. Обозрение…С.22. Первухин Н. Г. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда. Эс- киз V. Следы языческой древности в суеверных обрядах обыденной жизни вотяков от колыбели до могилы. Вятка, 1890. С.51. «…«Гырон быдтон» проводится на лугу в самое красивое время – в период цветения. По поверьям удмуртов, их Бог «Вось» 1 июня из молитвенного храма «Ку- палы» улетает на луга и возвращается обратно в Петров день (12 июля). Поэтому в этот период они молятся не в храме, а на природе. И, чтобы Бога ненароком не оби- деть, случайно не задеть, с 1 июня по 12 июля запрещено рвать цветы и луговые тра- вы» // Официальный сервер Республики Татарстан. http://www.tatar.ru/? DNSID=c7a9912c461f21bf12b2a191eb10768e&node_id=2818 Виноградов С. Гербер – калык праздник // Советской Удмуртия. Ижевск. 1990, 22 июня. С.4. Ср. напр. Владыкин В.Е., Христолюбова Л.С. Этнография удмуртов. Ижевск, 1991. С. 87, Владыкин В. Е. Религиозно-мифологическая картина мира уд- муртов. Ижевск, 1994. С. 187. «…У русских есть «Каравон», у чувашей – «Уяв», у мордвы – «Балтай», уд- мурты празднуют «Гырон-Быдтон», марийцы – «Семык». А что есть у татар? Сабан- туй? – вопрошает Сираджи. Сабантуй давно превратился в интернациональный праздник… Для меня важно, чтобы у татар появился национальный праздник… Важ- но, чтобы этот праздник вели на татарском языке, чтобы русские на нем были гостя- ми. Чтобы хотя бы один день в году прошел без водки и свинины» // Мусина А. В по- исках утраченного? Одного сабантуя маловато будет // Вечерняя Казань. Казань, 2004. 16 июня. «У председателя организации «Удмурт Кенеш» Валентина Тубылова – своё мнение: …Некоторые говорят: Гербер – государственный праздник. С говоря- щими так я не согласен. «Семык» марийцев – это что, тоже государственное меро- приятие?.. Гербер – праздник удмуртского народа. Ну а интернациональной дружбе можно посвятить какие-нибудь другие мероприятия» (пер. с удм.) // Виноградова Е. Тон чебер, Гербер! // Удмурт Дунне. Ижевск, 2001. 14 июня. [*] Коробейников, Алексей Владимирович (1961) – Удмуртский государствен- ный университет, исторический факультет, кафедра археологии и истории перво- бытного общества, соискатель. Сахарных, Денис Михайлович (1978) – Удмуртский государственный универ- ситет, институт социальных коммуникаций, кафедра истории и политологии, соис- катель. Впервые опубликовано в сетевом издании «Этно Журнал - Ethnonet.ru»

June 21st, 2015 , 04:10 pm

В субботу прошел очередной массовый национальный праздник в Удмуртии - Гербер. Гербер переводится с удмуртского языка - "после плуга". Другими словами это праздник, связанный с окончанием весенних пахотных работ в полях. Сегодня мы посмотрим как празднуют этот красивый национальный праздник на его родине в Удмуртии.


Гербер официально в Удмуртии проводится с 1992 года. До главного республиканского праздника малые герберы проводятся еще на уровне деревень и районных центров Удмуртии. Главный же праздник выпадает на конец июня и собирает огромное количество людей со всей Удмуртии и даже России. Каждый год главный Гербер организовывают в разных местах Удмуртии. В этом году это Кезский район. От Ижевска до Кеза примерно 170 км. и я выехал с утра пораньше что бы застать начало праздника.

Прежде чем начать репортаж, хочу сделать небольшое отступление.
Я хоть и живу в Удмуртии с рождения, но с национальными традициями знаком плохо, т.к. мои родители не имеют удмуртских корней и приехали в Ижевск по советской системе распределения после учебы. По этому прошу простить меня за некоторые неточности.

1. Первая встреча с праздником меня ждала уже на въезде в п.Кез за несколько километров до основной площадки праздника. На въезде всех гостей встречают хозяева праздника в национальных одеждах, что задает соответствующее настроение:

3. Гербер празднуется в этом году в открытом поле у деревни Юски в нескольких километрах от п. Кез. Небольшой участок проходит по грунтовой дороге. Очень приятно было увидеть машину, которая поливала грунтовку водой. Тем самым предотвращая поднятие пыли:

4. Парковка для гостевых автомобилей тоже организована в открытом поле:

5. На праздник приехало огромное количество гостей:

6. Гербер чем-то напоминает татарский сабантуй, или наоборот. Но общее есть точно. Открытое поле с небольшим уклоном для лучшего обзора. Внизу уклона установлена главная сцена:

7. Я приехал как раз к открытию праздника:

9. Начало праздника напоминает демонстрацию или открытие олимпийских игр. Сначала мимо зрителей проходят небольшие группы представителей районов Удмуртии:

10. На первый взгляд это может показаться пафосно, но не нужно забывать, что именно деревня и село кормят всю Удмуртию:

11. Особый колорит создают национальные костюмы. Насколько я знаю, они в каждом районе имеют свои особенности:

13. Всех встречают и сопровождают аплодисментами:

14. Ижевская группа завершает представителей Удмуртии:

15. Не могу не отметить эту даму. Обратите внимание на маникюр, бижутерию и очки. Парик думаю и так хорошо видно. Мы ее еще встретим позже:

16. За Удмуртией идут представители других регионов где тоже проживают удмурты. Дело в том, что общее население удмуртов в РФ - 552 тыс. человек из них 410 проживают на территории Удмуртии, остальные в других субъектах. Самые многочисленные представленны на Гербере:

18. Ну и собственно замыкает колонну - Москва:

19. Тем временем на сцене начинается представление различных коллективов:

20. Звук неплохой, но прокатный. С ежегодным проведением таких масштабных праздников Удмуртии пора бы купить уже свой аппарат, а не "кормить" прокатчиков. Это во мне говорит внутренний голос человека, который непосредственно занимается профессиональным звуковым оборудованием в Ижевске :

21. Ну а мы продолжаем:

22. На сцене меняются артисты:

23. Все весело и задорно. Гостям очень нравится:

24. Рядом со сценой установлен приз победителю в конкурсе лучшего работника села. Кстати, такой же трактор я видел две недели назад у павильона Республики Беларусь на :

Вот он:

25. Давайте посмотрим чем развлекают гостей кроме сцены. По периметру всего поля можно найти массу развлечений как для взрослых, так и детей:

26. К примеру, МЧС России предлагает принять участие в конурсе:

27. Два участника должны на время одеть боевую экипировку и поразить цель струей из пожарного рукава:

28. Детям тоже есть чем заняться рядом с пожарной машиной:

29. Вообще для детей на Гербере сделано много. Различные аттракционы, игры:

30. Качели:

31. По всей территории Гербера стоят такие указатели. Правда на удмуртском языке, ведь праздник - удмуртский. Вообще, мне кажется, что я был единственным гостем на этом празднике, кто не владел удмуртским языком, и это мне совершенно не мешало:

32. Для взрослых тоже было предусмотренно не мало развлечений:

34. Национальная удмуртская забава - кто дальше кинет огромное бревно. Скажу вам - впечатляет. Кидают в среднем на 4-5 метров:

35. Обучение игры на специальном свистке-свирели:

36. Ткацкие мастера: