Шуточный рисунок ромашки для группы. Лучшая подборка красивых фото и картинок ромашек. «Городецкая роспись» - декорирование разделочной доски

Уже нарисовал +34 Хочу нарисовать +34 Спасибо +119

В этом пошаговом фото уроке вы подробно узнаете как нарисовать ромашку карандашом поэтапное. Если вам понравился урок жмите спасибо.

Как правильно нарисовать ромашку карандашом поэтапно

Лепестки ромашки

Как нарисовать лепесток ромашки – на этот вопрос мы ответим, изучив данный урок.
Инструменты и материалы:

  • Простой карандаш;
  • Черная ручка;
  • Ластик;
  • Лист белой бумаги;
  • Цветные карандаши (желтый, серый).

Как нарисовать ромашку карандашом поэтапно для начинающих


Видео: как нарисовать ромашку для детей

Ромашка для детей

Мы изучаем сегодня, как нарисовать ромашку для детей.
Инструменты и материалы:

  • Простой карандаш;
  • Черным маркером;
  • Ластик;
  • Лист белой бумаги;
  • Цветные карандаши (желтый, оранжевый, салатовый, зеленый, голубой).

Красивая ромашка с божьей коровкой

Сегодня мы узнаем, как нарисовать красивую ромашку.
Инструменты и материалы:

  • Простой карандаш;
  • Черный маркер;
  • Ластик;
  • Лист белой бумаги;
  • Цветные карандаши (желтый, оранжевый, салатовый, зеленый, серый, красный);
  • Черная ручка.
  • Шаг 1

    Начнем рисунок красивой ромашки с её серединки. Нарисуем овал под наклоном, а внутри него добавляем еще один овал, но меньшего размера. Верхние стенки овалов будут соприкасаться.


  • Шаг 2

    Определим длину лепестков, прорисовав большой овал тонкой линией. Добавим стебель цветка от его серединки вниз, который немного дугообразно изгибается.


  • Шаг 3

    Прорисуем лепестки ромашки. Чтобы она выглядела реалистично, нужно изобразить лепестки разных размером. Добавим изгибы лепестков.


  • Шаг 4

    Справа на лепестках ромашки разместим маленькую божью коровку, которая имеет несколько пятен на своей поверхности.


  • Шаг 5

    Детализируем серединку ромашки, передавая её фактуру. Для этого нужно прорисовать по поверхности небольшие кружочки и волнистые линии.


  • Шаг 6

    Контуры лепестков и стебля – это главные контуры цветка, поэтому мы обведем их черным маркером. Серединку и штрихи на лепестках сделаем черной ручкой.


  • Шаг 7

    Стебель прорисуем салатовым и зеленым цветом, а серединку цветка сделаем желтой с оранжевым оттенком.


  • Шаг 8

    Между лепестками нужно добавить тень. Для этой задачи используем серый карандаш


  • Шаг 9

    Красным цветом сделаем поверхность божьей коровки.

На сегодняшний день официально выделяют около 25 видов ромашек, принадлежащих к роду Matricaria семейства астровых. При этом как в научной среде, так и в народе ромашками именуют очень много совершенно разных растений, которые не относятся к роду Matricaria, но имеют с ними какую-либо визуальную схожесть.

Несколько декоративных форм римских ромашек

Как итог, в просторечии ромашками называют более 100 видов растений, которые не являются истинными ромашками, то есть не принадлежат к роду Matricaria.

На заметку

Ромашками в народе принято называть цветы, имеющие характерное для видов семейства астровых строение, даже если размеры и цвет из оказываются совсем не ромашковыми. Таких растений насчитывается более 30 тысяч видов - в тысячу раз больше, чем истинных ромашек.

В медицине используют в основном ромашку аптечную Matricaria recutita, так как в ее соцветиях содержится больше всего лекарственных веществ, оказывающих терапевтическое действие на организм человека, и именно её свойства хорошо изучены. В некоторых случаях применяют также ромашку душистую и римскую, однако последняя хоть и относится к семейству астровых, входит в род Chamaemelum. Несмотря на кажущуюся схожесть растений, их свойства несколько различаются.

Для истинных ромашек характерны соцветия с желтым цветоложем и белыми цветками, которые ошибочно называют лепестками. Все другие растения, имеющие иной окрас, не принадлежат к данному роду. Однако внешний вид не является определяющим критерием. Например, многие виды из других родов имеют совершенно идентичную истинным ромашкам расцветку, но отличаются по другим признакам. Некоторые из них больше походят на аптечную ромашку, чем разные виды рода Matricaria.

Виды настоящих ромашек рода Matricaria

Истинными ромашками считаются только растения, которые относятся к роду Matricaria. Всего их выделяют 25 видов. Наиболее распространенными среди них являются ромашка аптечная или ободранная, зеленая или душистая, скальная, золотистая и западная. Менее известны такие разновидности, как матрикария Чихачева (Мatricaria tchihatchewii), Гроссгейма (Matricaria grossheimii), севанская, приполярная и некоторые другие.

Характерной особенностью видов этого рода является наличие пустой полости в цветоложе, которой нет у других похожих растений. По этой полости истинные ромашки можно отличить от любых других растений, соцветия которых сходны с ними внешне.

Ниже на фото показано соцветие , рассеченное в вертикальной плоскости:

© Peter M. Dziuk

Внешне эти цветы практически неразличимы, но полость внутри цветоложа позволяет точно идентифицировать их.
Большинство растений одного вида имеют достаточно много общих черт, но если знать их характерные отличия, различить их будет не так сложно:

Ромашка золотистая

Матрикария скальная

Разные виды ромашек могут быть достаточно похожими внешне. Также есть растения, принадлежащие к другим родам, но очень напоминающие представителей Matricaria. Это обязательно нужно учитывать, если планируется использовать растение в медицинских целях - при сборе сырья в природе можно случайно сорвать другое растение вместо ромашки. В фармакологии чаще всего применяют ромашку аптечную и зеленую.

Отличия истинных ромашек от остальных

Основным признаком, по которому узнают ромашку, является строение ее соцветий и сочетание цветов. Для большинства видов характерно наличие мелких желтых трубчатых цветков, расположенных по центру, и белых язычковых, окружающих их по внешнему контуру. То есть в действительности ромашка является не одним цветком, а соцветием, состоящим из множества мелких индивидуальных цветков. То, что принято называть «тычинками» у ромашки - в действительности является цветками, а то, что называют «лепестками» — тоже отдельные цветы, но иной формы.

Все это — цветки, а не тычинки и не лепестки.

Ромашка зеленая и золотистая не имеют краевых белых цветков, однако тоже относятся к роду Matricaria. При этом растения, структура соцветий которых очень похожа на таковую у ромашек, но содержит другие сочетания цветов, например, желтого и красного, розового, относятся к другим родам.

Как уже было сказано выше, у всех видов рода Matricaria в цветоложе имеется полость, увеличивающаяся в размерах по мере созревания и отцветания соцветия.

Еще одной важной чертой, позволяющей отличить представительницу рода Matricaria, от других растений, является приподнятая сердцевина, которую в научной среде называют цветоложем. В начале сезона она выгнута несильно, но белые цветки все равно оказываются несколько ниже желтых. Это хорошо видно на фото:

К периоду созревания семян цветоложе обретает практически коническую форму:

На заметку

Собирать ромашку аптечную нужно в период цветения, до того, как она начнет увядать и давать семена. Так как разные кусты в одной и той же местности цветут на протяжении нескольких месяцев, определить наиболее подходящий период для сбора нельзя. Подходит ли растение для заготовки, можно выяснить по его виду. Если белые краевые цветки находятся в горизонтальном положении, значит концентрация эфирного масла и полезных веществ в соцветии максимальная. Опущенные вниз белые цветки свидетельствуют об увядании растения и, соответственно, ослаблении его полезных свойств.

Отличительные черты можно также заметить, присмотревшись к листьям, стеблям и строению кустов ромашек. У большинства видов присутствует несколько стеблей с одиночными цветочными корзинками на каждом, а листья, как правило, мелкие перисторассеченные. Высота стеблей у разных видов может отличаться. Например, у матрикарии зеленой и золотистой она достигает всего 25-30 см, а у аптечной – 60 см. Также у последней кусты не густые, и сквозь них могут прорастать сорняки. При этом у похожей на нее пупавки, или как ее еще называют ромашки римской, листья более крупные, а кусты, соответственно, густые.

Размножаются матрикарии семенами, которые у большинства видов имеют четыре ребра и еле заметный хохолок. В это же время у ромашника непахучего, очень похожего на ромашку лечебную, семена имеют три ребра.

Растения, которые не принадлежат к роду Matricaria, но часто называются ромашками

Ромашки относятся к семейству астровых растений, список видов которого достигает почти 30 тысяч. Большинство из них имеет сходное строение соцветия, за счет чего внешне эти соцветия похожи друг на друга, а виды часто называют ромашками, если не знают точное название.

Более того, даже в научной среде некоторые виды других родов традиционно называют ромашками, поскольку так сложилось исторически и название уже стойко закрепилось за растением. Например, таковы и ромашки (представители рода Пиретрум), ромашка собачья и ромашка полевая (представители рода Пупавка), ромашка римская.

Чаще всего ромашку аптечную путают с римской. Ее правильным названием является пупавка благородная (Сhamaemеlum nоbile). Выглядит она так:

У нее более крупные листья и густые, непрозрачные кусты, а в соцветиях отсутствует полость. Также в отличии от Matricaria chamomilla, она является многолетним растением.

Иногда желтой ромашкой называют и пупавку красильную или желтоцветную (Anthemis tinctoria). Отличить ее от представителей рода Мatricaria можно по желтым краевым :

Желтой же ромашкой часто именуют и дороникум восточный:

Очень похож на полевые ромашки и трехреберник непахучий (Tripleurospermum inodorum), который ранее относился к роду Matricaria и был известен под синонимичными названиями названиями Мatricaria inodora и Мatricaria perforata merat. Характерным его отличием является отсутствие запаха у соцветий.

Еще один близкородственный вид – это трехреберник Гукера (Tripleurospermum hookeri, или Matricaria hookeri), однако он чаще всего произрастает на морских побережьях.

К роду Мatricaria некоторые источники относят и пижму девичья или пиретрум девичий (Тanacetum parthеnium). Его можно встретить под названием Мatricaria parthenium. При сравнении пиретрума с матрикариями можно заметить, что соцветия у них похожие, но листья у обоих растений сильно отличаются. У пиретрума они перисторассеченные и глубоко разрезанные. Это отличие хорошо видно на картинке:

На заметку

Пиретрум девичий используют в народной медицине. При этом для приготовления лекарственных средств берут в основном не соцветия, а листья. Его применяют при воспалительных заболеваниях и поражения кожи, в частности, после укуса насекомых.

Пижма, или пиретрум щитковый (Pyrethrum corymbosum), как и пижма девичья, является многолетним растением. Он распространен на европейской части России, в Крыму, Западной Европе и некоторых других регионах. Растет он в основном в лиственных лесах и на лесных полянах. Отличить его от настоящих ромашек можно по характерным особенностям строения куста и листьям. Стебли у него одиночные, разветвленные вверху, и негусто покрытые перисторассеченными листьями с яйцевидно-ланцетными долями. В соцветиях содержится от 3 до 15 цветочных корзинок. Пиретрум щитковый занесен в Красную книгу некоторых областей России и Украины.

Определенная схожесть с матрикариями есть и у других видов пиретрума. Два самых известных из них в народе именуют ромашкой персидской (турецкой) и мясо-красной, которые можно отличить от истинных представителей рода Мatricaria можно по несвойственному им окрасу краевых цветков, который у этих растений бывает розовым и красным. Также персидская и далматская ромашка (последняя сходна с аптечной по окраске) имеют значительно более крупные соцветия.

На аптечную ромашку очень похожа дикорастущая пупавка вонючая, или как ее еще называют ромашка собачья. Отличает ее резкий неприятный запах соцветий.

Внешнее сходство с матрикариями имеют также однолетний и сложнолистный многолепестники (Erigeron annuus и compositus). Растут они в основном на территории Северной Америки.

Спутать с ромашками можно и сорт маргариток, которому свойственны желтый окрас сердцевины и белый лепестков.

Луговыми ромашками называют нивяник, или поповник обыкновенный (Leucanthemum vulgare). Отличают его одиночные соцветия, диаметр которых составляет от 2,5 до 6 см.

Крупные цветочные корзинки характерны и для анациклюсов (Anacyclus). Их диаметр составляет около 5 см, при этом растут они не одиночно, а в щитковидных соцветиях. Встретить это растение можно на Ближнем Востоке, в Турции и странах Средиземноморья.

Американской ромашкой называют эхинацею пурпурную. Высота ее стеблей составляет 90-100 см, а диаметр соцветий – около 15 см. Также ее отличает от ромашковых соцветий пурпурный цвет краевых цветков.

Декоративные цветы, которые также называют ромашками

Часто ромашками называют и разные декоративные и комнатные цветы все того же семейства астровых. Отличить их от видов Мatricaria обычно довольно просто. Многие из них имеют большие соцветия или цветки самого разного окраса: желтого, оранжевого, красного, розового, голубого и других. Мы же помним, что у истинных ромашек внутренняя часть цветка может быть только желтой, а краевые цветки - только белыми.

Австралийскими ромашками называют однолетние растения рода Гелиптерум (Helipterum). Они были завезены в страны Европы, как это видно из названия, из Австралии. Соцветия у гелиптерумов, как правило, одиночные, крупные и очень яркие. Вот как выглядят некоторые из них:

Альпийской ромашкой называют одноименный вид астр. Это однолетние растения, которые можно сажать в садах и на приусадебных территориях. Они неприхотливы в уходе, но очень красивы. Густые кусты с одиночными соцветиями сохраняют свою привлекательность до самых морозов.

Называют виды комнатных газаний и остеоспермума. У них крупные соцветия и очень яркие окрасы цветков. Некоторые многолетние виды выращивают дома в вазонах. Так выглядят некоторых из них:

Называют ромашками и хризантемы, особенно виды ромашковидных и Бакарди. Благодаря высоким стеблям и крупным соцветиям их используют для формирования букетов.

Эти желтые хризантемы тоже часто называют ромашками:

Именуют так иногда и герберы:

В общем, говорить, что такое наименование ромашками разных растений - ошибка, было бы слишком опрометчиво. В просторечии термин ромашка не имеет такого строгого значения, как в научной среде, здесь под этим словом обычно понимают соцветие конкретной формы. Поэтому для человека, не погруженного в науку, умение отличать истинные ромашки от остальных цветов семейства астровых может потребоваться только при сборе растения в качестве лекарственного сырья. Чтобы случайно не собрать малополезные соцветия, нужно сначала убедиться, что перед сборщиком именно ромашка аптечная, и именно для этого разницу между видами нужно понимать и уметь обнаруживать.

Интересное видео: как отличить аптечную ромашку от близкородственных видов

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по рисованию «Я ромашки нарисую»

Возрастная группа: средняя

1. образовательные:

Дать элементарные понятия о празднике семьи,

Развивать эстетические чувства,

Учить детей изображать в рисунках строение цветка (стебель, листья, лепестки), используя разные движения - работать всей кистью и ее концом.

2. воспитательные

Воспитывать любовь к семье;

3. развивающие

Развивать аккуратность, воображение, творчество.

Предварительная работа: беседа о ромашках (строение, распространение, применение). Наблюдение в природе.

Материал: акварель, простой карандаш, кисточка, баночка с водой, бумага голубого фона, букет ромашек.

Организационный момент: (столе у воспитателя стоит букет ромашек)

Сказала Роза скромненькой Ромашке:

Смотри, как я прелестна, хороша!

Не то, что ты в своей простои рубашке.

Ты так наивна, «желтая» душа.

Пусть так, - в ответ кивнула ей Ромашка,

Мне не положено царицей быть.

Но даже в беленькой, простой рубашке,

Я буду людям радость приносить.

Воспитатель: Какую радость будет приносить людям ромашка?

Ответы детей: радость, лечит от простуды….

Воспитатель: А кто скажет, что обозначает ромашка?

Ответы детей.

Воспитатель: Ромашка-это символ любви. Поэтому свою любовь к маме, к семье мы выразим, с помощью этого цветка. И сегодня я предлагаю вам, нарисовать ромашки.

Воспитатель: Посмотрите на цветок и скажите, как называется эта часть цветка.

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, это лепестки. Посмотрите у ромашки лепестки белого цвета. Кто мне скажет, как называется серединка цветка?

Ответы детей.

Воспитатель: Середина цветка называется цветоложе. У ромашки оно желтого цвета. А как называется нижняя зеленая часть цветка?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы - это стебель с листочками. А теперь давайте представим, что мы цветочки.

Физминутка:

Продуктивная деятельность.

Перед началом работы я предлагаю вам размять свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика "Цветы"

Наши белые цветочки

Распускают лепесточки. (потом раскрываются в виде чаши, перед лицом)

Ветерок немножко дышит, (затем кисти движутся против часовой стрелки и потом по часовой стрелке)

Лепестки колышет. (кисти рук наклоняются влево и вправо)

Наши белые цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)

Закрывают лепесточки, (показать пальчиками, как лепестки закрываются)

Головой качают,

Тихо засыпают

Воспитатель: А теперь можно приступать к работе. Начинаем рисовать цветок с серединки, с помощью кончика кисти. Затем способом примакивания, рисуем лепестки ромашки симметрично: вверху над серединкой, внизу напротив, затем слева и напротив справа, а потом между ними. (параллельно воспитатель демонстрирует рисование цветка на доске).

Во время самостоятельной деятельности детей помогаю, напоминаю, подсказываю.

Как только дети нарисовали делаю выставку работ. Отмечаю особенности каждой из работ. Обязательно хвалю каждого ребенка и его работу.

Анализ работы:

Воспитатель:Вам понравилось рисовать?

Воспитатель:Обратите внимание на рисунки своих друзей, чем они отличаются от вашего?

Какое у вас было настроение, когда вы рисовали, когда закончили?

Оформляем стенд работами.

Релаксация: Какие красивые цветы вы нарисовали. Все они нежные и красивые, по настоящему летние!

НАТАЛЬЯ ПУТИЛОВА
Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Украсим платочки ромашками для мамы»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 24 муниципального образования Усть-Лабинский район

КОНСПЕКТ

занятия по рисованию в старшей группе «Украшаем платочек ромашками для мамы »

воспитателя МБДОУ № 24 г. Усть-Лабинска Путиловой Н. В.

Обучающие :

Учить детей составлять узор на квадрате, заполняя углы и середины;

Учить использовать приемы примакивания, рисования концом кисти (точки) ;

Продолжать учить рисовать красками ;

Развивающие :

Развивать эстетическое восприятие, чувство композиции, чувство симметрии;

Воспитательные :

Воспитывать эстетический вкус;

Раздаточный материал : квадраты цветной бумаги размером 15х15 см., краски гуашь (белого и желтого цветов) ; кисти, банки с водой, салфетки (на каждого ребенка) .

Демонстрационный материал : картинка с изображением ромашки , носовые платочки с разными расположениями рисунка (цветов) .

Ход занятия.

Дети сидят полукругом на стульчиках.

Воспитатель :- Ребята, скажите, к какому празднику мы с вами готовимся?

(Ответы детей) .

Воспитатель :- Правильно, скоро праздник «День матери» . Каждой маме приятно получать в этот день подарки, но самый приятный подарок для мамы это тот , который сделан своими руками.

–Вы хотели бы сделать для своей мамы какой-нибудь подарок?

(Ответы детей) .

Воспитатель :-Сегодня на занятии , я предлагаю вам, украсить платочек для мамы ромашками . –А кто скажет, что обозначает ромашка ?

(Ответы детей) .

Воспитатель :- Ромашка-это символ любви . Поэтому свою любовь к маме мы выразим, с помощью платочка .

Воспитатель показывает картинку с изображением ромашки .

Воспитатель :-Посмотрите на цветок и скажите, как называется эта часть цветка.

(Ответы детей) .

Воспитатель :-Правильно, это лепестки. Посмотрите у ромашки лепестки белого цвета. –Кто мне скажет, как называется серединка цветка?

(Ответы детей) .

Воспитатель :- Середина цветка называется цветоложе. У ромашки оно желтого цвета . –А как называется нижняя зеленая часть цветка?

(Ответы детей) .

Воспитатель :-Молодцы - это стебель с листочками. –А теперь давайте представим, что мы цветочки.

Физкультминутка «Белые цветочки»

Наши белые цветки Распускают лепестки. -(плавно поднимаем руки вверх) Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. - (качание руками влево-вправо) Наши белые цветки

Закрывают лепестки,- (присели, спрятались) Головой качают,- Тихо засыпают

Воспитатель :- У каждого на столе лежит «платочек » украшать ромашками .

Воспитатель показывает платочки

Воспитатель платочки . –Что изображено на них?

(Ответы детей) .

Воспитатель платочках расположен по разному. (по всему платочку , по углам, по контуру) платочке узор из ромашек

Наши белые цветочки

Распускают лепесточки.

Ветерок немножко дышит,

Лепестки колышет.

Наши белые цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)

Закрывают лепесточки,

Они тихо засыпают,

И головкою кивают.

Воспитатель ромашку в середине квадрата , затем по углам. Начинаем рисовать ромашки симметрично рисование цветка на доске ).

Закрывают лепестки,- (присели, спрятались) Головой качают,- (движения головой влево-вправо) Тихо засыпают

Воспитатель предлагает детям сесть за столы.

Воспитатель :- У каждого на столе лежит «платочек » (квадрат цветной бумаги размером 15х15 см., который мы будем украшать ромашками .

Воспитатель показывает платочки , на которых разное расположение рисунка.

Воспитатель :- Посмотрите на эти красивые платочки . –Что изображено на них?

(Ответы детей) .

Воспитатель :-Обратите внимание, рисунок на платочках расположен по разному. (по всему платочку , по углам, по контуру) . Мы с вами тоже будем выполнять на платочке узор из ромашек . Но сначала, я предлагаю вам размять свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика "Цветы"

Наши белые цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)

Распускают лепесточки. (потом раскрываются в виде чаши, перед лицом)

Ветерок немножко дышит, (затем кисти движутся против часовой стрелки и потом по часовой стрелке)

Лепестки колышет. (кисти рук наклоняются влево и вправо)

Наши белые цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)

Закрывают лепесточки, (показать пальчиками, как лепестки закрываются)

Они тихо засыпают,

И головкою кивают.

Воспитатель :-А теперь можно приступать к работе. Посмотрите, как это буду делать я. Сначала мы нарисуем ромашку в середине квадрата , затем по углам. Начинаем рисовать цветок с цветоложе с помощью кончика кисти. Затем способом примакивания, рисуем лепестки ромашки симметрично : вверху над серединкой, внизу напротив, затем слева и напротив справа, а потом между ними. (параллельно воспитатель демонстрирует рисование цветка на доске ).

Итог занятия .

На доске вывешиваются работы детей.

Воспитатель :-Давайте вспомним с вами, чем мы занимались на занятии ?

(Ответы детей)

Воспитатель :- Для кого мы делали подарки?

(Ответы детей)

Воспитатель :- Как мы составляли узор?

(Ответы детей) .

Воспитатель :- А кто помнит, как называются части цветка?

(Ответы детей)

Воспитатель :-Скажите, какими способами мы с вами рисовали ромашки ?

(Ответы детей) .

Воспитатель :-Посмотрите, какие красивые получились у всех платочки . Ваши мамы будут очень рады такому подарку потому, что вы сделали их своими руками.

Публикации по теме:

Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию, конспект занятия по рисованию "Украсим платьице кукле" для детей средней групп. По мотивам.

Конспект НОД по рисованию «Украсим Снегурочке шубку» Тема: «Украсим Снегурочке шубку» Программное содержание: способствовать развитию изобразительных навыков: продолжать формировать у детей.

Конспект НОД по рисованию в младшей группе «Украсим зайчатам платья» Программное содержание: Образовательные задачи: 1. Учить детей украшению платьев мазками, горошинами. 2. Закреплять умение рисовать кистью,.

Портрет любимой мамы. 1 – занятие. Программное содержание: продолжать учить детей рисовать портреты людей, соблюдая приблизительные пропорции.

Рисование способствует раскрытию творческих способностей ребёнка, помогает почувствовать красоту, активизирует развитие мелкой моторики, логического и абстрактного мышления, воображения и фантазии, сенсорного восприятия предметного мира. Важно стимулировать природную любознательность и познавательную активность старших дошкольников увлекательными заданиями творческого характера. Тема поможет расширить знания о народно-прикладном искусстве, приобрести умение прорисовки узоров для украшения предметов, используя различные декоративные элементы (полоски, геометрические формы, точки), усовершенствует навыки выбора наиболее гармоничного цветового сочетания.

Задачи, приёмы и особенности декоративного рисования в подготовительной группе

Декоративное рисование - создание абстрактных ритмических узоров и композиций для украшения предметов. Рисование орнаментов оказывает благотворное воздействие на развитие творческих способностей, мелкой моторики, воображения и фантазии, абстрактного и пространственного мышления, сенсорного восприятия и интеллектуальных способностей ребёнка к синтезу и анализу.

Задачи

  • развивать чувство цвета, учить находить интересное и гармоничное сочетание красок;
  • закреплять умение рисовать по образцу, обучать рисованию узоров на основе свободного замысла;
  • совершенствовать технические навыки владения карандашом и кистью:
    • рисовать кончиком и всей поверхностью кисти точки, завитки, волнистые, прямые, закруглённые линии;
    • свободно менять направление движения кисти;
    • уметь регулировать набор краски и смешивать разные цвета для получения нужного оттенка
  • развивать умение составлять декоративный узор с помощью прямых и пересекающихся линий, а также ритмического сочетания точек, мазков, геометрических фигур, растительных узоров, других элементов декоративной росписи;
  • развивать свободное плавное движение руки и зрительный контроль;
  • продолжить знакомство с народным орнаментом, развивать навыки оформления плоских и объёмных форм в стиле традиционной росписи.

Приёмы

  • Линия - прямая, ломаная, волнообразная, закрученная в спираль, может быть разной длины, толщины и ритма и помогает создать основу для узора и прорисовать декоративные элементы.
  • Штриховка цветными карандашами - простой, но выразительный и эффективный способ передачи ритмического образа растительного или геометрического орнамента. Кроме того, рисование штрихом помогает развить мелкую моторику, что очень важно для решения задачи подготовки руки к письму.
  • Растушёвка - помогает добиться разной степени насыщенности цвета в зависимости от степени нажима карандаша. Детям следует пояснить, что прорисовка сетки узора и декоративных элементов требует более сильного нажима, чем закрашивание фона.
  • Точка кончиком кисти, ритмический мазок, примакивание всей поверхностью кистью.

Особенности

Детские работы по декоративному рисованию (фотогалерея)

Сюжетная композиция в стиле дымковской традиции Оформление изделия растительным орнаментом (ветка рябины) Золотая хохлома Роспись декоративными элементами (ягоды, завитки, полоски, точки) Роспись растительным орнаментом (ягоды клубнички, травка, листочки) Огненные краски хохломы (ягоды, завитушки, травка) Рисование завитков и травки на высоком изделии Декоративная роспись растительным орнаментом

Конспект занятия по декоративному рисованию

В подготовительной группе стандартным перспективным планированием предусмотрено проведение одного занятия по рисованию в неделю. Общая продолжительность непрерывной деятельности не должна превышать 20–25 минут, методические пособия рекомендуют проводить физкультминутки (пальчиковая, дыхательная, двигательная гимнастики) по 5 минут для релаксации и профилактики умственной и физической усталости детей.

Схема занятия:

  1. Организационная часть (3–5 минут). Практическую часть занятия можно предварить не только чтением сказки, стихотворений или загадок, но и просмотром познавательных картинок, презентаций, фрагмента развивающего фильма или мультфильма. Информационно-ознакомительный этап предполагает пробуждение у детей интереса к заданию, знакомство с элементами росписи для украшения предметов. Необходимо подключить сюрпризные моменты, элементы театральной или дидактической игры, стимулирующие творческую активность, создающие психологически комфортную обстановку.
  2. Практическая часть - воспитатель поясняет суть задания (3–5 минут). Старшим дошкольникам предоставляется больше свободы в процессе рисования, показ образца, подготовленного воспитателем, всё реже используется для срисовывания, чаще для демонстрации новых технических приёмов или его уточнения последовательности выполнения работы. Приёмы, которые уже освоены, не требуют дополнительного показа.
  3. Самостоятельная работа детей (15–20 минут). Воспитатель подсказывает и помогает в случае возникновения затруднений или непонимания у детей во время рисования.
  4. Заключительная часть - анализ и оценка детьми своих работ и рисунков своих товарищей. Детей учат аргументировано формулировать свою точку зрения и словесно выражать эстетическое восприятие творческих работ (3–5 минут).

Конспект занятия на тему «Синяя гжель» (автор Е. Улимова)

Цель работы : приобщение старших дошкольников к основам декоративно-прикладного искусства
Оборудование:

Предметы декоративно-прикладного искусства (жостовские подносы, палехские шкатулки, филимоновские свистульки, хохломская посуда, матрёшки (семёновские и др.), выставка гжельской посуды и куклы в «гжельских» костюмах (В начале занятия она прикрыта синим и белым шифоном), Разрезные картинки к дидактической игре «Собери картину и угадай роспись», Рисунок гжельской посуды, закрашенный белой краской так, чтобы проступали синие узоры, контурные заготовки гжельской посуды, синяя гуашь, кисти №1 и 2.
1. Организационная часть.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. А для этого мы должны улыбнуться друг другу и поздороваться.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, лёгкий ветерок!
Здравствуй, маленький листок!
Мы живём в родном краю.
Всех я вас приветствую! (Дети повторяют движения за воспитателем)
Воспитатель. Народное искусство уходит своими корнями в глубокую древность. В народе всегда была потребность украшать свой быт, вещи, которые их постоянно окружали. Что же расписывали народные художники? (Дети перечисляют предметы, лежащие на столе)
Все эти красивые и полезные вещи сделали народные мастера своими руками. Они подарили нам и всем людям настоящий праздник. Считают, что все эти вещи не только необходимы в быту, но и украшают нашу жизнь.
Подойдите, пожалуйста, сюда. Здесь лежат детали мозаики.Соберите из кусочков целую картинку и посмотрите, что у вас получится.
Дидактическая игра «Собери картинку и угадай роспись»
Беседа в ходе игры. Что у тебя на картинке? А какая это роспись? Какие элементы городецкой росписи можно увидеть на этом рисунке? Какую посуду расписывали в Городце? Чем отличаются Филимоновские игрушки от всех других? Какие узоры рисовали на филимоновских свистульках? А в каком селе делали такие красивые игрушки? Какие элементы составляют дымковские узоры?
А у меня для вас приготовлена очень красивая картина. Посмотрите, какие на ней волшебные синие гжельские узоры. Ой, что это такое, ничего не пойму?
Кто же это сделал? Все синие узоры закрасил, будто заморозил……
Воспитатель. Ну и дела. Синюю Гжель зима снегом замела. (подходим к столам). И нашу посуду, которую мы вчера расписывали, снежинки засыпали и узоров никаких не видно. Даже нечем пап и мам удивить. Придётся нам заново потрудиться, вернуть узоры на посуду. Может, тогда и Гжель к нам вернётся.
2. Практическая часть.
Я думаю, что сделать вам это будет несложно,ведь вы - настоящие умельцы, мастера своего дела. Сначала давайте вспомним, как называют роспись,элементы которой мы использовали вчера, расписывая посуду? (Гжельская роспись)
Какая краска нам потребуется?
Какими приёмами работы кистью вы пользовались при росписи? (Рисование всей кистью, кончиком кисти, примакивание, мазок)
3. Самостоятельная работа детей.
Воспитатель. А теперь садитесь поудобнее и приступайте к работе. Не спешите, помните пословицы, которые придумал русский народ о тех, кто спешит. (Поспешишь - людей насмешишь. Наскоро делать - переделывать.)
4. Итоговая часть.
Готовые работы несите на выставку. Анализ работ.

Образцы и описания порядка выполнения работ

Городецкая роспись - русский народный промысел, появившийся в середине XIX века в районе города Городца, отличается лаконичностью форм (цветочные узоры, фигурки коней, птиц, сюжетные сцены), выполняется свободным мазком.

Презентация на тему «Городецкая роспись» (фотогалерея)

Стихотворение, посвящённое искусству городецкой росписи Описание особенностей городецкого промысла Этапы выполнения работы В цветовой гамме преобладают ярко-розовые и ярко-жёлтые цвета декоративные элементы (ромашка, листики, купавка, роза, орнамент в полосе) Расположение деревни Гжель Цветочная роспись Мотивы «конь» и «птица» Сюжетная роспись Этапы прорисовки птицы

Видео: Как рисовать цветок Купавку - замалёвок, теневка и 3 вида разживка

«В мастерской Городца» - рисование основных элементов росписи (ромашка, бутон, роза)

Инструкция:


«Городецкая роспись» - декорирование разделочной доски

Материалы: вырезанные из бумаги заготовки разделочной доски, акварельные и гуашевые краски, средняя и тонкая кисти.

Инструкция:

  1. Простым карандашом нанести эскиз узора на бумажную доску.
  2. Средней кистью закрасить фон заготовки акварельными красками.
  3. Тонкой кистью прорисовать подмалёвок для ромашки.
  4. Аналогичным образом, используя другой цвет, закрасить подмалёвок для бутона.
  5. Гуашью прорисовать тенёвку купавки и ромашки.
  6. «Оживить» прорисовку цветов белой гуашью.
  7. Нарисовать листочки, прорисовать мелкие декоративные элементы (завитки, веточки, ягодки).
  8. Готовые работы.

«Сказочная птица» - городецкая роспись

Материалы: деревянная разделочная доска или тонированная заготовка из бумаги, гуашь, кисти разных размеров.

Инструкция:

  1. В верхней и нижней части заготовки нарисовать цветы.
  2. Лёгкими движениями нанести тонкие изогнутые контурные линии спины, грудки и хвоста. Кисть держать вертикально по отношению к поверхности.
  3. Закрасить туловище и хвост, кончиком тонкой кисти прорисовать клювик и ноги.
  4. Тонкими дугообразными линиями изобразить лапки, тремя точками прорисовать коготки.
  5. В форме листочка нарисовать крыло, остроконечными зубчиками оформить хохолок.
  6. Мазками изобразить оперение.
  7. Узорами из точек, полосок, мазков украсить туловище и крыло.
  8. Края изделия оформить окантовкой.
  9. Детские работы.

«Конь вороной» - традиционная народная городецкая роспись

Этапы прорисовки:


Видео: обучающий фильм «Золотая хохлима»

«Золотая хохлома» - роспись бумажной заготовки в виде чашки травяным узором с фото

Травяной орнамент наносится без создания предварительного карандашного рисунка. Особенности нанесения декоративных элементов:

  • «осочка» - кончиком кисти сверху вниз;
  • «травинки» - прорисовываются плавно с утолщением;
  • «капельки» - приёмом примакивания;
  • «усики» - закрученная в спираль линия;
  • «кустик» - комбинация из симметрично расположенных «осочек».

Дети расписывают заготовки, вырезанные из бумаги.

Выставка детских работ.

«Роспись тарелки по мотивам хохломской росписи» - рисование восковыми мелками и акварелью

Инструкция:

  1. Нарисовать восковым мелком жёлтого цвета внизу тарелочки три листика.
  2. Красным восковым мелком дорисовать ягоды клубники.
  3. Нарисовать листочки-капельки.
  4. Между листочками изобразить завитки.
  5. Добавить мелкие цветочки и завитки в верхней части тарелки.
  6. Тонировать всю тарелку чёрной акварелью.

«Чаша» - поделка из солёного теста

Инструкция:

  1. Тесто аккуратно нанести от центра внутренней части формочки к краям и равномерно распределить по поверхности.
  2. Дождаться высыхания и снять с формочки.
  3. Толстой кистью закрасить жёлтым цветом фон, оставляя полосу по краю неокрашенной.
  4. Кистью среднего размера окрасить кайму по краю чаши в красный цвет.
  5. Тонкой кистью прорисовать завиток, который попеременно закручивается вверх и вниз.
  6. На кончиках завитков дорисовать ягодки клубничек.
  7. Прописать зелёные листики.
  8. Тонкой кистью оформить травный узор - ритмические мазки с небольшим утолщением.
  9. Жёлтым цветом сделать «оживку» в виде прожилок на листиках и точек на ягодках.

«Жостовский букет» - роспись подносов

Материалы: заготовка бумажного подноса из чёрной бумаги, гуашь, кисти.

Этапы работы:

  1. Замолёвок - в центре заготовки нанести силуэты цветов.
  2. Тенёжка - придать цветам объём, прорисовав тени.
  3. Бликовка - белой гуашью прорисовать тонкие линии на цветах и листьях.
  4. Чертёжка - тонкой кистью прорисовать прожилки на листьях и края изображения.
  5. Готовые работы.

Видео: Гжельская роспись

Основные элементы: сеточка, капелька, мазок с тенью, декоративные бордюры.

«Снеговики в технике гжель»

Рисунок строится на смешении белого и синего цветов, это позволяет получить большой диапазон оттенков от насыщенного синего до ослепительно белого. Допускаются контрастные цветовые переходы и плавные, которые получаются благодаря растушёвке.

Дети работают с опорой на образец.

Необходимо нарисовать силуэт снеговика, декорировать его лепестками с тенью, дорисовать посох со спиралевидным концом и завитушками.

«Кувшин в технике гжель» - рисунок в комбинированной технике (акварель и фломастер)

Инструкция:

  1. Обвести простым карандашом картонную заготовку, дорисовать линии основной части кувшина.
  2. Дно и крышку оформить сеточкой, на ручке и носике прорисовать растительный и геометрические узоры.
  3. Нарисовать нижний контур туловища - волнистую линию (клюв, шея, животик).
  4. Добавить идущую от клюва вверх ещё одну линию (голова и шея).
  5. Прорисовать хохолок, клювик и лапки.
  6. Добавить два овала (крылья) и хвостик.
  7. Декорировать крылья сеточкой, прорисовать перья.
  8. Дорисовать цветок над птицей.
  9. Детские работы.

«Гжельский теремок» - рисунок фломастером с последующей размывкой

Инструкция:

  1. Нарисовать линию земли, затем главный прямоугольник, над ним низкий прямоугольник.
  2. Внутри главного прямоугольника дорисовать домик.
  3. Надстроить треугольные и в форме маковок крыши терема.
  4. Нарисовать узор балюстрады, прорисовать горизонтальные линии брёвен, декорировать крышу. Добавить линию пригорка и избушку на ней.
  5. Нарисовать крышу с трубой, деревья и облака.
  6. Размыть рисунок с помощью мокрой кисти.

Детские работы (фотогалерея)

Рисунок, выполненный фломастерами Рисунок, выполненный фломастерами Рисунок, выполненный фломастерами Рисунок, выполненный фломастерами Рисунок, выполненный фломастерами

«Полхов-майданская» роспись матрёшки

Инструкция:

  1. Приготовить заготовки бумажных матрёшек с прорисованными овальными контурами передника и лица.
  2. Простым карандашом нарисовать цветок.
  3. Дорисовать ягодки.
  4. Мазками закрасить контурное изображение цветка гуашью.
  5. Зелёным цветом нарисовать листочки.
  6. Прорисовать лицо (носик, ротик, глазки и щёчки), закрасить платок, накидку и нижнюю часть фигурки.
  7. Работа детей над росписью матрёшки.